Состояние российской экономики на сегодняшний день. Ввп россии по секторам экономики. г. и деловой цикл

Экономическая ситуация в нашей стране вызывает опасения у граждан. Все чаще мы слышим, что закрываются производства, не хватает денег на выплату заработной платы. Эксперты заявляют о дефиците бюджета, и необходимости снижать социальные выплаты. Как же будет развиваться ситуация в 2017 году, произойдет ли рост экономики в России или нам придется пережить еще одну волну кризиса?

Россия одна из богатейших стран мира. Однако история развития современной России связана с множеством ошибочных реформ, в 90-х годах, которые оказывают свое влияние на экономику государства, и по сей день. Ситуацию усугубили санкции и падение цен на нефть. Эксперты заявляют, что страна может выйти из сложившейся тяжелой экономической ситуации, но для этого нужно искать принципиально новые решения, которые будут укреплять рост экономики, а не усугублять ситуацию.

Рассмотрим главные факторы, которые привели Россию к развитию сложной экономической ситуации:

Сырьевой фактор

По мнению экспертов, Россия сильно зависит от цен на газ и нефть. Сегодня нам еще не удалось освободиться от этой зависимости. Стране нужны инновационные стратегии развития, которые позволят снизить сырьевую зависимость и укрепить другие составляющие экономики. Однако для этого требуются значительные финансовые вложения. По прогнозам аналитиков таких средств в бюджете страны в 2017 году не будет, а это значит, что мы не сможем реализовать эти планы.

Лидерство на мировой арене

Ведя политику мировой державы, Россия обязана тратить на оборонный комплекс колоссальные средства. Чтобы не потерять лидерства на мировой арене, нам приходится каждый день доказывать свою военную состоятельность. Сегодня на содержание армии в среднем тратиться 80 миллиардов долларов в год, что при сложившейся ситуации довольно сильно бьет по бюджету страны.

Производство и энергетика

Сегодня многие предприятия закрываются, нет денег на выплату заработной платы и закуп сырья. Также есть проблемы и в энергетическом секторе. Передача энергетических ресурсов в частные руки привело к тому, что государство уже не может контролировать работу отдельных стратегически важных объектов, а владельцы этих компаний действуют только для получения личной прибыли, забывая о государственных интересах.

Снижение доходов населения

Падение курса рубля, рост цен и ухудшение условий кредитования неизбежно приведут к снижению покупательского спроса в стране в 2017 году.

Это в свою очередь отразится на росте производства товаров, товарооборота и рынка платных услуг для населения.

Такая тенденция усугубит тяжелую экономическую ситуацию в стране.

Система кредитования

Потребительское кредитование в нашей стране является одним из самых сложных вопросов. Население, которое уже, итак, влезло в большие долги, не видит иного пути, как прибегать к новым кредитам. Однако банки за последние годы увеличили процентные ставки, что приводит к росту проблемных кредитов и к снижению кредитования в целом. По прогнозам экспертов в 2017 году нас ждет снижение спроса на кредитование, что негативно отразится на общей экономической ситуации в стране.

Высокий уровень коррупции

Наша страна, как и многие другие, еще не смогла победить коррупцию. По самым скромным оценкам доля разворованных средств составляет 1/3 от общего числа внутренних инвестиций. Деньги просто исчезают из оборота и оседают на заграничных счетах нечистых на руку чиновников. Также частные предприниматели не спешат показывать реальные доходы. Высокие налоги делают прозрачную работу просто бессмысленной.

Что будет с национальной валютой

Сегодня эксперты дают довольно оптимистические прогнозы относительно курса рубля на 2017 год. По их мнению нас ждет укрепление национальной валюты уже к середине будущего года. По оценкам аналитиков рубль может укрепиться на отметке 64,6 единиц за доллар.

Прогноз экономической ситуации

Многие как отечественные, так и зарубежные аналитики считают, что у России еще достаточно резервов, чтобы справиться с экономической нестабильностью в стране в 2017 году. А.Кудрин заявляет, что если санкции против России будут ослабевать, наша страна уже за 2 года сможет преодолеть экономический кризис и начнется рост экономики.

Оптимистические прогнозы эксперты дают и по поводу цен на нефть. По их заявлениям цены на углеводороды в будущем году неизменно стабилизируются и укрепятся, а это значит, что рубль также будет расти. По заявлениям г-на Улюкаева 2017 год для России будет лучше предыдущего.

Министр уверен, что в будущем году объем зарубежных инвестиций должен увеличиться.

Однако эксперты оговариваются, что если не изменить общей ситуации в стране, даже рост цен на нефть не спасет Россию от инфляции, если будет запрет на ее продажу. Именно поэтому мы не должны полагаться только на сырьевые ресурсы в 2017 году. Правительство России должно принимать конкретные шаги для устранения неблагоприятных факторов. В первую очередь нужно бороться с коррупцией на государственном уровне, необходимо создавать лучшие условия работы и налогообложения для частных предпринимателей, надо менять и внешнеполитический курс страны.

Чего ждать простому народу

По заявлениям руководства страны, не нужно поддаваться панике. Да это нелегкое время для России, но простому народу переживать не о чем. Пенсии и заработные платы будут индексироваться. Народ не будет голодать, будут максимально сохраняться рабочие места. Трудно будет предпринимателям, но сегодня уже разрабатываются программы государственной поддержки частному предпринимательству.

Также правительство страны заявляет, что нам не нужно бояться санкций. Это отличный шанс на развитие собственных производств и различных отраслей. Не нужно забывать, что наша страна обладает огромными ресурсами, которые нужно развивать и использовать в полной мере.

По мнению экспертов пик кризиса в России уже миновал. Теперь нас ждет медленное, но верное восстановление и рост экономики. А вот чего бояться совершенно ненужно, так это дефолта и полного краха рубля. Наша валюта, хоть и ослаблена, но еще достаточно сильна, чтобы не случилась девальвация.

Таким образом, экономические прогнозы на 2017 год не несут в себе ничего страшного. Да мы не будем жить заметно лучше в новом году, но и хуже уже не будет. По заявлениям президента В.Путина, наша страна сейчас переживает серую полосу, которая уже в ближайшие годы сменится на белую, и в России наступит период экономического роста. Нам остается только верить и ждать, но не забывайте, что каждый из нас должен вносить посильную лепту в развитие и укрепление нашего государства.

