Налог бай электронное декларирование. "Всё о налогах TUT": Что дает система электронного документооборота. Налог на вклады

Многие организации подают налоговые декларации в виде электронного документа, т.е. используют для этих целей систему электронного декларирования. Как в учете отразить расходы на подключение к этой системе? Рассмотрим на примере.

Подключение к электронному декларированию. Чтобы подключиться к системе электронного декларирования налогов, организация должна зарегистрироваться в качестве потребителя республиканского удостоверяющего центра Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (далее — РУЦ ГосСУОК).

Функции оператора РУЦ ГосСУОК осуществляет республиканское унитарное предприятие «Национальный центр электронных услуг».

Для регистрации в качестве потребителя РУЦ ГосСУОК плательщик может обратиться:

— непосредственно в РУЦ ГосСУОК (г. Минск, пр-т. Машерова, 25, каб. 200, тел. +37517 229 30 00 доб. 722),

РУЦ ГосСУОК оказывает услугу регистрации с выпуском сертификата открытого ключа. По истечении срока действия сертификата открытого ключа регистрацию надо продлить. В отдельных случаях организации может понадобиться перерегистрация (например, если изменился юридический адрес организации, забыли пароль и др.).

Отражаем расходы в бухгалтерском и налоговом учете. Факт оказания услуги регистрации (продления регистрации, перерегистрации) подтверждается актом об оказании услуги, который составляется и подписывается в день оказания услуги.

Расходы на электронное декларирование можно назвать организационными. Они относятся к расходам по текущей деятельности и связаны с управлением организацией в целом. Следовательно, их можно считать управленческими расходами. В зависимости от уставных видов деятельности созданной организации такие расходы отражаются на счете:

— учета общехозяйственных затрат (счет 26) — при промышленной и иной производственной деятельности;

— учета расходов на реализацию (счет 44) — при торговой и торгово-производственной деятельности <*> .

При определении финансовых результатов организационные расходы, учтенные в составе управленческих и отраженные на счетах 26 или 44, списываются в дебет счета 90 субсчет 90-5 «Управленческие расходы» <*> .

Также отметим, что расходы на электронное декларирование включаются в состав расходов в том отчетном периоде, в котором они фактически произведены (т.е. на дату акта об оказании услуги) <*> .

В налоговом учете расходы на электронное декларирование включаются в состав учитываемых затрат. Они признаются в том периоде, к которому относятся (по принципу начисления), т.е. в месяце их отражения на счете бухгалтерского учета <*> .

Предъявленные суммы «входного» НДС организация может принять к вычету в общем порядке <*> .

Пример. Организация в январе 2018 г. зарегистрировалась в качестве потребителя РУЦ ГосСУОК. Согласно акту об оказании услуги стоимость этой регистрации с выпуском сертификата открытого ключа составила 65,40 руб. (в том числе НДС 10,90 руб.).

В бухучете понесенные расходы отражаются следующими записями:

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб.
Перечислена оплата за регистрацию в качестве потребителя РУЦ ГосСУОК с выпуском сертификата открытого ключа 60 51 65,40
Расходы на регистрацию в качестве потребителя РУЦ ГосСУОК с выпуском сертификата открытого ключа отражены в составе управленческих расходов

(65,40 — 10,90)

26,44 60 54,50
Отражена предъявленная сумма НДС за регистрацию в качестве потребителя РУЦ ГосСУОК с выпуском сертификата открытого ключа 18 60 10,90
«Входной» НДС принят к вычету 68-2 <1> 18 10,90
Списаны управленческие расходы 90-5 <2> 26,44 54,50

О возможностях системы электронного декларирования

Электронное декларирование облегчает плательщикам процесс заполнения налоговых деклараций, автоматизирует процедуру их представления в налоговые органы, обеспечивает контроль правильности заполнения показателей налоговых деклараций.

