Порядок оформления платежных поручений на перечисление налоговых платежей. Как заполнить поля платежного поручения Платежные документы по перечислению налогов и сборов

Правила заполнения платежных поручений
на перечисление налогов и сборов

Правила заполнения расчетных документов дополнены различными новациями. Например, установлен порядок указания информации кредитными организациями при оформлении ими расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей, уплачиваемых физическими лицами в наличной денежной форме без открытия банковского счета. Кроме того, утверждены конкретные правила указания информации в платежках для физических лиц - клиентов банка (владельцев счета), таких как индивидуальные предприниматели, частный нотариус, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства.

Как и прежде, при перечислении платежей плательщики указывают в полях расчетного документа свой ИНН, а также КПП. ИНН они проставляют в поле 60 платежки. Если плательщику - физическому лицу ИНН не присвоен, в этом поле он вписывает нули («0»). КПП плательщика указывается в поле 102 . Физические лица в поле «КПП» проставляют нули («0»).

При указании показателей ИНН, КПП, КБК и ОКАТО надо учитывать ряд моментов. Налоговые органы принимают к учету платежные документы при условии, что налогоплательщик уже встал на учет в налоговой инспекции и там ему открыты соответствующие лицевые счета. В заголовке каждого лицевого счета содержатся конкретные значения показателей ИНН, КПП, КБК, ОКАТО. Именно их налогоплательщик и должен отражать в платежных документах.

В поле 8 платежки нужно указать наименование налогоплательщика - клиента банка (владельца счета), дающего поручение банку на перечисление денежных средств. Юридические лица указывают в этом поле наименование организации, ее филиала или обособленного подразделения. Что касается индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и адвокатов, то помимо фамилии, имени и отчества они проставляют в скобках соответственно ИП, нотариус или адвокат.

Для глав крестьянских (фермерских) хозяйств поле 8 будет выглядеть так: фамилия, имя, отчество и в скобках - КФХ. Иные физические лица в данном поле указывают фамилию, имя, отчество и место жительства. Поле «Плательщик» можно не заполнять, если платежный документ поступил гражданину вместе с извещением об уплате налога. Ведь в этом случае платежку уже заполнили в налоговой инспекции.

В полях 61 и 103 приводятся соответственно ИНН и КПП получателя платежа - налогового, таможенного или иного органа государственной власти, органа местного самоуправления, а также находящегося в его ведении государственного (муниципального) учреждения, осуществляющего администрирование платежа.

Поле «Статус плательщика»

В поле 101 указывается двузначный показатель статуса налогоплательщика. Теперь этот показатель может принимать значения от 01 до 15 (ранее от 01 до 08). В частности, добавлены следующие показатели:

09 - налогоплательщик (плательщик сборов) - индивидуальный предприниматель;

10 - налогоплательщик (плательщик сборов) - частный нотариус;

11 - налогоплательщик (плательщик сборов) - адвокат, учредивший адвокатский кабинет;

12 - налогоплательщик (плательщик сборов) - глава крестьянского (фермерского) хозяйства;

13 - налогоплательщик (плательщик сборов) - иное физическое лицо - клиент банка (владелец счета);

14 - налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам (подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ);

15 - кредитная организация, оформившая расчетный документ на общую сумму на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, уплачиваемых физическими лицами без открытия банковского счета.

Основные изменения в порядке заполнения платежного поручения коснулись правил указания значений в полях 101 «Статус плательщика» и 104 «Код бюджетной классификации». Поле 101 дополнено значениями от 09 до 15. Обратите внимание : в текущем году при перечислении ЕСН и страховых взносов в Пенсионный фонд в поле 101 организация должна проставить 14. Это же значение указывает индивидуальный предприниматель при перечислении ЕСН и взносов в ПФР за своих работников.

Изменения в поле 104 связаны с введением новых кодов. При указании 14-го символа КБК нужно учитывать значение поля 110 «Тип платежа» (подробнее см. в таблице).

Как показала практика, с внесением изменений в правила заполнения платежных документов у налогоплательщиков нередко возникает вопрос, как ое значение надо приводить в поле 101. Например, при перечислении ЕСН или страховых взносов в Пенсионный фонд. В этой связи напомним, что если юридическое лицо исполняет свою обязанность по уплате налога, то в поле 101 расчетного документа указывается показатель 01. Если же данное юридическое лицо выступает как налоговый агент (к примеру, при уплате НДФЛ), то проставляется 02.

При уплате ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в поле 101 организация указывает 14 - налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам (подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ). Индивидуальные предприниматели отражают то же значение в платежке при уплате ЕСН за своих работников. При уплате ЕСН за себя в поле 101 предприниматель должен указать 09 - налогоплательщик (плательщик сборов) - индивидуальный предприниматель.

Поля КБК и «Тип платежа»

Наиболее значимые изменения, связанные с перечислением налогов, касаются кодов бюджетной классификации. Напомним, что с 1 января 2005 года приказом Минфина России от 10.12.2004 № 114н утверждены новые 20-значные КБК.

Таблица . Взаимосвязь между полями КБК и «Тип платежа»


Что указывать в поле 110 «Тип платежа»

Какую цифру ставить в 14-м знаке КБК

НС - уплата налога или сбора;

АВ - уплата аванса или предоплата;

ПЛ - уплата платежа;

ВЗ - уплата взноса;

ГП - уплата пошлины


1

ПЕ - уплата пеней;

ПЦ - уплата процентов


2

СА - налоговые санкции, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации;

АШ - административные штрафы;

ИШ - иные штрафы, установленные соответствующими законодательными или иными нормативными актами


3

В поле 104 при перечислении налогов, сборов и страховых взносов налогоплательщики должны указывать КБК, приведенные в таблице соответствия (приложение 1 к приказу Минфина России от 10.12.2004 № 114н). Кроме того, новая платежка построена так, что поля КБК и поле 110 «Тип платежа» взаимосвязаны (см. таблицу). Например, налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, перечисляется по КБК 182 101 01 011 01 1000 110. 14-й знак кода, то есть 1, обозначает перечисление налога либо авансового платежа по налогу. В этом случае в поле 110 надо проставить значение НС или АВ. Если налогоплательщик перечисляет пени (или проценты) по этому же налогу, то КБК выглядит так: 182 101 01 011 01 2000 110. Здесь 14-й знак кода равен 2. А в поле 110 нужно вписать ПЕ (пени) или ПЦ (проценты). Напомним, что только при уплате госпошлины 14-й знак КБК всегда равен 1, поскольку по этому виду платежа ни пени, ни штрафы не начисляются.

Поля для других реквизитов платежа

Как и прежде, основание платежа налогоплательщик указывает в поле 106 . Значительных изменений в правилах заполнения этого поля не произошло. Добавилось только значение БФ для отражения текущих платежей физических лиц - клиентов банка (владельцев счета), которые они уплачивают со своих банковских счетов.

В порядке заполнения поля 107 изменения также небольшие. В этом поле проставляется показатель налогового периода, за который производится уплата или доплата налога (сбора). Показатель используется для отражения периодичности уплаты налога (сбора) (месячная, квартальная, полугодовая, годовая) или конкретной даты уплаты налога (сбора) - «число.месяц.год». Как и раньше, данный реквизит платежа имеет 10 знаков, восемь из которых обозначают соответствующую дату. С 1 января 2005 года первые два знака поля 107 могут принимать такие значения: МС - месячные платежи; КВ - квартальные платежи; ПЛ - полугодовые платежи; ГД - годовые платежи. Таким образом, исключены показатели, которые обозначали платежи по декадам месяца.

