Мировая экономика. Шпаргалка. Демография — наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса

Демография изучает численность, территориальное размеще­ние и состав населения, закономерности их изменений на основе социальных, экономических, биологических и географических факто­ров, причин и условий.

Главная задача демографии как науки - выявление и позна­ние демографических законов, закономерностей, взаимосвязей. Среди практических задач демографии нужно назвать три основные:

1) на основе сбора и демографического анализа информации изучение тенденций и факторов демографических процессов;

2) разработка демографических прогнозов;

3) разработка мероприятий демографической статистики.

В демографии используют различные методы исследований, среди них описательный метод, статистические и математические методы анализа, абстрактно-аналитический метод, сравнительный метод, анализ и синтез, обобщение, методы индукции и дедукции, метод выдвижения гипотез и их проверки, экстраполяция и модели­рование, социологические методы исследования демографического поведения, картографические методы и др. При этом в демографии основное место занимают статистические и математические методы анализа.

Среди собственно демографических методов, наиболее часто используемых в демографических научных и практических работах,- метод когорт, продольный и поперечный демографический анализ, метод потенциальной демографии, методы стандартизации демо­графических коэффициентов и др.

Широко используются в научных и практических работах демографические модели; демографиче­ский прогноз (особенно часто осуществляемый методом передвижки по возрастам) обычно является неотъемлемой частью большинства работ с сюжетами демографического толка.

Современная демография - это комплексная наука о населе­нии (народонаселении), а еще точнее - это целая система взаимо­действующих наук, изучающих совместно воспроизводство населения и отдельные демографические процессы. Внутренняя дифференциа­ция демографии постепенно усложняется. Выделяют три основных критерия, на основе которых обосновывается внутренняя диффе­ренциация в демографии; при этом выделение внутри демографии субдисциплин и разделов основывается на совместном применении всех этих критериев. Среди них:

1) теоретический уровень научной интерпретации наблюдаемых феноменов;

2) объективно-предметный критерий;

3) связь с практикой, степень ориентированности на решение практических, прикладных задач.

В демографии, как и в других науках, происходит процесс специализации. Среди отраслей демографии выделяют, например, демографическую статистику, описательную демографию, формаль­ную демографию, теоретическую демографию, историческую демо­графию, экономическую демографию, социальную демографию и ряд других разделов.


Выделяют несколько направлений работ в демографии: демо­графическая теория, сбор первичных данных о населении и демо­графических процессах, описание демографических процессов, чистая - или формальная - демография (рассматривает количествен­ные соотношения демографических явлений, процессов, структур, изменение численности и состава населения под их влиянием), демо­графический анализ, историческая демография и др. В итоге можно выделить семь основных составляющих в систе­ме демографических наук:

1) теоретическая демография, история демографии, описатель­ная демография, экономическая демография, моделирование социа­льно – демографических процессов, т.е. своего рода теоретический фундамент науки;

2) отраслевые демографические науки: медицинская демо­графия, этническая демография, военная демография, политическая демография и др.;

3) источники информации и методы: источники данных о населе­нии, методы - статистические, математические, социологические, картографические и др.;

4) региональная демография;

5) прикладные демографические исследования;

6) социально - демографическое прогнозирование;

7) теоретические основы демографической политики.

Демография имеет тесные взаимосвязи с другими науками. Демография особенно тесно взаимодействует:

1) с социально-эко­номическими и историческими науками, изучающими экономику населения, социологию, социальную психологию, социальную и ми­грационную политику, географию населения, этнографию и др.;

2) ма­тематикой и статистикой (формальная демография и статистиче­ская демография);

3) биологическими науками: генетикой населения, эволюционной биологией, эпидемиологией, биологическим прогно­зированием развития населения и др. Демография использует мето­ды и привлекает факты, установленные этими науками. В свою оче­редь другие науки используют данные демографии для более глубокого понимания своего предмета исследования.

