Финансы как экономическая категория. Финансовая система: звенья, сферы финансовых отношений. Финансы и их функции Функциональный механизм финансов

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

(36 лекционных часов)

ЛЕКЦИЯ 1.

В современной практике финансовая политика трактуется двояко:

    в широком смысле - это концепция отношений, системы принципов по защите и реализации интересов одних субъектов в противовес идентичным интересам других

    в узком смысле – совокупность действий субъекта по достижению определенных целей.

Относительно второго – это мало отличается от менеджмента, а поэтому представляется достаточно спорным.

Любая политика обусловлена двумя объективными условиями:

    ограниченностью жизненных ценностей

    делением человечества на множество различных субъектов

При этом ограничения касаются не только материальных ресурсов, но и нематериальных (власть, слава, чувства, знания и др.) т.е. их недостаточно для удовлетворения всевозможных потребностей человека.

Из того, что человечество состоит из множества различных субъектов, а не из однородной массы, возникает объективное социальное явление политика как отношение между минимум двумя субъектами относительно какого-либо объекта (материальных, социальных, духовных, сенсорных, и др. жизненных ценностей, заключающееся в системе принципов защиты и реализации интересов одних субъектов в противовес идентичным интересам других.

Прежде чем перейдем непосредственно к рассмотрению финансовой политики государства, необходимо уяснить сущность, функции и роль финансов в системе денежных отношений общества с рыночной экономикой

1. Социально-экономическая сущность финансов.

В современном обществе термин «финансы» используется достаточно широко и довольно часто: государственные (общественные) финансы, финансы предприятий, финансовые рынки, финансовые ресурсы, финансовый менеджмент, финансовая политика и т.п.

Однако, относительно происхождения термина «финансы» как экономической категории, существуют различные мнения.

Средневековой латинский термин «finatio» употреблялся в 13-14 вв. в значении «обязательная уплата денег», «денежно-долговое обязательство». Похоже слово «финансы» и на английское «fine» - «денежная пеня, пошлина за привилегию». Во Франции в 16 в. это слово использовалось в значении «государственные доходы», «денежные суммы».

В историческом аспекте все теоретики едины лишь во мнении, что понятие «финансы» связано с государством и появилось в процессе многовекового развития товарно-денежных отношений:

    Финансы исторически возникли в качестве механизма обеспечения деятельности государства как института, необходимого обществу, поскольку оно способствует ускорению экономического развития общества в целом

    Первоначально в хозяйственной жизни финансы проявлялись в форме экономических отношений между домашними хозяйствами и производителями с одной стороны, и государством, с другой по поводу перераспределения в пользу государства части денежных доходов хозяйствующих субъектов, а также использования сформированных таким образом фондов денежных средств.

Возникнув в 18 в., финансы ощутили на себе влияние быстрой трансформации денег.

На рубеже 20-21 вв. товарные рынки и рынки факторов производства отходят на второй план, уступая место рынку денежных фондов.

Таким образом, можно констатировать, что:

    Становление финансов непосредственно связано с формированием и развитием государства

    Финансы имеют непосредственное отношение к развитию денег и отношений между хозяйствующими субъектами, которые осуществляются с помощью денег

    Особое значение для понимания роли финансов в национальной экономике имеют закономерности развития собственно рынка денег, на которых человеком разрабатывается и внедряются особые инструменты и инновации, выводящие денежные потоки из реального мира в Интернет.

В конечном счете финансы приобрели достаточно отличительных черт, чтобы выделиться в макроэкономической теории в виде теории финансов.

Такие отношения могут возникнуть:

    По поводу перераспределения дохода общества в пользу одного из них

    Для обеспечения адекватного исполнения государством функций, в которых нуждается общество

    В процессе неэквивалентного обмена на основе долговых обязательств в условиях неопределенности и риска.

Финансы, обеспечивающие функционирование государства, называются государственными финансами. При перераспределении доходов общества в пользу домашних хозяйств и производителей возникают финансы соответственно домашних хозяйств и коммерческих организаций (фирм, корпораций).

Для наглядности представим национальную экономику в виде системы элементов – хозяйствующих субъектов (производителей, потребителей, финансовых посредников), с центром – государством и структурой, сформированной взаимосвязями. Эти взаимосвязи могут быть денежными, когда деньги опосредствуют движение материальных активов в эквивалентных сделках купли-продажи. В результате таких сделок не происходит перераспределения доходов общества в пользу одного из субъектов за счет другого, а следовательно, не существует и финансов как механизма такого перераспределения.

Финансовые взаимосвязи между хозяйствующими субъектами возникают в ситуации, когда деньги перемещаются без эквивалента в виде материальных или денежных активов лишь на основе обязательств одной из сторон сделки. Так, население и предприятия платят налоги государству в денежной форме в обмен на обязательство государства выполнять свои функции. В результате таких сделок происходит перераспределение дохода общества в пользу одного из партнеров по сделке.

Таким образом:

Финансы как субъективный стоимостной инструмент – это денежные отношения хозяйствующих субъектов, включая государство, в результате которых доход общества меняет свою структуру, увеличиваясь в руках одного субъекта за счет изъятия (неэквивалентного) этой части у другого.

При этом, если форма активов меняется с денежной на товарную при эквивалентном обмене между хозяйствующими субъектами, то поскольку эти отношения денежные, их вряд ли можно отнести к финансовым.

Иными словами, финансы представляют собой механизм неэквивалентного перераспределения доходов общества в пользу одного из субъектов за счет другого, чтобы обеспечить возможность выполнения им (субъектом) его функций, в которых общество нуждается, это механизм поддержания того социального института, без которого общество было бы менее эффективным.

Таким образом, сущность финансов достаточно многоаспектная, что выражается и в многогранности функций.

2. Функции финансов. Функциональный механизм финансов.

Существует позитивная теория финансов , которая отвечает на вопрос: как это происходит, и нормативная теория финансов , отвечающая на вопрос: как это должно быть.

Согласно позитивной теории финансы выполняют следующие основные функции:

    Перераспределяют доход общества в пользу одного из хозяйствующих субъектов за счет другого

    Способствуют формированию фонда денежных средств государства или хозяйствующего субъекта.

Можно говорить, что финансы способствуют сохранению только тех общественных институтов, которые поддерживают поступательное движение общества.

