Поведение банков в условиях финансового оздоровления статья. Санация банка: что это для вкладчика. Основания для санации

45 российских банков прекратили работу из-за отзыва лицензии только в 2017 году. В большинстве своем это небольшие кредитные организации, значительная часть которых создавалась для обслуживания бизнес-проектов их владельцев. Но что будет, если одним из таких нерадивых банков станет системообразующее финансовое учреждение, входящее в ТОП 10? Лишение любого из них лицензии может нести серьезную угрозу банковской системе страны. В таких случаях применяют санацию – финансовое оздоровление банковской структуры, допустившей ошибки в банковских операциях. За последние 10 лет этой процедуре подверглись 35 российских банков. Что такое санация, за счет каких средств она проводится, и как отражается на вкладчиках, владельцах банков и инвесторах?

Санация банка (от лат. sanatio - оздоровление, лечение) – это комплекс мер (финансовая помощь, продажа или передача другим лицам проблемных и рискованных активов, увеличение собственного капитала и т.п.), направленных на улучшение экономического и финансового состояния кредитной организации, которые позволяют избежать ее банкротства.

Теперь попытаемся объяснить что такое санация простыми словами на примерах. Санация – это, по сути, спасение банка от разорения. Финансовое оздоровление, в отличие от отзыва лицензии, подразумевает, что Центробанк () не считает положение санируемой кредитной организации безнадежным, или видит какие-то тяжелые последствия для всей банковской системы в случае ликвидации данного учреждения.

Для того, чтобы предотвратить , в банк закачиваются средства государства и частных инвесторов – чаще всего, в обмен на акции банка или принадлежащие ему активы.

В настоящее время санация крупных банков проводится через Фонд консолидации банковского сектора, а небольших – через . Помимо сохранения на плаву конкретного банка целью финансового оздоровления является повышение качества финансового рынка РФ. Переходящие государству активы, как правило, «чистятся» от рискованных инвестиций и заново приватизируются.

Видео: Механизм санации проблемных банков

Какие действия приводят к санации банка

За последние 10 лет в России прошли три крупных волны банковских кризисов, в результате которых государству пришлось прибегать к искусственной стабилизации финансовой системы.

2008-2009 годы. В этот период лопнули несколько крупных мировых биржевых «пузырей», сжались рынки во многих отраслях, а банки «кормившиеся» на них (например, Глобэкс, обслуживавший строительный бизнес своего владельца Анатолия Мотылева), вынуждены были прибегнуть к помощи государства.

В 2009-м и в течение нескольких последующих лет были санированы с разной степенью успешности банки «Российский капитал», «КИТ Финанс», ВЕФК и другие. Многие эксперты считают, что причины нынешних проблем в банковской отрасли имеют корни именно во временах первого крупного кризиса, когда у ЦБ и АСВ еще не было достаточного опыта санации проблемных банков, а привлечение крупных частных инвесторов к финансовому оздоровлению не всегда было продуманным.

2014-2015 годы . После введения международных санкций, в том числе против банковской системы РФ, доступ к недорогим деньгам на внешнем рынке капиталов для многих кредитных организаций закрылся. Это стало причиной «гибели» десятков банков, другие были взяты на буксир более крупными «коллегами» и государством в лице ЦБ и АСВ. Среди наиболее крупных оздоровлений, начавшихся в данный период, отметим НБ «Траст», Уралсиб, Мособлбанк, «Таврический» и несколько небольших кредитных организаций, финансовые дыры в которых порой превышали их собственный капитал в несколько раз.

Суть таких «дыр» – в том, что реальная стоимость активов банка намного меньше указанной в отчетности, отправляемой в Центробанк. Например, по бумагам банк выдал кредит в 100 миллионов рублей под залог офисного здания той же стоимости, а в реальности это «здание» – полуразрушенный недострой, красная цена которому – 5 миллионов.

Получается «дыра» в балансе размером в 95 миллионов. Иногда предмет залога и вовсе не существует или имеет нулевую стоимость. Причинами «дыр» могут быть рискованные инвестиции денег вкладчиков в : планируемые доходы оказываются отрицательными и финансируются за счет собственного капитала, увеличивая отрицательный баланс.

Или слишком высокие проценты по , когда доходность старых депозитов обеспечивается за счет привлечения новых клиентов. Рано или поздно этой пирамиде, а заодно и благополучию банка приходит конец.

2017 год. В текущем году банковскую систему постиг принципиально новый недуг: под ударом оказались системообразующие банки, которые ранее сами выступали санаторами более мелких кредитных организаций. И «Открытие», и Бинбанк входят в первую десятку российских банков по размеру активов.

Их финансовым оздоровлением занимается непосредственно Центробанк, в котором в 2017-м создана специальная структура для спасения таких масштабных участников рынка – уже упоминавшийся ФКБС (Фонд консолидации банковского сектора).

Руководство ЦБ РФ не исключает, что в ближайшие месяцы помощь может понадобиться и некоторым другим членам ТОП-30 российского банковского бизнеса.

Основные причины, приводящие к необходимости оздоровления банков:

  • Действия по инвестированию капитала: приобретение проблемных активов, ставка на рискованные финансовые инструменты (например, в 2009-м немало банков погорели на РЕПО – купле/продаже ценных бумаг с обязательством обратной продажи/выкупа), непродуманное участие в санации других банков (и «Российский капитал», и «Открытие», и Бинбанк не справились в том числе с оздоровлением «коллег», переоценив свои возможности).
  • Отток средств из-за рыночной паники. После первых же сообщений о проблемах у банка клиенты стараются закрыть депозиты. В случае с «Открытием» это привело к потере в течение 3 месяцев почти 30% основного капитала.
  • Вывод средств собственником или менеджментом с мошенническими намерениями. Такую схему использовало, в частности, бывшее руководство Банка Москвы и банка «Югра», да и в большинстве других проблемных банков подобные случаи в большей или меньшей степени имеют место.
  • Внешняя или внутренняя рыночная конъюнктура. Из приведенных выше данных мы видим, что каждая волна проблем банковской системы совпадала с экономическими кризисами – на мировом или российском рынке.

Признаки проблем банка, после которых требуется санация

В федеральном законе №127 приведены 6 причин, которые влекут за собой введение в банке временной администрации:

  • Неоднократные просрочки банка по своим кредитным обязательствам в течение последнего полугода.
  • Нарушение сроков (более чем на 3 дня) уплаты налогов и сборов из-за недостатка средств на счетах.
  • Несоблюдение установленных Центробанком нормативов размера капитала кредитной организации.
  • Сокращение объемов капитала банка за год более чем на 20% (при нарушении норматива достаточности средств).
  • Нарушение норматива минимального объема текущей ликвидности (на 10% и более в течение месяца).
  • Уменьшение стоимости активов банка ниже уровня уставного капитала.

Закон обязывает владельцев банка при обнаружении любой из приведенных причин немедленно обратиться в Центробанк с просьбой о проведении санации. К ходатайству должен быть приложен план финансового оздоровления. ЦБ РФ либо принимает данный план во внимание, либо отклоняет его, иногда изменяя или дополняя, если речь идет о системообразующих кредитных организациях.

Также инициировать процедуру санации может сам Банк России по результатам плановых или внеплановых проверок деятельности кредитной организации.

Бывают и другие ситуации. Например, в 2010 году решение о санации Банка Москвы структурами ВТБ было принято после отставки мэра столицы Юрия Лужкова (мэрии принадлежало более 46% акций БМ), возбуждения уголовных дел против руководства банка и проверки финансовой организации Счетной палатой.

Правоохранительные органы обнаружили признаки вывода капиталов через сомнительное кредитование структур, принадлежащих топ-менеджменту банка и бизнесменов, связанных с мэрией.

В 2009 году Банк Москвы выдал почти 13 миллиардов рублей ЗАО «Премьер Эстейт» для приобретения большого земельного участка на западе Москвы у компании супруги бывшего мэра столицы. Залогом стали акции компании-заемщика на сумму аж 10 000 рублей.

Поступившие на счет «Премьер Эстейт» миллиарды были немедленно списаны в виде «безвозмездной помощи третьему лицу», а сама фирма вскоре перестала обслуживать кредит. Подобные случаи были далеко не единичными, и создали серьезную «дыру» в капитале Банка Москвы.

Как выбирают банки для санации

Почему у одних проблемных кредитных организаций отбирают лицензии, а другим предоставляют крупные средства? В чем критерий отбора? Есть два основных фактора, при которых используется финансовое оздоровление:

1 Банк имеет большое значение для экономики страны или конкретного региона либо входит в число крупнейших банков РФ. Примеры – ФК «Открытие», Бинбанк на уровне РФ, Банк Москвы в Центральной России, банк «Солидарность» в Самарской области.

Скажем, «Открытие» является восьмым по величине и крупнейшим частным банком в РФ, входит в перечень системно значимых организаций, утвержденный ЦБ РФ. Его закрытие, по словам первого зампреда Центробанка Дмитрия Тулина, могло бы повлечь значительные риски для стабильности банковского сектора, поскольку помимо 540 миллиардов рублей депозитов физлиц и 22 отделений под контролем этого банка санированный им НБ «Траст» и крупнейшая страховая компания страны “Росгосстрах”

Однако, в случае с Открытием, была более веская причина для его спасения. Если бы его не спасли, то в банковском секторе возник бы эффект домино и Открытие утянул бы за собой большое количество банков. Каким образом?

