Особенности оказания первичной медицинской помощи работникам промышленных предприятий, сельским жителям. Организация лечебно-профилактической помощи сельскому населению Этапность организации лечебно профилактической помощи сельскому населению

36505 0

Общие положения

В 2008 г. в сельском здравоохранении Российской Федерации функционировало 1749 центральных районных больниц, 481 участковых больниц, 39 179 фельдшерско-акушерских пунктов, в которых работало 46,2 тыс. врачей и 208 тыс. среднего медицинского персонала.

В основе организации медицинской помощи жителям села лежат те же принципы, что и городскому населению. Однако особый уклад жизни селян, система расселения, низкая (по сравнению с городом) плотность населения, плохое качество, а порой и отсутствие дорог, специфика сельскохозяйственного труда накладывают отпечаток на систему организации медицинской помощи сельским жителям.

Это касается типа, мощности, дислокации учреждений здравоохранения, обеспеченности их квалифицированными медицинскими кадрами, возможности получения специализированной медицинской помощи. Эти особенности также диктуют необходимость разработки и введения дифференцированных нормативов по отдельным видам ресурсов.

Например, для сельских районов, расположенных на больших территориях с низкой плотностью населения (Крайний Север, Сибирь, Дальний Восток), норматив численности населения для организации фельдшерско-акушерского пункта или центра общей врачебной (семейной) практики должен быть значительно ниже такового на юге страны, где плотность населения выше, населенные пункты расположены близко друг от друга и имеется хорошее транспортное сообщение.

Комплексный терапевтический участок

Главная особенность оказания медицинской помощи сельскому населению заключается в ее этапности. Условно выделяют три этапа к организации медицинской помощи сельскому населению (рис. 12.1).


Рис. 12.1. Этапы оказания медицинской помощи сельскому населению


Первый этап — учреждения здравоохранения сельского поселения, которые входят в состав комплексного терапевтического участка. На этом этапе сельские жители получают доврачебную, а также основные виды врачебной медицинской помощи (терапевтическую, педиатрическую, хирургическую, акушерскую, гинекологическую, стоматологическую).

Первым медицинским учреждением, в которое, как правило, обращается сельский житель, является фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). Он функционирует как структурное подразделение участковой или центральной районной больницы. ФАП целесообразно организовывать в населенных пунктах с числом жителей от 700 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 2 км, а если расстояние превышает 7 км, то и в населенных пунктах с числом жителей до 700 человек.

На фельдшерско-акушерский пункт возлагается решение большого комплекса медико-санитарных задач:
. проведение мероприятий, направленных на профилактику и снижение заболеваемости, травматизма и отравлений среди сельского населения;

Снижение смертности, прежде всего младенческой, материнской, в трудоспособном возрасте;
. оказание населению доврачебной медицинской помощи;
. участие в текущем санитарном надзоре за детскими дошкольными и школьными образовательными учреждениями, коммунальными, пищевыми, промышленными и другими объектами, водоснабжением и очисткой населенных мест;
. проведение подворных обходов по эпидемиологическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и лиц с подозрениями на инфекционные заболевания;
. повышение санитарно-гигиенической культуры населения.

Таким образом, ФАП представляет собой учреждение здравоохранения в большей степени профилактической направленности. На него могут возлагаться функции аптечного пункта по продаже населению готовых лекарственных форм и других аптечных товаров.

Работу ФАПа непосредственно возглавляет заведующий. Кроме него в ФАПе работают акушерка и патронажная медицинская сестра.

Несмотря на важную роль ФАПов, ведущим медицинским учреждением на первом этапе оказания медицинской помощи жителям села служит участковая больница, которая в своем составе может иметь стационар и врачебную амбулаторию. Виды и объем медицинской помощи в участковой больнице, ее мощность, оснащение, укомплектованность медицинскими кадрами во многом зависят от профиля и мощности других медицинских учреждений, входящих в систему здравоохранения муниципального района (сельского поселения). Основная задача участковой больницы — оказание населению первичной медико-санитарной помощи.

Амбулаторно-поликлиническая помощь населению представляет важнейший раздел работы участковой больницы. Она может оказываться амбулаторией как входящей в структуру больницы, так и самостоятельной. Основная задача амбулатории — проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, инвалидности, смертности среди населения, раннему выявлению заболеваний, диспансеризации больных.

