Должны ли стоять урны подъезда. Приняты нормы установки урн. Рассмотрим вопрос, вправе ли управляющая организация самостоятельно демонтировать скамейки около подъезда


РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

Судья Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области – Онучина И.Г.,

с участием представителя ООО «Управляющая компания №» г.о.Тольятти – Хопрячковой М.В., действующей на основании доверенности от 12.11.2015г. со сроком действия до 12.11.2016г.,

представителя Административной комиссии г.о. Тольятти Мельникова В.С., представившего доверенность от ДД.ММ.ГГГГ. со сроком действия до 31.12.2016г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Управляющая компания №» г.о.Тольятти на постановление Административной комиссии г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу №,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Административной комиссии г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ООО «Управляющая компания №» г.о.Тольятти признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.10.4 ч. №-ГД от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях на территории », и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

В апелляционной жалобе представитель ООО «Управляющая компания №» г.о.Тольятти просит отменить указанное постановление Административной комиссии г.о.Тольятти и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения по следующим основаниям: ООО «Управляющая компания №» г.о.Тольятти на основании постановления признано виновным в нарушении положений ч.1 ст.10. «Об административных правонарушениях на территории », п.3.22 «Правил благоустройства территории г.о.Тольятти», утвержденных постановлением мэрии г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/1, поскольку в постановлении указано, что Общество не установило урны возле каждого подъезда многоквартирного жилого. Пунктом 3.22 «Правил благоустройства территории г.о.Тольятти» установлено, что на всех площадях и улицах, в скверах и парках, на стадионах, рынках, остановках городского транспорта, у предприятий, организаций, объектов потребительского рынка и услуг, магазинов, кинотеатров, культурно-развлекательных объектах, киосков (независимо от форм собственности), должны быть установлены урны. Очистка и установка урн должна производиться в соответствии с действующими нормативами (СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»). Установку, содержание и ремонт урн осуществляют их собственники, арендаторы. У каждого подъезда многоквартирного жилого дома должна быть установлена урна. В действиях ООО «Управляющая компания №» г.о.Тольятти не содержится состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.10. №-ГД от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях на территории », поскольку п.3.22 «Правил благоустройства территории г.о.Тольятти» не предусмотрена и не возложена на управляющую компанию обязанность по установке урн у каждого подъезда многоквартирного жилого дома. Согласно ч.3 п.3.22 указанных правил, управляющая организация, каковой является ООО «Управляющая компания №» г.о.Тольятти, обязана обеспечивать лишь уборку урн, а не их установку. Расширительному толкованию указанная норма не подлежит. Постановление административной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ основано на ошибочном понимании п.3.22 раздела 3 Правил благоустройства территории г.о.Тольятти, утвержденных постановлением мэрии г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/1. Из буквального толкования указанного выше пункта Правил благоустройства территории г.о.Тольятти следует, что на управляющую компанию возложена уборка урн, а не их установка. Исходя из вышеизложенного ООО «Управляющая компания №» г.о.Тольятти считает, что постановление административной комиссии по делу об административном правонарушении является необоснованным, поскольку при рассмотрении дела по существу, административная комиссия не учла, что заявитель не является субъектом правонарушения, а следовательно не может быть привлечен к административной ответственности.

В судебном заседании представитель ООО «Управляющая компания №» г.о.Тольятти Хопрячкова М.В. пояснила, что полностью поддерживает доводы жалобы и просила постановление Административной комиссии г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Управляющая компания №» г.о.Тольятти по ст.10.4 ч. №-ГД от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях на территории » отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях юридического лица.

Представитель Административной комиссии г.о.Тольятти Мельников В.С. пояснил суду, что дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Управляющая компания №» г.о.Тольятти было возбуждено по результатам проведения проверки федерального законодательства РФ о предоставлении жилищно-коммунальных услуг гражданам, в ходе которой было установлено, что в деятельности ООО «Управляющая компания №» г.о.Тольятти имеются нарушения правил и норм эксплуатации жилищного фонда в РФ, а также Правил благоустройства территории г.о.Тольятти, и иными имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности фотоматериалом, согласно которому возле подъездов жилого отсутствуют урны, установку которых должна организовать ООО «Управляющая компания №» г.о.Тольятти. Полагает, что вина юридического лица полностью доказана, к ответственности оно привлекается обоснованно, назначенное наказание соразмерно содеянному, в связи с чем основания для отмены постановления отсутствуют. Вместе с тем пояснил, что решения Центрального районного суда от 26.08.2015г., от 16.09.2015г., от 24.09.2015г., которые заявитель приложил к жалобе в качестве подтверждения обоснованности своих доводов, большей частью были отменены в апелляционной инстанции Самарского областного суда, о чем имеются решения, которые он просит приобщить к материалам дела и учитывать при рассмотрении жалобы.