Для своих финансовых операций, в том числе и по приобретению убыточных «Росгосстраха», НПФ «Лукойл-гарант», банка «Траст», руководство Открытия привлекало средства через размещение облигаций. Облигации выкупали как частные инвесторы, так и различные финансовые структуры, среди которых были банки меньшего размера. Затем эти банки закладывали облигации в ЦБ по РЕПО для получения краткосрочных займов.

Если не вдаваться в сложные финансовые понятия, то в случае банкротства Открытия получилось бы примерно так: их облигации бы обесценились, а точнее списались бы долги по этим облигациям. А значит, мелкие банки, выкупившие эти облигации, потеряли бы вложенные в них капиталы. Для кого-то из них потери могли бы стать существенными, недостаток капитала на балансе в одночасье лишил бы их лицензии.

Потерял бы и Центральный Банк, выдавший краткосрочные займы другим банкам под залог облигаций Открытия. А также выдавший ранее крупные суммы средств самому Открытию. По сути, у ЦБ в данном конкретном случае не было других вариантов.

2 Устойчивость банка пошатнулась в связи с внешними факторами, а не с внутренними проблемами. Подобная ситуация была в свое время у калужского Газэнергобанка, который санировался сначала Пробизнесбанком, практически вышел из кризиса, но тут «погиб» уже сам Пробизнесбанк, после чего калужская кредитная организация перешла под крыло СКБ-банка. В результате сейчас Газэнергобанк достаточно стабильно работает в 6 областях Центральной России.

В эту же категорию попадает банк «Траст», который помимо неприглядных действий своего менеджмента (по информации следствия, председатель правления, финдиректор и еще трое руководителей через кредитование подставных вывели на Кипр около 15 миллиардов рублей) стал заложником паники вкладчиков в период резкого роста курса доллара. Тогда физлица за несколько дней вывели свыше 3 миллиардов рублей, мгновенно обнажив все проблемы банка с ликвидностью и липовой отчетностью о собственном капитале.

Решение о санации того или иного банка принимается Центробанком либо по результатам контрольных процедур и промежуточной отчетности, либо по просьбе самой кредитной организации – как это было, с «Открытием» и Бинбанком.

Важный момент: санация редко применяется, если имеются признаки мошеннических действий, затрагивающих основной бизнес. К примеру, банк «Югра», входивший в тридцатку крупнейших в РФ по размерам активов, использовался владельцами как «пылесос»: деньги вкладчиков (в том числе госорганизаций) переводились в личный бизнес собственников через выдачу заведомо невозвратных кредитов подставным фирмам. Центробанк не стал оздоравливать банк, назвав его «финансовой пирамидой».

Как происходит санация

Сначала – пример реального оздоровления, который до сих пор на слуху. Летом 2017 года стало известно о серьезных проблемах в банке «Открытие». Предшествующие этому события развивались так:

  • 2015 год. «Открытие», крупнейший частный банк в РФ, занимающий 8 место в рейтинге ЦБ с активами почти в 3 триллиона рублей, взял на санацию банк «Траст», получив от Центробанка на эти цели 127 миллиардов рублей. В декабре того же года ФК «Открытие», единственный из российских банков в условиях санкций, смог привлечь синдицированный кредит от пула международных инвесторов на 185 миллионов долларов. Эти средства были использованы для дальнейших поглощений.
  • 2016 год. Средств на санацию «Траста» не хватило, владельцы банка «Открытие» обратились в ЦБ с просьбой предоставить дополнительно 50 миллиардов рублей. Деньги выделены не были, однако банк не стал пересматривать стратегию на активную экспансию.
  • Апрель 2017 года. Банк «Открытие» начал процесс приобретения ведущей компании страхового рынка РФ – «Росгосстраха», показавшего за 2016 год убытки в 33 миллиарда рублей.
  • Май 2017 года. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) понизило рейтинг банка с ВВ- до В+.
  • Июнь 2017 года. Вкладчики-инсайдеры (топ-менеджмент банка и др.) начали выводить средства с депозитов.
  • Июль 2017 года. АКРА опубликовало очередной рейтинг, в котором «Открытие» удостоилось рейтинга ВВВ- (плохое качество активов). Это автоматически прекращало возможность работать с бюджетными средствами и деньгами негосударственных пенсионных фондов, что разом лишило банк около 100 миллиардов рублей.
  • Август 2017 года. Сотрудник УК “Альфа-капитал” в очередной рассылке для клиентов сообщил о проблемах с ликвидностью в четырех банках, в том числе в «Открытии». Отток вкладов приобрел лавинообразный характер. Всего с 1 июня по 24 августа физлица вывели из банка около 630 миллиардов рублей. Собственники банка обратились в ЦБ РФ с просьбой о поддержке. 29 августа Центробанк принял решение о санации «Открытия», после чего ввел временную администрацию, в составе которой сотрудники Банка России, ВТБ24 и незадолго до этого образованного Фонда консолидации банковского сектора.

В сентябре председателем правления «Открытия» назначен бывший глава ВТБ24 Михаил Задорнов. Одновременно Центробанк через указанный фонд внес на депозит в «Открытии» 330 миллиардов рублей для того, чтобы банк без проблем мог рассчитываться с вкладчиками.

В обмен в управление ФКБС переданы 75% акций «Открытия». Прежние владельцы смогут сохранить свои 25% только если в их прошлых действиях не будут обнаружены попытки намеренного ухудшения положения банка. Дальнейшая финансовая помощь со стороны Центробанка будет выделяться по мере необходимости.

После санации, по словам председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной, планируется публичное размещение госпакета акций банка на бирже. Прочие активы ФК «Открытие» – СК «Росгосстрах», НБ «ТРАСТ», «Росгосстрах Банк», банки «Точка», Рокетбанк. НПФ «Лукойл-гарант», «НПФ Электроэнергетики» и «НПФ РГС» продолжают работу в обычном режиме, но по итогам санации тоже сменят собственников.

Санация «Открытия» – классический пример подобной процедуры. Полный же список мер по оздоровлению финансового состояния банков содержится в статье 189 Закона № 127-ФЗ. Он включает:

  • кризисное инвестирование в активы банка (финансовая помощь) со стороны его собственников, Центробанка, ФКБС, АСВ или других банков. В этом случае на счетах проблемной кредитной организации размещают депозиты на срок от полугода под ставку рефинансирования ЦБ. Также в данную категорию входит отсрочка исполнения кредитных обязательств банка, предоставление банковских гарантий для новых кредитов и временный отказ от выплаты дивидендов. Скажем, Бинбанк до последнего момента финансово поддерживал один из его владельцев, Микаил Шишханов, распродававший личные активы и вкладывающий средства в ликвидность своего главного детища. Сейчас в Бинбанк вкладываются деньги ФКБС. Для Банка Москвы спасителем стала группа ВТБ, а банки «Глобэкс» и «Связь-банк» были реанимированы Внешэкономбанком. Практически во всех случаях санация не обходится без привлечения государственных средств, но об этом ниже.
  • продажа или передача другим лицам проблемных и рискованных активов. Например, Банк Москвы в процессе санации был разделен на две части, одна из которых вошла в состав ВТБ24, а вторая продолжила оздоровление.
  • изменение структуры и принципов управления банком.
  • увеличение собственного капитала банка до уровня, установленного нормативом ЦБ.
  • другие меры оздоровления финансового состояния банка.

Санация банков – это хорошо или плохо?

Ответить на этот вопрос мы дадим Профессору кафедры международных финансов МГИМО, доктору экономических наук – Валентину Юрьевичу Катасонову. Он прокомментировал отзыв лицензии у крупнейших российских банков входящих по размерам активов в первую десятку рейтингов ЦБ.

Видео: Санация банков – это хорошо или плохо?

Чем грозит санация собственникам банка

Санация всегда приводит как минимум к временному устранению собственников от процесса управления банком и передаче этой функции временной администрации. Кроме того, от владельцев требуется согласие на передачу доли в уставном капитале в обмен на финансовую помощь (в особо серьезных случаях – например, когда действующие владельцы не идут на контакт с ЦБ, а ситуация продолжает ухудшаться, – активы изымаются без их согласия).

В большинстве случаев это приводит к тому, что после окончания процесса оздоровления банка он становится дочерним у компании-санатора (либо основным владельцем становится государство, если санацией занимались ЦБ или АСВ).

Кроме того, финансовое оздоровление банка для его собственника может обернуться следующими последствиями:

  • Изменение управленческой структуры, числа филиалов, количества сотрудников банка.
  • Если санация не дает результата, владелец обязан инициировать процедуру банкротства.

Последствия санации банка для вкладчиков

Для вкладчиков санация всегда предпочтительнее, нежели отзыв лицензии. Оздоровление банка проводится прежде всего в их интересах. В процессе санации в прежнем режиме обслуживаются счета и вклады, не вводятся ограничения на снятие денежных средств со счетов (в случае если банк пытается ограничить права вкладчиков, необходимо сразу жаловаться в Центробанк).

Даже при смене собственника, а при санации это чаще всего и происходит, договоры между банком и клиентами продолжают действовать, равно как и сохраняются прежние условия по вкладам и кредитам (если договорами не предусмотрено их изменение).

Неприятным последствием информации о проблемах банка и начале процедуры финансового оздоровления обычно становится паника: вкладчики пытаются перевести свои средства в другие кредитные организации.

Однако если пережить эти психологически дискомфортные дни и недели, то в дальнейшем санация может принести и свои плюсы: нередко для повышения ликвидности администрация устанавливает повышенные ставки по вкладам для сохранения имеющихся и привлечения новых клиентов.