Соответственно в 4-м и 5-м знаках указывается: для месячных платежей - номер месяца отчетного года (от 01 до 12), для квартальных - номер квартала (от 01 до 04), для полугодовых - номер полугодия (01 или 02). При уплате налога один раз в год в 4-м и 5-м знаках показателя налогового периода проставляют нули. В 7-10 знаках показателя налогового периода указывается год, за который уплачивается налог.

Если по годовому платежу законодательством предусмотрено более одного срока уплаты налога (сбора) и установлены конкретные даты уплаты для каждого срока, эти даты указываются в показателе налогового периода.

При погашении задолженности по требованию об уплате налогов (сборов) от налогового органа или в связи с введением внешнего управления, а также отсроченной, рассроченной, реструктурируемой или приостановленной к взысканию задолженности в показателе налогового периода проставляется конкретная дата, которая взаимосвязана с показателем основания платежа. Например, показатель налогового периода принимает значение ТР. Тогда в налоговом периоде надо указать срок уплаты, установленный в требовании налогового органа об уплате налогов (сборов). Если же налоговый период имеет значение РС, то указывается дата уплаты части рассроченной суммы налога согласно установленному графику рассрочки.

Если налогоплательщик погашает задолженность по акту проведенной проверки (АП) или исполнительному документу (АР), то в показателе налогового периода проставляется ноль («0»). Или, например, налогоплательщик досрочно уплачивает налог. Как и раньше, в этом случае в показателе налогового периода указывается первый предстоящий налоговый период, за который уплачивается налог (сбор).

В поле 108 приводится номер документа, на основании которого производится платеж. В заполнении этого поля существенных изменений не произошло. Напомним лишь, что при уплате текущих платежей или добровольном погашении задолженности при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов) (показатель основания платежа имеет значение ТП или ЗД) в показателе номера документа проставляется ноль («0»). Физическое лицо - клиент банка (владелец счета) в поле 108 указывает значение реквизита «Индекс документа» из извещения физического лица, заполненного за налогоплательщика налоговой инспекцией. Если такого извещения нет, то надо проставить номер иного документа, на основании которого гражданин заполняет платежку .

В поле 109 , как и раньше, приводится показатель даты документа, на основании которого осуществляется платеж. Для текущих платежей (значение показателя основания платежа равно ТП) в показателе даты документа указывается дата декларации (расчета), представленной в налоговый орган. Ею является дата подписи декларации налогоплательщиком (уполномоченным лицом). Если налогоплательщик добровольно погашает задолженность по истекшим налоговым периодам при отсутствии требования об уплате налогов (сборов) от налогового органа (значение показателя основания платежа равно ЗД), в показателе даты документа проставляется ноль («0»).

Отдел учета налоговых поступлений и отчетности

В статье будут раскрыты главные моменты, касающиеся распоряжения о платеже. Что представляет собой документ, как правильно его составить, и отразить налоги – далее.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

При перечислении средств безналичным способом необходимо уметь заполнять платежное поручение. Без этого документа перечисление средств невозможно. Как же правильно его составить?

Общие моменты

Для осуществления операций безналичного расчета используется платежное поручение. По этому документу банк обязан перечислить ту сумму, которая указана в платежке.

Независимо от наличия финансов на счету плательщика, банк одобряет платежное поручение. Очередность перечислений следующая:

  • сначала перечисляются финансы по поручению – для перечисления компенсаций, возмещение ущерба и прочее;
  • вторыми будут перечислены выходные пособия работникам и оплата труда по соглашениям за интеллектуальную деятельность;
  • перечисления во внебюджетные фонды;
  • платежи в бюджет государства;
  • поручения по удовлетворению других требований;
  • прочие типы платежей.

Платежное поручение можно отозвать – полностью сумму, часть нельзя. Для этого нужно составить заявление и прийти с ним в банк.

Документ можно взять у представителей банка, разработать самостоятельно (по программе 1С) или воспользоваться интернет-банкингом. Деньги по документу перечисляются на счет получателя в этом же банке или другом – значения это не имеет.

Если реквизиты заполнены неверно, платежка не пройдет. Документ необходимо предъявлять в кредитное учреждение не позже 10 суток с момента его выписки.

Что это такое

Платежное поручение – один из основных расчетных документов, на основании которого происходит перевод финансов с одного счета на другой.

Используется физическими и юридическими лицами, частными предпринимателями. В банк можно предоставлять поручение в бумажном или электронном варианте.

Может быть срочным и досрочным. Первый используется в таких случаях:

  • при – за , и работы;
  • после отгрузки груза;
  • частичный платеж во время крупных сделок.

Документ можно лично принести в банк, а можно отправить по электронке. Оба варианта равноправны.

Назначение документа

Цели платежного распоряжения могут быть разнообразными.

Документ применяется при переводе финансов:

  • за проделанный труд, предоставленную помощь или доставленный груз;
  • в бюджет всех уровней и в организации внебюджетного типа;
  • при возврате или размещении или , отчислениях процентов;
  • за предварительную поставку груза;
  • оплата коммунальных услуг, за ;
  • уплата налогов и прочих сборов, взносов;
  • с другой целью, предусмотренной законодательством.

Образец платежки может также использоваться в целях перечисления аванса за услугу, товар или работу.

Законодательные основания

Поручение может составлять как плательщик лично, так и банк плательщика. Реквизиты платежи – обязательные сведения, которые необходимо указать. Их число и значение установлены Банком.

Для каждого реквизита предусмотрен собственный номер и строго отведенное поле. Необходимо заполнить все поля, пустые строки не допустимы.

Образец оформления платежного поручения на оплату нерезиденту в рублях:

Образец по налогам

Для каждого типа налога существует отдельное . В 2019 году произошли изменения, касающиеся платежки по уплате налогов. Особое внимание уделено коду ИНН.

Для юридических лиц он должен состоять из 10 цифр, для физических – из 12. Во время заполнения поля ИНН для получателя больше 10 цифр быть не может, поскольку он не может являться лицом физического типа.

Видео: код УИН при перечислении налогов (сборов) указывается в платежном поручении

Первые 2 цифры не могут быть 00, так как они указывают на регион. Если организация иностранная (код ИНН у них отсутствует), ей разрешено проставлять КИО.

Он присваивается во время постановки на учет в налоговую инспекцию – прописывается в свидетельстве.

Код включает в себя 5 цифр. Независимо от перевода средств – за уплату налога, пени или взноса – проставляется КБК, состоящий из 20 цифр.

Для каждого типа платежа указывается конкретный код бюджетной классификации:

Согласно Налоговому кодексу, налог удерживается у плательщика и перечисляется по месту, в котором агент по налогам состоит на учете.

Если это частный предприниматель, по месту его проживания. В платежке отображаются реквизиты той налоговой инспекции, к которой отнесена организация.

В поручении по налогу на доходы физических лиц следует отобразить следующие данные:

  • наименование документа, на основании которого рассчитывается налог;
  • номер платежки. Для нового налогового периода нумерацию следует начинать заново;
  • отобразить форму документа. Стандартная имеет вид 0401060;
  • статус налогоплательщика (в 101 поле);
  • дату составления поручения;
  • вид платежа – по почте, телеграфом и другие;
  • сумму (сокращения недопустимы);
  • данные о плательщике и получателе;
  • назначение платежа;
  • печать.

Для индивидуальных предпринимателей существуют свои нюансы:

  • код ИНН больше на 1 цифру;
  • счет плательщика начинается с цифр 40802;
  • КПП у частных предпринимателей нет, поэтому ставится 0.

Особенности формирования документа

При заполнении платежного поручения необходимо обратить внимание на такие особенности:

Если платежка по исполнительному листу

Платежное поручение судебным приставам необходимо тогда, когда организация осуществляет удержание из заработной платы сотрудников и переводит эти средства по исполнительному листу судебному приставу.