Рост ВВП России в 2017 году, по предварительным оценкам Минэкономразвития, составил 1,4–1,8%

Рост ВВП России в 2017 году, по предварительным оценкам Минэкономразвития, составил 1,4–1,8%. При этом изменился характер роста экономики. Если во II квартале 2017 года основной вклад в рост вносил инвестиционный спрос, то затем наиболее существенным фактором стал рост потребительского спроса. Замедлился и темп роста инвестиций в основной капитал, в частности из-за исчерпания эффекта низкой базы по инвестициям в 2016 году.

Рост промышленного производства, продолжавшийся с марта 2017 года, в октябре прекратился. В ноябре 2017-го Росстат зафиксировал спад промышленного производства на 3,6% в сравнении с ноябрем 2016 года. Такие темпы падения не наблюдались с октября 2009-го и стали неожиданностью для рынка. В декабре спад объемов промышленного производства продолжился и составил 1,5%.

Причем в ноябре – декабре спад наблюдался во всех выделяемых Минэкономразвития видах производственной деятельности. В декабре в добыче полезных ископаемых спад составил 1%, в обрабатывающих производствах – 2%, в обеспечении электроэнергией и газом – 5,5%, в водоснабжении – 4,2%.

В целом за 2017 год рост промышленного производства замедлился до 1% по сравнению с ростом на 1,3% в 2016 году

В целом за 2017 год рост промышленного производства замедлился до 1% по сравнению с ростом на 1,3% в 2016 году.

Сохраняется разделение на относительно успешные отрасли, которые продолжают медленно наращивать объемы производства, и проблемные, спад в которых не прекращается, а в некоторых даже усиливается. В 2017 году драйверами роста в обрабатывающей промышленности стали химическая, пищевая и легкая промышленность, а максимальный спад наблюдался в металлургии.

В обзоре Минэкономразвития говорится, что спад промышленного производства в ноябре – декабре затронул ограниченный ряд отраслей и носит локальный характер. Его основные причины – выполнение Россией обязательств по ограничению добычи нефти и необычно теплая погода, что повлияло на сокращение выпуска в добывающем секторе промышленности и на динамику электроэнергетики. Недоисполнение на 6,7% расходов бюджета на национальную оборону привело к замедлению роста в отдельных отраслях машиностроения. При этом на металлургию, транспортное машиностроение и производство табачной продукции приходится основная часть годового снижения выпуска обрабатывающей промышленности.

Индекс роста потребительских цен, по данным Росстата, в 2017 году составил 3,7% в сравнении с данными аналогичного периода прошлого года. Рост цен в 2017-м замедлился во всех сегментах потребительского рынка. Основной вклад в инфляцию внес рост цен на услуги и непродовольственные товары. Индекс роста цен производителей промышленных товаров составил 7,6%.

Рост розничного спроса тормозит ситуация с доходами россиян. Несмотря на рост номинальных зарплат, сокращение реальных доходов населения продолжается уже 12-й квартал подряд. Это негативно сказывается в первую очередь на оборотах розничной торговли и услуг населению.

Снижение реальных доходов россияне частично компенсируют наращиванием объема покупок в кредит. Объем кредитов физическим лицам вырос в 2017 году на 13,2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года

Снижение реальных доходов россияне частично компенсируют наращиванием объема покупок в кредит. Объем кредитов физическим лицам вырос в 2017 году на 13,2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Снижение ставок и рост объемов ипотечного и автокредитования поддерживают спрос в строительстве жилья и производстве легковых автомашин.

Для наглядности мы свели результаты основных показателей экономического развития в таблицу.

Динамика основных показателей экономической активности

(прирост к соответствующему периоду прошлого года, %)

Источник: данные Минэкономразвития и Росстата

Росстат приводит интересные данные по просроченной кредиторской задолженности предприятий, размер которой на конец ноября 2017 года составил 2,7 трлн рублей. При этом на обрабатывающие производства приходится 38,6% просроченной кредиторской задолженности, на добычу полезных ископаемых – 5,4%, на обеспечение электроэнергией и газом – 19,1%, на торговлю – 19,6%. Максимальная доля просроченной кредиторской задолженности у производителей нефтепродуктов и в оптовой торговле.

Просроченная задолженность по заработной плате, по данным Росстата, на 1 января 2018 года составила 2,5 млрд рублей. В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 61% приходится на обрабатывающие производства, 17,5% – на строительство.

Положительное сальдо счета текущих операций в 2017 году, по данным Центробанка, составило 40 млрд долларов. Основой укрепления счета текущих операций стал опережающий рост экспорта товаров над импортом на фоне улучшения условий внешней торговли. Экспорт товаров в январе – ноябре 2017-го, по данным Росстата, на 25,7% превысил показатель за аналогичный период 2016 года. Импорт вырос на 24,3%.

По данным Центробанка, чистый отток капитала в 2017 году составил 31,3 млрд долларов. Основным источником оттока стали операции банков по сокращению внешнего долга.

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина в заявлении 15 декабря 2017 года по поводу снижения ключевой ставки на 0,5% была оптимистична и прогнозировала сохранение роста экономики темпами более 2% в год не только в 2017-м, но и в 2018 году.

Заявление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров 15 декабря 2017 года Сегодня Совет директоров Банка России решил снизить ключевую ставку до 7,75% годовых.

По последним прогнозам Минэкономразвития, в 2018 году инфляция будет ниже 4%, а экономика покажет ускорение темпов роста до уровня около 2%

По последним прогнозам Минэкономразвития, в 2018 году инфляция будет ниже 4%, а экономика покажет ускорение темпов роста до уровня около 2%.

Однако большинство независимых экспертов указывают, что эффект низкой базы предыдущих лет в значительной мере уже отыгран. Реальные доходы населения сокращаются, падает и платежеспособный спрос. Сокращение реальных доходов населения четвертый год подряд – характерная черта нынешнего экономического кризиса, отличающая его от кризиса 2008 года. В 2017 году государство, по оценкам аналитиков Райффайзенбанка, обеспечивало до 90% инвестиций в виде крупных проектов к чемпионату мира по футболу, Керченского моста и газопровода «Сила Сибири». Поэтому вполне возможно, что рост экономики в 2018 году окажется ниже даже относительно скромных прогнозов чиновников.

