Государственный кредит и кредитование. Понятие, виды и особенность. по праву эмиссии долговых ценных бумаг

Банки, кредиты, депозиты

Для страны государственный кредит – это один из способов привлечь денежные средства на свои потребности. Так что государственные кредиты являются частью всей системы государственных финансов. Практически каждая страна имеет потребность в привлечении дополнительных денежных ресурсов при ограниченных объемах налоговых поступлений и иных доходов. Так что кроме безвозмездных поступлений ресурсов (вроде налогов), государство привлекает еще и средства на возвратных началах, используя форму государственного кредита: и внешнего, и внутреннего.

Государство в этих экономических отношениях может выступать в роли заемщика, гаранта, кредитора.

Если государство возлагает на себя ответственность погасить займ или выполнить иные обязательства, оно становится гарантом. И если должник свои обязательства выполняет вовремя и полностью, то гаранту не придется нести дополнительные затраты. Однако зачастую государственные гарантии нужны заемщикам ненадежным, а значит, централизованным денежным фондам приходится нести расходы.

Государственный кредит, как и любой другой, отличает платность, срочность и возвратность. Однако от банковского или коммерческого кредита государственный отличается типом обеспечения. Банковский или коммерческий кредиты обеспечиваются какими-нибудь ценностями. Когда деньги занимает государство, то в качестве обеспечения выступает вся его платежеспособность, все принадлежащее ему имущество или доходы.

Можно назвать три причины, говорящие о том, почему государству в своей экономической деятельности сложно обойтись без государственного кредита:

Кассовый разрыв бюджета, то есть разница во времени между временем поступления средств в бюджет и их расходованием;

Наличие бюджетного дефицита тоже ведет к необходимости государственного кредита;

Возрастание ориентации экономики на социальную сферу, увеличение инвестирования в охрану окружающей среды, то есть процессы, требующие увеличить государственные расходы.

Обычно государственный кредит обладает добровольным характером. Хотя, конечно, есть и исключения. Например, после Второй мировой войны население обязали подписаться на государственные облигации, целью которых был сбор денежных средств, предназначенных для восстановления национальной экономики после войны. Принудительные займы, как правило, имеют место в государствах с тоталитарным режимом.

Как используется государственный кредит

Государство использует его в поисках ресурсов с целью финансирования расходов страны, для регулирования процессов в макроэкономике и микроэкономике, для того, чтобы воздействовать на социальную и денежно-кредитную политику.

Два вида государственного кредита – внешний и внутренний, имеют свои признаки. Понятие внешнего кредита тесно связано с внешним долгом государства. А вот внутренний означает задолженность государства по отношению к лицам внутри страны. Даже ситуация, когда государство не успело перечислить зарплаты или пенсии социальным работникам или незащищенным слоям населения, является государственным кредитом. К государственному кредиту относится и займ государством средств у коммерческих банков, выпуск государственных долговых обязательств – ценных бумаг с определенным сроком погашения.

До этого мы рассматривали ситуации, в которых государство выступает заемщиком, однако оно может быть и кредитором. Например, государство может кредитовать местные органы власти, организации, предприятия, также может выдавать им ссуды на льготных условиях. Кроме этого, государство может предоставлять и внешние займы.

Государственный кредит - специфическая звено государственных финансов; он не имеет ни отдельного денежного фонда (средства, мобилизуются с его помощью, попадают, как правило, в бюджет), ни отдельного органа управления; вместе с тем он характеризует особую форму финансовых отношений государства и поэтому выделяется в отдельное звено.

Государственный кредит - это совокупность экономических отношений, возникающих между государством и физическими или юридическими лицами (финансово-кредитными учреждениями, корпорациями, иностранными правительствами, международными финансовыми организациями и частными лицами) по вопросу мобилизации дополнительных денежных средств на кредитной основе, то есть на условиях возвратности, срочности и платности, в процессе формирования общегосударственного фонда финансовых ресурсов, в которых государство может быть как заемщиком, кредитором или гарантом.

По экономической сущности государственный кредит - форма перераспределения ВВП. Его источником свободные средства населения, предприятий и организаций.

Целью заимствования средств может быть:

Покрытие бюджетного дефицита;

Регулирование денежного обращения;

Привлечение средств для инвестиционных программ.

То есть государственный кредит непосредственно связан с бюджетным дефицитом, будучи источником его покрытия. В отдельных случаях с его помощью могут мобилизоваться средства в фонды целевого назначения или целевые проекты. Кроме того, в систему государственного кредита относятся ссуды, предоставляемые под государственные гарантии или для пополнения валютных резервов центрального банка от Международного валютного фонда и других международных финансово-кредитных учреждений.

В современных условиях государственный кредит выполняет следующие основные функции:

Фискальную, то есть способствует аккумуляции дополнительных средств в централизованных и децентрализованных фондов государства;

Регулирующую - регулирует денежное обращение посредством осуществления операций на рынке ценных бумаг (купля-продажа государственных ценных бумаг Национальным банком Украины с целью их размещения на открытом рыночные), что влияет на предложение денег и соответственно на ссудный процент.

Кредитный метод привлечения средств в хозяйственный оборот существенно отличается от налогового. С помощью налогов государство принудительно аккумулирует часть стоимости, воплощенной в доходах отдельных социальных слоев. По кредитного метода государство преимущественно в добровольной форме привлекает часть стоимости, отраженной в заемном капитале, то есть часть общественного капитала, отделилась. Налоговый метод государство использует в целях аккумуляции внутренних источников, кредит позволяет ей привлекать не только внутренние, но и внешние источники.

