Государственный кадастр недвижимости земельное право. Государственный кадастр недвижимости. Имеют ли силу старые документы, выданные ГКН

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).

2. Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

3. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее- кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

4. Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).

5. В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также- объекты недвижимости).

6. Положения настоящего Федерального закона не применяются в отношении участков недр, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, предприятий как имущественных комплексов.

7. Положения настоящего Федерального закона применяются в отношении подземных сооружений, если иное не предусмотрено федеральным законом

Понятие и содержание землеустройства.

Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство). Таким образом, существуют две принципиальных разновидности землеустройства: территориальное (межхозяйственное и внутрихозяйственное.

Как система мероприятий по реализации земельного законодательства, землеустройство имеет три взаимосвязанных аспекта: юридический, экономический и технический. Юридический аспект заключается в обеспечении соответствия реализуемых земельных прав требованиям законодательства. Экономический аспект заключается в создании таких территориальных условий хозяйствования, которые бы способствовали рациональному использованию земли. Технический аспект заключается в проведении технических действий по реализации прав субъектов земельных отношений на землю.

Документы, полученные в результате проведения землеустройства, называются землеустроительной документацией. К видам землеустроительной документации относятся: генеральная схема землеустройства Российской Федерации, Схема землеустройства территорий субъектов РФ, схема землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных образований, схемы использования и охраны земель; проекты территориального землеустройства; материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства и т.д.

Так например, при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства составляются карты (планы) объектов землеустройства – документ, отображающий в графической форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства, границы ограниченных в использовании частей объекта землеустройства, а также размещения объектов недвижимости, прочно связанных с землёй. Карта (план) объекта землеустройства составляются с использованием сведений государственного земельного кадастра, имеющегося картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных при съёмке объекта землеустройства на местности или рот его межевании.

Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при ведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель.

Землеустройство тесно связано с ведением мониторинга и кадастра земель: поэтому многие нормативно-правовые акты, приведенные при рассмотрении данных вопросов, имеют отношение и к землеустройству. Осуществляя землеустройство, ведение мониторинга и кадастра земель, государство управляет земельными ресурсами независимо от того, в чьей собственности находятся земельные участки.

Конкретизация и регулирование комментируемого земельно-правового института и соответствующих земельных отношений осуществляется в ФЗ о землеустройстве. В нем предусматривается компетенция Российской Федерации, ее субъектов и др. в области проведения землеустройства.

В соответствии со ст. 4 ФЗ о землеустройстве основаниями проведения землеустройства являются: решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства; судебные решения. Сопоставление этих положений с п. 1 ст. 69 ЗК РФ показывает необходимость приведения первых в соответствие с нормами ЗК РФ, имеющими на основании ст. 2 и ст. 3 ЗК РФ приоритетность.

Согласно Положению о Федеральной службе земельного кадастра России, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11.01.2001 № 22 (в ред. от 31.07.2003), Росземкадастр выступал федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществлявшим специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель.

В настоящее время многие функции по землеустройству реализуются Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, которое согласно Постановлениям Правительства РФ от 08.04.2004 № 202 (в ред. от 19.08.2004) и от 19.08.2004 № 418 осуществляет землеустроительное обеспечение на землях, находящихся в федеральной собственности, оказание услуг в сфере землеустройства, государственного кадастрового учета, государственной кадастровой оценки земель, оценки иных объектов недвижимости, проведение экспертизы землеустроительной документации.

Согласно ст. 19 ФЗ о землеустройстве к видам землеустроительной документации относятся:

1) генеральная схема землеустройства РФ, схемы землеустройства территорий ее субъектов, муниципальных образований и других административно-территориальных образований, схемы использования и охраны земель;

2) проекты территориального землеустройства; материалы межевания объектов землеустройства;

3) карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства;

4) проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от негативных воздействий;

5) материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;

6) тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Землеустройство как система мероприятий по рациональной организации территории имеет три взаимосвязанных аспекта: экономический (земля - средство производства), юридический (обеспечение прав собственности и иных прав на земельные участки) и технический (проведение проектно-изыскательских, съемочных и обследовательских работ).

Согласно Федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы» предусмотрено на втором этапе её реализации осуществление комплекса землеустроительных работ, связанных с правовым, экономическим и экологическим обоснованием перераспределения земель, консолидацией земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях обеспечения условий для их кооперирования, рационального использования и охраны земель, сохранения и повышения плодородия почв.

Мероприятия по повышению плодородия почв и мелиорации земель осуществляются в рамках Федеральной целевой программы «Повышение плодородия почв России» («Плодородие»).

Важнейшими требованиями при землеустройстве являются планирование использования сельскохозяйственных земель с учетом природных, эколого-хозяйственных свойств земельных участков; проектирование и освоение комплексной ландшафтной системы земледелия; формирование эффективных размеров устойчивого землепользования; внедрение севооборотов с травосеянием; улучшение сенокосов и пастбищ и всего комплекса по охране ценных угодий.

Землеустройство по своему содержанию подразделяется на межхозяйственное и внутрихозяйственное. Первое имеет целью рациональную организацию территории нескольких собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов. Второе осуществляется на территории отдельного землепользования в рамках конкретных предприятий, организаций, физических и юридических лиц.

Проведение землеустройства предусматривает:

1) возбуждение ходатайства о проведении землеустроительных действий;

До 1 марта 2008 г. одной из функций государственного управления земельными ресурсами было ведение государственного земельного кадастра. Несмотря на отмену нормативных актов, регулирующих отношения по ведению государственного земельного кадастра, созданная десятилетиями информационная база государственного земельного кадастра сегодня является основой формирования государственного кадастра объектов недвижимости в части сведений о земельных участках, зонах и границах земель. Прежде чем рассмотреть вопрос о государственном кадастре недвижимости, следует остановиться на ранее действовавшем законодательстве о государственном земельном кадастре.

Ведение государственного земельного кадастра обеспечивало принятие обоснованных решений по организации рационального использования и охраны земель. Государственный земельный кадастр являлся важнейшим инструментом информационного обеспечения управления земельными ресурсами. Если в СССР земельный кадастр охватывал только сельскохозяйственные земли, то с 1992 г. земельный кадастр РФ ведется в отношении всех земель в пределах России, независимо от форм собственности, целевого назначения и разрешенного использования.

Термин «кадастр» был образован от лат. capitastrum - реестр, свод сведений. Земельный кадастр составляли еще в Древнем Риме, Египте, где он использовался с фискальной целью для обоснования поземельного обложения налогом. В Западной Европе кадастровую оценку земель впервые произвели в XVIII в. Так же как и в западноевропейских странах, земельный кадастр в дореволюционной России служил для установления денежных сборов (налогов). Содержание и формы земельного кадастра исторически менялись. Общими чертами для всех земельных кадастров являлись учет и регистрация землевладений (землепользований), природное и экономическое описание земель и их оценка 1 .