Выслушав представителя ООО «Управляющая компания №» г.о.Тольятти, представителя Административной комиссии г.о.Тольятти, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 10.4 ч. №-ГД от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях на территории » предусмотрена административная ответственность за неисполнение нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, кроме действий, предусмотренных статьями ДД.ММ.ГГГГ, 4.11, 4.23 и 10.3 настоящего Закона.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки соблюдения федерального законодательства РФ о предоставлении жилищно-коммунальных услуг гражданам ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 12 минут по адресу: , была проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства. В ходе проверки установлено, что в деятельности ООО «Управляющая компания №» г.о.Тольятти имеются нарушения правил и норм эксплуатации жилищного фонда в РФ, а также Правил благоустройства территорий г.о.Тольятти, поскольку возле подъездов многоквартирного не установлены урны в нарушение п. 3.22 Правил благоустройства территории г.о.Тольятти, утвержденных Постановлением мэрии г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/1 и Постановлением мэрии г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-П/1.

Пункт 3.22 «Правил благоустройства территории г.о.Тольятти», утвержденных постановлением мэрии г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/1, предусматривает, что у каждого подъезда многоквартирного жилого дома должна быть установлена урна. Уборку урн обеспечивают управляющие организации самостоятельно либо путем заключения договора со специализированной организацией.

Из представленных суду материалов дела следует, что постановлением Административной комиссии г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Управляющая компания №» г.о.Тольятти привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.10. от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «Об административных правонарушениях на территории » за нарушение п.3.22 «Правил благоустройства территории г.о.Тольятти», а именно в связи с тем, что ООО «Управляющая компания №» г.о.Тольятти по адресу: , не организовало работы по установке урн у подъездов многоквартирного дома. Данный факт подтверждается: указанным постановлением о назначении административного наказания по делу № от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении от 18.01.2016г.; фотографиями, согласно которым возле подъездов жилого отсутствуют урны; протоколом заседания административной комиссии г.о. Тольятти.

При указанных обстоятельствах суд считает, что Административной комиссией г.о.Тольятти правильно была установлена вина ООО «Управляющая компания №» г.о.Тольятти в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.10. от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «Об административных правонарушениях на территории », поскольку ООО «Управляющая компания №» г.о.Тольятти по адресу: , не организовало работы по установке урн у подъездов многоквартирного дома.

На основании изложенного доводы жалобы представителя ООО «Управляющая компания №» г.о.Тольятти о том, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения в виду того, что п.3.22 Правил благоустройства территории г.о.Тольятти не предусмотрена и не возложена на управляющую компанию обязанность по установке урн у каждого подъезда многоквартирного жилого дома, а также что юридическое лицо не является субъектом указанного правонарушения, суд считает несостоятельными по следующим основаниям:

РЕШИЛ:

Постановление Административной комиссии г.о.Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого юридическое лицо ООО «Управляющая компания №» г.о.Тольятти признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.10.4 ч. №-ГД от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях на территории », с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей, - оставить без изменения, а жалобу представителя ООО «Управляющая компания №» г.о.Тольятти Хопрячковой М.В. без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд в течение десяти дней со дня получения его копии.

Не редко у жильцов многоквартирного дома возникают вопросы относительно размещения лавок около подъезда многоквартирного дома. Бывает так, что на этих скамейках в вечернее и ночное время собирается не только шумная молодежь, но и любители выпить горячительных напитков и покурить. При таком положении у собственников вполне справедливо возникает желание демонтировать скамейки около подъезда, с с просьбой о чем обращаются в управляющую организацию.

Рассмотрим вопрос, вправе ли управляющая организация самостоятельно демонтировать скамейки около подъезда.

Более расширенный состав общего имущества содержится в ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

В соответствии с пунктом 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Скамейка, размещенная около подъезда и под окнами жилого помещения, относится к элементам благоустройства придомового земельного участка, находящегося в общедолевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.