При заполнении в документе указывается тип удержания ( , судебное взыскание) и реквизиты листа, дела. Перечень данных необходимо узнать у судебного пристава.

Особенности платежки:

В строке 60 Указывается ИНН физического лица, в отношении которого исполняется обязанность по налогам. Если код отсутствует, ставится 0
В графе 102 (КПП) Также ставится 0
В поле № 8 Необходимо указать название организации, переводимой сумму в бюджет
Если есть уникальный идентификатор начислений Заполняется поле 22. если нет, ставится 0
КБК Для подобных перечислений не предусмотрен, поэтому также указывается значение 0
ОКТМО Указывается по месту расположения судебного пристава
В строке 101 (статус плательщика) Принято указывать 19

При УСН доходы

Организации, которые осуществляют деятельность на

Платёжное поручение на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счёт Федерального казначейства налогоплательщику надлежит заполнить в соответствии с правилами его заполнения. Указанные правила устанавливаются Минфином России по согласованию с Банком России (п. 7 ст. 45 НК РФ).

В целях совершенствования органами Федерального казначейства России, налоговыми органами, таможенными органами и иными администраторами доходов бюджетов, государственными (муниципальными) учреждениями автоматизированных процедур обработки информации, содержащейся в распоряжениях плательщиков налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ, а также платежей за государственные и муниципальные услуги и услуги, являющиеся необходимыми и обязательными для оказания государственных и муниципальных услуг, приказом Минфина России от 12.11.13 № 107н введены новые правила заполнения реквизитов поручений на уплату налогов, сборов, таможенных и иных платежей в бюджетную систему РФ. Данным приказом утверждены правила указания информации, идентифицирующей:

  • плательщика, получателя средств, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (приложение № 1 к приказу № 107н, далее - правила 1);
  • платёж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (приложение № 2 к приказу № 107н, далее - правила 2);
  • платёж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами (приложение № 3 к приказу № 107н, далее - правила 3);
  • платёж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами) (приложение № 4 к приказу № 107н, далее - правила 4);
  • лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (приложение № 5 к приказу № 107н, далее - правила 5).

При составлении распоряжения о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, иных платежей обязательными к заполнению являются поля (реквизиты) 101, 104–110 и «Код» (далее - обязательные поля) платёжного поручения.

Правила 5

В поле 101 приводится статус плательщика. Возможные варианты статуса плательщика и присвоенные им коды указаны в правилах 5. Так, статусу:

  • налогоплательщика (плательщика сборов) - юридического лица соответствует код 01;
  • налогового агента - 02;
  • плательщика - юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ, - 08;
  • налогоплательщика (плательщика сборов) - индивидуального предпринимателя - 09;
  • налогоплательщика (плательщика сборов) - главы крестьянского (фермерского) хозяйства - 12;
  • налогоплательщика (плательщика сборов) - иного физического лица - клиента банка (владельца счёта) - 13;
  • налогоплательщика, производящего выплаты физическим лицам, - 14;
  • плательщика - физического лица, осуществляющего перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ, - 24.

Кроме введённого кода 24 в рассматриваемых правилах 5 появились ещё пять новых:

  • для статуса ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков это 21;
  • участника консолидированной группы налогоплательщиков - 22;
  • органа контроля за уплатой страховых взносов - 23;
  • банка-гаранта, составившего распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему РФ при возврате НДС, излишне полученного налогоплательщиком (зачтённого ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории РФ, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, - 25;
  • учредителя (участника) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия или третьего лица, составившего распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включённых в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, - 26.

Правила 2

В оставшиеся реквизиты 104–110 платёжного поручения заносится информация в порядке, установленном соответственно пунктами 5–12 правил 2.

В поле 104 надлежит указать двадцатизначный КБК. С 1 января 2014 года применяются КБК, приведённые в приложении 1 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 01.07.13 № 65н). В приложении 7 к указаниям приведены коды главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - федеральных государственных органов, ЦБ РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами.

Во избежание ошибок при внесении кода бюджетной классификации в поле 104 напомним его структуру.

Код классификации доходов бюджетов состоит из двадцати знаков. Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов является единой для бюджетов бюджетной системы РФ и включает следующие составные части:

  • код главного администратора доходов бюджета (1-3-й разряды);
  • код вида доходов бюджетов (4-13-й разряды);
  • код подвида доходов бюджетов (14-17-й разряды);
  • код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов (18–20-й разряды).

Код главного администратора доходов бюджетов устанавливается федеральным законом о бюджете. Так, перечень главных администраторов доходов федерального бюджета приведён в приложении № 4 к Федеральному закону от 02.12.13 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Изначально установленный при вводе двадцатизначного КБК код для ФНС России, 182, используется и в текущем году, остались прежними коды и у Пенсионного фонда РФ - 392, и у Фонда социального страхования РФ - 393.

Код вида доходов бюджетов состоит из 10 разрядов и включает:

  • группу доходов (4-й разряд);
  • подгруппу доходов (5-6-й разряды);
  • статью доходов (7-8-й разряды);
  • подстатью доходов (9-11-й разряды);
  • элемент доходов (12-13-й разряды).

Код группы доходов имеет два значения:

1 - налоговые и неналоговые доходы;
2 - безвозмездные поступления.

Группа «Налоговые и неналоговые доходы» содержит 18 подгрупп доходов. Среди них:

  • подгруппа налоги на прибыль, доходы, которой присвоен код 01;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование - 02;
  • налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, - 03;
  • налоги на товары, ввозимые на территорию РФ, - 04;
  • налоги на совокупный доход - 05;
  • налоги на имущество - 06;
  • налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами - 07;
  • государственная пошлина - 08;
  • задолженность и перерасчёты по отменённым налогам, сборам и иным обязательным платежам - 09;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности - 10;
  • платежи при пользовании природными ресурсами - 12;
  • штрафы, санкции, возмещение ущерба - 16.

Выше приводилось, что в 12-й и 13-й разряды КБК заносится код элемента доходов, характеризующий бюджет, в который поступают денежные средства. Так:

  • федеральному бюджету соответствует код 01;
  • бюджету субъекта РФ - 02;
  • бюджетам внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - 03;
  • бюджету городского округа - 04;
  • бюджету муниципального района - 05;
  • бюджету Пенсионного фонда РФ - 06;
  • бюджету Фонда социального страхования РФ - 07;
  • бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 08;
  • бюджету поселения - 10.

В целях раздельного учёта обязательного платежа, пеней и процентов, денежных взысканий (штрафов) администрирование налогов, сборов, в том числе государственной пошлины, регулярных платежей за пользование недрами (ренталс), таможенных пошлин, таможенных сборов, специальных (компенсационных, антидемпинговых) пошлин, предварительных специальных (предварительных компенсационных, предварительных антидемпинговых) пошлин, а также доходов от поступления страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов осуществляется с применением следующих кодов подвида доходов бюджетов, указываемых в 14–17-м разрядах КБК:

  • 1000 соответствует сумме платежа (перерасчётов, недоимки и задолженности по соответствующему платежу, в том числе по отменённому);
  • 2000 - пене и процентам по соответствующему платежу;
  • 3000 - сумме денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству РФ.

Отметим, что в пункте 4 «Код подвида доходов бюджетов» раздела II «Классификация доходов бюджетов» указаний о порядке применения бюджетной классификации приведены возможные варианты кодов подвидов доходов для некоторых кодов классификации доходов бюджетов.