Современные зарубежные страны имеют большой опыт регулирования отношений по ведению земельного кадастра, причем его назначение может быть различным. В одних странах земельный кадастр служит только фискальным целям и включает такие характеристики недвижимости, которые могут влиять на размеры налогообложения (фискальная (налоговая) кадастровая система). В других странах основное назначение земельного кадастра - защита прав на землю через различные системы регистрации, где фиксируется информация о владельцах, правах на недвижимость, о переходе, ограничениях, обременениях недвижимости (юридическая (правовая) кадастровая система) .

Отсутствие систематизированных и достоверных сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, современных автоматизированных систем и информационных технологий, их учета и оценки является одной из нерешенных проблем в области реформирования земельных отношений .

Правовую основу ведения в Российской Федерации земельного кадастра составляли ЗК РФ (ст. 70), ФЗ от 2 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре» (введен в действие с 11 июля 2000 г.) , постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. №918 «Об утверждении правил предоставления сведений государственного земельного кадастра» , Правила кадастрового деления территории РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. № 660 , и др.

Существование отдельных систем учета земли и систем учета иной недвижимости и отсутствие единой современной информационной (картографической) системы учета этих объектов значительно затрудняет оборот земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости. В настоящее время в РФ с целью обеспечения эффективного и рационального использования земли и иной недвижимости, государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, формирования полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости ведутся работы по созданию государственного кадастра недвижимости в качестве одной из основополагающих инфраструктур государства.

Для решения существующих проблем в сфере учета земельных участков и иных объектов недвижимости были предложены два варианта создания государственного кадастра недвижимости: на уровне органов кадастрового учета субъектов РФ по единому регламенту либо на федеральном уровне. Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2005 г. № 560 была утверждена Подпрограмма «Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы) Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)», которая основывается на создании и ведении государственного кадастра недвижимости на федеральном уровне. Именно такой подход исключает возможность ведения двойного учета объектов недвижимости, обеспечивает более полный контроль за деятельностью органов кадастрового учета, упрощает процедуры межведомственного информационного обмена и обработки экстерриториальных запросов на предоставление сведений об объектах кадастрового учета независимо от места их нахождения.

ФЗ от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре объектов недвижимости» вступил в силу с 1 марта 2008 г. В настоящее время идет становление практики применения данного закона и принятие подзаконных нормативных актов, требуемых для реализации норм федерального закона. Ведение кадастра недвижимости во многом строится на тех принципах, которые были присущи порядку ведения государственного земельного кадастра, и в целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров сохраняется кадастровое деление территории РФ на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы. Те земельные участки, которые прошли государственный кадастровый учет в соответствии с ранее действующим законодательством, считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с названным законом, и государственный кадастровый учет земельных участков признается юридически действительным. Но в целом можно констатировать существенное изменение подхода законодателя к осуществлению кадастрового учета недвижимости.

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных федеральным законом сведений.

В соответствии со ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках земельного участка: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с данным законом требований. В государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения:

  • ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый или условный номер) и сведения о его присвоении;
  • кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;
  • сведения о вещных правах и об их ограничениях (обременениях) на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения о границах охранной зоны, установленных в отношении объекта недвижимости;
  • сведения о кадастровой стоимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости;
  • сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка;
  • категория земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенное использование и некоторые другие.

Сведения государственного кадастра недвижимости о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий включают: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и т.п.) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.

Государственным кадастровым учетом земельного участка признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке, которые подтверждают существование такого объекта с характеристиками, позволяющими определить такой земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных законом сведений о земельном участке. Кадастровый учет осуществляется по месту нахождения объекта в кадастровом округе, в границах которого расположен данный объект недвижимости. Место осуществления кадастрового учета объектов недвижимости, расположенных в границах двух и более кадастровых округов, определяется в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Срок государственного кадастрового учета сокращен по сравнению с тем сроком, который был определен в ФЗ «О государственном земельном кадастре» (30 дней). По общему правилу постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете, а учет адреса правообладателя - в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления об учете адреса правообладателя. В законе определены основания приостановления или отказа в государственном кадастровом учете.

По результатам кадастрового учета в зависимости от вида запрашиваемых действий должны быть выданы:

  • 1) кадастровый паспорт объекта недвижимости;
  • 2) кадастровая выписка об объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости новые сведения о таком объекте недвижимости;
  • 3) кадастровая выписка об объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав;
  • 4) кадастровая выписка об объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о прекращении существования такого объекта недвижимости.

Выполнение в отношении земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком земельном участке, является кадастровой деятельностью. С принятием закона в этом сегменте рынка появились новые субъекты - кадастровые инженеры, которые действуют на основании квалификационного аттестата. Орган Роснедвижимости должен вести государственный реестр кадастровых инженеров. Землеустроители, которые ранее осуществляли подобную деятельность, сохранили право на выполнение кадастровой деятельности до 1 января 2011 г., если они были созданы до 1 марта 2008 г.

Кадастровые работы выполняются на основании заключаемого договора подряда или определения суда. В результате кадастровых работ заказчику должен быть передан межевой план, который представляет собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Межевой план состоит из графической и текстовой частей. В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута. В текстовой части межевого плана указываются необходимые сведения о земельном участке или земельных участках, а также сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ, если планируется подача заявления об учете изменений одного из земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.

Государственный кадастр недвижимости включен в состав единой федеральной информационной системы, в которую должен входить и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с подпрограммой «Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы)» государственный кадастр недвижимости создается как источник, содержащий в электронном виде полные и актуальные сведения об объектах недвижимости, позволяющие получать на его основе каталоги, справочные и аналитические материалы с целью предоставления их органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также организациям и гражданам.

  • См. подробнее: Земельный кадастр СССР. М., 1967. С. 16-27.
  • См.: Карамышева О.В., Герасимова Е.Л. Некоторые правовые аспекты создания иведения государственного земельного кадастра Российской Федерации в условияхрынка // Государство и право. 1998. № 3. С. 29.

Сфера кадастрового учета и госрегистрации имущественного права в современном формате была создана в 1997-1998 году с появлением Роскадастра. Чуть позже появилась структура, государственный кадастр недвижимости (ГКН), а также ЕГРП (Единый государственный реестр права). Каждая структура выполняла свою роль, при этом зачастую дублировали деятельность друг друга. До 2017 года, чтобы получить государственные услуги из Росреестра, приходилось дважды дублировать подачу одних и тех же документов в Росреестр. С появлением нового ФЗ-218 было принято решение об объединении двух структур государственный кадастр недвижимости и ЕГРП. Теперь, любой собственник имущественного права обращается в Роскадастр, заполняет одно заявление на получение двух услуг. В конечном итоге заявитель получает выписку из ЕГРН, которая является, согласно новому закону, единственным официальным документом, который подтверждает ваше право собственности и постановку на кадастровый учет в Росреестре. В новом законе также определено, что все сведения по выписке из ЕГРН носят публичный характер и получателем сведений может быть любое физическое лицо.

