Почему разработка экономических моделей предполагает. Для чего нужны экономические модели. Основные экономические системы и их типы

1.4. Метод экономической науки. Измерение экономических величин

Реальная экономика любой страны очень сложна. В ней заняты миллионы людей; десятки и даже сотни тысяч фирм выпускают различную продукцию с миллионами наименований, между покупателями и продавцами этой продукции ежегодно заключаются сотни миллионов сделок; сотни банков выполняют сложные денежные операции, на фондовых биржах продаются и покупаются различные виды ценных бумаг на многомиллиардные суммы. Изменения в одной области экономики порождают цепную реакцию изменений в других ее областях. Повышение цен на какой-либо товар по-разному влияет на поведение производителя этого товара и его покупателя. Повышение налогов по-разному сказывается на положении крупных и мелких фирм, состоятельных и бедных слоев общества. На первый взгляд, экономика предстает перед каждым, кто приступает к ее изучению, как нечто хаотичное и не поддающееся объяснению. Но это только на первый взгляд. Не все, что происходит в экономике, играет значительную роль в жизни общества. В то же время имеются устойчивые и распространенные явления, которые оказывают глубокое влияние на жизнь большинства людей. Поэтому для того, чтобы понять и объяснить, как функционирует и развивается экономика, необходимо выделить из всего многообразия мелких и случайных фактов и событий самые важные, самые существенные связи и зависимости между всеми этими явлениями экономической жизни. Это предполагает, что экономист должен прежде всего разработать и обосновать теорию, которая дает объяснение самым главным, самым существенным событиям в экономике. Эта теория вскрывает причины, породившие- эти существенные явления экономики, показывает связи между ними, устанавливает зависимость одного явления от другого. В качестве примера можно указать теорию цен, которая не стремится объять необъятное — перечислить все цены на все товары и услуги в разных местах и в разное время, объяснить все без исключения случаи повышения цен на одни товары и понижения на другие, указать различия в уровнях цен в различных городах и селах. Но эта теория ставит и решает посильные и в то же время очень важные проблемы: объясняет, почему происходят повышение и понижение цен, каковы последствия общего роста цен, какую роль играют цены в рыночной экономике, какую политику в отношении цен должно проводить государство. Эти и многие другие вопросы, исследуемые теорией цен, затрагивают интересы всех без исключения — от домашних хозяек до руководителей крупных фирм. В них должны разбираться и члены правительства, и депутаты Государственной Думы.
Разработка той или иной экономической теории опирается на использование метода моделирования экономики, или построения экономической модели.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ - это упрощенное описание экономики, которое выражает функциональную зависимость между двумя или несколькими переменными.
Примером простейшей экономической модели может служить рассмотренная нами кривая производственных возможностей. Эта модель представляет экономику, в которой производится только два вида товаров: 1) все средства производства рассматриваются как некий обобщенный вид продукции; 2) аналогично — все предметы потребления представляют собой обобщенный вид другого товара. В модели предусмотрены два важных ограничения (условия): 1) общество располагает ограниченными ресурсами и 2) ресурсы, которыми располагает общество, используются полностью. Между двумя видами продукции, которая может создаваться в экономике, существует определенная функциональная зависимость: увеличение выпуска одного товара делает необходимым сокращение выпуска другого товара.
Эта модель очень сильно упрощает реальную действительность — она не учитывает, как на выпуск этих двух видов продукции повлияют цены, доходы рабочих и предпринимателей, налоговая политика правительства и т. д. Тем не менее она вполне реалистична, ибо показывает, что общество стоит перед выбором множества вариантов соотношений между выпуском средств производства и предметов потребления. Модель, следовательно, дает возможность найти оптимальный вариант этого соотношения.
В любую модель могут быть введены новые переменные, установлены новые соотношения и зависимости между ними. Это усложнит модель, но приблизит ее к реальной действительности. Такая модель позволит дать более убедительное и аргументированное объяснение явлений экономической жизни, глубже вскрьггь их причины, точнее предсказать их последствия.
Метод моделирования предполагает, что экономист использует те или иные переменные величины. Это могут быть какие-либо гипотетические, произвольно выбранные цифры, статистические данные (что, конечно, повышает ценность и достоверность модели) или алгебраическое их выражение (х, у, ΔY и т. д.).
Экономические переменные
Экономическая модель, как правило, включает в себя определенные зависимости одной величины от другой. Например, если семья получает больший доход, то она большую сумму денег расходует на потребление. Следовательно, расходы семьи на потребление находятся в функциональной зависимости от ее дохода. В данном случае и доход семьи, и ее расходы на потребление представляют собой экономические переменные. Две экономические переменные фигурировали и в модели, которая была представлена кривой производственных возможностей. Модель может содержать несколько переменных, их число может быть и весьма значительным, но все эти экономические переменные прямо или косвенно связаны друг с другом, и изменение одной или нескольких переменных повлечет за собой большие или меньшие изменения многих или даже всех других переменных. Например, рост доходов приводит к увеличению расходов потребителей, это, в свою очередь, влечет за собой увеличение спроса на потребительские товары, в результате повышаются цены на них, повышение цен означает снижение покупательной способности денег и т. д.
Любая экономическая модель должна отражать факты реальной жизни. В противном случае она окажется бессмысленной и никому не нужной. Поэтому любые методы экономических исследований должны опираться на те или иные данные.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ - это факты, выраженные, как правило, в виде цифр, несущие информацию об экономических переменных.
Данные характеризуют реальную действительность: экономическое положение предприятия, отрасли, экономики страны в целом, материальное положение населения страны, размер налогов и т. д.
Анализ данных, их использование в качестве экономических переменных позволяют подтвердить справедливость той или иной экономической теории или, наоборот, опровергнуть ее, доказать, что она ошибочна, а построенная на ее основе модель некорректна и не соответствует реальности.
Размерность экономических величин
Экономические переменные, которые вводятся в модель, независимо от того, являются ли они гипотетическими или реальными данными, могут иметь различную размерность. Во- первых, интервальную; это относится, например, к заработной плате или любому другому виду дохода. Если нам известно, что рабочий получил доход 12 тыс. р., то этой информации недостаточно, чтобы судить о том, много или мало он заработал. Если этот доход получен в месяц, то это хороший заработок; если за год работы, то такой доход является небольшим. К такому же виду экономических показателей относятся национальный доход страны, созданный в течение года, выпуск продукции тем или иным заводом в месяц, экспорт товаров и услуг в другие страны в течение одного квартала и т. д.
Во-вторых, экономическая переменная может иметь мо- ментную размерность. Например, стоимость имущества, которым располагает та или иная семья. Предположим, что домашняя хозяйка решила установить, какова общая ценность мебели, телевизора, холодильника, посуды, одежды и других вещей, которые принадлежат ее семье. Зная цены на все эти вещи, она установит их общую сумму и запишет в своем блокноте, что на 31 декабря 1998 г. это имущество оценивалось в 150 тыс. р. В данном случае размер экономического показателя устанавливается на определенный момент времени. Моментную размерность имеют такие показатели, как капитал, стоимость зданий, стоимость запасов сырья, резервы валюты в Центральном банке и т. д.
Вернемся к модели экономики, которая представлена кривой производственных возможностей. В ней имеется две переменных величины, которые имеют интервальную размерность, — это выпуск средств производства и выпуск потребительских товаров. В модели не уточняется, в течение какого периода времени производится данное количество продукции, но подразумевается, что и тот и другой вид продукции выпускается в течение каких-то одинаковых отрезков времени. Кроме того, модель подразумевает наличие какого-то ограниченного количества ресурсов. Их величина не уточняется, так как в данном случае принципиальное значение имеет фактор их ограниченности. Но эти ресурсы имеют моментную размерность.
Таким образом, метод моделирования экономики подразделяет все экономические величины на потоки (они имеют интервальную размерность) и запасы, или фонды (они имеют моментную размерность). Такой подход позволяет сравнить экономику с бассейном, к которому подведено две трубы. Через одну трубу вливается новая продукция и соответствующие ей доходы общества; через другую трубу вытекает потребляемая продукция и связанные с ее потреблением расходы. В самом же бассейне находится национальное богатство — капитал в виде зданий, сооружений, производственных запасов и запасов готовой продукции и личное имущество населения (см. рис. 1-3).
Оперируя экономическими переменными, имеющими разную размерность, необходимо иметь в виду, что их нельзя суммировать или вычитать одну из другой.
Вернемся к нашему примеру. Если имущество семьи оценено на 31.XII.98 г. в 150 тыс. р., а ее доход в течение 1998 г. составил 12 тыс. р., то суммирование этих двух величин, име-


Производство товаров и услуг, создаваемых в экономике, приносит людям доходы. Оно представляет собой потоки, которые вливаются в экономику, поддерживая и увеличивая национальное богатство страны. Одновременно общество расходует сырье, топливо, электроэнергию, потребляет одежду, продовольствие и т. д. Эти расходы и потребление являются вычетом из национального богатства страны. В отличие от потоков производимых и потребляемых товаров и услуг, от потоков доходов и расходов, национальное богатство представляет собой сумму запасов (фондов).