Государственный кредит - одна из форм движения ссудного капитала, и прежде всего временно свободных денежных средств населения и предприятий (объединений), различных фондов, кредитных и страховых учреждений, для финансирования государственных расходов на добровольной основе в условиях государственной гарантии возврата заемных средств, и как правило, с уплатой установленного процента.

В кредитных отношениях участвуют кредитор и заемщик как юридически самостоятельные субъекты. При этом заемщиком обычно является государство. Со стороны государства субъектами кредитных отношений могут быть:

Кабинет Министров Украины;

Органы власти Автономной Республики Крым;

Органы местного самоуправления;

Министерство финансов Украины (в частности в лице Государственного казначейства);

Национальный банк Украины.

С другой стороны, в государственно-кредитные отношения как кредиторы вступают граждане и субъекты хозяйствования (банки, страховые компании, акционерные общества), которые предоставляют кредит государству под определенные государственные обязательства. Предоставление государству кредита со стороны юридических и физических лиц осуществляется путем покупки последним облигаций государственных займов и других ценных бумаг, выпускает государство.

В качестве обеспечения государственного кредита выступает все имущество, находящееся в собственности государства, но объем залога в кредитном соглашении между государством и предприятиями и населением не указывается * 18.

* 18: {Базилевич В Д., Баластрик Л.А. Государственные финансы: Учеб. пособие. - К.: Атика, 2002.}

Государственный кредит бывает следующих видов:

Внутренний, когда государство заимствует средства у предприятий и населения собственной страны;

Внешний, если государство заимствования на международном уровне.

Внутренний государственный кредит может иметь следующие формы:

Государственные заимствования в виде государственных займов;

Мобилизация средств через систему государственных сберегательных учреждений;

Использование средств ссудного фонда;

Казначейские ссуды;

Гарантированы заимствования.

Государственные заимствования - основная форма государственного кредита, когда государство является заемщиком. Для этих заимствований характерно то, что временно свободные денежные средства населения и субъектов хозяйствования привлекаются к финансированию общегосударственных потребностей путем выпуска и реализации государств них ценных бумаг. Оформление государственных заимствований в Украине в основном осуществляется с помощью двух видов ценных бумаг - облигаций и казначейских обязательств (векселей).

Облигация (от лат. Obligatio - обязательство) - самый распространенный вид ценных бумаг, долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (на покрытие бюджетного дефицита) и целевыми (на конкретные проекты).

Облигация имеет номинальную стоимость (указанную на ней сумму долга) и курсовую (рыночную) цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между рыночной ценой и номинальной стоимостью облигации составляет курсовую разницу.

Облигации займов, содержащиеся в портфелях государственных кредиторов, являются ликвидными активами. Кредитор может в любое время вернуть облигации, то есть продать их государству через систему Сбербанка, и получить соответствующую сумму наличными, и сами облигации могут быть платежным средством.

Казначейские обязательства (векселя) имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. То есть, в отличие от облигаций, средства от продажи которых направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов или на специальные цели, средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета. Они подлежат реализации только среди населения. Выплата дохода осуществляется в форме процентов или на дисконтной основе.

Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются краткосрочные займы (иногда среднесрочные - казначейские ноты), облигациями - средне- и долгосрочные. Заимствования классифицируются следующим образом: 1. В зависимости от размещения заимствований их разделяют на внутренние - на внутреннем финансовом рыночные (предоставляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) и внешние - поступают извне от правительств, юридических и физических лиц других стран, международных организаций и физических институтов.

2. По праву эмиссии различают государственные и местные займы. Государственные займы выпускают центральные органы власти и управления; поступления от них направляются в центральный бюджет. Местные займы выпускают местные органы управления, они направляются в соответствующие местные бюджеты. Органы местного самоуправления осуществляют заимствования на строительство дорог, охрану окружающей среды и финансирования других мероприятий, в которых заинтересована территориальная община.

3. По признаку характера использования ценных бумаг рыночные и нерыночные займы. Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг. Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродать.

4. В зависимости от обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из главных принципов кредитования - принцип материальной обеспеченности; они обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения, их надежность определяется авторитетом государства.

5. По признаку держателей ценных бумаг выделяют такие, реализуемых только среди населения, такие, реализуемых только среди юридических лиц и универсальные, то есть предусмотрены для размещения как среди физических, так и среди юридических лиц.

6. В соответствии с срока погашения задолженности выделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от одного до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет).

7. По форме выплаты дохода государственные займы делятся на процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроцентные (целевые) и дисконтные (с нулевым купоном).

По процентным займам доход устанавливается в виде ссудного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая меняется в зависимости от различных факторов, влияющих на развитие экономики, в первую очередь, от спроса и предложения на кредитном рынке. Если облигация имеет купоны, выплата процентного дохода должно осуществляться на купонной основе. Она может проводиться ежегодно, один раз в полугодие, ежеквартально с изъятием одного купона.

По выигрышных займов доход выплачивается на основании проведения тиражей выигрышей. Доход в этом случае получают не все кредиторы, а только те, номера облигаций которых выиграли. Такая система целесообразна при незначительных сумм займа, приходящихся на одного человека, в результате чего процентным доход не может существенно стимулировать предоставление займа государству.

Процентно-выигрышные займы предусматривают выплату доходов как в денежной, так и в выигрышной формах.

Беспроцентные или целевые заимствования государство использует с целью финансирования определенных инвестиционных проектов в чрезвычайных ситуациях. На сегодняшний день такой вид займов не используется.

Дисконтные ссуды характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Указанная разница формирует доход кредитора. На таких ценных бумагах имеют купонов, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном.

8. По характеру погашения задолженности различают: единовременную выплату и выплату частями. Единовременная выплата предполагает получение долга в конце срока действия займа.

