Как зачесть переплату налога по новым правилам. Заявление о зачете налога с одного кбк на другой Заявление в налоговую о взаимозачете по налогам

Переплата по налогу, даже очень небольшая – она как в пословице: «невелика напасть, а спать не дает». Полное погружение в тему позволит с легкостью восстановить баланс в налоговых платежах, пока срок исковой давности не сделал мучительно больно.

В целом план действий несложный: обнаружили ⇒ выбрали: возврат или зачет ⇒ подали заявление в налоговую ⇒ получили возврат или зачет переплаты.

БЛАНКИ И ФОРМЫ по теме

Итак, переплата по налогу: как вернуть? – читайте ниже во всех подробностях и с иллюстрациями . (в статье в основном говорится о переплате по «налогу», но все изложенное верно также и для штрафов и пеней по налогам – прим. редакции )

Содержание статьи
  1. Законодательный фундамент: ссылки на законы и разъяснения ведомств

Что делать, если образовалась переплата по налогу?

Переплата по налогу может возникнуть в двух случаях:

  • вы ошиблись – это излишне уплаченный налог;
  • ошибся налоговый орган – это излишне взысканный налог.

Во втором случае – сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с процентами (со дня, следующего за взысканием по день возврата или зачета по ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в этот период).

Отличительный критерий – основание перечисления в бюджет.

Излишне уплаченный налог образуется, если вы уплатили сумму больше, чем полагается по закону. Причины могут быть разные, например:

  • предприниматель сам (без «помощи» налоговиков) неверно рассчитал сумму налога;
  • ошибка в платежке (неверная сумма, неверные реквизиты, повторный платеж и т.д.);
  • изменение налогового режима (например, в середине года утеряно право на применение УСН, а авансовые платежи уже прошли), изменение законодательства;
  • по итогам года итоговая сумм налога меньше произведенных авансовых платежей.

Общее основание у этих причин – переплата сделана предпринимателем без участия налогового органа. Если налоговики вынесли решение, выставили требование, а вы его оплатили, пусть и добровольно, – это уже излишне взысканный налог.

Излишне взысканный налог – в бюджет перечислено больше, чем требует законодательство, и к этому привели действия налогового органа. Например:

  • инспекция доначислила налоги, а предприниматель их оспорил в суде, но на момент решения суда деньги уже перечислены в бюджет;
  • налоговый орган начислил налог, штраф, пени, отразил это в решении по итогам налоговой проверки и (или) в требовании, суммы перечислены в бюджет, после чего выявлены ошибки. При этом неважно, предприниматель добровольно уплатил лишние суммы, или они были взысканы принудительно, важно, что основанием были «расчеты» ФНС;
  • налоговики выявили переплату по налогу и самостоятельно провели зачет в счет недоимки, впоследствии выяснилось, что переплата была, а вот долги, в погашении которых зачтена переплата, начислены ошибочно (неправомерный зачет с даты его проведения можно считать излишне взысканной суммой).

Образовавшуюся переплату можно:

  1. зачесть в счет имеющейся задолженности по налогам (штрафам, пеням);
  2. зачесть в счет предстоящих платежей;
  3. вернуть на расчетный счет.

Процедура «зачета» переплаты более проста, чем возврат, как правило, на зачет налоговые органы идут охотнее. Но зачет возможен только между налогами одного уровня (см. следующий пункт темы).

Если есть задолженность по налогам (пеням, штрафам), которую можно зачесть, – сначала будет проведен зачет в счет их погашения, оставшейся суммой можно распорядиться по своему усмотрению.

При наличии долгов, возможных к зачету, налоговики могут и самостоятельно направить образовавшуюся переплату на погашение задолженности, без вашего заявления, известив вас «по факту». Но такую самостоятельность они проявляют не всегда. Поэтому можно не ждать ФНС и проявить инициативу: быстрее пройдет зачет – меньше пени.

Если переплата является излишне взысканной суммой, долги по налогам отсутствуют, и вы хотите зачесть суммы в счет будущих платежей – может возникнуть вопрос, поскольку в Налоговом кодексе нет прямого указания на возможность такого зачета (прописано только про возврат таких сумм). Утвержденные формы заявлений для такой «опции» требуют незначительной корректировки. Однако налоговые органы могут на это пойти (внутренние регламенты им позволяют подобный зачет). Но лучше все-таки предварительно проконсультироваться в инспекции.

Для возврата или зачета переплат по налогам необходимо направить в ФНС заявление. Формы заявлений утверждены Приказом № ММВ-7-8/09 (см. далее).

Между какими налогами можно провести зачет?

Все налоги делятся на группы (виды): федеральные, региональные и местные. Такое распределение устанавливает Налоговый кодекс (ст. 12 – 15).

Федеральные налоги и сборы:

  • налоги в рамках специальных налоговых режимов (УСН, ЕНВД, ЕСХН, Патент)
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина.

Региональные налоги:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

Местные налоги и сборы:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

Зачет переплаты можно провести только между налогами одной группы (вида), вне зависимости от того, в какой бюджет идут поступления и по какому КБК (коду бюджетной классификации).

Кроме того, предприниматель может выступать налоговым агентом: например, перечислять в бюджет НДФЛ с заработной платы своих сотрудников. Проводить зачет между налогами, по которым ИП выступает налоговым агентом, и налогами, по которым ИП является налогоплательщиком, также нельзя.

Заявление на зачет излишне уплаченного или взысканного налога (форма / бланк, образец)


Прил. № 9 к Приказу ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@: открыть для просмотра или для заполнения (doc, 32КБ).


