Ключевые моменты правления железной леди - маргарет тэтчер. Экономические реформы М.Тэтчер и особенности экономического развития Великобритании Экономические реформы маргарет тэтчер в великобритании

Консервативное правительство М. Тэтчер (1979-1999 гг.) проводило политику, основанную на экономической и политической философии нелиберального монетаризма. Как мы ранее рассмотрели, она основана на попытках возвращения идей XVIII-XIX вв. "о свободном предпринимательстве", минимальном воздействии государства на экономические процессы, полагаясь исключительно на силу рынка. Эта философия отклоняет кейнсианскую идею, заключающуюся в том, что государство должно быть движущей силой экономики. Основным объектом стабилизационной политики в течение этого периода была инфляция, а главным инструментом, который использовался против роста инфляции, выступала денежная политика. На начальном этапе задача решалась с помощью контроля денежной массы, впоследствии применялась политика процентных ставок и манипуляция валютными курсами, с акцентом на фискальной политике. Целью фискальной политики, как известно, является достижение баланса бюджета через снижение уровня государственных расходов.

Создание новых возможностей для предпринимательства через налоговые поощрения с целью его стимулирования явилось важным элементом экономической стратегии консервативного правительства, что существенно улучшило позитивную динамику экономики. Кроме снижения ставки подоходного налога для стимулирования труда, жесткие социальные реформы привели к уменьшению сдерживающего эффекта, обеспечили готовность многих категорий трудящихся принять низкооплачиваемую работу; законодательство ограничило деятельность профсоюзов в вопросах повышения реальной заработной платы. Эта деятельность, которую трудно совместить со свободой выбора, тем не менее, имела позитивный экономический итог на тот период, когда британская экономика "тихо угасала".

Другие меры в области приоритета предложения включали уменьшение налогов на коммерческую деятельность, либерализацию рынков посредством отмены контроля, сокращения субсидий для промышленных предприятий и, что особенно важно, тотальную приватизацию огромного по масштабам государственного сектора экономики. Этот сектор явно выходил за пределы оптимального функционирования, оказывал давление на механизм конкуренции и объективно нуждался в значительном сокращении, хотя и не ликвидации, которая была осуществлена. Когда государственный сектор экономики переходит границы оптимальности, он из фактора регулирования превращается в фактор торможения развития. Это, очевидно, и происходило в британской экономике во времена правления лейбористов. Поэтому приватизация значительной его части выступала в тот период экономически целесообразным мероприятием, она усиливала эффект конкуренции. В целом суть реформ правительства Тэтчер сводилась к трем крупным мероприятиям:

  • 1) приватизация госсектора;
  • 2) значительное уменьшение фонда заработной платы трудящихся в структуре ВВП;
  • 3) уменьшение налогов на корпорации.

Все эти меры сопровождались жестким наступлением на уровень жизни населения, ухудшили его положение, но одновременно придали импульсы для быстрого роста экономики. Отметим и то, что вскоре заработные платы стали расти, восстановив потери в доходах разных категорий наемной рабочей силы. Великобритания отказалась от единой денежной единицы Евросоюза - евро, сохранив фунт стерлингов и вместе с ним - самостоятельность денежной (валютной) политики. Процентные ставки, инфляция, валютный курс и т.п. - все это на протяжении 1990-х гг. и в годы первого десятилетия XXI в. изменялось в небольших пределах, в то время как рост ВВП был более внушительным, по сравнению с другими крупными экономическими державами (Францией, Германией и Италией). Но все быстро изменилось с осени 2008 г., когда на Англию обрушился глобальный кризис. Одним из его последствий стал рост бюджетного дефицита, который появился еще в начале 1990-х гг., а ныне увеличился чуть ли не вдвое, как результат огромных антикризисных затрат правительства Гордона, составивших 900 млрд фунтов стерлингов.

Социальный тэтчеризм

Идея «социального тэтчеризма», как и сам термин, - это плод деятельности Брайена Гриффитса, руководителя группы личных советников премьер-министра. Даже если социальный тэтчеризм и включал довольно важные меры в социальной политике, в частности, в сферах образования, жилищного строительства и здравоохранения, то все же он не был своего рода политической эволюцией, а являлся всего лишь небольшим отклонением от прежнего курса. Социальный тэтчеризм часто становился центром скандала, тем более что экономические реформы, которые Маргарет проводила, она проводила ускоренными темпами на протяжении своих предшествующих сроков правления. Сам способ того, как она формулировала стоявшие перед страной задачи, отталкивал от нее часть тех, кто формировал общественное мнение, в частности, так называемых «экспертов по общественным наукам» всех направлений и «социальных работников» и их посредников на Флит-стрит. В интервью, данном в октябре 1987 года еженедельному иллюстрированному журналу для женщин «Вумэнс оун», она сделала заявление, ставшее полной неожиданностью для тех, кто довольствовался запасом стандартных мыслей; она заявила, что, по ее мнению, «общества как такового не существует; есть отдельные индивидуумы, мужчины и женщины, и есть семьи; государство может действовать только благодаря людям, а люди должны прежде всего заниматься самими собой; это наш долг - отвечать за самих себя, а потом уже заботиться о соседе». Можно себе представить, какие тут раздались вопли негодования. Ведь это означало, что бедняка следовало подчинить доброй воле богача! В определенном смысле Маргарет и не отрицала, что так оно и есть. В мемуарах она уточняет свою мысль: «Общество не представляет собой абстрактный срез совокупности составляющих его мужчин и женщин, а представляет собой живую структуру, созданную именно благотворительными организациями и из благотворительных организаций. Когда я слышала, как люди сетовали на то, что общество не должно позволять сохраняться такой несправедливости, я в ответ спрашивала: „А вы, что делаете вы, чтобы это исправить?“ Для меня общество - это не оправдание и не отговорка, а источник обязанностей и обязательств».

В поддержку таких рассуждений Маргарет призывала некоторых известных публицистов, таких как Майкл Новак, американский теолог и социолог, прославившийся своим трудом «Этика капитализма»; он подчеркивал, что «демократический капитализм» есть не только экономическая система, а совокупность личных добродетелей, нравственных и общественных, постоянно поддерживающих друг друга и сочетающихся друг с другом, чтобы уменьшить страдания одних, одновременно увеличивая процветание других. Маргарет также вспоминала труды Чикагской школы о «возникновении подкласса и о культуре зависимости». Она говорила о том, что «если безответственное поведение не подвергается наказанию, тогда безответственность станет нормой для самого большого числа людей; и что еще важнее, возникает риск того, что они передадут свое отношение к ответственности своим детям».

Наконец, Маргарет постоянно ссылалась, и вполне обоснованно, на «викторианские ценности», «викторианские добродетели», которые кажутся ей альфой и омегой всякой здоровой социальной политики: «Викторианцы (то есть деятели Викторианской эпохи) уже давно сформулировали то, что мы вновь открываем для себя сегодня: они различали достойных и недостойных бедняков. Наша культура государства-провидения заставила нас забыть об этом различии, и мы оказываем одинаковую помощь тем, кто достойно встречал трудности, боролся с ними и нуждался лишь в легком толчке, чтобы выйти из этих затруднений, и тем, кто просто утратил волю и привычку к труду, а также привычку заботиться о себе самом». Другими словами, суть ее философии заключается в желании помочь людям подняться, но подняться самим, если же необходимо, то при помощи государства, но при условии, что они будут с ним сотрудничать и научатся держать себя в руках. Для нее люди стоят столько, сколько они хотят, и общество должно побуждать их хотеть. Нет ничего более далекого от ее взглядов, чем политика всеобщего иждивенчества и всеобщего оказания помощи, то есть, что еще хуже, неоспоримой дискриминации, которая низводит индивидуума до представителя некой социальной группы. Она признает только существование отдельных конкретных людей и семей, а не расплывчатых категорий вроде «бедных трудящихся», «лиц без постоянного места жительства» или «этнических групп». Маргарет открыто защищает эту философию в своих мемуарах. Но с такой же твердостью она брала за нее ответственность и в то время, когда занимала высокий пост. В заключительной речи на партийной конференции 1988 года Маргарет довольно хвастливо описывала то, что считала «верной дорогой»: «Те, кто заботится о других, сегодня имеют возможность это делать благодаря вновь приобретенному преуспеянию и снижению налогов. В этом году было собрано более 1,5 миллиарда фунтов стерлингов на нужды частной благотворительности, на то, чтобы отремонтировать и отреставрировать церкви, помочь медицинским исследованиям и накормить голодных. Факт остается фактом: это процветание и преуспеяние создали не эгоистическое, а благородное общество». Стоит ли доказывать, что эти слова были большим преувеличением, ведь 1,5 миллиарда фунтов - это капля по отношению к тем 1001 бедам, нуждам и невзгодам, от которых страдали самые слабые члены общества. Стоит также сравнить эту цифру с бюджетом государства, тогда достигшим 190 миллиардов фунтов. Можно смело утверждать, что, руководствуясь такими принципами, социальный тэтчеризм не собирался совершать революцию по улучшению положения самых бедных граждан. Но он также не усугубил их участь, ибо Маргарет знала, насколько население Англии привержено идеям общества всеобщего благоденствия. В этой сфере она проявила большую осторожность и кроме произнесения громогласных, изобилующих показным бахвальством речей не сделала ничего, чтобы подорвать основы этого общества.

