Скрытый рынок труда в ссср. Российская модель рынка труда. Особенности развития маркетинга в Росии

В мире существует 3 основные модели трудовых отношений.

Европейская модель характеризуется высоким уровнем правовой защищенности работника, жесткими нормами трудового права, ориентированными на сохранение рабочих мест и отраслевым тарифным регулированием, высоким законодательно установленным минимальным уровнем оплаты труда. Эта модель воспринимается экспертами МОТ как некий идеал. Между тем она испытывает кризис, проявляющийся в росте безработицы, затрудненном доступе на рынок труда молодежи и лиц с невысокой квалификацией, ослаблении стимулирующей роли оплаты труда, снижение темпов экономического роста.

Англо-саксонская модель (Великобритания, США, Австралия, Новая Зеландия) присущи больше сходство трудового и гражданского права и свобода работодателя в отношениях найма и увольнения, преобладание коллективно-договорного регулирования на уровне предприятия и фирмы, а не отрасли и региона, повышения мобильности рабочей силы, более высокая дифференциация оплаты труда при том, что существуют ограничения на применение законодательно установленного показателя минимальной его оплаты. Эта модель способствует более динамичному созданию рабочих мест, уменьшению безработицы, более высоким темпом экономического роста. Однако при ней существует значительный слой «работающих бедняков», лиц, трудовой доход которых не обеспечивает минимального потребительского стандарта и нередко ниже социального пособия.

Китайская модель является двухсекторной и сочетает жесткое регулирование трудовых отношений «государственно-социалистического» типа (формально сходное с европейской моделью, но отличающееся от нее тем, что в Китае нет свободных профсоюзов) в государственном секторе с полным отсутствием правового регулирования в частном и концессионном секторах, где господствуют отношения, напоминающие раннекапиталистические. Она устойчива в условиях начальной стадии индустриализации, авторитарного политического режима, исключающего развитие рабочего движения, и наличия трудоизбыточного населения.

Российский рынок труда находится в стадии становления, поэтому его модель не обрела еще четких характеристик. Сегодня можно утверждать, что она ближе к внешнему рынку труда. Внешний рынок труда ориентирован на территориальное движение рабочей силы, т.е. заполнение рабочих мест путем перемещения работников между фирмами. Фирмы на таком рынке труда комплектуются персоналом со стороны, выбирая уже подготовленных вне предприятия работников нужной профессии и квалификации. Основная форма подготовки персонала на предприятии - ученичество.

В России имеются предпосылки для приближения к внешнему рынку труда.

Во-первых, в России низкая мобильность рабочей силы с точки зрения ее стихийного движения, что было связано с высокой монополизацией российской экономики, жестким государственным регулированием заработной платы, слабой ее дифференциацией в зависимости от результатов труда. Кроме того, влияло отсутствие рынка жилья, административные ограничения на переезд в другие города.

Во-вторых, низкая мобильность работников в бывшем СССР обусловлена высокой долей услуг, льгот за счет социальных фондов предприятий, в зависимости от стажа работника. Работники многих предприятий получали льготы, что привязывало работников к предприятию. Наличие этих льгот в настоящее время формирует внутренний рынок труда, который включает подготовку кадров, формирование структуры по профессиям и квалификации, перемещение работников по горизонтали.

В СССР существовала государственная монополия, одним из важнейших проявлений которой было планомерное развитие всей экономики. Реформы 90-х гг., разрушив планомерную систему движения кадров, не создали нормальных условий для самодвижения трудоспособного населения.

Сегодня подготовка кадров специалистов и квалифицированных рабочих происходит преимущественно в государственных учебных заведениях всех типов и за государственный счет. По своей внутренней сущности образование - общественное благо и роль государства в его осуществлении всегда будет высокой. Это создает предпосылки для формирования доминирующего внешнего рынка труда.

Завершение нормирования общероссийского рынка труда сдерживается дестабилизирующими факторами в результате распада СССР и проведения радикальных экономических реформ.