Заявление о возврате излишне уплаченного или взысканного налога (форма / бланк, образец)


Прил. № 8 к Приказу ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@: открыть для просмотра или для заполнения (doc, 34КБ).

Образец заполнения с комментариями.

Куда обращаться для зачета или возврата сумм налогов, пеней, штрафов?

По общему правилу необходимо обратиться в налоговый орган по месту регистрации (т.е. по месту учета).

Если предприниматель зарегистрирован в нескольких налоговых инспекциях (по месту ведения бизнеса, по месту нахождения недвижимости), заявление лучше направить в налоговый орган, где выявлена переплата, – такого мнения придерживается Минфин. Хотя ФНС в ряде случаев считает, что налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать, в какую налоговую инспекцию ему удобнее обратиться.

Если ошибка обнаружена после смены налоговой, все заявления подаются по месту текущего налогового учета.

Некоторая путаница может возникнуть, если была смена налоговой в тот период, когда вопрос с зачетом / возвратом был «в процессе». Например, предприниматель подал заявление и сменил ФНС до вынесения решения налоговой. В такой ситуации налоговый орган по старому месту регистрации должен завершить вопрос, – это не прописано в НК РФ, но следует из судебной практики.

Если решение налоговый орган по «старой» регистрации вынес, а предприниматель оспорил его в суде, суд может обязать исполнить обязательства по возврату / зачету налоговую инспекцию, как по старому, так и по новому месту регистрации (с точки зрения суда, налоговые органы – это централизованная система).

Вернуть / зачесть переплату можно и в судебном порядке.

При этом для излишне уплаченных сумм обязательно обратиться сначала в налоговый орган, если получен отказ или решение не получено вообще – необходимо обратиться с жалобой в вышестоящий орган и только после этого – в суд.

По поводу излишне взысканных налогов можно обращаться напрямую в суд, но можно также направить сначала заявление в ФНС.

В какой срок нужно подать заявление о зачете или возврате переплаты по налогу?

Излишне уплаченный налог

Срок обращения в налоговый орган – 3 года. В общем случае начало исчисления срока идет с момента уплаты.

Особенности:

  • Если переплата образовалась при перечислении авансовых платежей (то есть по итогам года сумм налога оказалась меньше, чем уже перечисленные авансовые платежи), то начало трехлетнего срока идет с даты подачи годовой декларации. Или с установленной законом даты подачи декларации, если декларация подана с опозданием.
  • Если налог уплачивался частями (несколькими платежами) и образовалась переплата, срок исчисляется для каждого платежа отдельно.

Правила исчисления срока:

  • срок истекает в соответствующие число и месяц последнего года срока (т.е. то же число того же месяца через три года);
  • если дата окончания срока выпадает на выходной или праздничный день, окончание срока переносится на следующий за ним рабочий день.

Например: ошибочный платеж произведен 28 октября 2014 года, поскольку 28 октября 2017 года – суббота, то обратиться за возвратом (зачетом) переплаты необходимо по 30 октября 2017 года включительно.

Срок обращения в суд при оспаривании решения налоговиков – 3 месяца со дня, когда налоговый орган отказал в зачете (возврате) либо не вынес решение о зачете (возврате) в установленный Налоговым кодексом срок (это 10 рабочих дней).

В суд можно также обратиться с материальным требованием о зачете или возврате излишне уплаченных налогов, т.е. подать в суд заявление не об обжаловании решения налогового органа, а о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога. В этом случае действует общий срок исковой давности – 3 года. Грань тут тонкая, юридическая: если у вас именно такой случай – обратитесь к юристу.

Излишне взысканный налог

Срок обращения в налоговый орган – 1 месяц со дня, когда вы узнали о взыскании, или когда вступил в силу судебный акт о неправомерном взыскании налога.

Срок обращения в суд – 3 года со дня, когда вы узнали или должны были узнать о взыскании излишних платежей.

P.S. Все сделали и ждете возврат или зачет? Наберитесь терпения...


В какой срок инспекция вернет (зачтет) переплату по налогам?

Принять решение о зачете либо возврате сумм налоговая инспекция должна в течение 10 рабочих дней после получения от вас заявления. О своем решении налоговики должны уведомить в течение 5 рабочих дней после его принятия.

При положительном решении проводится:

  • зачет – в течение 10 рабочих дней;
  • возврат – в течение одного месяца.

Срок в общем случае считается от даты получения ФНС заявления налогоплательщика.

Но. Если переплата выявлена предпринимателем, налоговый орган вправе поверить не сразу и инициировать дополнительные процедуры:

  • провести сверку налоговых платежей – не более 15 рабочих дней (если нет расхождений – 10 рабочих дней);
  • провести камеральную проверку (если наличие переплаты следует из декларации, например, годовой или уточняющей) – не более 3 месяцев.

И уже по окончании данных процедур идет отсчет срока для принятия решения ФНС и проведения зачета и возврата переплаты, т.е. плюс 10 рабочих дней для зачета или плюс месяц для возврата средств.