Так, декларации по налогу на прибыль, при упрощенной системе налогообложения, единому налогу для предпринимателей, единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции, подоходному налогу от предпринимательской деятельности, налогу на добавленную стоимость заполняются непосредственно на портале МНС, что устранило необходимость отслеживания субъектами предпринимательства изменений программного обеспечения и его обновления.

Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели могут воспользоваться электронными сервисами:

Личный кабинет плательщика, функционал которого позволяет плательщику, имеющему ключ ЭЦП, на портале Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь сформировать запрос на получение различного рода сведений и получить ответ в автоматическом режиме.

Центр информирования, который предназначен для направления инспекциями МНС информации для плательщиков.

Проверка оплаты на портале. Сервис предназначен для проверки зачисления уплаченной суммы налога на лицевой счет плательщика. Он востребован физическими лицами, подключенными к услуге «личный кабинет» и осуществляющими уплату налогов наличными денежными средствами либо через карт-счета.

Электронное декларирование налогов – услуга налоговой службы, позволяющая подавать декларации в электронном виде. Сервис призван экономить время плательщиков и сотрудников инспекции, внедрять безбумажный документооборот, избавлять от необходимости личного визита в налоговые органы, снизить количество ошибок и в целом сделать процесс эффективнее.

Кроме подачи декларации об уплате налогов, электронный сервис позволяет посылать в инспекцию любые запросы и документацию, заявления на административные услуги, получать справки. Решения налоговых органов, выписки с лицевого счета, расчеты с госбюджетом – обо всем этом можно узнать через сервис. Также можно посылать отчетность в “Белгосстрах” и в статистические госорганизации, взаимодействовать с Минюстом.

Переходить на электронное декларирование налоговики начали в 2009 году, и их усилиями этот способ представления уплаты налогов со временем стал основным. С 2014 года декларации по НДС принимают только в электронном варианте. Обязательным это стало и для организаций, где работают более 50 сотрудников. Можно ожидать, что позже эта практика распространится и на другие виды налогообложения.

Подключение к системе

Чтобы начать пользоваться электронным декларированием необходимо:

  • Зарегистрироваться подписчиком удостоверяющего центра (УЦ) унитарного предприятия "Информационно-издательский центр по налогам и сборам".
  • Создать персональный ключ цифровой электронной подписи – им налогоплательщик удостоверяет декларации. Его генерируют в УЦ.
  • Создать сертификат открытого ключа – с его помощью налоговики контролируют подлинность присланной и подписанной плательщиком документации.

После этого можно начать заполнять и отправлять электронные декларации.

Что нужно для регистрации в УЦ

Представительства "Информационно-издательского центра по налогам и сборам" открыты в Минске и областных центрах. В столицы районов сотрудники РУП время от времени приезжают сами для обслуживания клиентов. График подключений и технического сопровождения заранее согласовывают.

Услуга регистрации – платная. Скачать счета-фактуры для юрлиц и физлиц, а также индивидуальных предпринимателей можно на официальном сайте центра. Оплатив, надо идти в организацию для первоначальной регистрации, выдачи сертификата и программного обеспечения. Явиться в центр должен именно тот, кто собирается подписывать электронную документацию цифровой подписью. С собой необходимо взять заверенную нотариально копию извещения про постановку на учет, которая удостоверяет номер плательщика Фонда соцзащиты Минтруда.

Списки документов для получения ключа отличаются в зависимости от статуса плательщика. Индивидуальный предприниматель должен принести:

  • Паспорт или иной документ для удостоверения личности.
  • Копию квитанции об оплаченной регистрации.
  • Копию документа о госрегистрации ИП.
  • Информационный носитель для ключа и паспорт этого устройства. Сама регистрирующая организация советует пользоваться USB AvPass или AvToken производства компании “Авест-Системс”. Если у плательщика есть собственная флешка с документом, то можно использовать и ее. При оплате выбрать счет-фактуру на регистрацию без предоставления носителя.
  • Два экземпляра разборчиво заполненного печатным шрифтом, скрепленного печатью (если она есть) и подписанного списка данных об ИП. В форме надо указать ФИО, информацию о регистрации, учетный номер налогоплательщика, и другую информацию. Скачать форму перечня можно на сайте удостоверяющего центра.