Социальные реформы, проводившиеся Маргарет в ходе ее третьего срока правления, в основном затрагивали жилищную сферу, здравоохранение и образование. Они не имели ничего общего с землетрясением, но среди простонародья о них много говорили, а порой и зло их критиковали.

Так называемый «Закон Ридли о жилье» от 1989 года был наименее спорным среди всех законодательных актов того времени. Этот закон не предусматривал выделения дополнительных ассигнований из государственного бюджета на строительство социального жилья, но предоставлял новые возможности: возможность квартиросъемщикам в домах с умеренной квартирной платой объединяться в сообщество, а также возможность передавать право управления имуществом финансовым партнерам, бравшим на себя обязательство обеспечивать ремонт зданий. Сама по себе идея была далеко не глупа. Она уже с успехом претворялась в жизнь в Уэльсе Питером Уокером. Но в Англии она столкнулась с враждебностью, причем с принципиальной враждебностью людей со скромным достатком к инвестиционным фондам, которые и так уже обвиняли во всех бедах. В 1990 году только один дом с умеренной квартирной платой был превращен в «жилищный трест»; к 1996 году их станет всего лишь пять, а затем эта деятельность будет прекращена. Это было полное поражение, которое Маргарет со слишком большой легкостью записывает на счет «враждебности к улучшению условий жизни, глубоко укорененной в умах тех, кто проживает в гетто, укорененной левыми, контролирующими эти гетто». В действительности квартиросъемщики опасались, что частные арендодатели станут поднимать арендную плату, не имея над собой контролера в лице государства. Это были бессознательные страхи, не имевшие под собой оснований, ибо были предусмотрены многочисленные предохранительные меры и квартиросъемщики имели возможность сохранить не менее 52 процентов акций таких жилищных трестов. Однако никто этого не хотел.

Зато другая предложенная мера была увенчана успехом. Эта мера предусматривала страхование от неуплаты арендной платы для честных владельцев жилья, которые согласятся предоставить свою собственность в пользование арендаторам со скромными доходами. Закон предусматривал также процедуру ускоренного выселения должника, не внесшего плату максимум за три месяца. Таким образом, арендодатели получили гарантию того, что они смогут быстро восстановить власть над своей собственностью, если столкнутся с неплательщиками. Наконец, был введен в практику новый образец контракта об аренде жилых помещений. Он позволял владельцам жилья, задумывающимся над правильностью использования их собственности, вновь получить ее в свое распоряжение в любой момент при условии предварительного уведомления за три месяца. Результаты введения этих мер были воистину впечатляющими. За два года число незанятых жилых помещений уменьшилось с 18 до 9 процентов.

Еще одна проблема терзала тогда Соединенное Королевство: бездомные, обустраивавшиеся на жительство где придется, вплоть до центров крупных городов. Известно, какую роль в увеличении количества этих «новых бедных» сыграли повышение процента ссуды и выравнивание уровня квартирной платы в государственном и частном секторах. Но также следует признать, что к этому слою людей в довольно большом количестве примешивались странноватые молодые люди, беглецы из приличных семей, отдававшие предпочтение не домашнему комфорту, а полной приключений жизни на улице, не говоря уже о прочих маргиналах. Маргарет же видела только эту последнюю категорию. Она считала, что юнцов нужно отправить по домам, а преступников - по тюрьмам. Вот и всё! Она постоянно отказывала Крису Пэттену, «наследнику» Ника Ридли, просившему принять неотложные меры и выделить деньги из особых, чрезвычайных фондов для того, чтобы обустроить, расселить этих несчастных. Только в отношении Лондона она пошла на уступки, поскольку бездомные уродовали роскошные пейзажи Кенсингтона, Сент-Джеймс-парка и Гайд-парка. Даже на берегах Серпентайна стали появляться картонные хижины. Разумеется, Маргарет не хотела, чтобы Лондон стал похож на один из городов третьего мира. Она довольно часто требовала, чтобы «полиция очистила эти зараженные кварталы». Но когда речь заходила о том, чтобы помочь бездомным, она говорила: «Нет, трижды нет», - как она однажды в сердцах бросила в палате общин. Она также отказывалась признать разумной такую меру, как выплата пособий на оплату жилья молодым людям моложе двадцати пяти лет, за исключением особых случаев . В мемуарах она объясняет почему: «Нельзя решать проблемы поведения человека в обществе и человеческих поступков при помощи кирпичей и цемента». По поводу молодых людей она пишет: «Мы хотели, чтобы они вернулись в семьи, а не жили в Лондоне благодаря выплате пособий». По мнению Маргарет, общее правило было таково: всякая помощь в виде пособий «порочна, потому что она способствует распаду больших семей и образованию более мелких; такое происходит, например, при выплате пособий незамужним или одиноким матерям ». Далее Маргарет пишет: «К несчастью, существует устойчивая тенденция в образованных кругах рассматривать всех бездомных в качестве жертв буржуазного общества, а не буржуазное общество в качестве жертвы бездомных». В этой сфере Маргарет была непреклонна. Так что тем, кто сменил ее на посту премьер-министра, пришлось делать попытки решить эту проблему.

В сфере образования реформы тоже были весьма умеренны. Ничего радикального, ничего революционного они не привнесли. В глубине души Маргарет, вероятно, всегда мечтала о школе по выбору, о такой, которую предлагал Кит Джозеф в лучшие минуты своих интеллектуальных упражнений. Речь шла о том, что требовалось создать «школьный чек» или «школьный ваучер», который родители могли бы истратить на обучение их ребенка в том учебном заведении, которое они выбрали. Конкуренция между школами должна была способствовать подъему общего уровня образования. Хотя идея казалась очень «соблазнительной», она наталкивалась на враждебное отношение министерства образования, сменявших друг друга министров, местных органов образования и большинства населения. К тому же прибегнуть к такой мере означало бы разрушить всё архитектурное сооружение, терпеливо строившееся на протяжении полувека. Маргарет не чувствовала, что у нее есть на это силы. Она даже не осмелилась тронуть так называемые «компрехенсив скулз», которые не без оснований обвиняла в том, что их существование привело к снижению общего уровня образования.

Итак, реформа оказалась реформочкой, даже если по ее поводу было много шума на скамьях патентованных педагогов и специалистов в области образования. Так что же было сделано на самом деле? Не очень много. Благодаря «Закону Бейкера» стало возможным, чтобы компрехенсив скулз вышли из-под опеки местных органов образования и перешли под опеку центральной власти. Менее ста школ из двадцати пяти тысяч сделали такой выбор. Местные органы образования Лондона были упразднены по той же причине, по которой был упразднен Совет Большого Лондона. Суть реформы заключалась в создании местного управления школами. Совет по управлению образовательными учреждениями, состоящий в равной мере из родителей и преподавателей, должен был обрести свободу распоряжаться имеющимися у него средствами. Другими словами, возникала возможность привлекать инвестиции со стороны, а также (и это был революционный шаг!) по заслугам увеличивать вознаграждение преподавателей. Стоит ли говорить, какие в школьных учительских забушевали страсти ввиду конкуренции. Профсоюзы пригрозили общей забастовкой учителей. Но родители пришли в восторг от возможности контролировать размеры заработной платы тех, кто ответствен за образование их чад. Они были сыты по горло высокомерием «преподавательского корпуса». Состоялось несколько единичных демонстраций, и учителя были вынуждены сдаться, к большому удовольствию всех. В 1993 году более 75 процентов школ остановили свой выбор на системе установления заработной платы учителей в зависимости от их заслуг.