Оценить:

28 0

Заинтересовался сложным и противоречивым вопросом, как ВВП на душу населения в России .

Одни эксперты утверждают, что показатель катастрофически низкий, другие объявляют устойчивую тенденцию роста.

Решил провести сравнительный анализ объективной информации изучив доступные официальные источники. Хочу составить собственное мнение о заявлениях «водолаза» Кудрина, постоянно ищущего дно и бравурных сводках «с полей» про бурный рост экономики.

Общая информация

Внутренний валовой продукт — показатель, рыночной стоимости товаров и услуг за год по отраслям экономики. Считается в национальной государственной валюте. Влияние изменения цен, курса валют, демографических и других факторов диктует производные показатели, рассчитываемые по уровню ВВП.

Сравнивать показатели разных стран наиболее корректно, основываясь на паритете покупательной способности населения. Как сравнивать показатели падения/роста/соотношения:

  1. Сравниваем развитие экономики одной страны по годам, ориентируясь на реальный валовой внутренний продукт.
  2. Уровень жизни в государстве – реальный показатель.
  3. Экономическое развитие государства – ориентируемся по ППС.
  4. Сравнивать уровень жизни в разных странах – душевой валовой продукт по ППС.
  5. Сравнивать страны – валовой продукт в долларах США.

Сейчас страна имеет смешанный тип экономики. В государственной собственности, после глобальной приватизации 90-х остались только стратегические отрасли – энергетика и ВПК. Финансовый сектор, тяжелая и легкая промышленность, горнодобывающий сектор перешел в руки частного капитала.

Посмотрим, ВВП России по 1990 — 2017 годам в таблице, которая наглядно показывает, «оздоровилась» ли наша экономика в результате реформ.

В России находится тридцать процентов природных ресурсов мира, но падение наблюдается с 1990 по 1997, потом средние темпы роста до кризиса 2009 и очень медленный подъем.

Эти показатели в группе «выше среднего», но большой минус, основные доходы бюджета – продажа энергоресурсов (газа, нефти). Поэтому рост ВВП России по годам на душу населения напрямую зависит от мировых цен энергоресурсов. Так утверждают аналитики, есть сомнения, об этом ниже. Проанализируем графики.

Структура ВВП России по отраслямпоказывает, верить экспертам дело неблагодарное. Если сравнивать данные 2009, 2015 и 2017, можно заметить — доходы страны напрямую не зависят от котировок нефти, газа, стали и алюминия на мировых рынках, как убеждают некоторые аналитики.

Данные 2002

Показатели 2015

ВВП России 2017

Можем сделать вывод из данных таблиц? Влияние сырьевого сектора имеет тенденцию к устойчивому снижению.

Доходы и распределение

Безработица и бедность сократились в два раза, а реальные доходы выросли почти в полтора раза. Такие темпы 2000 – 2012 годов обусловлены резким ростом цены экспортных энергоресурсов.

В 2015 Российская Федерация по покупательной способности занимала шестое место, по рыночному обменному курсу – двенадцатое. К 2018 показатели существенно ниже. Причина — рост незаконных денежных потоков и теневой сектор экономики, вывоз капитала за рубеж. Итог – треть всех финансов государства в руках 120 человек. Сейчас страна на втором месте по финансовому оттоку денежной массы.

Динамика

Динамика ВВП Россиив среднем 3 % в год, показывает резкие подъемы и падения, обусловленные политической ситуацией и мировыми финансовыми кризисами. Утверждения зарубежных аналитиков, рейтинги агентств прогнозируют рост валового внутреннего продукта будет увеличиваться.

Кризисные ситуации, падение цены нефти ниже 40 долларов даст максимально пять процентов снижения внутреннего валового продукта. 2018 — стоимость нефти приближается к 70, поэтому перспективы роста обнадеживающие, учитывая наши позиции в Сирии и Иране.

График ВВП России за 20 летпоказывает, к 2017 году, несмотря на санкции РФ смогла успешно преодолеть падение 2015.

Поэтому не будем нервничать, читая прогнозы аналитиков «все пропало», без инвестиций Запада добиться хороших показателей возможно.

Структура по секторам экономики

Статистика ВВП России показывает, распределение по секторам существенно не меняется:

  • сельское хозяйство – в среднем 5 %;
  • промышленность 30 – 32 %;
  • сфера услуг – 60 %.

А доля нефти? Оказывается, меньше 10 %. Возникает вопрос, почему так пугают «нефтяной иглой»? Выяснилось, существует две принципиально разные позиции.

Изучив много сайтов, ориентируясь на политическую направленность сделал вывод, либеральное направление экономики привязывает экономическое развитие к тому, какая цена нефти прогнозируется, что не дает возможности самостоятельно планировать развитие

Государство делает ставку на развитие промышленного сектора и ВПК, что зависит от технологий, внутренних ресурсов, правильного планирования, разумных реформ.

Есть шанс переломить негативную тенденцию, рассчитывая на внутренние резервы страны без постороннего негативного вмешательства.

Международные отношения

Доля России в мировом ВВПсравним по годам.

Как видим, после распада СССР картина неприятная, но к 2011 году, после падения 2000, на один процент доля России выросла. А какие показатели 2017? Неплохо, особенно учитывая ситуацию санкций.

Если продвигаемся к геополитическим позициям СССР, то расстраиваться пока рано.

Сегодня место России по ВВП, информация 2017, тринадцатое, это абсолютный экономический показатель, на душу населения наши цифры огорчают – 72 место, что на одну позицию ниже, чем у Китая.

Внешние долги

Страна с 2016 начала наращивать внешний долг, цифра по расчетам 2018 года составит 15,7 процентов от внутреннего валового продукта, до критических 20 процентов далеко. В 2017 внешний долг составлял 537 млрд долларов, уровень 2015 года – 538 миллиардов.

Заявления Центробанка о рисках возрастающих внешних долгов на фоне сложившейся мировой экономической ситуации — чрезмерная предосторожность.