Согласно нормативной теории основные функции финансов проявляются в таких функциях как:

    Перераспределительной, меняющей структуру национального дохода

    Регулирующей, меняющей мотивацию хозяйствующих субъектов для достижения целей общества на том или ином этапе его развития

    Контролирующей, оценивающей и сопоставляющей эффективность использования перераспределенных денежных средств в целях изменения параметров такого перераспределения.

С точки зрения этой теории функции финансов представляют собой механизм, с помощью которого государство может воздействовать на поведение хозяйствующих субъектов.

Нормативная теория финансов предполагает, что если вмешательство государства в социально-экономическую систему необходимо и от этого выигрывает общество в целом, то объективно должен сформироваться механизм перераспределения денежных средств в пользу государства для обеспечения возложенных на него функций.

Вопрос: а сколько средств необходимо государству для эффективного функционирования экономики? Какие выбрать показатели оценки эффективности государственных расходов и определить «золотую серединку»? и т.д

Эффективность использования финансов государством обеспечивает адекватное развитие общества. Сокращение реальных доходов в стране прямо говорит о неэффективности государства, о несостоятельности финансов, как механизма перераспределения доходов общества в пользу государственных институтов. В этом случае целесообразным может быть использование финансов для перераспределения доходов общества в пользу частного бизнеса или домашних хозяйств. (так называемая теория «провалов», т.е. неэффективности государства или рынка).

Таким образом, субъективные функции (проявляются исключительно в рамках субъективной деятельности людей) – контрольная, регулирующая, стимулирующая.

Объективные функции финансов – распределительная, перераспределительная.

Объективные функции финансов реализуются через функциональный механизм , складывающийся из денежных потоков формирования и использования различных фондов.

Фонды подразделяются по ряду признаков: по процессу обращения, по роли в производстве, по субъектам взаимоотношений и т.д.

Основные группы фондов:

    исходные, базовые (материальное имущество граждан)

    потребительские

    страховые

    инвестиционные

    финансовые

    внеоборотные и оборотные активы

    специального назначения и др.

4. Роль финансов в деятельности общества с рыночной экономикой. Финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы представляют собой объект финансов .

Финансовые ресурсы достаточно сложная экономическая категория, которую нельзя полностью отождествлять с денежными средствами.

Финансовые ресурсы – это количественная характеристика финансового результата процесса воспроизводства за определенный период. Это те денежные средства, которые правомерно направлять на возмещение выбывающих основных фондов, производственное и непроизводственное накопление, коллективное потребление. Этот макроэкономический показатель имеет балансовый характер, поскольку он может быть представлен в виде суммы, как доходов, так и расходов.

Субъектами финансовых отношений в современном мире могут выступать:

    граждане

    организации (юридические лица)

    государство

    межгосударственные юридические лица (транснациональные и межнациональные организации)

    объединения государств

    неформальные организации (коллективы)

Исходными, главными и конечными являются отношения физических лиц. Все другие отношения – подчиненные, вспомогательные.

По степени планомерности финансовые отношения могут быть – планомерные, прогнозные (индикативные), хаотичные.

По социальной форме – формальные и неформальные

Объектом финансовых отношений выступает стоимость ВВП, иногда национальные богатства.

  1. Финансовая политика (7)

    Реферат >> Финансы

    Финансовая политика . Москва 2009. Содержание. 1.Введение…………………………………………………………….2 2.Сущность финансовой политики ………………………………....3 3.Виды финансовой политики ……………………………………....5 4.Механизм реализации финансовой политики …………………...6 5.Современная финансовая ...

  2. Финансовая политика (12)

    Реферат >> Финансы

    ... финансовой политики государства: -денежно-кредитная политика ; -налоговая политика ; -бюджетная политика ; -политика в области международных финансов. Содержание финансовой политики ... ход реализации финансовой политики . Реализацию финансовой политики можно...

  3. Финансовая политика (9)

    Реферат >> Финансы

    Органов управления финансовой системы.3 Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, ... нижестоящих органов управления. Типы финансовой

Задание 1
Вопрос 1. Финансы – это:
1. экономическая категория;
2. экономическое явление;
3. субъективный инструмент рыночной экономики;
4. денежные средства.
Вопрос 2. Финансы как явление представляют собой:
1. денежные средства;
2. единство объекта и субъекта;
3. единство минимум двух субъектов, объекта и отношений;
4. единство минимум двух субъектов, объекта, отношений и государства.
Вопрос 3. Как экономическая категория финансы выражают:
1. отношения планомерного формирования и использования фондов денежных ресурсов экономических субъектов;



Вопрос 4. Финансы как субъективный стоимостный инструмент представляют собой:
1. денежные средства экономических субъектов;

3. осознанный механизм формирования и использования денежных фондов;
4. механизм принятия решений по поводу формирования и исполь¬зования денежных фондов.
Вопрос 5. Главный смысл финансов заключается:
1. в обеспечении воспроизводства материальных благ;
2. в перераспределении средств между юридическими лицами;
3. в перераспределении средств от имущих к непроизводящим физи¬ческим субъектам;
4. в обеспечении товарооборота.
Задание 2
Вопрос 1. Финансовая система общества – это:
1. совокупность сфер, выражающих взаимосвязи субъектов по пово¬ду изменения денежного объекта;
2. совокупность денежных средств всех субъектов;
3. конкретная форма реализации государственного бюджета;
4. совокупность бюджетов страны.
Вопрос 2. Какой признак классификации финансов не относится к основным?
1. субъектный;
2. объектный;
3. формальный;
4. социальный.
Вопрос 3. Что не относится к функциям финансовой системы?
1. распределение денежных ресурсов между субъектами общества;
2. контроль движения и использования финансовых ресурсов субъ¬ектов общества;
3. перераспределение денежных ресурсов между субъектами общества;
4. предотвращение убытков субъектов общества.
Вопрос 4. Субъектная финансовая система не включает:
1. финансы граждан;
2. формальные финансы;
3. международные финансы;
4. финансы организаций.
Вопрос 5. Назовите наиболее значительную в количественном отношении сферу финансов:
1. государственные финансы;
2. международные финансы;
3. финансы граждан;
4. финансы организаций.
Задание 3
Вопрос 1. Что такое «политика»?
1. специальная деятельность людей по защите интересов общества;
2. концепция отношений по защите и реализации интересов одних субъектов в противовес интересам других субъектов общества;
3. специальная деятельность государственных органов власти;
4. специальная деятельность, осуществляемая в целях повышения благосостояния народа.
Вопрос 2. Что не является причиной существования политики?
1. многообразие форм собственности;
2. многообразие потребностей экономических субъектов;
3. ограниченность жизненных ценностей;
4. деление общества на множество экономических субъектов.
Вопрос 3. Расположите по мере расширения следующие виды полити¬ки: финансовую (1), доходную (2), политику финансового регули¬рования (3), социально-экономическую (4).
1. 1, 2, 3, 4;
2. 3, 2, 1, 4;
3. 2, 3, 4, 1; 1
4. 4, 3, 1, 3.
Вопрос 4. Какая из перечисленных политик не относится к основным сферам?
1. индивидуальная;
2. государственная;
3. международная;
4. отраслевая.
Вопрос 5. Неформальная политика – это:
1. политика, осуществляемая гражданами;
2. негласная политика;
3. запрещенная политика;
4. политика, осуществляемая юридическими лицами.
Задание 4
Вопрос 1. Финансовый менеджмент – это:
1. совокупность всех органов и организаций, осуществляющих управление финансами;