Другой важной мерой было принятие «Национального учебного плана», национальной программы, призванной унифицировать уровень знаний учеников в различных графствах. Прежде местные органы образования утверждали собственную учебную программу. Маргарет же желала, чтобы до шестнадцати лет все подданные Ее Величества получали единое базовое образование. Идея была превосходна, а вот ее воплощение в жизнь оказалось процессом сложным. Два министра, сменившие друг друга в министерстве образования, трудились над этой задачей, Кеннет Бейкер и Джон Макгрегор. Им в головы пришла плохая идея собрать несколько ученых светил в рабочую группу по разработке «Национального учебного плана». Эти влиятельные, уважаемые господа со знанием дела рассуждали о различных научных дисциплинах, полагая, что присутствуют на научном симпозиуме. Министрам не удавалось их удержать от долгих рас-суждений. По мысли Маргарет, речь шла всего лишь о том, чтобы выработать основные направления в трех главных предметах: в английском языке, математике и естествознании, - в остальных же предметах мог быть предоставлен свободный выбор. По мнению членов комиссии, следовало регламентировать все предметы обучения. Чем дальше, тем больше Маргарет нервничала. Она хотела получить служебную записку, а не докторскую диссертацию. Кеннет Бейкер потерял на этом деле свой министерский портфель. Джон Макгрегор поступил ничуть не лучше, чем его предшественник. Он позволил заморочить себе голову пустой болтовней университетских ученых, самодовольных и мстительных. Однажды один «высокоблагородный дон» из Оксфорда даже обозвал его невежей, и он это «проглотил». Маргарет была в ярости. Она пишет в мемуарах: «Я никогда бы не поверила, что мы позволим университетской бюрократии создавать нам такие помехи». Она решила взять дело в свои руки. Поставить на место нескольких носителей профессорских тог, к тому же излишне высокомерных - это ей было приятно. Маргарет согласилась с тем, что история должна быть включена в «Национальный учебный план». Однако другие дисциплины, такие как изобразительные искусства или ручные работы, были из него исключены. Перед мнением Маргарет все в основном склонились, однако же по поводу истории голоса всё повышались. Историки, являвшиеся членами комиссии, мечтали ввести в курс обучения в средней школе наследие «Школы анналов», изучение хода исторических событий, критический анализ текстов, историю экономических приливов и отливов, значение терминов и понятий структур и суперструктур… Разумеется, многие из этих понятий могли бы пробудить интерес у студентов университетов, но, конечно, не у желторотых юнцов, не достигших шестнадцатилетнего возраста. Маргарет была изумлена подобным ослеплением. Она считала, что речь просто-напросто должна идти о хронологии и фактах. Кроме того, комиссия продемонстрировала возмутительную, маниакальную любовь ко всему «небританскому», а также ко всему тому, где британцы играли не слишком благовидную роль. Маргарет ни в коем случае не хотела, чтобы английская школа стала школой покаяния. По ее мнению, история должна быть той основой, что цементирует нацию, а не собранием критических суждений, которое ведет к ее распаду. В пламенном послании, обращенном к Джону Макгрегору, она призывала его «образумить свою банду ученых»: «Хоть я и не историк, я наивно полагаю, что имею достаточно ясное представление о том, что такое история - это история Великобритании, это важные события ее жизни, это ее хронология, ее великие люди, все то, из-за чего следует гордиться тем, что ты - англичанин. Остальное же должно прийти позже, для специалистов». В конце концов, Маргарет выиграла в этой борьбе, и сегодняшний «Национальный учебный план» - во многом плод ее трудов.

В области здравоохранения правительство Маргарет приступило к серьезной реформе Государственной службы здравоохранения. Но надо «свернуть шею» той клевете, что ярмом висит на эпохе правления Маргарет Тэтчер. Говорят, что она сломала систему английского здравоохранения, проведя в ней приватизацию. Это абсолютно неточно. Уже в 1979 году система оказания бесплатных медицинских услуг, «Национальная служба помощи», функционировала очень плохо. Управление этой службой заставляло вспомнить о романах Кафки, ибо в самой системе действительно было нечто кафкианское. У человека был свой врач, и сменить его на другого было нельзя, он мог попасть только в одну «его» больницу, и это зависело от его места проживания; что более всего было неприятно, так это бесконечные очереди на обследования или операции. Система была столь чудовищно «скроена», что больницы иногда исчерпывали бюджетные средства, выделенные на год, всего за несколько месяцев, так что пациентам приходилось ждать начала следующего бюджетного года, чтобы получить помощь. А ведь это могло закончиться смертельным исходом. Пресса изобиловала печальными историями пациентов, умерших, так и не дождавшись операции, а также об изуродованных, а то и прерванных жизнях людей, пострадавших от слишком быстрого вмешательства. В 1978 году о Государственной службе здравоохранения газета «Сан» писала: «Это скорее практика применения инвалидной коляски, чем практика лечения, приводящего к выздоровлению». В том же году Джим Каллаген создал Королевскую комиссию, на которую была возложена миссия внести предложения по улучшению системы здравоохранения. Так что Маргарет унаследовала очень сложную ситуацию, усугубленную бездействием Лейбористской партии.

Совершенно очевидно, что Маргарет очень хотела бы перейти к системе частного здравоохранения. В 1987 году она якобы сказала Вудро Уайету: «Каждая семья еженедельно платит Государственной службе здравоохранения 60 фунтов стерлингов. Если бы люди вносили эти деньги в частные страховые фонды, они бы получали гораздо лучшее медицинское обслуживание». Но Маргарет не шла далее благих пожеланий. Она знала, что англичане слишком привержены идее бесплатного здравоохранения для всех. Кстати, в годы ее правления расходы на социальные нужды и на здравоохранение составляли примерно треть расходов государственного бюджета. Если говорить о постоянных величинах, то за эти годы эти расходы увеличились на 40 процентов. Что касается частного сектора здравоохранения, то он расширился ненамного и охватывал уже не 11 процентов населения, а 19. Так что не следует обвинять Маргарет в том, что она вывела из строя систему, к тому времени уже сильно прогнившую и порочную.

Кеннет Кларк возложил на себя обязанности министра здравоохранения в июле 1988 года. Он объяснил, что хочет «превратить бюрократию, едва влачившую существование, в хорошо развивающийся бизнес, но не в коммерческий бизнес, а в бизнес, предоставляющий услуги по лечению и уходу за больными». В 1989 году он опубликовал «Белую книгу», где предложил реформу в двух направлениях: введение бухгалтерской и финансовой автономии больниц и введение в практику воистину революционной меры для Англии, а именно, что пособия для медицинских учреждений следуют за пациентом. Другими словами, это означало, что пациент вновь обретал свободу выбрать себе врача, а врач обретал свободу выбора наиболее благоприятного медицинского учреждения для лечения его пациента. Естественно, проснулись корпоративные рефлексы. Руководство наименее конкурентоспособных больниц осознало, что вскоре вынуждено будет закрыть свои учреждения, ведь лучшие больницы получат больше пациентов, а следовательно, и больше субвенций. В обюрокраченную медицину вторглась идея конкуренции и произвела там настоящий шок. Чиновникам от медицины более всего хотелось, чтобы всё оставалось неизменным. Опять встал вопрос о корпоративной защите, против которой Маргарет неустанно вела борьбу. Британская медицинская ассоциация , главная профсоюзная организация медиков, опубликовала текст общенациональной петиции. В прессе одна за другой появлялись статьи, повествующие о самых печальных случаях в медицинской практике, а врачи на страницах таблоидов давали длинные интервью, заявляя, что завтра будет еще хуже… Но Маргарет держалась стойко. Вероятно, это будет самая большая ее победа в социальной сфере. В 1994 году 95 процентов больниц высказались за автономию. Что касается времени ожидания медицинского вмешательства в тех случаях, когда речь шла не о жизненно важных показаниях, то сроки эти снизились на 47 процентов после 1992 года .

К несчастью для себя, Маргарет на этом не остановилась. Она превратила подушный налог во «флагман» своих социальных реформ, но, увы, он же стал и ее политическим надгробием.

:
«Стоит один раз поставить женщину наравне с мужчиной,
как она начинает его превосходить…»

Английский химик и юрист, специализировавшийся на вопросах патентного и налогового права (по образованию), Премьер-министр Великобритании в течение 3-х сроков: с 1979 по 1990 год. Её неоднократно называли «железной леди». Её муж - Деннис Тэтчер , промышленник и соратник по партии.