Последние три цифры кода бюджетной классификации (18–20-й разряды КБК), как было сказано выше, соответствуют виду операций сектора государственного управления. Коды статей и подстатей операций сектора государственного управления приведены в приложении 4 к указаниям о порядке применения бюджетной классификации. Так, налоговым доходам соответствует код 110, доходам от собственности - код 120, доходам от оказания платных услуг - код 130, страховым взносам на обязательное социальное страхование - код 160.

В поле 105 указывается значение кода ОКТМО муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (утв. приказом Росстандарта от 14.06.13 № 159-ст). Данное вытекает из принятого Минфином России решения о переходе с 1 января 2014 года на использование в бюджетном процессе кодов ОКТМО в целях обеспечения систематизации и идентификации муниципальных образований и входящих в их состав населённых пунктов на всей территории РФ.

Предназначение же классификатора ОКТМО - обеспечение систематизации и однозначной идентификации на всей территории РФ муниципальных образований с отражением структуры и уровней территориальной организации местного самоуправления для решения задач сбора, автоматизированной обработки, представления и анализа информации в разрезе муниципальных образований. Росстатом ОКТМО используется для разработки статистических показателей в разрезе муниципальных районов и городских округов. Объектами классификации в ОКТМО являются территории муниципальных образований: муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований) городов федерального значения, городских поселений, сельских поселений.

В рассматриваемом поле указывается код ОКТМО территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора и иного платежа. При уплате налогового платежа на основании налоговой декларации (расчёта) в поле 105 приводится код ОКТМО в соответствии с налоговой декларацией (расчётом).

В поле 106 распоряжения указывается значение основания платежа. Для данного показателя, как и ранее, отведено два знака. Возможные их значения приведены в пункте 7 правил 2. Так, при перечислении текущих платежей в поле 106 указывают код ТП. Если организация добровольно погашает задолженность, используется код ЗД. При погашении задолженности по требованию налоговой инспекции применяют код ТР, по акту проверки - АП.

Помимо других ранее используемых кодов - РС, ОТ, РТ, ПР, означающих перечисление налога на основании решения о рассрочке, отсрочке, реструктуризации или приостановлении взыскания, - появились и новые:

АР - погашение задолженности по исполнительному документу;
ИН - погашение инвестиционного налогового кредита;
ЗТ - погашение текущей задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;
ПБ - погашение должником задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;
ТЛ - погашение учредителем (участником) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

В случае указания в поле 106 значения ноль (0) налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платёж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.

Отметим, что незаполнение в платёжном поручении на перечисление денежных средств в уплату налогов и сборов обязательных полей не допускается. При невозможности указать конкретное значение показателя в этих полях распоряжения приводится ноль (0) (п. 4, 14 правил 2).

В поле 107 платёжного документа заносится значение показателя налогового периода. Порядок его заполнения не претерпел изменений.

Напомним, что первые два знака показателя налогового периода предназначены для определения периодичности уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах. Такая периодичность может быть месячной (МС), квартальной (КВ), полугодовой (ПЛ) или годовой (ГД).

В 4-м и 5-м знаках показателя для месячных платежей проставляется номер месяца текущего отчётного года, для квартальных платежей - номер квартала, для полугодовых - номер полугодия, для годового - 00.

В 7–10-м знаках показателя указывается год, за который производится уплата налога.

Налоговый период указывается для платежей текущего года, а также в случае самостоятельного обнаружения ошибки в ранее представленной декларации и добровольной уплаты доначисленного налога (сбора) за истекший налоговый период при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов). В поле следует указывать тот налоговый период, за который осуществляется уплата или доплата налогового платежа.

В случае досрочной уплаты плательщиком налогового платежа в реквизите указывается первый предстоящий налоговый период, за который должна производиться уплата налога (сбора).

В поле 108 указывается номер документа, на основании которого производится платёж. Этот показатель зависит от значения, указанного в поле 106 (основание платежа). Так, при исполнении требования налоговой инспекции об уплате налогов (ТР в поле 106) или перечислении задолженности по акту проверки (АП) в рассматриваемом поле необходимо привести номера этих документов без знака «№» (п. 9 правил 2).

При перечислении текущего платежа или добровольном погашении задолженности при отсутствии требования налогового органа об уплате налога в поле 108 проставляется 0.

В поле 109 указывается дата документа основания платежа. Так, для платежей текущего года (ТП в поле 106) в рассматриваемом поле приводится дата налоговой декларации (расчёта), представленной в налоговый орган, а именно дата подписания декларации (расчёта) налогоплательщиком (уполномоченным лицом).

В случае добровольного погашения задолженности по истекшим налоговым (отчётным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налога (сбора) (ЗД в поле 106) по данному реквизиту заносится ноль (0).

Для платежей, по которым уплата производится в соответствии с требованием налогового органа об уплате налога (сбора) (ТР в поле 106), в показателе даты документа приводится дата требования.

В поле 110 платёжного поручения о переводе денежных средств указывается показатель типа платежа, который имеет два знака. Финансисты оставили лишь три возможных варианта для значения: ПЕ означает уплату пеней, ПЦ - уплату процентов. При уплате же налога (сбора), в том числе авансового платежа, взноса, налоговых санкций, установленных НК РФ, административных и иных штрафов, а также иных платежей, администрируемых налоговыми органами, в поле 110 заносится ноль (0) (п. 11 правил 2).

В поле «Код» платёжного поручения о переводе денежных средств правила 2 (п. 12) предписывают указывать уникальный идентификатор начисления. Требование о необходимости заполнения этого поля распространяется на распоряжения о переводе денежных средств, формы которых установлены положением № 383-П.

В реквизите «Назначение платежа» документа о переводе денежных средств после информации, установленной положением № 383-П, можно указать дополнительную информацию, необходимую для идентификации назначения платежа.

В таблице 1 приведены образцы заполнения полей 101, 104, 106–110 платёжного поручения на уплату:

  • НДФЛ, удержанного из заработной платы работников за март 2014 года налоговым агентом, зарегистрированным в муниципальном округе «Бутырский» г. Москвы, - по первой строке;
  • налога на прибыль за IV квартал 2013 года организацией, зарегистрированной в г. Зарайске Московской области, согласно декларации по налогу на прибыль, подписанной её руководителем 18 марта 2014 года:
  • в федеральный бюджет - по второй строке;
  • в бюджет Московской области - по третьей строке.

Платёжное поручение о переводе денежных средств на уплату налога (сбора) составляется только по одному коду бюджетной классификации РФ. В одном распоряжении о переводе денежных средств по одному КБК может быть заполнено только одно значение основания платежа (поле 106) и типа платежа (поле 110) (п. 3 правил 2).

Правила 4

Правила 4 устанавливают порядок указания информации в реквизитах 104–110, «Код» и «Назначение платежа» при составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату, в частности, страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Выше приводилось, что плательщику - юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю), осуществляющему перевод денежных средств в уплату страховых взносов в бюджетную систему РФ, в поле 101 платёжного поручения надлежит привести код 08. Такие рекомендации руководство ФСС России давало плательщикам страховых взносов сразу же после введения обязанности по исчислению и уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в соответствии с Федеральным законом от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (письмо ФСС России от 15.01.10 № 02-13/08-13157).

Напомним, что начиная с расчётного периода 2014 года статья 22.2 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предписывает страхователям осуществлять уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование единым расчётным документом, направляемым в Пенсионный фонд РФ на соответствующие счета Федерального казначейства, с применением кода бюджетной классификации, предназначенного для учёта страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии. Исходя из этого при перечислении страховых взносов в ПФР в поле 104 следует указывать КБК 392 1 02 02010 06 1000 160.

