Войти забыли пароль? Конкурентоспособность как фактор экономической безопасности Конкурентоспособность экономики как фактор экономической безопасности

Конкурентоспособность как механизм обеспечения

экономической безопасности

Экономическая безопасность и конкурентоспособность находятся в посто-

янном взаимодействии. И экономическая безопасность, и конкурентоспособ-

ность-характеристики национального хозяйственного комплекса и его со-

ставных частей. Однако если конкурентоспособность - одновременно и цель,

и мегаиндикатор степени развития национального хозяйственного комплекса,

и его составных частей, то экономическая безопасность представляет собой ус-

ловие его существования и развития. Иными словами, достаточный уровень

экономической безопасности может достигаться с помощью экономических

методов, но, будучи необходимым условием существования национального

хозяйственного комплекса как системы, его достижение может быть обуслов-

лено использованием и неэкономических методов - путем прямого вмешатель-

ства государства. Наиболее приемлема ситуация, когда факторы микро- и ма-

кроуровня, являющиеся одновременно критериями конкурентоспособности и

экономической безопасности, создают высокую конкурентоспособность наци-

онального хозяйственного комплекса и его составных элементов, формирую-

щую достаточный уровень экономической безопасности.

Применительно к экономической сфере под конкурентоспособностью по-

нимают обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта эко-

номического соревнования. Все многообразие конкурентных отношений осу-

ществляется на трех уровнях: микро - конкретные виды продукции, производ-

ства, предприятия; мезо - отрасли, отраслевые корпоративные объединения

предприятий и фирмы горизонтального типа интеграции; макро - народнохо-

зяйственные комплексы межотраслевого типа интеграции (рис. 11.1). Конку-

рентоспособность на микро-, мезо- и макроуровнях влияет друг на друга. Эта

тесная взаимосвязь проявляется в характере проводимой внешней и внутрен-

ней политики и в стратегиях развития компаний. Причем чем более развита

экономическая система страны, тем отчетливее проявляется данное взаимо-

действие: фактически оно провозглашается в качестве цели проводимой госу-

дарством политики и развития компаний. В России данное взаимодействие

находится лишь в начальной стадии формирования. Некоторыми крупными

компаниями не до конца осознана необходимость взаимодействия с государ-

ством и обществом.

Существует закономерность: чем более экономически развито государство,

тем в большей степени инициатива такого взаимодействия исходит от микро-

уровня, Т.е. от самих компаний. Именно крупные компании в развитых стра-

нах во многом определяют внешнюю политику. В России государство должно

взять на себя восстановление данной цепочки конкурентоспособности.

Общая характеристика конкурентоспособности экономики России. Под

конкурентоспособностью на макроуровне понимается способность страны

поддерживать высокие темпы экономического роста в средне- и долгосроч-

ном плане. Для оценки конкурентоспособности страны используются 3 под-

ных преимуществ.

В основе затратно-ценового подхода лежит показатель производительности

труда. Россия по показателям удельной оплаты труда (УОТ), определяемой

отношением заработной платы к производительности труда, имеет конку-

рентное преимущество по сравнению с промышленно развитыми странами.

Однако крайне низкий показатель УОТ не является следствием прогресса тех-

нологии и роста производительности труда: он отражает лишь низкую оплату

труда и бедность населения, высокую норму эксплуатации труда и занижен-

ный относительно паритета покупательной способности (ППС) курс рубля.

Анализ реализованных конкурентных преимуществ проводится на основе

данных об объеме и структуре экспорта и импорта, а также по изменению до-

ли отечественных товаров во внутреннем товарообороте. Резкое сокращение

масштабов национальной экономики, ускоренная болезненная трансформа-

ция ее хозяйственных механизмов проявляются и в развале внешнеэкономи-

ческого сектора, где процессы либерализации проходили наиболее стреми-

тельно. Наращивание экспорта осуществляется только по минеральному топ-

ливу, сырью и металлам. По товарной группе «машины и оборудование» доля

России в мировом экспорте не превышает 0,5%, а по товарам наукоемких от-

раслей составляет менее 0,3%. Одновременно снизилась доля российских то-

варов в потреблении на внутреннем рынке. Если на протяжении многих лет

дореформенного периода ресурсы потребительских товаров для внутреннего

рынка формировались собственным производством не менее чем на 80%, то в

настоящее время, несмотря на преимущества девальвации, их доля сократи-

характеристику конкурентных преимуществ страны на основе составления

сводному индексу конкурентоспособности ВЭФ и практически по всем фак-

торам, его составляющим, занимает последние места. Однако по некоторым

субфакторам факторов «инфраструктура» и «технология» Россия занимает ме-

ста выше среднего. Относительно конкурентоспособна в целом у нас только

рабочая сила - 25-е место. Все остальные факторы требуют развития и

представляют обширный резерв повышения конкурентоспособности. Для на-

иболее адекватного мониторинга изменения конкурентоспособности, форми-

рующей экономическую безопасность страны, необходимо использовать ин-

декс конкурентоспособности:

ИК = 0,35^1 + 0,35^2 + 0,35Л:з,

где К\ - отношение ВВП на душу населения к прожиточному минимуму к

аналогичному среднемировому показателю, отражающее реализо-

ванные конкурентные преимущества страны;

^2 - отношение средней доли затрат на гражданскую науку в ВВП страны

за последние 5 лет к аналогичному среднемировому показателю, от-

ражающее научно-технологический потенциал страны;

Аз - индекс развития человеческого потенциала, характеризующий со-

стояние трудовых ресурсов страны.

Конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспо-

собность субъекта экономического соревнования может серьезно отличаться

на внутреннем и внешнем рынках. Это объясняется разными факторами,

формирующими внешнюю и внутреннюю среду на этих рынках: степенью

платежеспособности спроса, разрывами между внутренними и мировыми це-

нами, характером проводимой внешнеторговой политики и т.д. Конкуренто-

способность на внутреннем рынке отличается от конкурентоспособности на

внешнем рынке и тем, что государство может влиять на конкурентоспособ-

ность на внутреннем рынке, в то время как условия конкуренции на внешнем

рынке - экзогенный фактор. Немаловажное отличие условий конкурентоспо-

собности на внутреннем и внешнем рынках состоит и в их объемах, измеряе-

мых показателями ВВП. Ведь ни для кого не секрет, что большой объем вну-

треннего рынка США обеспечивал и обеспечивает относительную экономи-

ческую безопасность страны. Однако наличие значительного объема

внутреннего рынка далеко не всегда делает конкурентоспособными нацио-

нальных производителей. В целом конкурентоспособность на внутреннем

рынке должна обеспечиваться мерами внутренней экономической (промыш-

ленной) политики и дополняться мерами внешнеэкономической политики.

Обеспечение конкурентоспособности на внешнем рынке должно осуществ-

ляться мерами внешнеэкономической политики.

В России в связи с объективными обстоятельствами существует ряд фак-

торов, приводящих к снижению конкурентоспособности и на внутреннем, и

на внешнем рынке, главный из которых - более высокий по сравнению со

среднемировым показатель издержек производства, связанный с неблаго-

приятными климатическими условиями и большой территорией. Россия -

самая холодная и протяженная страна в мире, и это обстоятельство является

причиной увеличения стоимости строительства, высоких транспортных и

энергетических расходов. Производительность труда в России составляет

лишь около 20% ее уровня в США. В связи с этим для поддержания ценовой конкурентоспособности отечественной продукции необходимо либо зани-

жать уровень оплаты труда на величину, компенсирующую дополнительные

затраты по транспортировке грузов и повышенную энергоемкость, либо ис-

кусственно поддерживать заниженные тарифы. Поэтому необходима актив-

ная политика государства, направленная на нивелирование этих негативных

факторов и поддержку национальных производителей. Внутренний рынок

должен рассматриваться российскими компаниями как стартовая площадка,

механизм отбраковки новых идей, а государство должно стремиться к макси-

мальному сближению условий и механизмов внутреннего рынка с объектив-

ными, заданными требованиями внешнего. Безусловно, постепенное сбли-

жение может и должно быть обеспечено не только компаниями-производите-

лями (со стороны предложения) и прямым воздействием государства, но и

путем сближения факторов спроса с мировыми стандартами (отношение к

качеству продукции, соответствие ее требованиям экономичности и эколо-

гическим нормативам и т.д.). По мнению чл.-корр. РАН Б. Кузыка, «...внут-

ренняя конкуренция при нынешнем состоянии нашей экономики в целом и

отечественного оборонно-промышленного комплекса в частности абсурд-

на» i. Сегодня те наши компании, которые выжили и смогли выйти на миро-

вой рынок, должны интегрироваться. Даже передовые, но одиночные пред-

приятия имеют мало шансов завоевать устойчивые позиции на мировом рын-

ке. Сегодня предпочитают сотрудничать с глобальными компаниями,

номенклатура продукции которых составляет 50-60% внутреннего рынка и

хотя бы 5-7% мирового рынка. Так, для поддержки судостроительных компа-

ний Б. Кузык предлагает сформировать два-три крупных холдинга.