«…13-летняя Маргарет Тэтчер , победив в школьном конкурсе по сочинению, на слова директора «Поздравляю с удачей!» ответила: «Спасибо, но считаю, что мне не просто выпала удача - я её заслужила!» […] … а в своём интервью советским журналистам (ставшем возможным впервые в годы перестройки) премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер призналась, просто, без всякой рисовки и поэтому особенно убедительно: «Я захотела руководить страной, потому что убедилась, что у меня это получается лучше, чем у других».

Торосян В.Г., История образования и педагогической мысли, М., «Владос-пресс», 2006 г., с. 263 и 318.

«Первоначально Тэтчер пыталась не акцентировать внимание на том, что она женщина: «Я надеюсь, что избиратели примут меня такой, какая я есть. Не как мужчину или женщину, а просто как личность, желающую принести как можно больше пользы этому государству. Однако уже в самом скором времени она поняла, что отрицать свою женственность не только глупо, но и опасно. Тогда было решено при создании её имиджа взять за основу образ женщины-руководителя. Маргарет постоянно подчёркивала, что в годы правления женщин - Елизаветы I или королевы Виктории - Великобритания проживала периоды расцвета в своей истории. Из современниц она обычно указывала на Голду Меир и почти никогда - на Индиру Ганди».

Медведев Д.Л., Тэтчер: Неизвестная Мэгги, М., «Рипол классик», 2009 г., с. 273.

«…перенесёмся в 1978 год, когда еще не было никакого Виктора Суворова, а был только работник советской разведки Владимир Ревзун, который сбежал из женевской резидентуры на Запад с большим шумом. Что поразило в Великобритании советского офицера?

Поразил чудовищно низкий жизненный уровень. Не как в голодном Советском Союзе, конечно, но и со Швейцарией, из которой я бежал, не сравнить. Лондон был завален мусором, на улицах змеились очереди, магазины стояли полупустые... Зима 1978/79 годов была зимой разгрома. Дело в том, что к тому времени в Британии уже давно правили социалисты и полностью развалили экономику, как это умеют делать только они. Бастовали к тому времени все - мусорщики, транспортники... Это надо было видеть! Едва заканчивалась забастовка стрелочников, как начиналась забастовка машинистов. Потом бастовали проводники. Профсоюзы имели огромную силу, и страна неудержимо катилась в пропасть. Меня это просто поразило - после Женевы я думал, что весь Запад процветает. Но оказалось, что социализм добрался и до Англии. Жуть! Довели великую страну до уровня какой-то Болгарии.

К счастью, на выборах тогда победила Маргарита - Маргарет Тэтчер. Она пришла к власти и начала ломать социализм и спасать Британию.

Доходило до курьёзов. Суда-контейнеровозы приходили в голландский Роттердам, там всё перегружалось в вагоны и поездами уже доставлялось в Англию. А простаивающие докеры за все простои всё равно получали деньги, потому что эту поблажку выбил из предпринимателей профсоюз. Или вот такая была глупость. Решили социалисты защитить родную английскую кинематографию. Раньше были несовершенные камеры, и их обслуживали три человека. Потом они усовершенствовались, и с камерой теперь мог управляться один человек. Однако социалисты тут же приняли закон, по которому на камере всё равно обязаны были работать трое! Руководствовались при этом гуманными соображениями: не увольнять же живого человека с работы из-за какого-то там прогресса! На том английская кинематография и загнулась, не выдержав конкуренции с Голливудом. Социализм - самоубийство нации. И Маргарита железной рукой начала душить социализм, спасая страну».

Никонов Александр , Как я стал предателем (интервью Виктора Суворова), журнал «Story», 2008 г., май, с. 38-39.

«Мэгги не боялась ни бога, ни чёрта. Не успела Аргентина высадить десант на Фолклендские! острова, где обитала горстка британских подданных (более точные данные: острова расположены в 8000 милях от Великобритании с населением в 1800 британских подданных с их 650 000 овцами и десятью миллионами свободных пингвинов… – Прим. И.Л. Викентьева), и порадоваться, что Британия далеко и занята своими внутренними проблемами, как её первая леди, недолго думая, направила на острова сотню кораблей, показав захватчикам, где раки зимуют. В итоге британцы выбрали премьера ещё на один срок…»

Садовская И., Вредная баба, журнал «Story», 2008 г., N 10, с. 185-186.

«… Маргарет Тэтчер неутомима. Она работала по восемнадцать часов в сутки , даже уик-энды прихватывала. В эти годы часто можно было наблюдать такую картину: «железная леди» проводит заседание кабинета министров в Чекерсе, загородной резиденции премьер-министра, а её Дэнис (муж - Прим. И.Л. Викентьева ) в это время развлекается с друзьями игрой в гольф, совсем неподалеку от неё, на лужайке перед домом. Дети выросли - Марк перебесился и занялся бизнесом, вошёл в семейное дело. Даже женился на американке, которая сделала Мэгги бабушкой. Кэрол получила юридическое образование, но стала независимой журналисткой. Она пока ещё не встретила свою вторую половинку. Дэнис по-прежнему самый лучший слушатель и помощник. Его ненавязчивое участие в серьёзной работе политизированной жены ограничивалось советом и только в том случае, когда его мнение спрашивали. Бывало, что он употреблял свою власть мужа. Однажды Дэнис ворвался к ней в кабинет на Даунинг-стрит с криком: «Да что же это такое! На часах половина третьего, а в шесть тебе вставать!»

Разгневанный муж схватил свою супругу за руку, и она - о чудо! - покорно пошла за ним на глазах у изумлённых членов кабинета, засидевшихся до глубокой ночи за своими стратегическими разработками. Все свидетели этой сцены были сражены покладистостью премьер-министра, которая частенько заявляла: «Правительство - это я». Только близкие друзья знали, что в личной жизни Дэнис имеет огромное влияние на «своё золотце», и, пожалуй, именно он глава семьи, несмотря на то, что любит шутливо повторять: «Спросите у старшего по званию» или «Босс лучше знает, как поступить». Их брак опутан сетями условностей и зачастую лишь отдалённо напоминал супружескую жизнь. Дэнис не совершал с премьер-министром вояжей по всему миру, не желая играть роль сопровождающего при своей жене. Маргарет это понимала.

Негласное соглашение - «жена в политике, муж в бизнесе» выработалось само собой, и никто не собирался его нарушать.

Дэнис всё тот же любимец общества, он всегда в настроении поддержать компанию. Его редко что может вывести из себя. И лишь однажды он утратил свою невозмутимость перед журналистской братией. На вопрос настырного газетчика, отдельные ли у них с премьер-министром банковские счета, Дэнис вспылил: «Да, чёрт возьми, и кровати тоже!» Супружеская жизнь в тени славы жены даже для мужчины с сильным характером иногда становилась нелёгким испытанием. Сама же Мэгги никогда не скрывала, что деньги Дэниса дали ей возможность стартовать в политическом марафоне, приведшим её на политический Олимп».

Хвостова Д., Галерея знаменитых женщин, в двух книгах, книга 2, М., «Олма-пресс», 2001 г., с. 124-125.

Министерство образования РФ

Петрозаводский государственный университет

Кольский филиал

ДОКЛАД

Тема экономические реформы М.Тэтчер

Студент

Группа Специальность

Факультет экономический

Отделение очное

Экономическая политика М.Тэтчер или так называемый ТЭТЧЕРИЗМ

Правительство консерваторов, пришедшее к власти в 1979 г., возглавила энергичная М.Тэтчер, кото­рая предложила совершенно новую экономическую прог­рамму развития, радикальным образом отличающуюся от всех прежних программ. Такая стратегия экономического развития вошла в историю под названием неоконсерватиз­ма. Она отвергала жесткое государственное регулирова­ние экономикой, т.е. идею кейнсианства.

Новое правительство провело анализ накопившихся экономических проблем и пришло к выводу, что для выхо­да страны из данной ситуации необходимо устранить ряд недостатков в социально-экономической системе: 1) в стране чрезмерная власть оказалась в руках профсоюзных лидеров, которые чаще руководствовались личными инте­ресами и шантажировали крупных предпринимателей уг­розами забастовок; 2) в Англии действовало чрезмерное налогообложение с самыми высокими в мире налоговыми ставками на личные доходы - стандартная ставка 33 % подоходного налога поднималась до 83 %; 3) чрезмерная инфляция; 4) чрезмерная власть в руках государства, осу­ществляемая медлительной и становящейся все более гро­моздкой бюрократией.

Консервативное правительство М.Тэтчер всему этому решило положить конец. Идеологической основой новой политики являлись несколько основополагающих элемен­тов: а) свободное предпринимательство; б) личная инициа­тива; в) крайний индивидуализм. Важными элементами идеологической концепции "тэтчеризма" стали провозгла­шенный консерваторами возврат к "викторианским цен­ностям" - уважение к семье и религии, закону и порядку, бережливость, аккуратность, трудолюбие, самостоятель­ность, примат права личности и т.д.