При погашении частями может применяться три варианта: 1) заем погашается равными частями в течение нескольких лет; 2) заем погашается каждый раз суммами, которые увеличиваются; 3) каждый раз сумма уменьшается. Второй вариант используется тогда, когда предполагается в перспективе ежегодный рост доходов государства, третий - напротив, если доходы зменшуватимуся или планируется увеличение государственных расходов.

9. По методу размещения заимствования могут быть добровольные, принудительные или такие, которые размещаются по подписке.

При добровольном размещения займов решение покупать или не покупать государственные ценные бумаги потенциальный покупатель принимает добровольно по своему усмотрению.

Для принудительного размещения характерен давление на будущего покупателя со стороны органов государственного управления, как это было в сталинские времена, когда граждан заставляли вкладывать часть своего заработка в облигации почти с каждой заработной платы, а иногда обязывали покупать облигации и на всю сумму заработной платы.

Займы, размещаемые по подписке, как правило, размещаются среди предприятий по утвержденному списку.

10. В зависимости от обязательств государства по погашению долга различают займы с правом и без права досрочного погашения. Право досрочного погашения позволяет государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.

11. По правовым оформлением выделяют облигационные и безоблигационные государственные займы. Облигационные займы сопровождаются выпуском ценных бумаг, с помощью которых мобилизуются средства на финансовом рынке. Безоблигационные оформляются путем подписания соглашений и договоров. На современном этапе развития экономики безоблигационные заимствования используются на международном уровне, ими оформляются, как правило, кредиты от правительств других стран, международных организаций и финансовых институтов.

Второй формой внутреннего государственного кредита является мобилизация части вкладов населения в государственных заимствований через систему Сберегательного банка, если банк принадлежит к государственным учреждениям. Привлеченные средства направляются в доходную часть бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и привлеченные средства населения формируют их кредитные ресурсы, поэтому изъятие части этих средств в пользу государства может негативно отразиться на финансовых результатах их деятельности.

В отличие от первой формы государственного кредита - государственных заимствований - когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, Сбербанк предоставляет государству средства в кредит за счет привлеченных средств без ведома настоящего владельца (населения). Аналогично действуют и коммерческие банки, когда выдают кредиты своим клиентам. Кроме того, часть ресурсов Сбербанка может направляться на приобретение государственных ценных бумаг.

Еще одна форма внутреннего государственного кредита - заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, которая характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства (без покупки государственных ценных бумаг).

Кроме указанных выше форм государственного кредита, который происходит на основе государственных заимствований в виде государственных займов, есть еще две формы, отражающие отношения финансовой помощи со стороны государства.

Казначейские ссуды как форма внутреннего государственного кредита отражают отношения оказания финансовой помощи субъектам хозяйствования со стороны органов государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях возвратности, срочности и платности. То есть в этом случае государство является кредитором.

Сейчас эта форма государственного кредита активно не используется, но жизнь все более нуждается в возрождении такого механизма. Государство на несет ответственности за финансовые результаты деятельности субъектов хозяйствования, но может оказать финансовую помощь тем предприятиям, в стабильной работе которых она заинтересована.

Отношения, связанные с казначейскими ссудами не является аналогом банковского кредитования, поскольку, в отличие от банков, государство оказывает финансовую помощь на льготных условиях (на более длительный срок и под меньший процент, по сравнению с коммерческими банками) нормой процента, то есть средством поддержки важных для экономики субъектов хозяйствования.

Если правительство гарантирует безусловное погашение заимствований и выплату процентов по займам, сделанным ниже уровнем органами власти и управления или отдельными субъектами хозяйствования, то речь идет об условном государственный кредит - гарантированы заимствования. В этом случае государство является гарантом. По гарантированным займам правительство несет реальную финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.


Международный государственный кредит - совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке как заемщиком, так и кредитором. Эти отношения приобретают форму государственных внешних заимствований. Они осуществляются на тех же условиях, что и внутренние, то есть на условиях возвратности, срочности и платности. их предоставления или погашение происходит за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Суммы полученных внешних займов с начисленными процентами по ним включаются в государственный долг страны.

Государственные внешние заимствования могут предоставляться как в денежной, так и в товарной форме. Как правило, они бывают средне- или долгосрочными.

Денежные заимствования осуществляются в валюте:

Страны-кредитора;

Страны-заемщика;

Третьей страны.

Погашение происходит путем товарных поставок или с помощью валюты по согласованию сторон. Иногда в международных соглашениях устанавливается льготный период по погашению заимствований и уплаты процентов по ним, который предоставляет отсрочку погашения займа на 3-5 лет с целью получения максимального эффекта от ее использования.

Классификация внутреннего государственного кредита приведены на рис. 8.1.

Итак, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно различных форм и методов финансовых отношений. Такой подход направлен на создание благоприятных предпосылок с целью привлечения средств как для государства, так и для ее кредиторов. Разнообразие форм позволяет максимально учесть разные интересы юридических и физических лиц.

Чтобы бесперебойно финансировать нужды в условиях дефицита бюджета, государство должно привлекать ресурсы от субъектов хозяйственной деятельности. В таких случаях используется кредит. Но в данной сделке заемщиком выступает не физическое лицо, а государство.

Суть

Государственный заем – это способ привлечения на фиксированный срок средств в бюджет. Кредиторами в таких сделках выступают юридические и физические лица, инвесторы из других стран. Сложно найти в мире государство, которое не нуждалось бы в дополнительных средствах. Если внутренних поступлений от налогов и иных доходов недостаточно, для покрытия дефицита привлекаются денежные средства из внешних источников на условиях возврата.

Данный способ финансирования так же популярен, как и эмиссия. По окончании срока кредитования заемщик должен вернуть долг с учетом процентов. Сумма всех невозвращенных обязательств формирует долг страны в целом.