Наиболее тесной является связь демографии с историей, поскольку именно рассмотрение воспроизводства как историческо­го процесса позволяет выявить его социальную обусловленность, зависимость от конкретных социально - экономических процессов того или иного периода развития общества. С помощью этнографии демо­графия выявляет воздействие на процессы воспроизводства населе­ния особенностей культуры и быта разных народов. Из экономиче­ских наук наиболее тесно связаны с демографией те, которые занимаются изучением занятости и отношений в сфере распределе­ния. Из социологических наук наиболее близка к демографии социо­логия семьи. Социальная психология помогает демографии понять закономерности демографического поведения. Поскольку такое пове­дение регламентируется также правовыми нормами, имеются в демографии области, связанные с правоведением. Демографические про­цессы имеют обычно значительную региональную дифференциацию, а также зависят от типов расселения и поселений. Поэтому демо­графией привлекаются сведения и методы географии населения.

Чрезвычайно большое значение имеют в демографии статисти­ческие и математические методы. Именно с их помощью собирается большинство данных о населении, а затем эти данные проверяются и корректируются (выявляются погрешности, проводится стандарти­зация и т.д.). Не случайно впервые демография появилась как часть статистики. Основную часть данных дают демографии статистика населения и медицинская статистика.

Многие демографические процессы имеют в своей основе био­логическую составляющую. Этим объясняется использование в демо­графии методов и результатов исследований генетики, физиологии человека, психологии, геронтологии, антропологии и других биологи­ческих наук. Состояние здоровья людей, влияние условий труда и быта на заболеваемость и смертность исследует наука социальная гигиена, также связанная, таким образом, с демографией.

План лекции: 1. Понятие о биономике и ее разделах. 2. Биология экономики (биология общественного организма). 3. Передача информации как объект биоэкономики. 4. Научные и хозяйственные предпосылки возникновения биономики. 5. Место биономики в современной науке и экономике. 6. Экономическая биология как раздел биономики. 7. Прикладные направления исследований в экономической биологии.


Биономика – это: отрасль биологии, изучающая отношения между живыми организмами и их внешней средой; раздел эргономики, который включает поведенческие науки, биомеханику, осанку, растяжение; «эволюционное направление в экономической науке, рассматривающее экономику как самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, которой присущи все качества живого» (словарь РГИУ); новое направление в экономической теории, согласно которому к экономике применяются биологические модели и методы.







В то время как традиционная экономика основана на концепциях, заимствованных от классической ньютонианской физики, биономика выделилась из современной эволюционной биологии. Там, где традиционный взгляд видит организации как машины для производства продуктов, биономика видит организации как разумные социальные организмы.


Такой подход позволяет видеть в экономике живую саморегулирующуюся систему, что в свою очередь приводит к возможности определять ее жизнеспособность, изучать экономические болезни и способы их лечения. Таким образом, вводятся новые методы изучения экономических систем и оценки их качества.


Основателем биономики как направления в экономике является Майкл Ротшильд. В своей книге «Биономика: Экономика, как экосистема» (1990 год) он определил сущность биономики: проведение широких аналогий между биологической эволюцией и экономикой, и использование идеи естественного отбора применительно к экономическим процессам. При этом свойства, выделенные эволюцией, наследуются и накапливаются.


По примеру биологии, биономика уделяет первостепенное внимание процессам передачи информации. «Генетическая информация… является основой всей органической жизни. Техническая информация… есть источник всей экономической жизни. …генетическая изменчивость и естественный отбор - два феномена, аналогичных технической инновации и рыночной конкуренции, - порождают пульсирующий ритм эволюционных изменений» (М. Ротшильд)


Различные факторы, среди которых информатизация экономики, резко возросшая стоимость знаний, легкость перемещения капиталов через государственные границы, изменение взглядов на природу устойчивого и неустойчивого отношения порядка и хаоса и многие другие создали предпосылки для возникновения биономики.


К настоящему моменту по биономике написано множество научных трудов. Например, одну из школ этой дисциплины представляет Игорь Флор («Биономика: Анализ на основе биоэкономических аналогий» (2005), «Биологический подход к управлению экономическими системами» (2006)).


На фото: Основоположники современной биономики, Майкл Ротшильд (США) (слева) и Игорь Флор (Россия) (справа), Москва, 2007 год. На фото: Основоположники современной биономики, Майкл Ротшильд (США) (слева) и Игорь Флор (Россия) (справа), Москва, 2007 год.