Для регистрации физического лица нужны только паспорт, копия квитанции об оплате, носитель ключа с паспортом и заполненный перечень для физлица. Также получать сертификат могут руководители организаций и филиалов, доверенные лица ИП.

После выдается диск с программным обеспечением и флешка с электронной цифровой подписью. Установив программу с диска на свой компьютер, можно платить налоги, заполнять и отправлять документы через систему. Перед отправкой документ необходимо в той же программе подписать своим сертификатом.

Ключ и сертификат действительны от года до трех, после этого их нужно продлевать.

Продление ключа и сертификата электронного декларирования

Продлить ключ электронного декларирования можно не раньше, чем за три месяца до завершения срока действия. В сертификате при продлении можно изменить любую информацию за исключением УНП. Порядок действий такой же, как и при первичной регистрации:

  • Скачать с сайта регистрационного центра счет-фактуру на продление ключа. В отличие от первичной регистрации, срок действия нового сертификата может быть только двухлетним. Отсчет начинается со дня завершения действия прошлого ключа.
  • Оплатить счет. В банке для оплаты могут потребовать паспорт и УНП.
  • С квитанцией и другими документами явиться уполномоченную организацию. Продлевать ключ можно как в УЦ, так в самой налоговой. В последнем случае нужно позвонить и записаться на прием. Список бумаг тот же, что и для первичной регистрации. Новый информационный носитель для ключа покупать не надо – подойдет прежний.

В УЦ или налоговой на носитель запишут новый ключ. Через две недели придется явиться за новым диском – с него вы обновите программу на своем компьютере и сможете еще два года пользоваться системой электронного декларирования налогов.

Электронное декларирование – хоть и не совершенный, но удобный и быстрый способ взаимодействия с налоговой службой и другими госорганами. В перспективе он может стать всеобщим, поэтому осваивать его уже сейчас.

Специалист МНС:

Специалисты налоговых органов, требуя подключения к электронному декларированию, во всех случаях руководствуются налоговым законодательством.

Инна Александровна , аудитор:

Я считаю, что информационные технологии должны делать администрирование налогов не только проще и прозрачней, но и дешевле для налогоплательщиков. Причем не вообще, а конкретно для каждого.

Вот вам ситуация из практики. В связи с финансовыми трудностями организация с января 2018 г. финансово-хозяйственную деятельность не осуществляет. Организация - плательщик НДС и применяет общую систему налогообложения. Срок действия электронного ключа истек в феврале 2018 г. На расчетном счете денег нет. В I квартале надо сдать только пустую декларацию по прибыли. На новый ключ потратились, а пользы от этого мало. Проще и дешевле сдать пустую декларацию раз в квартал на бумажном носителе.

Вадим Станиславович , аудитор:

Вот вам еще ситуация. Организация, назовем ее «А», являлась плательщиком НДС и отчетность сдавала в электронном виде. В марте она присоединилась к другому юридическому лицу («В»), которое работает на УСН и отчетность сдает на бумажных носителях . При присоединении к организации «В» в порядке правопреемства переходят права и обязанности «А», и «В» должна подать налоговую декларацию по НДС один раз. Налоговый инспектор однозначно ответила, что «В» должна подключиться к электронному декларированию.

По моему мнению, эта норма требует уточнения со стороны законодателя. Ведь на практике возникают случаи, когда плательщик по объективным причинам не имеет возможности представить декларацию в электронном формате. И применение в этом случае к плательщику мер административного взыскания мне кажется как минимум несправедливым.

Может быть, при разработке НК 2019 г. законодателю следует установить правило представления деклараций всеми плательщиками только в электронном формате, предусмотрев при этом отсутствие мер ответственности в случае представления плательщиком деклараций на бумажном носителе.

Одним из самых частных вопросов, которые задают нам клиенты при открытии компаний, звучит так «Какие налоги платят предприятия в Беларуси? ». В этой статье мы постараемся дать Вам полное представление о налоговом бремени организаций и рассказать об основных нормах налогового законодательства.