Врачи амбулатории ведут прием взрослых и детей, осуществляют вызовы на дом и неотложную помощь. В приеме больных могут принимать участие и фельдшера, однако медицинская помощь в амбулатории преимущественно должна оказываться врачами. В участковой больнице проводится экспертиза временной нетрудоспособности а в случае необходимости больные направляются на МСЭ.

С целью приближения специализированной медицинской помощи жителям села врачи центральной районной больницы по определенному графику выезжают в амбулаторию для приема больных и отбора их в случае необходимости на госпитализацию в специализированные учреждения. В последнее время во многих субъектах РФ происходит процесс реорганизации участковых больниц и амбулаторий в центры общей врачебной (семейной) практики.

О.П. Щепин, В.А. Медик

1

В статье представлены основные проблемы, связанные с организацией медицинской помощи сельскому населению. Авторы приводимых в статье публикаций анализируют особенности здоровья населения России в современных условиях: низкую рождаемость, высокую смертность, ухудшение здоровья, выраженную тенденцию постарения и др. В статье рассматриваются результаты исследований, доказывающих, что сельскому здравоохранению России свойственны и специфические характеристики, требующие определённых подходов при его модернизации. Уровень и объём медицинской помощи сельскому населению отстаёт от городского, в первую очередь это обусловлено низкой доступностью и качеством медицинской помощи, недостаточно эффективным управлением здравоохранением на селе, нерациональным использованием материальных и трудовых ресурсов. Все это, по мнению авторов статьи, обосновывает необходимость комплексного подхода к решению проблем медицинской помощи сельскому населению.

сельское здравоохранение

доступность медицинской помощи

качество медицинской помощи.

1. Агаларова Л.С. Мнение населения об организации и качестве медицинской помощи, оказываемой участковыми терапевтами и врачами общей практики // Здравоохранение Российской Федерации. – 2009. – № 1. – С.26-28.

2. Актуальные проблемы организации специализированной медицинской помощи жителям села / И.М. Водяненко, И.В. Поляков, И.П. Сергеев, Т.М. Зеленская, А.В. Паскаль // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2002. – № 2. – С.35-36.

3. Давыдова Ю.В., Клюшина Е.А., Самойленко А.Б. Проблемы доступности и качества медицинского обслуживания // Бюллетень медицинских Интернет‐конференций. – 2013. – Т. 3, № 11. – 1287 c.

4. Евсюков А.А., Шарафутдинова Н.Х., Калининская А.А. Медико-демографические показатели здоровья сельского населения в Республике Башкортостан. – Уфа: Здравоохранение Башкортостана, 2010. – 200 с.

5. Закоркина Н.А. К методике сохранения здоровья подростков в условиях сельской местности // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2007. – № 6. – С.40-41.

6. 6. Калининская А.А., Дзугаев А.К., Чижикова Т.В. Кадровая политика в здравоохранении Российской Федерации. // Здравоохранение Российской Федерации. –2009. – № 5. – С.11-14.

7. Калининская А.А., Маликова Л.М. Проблемы и пути реформирования села // Социальные аспекты здоровья населения. – 2015. ISSN 2071-5021 Эл №ФС77-28654.

8. Капитонов В.Ф., Новиков О.М. Медико-демографические процессы и сельская семья за последние 40 лет // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2001. – № 5. – С. 8-10.

9. Кром И.Л., Еругина М.В., Сазанова Г.Ю. Оценка медицинской помощи в контексте качества жизни больных ишемической болезнью сердца // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 1-6. – С. 1174-1177.

10. Лакунин К.Ю. Социально-экономические аспекты функционирования системы оказания медицинской помощи в сельских муниципальных образованиях // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2001. – № 5. – С.44-46.

11. Медико-демографические особенности сельского населения / А.А. Калининская, В.В. Стрючков, А.А. Евсюков, А.А. Кудрявцев // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. – 2010. – № 2. – С. 97-101.

12. Подходы к реформированию первичной медико-санитарной помощи в сельских районах Сибири / И.С. Доминов, В.Ф. Капитонов, В.А. Вагнер, Г.А. Галичев // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2007. – № 2. – С. 35-37.