3. научно обоснованная система управления финансовыми отношениями, стоимостными потоками и фондами организации;
4. система взаимодействия финансовых отношений, потоков и фон¬дов денежных средств.
Вопрос 2. Объектами финансового менеджмента не являются:
1. денежные фонды;
2. денежные потоки;
3. категории и финансовые рычаги;
4. бюджетные отношения.
Вопрос 3. К причинам финансового менеджмента не относится:
1. желание субъекта руководить;
2. наличие экономического субъекта (организации);
3. действие товарно-денежных отношений;
4. многообразие форм собственности.
Вопрос 4. Стратегический финансовый менеджмент осуществляют:
1. первые лица (собственник) организации;

3. контрольные структуры;
4. все члены организации.
Вопрос 5. Тактикой финансового менеджмента занимаются:
1. контрольные структуры;
2. вторые лица (исполнители);
3. первые лица (собственник) организации;
4. все члены организации.
Задание 5
Вопрос 1. Прогнозирование финансов представляет собой:
1. субъективную деятельность людей по созданию прогнозов;
2. механизм предвидения состояния финансов конкретного экономического субъекта в будущем, на ту или иную перспективу;
3. научно обоснованную систему управления финансовыми отноше¬ниями, стоимостными потоками и фондами организации;
4. процесс разработки и принятия целевых установок финансовой деятельности экономических субъек-тов.
Вопрос 2. К методам прогнозирования не относится:
1. экстраполяция;
2. моделирование;
3. программно-целевой;
4. метод экспертных оценок.
Вопрос 3. Планирование – это:
1. совокупность всех органов и организаций, осуществляющих управ¬ление финансами;
2. совокупность объектов и субъектов управления финансами;
3. научно обоснованная система управления финансовыми отноше¬ниями, стоимостными потоками и фондами организации;
4. субъективный процесс разработки и принятия целевых установок финансовой деятельности экономи-ческих субъектов.
Вопрос 4. К объектам финансового планирования не относятся:
1. денежные фонды;
2. денежные потоки;
3. экономические категории;
4. бюджетные отношения.
Вопрос 5. Финансовым планированием не занимается:
1. гражданин;
2. дизайнер;
3. министр финансов;
4. предприниматель.
Задание 6
Вопрос 1. Дайте правильное определение финансового контроля:
1. одна из стадий управления финансами;
2. совокупность мероприятий субъективной деятельности людей по наблюдению, сопоставлению, про-верке и анализу движения денежных ресурсов;
3. совокупность действий по проверке деятельности субъектов хозяйствования;
4. форма реализации контрольной функции финансов.
Вопрос 2. Что не относится к основным причинам необходимости контроля социально-экономических процессов?
1. отсутствие 100%-ной вероятности в определенном развитии про¬цессов;
2. важность предупреждения возникновения кризисных ситуаций;
3. желание развития успеха конкретной деятельности;
4. выявление финансовых нарушений.
Вопрос 3. К публичным финансовым нарушениям не относится:
1. нецелевое использование денежных ресурсов;
2. убыточная деятельность организаций;
3. тайное заимствование средств одних субъектов у других;
4. коррупция.
Вопрос 4. Что не относится к основным задачам финансового контроля?
1. проверка расходов всех звеньев финансовой системы;
2. соблюдение правил учета и отчетности;
3. недопущение хищений и выявление резервов эффективного использования денежных средств;
4. проверка правильности и своевременности поступления доходов.
Вопрос 5. Что не является основным видом финансового контроля?
1. предварительный контроль;
2. комплексный контроль;
3. текущий контроль;
4. заключительный контроль.
Задание 7
Вопрос 1. В реальной экономике финансовый рынок выступает в качестве:
1. экономического явления;
2. экономической категории;
3. стоимостного инструмента;
4. институциональной игры.
Вопрос 2. Финансовый рынок представляет собой:
1. систему купли-продажи денежных (финансовых) инструментов;
2. механизм денежного обращения;
3. систему экономических отношений;
4. механизм рыночного обращения.
Вопрос 3. Финансовый рынок не классифицируется по:
1. объектам;
2. субъектам;
3. форме функционирования;
4. размерам.
Вопрос 4. Что не относится к функциям финансового рынка?
1. мобилизация (аккумуляция) свободных денежных средств;
2. эмиссия финансовых инструментов;
3. распределение свободных финансовых ресурсов;
4. перераспределение финансовых ценностей.
Вопрос 5. Финансовый рынок не включает:
1. рынка кредитов;
2. рынка золота;
3. рынка ценных бумаг;
4. страхового рынка.
Задание 8
Вопрос 1. Экономическая сущность страхования заключается в том, что это:
1. экономические отношения по образованию и распределению де¬нежных фондов;
2. солидарное участие страхователей в формировании денежных средств;
3. отношения по поводу формирования специального страхового фонда и его использования для выплат по страховым событиям;
4. денежные отношения по поводу распределения страховых ресурсов.
Вопрос 2. Страховщик – это субъект, который:
1. участвует в страховых отношениях;
2. занимается страховой деятельностью на основе лицензии;
3. заключает договора страхования;
4. заключает договоры страхования и участвует в создании страховых фондов.
Вопрос 3. Страховой интерес – это:
1. интерес физического и юридического лица к проблемам страхования;
2. определенная договором страхования сумма страховой ответственности;
3. мера материальной заинтересованности в страховании, выраженная в страховой сумме;
4. размер страхового взноса, который уплачивает страхователь страховщику.
Вопрос 4. К государственным внебюджетным фондам социального страхо¬вания не относится:
1. Фонд обязательного медицинского страхования;
2. Федеральный экологический фонд;
3. Пенсионный фонд России;
4. Фонд социального страхования.
Вопрос 5. К характеристикам добровольного страхования относятся:
1. установление тарифов через договор между страховщиком и стра¬хователем;
2. установление страховых тарифов по единой государственной методике.
3. возможность использования доходов для иной коммерческой дея¬тельности;
4. определение правил страхования государственными органами.
Задание 9
Вопрос 1. Кредит – это:
1. экономическое явление;
2. экономическая категория;
3. субъективный стоимостный инструмент хозяйствования;
4. механизм использования денежных ресурсов.
Вопрос 2. Как экономическая категория кредит выражает совокупность отношений:
1. по поводу мобилизации и использования временно свободных денежных средств;
2. по поводу использования заемных средств различными экономи¬ческими субъектами;
3. по поводу изъятия денежных средств у экономических субъектов;
4. связанных с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств.
Вопрос 3. Что представляет собой ссудный фонд?
1. совокупность денежных средств, передаваемых одним экономи¬ческим субъектом другому на безвоз-мездной и безвозвратной основе;
2. совокупность денежных средств, изымаемых одним экономи¬ческим субъектом и направляемых на нужды другого эконо¬мического субъекта;
3. совокупность денежных средств, передаваемых за плату в виде процента во временное пользование на возвратной основе;
4. совокупность временно свободных денежных средств эконо¬мических субъектов.
Вопрос 4. Обязательным объективным элементом кредита не является:
1. кредитор;
2. заемщик;
3. ссуда;
4. принципы кредита.
Вопрос 5. К принципам кредита не относится:
1. обеспеченность;
2. платность;
3. срочность;
4. возвратность.
Задание 10
Вопрос 1. ВБФ – это денежные фонды, обеспечивающие:
1. непрерывность процесса общественного воспроизводства;
2. удовлетворение потребностей граждан;
3. удовлетворение специфических потребностей экономически» субъектов общества;
4. расширение производства.
Вопрос 2. ВБФ выражают отношения:
1. между экономическими субъектами по поводу формирования и использования части продукта обще-ства;
2. между негосударственными юридическими лицами и государст¬вом по поводу формирования и ис-пользования части обществе иного продукта;
3. между субъектами общества по поводу формирования и использования части общественного продук-та;
4. между гражданами и государством по поводу формирования и использования части общественного продукта.
Вопрос 3. ВБФ не классифицируются по:
1. статусу;
2. целевому назначению;
3. стоимости;
4. по времени действия.
Вопрос 4. Государственные ВБФ не бывают:
1. субъектными;
2. федеральными;
3. региональными;
4. местными.
Вопрос 5. ВБФ не бывают:
1. экономическими;
2. политическими;
3. духовными;
4. социальными.
Задание 11
Вопрос 1. Институциональные финансы выступают в качестве:
1. экономической категории;