Финансовое оздоровление не влияет на – они по-прежнему остаются защищенными со стороны АСВ.

Последствия санации банка для заемщиков

Для добросовестных заемщиков санация не несет каких-либо изменений в статусе или условиях договора. А вот клиентов с просроченными кредитами может ждать более жесткий подход банка к взысканию долгов.

Один из результатов успешного финансового оздоровления – существенное снижение объема «плохих» кредитов в портфеле банка. Поэтому зачастую проблемные долги пачками продаются , и если вы задолжали по кредиту, ничего особо приятного в случае санации вашего банка ожидать не следует.

Заемщики банка «Траст», например, наверняка это подтвердят – доля «плохих» кредитов в этом банке в середине 2016 года превышала 43%, и не расплатившихся вовремя физлиц трясут до сих пор.

Последствия санации банка для юрлиц и ИП

Учитывая, что на сегодняшний день при отзыве лицензии у банка юрлица оказываются главными пострадавшими, поскольку их счета не застрахованы, санация для них – как манна небесная. Есть возможность «разложить яйца по разным корзинам» или перейти на РКО в другой банк. Кроме того, в процессе финансового оздоровления банк старается как можно лояльнее относиться к остающимся клиентам и предлагает им более выгодные условия.

Для ИП, имеющих с точки зрения страхования вкладов тот же статус, что и физлица, отзыв лицензии страшен, только если остатки на счетах превышают 1,4 миллиона. Но даже для «необоротистых» ИП прекращение работы банка означает необходимость ждать компенсации от АСВ, а это фактически изъятие оборотных средств из бизнеса на несколько месяцев. Поэтому санация выгоднее для любых индивидуальных предпринимателей.

Как государство участвует в санации банков

Выше уже упоминалось, что решение о санации банка может принять только Центробанк. До середины 2017 года дальнейшее участие государства в процессе финансового оздоровления могло идти двумя путями: с непосредственным участием представителей Банка России, а также через Агентство по страхованию вкладов (АСВ).

В обоих случаях на финансовую помощь проблемному банку выделялись средства из резервов ЦБ РФ, только Центробанк направлял деньги напрямую, а АСВ получало кредит на льготных условиях, передавая их в санируемое учреждение на период до 10 лет.

В дальнейшем упомянутые органы передавали кредитную организацию «на попечение» инвесторам. Хотя имеются и единичные случаи полного сопровождения санации АСВ – например, в отношении банка «Российский капитал», который Агентство взяло под свое крыло еще в 2009 году, а сейчас использует как банк-санатор.

Для санации системообразующих банков в мае 2017 года создан Фонд консолидации банковского сектора с уставным капиталом в 1,5 миллиарда рублей. Это государственный надзорный орган, который полностью контролируется Центробанком через одно из своих обособленных подразделений. Используя ФКБС, Банк России напрямую предоставляет госсредства системообразующим банкам.

Мнения экспертов по поводу создания нового института госрегулирования банковской сферы разделились. Одни отмечают более высокую вовлеченность государства в процесс управления финансовой системой (а значит повышение надежности этой системы), другие предостерегают от излишнего огосударствления отрасли и неоправданных, по их мнению, преимуществ для банков из ТОП-10.

Так или иначе, после завершения санации «Открытия» и «Бинбанка» доля государственной собственности в банковском секторе превысит 57%. Если же рассматривать объем депозитов физлиц, то на долю банков с доминирующим госучастием придется почти 69%.

Совладелец Промсвязьбанка (еще одного потенциального кандидата на скорую санацию) Дмитрий Ананьев прямо называет этот процесс «национализацией крупных частных банков» и отмечает, что «госгарантии» для крупнейших банков могут стать стимулом к безответственному поведению менеджмента (какой смысл напрягаться, если в случае чего Центробанк заткнет «финансовую дыру»?), а равно и к выдавливанию с рынка излишне несговорчивых банкиров.

В свою очередь, первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин уверяет, что ФКБС – это всего лишь инструмент, «позволяющий не допустить финансовой дестабилизации на макроуровне», а не способ сократить число банков в РФ до 50-100 наиболее крупных.

Кто платит за санацию банков

По данным рейтингового агентства Fitch, только за последние 4 года Банк России направил на финансовое оздоровление около 2,7 триллиона рублей. До «Открытия» и Бинбанка самые серьезные средства были вложены в санацию Банка Москвы (294 млрд. руб), НБ «Траст» (157 млрд.руб), «КИТ Финанс» (135 млрд.руб), Связь-банк (125 млрд. руб).

Однако в 2017-м эти цифры явно будут перекрыты. По предварительной информации ЦБ РФ, на финансовое оздоровление двух игроков из ТОП-10 потребуется не менее 800 млрд. рублей, ранее озвучивались и цифры свыше триллиона рублей.

Вне зависимости от формальных источников финансовой помощи банков, если речь идет о санаторах – кредитных организациях с госучастием, либо о Центробанке, оплачивается оздоровление банков всегда за счет налогоплательщиков или вкладчиков.

Доходы ЦБ РФ – это преимущественно эмиссия (печатаемые деньги) и средства госбюджета (то есть налогоплательщиков). Когда борьба с инфляцией провозглашается главной государственной задачей, возможности печатного станка ограничены, следовательно акцент делается на бюджетные средства, а также деньги из госрезервов (Фонд национального благосостояния, Резервный фонд). Доходы банков с госучастием – по большей части средства от вкладов, а также размещаемые на счетах деньги организаций, в немалой степени – бюджетных.

Однако это не что иное, как те же средства вкладчиков, изначально заложенные в повышенные процентные ставки по кредитам и сниженные – по вкладам. Если в роли санатора выступает частный банк, иногда используются средства компаний, входящих в финансово-промышленные группы владельца.

Фонд консолидации банковского сектора получает средства за счет продажи своих долей . Поскольку ФКБС и так фактически является составной частью структуры Центрального Банка, некоторые специалисты называют такую схему «торговлей воздухом» и отмечают, что на санацию через данный институт направляются средства Резервного фонда, государственного бюджета и резервов ЦБ.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что санация проблемных финансовых организаций обеспечивает стабильность банковской системы, однако данное обеспечение происходит преимущественно за счет вкладчиков других банков и налогоплательщиков.

А вот владельцы проштрафившихся банков, как всегда, остаются безнаказанными.

Видео на десерт: Гипнотический полет стаи скворцов

Процедура санации банка имеет некоторую специфику, обусловленную самой природой этого финансового учреждения. Мы рассмотрим особенности указанной процедуры, ответив на ряд вопросов.

Что такое «санация банка»?

Санация банка - это процедура, главной целью которой является экономическое и финансовое оздоровление кредитно-финансовой организации (банка).

Согласно Закону РФ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее – Закон), реорганизация банка, назначение в кредитно-финансовой организации временного управляющего и санация определены как равноправные меры, направленные на предотвращение банкротства банка.

Каковы признаки финансового положения банка, в силу которых к банку может быть применена процедура санации?

Основания для проведения мер, направленных на оздоровление банка, закреплены в статье 4 Закона.

В качестве таковых названы:

Учредительные документы банка подлежат регистрации в порядке, установленной федеральными законами, вследствие чего выявить уменьшение не составляет труда.

Особенность применительно к данному пункту:

Если указанное основание будет выявлено в течение 2 лет с того момента, как банк получил лицензию на проведение банковских операций, санация и другие меры предупреждения банкротства применены быть не могут.

Какие действия должен предпринять банк при наличии признаков неустойчивого финансового положения, требующего санации?

При выявлении хотя бы одного из оснований, указанных выше, банк обязан по собственной инициативе приступить к санации.

Это выражается в следующих действиях:

  • на руководителя исполнительного органа банка возлагается обязанность в течение десяти дней с момента возникновения оснований обратиться с ходатайством об осуществлении мер санации в совет директоров (зачастую используется иное наименование органа – наблюдательный совет) банка. Одновременно в ходатайстве рекомендуются способы санации, сроки проведения;
  • руководитель должен в течение пяти календарных дней со дня направления ходатайства уведомить территориальное учреждение Банка России о том, что ходатайство было направлено, и приложить перечень мер, которые были им предложены;
  • совет директоров (наблюдательный совет) банка после того, как получит ходатайство, обязан в течение десяти дней принять определенное решение, о котором в течение трех дней должен сообщить территориальному органу Банка России;
  • если совет директоров банка установит основания для проведения санации, то кредитная организация не позднее тридцати дней с того момента, как вынесено решение, разрабатывает план финансового оздоровления и предоставляет его в территориальное органы Банка России;
  • если советом директоров (банка решение не выносится в срок или принимается отрицательное решение, то на руководителя банка возлагается обязанность по обращению с ходатайством территориальный орган Банка России по месту нахождения банка.

Полномочия Банка России при процедуре санации

В том случае, если он установит, что размер капитала конкретного банка ниже, чем размер уставного капитала, направляет банку требование с указанием на необходимость приведения размера собственных средств и уставного капитала в соответствие.

Банк России также вправе направить предложение в Агентство по страхованию вкладом о проведении процедуры санации.

Какова роль Агентства по страхованию вкладов при реализации процедур санации банков?

После того как Агентство получит от Банка России предложение, оно проводит оценку возможности и целесообразности реструктуризации банка.

