Каким сроком начисляются налоги в бухгалтерском учете. Бухгалтерский учет и налоговые расчеты. Стандартизация налогового учета в организации и учетная политика для целей налогообложения

Каждому налогу свой счет

Безусловно, самое главное для бухгалтера в горячую пору сдачи отчетности - правильно и вовремя посчитать налоги. Но не стоит забывать и о правильном начислении налогов в бухгалтерском учете. Как отразить основные из них, мы покажем напримерах.

Налог на имущество

Если в законе "О налоге на имущество предприятий" было прямо закреплено, что налог относится на финансовые результаты организации, то в Налоговом кодексе какого-либо указания на этот счет нет. Куда в этом году относить налог на имущество - по-прежнему на финансовые результаты или его можно включить в затраты предприятия? Налоговики рекомендуют применять прежний порядок (см. "УНП" № 18, 2004, стр. 6).

Налог на имущество относится к внереализационным расходам.

Пример 1.

Сумма авансового платежа по налогу на имущество, подлежащего уплате по итогам второго квартала, составила 2300 руб.

В бухгалтерском учете сделана проводка:

Дебет 91 субсчет "Налог на имущество" Кредит 68 субсчет "Налог на имущество"

2300 руб. - начислен авансовый платеж по налогу.

Начисленный налог уменьшает налогооблагаемую прибыль как прочие расходы на дату начисления (подп. 1 п. 1 ст. 264, подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Земельный налог

Земельный налог относится в дебет счетов учета затрат на производство (дебет 20, 23, 29) либо внеоборотных активов (дебет 08). Такой порядок предусмотрен в пункте 38 инструкции МНС России от 21.02.2000 № 56.

Пример 2.

Земельный налог за 2004 год составил 5000 руб.

Дебет 20 Кредит 68 субсчет "Земельный налог"

5000 руб. - начислен налог.

В налоговом учете организация, работающая по методу начисления, также 1 июля включит в расходы 5000 руб. Это будут прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Почему в расходы можно поставить всю сумму налога? Потому что налоги (при методе начисления) признаются на дату их начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Значит, в состав расходов включается сумма налога, отраженная в декларации по земельному налогу по сроку ее представления. Аналогичного мнения придерживаются и специалисты департамента налогообложения прибыли МНС России (см. "УНП" № 26, стр. 6).

ЕСН и взносы в ПФР

До сих пор официально не разъяснено, в дебет какого счета относить страховые взносы в Пенсионный фонд. Существуют два варианта их отражения, каждый из которых верен.

Пример 3.

За июнь работникам основного производства начислено выплат на сумму 240 000 руб. Организация не применяет регрессивную шкалу налогообложения.

Предположим, что организация уплачивает взносы в ПФР по одним ставкам:

На финансирование страховой части трудовой пенсии - по ставке 10 процентов;

На финансирование накопительной части трудовой пенсии - по ставке 4 процента.

Начислим только ЕСН в федеральный бюджет и страховые взносы в Пенсионный фонд. Для их отражения предусмотрены субсчета:

69-1 "ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет";

69-2 "Страховые взносы в ПФР на финансирование страховой части пенсии";

69-3 "Страховые взносы в ПФР на финансирование накопительной части пенсии".

1-й вариант учета взносов в ПФР:

Дебет 20 Кредит 69-1

67 200 руб. (240 000 руб. 5 28%) - начислен ЕСН в федеральный бюджет;

Дебет 69-1 Кредит 69-2

Дебет 69-1 Кредит 69-3

2-й вариант:

Дебет 20 Кредит 69-1

33 600 руб. (240 000 руб. 5 14%) - начислен ЕСН в федеральный бюджет;

Дебет 20 Кредит 69-2

24 000 руб. (240 000 руб. 5 10%) - начислены взносы в ПФР на финансирование страховой части пенсии;

Дебет 20 Кредит 69-3

9600 руб. (240 000 руб. 5 4%) - начислены взносы в ПФР на финансирование накопительной части пенсии.

Не забывайте, что, если выплаты (например, материальная помощь) производятся за счет средств целевого назначения, ЕСН и страховые взносы нужно относить за счет тех же источников.

В налоговом учете суммы ЕСН и взносов в ПФР (авансовых платежей) признаются на дату начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Налог на прибыль

Налог на прибыль относится в дебет счета 99 с кредита счета 68 по соответствующим субсчетам.

Пример 4.

Сумма авансового платежа по налогу на прибыль, подлежащая уплате по итогам второго квартала, составила 16 000 руб. Поскольку предприятие малое, ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" оно не применяет.

В бухгалтерском учете отражена проводка:

Дебет 99 субсчет "Налог на прибыль" Кредит 68 субсчет "Налог на прибыль"

16 000 руб. - начислен налог.

Понятно, что в налоговом учете включать в расходы эту сумму не нужно.

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом Российской Федерации.

Ведение налогового учета входит в обязанность всех компаний, в том числе применяющих специальные налоговые режимы.

Именно налоговый учет дает возможность формирования полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения хозяйственных операций.

Налоговый учёт ведется в специальных формах - налоговых регистрах.

Организации - налогоплательщики самостоятельно формируют свою систему налогового учета.

Порядок ведения налогового учета должен быть прописан в учетной политике для целей налогообложения, которая утверждается приказом (распоряжением) руководителя компании и является основным документом, необходимым для исчисления налогов.

Целями налогового учёта являются:

1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;

2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;

3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.

При этом внутренним пользователем информации является администрация организации.

Внешними пользователями информации являются налоговые органы, которые производят оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, а также осуществляют контроль за поступлением налогов в бюджет.

Средством достижения цели налогового учёта является группировка данных первичных документов.

Налоговый учёт состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путём её документирования осуществляется в системе бухгалтерского учёта.

Данные налогового учета должны содержать следующую информацию:

    порядок формирования суммы доходов и расходов;

    порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

    сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

    порядок формирования сумм создаваемых резервов;

    сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета выступают:

    первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

    аналитические регистры налогового учета;

    расчет налоговой базы.

Одной из главных задач налогового учёта является определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогам на определённую дату.

Предметом налогового учёта выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога.

Налоговым кодексом РФ определены следующие принципы ведения налогового учета:

    принцип денежного измерения. В налоговом учёте отражается информация о доходах и расходах, представленных, прежде всего, в денежном выражении;

    принцип имущественной обособленности. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящееся у данной организации.

    принцип непрерывности деятельности организации. Учёт должен вестись непрерывно с момента её регистрации в качестве юридического лица до её реорганизации или ликвидации.;

    принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности. Принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности является доминирующим. Доходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав (принцип начисления). Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчётном (налоговом) периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты.;

    принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта. Нормы и правила должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Этот принцип распространяется на все объекты налогового учёта;

    принцип равномерности признания доходов и расходов. Данный принцип предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчётном периоде, что и доходы, для получения которых они были произведены.

Существуют следующие варианты ведения налогового учёта:

    налоговый учет ведется отдельно от бухгалтерского учета. Этот вариант наиболее целесообразен для использования в крупных компаниях, где такой учет ведется в специальном подразделении организации;

    налоговый учет ведется на базе бухгалтерского учета, что предполагает максимальное сближение налогового и бухгалтерского учета, специальные налоговые регистры ведутся лишь в тех случаях, когда налоговое законодательство предусматривает иные правила учета;

    налоговый учет ведется способом корректировки данных бухгалтерского учета: в налоговых регистрах отражается лишь разница между данными бухгалтерского и налогового учета в тех ситуациях, когда такие отклонения возникают;

  • налоговый учет ведется в специальном налоговом плане счетов. Данный способ предполагает разработку и введение дополнительных счетов налогового учета к рабочему плану счетов. Этот способ является наиболее оптимальным и чаще всего используется в небольших и средних организациях.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Налоговый учет: подробности для бухгалтера

  • Организация приобрела автомобиль: бухгалтерский и налоговый учет

    Списывать расходы в бухгалтерском и налоговом учете по этому транспортному средству? Надо... списывать расходы в бухгалтерском и налоговом учете по этому транспортному средству? Надо... /244). Налог на прибыль В налоговом учете автомобиль признается амортизируемым имуществом, если...