ющих разную размерность (150 тыс. р. + 12 тыс. р. = 162 тыс. р.), даст совершенно бессодержательный результат. Что такое 162 тыс. р.? Доход семьи? Но он равен 12 тыс. р. Стоимость имущества? Но заработок был истрачен в течение года на пищу, одежду, квартирную плату и т. д. и от него ничего не осталось. Другое дело, если мы предположим, что семья израсходовала на потребление 10 тыс. р., а 2 тыс. р. сберегла и вложила в Сберегательный банк. Тогда на 31.ХІІ.98 г. она имеет вклад на сумму 2 тыс. р. Вклад имеет ту же размерность, что и имущество, принадлежащее этой семье. Следовательно, мы вправе констатировать, что стоимость имущества можно сложить с суммой вклада и установить, что общая сумма принадлежащего семье богатства равна 150 тыс. р. + 2 тыс. р. = 152 тыс. р.
В экономическом анализе используются не только величины, выраженные в абсолютных показателях: тоннах, метрах, долларах, рублях и т. д. Немалое значение имеет и использование относительных показателей. Исследователя может интересовать вопрос: как изменяется доля расходов потребителей на спиртные напитки в общей сумме потребительских расходов; каково соотношение между ростом доходов населения и ростом принадлежащего ему имущества; каково соотношение дохода фирмы и ее капитала и т. д. Для того чтобы получить искомый относительный показатель, необходимо и достаточно данную переменную величину любой размерности отнести к переменной той же или другой размерности.
Номинальные и реальные величины
Данные, с которыми имеют дело экономисты при изучении действительности, подразделяются на номинальные и реальные величины (показатели).
Чтобы понять, в чем заключается различие между двумя этими важными показателями, рассмотрим следующий пример. Предположим, что заработная плата рабочего в январе 1996 г. составила 1 млн р., а в январе 1997 г. он получил в два раза больше — 2 млн р. Предположим далее, что за год цены повысились в два раза. Следовательно, на свою заработную плату рабочий сможет купить то же самое количество товаров и услуг, какое он мог купить в январе 1996 г. Таким образом, хотя в январе 1997 г. рабочий заработал денег в два раза больше, чем в январе 1996 г., его реальный доход остался прежним. То же самое мы можем сказать и о прибыли какой-либо фирмы, о доходе фермера и т. д.
Другой пример. Предположим, что в январе 1996 г. добыча нефти в стране составила 50 млн тонн, а цена 1 тонны на мировом рынке — 100 долл. Следовательно, стоимость добытой нефти равна 5 млрд долл. Предположим далее, что добыча нефти в 1997 г. выросла на 10% и составила 55 млн тонн, а цены на мировом рынке повысились на 20% и тонна нефти теперь стоит 120 долл. Таким образом, общая стоимость добываемой в стране нефти равна 6,6 млрд долл. Таким образом, если в реальном выражении прирост добычи нефти составил 10%, то прирост добычи нефти, выраженный в текущих Ценах, равняется 6,6 млрд долл. — 5 млрд долл. = 1,6 млрд долл., что составляет увеличение на 32%. В данном случае добычу нефти мы выразили в тех ценах, которые сложились на рынке сначала в 1996 г., а затем в 1997 г., т. е. в текущих ценах. Так как в 1997 г. цены повысились, то показатель добычи нефти, выраженный в текущих ценах, исказил реальное увеличение добычи нефти. Экономические величины, выраженные в текущих ценах, называются НОМИНАЛЬНЫМИ.
Для экономического анализа большое значение имеет информация о реальных величинах, т. е. о реальном увеличении выпуска промышленной продукции, о том, какое количество потребительских товаров и услуг покупает население на свои доходы и т. д. Для того чтобы в распоряжении общества имелись реальные показатели выпуска продукции, уровня доходов и потребления и т.д., необходимо стоимость производимой продукции, потребляемых товаров и другие переменные величины выразить в неизменных ценах.
Экономические величины, выраженные в неизменных ценах, называются РЕАЛЬНЫМИ.
Вернемся к нашему примеру с добычей нефти. Если стоимость добытой в 1997 г. нефти выразить в ценах 1996 г., например 100 долл. за тонну, то она будет равна 5,5 млрд долл., что покажет рост на 10% — в точности такой же, как и увеличение ее добычи.
В нашем примере определение реальной величины добычи нефти может быть сделано и без помощи метода использова ния неизменных цен — для этого достаточно выразить добыч} нефти в тоннах, т. е. в натуральном показателе. Такие показатели применяются для оценки продукции металлургии, электроэнергетики, хлопководства и т. д. Однако натуральные показатели не могут применяться для оценки выпуска продукции машино строения, швейных фабрик, мастерских по ремонту телевизо ров, для оценки объема произведенных услуг и подавляющего большинства других предприятий, относящихся к самым разно образным отраслям экономики.
Индексы
Для определения уровня и динамики многих экономических показателей используются индексы.
Предположим, что нас заинтересовал вопрос о развитии жилищного строительства в России в последние годы. Статистика говорит о том, что в 1992 г. было построено жилых домов общей площадью 41,5 млн кв. метров; в 1993 г. — 41,8 млн кв. м; в 1994 г. — 39,2 млн кв. м и в 1995 г. — 41,0 млн кв. метров. Эти данные хорошо показывают уровень жилищного строительства и говорят о том, что в 1993 г. оно выросло, в 1994 г. — сократилось, а в 1995 г. — вновь выросло, не достигнув, правда, уровня 1992 г. Но сами по себе эти данные не показывают, насколько высок темп роста жилищного строительства в 1993 г. и насколько значителен был темп его спада в 1994 г. Чтобы получить более четкую картину динамики уровня жилищного строительства, примем его в 1992 г. за 100%, тогда в 1993 г. он будет равен 100,7%; в 1994 г. — 94,5% и в 1995 г. — 98,8%. Теперь мы видим, что по отношению к уровню 1992 г. жилищное строительство в 1993 г. выросло на 0,7%, в 1994 г. сократилось на 5,5% и в 1995 г. было на 1,2% ниже, чем в 1992 г. Картина динамики жилищного строительства не исказится, если мы отбросим знак «%». В этом случае показатели уровня жилищного строительства в 1992—1995 гг. принято называть индексами, а уровень, принятый за 100 единиц, называется базовым.
Метод индексов используется при рассмотрении динамики объема выпуска продукции промышленностью и другими отраслями, потребительских расходов населения, объема экспорта и импорта товаров и т. д.
Большое значение индексный метод имеет для определения уровня и динамики цен, в частности уровня цен на потребительские товары и услуги. К этим вопросам мы еще вернемся при рассмотрении конкретных проблем экономики.
Графики
Методы экономического анализа часто опираются на использование графиков. График представляет собой чертеж, который используется для наглядного изображения количественной зависимости одной экономической величины от другой. Он предполагает, что имеются две связанные друг с другом переменные величины. Между ними существует функциональная зависимость (например, уровня потребления от величины дохода). Эта функциональная зависимость описывается при помощи того или иного математического уравнения. Она может быть представлена и в виде числовой таблицы. Преимуществом графика является его наглядность. Построение графиков — это способ, при помощи которого геометрия как одна из областей математики служит для описания экономической модели.