На основании оценки принимается:

  • решение о том, что Агентство будет участвовать в предупреждении банкротства банка;
  • или же решение об отказе, который должен быть мотивирован.

В качестве основания для отказа Агентство может указать неоправданно высокое количество затрат на оздоровление банка.

Если Агентство по страхованию вкладов откажется от участия в санации банка, то у кредитной организации будет отозвана лицензия.

В том случае, если Агентство посчитает участие в санации целесообразным, а равно экономически оправданным, то им осуществляется разработка плана оздоровления, который согласовывается с Банком России.

Меры по предупреждению банкротства банка

В большинстве своем такие меры носят характер экономический и (или) организационный.

К ним относят:

  • финансовую помощь, оказываемую учредителями (участниками) банка, а также иными лицами;
  • изменения в организационной структуре банка;
  • преобразование структуры банковских активов и пассивов;
  • приобретение акций банка;
  • действия по выполнению указаний Банка России, касающихся несоответствия размеров собственных средств и уставного капитала;
  • и др.

Выбор той или иной меры зависит от факторов, создающих угрозу банкротства.

Особенности правового положения банка, в отношении которого проводится санация?

В процессе санации деятельностью банка руководит специальный орган управления – временная администрация. Ее назначение осуществляется Банком России.

Руководитель этого органа может подать заявление о признании недействительной сделки банка, совершенной до той даты, когда была назначена временная администрация. Основания и порядок признания недействительности таких сделок предусмотрены в Законе РФ «О несостоятельности (банкротстве)».

Какие последствия для клиентов банка несет проведение санации

Если санация прошла удачно, платежеспособность восстановлена, то правоотношения между банком и физическими или юридическими лицами сохраняются в виде, существовавшем до введения процедуры. В противном случае начинается процедура банкротства (подробнее см. ниже).

За счет каких средств происходит финансирование мероприятий по предупреждению банкротства банков?

Агентство (как и банк, проводящий процедуру санации самостоятельно), в первую очередь, ориентировано на привлечение средств инвесторов. Но не исключается и государственное участие.

АСВ как орган, призванный усилить влияние и контроль государства, оказывает содействие в поиске финансовых источников, но не имеет, как правило, возможности полностью финансово сопровождать процедуру санации банков.

Для решения этой проблемы законом предусмотрено, в том числе, право Агентства на обращение в Банк России, которое будет содержать заявление о предоставлении кредита (до пяти лет, без обеспечения).

Выше уже отмечалось, что финансовая помощь может оказываться также учредителями и участниками банка.

Каковы преимущества санации по сравнению с процедурой банкротства кредитной организации для вкладчиков и иных клиентов банка?

Санация преследует цель восстановления платежеспособности банка. Соответственно, удачно проведенная санация избавит банк от опасности банкротства.

Санация в отличие от банкротства выгодна для всех вкладчиков – физических и юридических лиц.

Имеется в виду сумма страховой выплаты, предусмотренная Законом «О страховании вкладов физических лиц в Банках РФ» для вкладчиков-физических лиц в случае банкротства банка. Для юридических лиц же последствия банкротства могут быть гораздо хуже.

В чем причина?

Кредиторы банка делятся в зависимости от того, к какой очереди они относятся. Существуют кредиторы, требования которых удовлетворяются во внеочередном порядке, кредиторы 1-3 очереди.

Если проанализировать, какие требования относятся к каждой очереди, то можно убедиться: в большинстве случаев предприниматели попадают в список должников третьей очереди.

Итак, мы определили, что:

  1. санация банков обладает определенной спецификой;
  2. процедура санации банка применяется при наличии определенных признаков;
  3. инициатором проведения процедуры может выступить сам банк или же Банк России;
  4. проводить процедуру может Агентство по страхованию вкладов либо кредитная организация самостоятельно.

Начиная c конца 70-х годов XX столетия и по настоящее время банковские кризисы наблюдались в более чем 70 странах мира, включая развитые страны (США, Испанию, Норвегию, Финляндию, Швецию, Японию), развивающиеся (большинство стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, многие страны Африки) и страны с переходной экономикой. Многие кризисы - более чем в 50 странах мира - относят к системным кризисам на основе оценок собственного капитала банковской системы.

Исходя из этого, проблема скорейшего и наиболее эффективного преодоления банковских кризисов, создания необходимой законодательной базы, средств борьбы и организационной инфраструктуры для их предотвращения либо смягчения их последствий в будущем, имеет многолетнюю историю.

При этом, несмотря на существенные различия в политике и экономике, правовых системах государств, испытавших на себе банковские кризисы, анализ применённых ими индивидуальных "рецептов" их преодоления позволяет говорить о единой, выработанной годами и опытом поколений системе унифицированных, схожих подходов и методов.

Классическим примером реструктуризации банковской системы страны с развитой капиталистической экономикой принято считать опыт Соединенных Штатов Америки, сформировавшийся под воздействием и в процессе восприятия уроков банковских кризисов 30-х годов, а также конца 80-х - начала 90-х годов. Первым этапом формирования механизма реструктуризации банковской системы США после Великой депрессии 1929 - 1933 гг. стало принятие законов об учреждении двух корпораций: Федеральной корпорации страхования депозитов (FDIC - Federal Deposit Insurance Corporation) - создана в 1933 году; и Федеральной корпорации страхования ссуд и сбережений (FSLIC - Federal Savings and Loan Insurance Corporation) - создана в 1934 году.

С момента своего создания FDIC действует как независимое страховое агентство и выполняет в отношении банков и ссудо-сберегательных ассоциаций - членов корпорации следующие функции: страхует вклады, гарантируя (в определенных пределах) их сохранность на счетах кредитных учреждений - членов корпорации; представляет займы или приобретает активы у своих членов для облегчения их финансового положения или предотвращения банкротства, а также выступает распорядителем имущества в случае банкротства и ликвидации банка; осуществляет надзор и контроль за деятельностью кредитных учреждений- членов корпорации.

Выступая в качестве распорядителя активов и имущества обанкротившихся кредитных учреждений, корпорация берет на себя обязательства перед кредиторами распорядиться собственностью банка-банкрота таким способом, чтобы максимально удовлетворить их требования. Для этого закон наделяет корпорацию широкими полномочиями, обеспечивающими эффективное управление имуществом. В частности, FDIC может ускорять и упрощать процедуру ликвидации обанкротившегося кредитного учреждения в целях максимизации эффективности процесса ликвидации и сокращения издержек на его проведение.

В США деятельность федеральных агентств, связанная с решением проблем банка-банкрота, носит название "урегулирование" (resolution) и включает в себя разработку и реализацию специальных планов ликвидации или санирования обанкротившихся или находящихся на грани банкротства кредитных учреждений. Главная цель разрабатываемых мер: защитить застрахованные вклады, минимизировать издержки по созданию соответствующего страхового фонда. Методы урегулирования обычно включают в себя выкуп или принятие ответственности по обязательствам обанкротившегося банка для их последующей реализации; трансферт застрахованных депозитов и прямую выплату депозитов. Урегулирование допускает также оказание помощи кредитному учреждению.

В ссудо-сберегательной сфере вопросами страхования и урегулирования обязательств обанкротившихся кредитных учреждений до 1989 г. занималась Федеральная корпорация страхования ссудо-сберегательных ассоциаций (FSLIC). Эта корпорация действовала под руководством Федеральной системы банков жилищного кредитования (FHLBB - Federal Home Loan Bank Board), предоставлявшей средства ссудо-сберегательным ассоциациям и иным организациям, действующим на ипотечном рынке. Разрешая проблемы обанкротившегося ссудо-сберегательного учреждения, FSLIS руководствовалась общепринятыми принципами урегулирования.

Однако в конце 80-х - начале 90-х годов банковскую систему США поразил финансовый кризис, который в значительной степени стал следствием либерализации кредитной сферы, отмены ограничений на величину процентных ставок по вкладам и займам кредитных учреждений, повышения потока страхования депозитов и допуска ссудо-сберегательных учреждений на рынок коммерческих кредитов.

За период кризиса (1980-1994 гг.) в США были ликвидированы или получили финансовую поддержку от FDIC 1617 банков с совокупными активами в 302,6 млрд. долл., прекратили существование или были взяты под государственную опеку 1295 ссудо-сберегательных ассоциаций с активами в 621 млрд. долл. В ссудо-сберегательной сфере в конце 80-х годов банкротство кредитных учреждений достигло таких масштабов, что несостоятельной оказалась сама FSLIC. По мере нарастания кризиса в ссудо-сберегательной сфере и роста числа обанкротившихся банков у законодателей появилось осознание необходимости усиления контроля за деятельностью кредитных институтов со стороны надзорных органов.

Конгрессом США в 1989 г был принят Закон о реформировании, восстановлении, а также принудительном взыскании по обязательствам финансовых учреждений (Financial Institutions Reform, Recovery and Enforcement Act - FIRREA). Закон расширил права надзорных органов и ужесточил требования, предъявляемые к банкам в части соблюдения банковских стандартов, повышения "безопасности" операций, неукоснительного исполнения соответствующих законодательных актов. Закон реформировал федеральную систему регулирования финансовой сферы. В соответствии с указанным законом была упразднена FSLIC и создана Трастовая корпорация по урегулированию (Resolution Trust Corporation - RTC), на которую были возложены задачи по управлению активами и ликвидации значительного количества обанкротившихся ссудо-сберегательных ассоциаций.