Вопрос 2. Какие отношения выражают институциональные финансы?
1. отношения планомерного формирования и использования фонда денежных ресурсов экономических субъектов;
2. отношения по поводу формирования и использования фондов денежных средств;
3. отношения по поводу обращения денежных ресурсов;
4. отношения по поводу функционирования ссудного капитала.
Вопрос 3. Как субъективный финансовый инструмент институциональные финансы представляют собой:
1. денежный фонд экономических субъектов;
2. план доходов и расходов экономических субъектов;
3. механизм формирования и использования денежного фонда;
4. согласованный процесс функционирования государственного фонда.
Вопрос 4. Назовите основной элемент институциональных финансов:
1. финансовый рынок;
2. государственные предприятия;
3. бюджетная система;
4. бюджет физических экономических субъектов.
Вопрос 5. К методам перераспределения денежных ресурсов не относятся:
1. прямые;
2. косвенные;
3. скрытые;
4. гласные.
Задание 12
Вопрос l. Бюджет следует рассматривать в качестве:
1. экономической категории;
2. экономической категории и субъективного стоимостного инструмента;
3. субъективного финансового инструмента рыночной экономики;
4. субъективного метода экономического хозяйствования.
Вопрос 2. Какие отношения выражает бюджет?
1. отношения по поводу планомерного формирования и использования фонда денежных ресурсов эко-номических субъектов;
2. отношения по поводу формирования и использования фондов денежных средств;
3. отношения по поводу обращения денежных ресурсов;
4. отношения по поводу функционирования ссудного капитала.
Вопрос 3. Что не относится к характерным свойствам бюджета?
1. целенаправленность;
2. стихийность;
3. планомерность;
4. научность.
Вопрос 4. Какой итог бюджета представляется наиболее благоприятным?
1. равенство доходов и расходов;
2. превышение доходами расходов;
3. превышение расходами доходов;
4. невыполнение бюджета по доходам и расходам.
Вопрос 5. Государственный бюджет выражает отношения:
1. между государственными органами и экономическими субъектами по поводу формирования и ис-пользования государственных финансовых ресурсов;
2. между экономическими субъектами по поводу использования государственных финансовых ресур-сов;
3. экономических субъектов по поводу формирования и использо¬вания денежных фондов;
4. экономических субъектов по поводу формирования государственных финансовых ресурсов.
Задание 13
Вопрос 1. Под бюджетным устройством понимается:
1. организация и принципы построения бюджетной системы РФ;
2. организация построения бюджетной системы;
3. бюджетный механизм РФ;
4. механизм составления и исполнения бюджета.
Вопрос 2. Что не относится к принципам бюджетного устройства?
1. единство;
2. сбалансированность;
3. самостоятельность;
4. самообеспеченность.
Вопрос 3. К защищенным статьям бюджетов относятся:
1. статьи текущего бюджета;
2. статьи бюджета, подлежащие обязательному выполнению;
3. статьи бюджета, не подлежащие секвестру;
4. статьи расходов бюджета, утверждаемые к обязательному исполнению в законодательном порядке.
Вопрос 4. Что не относится к факторам, обусловливающим единство бюджетов РФ?
1. единство административно-политической системы РФ;
2. единство правовой системы;
3. единство бюджетной классификации и нормативных документов;
4. единство территориально-национальных интересов.
Вопрос 5. Что не выступает элементом антидефицитного механизма?
1. изменение налоговых ставок;
2. механизм секвестра расходов;
3. установление предельных размеров дефицита;
4. порядок покрытия дефицита.
Задание 14
Вопрос 1. Целью функционирования финансов коммерческих организаций является:
1. производство продукции, удовлетворяющей потребности экономических субъектов общества;
2. получение прибыли собственниками организаций;
3. обеспечение денежных ресурсов работников;
4. устранение безработицы.
Вопрос 2. Принципом коммерческого расчета организаций не выступает:
1. рентабельность;
2. конкуренция;
3. независимый финансовый контроль;
4. материальная ответственность и заинтересованность.
Вопрос 3. Что означает принцип экономической самостоятельности коммерческого расчета?
1. организация самостоятельно выбирает источники доходов;
2. организация самостоятельно определяет организационную структуру;
3. организация самостоятельно определяет направления использования средств;
4. организация самостоятельно определяет сферу деятельности.
Вопрос 4. Что не относятся к собственным ресурсам коммерческих ор¬ганизаций?
1. амортизационные отчисления;
2. средства, полученные от дополнительного выпуска акций;
3. средства, полученные от размещения облигаций;
4. кредиторская задолженность.
Вопрос 5. Внеоборотные активы не включают:
1. основные средства;
2. нематериальные активы;
3. долгосрочные финансовые вложения;
4. денежные средства.
Задание 15
Вопрос 1. Финансы физических лиц – это:
1. абстрактное понятие;
2. экономическая категория;
3. явление рыночной экономики;
4. субъективный инструмент хозяйствования.
Вопрос 2. Что представляют собой финансы граждан в качестве эконо¬мической категории?
1. денежные средства населения;
2. отношения между экономическими субъектами по поводу образо¬вания и использования денежных фондов;
3. отношения между экономическими субъектами по поводу образования и использования денеж-ных фондов физических лиц;
4. механизм функционирования денежных ресурсов населения.
Вопрос 3. Назначение финансов граждан заключается в:
1. обеспечении развития личности;
2. финансировании воспроизводства человека;
3. финансировании развития и воспроизводства человека;
4. создании личных денежных накоплений.
Вопрос 4. Функциональный механизм финансов граждан складыва¬ется из:
1. использования денежных средств;
2. формирования и использования денежных фондов;
3. формирования, использования и воспроизводства денежных фон¬дов;
4. формирования, использования, воспроизводства и взаимодейст¬вия денежных фондов.
Вопрос 5. Укажите специфический инвестиционный фонд финансов граждан:
1. страховой фонд;
2. основные производственные фонды;
3. фонд рабочей силы;
4. оборотные производственные фонды.
Задание 16
Вопрос 1. Международные финансы – это:

Вопрос 2. Что представляет собой международная финансовая политика?

Вопрос 3. Что такое финансовый актив на мировом рынке?

Вопрос 4. Что не свойственно рыночным

Тестовые задания по дисциплине «Финансы», количество вопросов - 85 и кол-во вопросов 65
Задание 1
Вопрос 1. Финансы – это:
1. экономическая категория;
2. экономическое явление;
3. субъективный инструмент рыночной экономики;
4. денежные средства.
Вопрос 2. Финансы как явление представляют собой:
1. денежные средства;
2. единство объекта и субъекта;
3. единство минимум двух субъектов, объекта и отношений;
4. единство минимум двух субъектов, объекта, отношений и государства.
Вопрос 3. Как экономическая категория финансы выражают:
1. отношения планомерного формирования и использования фондов денежных ресурсов экономических субъектов;
2. отношения по поводу формирования и использования фондов денежных средств;
3. отношения по поводу обращения денежных ресурсов;
4. отношения по поводу функционирования ссудного капитала.
Вопрос 4. Финансы как субъективный стоимостный инструмент представляют собой:
1. денежные средства экономических субъектов;
2. план доходов и расходов экономических субъектов;
3. осознанный механизм формирования и использования денежных фондов;
4. механизм принятия решений по поводу формирования и исполь¬зования денежных фондов.
Вопрос 5. Главный смысл финансов заключается:
1. в обеспечении воспроизводства материальных благ;
2. в перераспределении средств между юридическими лицами;
3. в перераспределении средств от имущих к непроизводящим физи¬ческим субъектам;
4. в обеспечении товарооборота.
Задание 2
Вопрос 1. Финансовая система общества – это:
1. совокупность сфер, выражающих взаимосвязи субъектов по пово¬ду изменения денежного объекта;
2. совокупность денежных средств всех субъектов;
3. конкретная форма реализации государственного бюджета;
4. совокупность бюджетов страны.
Вопрос 2. Какой признак классификации финансов не относится к основным?
1. субъектный;
2. объектный;
3. формальный;
4. социальный.
Вопрос 3. Что не относится к функциям финансовой системы?
1. распределение денежных ресурсов между субъектами общества;
2. контроль движения и использования финансовых ресурсов субъ¬ектов общества;
3. перераспределение денежных ресурсов между субъектами общества;
4. предотвращение убытков субъектов общества.
Вопрос 4. Субъектная финансовая система не включает:
1. финансы граждан;
2. формальные финансы;
3. международные финансы;
4. финансы организаций.
Вопрос 5. Назовите наиболее значительную в количественном отношении сферу финансов:
1. государственные финансы;
2. международные финансы;
3. финансы граждан;
4. финансы организаций.
Задание 3
Вопрос 1. Что такое «политика»?
1. специальная деятельность людей по защите интересов общества;
2. концепция отношений по защите и реализации интересов одних субъектов в противовес интересам других субъектов общества;
3. специальная деятельность государственных органов власти;
4. специальная деятельность, осуществляемая в целях повышения благосостояния народа.
Вопрос 2. Что не является причиной существования политики?
1. многообразие форм собственности;
2. многообразие потребностей экономических субъектов;
3. ограниченность жизненных ценностей;
4. деление общества на множество экономических субъектов.
Вопрос 3. Расположите по мере расширения следующие виды полити¬ки: финансовую (1), доходную (2), политику финансового регули¬рования (3), социально-экономическую (4).
1. 1, 2, 3, 4;
2. 3, 2, 1, 4;
3. 2, 3, 4, 1; 1
4. 4, 3, 1, 3.
Вопрос 4. Какая из перечисленных политик не относится к основным сферам?
1. индивидуальная;
2.государственная;

