Приобретаете акции либо долю в уставном фонде иностранной организации? а в вашем случае требуется разрешение нацбанка? Профессионально об актуальном: Осуществление валютных операций – с разрешения банка и без Когда не нужно разрешение Нацбанка, чтобы откр

Законодательство разрешает физлицам открывать счета в банках за пределами нашего государства как в иностранной валюте, так и в белорусских рублях <*> . В большинстве случаев для этого потребуется получить разрешение Нацбанка на открытие счета.

Кому нужно получать разрешение

Разрешение Нацбанка для открытия счета в зарубежном банке необходимо получать физлицам-резидентам <*> .

Под резидентами понимаются физлица, являющиеся <*> :

— гражданами Республики Беларусь;

— иностранными гражданами и лицами без гражданства, имеющими вид на жительство в нашей стране.

На заметку
Зарубежными банками (банками-нерезидентами) являются банки и небанковские кредитно-финансовые организации, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, с местом нахождения за пределами нашего государства <*> .

В каких случаях разрешение получать не нужно

Существует два случая, когда разрешение Нацбанка на открытие счета в зарубежном банке получать не требуется :

— если вы открываете счет по учету кредитных операций <*> ;

— если вы открываете счет в период проживания (нахождения) за пределами Беларуси <*> .

На заметку
Под периодом проживания физлица за пределами Республики Беларусь понимается период времени, в течение которого оно проживает (находится) за границей и имеет вид на жительство, визу, разрешение на временное пребывание в стране либо иной документ, подтверждающий факт нахождения за пределами Республики Беларусь на законных основаниях <*> .

Пример
Гражданин Беларуси проживает и работает во Франции (имеет долгосрочную рабочую визу). Он вправе открыть счет в банке без прохождения разрешительной процедуры в Беларуси.

При этом по окончании срока проживания (нахождения), указанного в документе, разрешающем пребывание за границей, вы обязаны закрыть счет и выполнить одно из следующих действий :

1) перевести остаток средств по счету в Республику Беларусь;

2) ввезти с соблюдением таможенных правил все полученные за границей валютные ценности в Республику Беларусь.

Иначе вам нужно будет получить разрешение Нацбанка на открытие счета в зарубежном банке <*> .

Обратите внимание!
Вы можете не закрывать счет в зарубежном банке в случае, если в течение срока, указанного в документе, разрешающем ваше проживание (нахождение) за границей, приезжаете в Беларусь, а затем возвращаетесь в страну временного проживания (нахождения) <*> .

Таким образом, наличие у вас многократной визы и периодическое проживание (нахождение) на территории иностранного государства дают вам право открыть счет без получения разрешения Нацбанка и не закрывать его в течение срока действия выданной визы .

Для каких целей можно открыть счет в зарубежном банке

Счета можно открывать для различных целей. В частности, для размещения денежных средств в качестве вклада, получения кредита либо каких-либо выплат, к примеру той же зарплаты . Вместе с тем в последнем случае нужно в первую очередь оценить место преимущественного проживания (нахождения) гражданина, который желает получать зарплату на счет в зарубежном банке.

Так, если вы живете и работаете за границей, то проблем у вас не будет. Вы можете открыть счет в банке-нерезиденте для получения зарплаты. При этом проходить разрешительную процедуру в Беларуси вам не нужно.

Если же вы работаете в иностранной компании, но проживаете в Беларуси, то зарплату, скорее всего, вы будете получать на счет, открытый в белорусском банке. При этом в белорусских рублях. Это связано с тем, что:

во-первых, иностранным юрлицам, не имеющим представительств в Беларуси, с 16.09.2015 разрешено открывать текущие расчетные счета в белорусских рублях <*> ;

во-вторых, при обращении в Нацбанк за разрешением на открытие счета в зарубежном банке в ходатайстве вам нужно указать экономическое обоснование, почему счет для перечисления вам зарплаты должен быть именно в банке-нерезиденте. А в рассматриваемой ситуации необходимости открывать «зарплатные» счета за границей нет.

Необходимы ли еще какие-то разрешения

Следует помнить, что в определенных случаях вам понадобится получить разрешение Нацбанка на совершение валютных операций, связанных с движением капитала <*> . Другими словами, дополнительно к разрешению на открытие счета в зарубежном банке необходимо испрашивать разрешение на совершение указанных валютных операций.

На заметку
Валютными операциями, связанными с движением капитала, являются проводимые между резидентами и нерезидентами валютные операции, не относимые к текущим <*> .

Например, вам нужно получить разрешение на совершение валютных операций в случае размещения денежных средств в зарубежном банке <*> .

Обратите внимание!
Вам не нужно получать разрешение Нацбанка на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, если вы непрерывно проживаете (находитесь) за пределами Республики Беларусь более одного года. Но при условии, что проведение таких операций не связано с осуществлением вами предпринимательской деятельности на территории Беларуси <*> .

Чтобы получить указанное разрешение, вам понадобится представить в Нацбанк документы, предусмотренные п. 1, 2, 6 приложения 1 к Инструкции N 514, ч. 1 п. 5 Инструкции N 514.

Какие документы подать для получения разрешения

Для того чтобы получить разрешение на открытие счета, вам нужно представить в Нацбанк следующие документы <*> :

1) письменное ходатайство произвольной формы .

Ходатайство должно содержать:

— наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение. В данном случае это Главное управление валютно-финансового мониторинга Нацбанка.

Справочная информация
Почтовый адрес: 220008, г. Минск, пр-т Независимости, 20;

— ваши фамилию, имя, отчество (если таковое имеется);

— адрес вашего места жительства (места пребывания);

— изложение сути обращения;

— экономическое обоснование необходимости проведения испрашиваемой операции (открытие счета в зарубежном банке);

— ваше согласие на представление документов, а также иной информации о проводимых операциях в рамках выданного Нацбанком разрешения;

— цель открытия счета, планируемый режим счета, а также местонахождение и наименование банка-нерезидента, в котором вы планируете открытие счета;

— вашу личную подпись.

Обратите внимание!
Ходатайство излагается на русском или белорусском языке. Его текст должен поддаваться прочтению. Если ходатайство рукописное, а не набрано, например, на компьютере, оно должно быть написано четким, разборчивым почерком. Не допускается употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений <*> .

Пример формулировки ходатайства

Я, Петров Илья Юрьевич, руководствуясь подп. 7.1 п. 7 Инструкции о порядке выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.08.2015 N 514 «О некоторых вопросах выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования», обращаюсь с просьбой выдать мне разрешение на открытие счета в банке — нерезиденте Республики Беларусь.

Наименование и местонахождение банка-нерезидента, в котором планируется открытие счета: UniCredit Bank Austria AG (Bank Austria), Vordere Zollamtsstrasse 13, Vienna 1030 Austria.

Цель открытия счета: размещение депозита.

Планируемый режим счета: депозитный счет.

Экономическое обоснование необходимости открытия счета: указанный банк предоставляет возможность размещения депозита нерезидентам. Процентная ставка по депозиту — 5 процентов годовых. По предварительной договоренности с названным банком я планирую разместить депозит в размере 10000 евро. Срок размещения депозита — 1 год. В результате размещения депозита я планирую получить годовую прибыль в размере 500 евро.

Выбор в пользу указанного банка обусловлен следующими факторами:

— хорошая репутация австрийской банковской системы;

— деятельность австрийских банков находится под строгим контролем Федеральной банковской комиссии;

— сохранность депозитов: все австрийские банки обязаны их страховать;

— Bank Austria является лидером в австрийском банковском секторе, имеет высокий рейтинг надежности.