Характеристика

Государственный заем может привлекаться на различные цели и сроки. Ему также свойственны такие признаки, как срочность, платность и возвратная основа. Также не стоит путать внешний государственный займ с внутренним. В первом случае кредиторами выступают финансовые организации, предприятия и граждане самого государства, а во втором – из других стран.

Данный вид кредитования имеет свои особенности:

  • он обычно привлекается для покрытия дефицита;
  • обеспечением по сделке выступает все госимущество;
  • целевой характер не такой четкий, как в обычном коммерческом кредите;
  • источником погашения займа являются налоги, а не доход от результатов хозяйственной деятельности;
  • следствием сделки является сокращение обращения денежной массы.

Функции

  • Распределительная – размещение средств по централизованным фондам по принципу приоритетности (деньги выделяются по тем направлениям, где они больше всего нужны).
  • Регулирующая – с помощью таких займов можно воздействовать на денежное обращение, уровни ставок рефинансирования и т. д.
  • Контрольная – средства должны использоваться в тех целях, для которых они привлекались.

Государственный VS банковский кредит

Эти два вида займа отличаются. При оформлении банковского кредита обеспечением являются конкретные ценности: акции, товары, оборудование. Во втором случае залогом выступает государственная собственность. Поэтому в случае объявления дефолта может быть наложен арест на все имущество, находящееся за границей. Под санкции могут попасть здания торговых представительств, счета компаний с государственной собственностью, открытые в банках. Исключению подлежат только имущества консульств. Если предоставленные средства используются эффективно, то это положительно влияет на уровень занятости и производства в стране. Во многих странах используются госгарантии кредитов, полученные от экспортеров, для расширения рынка сбыта продукции.

Виды государственных займов

По месту эмиссии:

  • внешние (в иностранной валюте) кредиты - предоставляют международные фонды, другие страны и их субъекты;
  • внутренние займы - предоставляются в национальной валюте;
  • муниципальные кредиты - могут выдаваться в любой валюте.

По сроку:

  • краткосрочные (до 12 месяцев);
  • среднесрочные (1-5 лет);
  • долгосрочные (20–30 лет).

По обеспеченности:

  • закладные, по которым предоставляется залог в виде определенного имущества;
  • в беззакладных сделках объект залога в договоре четко не описан.

По субъектам-держателям:

  • займы только для населения;
  • кредиты для юридических лиц;
  • займы для организаций и населения.

По методам размещения:

  • добровольные;
  • по подписке;
  • принудительные.

В зависимости от формы предоставления средств, госзаймы делятся на облигационные, процентные, гарантийные, межправительственные и «стриженые».

Облигационные займы

Самый популярный способ покрытия дефицита бюджетных средств – это эмиссия ЦБ. Этот способ также используется для решения проблемы кассовых разрывов, привлечения дополнительных источников финансирования масштабных проектов и погашения иных обязательств.

Займы государственных ценных бумаг предоставляются в виде:

  • облигаций: в 1995 году с их помощью финансировался дефицит госбюджета;
  • краткосрочных обязательств Минфина, направленных на финансирование расходов государства и покрытие бюджетного недостатка средств;
  • бескупонные облигации Центробанка;
  • долговые обязательства внутреннего валютного займа;
  • еврооблигации.

Держатели облигаций могут перепродать долговые обязательства. Номинальная стоимость ЦБ соответствует сумме займа, а по рыночной стоимости указывается возможная цена продажи.

Векселя

Выпуск государственных займов может осуществляться в казначейских обязательствах. Векселя используются для покрытия дефицита муниципального бюджета. Чаще всего они выпускаются на срок от 1 до 5 лет.

Государственные займы РФ классифицируются по выпуску. В зависимости от того, кто проводит эмиссию ЦБ, все привлеченные средства могут поступать в государственный или местный бюджет. При этом условиями выпуска может быть предусмотрен досрочный выкуп.

Обращение

В странах с развитой промышленностью доля ЦБ, которые после выпуска попадают на рынок, составляет примерно 70 % от суммы госдолга. Такие облигации составляют достойную конкуренцию банковским депозитам и применяются для привлечения свободных денежных средств. Инвестор, которые приобрел нерыночные ЦБ, может продать их только государству. Такие облигации не оборачиваются на фондовом рынке и выпускаются исключительно с целью привлечения мелких кредиторов.

Выплаты

Погашения государственных займов могут осуществляться в форме процента, дисконта. Условием контракта может быть предусмотрен смешанный характер выплат. Доход, выплачиваемый по процентной ставке, изменяется в зависимости от ситуации на рынке и существующих предложений по кредитам. Фиксированная ставка сдерживает инвесторов, желающих получить больший доход, и увеличивает расходы на выплату процентов. Суть дисконтной суды заключается в том, что держатели ЦБ сначала приобретают облигации со скидкой, а затем государство выкупает их по полной стоимости.

Договор федерального займа

Этим документом оформляется факт предоставления средств государству. Договор предусматривает добровольное сотрудничество заемщика и кредитора. Если юридическое или физическое лицо хочет стать инвестором, ему необходимо приобрести выпущенные в оборот государственные ЦБ. Облигации дают право держателям взыскать сумму долга с учетом процентов. Так предоставлялся государственный займ СССР. Изменять условия ЦБ, которые находятся в обращении, ни одна из сторон сделки не может.

Обязательными условиями кредитного договора являются:

  • погашение задолженности в согласованный срок;
  • обеспеченность сделки;
  • размер ставки, на которую предоставляется государственный кредит.

Займы, полученные внутри страны, образуют внутренний долг, а от международных организаций – внешний. Эти два показателя играют важную роль.