Особенности работы нового государственного кадастра недвижимости

С одной стороны ГКН упразднён, а с другой стороны подразделению расширили полномочия и функции. Теперь государственный кадастр недвижимости, совместно с ЕГРП, осуществляет:
  • Реестр всех объектов недвижимого права.
  • Реестр сведений по правам и ограничениям по каждому кадастровому участку.
  • Реестр данных о границах участков в пределах России по территориальным делениям.
  • Реестр кадастровых дел, с доступом к ним заинтересованных лиц.
  • Реестр кадастровых карт.
  • Учётный регистр по документам Роскадастра.
Как видно, теперь ГКН объединил несколько структур, которые выполняют определённые действия по кадастровой недвижимости, в соответствии с требованиями нового ФЗ – 218, который был принят Государственной Думой в 2015 году, а полностью вступил в силу с 2017 года. Заметим, что некоторые положения закона были внедрены ранее. Так, с июля 2015 года перестали выдавать свидетельства о прохождении госрегистрации.

Имеют ли силу старые документы, выданные ГКН

В законе нет положения об аннулировании ранее выданных документов из Росреестра. Вместе с этим есть ряд замечаний, которые необходимо учитывать при совершении любых операций с недвижимостью:
  • Для любой новой сделки с недвижимостью, необходимо заказывать новый кадастровый документ, сейчас это выписка из ЕГРН.
  • Рекомендуется каждые 3-5 лет обновлять сведения из Роскадастра, путём заказа выписки из ЕГРН.
  • Все обновления в реестре производятся автоматически, и любое заинтересованное лицо только самостоятельно может обратиться в Росреестр и получить необходимый пакет документов. Росреестр не обязан уведомлять собственника об изменениях в статусе недвижимости.
  • До 2020 года вся кадастровая стоимость должна пройти проверку и пересмотр на предмет несоответствия, рекомендуется собственникам права самостоятельно подать сведения по уточнённой кадастровой стоимости недвижимости.
Обратите внимание, за выдачу любых сведений из кадастра, как в электронном виде, так и на бумажном носителе взимается государственная пошлина в установленном размере. Закажите необходимый тип документа на нашем ресурсе!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ

Кафедра землепользования и кадастров

КУРСОВАЯ РАБОТА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ

Выполнила

студентка 51 к 2 группы

факультета “Кадастр недвижимости”

Кухтинова А.Р..

Проверил и допустил к защите

Гвоздева О.В.

Москва 2015

Введение

1. Роль государственного кадастра недвижимости в системе общественных и гражданско-правовых отношений

1.1 Исторические аспекты создания учетно-регистрационных систем в России

1.2 Объекты кадастра недвижимости

1.3 Создание единой системы государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество и сделки с ним

2. Теоретические положения ведения государственного кадастра недвижимости

2.1 Нормативно-правовое регулирование системы ГКН

2.2 Принципы создания и ведения ГКН

2.3 Основные кадастровые процедуры и место ГКУ в системе ГКН

3. Эффективность ведения государственного кадастра недвижимости с использованием компьютерных технологий

3.1 Виды эффективности государственного кадастра недвижимости

3.2 АИС ГКН

4. Ведение государственного кадастрового учета в Московской области

4.1 Филиал ФГБОУ ФКП Росреестра по Московской области

4.2 Государственный кадастровый учет земельных участков

4.3 Государственный учет ОКС

Заключение

Литература

Введение

В условиях экономических реформ в России существенно возрастает роль государственного кадастра недвижимости как единой многоцелевой информационной системы, содержание которой составляют достоверные и необходимые сведения о правовом положении земель, их количественной, качественной и экономической оценке.

Государственный кадастр недвижимости предполагает обеспечение функций государственного управления земельными ресурсами, формирование поступлений платежей за землю, защиту прав на землю, регулирование рынка земли и др.

Цель государственного кадастра недвижимости - обеспечение гражданского оборота недвижимости. Основными задачами государственного кадастра недвижимости являются: обеспечение гарантий прав собственников; эффективный сбор налогов на недвижимость; эффективное и рациональное использование недвижимости. Основные функции ГКН: учетная (ГКУ ОН для регистрации прав на них); фискальная (проведение массовой государственной кадастровой оценки для целей налогообложения); информационная (информационное обеспечение достоверными сведениями об объектах недвижимости, их правовом положении и кадастровой стоимости).

Правительство официально утвердило «дорожную карту» по повышению качества услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастра недвижимости, подготовленную Агентством стратегических инициатив. Она ставит амбициозную цель, чтобы добиться к 2018 году Россия вошла в пятерку стран с лучшей системой оформления имущества.

Суть «дорожной карты» - это стратегия развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастрового учета на долгосрочную перспективу.

Меры, предусмотренные проектом, должны существенно повысить достоверность сведений Единого государственного реестра недвижимости, создать единый государственный информационный ресурс в сфере недвижимости, что, в свою очередь, должно улучшить инвестиционный климат в Российской Федерации и создать условия для проведения реформы имущественных налогов и сборов, позволят снизить финансовые и судебные риски предпринимателей и граждан, повысить устойчивость рынка недвижимости в целом.

1 . Роль государственного кадастра недвижимости в системе общественных и гражданско-правовых отношений

1.1 Исторические аспекты создания учетно-регистрационных систем в России

На каждом историческом этапе развития человеческого общества земля является материальной основой земельных отношений и главным объектом хозяйствования, поскольку эти характеристики земля стала приобретать по мере своего использования. На этой основе возникли проблемы разграничения, раздела, перераспределения земельных участков, упорядочения хозяйственного использования и охраны земель. Таким образом, начался процесс приспособления тех или иных земельных угодий к различным видам деятельности. На первых порах использование и разграничение земли носило достаточно случайный характер (например, в первобытном обществе разграничение сфер использования земли проводилось для охоты, скотоводства, земледелия и т. д.), в дальнейшем все большую роль играла потребность в более подробном описании отдельных характеристик земельных участков и оценке качественного их состояния. На этой основе стали формироваться отдельные элементы земельного кадастра.

Исторически земельный кадастр возник в силу объективной необходимости получения сведений о земле как первоисточнике материальных благ и объекте налогообложения. С возникновением государственности земля становилась одним из основных источников государственных доходов и, в связи с этим, объектом различного рода обложений. Таким образом, с самого начала использования земли, ведения земледелия и скотоводства возникает необходимость в учете, а затем и в оценке земель, т. е. в проведении земельно-кадастровых работ.

Слово "кадастр", происходит от латинского слова "caput", что означало "податный предмет" и возникло во времена римского императора Августа (27 г. до н. э. -- 14 г. н. э.). В этот период была утверждена единица учета сбора дани за землю -- "caputigum". В дальнейшем, в связи с установлением более точного размера поземельной дани с учетом переписи населения ("capitum registrum"), эти слова превращаются в "capitastrum" и "catastrum", и затем во французское "cadastre" -- дословно "книга-реестр". Итак, земельный кадастр -- в узком значении книга (реестр) о предметах поземельного обложения -- в условиях многообразия форм собственности на землю означает определенную систему мероприятий по учету, описанию и оценке земли, проводимых государством с целью получения сведений о земле для поземельного налогообложения.