На основании изложенного прошу выдать мне разрешение на открытие депозитного счета в Bank Austria (Австрия) сроком на 1 год.

Согласен на представление документов, а также иной информации о проводимых операциях в рамках выданного разрешения.

Информирую, что в Национальный банк Республики Беларусь мною также направлено ходатайство о получении разрешения на совершение валютных операций, связанных с движением капитала с целью размещения денежных средств в банках и иных кредитных организациях иностранных государств.

2) копию документа, удостоверяющего личность , например паспорта.

Обратите внимание!
У вас может быть запрошена дополнительная информация, а также иные документы, способствующие рассмотрению вопроса о выдаче разрешения <*> . То есть по запросу вам нужно будет представить имеющиеся у вас документы, способствующие рассмотрению вашего ходатайства по существу и подтверждающие необходимость открытия счета.

Разрешение на открытие счета выдается на срок не более 1 года <*> .

Каковы сроки выдачи разрешения и можно ли его продлить

В случае принятия положительного решения Нацбанк направит вам разрешение на открытие счета в письменном виде по утвержденной форме в течение 15 календарных дней со дня регистрации вашего письменного ходатайства <*> . Если Нацбанком запрашивалась дополнительная информация, срок выдачи разрешения будет больше. При этом он не должен превышать 10 календарных дней с даты поступления Нацбанку этой информации и запрошенных документов <*> .

Вы можете продлить разрешение на открытие счета. Для этого до истечения срока действия выданного разрешения вам нужно обратиться в Нацбанк <*> .

Для продления срока действия разрешения вам необходимо представить в Нацбанк документы, которые вы представляли для выдачи разрешения (ходатайство и копию, например, паспорта), а также <*> :

— копию выданного разрешения со всеми изменениями и дополнениями, которые в него вносились;

— информацию о движении денежных средств по счету за последние 12 месяцев действия разрешения.

На заметку
Продление срока действия разрешения на открытие счета осуществляется в те же сроки, что и его выдача <*> .

Если вы не продлите разрешение либо не получите новое, то до даты окончания указанного в разрешении срока вам придется закрыть счет и проинформировать об этом Нацбанк, направив письмо произвольной формы. Сделать это нужно не позднее 10 рабочих дней с даты закрытия <*> .

Когда вам могут отказать в выдаче разрешения (его продлении)

Нацбанк может отказать вам в выдаче разрешения на открытие счета или в его продлении . Это может произойти, если, к примеру <*> :

— вы представили ненадлежащим образом оформленные документы;

— вы не представили необходимые документы;

— вы представили недостоверную информацию;

— отсутствует экономическое обоснование необходимости открытия счета в зарубежном банке;

— за последние 6 месяцев, предшествующих обращению, вами нарушались условия ранее выданных Нацбанком разрешений (если они вам выдавались).

На заметку
Письменный отказ в выдаче разрешения либо в продлении срока его действия Нацбанк направляет в течение 15 календарных дней с даты регистрации вашего ходатайства. При этом должны указываться причины, по которым вам отказано в получении или продлении разрешения. Если Нацбанком запрашивались дополнительные сведения или документы, срок направления отказа не должен превышать 10 календарных дней с даты их поступления в Нацбанк <*> .

Когда действие разрешения прекратится досрочно

Действие разрешения на открытие счета прекратится до истечения установленного в нем срока действия , если, к примеру <*> :

— вы обратитесь с соответствующим заявлением в Нацбанк;

— нарушите условия выданного разрешения. Так, вы обязаны осуществлять операции по открытому на основании разрешения в зарубежном банке счету в соответствии с режимом счета, определенным в разрешении. Сумма иностранной валюты на таком счете, превышающая размер, установленный разрешением, должна быть переведена в Беларусь в сроки, определенные разрешением <*> ;

— будет установлено, что вы представили недостоверную информацию, на основании которой вам выдали разрешение;

— вы не используете открытый в зарубежном банке счет в течение шести месяцев с даты выдачи разрешения.

О том, что действие разрешения прекращено, вам станет известно из полученного от Нацбанка извещения. В нем также будет указана дата прекращения срока действия разрешения <*> .

На заметку
Действие разрешения прекращается без направления извещения в случае <*> :
— окончания срока действия, на который оно было выдано;
— смерти физлица.

Нужно ли вносить изменения в разрешение и что делать при его утере

Вам понадобится внести изменения в разрешение на открытие счета в случае изменения фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) . В данной ситуации в месячный срок с даты осуществления таких изменений вам необходимо обратиться в Нацбанк с ходатайством о внесении соответствующих изменений в разрешение либо о выдаче нового разрешения <*> .

Если вы потеряли разрешение на открытие счета в зарубежном банке, получать новое вам не нужно. Достаточно обратиться в Нацбанк с письменным заявлением о выдаче дубликата разрешения . Форма такого заявления произвольная <*> .

Обратите внимание!
Помните, что дубликат вам выдадут только в период срока действия разрешения, за выдачей дубликата которого вы обратились <*> . Поэтому, если вы потеряли разрешение на открытие счета, а тем временем срок его действия истек, вам нужно будет получить новое разрешение.

Какая ответственность грозит за открытие счета без разрешения

Разрешение на открытие счета должно быть получено заранее, т.е. до его открытия в зарубежном банке. Ответственность за нарушение порядка открытия счетов за пределами Республики Беларусь предусмотрена:

— ст. 11.5 КоАП;

— ст. 224 УК.

Однако ответственность за открытие счета без разрешения несут только должностные лица организаций и ИП. То есть за открытие счета в зарубежном банке без разрешения Нацбанка на открытие счета вы ответственность не несете. В отношении вас она наступает, только если вы, имея такое разрешение, нарушили его условия . В этом случае вам грозит штраф в размере от 5 до 35 БВ <*> .

Справочная информация
Размер БВ составляет 24,5 бел. руб. <*> . Соответственно, штраф за нарушение условий разрешения на открытие счета — от 122,5 до 857,5 бел. руб.

Вас также могут привлечь к ответственности, если вы используете счет в зарубежном банке для осуществления валютной операции , связанной с движением капитала, без получения разрешения Нацбанка, когда такое разрешение требуется. Например, размещаете деньги в иностранном банке. За это положен штраф в размере от 50 до 100 БВ (от 1225 до 2450 бел. руб.) <*> .

Перечень операций, которые относятся к валютным операциям, определен в ст. 4 Закона о валюте. Можно сказать, что любое использование иностранной валюты (сделки, ввоз, вывоз, банковские переводы и т.д.) является валютной операцией.

Внимание!

Валютными операциями также признаются сделки между резидентами и нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей.

Классификация валютных операций, проводимых между резидентами и нерезидентами, на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала, установлена ст. 4 Закона о валюте. К текущим валютным операциям относятся расчеты в рамках экспортно-импортных сделок, аренды (лизинга), перевод и получение дивидендов и иных доходов по инвестициям, а также операции неторгового характера (перечень операций неторгового характера установлен в ст. 6 Закона о валюте). Перечень текущих валютных операций на сегодняшний день закрытый, т.е. все они перечислены в ст. 5 и 6 Закона о валюте. Валютными операциями, связанными с движением капитала, являются проводимые между резидентами и нерезидентами валютные операции, не относимые к текущим (ст. 7 Закона о валюте).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон о валюте).