Макроэкономика

Государственный внутренний заем, который получен от Центральных банков, фиксируется в пассивах в виде роста денежной массы за счет купленных облигаций. Так осуществляется монетизация внутреннего долга. То есть выданный кредит является обеспечением эмитируемых денег.

Проценты, на которые предоставляется государственный внутренний заем, также являются макроэкономическим регулятором. Если будут привлечены очень большие объемы ресурсов под высокий процент, то общая учетная ставка вырастет. Это сразу негативно скажется на предпринимательской деятельности.

Государственный заем должен эффективно использоваться. Например, направляться на строительство железной дороги, покупки производственных мощностей. В ином случае бремя выплаты долга ложится на налогоплательщиков на несколько десятилетий вперед. То есть можно сказать, что увеличение госдолга – это моральная проблема.

Управление госдолгом

Государство и Центробанк используют целый комплекс мер, направленных на погашение обязательств. В частности:

  • погашают государственные займы;
  • государственный долг обеспечивают залогом;
  • осуществляют отчисления займодателям;
  • выпускают новые кредиты и т. п.

Данные методы управления применяются с целью:

  • снижению расходов по обслуживанию кредитов;
  • обеспечения финансирования социально-значимых программ;
  • поддержания стабильной политической системы.

Государственный выигрышный займ

Сегодня практически каждый кредит является целевым. Более того, банки разрабатывают программы под конкретные цели и клиентов. Поэтому и существует деление на потребительский, автокредит и ипотеку.

Государственный заем также является целевым. Учитывая проблемы в большинстве секторов экономики, как можно занять деньги, не указывая конкретное направление их использования? На практике такие кредиты не предоставляются. Поэтому займы и считаются целевыми. Направления использования средств четко прописываются в договоре. Если в документе перечислены финансируемые сферы развития образования, а по факту средства потрачены на приобретение производственных заводов, то кредитор может потребовать досрочного возврат всей суммы долга.

Госзаймы в СССР

Во времена СССР привлеченные правительством средства направлялись на финансирование основных производственных затрат. Происходило перераспределение капитала. Временно свободные средства физических и юридических лиц трансформировались в те, которые пригодны для длительного финансирования. Предприятия инвестировали в платежные обязательства Центрокассы НКФ СССР. Ценная бумага выпускалась 6 месяцев. Но с помощью этого инструмента государство получало доступ к долгосрочному кредиту на несколько миллионов рублей.

Второе преимущества госкредита заключалось в том, что он стимулировал накопление капитала. Темпы роста народного хозяйства страны при заданном уровне национального дохода зависят от объема средств, направляемых на потребление и накапливание. Госзаймы стимулируют к сбережению капитала.

Периоды войн, социальных потрясений и революций уничтожают саму идею накопления средств. Процесс восстановления хозяйства требует капиталовложений. Приходится снова воспитывать навыки к сбережению. Эту проблему можно решить с помощью госзаймов. Из рынка изымаются избыточные денежные знаки, снижается спрос на товары, уменьшаются цены.

В таблице ниже расписан госдолг СССР.

Наименование займа Выпуск Номинальная сумма займа, млн руб.
Государственный 8 % внутренний заем 1924 г. 100
Первый крестьянский выигрышный заем 50
100
Государственный краткосрочный 5 % внутренний кредит 1925 г. 10
Повторный выпуск крестьянского займа 100
Повторный выпуск государственного кредита 300
Второй крестьянский выигрышный заем 100
Второй государственный 8 % внутренний кредит 1926 г. 100
Выиграшный заем 30

Условно 1924-1926 года можно разделить на два периода. Первые два года характеризуются большим количеством краткосрочных займов с принудительным характером реализации. В этот период правительство пыталось покрыть дефолт без денежной эмиссии. Поэтому в 1924-1925 годах было оформлено несколько очень крупных займов. Их целью было ускорить поступление средств в казну. Первые принудительные займы были рассчитаны на денежные накопления населения. Эти кредиты фактически не увеличивали сумму денежных ресурсов, а только передвигали сроки их поступления во времени.

Второй этап кредитования

С февраля 1925 г. начался оздоровительный период. Выпущенные займы размещались на добровольной основе и по требованиям рынка. Доходы от сделок направлялись на хозяйственное строительство.

Попытка разместить первый добровольный выигрышный заем оказалась провальной. В стране не были созданы предпосылки к развитию долгосрочных кредитных операций. Этому мешали высокая учетная ставка, ограниченные свободные средства, недоверие к новому инструменту финансирования с низким уровнем доходности. Поэтому следующий займ был размещен среди рабочих и плательщиков доходного налога в принудительном порядке. Второй кредит уже распределялся между не трудовыми слоями населения. Последующие займы только назывались добровольными. На тех или иных стадиях реализации все равно имело место принуждение. Такие меры имели ряд негативных последствий.

Население стремилось побыстрее избавиться от ЦБ, выбрасывая их на рынок. Налог, уплаченный в обязательном порядке при реализации облигации, полностью исключал ее ценность. Из-за избыточного предложения рыночная цена снизилась до 20 % от номинала. Несмотря на высокую доходность облигации (130 %), желающих прибрести ее не было.

В результате резкого снижения курса гособлигации сначала котировались на фондовой бирже по реальной стоимости, а затем и вовсе переместились на черную биржу и превратились в неликвидные ЦБ. Только после отказа от принудительных методов размещения займа начался процесс оздоровления рынка.

Вывод

Займы государственных ценных бумаг могут потребоваться как экономически слабым государствам, так и странам с развитой экономикой. Независимо от первопричины, перед принятием решения нужно всесторонне изучить вопрос и обосновать получение кредита.

Ссудный капитал — это денежный капитал, предоставляемый в ссуду
на условиях срочности, возвратности, платности и обеспеченности.