М.Тэтчер намеревалась остановить процесс долговре­менного спада экономики путем политики "монетаризма", сокращения расходов и налогообложения, обуздания власти профсоюзов, отказа в субсидиях обанкротившимся предприятиям и "приватизации" принадлежавших госу­дарству отраслей промышленности. Она выступила про­тив корпоративизма, коллективизма и кейнсианства. Она считала, что инфляция представляет большую опасность, чем безработица.

Поэтому одним из первых шагов, предпринятых консер­ваторами, было принятие законов, которые значительно су­зили почти безграничные права профсоюзов на объявление забастовок. А в 1980, 1982 и 1984 гг. были приняты законы, которые позволили правительству выстоять в борьбе с за­бастовочным движением, в частности во время забастовок шахтеров в 1984-1985 гг. и печатников в 1986 г.

В 1979 г. на долю национализированных отраслей про­мышленности приходилось 10 % валового национального продукта, и многие из этих отраслей стали символом ле­ности и неэффективности. Как показала практика исторического развития, без подстегивания конкуренцией или страхом банкротства стремление к повышению эффектив­ности ослабевает. Поэтому одним из важнейших элемен­тов программы М.Тэтчер являлась приватизация обобщес­твленного сектора.

С августа 1984 г. по май 1987 г. в частную собствен­ность были переданы 9 важнейших концернов, или около 1/3 всей собственности государства в промышленности, в том числе телекоммуникации и предприятия газовой про­мышленности. В октябре 1987 г. правительство провело еще более крупную операцию - продажу акций нефтяной компании "Бритиш петролеум". Следующими отраслями в списке денационализации стали сталелитейная промыш­ленность, а затем электроэнергетика и водоснабжение.

Широкая продажа этих отраслей промышленности зна­чительно увеличила число держателей акций, которые бы­ли непосредственно заинтересованы в доходности своих предприятий. В 1979 г. число владельцев акций составля­ли 7 % избирателей, т.е. мужчин и женщин старше 18 лет, в 1988 г. - 20 %. По числу акционеров Великобритания занимала второе место в мире после США.

Государственные компании, которые пока еще не стали предметом приватизации, тоже подвергались перестройке. Им были предоставлены большая хозяйственная самостоятельность и финансовая автономия. Отношения государ­ства с такими компаниями все больше строились на основе контрактов. Государственные предприятия были выведе­ны из системы искусственного благоприятного климата, в котором они раньше находились. В частности, цены на произведенные ими товары и услуги более не поддержива­лись специальными мерами, а полностью определялись условиями рынка.

Правительство М.Тэтчер всячески стремилось создать "здоровую конкуренцию" универсальным принципом эко­номического прогресса, причем эта конкуренция все боль­ше переносилась в сферу ценообразования, где соперни­чавшие компании в борьбе друг с другом были вынуждены снижать цены.

Еще одно важное направление в экономической програм­ме консерваторов - это упор на развитие мелкого и средне­го бизнеса. Мелкий и средний бизнес стал новой силой в структуре хозяйства Великобритании. Он успешно уживал­ся с крупными монополиями, дополнял их даже в самых сов­ременных отраслях, а также в сфере услуг. Небольшие, хорошо технически оснащенные мелкие и средние фирмы ока­зались в состоянии гибко реагировать на изменения хозяй­ственной конъюнктуры, чего нельзя было сказать о многих гигантах промышленного производства.

Правительство активно поддерживало и защищало транснациональные корпорации, в которых британский капитал играл важную роль. Одной из важнейших специ­фических особенностей английской экономики была высо­кая степень "интернационализации" в ведущих отраслях производства. Лишь немногие сферы промышленного производства опирались на прочный внутренний рынок, имели высокий уровень капиталовложений, развитую базу НИОКР. В первую очередь это химическая и аэрокосми­ческая отрасли, остальные же большей частью были связа­ны с международными корпорациями.

Следствием проводимой правительством М.Тэтчер эко­номической политики был экономический рост страны в 80-е гг. в среднем на уровне 3-4 % в год, что было выше, чем в других западноевропейских странах. Каждую неде­лю в среднем создавалось 500 новых фирм. За 80-е гг. про­изводительность труда в среднем росла на уровне 2,5 % в год, уступая лишь Японии.

Еще более убедительным был рост эффективности ис­пользования основного капитала - капиталоотдачи. Ан­глия, кроме Японии, была единственной из развитых стран, где этот показатель возрос по сравнению с 70-ми гг.

Большое значение в программе перестройки британ­ской экономики уделялось вопросам приватизации жилья. Значительная часть населения в Англии арендовала дома у местных властей, что тяжким бременем ложилось на мес­тный бюджет, а в итоге - на плечи государства. Прави­тельство М.Тэтчер поставило задачу сделать большинство англичан собственниками своего жилья. С этой целью пра­вительство провело через парламент закон, заставлявший местные власти продавать дома по льготным ценам жиль­цам-арендаторам. Итогом такой деятельности правительс­тва стало то, что значительно увеличился процент домо­владельцев - с 52 до 66 % к 1989 г. В последующие годы этот процесс продолжался.

Важнейшими мерами, стимулировавшими развитие, эко­номики Англии, явились принятие закона о снижении стан­дартной ставки подоходного налога, сокращение численнос­ти государственного аппарата и затрат на его содержание. Так, центральные министерства были сведены до минимума- их насчитывалось 16, причем среди них практически не было отраслевых. Государство устранялось от прямого вме­шательства в решение сугубо хозяйственных задач.

Достаточно трудноразрешимой задачей для правительс­тва М.Тэтчер оказалась борьба с инфляцией, однако и здесь благодаря перечисленным мерам наметились сдвиги: если в 1980 г. она составляла 16 %, то уже в 1983 г. упала до 4 % и в последующие годы колебалась в пределах 6 %.

Подъем в экономике начался с середины 1985 г., хотя в последующие два года он не отличался стабильностью. Со второй половины 1987 г. наряду с заметным ускорением темпов развития экономики обозначились и другие приз­наки перехода к новой стадии подъема - расширились объемы предоставленных кредитов, достигли "пика" кур­сы акций, возросли и без того высокие цены на жилье.

Наиболее динамичными факторами внутреннего спро­са были потребительские расходы населения, которые вы­росли на 6,5 %, и частные капиталовложения, рост кото­рых составил 10,3 %. Быстро росло производство в базис­ных и наукоемких отраслях обрабатывающей промышлен­ности, а также в жилищном строительстве. Тем не менее удовлетворить спрос в полном объеме удавалось только с помощью небывалого по своим масштабам притока зару­бежных товаров. Среди компонентов спроса особенно ус­тойчиво за годы подъема расширялось личное потребле­ние. Это было вызвано повышением доходов населения на 5,0 % и резким снижением нормы сбережений до 1,3 %.

Важную роль в стимулировании потребительских рас­ходов населения играло также активное использование кредитов. Снятие ограничений в кредитной сфере, внедре­ние современной расчетной электронной техники подстег­нули конкуренцию, кредит стал более доступным для ши­роких масс населения. В 1988 г. сумма предоставленного потребительского кредита финансовыми домами, строи­тельными обществами, другими специализированными об­ществами, а также по банковским кредитным карточкам возросла до 42 млрд. ф.ст. В структуре потребления опере­жающими темпами росли расходы на товары длительного потребления, выросшие на 12 % в 1988 г. против 6,8 % в 1987 г., и в первую очередь на автомобили, бытовую элек­тронику, персональные компьютеры, жилье.

Наибольший прирост капиталовложений в 1988 г. был зафиксирован в автомобилестроении (почти на 1/3) и в целлюлозно-бумажной и полиграфической отраслях (на 1/4). Наиболее высокие объемы инвестиций отмечались в химической промышленности. Следует также отметить, что продолжались или завершались программы технической ре­конструкции и модернизации ряда базовых отраслей - об­щего электротехнического машиностроения, текстильной и др. Все это способствовало быстрому росту производства инвестиционных товаров, который составил 10 %. Вместе с тем исключительно высокие темпы роста импорта продук­ции обрабатывающей промышленности были достигнуты за счет того, что компании предпочитали переоснащать произ­водство зарубежным оборудованием. Значительные масшта­бы импорта в таких наукоемких отраслях, как электронная, оргтехника и оборудование по обработке данных, которые фактически соответствовали размерам английского рынка, вызывали беспокойство правительства.