  • Налоговый учет государственных учреждений в «1С» с 2017 г.

    ... ». Затраты в налоговом учете Теперь рассмотрим учет затрат в налоговом учете. В соответствии... 50). Благодаря установленному соответствию счетов налогового учета счетам бухгалтерского учета (с... с точки зрения налогового учета; учитывать специфические требования налогового учета к определенным видам... идентификации затрат в налоговом учете. Подведем итоги настройки налогового учета в «1С:Бухгалтерии... выбирается метод начисления амортизации в налоговом учете: «линейный» или «нелинейный» Пользователь...

  • Сроки хранения документов бухгалтерского и налогового учета

    Обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для... должно хранить документы бухгалтерского и налогового учета, в том числе по объектам... обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для... обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для... момента завершения начисления амортизации в налоговом учете (учет расходов на приобретение такого...

  • Списание испорченных товаров в бухгалтерском и налоговом учете, когда виновное лицо не установлено

    Испорченных товаров в бухгалтерском и налоговом учете? Необходимо ли восстанавливать НДС, ранее... испорченных товаров в бухгалтерском и налоговом учете? Необходимо ли восстанавливать НДС, ранее...

  • Возврат магазином поставщику продукции ненадлежащего качества: бухгалтерский и налоговый учет

    Продажей этой продукции. Особого порядка налогового учета операций, связанных с возвратом покупателем... на то, как отражать в налоговом учете возврат некачественного товара и как... не будет, поскольку исправление данных налогового учета будет иметь место до представления...

  • Возврат части товара надлежащего качества: бухгалтерский и налоговый учет

    В бухгалтерском учете и в налоговом учете в части НДС? Покупатель возвращает... , в бухгалтерском учете и в налоговом учете в части НДС? Рассмотрев вопрос...

  • Расходы на охрану. Бухгалтерский и налоговый учет

    И отражением в бухгалтерском и налоговом учете затрат на услуги охраны. В... и отражением в бухгалтерском и налоговом учете затрат на услуги охраны. В... эти расходы нельзя признать в налоговом учете, поскольку они не упоминаются в...

  • Договор мены: порядок бухгалтерского и налогового учета

    Содержит. Каков порядок бухгалтерского и налогового учета операций по договору мены? По... содержит. Каков порядок бухгалтерского и налогового учета операций по договору мены? По... в бухгалтерском, так и в налоговом учете отражается на дату получения автомобиля... РФ). Налог на прибыль В налоговом учете организация признает доход в сумме...

  • Штрафные санкции за нарушение срока представления деклараций и расчетов. Бухгалтерский и налоговый учет

    И штрафы по страховым взносам Налоговый учет доначисленных в результате проверки налогов...

  • Налоговый учет при частичной ликвидации основных средств

    Норм, регламентирующих порядок отражения в налоговом учете операций, связанных с частичной ликвидацией... норм, регламентирующих порядок отражения в налоговом учете операций, связанных с частичной ликвидацией... до 20 лет включительно). В налоговом учете амортизация по нему начисляется линейным... основное средство будет числиться в налоговом учете, равна 1 120 000 руб...

  • Налоговый учет операций по переработке давальческих материалов

    Проводкой: Дебет 43 Кредит 20 . Налоговый учет Материальные расходы. По общему правилу... формировании состава прямых расходов в налоговом учете налогоплательщик может учитывать перечень прямых... 60 51 94 400 В налоговом учете стоимость материалов также равна 350 ... ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Налоговый учет Полученные от давальца сырье и...

  • Убыток в налоговом учете

    Скорректированы правила налогового учета убытков: ограничение срока переноса убытков... . С 2017 года изменились правила налогового учета убытков. О новом порядке учета... пойдет речь ниже. Скорректированы правила налогового учета убытков: ограничение срока переноса убытков... . С 2017 года изменились правила налогового учета убытков. О новом порядке учета... -8954/12). Что изменилось в налоговом учете убытков До 1 января 2017 ...

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сухов Максим Владимирович. Налоговые расчеты в бухгалтерском учете коммерческой организации: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.12: Москва, 2004 194 c. РГБ ОД, 61:05-8/2043

Введение

Глава I Налоговая система Российской Федерации, как механизм изъятия доходов предприятий 10

1.1 Зарождение налоговой системы Российской Федерации 13

1.2 Налоговая система Российской Федерации после принятия первой части Налогового кодекса 22

1.3 Налоговая система Российской Федерации после принятия второй части Налогового кодекса 34

1.4 Влияние на прибыль организаций» на экономику предприятия. 42

1.5 Подходы к формированию законодательства по налогу на прибыль 49

Глава II Информационные системы учета доходов расходов и обязательств предприятия 57

2.1 Роль бухгалтерского, налогового и управленческого учета в информационном поле предприятия 57

2.2 Цели и задачи налогового, бухгалтерского и управленческого учета 66

2.3 Отражение информации о налоге на прибыль в бухгалтерском учете: российский

и международный опыт 71

2.3.1 Правила отражения информации о налоге на прибыль в бухгалтерском учете, установленные российскими стандартами 75

2.3.2 Правила отражения информации о налоге на прибыль в бухгалтерском учете, установленные международными стандартами финансовой отчетности 89

2.3.3 Основные различия между российскими и международными правилами отражения информации о налоге на прибыль в бухгалтерском учете 100

2.4 Концептуальные подходы развития учета налогооблагаемой прибыли коммерческой организации 104

Глава III Организация налогового учета в коммерческой организации 111

3.1 Стандартизация налогового учета в организации и учетная политика для целей налогообложения 111

3.2 Построение системы налогового учета на основе бухгалтерского учета 115

3.3 Построение автономной системы налогового учета 126

Заключение 180

Библиография 184

Введение к работе

Основы действующей в настоящие время налоговой системы были заложены в начале 90-х годов прошлого века. В самом конце 1991 года Верховный Совет РСФСР принял около полутора десятков налоговых законов. Они вступили в силу с начала 1992 года. Большинство из них действовало более десяти лет, а некоторые действуют до сих пор.

Основная задача налоговой системы - это изъятие части доходов организаций и физических лиц в государственный бюджет. Налоговая система влияет на принципы учета доходов и расходов организаций. Ведь, устанавливая правила налогообложения, государству приходится определять и механизм расчета налоговой базы. Таким образом, через налоговую систему государство вводит обязательные принципы раскрытия информации о деятельности предприятия: утверждает формы налоговой отчетности, устанавливает правила формирования доходов и расходов для исчисления определенного налога и исключения из этих правил. Поэтому, одновременно с зарождением налоговой системы возникает проблема определения налоговой базы, расчета доходов и расходов для целей налогообложения.

На разных этапах развития Российской налоговой системы эта проблема решалась по-разному. Для некоторых налогов (например, для налога на имущество) налоговая база рассчитывалась по данным бухгалтерского учета, для других налогов (например, налога на добавленную стоимость) - вводились собственные информационные системы мало связанные с бухгалтерским учетом. В связи с этим все больше времени и внимания бухгалтерская служба организации уделяла вопросам налогообложения, расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.