Исторически земельный кадастр включал в себя учет земель, естественноисторическое и экономическое описание земель, оценка земель. При учете определялись пространственное положение и размеры земельных участков, массивов и землепользовании, состав земельных угодий и их качественное состояние. Описание включало выяснение и фиксацию естественноисторических и экономических характеристик земли. Оценка предусматривала установление средних величин норм урожайности и доходности земель, на основании чего определялась ценность земли как средства производства.

С развитием земледелия, игравшего все возрастающую роль в жизни родовых общин, происходит освоение земельных участков и использование их под посевы и пастбища. Пограничными ориентирами между земельными участками служили камни, деревья и другие элементы ландшафта, на которые наносились определенные знаки, что, по сути, являлось началом простого учета земель. Дальнейшее развитие земледелия и скотоводства, совершенствование средств производства и способов добывания пищи привели к общественному распределению труда, к появлению частной собственности, к разделению общества на классы и сословия и переходу от первобытнообщинного способа производства к рабовладельческому. Земли стали сосредоточиваться в руках государства и рабовладельцев, которые облагали крестьян различными налогами и повинностями. Для того чтобы наилучшим образом вести свое хозяйство, рабовладелец должен был знать, какими средствами производства он располагает, какая земля находится в его собственности. В этой связи возникает необходимость в проведении переписи и учета земель и землевладений, для чего составляли планы и вели специальную документацию с указанием сведений о площадях земель.

С развитием производства появляются специальные документы (списки, реестры, книги), в которые вносятся сведения о земле, устанавливается определенный порядок учета земледельческих операций. К. Маркс указывал, что уже в индийских общинах можно было найти бухгалтера, ведущего земельный учет и кадастр. Земельно-кадастровые сведения стали фиксироваться не только в текстовой документации, но и на планово-картографических материалах. В зависимости от качества почвенного покрова земли стали подразделять на группы или классы.

Со временем большое значение приобретает правовая сторона кадастра, которая включала земельно-регистрационные сведения и была связана с оформлением права собственности на землю. Земельный кадастр получает дальнейшее развитие и оформляется как специальное мероприятие в условиях феодального способа производства, при котором происходит укрепление частной собственности феодалов на землю. При феодализме налогообложение было неравномерным -- крупное феодальное землевладение, как правило, пользовалось множеством налоговых привилегий.

В условиях капиталистических отношений земельный кадастр представляет собой уже более сложное мероприятие, осуществляемое специальной земельно-кадастровой службой. Поскольку основным предназначением земельного кадастра было обеспечение государственных служб данными для налогообложения, как правило, земельно-кадастровая служба находилась в ведении финансовых органов.

В отдельных государствах наряду с земельным кадастром проводилась юридическая земельная регистрация, в задачи которой входит оформление права собственности и владения на земельные участки. Земельная регистрация была направлена на охрану права частной собственности на землю, укрепление капиталистических земельных отношений и создание правовых условий для крупного землевладения и подразделялась на личную и вещную. Личная регистрация велась по землевладельцам, а вещная по землевладениям. В результате осуществления юридической земельной регистрации оформляются права землевладельцев на земельные участки, которые фиксируются в специальных документах и заверяются нотариальными учреждениями.

По мере развития общественно-экономических формаций земельный кадастр продолжал носить фискальный характер и служил, главным образом, целям налогообложения. Земельный кадастр как специальное учетно-оценочное мероприятие, возникнув на определенном этапе развития общества, постоянно развивался и совершенствовался, претерпевали изменения методы и способы изучения, учета, оценки, классификации земель по видам угодий и их качеству. Благодаря применению более совершенных методов, технических средств и технологий повышалась точность и достоверность земельно-кадастровой информации, совершенствовались формы и содержание земельно-кадастровых документов.

В России кадастровый учет начали вести только с 1991 года, и сегодня, по самым оптимистичным оценкам, только небольшая часть земельных участков, не говоря уже о зданиях и строениях, полноценно оформлены и внесены в кадастр. Основная проблема заключается в оформлении земли в собственность, как предпринимателям, так и гражданам. Чтобы оформить право собственности на земельный участок или дачный домик, приходится потратить на это не один месяц и посетить множество необходимых организаций.

История становления государственного кадастрового учета недвижимости завершилась в нашей стране сравнительно недавно - с принятием сначала Федерального закона от 2 января 2000 года № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", который позднее утратил силу, затем - Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости. Если первый закон регулировал правовые отношения возникшие при создании и ведении Государственного земельного кадастра, то второй был направлен на решение вопросов регистрации недвижимого имущества, информационного обеспечения процессов государственного контроля, управления, экономической оценки и налогообложения недвижимости.

Начало новой структуре было положено приказом Росреестра от 1 сентября 2011 г. № П/331, которым федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Москве была переименована в федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра»). Затем приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 г. № 473 «О реорганизации федеральных бюджетных учреждений «Кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации» указанные учреждения были реорганизованы в форме присоединения к ФГБУ «ФКП Росреестра» с сохранением основных целей деятельности. Мероприятия по изменению структуры завершились к 25 января 2012 г., и этот момент можно считать рождением подведомственного Росреестру учреждения с полномочиями органа кадастрового учета.

Впервые вопрос о передаче функций по кадастровому учету от территориальных органов Росреестра кадастровым палатам возник в 2009 г. После объединения трех служб: Росрегистрации, Роснедвижимости и Роскартографии в одно ведомство - Росреестр.

В свое время Государственным комитетом российской Федерации по земельной политике (впоследствии переименованным в Росземкадастр и далее в Роснедвижимость) во всех субъектах Федерации созданы подведомсвенные федеральные государственные учреждения - «Земельные кадастровые палаты». Чтобы поставить земельный участок на кадастровый учет, а без этого невозможно зарегистрировать право собственности, гражданам и организациям необходимо было сначала обратиться в землеустроительную коммерческую службу, затем в кадастровую палату и лишь затем в управление Роснедвижимости.

Анализ деятельности кадастровых палат и Роснедвижимости показал, что они фактически на 50-60% дублировали друг друга. Кадастровые палаты принимали от граждан и юридических лиц документы и межевые дела, проверяли их, контролировали правильность формирования дел различными землеустроительными организациями, а затем передавали материалы в управление Роснедвижимости. Там в свою очередь опять проверяли оценку, правильность составления межевых дел и лишь потом ставили объект на кадастровый учет. Такое дублирование необходимо было искоренить, поэтому было принято решение о проведении в пилотных регионах эксперимента по передаче всех функций управлений Роснедвижимости кадастровым палатам. С 1 июня 2009. соответствующие мероприятия начали проводиться в четырех субъектах РФ - республиках Башкортостан, Татарстан, Ставропольском и Алтайском краях.

По результатам эксперимента было отмечено сокращение сроков выполнения кадастровых процедур. В Росреестре положительно оценили результаты, в связи с чем было принято решение распространить полученный опыт на всю страну. К концу 2010 г. процесс наделения полномочиями органа кадастрового учета земельных кадастровых палат был завершен. Сегодня ФГБУ «ФКП Росреестра» имеет 81 филиал, которые расположены на всей территории страны.