Администрирование доходов от страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающих от плательщиков и зачисляемых в бюджет ФФОМС, осуществляется по коду классификации доходов бюджетов 392 1 02 02101 08 0000 160 с применением кода подвида доходов бюджетов 1011.

Администрирование платежей, поступающих в бюджет ПФР в соответствии с Федеральным законом от 30.04.08 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» от застрахованных лиц и работодателей, зачисляемых в бюджете ПФР, осуществляется по коду классификации доходов бюджетов 392 1 02 02041 06 0000 160 с применением кодов подвида доходов бюджетов:

  • 1100 - дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в ПФР;
  • 1200 - взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в ПФР.

В таблице 2 приведены КБК, используемые в 2014 году при перечислении страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Таблица 2.

В поле 105 платёжного поручения указывается значение кода, присвоенного территории муниципального образования (межселённой территории) или населённого пункта, входящей в состав муниципального образования в соответствии с ОКТМО, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты страховых взносов и иных платежей.

В оставшиеся поля платёжного поручения на перечисление страховых взносов, обязательные к заполнению (поля 106, 107, 108, 109, 110), правила 4 предписывают занести ноль (0).

Как видим, требования по заполнению обязательных полей платёжных поручений на перечисления страховых взносов стали несколько мягче. Вполне возможно, что страховщика в виде территориальных отделений ПФР и ФСС России вполне удовлетворяют данные о перечисляемых платежах по страховым взносам, приводимые в расчётах по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР, на обязательное медицинское страхование в ФФОМС (форма РСВ-1 ПФР) и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС России (форма 4-ФСС РФ), и дополнительной информации ему не требуется.

В таблице 3 приведён образец заполнения полей 101, 104, 106–110 платёжного поручения на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС с зарплаты работников за март 2014 года страхователем, зарегистрированным в муниципальном округе Марфино г. Москвы.

Таблица 3

Обязательное к заполнению поле «Код»

Номер реквизита «Код» в платёжном поручении - 22. Перечень и описание реквизитов платёжного поручения, инкассового поручения, платёжного требования (приложение № 1 к положению № 383-П) в настоящее время предписывают по этому реквизиту ничего не указывать, если иное не установлено Банком России.

С 31 марта 2014 года вступает в силу Указание Банка России от 15.07.13 № 3025-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 19 июня 2012 года № 383-П „О правилах осуществления перевода денежных средств“». Данным указанием глава 1 положения № 383-П дополнена пунктом 1.21.1. Согласно вводимой норме в распоряжениях необходимо будет приводить уникальный идентификатор платежа в случаях его присвоения получателем средств. Уникальный идентификатор платежа доводится получателем средств до плательщика в соответствии с договором.

Одновременно изменяется редакция по заполнению реквизита 22 платёжного поручения. В этом поле начиная с 31 марта следует указывать уникальный идентификатор платежа в случаях, предусмотренных пунктом 1.21.1 положения № 383-П. Примечание к перечню и описанию при этом дополнено пунктом 7, допускающим при составлении, воспроизведении распоряжения на бумажном носителе указание уникального идентификатора платежа в реквизите «Код» двумя и более строками.

Пункт же 4 примечания обязывает информацию об уникальном идентификаторе платежа в платёжном поручении приводить в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых федеральными органами исполнительной власти совместно или по согласованию с Банком России.

Как видим, используемые понятия в правилах 2, 3, 4 и положении № 383-П несколько отличаются друг от друга: «уникальный идентификатор начисления» и «уникальный идентификатор платежа». Но вероятнее всего, что в документах подразумевается одно и то же понятие «уникальный идентификатор начисления», а в положении это понятие видоизменилось, в связи с тем что кредитные организации имеют дело с платежами.

Понятие «уникальный идентификатор начисления» используется в Порядке ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (утв. приказом Казначейства России от 30.11.12 № 19н). И одним из оснований для разработки порядка ведения ГИС ГМП послужила статья 21.3 «Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах» Федерального закона от 27.07.10 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которая вступила в силу с 1 января 2013 года.

Согласно этой норме государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами следующих платежей (далее - государственные и муниципальные услуги и платежи):

  • платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, обозначенных в пункте 3 статьи 1 и пункте 1 статьи 9 закона № 210-ФЗ;
  • платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ;
  • иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами.

По первой позиции речь об услугах:

  • включённых в Перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме (утв. распоряжением Правительства РФ от 25.04.11 № 729-р);
  • которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и оказываются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных законом № 210-ФЗ государственных и муниципальных услуг, перечень которых утверждается:
  • постановлением Правительства РФ - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг;
  • нормативным правовым актом субъекта РФ - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта РФ государственных услуг;
  • нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг.

Ответственным за создание, ведение, развитие и обслуживание ГИС ГМП является Казначейство России. Оно и установило упомянутый порядок ведения данной системы.

Участниками ГИС ГМП могут быть (п. 1.3 порядка):

  • местная администрация;
  • оператор единого портала государственных и муниципальных услуг (функций);
  • оператор регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций);
  • многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • администратор доходов бюджета, государственное (муниципальное) бюджетное и автономное учреждение;
  • главный администратор доходов бюджета,
  • оператор по переводу денежных средств;
  • организация федеральной почтовой связи;
  • территориальный орган Федерального казначейства;
  • банковский платёжный агент;
  • банковский платёжный субагент;
  • платёжный агент;
  • платёжный субагент.

Представители первой группы участников ГИС ГМП после начисления суммы, подлежащей уплате заявителем за предоставляемые услуги, а также иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами, обязаны направлять информацию, необходимую для их уплаты, в ГИС ГМП. Для этого ими формируется электронный документ в виде: извещения о начислении, извещения об аннулировании начисления, извещения об уточнении начисления (п. 2.18.1.1, 2.18.1.1, 2.18.1.3 порядка). Извещение о начислении, извещение об аннулировании начисления, извещение об уточнении начисления, направляемые участником оператору ГИС ГМП, при этом должны содержать в обязательном порядке уникальный идентификатор начисления (абз. 1 п. 2.28.2 порядка).

Представителям же второй группы участников, через которых осуществляется перечисление денежных средств заявителем за указанные выше услуги и платежи, надлежит направить в ГИС ГМП информацию об их уплате. Для этого ими используются: извещение о приёме к исполнению распоряжения, извещение об аннулировании информации о приёме к исполнению распоряжения, извещение об уточнении информации о приёме к исполнению распоряжения (п. 2.18.1.4, 2.18.1.5, 2.18.1.6 порядка). Указанные извещения, направляемые участником оператору ГИС ГМП, должны содержать уникальный идентификатор начисления в случае его наличия в распоряжении. При отсутствии в распоряжении уникального идентификатора начисления в соответствующем поле указанных извещений проставляются нули (0) (абз. 2 п. 2.28.2 порядка).

Как видим, в ГИС ГМП должны сходиться данные как о начислении сумм, подлежащих уплате, так и об их произведённой уплате. И свести их должен уникальный идентификатор начисления. И именно его и надлежит указывать плательщику после 31 марта 2014 года в поле «Код» платёжного поручения на перечисление денежных средств в счёт оплаты указанных выше государственных и муниципальных услуг.

Отметим, что правила 4 распространяются на плательщиков платежей в уплату государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в пункте 3 статьи 1 и пункте 1 статьи 9 закона № 210-ФЗ, при составлении распоряжений о переводе денежных средств (п. 2 правил 4).

С середины 2012 года действует Положение о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.12 за № 383-П). При различных безналичных расчётах, в том числе при уплате налогов, сборов и страховых взносов, используется платёжное поручение. Его форма приведена в приложениях 2 и 3 к положению.