Для чего же так подробно описывать приведенную в Законе о валюте классификацию валютных операций? Ответ следующий: данная классификация имеет самое прямое отношение к проведению валютной операции без ограничений либо с разрешения Нацбанка. Если юридическое лицо - резидент совершает валютную операцию с юридическим лицом - нерезидентом, то необходимо четко установить, подпадает ли совершаемая валютная операция под понятие текущей валютной операции. Иными словами, находим ли мы совершаемую валютную операцию среди операций, перечисленных в ст. 5 или 6 Закона о валюте. Если находим, то имеет место текущая валютная операция. Если не находим - имеет место валютная операция, связанная с движением капитала.

Важное правило!

Текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Нацбанка, без ограничений (ст. 10 Закона о валюте). Текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами без ограничений (п. 15 Правил № 72). Это означает, что если совершаемая валютная операция является текущей валютной операцией, то по общему правилу она проводится без ограничений.

Документ:

Правила проведения валютных операций, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 (далее - Правила № 72).

Однако необходимо учитывать нормы Указа № 240, который в целях оперативного регулирования отношений на внутреннем валютном рынке, обеспечения стабильности курса национальной валюты, ограничения оттока капитала из страны предоставил право Нацбанку устанавливать для резидентов в соответствии с Законом о валюте ограничения по осуществлению отдельных текущих валютных операций. Используя это право, Нацбанк в п. 15 Правил № 72 определил, что для проведения текущих валютных операций разрешений (лицензий) Нацбанка не требуется, за исключением валютных операций, предусматривающих перевод субъектом валютных операций - резидентом (кроме банка) нерезиденту денежных средств по договорам дарения (в т.ч. в виде пожертвований), которые проводятся на основании разрешения Нацбанка.

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 12.05.2009 № 240 «О некоторых вопросах в области валютного регулирования» (далее - Указ № 240).

Если совершаемую нами валютную операцию мы не нашли в ст. 5 и 6 Закона о валюте, т.е. если она относится к операциям, связанным с движением капитала, то мы опять должны обратиться к нормам этого Закона. Резиденты осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, на основании разрешений Нацбанка, если иное не установлено Законом о валюте или Президентом Республики Беларусь (ст. 10 Закона о валюте). Не требуется получения разрешения Нацбанка на проведение юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами валютных операций, связанных с движением капитала, которые перечислены в части пятой ст. 10 Закона о валюте.

Субъекты валютных операций (кроме банков) осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала (п. 17 Правил № 72):

1) на основании разрешений Нацбанка - валютные операции, указанные в п. 18 Правил № 72;

2) без разрешений Нацбанка - валютные операции, указанные в ст. 10 Закона о валюте;

3) в уведомительном порядке - валютные операции, указанные в п. 20 Правил № 72 (в данном порядке осуществляются валютные операции, связанные с движением капитала, не указанные в п. 18 Правил № 72 и ст. 10 Закона о валюте).

Итак, мы вплотную подошли к валютным операциям, связанным с движением капитала, осуществляемым на основании разрешений Нацбанка.

Субъекты валютных операций - резиденты (кроме банков) осуществляют на основании разрешений Нацбанка следующие валютные операции, связанные с движением капитала (п. 18 Правил № 72):

Приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента;

Приобретение у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;

Приобретение в собственность имущества, находящегося за пределами страны и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу;

Размещение денежных средств в банках-нерезидентах либо передачу денежных средств нерезидентам (кроме банков-нерезиден-
тов) на условиях доверительного управления;

Предоставление займов;

Расчеты по обязательствам, возникшим у субъекта валютных операций - резидента (кроме банка), являющегося поручителем, гарантом, перед нерезидентом на основании заключенного между ними договора поручительства, гарантии;

Получение кредитов и (или) займов при наличии хотя бы одного из следующих условий:

процентная ставка за пользование кредитом и (или) займом превышает следующие уровни: при проведении операций в долларах США, евро - 14 % годовых; при проведении операций в иных иностранных валютах, белорусских рублях - увеличенный на 5 процентных пунктов размер ставки рефинансирования соответствующего центрального (национального) банка, действующей на дату получения кредита и (или) займа субъектом валютной операции - резидентом;

процентная ставка за пользование кредитом и (или) займом в случае просрочки возврата кредита и (или) займа (в сумме увеличения размера процентов в связи с просрочкой возврата кредита и (или) займа) и размер неустойки (штрафа, пени) в совокупности превышают 0,01 % за каждый день просрочки (3,65 % годовых). Для расчета данного уровня в случае, если в договоре размер неустойки (штрафа, пени) выражен фиксированной суммой, осуществляется ее пересчет в процентное выражение;

в договоре между субъектом валютных операций - резидентом (кроме банка) и нерезидентом (кроме банка-нерезидента) наряду с процентной ставкой за пользование кредитом и (или) займом установлена обязанность осуществлять иные дополнительные платежи (кроме платежей за пользование кредитом и (или) займом в случае просрочки возврата кредита и (или) займа (в сумме увеличения размера процентов в связи с просрочкой возврата кредита и (или) займа), а также платежей по уплате неустойки (штрафа, пени));

сумма кредита и (или) займа направляется на оплату денежных обязательств резидента (кредитополучателя, заемщика), минуя его счет в банке;

исполнение обязательств по возврату кредита и (или) займа осуществляется не со счета кредитополучателя, заемщика;

кредитодатель или займодавец зарегистрирован в государстве (на территории), в котором действует льготный налоговый режим и (или) не предусматриваются раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях (оффшорные зоны);

Расчеты по обязательствам, возникшим у субъекта валютных операций - резидента (кроме банка) перед нерезидентом на основании заключенного между ними договора перевода долга или уступки требования.

Таким образом, если мы, проанализировав совершаемую валютную операцию, приходим к выводу, что эта валютная операция связана с движением капитала, то следующее, что мы должны сделать, - обратиться к п. 18 Правил № 72: если совершаемая валютная операция содержится в этом пункте, то имеет место валютная операция, осуществляемая на основании разрешения Нацбанка.

Важное правило!

Основной документ, регламентирующий порядок получения разрешения Нацбанка, - Инструкция № 15, которая предусматривает порядок выдачи разрешений Нацбанка на проведение физическими лицами - резидентами и юридическими лицами - резидентами валютных операций, связанных с движением капитала, в частности, документы, которые необходимо представить в Нацбанк для получения разрешения, срок их рассмотрения, основания для отказа.

Документ:

Инструкция о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.01.2008 № 15 (далее - Инструкция № 15).

На проведение валютных операций, перечисленных в п. 18 Правил № 72, Нацбанк выдает разрешения до момента проведения резидентом расчетов с нерезидентом по данным валютным операциям (п. 30 Инструкции № 15). Момент проведения резидентом расчетов с нерезидентом, исходя из п. 2 Правил № 72, это момент осуществления платежа через банк нерезиденту. Это означает, что резидент может, например, получить заем от нерезидента, который требует разрешения Нацбанка, фактически без разрешения на момент получения. Но до совершения платежа нерезиденту, т.е. до возврата займа и процентов (до проведения расчетов с нерезидентом), разрешение Нацбанка должно быть получено.

При этом необходимо учитывать убедительную просьбу Нацбанка, содержащуюся в письме № 31-14/12: обращаться за разрешением следует до момента исполнения нерезидентом своих обязательств перед резидентом (поскольку обязанности выдать разрешение любому обратившемуся у Нацбанка нет, может последовать и отказ в выдаче разрешения).