Дата публикации
Понедельник, 23.04.2018

Авторы
Абрамов А., Авраамова Е., Аксенов И., Арлашкин И., Баева М., Баландина Г., Барбашова Н., Баринова В., Белёв С., Беляков С., Бобылев Ю., Божечкова А., Бурдяк А., Воловик Н., Гатаулина Е., Гришина Е., Дежина И., Дерюгин А., Дешко М., Елисеева М., Зацепин В., Земцов С., Изряднова О., Казенин К., Киюцевская А., Клячко Т., Кнобель А., Кузык М., Логинов Д., Ляшок В., Малева Т., Мальгинов Г., Мамедов А., Мау В., Мкртчян Н., Полежаева Н., Полякова А., Радыгин А., Семионова Е., Симачев Ю., Соколов И., Стерник С., Тищенко Т., Токарева Г., Трунин П., Узун В., Флоринская Ю., Хромов М., Царева Ю., Цухло С., Цымбал В., Чернова М., Шагайда Н., Шадрин А., Янбых Р.

Серия
Российская экономика. Тенденции и перспективы

Аннотация

Обзор российской экономики за 2017 г. традиционно для Института Гайдара включает анализ широкого круга структурных, институциональных и отраслевых проблем, отражая как конъюнктурные, так и трендовые составляющие социально-экономического развития. При этом 2017 г. характеризуется отчасти противоречащими друг другу тенденциями: переходом экономической динамики РФ в позитивную фазу при возросшей неопределенности, вызванной одновременным ускорением технологических инноваций и ухудшением внешнеполитической конъюнктуры.

Обзоры «Российская экономика. Тенденции и перспективы» издаются Институтом Гайдара с 1991 года, настоящий обзор – это уже 39 выпуск.

1.1. Глобальные тренды и вызовы 15
1.2. Социально-экономическая политика России 25
1.3. Выводы относительно дальнейшего развития 34

2.1. Денежно-кредитная политика 37
2.1.1. Направленность денежно-кредитной политики 37
2.1.2. Денежный рынок 35
2.1.3. Инфляционные процессы 47
2.1.4. Платежный баланс и обменный курс рубля 50
2.2. Фискальная (налогово-бюджетная) политика 57
2.2.1. Характеристика бюджетов бюджетной системы РФ 57
2.2.2. Характеристика федерального бюджета 66
2.2.3. Межбюджетные отношения и субнациональные финансы 73

3.1. Восстановление рынка акций 83
3.2. Рынок акций 90
3.3. Рынок негосударственных облигаций 107
3.4. Рынок государственных облигаций 122
3.5. Срочный рынок 129
3.6. Финансовые посредники и биржевая инфраструктура 131
3.7. Инвесторы на внутреннем фондовом рынке 134
3.8. Риски российского финансового рынка 142
3.9. Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований 146
3.9.1. Динамика развития рынка 146
3.9.2. Структура заимствований субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 151
3.9.3. Внутренние облигационные займы 152
3.10. Российский банковский сектор 157
3.10.1. Основные показатели развития банковского сектора 157
3.10.2. Обновление регулирования процедур санации проблемных банков 157
3.10.3. Финансовый результат банковского сектора 159
3.10.4. Взаимодействие банков и домашних хозяйств 162
3.10.5. Банковский кредит как основной источник финансирования нефинансового сектора российской экономики 164

4.1. Макроструктура производства 167
4.1.1. Динамика российской экономики в 2017 г.: внутренний и внешний спрос 167
4.1.2. Использование ВВП в 2014–2017 гг.: потребительский и инвестиционный спрос 174
4.1.3. Изменение структуры формирования ВВП по источникам доходов 177
4.1.4. Динамика и структура производства по видам экономической деятельности 180
4.2. Российские промышленные предприятия в 2017 г. (по материалам опросов) 183
4.2.1. Российская промышленность в 2015–2017 гг. – оценка предприятий 186
4.2.2. Российская промышленность в 1-м полугодии 2017 г. 190
4.2.3. Российская промышленность во 2-й половине 2017 г. 193
4.2.4. Импортозамещение в российской промышленности 196
4.3. Государственный сектор российской экономики: масштабы и динамика 201
4.3.1. Оценка вклада в экономику компаний с государственным участием 202
4.3.2. Оценка вклада компаний с государственным участием в ВВП 213
4.3.3. Оценка сектора государственного управления 219
4.3.4. Сводная оценка государственного сектора экономики России 225
4.4. Малое и среднее предпринимательство в экономике России 232
4.4.1. Динамика основных показателей малого и среднего бизнеса 232
4.4.2. Меры поддержки малого и среднего бизнеса в России 241
4.5. Инвестиции в основной капитал 247
4.5.1. Инвестиционные ресурсы 249
4.5.2. Финансирование инвестиций в основной капитал по источникам и формам собственности 251
4.5.3. Использование инвестиций по направлениям: воспроизводственная структура 254
4.5.4. Финансирование инвестиций по видам экономической деятельности 256
4.6. Нефтегазовый сектор 258
4.6.1. Динамика мировых цен на нефть и газ 258
4.6.2. Динамика и структура производства в нефтегазовом секторе 260
4.6.3. Динамика и структура экспорта нефти и газа 263
4.6.4. Динамика цен на энергетические товары на внутреннем рынке 264
4.6.5. Перспективы развития российского нефтяного сектора 267
4.7. Итоги 2017 г. в сельском хозяйстве и новое в аграрной политике 268
4.7.1. Динамика сельскохозяйственного производства 268
4.7.2. Государственная поддержка сельского хозяйства 272
4.7.3. Продовольственная безопасность 279
4.7.4. Выводы и рекомендации 282
4.8. Внешняя торговля 283
4.8.1. Состояние мировой экономики 283
4.8.2. Условия российской внешней торговли: конъюнктура цен на основные товары российского экспорта и импорта 287
4.8.3. Основные показатели российской внешней торговли 290
4.8.4. Географическая структура российской внешней торговли 296
4.8.5. Регулирование российской внешней торговли 298
4.8.6. Интеграционные процессы 303
4.8.7. Соглашение ВТО об упрощении процедур торговли 305
4.9. Использование Россией механизмов разрешения торговых споров в рамках ВТО 306
4.9.1. Изменения в 2017 г. по торговым спорам ВТО, в которых Россия участвует в роли истца 308
4.9.2. Изменения в 2017 г. по торговым спорам ВТО, в которых Россия участвует в роли ответчика 310
4.9.3. Изменения в 2017 г. по торговым спорам ВТО, в которых Россия участвует в качестве третьей стороны 314