Возможности для взрывного развития данного направления экономики в последнее время появились во-первых, благодаря беспрецедентному развитию самих биологических наук; во-вторых, благодаря развитию информационных технологий, нанотехнологий и так называемой "зелёной" химии. В совокупности биоинформационные и нанотехнологии формируют сейчас основу новой цивилизации, так называемого шестого технологического уклада.


Применение биотехнологий даёт человечеству возможности для решения четырёх главных проблем: продовольственного обеспечения; качества здравоохранения; деградации окружающей среды; проблемы, связанные с истощением, исчерпанием энергетических, сырьевых и иных ресурсов.


Биономика все еще находится в стадии формирования. Несмотря на огромную разницу, которая существует между традиционной экономикой и биономикой, противопоставлять их не верно и даже опасно, как невозможно противопоставлять биологию физике: эти дисциплины должны не противоречить, а взаимно дополнять и обогащать друг друга.




Биологами доказано, что антропометрия человека, включая рост, более чем на 80% определяется генетическими факторами и лишь в незначительной мере зависит от качества жизни, или биологического статуса индивида. Но поскольку генетический фактор практически неизменен, то изменчивость роста - индивидуального или среднего в социальных группах, классах и целых популяциях - обусловливается исключительно качеством жизни.


Средний рост современного 20-летнего жителя Петербурга равен 178 см, жительницы см. Если создать в Петербурге условия жизни, как в Швеции или Норвегии, то рост мужчин постепенно увеличится до см, а женщин - до см.


Потенциал, заложенный в генах человека, полностью реализуется лишь в благоприятных условиях, и, наоборот, при продолжительных и суровых лишениях происходит задержка роста, которая может компенсироваться более быстрым увеличением длины тела в благоприятные периоды. Отсюда следует: высокие люди в целом лучше питались, имели лучший уход, меньше болели и т.д., то есть в целом обладали более высоким биологическим статусом, чем люди низкого роста.


Биологический статус не является синонимом благосостояния или уровня жизни. Но он в существенной степени определяется доходом, что позволяет делать выводы о благосостоянии народа, национальном доходе страны по изменению средней длины тела ее граждан. В слаборазвитых странах, где поддержание биологического статуса поглощает большую долю доходов населения, связь между благосостоянием и биологическим статусом теснее. Напротив, в развитых странах, где на поддержание биологического статуса уходит меньшая доля доходов населения, связь слабее.




Во-первых, применительно к преобладающему большинству стран до середины XIX в. невозможно оперировать традиционными индикаторами благосостояния из-за отсутствия надежных данных. Немногим лучше положение со статистическими источниками и в последующие периоды; Во-вторых, антропометрические данные позволяют взглянуть на положение людей в новом ракурсе: оценить их биологический статус, баланс между потреблением и расходом энергии; В-третьих, антропометрические сведения универсальны и элементарны, их легче сравнивать, даже если они относятся к разным годам, к разным социальным группам или странам, они не нуждаются в поправках на инфляцию и структуру потребления.