К дестабилизирующим факторам относятся:

  • · Затяжной характер спада производства, вызванный общим кризисом;
  • · Рост скрытой безработицы;
  • · Стихийная и малоэффективная конверсия оборонных производств;
  • · Произвольное сокращение воинского контингента в отсутствие оборонной доктрины;
  • · Неконтролируемая миграция населения и рабочей силы между странами СНГ и из горячих точек бывшего СССР;
  • · Несовершенство законодательной базы;
  • · Недостаточная взаимосвязь административных и рыночных методов регулирования занятости;
  • · Отсутствие информации о вакансиях за пределами места проживания;
  • · Высокая стоимость проезда.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Теоретические подходы к анализу рынка труда и особенности его функционирования. Структура рынка труда. Характеристика основных проблем развития рынка труда в России. Пути решения проблем рынка труда. Цели и задачи федеральной политики занятости в России.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2010

    Сущность и структура рынка труда. Анализ состояние системы государственного регулирования рынка труда в России, ее достоинства и недостатки. Тенденции развития рынка труда в России. Ценообразование на труд, формирование спроса и предложения на рынке.

    курсовая работа , добавлен 30.09.2010

    Понятие рынка труда и его основные характеристики. Анализ формирования и особенностей развития рынка труда в России, его сегментация. Спрос и предложение на рабочую силу, формирующиеся на рынке труда. Развитие рыночных отношений в сфере занятости.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2013

    Структура и функции рынка труда. Механизм функционирования рынка труда. Безработица как элемент современного рынка труда, ее последствия и мероприятия по снижению уровня безработицы. Характеристика рынка труда в Российской Федерации на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2014

    Сущность функционирования рынка труда в России. Понятие и структура рынка труда, механизмы его развития. Обзор современного состояния этой сферы в РФ и Дагестане. Последствия миграции, ее влияние на рынок труда, направления государственной политики.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2015

    Проблемы рынка труда в России в условиях развития рыночной экономики. Теоретические аспекты сущности рынка труда, его структура. Связь заработной платы с рынком труда. Рост уровня безработицы и современное состояния рынка труда в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2010

    Состояние рынка труда в России. Структура и инфраструктура рынка труда. Дефицит труда в России. Цели, задачи и приоритетные направления государственной политики в области регулирования рынка труда. Концепция действий на рынке труда на 2008-2010 гг.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2011

    Выявление социально-экономической сущности рынка труда и его основных характеристик. Изучение институтов рынка труда в экономике, анализ современного состояния рынка труда России. Основные направления совершенствования рынка труда РФ в условиях кризиса.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2011

Система занятости населения СССР

Особенности «рынка труда» в СССР

Первая мировая война 1914-1917 гг., Великая социалистическая революция 1917 г. и Вторая мировая война 1941-1945 гг. блокировали мирное экономическое развитие нашей страны и рынка труда в частности. Так как рассмотрение военной экономики выходит за рамки настоящей работы, будем рассматривать рынок труда СССР после того, как экономика полностью перешла в «мирный режим».

Характерной чертой рынка труда Советского союза, по мнению авторов работы , была система занятости и сложившаяся к моменту начала рыночных реформ 90-х гг. концепция полной занятости. Полная занятость была одной из основных целей планово-административной экономики, а ее реализация означала гарантированную занятость в течение жизни работника, а также заработную плату и необходимый для удовлетворения минимальных потребностей доход семьи. В результате административных мер и крупных государственных инвестиций в экономику в СССР была достигнута высокая степень трудовой активности населения. К концу 80-х гг. 92% трудоспособного населения было занято в общественном производстве или учебой; в некоторых возрастных группах этот показатель достигал 95-98% . При этом высокий уровень участия в оплачиваемой занятости был характерен не только для мужчин, но и для женщин.

Помимо обеспечения высокой степени занятости социалистическая система в течение относительно короткого периода времени эффективно решила проблему ликвидации неграмотности населения на огромной территории, то есть резко повысила качество рабочей силы.