5.1. Положение сектора домашних хозяйств: доходы населения и потребительский рынок 325
5.1.1. Доходы, уровень бедности и неравенства населения 325
5.1.2. Оборот розничной торговли и индекс потребительских цен 330
5.1.3. Потребительское кредитование 333
5.2. Рынок труда 336
5.3. Социальное самочувствие населения 339
5.3.1. Оценка изменений экономической ситуации 339
5.3.2. Адаптационное поведение населения 342
5.3.3. Социальные ожидания 344
5.4. Миграционные процессы 346
5.4.1. Долговременная миграция 346
5.4.2. Временная миграция 349
5.5. Состояние системы образования в Российской Федерации в 2017 г. 351
5.5.1. Дошкольное образование 352
5.5.2. Общее (школьное) образование 353
5.5.3. Дополнительное образование детей 355
5.5.4. Среднее профессиональное образование 357
5.5.5. Высшее образование 358
5.5.6. Дополнительное профессиональное образование 358
5.5.7. Бюджетное финансирование образования 360
5.6. Жилищный рынок городов России в 2017 г. 362
5.6.1. Динамика цен на жилую недвижимость 363
5.6.2. Рынок жилья столичного региона: динамика цена и активность на рынке 367
5.6.3. Строительство, ввод и предложение нового жилья 373
5.6.4. Прогноз жилищного рынка Москвы на 2018 г. 380

6.1. Государственная собственность и приватизационная политика 383
6.1.1. Общества и организации в федеральной собственности: количественная динамика 383
6.1.2. Приватизационная политика 390
6.1.3. Новации приватизационного законодательства 395
6.1.4. Управление субъектами государственного сектора 405
6.1.5. Совершенствование правового регулирования деятельности государственных организаций федеральной собственности 413
6.1.6. Бюджетный эффект имущественной политики государства 427
6.1.7. Новая редакция государственной программы «Управление федеральным имуществом»: промежуточные итоги и перспективы реализации 435
6.2. Соблюдение Кодекса корпоративного управления в России: есть ли улучшения? 452
6.2.1. Распространение кодексов корпоративного управления в мире 452
6.2.2. Новации российского Кодекса корпоративного управления 453
6.2.3. Подход «соблюдай или объясняй» 456
6.2.4. Соответствие практики компаний кодексам корпоративного управления за рубежом 461
6.2.5. Анализ соответствия практики компаний Кодексу корпоративного управления в России 466
6.3. Состояние науки и инноваций 478
6.3.1. Приоритеты государственной политики в области науки и технологий 479
6.3.2. Наука в вузах: достижения и проблемы 485
6.3.3. Ситуация в академической науке 492
6.3.4. Политика в области стимулирования технологических инноваций 496
6.4. Государственное стимулирование научно-исследовательской и инновационной деятельности вузов: основные инструменты, масштабы и бенефициары поддержки 502
6.4.1. Исследовательская и инновационная деятельность университетов: текущая ситуация и тенденции развития 502
6.4.2. Основные инструменты государственного стимулирования исследовательской и инновационной деятельности вузов 509
6.4.3. Ключевые направления, масштабы и особенности реализуемой политики государственного стимулирования развития исследовательской и инновационной деятельности вузов 531
6.5. Северный Кавказ в 2017 г.: основные тенденции развития 538
6.5.1. Федеральная программа развития СКФО: смещение приоритетов? 538
6.5.2. Проблема долгов за газ и электроэнергию 540
6.5.3. Конфликты на уровне муниципалитетов 541
6.6. Военная экономика и военная реформа в России 543
6.6.1. Военно-кадровая и социальная политика 543
6.6.2. Военно-техническая политика 545
6.6.3. Военно-финансовая политика 547

Москва. 29 декабря. сайт - Новая волна экономического роста, о которой так много говорили чиновники во втором квартале, так и не захлестнула российскую экономику. К концу года, когда пена от схлынувшей волны рассеялась, выяснилось, что на поверхности лишь легкая рябь: восстановительный рост уже завершен, образовалась пауза. То ли перед началом новой волны роста, то ли перед затишьем, а скорее всего - перед умеренным волнением.

ПРИЗРАКИ РЕЦЕССИИ

Квартальная динамика ВВП РФ за 2017 год оказалась с ярко выраженным пиком - гребнем волны во II квартале со значительным торможением в IV квартале. По данным Росстата, годовой рост ВВП в I квартале равнялся 0,5%, во II квартале - 2,5%, в III квартале - 1,8%.

По IV кварталу данных Росстата пока нет. По оценке Внешэкономбанка, помесячная динамика ВВП указывает на практическую остановку в ноябре - рост на 0,1% в годовом выражении после 1,1% в октябре, 1,9% в сентябре и 2,3% в августе.

Эти цифры указывают, что в IV квартале годовой рост российской экономики замедлится до менее 1%, а по итогам всего 2017 года будет в районе 1,4%, что значительно ниже действующего с сентября прогноза Минэкономразвития (2,1% роста).

Столь существенное торможение в четвертом квартале даже подняло вопрос - а не входит ли экономика в новую рецессию? Так, по расчетам Внешэкономбанка (за которые отвечает бывший замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач, десять лет курировавший в ведомстве макропрогнозирование), сезонно очищенный ВВП может продемонстрировать снижение на протяжении двух кварталов подряд - третьего и четвертого, что формально может означать вхождение в рецессию.

Впрочем, и сам Клепач, и опрошенные "Интерфаксом" другие экономисты отмечают, что о полноценной рецессии речь все-таки не идет. Ситуация говорит о том, что в конце года наблюдается пауза в росте, который оказался неустойчивым, и 2018 году незначительное оживление экономики продолжится в интервале 1-2% роста.

Если оценивать итоги 2017 года с точки зрения ожиданий экономистов, а не официального прогноза, то они практически полностью им соответствуют. Консенсус-прогноз "Интерфакса", сделанный в конце 2016 года, предсказывал среднегодовые цены на нефть марки Urals в 2017 году на уровне $51 доллар за баррель (по факту за 11 месяцев 2017 года - $52 за баррель).