Но одного такого устремления для того что бы обмен состоялся не достаточно, должны быть предпосылки, или по другому, определенные объективные обстоятельства, которые позволят человеку реализовать это устремление на практике. Упоминание о них так же имеется в приведенной выше цитате. Так из слов автора следует, что человек выделывающий лук и стрелы быстрее других, именно их использует в обмене. Подобное утверждение означает, что А.Смит полагал, что если человек изготавливает эти блага так же как все, или медленнее других, он не сможет воспользоваться ими для обмена. Поскольку для того чтобы получить посредством обмена большее вместо меньшего он нечто большее, с точки зрения его партнера по сделке, должен предложить ему, ведь он также совершает обмен, а стало быть извлекает выгоду такого же плана. Но это возможно только в том случае если вещь, отчуждаемую в ходе обмена, каждая из сторон производит быстрее своего партнера. Строго говоря, здесь имеет значение относительная, а не абсолютная скорость производства некого блага. Так в вышеприведенном примере было показано, что обмен может иметь смысл для обоих участвующих в сделке лиц даже в том случае если одно из них , в абсолютных величинах , оба продукта изготавливает быстрее другого . Необходимое для обмена (замещения) отличие производственных способностей здесь проявляется в относительных скоростях изготовления обмениваемых продуктов. Кстати именно поэтому менее развитые страны, отстающие по уровню производительности труда, могут участвовать в международном разделении труда, поставляя свои продукты в страны, где эти продукты изготавливаются с меньшими издержками всех видов ресурсов. Более подробно речь об этом будет идти позже, а пока я имею право говорить лишь о том как видел проблему А. Смит . То что вывод, сделанный из его слов, соответствует действительности можно подтвердить другой цитатой из его сочинения. " Всякий, предлагающий другому сделку какого-либо рода, предлагает сделать именно это. Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно, -- таков смысл всякого подобного предложения. Именно таким путем мы получаем друг от друга значительно большую часть услуг, в которых мы нуждаемся. Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах". Адам Смит. "Исследование о природе и причинах богатства народов". КНИГА 1. Глава II "О причине, вызывающей разделение труда". Так что А.Смит видел не только неравенство представляющее суть обмена, но и неравенство являющееся одной из предпосылок его возникновения, заключающееся в неравных способностях людей изготавливать различные блага. Поразительно при этом то, что он не разглядел истинного значения ни одного из них ни другого. Поскольку в последующем, говоря о количественной стороне менового отношения, исходит не из указанных им неравенств, а из уравнения, проявляя тем самым непоследовательность в суждениях. " В обществе первобытном и малоразвитом, предшествовавшем накоплению капиталов и обращению земли в частную собственность, соотношение между количествами труда, необходимыми для приобретения разных предметов, было, по-видимому, единственным основанием, которое могло служить руководством для обмена их друг на друга. Так, например, если у охотничьего народа обычно приходится затратить вдвое больше труда для того, чтобы убить бобра, чем на то, чтобы убить оленя, один бобр будет, естественно, обмениваться на двух оленей, или будет иметь стоимость двух оленей. Вполне естественно, что продукт, изготовляемый обычно в течение двух дней или двух часов труда, будет иметь вдвое большую стоимость, чем продукт, изготовляемый обычно в течение одного дня или одного часа труда". . Далее, касательно менового отношения труда на капитал, он вновь возвращается к неравенствам, поскольку не разглядеть их в этом случае попросту не возможно. В частности он отмечает " При обмене готового товара на деньги, на труд или на другие продукты, помимо оплаты цены материалов и заработной платы работников, должна быть еще дана некоторая сумма для прибыли предпринимателя, рискующего своим капиталом в этом деле. ... У него не было бы никакого интереса нанимать этих рабочих, если бы он не мог рассчитывать получить от продажи изготовленных ими произведений что-нибудь сверх суммы, достаточной лишь на возмещение его капитала". Адам Смит. "Исследование о природе и причинах богатства народов". КНИГА 1. Глава VI "О составных частях цены товаров" .

Тема 20. Воспроизводство населения и рынок труда

20.1. Демографические процессы. Противоречивость проблемы.

20.2. Количественная и качественная характеристика трудовых ресурсов. Занятость и ее виды.

20.3. Социально-экономические факторы. Воспроизводство трудовых ресурсов.

Демография – наука о народонаселении. Впервые этот термин был использован французским ученым А.Гийаром в 1855 г. в его книге «Элемент статистики населения, или сравнительная демография». Демография – общественная наука, которая на основе социальных, экономических, биологических и географических факторов, причин и условий исследует закономерности процессов, происходящих в структуре размещений, перемещений и динамики народонаселения. Изучение демографических процессов в отдельной стране нельзя рассматривать в отрыве от демографической ситуации на всей земле, а также из учета фактора историчности данного процесса.

Проследим численность населения в исторически значимые периоды для нашего государства:

население мира – 275 млн. чел.

из них в Европе – 42 млн. чел.

Киевская Русь – 8 млн. чел.

1200 г. – 348 млн. чел.

из них в Европе – 100 млн. чел.

в Азии, Австралии и Океании – 203 млн. чел.