1.2 Объекты кадастра недвижимости

Объектами кадастрового учета являются:

Земельные участки;

Здания и сооружения, объекты, не завершенные строительством;

Помещения;

Сложные вещи (вещи, состоящие из совокупности двух и более объектов недвижимости с общим функциональным или иным назначением);

Территориальные и функциональные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий (далее - правовые зоны).

Земельный уча сток -- Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Объект капитального строительства -- здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершённого строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В российском законодательстве понятие «объект капитального строительства» существует с 2005г. В прежнем градостроительном законодательстве использовались правовые конструкции «объекты недвижимости в градостроительстве», «объекты градостроительной деятельности».

В действующем законодательстве отсутствует четкое определение понятий «здания» и «сооружения». Однако, с учетом сложившейся практики, к зданиям относят объекты капитального строительства, имеющие помещения, предназначенные для той или иной деятельности человека. К сооружениям относят, как правило, объекты капитального строительства, выполняющие только технологические функции.

Здание -- результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

Виды зданий: жилые и нежилые.

Жилое здание (дом) состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. К жилым зданиям (домам) относятся жилые дома постоянного типа, общежития, приюты, дома маневренного фонда, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, ветеранов, специальные дома для одиноких престарелых, детские дома, интернаты при школах и школы-интернаты, другие дома.

Нежилые здания -- здания, назначением которых является создание условий для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей: промышленные, сельскохозяйственные, коммерческие, административные, учебные, здравоохранения, другие.

Сооружение -- результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. Например:

нефтяная скважина включает в себя вышку и обсадные трубы

плотина включает в себя тело плотины, фильтры и дренажи, шпунты и цементационные завесы, водоспуски и водосливы с металлическими конструкциями, крепления откосов, автодороги по телу плотины, мостики, площадки, ограждения и др.

автомобильная дорога в установленных границах включает в себя земляное полотно с укреплениями, верхнее покрытие и обстановку дороги (дорожные знаки и т.п.), другие, относящиеся к дороге, сооружения - ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длиной не более 10 м, ров.

Законодательных определений понятий «строения» и «объекты незавершённого строительства» нет.

Объекты незавершённого строительства -- объекты, строительство которых приостановлено, в основном, из-за отсутствия финансовых средств и материально-технического обеспечения. Указанный правовой термин характеризует не конструктивные особенности объекта недвижимости и функциональные цели его создания, а сам процесс создания объекта недвижимости и отражение поэтапности этого процесса в свойствах создаваемого объекта. В отличие от зданий, строений или сооружений объекты незавершённого строительства не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода в эксплуатацию. Незавершенное строительство носит временный характер. Нормы федерального законодательства направлены на введение в имущественный оборот объектов незавершенного строительства как объектов имущественных прав для завершения строительства и достижения цели устойчивого развития территорий.

Помещение -- единица комплекса недвижимого имущества (часть жилого здания, связанный с ним иной объект недвижимости), выделенная в натуре, предназначенная для жилых, нежилых или иных целей самостоятельного использования и находящаяся в собственности граждан либо юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.

Зоны с особыми условиями использования территорий (англ. restricted use areas) Ї охранные, санитарно-защитные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь ). Действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное. Вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

1.3 Создание единой системы государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество и сделки с ним

Основы и цели создания

«Концепция создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости».

Цель создания

Повышение качества оказания государственных услуг

Основные направления

Объединение существующих организационных структур;

Создание ЕФИСН;

Переход на кадастровый учет ОКС

Приоритетные задачи создания единой системы:

Объединение обособленных в настоящее время ИС ЕГРП и ГКН (устранение дублирования и согласование сведений в базе данных)

Создание эффективной регистрационно-учетной технологии

Создание системы мониторинга качества государственных услуг

Создание системы мониторинга качества государственных услуг

Принципы создания ЕФИСН:

Целостность - гарантии прав;

Качество и доступность услуг потребителям;

Общее снижение совокупной стоимости владения;

Способность к изменениям и масштабированию.

Задачи ЕФИСН:

Автоматизация целевых бизнес-процессов ведения ГКН, ЕГРП и пространственных данных

Создание предпосылок к сокращению сроков учетно-регистрационных процедур в целом

Оказание государственных услуг с максимальной доступностью и гарантией качества

Обеспечение повышения качества информационного обмена с другими органами власти

Концептуальные решения:

Введено понятие офиса приема и офиса обработки заявления и документов

Принято допущение о применении кустового способа централизации на межрайонном уровне для регистрации прав и кадастрового учета

Увеличено количество способов общения с заявителем с целью снижения количества заявителей на личном приеме:

Интернет (ИГПУ, портал

Государственных услуг gosuslugi.ru)

Веб-сервисы

Кадастровая карта

Графические веб-сервисы

Sms-шлюзы

Терминалы самообслуживания

ВЦТО (Ведомственный центр телефонного обслуживания)

Введено понятие универсального офиса приема - «одно окно»

Определено понятие федерального информационного ресурса (ФИР) и совокупности территориальных информационных ресурсов (ТИР)

Обеспечение приема по принципу «Одно окно»

Разработана автоматизированная информационная система внутриведомственного взаимодействия информационных систем ГКН и ГРП - «Одно окно».

«Одно окно» - возможность реализации экстерриториального обслуживания без привязки места приема заявлений к местоположению объекта недвижимости путем направления запроса о предоставлении сведений ГКН и ЕГРП через:

интернет-портал, при личном обращении заявителя в ОКУ и Росреестр.

Государственные услуги, закрепленные за Росреестром:

o Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

o Предоставление сведений из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.

o Предоставление сведений, содержащихся в ГКН, размещение публичных кадастровых карт в сети Интернет.

o Постановка ОН на ГКУ.

Постановка на ГКУ С ПОРТАЛА ГОСУСЛУГ. Специализированное программное обеспечение

Программный продукт «Информационная Система Предварительной Подготовки Данных в электронном виде для оказания государственных услуг по КУ и РП» (модуль кадастрового учета) - «ППД (Модуль КУ)»

Публичная кадастровая карта

На сайте Росреестра размещено 37 публичных кадастровых карт (ПКК) регионов России.

Состав информации ПКК:

§ кадастровая стоимость ЗУ;

§ номер ЗУ;

§ назначение;

§ Площадь;

2 . Теоретические положения ведения государственного кадастра недвижимости

2.1 Нормативно-правовое регулирование системы ГКН

Земельные отношения регулируют такие законодательные акты как Гражданский кодекс, Земельный кодекс, Налоговый кодекс, Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и др. В соответствии с гражданским кодексом РФ объекты недвижимости это земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершённого строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. (ст. 130, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013)).

В соответствии с 221 федеральным законом ГКУ - юридический акт признания и подтверждения государством существования объекта кадастрового учета с характеристиками, указанными в государственном кадастре недвижимости.

Таблица 1- Состав сведений ГКН об объекте недвижимости (Ст.7)

«Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.» (ст. 1, Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О государственном кадастре недвижимости").