Высокая степень занятости и доступ к бесплатному образованию были, несомненно, одними из главных условий социальной стабильности и социальной удовлетворенности в советском обществе. Однако, трудовой потенциал общества использовался при этом неэффективно. В последние десятилетия СССР все быстрее снижались адаптационные возможности рабочей силы, слабела система трудовых мотиваций. Происходило это по ряду причин. Во-первых, высокая степень занятости сопровождалась низкой ценой труда. Во-вторых, государственная идеология не поощряла работников к получению общих знаний и производила много специалистов с неконвертируемой квалификацией, таким образом, все более наращивалась искаженная структура рабочей силы, сосредоточение основной массы работников в отраслях промышленности и сельского хозяйства. Следствием выше перечисленного было несоответствие структуры спроса на рабочую силу образовательной структуре работников. В-третьих, в условиях централизованной оценки труда и планового распределения рабочей силы руководители организаций не были заинтересованы в ее эффективном использовании и в большинстве случаев стремились к увеличению штата. Из-за чего в экономике сформировалась так называемая «сверхзанятость» - излишки рабочей силы по сравнению с потребностями экономики. Масштабы «сверхзанятости» в конце 80-х годов оценивались специалистами в размере 15-20% рабочей силы.

Все выше перечисленное привело к тому, что к концу 80-х гг. СССР стал утрачивать свои преимущества в качестве образования и квалификационном потенциале рабочей силы.

Слом системы занятости населения СССР

Слом системы государственного строя в 90-е годы поставил все трудовое население страны в очень тяжелое положение. Поменять место своей работы и род деятельности были вынуждены 60 % населения страны . В 90-е годы большинство трудоспособного населения РФ оказалось безработным по причине развала большинства государственных предприятий. Устроиться на новое место работы с имеющейся квалификацией российский гражданин в большинстве случаев не мог. Получить новую специальность, которая являлась для него источником денег, в России было негде, усугубляло ситуацию то, что ответить на вопрос «на кого учиться?» было нелегко. Решение каждый находил свое собственное: занимались челночной торговлей, открывали свой бизнес, или просто были вынуждены работать там, где предлагали и платили заработную плату.

С теоретической точки зрения характерными особенностями рынка труда в переходной экономике являются: снижение количества и качества занятости; ослабление гарантий занятости и сохранения рабочего места; рост длительной безработицы, что в конечном итоге препятствует эффективному использованию трудового потенциала работников. Все это в полной мере наблюдалось при переходе СССР в Российскую Федерацию.