На сайте Минфина России по адресу http://www.minfin.ru/ru/ismf/eiasmfrf/ приведена сводная таблица соответствия кодов ОКАТО, которые до конца прошлого года использовались при заполнении платёжных поручений на перечисление налогов, сборов и взносов, кодам ОКТМО на 31.12.13 (информация Минфина России).

После начала действия указания Банка России № 3025-У при оформлении платёжных поручений на перечисление денежных средств в счёт уплаты налогов и страховых взносов в реквизите «Код» документа, на наш взгляд, следует заносить ноль (0).

В поле 104 надлежит указать двадцатизначный КБК. С 1 января 2014 года применяются КБК, приведённые в приложении 1 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 01.07.13 № 65н).

Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета приведён в приложении № 4 к Федеральному закону от 02.12.13 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Первые два знака показателя налогового периода предназначены для определения периодичности уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах. Такая периодичность может быть месячной (МС), квартальной (КВ), полугодовой (ПЛ) или годовой (ГД).

Платёжное поручение о переводе денежных средств на уплату налога (сбора) составляется только по одному коду бюджетной классификации РФ.

Платёжное поручение о переводе денежных средств в уплату страховых взносов составляется только по одному коду бюджетной классификации, значение которого приводится в поле 104.

В правилах 2 (п. 12), 3 (п. 12) и 4 (п. 7) упомянуто в числе обязательных к заполнению поле «Код». И предписывают указанные пункты правил внести в это поле уникальный идентификатор начисления.

В распоряжениях необходимо будет приводить уникальный идентификатор платежа в случаях его присвоения получателем средств. Уникальный идентификатор платежа доводится получателем средств до плательщика в соответствии с договором.

Иван БОГАТЫЙ, Аудитор

С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), который устанавливает .

Плательщиков страховых взносов можно разделить на осуществляющих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (например, организации и индивидуальные предприниматели) и тех, кто такие выплаты не производит (к ним относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой).

Первая группа плательщиков должна платить страховые взносы ежемесячно (п. 4 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Взносы необходимо перечислять не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. При этом, если указанный срок приходится на выходной и (или) праздничный день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 5 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).

Для второй группы плательщиков установлен несколько иной порядок уплаты страховых взносов. Они перечисляют взносы не позднее 31 декабря текущего календарного года (п. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).

Обратите внимание: к какой бы группе плательщиков страховых взносов организация ни относилась, для каждого фонда необходимо оформить отдельное платежное поручение (п. 1 ст. 15, п. 4 ст. 16 Закона N 212-ФЗ). Напомним, что плательщики второй группы взносы в ФСС РФ не исчисляют и не уплачивают (п. п. 3, 4 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).

Согласно п. 5 ст. 18 Закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной с момента предъявления в банк платежных поручений. При этом на расчетном счете должно быть достаточно средств для осуществления платежей. Если при заполнении платежного поручения будет допущена ошибка в номере счета Федерального казначейства, КБК или наименовании банка получателя, то платеж не поступит в бюджет соответствующего фонда. Следовательно, обязанность по уплате страховых взносов не будет считаться исполненной (пп. 4 п. 6 ст. 18 Закона N 212-ФЗ). За несвоевременное перечисление взносов предусмотрено начисление пеней (ст. 25 Закона N 212-ФЗ).

Заполнение платежных поручений

Уплату взносов в ПФР, ФФОМС и ТФОМС контролирует ПФР (п. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ). Чтобы плательщикам было легче разобраться с правилами заполнения страховых взносов, вышло Письмо ПФР от 08.12.2009 N 30/187, которое содержит разъяснения по заполнению полей платежного поручения на перечисление взносов на пенсионное и медицинское страхование.

При заполнении платежных поручений необходимо руководствоваться Положением Банка России от 03.10.2002 N 2-П и Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации".

Итак, в поле 101 платежного поручения указывается статус лица, оформившего документ. Организациям рекомендуется в этом поле отразить значение "01", а индивидуальным предпринимателям - "09". В полях 60 и 102 проставляются ИНН и КПП плательщика, а в поле 8 - его наименование.

В поле 104 отражается код бюджетной классификации (КБК). Необходимые значения для этого поля можно узнать из Приложения 1 к Федеральному закону от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов". При перечислении взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование используются следующие значения КБК.

Код бюджетной классификации

392 1 02 02010 06 0000 160


страховой части трудовой пенсии

392 1 02 02020 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное
страхование, зачисляемые в ПФР на выплату
накопительной части трудовой пенсии

392 1 02 02030 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное
зачисляемые в ПФР на выплату страховой части
трудовой пенсии

392 1 02 02040 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное
страхование в виде фиксированного платежа,
зачисляемые в ПФР на выплату накопительной
части трудовой пенсии

392 1 02 02080 06 0000 160

Взносы организаций, использующих труд членов
летных экипажей воздушных судов гражданской
авиации, зачисляемые в ПФР на выплату доплат
к пенсии

392 1 02 02100 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное

выплату страховой части трудовой пенсии

392 1 02 02110 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное
страхование в размере, определяемом исходя из
стоимости страхового года, зачисляемые на
выплату накопительной части трудовой пенсии

392 1 02 02041 06 0000 160

Дополнительные страховые взносы на
накопительную часть пенсии и взносы в пользу
застрахованных лиц, уплачивающих
дополнительные страховые взносы на
накопительную часть трудовой пенсии,
зачисляемые в ПФР

392 1 16 20010 06 0000 140

Штрафы за нарушение законодательства
Российской Федерации о государственных
внебюджетных фондах и о конкретных видах
обязательного социального страхования,
бюджетного законодательства (в части бюджета
ПФР)

392 1 16 20050 01 0000 140

Штрафы, которые налагают ПФР и его
территориальные органы в соответствии со
ст. ст. 48 - 51 Закона N 212-ФЗ

392 1 02 02100 08 0000 160


страхование, которые зачисляются в бюджет
Федерального фонда обязательного медицинского
страхования

392 1 02 02110 09 0000 160

Страховые взносы на обязательное медицинское
страхование, которые зачисляются в бюджеты
территориальных фондов обязательного
медицинского страхования

При заполнении поля 104 необходимо учесть следующее. Разделы 14 - 17 КБК могут иметь разные значения. Так, при уплате страховых взносов в этих разделах указывается "1000", при уплате пени - "2000", а при перечислении штрафных санкций - "3000".

В одном платежном поручении не может быть указано больше одного показателя основного платежа и типа платежа. Значение основного платежа заносится в поле 106. Оно имеет два знака:

"ТП" - платежи текущего года;

"ЗД" - добровольное погашение задолженности по истекшим периодам при отсутствии требования об уплате страховых взносов от органов ПФР;

"БФ" - текущие платежи физических лиц - клиентов банка (владельцев счета), уплачиваемые со своего банковского счета;

"ТР" - погашение задолженности по требованию органа ПФР об уплате страховых взносов;

"АП" - погашение задолженности по акту проверки;

"АР" - погашение задолженности по исполнительному документу.

В поле 110 указывается тип платежа. Оно также состоит из двух знаков:

"ВЗ" - уплата взноса;

"ПЕ" - уплата пени;

"АШ" - административные штрафы;

"ИШ" - иные штрафы, установленные соответствующими законодательными или иными нормативными актами;

"ПЦ" - уплата процентов.

Обратите внимание: значение в поле 110 должно быть взаимоувязано с разд. 14 - 17 КБК. Если в этих разделах указано значение 1000, то в поле 110 обязательно должно стоять значение "ВЗ", для значения 2000 - "ПЕ", для 3000 - "АШ" или "ИШ", для 5000 - "ПЦ".