В годы подъема усилился дисбаланс внешней торговли. С 1985 г. темпы роста объема импорта товаров в 3 раза опе­режали экспорт. Рост курса фунта стерлингов на 5,2 % в 1988 г. ухудшил конкурентоспособность английских эк­спортеров и способствовал импорту готовых товаров, что в итоге привело к дефициту платежного баланса.

В условиях в целом благоприятной конъюнктуры заня­тость в экономике возросла на 1,2 %. Подавляющее боль­шинство получивших работу трудились в сфере услуг, в обрабатывающей промышленности численность занятых сократилась. Параллельно с расширением занятости сни­жалась безработица. В феврале 1989 г. без работы остава­лось 1,9 млн. человек, или 6,8 % рабочей силы, против 2,6 млн., или 9,8 %, в декабре 1987 г. В сентябре 1988 г. прави­тельство М.Тэтчер объявило о начале реализации програм­мы профессионального обучения безработных стоимостью 1,4 млрд. ф.ст. Программа была рассчитана на ежегодное обучение производственным специальностям и последую­щее трудоустройство около 600 тыс. человек, длительное время находившихся без работы.

Таким образом, можно отметить, что с момента начала перестройки в британской экономике наметились серьезные сдвиги и изменения. В целом в 80-е гг. Британия была един­ственной из ведущих стран мира, где совокупный показа­тель эффективности производства увеличивался, в других государствах он либо не менялся, либо снижался. Однако перестройка в Англии происходила отнюдь не без проблем. В обществе усилилась социальная поляризация. Дело в том, что правительство М.Тэтчер проводило в жизнь программу сокращения расходов на социальные нужды, а также жестко контролировало заработную плату. Одним из важнейших положений программы консерваторов было: заставить тру­дящихся "жить по средствам", а предприятия - "ужимать­ся" , сокращать рабочую силу за счет интенсификации произ­водства, благодаря чему можно было придавать желаемый динамизм британской промышленности. Результатом такой политики стало то, что средний доход на душу населения в реальном исчислении за десять лет вырос на 23 %. В то же время около 20 % семей имели среднегодовой доход ниже 4000 ф.ст., что являлось достаточно низким прожиточным уровнем для англичан.

Идеи свободного предпринимательства, индивидуализм и минимальная роль государства сталкивались с глубоко укоренившимся в сознании англичан убеждением, что госу­дарство "обязано" обеспечивать определенный набор соци­альных гарантий всем без исключения своим членам. Кон­цепция "государства всеобщего благоденствия", основывав­шаяся на высоком уровне налогообложения и включавшая такие компоненты, как бесплатное образование, медицин­ское обслуживание, система государственных пенсий и т.п., разделялась всеми послевоенными правительствами Брита­нии, будь то лейбористы или консерваторы.

Правительству М.Тэтчер пришлось столкнуться с проб­лемой изменения психологии основной массы населения, ибо приходилось разрушать сложившуюся веками систему социальных гарантий "для всех" и заменить новой шкалой ценностей, индивидуалистской - "каждый за себя".

И все-таки за десять лет (с 1979 по 1989 г.) удалось изме­нить морально-политический климат в стране, чему в значи­тельной степени способствовали глубокие структурные из­менения в самом обществе. Сокращалась численность рабо­чего класса, занятого непосредственно на производстве, рас­ширялась занятость в сфере обслуживания, росла прослойка владельцев мелких, в том числе семейных, фирм, появилась ^ социальная группа высокооплачиваемых менеджеров сред- 1 него уровня. Все это привело к тому, что в 80-е гг. к "средне- < му слою" стали относить себя большинство английских из­бирателей. К концу 80-х гг. 64 % англичан имели собствен­ные дома, более 70 % - автомобили, 46 % - видеомагнито­фоны, больше половины могли позволить себе обеспечить платное образование для детей.

На рубеже 80-90-х гг. в социально-экономической и по­литической жизни Великобритании появились тревожные признаки. Так, серьезным просчетом консервативного каби­нета М.Тэтчер стало проведение весной 1990 г. реформы местного налогообложения, предусматривавшей введение нового избирательного закона. Экономические выгоды ока­зались незначительными, а социально-психологические пос­ледствия крайне отрицательно сказались на престиже пра­вительства, социально-экономическая политика которого вызывала "раздражение" у многих англичан. В 1990 г. но­вым лидером консерваторов и премьер-министром Великоб­ритании стал Дж.Мейджор. М.Тэтчер подала в отставку.

Новый премьер Соединенного Королевства практичес­ки не изменил экономической программы М.Тэтчер, и пер­вая половина 90-х гг. была логическим продолжением в развитии частного предпринимательства и активной госу­дарственной политики в области финансирования науко­емкого производства, мелкого и среднего бизнеса. Благо­даря усилиям нового премьера Англия 2 августа 1993 г. подписала Маастрихтские соглашения. Этот договор был логическим развитием экономических и политических от­ношений, сложившихся между рядом европейских госу­дарств и Англией в рамках ЕЭС. При его полной реализа­ции Европейский союз должен превратиться, по сути, в экономическую "сверхдержаву", по крайней мере равную США и значительно превосходящую Японию. Договор предусматривает введение единой денежной единицы, "от­мену" границ и создание надгосударственных органов ре­гулирования экономических и политических вопросов.

В первой половине 90-х гг. в экономике Великобрита­нии происходили позитивные процессы. Так, достаточно стабильно рос валовой внутренний продукт и сокраща­лась безработица. Если в первом квартале 1993 г. ВВП составлял 2,5 %, то в первом квартале 1994 г. - 4 %; уро­вень безработицы в первом квартале 1993 г. равнялся 10,5 %, в первом квартале 1994 г. - 9,9, а в четвертом квартале 1994 г. - 8,9 %.

Особенно важным достижением нового правительства явилось улучшение торгового баланса. За период с 1991 по 1995 г. удалось обеспечить благоприятное сочетание устой­чиво высоких темпов роста и самых низких за период с нача­ла 60-х гг. темпов инфляции. Кроме того, заметно улучши­лось состояние платежного баланса, который в 1995 г. впер­вые начиная с 1987 г. был сведен с активным сальдо.

Вторая половина 90-х гг. оказалась достаточно слож­ной для партии консерваторов. Хотя в своей предвыборной программе в 1997 г. Дж.Мейджор пообещал избирателям постепенное снижение подоходного налога на 20 % и госу­дарственных расходов до 40 % ВНП, а также стро­ительство более преуспевающей Британии, на выборах все же победили лейбористы.

Новый премьер Тони Блэр практически не изменил ос­новному экономическому курсу консерваторов, признав, что "тори сделали немало верных шагов в 80-е годы...". Он пообещал, что главными своими задачами будет, во-первых, считать борьбу с безработицей, во-вторых, введе­ние минимума заработной платы, в-третьих, подписание социальной хартии ЕС, против которой выступали консер­ваторы, чтобы не связывать себя обязательствами, которые могли бы отрицательно сказаться на конкурентоспособнос­ти национальной продукции, в-четвертых, развитие систе­мы образования и совершенствование технической подго­товки. Кроме того, он пообещал создать ассамблеи Шот­ландии и Уэльса, провести референдум о целесообразнос­ти перехода к "евро" и о внесении поправок в конститу­цию, а также ввести скользящий налог.

Важным моментом в программе Т.Блэра стал отказ от национализации, что привлекло на его сторону многих представителей бизнеса. "В политике важно ставить перед собой выполнимые цели, - говорит он, - и очень четко сосредоточиться на том, что надо делать".

Таким образом, подводя итоги экономического развития Англии в 80-90-е гг., следует отметить, что "тэтчеризм" применительно к условиям Британии оказался достаточно эффективным. Лицо Англии существенно изменилось. "Тэт­черизм" как британская модель неоконсерватизма подтвер­дил, что капитализм оказался гибкой системой, способной приспосабливаться к изменяющимся социально-экономи­ческим условиям, перестраиваться и модернизироваться.

Список литературы :

1.Экономическая история зарубежных стран: Курс лекций;под ред.проф.Голубовича. – Мн.:НКФ “ЭКОПЕРСПЕКТИВА”,1998. – 462 с.

2. Конотопов М. В., Сметанин С. И -История экономики:.-Учебник для ВУЗов. – М.: Академический Проект, 2000. – 2-е издание – 367с.

10 уроков Маргарет Тэтчер: как вывести Украину из кризиса и дефолта?