Конкурентоспособность - атрибут развитого рыночного механизма, в ос-

нове которого конкуренция на внутреннем развитом рынке, который должен

быть сформирован в России до 2010 г. в результате проведения институцио-

нальных реформ в государственном и частном секторах, а именно в сферах

образования, медицины, банковской и финансовой, а также на товарных

рынках. Но конкуренция не есть самоцель реформ, а лишь их следствие. В

связи с этим важно рассмотреть основные задачи проводимых институцио-

нальных реформ с позиций конкурентных отношений.

Проводимая реформа образовательной системы - пример недооценки воз-

можности конкурентных стимулов развития. Главная проблема российского

образования заключается в том, что оно рассматривается обществом как часть

социальной сферы, а не как производственная отрасль. В программе прави-

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ имени К.Г. Разумовского»

Филиал ФГБОУ ВПО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского» в г. Мелеузе (Республика Башкортостан)

Курсовая работа

по дисциплине

«Мировая экономика»

«Международная конкурентоспособность как фактор экономической безопасности России»

Выполнил: студент _2__ курса

Мухтасарова Раушания

Преподаватель: Павлова Л.Г.

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности как фактора экономической безопасности

1.1 Сущность экономической безопасности и характеристика основных её показателей

1.2 Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности

Глава 2. Международная конкурентоспособность России и других стран

2.1 Международная конкурентоспособность стран мира

2.2 Конкурентоспособность России в настоящее время

Заключение

Список использованной литературы

конкурентоспособность экономическая безопасность

Введение

В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения.

Экономическая безопасность и конкурентоспособность находятся в постоянном взаимодействии. И экономическая безопасность, и конкурентоспособность- характеристики национального хозяйственного комплекса и его составных частей. Однако если конкурентоспособность - одновременно и цель, и мегаиндикатор степени развития национального хозяйственного комплекса, и его составных частей, то экономическая безопасность представляет собой условие его существования и развития. Иными словами, достаточный уровень экономической безопасности может достигаться с помощью экономических методов, но, будучи необходимым условием существования национального хозяйственного комплекса как системы, его достижение может быть обусловлено использованием и неэкономических методов - путем прямого вмешательства государства.

Ключевыми факторами современной, преимущественно технологической конкурентоспособности являются инвестиции в новую технологию и человеческий капитал, экономическая среда, благоприятная для появления и проникновения нововведений и технологического развития компаний, открытая система международной торговли при условии защиты национальных интересов.

Важную роль в международной конкуренции играет правительство. Однако его влияние на национальную конкурентоспособность частично. Одна из самых существенных задач правительства заключается в том, чтобы вовремя реагировать на события, подталкивать и высвечивать важные проблемы и успехи.

В настоящее время в России не существует целостной системы обеспечения экономической безопасности, в том числе в рамках обеспечения национальной безопасности и обеспечения национальной конкурентоспособности, защиты экономических интересов государства и хозяйствующих субъектов и складывается данная система хаотически и неоправданно медленно. Тем не менее, Россия имеет все возможности поднять конкурентоспособность экономики, изменить её структуру, обеспечить свою экономическую безопасность. Вполне закономерно, что на современном этапе экономического развития РФ важное значение приобретает исследование и практическое решение вопросов, связанных с обеспечением экономической безопасности страны в условиях глобализации.

Целью данной курсовой работы является исследование международной конкурентоспособности как фактора экономической безопасности России и других стран.

Для достижения этой цели были решены следующие задачи:

Рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности как фактора экономической безопасности, выявлена сущность экономической безопасности, дана характеристика основных её показателей, а также рассмотрено понятие конкурентоспособности как механизма обеспечения экономической безопасности;

Дан сравнительный анализ основных рейтингов конкурентоспособности стран мира, определены основные направления совершенствования системы государственного регулирования экономики в целях обеспечения экономической безопасности РФ в условиях глобализации.

Теоретической основой исследования стали фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные изучению той совокупности взаимодействующих внутренних и внешних факторов, которые обусловливают развитие национальных экономик в период глобализации.

Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности как фактора экономической безопасности

1.1 Сущность экономической безопасности и характеристика основных её показателей

Обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности, вместе с такими её слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты.

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Но для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.

Реальное состояние экономической безопасности государства можно оценить целой гаммой показателей. Для проведения макроэкономической политики важное значение имеют макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики в целом. В настоящее время в нашей стране применяются как прежние, так и относительно новые макроэкономические показатели.

К наиболее важными макроэкономическим показателям экономической безопасности страны относятся ВНП и ВВП, которые отражают результаты деятельности в двух сферах народного хозяйства: материального производства и услуг. Оба определяются как стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за один год (квартал, месяц). Эти показатели подсчитываются в ценах как текущих (действующих), так и постоянных (ценах какого-либо базового года).

Одним из основных макроэкономических параметров (показателей), оценивающих результаты экономической деятельности, является ВВП.

1.Валовой внутренний продукт (ВВП) - это показатель национального объема производства, который включает продукцию и услуги, произведенные внутри страны и только с использованием факторов производства, принадлежащих собственникам данного государства.

2.Валовой национальный продукт (ВНП) - это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенное время. ВНП измеряет стоимость продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности предприятий, в том числе и на территории других стран.

Реальный ВВП характеризует физический объем, а реальный продукт - это стоимостное выражение ВВП. Чем выше цены, тем больше стоимостная величина продукта, хотя физическое его измерение не изменилось. Поэтому для того, чтобы измерить реальную динамику производства, применяют дефлятор ВВП.

Дефлятор ВВП показывает изменения цен по всему перечню наименований продуктов и услуг, производимых в экономике; учитывает изменения в структуре производимых товаров; показывает изменения цен на продукцию, произведенную национальным капиталом.

3.Как уже говорилось выше, к одному из важнейших макроэкономических показателей относится также индекс потребительских цен.

Для определения индекса потребительских цен используют понятие «потребительской корзины», в которую входит около 300 наименований наиболее широко используемых товаров.

Индекс активно используется для индексации доходов населения, и экономисты считают, что во многих случаях использование этого индекса завышает рост цен и стимулирует инфляционные процессы в обществе.

Помимо перечисленных показателей в учете экономической динамики используются и другие характеристики, в том числе и чистый национальный продукт.

4.Чистый национальный продукт (ЧНП) - это чистый ВНП за минусом амортизации на потребленный капитал:

ЧНП содержит в себе различные налоги, которые не попадают прямым образом в сферу потребления населения. В первую очередь это относится к косвенным налогам, в которые входят акцизы и таможенные пошлины.

Сущность показателя ЧНП в том, что с его помощью можно измерить величину общего годового объема производства, которого макроэкономика в состоянии потребить, не ухудшая при этом производственных возможностей последних лет.

5.Национальный доход - является еще одним наиболее важным макроэкономическим показателем. Он показывает, во сколько обществу обходится с точки зрения потребления ресурсов производство данного чистого объема производства (это объем потребления ресурсов национального годового производства собственниками факторов производства).

Роль национального дохода как макроэкономического показателя проявляется в том, что он служит достаточно надежным измерителем динамики цен национальных факторов производства или экономических ресурсов.

Национальный доход отражает ту часть фактического совокупного объема, которая пошла на создание физического объема производства данного года.

Однако национальный доход - это заработанный доход, который должен быть скорректирован на фактор налогов и трансфертных платежей.

Национальный доход полностью не попадает в домохозяйства и не учитывает полученные гражданами доходы, не являющиеся результатом их участия в производстве конечных товаров и услуг в данном году. Поэтому различают заработанный доход или, что то же самое - национальный доход, и полученный доход, который часто называют личным доходом.

6.Вышеупомянутый личный доход также относится к макроэкономическим показателям экономической безопасности страны, и является фактически полученным домохозяйствами доходом.

Однако и личный доход еще не выступает точной величиной дохода, которым распоряжаются домохозяйства. Ведь из личного дохода требуется уплатить индивидуальные налоги. В силу этого измеряют и доход, находящийся в личном распоряжении домохозяйств. Его называют личным располагаемым доходом (ЛРД). Этот доход после уплаты индивидуальных налогов, которыми располагают домохозяйства, располагают в окончательном виде. Он направляется на потребления и сбережения.

Такая структура личного располагаемого дохода обусловлена тем, что гражданин в условиях рыночного хозяйства выполняет две основных функции - потребителя и инвестора (он вкладывает свои сбережения в развитие имущественных компонентов домохозяйств и фирм, а в этом последнем случае - с целью получения доходов).