Таблица 2 - Состав сведений ГКН об объекте недвижимости (Ст.7)

Дополнительные характеристики

Сооружение

Помещение

Объект незавершенного строительства

Ранее присвоенный государственный учетный №, дата, организация

Кадастровый № исходного для образования объекта

Кадастровые № объектов, образованных из данного объекта

Кадастровый № земельного участка (№ квартиры для комнаты)

Адрес или описание местоположения

Вещные права

Ограничения (обременения) вещных прав и части объекта

Кадастровая стоимость, дата утверждения

Назначение (+ вид жилого помещения)

Количество этажей

Материал наружных стен

Адрес правообладателя

Кадастровый инженер

Год ввода в эксплуатацию или завершения строительства

Прекращение существования объекта

Все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие семь категорий, каждая из которых имеет свой правовой режим:

Земли сельскохозяйственного назначения;

Земли населенных пунктов;

Промышленности, транспорта, связи …. и иного специального назначения;

Земли особо охраняемых территорий и объектов;

Земли лесного фонда;

Земли водного фонда;

Земли запаса.

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.

В соответствии с градостроительным кодексом устанавливается разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства.

Основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.

Вспомогательные виды разрешенного использования, допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (ст. 37, "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ).

Основные виды разрешенного использования недвижимости:

Административные здания, офисы, конторы различных организаций, фирм,

компаний, банки, отделения банков;

Издательства и редакционные офисы;

Здания высших учебных заведений;

Здания научно-исследовательских учреждений, консультативных фирм;

Суды, нотариальные конторы, прочие юридические учреждения;

Вспомогательные виды разрешенного использования:

Открытое или встроенное место парковки легковых автомобилей на каждые 30 кв.м общей площади зданий общественного назначения;

Площадки детские, спортивные, хозяйственные, для отдыха;

Общественные туалеты;

Зеленые насаждения;

Скульптура и скульптурные композиции, фонтаны и другие объекты ландшафтного дизайна.

ВРИ ЗУ определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью ПЗЗ

Согласно части 4 статьи 37

ГК Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования

При наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки правообладатель земельного участка может выбрать вид разрешенного использования.

Внесение сведений о разрешенном использовании в ГКН.

При поставке земельного участка на ГКУ с заявлением в орган кадастрового учета должен быть представлен межевой план.

Сведения о выбранном виде разрешенного использования образуемого участка) включаются в межевой план (пункт 58 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412).

При учете изменений (изменение вида разрешенного использования) в орган кадастрового учета должно быть представлено заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости по форме, установленной Приказом Минюста России от 20 февраля 2008 г. N 34, копия фрагмента правил землепользования и застройки (если соответствующие сведения не были представлены в орган кадастрового учета при информационном взаимодействии в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 618).

Правовое регулирование отношений, возникающих при проведении кадастровых работ по подготовке документов, необходимых для государственного кадастрового учета земельных участков, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) и принятыми во исполнение указанного закона нормативными правовыми актами, в том числе приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 №412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".

Закон о кадастре впервые в отечественном законодательстве ввел понятие "кадастровая деятельность" и установил правила её осуществления. Законом определено, что кадастровой деятельностью является выполнение уполномоченным лицом (кадастровым инженером) в отношении недвижимого имущества кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком имуществе. Кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона о кадастре договора подряда на выполнение кадастровых работ, в соответствии с которым кадастровый инженер обеспечивает выполнение кадастровых работ по заданию заказчика и передает ему документы (межевой план), а заказчик, приняв указанные документы, оплачивает выполненные кадастровые работы. При этом необходимо отметить, что заключая договор подряда на выполнение кадастровых работ, следует включить условие по доработке подрядчиком межевого плана без дополнительного внесения оплаты в случае, если органом кадастрового учета будет принято решение о приостановлении, либо отказе в осуществлении кадастрового учета по причине нарушения требований к подготовке межевого плана, либо допущения кадастровой ошибки кадастровым инженером.

Дополнительно необходимо отметить, что в соответствии с ч.4 ст.14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за внесение лицом, осуществляющим кадастровую деятельность, заведомо ложных сведений в межевой план, акт согласования местоположения границ земельных участков, технический план или акт обследования, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

По Закону о кадастре технический учет зданий, строений, сооружений и государственный кадастровый учет земельных участков объединены в единый государственный кадастровый учет недвижимого имущества. Ведется кадастровый учет не только земельных участков, зданий, сооружений, но и помещений, объектов незавершенного строительства подземных сооружений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Государственный кадастровый учет недвижимости по Закону о кадастре обеспечивает подтверждение существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, а также обеспечивает внесение сведений о таком имуществе в государственный кадастр недвижимости.

В ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Государственный учет участков недр в связи с их особой значимостью для экономики государства осуществляется в специальном порядке Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом.

Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная регистрационная служба с 30 декабря 2008г. переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. Упразднено Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, а также Федеральное агентство геодезии и картографии.

Функции этих двух агентств переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Настоящим Указом предусмотрено объединение системы кадастрового учета и системы регистрации прав и картографии - объединение процедур по принципу "одного окна".

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2009 г. N 256-р "О территориальных органах упраздненных Роскартографии и Роснедвижимости" территориальные органы упраздняемых Роскартографии и Роснедвижимости с 1 марта 2009 г. подчинены Росреестру. Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. №409-р "О проведении ликвидационных мероприятий в отношении упраздненных Роскартографии и Роснедвижимости" к ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении упраздняемых Роскартографии и Роснедвижимости. До указанных преобразований системы регистрации прав и кадастрового учета функционировали указанные выше обособленные структуры.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, является Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России).

По Закону о кадастре орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений:

Устанавливает формы кадастровой выписки об объекте недвижимости, кадастрового паспорта объекта недвижимости, кадастрового плана территории, кадастровой справки, требования к составу сведений таких документов, а также способы и формы их предоставления, в том числе в электронной форме;

Устанавливает форму заявления для кадастрового учета;

Определяет место осуществления кадастрового учета объектов недвижимости, расположенных в границах двух и более кадастровых округов;

Устанавливает особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков, а также типовые нормы времени выполнения кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев.

В сфере государственного кадастрового учета и ведения ГКН Росреестр выступает органом кадастрового учета. Росреестр осуществляет полномочия непосредственно и через свои территориальные органы (Управления Росреестра по субъектам Российской Федерации), их структурные подразделения (далее - обособленные подразделения).

В соответствии с приказом Росреестра от 11.03.2010 № П/93 полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенный в государственный кадастр недвижимости, переданы ФГУ "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации, которые в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 № 473 реорганизованы в филиалы федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по субъектам Российской Федерации.

Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ.

Законами установлены максимальные сроки предоставления информации. Минэкономразвития России, как орган нормативно правового регулирования, устанавливает конкретные сроки предоставления сведений в зависимости от способов предоставления, с учетом максимальных сроков.

Существенно расширены способы предоставления информации: сведения предоставляются посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав (государственного кадастра недвижимости).