Существенно были расширены права и обязанности FDIC, в частности, в ее ведение передавалась RTC, и оба эти агентства получили право самостоятельно брать на себя функции управляющего имуществом несостоятельного кредитного учреждения. Корпорация RTC получила полномочия по расследованию деятельности и судебному преследованию банкиров, виновных в доведении банков до банкротства. Другим "завоеванием" закона FIRREA является запрет на профессию: любому бывшему банковскому служащему, осужденному за финансовые преступления, запрещено занимать какие-либо должности в банковском секторе в будущем.

Корпорация RTC, созданная для урегулирования крупнейшего банковского кризиса в истории Америки, 31 декабря 1995 г. прекратила свое существование. За шесть лет работы Корпорация RTC приняла под управление и провела ликвидацию 747 неплатежеспособных ссудо-сберегательных ассоциаций, или около 40 % общего их количества. При этом ситуация, в которой приходилось действовать RTC, была крайне неблагоприятной. На конец 1990 г - первого года деятельности корпорации - под ее опекой оказалось 531 несостоятельное кредитное учреждение с общими активами в 278,3 млрд. долл. В отличие от FDIC, RTC не имела собственных страховых фондов и могла рассчитывать только на средства, выделяемые Конгрессом США, или на иные внешние источники финансирования. Однако идея использования государственных ассигнований на урегулирование обязательств банков была крайне непопулярной, в связи с чем деятельность RTC финансировалась поэтапно, причем на каждой стадии выделение средств требовало одобрения Конгресса США и принятия специального закона. Все это затрудняло долгосрочное планирование процесса урегулирования.

FDIC и RTC использовали различные методы урегулирования обязательств обанкротившихся кредитных учреждений. До начала 80-х годов FDIC обычно в случаях банкротства использовала метод покупки и принятия ответственности по обязательствам (Purchases and. Assumption - P a. A), при котором покупатель обанкротившегося банка, приобретая его активы, брал на себя и выполнение его обязательств. В случае, когда покупатель отсутствовал, FDIC прибегала к практике возвращения вкладчикам депозитов в сумме, соответствующей страховому фонду. Прочие обязательства банка FDIC принимала на себя в качестве управляющего имуществом банка-банкрота.

В начале 80-х годов, когда банкротства были не столь частыми, FDIC больше внимания уделяла надежности и устойчивости вновь создаваемого банка, чем проблеме скорейшего перехода активов от банкрота к покупателю. Однако по мере увеличения числа банкротств FDIC стал проводить политику быстрой продажи возможно большей части активов обанкротившихся кредитных учреждений и возврата их в частный сектор. Всего из 1617 неплатежеспособных банков было продано 1188 банков, активы которых составили 204 млрд. долл. Аналогично действовала и RTC, которая проводила операции по урегулированию с помощью метода покупки и принятия ответственности по обязательствам. Из 747 ликвидированных ссудо-сберегательных ассоциаций было продано 497 (66,5%).

Если покупатель в ходе процесса урегулирования не был найден, тогда FDIC и RTC осуществляли выплату застрахованного депозита владельцам либо самостоятельно, либо через другие финансовые учреждения, выступающие в качестве агентов. Вкладчики, чьи депозиты не были застрахованы или вложенные средства которых превышали страховой лимит (у FDIC - лимит составляет 100 000 дол.), получали наряду с другими кредиторами несостоятельного банка специальный сертификат, дающий право на часть средств, которые поступят от продажи имущества банкрота.

Помимо операций по ликвидации неплатежеспособных учреждений, FDIC оказывала проблемным банкам финансовое содействие в целях предотвращения их банкротства. Обычно в ходе так называемого содействия действующему банку (open bank assistance - OBA) FDIC требовало от банка совершенствования (изменения) системы управления, установления процентных ставок по акциям на уровне номинала и создания стимулов для привлечения частных капиталов. Во многих случаях эти меры использовались для облегчения продажи или слияния проблемного банка с другими финансовыми институтами. В годы кризиса такое содействие было оказано только 133 банкам, но в большинстве случаев речь шла о крупных банках, ликвидация которых была нежелательной. Начиная с 1992 г. FDIC практически не прибегала к этой практике, а закон 1993 г. запретил использовать средства страховых фондов в интересах акционеров обанкротившихся учреждений.

В качестве способа оказания содействия проблемным финансовым учреждениям использовалась также практика заключения "соглашений о поддержании уровня дохода". Подобное соглашения заключались, как правило, с небольшими сберегательными банками, чтобы принудить их пойти на слияния с более устойчивым банком или ссудо-сберегательной ассоциацией. При этом FDIC гарантировала участникам сделки рыночный доход на приобретенные активы и брала на себя риск, связанный с изменением процентной ставки. Вкладчики и кредиторы в ходе таких операций не несли никаких потерь.

Еще одним щадящим методом регулирования стала программа NWC (Net Worth Certificate), целью которой было предоставление банку, испытывающему финансовые трудности вследствие изменения учетного процента, времени для устранения возникших трудностей и восстановления размеров капитала до необходимого уровня. В рамках указанной программы FDIC выдавала банку на часть суммы текущих потерь (обычно 50-70%) вексель в обмен на банковские сертификаты, которые в целях учета и контроля рассматривались как часть капитала банка. По этой схеме помощь была оказана 29 банкам, из которых 22 получили только сертификаты; 4 банкам, кроме сертификатов, были предоставлены дополнительные финансовые средства; еще 3 банка были реорганизованы в форме слияния с более устойчивыми банками.

Для разрешения проблем крупных банков со сложной финансовой структурой банковский закон 1987 г. ввел в практику FDIC создание так называемых бридж-банков (bridge bank). Бридж-банк создавался FDIC и действовал под ее контролем для ведения операций обанкротившегося банка и оказания банковских услуг клиентам до тех пор, пока не будет окончательно разрешена проблема его несостоятельности. Эта временная структура позволила FDIC взять под свой контроль всю деятельность банка-банкрота, стабилизировать ситуацию и определить стратегию урегулирования. Обычно срок функционирования бридж-банков составлял 2-3 года. Всего в США было создано 32 таких банка для 114 обанкротившихся кредитных учреждений.

RTC не была уполномочена создавать бридж-банки, но имевшееся у нее право устанавливать опеку (полный контроль за деятельностью) над несостоятельными ссудо-сберегательными учреждениями по процедуре и по сути было очень близко к практике урегулирования с помощью бридж-банков. Опека (контроль), которая устанавливалась очень часто на неограниченный срок, позволяла RTC начинать процесс реализации активов проблемных ссудо-сберегательных учреждений для получения необходимых для процедуры урегулирования финансовых средств. В отличие от FDIC, чаще использующей поэтапное урегулирование и ликвидацию банков-банкротов, RTC делала акцент на максимально быструю продажу привлекательных активов на этапе опеки, в то время как реализация проблемных обязательств проводилась на стадии ликвидации. Корпорация активно использовала в своей практике опеку, через которую прошло 706 сберегательных учреждений.

Всего в 1980-1994 гг. в ходе урегулирования FDIC продала новым владельцам активы несостоятельных банков на сумму 230,6 млрд. долл., что составляет 76% всех активов банков-банкротов. RTC взяла под свой контроль активы проблемных ссудо-сберегательных учреждений в размере 402,6 млрд. долл., из них 157,7 млрд. долл. (39%) были проданы на стадии опеки, 75,3 млрд. долл. (19%) были куплены новыми владельцами в ходе процедуры урегулирования и 169,6 млрд. долл. (42%) остались в распоряжении RTC для их реализации в ходе проведения ликвидационных процедур.

Вместе с тем, для России, как и всех стран бывшего Советского Союза, находящейся в стадии перехода к рыночной экономике, особый интерес представляет опыт реструктуризации банковских систем в странах с переходной экономикой. Как отмечает большинство зарубежных экономистов, в странах с переходной экономикой "выход из кризиса более сложен, чем в промышленно-развитых странах", но одновременно именно банковский кризис, банковская паника в условиях ужесточения рыночной дисциплины ускоряют процесс слияний и поглощений банков, что способствует укреплению и оздоровлению национальной финансовой системы».

Одним из положительных примеров является опыт разрешения кризисной ситуации в Чили в 1982-1983 г.г., когда на грани банкротства оказались почти все кредитные учреждения страны, и попытки санировать небольшие банки путем передачи части их активов кредиторам оказались не удачными, что привело к закрытию 4 коммерческих банков, потери вкладчиков которых составили до 30 % от суммы депозитов.

Реструктуризация банковской системы Чили началась с 1984 г., когда Центральный банк начал выдавать стабилизационные кредиты на поддержание ликвидности банков и выкупать их безнадежные ссуды либо обменивать неработающие активы на ликвидные. Национальный банк определил общий лимит на покупку сомнительной и безнадежной задолженности у банков, который был распределен пропорционально сумме такой задолженности в их портфелях. При этом банки могли продать сомнительные вложения на сумму, не превышающую 150% от размера собственных средств (капитала). Для участия в этой схеме банки должны были обслуживать кредиты, предоставленные Центральным банком. Оплата активов, покупаемых у проблемных банков, производилась Центральным банком путем выпуска векселей. В 1985 г. правительство Чили для повышения уровня капитализации проблемных банков до международных стандартов покупало их акции через государственный банк развития.

В ряде банков был введен прямой государственный контроль. При этом их рекапитализация осуществлялась путем дополнительной эмиссии акций, размещаемых среди мелких и средних инвесторов. Государство выступило гарантом по внешним долгам частных банков. К концу 1985 г. размер долгов, перешедших к Центральному банку Чили, втрое превысил совокупный капитал проблемных банков и достиг 6 млрд. долл. (25 % ВВП).