Документ:

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 11.01.2010 № 31-14/12 «О применении норм Правил проведения валютных операций» (далее - письмо № 31-14/12).

Разрешение Нацбанка также потребуется юридическому лицу - резиденту для расчетов в иностранной валюте на территории Республики Беларусь:

С юридическим лицом - резидентом в случаях, прямо не разрешенных валютным законодательством;

Физическим лицом при проведении расчетов, связанных:

с реализацией товаров в розницу и (или) оказанием услуг на автомобильных дорогах с нумерацией «М», «М/Е» и на пограничных переходах;

осуществлением страховой деятельности;

осуществлением туристической деятельности;

реализацией топлива, нефтепродуктов, сжиженного газа.

Разрешение Нацбанка юридическому лицу - резиденту потребуется и при внесении наличной иностранной валюты на счет и снятии ее со счета юридического лица - резидента в случаях, не предусмотренных Инструкцией № 1.

Документ:

Инструкция о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17.01.2007 № 1 (далее - Инструкция № 1).

Разрешение Нацбанка юридическому лицу - резиденту потребуется для приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, если цель покупки не соответствует ни одной из целей, указанных в Инструкции № 112.

Документ:

Инструкция о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.07.2005 № 112 (далее - Инструкция № 112).

В рамках расчетов по внешнеторговым договорам разрешение Нацбанка потребуется в следующих случаях:

На проведение импортером авансовых платежей (см. постановление № 165);

Проведение расчетов в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт товаров без их поступления на территорию Республики Беларусь (Указ № 178);

Продление сроков завершения внешнеторговых операций (Указ № 178).

Документ:

постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 11.11.2008 № 165 «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт» (далее - постановление № 165).

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ № 178).

Банк как агент валютного контроля, исходя из пп. 6 и 8 Инструкции № 46, обязан осуществлять контроль за представлением клиентами документов по валютным операциям и, в частности, за наличием разрешения Нацбанка на проведение валютной операции, связанной с движением капитала (если необходимость оформления разрешения предусмотрена валютным законодательством), и иных разрешений Нацбанка, предусмотренных Инструкцией № 46. При отсутствии данных разрешений (при необходимости их оформления) банк обязан отказать в проведении валютной операции.

Документ:

Инструкция о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46 (далее - Инструкция № 46).

Валютные операции, осуществляемые без разрешения Нацбанка

Использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Республики Беларусь по обязательствам допускается в случаях, порядке и на условиях, определенных законодательством (п. 2 ст. 298 ГК) (аналогичная по смыслу норма продублирована в ст. 11 БК).

Документ:

Документ:

Законом о валюте установлено следующее правило в сфере валютного регулирования: запрещено все, что прямо не разрешено. Так, запрещается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций между резидентами, за исключением случаев, установленных Законом о валюте и иными актами валютного законодательства (ст. 11 Закона о валюте).

Важное правило!

Случаи использования иностранной валюты между субъектами валютных операций - резидентами установлены:

1) в ст. 11 Закона о валюте: в отношениях между юридическими лицами - резидентами при осуществлении валютных операций разрешается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте в случаях:

Привлечения на временной основе средств в бюджет, возврата этих средств и процентов за пользование ими в соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями областных и Минского городского Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год;

Осуществления платежей из бюджета на цели, определенные законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями областных и Минского городского Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год;

2) в гл. 5 Правил № 72, где определены 14 разрешенных Нацбанком случаев использования иностранной валюты (исходя из объема данного материала нет возможности их процитировать);

3) разрешениями Нацбанка. Так, юридические лица - резиденты вправе использовать иностранную валюту при расчетах, осуществляемых между ними на основании разрешений (лицензий) Нацбанка (подп. 25.13 п. 25 Правил № 72).

Юридические лица должны учитывать, что покупка и использование иностранной валюты для расчетов по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным между юридическими лицами - резидентами, по общему правилу запрещены. Однако в данной сфере правоотношений необходимо учитывать целый ряд правовых норм, содержащихся в постановлениях и письмах Правления Нацбанка. Не будем подробно на них останавливаться, лишь перечислим, на какие из них необходимо обратить внимание:

Подп. 25.2 п. 25 Правил № 72 (банки вправе использовать между собой иностранную валюту по договорам финансовой аренды (лизинга));

П. 2 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 25.08.2009 № 138 «О внесении изменений и дополнения в Правила проведения валютных операций»;

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 04.05.2012 № 31-15/112 «Разрешение на проведение расчетов в иностранной валюте»;

П. 2 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 18.11.2009 № 186 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 21.06.2012 № 31-12/164 «Разрешение на приобретение иностранной валюты»;

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 21.06.2012 № 31-12/165 «Разрешение на проведение валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)»;

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 09.12.2013 № 31-15/322 «О проведении валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)»;

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 06.06.2013 № 31-12/136 «Разрешение на проведение валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)»;

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 17 июля 2013 № 31-15/177 «О проведении валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)»;

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2013 № 31-15/339 «Разрешение на проведение валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)».

Разрешено использование иностранной валюты между субъектами валютных операций - резидентами, являющимися подрядчиками и субподрядчиками, при расчетах по договорам на выполнение строительных работ (услуг) за пределами Республики Беларусь (см. письмо № 53-14/13972).

Документ:

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 21.12.2011 № 53-14/13972 «Разрешение на проведение валютных операций» (далее - письмо № 53-14/13972).

Разрешено использование иностранной валюты при расчетах, осуществляемых между страховыми организациями - резидентами, между страховыми организациями - резидентами и Белорусским бюро по транспортному страхованию по исполнению ими обязательств по возврату сумм страхового возмещения, выплаченного потерпевшему - нерезиденту Республики Беларусь в иностранной валюте, в рамках договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (см. письмо № 31-12/33).

Документ:

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 03.02.2012 № 31-12/33 «Разрешение на проведение расчетов в иностранной валюте» (далее - письмо № 31-12/33).

Существуют еще 2 разрешения Нацбанка. Одно из них касается экспорта услуг и расчетов с физическими лицами - нерезидентами (см. письмо № 31-13/608), а второе разрешает получение иностранной валюты безналичным переводом из-за пределов Республики Беларусь по ряду сделок, в частности, между субъектами валютных операций - резидентами и физическими лицами - нерезидентами (см. письмо № 31-13/803).

Документ:

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 13.09.2011 № 31-13/608 «Разрешение на проведение расчетов в иностранной валюте с физическими лицами-нерезидентами при экспорте услуг» (далее - письмо № 31-13/608).

Документ:

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 28.12.2011 № 31-13/803 «Разрешение на получение иностранной валюты при проведении валютных операций» (далее - письмо № 31-13/803).

4) в иных случаях, установленных актами валютного законодательства. Такими случаями, например, являются:

Разрешение Белорусской нефтяной компании производить расчеты в иностранной валюте с юридическими лицами - резидентами Республики Беларусь в соответствии с Законом о валюте за нефтепродукты, произведенные из нефти, добытой на территории Республики Беларусь (п. 3 Указа № 681);

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2007 № 681 «О некоторых вопросах торговли нефтепродуктами» (далее - Указ № 681).