Человек живет в мире ограниченных возможностей. Причина этого в том, что многочисленные и развивающиеся потребности людей безграничны, но в каждый данный момент ограничено количество ресурсов, используемых для производства всего необходимого людям.
Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности людей, называются благами. Свободные блага имеются в изобилии, и потребность в них может удовлетворить всякий, кто в них нуждается. Экономические блага находятся в обществе в ограниченном количестве и поэтому доступны не всем или доступны в таком количестве, которое не дает возможности каждому полностью удовлетворить свои потребности в данных благах.
Для производства экономических благ используют факторы производства, состоящие из трех групп: природные ресурсы, капитал и труд. Природные ресурсы включают все то, что дается природой в готовом виде и используется либо как условие производства, либо как вещество, подвергаемое переработке для производства нужного предмета потребления. Капитал — изготовленные людьми средства производства, они необходимы для производства товара или услуги. Труд — это способности человека, которые он использует для производства всего необходимого ему для жизни.
Ограниченность ресурсов ставит человека в ситуацию постоянно совершаемого выбора. Выбор связан с поисками ответов на три главных вопроса экономики: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО производить? Предмет экономической науки — выбор направлений и способов использования ограниченных ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей людей. Микроэкономика — это раздел экономики, изучающий поведение экономических единиц: отдельного потребителя и производителя, рынки конкретных товаров. Макроэкономика — это раздел экономики, изучающий крупномасштабные экономические явления, затрагивающие экономику в целом.
Экономисты, стремясь исследовать и обосновать закономерности экономического поведения людей, исходят из того, что субъекты экономики ведут себя рационально. Рациональность в поведении людей означает, во-первых, целенаправленность их действий, во-вторых, выбор критериев, которыми они руководствуются в стремлении достичь поставленной цели, в-третьих, определение цены совершенного выбора, которая называется альтернативной стоимостью, и, в-четвертых, соизмерение полученных доходов с осуществленными издержками.
Альтернативной стоимостью называется наилучший из отвергнутых вариантов или то, чем приходится жертвовать, сделав выбор в пользу другого. Такое определение альтернативной стоимости справедливо в той ситуации, когда, выбирая один вариант, отвергают все другие. Но если другие отвергнуть полностью нельзя, необходимо «и то и другое», то в этом случае альтернативная стоимость выступает как то количество альтернативного товара, которым приходится пожертвовать, чтобы увеличить производство товара, необходимого нам в большем количестве.
Для того чтобы понять и объяснить, как функционирует и развивается экономика, необходимо выделить из всего многообразия мелких и случайных фактов и событий самые важные, самые существенные связи и зависимости между явлениями экономической жизни. Это предполагает, что экономист должен разработать и обосновать теорию, объясняющую то, как развивается экономика. Разработка экономической теории опирается на построение экономической модели. Экономическая модель — это упрощенное описание экономики, выражающее функциональную зависимость между двумя или несколькими переменными.
В своих исследованиях экономисты опираются на статистический материал. Анализируя экономику, необходимо иметь в виду, что экономические величины имеют неодинаковую размерность. Одни величины, которые представляют собой потоки (выпуск продукции, доходы и др.), имеют интервальную размерность; другие величины, представляющие собой запасы (фонды), например капитал, стоимость домашнего имущества и т. д., имеют моментную размерность. Анализ экономики требует различать номинальные и реальные показатели. Он опирается на использование индексов, дающих наглядную картину динамики экономических величин.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите причины, вызывающие рост потребностей людей. Что означает в данном случае «рост», только ли количественные изменения потребностей?
2. Чем отличается понятие «ресурсы» от понятия «факторы производства»?
3. Перечислите все виды доходов, которые получают владельцы факторов производства.
4. Охарактеризуйте фундаментальные проблемы экономики. Почему они стоят перед любым обществом, независимо от уровня его экономического развития?
5. Приведите примеры рационального и нерационального поведения человека.
6. Местные органы власти выделили деньги для строительства в районе детского досугового центра. Что может быть альтернативной стоимостью детского центра?
7. Всем известно, что футбол гораздо менее необходим людям, чем еда или сталь. Тем не менее профессиональным футболистам платят гораздо больше, чем фермерам или сталеварам. Почему?
8. В чем отличие позитивной экономики от нормативной?
9. Почему разработка экономических моделей предполагает ряд допущений, которые упрощают экономику?

Автор упо­ми­на­ет о цик­лах де­ло­вой ак­тив­но­сти (экономических циклах). Объясните, почему в определённые пе­ри­о­ды этого цикла не­об­хо­ди­мо го­су­дар­ствен­ное вме­ша­тель­ство в экономику? С опорой на обществоведческие знания, ука­жи­те любые две меры денежно-кредитной политики, ко­то­рые может ис­поль­зо­вать го­су­дар­ство в таких ситуациях.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Экономическую систему можно рассматривать как гигантскую вычислительную машину, которая неустанно трудится над решением бесконечного потока проблем количественного характера: проблем оптимального распределения трудовых и природных ресурсов, капитала, обеспечения темпов сбалансированного роста производства и потребления тысяч наименований товаров, распределения потока выпускаемой продукции на потребление и инвестиции и многих других…

Любой, кто имел дело с компьютерами, знает, что они далеко не безгрешны и склонны делать ошибки. Бывает так, что процедура на каких-то этапах вычислений скорее отдаляет от правильного решения данной конкретной проблемы, нежели ведёт к нему. При определённых условиях последовательность приближённых решений начинает вилять, как велосипед на скользкой дороге, отклоняясь, то в одну, то в другую сторону от правильной траектории. Большинство современных теорий циклов деловой активности именно таким образом объясняют колебания в производстве и потреблении различных товаров и услуг, а имеющиеся данные, похоже, свидетельствуют, что такая интерпретация, в самом деле, может быть верной.

Когда машина не работает так, как ожидалось, естественно, возникает соблазн вмешаться. Такое вмешательство может состоять в том, чтобы смазать подшипник или подкрутить гайку. Иногда мы находим необходимым отказаться от вычислений на машине и проделать, по меньшей мере, часть их вручную.

Любого рода экономическая политика или экономическое планирование представляет собой целенаправленное вмешательство в работу конкурентной машины. Если, преследуя свои конкретные цели, политики

используют такие инструменты, как тарифы, субсидии или налоги, то большинство экономических расчётов по-прежнему выполняется экономическим механизмом; корректировка добавляет компьютеру новые компоненты, но реально не вмешивается в его автоматическую работу…

Подобно любому другому сложному устройству, конкурентная экономика может давать сбои в стрессовой ситуации, а такая ситуация возникает всегда, когда оно сталкивается с проблемами, значительно отличающимися от тех, которые оно решало прежде. Неудивительно поэтому, что при переходе от мира к войне или от войны к миру, при переходе от длительной стагнации к быстрому росту или при необходимости осуществления быстрых и резких технологических изменений решение проблем достижения общего равновесия, возникающих перед экономической вычислительной машиной, может быть облегчено благодаря использованию внешнего воздействия, т. е. планирования.

(В. В. Леонтьев )

Какие ко­ли­че­ствен­ные проблемы, по мне­нию автора, ре­ша­ет эко­но­ми­че­ская система? Укажите три проблемы. Как автор ха­рак­те­ри­зу­ет эко­но­ми­че­скую политику?

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы.

1. Ука­за­ны количественные проблемы, ко­то­рые решает эко­но­ми­че­ская система:

Про­блемы оп­ти­маль­но­го рас­пре­де­ле­ния тру­до­вых и при­род­ных ре­сур­сов, ка­пи­та­ла;

Проблемы обес­пе­че­ния тем­пов сба­лан­си­ро­ван­но­го роста про­из­вод­ства и по­треб­ле­ния тысяч на­име­но­ва­ний то­ва­ров;

Проблемы рас­пре­де­ле­ния по­то­ка вы­пус­ка­е­мой про­дук­ции на по­треб­ле­ние и ин­ве­сти­ции.

Экономическая по­ли­ти­ка представляет собой це­ле­на­прав­лен­ное вме­ша­тель­ство в ра­бо­ту кон­ку­рент­ной ма­ши­ны.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Курбатова М.В., Медянцева С.Г., Скрипак Е.И.

Экономика

Учебное пособие

Кемерово 2006

ББК У01 я73-5

УДК - 330.1(075.8)

К – 93

Печатается по решению Редакционно-издательского совета

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

Рецензенты:

доктор экономических наук, доцент, профессор Л.Ю. Руди

кандидат экономических наук, доцент Г.Г. Ляскин

Курбатова, М.В., Медянцева, С.Г., Скрипак, Е.И.

К -93 Экономика: учебное пособие / ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. - 108 с.

ISBN978-5-8353-0580-3

Учебное пособие представляет собой сборник планов семинарских занятий, самостоятельных работ, проблемных вопросов и тестов по темам учебного курса «Экономика». Практикум предназначен для студентов неэкономических специальностей, изучающих курс экономической теории. Для каждой темы предусмотрены задания для самостоятельной работы, проблемные вопросы и тесты. Учебное пособие предназначено для усвоения, закрепления пройденного материала и проверки знаний. Рекомендуется для подготовки к семинарским занятиям, к зачетам и экзаменам.

ББК У01 я73-5

ISBN978-5-8353-0580-3

©.Курбатова М.В., 2006 © ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», 2007

Учебное пособие предназначено для студентов неэкономических специальностей, изучающих курс экономической теории. Практикум составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по предмету «Экономика». Все виды заданий, предложенные в пособии, могут быть использованы студентами для подготовки к семинарским занятиям, экзаменам и зачетам, как самостоятельно, так и по рекомендации преподавателя. Материал учебного курса разбит на 19 тем. В учебном пособии по каждой теме предложены план изучения, задания для самостоятельной работы, вопросы и тестовые задания. При выполнении заданий необходимо использовать учебники в соответствии с предложенным списком литературы. Поиск необходимого материала следует осуществлять самостоятельно в соответствующих разделах учебника.

Выполнение заданий практикума имеет большое практическое значение для освоения материала по курсу «Экономика». Чтение материала соответствующей главы учебника по теме не может быть достаточным, чтобы считать материал освоенным в полной мере. Следующим важным шагом является проверка правильности понимания пройденного материала, закрепление полученных знаний и их применение к решению экономических задач, к анализу конкретных экономических ситуаций. Решение задач, систематизация материала в виде таблиц, анализ проблемных ситуаций необходимы для того, чтобы расширить экономический кругозор студентов и развивать их экономическое мышление.

Хотя ни один учебник и практикум не могут дать готовых ответов на все экономические вопросы, выполнение предложенных заданий поможет студентам овладеть многими навыками. Они смогут получить знания, необходимые для того, чтобы решать экономические задачи в типичных, стандартных ситуациях, сделать первые шаги в овладении методами экономических расчетов и экономического оценивания. Выполнение предложенных в практикуме заданий подготовит к решению наиболее сложных экономических проблем и анализу экономических ситуаций, позволит привлечь внимание студентов к дальнейшему более глубокому изучению экономической теории.