Рост ВВП РФ в 2017 год ожидался экономистами (согласно опросу в декабре 2016 года) на 1,2% (по факту, по оценке Минэкономразвития, рост за 11 месяцев 2017 года составил 1,4%). Рост розничной торговли в 2017 году прогнозировался на 1,2% (за 11 месяцев составил 1,0%).

Сильно разошлись ожидания экономистов с итоговыми данными по инвестициям - прогноз был +1,9%, а по факту за 9 месяцев рост составил 4,2%.Всплеск инвестиций на 6,3% во II квартале стал одной из главной позитивных неожиданностей, но, скорее всего, был вызван разовыми факторами, в том числе высокими госинвестициями в ОПК. В III квартале годовая динамика инвестиций замедлилась более чем в два раза - до 3,1%.

СТРАСТИ ВОКРУГ НИЗКОЙ ИНФЛЯЦИИ И КЛЮЧЕВОЙ СТАВКИ

Еще одним позитивным сюрпризом стала динамика потребительских цен в 2017 году, но при этом она настолько отдалилась от таргета вниз, что многие стали уже задаваться вопросом - а так ли хороша столь низкая инфляция и не является ли это констатацией слишком низкого потребительского спроса и слишком жесткой денежно-кредитной политики ЦБ.

Инфляция прогнозировалась экспертами (по опросу в декабре 2016 года) на уровне 4,7% в 2017 году, а к 25 декабря с начала года цены выросли лишь на 2,5% и по итогам года уже очевидно не сильно отклонятся от этой цифры.

ЦБ попытался вскочить на подножку уходящего поезда и неожиданно для всех аналитиков 15 декабря снизил ставку сразу на 50 базисных пунктов (хотя до этого уже приучил всех, что снижение ставки будет плавным - по 25 пунктов).

Возможно, ЦБ перед принятием решения уже догадывался о резком падении промпроизводства в ноябре - на 3,6% (максимальный спад с октября 2009 года) и понимал, что очередной плавный шаг спровоцирует противостояние с чиновниками. Сигналы о желательности более агрессивного снижения процентных ставок и глава Минфина Антон Силуанов, и глава Минэкономразвития Максим Орешкин недвусмысленно посылали на протяжении всего четвертого квартала, да и в администрации президента сторонники стимулирования экономики за счет более мягкой ДКП занимают не последние посты. Одним словом, ЦБ, по мнению некоторых наблюдателей, пожертвовал качеством коммуникации с рынком, чтобы снизить накал коммуникации с правительством.

24 ноября Владимир Путин провел совещание с экономическим блоком правительства, руководством ЦБ и администрации президента, где обсуждались экономические итоги года и ожидания на среднесрочную перспективу.

"Хотел, как мы и договаривались раньше, поговорить в конце года о том, в каком состоянии находится экономика, послушать ваши оценки: кредитно-финансовая система, темпы развития, инфляция, инвестиции - в общем, все, о чем мы с вами говорим обычно на совещаниях по экономическим вопросам. И конечно - заглянуть в первый квартал следующего года, на среднесрочную перспективу. Посмотреть, что сделано, что не удалось сделать, и скоординировать наши действия по различным ведомствам, послушать председателя Центрального банка, как Центральный банк смотрит на развитие ситуации", - сказал президент во вступительной речи на совещании, которое традиционно проходило в закрытом режиме. И можно только догадываться какой натиск выдержала на нем глава ЦБ Эльвира Набиуллина, какие "пожелания" и "просьбы" были высказаны в ее адрес.

СТАТИСТИКА И БЕДНОСТЬ

Главным негативным "сюрпризом" стало расхождение ожиданий экономистов по росту реальных доходов населения с фактической их динамикой. Эксперты прогнозировали, что в 2017 году реальные доходы вырастут на 1,6%, но данные Росстата за 11 месяцев оказались сильно разочаровывающими - снижение на 1,4%. И это при рекордно низкой инфляции за всю историю наблюдений!

Таким образом, реальные доходы населения падают четвертый год подряд. В 2016 году доходы упали на 5,8% в реальном выражении, в 2015 году было падение на 3,2%, в 2014 году их снижение составило 0,7%.

Получается, что рост экономики, пусть и не слишком высокий, есть, но доходы населения при этом не растут. И выход из рецессии и кризиса с точки зрения макроэкономики формально есть, но непонятно, как это объяснить обычным гражданам, которые больше ориентируется не на мифический для них ВВП, а на осязаемые доходы своей семьи.

Неудивительно, что в конце года, незадолго до выборов, власти в публичном поле усилили акцент на то, что борьба с бедностью является одной из главных задач на ближайшее время.

По данным Росстата, по итогам января-сентября 2017 года численность населения с доходами ниже прожиточного уровня осталась на уровне аналогичного периода 2016 года - 20,3 млн человек, а уровень бедности составил 13,8%.

Это означает, что по итогам всего 2017 года уровень бедности будет примерно соответствовать 2016 году - 13,4% (за счет IV квартала, когда происходят различного рода годовые выплаты, уровень бедности по итогам года всегда ниже, чем за 9 месяцев).

Таким образом, уровень бедности продолжает находиться на максимальной отметке с 2006 года и за последние 10 лет, по сути, не снизился (достиг минимума в 2012 году - 10,7%, но затем вырос к 2016 году до 13,4% и в 2017 году остается на этом уровне).

НАСТРОЕНИЕ - "НЕ ОЧЕНЬ"

На фоне неутешительных данных по доходам населения и уровню бедности в стране показательным стало выступление в начале декабря первого вице-премьера Игоря Шувалова на конференции Агентства стратегических инициатив "Сто шагов к благоприятному инвестиционному климату", где чиновник обратил внимание на настроение в бизнесе и в обществе в целом.

В этом году в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса "Doing Business" Россия поднялась на 35-е место с 40-го год назад (майские указы поставили задачу в 2018 году войти топ-20 этого рейтинга). На конференции АСИ предприниматели обсуждали проблемы, с которыми они сталкиваются, несмотря на улучшение позиции в рейтинге.

Шувалов, курирующий в правительстве задачу продвижения в "Doing Business", согласился с выступающими, что одного лишь прогресса в рамках критериев оценки рейтинга недостаточно для создания в России благоприятного инвестиционного климата, неожиданно заявив, что сейчас бизнесу не хватает "настроения". Первый вице-премьер поставил "очень сложную" задачу по нахождению и внедрению этого самого "настроения".