  • Статья 78 Налогового кодекса РФ (часть 1) «Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа»
  • Статья 79 Налогового кодекса РФ (часть 1) «Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа»
  • Приказ ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/90@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней, штрафов"
  • Письмо Минфина России от 12.07.2010 N 03-02-07/1-315 (зачет и возврат излишних платежей в бюджет осуществляет та инспекция по месту вашего учета, которая выявила переплату)
  • Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, п. 33 (по излишне уплаченным платежам обращение в суд возможно только после того, как инспекция отказала в удовлетворении требования или оставила его без ответа)
  • ч. 4 ст. 198 АПК РФ (срок обращения в суд при оспаривании решения или действия (бездействие) налоговых органов три месяца)

Согласно новой редакции ст. 78 НК РФ процедура зачета излишне уплаченных сумм распространяется на авансовые платежи и штрафы. Поэтому теперь возможно подавать заявления о зачете (возврате) излишне уплаченных авансовых платежей и штрафов. На авансовые платежи порядок применения зачета (возврата) суды распространяли и ранее (см. п. 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 N 98), теперь это закреплено в п. 14 ст. 78 НК РФ.

Налоговый орган обязан сообщать налогоплательщику о каждом ставшем ему известном факте излишней уплаты налога и сумме переплаты по налогу в течение 10 дней, а не в течение месяца, как ранее. Но ст. 78 НК РФ по-прежнему не устанавливает никаких последствий нарушения налоговым органом данного срока. Поэтому налоговые органы вряд ли будут уведомлять налогоплательщика о каждом факте переплаты, и излишне уплаченные суммы лучше отслеживать самостоятельно.

После обнаружения переплаты по налогу возможно проведение сверки, о проведении которой может заявить как налоговый орган, так и налогоплательщик (раньше это право было предоставлено только налоговому органу). Результаты этой сверки необходимо оформить актом (абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ). Отметим, что значение сверки - это определение конкретной суммы переплаты. Однако это не означает, что в дальнейшем налогоплательщик не может обратиться с заявлением о зачете на большую сумму, если уже после проведения сверки выяснится, что переплата возникла в большем размере. Кроме того, наличие акта сверки не является обязательным условием для зачета или возврата излишне уплаченной суммы. Налоговый орган не вправе отказать в проведении зачета (возврата) только на том основании, что акт сверки отсутствует (см. Постановление ФАС Центрального округа от 28.11.2003 N А14-2583-03/109/24, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.02.2005 N Ф04-566/2005(8711-А27-33)).

Зачет излишне уплаченных сумм налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам по-прежнему будет проводиться на основании заявления налогоплательщика. Подавать заявление о зачете можно в течение трех лет со дня уплаты. Ранее этот срок в ст. 78 НК РФ указан не был, однако судебной практикой поддерживалось мнение, что срок составляет три года, так же как и для подачи заявления на возврат переплаты (см. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.06.2004 N 2046/04). Теперь же этот срок установлен прямо в НК РФ.

Сроки для проведения зачета в счет предстоящих платежей увеличились: вместо прежних 5 дней налоговый орган может принимать решение в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления либо со дня подписания акта сверки (если сверка проводилась) (п. 4 ст. 78 НК РФ).

Новая редакция п. 5 ст. 78 НК РФ предоставляет налоговому органу право проводить зачет переплаты по налогу в счет погашения недоимки по иным налогам, а также задолженности по пеням и штрафам самостоятельно в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения им переплаты, или подписания акта сверки (если сверка проводилась), или вступления в силу решения суда. Прежняя редакция п. 5 ст. 78 НК РФ позволяла налоговому органу самостоятельно зачесть переплату лишь в счет погашения недоимки по налогу. В счет погашения недоимки по пеням переплата по налогу не могла быть направлена без соответствующего заявления налогоплательщика (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.12.2005 N Ф04-8679/2005(17509-А27-35), Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2006 N А05-8548/2005-12 и др.).

В то же время согласно абз. 3 п. 5 ст. 78 НК РФ налогоплательщик в таком случае вправе самостоятельно подать письменное заявление о зачете суммы переплаты в счет погашения недоимки (задолженности по пеням и штрафам). Следовательно, при наличии такого заявления налоговый орган не сможет в соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ зачесть переплату в счет погашения иных задолженностей налогоплательщика.

В новой редакции ст. 78 НК РФ по-прежнему прямо не урегулирован вопрос о возможности зачета переплаты в счет будущих платежей при наличии недоимки. Если налогоплательщик подаст заявление о зачете будущих платежей, налоговый орган, основываясь на п. 5 ст. 78 НК РФ, может провести такой зачет, но только на сумму, оставшуюся после погашения недоимки. Однако в п. 4 ст. 78 НК РФ такого ограничения не предусмотрено. Поэтому в дальнейшем по этому вопросу возможны споры.

Начиная с 1 января 2008 г. изменится порядок зачета излишне уплаченных сумм. Он будет производиться по соответствующим видам налогов и сборов (а не бюджетов, как сейчас). Федеральные налоги будут зачитываться в счет федеральных, региональные в счет региональных, местные в счет местных (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ).

Например, налог на прибыль организаций является федеральным налогом (п. 5 ст. 13 НК РФ), однако уплачивается в два бюджета: федеральный и региональный (п. 1 ст. 284 НК РФ). Если сейчас, например, переплату по налогу на прибыль можно зачесть в счет недоимки по НДС только в той части, в которой переплата зачислена в федеральный бюджет, то после 1 января 2008 г. в счет погашения недоимки по НДС можно будет направить всю сумму переплаты по налогу на прибыль, поскольку оба налога являются федеральными. Обратная ситуация - переплату по налогу на прибыль сейчас возможно зачесть в счет недоимки по налогу на имущество организаций (в той части, в какой переплата зачислена в региональный бюджет). После 1 января 2008 года переплату по налогу на прибыль в счет недоимки по налогу на имущество направить будет нельзя, поскольку налог на прибыль - федеральный, а налог на имущество организаций - региональный (п. 1 ст. 14 НК РФ).