Что касается налога на прибыль, то изначально он рассчитывался по данным бухгалтерского учета, которые корректировались в соответствии с требованиями налогового законодательства. В целом это соответствовало общим принципам исчисления налоговой базы, сформулированным в статье 54 первой части Налогового кодекса. Согласно пункту 1 этой статьи налогоплательщики-организации должны исчислять налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Правда, этот пункт допускает возможность определения налоговой базы не по данным бухгалтерского учета, а на основе иных документально подтвержденных данных. Воспользовавшись этим,

российские законодатели решили создать новую систему обобщения информации для определения базы по налогу на прибыль, которую назвали налоговым учетом.

Систему налогового учета ввела в российское налоговое законодательство глава 25 Налогового кодекса, которая начала действовать с 1 января 2002 года. Установленная этой главой система не имеет аналогов в мировой практике. Она предполагает выделение налогового учета в отдельное направление, которое требует определенной научной систематизации. В связи с этим возникла необходимость теоретически осмыслить роль принятой системы налогового учета в информационном поле предприятия, выявить механизмы взаимодействия системы налогового учета с другими информационными системами - системой бухгалтерского и управленческого учета. Кроме того, возникла необходимость адаптации существующих информационных систем к требованиям главы 25 Налогового кодекса и выработки механизмов по использованию бухгалтерского и управленческого учета для определения налоговых обязательств предприятия. Все эти проблемы определили цель и задачи, актуальность и значимость избранной темы диссертации.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка предложений по совершенствованию бухгалтерского учета налоговых обязательств предприятия и механизма их реализации в условиях реформирования налоговой системы.

В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании были решены следующие задачи:

определить роль бухгалтерского, налогового и управленческого учета в информационном поле предприятия;

сравнить российский и международный опыт налоговых расчетов в системе бухгалтерского учета;

предложить механизмы стандартизации налоговых расчетов в коммерческой организации и порядок формирования учетной политики для целей налогообложения;

разработать концептуальные подходы к формированию адекватного налогового законодательства по налогу на прибыль;

предложить варианты расчета налогооблагаемой прибыли коммерческой организации на основе данных бухгалтерского учета.

Предмет и объект исследования. Предметом диссертационного исследования являются теоретико-методологические и прикладные аспекты организации налоговых расчетов в системе бухгалтерского учета. В качестве объектов исследования выбраны

организации всех видов собственности, независимо от их организационно-правовой структуры. При изучении настоящей проблемы использовались данные машиностроительных заводов, полиграфических предприятий, строительных организаций, организаций оптовой и розничной торговли, общественного питания и др.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных исследователей и специалистов в области бухгалтерского и управленческого учета, российские и международные стандарты бухгалтерского учета и нормативные документы: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Решения Верховного суда и Высшего Арбитражного суда, приказы Министерства РФ по налогам и сборам и Министерства финансов РФ.

В частности в работе над диссертацией были изучены работы следующих авторов: С.А. Николаева, В.Д. Новодворский, В.Ф. Палий, Н.П. Кондраков, А.Н. Романов, Я.В. Соколов, Д.Г. Черник, С.Д. Шаталов, Л. 3. Шнейдман А.С. Бакаев, А.И. Иванеев, К.И. Оганян, О.Д. Хороший.

Изучены труды ведущих зарубежных специалистов в области бухгалтерского, управленческого учета и отчетности, таких как X. Андерсон, И. Бетге, К. Друри, Д. Колдуэл, Дж. Рис, Ж. Ришар, Ч.Т. Хорнгрен, Дж. Фостер, Р. Энтони и др.

В процессе работы применялись общенаучные приемы и методы: обследование, сравнение, обобщение, группировка, моделирование, анализ, системный подход и т.д.

Научная новизна. Научная новизна проведенного исследования заключается в разработке теоретической и методологической базы по расчету налоговых обязательств предприятия в системе бухгалтерского учета; выявлении механизмов адаптации системы бухгалтерского учета к требованиям налогового законодательства, для удовлетворения интересов государства, как пользователя информации о финансовом положении предприятия и размере его налоговых обязательств.

В результате проведенного исследования сформулированы положения, обоснованы выводы и рекомендации, которые характеризуют его научную новизну и выносятся на защиту:

доказана несостоятельность выделения в информационном поле предприятия отдельного учетного направления, именуемым налоговым учетом;

предложены механизмы отражения в бухгалтерском учете информации о различиях в порядке оценки в бухгалтерском учете и для целей налогообложения отдельных активов и обязательств, доходов и расходов.

предложен механизм стандартизации налоговых расчетов на предприятии и порядок формирования учетной политики для целей налогообложения;

предложены концептуальные подходы к формированию законодательства по налогу на прибыль;

доказана низкая эффективность и экономическая нецелесообразность автономной системы налогового учета, в том числе построенной на основе регистров налогового учета, рекомендуемых налоговыми органами.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее концептуальные положения по адаптации бухгалтерского учета к требованиям Налогового кодекса позволяют российским организациям составлять налоговую отчетность на основе данных бухгалтерского учета. Материалы выводы и рекомендации автора могут использоваться коммерческими организациями всех форм собственности для формирования бухгалтерской и налоговой учетной политики.

Разработан механизм корректировки данных бухгалтерского учета для целей налогообложения путем выявления постоянных и временных разниц и расчета отложенных налоговых активов и обязательств. Определены необходимые реквизиты, которыми нужно дополнить регистры бухгалтерского учета, для расчета налогооблагаемой прибыли и заполнения декларации по налогу на прибыль.

Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в учебном процессе вузов при изучении дисциплин «Бухгалтерский (финансовый) учет», «Бухгалтерская (финансовая) отчетность».

Апробация результатов работы. Исследование носит научно-практический характер, его отдельные составляющие были опубликованы автором, использованы в своей практической деятельности.

Работа прошла апробацию на кафедре учета, анализа и аудита Московского государственного Университета им. М.В. Ломоносова. Теоретические и практические результаты исследования докладывались и обсуждались на конференциях Московского государственного Университета им. М.В. Ломоносова. Содержащиеся в работе организационно-методические рекомендации апробированы и использованы в деятельности многих организаций страны, в частности, в ЗАО Консультационно-финансовый центр «Актион», ЗАО «Издательский дом «Главбух», ЗАО «Газета «Финансовая Россия», ЗАО «Редакция журнала «Главбух».

Публикации. Основные положения диссертационного исследования опубликованы в 34 работах общим объемом 15 печатных листов.

    Сухов М.В. Бухгалтерский, налоговый и управленческий учет: сходства и различия» // Материалы XXXI международной практической конференции «Татуровские чтения». - М.: Макс Пресс, 2003 - 0,3 п.л.

    Сухов М.В. Ошибки в ведении учета и исчислении налогов на предприятиях торговли // Консультант бухгалтера - 1999. № 7. - 0,3 п.л.

    Сухов М.В. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов (комментарий к изменениям в главе 12 НК РФ) // Главбух -

1999. №17.-0,3 п.л.

    Сухов М.В. Комментарий к Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/99)» // Главбух» - 1999. № 18.-0,5п.л.

    Сухов М.В. Ошибки, выявленные в бухгалтерском учете: документальное оформление и порядок исправления // Консультант бухгалтера - 1999. № 11.

    Сухов М.В. Комментарий к перечню выплат, на которые не начисляются страховые взносы в фонд занятости // Главбух - 1999. № 22. - 0,4 п.л.

    Сухов М.В. Комментарий к порядку реструктуризации задолженности по налогам и сборам // Учет в производстве -1999. № 2. - 0,5 п.л.

    Сухов М.В. Комментарий к изменениям в Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц» // Главбух - 1999. № 24. - 0,4 п.л.

    Сухов М.В. Комментарий к изменениям в Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» // Главбух - 2000. № 2. - 0,3 п.л.

    Сухов М.В. Комментарий к изменениям в Порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ» //Главбух - 2000. № 3. - 0,3 п.л.