Для отражения кода по ОКАТО муниципального образования, на территории которого мобилизуются денежные средства, предназначено поле 105. При перечислении взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в этом поле проставляется код ОКАТО территориального управления ПФР, в котором зарегистрирован плательщик.

Период уплаты проставляется в поле 107. Оно имеет 10 знаков. Первые два знака указываются в виде "МС" - месячные платежи. Период уплаты (номер месяца от 01 до 12) отражается в 4-м и 5-м знаках. В 3-м и 6-м знаках показателя в качестве разделительных знаков проставляются точки. В знаках с 7-го по 10-й указывается год, за который производится уплата страховых взносов. Например, при перечислении ежемесячных взносов в ПФР за июнь 2010 г. поле 107 нужно заполнить следующим образом: "МС.06.2010". Если же плательщик добровольно погашает задолженность перед ПФР, к примеру по состоянию на 1 января 2010 г., то поле 107 будет выглядеть так: "ГД.00.2009". А при осуществлении платежа в счет погашения задолженности по требованию органа ПФР, акту проведенной проверки или исполнительному документу в данном поле указывается значение ноль "0".

В следующих полях (108 и 109) отражаются соответственно номер и дата документа, на основании которого осуществляется платеж. Это могут быть, например, номер и дата требования органа ПФР по уплате взносов или номер акта проверки. При этом дата документа указывается в следующем формате: первые два знака обозначают календарный день (могут иметь значения от 01 до 31), 4-й и 5-й знаки - месяц (значения от 01 до 12), знаки с 7-го по 10-й - год, в 3-м и 6-м знаках - разделитель в виде точки.

В поле 24 "Назначения платежа" заносится дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа. Кроме того, в данном поле указывается и регистрационный номер плательщика в системе ПФР. При оформлении платежных поручений по перечислению страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования указывается регистрационный номер плательщика в территориальном фонде обязательного медицинского страхования.

ФСС РФ разъяснил только вопрос, который связан с порядком заполнения поля 101 платежного поручения. Согласно Письму ФСС РФ от 15.01.2010 N 02-13/08-13157 в этом поле плательщикам взносов на обязательное социальное страхование в связи с временной нетрудоспособностью и в связи с материнством следует указывать значение "08" - плательщик иных платежей, осуществляющий перечисления в бюджетную систему Российской Федерации. Позиция ФСС РФ по вопросу заполнения данного поля отличается от точки зрения ПФР.

В остальном, на наш взгляд, при заполнении платежного поручения по уплате взносов на обязательное социальное страхование в связи с временной нетрудоспособностью и в связи с материнством можно воспользоваться изложенным порядком. При этом в поле 104 будут указаны следующие значения КБК.

Платежки по страховым взносам в 2018-2019 годах нужно заполнять очень внимательно. Ведь в случае ошибки платеж попадет в невыясненные, а к налогоплательщику будут применены санкции. В нашей статье вы найдете информацию об изменениях в платежных реквизитах по взносам, инструкцию по заполнению платежек на взносы и их образцы.

Если у вас нет возможности внимательно изучить этот материал, приглашаем на просмотр нашего видео по заполнению платежек по страховым взносам по обновленным правилам.

Что изменилось в реквизитах платежного поручения на страховые взносы с 2017 года

С 2017 года в связи с добавлением в НК РФ раздела XI функция контроля за поступлениями по взносам была передана от ПФР к ФНС. Т. е. сдача расчетов и оплата по взносам должна производиться в налоговые инспекции:

  • по местонахождению организаций и их обособок;

Хотите узнать интересную историю о том, как два друга-предпринимателя искали ОКТМО? Тогда добро пожаловать на прочтение нашей приключенческой статьи «ОКТМО в платежном поручении (нюансы)» .

КБК в платежках по страховым взносам до 2017 года и после

При выборе КБК по взносам следует проявить внимательность. Итак, с 2017 года взносы должны поступать в ФНС — значит, вместо прежних первых 3 цифр «392», «393» и «394» в КБК ставим цифры «182», означающие, что контроль над поступлениями по взносам закреплен за налоговой службой.

Остальные цифры остаются неизмененными лишь в случае, если взносы платятся в 2017 году за периоды до начала 2017 года (по декабрь 2016 года включительно). Если же платежи осуществляются за периоды, начавшиеся позднее 2016 года, то в части взносов, направляемых на пенсионное и соцстрахование, на месте 16-й цифры указываем «1». А в части взносов на медстрахование на месте 17-й цифры ставим «3». Эти изменения касаются как страховых взносов, исчисляемых по выплатам в пользу работников, так и страховых взносов, уплачиваемых в фиксированном размере с дохода физлица-предпринимателя.

И еще одно важное нововведение, касающееся платежей предпринимателей по страховым взносам за самих себя (так называемые фиксированные страховые взносы):

за периоды до 2017 года страховые взносы, исчисленные с дохода предпринимателя, не превышающего установленный законодательством предельный размер этого дохода, и страховые взносы, исчисленные с дохода, превысившего установленный лимит, нужно платить на разные КБК: на 182 1 02 02140 06 1100 160 и 182 1 02 02140 06 1200 160, соответственно.

А вот за периоды после 2016 года фиксированные страховые взносы по пенсионному страхованию должны уплачиваться предпринимателями на один и тот же КБК, независимо от того, с какой суммы доходов они были исчислены (более 300 000 рублей или менее): 182 1 02 02140 06 1110 160.

Для того чтобы лучше представить себе то, о чем только что было сказано, предлагаем изучить таблицу сопоставленных КБК:

Период осуществления платежей

2017-2018 годы

1 02 02010 06 1000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) (страховая часть)

1 02 02010 06 1000 160

Страховые взносы на ОПС за периоды до 01.01.2017

1 02 02010 06 1010 160

ОПС (страховая часть) за периоды с января 2017 года

1 02 02020 06 1000 160

1 02 02020 06 1000 160

Страховые взносы на ОПС (накопительная часть)

1 02 02090 07 1000 160

Страховые взносы на обязательное соцстрахование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

1 02 02090 07 1000 160

Страховые взносы на ОСС на случай нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды до 01.01.2017

1 02 02090 07 1010 160

Страховые взносы на ОСС на случай нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды с января 2017 года

1 02 02101 08 1011 160

Страховые взносы на обязательное медстрахование (ОМС)

1 02 02101 08 1011 160

Страховые взносы на ОМС за периоды до 01.01.2017

1 02 02103 08 1012 160

Страховые взносы на ОМС за периоды до 01.01.2012

1 02 02101 08 1013 160

Страховые взносы на ОМС за периоды с января 2017 года

1 02 02103 08 1011 160

Фиксированные взносы на ОМС перечисляемые в ФОМС

1 02 02103 08 1011 160

1 02 02103 08 1013 160

1 02 02140 06 1100 160

Фиксированные взносы на ОПС (страховая часть) с дохода предпринимателя менее 300 000 рублей

1 02 02140 06 1100 160

Фиксированные взносы ОПС по страховой пенсии с дохода предпринимателя ниже отметки в 300 000 рублей за периоды до 1 января 2017

1 02 02140 06 1200 160

Фиксированные взносы на ОПС по страховой пенсии (с дохода предпринимателя, полученного сверх 300 000 рублей), перечисляемые в ПФР

1 02 02140 06 1200 160

Фиксированные взносы на ОПС (страховая часть) с дохода предпринимателя, перешедшего предел в 300 000 рублей за периоды до 1 января 2017

1 02 02140 06 1110 160

1 02 02150 06 1000 160

Фиксированные взносы ОПС (накопительная часть), перечисляемые в ПФР

1 02 02150 06 1000 160

Фиксированные взносы на ОПС (накопительная часть)

Введены ли новые КБК по страховым взносам с 2019 года

С 01.01.2019 года значения КБК регламентированы приказом Минфина от 08.06.2018 № 132н. Но несмотря на то что коды утверждены новым документом, основные КБК по страховым взносам практически не изменились. Основные изменения затронули КБК пеней и штрафов в связи с изменением градации взносов, зависящих от результатов оценки труда.