Разрешение производить расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями - резидентами Республики Беларусь в иностранной валюте за природный газ, нефть, другое углеводородное сырье, нефтепродукты, уголь, сжиженный газ, электрическую энергию, импортируемые в Республику Беларусь, а также за нефтепродукты и сжиженный газ, произведенные (в т.ч. на белорусских предприятиях из давальческого сырья) из импортируемых в Республику Беларусь нефти и другого углеводородного сырья, за электрическую и тепловую энергию, выработанную с использованием природного газа и топочного мазута, за калийные удобрения (п. 8 Порядка расчетов);

Документ:

Порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359 (далее - Порядок расчетов).

Разрешение юридическим лицам - резидентам и индивидуальным предпринимателям - резидентам оказывать организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам республики безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, на условиях, определяемых Указом № 300 (п. 1 Указа № 300).

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее - Указ № 300).

Таким образом, юридическому лицу - резиденту для совершения валютной операции с юридическим лицом - резидентом при определении, необходимо ли получать разрешение Нацбанка на проводимую валютную операцию или нет, всегда нужно обращаться к ст. 11 Закона о валюте, гл. 5 Правил № 72, а также к перечисленным актам Нацбанка. Если среди них нет анализируемой валютной операции, значит, ее проведение без отдельного разрешения Нацбанка запрещено.

Денис Сафаревич , юрист


Порядок выдачи разрешений на проведение операций, связанных с движением капитала

Национальным банком Республики Беларусь принято постановление от 11.06.2004 № 90, которым утверждена <<< Инструкция о порядке выдачи разрешений (свидетельств о регистрации) на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь >>> , а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций (далее - Инструкция).

Принятая Инструкция - достаточно объемный, сложно читаемый нормативный акт, третья глава которого состоит практически из одних ссылок на другие пункты Инструкции. Да и по тексту новый документ очень сильно пересекается с <<< постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 >>> (далее - Постановление № 72). Причина, по которой нельзя было все вместить в один документ, не ясна.

В то же время по сравнению с <<< Правилами проведения операций, связанных с движением капитала >>> , утвержденными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.04.2001 № 100 (далее - Правила № 100), Инструкция является более совершенным, более конкретным документом. Она устанавливает порядок выдачи разрешений и для физических, и для юридических лиц. Для индивидуальных предпринимателей действуют те же условия получения разрешений, что и для юридических лиц. Рассмотрим основные положения принятой Инструкции.

Физические лица

Физическим лицам разрешения на проведение операций, связанных с движением капитала, Нацбанк выдает в случаях, определенных <<< Законом Республики Беларусь "О валютном регулировании и валютном контроле" >>> (далее -Закон). Таких случаев несколько, и перечислены они и в Законе, и в Инструкции.

Так, разрешения физическим лицам выдаются на проведение валютных операций, связанных с движением капитала:

· по приобретению акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента;

· приобретению ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;

· приобретению в собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу;

· размещению денежных средств в банках-нерезидентах;

· предоставлению займов на срок более 180 дней.

Выдается разрешение, как и ранее, на основании заявления физического лица с той лишь разницей, что в принятом постановлении отсутствует норма, дающая право Нацбанку дополнительно запрашивать другие документы. Аналогично и при получении физическими лицами разрешений на открытие счетов за пределами Беларуси.

Согласно Постановление № 72 физические лица имеют право открывать счета в банках-нерезидентах и в иностранной валюте, и в белорусских рублях. Разрешение необходимо получать в любом случае. Если физическое лицо - резидент проживает за границей, то разрешение не требуется.

На свой счет, открытый в банке-нерезиденте, физическое лицо может перечислить денежные средства также в безналичном порядке в соответствии с Постановлением № 72.

Движение денежных средств физических лиц в наличной форме регулируется отдельным нормативным актом, а именно постановлением Правления Национального банка и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 30.04.2004 № 73/38, утвердившем <<< Инструкцию о порядке ввоза, вывоза и пересылки иностранной валюты, белорусских рублей, платежных документов в иностранной валюте, документарных ценных бумаг в белорусских рублях и иностранной валюте физическими лицами через таможенную границу Республики Беларусь >>> .

Юридические лица и индивидуальные предприниматели

Субъекты хозяйствования проводят операции, связанные с движением капитала, на основании разрешения Национального банка в регистрационном либо в уведомительном порядке. В <<< Инструкции >>> (как, впрочем, и в Постановлении № 72) содержится конкретный перечень операций, для проведения которых требуется или разрешение, или свидетельство о регистрации. Несколько сложнее для субъектов хозяйствования определиться с перечнем операций уведомительного характера.

Так, в уведомительном порядке осуществляются операции, связанные с движением капитала, за исключением тех, которые проводятся при наличии разрешения или свидетельства о регистрации Нацбанка, а также тех, которые в соответствии с Законом не требуют получения разрешения. То есть, чтобы субъекту хозяйствования определиться все-таки с тем, надо ли представлять в банк уведомление по какой-либо операции, ему потребуется затратить немало времени на сопоставление нескольких нормативных актов.

Форма уведомления прилагается к принятой Инструкции и представляется в банки до проведения платежа (если это платеж по импорту) и в течение 5 рабочих дней с даты поступления денежных средств на счет (если это экспортная сделка), т.е. в пределах срока установленного для представления в банк документов, подтверждающих экспортную сделку. В дальнейшем банки на основании представленных уведомлений направляют в Национальный банк соответствующую отчетность, которая, естественно, используется контролирующими органами.

Регистрационный порядок

В регистрационном порядке проводятся следующие операции:

· расчеты по сделкам, предусматривающим экспорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, с предоставлением отсрочки на оплату товара (выполнения работ, оказания услуг), передачу охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности на срок, превышающий 180 дней между датой отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и датой поступления денежных средств, включая осуществление таких расчетов с использованием ценных бумаг, выполняющих функции расчетных документов, если срок платежа по ценной бумаге обеспечивает поступление денежных средств в срок, превышающий 180 дней с даты отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

· расчеты по сделкам, предусматривающим импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, с предоставлением отсрочки на поставку товара (выполнения работ, оказания услуг), передачу охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности на срок, превышающий 180 дней между датой платежа нерезиденту и датой поступления товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Для рассмотрения вопроса о регистрации данных операций субъект валютной операции должен обратиться в Нацбанк до истечения 180 дней с начала проведения операции, в противном случае в выдаче свидетельства о регистрации будет отказано. Кроме того, на момент подачи заявления о регистрации операции предприятие должно получить разрешение Министерства торговли на продление срока внешнеторговой операции. Наличие данного документа является обязательным условием получения свидетельства, поскольку отсутствие его наряду с другими обязательными документами, которые требуется представлять в Национальный банк для получения свидетельства, может послужить причиной для отказа в регистрации операции.

Необходимость наличия разрешения Министерства торговли вытекает из норм Указа Президента Республики Беларусь от 04.01.2000 № 7 "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее - Указ № 7), в соответствии с которым экспортеры обеспечивают поступление экспортной выручки в течение 90 дней с даты отгрузки товара, а товар по импорту должен поступить в течение 60 календарных дней с даты проведения платежа. Если указанные сроки не превышают 180 дней, то согласно Указу № 7 достаточно разрешения Министерства торговли на продление срока внешнеторговой операции, если превышают, то их продление осуществляется данным министерством при наличии согласования с Национальным банком. Нормативными документами Национального банка процедура согласования не была определена.

Со вступлением в силу Инструкции № 90 согласование заменяется на регистрацию. В связи с этим было бы логично внести изменения в Указ № 7.