Дополнительная информация

Вопрос 5. Неформальная политика – это:
1. политика, осуществляемая гражданами;
2. негласная политика;
3. запрещенная политика;
4. политика, осуществляемая юридическими лицами.
Задание 4
Вопрос 1. Финансовый менеджмент – это:
1. совокупность всех органов и организаций, осуществляющих управление финансами;

3. научно обоснованная система управления финансовыми отношениями, стоимостными потоками и фондами организации;
4. система взаимодействия финансовых отношений, потоков и фон¬дов денежных средств.
Вопрос 2. Объектами финансового менеджмента не являются:
1. денежные фонды;
2. денежные потоки;
3. категории и финансовые рычаги;
4. бюджетные отношения.
Вопрос 3. К причинам финансового менеджмента не относится:
1. желание субъекта руководить;
2. наличие экономического субъекта (организации);
3. действие товарно-денежных отношений;
4. многообразие форм собственности.
Вопрос 4. Стратегический финансовый менеджмент осуществляют:
1. первые лица (собственник) организации;

3. контрольные структуры;
4. все члены организации.
Вопрос 5. Тактикой финансового менеджмента занимаются:
1. контрольные структуры;
2. вторые лица (исполнители);
3. первые лица (собственник) организации;
4. все члены организации.
Задание 5
Вопрос 1. Прогнозирование финансов представляет собой:
1. субъективную деятельность людей по созданию прогнозов;
2. механизм предвидения состояния финансов конкретного экономического субъекта в будущем, на ту или иную перспективу;
3. научно обоснованную систему управления финансовыми отноше¬ниями, стоимостными потоками и фондами организации;
4. процесс разработки и принятия целевых установок финансовой деятельности экономических субъектов.
Вопрос 2. К методам прогнозирования не относится:
1. экстраполяция;
2. моделирование;
3. программно-целевой;
4. метод экспертных оценок.
Вопрос 3. Планирование – это:
1. совокупность всех органов и организаций, осуществляющих управ¬ление финансами;
2. совокупность объектов и субъектов управления финансами;
3. научно обоснованная система управления финансовыми отноше¬ниями, стоимостными потоками и фондами организации;
4. субъективный процесс разработки и принятия целевых установок финансовой деятельности экономических субъектов.
Вопрос 4. К объектам финансового планирования не относятся:
1. денежные фонды;
2. денежные потоки;
3. экономические категории;
4. бюджетные отношения.
Вопрос 5. Финансовым планированием не занимается:
1. гражданин;
2. дизайнер;
3. министр финансов;
4. предприниматель.
Задание 6
Вопрос 1. Дайте правильное определение финансового контроля:
1. одна из стадий управления финансами;
2. совокупность мероприятий субъективной деятельности людей по наблюдению, сопоставлению, проверке и анализу движения денежных ресурсов;
3. совокупность действий по проверке деятельности субъектов хозяйствования;
4. форма реализации контрольной функции финансов.
Вопрос 2. Что не относится к основным причинам необходимости контроля социально-экономических процессов?
1. отсутствие 100%-ной вероятности в определенном развитии про¬цессов;
2. важность предупреждения возникновения кризисных ситуаций;
3. желание развития успеха конкретной деятельности;
4. выявление финансовых нарушений.
Вопрос 3. К публичным финансовым нарушениям не относится:
1. нецелевое использование денежных ресурсов;
2. убыточная деятельность организаций;
3. тайное заимствование средств одних субъектов у других;
4. коррупция.
Вопрос 4. Что не относится к основным задачам финансового контроля?
1. проверка расходов всех звеньев финансовой системы;
2. соблюдение правил учета и отчетности;
3. недопущение хищений и выявление резервов эффективного использования денежных средств;
4. проверка правил

Раздел 2. Финансы

Закон денежного обращения

Закон денежного обращения был сформулирован К. Марксом. В своем труде «Капитал» К. Маркс дал научное объяснение связи таких экономических показателей как денежная масса, сумма цен на товары и услуги, кредит, взаимных и безналичных платежей, скорости обращения денег. Закон может быть представлен формулой: КД =СЦТ-К-П-ВП/ С

где КД – количество денег, необходимых для обращения;

СЦТ – сумма цен реализуемых товаров и услуг;

К – сумма цен товаров, проданных в кредит;

П – сумма платежей по обязательствам;

ВП – сумма взаимно погашаемых обязательств;

С – скорость оборота одноименной денежной единицы.

Из закона денежного обращения вытекает основной принцип денежного обращения – ограничение денежной массы потребностями товарооборота. Необходимое экономике количество денег зависит от следующих трех факторов:

Количество проданных на рынке товаров и услуг;

Уровня цен товаров и тарифов;

Скорости обращения денег.

Количество денег в обращении, прежде всего, зависит от количества обращающихся товаров. Чем больше количество обращающихся в стране товаров, тем больше, при прочих равных условиях, требуется денег для обслуживания товарооборота. Целевые ориентиры прироста денежной массы определяются на контрольный срок, например, на год вперед, но могут корректироваться в течение указанного периода. При установлении целевых ориентиров Банк России руководствуется следующими основными показателями: прогнозируемый рост ВНП в реальном выражении; расчетная скорость обращения денег в прогнозируемом периоде; максимально допустимый уровень роста цен.

Термин «финансы» произошел от латинского слова «finansia», что в переводе означает «денежный платеж». Длительный процесс развития товарно-денежных отношений изменил содержание явления финансов.

Финансы – это экономические общественные отношения, предметом которых являются процессы накопления, распределения и использования денежных средств в процессе использования общественного продукта и доходов.

Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реализации создаются фонды денежных средств. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными фондами, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, – децентрализованными.

Финансы как субъективный стоимостный инструмент функционирования экономических субъектов образуют конкретный механизм принятия решений по поводу процессов формирования и использования денежных фондов. Объектом финансов являются финансовые ресурсы, представляющие собой совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств, т. е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость и возникают валовый внутренний продукт и национальный доход.