Список литературы:
  1. Аникст А. Организация распределения рабочей силы. М., 1920.
  2. Аникст А. М. Воспоминания о Владимире Ильиче. М., 1933.
  3. Аникст А. М. Организация рабочей силы в 1920 г. М., 1920.
  4. Арнольдов А. Колонизация Мурмана. Достижения и перспективы. Л., 1924.
  5. Барчук В. Колхозы должны дать промышленности рабочую силу // Коллективист. 1931. № 3.
  6. Бахутов А. Безработица и пути ее изжития. М. – Л., 1930.
  7. Богдановский А. Перспективы промышленной колонизации Северо-западного района // Проблемы промышленно-промысловой колонизации: труды ГНИИ землеустройства и переселения. М., 1930. Т. XI.
  8. Гиндин Я. Борьба с безработицей и наем рабочей силы. М., 1927.
  9. Государственный колонизационный научно-исследовательский институт. Его задачи, организация и деятельность // Труды ГКНИИ. М., 1924. Т. 1.
  10. Гуров П. Я. Как занять лишние рабочие руки в деревне. М. – Л., 1927.
  11. Евдокимов А. Об отходничестве из колхозов. М. – Л., 1931.
  12. Исаев А. Безработица в СССР и борьба с нею (за период 1917-1924 гг.). М., 1924.
  13. Исаев А. Безработица и борьба с ней в 1922 г. // Вестник труда. 1923. № 3.
  14. История Московского инструментального завода / под ред. Б. Ратнера. М., 1934.
  15. Калинин А. Не самотек, а организованный набор // Коллективист. 1931. № 15-16.
  16. Карело-Мурманский край. 1932. № 1-2.
  17. Кливанский С. Отходничество в СССР в 1928-1931 гг. // Вестник труда. 1932. № 10.
  18. Коган Л. М. Старые и новые кадры пролетариата. М., 1934.
  19. Колокольцев С. Изменения в рабочей армии Петрограда // Статистика труда. 1919. № 1-4.
  20. Колхозы СССР в 1930 г. Итоги рапортов колхозов XVI съезду ВКП(б). М. – Л., 1931.
  21. Колышкин Н. Первое всероссийское совещание по переселенческому делу // Карело-Мурманский край. 1927. № 4.
  22. Красильников М. П. Пятилетка и рабочие кадры // Советская Азия. 1931. № 1-2.
  23. Куплетский Б. Экспедиционные работы на Кольском полуострове 1927 г. // Карело-Мурманский край. 1928. № 1.
  24. Ларин Ю. Сельскохозяйственный пролетариат СССР. М., 1927.
  25. Лебедев П. Рабочий быт на копях Кузбасса // Жизнь Сибири. 1924. № 3-4.
  26. Ленинский сборник ХХ. М., 1932.
  27. Лубны-Герцык Л. И. Земельный вопрос в связи с проблемой населенности. М., 1917.
  28. Лубны-Герцык Л. И. Материалы по вопросу об избыточном труде в сельском хозяйстве СССР // Труды ГКНИИ. М., 1926. Т. III.
  29. Лубны-Герцык Л. И. О работах Комиссии ГКНИИ для исследования вопроса об избыточном труде СССР // Труды ГКНИИ. М., 1926. Т. II.
  30. Маркус Б. И. Труд в советском обществе. М., 1939.
  31. Мартенс Л. К. Иммиграция русских рабочих из зарубежных стран и наша промышленность // Экономическая жизнь. 1921 г. 20 июля.
  32. Материалы по вопросу об избыточном труде в сельском хозяйстве СССР // Труды ГКНИИ. М., 1926. Т. III.
  33. Минц Л. Е. Использование рабочей силы // Вестник труда. М., 1921. Сб. 1.
  34. Минц Л. Е. Отход крестьянского населения на заработки в СССР. М., 1924.
  35. О переселении: Постановление ЦИК и СНК СССР от 2 июля 1930 г. // Социалистическое земледелие. 1930. № 5.
  36. Очерк работы Мурманской железной дороги в 1923-24 гг. / под ред. А. А. Арнольдова. Л., 1925.
  37. Пасс С. О вербовке рабочей силы в деревне. М. – Л., 1933.
  38. Положение о колонизации Карело-Мурманского края: Декрет СТО от 25 мая 1923 г. // Переселенческое дело: сб. декретов и распоряжений по переселению / под ред. М. А. Большакова. М., 1927.
  39. Проблемы промышленно-промысловой колонизации // Труды ГНИИ землеустройства и переселения. М., 1930. Т. XI.
  40. Самойлова К. Современная безработица и борьба с ней. Пг., 1918.
  41. Самуэль И. И. "Интергельпо" – чехословацкий промысловый кооператив в Киргизии. М. – Л., 1935.
  42. Сахаров А. М. Перспективный пятилетний план переселения на земельные фонды общесоюзного значения // Вестник землеустройства и переселения. М., 1928. Кн. 5.
  43. Селезнев С. А. Итоги и перспективы развития районов Крайнего Севера // Хозяйство Севера. 1924. № 8.
  44. Симхович М. АМО в 1921-1924 гг. (IV часть истории Автозавода имени Сталина). М., 1933.
  45. Собрание узаконений. 1922. № 79. Ст. 997.
  46. Совинский М. Горные богатства Карелии // Карело-Мурманский край. 1927. № 3.
  47. Сонин М. Я. Вопросы переселения в третьей пятилетке // Проблемы экономики. 1940. № 3.
  48. Степанов Д. Увеличивает ли рационализация безработицу? М. – Л., 1929.
  49. Стоклицкий А. Как работает промышленная иммиграция // Экономическая жизнь. 1921. 20 октября.
  50. Струмилин С. Г. Два года диктатуры пролетариата в 1917-1919 гг.: сб. М., 1919.
  51. Третья сессия ЦИК Союза ССР 5-го созыва: стенографический отчет. М., 1931. Бюллетень № 20. С. 28-29.
  52. Федяев П. Об организованном наборе рабочей силы // Советское строительство. 1935. № 9.
  53. Фрейдман С. Организация отходничества в колхозах // Коллективист. 1930. № 22.
  54. Ходоровский И. Революция и рынок труда в России. М., 1920.
  55. Ходоровский И. Рынок труда в России в 1918 г. М., 1919.
  56. Цихон А. М. По-новому организовать труд // Вестник труда. 1931. № 8-9.
  57. Чиркин Г. Ф. Колонизационные задачи на русском Севере // Вопросы колонизации: периодический сборник. 1917. № 20.
  58. Чиркин Г. Ф. Хибинская проблема и Мурманская железная дорога // Карело-Мурманский край. 1930. № 2.
  59. Шахматов А. Безработица и борьба с ней. М., 1928.
  60. Шварцман Д. Как Советская власть и профсоюзы борются с безработицей. М. – Л., 1927.
  61. Шелепугин Ф. Чего не следует забывать при колонизации Карело-Мурманского края // Карело-Мурманский край. 1930. № 9-10.
  62. Шмидт В. В. Регулирование рынка труда сезонных рабочих в СССР. М., 1927.
  63. Эйнгорн И. Контрольные цифры Мурманского округа на 1931 г. // Карело-Мурманский край. 1931. № 1-2.
  64. Эйхфельд И. Минералогическая экспедиция // Карело-Мурманский край. 1929. № 2.