Срок для проведения возврата излишне уплаченной суммы налога не изменился. Возврат излишне уплаченной суммы налога по-прежнему осуществляется в течение месяца с момента получения заявления налогоплательщика. Но оговорены сроки принятия решения о возврате и направления поручения о возврате налога в территориальный орган Федерального казначейства (в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления или проведения сверки). Ранее эти сроки не устанавливались. Как и прежде, если налог не возвращен по истечении месяца со дня получения заявления о возврате, на сумму возвращенного налога начисляются проценты за каждый календарный день просрочки. Однако теперь в соответствии с порядком, предусмотренным п. 10 , п. 11 и п. 12 ст. 78 НК РФ, проценты за несвоевременный возврат рассчитываются после истечения месяца со дня подачи заявления и по день фактического возврата денежных средства на счет налогоплательщика.

В п. 13 ст. 78 НК РФ устанавливается, что зачет и возврат излишне уплаченных сумм налогов и уплата начисленных процентов производятся в валюте РФ.

Переходные положения

С 1 января 2007 года и до 1 января 2008 года суммы излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов возвращаются (зачитываются) за счет сумм, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет (п. п. 2 и 10 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ). То есть до 1 января 2008 года налог, причитающийся к уплате в федеральный бюджет, например НДС, можно зачесть только в счет переплаты по налогу, подлежащему перечислению в федеральный бюджет (НДС, часть налога на прибыль и т.п.). После этой даты будет производиться зачет федеральных налогов в счет федеральных (например, налога на прибыль в счет ЕСН), региональных в счет региональных (например, налог на имущество организаций в счет транспортного налога) и местные в счет местных.

Зачет (возврат) излишне уплаченных до 1 января 2007 г. сумм налога будет осуществляться по правилам, действующим до 2007 года (п. 9 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ). Поэтому новые правила (новые сроки на проведение зачета, право налогового органа самостоятельно провести зачет переплаты в счет задолженности по пеням и штрафам) будут применяться только в том случае, если сумма, подлежащая зачету (возврату), была уплачена уже после 31 декабря 2006 г.

В то же время в Письме от 21.03.2007 N 03-02-07/2-54 Минфин РФ разъяснил, что новые п. 12 ст. 78 и п. 7 ст. 79 НК РФ обеспечивают дополнительную гарантию защиты прав налогоплательщиков и согласно п. 3 ст. 5 НК РФ имеют обратную силу. Выражается это в следующем. Проценты начисляются налогоплательщику за каждый день просрочки. Однако, поскольку определенное время занимает сама процедура возврата, проценты могут быть уплачены не в полном объеме (без учета тех дней, которые прошли с момента принятия решения до момента фактического возврата). Поэтому п. 12 ст. 78 и п. 7 ст. 79 НК РФ устанавливают, что налоговый орган в таком случае должен самостоятельно принять решение о возврате оставшейся суммы процентов. Эта сумма рассчитывается исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного (взысканного) налога. Следовательно, при возврате налогоплательщику сумм, излишне уплаченных (или взысканных) до 1 января 2007 г. (если был нарушен срок их возврата), налоговый орган также обязан самостоятельно принять решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанных по день фактического возврата.

Сумма переплаты, уплаченная до 1 января 2007 года в иностранной валюте и подлежащая зачету (возврату) после 31 декабря 2006 года, будет возвращаться (зачитываться) в рублях. Пересчет должен быть произведен на день излишней уплаты (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

Если допущена переплата по какому-либо налогу, ее можно вернуть. Либо зачесть в счет уплаты будущих платежей (подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ). Чтобы сделать подобную рокировку, вам понадобится заявление на зачет налога с одного КБК на другой. Образец подобного документа на 2020 год с правилами зачета найдете в нашей статье.

В счет каких платежей можно зачесть излишне уплаченное

Сначала проверьте, возможен ли зачет переплаты по одному налогу в счет другого в вашем конкретном случае. Ведь не на любой КБК можно отправить имеющуюся переплату. Все будет зависеть от того, по чему именно у вас допущена переплата. И какие налоги - остальные. То есть важно, какие вообще обязательные платежи должна уплачивать в бюджет ваша компания.

По общему правилу зачесть переплату в счет погашения задолженности (текущих или предстоящих сумм) можно в пределах налогов одной группы. Таковых, напомним, три вида: федеральная группа, региональная и местная (п. 1 ст. 78 НК). Под данный пункт попадают как налогоплательщики, так и агенты (п. 14 ст. 78 НК). Это значит, что можно зачесть обычную переплату в счет недоимки налогового агента.

Например, компания как налоговый агент удержала из доходов своих сотрудников НДФЛ в сумме 12 000 руб. При выплате зарплаты эту сумму удержали, но в бюджет было перечислено только 7000 руб. Одновременно у организации как у налогоплательщика сложилась переплата по НДС в сумме 6000 руб. Часть этой переплаты (5000 руб.) допустимо зачесть в счет недоимки налогового агента по НДФЛ.

Сопоставить КБК, по которым возможен зачет в 2020 году, поможет наша таблица.

Памятка по зачету налогов в 2020 году

* Переплату по налогу можно зачесть не только в счет уплаты будущих платежей по налогам, а также в счет погашения недоимки, перечисления пени и штрафа (п. 1 ст. 78 НК РФ).