1.2 Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности

Центральная роль конкурентоспособности в рыночных отношениях естественна. Однако интерес к исследованию этой экономической категории возрос особенно в последнее десятилетие минувшего века в связи с ростом интернационализации хозяйственной жизни и усложнением взаимосвязей и взаимозависимостей фирм и компаний различных стран, входящих в кооперационные связи и развивающих международную специализацию на разных уровнях хозяйственной организации: от достаточно простой потоварной до более сложной - поузловой и подетальной. Именно хозяйственная интернационализация, уходящая в глубь производственных процессов, а нередко и предваряющая их в виде научных исследований и разработок, существенно усложнила взаимосвязи конкурирующих между собой компаний и отдельных стран, что потребовало серьезного анализа новой ситуации.

К сожалению, в СССР, а затем и в России проблеме конкурентоспособности не уделялось достойного внимания. Это привело к резкому снижению роли России в мировой экономике, утрате ею многих позиций как на мировых рынках, так и на собственном рынке . Одна из причин неготовности российской экономической науки к осмыслению ряда экономических категорий в быстро меняющихся внешних условиях

Чрезвычайно быстрый и радикальный характер трансформации национальной хозяйственной системы в России. Здесь определенную роль сыграл также имитационный эффект псевдорыночных категорий советского периода.

Цена, спрос, предложение, прибыль и другие экономические категории в плановой экономике носили иное содержание, чем то, которое они носят в рыночных условиях. Отсюда путаница как в понятиях, так и в способах их теоретического осмысления и практического применения. Между тем аналитики рыночного хозяйства накопили огромный опыт по этой теме исследования, и хотя они не всегда напрямую связывали свои работы с конкурентоспособностью, несомненно, ее духом было проникнуто все, что относится к ценам, рыночному поведению, анализу хозяйственной деятельности.

Если исходить из того, что конкуренция есть процесс соревнования, то способность успешно вести такое соревнование и побеждать в нем можно называть конкурентоспособностью.

Применительно к экономической сфере под конкурентоспособностью в самом общем виде можно понимать обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования (конкурентной борьбы).

Конкурентоспособность- это понятие, которое не только более полно отражает требования рынка, но и, что особенно важно, ориентирует субъекты конкурентной борьбы на активные действия по завоеванию рыночных позиций,их удержанию, укреплению и расширению.

Часто конкурентоспособность путают с эффективностью. Конкурентоспособность - это более широкая категория, чем эффективность. Она включает эффективность как составляющую категорию, но описывает более сложные взаимосвязи хозяйствующих субъектов, отдельных фирм и корпораций, их отраслевых объединений и национальных хозяйств отдельных стран.

Можно выделить два принципиальных отличия конкурентоспособности от эффективности. Во-первых, отличие формально-смысловое, вытекающее из этимологического различия обоих терминов.

Эффективность - это отношение затрат к результатам, показывающее, насколько результативно предполагается использовать (расчетная эффективность) или использованы (фактически достигнутая эффективность) имеющиеся в распоряжении субъекта конкурентной борьбы ресурсы.

Конкурентоспособность - это потенциал, способность к конкурентной борьбе. Эта способность может и не быть реализована. Она определяется набором показателей, характеризующих имеющийся в распоряжении субъекта конкурентной борьбы ресурсный (в широком смысле) потенциал. Это не результат, а способность к ведению успешной конкурентной борьбы.

Во-вторых, конкурентоспособность - это, как правило, не абсолютная характеристика ресурсного потенциала, а относительная, по отношению к какому- либо другому конкурирующему субъекту рынка (товару, фирме или стране). Это, в свою очередь, означает, что конкурентоспособным может быть и малоэффективный рыночный субъект, если другие конкурирующие субъекты еще менее эффективны. Из этого следует, что конкурентоспособность может достигаться не только путем улучшения своих собственных характеристик, но и путем использования различного рода мер по блокированию развития конкурентов, например, путем подрыва их конкурентного потенциала или срыва планов и программ повышения конкурентоспособности рыночных противников. При этом такой подрыв нередко оказывается дешевле и эффективнее, чем разработка и реализация собственных дорогостоящих программ совершенствования технологии, обучения персонала, поиска новых путей удовлетворения покупательского спроса и пр. Кроме того, деструктивные меры нередко могут оказаться и более эффективными с позиций «очистки» конкурентного поля и на какой-то срок обеспечить устойчивые лидирующие позиции практикующей такие меры фирме или стране.

Так, конкурентоспособность практически включает понятие экономической безопасности, без обеспечения которой ни отдельная фирма, ни страна не могут в условиях современного мирового рынка достаточно длительное время сохранять рыночные позиции. Особенно важно учитывать этот фактор при оценке конкурентоспособности страны (т.е. на макроуровне), поскольку между странами практически пока еще не создано единого правового поля (оно только формируется, и притом весьма своеобразно - на основе правовых систем ведущих промышленно развитых стран). При этом уже в рамках этой новой системы идет выстраивание таких стратегических концептуальных позиций, которые нередко могут пресечь попытки потенциальных стран-конкурентов создать и укрепить собственный конкурентный плацдарм.

Таким образом, понятие конкурентоспособности фактически включает понятие эффективности и дополняется тем, что требует обеспечения экономической безопасности.

Если ваши высокоэффективное производство, торговля, финансовое или страховое дело не обеспечены необходимым уровнем защиты от конкурентов, вы не можете считать себя конкурентоспособным. Если не выстроена система такой безопасности, ваши конкурентные преимущества вас не спасут. Они непременно станут добычей конкурента.

Обеспечение безопасности, как правило, исключает потерю конкурентных преимуществ или их переход от одного конкурирующего субъекта к другому. Поэтому упрощенно можно сказать, что КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ= ЭФФЕКТИВНОСТЬ + БЕЗОПАСНОСТЬ. На разных уровнях организации хозяйственной деятельности безопасность достигается различными способами. Сегодня в большинстве научных работ конкурентоспособность рассматривается на микро- и макроуровне. Такой подход имеет право на существование, однако в нем практически исчезает конкурентоспособность товаров - тот уровень, на котором каждый покупатель, принимая решение о покупке товара, подтверждает его конкурентоспособность практически каждый день. Можно выстроить трехуровневую систему формирования этой категории (рис. 1) :

1) микроуровень - товары (конкретные виды продукции и услуг);

2) мезоуровень - отдельные предприятия, фирмы, их корпоративные объединения, отрасли, отраслевые комплексы;

3) макроуровень - национальные хозяйства отдельных стран.

Рис. 1. Уровни конкурентных отношений

К этим трем уровням можно еще добавить гипермакроуровень, когда в качестве субъектов конкурентной борьбы выступают не отдельные страны, а объединения стран, которые предварительно договариваются проводить согласованную экономическую политику, т.е. создают совокупные конкурентные преимущества на макроуровне. Наиболее яркий пример - Евросоюз, но есть и другие - НАФТА, АСЕАН.

Совокупные конкурентные преимущества более надежны, и дело постепенно идет к тому, что конкуренция будет переходить на этот гипермакроуровень, хотя процесс этот не простой и не быстрый.

К понятию макроконкурентоспособности можно отнести и региональные хозяйственные комплексы на национальном уровне, поскольку принцип формирования их конкурентных преимуществ будет очень близок (своего рода макроуровень второго порядка). Однако здесь есть некоторые особенности связи такой макроконкурентоспособности с экономической безопасностью.

Понятие «микро» употребляется, как правило, для того, чтобы отличить малые формы экономической деятельности от крупных (макро) форм. Но для классификации и структурирования понятийной базы, описывающей такой сложный организм, как современная экономика, этого явно недостаточно.

В соответствии с выбранными уровнями анализа целесообразно различать и круг факторов, формирующих микро-, мезо- и макроконкурентоспособность. В каждом из этих направлений используются специфические подходы и методы исследования. Каждое из перечисленных понятий конкурентоспособности должно описываться своим набором показателей.

Наконец, важно выяснить, какими преимуществами могут достигаться поставленные конкурирующими субъектами цели. Можно выделить три их группы:

1) ресурсные - обладание ресурсами особого качества или количества (природными или приобретенными);

2) операционные - характеризующие степень или эффективность использования имеющихся ресурсов;

3) программно-стратегические - стратегия развития субъекта - носителя конкурентных преимуществ и качество этой стратегии.

В современных условиях даже отдельному продавцу, если он собирается продержаться на рынке более или менее продолжительное время, необходимо иметь хотя бы простенькую стратегию выживания в конкурентной среде. Разработка стратегии состоит из следующих трех основных элементов:

1) оценки позиций объекта конкурентной борьбы (в нашем случае - страны);

2) прогноза изменения условий конкурентной среды;

3) собственно разработки стратегического плана действий с вариантами реакции на различные прогнозные ситуации.