1800 г. – 906 млн. чел.

из них в Европе – 187 млн. чел.

1900 г. – 1608 млн. чел.

из них в Европе – 401 млн. чел.

в Африке – 120 млн. чел.

в Америке – 140 млн. чел.

В настоящее время в мире проживает более 6 млрд. чел, в Африке – 600 млн. чел., и при доминирующей роли традиционной экономики потребности людей уже превысили допустимую нагрузку на местные биологические системы.

По прогнозам, численность населения мира к 2025 г. составит 8 млрд. чел.

Демографические проблемы в нашей стране начали изучаться только с 60-х годов ХХ столетия, т.к. ранее считалось, что, покончив с безработицей к началу 30-х годов, организовав систему подготовки кадров, наша страна демографических проблем иметь не может.

Демографические проблемы в нашей стране были сложными и многообразными и в целом их можно было свести к двум основным составляющим:

1) два противоположных типа воспроизводства населения;

2) демографические последствия войны.

В бывшем СССР сложились 2 типа воспроизводства населения (Н:1.1) на основе низкой, контролируемой населением рождаемости, низкой смертности и высокой интенсивности миграции. Этот тип воспроизводства характерен для России, Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии и Грузии, т.е. примерно для 80% населения бывшего Советского Союза. Для данного типа характерна система, которая не обеспечивает простого воспроизводства населения. По подсчетам демографов, от первоначальной численности населения в 1000 чел. через 30 лет остается 621 чел., через 98 лет – 386 чел., через 50 лет – 92 чел., через 300 лет – 8 чел., или менее 1% от первоначальной численности населения.



Тип воспроизводства на основе высокой рождаемости, низкой смертности и малой интенсивности миграции за пределы своих республик дает высокий процент (от 2,5 до 3%) ежегодно и характерен для коренного сельского населения республик Средней Азии. В результате наступает перенаселенность, отсутствие для избыточных трудовых ресурсов стабильных источников дохода, рост социально-экономической нестабильности и неблагоприятных экономических последствий. Если раньше, до распада СССР, можно было рассчитывать на миграцию молодежи из Азии в Россию, то теперь, в условиях образования СНГ, такой вариант практически исключается.

Демографические последствия войны делят на прямые и косвенные. Прямые – более 20 млн. чел. погибших, а косвенные – это неродившееся поколение в результате войны, снижение «качества» населения: уровень образования, состояние здоровья и пр.

Трудовые ресурсы государства представляют собой трудовой потенциал, т.е. являются интегральной характеристикой количества, качества и мерой совокупной способности к труду.

Современный рынок труда включает три основные категории лиц:

1) «синие вортонички» (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);

2) «серые воротнички» (рядовые работники – вспомогательный персонал);

3) «белые воротнички» (работники умственного труда: служащие, инженеры, административно-управленческий персонал и т.д.).

Развитие научно-технического прогресса и переход к информационному обществу вызвал ряд качественных и количественных сдвигов в структуре рынка труда:

Наблюдается резкое снижение удельного веса, работников физического труда;

Значительно возросла доля работников умственного труда.

Характерной чертой качественной эволюции современной рабочей силы является рост ее образовательного уровня.

По показателям образования и квалификации рабочей силы Россия находится на одном из ведущих мест в мире. Так на начало 1998 г. высшее образование в стране имело более 19% всех занятых, а среднее (общее и специальное) – около 69%; вузами было выпущено около 46 тыс. специалистов, а в 1998 г. в России насчитывалось более 3 млн. студентов вузов (207 студентов на 10 тыс. населения. Уровень образования рабочей силы в целом населения является одним из важных сравнительных конкурентных преимуществ.

Ускоряющиеся процессы обновления научно-технических знаний повысили потребность в специалистах, умеющих на основе достижений информатики творчески использовать научные и инновационные подходы в совершенствовании технологий.

Современные условия и развитие информационного общества требуют от работников совершенные знания информатики, владение компьютерной техникой, требуется высокий уровень устной и письменной речью. Умение читать книги и литературные обзоры, научные и технические журналы, финансовые отчеты и юридические документы.