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

  • налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда.

Кроме того, если это требует законодательство РБ:

  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • акцизы;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • другие налоги.

Местные налоги и сборы

Давайте рассмотрим что же в себя включают местные налоги в Республике Беларусь.

Налог за владение собаками

Плательщики – собственники животных. Объект – собаки старше трехмесячного возраста. Ставка рассчитывается, исходя из роста собаки.

Курортный сбор

Плательщики – физические лица. Объект – факт нахождения в оздоровительных учреждениях. База – цена оказанных услуг или путевки. Ставки различны, но не могут быть больше пяти процентов.

Сбор с заготовителей

Плательщики – лица, осуществляющие сбор и заготовку грибов, растений, другого сырья с целью их дальнейшей промышленной переработки и реализации. База – стоимость заготовленного, ставка может быть не выше пяти процентов.

Республиканские налоги

Республиканские налоги – это основные налоги, формирующие государственный бюджет Белорусской Республики. Смотрите ниже детальное описание каждого налога.

Налог на прибыль

При расчете валовой прибыли учитываются затраты по производству и реализации продукции, а также внереализационные расходы.

Налоговый кодекс Республики Беларусь устанавливает следующие ставки налога на прибыль:

  • 24% – основная ставка налога;
  • 10% -для организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, для резидентов научно-технологических парков и некоторых других организаций;
  • 5% – для членов научно-технологической ассоциации, созданной в соответствии с законодательством Белорусским государственным университетом, в части выручки от реализации информационных технологий и услуг по их разработке;
  • 12% – применяется к выплачиваемым дивидендам.

НДС

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, так как плательщиками являются не предприниматели, а потребители товаров и услуг.

Налоговые ставки:

  • 20% - общая ставка, применяемая при реализации товаров.
  • 10% - ставка, которая применяется для реализации растений, птицы, скота и животных, рыбы и продуктов пчеловодства, произведённых на территории РБ.

Налог на недвижимость

Ставка этого налога составляет 1% остаточной стоимости основных фондов.

С 2017 года введена льгота по данному налогу в отношении капитальных законсервированных строений, которые включены в Перечень неиспользуемых (неэффективно используемых).

Ранее они не освобождались от уплаты налога.

Для юридических лиц налогооблагаемая база рассчитывается ежегодно по остаточной стоимости по состоянию на 1 января отчетного года. Порядок уплаты налога на недвижимость - ежеквартально, не позже 22-го числа первого месяца квартала, следующего за отчетным.

Земельный налог

Платят этот налог все юрлица, владеющие участками на территории Беларуси, а иностранные и совместные предприятия платят его, как и белорусские компании - без льгот в этой области.

Ставка земельного налога (или арендной платы за землю) рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, а за земли сельхозназначения - от балла кадастровой оценки.

Ставки земельного налога для юрлиц также зависят от площади и территориального расположения земельного участка, наличия повышающих коэффициентов и т.д.

Подоходный налог РБ

Сумма ежемесячных начислений зависит от деятельности, за которую гражданин получает доход.

Единая ставка физлиц – 13%. 16% начисляется нотариусам, адвокатам и предпринимателям.

Подоходный налог в РБ установлен для лиц, получающих доходы от арендной платы за недвижимость. Размер зависит от района проживания. Физлица, официально работающие в сфере высоких технологий, должны ежемесячно выплачивать 9% подоходного налога в РБ.

Экологический налог

Экологический налог платится субъектами хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду.

Экологический налог выплачивается, если предприятия осуществляют:

  • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
  • Хранение или захоронение отходов производства.
  • Сброс сточных вод.

Гербовый сбор

Гербовый сбор оплачивается физическими лицами и предпринимателями.

Налоговые ставки:

  • 15% - передача международным организациям.
  • 20% - выдача копий простых и переводных векселей.