Дискуссия на форуме живо напомнила сцену из кинофильма "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", когда дети готовились к отчетному концерту, а начальник пионерского лагеря корректировал эмоциональность выступления.

"Лагерь - наша большая семья. Мы бодры, веселы...", - как бы отчитывались участники конференции о текущем положении дел в предпринимательской среде.

"Стоп-стоп-стоп. Бодры надо говорить бодрее! А веселы?" - будто бы спрашивал Шувалов предпринимателей тоном Евгения Евстигнеева. "- Веселее!"... " - Молодец, понял! Вот так и продолжайте!" - дискуссия в красках напомнила этот знаменитый диалог.

"Мы сегодня услышали, что представитель женского предпринимательства говорит: "мы боимся" (на конференции выступила основатель сети кафе "АндерСон" Анастасия Татулова, которая жаловалась на бесчисленное количество внеплановых проверок - ИФ). Это одна из серьезнейших вещей и вызовов - как сделать так, чтобы не просто бизнес перестал бояться, как сделать так, чтобы было хорошее настроение", - затронул тему настроения Шувалов.

"Мы со Светланой (глава АСИ Светлана Чупшева - ИФ) встретились несколько недель назад, и Светлана мне рассказала про подготовку этой конференции. И что многие предприниматели - те, кто в рабочих группах или просто взаимодействует с АСИ, отмечают, что "да, действительно, проделана большая работа, сделано очень много - вот вы научились и это, и это, и это, а вот это не научились... Но вы знаете, у нас не очень настроение". И вот это сейчас ключевой фактор", - рассказал Шувалов о том, откуда вообще возникла эта необычная тема.

"То есть нам надо с вами научиться не только быть лидерами по блокам - таможенное администрирование, налоговое, регистрация юрлиц (первый вице-премьер перечислил направления, которые оцениваются в рамках Doing Business - ИФ), а как сделать так, чтобы было настроение, что здесь инвестировать и работать намного круче и удобнее, и комфортнее, чем в других юрисдикциях. Очень сложная работа", - сформулировал он уже по сути задачу и поручение.

"Нам очень важно сейчас это настроение. Конечно, оно будет связано с тем, что сейчас сказал Андрей Рэмович (Белоусов, помощник президента - ИФ) - это декриминализация (то есть снижение риска уголовного преследования для предпринимателей - ИФ). Но тут я побаиваюсь, что обойдется только одной декриминализацией, а ведь настроения часто и у других нет, не только у предпринимателей: и у учителей, еще у кого-то", - неожиданно указал на отсутствие настроения не только в бизнесе, но и в широких слоях населения Шувалов.

На власти и различных ее институтах лежит "особая ответственность по настроению": "если у предпринимателей не будет настроения, не будет никакой великой страны", - резюмировал Шувалов.

Пока же власти страны находятся в поисках механизмов улучшения настроения в бизнесе и в обществе в целом, мы по традиции попытаемся с помощью экономистов ответить на часто возникавшие в уходящем году вопросы: как можно охарактеризовать текущую экономическую ситуацию в стране, что принесет для экономики продление соглашения по ограничению добычи нефти ОПЕК+, какие основные риски могут возникнуть в 2018 году и какие реформы ожидают эксперты от нового президента и нового правительства?

СКОРЕЕ ПОЗИТИВ

Итоги года, несмотря на всю их неоднозначность и явное торможение к концу года, экономисты в целом оценивают позитивно, обращая внимание на низкую инфляцию, всплеск инвестиций во втором квартале и в целом рост экономики, который оказался несколько выше ожиданий.

Олег Засов (директор департамента макроэкономической политики Внешэкономбанка): Если рассматривать год в целом, то он получился, скорее, позитивным. Экономика росла быстрее большинства ожиданий. Неожиданно высоким оказался рост инвестиций, урожай побил все рекорды. Несмотря на падение доходов, мы увидели очень высокий рост производства легковых автомобилей, пассажирских авиаперевозок. Главное разочарование года - это доходы населения, которые продолжили снижаться в отличие от других макропоказателей.

Сергей Дробышевский (директор по научной работе Института экономической политики (ИЭП) им. Гайдара): Я бы отметил бурный рост экономики во втором квартале, который, вероятно, нивелирован результатами III и IV кварталов, и в целом за год рост ВВП уже не вызывает удивления. Во-вторых, темпы роста индекса инвестиций в основной капитал - мы ожидали более медленного восстановления инвестиций, тем более что ожидания компаний относительно изменений спроса на их продукцию в краткосрочной перспективе остаются достаточно скромными. В-третьих, быстрое снижение инфляции ниже 3% в годовом исчислении, тогда как показатели инфляционных ожиданий населения остаются достаточно высокими, хотя и также несколько снижаются.

Антон Струченевский (главный экономист Sberbank CIB): Удивила столь низкая инфляция в 2017 году. Я не сомневался, что инфляция "впишется" в 4%-ную цель, но что она будет настолько ниже - не ожидал. Огорчила статистика строительства и радикальный пересмотр динамики (в сторону понижения) во втором квартале в июле-августе. Когда официальная статистика пересматривается столь радикально, возникает много вопросов, касающихся, например, достоверности оценки инвестиций и ВВП в том же втором квартале.

УСТОЙЧИВАЯ ЭКОНОМИКА И ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ РОСТ

Текущее состояние экономики аналитики оценивают как устойчивое, а рост "умеренным".

Засов: В целом можно сказать, что российская экономика сохраняет относительную устойчивость, особенно принимая во внимания очень жесткие условия: постоянное усиление санкций, сокращение бюджетных расходов и сохранение очень высоких процентных ставок.

Владимир Тихомиров (главный экономист БКС): Сейчас наблюдаем стабилизацию после самой затяжной рецессии с 90-х.

Алексей Девятов (главный экономист "Уралсиба"): Текущую ситуацию можно охарактеризовать как умеренный рост.

Дробышевский: Экономика России преодолела рецессию, однако рост носит пока скорее восстановительный характер на выходе из отрицательной фазы бизнес-цикла и говорить уверенно о возвращении темпов роста в положительную область значения нельзя.

Струченевский: Умеренный сбалансированный рост. Сама по себе модель экономического роста выглядит сбалансированной. Это значит, что драйверами роста является и экспорт, и потребление, и инвестиции. Но темпы роста пока ниже 2%.