Профсоюзы представляют собой объединения (ассоциации) наемных работников, создаваемые для защиты их экономических интересов и улучшения условий труда. По составу объединяемых трудящихся они могут иметь узкопрофессиональный, отраслевой, региональный, национальный и даже международный характер.

Хорошо известно, что на любом рынке (кроме рынка совершенной конкуренции) могут возникать объединения как агентов спроса, так и агентов предложения. Создаваемые в целях получения экономических преимуществ и выгод для своих членов эти объединения порождают определенные ограничения свободы конкуренции со всеми вытекающими отсюда последствиями в области ценообразования.

На рынке трудовых ресурсов наемные работники далеко не всегда занимают равноправную, соответствующую справедливым экономическим отношениям позицию по отношению к работодателям. Ведь на стороне работодателя имеются такие преимущества, как богатство, организационные возможности предприятия, а нередко и политическое влияние. В связи с этим у наемных работников появляется естественная потребность противопоставить покупателям труда объединенную силу его продавцов.

Профсоюзы как раз и должны выполнять роль такой силы. Их сверхзадача заключается в защите наемных работников от возможной эксплуатации со стороны предприятий, предъявляющих спрос на труд и оплачивающих его по низкой цене. Поэтому профсоюзы организуют коллективные формы продажи труда взамен индивидуальных. Они пытаются обеспечить повышение заработной платы, рост численности занятых, улучшение условий труда для работающих и социальные гарантии безработным. Наряду с выполнением чисто экономических задач профсоюзы часто вмешиваются в политическую жизнь своих стран. Значительная политизация характерна, в частности, для европейских профсоюзов.

Профсоюзы в СССР и России

В дореволюционной России профсоюзное движение, подавляемое монархическим государством, не смогло достичь необходимой степени зрелости. Его реальное воздействие на трудовые отношения практически отсутствовало. Позднее, при советской власти, профсоюзы функционировали как часть партийно-государственного механизма. Они совершенно не вмешивались во многие вопросы, традиционно составлявшие ядро профсоюзной деятельности. Так, они даже не пытались добиваться повышения заработной платы, не проводили забастовки.

Будучи зависимыми от руководства страны, советские профсоюзы тем не менее играли важную роль в решении многочисленных социальных проблем. Без согласия профкома нельзя было уволить ни одного занятого. Через систему профсоюзов распределялись разнообразные льготные (продававшиеся не по полной стоимости) путевки в санатории, дома отдыха и т.п., проездные билеты, оказывалась материальная помощь нуждавшимся.