П.Сухов М.В. Новый порядок исчисления НДС предприятиями розничной торговли // Главбух - 2000. № 4. - 0,6 п.л.

12. Сухов М.В. Комментарий к ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств,
стоимость которых выражена в иностранной валюте» // Главбух - 2000. № 5.

2000. № 9. - 0,3 п.л.

    Сухов М.В. Новое в учете основных средств // Главбух - 2000. № 10. - 0,4 п.л.

    Сухов М.В. Комментарий к ПБУ 3/2000 «Информация об аффилированных лицах» // Главбух - 2000 № 11. - 0,2 п.л.

    Сухов М.В. Особенности налогообложения затрат на рекламу // Главбух -2000.№14.-0,5п.л.

    Сухов М.В. Единый социальный налог. Комментарий к главе 24 Налогового кодекса РФ // Главбух - 2000. № 16. - 0,4 п.л.

    Сухов М.В. Налог на доходы физических лиц. Комментарий к главе 23 Налогового кодекса РФ // Главбух - 2000. № 17. - 0,4 п.л.

    Сухов М.В. Новая инструкция о порядке исчисления и уплаты налога на прибыль // Главбух - 2000. № 19. - 0,8 п.л.

    Сухов М.В. Покупка основных средств, бывших в употреблении // Главбух - 2000. № 21.-0,4 п л.

    Сухов М.В. Комментарий к ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». // Главбух - 2000. № 24. - 0,5 п.л.

    Сухов М.В. «Раскрытие в отчетности информации о прибыли на одну акцию» // Главбух - 2001. № 3. - 0,5 п.л.

    Сухов М.В. Исчисление НДС с авансов в иностранной валюте // Главбух -

2001. №10.-0,6 п.л.

    Сухов М.В. Налог на прибыль организаций. Комментарий к главе 25 Налогового кодекса РФ // Главбух - 2001. № 16. - 0,4 п.л.

    Сухов М.В. Корректировка данных бухгалтерского учета для целей налогообложения // Главбух - 2001. № 18. - 0,8 п.л.

    Сухов М.В. Как организовать налоговый учет // Главбух - 2002. № 3. - 0,3 п.л.

    Сухов М.В. Налоговый учет основных средств и нематериальных активов // Главбух - 2002. № 4. - 0,5 п.л.

    Сухов М.В. Амортизация основных средств и нематериальных активов // Главбух - 2002. № 5. - 0,5 п.л.

    Сухов М.В. Налоговый учет расходов на сырье и материалы // Главбух -

2002. № 6. - 0,6 п.л.

30. Сухов М.В. Первый отчет по новому Плану счетов // Главбух - 2002. № 7. -
0,1 п.л.

    Сухов М.В. Налоговый учет операций по реализации и списанию основных средств // Главбух - 2002. № 8. - 0,4 п.л.

    Сухов М.В. Налоговый учет резервов по сомнительным долгам // Главбух -2002. № 9. - 0,5 п.л.

    Сухов М.В. Налоговый учет процентов по кредитам и займам // Главбух -2002. №17.- 0,5 п.л.

    Сухов М.В. Ульянова Н.В. Как оценить незавершенное производство в налоговом учете // Главбух - 2002. № 17. - 0,8 п.л.

Зарождение налоговой системы Российской Федерации

Процесс формирования налоговой системы Российской Федерации начался с 1991 года, когда был принят Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Этот закон установил условия налогообложения в Российской Федерации. В частности, он определил:

Порядок установления и отмены налогов и других платежей;

Понятие налога, другого платежа и налоговой системы;

Круг лиц, которые могут являться плательщиками налогов;

Виды объектов налогообложения;

Порядок установления налоговых ставок;

Порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней;

Порядок установления льгот по налогам;

Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов;

Ответственность налогоплательщиков и налоговых органов за нарушение налогового законодательства;

Виды налогов взимаемых на территории Российской Федерации.

В соответствии с Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимался обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Плательщиками налогов являлись юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возлагалась обязанность уплачивать налоги.

Объектами налогообложения являлись доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

Согласно статье 18 Закона «Об основах налоговой системы» в Российской Федерации взимаются:

Федеральные налоги;

Налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов;

Местные налоги.

К федеральным относились следующие налоги:

Налог на добавленную стоимость;

Акцизы на отдельные группы и виды товаров;

Налог на доходы банков;

Налог на доходы от страховой деятельности;

Налог с биржевой деятельности (биржевой налог);

Налог на операции с ценными бумагами;

Таможенная пошлина;

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд Российской Федерации;

Платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;

Подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;

Подоходный налог с физических лиц;

Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации;

Гербовый сбор;

Государственная пошлина;

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Поступления от этих налогов зачислялись в Федеральный бюджет. Исключением

из этого правила являлись подоходный налог (налог на прибыль) предприятий и подоходный налог с физических лиц, суммы отчислений по которым зачислялись непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней. Еще одним исключением являлись гербовый сбор, государственная пошлина, и налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, суммы отчислений по которым зачислялись в местный бюджет.

Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливались законодательными актами Российской Федерации и взимались на всей ее территории.

К налогам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов относились следующие налоги:

Налог на имущество предприятий. Сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщика;

Лесной доход;

Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.

Эти налоги, устанавливались законодательными актами Российской Федерации и взимались на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определялись законами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.

Роль бухгалтерского, налогового и управленческого учета в информационном поле предприятия

Сравнительный анализ главы 25 Налогового кодекса и действующих положений по бухгалтерскому учету показал, что объекты бухгалтерского учета, включают в себя объекты налогового учета. Поэтому правильно организованная система бухгалтерского учета должна давать полную информацию о доходах и расходах, имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях, которые влияют на налогооблагаемую прибыль, то есть об объектах налогового учета.

Согласно статье 247 Налогового кодекса РФ объектом обложения по налогу на прибыль организаций, признается прибыль, рассчитанная как доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Понятие себестоимость продукции (работ, услуг), которое содержало Положение о составе затрат, в определении объекта налогообложения отсутствует. Объект налогообложения по налогу на прибыль, определяется через такие чисто бухгалтерские категории, как доходы и расходы.

Проанализируем классификацию доходов и расходов, определенную главой 25 Налогового кодекса РФ и сравним их с классификацией доходов и расходов, содержащейся в Положениях по бухгалтерскому учету. Согласно статье 248 Налогового кодекса, к доходам относятся:

Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

Внереализационные доходы.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

Расходы, связанные с производством и реализацией;

Внерализационные расходы.

В Положениях по бухгалтерскому учету содержится следующая классификация доходов и расходов. Согласно пункту 4 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации (ПБУ 9/99)», доходы организации в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности организации подразделяются на:

Доходы от обычных видов деятельности;

Операционные доходы;

Внереализационные доходы.

Расходы организации, в соответствии с пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации (ПБУ 10/99)», подразделяются на:

Расходы по обычным видам деятельности;

Операционные расходы;

Внереализационные расходы.

Таким образом, наименования отдельных видов, доходов и расходов, приведенные в главе 25 Налогового кодекса, незначительно отличаются от наименований, содержащихся в ПБУ. Однако, в бухгалтерском учете понятия доходы и расходы, трактуются более широко и обобщено. Так, под доходами понимается увеличение экономических выгод, а под расходами - уменьшение экономических выгод. По сути, такая трактовка доходов и расходов, включает в себя понятие доходов и расходов, содержащиеся в 25-й главе. То есть, система бухгалтерского учета позволяет сформировать информацию о доходах и расходах необходимую для целей налогообложения.

Из этого следует, что налоговый учет не может иметь собственную самостоятельную информационную базу. Ни разработчики главы 25 Налогового кодекса РФ, ни законодатели не подумали над тем, как при таких обстоятельствах организовать самостоятельный, независимый от бухгалтерского налоговый учет.