Все эти элементы сохраняют значение для любого уровня ведения конкурентной борьбы. Но чем сложнее и масштабнее субъекты этой борьбы, тем выработка стратегии становится более важной и сложной уже на начальном ее этапе - оценке конкурентных позиций. Для предприятия важны такие характеристики, как его положение в отрасли, структура отрасли, темпы ее роста и структурные изменения, оценка препятствий для вхождения в отрасль потенциальных конкурентов, степень технологической, организационной и финансово- экономической интегрированности отрасли, наличие в ней картельных соглашений и пр. Наконец, важно качественно оценить позиции фирмы как субъекта конкурентной борьбы в быстро меняющейся конкурентной среде.

Особенно важна и одновременно сложна оценка исходных позиций для страны: совокупности социально-экономических, национально-культурных и военно-политических характеристик, способных в той или иной мере повлиять на ее конкурентные позиции в мире. Для страны особенно важна качественная оценка ее позиции как субъекта конкурентной борьбы в быстро глобализирующейся мировой экономике.

Главная задача здесь- выявление сильных и слабых сторон конкурирующего объекта. Если эта часть работы выполнена верно, она позволяет избавиться, с одной стороны, от иллюзий, а с другой - от излишних опасений.

Рост конкурентоспособности и череда побед в конкурентной борьбе в итоге ведут... к образованию монополии. А монополия в рыночной экономике подавляет конкуренцию, ведет к снижению заинтересованности фирмы в развитии конкурентных преимуществ, поскольку исчезает побудительный мотив к этому - конкурент .

Другой аспект этой проблемы - обеспечение все той же экономической безопасности. Именно внерыночное регулирование позволяет реализовать требования экономической безопасности в хозяйственной практике страны. При этом главную роль в реализации этой функции должно играть государство.

Здесь мы сталкиваемся с проблемой выбора между частной и государственной монополией. Многие специалисты (экономисты, юристы, не говоря уже о социологах и политологах) такого разделения не проводят и, как правило, любую монополию считают злом. Это категорически неверно, особенно в отношении государственной монополии.

Любая частная компания стремится создать монопольные условия своего существования для получения монопольной сверхприбыли. Иначе такое стремление теряет смысл. Но частная монополистическая компания, работающая под контролем государства или общественности, уже оказывается в условиях ограничения в получении монопольной прибыли. Тем более это относится к государственной монополии. Государство, беря в руки монопольное право установления цен, одновременно берет на себя и ответственность перед населением страны за справедливое использование этого права, т.е. ту ответственность, которой начисто лишена частная монополистическая фирма.

Глава 2. Международная конкурентоспособность России и других стран

2.1 Международная конкурентоспособность стран мира

Индекс глобальной конкурентоспособности рассчитывается по методике Всемирного экономического форума, основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса руководителей компаний. Он состоит из 113 переменных, которые объединены в 12 контрольных показателей, определяющих национальную конкурентоспособность (качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, уровень технологического развития, размер внутреннего рынка, конкурентоспособность компаний, инновационный потенциал).

Исследование проводится с 2004 г. и на данный момент представляет собой наиболее полный комплекс показателей конкурентоспособности по различным странам мира.

Швейцария возглавила рейтинг глобальной конкурентоспособности 2012-2013 (The Global Competitiveness Index 2012-2013), который опубликован 5 сентября 2012 года аналитической группой Всемирного экономического форума (ВЭФ). Место России в рейтинге снизилось с 66 до 67 места (Таблица 1) .

Рейтинги конкурентоспособности основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний -- обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций -- ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчете. В этом году более 14 000 лидеров бизнеса были опрошены в 144 государствах.

Экономика

Индекс глобальной конкурентоспособности 2012-2013

Индекс глобальной конкурентоспособности 2011-2012

Изменение
позиции

Швейцария

Сингапур

Финляндия

Нидерланды

Германия

Великобритания

Норвегия

Саудовская Аравия

Южная Корея

………………..

Иордания

Филиппины

В отчет также включен подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что делает возможным определение приоритетных областей для формулирования политики экономического развития и ключевых реформ.

В отчете ВЭФ представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI). Основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI), созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином (Xavier Sala-i-Martin, Columbia University) и впервые опубликованный в 2004 году. GCI составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Этими слагаемыми являются: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал».

Для каждой из 144 экономик, охваченных исследованием, отчет содержит детальные описания страны и национальной экономики с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее выдающимся конкурентным преимуществам и недостаткам, которые были выявлены на основании анализа, используемого для расчета индекса. Включен также подробный статистический раздел с таблицами рейтингов по 110 различным индикаторам. В этом году в отчет включены тематические разделы, посвященные более детальному исследованию ряда стран и регионов.

Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2012-2013 возглавила Швейцария, которая занимает первое место рейтинге уже четвертый год подряд. Второе и третье места занимают Сингапур и Финляндия, соответственно. Страны Северной и Западной Европы продолжают доминировать в первой десятке списка: верхние строчки занимают Швеция (4 место), Нидерланды (5), Германия (6).

Соединенные Штаты занимают 7 место. Несмотря на улучшение показателей конкурентоспособности в целом, США продолжают падение в рейтинге четвертый год подряд, сместившись на два места до седьмой позиции. Кроме растущей макроэкономической уязвимости, некоторые аспекты институциональной среды страны продолжают вызывать растущую озабоченность среди лидеров бизнеса, в частности низким остается уровень доверия общества к политическим деятелям, эффективность государства также недостаточно высока. Позитивным фактором является то, что страна до сих пор остается глобальным инновационным центром и ее рынки работают эффективно.

Далее идут Великобритания (8 место) и Гонконг (9). Япония, которая завершает первую десятку наиболее конкурентоспособных экономик, остается второй по рейтингу экономикой Азии, несмотря на заметное снижение позиций в последние годы.

Исследование демонстрирует, что разрыв в конкурентоспособности среди европейских стран продолжает увеличиваться. В то время как страны Северной и Западной Европы укрепили свои традиционно сильные конкурентные позиции со времени экономического кризиса 2008-2009 годов, страны Юга Европы, такие как Португалия (49 место), Испания (36 место), Италия (42 место) и особенно Греция (96 место), продолжают страдать от конкурентных недостатков, таких как макроэкономическая неустойчивость, плохой доступ к финансированию, негибкие рынки труда и дефицит инноваций.

В регионе Ближнего Востока и Северной Африки лидирует Катар (11 место) и Саудовская Аравия (18). Объединенные Арабские Эмираты (24 место) улучшили свои показатели, в то время как Кувейт (37 место) немного опустился в рейтинге.

Среди стран Африки южнее Сахары Южная Африка (52 место) и Маврикий (54) фигурируют в верхней половине рейтинга. Однако большинству стран региона требуются дальнейшая внешняя помощь для усиления их экономического развития и конкурентоспособности.

Среди стран Латинской Америки лидерство удерживает Чили (33 место), также повышается конкурентоспособность ряда экономик, включая Панаму (40 место), Бразилию (48 место), Мексику (53 место) и Перу (61 место).

Крупные развивающиеся рыночные экономики страны БРИК демонстрируют различные показатели. Несмотря на незначительное снижение в рейтинге на три позиции, Китай (29 место) продолжает лидировать в группе. Бразилия (48 место) в этом году переместилась в рейтинге вверх, а Индия (59) и Россия (67) несколько снизили свои позиции.

Россия в этом году потеряла одну позицию в рейтинге и опустилась на 67 место. Соседями России в списке на этот раз оказались Иран (66 место) и Шри-Ланка (68). В докладе отмечается, что по сравнению с предыдущим годом относительно стабильное положение России ухудшилось по таким слагаемым как качество институтов, конкуренция на рынках товаров и услуг, антимонопольная политика и развитость финансового рынка. Улучшение произошло лишь по двум слагаемым: макроэкономическая среда и инфраструктура. Как и в прошлом году, ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию и неэффективность государственного аппарата, а также высокие налоговые ставки. Однако в этом году существенно выросла значимость проблем с доступностью финансирования и с квалификацией рабочей силы. Все эти проблемы мешают России воспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими, как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, значительный объем внутреннего рынка, относительно высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование.

Среди стран бывшего СССР Россия пропустила вперед Эстонию (34 место), Литву (45), Азербайджан (46), Казахстан (51), который улучшил свою позицию сразу на 21 пункт, и Латвию (55). Остальные государства постсоветского пространства расположились ниже: Украина (73 место), Грузия (77), Армения (82), Молдова (87), Таджикистан (100) и Кыргызстан (127). Беларусь в рейтинге ВЭФ отсутствует.