Осуществлением программы реструктуризации банковской системы в Чили занималась государственная Корпорация содействия развитию (CORFO), в результате действий которой практически полностью были выполнены обязательства банков по депозитам физических и юридических лиц. Количество частных банков сократилось с 22 до 15, но при этом были сохранены все крупнейшие банки и уже к 1987 г. они восстановили нормальную деятельность. После 1986 г. ни один коммерческий банк не был признан неплатежеспособным.

В Аргентине в случае ухудшения финансового положения банка надзорный орган - Генеральная инспекция вправе (по предварительному разрешению Центрального банка) временно приостановить частично или полностью операции банка на срок до 30 дней (срок может быть продлен до 90 дней) с целью проведения детального анализа его финансового положения. Кроме того, Центральный банк имеет право назначить временную администрацию с целью вывода из кризисной ситуации проблемного банка, который должен разработать подробный план мероприятий по финансовому оздоровлению.

В ходе разрешения проблем банковского кризиса органы государственной власти Аргентины оказывали дифференцированную поддержку, в первую очередь более надежным банкам. Средним и крупным банкам, испытывающим временные проблемы с ликвидностью из-за оттока клиентов, выдавались кредиты Центрального банка Аргентины и Banco de la Nacion Argentina. Мелкие банки подлежали слиянию и поглощению. Более того, в мелких банках, находящихся на грани банкротства, были приостановлены операции, и они подлежали санации, продаже либо ликвидации. Одновременно 12-15 государственных банков, принадлежавших администрациям провинций Аргентины, подлежали приватизации.

В 1995 г. был создан Фонд капитализации проблемных банков, управление которым было возложено на Министерство финансов. Ресурсы Фонда в размере 3 млрд. долл., полученные за счет повышения на 2 % уровня резервных требований, размещения на внутреннем рынке государственных облигаций на 2 млрд. долл. и кредита Всемирного банка в сумме 500 млн. долл., использовались не столько для предоставления кредитов проблемным банкам, сколько для покупки их акций и предоставления финансовой и технической помощи при слияниях и иных формах реорганизации в обмен на гарантии со стороны банков, включая их акции, и размещения активов и пассивов проблемных банков. Деятельность Фонда способствовала сокращению числа финансовых институтов с 205 до 145, в том числе наиболее мелких корпоративных банков - с 38 до 8.

Выкуп "плохих" долгов проблемных банков осуществлялся не государством, а пятью крупнейшими коммерческими банками, которые в 1995 г. по согласованию с Центральным банком создали специальный трастовый фонд. Чтобы компенсировать затраты этих банков, им снизили норматив резервных требований. Комплекс мер по преодолению банковского кризиса позволил обеспечить стабилизацию банковской системы в течение одного года. Однако за это время заметно усилились позиции иностранных банков, доля которых в суммарных активах банковской системы Аргентины достигла 42 %. Запрет Центрального банка Аргентины на открытие новых отделений банков стимулировал процесс слияния. Подход, при котором основные задачи по решению проблем платежеспособности проблемных банков были возложены на новых владельцев, обусловил малые расходы государства, которые составили только 0,3% ВВП.

Не менее полезным представляется и опыт стран, вовлеченных в финансовый кризис в странах Азии, к числу важнейших причин которого, по оценкам зарубежных специалистов, "можно отнести: структурные слабости финансово-банковской системы этих стран; чрезмерное накопление краткосрочных и портфельных вложений, что усилило уязвимость национальной экономики; глубоко укоренившиеся традиции неэффективного государственного управления, пронизанного коррупцией, что привело к развитию так называемого "приятельского капитализма".

Опыт реструктуризации банковских систем стран Закавказья и Центральной Азии убедительно свидетельствует о наличии общих принципов: проведение комплекса мер, направленных на достижение макроэкономической стабильности, и совершенствование законодательной среды и банковского надзора; согласованность действий Центральных банков с органами государственной власти и приватизация государственных банков; ликвидация неплатежеспособных банков и рекапитализация банков, банкротство которых может привести к системному кризису; разработка банками планов финансового оздоровления и контроль Центральных банков за ходом их выполнения.

Таким образом, исследование механизма реструктуризации банковской системы и опыта разрешения системных банковских кризисов в различных странах позволяет сделать ряд выводов, имеющих теоретическое и практическое значение для анализа участия Банка России в реструктуризации банковской системы и выработке путей совершенствования этой работы. Несмотря на создание механизмов по разрешению конкретных кризисных ситуаций в каждой отдельной стране, кризисы возникают и возникать будут. Они носят объективный характер и имеют специфику, формируемую под воздействием конкретно-исторического этапа развития экономики страны, в которой возникают, а также под влиянием все новых и новых факторов, появление которых зачастую не возможно предсказать.

Проведенное исследование показало, что кризис может быть и отражением не только углубления макроэкономических диспропорций, но и неразрешенных проблем или диспропорций, возникающих вследствие ускоренных структурных преобразований, либерализации экономики и недооценки роли государственного регулирования в развитом рыночном хозяйстве, что продемонстрировал опыт ряда стран переходной экономики, а также России и других стран бывшего Советского Союза.

Отдельные попытки выхода из кризиса за счет выплат из фондов страхования депозитов или других банковских страховых фондов, привлечения частных, в том числе иностранных инвестиций, оказались малоэффективными. Усугубление кризисных проблем приводит к общественному осознанию необходимости государственной поддержки банков и выработке правительственных программ по реструктуризации банковской системы, формированию специальных механизмов реструктуризации. Как показывает международный опыт, несмотря на различие причин возникновения кризиса, как правило, разрешение его последствий основано практически на единых основных условиях и принципах.

Исследование опыта разрешения кризисных ситуаций в странах с развитой экономикой и с переходной экономикой, в том числе в странах-членах СНГ, свидетельствует о наличии причинно-следственной взаимосвязи между генезисом, институциональной структурой и потребностью в бюджетных средствах для разрешения банковских кризисов. В развитых капиталистических странах разрешение банковских кризисов происходило "легче", чем в странах с переходной экономикой, поскольку для этих целей уже имелись либо надлежащим образом организованная система банковского надзора и гарантийные фонды, либо осуществлялось государственное регулирование рыночной экономики, либо имелись другие отдельные элементы механизма реструктуризации банковской системы. При этом важно отметить, что сравнительная "легкость", в том числе и бюджетная, бесспорно была связана и с относительно устойчивой структурой банковской системы, многие из субъектов которой имели исторически длительный опыт деятельности.

Анализ опыта стран бывшего Советского Союза показал, что системные банковские кризисы в этих странах имеют общий характер не только с позиций дезинтеграционных процессов в рамках ретроспективы единого народно-хозяйственного комплекса, но и общие внутренние (региональные) причины с позиций выбора путей и форм перехода к рыночной экономике. Ускоренный переход к рыночным отношениям в банковской сфере при накопившихся неразрешенных проблемах и диспропорциях в странах бывшего Советского Союза и неизбежный отказ (вследствие опасений его переоценки) от государственного регулирования в период рыночной адаптации банковского сектора обусловили банковские кризисы в этих странах.

При этом позитивные изменения правовой среды, структуры банковских систем и признания необходимости государственного регулирования в послекризисный период позволяют сделать вывод о том, что волны этих кризисов явились катализатором рыночной адаптации банковских систем стран-членов СНГ.

После достижения более зрелых рыночных отношений, адекватной правовой среды и институциональной структуры, в странах с переходной экономикой становится возможным смещение акцента с действий по разрешению кризисных ситуаций в отдельных банках на формирование механизма финансового оздоровления на системной основе, предусматривающего выработку конкретных инструментов для устранения противоречий на ранних этапах их возникновения как средства предотвращения перерождения кризисной ситуации в системный кризис.

Наряду с введением жесткого регулирования и адекватного надзора за деятельностью банков и других финансовых учреждений, которые должны сопровождаться мерами по закрытию или перестройке обанкротившихся банков, гарантированию банковских вкладов и недопущению паники; совершенствование системы финансовой информации, в том числе введение международных стандартов учета и отчетности, для нашей страны, как и для других стран с переходной экономикой, особое значение приобретает, прежде всего, продолжение рыночной адаптации банковской системы на основе использования положительных элементов международного опыта на фоне обязательной структурной перестройки и оздоровления экономики.

Нестабильность экономической ситуации в стране, вкладывание средств в рискованные отрасли либо оформление непродуманных контрактов приводит к уменьшению ликвидности банка этой финансовой организации. При несвоевременном принятии мер, происходит ликвидация банка. Лучшее решение — это санация, то есть осуществление мероприятий, для восстановления платежеспособного состояния банковского учреждения.

Комплекс организационных и денежных операций, с целью возвращения платежеспособности финансовой организации, называется санирование.

Эта процедура заключается в комплексе мер, сокращающих издержки, устраняющих рисковые операции и другие.

Полный перечень проводимых мероприятий во время санации описан в правоустанавливающих документах и нормативных актах:

  • проведение реструктуризации существующей кредитной задолженности банка;
  • сокращение количества отделений банков;
  • увольнение части персонала, работающего в финансовой организации;
  • рационализацию структуры банка.

Зачастую она осуществляется вместе с реорганизацией учреждения и назначением в неё временного управляющего.

По действующему законодательству процедура оздоровления, для восстановления корректной работы банка, осуществляется страховым агентом, с которым у банка заключено соглашение о страховании вкладов.