13. Паскаль А.В. Научное обоснование организации медико-социальной помощи сельскому населению: автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 2007. – 48 с.

14. Рагимов Г.Г. Научное обоснование путей оптимизации амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению в условиях модернизации здравоохранения: автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 2014. – 23 с.

15. Современные проблемы организации помощи сельскому населению / Н.К. Гусева, М.В. Доютова, В.А. Соколов, И.А. Соколова // Медицинский альманах. – 2015. – № 3(38). – С. 11-15.

16. Степанов В.В. Основные направления развития здравоохранения в сельских районах субъекта Российской Федерации. – Новосибирск, 2006. – 203 с.

17. Федеральный закон № 323 от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ» 21.11.2011 г. № 48 ст. 6724.

18. Филатов В.Н., Скрипин Ю.Ю. Проблемы системы сельского здравоохранения глазами ее врачей // Российский семейный врач. – 2007. – № 4. – С. 42.

19. Шаманова Л.В., Маслаускене Т.П. Проблемы медицинской помощи сельскому населению // Сибирский медицинский журнал. – 2010. – № 6. – С. 19-24.

20. Юргель Н.В. Вопросы повышения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению // Вестник Россздрава. – 2008. – № 2. – С. 39.

21. Юрова И.Ю. Сельское здравоохранение как международная проблема // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – № 11-3 (18). – С. 88-89.

Доступность медицинской помощи является важнейшей проблемой организации здравоохранения, повышения качества жизни населения, в особенности сельского . Основные медицинские ресурсы сконцентрированы в городах даже в тех странах, где большинство проживает в сельской местности. Некоторые страны до сих пор испытывают трудности при обеспечении транспортной доступности организаций здравоохранения, использования средств связи, практически все государства сталкиваются с проблемой дефицита врачей и других медицинских работников в сельских и отдаленных районах. Как правило, сельское население живет в более бедных условиях, чем городское, что приводит к ухудшению здоровья и снижению производительности труда .

На протяжении советского периода развития здравоохранения, периода становления медицинского страхования и современных реформ в здравоохранении проблемы доступности медицинской помощи сельскому населению не потеряли своей актуальности. В.Ф. Капитонов, В.М. Новиков, характеризуя здравоохранение села на рубеже XX-XХI вв., убедительно доказывают, что сельское население в меньшей степени обеспечено медицинской помощью, как по объему, так и по качеству. Крайне незначительны объемы профилактической работы, низка доступность специализированной медицинской помощи . Для повышения доступности сельского здравоохранения этого периода И.М. Водяненко с соавт., К.Ю. Лакунин предлагали четко определить состав медицинской помощи, которую государство может бесплатно предоставить населению в рамках системы обязательного медицинского страхования .

Сельскому здравоохранению России свойственны специфические характеристики, требующие определённых подходов в модернизации. Особенностями сельской жизни являются низкая плотность населения, большая территориальная протяженность и плохое дорожно-транспортное сообщение с соседними районами и областными центрами . В селах больше, чем в городах, лиц старше 75 лет; одиноких престарелых; инвалидов и безработных. Социально-экономические условия жизни сельских жителей хуже, чем городских. По сравнению с горожанами уровень жизни, общая и санитарная культура, уровень медицинской активности у сельских жителей значительно ниже. Сельские жители в полтора раза реже городских посещают амбулаторные учреждения, а госпитализируются лишь при неотложных проблемах здоровья, отказываясь от плановой госпитализации из-за трудностей бытового характера (уход за детьми, наличие подворья, сезон сельскохозяйственных работ и пр.) .

И.Ю. Юрова к особенностям организации медицинской помощи жителям сельской местности, обусловленным спецификой сельского труда и быта, относит отсутствие точного времени амбулаторного приема, когда прием больных нудно проводить с учетом сезонности сельскохозяйственных работ, в отсутствие врача прием может осуществлять фельдшер; вызовы на дом обслуживает врач лишь в селе, где расположена участковая больница; вызовы на дом в другие населенные пункты сельского врачебного участка обслуживает фельдшер; в работе врача выделяется один профилактический день в неделю; дежурство врача в стационаре возможно с правом пребывания дома и обязательной информацией персонала о своем местонахождении на случай оказания неотложной помощи .