Соответственно принятие решения о демонтаже лавки не относится к компетенции управляющей организации. Решение об уменьшении общего имущества (демонтажа лавки) многоквартирного дома должно быть принято на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома на основании ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ.

Необходимо отметить, что согласно пункту 2.13 СНиП 2.07.01-89 при проектировании жилой застройки следует предусматривать размещение площадок для отдыха взрослого населения при удельном размере 0.1 кв.м. на расстоянии 10 метров от площадок до окон жилых и общественных зданий.

Однако данный СНиП не распространяет свое действие и не накладывает обязанность на управляющую организацию демонтировать скамейку, оборудованную согласно проектного решения при строительстве здания и входящую в состав общего имущества.

Согласно преамбуле указанного СНиПа, настоящие нормы и правила распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включают основные требования к их планировке и застройке.

При этом, действие этих строительных норм и правил распространяется в том числе и на собственников общего имущества многоквартирного дома, которые обязаны его исполнять. Реализация этого СНиПа возможна только при принятии соответствующих решений собственников.

Изложенное свидетельствует о том, что управляющая организация не вправе самостоятельно демонтировать скамейки около подъезда многоквартирного дома без решения жильцов.

Куда деваются тяжелые металлические ящики от подъездов

Благоустройство города складывается из мелочей. Причем в прямом смысле: москвичи стали жаловаться на отсутствие урн в городе. На известный городской портал подано уже больше ста жалоб. Некоторые из них имеют явный фантастический оттенок: мусорные ящики появляются у подъездов на пару месяцев, а потом исчезают. «МК» разобрался, кто отвечает за урны в московских дворах и нужны ли они вообще около наших подъездов.

Возле подъездов вообще нет урн! Мимо дома ходит огромное количество людей к метро и обратно. Мусор выбросить некуда. Бросают просто на землю! - жалуется жительница дома по улице Маршала Василевского Наталья Емельянова.

И таких сообщений о мусоре там, где должен быть мусорный бак, - десятки. Более того, урны имеют печальную тенденцию исчезать. Например, житель дома на Волгоградском проспекте Денис Павлов жалуется, что урна у дома пропала, потому что не была забетонирована. То же самое происходит на улице Добролюбова, на Ленинском проспекте («В данный момент из шести подъездов урну имеет только один. Неудивительно, что она вечно переполнена и мусор рассыпается вокруг»), на улице Рогова в Щукине («Наш подъезд опять лишили мусорки!») и на многих других улицах.

На первый взгляд создается впечатление, что урны в столице начали массово исчезать. Однако опрошенные «МК» муниципальные депутаты рассказали, что никакой общегородской программы по ликвидации урн нет. Как разъяснил «МК» муниципальный депутат района Зюзино Константин Янкаускас, за придомовую территорию и урны иже с ней несет ответственность ГБУ «Жилищник» районов.

Если у подъезда исчезла урна, то жителю нужно обратиться именно в эту организацию или в управу района и попросить ее вернуть, - разъяснил мундеп. - Почему исчезают урны? Либо они отслужили свой срок, либо кто-то их утащил. Их воруют иногда в качестве альтернативного места для курения.

К слову, урна, самая простая, стоит около 800 рублей. Кто и зачем решил спиливать или выкапывать обычную железку (даже вместо пепельницы) - большой вопрос.

Каждый год в каждом районе формируется адресный перечень благоустройства, - говорит Янкаускас. - Если двор попал в эту программу, то там среди прочего могут установить урну у подъезда, на детской площадке и на другой территории. Этот перечень по закону формируется на основе обращений жителей, муниципальных депутатов, актов ОАТИ и на основе обходов территории, которые осуществляет управа. Если четких обращений нет, то, как правило, в проекте может не оказаться того, что жителям нужно.

На практике ситуация немного иная. Жители могут писать подобные обращения несколько лет, просить установить хоть искусственное покрытие на детской площадке, хоть ту же урну, но получать от управы один и тот же ответ: перечень согласовали, ваше обращение не вошло. Муниципальные депутаты называют систему согласования адресов благоустройства непрозрачной. Это похоже на правду, так как на том же городском портале часть относительно старых жалоб по определенным районам (например, по Кузьминкам) осталась без ответа.


Лидером же по обращениям среди районов стал Бутырский. Правда, большая часть из них написана одним и тем же пользователем...

Согласно недавнему обходу (последний был в субботу, 3 ноября, с представителями управы и ГБУ «Жилищник»), в нескольких дворах установка по вот таким заявкам привела к тому, что урны поставили около подъездов и «съели» одно парковочное место... - рассказала «МК» муниципальный депутат района Бутырский Марина Денежкина.