Увеличение способов получения информации снимет часть проблем, связанных со стояниями в очередях, доступностью и открытостью информации. Получение сведений в электронном виде позволит их более качественно и эффективно использовать, особенно при получении большого объема сведений. Однако для реализации этих норм Росреестру необходимо проделать серьезнейшую работу по разработке форматов, стандартов обмена информацией, подготовке технических и программных средств, обучению специалистов.

Информационное взаимодействие государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав теперь рассматривается как взаимодействие двух информационных ресурсов в рамках их ведения одним органом исполнительной власти. Росреестр после внесения в Единый государственный реестр прав записи о правах в трехдневный срок передает эти сведения в государственный кадастр недвижимости.

В целях предоставления документов для ГКУ верность копии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления вместо засвидетельствования в нотариальном порядке может быть заверена печатью и подписью уполномоченного должностного лица указанного органа, в предыдущей редакции заверение производилось только в нотариальном порядке. Эта норма позволит уменьшить затраты органов государственной власти и органов местного самоуправления на оформление недвижимости.

С 1 октября 2011 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, все её территориальные органы и подведомственные организации при предоставлении государственных услуг физическим и юридическим лицам начали переход к осуществлению межведомственного информационного взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и подведомственными федеральным органам исполнительной власти организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг без участия заявителя.

Теперь при обращении за представлением услуг в Филиал, заявители вправе не представлять документы, получение которых осуществляется в других федеральных органах исполнительной власти, их территориальных органах и подведомственных федеральным органам исполнительной власти организациях, участвующих в предоставлении государственных услуг, кроме документов личного хранения и документов, которые в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ являются основаниями для государственной регистрации прав (пункт 2 статьи 16).

Сокращение срока и упрощение процедур оформления недвижимости, создание единого информационного ресурса о недвижимом имуществе и правах на него, открытость и доступность сведений такого ресурса позволит в первую очередь значительно повысить качество и востребованность сведений о недвижимости, максимально оптимизировать оборот недвижимого имущества, ввести механизмы реального мониторинга и управления рынком недвижимости, перейти к качественному, рациональному и справедливому налогообложению недвижимого имущества.

1 января 2013 г. закончился переходный период применения Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Законом о кадастре был предусмотрен порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период, который в качестве документа был утвержден приказом Минэкономразвития России от 14 октября 2011 г. № 557 и регламентировал государственный учет.

До вступления в силу Закона о кадастре в части государственного кадастрового учета ОКС на территории страны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. №921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» осуществлялся государственный технический учет, проводимый органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.

Теперь государственный кадастровый учет ОКС осуществляют филиалы ФГБУ «ФКП Росреестра». В свою очередь органы технической инвентаризации освобождаются от полномочий по учету объектов капитального строительства и, наряду с кадастровыми инженерами, будут выполнять функции по подготовке документов для целей государственного учета (в объеме, предусмотренном Законом о кадастре для кадастровых работ).

При постановке на государственный кадастровый учет каждому объекту недвижимости присваивается неповторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Таким образом, государственный кадастр недвижимости становится информационным ресурсом, объединяющим в общий реестр объекты капитального строительства и земельные участки, на которых они расположены, с привязкой ОКС к земельным участкам путем определения координат характерных точек контуров объектов. Это является первым шагом к решению обозначенной руководством страны задачи по введению единого налога на недвижимость.

С 1 января 2013 г. согласно приказу Росреестра от 22 октября 2012 г. №П/446 в Республике Северная Осетия - Алания, Алтайском и Красноярском краях, Воронежской, Владимирской, Костромской областях и Еврейской автономной области проводится эксперимент по приему и выдаче документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и на предоставление сведений, содержащихся в ЕГРП, в полном объеме соответствующими филиалами ФГБУ «ФКП Росреестра».

Данный эксперимент - один из этапов на пути создания единой Федеральной системы регистрации прав и кадастрового учета.

Необходимо отметить, что централизация предоставления государственных услуг в одном учреждении способствует формированию единого центра ответственности за их предоставление и качество. Такая ситуация способствует высвобождению сотрудников для выполнения иных функций и, соответственно, улучшению качества оказываемых Росреестром услуг за счет оптимального перераспределения человеческих ресурсов.

С 1 апреля 2012 года вместо БТИ (бюро технической инвентаризации) объектами капитального строительства стала заниматься кадастровая палата. Она ведет Единый государственного реестр объектов капитального строительства. Теперь вместо технического паспорта требуется технический план для государственного учета документов. Документом, подтверждающим государственный учет объекта капитального строительства, является кадастровый паспорт. Он готовятся на основании одного из следующих документов: декларации об объекте недвижимости; разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; проектно-сметной документации на объект; технического паспорта объекта и иных документов. Еще с января 2013 года кадастровый паспорт, который сегодня оформляет кадастровая палата, правообладателю на руки выдаваться не будет. Теперь ему достаточно будет написать в Росреестре заявление на регистрацию права. А Росреестр в рамках информационного взаимодействия сам запрашивает у кадастровой палаты кадастровый паспорт. До 1 января 2013 года государственные услуги по осуществлению государственного учета объектов капитального строительства и предоставлению сведений об объектах учета предоставлялись бесплатно.

Цель таких изменений - создание единой базы объектов недвижимости, в которой будут находиться сведения и о земельных участках, и об объектах капитального строительства, а также, что очень важно, в дальнейшем будет установлена связь земельного участка с объектом недвижимости, который расположен на данном участке.

Принципиальное значение имеет использование положения Земельного кодекса РФ в рамках разработки государственного кадастра недвижимости. Другие кадастры и реестры функционируют как информационные системы, рассматривающие вопросы государственного управления в рамках соответствующих министерств и ведомств.

Одной из основных задач является использование современных технологий для автоматизации системы кадастрового учета. Использование такой системы повлечет за собой:

Повышение эффективности;

Более качественное обслуживание граждан и организаций;

Повышение рентабельности;

Более объективную подачу информации;

Снижение вероятности манипуляций и/или коррупции.

2.2 Принципы создания и ведения ГКН

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Подобные документы

    Государственный кадастр недвижимости как систематизированный свод сведений. Рассмотрение особенностей подготовки межевого плана. Анализ принципов ведения государственного кадастра недвижимости. Способы подготовки кадастрового паспорта земельного участка.

    дипломная работа , добавлен 27.11.2012

    Правовое регулирование государственного кадастрового учета земельных участков. Особенности осуществления кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости. Деятельность Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

    реферат , добавлен 21.05.2013

    Ведение государственного кадастра недвижимости в административном районе. Порядок предоставления внесенных сведений в государственный кадастр недвижимости. Понятие и этапы межевания объекта недвижимости. Порядок государственной регистрации сделок.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2014

    Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости. Кадастровый план территории. Проведение работ по межеванию, составление плана. Общее положение государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    курсовая работа , добавлен 07.11.2013

    Общая характеристика недвижимости. Виды объектов права собственности на недвижимость. Форма и государственная регистрации сделок с недвижимостью. Понятие государственного кадастра недвижимости и государственного кадастрового учета недвижимого имущества.