Если президент Украины Петр Порошенко и правительство Арсения Яценюка всерьез хотят провести реформы в Украине, им необходимо извлечь уроки из тяжелых, но необходимых реформ, уже спасших страну от дефолта.

Украина накануне 2015 года напоминает... Великобританию конца 70-х гг. прошлого века. То же

Рекордное падение промышленного производства и нехватка энергоносителей;

Головокружительное падение курса национальной валюты и постоянно растущая инфляция, увеличение цен и рост безработицы;

Убытки ЖКХ (из-за замораживания оплат), заигрывание с профсоюзами (Британским конгрессом тред-юнионов), которому лейбористы многие годы обещали остановить инфляцию и рост безработицы, а также национализировать судостроительную и авиационную промышленность, установить госконтроль за добычей нефти. В обмен профсоюзы пообещали умерить свой пыл в требованиях повышения заработной платы;

Угроза национальной безопасности (при правлении лейбористов от Великобритании получили независимость Гренада (1974), Доминика, Соломоновы острова, Тувалу (1978), Сент-Люсия (1979). Как следствие, растет волна сепаратизма в Северной Ирландии, в Шотландии и Уэльсе;

Одно за другим правительства лейбористов Гарольда Вильсона (1974-1976) и Джеймса Каллагана (1976-1979) проводили политику сокращения госрасходов в обмен на кредиты МВФ (3,9 млрд. долларов), Банка международных расчетов (3 млрд. долларов), ряда международных банков (1,5 млрд. долларов) и т. д. МВФ получал право беспрецедентного контроля над бюджетом. Но ничего не менялось. Поняв, что правительство и страна в тупике, когда недовольны были все, подсознательно осознавая, что "жить так дальше больше нельзя", Каллаган вынужден был объявить досрочные выборы на 3 мая 1979 года, которые разгромно и проиграл консерваторам во главе с Маргарет Тэтчер (консерваторы получили 339 мест в парламенте против 269 у лейбористов).

Воля одного человека сумела изменить на первый взгляд безвыходную ситуацию в Великобритании. Главное, что этот человек оказался в нужном месте в нужное время. А имя Маргарет Тэтчер (1925-2013) золотыми буквами навечно было вписано в историю Британской империи, т. к. она, заняв в 1979 году пост премьер-министра Соединенного Королевства, сумела повернуть историю вспять, вернув Великобритании былое могущество, а своей Консервативной партии - власть в стране вплоть до 1997 года.

За это Маргарет Тэтчер и называли "железной леди". Причем первой озвучила данный штамп советская газета "Красная звезда" (конечно же, в негативном контексте), но госпоже премьер-министру так понравился новый "титул", что на следующие выборы она шла под лозунгом "Англии нужна железная леди!".

Какие же 10 уроков можно почерпнуть из политического опыта Великобритании и премьерства Маргарет Тэтчер для Украины?

Одиннадцать лет реформ и 10 уроков, как вывести страну из кризиса и спасти от дефолта.

"Я не человек компромисса, я – человек принципов!" - говорила про себя Маргарет Тэтчер, сразу же предложив британцам совершенно иной стиль управления, представляющий собой причудливое сочетание неоконсерватизма и либерализма. За долгое время своего правления (1979-1990) Маргарет Тэтчер сделала много довольно резких и, без преувеличения, судьбоносных ходов, вызвавших в начале удивление и скепсис многих аналитиков и экспертов.

1. Первым делом кабинет Маргарет Тэтчер... снизил налоги с предпринимателей, чтобы оживить частную инициативу и приток инвестиций. Почему? Кредиты опустошают казну, начиная со следующего года после их получения, принося постоянный доход лишь банкирам, но не населению и государству. Растущие доходы всех видов бизнеса - это фундамент стабильности бюджета, новые рабочие места.

2. Инвестиции вместо кредитов. Разница между этими двумя экономическими терминами в том, что

* государство не берет на себя кредиты и обязательства по выплатам процентов по ним, а иностранные инвесторы сами вкладывают в экономику свои капиталы, находя перспективные направления инвестиций, получая свои проценты от прибыли (или убытки в случае ошибочной инвестиции);

* государство лишь обеспечивает гарантии свободы предпринимательства и низкие налоги инвесторам.

В итоге внутренний рынок инвестиций Великобритании стал резко расти, а вместе с ним начала расти и экономические показатели страны. Начиная с 1983 года, экономика стала выходить из спада, а среднегодовой рост производства составил около 3%. Тогда неожиданно для многих Великобритания по показателям экономического роста вырвалась в европейские лидеры. На протяжении всех 11 лет своего премьерства Маргарет Тэтчер упорно проводила реформу финансового рынка, которая в результате превратила Лондон в мировой финансовый центр, вот уже 30 лет привлекающий капиталы со всего мира.

Вопросы к Верховной Раде Украины 2014года:

* в какой из сфер экономики Украины самые низкие налоги в Европе для обеспечения притока иностранных инвестиций?

* зачем брать кредиты вместо инвестиций в перспективные отрасли экономики?

3. Массовая приватизация как второй шаг для притока инвесторов. Проводилась приватизация как убыточных государственных предприятий, так и вполне прибыльных. Тэтчер вывела из государственной собственности British Gas, British Telecom, British Airways, BP plc (до мая 2001 года - British Petroleum), гигантов сталелитейной и авиакосмической промышленности, электроэнергетики, водоканалов, воздушного транспорта, гордости Британии - Rolls-Royce и т. д.

Всего было приватизировано около 1/3 предприятий промышленности и транспорта, находившихся в государственной собственности, включая 9 крупнейших концернов в газовой промышленности, многочисленных СМИ, шахт угольной промышленности, нефтяных месторождений в Северном море, предприятий по производству радиоактивных изотопов, систем телекоммуникаций.

Новый импульс получили британские биржи: на рынке ценных бумаг каждый желающий мог купить акции British Petroleum и Rolls-Royce, стать его совладельцем, получать доход. Само государство заработало от приватизации

35 млрд. долларов США и... рост ВВП и доходной части бюджета. Доля госсектора упала с 10 до 6,5% ВНП.

В результате за деньги инвесторов произошла модернизация промышленности Великобритании:

* ее структура изменилась в пользу новейших наукоемких отраслей;

* выросла производительность труда;

* ядро экономики сместилось от больших промышленных производств к сектору услуг.;

* многие британцы стали акционерами, что легло, по словам Википедии, в основу новой идеологии "народного капитализма";

* внутренний рынок инвестиций стал резко расти, а вместе с ним начали расти и экономические показатели страны. Начиная с 1983 года, экономика Великобритании вышла из спада, а среднегодовой рост ВВП составил около 3%. Великобритания по показателям экономического роста вырвалась в европейские лидеры, опередив Францию и Германию;

* Лондон превратился в мировой финансовый центр, вот уже 30 лет привлекающий капиталы со всего мира.

"Политическая свобода не может существовать без экономической свободы", - вывела универсальную формулу Маргарет Тэтчер.

4. Жесткий монетаризм как средство борьбы с инфляцией. "Вы не хотите, чтобы инвесторы и граждане государства хранили сбережения в иностранной валюте? В долларах США, швейцарских марках, канадском долларе, немецкой марке? Нужно обеспечить устойчивость курса национальной валюты, благодаря чему мы обеспечим ее приток в банк Англии", - поясняли представители Консервативной партии. В результате инфляцию удалось обуздать (она сократилась с 15% до 3% в год), хотя и с большим трудом и дорогой ценой.

5. Резкое уменьшение социальных расходов, субсидий в здравоохранение и высшую школу. Так, бюджеты университетов в 1981 году были урезаны на 18%, в 1983 году - еще на 2%.

Особенно возмутил ученый мир Закон о реформе образования 1988 года с установлением финансового контроля государства над расходованием средств университетами страны. "Это путь к катастрофе", - цитировали лондонские газеты профессоров Оксфорда и Кембриджа, которые остались без зарплаты, т. к. на их курс записывалось всего лишь... по несколько человек. Месть ученых не заставила себя ждать: в 1985 Оксфордский университет отказал своей выпускнице Маргарет Тэтчер в присуждении ей почетного звания "выдающегося выпускника Оксфордского университета". Проведенный соцопрос подтвердил: 80% преподавателей и студентов данного ВУЗа против присуждения Тэтчер этого звания (в родном ее колледже Соммервиле ее противников оказалось еще больше - 90%). На болезненный удар по ее престижу баронесса Тэтчер ответила хладнокровно и жестко: "Если они не хотят присвоить мне это звание, то тогда я последняя, кто готов его получить".