    Прежде чем приступить к выполнению самостоятельной работы, необходимо внимательно прочитать соответствующую главу учебника, разобраться в рассмотренных в ней понятиях и принципах, проверить правильность понимания материала, ответить на контрольные вопросы в конце соответствующей главы.

    Работая над материалом соответствующей темы по учебнику и практикуму, не следует забегать вперед. Содержание материала построено таким образом, что каждое последующее задание предполагает успешное выполнение предыдущего задания, а сложность последующих заданий возрастает.

    Если при выполнении задания возникают трудности, то целесообразно ещё раз вернуться к соответствующему разделу учебника или к материалу ранее пройденных тем.

    Важно помнить, что при выполнении любого задания необходимо получить правильный ответ, но ещё более важно найти правильный метод решения данной задачи, уметь доказать правильность метода её решения.

Микроэкономика Тема 1. Экономическая теория: предмет, структура, функции план:

    Экономическая теория:

а) предмет «Экономикс»;

б) микроэкономика и макроэкономика;

в) позитивная и нормативная экономика.

    Методы экономического исследования:

а) системный подход, научная абстракция;

б) экономическая модель;

в) модель экономического человека.

    Ограниченность как ключевая проблема экономики:

а) потребности людей и средства их удовлетворения;

б) виды экономических ресурсов, их ограниченность;

в) абсолютная и относительная ограниченность.

    Проблема экономического выбора.

а) экономический выбор как способ решения проблемы ограниченности ресурсов;

б) эффективность экономического выбора и проблема ее оценки; альтернативная стоимость выбора;

в) краткосрочный и долговременный аспекты выбора, производительность труда, инвестиции;

г) кривая производственных возможностей как модель экономического выбора.

Самостоятельная работа

    Постройте кривую производственных возможностей по следующим данным:

2. Покажите на графике точку X (самолетов - 2, бифштексов - 9). Как можно охарактеризовать состояние экономики в этой точке?

3. Покажите на графике точку Y (самолетов - 4, бифштексов - 11). Как можно охарактеризовать состояние экономики в этой точке?

    Введение новой технологии переработки мяса позволило при данных ресурсах увеличить максимально возможное количество выпускаемых бифштексов до 18. Покажите на графике изменение кривой производственных возможностей экономики.

    Рост рождаемости привел к увеличению численности занятых в производстве и самолетов, и бифштексов. Покажите на графике изменение кривой производственных возможностей экономики.

    Чему равна альтернативная стоимость самолета при увеличении его производства с 1 до 2 единиц? Чему равна альтернативная стоимость самолета при увеличении его производства с 3 до 4 единиц? Почему альтернативная стоимость единицы самолета не является в данном примере постоянной?

    Дайте характеристику понятиям: «товары для настоящего»; «товары для будущего».

    Предположим‚ что в парламенте страны обсуждались два варианта плана производства товаров:

    Каковы краткосрочные последствия принятия разных вариантов плана?

    Каковы долговременные последствия принятия разных вариантов плана? Проиллюстрируйте ответ графиком, показывающим изменение кривой производственных возможностей экономики.

Вопросы

    Прокомментируйте следующее утверждение: «в действительности экономические теории практичны потому, что они представляют собой абстракции».

    Может ли система абстракций (моделей) быть одной и той же при исследовании экономики разных стран и при разных ситуациях?

    Является ли экономическая теория лабораторной наукой? Какие проблемы возникают в процессе формулирования и применения экономических теорий?

    Каков критерий разделения экономической теории на две относительно самостоятельные части: микроэкономику и макроэкономику?

    Прокомментируйте утверждение: «Три экономиста при обсуждении одного вопроса имеют, по крайней мере, четыре мнения».

    «Основное для экономики: экономическая эффективность - социальная справедливость». Какое это суждение? Чем будут различаться модели?

    Объясните, как вы понимаете безграничность потребностей?

    Назовите причины, вызывающие рост потребностей людей. По каким параметрам осуществляется рост потребностей?

    Охарактеризуйте фундаментальные проблемы экономики. Почему они существуют в любом обществе, не зависимо от уровня его экономического развития?

    Как преодолевается ограниченность ресурсов? Какая новая проблема при этом возникает?

    В течение года в кафе «Улыбка» были увеличены часы работы кафе, организована продажа свежих кондитерских изделий, что привлекло значительное количество новых посетителей. Из перечисленных ниже факторов выберите те, которые привели к росту производительности труда, и те, которые связаны с увеличением интенсивности (степени напряженности труда сверх общественно нормального уровня): а) члены семьи вынуждены были работать по 10 часов в день и довольствоваться одним выходным днем; б) была закуплена новая линия по производству кондитерских изделий; в) кондитер кафе «Улыбка» прошел курс переподготовки, освоил новую технологию производства бисквита; г) были устранены многочисленные перекуры и чаепития персонала в течение рабочего дня; д) были четко разделены обязанности между работниками, а лишние работники были уволены.

    Обеспечивает ли экономически эффективная деятельность всех отдельных производителей экономически эффективное развитие общества в целом? Объясните, почему достижение всеми отдельными предпринимателями полной занятости принадлежащих им ресурсов автоматически не ведет к решению проблемы полной занятости всех экономических ресурсов общества?

    Почему разработка экономических моделей предполагает ряд допущений, которые упрощают экономику?

    Почему кривая производственных возможностей это - модель? Какую проблему иллюстрирует данная модель?

ТЕСТЫ

1. Экономику можно определить как:

а) науку о биржевом рынке;

б) науку о том, как общество решает вопросы «что, как и для кого производить»;

в) науку о том, как государство влияет на деятельность рынка;

г) науку о том, как улучшить личное финансовое положение.

2. Микроэкономика изучает:

а) деятельность и экономическое поведение индивидуальных хозяйствующих субъектов (домохозяйств, фирм);

б) функционирование национального хозяйства в целом;

в) систему социально-экономических отношений, складывающихся в процессе общественного производства и законы его развития;

г) систему экономических институтов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики.

3. Отметьте утверждения, относящиеся к макроэкономике:

а) конкуренция среди компьютерных фирм привела к снижению цен на их продукцию;

б) курс доллара на Московской межбанковской валютной бирже достиг самой высокой отметки за неделю;

в) неблагоприятные погодные условия привели к плохому урожаю картофеля;

г) повышение цены на бензин в Литве привело к увеличению издержек в хлебопекарной промышленности этой страны.

4. К нормативной экономической теории относится следующее утверждение:

а) к сентябрю 1993 года цены на основные продовольственные товары выросли в 6 раз;

б) инфляция существенно снизила уровень жизни населения, и политика правительства должна быть направлена на её сокращение;

в) 1999-2001 гг. были для России периодом экономического подъема;

г) уровень инфляции в 2001 году составил 18,6%.

5. Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы, это:

а) инвестиции; в) потребление;

б) производство; г) редкость.

6. Капитал как фактор производства - это:

а) запас производственных благ, созданных для производства других товаров;

б) акции, облигации и другие финансовые активы, приносящие доход;

в) сети контактов и взаимоотношения, способствующие доверию и облегчающие экономические взаимодействия между людьми;

г) знания, умения, навыки человека, которые могут быть использованы в процессе производства и которые являются источником его доходов.

7. Экономическое благо - это:

а) вещь, удовлетворяющая существующие потребности и имеющаяся в ограниченном количестве;

б) вещь или услуга, удовлетворяющие какую-либо потребность;

в) вещь или услуга, удовлетворяющие какую-либо потребность и имеющиеся в ограниченном количестве;

г) вещь, удовлетворяющая существующие потребности.

8. Рост производительности труда проявляется:

а) в увеличении времени на производство единицы продукции:

б) в увеличении затрат всех производственных ресурсов на производство единицы продукции;

в) в увеличении выпуска продукции за единицу времени;

г) в сокращении выпуска продукции за единицу времени.

9. Эффективное функционирование экономической системы отражает на графике производственных возможностей:

а) точка, лежащая за пределами кривой производственных возможностей;

б) точка, лежащая внутри кривой производственных возможностей;

в) точка, лежащая на кривой производственных возможностей, в которой достигается наиболее полное удовлетворение потребностей членов общества;

г) любая точка, лежащая на кривой производственных возможностей.

10. Точка, лежащая вне границ кривой производственных возможностей, характеризует:

а) эффективное использование имеющихся ресурсов;

б) неэффективное использование имеющихся ресурсов;

в) недостижима при имеющихся технологии и объеме ресурсов;

г) эффективное, но несправедливое распределение экономических ресурсов.

Ответы: 1 б; 2 а; 3 б; 4 б; 5 г; 6 а; 7 в; 8 в; 9 г; 10 в.

Тема 2. Рыночная система

ПЛАН:

1. Основные модели координации экономической деятельности людей:

а) проблема координации экономической деятельности;

б) модели традиционной, командной, рыночной и смешанной экономики;

в) институциональные основы рыночной системы координации экономической деятельности.

2. Общественное разделение труда - экономическая основа рыночной системы:

а) специализация и кооперация труда; их влияние на эффективность экономической деятельности;

б) принцип сравнительных преимуществ;

в) обмен, механизм обмена, деньги и цены;

г) издержки экономической деятельности в условиях рыночной системы.