Теперь проанализируем требования к ведению бухгалтерского, налогового и управленческого учета.

Глава 25 Налогового кодекса обязывает каждого налогоплательщика самостоятельно организовывать систему налогового учета, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета. Налоговые органы не вправе устанавливать обязательные формы документов налогового учета. Профессор Д.Г. Черник, по этому поводу писал: «В 25-й главе говорится, что налоговый учет определяется руководителем предприятия в его приказе об учетной политике для целей налогообложения. А сама глава задает только концептуальные параметры налоговых регистров. И что, позвольте спросить, будет, если каждый руководитель предприятия в России начнет устанавливать свои налоговые учетные параметры и с этим придет в налоговую инспекцию? .... Одна из серьезнейших задач для экономистов, специалистов налоговой области, аудита - это разработка методики и практики налогового учета. Бессмысленно разрабатывать налоговый учет для отдельного предприятия, нужно в экстренном порядке создавать методику налогового учета по крупным отраслям производства».14

Суть принципа последовательности применения норм и правил налогового учета заключается в том, что раз установленные нормы и правила ведения налогового учета нельзя необоснованно изменять. Их нужно применять последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения допускается в случае изменения законодательства или применяемых методов учета. При этом решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и применяться с начала нового налогового периода. В случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Стандартизация налогового учета в организации и учетная политика для целей налогообложения

Согласно статье 313 Налогового кодекса РФ, порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Таким образом, наряду с учетной политикой для целей бухучета все плательщики налога на прибыль должны иметь учетную политику для целей налогообложения. Эти учетные политики можно формировать по-разному.

Первый вариант. Можно утвердить учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета отдельными приказами. Основной недостаток этого варианта состоит в том, что эти два приказа будут во многом дублировать друг друга. Например, будет совпадать порядок оформления хозяйственных операций первичными документами и правила документооборота, поскольку и бухгалтерский и налоговый учет ведется на основании одних и тех же документов.

Второй вариант. Можно издать один приказ, в котором предусмотреть три раздела:

Организационно-технический;

Учетная политика для целей бухгалтерского учета;

Учетная политика для целей налогообложения. В первом разделе нужно указать:

1. порядок и сроки проведения инвентаризации;

2. рабочий план счетов бухгалтерского учета;

3. формы первичных документов для хозяйственных операций, по которым не утверждены типовые бланки или которые организация разработала самостоятельно;

4. формы регистров налогового учета;

5. правила документооборота;

6. прядок контроля за правильностью учета хозяйственных операций для целей бухучета и для целей налогообложения.

Второй раздел - это учетная политика для целей бухгалтерского учета. Основным документом, который регламентирует порядок ее составления, является Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н.

Третий раздел - это учетная политика для целей налогообложения. Здесь нужно отразить порядок определения выручки, которому будет следовать организация, исчисляя НДС. Кроме того, в этом разделе организация должна указать, как она будет признавать доходы и расходы, а также учитывать отдельные хозяйственные операции в целях исчисления налога на прибыль. Заполняя этот раздел, следует руководствоваться нормами Налогового кодекса РФ.

Этот вариант построения учетной политики наиболее подходит для тех организаций, которые ведут самостоятельную систему налогового учета, никак не связанную с бухгалтерским учетом. Поскольку правила бухучета и налогообложения отражаются обособленно, а дублирование исключается за счет вынесения общих моментов в первый организационно-технический раздел.

Организации, которые ведут налоговый учет на основе бухгалтерского, могут создать объединенную учетную политику: одновременно для бухгалтерского и налогового учета. В этом случае, отдельно прописывать правила бухгалтерского учета и учета для целей налогообложения придется только по тем операциям, по которым эти правила не совпадают. По тем операциям, по которым правила бухучета и учета для целей налогообложения одинаковы, нужно прописать порядок их отражения в бухучете и установить, что для целей налогообложения эти операции учитываются в том же порядке.

Существуют и другие подходы к построению учетной политики для целей налогообложения. Например, директор аудиторской фирмы «ЦБА» С.А. Николаева в книге «Налоговый учет в 2003 году» (Москва «АН-Пресс» 2003 год) предлагает трех уровневую систему внутренних стандартов, устанавливающих порядок ведения налогового учета на предприятии. По ее мнению в стандартах первого уровня должен устанавливаться порядок и концептуальные основы построения системы ведения налогового учета:

Структура ведения налогового учета организации, включая краткое описание и основные требования к составлению документов, входящих в систему ведения налогового учета;

Перечень налогов, плательщиком которых является конкретная организация, налоговый календарь на текущий год;

В качестве приложения к стандартам первого уровня может быть разработан Глоссарий (словарь), в котором приводится перечень терминов и их определений, используемых в системе ведения налогового учета.

В стандартах второго уровня описывается процесс ведения налогового учета организации, они не носят адресного характера, не направлены на конкретных исполнителей учетных процедур. В стандартах второго уровня по ведению налогового учета должны быть отражены:

Способы организации технологического процесса функционирования налоговой службы организации;

Способы формирования информации об исчислении конкретного налога и предоставления отчетности в налоговый орган по этом налогу.

Таким образом, стандарты второго уровня разрабатываются в разрезе конкретных налогов и процессов налогового учета. Они также конкретизируют требования к составу и содержанию налоговой отчетности для данной организации, необходимость составления которой закреплена на законодательном уровне. Они содержат подробные указания по заполнению форм налоговой отчетности (деклараций по налогам и необходимых справок).

Начинающие бухгалтеры порой задают вопрос, как сблизить бухгалтерский учет с налоговым. Чтобы избежать ошибок при сближении бухгалтерского и налогового учета, надо сначала разобраться, в чем их различие. Статья поможет понять разницу в признании доходов, расходов, амортизации, в создании резервов.

Определение бухгалтерского и налогового учета и цель их применения

Обратимся к Налоговому кодексу РФ. В статье 313 НК РФ приведено определение налоговому учету:

Налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Если организация применяет общую систему налогообложения, то налоговый учет она ведет с целью определить налог на прибыль - это главная цель налогового учета.

Основной нормативный документ в области ведения бухгалтерского учета — Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ). Рассмотрим, какое же определение дает данный нормативно-правовой документ бухгалтерскому учету.

Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными Законом № 402-ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 2 ст. 1 Закона № 402-ФЗ).

Цель бухгалтерского учета — составить бухгалтерскую (финансовую) отчетность, на основании которой можно судить о результатах деятельности организации, что невозможно сделать, пользуясь данными налогового учета. Например, решение о предоставлении организации кредита или займа в большинстве случаев осуществляется на основании представленной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Она же необходима и для участия в конкурсах, аукционах и т.д. Почему же внешним пользователям нужна именно бухгалтерская (финансовая) отчетность? - только на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности можно судить об экономическом положении организации.

Не меньший интерес вызывает бухгалтерская отчетность и у внутренних пользователей: учредителей, руководителей и т.д. Дело в том, что на основании бухгалтерской отчетности они принимают управленческие решения.

Итог из вышесказанного: позволяет государственным органам контролировать полноту и своевременность уплаты налогов. А , в свою очередь, ведется с целью составить бухгалтерскую отчетность, на основании которой можно судить о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации.