Одной из причин, по которой субъекту хозяйствования могут отказать в выдаче свидетельства о регистрации, является несоответствие проводимой валютной операции законодательству. В этом случае клиенты вообще могут оказаться в крайне безвыходной ситуации, учитывая, что оснований для того, чтобы признать факт несоответствия операции законодательству, довольно много. Причем это может быть даже совсем незначительное нарушение, которое не влияет на результат сделки. В связи с этим субъектам хозяйствования придется максимум внимания уделять оформлению контрактов, поскольку законность сделки, обусловлена, в первую очередь, условиями контракта.

Разрешительный порядок

Перечень валютных операций, проведение которых возможно при наличии разрешения Нацбанка, опять-таки содержится и в Постановлении № 72, и в Инструкции. Перечень документов представляемых для получения разрешения Национального банка, практически не изменился. Копии представляемых документов пронумеровываются, прошнуровываются, заверяются подписью руководителя субъекта валютных операций и его печатью, чего ранее не предусматривалось. Кроме того, порядок получения разрешений конкретизирован, определена процедура приостановления и возобновления действия разрешения с установлением сроков для принятия Национальным банком того или иного решения.

Выдача разрешений осуществляется Главным управлением валютного регулирования и валютного контроля Национального банка (далее - Главное управление) за подписью Председателя Правления Национального банка либо его заместителя, направляющего деятельность этого управления.

Выдача разрешений на осуществление розничной торговли, оказание туристических, страховых услуг может осуществляться также Главными управлениями по областям по месту государственной регистрации субъекта валютных операций. В этом случае разрешения подписываются начальником Главного управления по области либо его заместителем.

Расчеты по разрешению производятся только тем субъектом валютных операций, которым получено разрешение. Передача права по разрешению не допускается.

Обособленные подразделения, филиалы юридических лиц, страховые агенты - физические лица осуществляют расчеты в иностранной валюте по видам разрешенных валютных операций на основании разрешения, выданного юридическому лицу.

Национальный банк в течение 30 дней обязан рассмотреть представленные предприятием документы и выдать разрешение или дать отказ.

Существенным образом изменены основания для отказа в выдаче разрешения. Если ранее Национальный банк мог отказать в выдаче разрешения лишь в трех случаях, то в настоящее время перечень таких случаев расширен.

Основаниями для отказа в выдаче или продлении срока действия разрешения являются:

· представление заявителем ненадлежащим образом оформленных документов и (или) непредставления заявителем документов, необходимых для получения разрешения;

· представление им недостоверной информации;

· имеющаяся на момент представления документов информации налоговых и других государственных органов о невыполненных обязательствах, возникших в результате нарушения заявителем законодательства Республики Беларусь в области банковского, налогового, таможенного, валютного регулирования, в том числе нарушения условий ранее выданных лицензий, разрешений Национального банка *;

· проведение на момент обращения в Национальный банк валютной операции с просьбой о выдаче разрешения на осуществление которой обращается заявитель;

· имеющаяся на дату обращения в Национальный банк у заявителя задолженность по платежам в бюджет и (или) государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды;

· неустойчивое финансовое положение заявителя согласно представленным финансовым документам;

· обращение за получением разрешения до истечения одного года со дня вынесения решения о прекращении действия разрешения по причине нарушения законодательства;

· непрохождение должностными лицами субъекта валютных операций тестирования для работы с иностранной валютой (для случаев, когда требуется прохождение тестирования);

· неисполнение предписаний Национального банка (Главного управления по области) по ранее выданным разрешениям;

· в иных случаях, установленных Инструкцией.

Следует отметить, что по причине неустойчивого финансового положения и недостаточной профессиональной подготовки кадров ранее предприятие могло не получить разрешения на розничную торговлю. Как очевидно, с принятием новой <<< Инструкции выдача разрешений на проведение любого вида операции поставлена в зависимость от финансового благосостояния предприятия >>> . Введение данной нормы вполне обоснованно, поскольку это дает возможность избежать определенного риска в нанесении финансового ущерба не только для предприятия, но и для белорусского рынка.

Для получения разрешения на проведение операций между субъектом валютных операций и физическим лицом руководитель и главный бухгалтер должны пройти тестирование в Главном управлении. Несколько изменены условия тестирования. Так, с 94 до 80% руководителю и до 84% главному бухгалтеру сокращен удельный вес правильных ответов. Количество вопросов не ограничено. Прежде был установлен минимум в размере 50 вопросов. Не допускается тестирование на бумажных носителях.

Принятой Инструкцией также предусмотрен порядок выдачи разрешений на открытие юридическим лицами счетов и в банках нерезидентах. Прежде на открытие счета Национальный банк выдавал лицензию. Разрешается открытие счетов на те же цели, что и ранее. В частности:

· для содержания за пределами Республики Беларусь представительства (за исключением дипломатических и других официальных представительств Республики Беларусь), филиала, торгового дома;

· содержания санаториев и иных оздоровительных учреждений за пределами Республики Беларусь;

· финансирования строительно-монтажных, строительно-ремонтных, геолого-изыскательских и других работ разъездного характера, выполняемых за пределами Республики Беларусь;

· осуществления расчетов по сделкам, связанным с осуществлением производственно-хозяйственной деятельности на территории иностранного государства;

· привлечения кредита, займа от банка-нерезидента, если условиями договора предусматривается открытие контокоррентного счета;

· размещения денежных средств (за исключением средств, полученных из бюджета) на депозитном счете, залоговом счете в банке-нерезиденте.

Перечень документов для открытия счета и порядок выдачи разрешений остались прежними. В то же время изменены полномочия Нацбанка в части контроля за соблюдением условий разрешений. Отменена необходимость проверок предприятий по данному вопросу со стороны Главных управлений, как это было предусмотрено Правилами № 100. Кроме того, сейчас Нацбанк не имеет права требовать перевода средств на счета в уполномоченные банки ни по каким причинам, что допускалось ранее. Контроль осуществляется на основании представляемой отчетности либо другой информации, представляемой по требованию Национального банка.

В совместном проекте сайт » мы вместе с экспертами юридической компании Revera разбираемся в нюансах документов, которые могут понадобиться нам в жизни. Сегодня о тонкостях заграничных счетов расскажет юрист корпоративной практики Татьяна Лызо.

Может ли белорус открыть счет за границей

Да, может. Это право предусмотрено в статье 19 Закона Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле». Счета за границей могут открываться как в иностранной валюте, так и в белорусских рублях; как в банках, так и иных кредитных организациях. При этом необходимо только соблюсти установленные в законодательстве Беларуси порядок и условия открытия счетов.

А именно — получить разрешение Нацбанка. Оно необходимо и гражданину Беларуси, и иностранному гражданину с видом на жительство в нашей стране. А все потому, что и те и другие — резиденты Беларуси в понимании валютного законодательства.

Физические лица для получения разрешения на открытие счета представляют в Нацбанк:

Ходатайство должно содержать:

  • изложение сути обращения;
  • цель открытия счета, планируемый режим счета, а также местонахождение и наименование банка-нерезидента, в котором планируется открытие счета;
  • личную подпись гражданина.

Зачем нужен заграничный счет и можно ли на него получить зарплату

Счета могут открываться для различных целей. Это может быть размещение денежных средств в качестве вклада, получение кредитов, займов, различного рода выплат и другое.

Что касается открытия счетов за границей для получения заработной платы, то часто такой вопрос связан с желанием получать заработную плату в иностранной валюте.