3. Предпринимательство и конкуренция как движущие силы рыночной экономики:

а) предпринимательство;

б) принципы принятия решений предпринимателем: альтернативная стоимость;

в) конкуренция как механизм взаимодействия субъектов рыночной экономики.

4. Кругооборот экономических благ, ресурсов и доходов как простейшая модель рыночной системы:

а) субъекты рыночной системы, принцип платности факторов производства;

б) модель кругооборота экономических благ, ресурсов и доходов;

в) равновесный подход как метод экономического исследования.

2.2 Экономические модели управления конкурентоустойчивостью

Экономическая модель — это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме .

  1. содержательность;
  2. реалистичность принятых посылок и допущений;
  3. возможность построения прогнозов;
  4. возможность информационного обеспечения;
  5. возможность проверки.

Среди экономистов нет общего мнения, какие требования отнести к приоритетным .
Основные этапы создания экономической модели
Создание любой теоретической модели, в том числе и экономической, проходит несколько этапов:

  1. отбор переменных;
  2. определение допущений, которые необходимо сделать чтобы не усложнять модель;
  3. выдвижение одного или несколько предположений, гипотез, объясняющих взаимосвязь параметров;

Переменные, используемые в теории — это конкретные величины, имеющие различное значение.
Различают эндогенные и экзогенные переменные:
Эндогенные переменные — это переменные, которые непосредственно входят в модель, являясь объектов изучения (в нашем примере это количество товаров: зерно и ракеты)
Экзогенные переменные — это переменные, которые воздействуют на исследуемые величины, но не являются объектом изучения (в нашем примере, на количество товаров, производимых обществом оказывают влияние наличие ресурсов и уровень технологии). Для удобства их принимают за постоянные величины.
Допущения (научные абстракции) позволяют избежать чрезмерных сложностей при создании теории (в модели кривой производственных возможностей к таким допущениям относятся: ограничение производства двумя товарами, заданный объем ресурсов, постоянный уровень научно-технического прогресса, отсутствие внешнеэкономических связей).
Гипотеза — основной элемент модели. Гипотеза — это попытка объяснить в одном утверждении, как связаны между собой эндогенные переменные .
В нашем примере, анализ поведения общества в условиях ограниченности ресурсов позволяет заметить, что производство некоторого количества одного товара неизбежно вынуждает сокращать производство определенного количества другого товара и наоборот. Это позволяет выдвинуть гипотезу о существовании альтернативных издержек производства .
Гипотезы, как правило, предполагают формирование функциональной зависимости между неизвестными в виде формулы, таблицы и графика.
В экономической теории используются, главным образом, модели двух типов: оптимизационные и равновесные.
Оптимизационные модели используются при анализе поведения отдельных экономических агентов (потребителей, производителей и т.д.) для нахождения оптимальных величин. В этих моделях используются предельные показатели: предельная полезность , предельный продукт , предельный доход, предельные издержки и т.п. Данный анализ принято называть маржинализмом (от англ. margin).
Модели рыночного равновесия используются при исследовании взаимоотношений между экономическими агентами. При анализе предполагается, что система находится в равновесии, если взаимодействующие силы сбалансированы и отсутствует внутренний импульс к нарушению равновесия .
Значение равновесных моделей объясняется тем, что отдельные субъекты рынка, домохозяйства и фирмы могут оптимизировать свое положение, лишь обладая полной информацией о рынке предлагаемого ими блага и о рынках потребляемых ими ресурсов. Отсутствие такой информации вынуждает субъекта принимать решение: какое количество товара он мог бы купить (или продать) при некотором изменении его цены и при условии, что цены всех прочих товаров остаются неизменными.
Модель равновесия между спросом и предложением является основой микроэкономического анализа рынка.
Как наука экономическая теория имеет не только собственный предмет (что изучается), но и особые методы исследования (как изучается). Важнейшим методом является построение экономических моделей.
Моделями мы широко пользуемся в нашей повседневной жизни, даже не осознавая это. Типичная модель — карта города, т.е. его описанный по определенным правилам образ. На ней мы видим расположение улиц и транспортных магистралей, интересующих нас объектов. Такая карта не содержит, однако, информации, представляющейся в данном случае неважной (время работы магазинов, чистота улиц, состояние дорожного покрытия и т.д.) .
Аналогично экономическая модель представляет собой упрошенное формальное описание интересующих нас сторон экономического явления.
Модели бывают двух типов: оптимизационные и равновесные. Оптимизационные модели используются для изучения поведения отдельных экономических агентов или их групп и показывают, как экономические агенты (их группы) максимизируют свое благосостояние. Примерами могут являться модель поведения фирмы, модель поведения отдельного потребителя. Равновесные модели нужны для изучения взаимоотношений между экономическими агентами и их группами. Пример — модель формирования рыночной цены под воздействием спроса всех покупателей и предложения всех продавцов.
Хорошая экономическая модель обладает рядом свойств:

  1. она не перегружена деталями, содержащейся в ней информации должно быть не больше, чем необходимо для решения поставленной задачи;
  2. посылки и допущения модели содержательны и реалистичны;
  3. есть возможность собрать информацию, соответствующую условиям модели;
  4. модель позволяет объяснить и предсказать реально наблюдаемые экономические явления.

Очень большую роль в экономике играют математические модели. Их применение позволяет не просто делать общие предположения относительно разных событий, но достаточно точно рассчитать количественные последствия тех или иных решений и тем самым дать конкретные рекомендации правительству и бизнесу .
Сторонники вступления говорят о его плюсах, противники акцентируют внимание на минусах, но только грамотные экономисты на основе эконометрических моделей могут сказать: «Здесь выигрыш составит примерно столько-то, а в этой сфере весьма вероятны такие-то потери».
Модели строятся для нормативного и позитивного анализа. Позитивный анализ устанавливает причины и следствия экономических явлений, не давая им оценки. Такой анализ отвечает на вопросы типа: «Что и почему происходит в экономике сегодня?», «Что и почему происходило вчера?», «Что будет, если?..» Например, русский богатырь на распутье видит указатели: «Направо пойдешь — коня потеряешь. Налево пойдешь — голову потеряешь» и т.д. Все это — типичные примеры позитивных утверждений.
Напротив, нормативный анализ содержит оценку желательности тех или иных последствий. Круг его вопросов: «Что надо сделать, чтобы?..» Нормативный анализ содержит, следовательно, рекомендательную часть. Между двумя этими видами анализа существует тесная взаимосвязь: нормативные утверждения влияют на выбор предмета позитивного анализа, тогда как результаты последнего облегчают достижение нормативных целей.
Например, признано необходимым сократить инфляцию в экономике. Это нормативное утверждение. Но достичь данной цели можно по-разному:

  1. повысив налоги для сокращения дефицита государственного бюджета;
  2. уменьшив государственные расходы;
  3. заморозив цены на основные виды сырья и энергоносителей;
  4. ограничив рост курса доллара по отношению к рублю и т.д.

Выбрать лучший способ позволит позитивный анализ. Например, повышение налогов приведет к тому-то и тому-то, уменьшение государственных расходов — к тому-то и тому-то... Экономическая теория не избавляет, таким образом, людей от выбора, но позволяет сделать этот выбор более осознанным и ответственным.
Мы предлагаем теоретическое описание экономической модели управления конкурентоустойчивостью предприятия сферы услуг.
С точки зрения теоретического аспекта влияние качества ремонта на потребителей выражается в простой формуле: «Чем быстрее и качественнее произведен ремонт, тем быстрее разовый клиент становится постоянным», а схема влияние потребителей на производства представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Схема влияния потребителей вагонов на их производство через услуги по ремонту

Из рисунка 3 видно, что качественный и в срок оказанный капитальный и текущий ремонт вагонов влечет за собой положительное влияние потребителей на производство, результатом которого является рост прибыли от изготовления вагонов и их ремонта при условии наличия заказов на перевозки у потребителя, благодаря чему повышается конкурентоустойчивость предприятий по производству и ремонту вагонов.
Если же имеет место быть не качественный и не в срок сделанный ремонт, то потребитель влияет отрицательно, уменьшая объем производства вагонов, тем самым снижая прибыль как предприятиям производящим вагоны, так и оказывающим услуги по ремонту, благодаря чему снижается конкурентоустойчивость предприятий по производству и ремонту вагонов.
Схема влияния потребителя услуг по перевозки железнодорожным транспортом представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 - Влияние потребителя на производство пассажирских вагонов
Ежегодные инвестиции указанных двух крупнейших «дочек» РЖД составляют 2 млрд долл., львиная доля которых уходит на покупку вагонов.
Примечательно, что само РЖД одноименный торговый дом не контролирует. Акционерами ТД «РЖД» являются ОАО «РЖД» (25 %) и УК "РВМ Капитал» (49 %), остальные владельцы не раскрываются.
Представитель одной из железнодорожных компаний предположил, что ТД «РЖД» решил заработать дополнительные деньги на стоимостной разнице покупаемых и продаваемых вагонов. Впрочем, другой собеседник издания, близкий к ТД «РЖД», это отрицает.

Влияние потребителя на производство вагонов через посредника и услуги по ремонту представлено на рисунке 5.