Итак, организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, вместе с бухгалтерским учетом ведут налоговый учет в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

Основные отличия между бухгалтерским и налоговым учетом

В рамках данного раздела рассмотрим следующие различия между бухгалтерским и налоговым учетом:

Различия в признание доходов в бухгалтерском и налоговом учете

Порядок и условия признания доходов
В бухгалтерском учете: В налоговом учете: Комментарий эксперта
Регламентирует ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н.
Согласно п. 2 ПБУ 9/99, доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Понятие дохода в налоговом учете приведено в ст. 41 НК РФ. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Обратите внимание, что в понятии «доход» в бухгалтерском и в налоговом учете фигурирует термин «экономическая выгода». Российское законодательство не раскрывает данное понятие. Обратимся к Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике*. Экономические выгоды — это потенциальная возможность имущества прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию (п. 7.2.1 Концепции).
То есть, если говорить о доходе организации как в бухгалтерском учете, так и в налоговом учете, то в первую очередь доход тождествен притоку денежных средств в организацию.
* Концепция одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России РФ от 29.12.1997г.
Классификация доходов
1) доходы от обычных видов деятельности — выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 9/99); 1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав — выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав; В обоих случаях организация имеет дело с выручкой
2) прочие доходы (п. 7 ПБУ 9/99, перечень открытый). Например, к прочим доходам относятся поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора, курсовые разницы и т д. 2) внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ, перечень закрытый). К ним можно отнести те доходы, которые не признаются доходами от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав. Например, к внереализационным доходам в целях исчисления налога на прибыль относятся доходы от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации; доходы в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы и т д. Обратите внимание, что перечень внереализационных расходов, поименованных в ст. 250 НК РФ закрытый, чем отличается от перечня доходов в бухгалтерском учете, приведенных в п.7 ПБУ 9/99.
Ограничения в признании доходов
Перечень доходов, которые нельзя учитывать в бухгалтерском учете (п.3 ПБУ 9/99). Не признаются доходами организации поступления от юридических и физических лиц, например, сумм возмещаемых налогов, в погашение кредита, займа, предоставленного организацией заемщику и т д. Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, приведен в ст. 251 НК РФ. Например, не являются доходами те доходы, которые поступили в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, полученных от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления; в виде имущества, которое получено в форме залога или задатка в качестве обеспечительных обязательств и т д. Перечни в обоих случаях закрытые и расширительному толкованию не подлежат.
Порядок признания доходов
Раздел 4 ПБУ 9/99. Для признания выручки в бухгалтерском учете должны выполняться условия, предусмотренные п.12 ПБУ 9/99. Если хотя бы одно из условий не выполняется, это уже не выручка, а кредиторская задолженность.* В общем случае бухучет ведут методом начисления, но есть исключения. Организациям, которым разрешено вести бухучет упрощенным способом, можно применять кассовый метод признания доходов. Порядок признания доходов при методе начисления в налоговом учете приведен в ст. 271 НК РФ. Дата признания отдельных видов доходов в налоговом учете отличается от даты признания в бухгалтерском учете.
* Не следует забывать и о п.13 ПБУ 9/99. Согласно данному пункту, признание выручки в целях бухгалтерского учета может зависеть от условий договора, заключенного с контрагентом. Также, исходя из норм п.13 ПБУ 9/99, может возникнуть ситуация, когда в бухгалтерском учете возникает возможность применять одновременно разные способы признания выручки в течение одного отчетного периода. Это возможно в том случае, если речь идет о признании выручки в отношении разных по своему характеру и условиям выполнения работ, оказания услуг и производства изделий.

Вывод при сравнении доходов, формируемых в бухгалтерском и налоговом учете : в общем случае данные налогового учета будут совпадать с данными бухгалтерского учета. И все-таки правильнее сделать акцент, что совпадение рассмотренных видов доходов происходит «в общем случае». Поэтому при ведении бухгалтерского и налогового учета нельзя забывать и о случаях частных: при признании доходов в налоговом учете есть несколько особенностей. Далее в статье рассмотрим их по порядку.

Особенности признания доходов в налоговом и бухгалтерском учете

1. Классификация доходов в бухгалтерском учете в отдельных случаях отличается от классификации доходов, формируемых в налоговом учете

Например, в доходы, формируемые в бухгалтерском учете, можно включить доходы от участия в капитале других организаций, согласно п. 5 и 7 ПБУ 9/99, как в доходы от обычных видов деятельности при условии, что для организации это является предметом ее деятельности, так и в прочие доходы, если это предметом деятельности не является.

А вот в налоговом учете доходы от долевого участия в других организациях (за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации) следует всегда относить к внереализационным доходам. Это требование п. 1 ст. 250 НК РФ.

2. Перечень доходов, не формируемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, несколько шире, чем перечень доходов, которые не следует учитывать в бухгалтерском учете

Например, не является доходом поступление в виде имущества, имеющего денежную оценку, которое получено в виде взноса (вклада) в уставный капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены над номинальной стоимостью (первоначальным размером)) (пп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ). Данного вида поступления в перечне доходов, которые не следует учитывать в бухгалтерском учете, нет.

3. Дата признания доходов в целях бухгалтерского учета может отличаться от даты признания в целях налогового учета

Вести учет доходов в отдельных случаях можно не только методом начисления, но и кассовым методом. Бухгалтерский учет, в общем случае, организации могут вести только методом начисления, за исключением субъектов малого предпринимательства. А вот налоговый учет доходов можно вести как кассовым методом, так и методом начисления. Вот здесь и следует понимать, что если в двух рассматриваемых видах учетов доходы будут признаваться разными методами, то это приведет к разнице в дате признания этих доходов.

Различия в признании расходов в бухгалтерском и налоговом учете

Порядок учета расходов в бухгалтерском учете регламентирует ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) (п. 2 ПБУ 10/99).

Не признается расходами организации выбытие активов (п. 3 ПБУ 10/99):

  • в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т п.);
  • вклады в уставные капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);
  • по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т п.;
  • в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
  • в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
  • в погашение кредита, займа, полученных организацией.

Сравним, в чем же отличие в признании расходов в налоговом учете.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

То есть, для того, чтобы признать в налоговом учете расход, должны выполняться следующие условия:

  1. затраты обоснованы;
  2. затраты документально подтверждены;
  3. затраты произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В бухгалтерском же учете расходы признаются при наличии условий, поименованных в п. 16 ПБУ 10/99:

  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • есть уверенность, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

Исходя из вышесказанного: в общем случае, на стадии признания расходов данные налогового учета и бухгалтерского учета совпадут

Но также как и с доходами, расходы в бухгалтерском и налоговом учете все же будут различаться, так как, например, в налоговом учете признаются не все расходы, учитываемые в бухгалтерском учете. Есть и другие различия. Рассмотрим данный вопрос более подробно.

  1. Часть расходов, которые учитываются в бухгалтерском учете, в целях налогообложения прибыли учитываться не будут. В ст. 270 НК РФ поименованы расходы, которые в целях налогового учета не учитываются. Например, расходы в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения; в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет; в виде взноса в уставный (складочный) капитал и другие расходы. В свою очередь, в бухгалтерском учете, указанные расходы учитываются.
  2. Часть расходов в налоговом учете являются нормируемыми, что существенно отличается от бухгалтерского учета. Например, расходы на капитальные вложения для целей налогообложения прибыли являются нормируемыми в соответствии с п.9 ст.258 НК РФ. В свою очередь в бухгалтерском учете можно учесть в расходах всю сумму расходов на капитальные вложения.
  3. Момент признания расходов в налоговом учете может отличаться от момента признания в бухгалтерском учете, даже если расходы будут признаваться в одинаковой сумме. Обратите внимание, что порядок признания расходов в налоговом учете при методе начисления представлен в ст. 272 НК РФ, при кассовом методе — в ст. 273 НК РФ. Например, расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом могут возникнуть при учете курсовых разниц.

Также остановимся на прямых и косвенных расходах в налоговом учете.

К прямым расходам, например, можно отнести расходы на оплату труда, суммы начисленной по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг и другие расходы (п. 1 ст. 318 НК РФ).

К косвенным расходам относят все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода (ст. 318 НК РФ).