Здесь нужно оценивать место преимущественного проживания (нахождения) работника — в Беларуси или за рубежом.

Если вы проживаете за границей и работаете там, то вы сможете открыть любой счет без прохождения разрешительной процедуры в Беларуси. Это как раз одно из исключений, когда разрешение Нацбанка не требуется.

«Но если, к примеру, вы работаете на иностранную компанию, находясь при этом в Беларуси, то заработную плату вы, вероятнее всего, будете получать на территории Беларуси — на счет, открытый в белорусском банке », — говорит Татьяна Лызо.

По словам специалиста, это связано с тем, что при обращении в Нацбанк за разрешением на открытие счета необходимо предоставить экономическое обоснование, почему «зарплатный» счет должен быть открыт именно за границей. Кроме того, с 16 сентября 2015 года иностранным компаниям, не имеющим своих представительств в Беларуси, предоставлена возможность открывать текущие расчетные счета не только в иностранной валюте, но и в белорусских рублях (ранее иностранная компания могла открыть расчетный счет в белорусских рублях только на имя своего представительства).

Важно! Если вы работаете в иностранной компании, в том числе в ее представительстве на территории Беларуси, и ваш трудовой договор заключен за пределами Беларуси, то в силу норм валютного законодательства вы вправе получать заработную плату в иностранной валюте на счет, открытый в белорусском банке.

Когда не нужно разрешение Нацбанка, чтобы открыть счет

Для физических лиц — резидентов существуют два случая, когда для открытия счета за пределами Беларуси не нужно получать разрешение Нацбанка:

  • открытие счета по учету кредитных операций в иностранной валюте и в белорусских рублях;
  • в период проживания (нахождения) за пределами Беларуси (п. 37, п. 38 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72).

Во втором случае под периодом проживания (нахождения) физического лица за пределами Беларуси понимается период времени, в течение которого это физическое лицо проживает (находится) за границей и имеет вид на жительство, визу, разрешение на временное пребывание в стране либо иной документ, подтверждающий факт нахождения за пределами Беларуси на законных основаниях. При этом физическое лицо вправе свободно приезжать в Беларусь, а затем возвращаться в страну временного проживания (нахождения).

Важно! Наличие многократной визы и периодическое проживание (нахождение) на территории иностранного государства, дает право открыть счет без получения разрешения Нацбанка и не закрывать его в течение срока действия выданной визы. Но когда срок действия визы закончится, физическое лицо обязано закрыть счет и перевести остаток средств по счету в Беларусь либо ввезти с соблюдением таможенных правил все полученные за границей валютные ценности в Беларусь, либо получить разрешение Нацбанка на открытие счета за границей.

Нужно ли студенту разрешение Нацбанка, чтобы получать стипендию за границей

Как правило, студенты, магистранты и иные учащиеся на период своего обучения в иностранном учебном заведении получают разрешение на временное проживание или временный вид на жительство и т.п. На основании обучения им также выдается виза (при ее необходимости).

Поэтому при наличии указанных выше документов и при условии периодического проживания (нахождения) за границей данные лица подпадают под исключение, когда не нужно получать разрешение Нацбанка на открытие счета, чтобы получать на него стипендию.

Что будет, если открыть счет за границей без разрешения Нацбанка

Ответственность за нарушение порядка открытия счетов за пределами Беларуси предусмотрена в ст. 11.5. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также в ст. 224 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Но когда речь идет об ответственности за открытие счетов в заграничных банках без разрешения Нацбанка, то среди лиц, на которых может быть возложена ответственность, указаны только должностные лица юридических лиц и индивидуальные предприниматели, но не обычные физические лица.

Для физических лиц сейчас предусмотрена только административная ответственность за нарушение условий, указанных в разрешении Нацбанка на открытие счета: штраф в размере от 5 до 35 базовых величин (ч. 2. ст. 11.5. КоАП).

Что нужно сделать, чтобы открыть свою компанию за рубежом

Белорус вправе как зарегистрировать юридическое лицо со своим участием в иностранном государстве, так и приобрести уже существующую иностранную компанию. При этом необходимо соблюсти следующие требования законодательства:

  • получить соответствующее разрешение Нацбанка: на приобретение акций при их распределении среди учредителей, доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента; или на приобретение у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами (ст. 10 Закона Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле»);
  • уведомить налоговый орган об участии в иностранной организации в течение 5 рабочих дней с даты участия в такой организации, отправив письмо в произвольной форме (п.п. 1.9.2. п. 1 ст. 22 Налогового кодекса Республики Беларусь).

При этом белорусское законодательство не содержит требования о получении разрешения Нацбанка на открытие счета для такой иностранной компании.

Как купить долю в иностранной компании или акции за границей

Порядок получения разрешения Нацбанка на совершение таких операций, как приобретение долей или паев в уставном фонде, акций и иных ценных бумаг, выпущенных нерезидентом, предусмотрен Инструкцией о порядке выдачи разрешений и предоставления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования, утвержденной постановлением правления Нацбанка от 26.08.2015 № 514.

Так, инструкцией предусмотрено, что:

  • Нацбанк выдает разрешение до момента проведения расчетов (т.е. совершение оплаты за акции, доли либо паи до получения разрешения Нацбанка будет является нарушением);
  • выдача разрешения (продление срока его действия), а также письменный отказ в его выдаче с указанием причин осуществляется в течение 15 календарных дней с даты регистрации письменного ходатайства в Нацбанке.

При этом в отношении акций нужно различать два случая — приобретение акций в рамках оплаты уставного капитала иностранной компании и акций как вида ценных бумаг иностранной компании, свободно обращающихся на бирже. От этого зависит вид валютной операции и пакет документов, представляемый в Нацбанк. К примеру, если вы хотите приобрести акции Apple, размещенные на бирже, то необходимо обращаться в Нацбанк за получением разрешения на приобретение ценных бумаг, а не на приобретение акций при их распределении между учредителями иностранной компании.

Для получения разрешения на совершение валютной операции по приобретению акций, долей в уставном фонде, пая в имуществе нерезидента физические лица представляют в Нацбанк следующие документы:

  • письменное ходатайство произвольной формы;
  • копию документа, удостоверяющего личность (паспорт, вид на жительство).
  • копию документа, оформляющего проведение соответствующей гражданско-правовой сделки;
  • копию выписки из торгового регистра в отношении нерезидента, если нерезидент уже зарегистрирован;
  • копию учредительных документов нерезидента (если нерезидент является вновь создаваемым — проекты учредительных документов нерезидента).

Для получения разрешения на совершение валютной операции по приобретению ценных бумаг, выпущенных нерезидентом (в том числе акций, не связанных с оплатой уставного капитала), пакет документов немного отличается: нет обязанности подавать выписку из торгового регистра и учредительные документы нерезидента, но необходимо подавать договор с профучастником рынка ценных бумах (в том числе с банком) и копию документа о его регистрации на территории иностранного государства, если при совершении сделки используются его услуги.

Ходатайство должно содержать:

  • указание на адресата (Национальный банк Республики Беларусь, Главное управление валютного регулирования и валютного контроля, 220 008, г. Минск, пр. Независимости, 20);
  • фамилию, имя, отчество (если таковое имеется) гражданина, адрес его места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы);
  • изложение сути обращения;
  • экономическое обоснование необходимости проведения операции;
  • согласие физического лица на представление документов, а также иной информации о проводимых операциях в рамках выданного Нацбанком разрешения;
  • оценку эффективности инвестирования валютных ценностей;
  • личную подпись гражданина.