Рисунок 5 -Влияние потребителя на производство вагонов через посредника и услуги по ремонту

Из рисунка 5 видно, что потребителю будут услуги по ремонту обходиться дороже, если он воспользуется услугами посредника и дешевле - если не воспользуется.
Влияние потребителя, арендодателя, владельца, арендатора на производство вагонов через услуги по их ремонту представлено на рисунке 6.

Рисунок 6 - Влияние потребителя, арендодателя, владельца, арендатора на производство вагонов через услуги по их ремонту

Из рисунка 4 видно, что цена аренды для арендатора вагонов увеличится в том случае, если они были куплены через посредника и останется на прежнем уровне, если были куплены на прямую.
В данном случае владелец, арендодатель, потребитель и арендатор могу влиять на производство вагонов через цену в зависимости от качества услуг. Арендатор не отправляет их в ремонт, а это делает владелец или арендодатель.
Выводы по параграфу 2.2:
- Экономическая модель — это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме.
Экономические модели должны отвечать ряду требований:
1. содержательность;
2. реалистичность принятых посылок и допущений;
3. возможность построения прогнозов;
4. возможность информационного обеспечения;
5. возможность проверки.
- С точки зрения теоретического аспекта влияние качества ремонта на потребителей выражается в простой формуле: «Чем быстрее и качественнее произведен ремонт, тем быстрее разовый клиент становится постоянным».
- Если же имеет место быть не качественный и не в срок сделанный ремонт, то потребитель влияет отрицательно, уменьшая объем производства вагонов, тем самым снижая прибыль как предприятиям производящим вагоны, так и оказывающим услуги по ремонту, благодаря чему снижается конкурентоустойчивость предприятий по производству и ремонту вагонов.

Предыдущая

ЛИТЕРАТУРА

1. Нуралиев, С.У. Экономика: учебник / С.У. Нуралиев, Д.С. Нуралиева. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - 431 с. : табл., схемы, граф. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02412-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=419345 (13.01.2017).

2. Экономическая теория: учебник / под ред. Н.Д. Эриашвили. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 527 с. : ил. - Библ. в кн. - ISBN 978-5-238-02464-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446485(13.01.2017).

МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 1. Экономическая теория:
предмет, структура, функции

ПЛАН:

1. Экономическая теория:

а) предмет «Экономикс»;

б) микроэкономика и макроэкономика;

в) позитивная и нормативная экономика.

2. Методы экономического исследования:

а) системный подход, научная абстракция;

б) экономическая модель;

в) модель экономического человека.

3. Ограниченность как ключевая проблема экономики:

а) потребности людей и средства их удовлетворения;

б) виды экономических ресурсов, их ограниченность;

в) абсолютная и относительная ограниченность.

4. Проблема экономического выбора.

а) экономический выбор как способ решения проблемы ограниченности ресурсов;

б) эффективность экономического выбора и проблема ее оценки; альтернативная стоимость выбора;

в) краткосрочный и долговременный аспекты выбора, производительность труда, инвестиции;

г) кривая производственных возможностей как модель экономического выбора.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нуралиев С.У. Экономика. Указ. соч. С. 12-44.

2. Экономическая теория: учебник. Указ. соч. С. 11-21.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Постройте кривую производственных возможностей по следующим данным:

2. Покажите на графике точку X (самолетов - 2, бифштексов - 9). Как можно охарактеризовать состояние экономики в этой точке?

3. Покажите на графике точку Y (самолетов - 4, бифштексов - 11). Как можно охарактеризовать состояние экономики в этой точке?

4. Введение новой технологии переработки мяса позволило при данных ресурсах увеличить максимально возможное количество выпускаемых бифштексов до 18. Покажите на графике изменение кривой производственных возможностей экономики.

5. Рост рождаемости привел к увеличению численности занятых в производстве и самолетов, и бифштексов. Покажите на графике изменение кривой производственных возможностей экономики.



6. Чему равна альтернативная стоимость самолета при увеличении его производства с 1 до 2 единиц? Чему равна альтернативная стоимость самолета при увеличении его производства с 3 до 4 единиц? Почему альтернативная стоимость единицы самолета не является в данном примере постоянной?

7. Дайте характеристику понятиям: «товары для настоящего»; «товары для будущего».

8. Предположим‚ что в парламенте страны обсуждались два варианта плана производства товаров:

Каковы краткосрочные последствия принятия разных вариантов плана?

Каковы долговременные последствия принятия разных вариантов плана? Проиллюстрируйте ответ графиком, показывающим изменение кривой производственных возможностей экономики.

ВОПРОСЫ

1. Прокомментируйте следующее утверждение: «в действительности экономические теории практичны потому, что они представляют собой абстракции».

2. Может ли система абстракций (моделей) быть одной и той же при исследовании экономики разных стран и при разных ситуациях?

3. Прокомментируйте утверждение: «Три экономиста при обсуждении одного вопроса имеют, по крайней мере, четыре мнения».

4. «Основное для экономики: экономическая эффективность - социальная справедливость». Какое это суждение? Чем будут различаться модели?

5. Объясните, как вы понимаете безграничность потребностей?

6. Назовите причины, вызывающие рост потребностей людей. По каким параметрам осуществляется рост потребностей?

7. Охарактеризуйте фундаментальные проблемы экономики. Почему они существуют в любом обществе, не зависимо от уровня его экономического развития?

8. Как преодолевается ограниченность ресурсов? Какая новая проблема при этом возникает?

9. В течение года в кафе «Улыбка» были увеличены часы работы кафе, организована продажа свежих кондитерских изделий, что привлекло значительное количество новых посетителей. Из перечисленных ниже факторов выберите те, которые привели к росту производительности труда, и те, которые связаны с увеличением интенсивности (степени напряженности труда сверх общественно нормального уровня): а) члены семьи вынуждены были работать по 10 часов в день и довольствоваться одним выходным днем; б) была закуплена новая линия по производству кондитерских изделий; в) кондитер кафе «Улыбка» прошел курс переподготовки, освоил новую технологию производства бисквита; г) были устранены многочисленные перекуры и чаепития персонала в течение рабочего дня; д) были четко разделены обязанности между работниками, а лишние работники были уволены.



10. Почему разработка экономических моделей предполагает ряд допущений, которые упрощают экономику?

11. Почему кривая производственных возможностей это - модель? Какую проблему иллюстрирует данная модель?

Тема 2. Рыночная система

ПЛАН:

1. Основные модели координации экономической деятельности людей:

а) проблема координации экономической деятельности;

б) модели традиционной, командной, рыночной и смешанной экономики;

в) институциональные основы рыночной системы координации экономической деятельности.

2. Общественное разделение труда - экономическая основа рыночной системы:

а) специализация и кооперация труда; их влияние на эффективность экономической деятельности;

б) принцип сравнительных преимуществ;

в) обмен, механизм обмена, деньги и цены;

г) издержки экономической деятельности в условиях рыночной системы.

3. Предпринимательство и конкуренция как движущие силы рыночной экономики:

а) предпринимательство;

б) принципы принятия решений предпринимателем: альтернативная стоимость;

в) конкуренция как механизм взаимодействия субъектов рыночной экономики.

4. Кругооборот экономических благ, ресурсов и доходов как простейшая модель рыночной системы:

а) субъекты рыночной системы, принцип платности факторов производства, богатство и доходы;

б) модель кругооборота экономических благ, ресурсов и доходов;

в) равновесный подход как метод экономического исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нуралиев С.У. Экономика. Указ. соч. С. 20-24.

2. Экономическая теория: учебник. Указ. соч. С. 21-21, 31-36.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Заполните таблицу: Модели координации экономической деятельности

2. Данные о производстве продукции (в единицах) в странах А и В представлены в таблице. Определите альтернативную стоимость производства товаров.

Какая страна будет специализироваться на добыче нефти, а какая - на производстве роботов?

Будет ли торговля между странами А и В взаимовыгодной в краткосрочном и долговременном периодах?

Как специализация отразится на темпах социально-экономического развития страны А и В?

3. Перечислите примеры трансакционных издержек функционирования магазина розничной торговли.

4. Заполните таблицу:

5. Нарисуйте модель кругооборота благ, ресурсов и доходов. Используя модель кругооборота, ответьте на следующие вопросы: а) Как взаимосвязаны объем и структура производства с характером распределения доходов между экономическими субъектами? б) Зависит ли технологический выбор производителя от структуры доходов экономических субъектов? в) Какие свойства модели можно выделить в модели кругооборота? г) Какие используются допущения при построении модели кругооборота экономических благ, ресурсов и доходов?

ВОПРОСЫ

1. Объясните, почему традиционная экономическая система отличается консерватизмом, а в условиях рыночной экономики происходит ускорение процессов специализации и кооперации? Какие преимущества в углублении общественного разделения труда могла иметь командная - административно система? Почему командная - административно система оказалась маловосприимчивой к внедрению научно-технических разработок?

2. Почему экономическая теория в центр исследования ставит не конкретные страновые экономические системы, а четыре основные модели? По каким признакам выделяют модели? Возможно ли существование «чистой» рыночной или командной системы?