Высокий уровень динамики инновационных процессов в экономике вызвал необходимость создания на предприятиях, организациях, учреждениях системы непрерывного образования кадров. Регулярное обновление и пополнение профессиональных качеств работников в вузах, на факультетах и курсах повышения квалификации.

Занятость является важнейшей характеристикой экономики и благосостояния нации. Этот показатель является оценкой благополучия страны, ее экономической и социальной стабильности. Занятость является составной частью социально-экономической политики.

В Законе «О занятости населения РФ» определены социально-экономическая структура занятости, где выделены основные ее виды. К ним относятся:

Работающие по найму;

Занимающиеся предпринимательской деятельностью;

Временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышение квалификации и т.д.;

Самостоятельно обеспечивающие себя работой;

Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

Проходящие службу в рядах Российской армии и др. вооруженных структурах государства;

Обучающиеся в учебных заведениях.

Из многообразия видов деятельности можно выделить 3 группы занятых:

1) занятые в экономике оплачиваемой деятельностью;

2) служащие Российской Армии;

3) учащиеся с отрывом от производства.

Занятых в экономике по характеру участия в экономических процессах можно подразделить на три подгруппы:

1) наемные работники;

2) работодатели;

3) самозанятые.

Рынок труда, строящийся на законах спроса и предложения и функционирующий по определенным принципам и механизмам, является рынком особого рода и имеет ряд существенных отличий от других товарных рынков. На функционирование рынка труда существенное влияние оказывают экономические факторы, которыми можно считать:

Численность населения, находящегося в трудоспособном возрасте, т.е. число людей, которые могут быть задействованы в процессе производства;

Возрастную структуру населения, показывающую, какими трудовыми ресурсами располагает страна;

Уровень занятости и профессиональная структура занятых, что определяет эффективность использования трудового потенциала и пути увеличения объемов производства;

Переток трудовых ресурсов из одной производственной сферы в другую и процессы миграции населения;

Квалификационный уровень рабочей силы и уровень производственной культуры, как факторы, определяющие качество рабочей силы.

Российская экономика располагает значительными трудовыми ресурсами. Общая численность в 1997 г. составляла 147 137 тыс. человек, из них в трудоспособном возрасте находилось 84 337 тыс. человек, т.е. 57,3% населения. Наряду с этим за последние годы наблюдается ряд негативных тенденций, связанных с воспроизводством рабочей силы. К ним следует отнести старение населения, увеличение численности населения старше трудоспособного возраста, снижение численности населения моложе трудоспособного возраста за счет резкого сокращения рождаемости. Наблюдается естественная убыль населения, связанная со снижением рождаемости и уменьшением средней продолжительности жизни, что может отразиться в уменьшении численности трудоспособного населения в 2005-2010 гг.

Повышение эффективности воспроизводства трудовых ресурсов можно с помощью использования различных рыночных инструментов регулирования: повышение мобильности рабочей силы, стимулирования свободного перетока занятых между сферами производственной деятельности, ввода дифференцированной системы социальной помощи безработным.

концепция "пределы экономического роста"

концепция "нового качества" экономического роста

Концепция "устойчивого развития"

70. К природным ресурсам, создающим условия существования человека, в первую очередь относится:

Панфилова

71. Абсолютная ограниченность минерально-сырьевых ресурсов связана с (отметить):

вовлечением в хозяйственный оборот новых видов ресурсов

кардинальными сдвигами в производственном базисе

Общей ограниченностью масштабов нашей планеты и всех видов ресурсов

72. Возобновляемые (воспроизводимые) виды природных ресурсов:

Солнечная энергия

Геотермическая энергия

73. Относительная ограниченность минерально-сырьевых ресурсов связана:

общей ограниченностью масштабов нашей планеты и всех видов ресурсов

Кардинальными сдвигами в производственной базе

Вовлечении в хозяйственный оборот новых видов ресурсов

74. Пять стран, в недрах которых сосредоточено 100 млрд. т. нефти (или 2/3 от всех разведанных запасов):

Венесуэла

Саудовская Аравия

Норвегия

75. Семь стран, в недрах которых сосредоточено 60% разведанных запасов природного газа:

Узбекистан

Туркменистан

Саудовская Аравия

76. Основными экспортерами нефти в настоящее время являются:

Мексика

Норвегия

Саудовская Аравия

Венесуэла

77. Основные импортеры нефти:

Страны ЕС

78. Первые пять мест в мировом спросе на первичные энергоресурсы:

Гидроэнергия

Природный газ

Атомная энергия

энергия ветра

солнечная энергия

79.Главные факторы, которые по выражению П. Самульсона обеспечат, как отдельным странам, так и в целом мировой экономике «безкризисное развитие»:

Природные ресурсы

Население

Капитал

Технические новации

демократия

культура

экологическая чистота

гуманность

80. «Шестерка» стран-лидеров по добычи золота:

Австралия

81. Наука, которая на основе социальных, экономических, биологических и географических факторов исследует процессы, происходящие в структуре, динамике, перемещении и размещении населения называется:

глобалистика

социология

политология

Демография

мировая экономика

82. Численность населения Земли по прогнозам будет:

постепенно уменьшаться

медленно сокращаться

Расти все медленнее

расти все более быстрыми темпами

83. Перемещение сельского населения в города неизбежно ведет к:

маргинализации

Урбанизации

демократизации

демопуляции

84. Перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на достаточно длительный срок - это:

диверсификация населения

маргинализация населения

Миграция населения

геополитизация

урбанизация

85. Рабочие - фронтальеры - это:

официально регистрирующиеся трудящиеся-мигранты

нелегальные иммигранты

Ежедневно пересекающие границу рабочие

члены семей мигрантов

86.Рост среди мигрантов удельного веса специалистов высокой квалификации приводит к:

значительным убыткам

росту экономической преступности

политической нестабильности

Значительному экономическому эффекту для принимающих стран

87. Группы населения, объединенные по национально-этническим или религиозным признакам и проживающие в новом для себя районе (стране) называются:

народность

Диаспора

88. Современная демографическая ситуация в России характеризуется:

ростом числа родившихся

сокращением смертности среди населения

Депопуляции

Снижением ожидаемой продолжительности жизни

увеличением продолжительности жизни

89. Продолжительная тенденция «старения» населения характерна для следующих стран:

развивающиеся страны

Промышленно-развитые страны

страны с переходной экономикой

90. Профессиональная структура населения отражает:

политическую активность страны на международной арене

Степень развития общества в целом

половозрастной состав населения

Достигнутую структуру экономики стран

уровень безработицы в стране

Общие тенденции в распределении рабочей силы по секторам занятости

91. Характерные тенденции распределения экономически активного населения (ЭАН) в промышленно развитых странах:

рост ЭАН в сельском хозяйстве

Уменьшение и стабилизация ЭАН в сельском хозяйстве

Рост занятых в сфере услуг

92. Характерные тенденции распределения занятых в развивающихся странах:

рост занятых в сельском хозяйстве

Рост занятых в промышленности

Высокий уровень занятых в сельском хозяйстве



Рост занятых в сфере услуг

93.Характерные тенденции распределения ЭАН в странах с переходной экономикой:

Стабильно высокий уровень занятых в сельском хозяйстве

Рост занятых с сфере услуг

рост занятых в промышленности и строительстве

Уменьшение занятых в промышленности и строительстве

94. Причины международной миграции:

Экономические

Демографические

Военно-политические

Экологические

Терроризм

Подлесных

95.Характерными чертами понятия «Демографический взрыв» считаются

Снижающаяся смертность

низкая смертность

Высокая рождаемость

Резкое увеличение темпов роста населения

снижающаяся рождаемость

стабильное или растущее по минимальной динамики население

низкая рождаемость

96.Характерными чертами понятия «Демографическая зрелость» считаются

снижающаяся смертность

Низкая смертность

высокая рождаемость

снижающаяся рождаемость

Низкая рождаемость

Стабильное или растущее по минимальной динамике население

97.Характерными чертами понятия «Демографический кризис» считаются

высокая рождаемость

Высокая смертность

Коэффициент естественного движения населения со знаком минус (-)

Депопуляция

Смертность превышает рождаемость