В настоящее время российские профсоюзы делают лишь первые шаги к установлению принципиально новых взаимоотношений и с государством, и с предприятиями. Им еще только предстоит занять самостоятельное место как в формирующейся рыночной системе в целом, так и на рынке труда. Крупнейшее объединение профсоюзов - Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) - является прямым "наследником" советских профсоюзов и объединяет большинство занятых на государственных и приватизированных предприятиях. В деятельности ФНПР все еще велики элементы формализма и бюрократии, а способность реально отстаивать интересы трудящихся (например, добиться выплаты задолженности по зарплате на конкретной фирме) ограниченна. Что касается новых частных фирм, то там профсоюзные организации обычно вообще отсутствуют. Тем не менее современные российские профсоюзы (особенно на местном уровне) уже перестали быть послушными придатками государства. Организация ими забастовок и массовых акций протеста - первые признаки самостоятельной роли профсоюзного движения в экономике.

Существуют три основные модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.

Модель стимулирования спроса на труд

Первая модель сориентирована на повышение заработной платы и занятости с помощью увеличения спроса на труд. Достигнуть такого увеличения профсоюз может, улучшая качество товара труд (например, содействуя росту производительности труда на предприятии либо повышению спроса на готовую продукцию).

Представим эту модель графически ( рис. 11.11).


Рис. 11.11.

При достижении профсоюзом увеличения спроса на труд кривая спроса смещается вправо из положения в положение . В этом случае одновременно решаются две важнейшие задачи профсоюзов: увеличивается занятость (с до ) и возрастает ставка заработной платы (с до ). Очевидно, что рассмотренная модель является исключительно привлекательной, но на практике она трудно осуществима. Фактически профсоюзы в этом случае действуют в интересах и своих членов, и предпринимателей, так как улучшают качество ресурса труд. Такое возможно только в условиях социального мира и партнерства в обществе. Примером в данном отношении могут служить японские рабочие. В соответствии с установившимися в стране отношениями между трудом и капиталом они бесплатно и добровольно делают многое для процветания своих фирм. Например, организуют кружки качества, в которых после работы обсуждаются проблемы улучшения продукции.

Модель сокращения предложения труда

Вторая модель сориентирована на повышение заработной платы с помощью сокращения предложения труда. Это сокращение может быть достигнуто в рамках узкопрофессиональных (цеховых) профсоюзов, которые принято называть закрытыми, или замкнутыми. Такие профсоюзы устанавливают жесткий контроль за предложением высококвалифицированного труда путем ограничения численности своих членов, для чего используются длительные сроки обучения соответствующей профессии, ограничения при выдаче квалификационных лицензий, высокие вступительные взносы и т.п.

Одновременно профсоюзы стремятся проводить и политику, нацеленную на снижение общего предложения труда, добиваясь, в частности, принятия государством соответствующих законов (например, устанавливающих обязательный уход на пенсию при достижении определенного возраста, ограничивающих иммиграцию или сокращающих продолжительность рабочей недели).

Графическое изображение данной модели приведено на рис. 11.12 .


Рис. 11.12.

Если профсоюз теми или иными способами добивается уменьшения предложения труда, то его кривая из положения смещается в положение . Следствием этого будет рост ставки заработной платы с до . Но одновременно занятость уменьшится с до .

. Однако отраслевой профсоюз добивается установления заработной платы на уровне не ниже , грозя в противном случае забастовкой. Кривая предложения труда превращается в ломаную кривую (на графике она выделена утолщением). В соответствии со своей кривой спроса предприятие ответит на рост ставки заработной платы с до сокращением числа занятых работников с до .

В третьей (так же, как и во второй) модели повышение заработной платы происходит за счет сокращения занятости населения. Отсюда можно сделать вывод о противоречивости результатов борьбы профсоюзов за увеличение оплаты наемного труда, поскольку само это увеличение сопряжено с уменьшением численности работающих. Иными словами, безудержный рост заработной платы может порождать безработицу.