Необходимость кредита вытекает из особенностей кругооборота капитала. У одних хозяйствующих субъектов в определенные промежутки времени появляются временно свободные денежные средства , у других — потребность в них, которая удовлетворяется с помощью кредита.

Основными принципами банковского кредитования являются: срочность, возвратность, платность, обеспеченность, целенаправленность.

Реализация принципа возвратности банковского кредита означает, что денежные средства, полученные в виде ссуды, служат для заемщика лишь временным источником финансовых ресурсов и должны быть возвращены банку или иной кредитной организации.

Из принципа возвратности банковского кредита вытекает принцип его срочности. Ссуды подлежат возврату в установленные сроки, нарушение которых влечет за собой применение определенных санкций.

Законодательство предусматривает возможность предоставления кредита с обеспечением, либо без соответствующего обеспечения (так называемый «бланковый кредит»). Бланковые кредиты, как правило, получают клиенты, имеющие тесные связи с банком, проводящие все свои банковские операции через данный банк.

Банковский кредит выдается строго на определенные цели, использование ссуды не по целевому назначению нарушает принцип целенаправленности банковского кредита и влечет за собой применение соответствующих санкций.

Осуществление принципа платности банковского кредитования основывается на возмездном характере услуг, оказываемых банками при предоставлении кредита. За предоставление банковской ссуды, как правило, взимается определенная плата в виде процента.

Существуют несколько форм кредита:

  • коммерческий кредит — предоставляется в товарной форме одним предприятием другому в виде отсрочки платежа;
  • банковский кредит — предоставляется в денежной форме банками и другими кредитными учреждениями;
  • потребительский кредит — предоставляется торговыми компаниями и кредитными организациями для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа; кредит предоставляется в товарной и денежной форме;
  • государственный кредит — предоставляется государством различным субъектам, в этом случае кредитором выступают юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты, а заемщиком — органы государственной власти ;
  • международный кредит — движение ссудного капитала в сфере международных экономических и валютно-финансовых отношений.

Регулирование кредитных отношений осуществляется системой банковских и небанковских учреждений, составляющих кредитную систему.

Кредитная система — это совокупность банковских и иных кредитных учреждений и отношений между ними.

Кредитная система Российской Федерации приведена на рис. 7.1.

В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» банковская система Российской Федерации является двухуровневой и включает в себя Банк России , кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Банк — кредитная организация, имеющая исключительное право на осуществление банковских операции: привлечение во вклады средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом.

Коммерческие банки в отличие от специализированных выполняют все виды кредитных операций.

Специализированные банки выполняют один — два вида кредитных операций.

Инвестиционные банки выдают долгосрочные кредиты.

Инновационные банки — кредиты в разработку новых технологий и иных нововведений.

Депозитные банки — осуществляют выдачу кредитов за счет привлеченных вкладов.

Учетные банки — производят учет векселей и других ценных бумаг . Сберегательные банки — привлекают мелкие вклады и кредитуют население.

Ипотечные банки выдают кредиты под залог недвижимости .

Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом.

Специализированные кредитно-финансовые институты (СКФИ) многообразны:

  • лизинговые фирмы занимаются долгосрочной арендой движимого и недвижимого имущества;
  • факторинговые фирмы покупают право на взыскание дебиторской задолженности;
  • ломбарды выдают ссуды под залог движимого имущества.

Кредитные союзы образуются частными лицами, выдают ссуды своим членам под обеспечение. Общества взаимного кредита близки к коммерческим банкам. Кредитные товарищества создаются для обслуживания своих членов. Страховые компании, инвестиционные и финансовые компании, пенсионные фонды рассматривались выше. Почтовые отделения занимаются переводами и выплатой пенсий . Почтово-сберегательные учреждения выполняют функции банков в отдаленных местностях, где отсутствуют отделения банков.

Законом разрешено создание банковских групп и банковских холдингов, которые не являются юридическими лицами. Банковской группой признается объединение кредитных организаций, в котором одна головная кредитная организация оказывает прямо или косвенно существенное влияние на решения, принимаемые органами управления других кредитных организаций. Банковский холдинг

— это объединение юридических лиц с участием кредитной организации, в котором головная организация (юридическое лицо), не являющаяся кредитной, имеет возможность прямо или косвенно влиять на решения органов управления кредитной организации.

Условия, этапы и методы кредитования

Под условиями кредитования понимаются своего рода требования, которые предъявляются к базовым элементам кредитования — субъектам, объектам и обеспечению кредита .

Совокупность условий, предъявляемых к субъекту, означает, что:

  • банк не может кредитовать любого клиента, банк вступает в кредитные отношения с заемщиком на базе оценки его кредитоспособности, ликвидности его баланса;
  • кредитование должно выражать интересы обеих сторон кредитной сделки ;
  • соблюдение принципов кредитования — целевой характер, срочность и обеспеченность кредита;
  • кредитование производится на платной основе;
  • условием кредитования является заключение кредитного соглашения между банком и заемщиком — условием кредитования является планирование взаимоотношений сторон.

Совокупность условий, предъявляемых к объекту, означает, что:

  • объектом кредитования не может быть всякая потребность заемщика, а только та, которая связана с его временными платежными затруднениями, вызвана необходимостью развития производства и обращения продукта;
  • при оценке объекта должна быть учтена степень риска кредитной сделки.

Условия обеспечения кредита включают следующее:

  • обеспечение, как базовый элемент системы кредитования, должно быть качественным и полным;
  • современная система кредитования базируется на возможности реализации принципов залогового права , наличия различных типов гарантий и поручительства третьих сторон.