    дипломная работа , добавлен 21.11.2010

    Понятие, принципы и содержание государственного кадастра недвижимости. Порядок и особенности осуществления кадастрового учета земель. Ошибки в государственном кадастре недвижимости. Обеспечение контроля в сфере формирования объектов кадастрового учета.

    контрольная работа , добавлен 02.10.2012

    Законодательство Российской Федерации о роли сведений государственного земельного кадастра для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Правовая основа регулирования кадастровых отношений. Виды объектов недвижимости.

    лекция , добавлен 12.11.2013

    Состав сведений государственного кадастра недвижимости о прохождении Государственной границы и кадастровом делении территории Российской Федерации. Понятие и общие положения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2014

    Оценка недвижимости, ее цели, задачи и назначение. Нормативно-правовая база оценки недвижимости. Обзор системы государственной регистрации объектов недвижимого имущества, прав на имущество и сделок с ним. Правовое регулирование рынка недвижимости в РФ.

    реферат , добавлен 24.09.2015

    Ведение государственного кадастра недвижимости в административном районе, его структура и состав. Кадастровая выписка об объекте недвижимости, паспорт и план территории. Проведение работ по межеванию. Государственный кадастровый учет, регистрация прав.

Кадастровая деятельность включает работу по сбору, обработке, хранению и изменению сведений об объектах недвижимости в России. Учету подлежит недвижимость, которая находятся за пределами РФ – временно и постоянно (морские суда, самолеты и т.д.).

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

С 2020 г. ГКН и ЕГРП были объединены в единый ресурс – ЕГРН. Это обусловлено необходимостью упорядочения сведения об объектах недвижимости. Единый информационный ресурс находится под управлением Росреестра.

Создание единой базы данных обусловлено в силу множественности права собственности на землю – государственная, муниципальная, частная и т.д.

Что это такое?

Государственный кадастр недвижимости – система данных об учете объектов недвижимости и зарегистрированных на них прав.

Регистрация объекта и внесение изменений возможно только на основании имеющегося у субъекта права – собственности, аренды, бессрочного пользования и т.д.

Система позволяет осуществлять контроль и надзор в сфере использования объектов недвижимости. Ресурс способствует достоверной оценке объектов недвижимости и использованию их по назначению.

Основная цель кадастра – учет и информационное обеспечение заинтересованных субъектов, в том числе государства и должностных лиц.

Функции

Основные направления работы государственного кадастра связаны с регистрацией и контролем объектов недвижимости, внесением изменений в сведения – на основании технической документации: , акта , .

В перечень функций государства кадастра также входит ведение реестра объектов недвижимости, в том числе в бумажной форме.

На каждый объект заводится кадастровое дело, в состав которого входит техническая и на участок.

Специалисты государственного кадастра оформляют карты – в том числе в интерактивном режиме. Росреестра позволяет найти информацию о земельном участке по адресу или , обозначенному в (выписке) на земельный участок.

Государственный кадастр недвижимости выполняет правовую, экономическую, экологическую, управленческую, градостроительную и другие функции. Информация поступает в бумажной или электронной форме. Приоритет уделяется бумажным носителям – межевой, технической, правоустанавливающей документации.

Закон

С 1.01.2017 года порядок осуществления государственного кадастра устанавливается ФЗ № 218 от 13.07.2015 г. По-прежнему актуальны нормы ФЗ «О Государственном кадастре недвижимости», но большая часть норма этого закона утратила силу.

Кадастровые работы выполняются с учетом ЗК РФ, Лесного кодекса РФ, специальных законов – например, ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Кадастр недвижимости

Внесение информации об участке или другой недвижимости возможно с учетом первичных официальных документов – межевого плана, постановления уполномоченного субъекта, который предоставил землю или другую недвижимую собственность в пользование или распоряжение гражданина (компании).

Отдельный реестр составляют объекты землепользования стратегической направленности или участки, которые находятся в заповедниках или охраняемой государством зоне.

Кадастр представляет собой унифицированную систему учета, которая содержит информацию о расположении Государственной границы РФ, границ субъектов России и муниципальных образований.

По земельным участкам

Осуществляется на основании правоустанавливающих документов. Сам участок как объект собственности может быть снят с учета по требованию органов государственной власти или если на него не было зарегистрировано прав в течение 5 лет.

Предельный срок нахождения участка на учете без регистрации вещного или обязательственного права (собственности, аренды) ограничен 2022 годом.

Кадастровая документация на земельные участки выдается по заявлению граждан, организаций и других уполномоченных субъектов.

Регистрации также подлежат участки, которые были учтены ранее 2008 года. Для их оформления нужно предоставить кадастровый паспорт (), правоустанавливающий документ и заявление.

Другие виды

Кадастровому учету подлежат здания, сооружения, частные дома и квартиры. Сведения о них вносятся на основании технических документов, планов помещения, которые изготавливаются кадастровыми инженерами.

Сведения о большинстве объектов недвижимости находятся в свободном доступе и предоставляются по заявлению заинтересованных лиц. Отдельному учету также подлежат государственные объекты недвижимости – заповедники, природоохранные зоны, водохранилища, водоемы, в том числе пруды и т.д. Государству кадастру также подлежат полезные ископаемые.

Объекты и субъекты

Объектами ГКН являются земельные участки, лесные участки, леса, водоемы, искусственные объекты недвижимости- крупные инженерные сооружения и другая недвижимость. Понятие недвижимого имущества обозначено в ГК РФ – ст. 130.

Перечень объектов открытый. К недвижимости относятся объекты, перемещение которых повлечет их несоразмерный ущерб.

Субъектами ГКН являются правообладатели – лица, которые располагают вещными или обязательствами правами на недвижимость.

В их перечень входят физические лица (граждане, иностранцы, лица без определенного гражданства, ИП), организации (коммерческие и некоммерческие юридические лица), публично-правовые образования (государство, муниципалитеты). Сведения о субъектах вносятся на основании правоустанавливающих документов.

Получение выписки

Форма и структура выписки утверждена Приказом Минэкономразвития № 975.

В 2020 году предусмотрено 6 видов бланков:

  • об основных характеристиках недвижимости;
  • о передаче (переходе) прав на недвижимость;
  • о содержании прав на конкретный объект недвижимости;
  • о дате постановки объекта Росреестром на кадастровый учет;
  • об использовании объектов со специальным статусом;
  • о границах между регионами.

Выписка оформляется на основании заявления. Сведения о зарегистрированных правах на земельные участки (без специального статуса) доступны большому количеству заявителей. Для оформления выписки нужно предоставить паспорт.

Если заявление подает представитель, то потребуется нотариальная доверенность. Для получения документа необходимо оплатить сбор – 300 рублей в электронной форме, 600 руб. – в бумажном виде. Срок оформления составляет 3-5 рабочих дней.

Внесение изменений

На основании заявления правообладателя. Они должны быть согласованы – например, в случае с изменением границ участка вносятся поправки в межевой план.

Он подлежит переоформлению и согласованию с соседями, либо установка границ проводится в судебном порядке.