В результате в первые годы реформ по всей стране начались закрываться предприятия, особенно шахты, людей выгоняли на улицы, безработица достигла уровня "Великой депрессии" 30-х годов.

Затем начался рост сначала ВВП, а затем и социальной сферы, на треть превысивший показатель 1979 года, с которого стартанула Маргарет Тэтчер.

6. Жесткость при проведении реформ с резким ограничением прав профсоюзов в соответствии с принятым в 1980 году законом "О занятости". В ответ на массовые забастовки рабочих и шахтеров летом 1981 и с марта 1984 по 1985 года в промышленных районах Великобритании

а) полиция безжалостно разгоняла манифестантов;

б) для минимизации последствий забастовки правительство Великобритании резко увеличило добычу нефти в Северном море, резко увеличило заказы на остальные шахты страны и работу тех горняков, кто остался трудиться на шахтах, охваченных забастовками. В итоге Маргарет Тэтчер удалось невозможное: общественное мнение страны поддержало правительство, а не бастующих и их профсоюзы.

7. Победоносная война, сплотившая нацию. В 1982 году Тэтчер без малейших колебаний санкционировала проведение военной кампании на Фолклендских островах, куда вторглись войска Аргентины. Тогда ее многие отговаривали от решительных действий, призывая к "мирному решению путем переговоров", "поиску компромисса", но "железная леди" пошла на это и выиграла. После военной победы в Великобритании начался самый настоящий всплеск патриотизма, на волне которого консерваторы выиграли выборы 1982 года.

Для Украины интересна последовательность действий Тэтчер в войне против Аргентины за Фолклендские острова

а) после отклонения Аргентиной британского ультиматума Великобритания не вступала ни в какие "мирные переговоры" с агрессором;

б) провела 3 апреля 1982 года через Совбез ООН резолюцию № 502 с требованием вывести аргентинские ВС с британских островов (делегация СССР тогда воздержалась при голосовании, против была лишь Панама);

б) была установлена полная блокада 200-мильной зоны вокруг островов, при нахождении в пределах которой корабли ВМС и торгового флота будут потоплены (параллели с "гуманитарными конвоями" РФ в ДНР и ЛНР очевидны);

в) Великобритания действовала, не "бросая слова на ветер": 2 мая британская атомная подводная лодка потопила аргентинский крейсер «Генерал Бельграно» (оказался в 200-мильной зоне), в результате чего погибли 323 человека, далее 15 мая британский спецназ SAS атаковал аргентинский аэродром на острове Пеббл и уничтожил 11 самолетов. 14 июня 3-я бригада морской пехоты Великобритании за 2 дня взяла столицу островов Порт-Стэнли;

г) после завершения наземной операции 600 аргентинских военнопленных оставались в Порт-Стэнли как средство давления на Аргентину при подписании мирного договора.

8. На волне успеха в войне Тэтчер разгромила своего главного противника – британские профсоюзы. Правительство провело через парламент новые законы о труде, которые призваны были ослабить власть тред- юнионов, лишив их возможность организовывать забастовки. Решающая битва состоялась в 1984-85 годах, когда в ответ на закрытие многих угольных шахт началась мощнейшая забастовка шахтеров. Бастующих уже не поддержал ни один запуганный правительством профсоюз, а самих рабочих разогнала конная полиция.

9. Бескомпромиссность по отношению к сепаратистам. В 1981 году представители террористической ИРА (Ирландской республиканской армии) устроили массовую голодовку, продолжавшуюся от 46 до 73 дней, требуя статуса "политических заключенных". Маргарет Тэтчер не отступила, заявив, что "преступления есть преступления, и политического аспекта в данном случае нет". Умерло 10 голодающих, а оставшиеся на свободе члены ИРА 12 октября 1984 года совершили покушение на Тэтчер, взорвав бомбу в отеле в Брайтоне во время очередной конференции Консервативной партии. Было убито 5 человек, Маргарет Тэтчер чудом осталась жива.

10. Во внешней политике правительство консерваторов всегда отстаивало интересы собственного государства:

а) всячески противилось евроинтеграции, было против вступления Англии в общий европейский рынок, против единой европейской валюты;

б) Тэтчер резко расширила сотрудничество с НАТО и США. С американским президентом Рональдом Рейганом, который также исповедовал неоконсервативные ценности, у "железной леди" сложились доверительные партнерские отношения. Расходы Лондона на оборону за годы правления Тэтчер выросли в три раза, также она поддержала размещение в Европе ядерного оружия наземного базирования, разрешила разместить на Британских островах 160 американских крылатых ракет на военно-воздушной базе США Гринэм-Коммон, а также позволила американским ВВС использовать британские базы для авиаудара по Ливии в 1986 году. А в 1991 году Лондон послал свой военный контингент для участия в операции "Буря в пустыне". Так, Великобритания резко подняла боеспособность своих вооруженных сил, а правительство... заработало на размещении военных баз США (подробнее: 12 пунктов экономической выгоды для государства и населения от размещения баз НАТО);

в) именно Маргарет Тэтчер считают главной фигурой развала Советского Союза и мирного окончания "холодной войны". Она открыла западному миру Михаила Горбачева, про которого сказала: "С этим парнем можно вести дела". Она выступила инициатором кредитования СССР, СМИ Лондона приветствовали "гласность" , "перестройку" и открытие "железного занавеса", после которых главный военный и политический противник Великобритании распался на части;

г) она поддерживала стремление к суверенитету прибалтийских республик, но резко возражала против стремления Украины к независимости, считая, что это может нарушить баланс сил в Европе.

Результаты, равно как и методы управления Маргарет Тэтчер, в самой Великобритании воспринимались крайне неоднозначно. Более того, они и сейчас составляют предмет раздоров в британском обществе. Кстати, сама "железная леди" говорила: "Нет никакого общества, есть мужчины, есть женщины и есть семьи".

Отрицая наличие социума, она вела соответствующую социальную политику. Еще до своего премьерства, будучи министром образования, она запретила бесплатную раздачу молока школьникам, за что была прозвана "Похитительницей молока". Во время ее премьерства были урезаны пособия по безработице, поднята квартплата, сокращено количество стипендий. Ее, мягко говоря, не любили практически все рабочие и абсолютно все студенты. Пресловутое экономическое развитие коснулось главным образом южных регионов Туманного Альбиона. Промышленные Север и Центр продолжали прибывать в депрессии. По жившим там людям очень больно ударило закрытие местных предприятий и сокращение социальных выплат. Безработица там увеличилась почти вдвое по сравнению с 70-ми годами, бедность стала вполне распространенным явлением. По подсчетам ученых Даремского университета, а также университетов западной Шотландии, Глазго и Эдинбурга, ежегодно жертвами политики Тэтчер становились 2,5 тысячи человек. Причиной преждевременных смертей этих людей стало сокращение зарплат, пособий и пенсий в течение всех 11 лет премьерства "железной леди", а ВВП государства неуклонно рос.

а) Тэтчер давала людям шанс стать богатыми и независимыми. "Кто не хотел воспользоваться этим билетом, ее не интересовал", - писали сами британцы.

Статистика расслоения английского общества поражает. Если в 1978 году самые богатые британцы, которые составляли 0,01 % населения, получали в 28 раз больше, чем обычный житель страны, то в 1990 году они стали получать больше уже в (!) 70 раз;

б) как следствие - Тэтчер вытянула из кризиса государство, сделала многих зажиточными и после этого популярность ее Консервативной партии (The Conservative and Unionist Party) в Великобритании стала стремительно падать:

"Увы, это удел реформаторов", - считают эксперты;

в) кризис в стране был преодолен. Понятие "английская экономическая болезнь" окончательно ушло в прошлое, и появился новый термин в экономике – "тэтчеризм". Его главный принцип: сокращение налогов ведет к экономическому росту, а финансовые рынки всегда смогут сами себя отрегулировать. Реформы Маргарет Тэтчер запустили волну либерализации экономики и приватизации государственной собственности по всему миру. Ее методы взяли за образец более чем в 50 странах. Это была самая популярная модель управления экономикой в 1990-е годы, "Тэтчер ее спланировала на боевом танке", - шутят пользователи в соцсети "Твиттер".

г) о результатах своих усилий на посту премьер-министра сама Тэтчер сказала так:

За все в жизни надо платить. Главный урок для Украины тяжелых, но и необходимых реформ Маргарет Тэтчер в том, хотят или нет украинцы стать великой нацией, как британцы благодаря баронессе. Понимают ли они цену этим реформам, которые нации придется пережить?