Л.В. Шаманова, Т.П. Маслаускене к особенностям сельского здравоохранения относят неравномерный характер расселения сельских жителей; отсутствие возможности реализации права выбора врача медицинской организации; дефицит врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, врачей и средних медицинских работников, подготовленных к проведению целевой профилактики, при относительном профиците врачей специалистов, слабую лечебно-диагностическую базу, низкий уровень диагностики и лечения больных, низкая материально-техническая оснащенность; невысокий уровень развития информационных технологий, дефицит санитарного транспорта, неудовлетворительное состояние транспортных коммуникаций и большой радиус обслуживания; преобладание среди сельских жителей пенсионеров .

Сельское население составляет 26 % населения страны или 37,2 млн человек. В четверти субъектов Российской Федерации сельские жители составляют 40 % населения. Продолжается процесс измельчания сельских поселений. В период между Всероссийскими переписями населения 1989 г. и 2010 г. сельские территории утратили 9,2 тыс. сельских населенных пунктов. К 2010 г. оставалось немало лечебно-профилактических учреждений сельских муниципальных образований, не укомплектованных врачебными кадрами, что снижало уровень доступности врачебной помощи для сельского населения и требовало разработки единой государственной стратегии развития здравоохранения села .

Так, одно из направлений реформирования здравоохранения предполагало организацию первичного звена по принципу врача общей практики, что должно было привести к улучшению качества, доступности и экономичности медицинской помощи, эффективному использованию ресурсов, изменению ориентации на профилактику заболеваний и укреплению здоровья . Доказано, что особенно актуален переход сельских врачебных участков на общую врачебную практику в отдалённых районах и в районах с невысокой численностью населения .

А.В. Юргель предлагал реализовать комплекс мероприятий в области здравоохранения, направленных на укрепление первичной медико-санитарной помощи в сельской местности, включая развитие сети ФАПов и врачебных амбулаторий с учетом установленных критериев физической доступности доврачебной и врачебной помощи; массовое внедрение института врача общей практики в сельской местности; формирование квалифицированного кадрового потенциала здравоохранения, в т.ч. создание экономических условий для привлечения молодых специалистов; повышение квалификации, подготовку и переподготовку кадров; внедрение в практику первичного звена здравоохранения сельской местности и удаленных районов телекоммуникационных технологий; внедрение стандартов оказания медицинской помощи; проведение диспансеризации населения и других профилактических мероприятий; создание систем, заинтересованных в защите прав пациентов и в повышении эффективности использования ресурсов здравоохранения (развитие рынка страховых услуг). При анализе данных мониторинга оказания медицинской помощи, проводимого Росздравнадзором во всех федеральных округах, установлено, что пациенты, проживающие в труднодоступных и удаленных районах, имеют более низкое качество жизни, уровень оказания медицинской и лекарственной помощи, чем жители городов и населенных пунктов городского типа .

Для совершенствования работы участковых врачей и врачей общей практики обосновывалось совершенствование выездных видов специализированной помощи; реорганизация сельских участковых больниц; укрепление и модернизация материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений, особенно участковой службы, необходимость пересмотра системы финансирования медицинской помощи сельским жителям (обязательное медицинское страхование + бюджет). Внедрение этих методов в практику было призвано значительно повысить качество и эффективность работы участковых врачей и врачей общей практики .

На качество медицинской помощи значительно влияет наличие кадров, их количество, качество и подготовка. Особенно это ощущается в сельской местности. Низкая зарплата, отсутствие перспектив - все это делает работу в селе малопривлекательной для специалистов. Таким образом, чем дальше находится населенный пункт, тем ниже возможность оказания медицинской помощи .