В результате изучения данной главы обучающиеся должны:

знать

  • - сущность конкурентоспособности национальной экономики;
  • - понятие и формы недобросовестной конкуренции;
  • - опасности и угрозы, возникающие при недобросовестной конкуренции;
  • - современное состояние развития системы антимонопольного законодательства;

уметь

  • - системно подходить к решению задач, связанных с оценкой конкурентоспособности экономики;
  • - пользоваться методологией оценки конкурентоспособности при обеспечении экономической безопасности;
  • - определять отдельные формы недобросовестной конкуренции;

владеть

  • - совокупностью знаний в сфере противодействия недобросовестной конкуренции;
  • - методами оценки уровня недобросовестной конкуренции;
  • - способами контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Ключевые слова: конкурентоспособность, добросовестная конкуренция, криминальная конкуренция, недружественные поглощения, противодействие недобросовестной конкуренции.

Конкурентоспособность национальной экономики как механизм обеспечения экономической безопасности

Конкурентоспособность национальной экономики и экономическая безопасность находятся в постоянном взаимодействии. И экономическая безопасность, и конкурентоспособность являются неотъемлемыми характеристиками национальной экономики. Однако если конкурентоспособность является целью и определяет уровень развития национальной экономики, то экономическая безопасность обеспечивает условия существования и развития. Можно предположить, что необходимый уровень экономической безопасности является необходимым условием и его достижение определяется использованием экономических и неэкономических методов.

Конкурентоспособность национальной экономики предопределена достаточными условиями , к которым можно отнести: высокие темпы экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе; уровень производительности факторов производства; способность субъектов экономики участвовать в международной конкуренции.

Повышение конкурентоспособности национальной экономики лежит в основе ускорения экономического роста и в соответствии с этим повышения общего уровня благосостояния.

В ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дано определение конкуренции как «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».

Конкуренция в условиях свободного рынка есть самовозникающее, самоподдерживающееся и саморегулируемое явление, объективно присущее рыночным связям и отношениям. Если подходить к проблеме конкуренции с этой точки зрения, то правомернее рассматривать ее со стороны воздействия на процессы конкуренции, именуемого управлением конкуренцией, так и в равной, а то и в большей мере с позиций развития возможностей субъектов хозяйственной деятельности участвовать в конкуренции, усиливать свое конкурентное положение на рынках.

При такой постановке в центре внимания должна находиться конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, агентов экономической деятельности, а объектом изучения теории и практики управления становится управление конкурентоспособностью участников конкурентных рыночных отношений х.

В научной литературе можно встретить разные определения понятия «конкурентоспособность», хотя по смыслу этой категории ясно, что речь во всех случаях идет о способности участника экономической деятельности конкурировать со своими соперниками па рынках.

Понятие конкурентоспособности до сих пор до конца не сформулировано, несмотря на всеобщее признание его значимости. Чтобы понять, что такое конкурентоспособность, необходимо сначала понять основы благосостояния нации. Главной экономической целью нации является повышение стабильного уровня жизни населения страны. Уровень жизни должен оцениваться для населения в целом, а не по отдельным гражданам, а повышение уровня жизни должно быть доступно всем группам населения.

В отличие от конкурентных отношений (конкуренции), представляющих собой определенные отношения между ее субъектами, понятие «конкурентоспособность» представляет собой потенциальное или фактическое свойство какого-либо явления (лица или предмета), непосредственно связанного с конкуренцией. В наиболее общем случае оно определяет потенциал или уровень возможности субъекта конкурентных рыночных отношений к соперничеству со своими контрагентами.

В рейтинге глобальной конкурентоспособности 2015-2016 гг. (The Global Competitiveness Index 2015-2016) (табл. 11.1), опубликованном аналитической группой Всемирного экономического форума (ВЭФ), Россия занимает 45-е место.

Исследование Всемирного экономического форума использует два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности и Индекс конкурентоспособности бизнеса. Обобщенную оценку дает Индекс глобальной конкурентоспособности (GGT).

Индекс глобальной конкурентоспособности включает 12 элементов конкурентоспособности, которые характеризуют конкурентоспособность мировых экономик, находящихся на разных уровнях экономического развития. Этими слагаемыми являются: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал».

В 2013 г. Россия занимала 64-е место, в 2014 г. - 54-е место.

На первом месте рейтинга 2015-2016 гг. находится Швейцария, которая занимает это место уже седьмой год подряд. Второе место - Сингапур, 3-е - США (мировой лидер производства инновационных продуктов). К преимуществам американской экономической системы относят: чрезвычайную конкурентоспособность, инновационность, поддержку университетской системы, гибкий рынок труда и значительный размер внутреннего рынка. Среди недостатков отмечают низкий уровень доверия политикам (48-е место), неэффективное расходование государственных средств (73-е место), низкий уровень макроэкономической стабильности (113-е место).

1 World Economic Forum, 2014. The Global Competitiveness Report 2014-2015.

По мнению М. И. Гельвановского, «применительно к экономической сфере под конкурентоспособностью в самом общем виде можно понимать обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования (конкурентной борьбы)» .

Выделение конкурентоспособностей на разных уровнях управления экономикой подчеркивает также специфику методов управления конкурентоспособностью на каждом из уровней, своеобразие макроэкономического и микроэкономического управления, способность к конкуренции страны, отраслей, регионов, компаний, производителей отдельных товаров и услуг.

В соответствии с уровнями понятия конкурентоспособности носителей конкурентных преимуществ можно условно разделить на три основные группы, каждая из которых характеризует иерархический уровень формирования категории конкурентоспособности:

  • - микроуровень - товары (конкретные виды продукции и услуг);
  • - мезоуровень - отдельные предприятия, фирмы, их корпоративные объединения, отрасли, отраслевые комплексы;
  • - макроуровень - национальные хозяйства отдельных стран.

Согласно концепции М. И. Гельвановского на каждом из указанных

уровней формируется различное содержание самого процесса конкуренции и круг факторов, формирующих микро-, мезо- и макроконкурентоспособ- ностъ. Каждое из перечисленных понятий конкурентоспособности описывается своим набором показателей и соответственно процесс ее повышения требует специфического для каждого уровня подхода.

В соответствии с предложенной структурой понятия конкурентоспособности на каждом из уровней формулируются различные ее понятия:

  • - микроконкурентоспособность - совокупность факторов, обеспечивающих товарам преимущества в их обмене на деньги на внутреннем и внешнем рынках;
  • - мезоконкурентоспособность - совокупность факторов, обеспечивающих устойчивое производство и сбыт конкурентоспособных товаров на внутреннем и внешнем рынках;
  • - макроконкурентоспособность - совокупность факторов укрепления и развитие национальной воспроизводственной базы, обеспечивающей долгосрочные преимущества страны в мировой экономике по сравнению с другими странами.

Всю совокупность конкурентных преимуществ условно можно разделить на три группы:

  • - ресурсные (обладание ресурсами особого качества или количества (природными или приобретенными));
  • - операционные (характеристика степени или эффективности использования имеющихся ресурсов);
  • - программно-стратегические (наличие определенной стратегии развития субъекта-носителя конкурентного преимущества, качество этой стратегии).

По мере развития конкурентных рыночных отношений виды преимуществ усложняются от ресурсных к стратегическим и последние (стратегические) становятся все более важными.

Конкурентоспособность национальной экономики (КНЭ) - показатель того, насколько эффективно страна, по сравнению с другими странами, использует свои экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые и иные возможности для производства товаров и услуг, успешно противостоящих конкурирующим с ними зарубежным товарам и услугам как на внутреннем, так и на внешних рынках.

Задача государства состоит в том, чтобы закладывать долговременные основы для повышения конкурентных преимуществ страны и подталкивать национальных производителей к увеличению своей конкурентоспособности. В условиях рыночной экономики государство не наделено функцией управления конкурентоспособностью даже по отношению к отраслям и предприятиям государственного сектора, где эта функция носит усеченный характер.

Государственное управление конкурентоспособностью представляет организационно-распорядительное, экономическое, морально-психологическое воздействие государственных органов на процессы разработки, изготовления, рыночного обращения, потребления товаров и услуг и участников этих процессов, осуществляемое с целью укрепления позиций на рынках, максимизации объема продаж, выручки от продаж, дохода, прибыли посредством использования конкурентных преимуществ. В число последних входят более высокие в сравнении с конкурентами технический уровень и качество товаров и услуг, более низкие цены, издержки производства и обращения, включая трансакционные.

Государственное управление конкурентоспособностью на макро- и микроэкономическом уровнях, направленное на ее повышение, включает соответственно:

  • - финансирование научных исследований, проектных, конструкторских, технологических разработок, опытного производства, испытаний в рамках государственных целевых программ научно-технического и технико-технологического развития;
  • - участие государства в профессиональной подготовке, повышении уровня образования работников;
  • - государственное участие в поиске, распространении, передаче мирового опыта ведения производства и организации рыночных продаж;
  • - государственное содействие освоению и применению ресурсосберегающих технологий производства и обращения продукции;
  • - управление качеством товаров и услуг посредством разработки и утверждения государственных стандартов качества и сертификации продукции;
  • - государственное способствование продвижению товаров и услуг отечественных производителей на рынки сбыта, удержанию и расширению секторов рынка, защите от давления отечественных и иностранных монополий.