Финансы - совокупность общественных отношений, образующихся в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании фондов денежных средств.

Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация.

Основными участниками финансовых отношений являются:

1) государство;

2) хозяйствующие субъекты;

3) население.

Основные признаки государственных финансов:

1) денежные отношения между двумя субъектами, (где нет денег, не может быть финансов);

2) субъекты обладают различными правами, один из них (государство) обладает особыми полномочиями.

3) в процессе этих отношений формируется государственный бюджет;

4) регулярное поступление средств в бюджет обеспечено законодательством.

Рыночный механизм хозяйствования формирует и реализует систему экономических отношений:

Непосредственно между хозяйствующими субъектами – производителями и потребителями (продавцами и покупателями) товаров и услуг;

В сфере производства и обращения;

Между хозяйствующими субъектами (налогоплательщиками и государством);

В финансово-бюджетной сфере – между хозяйствующими субъектами (работодателями и наемными работниками);

В сфере трудовых отношений.

Хозяйствующие субъекты многолики и функционируют одновременно в качестве:

Производителя и потребителя на рынке товаров и услуг;

Заемщика и инвестора на финансовом рынке;

В рыночной экономике взаимодействуют 3 специфических основных рынка:

1) рынок товаров и услуг;

2) рынок труда;

3) финансовый рынок.

Все три рынка находятся в постоянном взаимодействии, выполняя специфические функции рыночной системы хозяйствования.

Функционирование финансов как экономической категории обязательно связано с действием объективных экономических законов.

На современном этапе особо выделяются такие сущностные характеристики финансов, как социальная направленность финансовых отношений, что усиливает значение вопросов четкого взаимодействия между всеми участниками финансовых отношений в условиях рыночной экономики.

В мировой практике развитых стран выделяются две основные модели рыночной экономики, обеспечивающие экономический и социальный прогресс общества, различающиеся между собой прежде всего по степени государственного регулирования экономики.

Сущность той или иной модели определяется экономической и социальной ролью государства в развитии общества. От того, какая из моделей рыночной системы хозяйствования реализуется в постсоциалистических государствах, зависит и налоговая емкость производства и доходов.

Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода стран. Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Роль финансов в экономике постоянно усиливается, отражая усложняющиеся перераспределительные отношения в обществе.

Централизованные фонды денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. К ним относят:

1. государственный бюджет;

2. внебюджетные фонды.

Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий и населения. Они являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Характерными признаками финансов являются:

1. распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме;

2. односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств;

3. создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной и стимулирующей. При этом распределительная и контрольная функции взаимосвязаны и выполняются одновременно.

Распределительная функция финансов . При распределении национального дохода создаются основные, или первичные, доходы, сумма которых равна национальному доходу. Формируясь при распределении национального дохода среди участников материального производства, эти доходы делятся на две группы:

1. заработную плату персонала, занятого в сфере материального производства;

2. доходы предприятий сферы материального производства.

Но поскольку государство имеет и другие сферы и отрасли, где национальный доход не создается, для их развития необходимо выделять денежные средства. Это такие отрасли, как, например, оборонная промышленность, просвещение, здравоохранение, управление, социальное обеспечение и поддержание депрессивных районов. Чтобы обеспечить эти денежные расходы, с помощью финансов государство изымает часть доходов, созданных в сфере материального производства, направляя их в иные сферы. Этим самым осуществляется перераспределение национального дохода при активном участии финансов. В частности, в нашей стране перераспределение национального дохода происходит в интересах структурной перестройки и развития сельского хозяйства, транспорта, энергетики, конверсии военного производства и в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

Контрольная функция финансов . Контрольная функция заключается в обеспечении финансового контроля за распределением валового внутреннего продукта, национального дохода по соответствующим фондам, а также расходованием их по целевому назначению. Контроль охватывает как производственную, так и непроизводственную сферу, хотя доходы в ней не создаются. Целью финансового контроля является обеспечение рационального и экономного расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств и сокращение непроизводительных расходов и потерь.

Контрольная функция финансов обеспечивается многогранной деятельностью финансовых органов: работниками финансовой системы, казначейства, налоговой службы, осуществляющими финансовый контроль. Контроль может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным и общественным.

Независимым видом контроля является аудит.

В осуществлении финансового контроля важную роль играют Министерство финансов России и его органы на местах.

Стимулирующая функция финансов . Данная функция финансов позволяет государству с помощью различных финансовых рычагов оказывать воздействие на развитие предприятий и целых отраслей в необходимом обществу направлении. Такими рычагами воздействия на экономические процессы являются:

1. Бюджет, средства из которого выделяются на развитие конкретной отрасли или объекта;

2. Цены и тарифы, которые и в условиях рыночной экономики позволяют государству оказывать влияние на финансовое состояние компаний через государственное вмешательство в механизм ценообразования;

3. Налоги, которые как наиболее мощный финансовый инструмент позволяют при низком уровне стимулировать производство, а при чрезмерно высоком – тормозить его;

4. Экспортно-импортные пошлины, которые за счет низкого, льготного или высокого уровня делают экспортно-импортные операции разновыгодными.

Одновременное воздействие нескольких финансовых рычагов многократно усиливает эффект на развитие производства.

Финансовые ресурсы - это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений. Важной составной частью финансовых ресурсов являются банковские ресурсы.

Финансовые ресурсы предназначены:

1. для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, банками, страховыми организациями, поставщиками материалов и товаров;

2. осуществления затрат по расширению, реконструкции и модернизации производства, приобретения новых основных средств;

3. оплаты труда и материального стимулирования работников предприятий;

4. финансирования других затрат.

Финансовые ресурсы подразделяются на:

Централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды);

Децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий).

Имеются также финансовые ресурсы государства, регионов, предприятий.

Главным источником формирования централизованных фондов на макроуровне является национальный доход. На базисе распределения и перераспределения национального дохода образуются централизованные фонды денежных средств. Часть национального дохода формируется и остается в распоряжении предприятий, то есть создаются децентрализованные финансовые ресурсы на микроуровне, которые используются на затраты производства.