За последнее десятилетие реализован национальный проект «Здоровье» (стартовал в 2005 г.), программа модернизации здравоохранения (2012 г.), долгосрочные региональные программы развития здравоохранения (до 2015 г.), но всего 35,4 % граждан нашей страны довольны качеством медицинского обслуживания. В реформенный период сохранялась неблагоприятная медико-демографическая ситуация - рост заболеваемости, особенно социально значимыми болезнями, инвалидности, смертности, естественной убыли населения, а также увеличивающийся разрыв между потребностями населения в медицинской помощи и финансовыми ресурсами - особенно ощутимы в сельских регионах. Разрушение сельскохозяйственной инфраструктуры, изменение видов хозяйственных связей, существовавших ранее между различными территориями, привели к высокому уровню безработицы на селе, снижению жизненного уровня, деформации социальной структуры населения, росту численности социально-дезадаптированной популяции . В 2005-2007 г. констатируется сокращение занятости населения и рост безработицы в сельской местности . Все эти неблагоприятные факторы обострили ситуацию с доступностью сельской медицины. По данным анкетирования, проведенного А.А. Калининской и Л.М. Маликовой, сегодня врачебная помощь территориально доступна только 49 % селян, для 40 % - труднодоступна, 9 % - практически недоступна (2 % респондентов не смогли ответить на вопрос). Результаты этих исследований свидетельствуют о низком уровне доступности медицинской помощи, что обуславливает плохое состояние здоровья сельского населения и стойкую тенденцию к его ухудшению .

Результаты исследования Н.К. Гусевой с соавт. показали, что за 2005-2014 гг. в сельских муниципальных образованиях число медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, снизилось в 2,9 раз .

Обеспеченность сельского населения медицинской помощью по Российской Федерации с 2005 по 2012 год имела негативную тенденцию. За этот период сократилась на 27 % обеспеченность койками на 10 000 населения; 2,9 раза уменьшилось число учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь; количество фельдшерско-акушерских пунктов сократилось на 7431, количество физических лиц среднего медицинского персонала, работающего на фельдшерско-акушерских пунктах, сократилось на 14 629 человек .

Анализ международного и отечественного опыта показывает, что организация медицинской помощи сельскому населению должна реализовываться в рамках комплексных программ, которые должны учитывать риски со стороны внешней среды, особенности развития региона и стратегические направления административных реформ. Формирование и реализация совместных, федеральных и региональных программ требуют соблюдения единства в решении проблем. При этом планирование коечной мощности медицинских организаций вне пределов крупных городов не учитывает особенностей расселения на определенной территории, поло-возрастного состава населения, особенностей в структуре заболеваемости, этапности при организации медицинской помощи, что порождает структурные диспропорции, влияющие на ее доступность для населения и качество .

Принятый 21 ноября 2011 года Федеральный закон № 323 - ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации» определил, что одним из основных направлений совершенствования медицинской помощи населению является развитие первичной медико-социальной помощи на базе муниципальных учреждений .

Необходимость комплексного решения проблем села нашла свое отражение в реализации национальных проектов, приоритетные места в которых отводятся охране здоровья населения и повышению уровня жизни в сельской местности. Федеральная программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и до 2020 г.» призвана решить задачу обеспечения комплексного развития сельских территорий, активизацию человеческого фактора и экономического роста; улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, в том числе развитие сети общеобразовательных учреждений, сети фельдшерско-акушерских пунктов и/или офисов врача общей практики, сети плоскостных спортивных сооружений, газификации и водоснабжения; грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности .

Определены планируемые индикаторы и показатели Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Так, за время реализации Программы к 2020 г. планируется ввод в действие 858 офисов врача общей практики и фельдшерско-акушерских пунктов , несмотря на сокращения, только количества фельдшерско-акушерских пунктов почти на 7,5 тысяч единиц за 10 лет, предшествующих утверждению данного документа.

До настоящего времени недостаточно изучен объем и качество амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению на всех этапах ее оказания, состояние здоровья, качество диспансеризации сельского населения; объем и качество медицинской помощи на дому; качество доврачебной медицинской помощи; особенности организации скорой медицинской помощи сельскому населению. Необходимо разработать и обосновать новые организационные формы медицинской помощи сельскому населению в современных социально-экономических условиях .

Проведенный анализ литературных данных о результатах проводимых исследований по проблеме доступности медицинской помощи сельскому населению позволяет сделать следующие выводы:

Проблема доступности медицинской помощи сельскому населению в последнее десятилетие обострилась;

Существует две группы основных факторов, влияющих на доступность медицинской помощи населению: одна группа факторов связана с особенностями расселения на определенной территории, транспортной доступностью, особенностями сельского быта, другая - с особенностями организации медицинской помощи, обусловленными указанными факторами, недостаточным ресурсным обеспечением организаций здравоохранения;

Реализуемые в последнее десятилетие программы, направленные на повышение доступности и качества медицинской помощи, не привели к значимому положительному результату.