Как подать заявление на зачет переплаты по налогам

Если налоговики обнаружат переплату без вашего участия, они самостоятельно зачтут ее в счет недоимки по другому налогу того же уровня, либо пеням и штрафам по нему. Если долгов нет, то переплату некоторые налоговики на местах могут автоматически засчитывать и в счет текущих (будущих) платежей. Но по установленным правилам на это нужно оформить заявление, образец которого мы привели для вас, поэтому лучше не полениться и составить «лишнюю бумажку» (п. 4 и 5 ст. 78 НК РФ). Так можно быть точно уверенным, что свои обязательства по расчету с бюджетом вы выполнили.

Заявление на зачет (перевод) налога с одного КБК на другой можно подать в ИФНС в течение 3-х лет со дня образования переплаты (п. 2, 7 ст. 78 НК РФ). В ином случае, если прошло больше лет, вернуть свои кровные можно только через суд.

И имейте в виду: никакие проценты по общему правилу на сумму переплаты не начисляются. Поэтому есть смысл своевременно решать судьбу всех возникших переплат и управлять ими с наибольшей выгодой для компании.

Если налог был не переплачен, а излишне взыскан, то тут проценты должны быть начислены в обязательном порядке. Право на получение процентов остается за организацией, даже если она решила указанные излишние взыскания зачесть в счет недоимки по другому налогу (п. 5 и 9 ст. 79 НК).

Как заполнить заявление на зачет переплаты по налогам

Форма заявления на зачет налога приведена в приложении № 9 к приказу ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. КНД - 1150057. Таким образом, заполняется типовой бланк. Мы привели его для скачивания. Также далее найдете образец оформления.

Примите к сведению: действующий бланк используется с 31 марта 2017 года. До этой даты применялся другой бланк. Поэтому проверьте реквизиты документы, который вы готовитесь заполнять.

Если через механизм зачета вы хотите погасить недоимку, но точную сумму ее еще не знаете, можете не заполнять в заявлении специальную строку для указания суммы зачета. Такие разъяснения в интересах быстрого погашения долгов дали чиновники из Минфина в письме от 02.09.2011 № 03-02-07/1-315. В такой ситуации, как только размер задолженности станет известен, инспекция направит нужную сумму из имеющейся переплаты на погашение недоимки.

Что касается общего порядка заполнения, то компании и предприниматели заполняют только первую страницу. Вторая предназначена для физических лиц, не являющихся предпринимателями.

Привычного порядка заполнения формы нет. Но есть ряд пояснений в конце бланка (на второй странице). В остальном идет интуитивное заполнение. И ориентироваться можно на общие правила заполнения аналогичных форм.

Какие документы приложить к заявлению на зачет налогов в 2020 году

К заявлению на зачет приложите документы, из которых будет видно наличие переплаты. Это может быть ошибочная декларация и поясняющая бухсправка к ней; акт сверки расчетов с бюджетом; выписки банка.

Если заявление подает от имени фирмы человек по доверенности, нужна также копия этого документа.

Заявление на зачет излишне уплаченного налога: образец в 2020 году

Мы привели пример заполненного заявления для ситуации, когда переплату по НДФЛ организация зачитывает в счет другого федерального налога. В данном случае это НДС.

Способы подачи заявления

Заявление на зачет налога (переплаты) с одного КБК на другой можно подать в ИФНС (абз. 1 п. 4 ст. 78 НК РФ):

  • на бумаге. То есть лично руководитель идет в налоговую с просьбой о зачете. Либо его уполномоченное лицо. Либо также возможно почтовое отправление (ценным письмом с описью вложения);
  • в электронном виде (с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС либо через личный кабинет налогоплательщика).

Что делать после подачи заявления на зачет

После обращения в ИФНС с заявлением на перевод налога с одного КБК на другой, образец которого мы привели, ждите решения инспекторов.

На вынесение вердикта по зачету налоговикам дано 10 рабочих дней со дня, когда они получили от вас соответствующее заявление (абз. 2 п. 4 ст. 78 НК РФ).

О своем решении провести зачет или отказать в нем ИФНС должна сообщить вам в течение пяти рабочих дней со дня принятия ответа (п. 9 ст. 78 НК).

Как быть, если переплачены в ИФНС страховые взносы

В случае со страховыми взносами порядок перезачета сумм аналогичен выше изложенному по налогам. И форма заявления по взносам в ФНС используется та же (приложение № 9 к приказу ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@).

По зачету взносов в фондах смотрите приказ ФСС РФ от 17.02.15 № 49 (форма 22 - ФСС РФ) и постановление Правления ПФ РФ от 22.12.2015 № 511п (форма 22-ПФР). При этом по взносам на травматизм в ФСС форму заявления берите из приказа ФСС РФ от 17.11.2016 № 457 (приложение № 2). И тут зачитывать суммы можно только в пределах фонда.

Подавляющее большинство компаний в процессе своей хозяйственной деятельности рассчитывают и уплачивают налоги.

При этом далеко не все налогоплательщики могут с точностью рассчитать налоги. Зачастую нюансы документооборота внутри компании и при работе с контрагентами приводят к тому, что данные налогового учета изменяются и приходится предоставлять уточненные налоговые декларации.

Как правило, такие уточнения приводят к изменению сумм начисленных налогов и сумм налогов, причитающихся к уплате в бюджет.

Кроме того, порой каждый может ошибиться, и бухгалтерия не является исключением из этого правила. Ошибки могут быть допущены как во время расчета налога, так и в момент его перечисления, что так же может повлечь за собой изменение сумм налогов, причитающихся к уплате.