3. Объясните, как «невидимая рука» рынка примиряет эгоистические интересы частных предпринимателей с интересами остальных членов общества.

4. Дайте комментарий следующему утверждению: «общество уже давно усвоило, что самообеспеченность рождает неэффективность».

5. Какие потери возникают в обществе при углублении специализации труда?

6. Почему американскому фермеру, специализирующемуся на производстве молока, выгодно покупать масло в магазине? Почему российскому крестьянину может быть выгоднее самому все изготавливать из молока для собственного потребления?

7. Знаменитый баскетболист решил, что его призвание помогать бездомным людям. Что ему лучше для этого делать: продолжать играть в баскетбол или варить обеды для бездомных?

8. Адвокат Павел Владимирович – один из популярных юристов в стране. Кроме этого он профессионально водит машину, хорошо и быстро работает на компьютере, выполняя обязанности секретаря. Стоит ли адвокату самому печатать свои документы, если самый хороший секретарь, которого он может нанять, будет делать это медленнее, чем сам Павел Владимирович? Докажите, что адвокату выгодно нанять на работу секретаря и водителя.

9. Предположим, что в США 1 автомобиль может быть произведен за 200 часов, а на производство 1 тонны риса уходит 20 часов. В Японии для производства 1 автомобиля нужно 150 часов, а для производства 1 тонны риса - 50 часов. Какова в каждой стране альтернативная стоимость производства 1 автомобиля и 1 тонны риса? На производстве какого товара будет специализироваться США, а какого Япония?

10. Почему государство обязывает производителя указывать на упаковке срок годности и основные компоненты производимых продуктов питания, а торговца - иметь сертификат качества на реализуемый им товар?

11. Важнейшим фактором развития массового производства автомобилей в США стал рост минимальной дневной заработной платы рабочего с 2 долл. в 1914 г. до 5-6 долл. в середине 1920-х гг., инициатором которого был предприниматель Г. Форд. Почему без такого роста цены труда «прорыва» в автомобилестроении не было бы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нуралиев С.У. Экономика. Указ. соч. С. 49-59.

2. Экономическая теория: учебник. Указ. соч. С. 76-92.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Даны шкалы спроса и предложения на рынке томатов:

а) Начертите кривые спроса и предложения для томатов и найдите равновесную цену и равновесное количество.

б) Что будет иметь место – дефицит или избыток томатов на рынке, если правительство установит предельно допустимую цену - 12 руб. и 20 руб.? Объясните, почему желательно, чтобы введение «потолков» цен сопровождалось государственной политикой нормирования потребления? Почему в случае государственных минимальных цен «пол» цены желательной оказывается либо политика закупки излишков, либо политика ограничения производства, либо стимулирование спроса?

2. Покажите на графике и дайте словесное описание тому, как изменятся равновесная цена и равновесное количество продаж в следующих случаях:

Вопрос График Ответ
а) правительство для поддержания сельского хозяйства вводит субсидию на каждый килограмм выращенных томатов;
б) в стране увеличилось число любителей томатов;
в) поднялась цена на рассаду для томатов;
г) снизилась цена на апельсиновый сок;
д) введена новая технология внесения удобрений;
е) сократилось количество фермерских хозяйств;
ж) повысилась заработная плата рабочих подсобных фермерских хозяйств;
з) снизилась цена на баклажаны‚ производство которых требует в большей степени такой же технологии и таких же ресурсов, каких требует производство томатов;
и) в этом году будет богатый урожай томатов, и правительство повысит размер минимальной заработной платы к октябрю;
к) растет популярность томатного сока и арендная плата за землю;
л) снижается цена на огурцы в период засолки овощей и собран высокий урожай томатов в это же время.

3. Функция спроса населения на легковые автомобили описывается формулой: Функция предложения: . Рассчитайте равновесную цену и равновесный объем продаж автомобилей. Постройте на графике функции спроса и предложения.

Как изменится равновесная цена и равновесный объем, если правительство введет утилизационный налог на автомобили? Если продлит программу льготного кредитования покупки автомобиля?

4. Заполните таблицу:

Вид эластичности Формула Значение Тип товара (ов)
Эластичность спроса по цене | | →+∞
| |> 1
| |= 1
| |< 1
| |= 0
Эластичность спроса по доходу <0
>0
>1
Перекрестная эластичность спроса
Эластичность предложения

ВОПРОСЫ

1. Являются ли тождественными утверждения «рынок удовлетворяет потребности потребителей» и «рынок удовлетворяет спрос покупателей»?

2. Как изменится спрос на красную икру при росте доходов населения? Что случится со спросом на пшенную крупу при увеличении доходов населения? Что произойдет со спросом на соль при росте доходов населения?

3. Являются ли идентичными понятия «величина спроса» и «спрос»? В каких случаях они употребляются? Правильно ли употребляется понятие «спрос» в приводимых ниже утверждениях, или его надо заменить понятием «величина спроса»: а) когда ОПЕК подняла цены на нефть в 1970-х гг., спрос на нефть упал; б) когда разразилась ирано-иракская война, среди нефтеперерабатывающих компаний началась паника, подтолкнувшая спрос на нефть.

4. Какое влияние на спрос может оказать информация о засухе и неурожае зерновых? Как изменится при этом уровень потребления? Что такое «самосбывающийся прогноз»?

5. Что случится с кривой спроса на говядину при повышении цены на мясо птицы?

6. Что случится с кривой предложения пшеницы при повышении цен на минеральные удобрения?

7. Предположим, что благодаря активной деятельности общества защиты животных многие люди перестали покупать кожаные куртки. Но продавцы кожаных курток сумели сохранить цены на прежнем уровне. Каким образом продавцам это удалось?

8. Во второй половине 1970-х гг. потребление кофе в Западной Европе на душу населения упало, а цена выросла. Объясните это явление.

9. Прокомментируйте следующее высказывание: «цены разгружают рынок».

10. Если вдруг в декабре предложение елочных игрушек окажется неожиданно маленьким, как вы думаете, возникнет ли дефицит и очереди? Какие экономические функции выполняет очередь?

11. Покажите на графике: а) почему установление государством «пола» цены сопровождается излишком продукции; б) установление государством «потолока цены» сопровождается дефицитом продукции.

12. Какое значение имеет уравновешивание рынка? Какие проблемы возникают в экономике при неравновесных или неустойчиво равновесных рынках?

13. В начале 1992 г. группа омских экономистов предложила строить кривые спроса и предложения, на их основе определять равновесную цену, а за превышение этой цены штрафовать производителей. Можно ли было на практике реализовать данное предложение?

14. Назовите экономически обоснованные аргументы «за» и «против» государственного регулирования цен.

15. Объясните, каким образом гуманитарная помощь предоставляемая развивающимся странам способна решать собственные проблемы развитых стран.

16. Государство хотело бы увеличить свои доходы. На какие товары оно будет устанавливать акцизы? Будет ли учитываться при этом эластичность спроса на них?

17. Как с точки зрения эластичности спроса по цене можно объяснить ассортимент товаров в торговых павильонах на автобусных остановках?

18. С какими характеристиками спроса на сельскохозяйственную продукцию связаны следующие высказывания: «для фермеров сбор большого урожая может быть нежелательным» и «повышение дохода фермеров зависит от ограничения фермерского производства»?

19. С точки зрения эластичности по цене, каким является спрос: а) на мыло; б) на определенный сорт мыла; в) соль; г) автомобили; д) билеты на футбольные матчи; е) учебник по экономике.

20. Каким образом невежество влияет на эластичность спроса?

Тема 4. Фирма, ее основные организационные
формы, цель деятельности

ПЛАН:

1. Фирма как форма организации предпринимательской деятельности:

а) предприятие, фирма, отрасль;

б) формы объединения предприятий в фирму: горизонтальная и вертикальная интеграция, диверсификация, конгломерация;

в) фирма как экономическая организация;

г) теория фирмы Р. Коуза.

2. Организационно-правовые формы фирмы, их преимущества и недостатки:

а) единоличные фирмы;

б) партнерства;

в) корпорации.

3. Корпорация как ведущая форма организации современного бизнеса:

а) общие принципы организации управления деятельностью корпорации;

б) основные виды ценных бумаг, выпускаемых корпорацией;

в) контрольный пакет акций.

4. Целевая направленность деятельности фирмы:

а) отделение собственности от предпринимательства;

б) модификация целевой направленности деятельности фирмы в условиях корпоративной организации бизнеса;

в) краткосрочные и долговременные цели деятельности фирмы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нуралиев С.У. Экономика. Указ. соч. С. 99-109.

2. Экономическая теория: учебник. Указ. соч. С. 109-115, 123-127.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Заполните таблицу «Формы объединения предприятий»:

2. Определите‚ какие из перечисленных признаков относятся к достоинствам, а какие – к недостаткам той или иной формы организации бизнеса. Впишите признаки в соответствующие графы таблицы. Обратите внимание, что некоторые признаки могут быть указаны не один раз.