Кто принимает решение о санации банка

Проводят санирование банка также по его самостоятельному решению либо на основании полученного от ЦБ РФ предписания, на основании обращения агентства страхования вкладов.

Что такое мораторий и для чего его вводят в банке? Читайте по .

Процедура актуальна, когда по прогнозам проведение таких мероприятий позволит не допустить банкротства финансовой организации и сохранить её «наплаву».

Как происходит санация проблемных банков? Каков ее механизм? Ответы в этом видео:

Эту процедуру назначают тем банкам, деятельность которым оказывает существенное влияние на экономику всего государства либо отдельного региона.

По завершению «оздоровления», такая организация продолжает функционировать, однако с другим названием и новым собственником.

Обычно санируемые банки являются финансовыми компаниями, которые продолжительный период времени исправно работали, но по причине определенных обстоятельств были вынуждены нарушить свои обязательства, когда на их счету осталось недостаточности денежных средств, для совершения операций.

Это становится причиной снижения их ликвидности. Успешной считается проведенная санация, когда в результате было предотвращено банкротство учреждения, а также характеристики были восстановлены до корректного уровня.

Основания для санации

Главные причины инициализации проведения восстановительных процедур, для нормализации работы банка – это:

  • Если в течение полугода при неоднократном обращении заемщика в банк, последний не выполнял его требования, в плане погашения задолженности;
  • Неоднократное игнорирование требований и обращений кредитора;
  • Не проведение финансовых операций по обязательным платежам более 3 дней, спустя дату, установленную по графику платежей, если причиной этого является отсутствие денежных средств;
  • Снижение уровня банковского капитала за год на 20% и более;
  • Уменьшение размера остатка средств до уровня, ниже уставного капитала;
  • Нарушение действующих нормативных требований, касательно размера капитала, находящегося в собственности банковской организации;
  • Не соблюдение нормативных показателей уровня платежеспособности.

Что делать представителям банка при выявлении нарушений

В случаях, когда руководством банка было самостоятельно выявлено одно или несколько признаков, указывающих на нестабильность финансовой организации, они должны своим решением инициировать процедуру санации.


Схема санации банков. Фото: kredituysa.ru

Алгоритм их действий состоит в следующем:

  1. Своевременное выявление причины, которая снижает ликвидность;
  2. В течение десяти дней с момента обнаружения проблемы, руководство банка направляет владельцам материалы, по поводу способов и конкретных мероприятий, которые предполагается применять для санации;
  3. За пять дней с момента написания ходатайства, требуется уведомить об этом ЦБ РФ;
  4. Собственники принимают решение о санации;
  5. Дальше происходит разработка плана «оздоровления», реализуя который устранятся проблемные моменты (при положительном решении);
  6. При отказе собственников инициировать необходимые мероприятия «оздоровления», руководитель учреждения должен подать ходатайство непосредственно в Центральный Банк для инициации процедуры с их стороны.

Что могут контролирующие органы

Главные инстанции, которые контролируют деятельность кредитных организаций – это:

  • Центральный Банк (ЦБ);
  • Агентство (АСВ).

Полномочия данных организаций заключаются в контроле порядка осуществления всех финансовых и кредитных операций и определение уровня ликвидности банка.

До начала процедуры санации обычно проводятся мероприятия, направленные на выявление возможных признаков нестабильности. Инициировать их может сам банк либо контролирующие органы.

Проведение процедуры санации

Проводятся они в следующей последовательности:

  1. Сначала банк должен подать отчеты о своей деятельности регулятору;
  2. Происходит выявление проблем либо нарушений функционирования учреждения в ключевых сферах его деятельности;
  3. На имя руководства банка отправляются предписания, для повышения уровня наличных средств на счетах выше уровня уставного капитала.
    Все возникающие несоответствия должны устраняться в срок, указанный в предписании;
  4. Чиновники из ЦБ отправляют в АСВ всю информацию о деятельности и финансовом состоянии банка, чтобы выявить потребность осуществить санацию;
  5. Агентство проводит оценку необходимости мероприятий «оздоровления» банка;
  6. Принимается положительное решение либо обосновывается отказ от участия в «оздоровлении» финансового учреждения.
    Основаниями для последнего является необходимость вкладывать в санируемое финансовое учреждение денег в чрезмерно крупном количестве;
  7. На основании вывода обоих контролирующих органов принимается решение по поводу проводимых мероприятий.
    Таковыми является либо , либо его санирование;
  8. Если было решено «оздоравливать» банковское учреждение, контролирующие органы разрабатывают общий план действий, для вывода банка из кризисной ситуации;
  9. Проводится информирование посредством СМИ о снижении ликвидности финансовой организации для поиска инвесторов;
  10. Чтобы было осуществлено погашение существующей задолженности проблемному банку даются кредиты со стороны государственных регуляторов и других инвесторов, впоследствии претендующих на обладание данной организацией.

Диаграмма результатов санации некоторых проблемных банков. Фото: static2.banki.ru

Принимаемые меры

Для предотвращения кризиса, старое руководство банка, в случае обнаружения каких-либо признаков нестабильности финансовой организации,принимает все необходимые меры, чтобы не допустить падения ликвидности:

  • Проводится изменение нормативных актов, относящихся к организационной структуре учреждения, а дальше строго контролирует их реализацию в реальной деятельности;
  • Сообщается учредителям и возможным инвесторам о необходимости финансовых вливаний в учреждение для поддержания его платежеспособности;

Как и куда выгодно инвестировать свои деньги? Читайте .

  • Исполняются предписания, которые были получены от контролирующих органов, по поводу необходимости устранения существующих несоответствий: размеров различных категорий капиталов, включая уставный фонд финансовой организации.

Особенности управления во время санации

Центральный Банк на время санации своим указом назначает в проблемном учреждении временную администрацию.

Новый руководитель получает полномочия признавать недействительными совершенные банковские сделки до момента его назначения на этот пост.

Порядок финансирования оздоровления

Все осуществляемые мероприятия финансируются:

  • Государством;
  • На средства учредителей;
  • Инвесторами со стороны.

По действующему законодательству возможно предоставление Центральным Банком кредитных средств по заявлению агентства страхования вкладов, для санирования организации.

В чем суть новой схемы санации банков? Смотрите видео:

Деньги выдаются на срок до 5 лет, без какого-либо залога либо поручительства.

Последствия санации для инвесторов и вкладчиков

Основная задача «оздоровления» банка – это восстановление его платежеспособности.

Корректное её проведение предотвращает наступление банкротства. Поэтому процедура является выгодной для всех типов вкладчиков не только физических, но и любых юридических лиц.

Благодаря санации инвесторы сохраняют все свои средства. Также им нет необходимости оформлять страховое возмещение по закону, сумма которого может оказаться меньше, нежели вложенные в учреждение средства.

Важно! Санация – это процедура, которая восстанавливает обеспечение организацией всех гарантий, которые предоставляются вкладчикам и позволяет им при необходимости беспрепятственно снять свои средства.

Во время проведения санации в полном объеме сохраняются все вложенными инвесторами средства.

После удачного проведения процедуры восстанавливается ликвидность финансовой организации, что позволяет снять вложенные ранее средства на прежних основаниях.

В этом случае также учитываются не только тело , но и все , начисленные за время проведения «оздоровления».

Стоит знать! Когда санация не принесла необходимого результата, регулятор инициирует начало банкротства банка, после чего проводится уже процедура ликвидации.

Плюсы санации

Положительными сторонами санации является:

  • Возможность сохранения всех инвестированных клиентами в банк средств;
  • Сохранение работникам финансовой организации их рабочих мест;
  • Вне зависимости от смены руководства, продолжаются выполняться прежние финансовые обязательства.

Заключение

Когда банковское учреждение своевременно не выполнило полученные от ЦБ предписания, систематически нарушал нормативные требования, касательно своей деятельности либо в адрес его руководителей выдвинуты уголовные обвинения, связанные с мошенническими схемами (особенно отмывание денег) – такие учреждения лишаются лицензий, а после проводят процедуру их банкротства.

На современном этапе процесс санирования кредитных организаций российском банковском секторе считается обыденным явлением. Санация (от латинского sanatio - лечение) является совокупностью мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций. Фактически санация происходит через выделение на льготных условиях под низкую процентную ставку санатору (лицу, которое осуществляет санацию) долгосрочных кредитных ресурсов в целях экономического оздоровления санируемого банка. Центральный банк Российской Федерации разрабатывает альтернативу выделению долгосрочных кредитов, однако на данный момент эта реформа находится на стадии переговоров.

Банк России занимается расчисткой банковского сектора от проблемных игроков с 2013 года. С тех пор регулятор отозвал лицензии у более 350 банков, среди которых не только мелкие банки, но и средние и даже крупные кредитные учреждения. По словам главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, порядка 70 % случаев отзыва лицензий у банков РФ связано с нарушением закона о борьбе с отмыванием преступных доходов.

Рисунок 1. Динамика признания банков банкротами за 2010-2018 гг.

На рисунке 1 прослеживается неоднозначная динамика признания банков банкротами, пик отзывов лицензий пришёлся на 2016 год (103 банка были признаны банкротами). К сожалению, ни один банк не застрахован от неприятностей. Даже самые успешные на сегодняшний день кредитные организации не могут быть уверены в том, что им не грозят проблемы в ближайшие 4-5 лет. Проблема банкротства банков остро встала во время кризиса 2008 -2016 годов, и остаётся нерешённой до настоящего времени.