В бухгалтерском же учете нет такого деления расходов. Это может привести к расхождениям между двумя рассматриваемыми видами учета.

Амортизация в бухгалтерском и налоговом учете: различия

Способы начисления амортизации
В бухгалтерском учете: В налоговом учете:

"Бухгалтерский учет", N 11, 1999

Статья профессора М.З. Пизенгольца продолжает начатую несколько лет назад дискуссию о так называемом "налоговом учете". Некоторые положения автора не бесспорны, но проблемы разграничения бухгалтерского учета и расчетов по налогообложению, несомненно, заинтересуют читателей.

В последние годы широкое внимание привлекают вопросы разграничения бухгалтерского учета и налоговых расчетов. В первом варианте общей части Налогового кодекса РФ, принятой Государственной Думой и действовавшей до 15 августа 1999 г., в гл.13 "Учет объектов налогообложения. Налоговая отчетность" в ст.102 записано: "Учет объектов налогообложения (далее - налоговый учет) представляет собой осуществление налогоплательщиками расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета с целью правильного определения налоговой базы по налогам, предусмотренным настоящим кодексом, в случаях, когда применение действующих принципов и правил бухгалтерского учета не обеспечивает необходимой полноты и точности отражения данных, необходимых для определения такой налоговой базы".

Это означает, что необходимые данные по расчетам налогооблагаемой базы по каждому налогу должны обеспечиваться с помощью соответствующих данных бухгалтерского учета. Естественно, в отдельных случаях (там, где методика бухгалтерского учета и методика расчета налогооблагаемой базы различаются) для составления сведений по налогу требуются определенные корректировки данных бухгалтерского учета, особенно это относится к расчету налога на прибыль.

Одним из первых документов, определившим расхождения между бухгалтерским учетом и данными учета для налогообложения, явилось Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в редакции, утвержденной Приказом Минфина России от 26.12.1994, в котором было четко определено, что в бухгалтерском учете прибыль от реализации определяется только по факту начисления выручки по отгрузке продукции. При этом в налогообложении не исключалось выведение прибыли по факту оплаты отгруженной продукции.

В связи с этим для организаций, избравших для налогообложения метод расчета прибыли по факту оплаты отгруженной продукции, выручка в бухгалтерском учете неизбежно не совпадает с выручкой от реализации для целей налогообложения. В этих организациях, для того чтобы определить налогооблагаемую прибыль, данные бухгалтерского учета приходится корректировать как по сумме выручки от реализации, так и по сумме себестоимости реализованной продукции (работ, услуг). Иначе по дебету и кредиту суммы для выведения финансовых результатов будут несопоставимы.

Массовый процесс расхождений между бухгалтерским учетом и данными для налогообложения начался с применением изменений и дополнений, вносимых в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 661.

Согласно этому документу до 10 видов затрат, относимых в учете на себестоимость продукции и, следовательно, на финансовые результаты деятельности, при расчете налогооблагаемой прибыли в определенной части не принимаются во внимание (подлежат исключению на суммы превышения установленных лимитов): затраты на содержание служебного автотранспорта; компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей; затраты на командировки; представительские расходы - сверх сумм, установленных законодательством; оплата за обучение по договорам с учебными учреждениями для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров - сверх норм и перечня расходов, предусмотренных законодательством; затраты по оплате процентов банков сверх учетной ставки Центрального банка России, увеличенной на три пункта, а по валютным кредитам и бюджетным ссудам - сверх сумм, установленных законодательством; расходы на рекламу - сверх установленных норм; суммы амортизационных отчислений, начисленных ускоренным методом, - в случае их нецелевого использования; расходы по добровольному страхованию - практически полностью.

Все указанные корректировки "работают" только в одном направлении: увеличение налогооблагаемой прибыли за счет "срезания" части затрат, учтенных в составе издержек производства (обращения).

Существенные расхождения в бухгалтерском учете с данными для налогообложения (в ту же сторону) возникают из-за различной трактовки в бухгалтерских и налоговых нормативных документах операций по оприходованию безвозмездно поступивших ценностей. В бухгалтерском учете это отражается на субсчете 87-3 или 88-4 (в части объектов соцкультбыта). В расчетах по налогам эти суммы подлежат зачислению на увеличение налогооблагаемой прибыли, хотя они никакого отношения к прибыли не имеют.

Неизбежны различия в бухгалтерском учете с данными для налогообложения (в ту же сторону) при списании дебиторской задолженности. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.08.1995 N 817 "О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)" дебиторская задолженность может быть списана с баланса при систематических неплатежах по истечении четырех месяцев со дня фактического получения организацией - должником товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Естественно, эта дебиторская задолженность в бухгалтерском учете списывается на уменьшение финансового результата по счету 80. Однако в данных по налогообложению списание дебиторской задолженности налогооблагаемую прибыль не уменьшает (т.е. расхождение между налогооблагаемой и фактической бухгалтерской прибылью на эти суммы увеличивается).

Значительные расхождения (в ту же сторону) в бухгалтерском учете и налоговых расчетах возникают при списании и прочем выбытии остаточной стоимости не полностью амортизированных основных средств в качестве списываемых недоамортизированных основных средств (в общем порядке с кредита счета 47 относятся в дебет счета 80, т.е. на уменьшение финансового результата); в налоговых расчетах отрицательный результат от выбытия основных средств не уменьшает налогооблагаемую прибыль. Если недоамортизированные основные средства списываются по причине невозможности их использования, то эти суммы могут быть покрыты за счет добавочного капитала, и в этом случае на счет 80 они не относятся. Следовательно, только в данном случае разница между данными бухгалтерского учета по счету 80 и данными по налоговому расчету не возникает.

В соответствии с п.2.4 Инструкции "отрицательный результат от реализации основных средств в целях налогообложения не уменьшает налогооблагаемую прибыль". Все по той же довольно странной логике прибыль по этим операциям в бухгалтерском учете означает увеличение налогооблагаемой прибыли, убыток же по этим операциям ни в коем случае не подлежит отнесению на уменьшение налогооблагаемой прибыли. В результате нередко возникает парадоксальная ситуация: в бухгалтерском учете по счету 80 выведен убыток, а в расчетах налога числится налогооблагаемая прибыль, с которой должен быть уплачен налог по действующей ставке.

В случае создания резерва под обесценение вложений в ценные бумаги он зачисляется на счет 82 со счета 80, тем самым в бухгалтерском учете уменьшается сумма балансовой прибыли. В налоговом же расчете эта операция не затрагивает налогооблагаемую прибыль и оставляет ее без изменения, т.е. обеспечивается соответствующее ее увеличение против прибыли в бухгалтерском учете.

Аналогично не уменьшают сумму налогооблагаемой прибыли убытки от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, в том числе подсобного сельского хозяйства, охотохозяйственной продукции, а также от реализации произведенной и переработанной на данном предприятии сельскохозяйственной продукции собственного производства, хотя в бухгалтерском учете все эти суммы обычным путем списывают в дебет счета 80 и тем самым уменьшают балансовую прибыль предприятия.

Пожалуй, единственным видом расхождений в налоговых расчетах и в данных бухгалтерского учета, определяющим возможное уменьшение налогооблагаемой прибыли, является выведение прибыли от реализации основных средств и иного имущества для налогообложения с учетом разницы между их продажной ценой и первоначальной (или остаточной) стоимостью, увеличенной на индекс инфляции. Эта индексация может производиться по части имущества производственного назначения, включая производственные запасы (материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, МБП). Причем важно отметить, что суммы корректировки налогооблагаемой прибыли по этому параметру делаются в довольно редких случаях и расчетным путем, следовательно, непосредственно в бухгалтерском учете не отражаются, что практически не затрагивает сумму прибыли в бухгалтерском учете, хотя в налоговых расчетах возможна небольшая корректировка.