· простота организации (учреждения‚ управления и т.д.);

· свобода действия (отсутствует необходимость согласования при принятии решений);

· сильная экономическая мотивация (получение всей прибыли одним лицом);

· ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная как с недостатком средств собственной фирмы‚ так и с трудностью получения денег извне);

· отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций;

· неограниченная имущественная ответственность;

· специализация в управлении;

· несогласованность действий или (и) несовместимость интересов владельцев;

· быстрое привлечение дополнительных финансовых средств;

· ограниченная имущественная ответственность;

· относительная стабильность фирмы;

· относительная нестабильность фирмы;

· снижение риска предпринимательской деятельности;

· возможность злоупотреблений в результате разделения функций собственности и управления;

· возможность объединения финансовых ресурсов нескольких лиц;

· владелец – сам себе хозяин;

· самый простой способ организации бизнеса;

· возможность потери контроля над фирмой‚ оставаясь ее собственником;

· возможность двойного налогообложения;

· относительная сложность учреждения и регистрации;

· продажа права собственности на капитал не нанесет ущерба предприятию.

3. Заполните таблицу «Виды ценных бумаг, выпускаемых акционерным обществом»:

4. Заполните таблицу «Основные модели организационно-правовых форм предпринимательской деятельности»:

ВОПРОСЫ

1. Объясните с точки зрения теории фирмы Р. Коуза следующее: в ходе приватизации отдельные предприятия вертикально интегрированных компаний отделились друг от друга, они вышли и из отраслевого подчинения. Позднее на их основе происходит формирование новых крупных фирм.

2. Какую функцию в экономическом развитии общества выполняет неограниченная имущественная ответственность? Какую роль в экономическом развитии общества играет ограниченная имущественная ответственность?

3. Объясните и дайте оценку следующему положению: «Выбор правовой формы, которую принимает предприятие, диктуется в первую очередь финансовыми потребностями конкретного направления производства».

4. Что объединяется в партнерстве? Что объединяет корпорация?

5. Почему регистрация акционерной компании является сложной процедурой? Как можно объяснить тот факт, что банкротство крупных акционерных обществ происходит очень редко, а банкротства небольших фирм единоличного владения часто?

6. Где выше риск собственника потерять свою собственность в результате каких-либо новаторских действий: в единоличной фирме, в партнерстве или в корпорации? Почему малые инновационные фирмы создают многие новые продукты, но их массовое производство осваивают крупные корпорации?

7. Обычно контрольный пакет акций значительно меньше 51%. С чем это может быть связано?

8. Как можно оценить тот факт, что корпорации в США составляют только 18% всех фирм, но на их долю приходится почти 9/10 общего объема продаж товаров и услуг. Почему тогда «малый бизнес» называют «основой экономики»?

9. Является ли собственность корпорации собственностью акционера?

10. Прокомментируйте следующее высказывание: «... держатель акций - это лишь абстракция, бестолковый и безликий распорядитель денег, который покупает акции, если прошел слух, что они подорожали, и продает их при первом же намеке на обратное». А как при этом поступает игрок на бирже?

Тема 5. Фирма: затраты и выпуск,
масштабы деятельности

ПЛАН:

1. Производство фирмы:

а) технология производства;

б) технологическая и экономическая эффективность;

в) технологический выбор фирмы.

2. Экономические издержки и экономическая прибыль фирмы:

а) бухгалтерские и экономические издержки;

б) бухгалтерская и экономическая прибыль;

в) условие рыночной устойчивости фирмы.

3. Оптимальный объем производства фирмы в краткосрочном периоде:

а) совокупные и средние, постоянные и переменные издержки;

б) оптимальный объем производства;

в) точка безубыточности и точка закрытия фирмы.

4. Минимальный эффективный размер предприятия:

а) положительный, отрицательный и постоянный эффект масштаба производства;

б) минимальный эффективный размер предприятия;

в) естественная монополия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нуралиев С.У. Экономика. Указ. соч. С. 111-114.

2. Экономическая теория: учебник. Указ. соч. С. 115-121.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Производство на фирме характеризуется данными приведенными в таблице. Рассчитайте показатели и заполните таблицу. Изобразите на графике динамику полных, средних и предельных издержек. В какой точке фирма будет производить оптимальное количество продукции.

Q VC FC TC AVC AFC AC МС
тыс. ед. тыс. руб. руб./ед.

2. Функция общих (совокупных) издержек фирмы имеет вид:

Напишите выражения отражающие функцию постоянных издержек, переменных издержек, средних постоянных издержек, средних переменных издержек, как функции от объема выпуска.

Постройте графики: постоянных издержек, переменных издержек, средних постоянных издержек, средних переменных издержек фирмы.

3. Иванов владеет небольшой фирмой по производству керамических изделий. В производственное оборудование он вложил 40 тыс. руб., оно ему будет служить 10 лет. При другом размещении эта сумма денег могла бы приносить ему 5 тыс. руб. в год. Он нанимает одного помощника за 12 тыс. руб., за аренду помещения уплачивает 5 тыс. руб., за сырье - 20 тыс. руб.. Конкурент Иванова предлагает ему рабочее место с годовой зарплатой в 13 тыс. руб. Свой предпринимательский талант Иванов оценивает в 3 тыс. руб.. Суммарный годовой доход - 60 тыс. руб. Посчитайте: а) величину годовых амортизационных отчислений; б) величину бухгалтерских и экономических издержек; в) величину бухгалтерской и экономической прибыли. Уйдет ли Иванов из данного бизнеса? Почему семейный бизнес оказывается чрезвычайно живучим?

ВОПРОСЫ

1. Какой может быть технология приготовления домашнего обеда? Эффективно ли кормить семью, используя в больших количествах «удобную» еду? При каком условии полуфабрикаты будут оттеснять домашний труд?

2. Известно, что в СССР цены на природные ресурсы и труд были значительно ниже мировых, а техника была дорогой. Какой технологический выбор был характерен СССР с точки зрения правила наименьших издержек.

3. Почему кривые средних общих, средних переменных и предельных издержек имеют U-образную форму? Почему такую форму не могут принимать кривые средних постоянных издержек?

4. Почему в краткосрочном периоде издержки можно разделить на постоянные и переменные? Определите к какой категории издержек относятся следующие виды затрат: а) затраты на приобретение топлива; б) оплата процента по выпущенным фирмой облигациям; в) затраты на сырье; г) расходы на заработную плату рабочим; д) амортизационные отчисления; е) страховые взносы; ж) плата за арендуемое оборудование; з) выплата налога на недвижимость.

5. Может ли одна и та же статья затрат в одном случае относиться к переменным, а в другом - к фиксированным затратам? «В долгосрочном плане не существует постоянных издержек; все издержки оказываются переменными». Объясните это утверждение.

6. Если бы у вас появилась возможность открыть пункт мойки автомашин с постоянными годовыми издержками в 100 тыс. рублей и переменными издержками в 0,5 руб. за каждый автомобиль, то при каком условии вы вложили бы свой капитал в это дело? Следует учесть, что рыночная цена услуги мойки автомобиля - 1,5 рубля. Имеет ли значение место расположения мойки? Как это может повлиять на размер платы за аренду земли?

7. В 1955г. фирма «Sony» была небольшой и имела лишь маленький производственный участок. Когда фирме поступил заказ на 100 тыс. ее первых транзисторов по цене 29,95 долл., то А. Морита (представитель фирмы в США) отказался от такого заказа как от невыгодного. Был принят заказ лишь на 10 тыс. приемников. Объясните это, используя понятие постоянных и переменных издержек.

8. Какую природу имеет отрицательный и положительный эффект масштаба производства?

9. В 1970-80 гг. крупнейшие корпорации мира пошли по пути децентрализации управления, выделения автономных, конкурирующих между собой производственных отделений. Как вы думаете, с чем это связано, и какие может принести результаты?

10. В РФ разрабатывались десятки совместных с зарубежными фирмами проектов по сборке автомобилей. Были ли они все реализованы? Почему реализация всех проектов является неэффективной?

Тема 6. Основные модели рынка.
Конкуренция и монополия

ПЛАН:

1. Характерные черты основных моделей рынка:

а) признаки выделения основных моделей рыночной конкуренции;

б) модель совершенной конкуренции и ее роль в экономической теории.

2. Несовершенная конкуренция:

а) рыночная власть, формы ее реализации и причины возникновения;

б) чистая монополия, «барьеры» вступления в отрасль;

в) дифференциация продукта, неценовая конкуренция и модель монополистической конкуренции;

г) олигополия и ее виды.

3. Проблема эффективности производства и распределения ресурсов в условиях основных моделей рынка:

а) эффективность производства и распределения ресурсов в условиях совершенной конкуренции;

б) проблемы эффективности в условиях приобретения фирмой рыночной власти;

в) проблемы статической и динамической эффективности.

4. Антимонопольное регулирование рынка:

а) критерии концентрации производства и монополизации рынка;

б) основные принципы антимонопольного регулирования экономики;

в) особенности регулирование естественной монополии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нуралиев С.У. Экономика. Указ. соч. С. 95-97.

2. Экономическая теория: учебник. Указ. соч. С. 130-154.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Заполните таблицу:

Параметры сравнения Совершенная Конкуренция Несовершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Количество и размер фирм
Тип продукта
Условия вступления в отрасль
Контроль над ценой
Характер конкуренции
Размер прибыли
Наличие ресурсов для инвестиций