Налоги для физических лиц

Трудящиеся граждане обязаны ежемесячно выплачивать НДФЛ. Физическим лицам начисляется подоходный налог в размере 13%, на недвижимость – 0,1% от цены помещения, земли, ТС. Граждане страны, согласно НК РБ, должны оплачивать местные сборы. Физические лица могут являться плательщиками НДС, акцизов, государственных пошлин.

Электронное декларирование

Электронное декларирование об уплате косвенных налогов и ввозе продукции с территории республик Евразийского Экономического Союза было введено в Беларуси в 2015 году 1 января.

Страны, входящие в ЕАЭС:

  • Армения.
  • Белорусская Республика.
  • Республика Казахстан.
  • Киргизия.
  • Российская Федерация.

Напомним, что косвенными считаются такие налоги, как:

  • Акцизы.
  • Налог на добавленную стоимость.
  • Фискальные монополии.
  • Таможенная пошлина.

Электронное декларирование позволяет не только осуществлять контроль за экспортом и импортом товаров, но и обмениваться информацией с другими странами ЕАЭС.

Другие налоги

Давайте рассмотрим какие существуют еще налоги в Республике Беларусь.

Налог на вклады

Этот налог уже утвердили на государственном уровне благодаря Декрету № 7, который подписал Александр Лукашенко в ноябре 2015 года. Сам же декрет начал действовать с апреля 2016 года.

С апреля налог в размере 13% будет высчитываться не с суммы всего депозита, а только с начисленных процентов.

Его придётся платить:

  • тем, кто выбрал рублёвый вклад на срок меньше года;
  • тем, кто выбрал валютный вклад на срок меньше двух лет;
  • тем, кто решил снять деньги с долгосрочного депозита раньше истечения срока.

Чтобы заплатить данный налог, не надо будет идти в налоговую. Банки сами спишут с вашего счёта необходимую сумму. Также в Беларуси на данный момент рассматривается введение налога на покупки в иностранных интернет-магазинах.

Налог на продажу автомобиля

Налог на продажу автомобиля – это подоходный налог, который относится к республиканским налогам и сборам Республики Беларусь. Продажа первого автомобиля налогами не облагается, а вот продажа второй машины за год означает, что человек обязан заплатить сбор в казну РБ.

Исчисление налога: ставка – 13%.

Налог на задолженность

Налог на долги – это подоходный налог с суммы займа. Налог на долги в Беларуси был введён 1.01.2015. Суть данного налога заключается в том, что человек, который имеет займы или кредит в иностранной организации или у частного лица, который не имеет постоянного представительства в Белорусской Республике, обязан выплатить некую сумму государству за пользование деньгами. Налогом облагается невозвращённый долг.

Ставка подоходного налога равна 13% от долга.

Но стоит помнить, что средства, которые были взяты взаймы или кредит в белорусских банках или финансовых организациях налогом не облагаются.

Налог также не придётся платить, если деньги были взяты в займы у родственников.

Налог на тунеядство

Налогом на тунеядство в Беларуси называется специальный сбор, который обязаны оплачивать все граждане РБ, не имеющие работы на протяжении больше полугода. Данный налоговый взнос был введён с целью предупреждения социального иждивенства и снижения уровня безработицы в республике.

Налог не будет взиматься с:

  • недееспособные граждане и инвалиды любой группы;
  • лица до 18 лет;
  • граждане пенсионного возраста: мужчины старше 60 лет, женщины – 55 лет;
  • воспитывающие ребёнка до 7 лет; ребёнка-инвалида до 18 лет; троих или более несовершеннолетних детей;
  • проживающие на территории республики менее 183 дней в году (требуется документальное подтверждение – штамп о выезде в паспорте).

Заключение

Оценивая налоговую систему Беларуси, необходимо отметить, что ее основной налоговый закон является современным, понятным, подробным. Наблюдается тенденция к стимулированию развития отраслей, занимающихся деятельностью в области высоких технологий, а также производителей сельскохозяйственной продукции. Осуществляется это путем предоставления данным категориям налогоплательщиков льгот и преференций.