Ошибиться может не только бухгалтер, но и налоговый инспектор. Результатом такой ошибки может стать излишнее взыскание налогов и налоговых санкций с налогоплательщика.

С недоимками по налогам все довольно таки прозрачно - нужно доплатить налог и пени за просрочку.

Сложнее обстоит дело с переплатой и излишним взысканием налоговых платежей и санкций.

Порядок проведения зачета или возврат излишне уплаченных (или взысканных) сумм:

  • налогов,
  • сборов,
  • пеней,
  • штрафов,
регламентирован положениями 12 главы Налогового кодекса.

В данной статье будут рассмотрены последствия, возникающие при излишнем перечислении налогов и налоговых санкций в бюджет, а именно положения действующего законодательства, регламентирующие порядок зачета и возврата излишне уплаченных в бюджет сумм. Так же мы проанализируем арбитражную практику и комментарии Минфина РФ, касающиеся спорных ситуаций, связанных с возвратом и зачетом излишне взысканных и переплаченных налогов.

Условия зачета или возврата сумм, излишне уплаченных в бюджет

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных в бюджет осуществляется в соответствии с положениями ст.78 Налогового кодекса.

  • Так, в соответствии с п.1 ст.78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит:
  • зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам,
  • зачету в счет погашения недоимки по иным налогам,
  • зачету в счет задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения,
  • либо возврату налогоплательщику.
Зачет сумм излишне уплаченных:
  • федеральных налогов и сборов,
  • региональных и местных налогов,
производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, кроме случаев возврата с нарушением срока*.

*Срок возврата составляет один месяц со дня получения налоговым органом заявления на возврат излишне уплаченных сумм в бюджет.

В соответствии с п.3 ст.78 НК РФ, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в письменном виде, о каждом ставшем известным факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов:

  • по налогам,
  • сборам,
  • пеням,
  • штрафам.
Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым с одной стороны - налоговым органом, с другой - налогоплательщиком.

Для осуществления зачета или возврата излишне уплаченных сумм, налогоплательщик должен представить письменное заявление (возможно предоставление в электронной форме с цифровой подписью) в налоговую инспекцию.

  • о зачете,
  • возврате,
суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговой в течение 10 дней (п.5, п.8 ст.78 НК РФ):
  • со дня получения заявления,
  • или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась).
В соответствии с п.5 ст.78 НК РФ, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения:
  • недоимки по иным налогам,
  • задолженности по пеням, штрафам,
подлежащим уплате или взысканию в соответствии с Налоговым кодексом, может производиться налоговой самостоятельно.

В таком случае, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговой в течение 10 дней:

  • со дня обнаружения ею факта излишней уплаты налога,
  • или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась),
либо - со дня вступления в силу решения суда.

При этом, налогоплательщик может самостоятельно представить в налоговую заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).

В соответствии с п.6 ст.78 НК РФ, возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом:

производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Обратите внимание: Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (п.7 ст.78 НК РФ).

При этом, согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 28.06.2011г. №17750/10 по делу N А32-10520/10-59/165, срок для подачи заявления о зачете или возврате авансовых платежей по налогу на прибыль исчисляется:

  • с момента подачи декларации по налогу на прибыль за год (в случае ее своевременного предоставления),
  • с последнего дня, в который она должна была быть представлена (28 марта следующего года).
«Уплата:
  • ежемесячных авансовых платежей,
  • авансовых платежей по итогам отчетных и налогового периодов,
производится налогоплательщиками в порядке и в сроки, определенные статьей 287 Кодекса, согласно которой по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

Таким образом, названные положения статьи 287 Кодекса устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.

Соответственно, в случае когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода.

Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.4 ст.289 Налогового кодекса).»

В соответствии с п.9 ст.78 НК РФ, налоговая обязана в течении пяти дней со дня принятия Решения о зачете (возврате), обязана сообщить о нем налогоплательщику в письменном виде.

Указанное сообщение передается:

  • руководителю организации,
  • физическому лицу,
  • их представителям,
лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Налоговая должна вернуть переплату по налогам в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления о возврате такой переплаты.

При этом, если данный срок будет нарушен, то на сумму, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата (п.10 ст.78 НК РФ).

Правила, установленные ст.78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных:

  • авансовых платежей,
  • сборов,
  • пеней и штрафов,
и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Условия зачета или возврата сумм излишне взысканных в бюджет

Зачет или возврат сумм излишне взысканных в бюджет осуществляется в соответствии с положениями ст.79 Налогового кодекса.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него:

  • недоимки по иным налогам соответствующего вида,
  • задолженности по соответствующим пеням, штрафам,
подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со ст.78 НК РФ.

В соответствии с п.3 ст.79 НК РФ, заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган:

  • в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано:
  • в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном п.5 ст.79 НК РФ*, процентов на эту сумму.

* Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

При этом, проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Проценты начисляются на сумму излишне взысканную в бюджет, не зависимо от того, был ли произведен зачет или возврат такой суммы.

Данной позиции придерживается ФНС в своем Письме от 21.09.2011г. №СА-4-7/15431:

«При этом для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога - путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета, поскольку начисление процентов приведет к восстановлению имущественного положения налогоплательщика, нарушенного неправомерными действиями налогового органа.

Право налогоплательщика на выплату процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога, в зависимости от формы возмещения сумм налога (возврата или зачета) законом не предусмотрено.

Учитывая изложенное, установленная ст.79 НК РФ обязанность налогового органа осуществить возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе и при возврате, осуществляемом в форме зачета.»