При всем многообразии объектов и субъектов кредитования, различных видов ссуд, предоставляемых юридическим и физическим лицам , система кредитования представляет собой единую схему, включающую:

  1. Методы кредитования и формы ссудных счетов.
  2. Кредитную документацию, представляемую банку.
  3. Процедуру по выдаче кредита.
  4. Порядок погашения ссуды.
  5. Контроль в процессе кредитования.

Представленные элементы организационно-экономической схемы по существу выражают технологию кредитного процесса. Его этапы показывают последовательность выполнения определенных обязательных процедур (рис. 7.2).

Переговоры о кредите начинаются задолго до принятия конкретного решения. Предложение о выдаче кредита может исходить как от банка, так и от клиента. Для развитых рыночных отношений более типичной является ситуация, когда банк ищет клиента, предлагает ему свой продукт.

Этап рассмотрения конкретного проекта. Неустойчивость экономической ситуации, инфляция требуют от российских банков особой осторожности и опыта оценки кредитоспособности клиента, объекта кредитования и надежности обеспечения, качества залога и гарантий.

В этом случае реализуется так называемое правило «четырех глаз», когда кредитный проект проходит через фильтр двух людей, не находящихся во взаимном подчинении.

Этап оформления кредитной документации. Работники банка оформляют кредитный договор , выписывают распоряжения по банку о выдаче кредита, заводят специальное досье на клиента-заемщика (кредитное дело).

На третьем этапе — этапе использования кредита — осуществляется контроль за кредитными операциями: соблюдением лимита кредитования (кредитной линии), целевым использованием кредита, уплатой ссудного процента, полнотой и своевременностью возврата ссуд. На данном этапе не прекращается работа по оперативному и традиционному анализу кредитоспособности и финансовых результатов работы клиента, при необходимости проводятся встречи, переговоры с клиентом, уточняются условия и сроки кредитования.

Метод кредитования можно определить как совокупность приемов, с помощью которых банки осуществляют выдачу и погашение кредитов.

Таких методов три:

  • метод кредитования по обороту;
  • метод кредитования по остатку;
  • оборотно-сальдовый метод.

При кредитовании по обороту кредит следует за движением, оборотом объекта кредитования. Размер ссуды возрастает по мере увеличения объективной потребности в ссуде и погашается по мере снижения этой потребности.

При кредитовании по остатку кредит взаимосвязан с остатком товарно-материальных ценностей и затрат, вызвавших потребность в ссуде.

Оборотно-сальдовый метод сочетает кредитование по обороту и по остатку. На первой стадии кредит выдается по мере возникновения в нем потребности, а на второй стадии погашается в строго определенные сроки, которые могут не совпадать с объемом высвобождающихся ресурсов.

Организационно движение кредита (его выдача и погашение) отражается на ссудных счетах клиента, которые открывает ему банк.

Ссудный счет — это такой счет, на котором отражается долг (задолженность) клиента банку по полученным кредитам, выдача и погашение ссуд.

Для всех ссудных счетов характерна их общая конструкция: выдача кредита проходит по их дебету, погашение — по кредиту, задолженность клиента банку всегда по левой, дебетовой стороне ссудного счета (рис. 7.3).

Особенность современной практики кредитования в организационном отношении состоит в том, что она строится не по единому шаблону, а на многовариантной основе. Клиент банка сам выбирает, какая из форм кредитования ему больше подходит, какой ссудный счет ему целесообразнее открыть, какой режим выдачи и погашения ссуд при этом полезнее установить.

Государственный и муниципальный кредит. Формы государственного кредита. Классификация займов

Как правовая категория государственный кредит это самостоятельный финансовый институт, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм , регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Общественное назначение государственного кредита проявляется в его фискальной функции и контроле за мобилизацией средств государством, а также регулирующей роли в общественном воспроизводстве.

Государственный (муниципальный) кредит как экономическая категория представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов.

Свободные денежные средства у населения могут образовываться по ряду причин:

  • из-за неравномерности выплаты заработной платы и других видов доходов , гонораров, дивидендов по ценным бумагам , наследства;
  • ненасыщенность товарного рынка при несбалансированной экономике ;
  • накопление денежных средств для приобретения дорогостоящих вещей длительного пользования.

Государство использует государственный кредит для обеспечения постоянного процесса финансирования различных потребностей государства. Полученные таким образом средства поступают в распоряжение органов государственной власти , превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы.

Основная цель кредитования — покрытие бюджетного дефицита. В последующем источником погашения государственных займов и выплат процентов по ним выступают средства бюджета .

Специфика финансовых отношений, складывающихся в области государственного (муниципального) кредита, заключается в том, что в названных отношениях государство выступает в роли:

  • заемщика, то есть получателя кредита, займа, принимающего на себя обязательство по возврату полученных средств;
  • должника, то есть юридического лица , неспособного удовлетворить требования кредиторов;
  • гаранта, учреждения, дающего гарантийные обязательства об уплате должником (принципалом) денежной суммы кредитору (бенефициару).

Государственный кредит, выступая отдельным звеном финансовой системы, позволяет формировать и использовать централизованные денежные фонды для удовлетворения общественных потребностей.

Как вид кредита государственный (муниципальный) кредит имеет ряд специфических черт, к которым можно отнести:

  1. добровольный характер этих отношений;
  2. возвратный и платный характер;
  3. обеспечение кредита государственным или муниципальным имуществом, в отличие от банковского кредита, где в качестве его обеспечения выступают материальные ценности;
  4. привлекаемые в результате государственного кредита средства имеют специфический целевой характер — они направляются на погашение бюджетного дефицита. В то же время на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального образования привлекаемые таким образом средства могут иметь четко выраженную целевую направленность;
  5. государственный кредит носит срочный характер, в соответствии с Бюджетным кодексом государственные и муниципальные долговые обязательства не могут превышать соответственно 30 и 10 лет.