Государство не управляет конкурентоспособностью, а воздействует на нее с помощью различных мер и средств регулирования - законодательных, подзаконных актов, правительственных постановлений, экономических рычагов. Реальное же управление конкурентоспособностью осуществляется на уровне непосредственных производителей. Именно от фирм-производителей, их умения работать на рынке, целенаправленности в делах зависит, в какой степени они могут использовать не только свой внутренний потенциал, но и создаваемые государством общенациональные возможности для поддержания конкурентоспособности.

Связь конкурентоспособности и безопасности на теоретическом уровне практически не рассматривается, хотя это крайне важный методологический аспект, который должен непременно учитываться при разработке конкурентной стратегии страны. Обусловлена эта связь двумя основными чертами конкурентной борьбы.

Первая - предельная жесткость, о которой, как правило, стараются не говорить теоретики, но о которой хорошо знают практики. Прежде всего, все же не следует забывать о том, что конкуренция - это такое соревнование, в котором до финиша доходят только победители.

Вторая, которая вытекает из первой - двойственный характер конкурентной борьбы с позиций общепринятой морали, которая часто скрывает реальные пути достижения конкурентных позиций. Из этого свойства вытекает относительный характер показателей конкурентоспособности.

Другими словами, реальная конкурентоспособность всегда является не абсолютной характеристикой ресурсного потенциала, а относительной, по отношению к какому-либо другому конкурирующему субъекту-носителю конкурентных преимуществ (товару, фирме или стране). Это в свою очередь означает, что конкурентоспособным может быть и малоэффективный рыночный субъект, если ему удастся добиться того, что другие конкурирующие субъекты окажутся еще менее эффективны, т.е. если конкуренция ведется нечестным образом, с нарушением общепринятых правил.

Нужно отметить, что в нашей литературе создан образ некоей идеализированной конкуренции, а сами предприниматели представляются в образе неких «рыцарей рынка без страха и упрека», и на этой основе строятся серьезные социальные и хозяйственные конструкции. Хотя все без исключения понимают, что это не так. Хорошо известен афоризм английского мыслителя Томаса Фуллера, жившего еще в XVII-XVIII вв.: «Тот, кто вознамерился вести дела только с честными людьми, должен забыть о коммерции».

Из этого следует, что конкурентоспособность может достигаться не только путем улучшения рыночными субъектами своих собственных характеристик, но и путем воздействия на конкурентов по блокированию их развития или использованию в отношении них каких-либо деструктивных мер. Например, путем подрыва их конкурентного потенциала или срыва планов и программ повышения конкурентоспособности своих рыночных противников. И эго, к сожалению, не исключение, а как верно заметил Т. Фуллер, скорее норма.

При этом подрыв рыночных позиций конкурентов нередко оказывается дешевле, чем разработка и реализация собственных дорогостоящих программ совершенствования технологии, обучения персонала, поиска новых путей удовлетворения покупательского спроса и пр. Кроме того, деструктивные меры нередко могут оказаться и более эффективными с позиций «очистки» конкурентного поля и на какой-то срок обеспечить устойчивые лидирующие позиции практикующей такие меры фирме или стране.

Хотя такая деструктивная политика признается как «недобросовестная конкуренция» и иногда чревата наказанием в законодательном порядке, тем не менее, соблазн использования наряду с конструктивными методами конкурентной борьбы методов деструктивного характера нередко побеждает.

Как отдельные компании, так и отдельные страны вынуждены считаться с этим обстоятельством в своей практике ведения конкурентной борьбы. Степень выстраиваемой ими защиты от подобных мер также в значительной мере определяет уровень их конкурентоспособности, которая в такой постановке проблемы становится деятельностью по обеспечению экономической безопасности (фирмы или страны).

Таким образом, конкурентоспособность практически включает в себя понятие экономической безопасности, без обеспечения которой ни отдельная фирма, ни страна не могут в условиях современного мирового рынка достаточно длительное время сохранять свои рыночные позиции. Если высокоэффективное производство, торговля, финансовое или страховое дело не обеспечены необходимым уровнем безопасности от конкурентов, они не могут считаться конкурентоспособными.

Если не выстроена система такой безопасности, никакие конкурентные преимущества не спасут, наоборот, они, скорее всего, непременно станут добычей конкурента. Обеспечение безопасности, как правило, блокирует потерю конкурентных преимуществ или их переход от одного конкурирующего субъекта к другому.

Поэтому упрощенно можно сказать, что конкурентоспособность - это эффективность плюс безопасность. На разных уровнях организации хозяйственной деятельности безопасность достигается различными способами.

Конкурентоспособность национальной экономики - главный показатель, отражающий состояние экономики страны и перспективы ее развития. В современных условиях крупномасштабного трансграничного перемещения капитала, глобализации рынков и производства, конкурентоспособность товаров, предприятий и государства все в большей степени определяется способностью национальной экономики генерировать и внедрять новые технологии.

Учитывая, что экономическая безопасность государства - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально ориентированное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при самых неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов, она имеет: внутреннюю материально-вещественную основу - достаточно высокий уровень развития производительных сил, который способен обеспечить существенно важную часть натуральных и стоимостных элементов расширенного воспроизведения ВНП; внутреннюю социально-политическую основу - достаточно высокий уровень общественного согласия относительно долгосрочных национальных целей, позволяющего разработать и принять государственную стратегию социального и экономического развития.

Развитие конкурентоспособности обеспечивает поступательное развитие экономики страны. В стратегической перспективе негативное воздействие на экономическую безопасность будут оказывать введенные против Российской Федерации ограничительные экономические меры, глобальные и региональные экономические кризисы, усиление недобросовестной конкуренции, а в число факторов, определяющих национальные конкурентные преимущества, будут входить: образование и охрана здоровья населения, развитие науки, возможности информационной среды, обеспечение с помощью государственного управления условий для раскрытия созидательных творческих способностей каждой личности, чистота окружающей среды и высокое качество жизни, опережающее развитие ключевых производственно-технических систем нового технологического уклада.

  • Кузнецова Е. И. Экономическая безопасность и конкурентоспособность. Формированиеэкономической стратегии государства: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
  • Гельваповский М. И., Рожков К. Л., Скрябина Н. И. Конкурентоспособность национальной экономики. Проблемы статистического сопровождения. Поиск методологической адекватности. М.: Статистика России, 2009.

контрольная работа

1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия

Конкуренция - это цивилизованная и легализованная форма борьбы субъектов рынка, за наилучшие условия производства и сбыта своей продукции, с целью получения прибыли.

Понятие конкурентоспособность предприятия очень многогранно и распространяется на все составляющие деятельности предприятия, такие как товар и его основные характеристики, а также организационные, финансовые и производственные характеристики самого предприятия.

Конкурентоспособность предприятия на прямую зависит от конкурентоспособности товара. Конкурентоспособность предприятия - это способность осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях жесткой конкуренции.

Так же конкурентоспособность предприятия предполагает его способность осуществлять эффективный экономический контакт с потребителями, поставщиками и конкурентами.

Взаимодействие с потребителями осуществляется через куплю-продажу товара, с поставщиками-через куплю-продажу ресурсов, необходимых для производства, взаимодействие с партнерами-через торговлю услугами, наконец, взаимодействие с конкурентами-через систему организационных мер, текущих и перспективных, реализующих активность фирмы в конкурентной среде. Конкурентоспособность предприятия проявляется в каждый момент, в каждом эпизоде её деятельности. Минаева Е.В., Филатова Л.О., Александрова М.В. Экономика предприятия. М., 2012. С.212.

Конкурентоспособность предприятия можно охарактеризовать как его потенциальное качество, которое включает:

1. Способность предприятия получать реальную оценку ожиданий целевой группы потребителей, а также прослеживать тенденции потребительского поведения. Другими словами, предприятие должно быть способно своевременно, объективно и точно оценивать потребительский спрос как в настоящее время, так и прогнозировать его динамику на будущее. Такая оценка возможна только на базе научной модели целевой потребительской группы, учитывающей её экономические, социально-культурные и психологические факторы, разработанной методами современной социологии и маркетинга.

2. Способность организовывать производство, результаты которого будут соответствовать ожиданиям целевой группы потребителей как наиболее полезного товара по отношению цена-качество. Говоря о результатах, имеется ввиду не только потребительские качества выпускаемого товара, но и его маркетинговые качества (цена, гарантии, послепродажное обслуживание и т.д.).

3.Способность проводить эффективную текущую маркетинговую политику.