По состоянию на конец 2017 г. Центральный Банк отозвал 51 лицензию на осуществление банковской деятельности: у банков – 47; у НКО – 4. Из них 41 участник страхования вкладов, 10 банков не принимали участия в страховании вкладов. По состоянию на 21.03.2018 г. Центральный Банк отозвал 11 лицензий на осуществление банковской деятельности .

В соответствии с данными Банка РФ по состоянию на 01.01.2018 года количество коммерческих банков и не банковских организаций в России составляет – 561, из которых 230 (41 %) можно отнести к крупным банкам. А на 01.01.2017 года количество коммерческих банков и не банковских организаций в России составляло – 623, из них - 246 (39,5 %) можно твёрдо отнести к крупным и соответствующим требованиям по величине уставного капитала.

Из общего количества банков и не банковских кредитных организаций на начало 2018 года - 277, или 49,4 % зарегистрированы и имеют головной офис в Москве. При таком количестве банков в Москве и при ориентировочной численности населения Москвы за 2016 год - 12 300 000 человек получается, что на каждые 44,4 тысячи населения столицы приходится один банк .

Рисунок 2. Динамика количества санируемых кредитных организаций в России за 2010-2017 гг.

Рассмотрев данные, отражённые на рисунке 2 можно сказать, что за рассматриваемый период, было просанировано 33 кредитные организации, наибольшее число санаций произошло в 2014 и 2015 гг. (12 и 15 банков соответственно).

В настоящее время Агентство осуществляет функции конкурсного управляющего (ликвидатора) в 320 кредитных организациях. Из них зарегистрировано в Москве и Московской области - 201, в других регионах - 119. В данных кредитных организациях 401 237 (данные на 23 марта 2018 г.) кредиторов, объем требований которых составляет 2 685 779,09 млн. руб. (данные на 23 марта 2018 г.). Количество ликвидационных процедур банков, которые осуществляло АСВ с начала своей деятельности в ноябре 2004 г. - 621. Количество завершённых ликвидационных процедур - 301 .

Таким образом, санация предприятий является финансовой и экономической процедурой улучшения состояния предприятия, предотвращения банкротства.

Основными методами санации могут выступать:

Сокращение (уменьшение) величины акционерного капитала с помощью сокращения объёма выпускающихся акций или при обмене акций на большинство из старых акций;

Предоставление субсидий правительством, льготных займов, льгот по ряду налогов от государства;

Проведение национализации предприятия;

Использование антимонопольных законов и прочее.

При проведении санации проводятся финансовые, экономические, производственные, технические, организационные и правовые мероприятий, которые направлены на то, чтобы достичь или восстановить платёжеспособность, прибыльность и конкурентоспособность банка-должника на длительное время. Особым пунктом в процедуре проведения санирования являются мероприятия, имеющие финансовый или экономический характер. Финансово-экономические мероприятиям отражают характер финансовых отношений, которые возникают на протяжении процесса мобилизации и использования внутренних и внешних источников санации банков. Ими могут выступать средства, которые были получены с условиями займов и собственности, на основании возвратном или безвозвратном. Главная цель финансовой санации в оптимизации финансового потока банков, заключается в следующем.

Финансовая санация должна: покрыть текущие убытки и устранить (ликвидировать) их причины; восстановить или сохранить ликвидность и платёжеспособность банков; улучшить структуру оборотного капитала; сформировать фонды финансовых ресурсов, которые необходимы для того, чтобы провести мероприятия производственного, технического и организационного характеров. Санационные мероприятия, обладающие организационным или правовым характером имеют направленность на улучшение организационных структур банков, организационных или правовых форм ведения бизнеса, улучшение качества менеджмента, а также на то, чтобы освободить банк от производственных структур, не являющихся продуктивными, улучшить отношения между членами трудового коллектива.

Новый механизм санации через фонд консолидации банковского сектора эффективнее, в отличие от старого механизма. Старый механизм требовал больших затрат и длительных сроков оздоровления.

По мнению ЦБ, кредитная схема спасения банков, когда средства выделяются инвестору, а уже через него санируемому банку – неэффективна. Эта схема включает выдачу инвестору 10-летнего кредита по льготной ставке 0,51 % для закрытия проблемных зон в капитале санируемого банка. Раньше эти средства можно было вкладывать в рыночные инструменты под 10-12 % годовых, что позволяло инвесторам закрывать проблемные зоны в капитале банка. Сейчас, по мере снижения инфляции и вслед за ней процентных ставок, ЦБ необходимо увеличивать суммы кредита на санацию, чтобы покрыть отрицательный капитал банка. Другая негативная сторона применения старой схемы санации банков – санируемый банк мог нарушать нормативы в процессе финансирования, не боясь применения наказания со стороны ЦБ. Кроме того, в случае утверждения Советом директоров Банка России плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства Банк России будет вправе принять решение об уменьшении размера уставного капитала банка до величины собственных средств, а если данная величина имеет отрицательное значение – до 1 рубля. Управляющая компания может также приобрести не менее 75 % акций банка.

Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС) - государственный надзорный орган, проводящий политику Центрального банка РФ в области санации коммерческих банков. Фонд создан 2 мая 2017 года на основании Федерального закона от 01.05.2017 № 84-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Курировать работу фонда будет специализированная управляющая компания (УК), являющаяся автономным подразделением ЦБ РФ. До принятия поправок в законодательство санацией коммерческих банков занималось АСВ. Благодаря созданию ФКБС Банк России намерен перейти с кредитного механизма финансового оздоровления на капитальный, когда вместо льготного кредита проблемный банк напрямую докапитализируется Банком России.

Один из факторов почему ЦБ РФ ввёл данный механизм в работу – это состояние рубля в экономике. Сейчас снижаются темпы инфляции и процентные ставки, соответственно. Чтобы закрыть отрицательный баланс капитала в размере 10 млрд. руб. санируемому банку раньше нужно было выдать около 15 млрд. руб., при новой ситуации на рынке процентных ставок за 10 лет нужно выдавать сумму не менее 20 млрд. руб. Исходя из сложившейся ситуации, наиболее безопасным способом выступает докапитализация проблемных банков нежели выдача им кредитов.

Другой причиной введения нового механизма является не соответствующее распределение денежных средств, выдаваемых на санацию банков. Банки распоряжаются ими не по целевому назначению. Они инвестируют денежные средства в свои проекты, покупают ценные бумаги или выдают кредиты другим банком. В конце складывается связь взаимосвязанных элементов, в которой если на одно звено повлияет какой-то негативный фактор, то он повлияет на всех, что в свою очередь может привести к негативному влиянию на систему в целом .

Одним из вариантов финансирования собственных проблем банков, который можем дополнить набор инструментов антикризисного управления – это механизм bail-in. Данный механизм рассматривается Министерство финансов, как вариант работы со слабыми, близкими к банкротству, коммерческими банками. Идея bail-in заключается в том, что он даёт право физическими и юридическим лицам, владеющими депозитами в проблемно банке, на сумму более 1,4 млн. руб., становиться акционерами данного банка, при условии, что он продолжит свою деятельность после оздоровления. Разница между суммой вклада и страховой суммой должна идти на санацию этого банка. Это интересный механизм, так как он вроде бы не выпускает деньги вне банка, и не даёт абсолютной гарантии, что банк продолжит работать. По сути, эти люди могут стать держателями пустых бумажек .

Механизм санации в любом случае нужен. Этот механизм помогает развиваться банковской системе, помогает минимизировать риск, уменьшая шанс появления «черных лебедей» или нестабильных ситуаций в стране. ЦБ в свою очередь предложила взять функцию «оздоровления» на себя, создав специальную управляющую компании – Фонд консолидации банковского сектора. Фонд консолидации банковского сектора поможет увеличить стабильность в банковском секторе РФ, улучшит контроль за финансовым состоянием кредитных организаций и поможет эффективно решать проблемы банков. Впрочем, эффективность санации неправильно оценивать только по скорости оздоровления банка и отсутствию негативного влияния на рынок - конечным результатом должен быть возврат вложенных в спасение средств, указывают аналитики. Так как, при использовании нового механизма санации возврат вложенных денег произойдёт после продажи доли ЦБ в санируемом банке в рынок, но сделать это будет не так просто. Но, возможно, ЦБ как-то решит этот вопрос, например, реструктуризирует этот долг по более низкой ставке.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О несостоятельности (банкротстве)"
  2. Официальный сайт ЦБ РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru (дата обращения: 28.03.2018).
  3. Агентство по страхованию вкладов/Оздоровление банков. - [Электронный ресурс]. - http://www.asv.org.ru/sanation/banks/ (дата обращения: 28.03.2018).
  4. ЦБ проанализировал ликвидацию кредитных организаций за десять лет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=9083502 (дата обращения: 28.03.2018).
  5. Волкова А. В. Практика санации кредитных организаций в РФ и ее эффективность // Молодой учёный. - 2016. - № 9. - С. 516-520.
  6. Вишневер В. Я. Некоторые проблемы санации проблемных банков в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1356–1360.
  7. Морозова М.П. Предпосылки создания интегрированных распределительных центров в России/ Журнал «Экономика и предпринимательство» - 2016 – №3 (ч.1)
  8. Огородникова Е.П. Налоги – основной источник доходной части бюджета государства / Современная экономика: обеспечение продовольственной безопасности – Самара, 2017г. – С.140-144.