Процедура рассмотрения документов в обоих случаях бесплатная.

Какое наказание предусмотрено за нарушение порядка валютных операций

В соответствие с указом президента от 09.02.2015 № 49 «Об обеспечении порядка при осуществлении валютных операций» осуществление физическим лицом валютной операции без разрешения Нацбанка, когда в соответствии с законодательством требуется такое разрешение, влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 базовых величин.

Партнер проекта

Компания Revera — один из лидеров белорусского рынка юридических услуг. Юристы компании совместно со специалистами Министерства экономики и Министерства иностранных дел Республики Беларусь ежегодно готовят справочник Doing Business in Belarus как официальное пособие для инвесторов.

______________________

* Постановление Правления Нацбанка Республики Беларусь от 26.08.2015 № 515 "О некоторых вопросах проведения валютных операций".

** Правила проведения валютных операций, утвержденные постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 (далее - Правила № 72).

*** Инструкция о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 28.01.2008 № 15 (далее - Инструкция № 15).

Кто должен руководствоваться документом и что он регулирует?

Инструкция № 15 распространяла свое действие на юридические лица, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Инструкция № 514 распространяет свое действие на субъектов валютных операций, нотариусов, осуществляющих свою деятельность в нотариальных бюро, адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Теперь и эти лица, наравне с субъектами валютных операций, получают разрешения, а также представляют в банк уведомления в установленном порядке.

Инструкция № 15 определяла порядок выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования (далее соответственно - разрешение и уведомление). В Инструкции № 514 сделано уточнение, что она не регламентирует выдачу разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций (данному вопросу посвящена Инструкция о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 22.04.2009 № 52).

Внимание! Изменилась терминология

Если в Инструкции № 15 использовалась собственная терминология, то в Инструкции № 514 установлено, что под термином "заявитель" понимается субъект валютных операций либо физическое лицо, обратившиеся в Нацбанк за получением разрешения либо за продлением сроков действия разрешения. Остальные термины, применяемые в Инструкции № 514, используются в значениях, указанных в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле" и п. 2 Правил № 72.

Документы, подаваемые в Нацбанк

Для получения разрешений, не связанных с открытием резидентами счетов, заявитель в Нацбанк представляет по всем валютным операциям документы согласно перечню документов для получения разрешения, утвержденному комментируемым постановлением. Данный перечень не является исчерпывающим и по усмотрению Нацбанка может быть расширен.

Для ряда валютных операций, связанных с движением капитала, установлен дополнительный перечень документов, которые необходимо представить в Нацбанк.

Для получения разрешения на проведение валютной операции, предусматривающей перевод нерезиденту денежных средств по договорам дарения (в т.ч. в виде пожертвований), руководствуйтесь п. 6 Инструкции № 514.

Если надо получить разрешения на открытие счета, которые необходимо представить в Нацбанк физическим лицам и субъектам валютных операций, обратитесь к п. 7 Инструкции № 514.

Сроки рассмотрения сокращены

Исчисление сроков, установленных Инструкцией № 514, производится в порядке, определенном Гражданским кодексом Республики Беларусь.

Срок для выдачи разрешения уменьшен с 15 рабочих дней до 15 календарных дней. Отсчет сроков происходит с даты регистрации письменного ходатайства заявителя в Нацбанке. В случае если будет запрошена дополнительная информация, срок выдачи разрешения (продления срока его действия) либо направления письменного отказа в его выдаче не должен превышать 10 календарных дней с даты поступления в Нацбанк всей дополнительно запрошенной информации и документов.

Разрешения следует получать до начала расчетов

Выдача разрешений осуществляется путем направления заявителю письменного разрешения произвольной формы. Форма разрешений на открытие счета содержится в приложении 2 к Инструкции № 514.

Важно! Разрешения выдаются до осуществления заявителем расчетов по валютной операции либо до осуществления иной операции, на проведение которой испрашивается разрешение.

На что следует обратить внимание? В валютном законодательстве Республики Беларусь под расчетом понимается исполнение денежного обязательства путем осуществления платежей в безналичном порядке либо в наличной форме (п. 2 Правил № 72). Что это значит и какое имеет практическое значение, рассмотрим на примере.

Пример. Разрешение должно быть получено до возврата займа

_________________

* Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций".

Нацбанк выдает такое разрешение до момента проведения резидентом расчетов с нерезидентом по данной валютной операции. Моментом проведения резидентом расчетов с нерезидентом является момент осуществления платежа через банк нерезиденту (п. 2 Правил № 72). Это означает, что резидент может получить от нерезидента заем, который требует разрешения Нацбанка, фактически без разрешения на момент получения, но до совершения платежа нерезиденту, т.е. до возврата займа и процентов. Иными словами, до проведения расчетов с нерезидентом разрешение Нацбанка должно быть получено.

Кроме того, учтите убедительную просьбу Нацбанка, содержащуюся в письме от 11.01.2010 № 31-14/12 "О применении норм Правил проведения валютных операций", о том, что обращаться за разрешением надо до момента исполнения нерезидентом своих обязательств перед резидентом.

Важно! Не допускается передача третьим лицам прав (обязанностей), предоставленных (возложенных) заявителю (на заявителя) на основании выданного разрешения.

Не забудьте, что счет разрешено открывать только на 1 год

Разрешение на открытие счета выдается на срок не более 1 года. При необходимости продления срока действия разрешения надо обратиться в Нацбанк до истечения срока действия выданного разрешения.

До даты окончания срока действия разрешения, указанной в разрешении на открытие счета (в случае непродления разрешения либо неполучения иного разрешения, предоставляющего право на открытие счета), субъект валютных операций - резидент обязан закрыть счет. Кроме того, не позднее 10 рабочих дней с даты его закрытия письмом произвольной формы проинформировать об этом Нацбанк.

Прекращение действия разрешения возможно, приостановление - нет

Важно! В Инструкции № 514 нет оснований, по которым действие разрешения может быть приостановлено.

Новыми основаниями для прекращения действия разрешения до истечения установленного в нем срока действия являются следующие:

Изменение законодательства, регулирующего порядок осуществления валютных и иных операций, на проведение которых было выдано соответствующее разрешение;

Создание угрозы нанесения ущерба национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности (п. 17 Инструкции № 514).

О прекращении действия разрешения вас в письменном виде уведомит Нацбанк с указанием даты прекращения срока действия разрешения.

Действие разрешения прекращается без направления извещения Нацбанка в следующих случаях:

По окончании срока действия разрешения, на который оно было выдано;

При ликвидации юридического лица, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, нотариуса, осуществляющего деятельность в нотариальном бюро, адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально, смерти физического лица.

Уведомление подавайте в сроки и по форме, установленной Инструкцией № 514

Субъекты валютных операций - резиденты (кроме банков) при проведении валютной операции, связанной с движением капитала, для которой установлен уведомительный порядок, должны представить в банк уведомление по форме согласно приложению 4 к Инструкции № 514. Такое уведомление заполняется до осуществления расчетов субъектами валютных операций - резидентами по валютной операции. Уведомление о проведении валютной операции, связанной с движением капитала и предусматривающей поступление денежных средств на счета субъектов валютных операций - резидентов, должно быть представлено в течение 7 рабочих дней с даты зачисления денежных средств на счета.

Уведомление может быть подано в банк в форме электронного документа в соответствии с законодательством Республики Беларусь об электронном документе и электронной цифровой подписи.