4. Способность изыскивать и создавать условия для снижения затрат на обеспечение факторами производства-капиталом, рабочей силой, сырьем и материалами, энергией на единицу продаваемой продукции.

5. Способность к созданию и удержанию технологического производства над другими членами отраслевого сообщества, что требует своевременного обновления применяемых технологий. Это может относиться к производству, сбыту, управлению.

6. Способность планировать, организовывать и проводить эффективную стратегию в сферах производства и маркетинга на основе инноваций.

7. Создание и развитие высокого кадрового потенциала как на исполнительском, так и на управленческом уровнях. Качество исполнительского персонала проявляется в его способности эффективно использовать существующие на предприятии производственные технологии и готовности к освоению более перспективных технологий. Качество специалистов проявляется в их способности ставить и решать функциональные задачи, увязывая их со стратегическими целями предприятия, способные обеспечить ему ключевые компетенции в технических, технологических, дизайнерских и др. областях для усиления рыночных позиций предприятия. Минаева Е.В., Филатова Л.О., Александрова М.В. Экономика предприятия. М., 2012. С.215.

Реализация перечисленных качеств на продолжительном временном интервале создаёт предприятию реальные преимущества над конкурентами в виде роста его рыночной стоимости, укрепления его торговых марок, наращивание дополнительной устойчивости по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней среды, включая атаки конкурентов.

Всё вместе это расширяет возможности предприятия и снижает его удельные затраты на финансовом, сырьевом других рынках, что отражается на цене продукции и приносимой ею прибыли. Таким образом, отношение конкурентоспособности предприятия и конкуренции на рынке можно характеризовать как отношение «потенциал и его использование». При этом реализация условий 1-3 способствует повышению доходов предприятия за счёт лучшего, чем у конкурентов, понимания запросов потребителей и умения удовлетворять их. Свойство 4 способствует снижению удельных расходов на выпуск продукции, а все вместе свойства 1-4 обеспечивают текущую экономическую эффективность предприятия и характеризуют адаптивность его поведения, способность приспосабливаться к текущим требованиям внешней среды. Там же. С.217.

Свойства 1, 5, 6 позволяют планировать и реализовывать технологические, товарные и маркетинговые стратегии, создающие основу конкурентоспособности товаров предприятия в будущем. Эти свойства составляют инновационный потенциал предприятия и позволяет выявлять тенденции и прогнозировать состояние внешней среды в будущем, создают стратегические условия для успешной адаптации к ним. Свойство 7 является необходимым условием, чтобы создавать, удерживать и реализовывать потенциальные преимущества 1-6 на продолжительных временных интервалах, превращая конкурентоспособность в данный момент, на данном отраслевом рынке и с данным товаром в долговременную, стратегическую устойчивость компании. Следует отметить связь между свойствами 1-4 и 5-6: хотя последние и не являются следствием свойств 1-4, но без успешной реализации 1-4 они не возникнуть, ни удержаться не могут. Причина этого вполне естественна - для того, чтобы создать преимущество над конкурентами в будущем, инвестировать в стратегические планы необходимо уже в настоящем, а для этого предприятие должно располагать инвестиционными возможностями. Минаева Е.В., Филатова Л.О., Александрова М.В. Экономика предприятия. М., 2012. С.220.

Одним из составляющих конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность товара.

Конкурентоспособность товара - это способность товара в наибольшей степени удовлетворять определенные потребности покупателей и быть обменом на деньги в условиях конкуренции.

Для того чтобы товар был приемлемым для покупателя, он должен обладать набором определенных характеристик. Существуют следующие основные параметры, характеризующие конкурентоспособность товара.

Технические параметры наиболее жесткие. По ним судят о назначении товара, его принадлежности к определенному классу (виду). Они включают:

Параметры назначения -- свойства товара, определяющие области применения и функции, которые он предназначен выполнять;

Эргономические параметры, характеризующие, соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения различных операций (трудовых, отдыха);

Конструктивные параметры, отражающие конструктивно технологические решения, присущие данным изделиям и обеспечивающие определенные свойства товаров (надежность, долговечность, ремонтопригодность и т. п.);

Эстетические параметры, характеризующие внешнее восприятие товара (цвет, мода, стиль). Филатов О.К. Планирование, финансы, управление на предприятии. М., 2014. С.132.

Нормативные параметры. Они характеризуют, свойства товара, регламентируемые обязательными нормами стандартов на рынке, где его предполагается продавать. В случае несоответствия товара действующим обязательным нормам он не может использоваться для удовлетворения существующей потребности.

Экономические параметры. Они связаны с затратами покупателя на продукцию. К ним относятся: цена товара, затраты на транспортировку и хранение, монтаж и наладку, а также все текущие эксплуатационные затраты.

Факторами, определяющими конкурентоспособность товара являются:

Качество товаров и услуг. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Товар должен удовлетворять потребности потребителей, а если он еще и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей - статусных, возрастных, психологических, духовных - успех ему на рынке обеспечен.

Цена товаров и услуг. Цена - денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, служащая для косвенного изменения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

Уровень квалификации персонала и менеджмента. Высокий уровень базового образования позволяет специалистам предприятий быстро обучаться, осваивать новые профессии и обретать навыки, необходимые для работы в условиях рынка.

Уровень квалификации менеджмента играет наиболее важную роль в обеспечении конкурентоспособности предприятий. Данная проблема может быть решена двумя путями: первый - повышение квалификации существующих управляющих и второй - замена управляющих новыми, более квалифицированными.

Способность производить продукцию высокого качества и с низкими затратами определяется уровнем развития технологии на предприятии. Ряд видов качественной продукции просто не может быть произведен без применения новейших технологий. Не все предприятия в состоянии приобрести технологическое оборудование из собственных средств и поэтому нуждаются в дополнительных источниках долгосрочного финансирования.

Ну, и, наконец, последний фактор, оказывающий влияние на конкурентоспособность предприятий - насыщенность рынка, спрос и предложение. Филатов О.К. Планирование, финансы, управление на предприятии. М., 2014. С.136.

Конкурентоспособность товара напрямую зависит от качества продукции. Качество продукции - это совокупность свойств товара, характеризующих степень его пригодности удовлетворять определенные потребности населения, в соответствии с назначением продукции.

Для управления качеством используется стандартизация и сертификация. Стандартизация - это закрепление в специальных документах наиболее рациональных норм качества. Сертификация продукта - это действия независимой организации по определению степени соответствия товара определенному стандарту качества.

К внутренним относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально - психологические.

Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья - материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.

Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.

Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

Социально - экономические факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников - все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции. Филатов О.К. Планирование, финансы, управление на предприятии. М., 2014. С.136.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. К ним в первую очередь можно отнести: требования рынка, т.е. покупателей, конкуренцию и т.д.

Анализ деятельности предприятия по управлению конкурентоспособностью на примере компании ООО "Три Окна"

Для того чтобы более полно рассмотреть сущность конкурентоспособности предприятия, необходимо дать как можно полное представление о конкурентоспособности. Товар - главный объект на рынке...

Анализ обеспечения конкурентоспособности предприятия ООО "САКРА" в рыночных условиях

Понятие «управление конкурентоспособностью предприятия» является довольно сложным, чтобы лучше понять смысл необходимо проанализировать каждое составное, а именно понятие «управление конкурентоспособностью»...

Выбор путей и средств повышения конкурентоспособности современных бизнес-организаций (на примере ООО "АРС")

Последние десятилетия понятие конкурентоспособности становится одним из центральных в оценке хозяйственных позиций России...

Конкурентоспособность как фактор экономической безопасности

Конкуренция - это цивилизованная и легализованная форма борьбы субъектов рынка, за наилучшие условия производства и сбыта своей продукции, с целью получения прибыли...

Конкурентоспособность организации и методы ее оценки

Третий метод определения конкурентоспособности предприятия предполагает оптимизацию соотношения конкурентоспособности товара и занимаемой предприятием доли на конкретном рынке (рисунок 2.1). Рисунок 2.1...

Оценка и пути повышения конкурентоспособности предприятия

Теоретические основы конкуренции начали закладываться еще в период докапиталистических формаций. Однако первые наиболее целостные теоретические положения о конкурентной борьбе и ее движущих силах появились только в середине XVIII века...

Оценка конкурентоспособности продукции промышленных предприятий (на пример ООО "Татспиртпром")

Конечная цель любой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы, что в конечном счете приводит к повышению конкурентоспособности товаров и услуг фирмы...

Повышение конкурентоспособности предприятия на основе инновационной деятельности (на примере ЧНИУП "Институт цифрового телевидения "Горизонт")

В эпоху глобализации и интернационализации производства единственным критерием его эффективности и востребованности выпускаемой продукции является конкурентоспособность...

Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия

В современном мире понятии "конкуренция" и "конкурентоспособность" имеет серьезное значение, ведь от степени эффективности деятельности предприятия зависит его дальнейшая судьба...

Проект мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО "Иней" (мясоперерабатывающий комбинат) г. Санкт-Петербург

Конкурентоспособность - это реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя...

Пути повышения конкурентоспособности предприятия (на примере ООО "Уником-Л")

Многоаспектность понятия «конкурентоспособность предприятия» предполагает необходимость учета интересов потребителей, собственников, инвесторов, позиций конкурентов и др...

Одной из наиболее важных сфер при изучении угроз национальной безопасности является экономическая сфера. Изучение экономической безопасности всех субъектов предпринимательской и других видов деятельности приобретает решающее значения для благоприятного развития государства.

Категория «экономическая безопасность» сравнительно недавно появилась в понятийном аппарате экономической науки. Как всякое новое понятие она ещё не имеет общепризнанного толкования. Применительно к предприятию её рассматривают как интегральную оценку ресурсного потенциала и степени защищённости предприятия от отрицательного действия внешней среды. В ней находят отражение, как элементы диагностики текущего состояния, так и прогноз будущих рисков и угроз.

Одно из разных толкований понятия экономической безопасности есть следующие. А.Г. Шаваев считает, что экономическая безопасность предприятия - это положение наиболее эффективного использования ресурсов для предотвращения угроз и обеспечение стабильного функционирования предприятия на настоящее время и в будущем. Шаваев А.Г. Безопасность корпораций. М., 2015. С.128.

Экономическая безопасность предприятий отрасли АПК, на взгляд А.Г. Светлакова, есть комплекс экономических, социальных, правовых и экологических условий для функционирования, развития и достижения конкурентоспособности отрасли с обеспечением необходимого уровня жизнедеятельности и материальным стимулированием собственных товаропроизводителей. Светлаков А.Г. Экономическая безопасность. Пермь, 2013. С.72.

Таким образом, экономическая безопасность предприятия предусматривает стойкое развитие, то есть сбалансированное и непрерывное, что достигается с помощью использования всех видов ресурсов и предпринимательских возможностей, при которых гарантируется наиболее эффективное их использование для стабильного функционирования и динамического научно-технического и социального развития, предотвращения внутренних угроз.

Основными составляющими экономической безопасности предприятия являются: ресурсная, технико-технологическая, финансовая, социальная безопасность. Каждая из составляющих оценивается с помощью ряда качественных или количественных показателей-индикаторов. Экономическая безопасность, хотя и может считаться интуитивно понимаемой категорией, количественное выражение для неё пока что не найдено. Определённые шаги в этом направлении сделаны в работе, авторы которой предлагают рассчитывать показатель уровня экономической безопасности на основе экспертных оценок. Оценка уровня экономической безопасности является отправным пунктом стратегического планирования, показателем инвестиционной привлекательности и надёжности предприятия, характеристикой его жизнеспособности. Особенно она важна в «проблемных» отраслях, переживающих кризис. Светлаков А.Г. Экономическая безопасность. Пермь, 2013. С.74.

При оценке экономической безопасности ряд положений оценки пересекается с отдельными видами деятельности предприятия. Это касается, прежде всего, формулирования стратегических интересов предприятия и их количественной интерпретации. Эти положения оценки экономической безопасности затрагивают область стратегического управления предприятием, и если на предприятии разработаны и приняты к реализации соответствующие функциональные стратегии (инновационная, ресурсная, инвестиционная, маркетинговая), то их цели должны корреспондироваться с формулировкой стратегических интересов предприятия в рассматриваемой функциональной области деятельности, а показатели, характеризующие цели стратегии, должны соответствовать количественной оценке стратегических интересов предприятия.

Установление такого соответствия является очень важным, поскольку именно с его помощью обеспечивается единство методической базы организации управления предприятием. В своих работах Н.П. Фокина для обеспечения единого подхода к оценке степени соблюдения интересов предприятия находит необходимость обеспечить единство характера используемых значений показателей, т.е. выбрать вид показателей -- фактические или плановые. Эти виды показателей имеют разный статус достоверности. Фокина Н.П. Экономика предпринимательства - важнейшая составляющая финансовой устойчивости. // Актуальные проблемы экономики. - 2014. - № 8. - С.112.

Фактические показатели характеризуются самым высоким уровнем достоверности, поскольку они фиксируют результаты уже прошедших процессов производства и реализации продукции. Менее высокий уровень достоверности имеют плановые показатели ввиду их природы -- они отражают предполагаемое состояние предприятия и предполагаемые результаты его деятельности. Наконец, наименьший уровень достоверности принадлежит показателям количественной оценки интересов предприятия, поскольку они характеризуют некие гипотетические результаты работы кооператива. К расчету этих показателей предъявляются наиболее высокие требования с точки зрения их достоверности и обоснованности, поскольку они являются базой оценки степени соблюдения интересов предприятия. Там же. С.115.

На предприятиях промышленности оценкой уровня экономической безопасности может служить рейтинг предприятия, рассчитанный по совокупности единичных критериев. Он определяется либо как статический показатель - «мгновенная фотография» положения дел на предприятии, либо как динамический - с учётом прогнозируемого изменения единичных критериев в будущем. Рейтинг предприятия характеризует его конкурентоспособность по отношению к другим предприятиям отрасли, а сила конкурентной позиции как раз и является наилучшим показателем безопасности в условиях рынка.

В качестве базы для сравнения могут использоваться нормативные (рекомендуемые) или прогрессивные значения по группам предприятий (соответственно, максимальные для стимуляторов и минимальные для дестимуляторов). Для выбора эталона промышленные предприятия целесообразно группировать по промышленным районам, в пределах которых экономические условия примерно одинаковы. На территории России выделяют девять таких регионов: Московский, Санкт-Петербургский, Ростовский, Саратовский и другие. По ряду единичных критериев эталонами могут служить показатели зарубежных предприятий: Польши, Германии, Франции, Великобритании. Ильяшенко С.Н. Составляющие экономической безопасности и подходы к их оценке. // Актуальные проблемы экономики. - 2013. - № 3. - С.16.

В экономической литературе уже предпринимались попытки количественной оценки уровня экономической безопасности предприятия с помощью так называемых индикаторов. Проблема заключается в том, что в настоящее время отсутствует методическая база определения индикаторов.

Неотъемлемым элементом исследования экономической безопасности предприятия является выбор ее критерия. Под критерием экономической безопасности предприятия понимаются признак или сумма признаков, на основании которых может быть сделан вывод о том, находится ли предприятие в экономической безопасности или нет. Такой критерий должен не просто констатировать наличие экономической безопасности предприятия, а и оценивать ее уровень. Если назначение критерия будет сводиться только к констатации экономической безопасности предприятия, то в этом случае неизбежна субъективность оценки. При этом количественную оценку уровня экономической безопасности желательно было бы получить с помощью тех показателей, которые используются в планировании, учете и анализе деятельности предприятия, что является предпосылкой практического использования этой оценки.

Для этого целесообразно исследовать показатели финансовой устойчивости, безубыточности и ликвидности предприятия. В экономической литературе уже предпринимались попытки количественной оценки уровня экономической безопасности предприятия, что привело к появлению нескольких подходов к оценке уровня экономической безопасности предприятия. Так, известен индикаторный подход, при котором уровень экономической безопасности определяется с помощью так называемых индикаторов.

Индикаторы рассматриваются как пороговые значения показателей, характеризующих деятельность предприятия в различных функциональных областях, соответствующие определенному уровню экономической безопасности. Оценка экономической безопасности предприятия устанавливается по результатам сравнения (абсолютного или относительного) фактических показателей деятельности предприятия с индикаторами. Ильяшенко С.Н. Составляющие экономической безопасности и подходы к их оценке. // Актуальные проблемы экономики. - 2013. - № 3. - С.17.

Уровень точности индикатора в этом случае является проблемой, которая заключается в том, что в настоящее время отсутствует методическая база определения индикаторов, учитывающих особенности деятельности предприятия, обусловленные, в частности, его отраслевой принадлежностью, формой собственности, структурой капитала, существующим организационно-техническим уровнем. В случае неквалифицированного определения значения индикаторов неправильно может быть определен уровень экономической безопасности предприятия, что может повлечь за собой принятие управленческих решений, не соответствующих реальному положению дел. Индикаторный подход вполне оправдан на макроуровне, где значения индикаторов более стабильны.

Существует и иной подход к оценке уровня экономической безопасности предприятия, который может быть назван ресурсно-функциональным. В соответствии с этим подходом оценка уровня экономической безопасности предприятия осуществляется на основе оценки состояния использования корпоративных ресурсов по специальным критериям. При этом в качестве корпоративных ресурсов рассматриваются факторы бизнеса, используемые владельцами и менеджерами предприятия для выполнения целей бизнеса.