При дефиците парковок во дворах Москвы - это реальная проблема. Фантик можно и в кармане поносить, а вот машину в карман уже не положишь... «Добро они сделали своими урнами или нет?» - задается риторическим вопросом муниципальный депутат. «Они» - это, скорее всего, люди из «Жилищника». Возможно, ответ даст постановление правительства Москвы №1018 еще от 1999 года. Процитируем его: «У каждого подъезда жилых домов... должны быть установлены урны. Урны устанавливают на расстоянии 50 м одна от другой на улицах первой категории, рынках, вокзалах и в других местах массового посещения населения, на остальных улицах, во дворах, парках, садах и на других территориях - на расстоянии до 100 м».

Видимо, чтобы выдержать у подъездов положенное расстояние в 100 метров, наши коммунальщики и ставят урны где только можно или не ставят вообще. Но тогда они нарушают пункт номер один...

К слову, Марина Денежкина подняла старый больной вопрос: «А вообще нужны ли урны у каждого подъезда?»

Урна может стоять у детской площадки, - считает депутат. - Около подъезда она не нужна. Во-первых, мы тогда сам подъезд оберегаем от негативных актов, которые называются террористическими. Во-вторых, курить к подъезду в жилом доме никто не ходит.

История с урнами и терроризмом действительно актуальна. Однако Москва, кажется, так еще и не определилась: хочет она чистоту возле каждого дома или нет?

Если наш город развивается по пути раздельного сбора мусора, то отдельная урна у подъезда - это явно не средство достижения этой цели, - считает урбанист Петр Иванов. - И тогда ее надо убрать, ведь туда могут выбрасывать что попало. Даже бытовой мусор, если несовершенные мусоропроводы к этому располагают. Во многих домах мусоропроводный зев не раскрывается настолько широко, чтобы засунуть туда пакет с мусором. И проще реально выйти из подъезда и выбросить свое добро в урну. Это вопрос правил игры. Если мы играем в раздельный сбор, то убираем урны и создаем мусоросборники для этого. Все упирается в городскую политику.

К слову, столица пытается сейчас воевать на два фронта: мы как бы за раздельный сбор и экологию, но урны все равно наше всё... Между тем в Москве помимо проектов по раздельному сбору мусора появляются прозрачные контейнеры из сетки для сбора пустых пластиковых бутылок. В частности, такие контейнеры заметили во дворах на Варшавском шоссе жители района Чертаново Центральное.

А КАК У НИХ?

После серии терактов 1990-х годов власти Парижа приняли решение отказаться от закрытых мусорных урн в пользу прозрачных мешков на креплениях. Такой вариант сбора мусора позволяет быстро среагировать на подозрительные предметы, хотя местные жители сразу же заметили, что мешки с мусором уродуют улицы города. Однако практика прижилась - из Парижа такие мешки перекочевали также в Италию и на Мальту.

После терактов 2010-х годов французские власти некоторое время обсуждали возможность установления специальных сверхпрочных урн, которые удерживали бы силу взрыва внутри. Однако такая идея весьма дорогостоящая, распространения она пока не получила.

Мы живем в многоквартирном доме. Встал вопрос о ремонте придомовой территории (стоянка, клумбы, лавки). Мы живем на первом этаже (от земли до наших окон около 1,5 м). Без нашего согласия собираются установить лавку и мусорный бачок прямо под окнами нашей квартиры. Чистоту и своевременную уборку мусорного бачка не гарантируют. Около нашего подъезда постоянно собираются люди, чтоб выпить, посидеть, поговорить. Слышимость в квартире ужасная. Как можно не допустить установку скамьи и мусорного бачка? Правомерна ли установка скамьи и мусорного бачка на таком расстоянии от окна?

Консультаций: 143

Наличие установленных урн является одним из требований содержания и эксплуатации жилищного фонда. В соответствии с п. 3.7.17 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, на территории каждого домовладения должны быть установлены урны, соответствующие утвержденному местным органом самоуправления образцу. Расстояние между урнами должны быть не менее 50 м на тротуарах III категории, не более 100 м - на остальных тротуарах, во дворах, в местах возможного образования мелких отходов (перед входами в магазины и т.д.).

В п. 3.7.18 правил указано, что урны следует очищать от отходов в течение дня по мере необходимости, но не реже одного раза в сутки, а во время утренней уборки периодически промывать.