Распределительная функция обеспечивает формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности, возвратности.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется в том, что государство, вступая в кредитные отношения, прямо или опосредованно воздействует на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок и, в конечном счете, на финансовую политику.

Контрольная функция реализуется через целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Государственный кредит функционирует в следующих формах:

  • государственные гарантии;
  • государственные займы.

Государство, выступая в роли гаранта по кредиту, несет финансовую ответственность в случае неплатежеспособности плательщика, то есть погашает заем, выпущенный нижестоящими органами власти и управления или отдельными хозяйствующими субъектами, а также осуществляет выплату процентов по нему.

Предоставление гарантий осуществляется органами власти на всех уровнях управления. Различают гарантии Российской Федерации, государственные гарантии субъекта Российской Федерации и муниципальные гарантии.

В случае предоставления муниципальных гарантий государственные органы специальной компетенции и представительные органы власти обязаны провести проверку финансового состояния получателя гарантии.

Обслуживание государственного кредита Российской Федерации производится Банком России путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Обслуживание муниципального кредита производится органами местного самоуправления .

В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных заимствований Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации:

  • Государственная долговая книга Российской Федерации;
  • Государственная долговая книга субъекта Федерации;
  • Муниципальная долговая книга.

Формами государственных (муниципальных) гарантий являются:

  • бюджетные ссуды — средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему с целью устранения кассового разрыва при разрыве в периоды поступления и расходования; может быть возмездной;
  • товарный кредит — кредит, осуществляемый в виде поставки товаров;
  • инвестиционный налоговый кредит — отсрочка налогового платежа, предоставляемая предприятиям органами государственной власти и местного самоуправления или налоговыми органами в порядке и на условиях, установленных законом .

По форме эмиссии — облигационные, безоблигационные в виде записей на счетах или в специальных реестрах.

По методам определения дохода облигации могут выпускаться с твердым и плавающим доходом.

И внутренние, и внешние займы подлежат погашению в установленные сроки. Однако на практике часто применяется добровольная и принудительная пролонгация займа — одностороннее увеличение сроков займа.

Условия погашения займа, особенно внутреннего, во многом зависят от общественно-политического строя. При определенных условиях с согласия парламента может приниматься решение об аннулировании займов. Обычно займы погашаются через тиражи погашения, другим способом погашения выступает выкуп правительственных бумаг.

Понятие, состав и управление государственным (муниципальным) долгом

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга.

Государственный (муниципальный) долг - это долговое обязательство Российской Федерации (субъекта федерации и органов местного самоуправления) перед физическими и юридическими лицами , иностранными государствами , международными организациями и иными субъектами международного права .

Государственный долг подразделяется:

По объему долга: капитальный и текущий.

Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам.

Характера, субъектами которых выступают государство, юридические и физические лица.

Возможность обращения государства к покрытию собственных расходов за счет привлечения свободных денежных ресурсов населения и хозяйственных структур возникла вместе с формированием условий рыночной экономики. В этом заключается сущность государственного кредита.

Характеризуется государственный кредит всеми обязательными условиями, присущими любому возвратностью, платностью и срочностью.

Наибольшая необходимость для развития такого вида кредитных отношений возникает в условиях бюджетного недостатка средств. Тогда государство обращается к привлечению средств предприятий, а также физических лиц посредством продажи им высокой степени надежности.

Сроки выплаты государственного займа не могут превышать 30 лет. При этом государство может выступать и заемщиком, и кредитором, и одновременно гарантом. В большинстве случаев государство выступает именно как заемщик средств. Гораздо реже - как кредитор, когда предоставляет юридическим и физическим лицам ссуды. В тех же случаях, когда оно берет на себя ответственность за выполнение обязательств по погашению займов, государство является гарантом.

Основные задачи, которые призван решать государственный кредит: регулирование микроэкономики; регулирование макроэкономики; регулирование денежно-кредитной политики и финансового состояния страны; изыскание финансов для покрытия расходов бюджета.

Государственный кредит имеет следующие цели: выравнивание условий экономического развития регионов; финансирование поддержка муниципальных образований; помощь основным экономическим секторам.

Государственный кредит выполняет ряд функций: учетную; контрольную; перераспределительную (между бюджетами различных уровней страны); регулирующую (обеспечение эффективности применения привлеченных средств).

Часто функции госкредита сводят к двум основным: регулирующей и фискальной. Именно через фискальную функцию осуществляется формирование денежных фондов централизованного уровня и финансирования дефицита бюджета.

Госкредит образует как внутренние, так и внешние активы. Этот вид может предоставлять субъектам государства, а также иностранным государствам.

Формы государственного кредита различают следующие:

По субъекту заемных отношений (займы размещаются центральными и местными органами власти)

  • централизованные
  • децентрализованные;

По месту размещения или получений

  • внутренние (внутри страны)
  • внешние (предоставляются МБРР, МВФ и другими международными кредитными учреждениями);

По сроку погашения

  • краткосрочные (не более одного года)
  • среднесрочные (от года до пяти лет)
  • долгосрочные (более пяти лет).

К понятию государственного займа имеет прямое отношение понятие государственного долга. Образование госдолга происходит в результате заимствований и предоставления государственных гарантий. Рост страны приводит к росту госдолга и наоборот. Госдолг в обязательном порядке должен быть обеспечен государственной казной. Управление госдолгом проводится Министерством Финансов РФ и Центральным Банком.

В целом государственный долг - это результат деятельности органов исполнительной государственной власти страны с юридическими и физическими лицами (как резидентами, так и нерезидентами страны), исполнительными органами других стран и с целью формирования фонда средства для удовлетворения финансовых потребностей страны.