Библиографическая ссылка

Еругина М.В., Кром И.Л., Ермолаева О.В., Ковалев Е.П., Бочкарева Г.Н. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.;
URL: http://сайт/ru/article/view?id=25246 (дата обращения: 05.01.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

План:

1. Этапы оказания лечебно-профилактической помощи сельскому населению.

2. Организация работы фельдшера в условиях ФАПа взрослому, детскому, женскому и декретированному населению.

3. Нормативно-правовая документация, регламентирующая организацию лечебно-профилактической помощи сельскому населению.

4. Функциональны обязанности медсестры ФАПа.

5. Принципы ведения учёта и отчётности на ФАПе.

6. Основные показатели деятельности ФАПа.

Охрана здоровья жителей села является частью всего здравоохранения. В охране здоровья сельских жителей особенно большая роль отводится средним медицинским работникам.

Медицинская помощь сельскому населению строится на основных принципах организации здравоохранения (доступность, квалифицированность, бесплатность).

Однако факторы, определяющие различия между городом и деревней, влияют на организационные формы и методы работы сельских медицинских учреждений:

1. характер расселения жителей,

2. радиус обслуживания,

3. сезонность работ,

4. воздействие погодных условий при полевых работах,

5. специфические условия трудового процесса,

6. неустроенность хозяйственно-бытовой деятельности и бытовых условий,

7. регионально-нацио­нальные особенности и обычаи,

8. образовательный и культурный уровень и др.

Организация медико-социальной помощи на селе, ее объем и качество зависят от:

1. удаленности медицинских учреждений от места жительства пациентов,

2. укомплектованности квалифицированными кадрами и оборудованием,

3. возможности получения специализированной медицинской помощи,

4. возможности реализации нормативов медико-социального обеспечения.

Особенности организации оказания медицинской помощи сельскому населению.
1. Этапность.
2. Выздные формы работы.
3. Развитие общеврачебной практики
4. Высокая роль и значение среднего медицинского персонала.

5.Сочетание лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Условно выделяют 3 этапа оказания врачебной помощи сельским жителям.

1. Сельский врачебный участок.

2. Центральная районная больница.

3. Областная больница.

Первый этап оказания медицинской помощи сельскому населению

Сельский врачебный участок или (с учетом новых организационных структур) территориальные медицинские объединения (участковая больница, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, здравпункты, родильные дома, ясли-сады и др.).

Задачи Сельского врачебного участка :



1. оказание населению общедоступной квалифицированной врачебной помощи (терапевтической, хирургической, акушерской и гинекологической, педиатрической, стоматологической);

2. проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий;

3. формирование у населения установок и навыков здорового образа жизни.

Основным медицинским учреждением на сельском врачебном участке является участковая больница

Количество сельских врачебных участков в районе в основном определяются численностью населения и расстоянием до центральной районной больницы.

Средняя численность населения на врачебном участке колеблется в пределах 5-7 тыс . жителей при оптимальном радиусе участка 7-10 км .

Характер и объем медицинской помощи в участковой больнице в основном определяются ее мощностью, оснащением, наличием врачей-специалистов.

В штате сельской участковой больницы в зависимости от ее мощности, численности населения и расстояния до центральной районной больницы (ЦРБ) могут быть врачи по основным специальностям (терапия, педиатрия, стоматология, акушерство, гинекология и хирургия).

Организация работы на ФАПе

Основное значение в структуре сельского врачебного участка имеет ФАП.

ФАП является важным звеном в проведении профилактических мероприятий и оказании доврачебной медицинской помощи населению на сельском врачебном участке.

Организация работы фельдшерско-акушерского пункта определена нормативным документом - приказом Минздравсоцразвития от 15.05.2012 г. № 543н.

ФАП может быть организован при числе жителей в сельском населённом пункте от 700-900 человек и более и расстоянии до ближайшего медицинского учреждения 2 км .

300-700 человек при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения 4 км.

300 и менее человек, если расстояние 6 км. и более.

В штат ФАПа вводится медицинская сестра - 0.5 ставки при числе жителей 900-1300 человек, 1 ставка – 1300-1800 человек.