ПРОДЛЕНИЕ ОПЕК+ СКОРЕЕ В ПЛЮС

Договоренности о продлении соглашения по ограничению добычи нефти между странами ОПЕК и неОПЕК (так называемое ОПЕК+) до конца 2018 года, очевидно, поддержит цены на нефть на 2018 год, доходы бюджета, но влияние на экономический рост будет ограничено.

Помимо положительного влияния на экономику в 2018 году, все, конечно, начинают задумываться над вопросом - а что будет после окончания срока действия соглашения, и не рухнут ли цены на нефть со всеми вытекающими последствиями для бюджета и для экономики.

Засов: Мы закладывали в наш прогноз, что соглашение будет продлено. Несмотря на то, что соглашение сдерживает рост добычи, оно благоприятно для российской экономики. Основным бенефициаром является федеральный бюджет. Также появляется возможность смягчения денежной политики в результате более сильного курса.

Струченевский: С одной стороны, это позволяет прогнозировать цену на нефть в диапазоне $55-60 за баррель. Следствием этого будет то, что баланс бюджета значительно выправится по сравнению с этим годом и даже может выйти в положительную область. А вот на экономический рост это оказывает негативное воздействие. Добыча полезных ископаемых (а это около 10% ВВП) расти не будет в физическом выражении, а достаточно высокие цены на нефть не будут "подогревать" экономику, так как благодаря новой версии бюджетного правила львиная доля дополнительных экспортных доходов будет абсорбирована Минфином.

ОСНОВНОЙ РИСК 2018 ГОДА - САНКЦИИ США

Ожидания российский властей и бизнеса в отношении отмены санкций США с приходом нового президента США Дональда Трампа, с которым российские элиты связывали столько надежд на улучшение двусторонних отношений, остались несбыточной мечтой.

Практически все эксперты видят основной риск для российской экономики в новых американских санкциях (ожидается, что они будут объявлены в феврале). Кроме того, среднесрочные риски несут и выход из соглашения ОПЕК+, и сохраняющаяся высокая доля госучастия в экономике, и отсутствие структурных реформ, и даже риски соскальзывания в слишком низкую инфляцию.

Засов: Возможное ужесточение санкционных условий будет оставаться основным риском в среднесрочной перспективе. Кроме того, нельзя исключать падения нефтяных цен в условиях досрочного расторжения соглашения ОПЕК+ и бесконтрольного наращивания добычи нефти

Девятов: Полномасштабный кризис в Китае. Введение жесткого варианта санкций в отношении российского госдолга. Замедление европейской экономики из-за перегрева в ряде стран еврозоны.

Тихомиров: Главный риск - сохранение на высоком уровне и возможный дальнейший рост доли государства в экономике при нежелании властей проводить структурные реформы и повышать эффективность и конкуренцию в госсекторе.

Дробышевский: Разочарование бизнеса в государстве, если после выборов президента не будет объявлена внушающая доверие, направленная на развитие частного бизнеса и экономики РФ программа действий. Неопределенность относительно формы и содержания американских санкций в феврале 2018 года

Струченевский: Санкции и геополитика - основные риски. На внутреннем фронте возникают риски соскальзывания инфляции в область слишком низких значений (т.е. 2% и ниже). Слишком низкая инфляция обычно ассоциируется со стагнацией в экономике. Она может быть даже более опасной, чем высокая инфляция, так как не очень ясно, как с ней бороться.

РЕФОРМЫ. БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Разговоры о необходимости структурных реформ в экономике так же бесконечны, как наблюдение за огнем. С той же схожестью, что если только разговаривать (наблюдать) и ничего не предпринимать (не подкидывать дров), то экономический рост скоро затухнет (так же, как и огонь).

План действий правительства до 2025 года, который был с большой помпой внесен в мае на рассмотрение президенту России, так и остался неизвестным для широкого круга людей документом с официальным комментарием, что по нему продолжается работа.

Свои программы развития страны в мае президенту представили и председатель совета фонда "Центр стратегических разработок" Алексей Кудрин, и председатель Столыпинского клуба Борис Титов. Судьба этих предложений также пока неизвестна и неясна.

Попытки глав Минфина и Минэкономразвития весной инициировать публичное обсуждение налоговой реформы с точки зрения снижения страховых взносов и повышения НДС также быстро были лишены "публичности" и проходили в обстановке строжайшей секретности с рядом косвенных сигналов во второй половине года, что пока ход обсуждения указывает на сохранение действующих ставок налогообложения.

Засов: В 2018 году маловероятно появления новых реформ. С 2019 года можем увидеть пенсионную реформу, возможно возвращение к обсуждению налоговых маневров - снижение страховых взносов в обмен на рост НДС и обнуление экспортной пошлины на нефть при повышении НДПИ.

Девятов: Глубоких институциональных реформ не ожидаю. Ожидаю роста налоговой нагрузки на население и бизнес за счет улучшения администрирования налогов и неналоговых платежей, отмены льгот и преференций, расширения налоговой базы по имущественным налогам.

Тихомиров: Как максимум ожидаю осуществление широкой программы структурных реформ, дебюрократизации, усиление независимости судов, расширение конкуренции, снижение доли государства в экономике, повышение эффективности и прозрачности госмонополий. Как минимум - сохранение консервативной бюджетной и монетарной политики и быстрый выход на профицит бюджета и рост резервов.

Дробышевский: Нужны реформа госуправления, снижение административного и регуляторного давления на бизнес, бюджетный маневр в пользу расходов на человеческий капитал (образование, здравоохранение) и комфортную среду проживания и ведения бизнеса (инфраструктура), ограничение монополизма государственных компаний и развитие равных конкурентных отношений на рынках товаров и услуг

Струченевский: Последние три года основной целью российского правительства была защита страны от внешних шоков, и в этом отношении был достигнут существенный прогресс. На мой взгляд, пришло время в большей степени сфокусироваться на экономическом росте, поскольку в современном мире сложно занимать прочные позиции на мировой арене, если экономика страны растет медленнее, чем в среднем по миру.

О том, какая программа развития будет принята в итоге, будет ли это большой отдельный документ или набор указов (по примеру майских документов-2012), мы, видимо, узнаем уже весной 2018 года.