Таким образом, при установке урн возникает обязанность по их очистке не реже одного раза в сутки, а в летнее время еще и периодическое их промывание.

Кабинет Министров 2 октября утвердил нормативы обязательной установки урн в населенных пунктах, сообщила Norma.uz со ссылкой на постановление «О мерах по дальнейшему повышению эффективности работ в области обращения с бытовыми отходами».

Документ устанавливает порядок обращения с бытовыми отходами с учетом специфики видов (крупногабаритные, строительные, отходы автотранспорта, опасные отходы), их сбора, транспортировки и захоронения.

Для предотвращения засорения территорий, зданий и сооружений твердыми бытовыми отходами устанавливаются урны, специально предназначенные для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов.

  • У входов в подъезды многоквартирных домов - 1 шт;
  • У каждого входа (выхода) в здания организаций, а также торговых объектов - 1−2 шт;
  • У каждого входа (выхода) в метро, подземные и надземные переходы - 2 шт;
  • В парках, лесных массивах, садах, бульварах, скверах, аллеях и других - 1 шт на каждые 800 кв. м площади объекта и на расстоянии не более 40 м друг от друга, с установкой вдоль линии дорожек и тротуаров;
  • На рынках и торговых объектах (супермаркет, гипермаркет и другие) - 1 шт на каждые 250 кв. м. площади объекта и на расстоянии не более 10 м друг от друга, с установкой вдоль линии торговых прилавков;
  • На остановках общественного пассажирского транспорта - 1−2 шт;
  • На въездах (выездах) на автостоянки и парковки - 1−2 шт;
  • На дворовой территории лечебных учреждений - 1 шт на каждые 700 кв. м площади объекта, а на главных аллеях - не более 10 м друг от друга;
  • В специально выделенных местах для курения - 1−2 шт;
  • На пляжах и местах отдыха, прилегающих к водной акватории (рек, озер, заливов или прудов) - 1 шт на каждые 800 кв. м площади объекта и на расстоянии не более 50 м друг от друга, с размещением не более 15 м от уреза воды и 3−5 м от полосы зеленых насаждений;
  • На придомовых территориях многоквартирных домов и центральных площадях, тротуарах и пешеходных зонах вдоль магистральных улиц, а также на мостах - по 1 шт на расстоянии не более чем через каждые 50 м с интенсивным пешеходным движением, не более чем через каждые 100 м в малолюдных местах.

Кроме того, введены требования к урнам и их использованию. Стационарные уличные урны должны обладать подвижной конструкцией (опрокидывающимся механизмом) и иметь основу для устойчивого закрепления. Опорожнение и очистка урн должна проводиться систематически по мере их наполнения, но не реже одного раза в сутки.

Промывка и дезинфекция урн должны производиться не реже одного раза в месяц. Могут применяться специальные мусорные мешки для обеспечения чистоты урн и удобного опорожнения.

Документом описан порядок организации мусоросборочных пунктов. Они должны быть удалены от окон жилых зданий, границ участков детских учреждений, мест отдыха минимум на 20 м, но не более чем на 100 м, а также находиться вне зоны видимости с транзитных транспортных и пешеходных коммуникаций, в стороне от уличных фасадов зданий.

Контейнеры должны отличаться по цвету для раздельного сбора отходов и маркироваться специальными знаками и надписями. Всего предусматривается четыре вида обязательных контейнеров:

  • Синие - для перерабатываемых отходов (смесь вторичных материальных ресурсов);
  • Коричневые - для органических отходов (пищевые и другие биологически разлагаемые бытовые отходы);
  • Серые - для неперерабатываемых отходов;
  • Оранжевые - для опасных отходов (отработавшие ресурс ртутьсодержащие лампы, отходы ртутных термометров, все виды аккумулирующих элементов и другое).

Мусоросборочные пункты могут содержать еще три дополнительных контейнера:

  • Желтые - для пластмассовых отходов;
  • Белые - для отходов стекла и стеклобоя;
  • Голубые - для бумажных отходов.

Контроль за соблюдением этих требований возложен на Инспекцию по контролю за образованием, сбором, хранением, транспортировкой, утилизацией, переработкой, захоронением и реализацией отходов Госкомэкологии и ее территориальных подразделений.

В случаях выявления нарушения она выдает предписания и применяет меры по привлечению виновных к административной ответственности.