Для организации работы фельдшерско-акушерского пункта в его структуре рекомендуется предусматривать следующие помещения:

· процедурная;

· комната фельдшера и акушерки;

· комната экстренного приема родов;

· комната временного пребывания пациентов;

· санузел для персонала;

· санузел для пациентов;

· санитарная комната.

Оснащенность ФАПа по стандарту перечислена в приказе в приложении №17.

Задачи ФАП:

1. Лечебно-профилактическая помощь взрослому населению:

· амбулаторный приём и помощь на дому,

· участие в проведении профилактических осмотров и диспансеризации,

· оказание доврачебной помощи,

· выполнение врачебных назначений,

· медико-санитарное обслуживание населения в период полевых работ,

· проведение мероприятий по профилактике сельскохозяйственного травматизма и снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

2. Медицинское обслуживание женщин и детей:

· наблюдение за беременными и роженицами,

· психопрофилактическая подготовка беременных к родам,

· оказание помощи роженицам и родильницам,

· организация школы матери и ребёнка,

· оказание медицинской помощи гинекологическим больным,

· диспансерное наблюдение за детьми,

· оказание лечебно-профилактической помощи детям.

3. Санитарно-противоэпидемическая работа:

· текущий санитарный надзор,

· противоэпидемические мероприятия,

· мероприятия по снижению инфекционной заболеваемости,

· проведение профилактических прививок,

· санитарно-просветительная работа,

· санитарный актив и работа с ним.

Функциональные обязанности медсестры ФАПа:

§ проводить перепись населения;

§ готовить кабинет к приему;

§ выполнять лечебные и диагностические назначения фельдшера;

§ измерять температуру и АД пациентам;

§ осматривать на педикулез;

§ информировать фельдшера о нарушениях режима, назначения пациентами;

§ осуществлять патронажные посещения на дому;

§ приглашать на проф.прививки согласно плану;

§ приглашать и контролировать за ходом проф.осмотров и диспансерных осмотров;

§ соблюдать правила этики и деонтологии;

§ соблюдать правила техники безопасности;

§ осуществлять условия транспортировки и хранения мед. иммунобиологических препаратов согласно требованиям;

§ санитарно-гигиеническое воспитание и обучение населения.

§ своевременно и правильное ведение медицинской документации.

Медицинская помощь сельскому населению оказывается на общих основаниях, но осуществление лечебных и профилактических мероприятий в оптимальном объёме и на достаточном уровне усложняется рядом обстоятельств, которые нужно учитывать при её организации, а именно: социально-экономические, медико-демографические,медико-социальные, природные условия, этапность, развитие инфраструктуры, значительная часть доврачебной помощи, создание передвижных форм лечебно-профилактической помощи.

Организация медицинской помощи сельскому населению основана на принципах этапности. Существует четыре этапа оказания помощи:

I этап – сельский врачебный участок обеспечивает первичную медико-санитарную помощь.

II этап – районные медицинские учереждения оказывают в основном вторичную (специализированную) помощь.

III этап – областные больницы и диспансеры обеспечивают узкоспециализированную помощь.

IV этап – межобластные и государственные специализированные центры.

На каждом этапе деятельность всех медицинских учереждений взаимосвязана.

I.Сельский врачебный участок – организуется для оказания медицинской помощи жителям населённых пунктов, отдалённых от районного центра. В его состав входят участковая больница или амбулатория и фельдшерско-акушерские пункты.

Задачи сельского врачебного участка:

  • оказание лечебно-профилактической помощи населению;
  • проведение противоэпидемических мероприятий;
  • проведение мероприятий по охране здоровья матери и ребёнка;
  • осуществление поточного санитарного надзора за територией, объектами хозяйственной деятельности, образовательными и воспитательными учереждениями;
  • изучение состояния здоровья населения;
  • проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию населения.

Сельский врачебный участок создаётся для оказания первичной медико-санитарной помощи по участковому принципу для жителей населённых пунктов, отдалённых от райцентра. Средняя численность населения на участке 3800 жителей и со средним радиусом обслуживания – 7.2 км. При организации участка учитывается численность населения, растояние между населёнными пунктами, особенности расселения, площадь территории района.

Сельская участковая больница размещается в так называемом пунктовом селе со значительной численостью населения и имеет в среднем мощность на 15.7 коек.