Таким образом в 2019 году действуют следующие КБК по страховым взносам:

Вид страхвзноса

КБК

182 1 02 02010 06 1010 160

182 1 02 02090 07 1010 160

182 1 02 02101 08 1013 160

на травматизм

393 1 02 02050 07 1000 160

на ОПС в фиксированном размере для ИП (в т.ч. и 1% взносы)

182 1 02 02140 06 1110 160

на ОМС в фиксированном размере для ИП

182 1 02 02103 08 1013 160

Допвзносы на ОПС (для работников, трудящихся во вредных условиях), если

182 1 02 02131 06 1010 160

Тариф зависит от спецоценки

182 1 02 02131 06 1020 160

Допвзносы на ОПС (для работников, трудящихся в тяжелых условиях), если

Тариф не зависит от спецоценки

182 1 02 02132 06 1010 160

Тариф зависит от спецоценки

182 1 02 02132 06 1020 160

Инструкция по оформлению платежных документов на перечисление страховых взносов

Итак, мы ознакомились с правилами внесения платежных реквизитов в документы на оплату взносов. Переходим к разъяснениям о том, как заполнить платежное поручение по страховым взносам быстро и без ошибок.

Какие ошибки налоговики чаще всего находят в платежках по взносам, см. .

Чтобы вам были более понятны наши дальнейшие разъяснения, предлагаем изучить подготовленный пример заполнения платежки по страховым взносам с заранее пронумерованными частями.

Начнем с шапки нашей платежки.

Ячейки, пронумерованные цифрами «1» и «2», предназначены для отметок банков, плательщикам взносов их заполнять не надо.

В ячейке «3» ставим номер платежки, присваиваемый плательщиком взносов.

В ячейке «4» вписываем дату формирования платежки. Дата должна быть представлена строго по шаблону: ДД.ММ.ГГ, где ДД — день, ММ — месяц, ГГ — год.

В ячейке «5» проставляем способ оплаты:

  • «Электронно» — когда оплата будет проведена электронным способом, например, через клиент-банк;
  • «Срочно» — когда платеж нужно провести в срочном порядке;
  • «Почтой» — при проведении платежа почтовым способом.

В иных случаях эту ячейку оставляем пустой (например, в случае, когда платежка оплачивается при личном посещении банка).

В ячейке «6» указываем статус «01».

В ячейках «7» и «8» прописываем сумму платежа прописью и цифрами соответственно.

В части, пронумерованной цифрой «9», вносим следующие сведения о плательщике взносов:

  • ИНН (10 цифр для организаций и 12 для ИП);
  • КПП (если плательщиком является ИП, то ячейку с КПП оставляем незаполненной);
  • название организации (ИП);
  • номер счета, с которого планируется осуществить платеж по страховым взносам;
  • название банка, в котором зарегистрирован счет плательщика, БИК банка и его корреспондентский счет.

Переходим к части, обозначенной номером «10». Здесь мы вводим сведения о получателе: налоговом органе, в который должен быть перечислен взнос. В частности:

  • название банка, в котором числится счет ФНС;
  • БИК банка;
  • ячейку по корреспондентскому счету не заполняем;
  • название налогового органа и номер его счета в банке.

В части «11» нашей платежки заполняем следующие ячейки:

  • «Вид операции». Вписываем «01», что означает вид формируемого нами документа: «Платежное поручение».
  • «Очередность платежа». Ставим «5» (п. 2 ст. 855 ГК РФ).
  • «Код» (или уникальный идентификатор платежа). Проставляем «0».

В остальных полях ничего не указываем.

Заполняем часть под номером «12»:

  • ОКТМО.
  • Основание платежа. Здесь ставим нужное нам буквосочетание:
    • ТП — текущие платежи;
    • ЗД — платежи за прошедшие расчетные периоды (используется при доплате по уточненным расчетам);
    • АП — платеж по акту налоговой проверки;
    • ТР — платеж по требованию ФНС.
  • Период платежа. Указываем период, за который платится взнос в одном из форматов:
    • МС.01.2019 — используется при ежемесячных платежах по взносам;
    • КВ.01.2019 — используется при доплате взносов по уточненным расчетам;
    • ГД.00.2018 — применяется при доплате взносов по уточненным расчетам и по решениям налоговых проверок.
  • Номер документа. Указываем «0». Если платеж осуществляется по уточненному расчету или по решению ФНС, то ставим номер уточненного расчета (или номер решения).
  • Дата документа. Также указываем «0». Но если платежка оформляется по результатам сдачи уточненного расчета или доначислений по проверкам, то указываем дату сдачи уточненного расчета (или дату принятия решения по проверке).

Последнюю ячейку не заполняем.

В ячейке «13» вписываем назначение платежа, т. е. указываем, взнос по какому виду страхования и за какой период мы собираемся оплачивать.

В итоговой ячейке «14» ставятся электронные или собственноручные подписи лиц, которые вправе подписывать платежки. Если платежка передается в банк на бумажном носителе, то на месте букв «М. П.» нужно поставить печать организации (ИП). Если платеж отправляется в электронном виде, то печать не нужна. Также она не ставится в случае, если организация (ИП) отказалась от нее в добровольном порядке, руководствуясь положениями закона «Об отмене обязательности печати…» от 06.04.2015 № 82-ФЗ (для ООО и АО), п. 3 ст. 23 ГК РФ и постановления ФАС от 12.09.2008 № Ф03-А51/08-2/3390 (для ИП).

Следует учитывать, что при уплате в ИФНС в 2018-2019 годах взносов по одному и тому же виду страхованию, но за разные периоды сведения в реквизитах будут различаться. Какие именно — смотрите в двух нижеприведенных примерах платежек.

Наглядный пример заполнения платежного поручения на уплату страховых взносов в ИФНС за периоды с 2017 года (образец платежки)

ООО «Смайлик» находится в Хорошевском муниципальном образовании г. Москвы и обслуживается в ИФНС № 14 по г. Москве. По итогам своей деятельности за январь 2019 года фирма начислила к уплате взносы на ОПС на общую сумму 76 530 рублей.

Заполненный по вышеприведенным данным пример платежки по уплате страховых взносов за 2018 год представлен ниже.

Как заполнить платежный документ на оплату страховых взносов в налоговую инспекцию за периоды до 2017 года (образец платежки)

Продолжим наш пример. В марте 2019 года ООО «Смайлик» выявило у себя ошибку в расчетах по взносам за 2016 год. По итогам формирования уточненного расчета оказалось, что фирма недоплатила в ПФР взносы по пенсионному страхованию на сумму 5 670 рублей.

Ниже представлен образец платежки по уплате страховых взносов в ИФНС за 2016 год, оформленный по данным вышеприведенного примера.

«Заполнить платежное поручение» . О том, как при помощи этой услуги заполнить платежку на взносы, вам покажут картинки-инструкции, представленные ниже.


Итоги

В платежках на уплату страховых взносов с 2017 года с учетом изменений заполняются 3 реквизита: КБК, сведения о получателе и номер статуса плательщика. Остальные реквизиты платежного документа по взносам остались прежними.

Если у вас остались вопросы, заходите в нашу группу в ВК. Мы как раз обсуждаем