Вышеуказанные правила, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных:

  • авансовых платежей,
  • сборов,
  • пеней,
  • штрафов,
и распространяются:
  • на налоговых агентов,
  • плательщиков сборов,
  • ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Излишняя уплата или излишнее взыскание налогов

Положения Налогового кодекса не содержат определений излишней уплаты и излишнего взыскания налогов, что не редко приводит к спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Такие споры возникают в связи с тем, что Налоговым кодексом предусмотрен разный порядок начисления процентов, причитающихся налогоплательщику, на излишне уплаченные и излишне взысканные суммы налоговых платежей.

Так, в соответствии с п.5 ст.79 НК РФ, сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами:

  • в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
В этом случае проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

При возврате излишне уплаченных сумм налогов начисление процентов происходит в соответствии с п.10 ст.78 НК РФ, не с момента излишней уплаты, а с момента неисполнения налоговым органом в установленный срок заявления налогоплательщика о возврате налога*.

* В соответствии с п.6 ст.78 Налогового кодекса, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Так какие же налоги считаются излишне взысканными, а какие - излишне уплаченными?

В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 №16551/11, налоги признаются:

  • Излишне уплаченными, если они начислены налогоплательщиком самостоятельно и отражены в налоговой декларации.
При этом не важно, каким образом осуществлялось перечисление налогов в бюджет - самостоятельно или путем взыскания недоимки по налогам налоговой инспекцией.
  • Излишне взысканными, если налоги были начислены на основании решения налогового органа, признанного в последствии не действительным полностью или частично.
Вне зависимости от того, заплатил ли налогоплательщик по решению сам или было произведено взыскание инспекцией, такие налоги возвращаются с процентами в соответствии с положениями 79 статьи.

Обоснование выводов, сделанных ВАС в Постановлении от 24.04.2012 №16551/11:

«Оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 Кодекса должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно, было ли оно произведено:

  • на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно,
  • либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.
При этом способ исполнения указанной обязанности:
  • самостоятельно налогоплательщиком,
  • либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию,
правового значения не имеет.

Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, т.е. без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.

Сам факт принудительного взыскания налоговым органом налога в размере, исчисленном налогоплательщиком в поданной налоговой декларации, при корректировке в последующем размера налоговой обязанности в сторону уменьшения путем подачи уточненной декларации, не является основанием для квалификации названных сумм как излишне взысканных с применением правил статьи 79 Кодекса.

Равным образом сам факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты доначисленных сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.

Установление Кодексом различных правил при определении начального момента начисления процентов в отношении излишне взысканных и излишне уплаченных сумм налогов (с момента взыскания или с момента просрочки исполнения заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм) обусловлено именно оценкой основания, в силу которого исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, было произведено.»

М ногие компании сталкиваются с ситуацией, когда у них возникает переплата по одному или даже по нескольким налогам. Разумным шагом в такой ситуации будет зачет переплаты в счет этого же или других налогов. Выясним, в каком ­порядке происходит такой зачет и какие документы нужно составить.

Сразу скажем, что правила о зачете переплаты применяются не только к налогам, но и к штрафам, и к пеням (п. 14 ст. 78, п. 9 ст. 79 НК РФ). Поэтому в дальнейшем, говоря о налогах, мы будем иметь в виду все три типа ­платежей.

Итак, переплата налога может возникнуть по двум причинам:

  • организация сама переплачивает налог (например, в результате неправильного определения налоговой базы или неверного указания КБК в платежке). В этом случае налог возвращается в ­порядке, который предусмотрен ст. 78 НК РФ;
  • налоговая инспекция взыскивает излишнюю сумму налога. В такой ­ситуации применяется ст. 79 НК РФ.

К сведению

Свернуть Показать

С 1 января 2015 г. принудительное взыскание налога допускается даже с лицевых счетов. Недосчитаться денег на лицевом счете могут те организации, чья недоимка по налогам составляет не более 5 млн руб. (подп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ). При возникновении большей задолженности налоговикам придется обращаться в суд.

Организация, переплатившая налог, может выбрать один из трех вариантов действий (глава 12 НК РФ):

  • вернуть переплату (в случае отсутствия задолженности по налогам - п. 1 ст. 79 НК РФ);
  • зачесть переплату в счет платежей по этому налогу;
  • зачесть переплату в счет платежей по некоторым (не по всем!) другим налогам.

Рассмотрим два последних варианта.

Какие налоги можно зачесть?

В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ зачет производится по видам налогов: федеральные - в счет федеральных, региональные - в счет региональных, местные - в счет местных (п. 1 ст. 12 НК РФ). При этом не ­имеет значения, в какой бюджет зачисляется тот или иной налог (письмо ­Минфина России от 26.04.2011 № 03-02-07/1-141).

Пример 1

Свернуть Показать

Федеральными налогами являются, в частности, НДС и налог на прибыль (п. 1 и 5 ст. 13 НК РФ). При этом НДС идет в федеральный бюджет полностью (ст. 50 БК РФ), а налог на прибыль (ставка 20%) распределяется между ­федеральным (по ­ставке 2%) и региональным (по ставке 18%) бюджетами (п. 1 ст. 284 НК РФ).

Тем не менее переплату по НДС можно полностью зачесть в счет налога на ­прибыль (и наоборот).

К сведению

Свернуть Показать

Налоги, уплачиваемые в связи с применением специальных режимов налого­обложения, тоже относятся к числу федеральных (п. 7 ст. 12 НК РФ, письмо ­Минфина России от 20.04.2006 № 03-02-07/2-30).