В структуру СУБ входят: амбулатория, клиническая лаборатория, стационар, рентген-кабинет, физио-терапевтический кабинет.

Функциями СУБ являются: своевременное выявление заболеваний, оказание амбулаторной и стационарной помощи, проведение профилактических мероприятий, диспансерное наблюдение и экспертиза нетрудоспособности.

Стационарная помощь, которая надаётся в участковой больнице преимущественно терапевтического профиля, хотя иногда оказывается неотложная хирургическая помощь, госпитализируются дети, инфекционные больные.

В состав участковой больницы входит сельская врачебная амбулатория. Она также может существовать самостоятельно. Штатным расписанием определено наличие четырёх специалистов, которые оказывают амбулаторную помощь: терапевта (семейного врача), педиатра, акушера-гинеколога (в населённых пунктах с населением свыше 1000 чел.) и стоматолога.

Сельская амбулатория осуществляет своевременное выявление и лечение заболеваний в амбулатории и на дому: своевременная госпитализация, направление на консультации к специалистам; проводит отбор лиц диспансерного наблюдения; проводит экспертизу временной нетрудоспособности, направляет на МСЭК; ведёт динамическое наблюдение за состоянием здоровья беременных и детей, проводит оздоровительные и противоэпидемические мероприятия.

Значительное число сёл с небольшой численостью и их значительная удалённость от учереждений здравоохранения способствуют развитию передвижных форм оказания медицинской помощи (передвижные врачебные амбулатории, стоматологические кабинеты, диагностические комплексы флюорографии).

Совместно с сельской амбулаторией, амбулаторно-поликлиническая помощь населению на доврачебном этапе оказывает фельдшерско-акушерский пункт (ФАП).

Основными задачами ФАПа являются: оказание лечебно-профилактической помощи (доврачебная помощь, патронаж беременных и детей, участие в диспансеризации) и проведении санитарно-просветительных мероприятий (проведение профилактических прививок, выявление инфекционных больных, участие в поточном санитарном надзоре).

Ко II-му этапу оказания медицинской помощи сельскому населению относятся такие учереждения: центральная районная больница (ЦРБ), районная больница, районная СЭС, центральная районная аптека.

Основным учереждением для оказания вторичной специализированной помощи является ЦРБ. Основными функциями которой являются оказание амбулаторной и стационарной специализированной лечебно-профилактической помощи, а также скорой и неотложной помощи, консультации больных.

ЦРБ имеет в своём составе специализированные отделения: терапевтическое, хирургическое, инфекционное, неврологическое, детское, акушерское и гинекологическое. На базе ЦРБ могут также создаваться и другие специализированные отделения (кардиологическое, гастроэнтерологическое, травматологическое, отолярингологическое, офтальмологическое), которые работают как межрайонные. Они осуществляют консультативный приём больных из закреплённых районов и их госпитализацию, а также разрабатывают мероприятия для улучшения качества оказания специализированной помощи и повышения квалификации медицинского персонала.

Структура ЦРБ:

  • поликлиника;
  • стационар;
  • отделение скорой и неотложной помощи;
  • патолого-анатомическое отделение;
  • информационно-аналитическое отделение.

Третичная узкоспециализированная высококвалифицированная медицинская помощь сельским жителям оказывают учереждения III этапа, к которым относятся областные больницы, диспансеры, областные СЭС, станции переливания крови, бюро судебной экспертизы.

Задачами областной больницы являются: консультативная поликлиническая помощь, узкоспециализированная стационарная помощь, организационно-методическая работа (оценка состояния здоровья населения области, анализ деятельности всех ЛПУ области и отдельных служб, составление плана мероприятий по повышению качества оказания медицинской помощи, повышение квалификации медицинских работников).

Структура ЦРБ:

  • консультативная поликлиника;
  • стационар;
  • лечебно-вспомогательные и диагностические подразделения;
  • центр медицинской статистики;
  • отделения экстренной и планово-консультативной помощи;
  • административно-хозяйственная часть;
  • пансионат.

Высокоспециализированная медицинская помощь сельскому населению оказывается также межобластными медицинскими учереждениями и центрами, которые входят в состав научно-исследовательских институтов, ВУЗов, областных больниц или существующих самостоятельно (IV этап медицинского обеспечения сельского населения).