Мы далеко не закончили перечень действующих расхождений между бухгалтерским учетом и расчетами по налогообложению, но и приведенных данных вполне достаточно, чтобы сделать однозначный вывод: создавшаяся ситуация, когда налогооблагаемая прибыль значительно отличается от бухгалтерской (причем в одну, вполне определенную сторону), требует принять срочные меры.

В бухгалтерском учете надо отражать затраты в том же порядке, как это принято при расчете налогооблагаемой прибыли, т.е. вернуться к тому порядку, который применялся до принятия Постановления Правительства РФ от 01.07.1995 N 661, когда действовало Постановление Правительства РФ от 05.08.1992 N 552, согласно которому все затраты сверх установленных лимитов списывались за счет соответствующих источников, не затрагивая налогооблагаемую прибыль.

Затраты, связанные с расширенным воспроизводством, покрываются за счет чистого дохода, прибыли предприятия, остающейся после уплаты налогов, фондов накопления и других целевых источников, не имеющих никакого отношения к издержкам производства. Все это должно четко фиксироваться в бухгалтерском учете: проценты за кредит, обеспечивающие простое воспроизводство, относятся на счета затрат; проценты для нужд расширенного воспроизводства покрываются за счет прибыли после уплаты налогов; расходы на рекламу, подготовку кадров и т.п. для нужд простого воспроизводства относятся на затраты, для нужд расширенного воспроизводства - списываются за счет прибыли после уплаты налогов. Понятно, что не всегда можно четко разграничить расходы, относящиеся к простому и расширенному воспроизводству. Но для этой цели обычно устанавливаются экспертным путем соответствующие лимиты и нормы.

Как уже отмечалось, примерно таким путем (правда со значительными условностями) производился учет затрат до известного Постановления Правительства РФ от 01.07.1995 N 661: проценты за кредит в пределах ставки рефинансирования (плюс три пункта) относились на затраты, проценты сверх этого уровня относились на счет 81, аналогично поступали со многими другими затратами (расходы на командировки, подготовку кадров, рекламу, по которым были установлены нормы отнесения на затраты). В Постановлении Правительства РФ от 01.07.1995 N 661 было установлено, что все виды затрат относятся по принадлежности на счета по учету затрат, а затем для нужд налогообложения с этих счетов расчетным путем "выщипываются" те затраты, которые не должны уменьшать налогооблагаемую прибыль (т.е. те, которые раньше бухгалтерским путем относились на счет 81 и аналогичные счета). Иными словами, вместо прямого бухгалтерского отнесения их на счета нераспределенной прибыли и аналогичные счета было решено это делать расчетным путем.

Получается, что все затраты бухгалтерским путем мы относим сразу на счета затрат, а затем при определении налогооблагаемой прибыли расчетным путем делаем ее корректировку за счет уменьшения отнесенных излишне затрат на счета учета издержек производства.

Итак, бухгалтерский учет должен быть действительно бухгалтерским учетом: счета затрат должны отражать только затраты, связанные с процессом простого воспроизводства. Затраты, относящиеся к расширенному воспроизводству, должны относиться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (после уплаты налогов), и других источников расширенного воспроизводства. При таком ведении учета автоматически отпадет искусственное разграничение учета на бухгалтерский и для нужд налогообложения, так как в бухгалтерском учете на счетах затрат будут отражаться только затраты, реально участвующие в выведении прибыли (бухгалтерской и налогооблагаемой). В итоге налогооблагаемая прибыль будет выводиться не путем различного рода корректировок, а обычным бухгалтерским путем: выручка минус затраты.

Все, что мы сказали относительно затрат, в равной мере относится к выручке: на счета доходов и выручки должны относиться реальные доходы и поступления.

Реализация высказанных предложений, естественно, потребует внесения соответствующих изменений в Постановление Правительства от 01.07.1995 N 661. Поэтому в качестве временной меры можно предложить ввести в План счетов счет 22 "Затраты для налогообложения", на который относить все суммы корректировок затрат сверх установленных лимитов. Например , командировочные расходы в пределах установленных норм: д-т сч. 26, к-т сч. 71; сверх установленных норм: д-т сч. 22, к-т сч. 71; расходы на рекламу в пределах установленных норм: д-т сч. 43, к-т сч. 51 (76); сверх установленных норм: д-т сч. 22, к-т сч. 51 (76) и т.д. по другим видам корректируемых расходов. В итоге на счете 22 будут собраны суммы затрат, где в настоящее время внесистемным путем корректируют налогооблагаемую прибыль. При предлагаемом же порядке (с введением счета 22) налогооблагаемая прибыль будет выводиться системным путем: сальдо счета 80 (прибыль, подлежащая налогообложению, без сумм корректировок) плюс сальдо счета 22 (суммы корректировок затрат, увеличивающие налогооблагаемую прибыль). Между прочим, при таком порядке не будет нарушен установленный Постановлением N 661 порядок отнесения всех расходов на счета затрат. Только суммы расходов, превышающие установленные нормы, будут отнесены на специально выделяемый для этих целей счет учета затрат 22.

Таким образом, система учета затрат и система уплаты налогов (в данном случае - налога с прибыли) вполне могут быть построены на единых принципах.

Единственной объективной и реальной базой для расчета налогов будут являться данные системного бухгалтерского учета, построенного на принципах реального учета издержек производства. В этих условиях отпадет необходимость конструировать надуманную "налогооблагаемую" прибыль, оторванную от реальной экономической базы, - бухгалтерской балансовой прибыли. Более того, возникнет возможность облагать налогом реальную балансовую бухгалтерскую прибыль.

Реализация этих предложений даст возможность упорядочить налогообложение и ликвидировать неоправданный разрыв бухгалтерского учета и налоговых расчетов.

Полноценный учет налогов вполне может быть обеспечен в системе бухгалтерского учета без дополнительных внесистемных регистров. В сельскохозяйственных предприятиях, например, в системном аналитическом учете для этих целей ведется ведомость ф. N 32-АПК. В этой ведомости на основании бухгалтерских документов отражаются суммы НДС по операциям приобретения материальных ценностей и потребленных услуг (через счет 19 или, минуя его, в дебет счета 68, субсчет "Расчеты по НДС"), а также суммы НДС по операциям реализации (д-т сч. 46, 47, 48, 64, к-т сч. 68, субсчет "Расчеты по НДС"). Выведенное сальдо по счету 68, субсчет "Расчеты по НДС", отражает сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет (кредитовое сальдо) либо возмещению из бюджета (дебетовое сальдо). Книги покупок и книги продаж при таком учете являются практически излишними (хотя их приходится вести).

Что касается других налогов и подобных им платежей (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество и другие налоги, платежи в дорожные фонды, в централизованные фонды социального назначения), то практически в каждом конкретном случае имеются соответствующие данные системного бухгалтерского учета для определения налогооблагаемой базы и сумм платежей.

В сельском хозяйстве, например, по всем налогам (кроме НДС) и платежам в дорожные фонды ведется ведомость ф. N 37-АПК аналитического учета налогов, в которой по каждому виду налоговых платежей бухгалтерским путем определяются суммы, подлежащие уплате, их погашение и выводится сальдо в части остающейся задолженности (бюджету или за бюджетом). По платежам в фонды социального назначения ведутся: ведомость ф. N 55-АПК аналитического учета расчетов с фондами социального и медицинского страхования и ведомость ф. N 56-АПК аналитического учета расчетов с Пенсионным фондом РФ и фондом занятости. Все эти регистры полностью обеспечивают системным бухгалтерским путем учет соответствующих платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Система налогообложения должна не отрываться от объективных экономических процессов, а учитывать реальные доходы и реальные затраты предприятия.

доктор экономических наук