Если организация переплатила сама

Порядок действий организации будет зависеть от того, кто обнаружил переплату: она сама или налоговая инспекция.

Переплату обнаружила инспекция

В этом случае налоговики обязаны сообщить организации о переплате. На это им отводится 10 рабочих дней с даты обнаружения (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 78 НК РФ). Сообщение направляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@ (приложение № 2 к данному приказу). Оно может быть передано представителю компании под расписку, направлено обычной почтой, по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет (абз. 2 п. 4 ст. 31 НК РФ).

Надо сказать, что на практике налоговики далеко не всегда сообщают об обнаружении переплаты. Поэтому если организация выявила ее самостоятельно, есть смысл подать в инспекцию заявление о зачете, не надеясь на активность инспекторов в этом вопросе. Тем более что НК РФ позволяет это сделать, даже если налоговая инспекция сама обнаружила переплату (абз. 3 п. 5 ст. 78 НК РФ).

Если у компании имеется недоимка по налогам, то инспекция должна сама зачесть переплату в счет имеющейся задолженности (п. 5 ст. 78 НК РФ). Разумеется, это относится только к тем случаям, когда возможность принудительного взыскания задолженности не утрачена (п. 32 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Утрата может произойти, например, если инспекция попустила двухмесячный срок (после того, как организация не исполнила требование об уплате налога) на вынесение ­решения о принудительном взыскании задолженности (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Если же долгов нет, то дальнейшую судьбу переплаты может определить только налогоплательщик. В такой ситуации самостоятельно (т.е. без заявления налогоплательщика) проводить зачет переплаты (например, в счет предстоящих платежей по тому же налогу) инспекция не вправе (письмо Минфина России от 25.07.2011 № 03-02-07/1-260).

Переплату обнаружила организация

Налогоплательщик, обнаруживший переплату, может подать в инспекцию заявление о ее зачете. Форма этого документа утверждена приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@ (приложение № 9 к данному приказу).

К сведению

Свернуть Показать

Подать заявление о зачете можно в течение трех лет со дня уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Налоговая инспекция сверит информацию из заявления со своими данными о поступивших платежах. В случае выявления расхождений налоговики могут предложить провести сверку расчетов (абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ). Если все вопросы будут сняты, то инспекция примет решение о зачете сумм налога, если нет - об отказе в зачете. И в том, и в другом случае на принятие решения у инспекции есть 10 рабочих дней. Этот срок отсчитывается либо с даты получения заявления от организации, либо с даты подписания акта сверки расчетов (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 4 ст. 78 НК РФ). Нередко налоговики нарушают этот срок. В такой ситуации можно пожаловаться на их бездействие в вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 138 НК РФ), но потребовать уплаты процентов за просрочку нельзя. Такая мера предусмотрена при просрочке возврата (а не ­зачета) излишне уплаченного налога (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Еще пять рабочих дней у инспекции есть на то, чтобы сообщить организации о принятом решении (п. 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 78 НК РФ).

Заявление о зачете

Порядок заполнения заявления о зачете рассмотрим в Примере 2.

Пример 2

Образец заполнения заявления о зачете переплаты НДС в счет предстоящих платежей по этому же налогу.

Свернуть Показать

ООО «Актив» имеет переплату по НДС за III квартал 2015 г. в сумме 100 000 руб. Недоимка по другим федеральным налогам отсутствует. В связи с этим ­компания ­хочет зачесть переплату в счет предстоящих платежей по этому же налогу.

Заявление будет заполнено так:

Если излишние суммы взыскала налоговая инспекция

Зачесть излишне взысканный налог инспекция может только в счет имеющейся недоимки. Причем зачет инспекция проведет самостоятельно, без каких-либо заявлений от налогоплательщика (п. 1 ст. 79 НК РФ). А вот зачет в счет будущих платежей в данном случае невозможен (письмо ­Минфина России от 23.11.2012 № 03-02-07/1-293).

В соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ излишне взысканная сумма налога подлежит возврату с процентами, которые рассчитываются по ставке рефинансирования. При этом специалисты налоговой службы подчеркивают один очень важный момент: «для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога - путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета» (письмо ФНС России от 21.09.2011 № СА-4-7/15431). Суды с таким подходом согласны (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12.04.2013 по делу № А32-14781/2012, ФАС Московского округа от 26.04.2013 по делу № А40-85167/12-107-453 и от 16.03.2011 № ­КА-А40/1301-11 по делу № А40-82943/10-35-416).

К сведению

Свернуть Показать

Проценты начисляются со дня, следующего за датой взыскания, по день фактического возврата (абз. 2 п. 5 ст. 79 НК РФ).

На практике часто возникает вопрос: по какой формуле считать такие проценты? По мнению чиновников, исходить следует из того, что в году 360 дней (письма Минфина России от 14.01.2013 № 03-02-07/1-7, ФНС России от 08.02.2013 № НД-4-8/1968@). При этом они ссылаются на п. 2 постановления Пленума ВС РФ № 13, Пленума ВАС РФ № 14 от 08.10.1998 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами». Однако как постановление, разъясняющее ­применение ГК РФ, ­связано с налоговыми отношениями, понять сложно.

Именно поэтому Президиум ВАС РФ выпустил постановление, в котором указал, что при расчете следует использовать фактическое количество дней в году: 365 или 366 (постановление от 21.01.2014 № 11372/13 по делу № А53-31914/2012).