Основным источником финансовых ресурсов предприятия является его прибыль от производственной деятельности.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

Финансовые ресурсы государства и предприятий являются непосредственными объектами управления финансами, то есть управления их формированием, использованием и движением денежных потоков.

Наличие в достаточном объёме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия, платёжеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность. В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом. Эффективное формирование и использование финансовых ресурсов обеспечивает финансовую устойчивость предприятий, предотвращает их банкротство.

Термин «финансы» происходит от латинского finis – конец, окончание, финиш. В Древнем мире и Средние века в денежных отношениях, возникающих между государством и населением, слово «finis» означало окончательный расчет, завершение денежного платежа. Лица, уплатившие взносы в пользу различных государственных органов, получали на руки документ – fine. От названия этого документа и произошел латинский термин «financia», который означал денежный платеж. Длительный процесс развития товарно-денежных отношений изменил содержание явления финансов.

Сегодня финансы – это объективное экономическое явление, представляющее собой систему формирования, распределения, перераспределения и использования денежных фондов субъектов общества. С одной стороны, это явление выступает экономической категорией, а с другой – субъективным стоимостным инструментом деятельности.

В качестве экономической категории финансы выражают экономические отношения по поводу производства, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода. Эти отношения проявляются в создании и использовании целевых фондов денежных средств различными экономическим субъектами (государством, хозяйствующими субъектами, межгосударственными организациями, физическими лицами и др.).

Финансы как субъективный стоимостный инструмент функционирования экономических субъектов образуют конкретный механизм принятия решений по поводу процессов формирования и использования денежных фондов.

Финансы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реализации создаются фонды денежных средств.

Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными фондами, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, –децентрализованными.

Объектом финансов являются финансовые ресурсы, представляющие собой совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств. Источниками финансовых ресурсов выступают:

– на уровне хозяйствующих субъектов – прибыль, амортизация, доходы от продажи ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;

– на уровне населения – заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы, доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях, операций с личным имуществом, кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит;

– на уровне государства, органов местного самоуправления – доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ИХ СУЩНОСТИ

1. Распределительная функция финансов заключается в том, что:

– через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ;

– вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

– контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

– контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т. п.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Многие современные экономисты выделяют и другие функции финансов. Они носят субъективный характер и выполняют роль управленческих инструментов.

Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

Стимулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.

Фискальная функция финансов связана с тем, чтобы поддерживать нерентабельные, но необходимые отрасли хозяйства. Она осуществляется с помощью множества методов и приемов (инвестирование, налогообложение, лимитирование и др.).

3. РОЛЬ ФИНАНСОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

Роль и значение финансов менялись на разных этапах развития общества. В рыночных условиях предприятия наделены большей самостоятельностью при распределении выручки от реализации, использовании финансовых ресурсов. При первичном распределении с помощью финансов создаются фонды возмещения потребленных в процессе производства средств производства. При этом предприятия могут выбрать один из нескольких методов начисления амортизации, форму безналичных расчетов при оплате сырья, рассчитать оптимальный запас оборотных средств, выбрать стратегию финансирования основной деятельности.

После вычета из денежной выручки фонда возмещения расходов, уплаты определенных налоговых платежей на предприятиях создается фонд оплаты труда, а оставшаяся часть выручки представляет собой чистый доход(прибыль)предприятия. После уплаты налоговых платежей, взимаемых в бюджет, предприятия могут распределять оставшуюся чистую прибыль по своему усмотрению. С помощью финансов на предприятиях создаются целевые фонды денежных средств, используемые на социальное и экономическое развитие.

В ходе вторичного распределения или перераспределения образуются государственный бюджет и внебюджетные фонды. С помощью этих фондов осуществляется финансовое регулирование и стимулирование производства, финансируются общегосударственные программы, содержание непроизводственной сферы, оборона и управление, достигается концентрация денежных ресурсов на главных направлениях научно-технического прогресса. Обслуживая процесс распределения национального дохода, финансы действуют как важный экономический рычаг совершенствования пропорций между фондом накопления и фондом потребления, а также внутри них. С помощью финансов происходит перераспределение финансовых ресурсов между территориями страны, отраслями экономики, подразделениями общественного производства. Осуществляя перераспределение между отраслями производства, финансы способствуют ускоренному развитию приоритетных отраслей, обеспечивающих, в свою очередь, развитие научно-технического прогресса. Перераспределение средств между территориями способствует выравниванию их экономического и социального развития.

Без участия финансов невозможно социальное развитие общества, так как средства на финансирование всех социальных мероприятий получены при распределении национального дохода через бюджет и социальные внебюджетные фонды. Из бюджета финансируется вся непроизводственная сфера, выделяются средства на социальное обеспечение.

В современных условиях роль финансов в социально-экономическом развитии общества проявляется по следующим основным направлениям:

– активизация политики накопления отечественного капитала;

– использование бюджетной и налоговой политики в целях развития экономики и ее укрепления;

государственная поддержка производственных инвестиций и финансирование инвестиционных программ, обеспечивающих сохранение и развитие научно-технического потенциала страны;

– использование для целей производственного инвестирования возможностей финансового рынка;

– усиление социальной направленности государственного бюджета;

– достижение социальной справедливости по отношению к различным категориям, слоям и социальным группам граждан.

4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

Финансовые ресурсы являются важнейшим источником осуществления расширенного воспроизводства, социально-экономического развития общества. Наращивание объемов финансовых ресурсов – одна из важнейших задач финансовой политики государства. Снижение объема финансовых ресурсов отрицательно сказывается на развитии общества, ведет к сокращению инвестиций, уменьшению фондов потребления, порождает диспропорции в распределении общественного продукта и национального дохода. Влияние финансовых ресурсов на экономическое развитие общества не односторонне. В свою очередь, состав и объем финансовых ресурсов зависят от уровня экономического развития государства, от эффективности производства. Экономический рост служит основой для увеличения объемов финансовых ресурсов, а величина финансовых ресурсов, направляемая на расширение и развитие производства, способствует повышению его эффективности.

Следует различать централизованные финансовые ресурсы государства и децентрализованные финансовые ресурсы предприятий. Децентрализованные финансовые ресурсы формируются в виде различных общегосударственных фондов, в первую очередь бюджета и внебюджетных фондов, средства которых используются на осуществление важнейших функций государства, таких как развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и содержание политической надстройки общества. Источниками централизованных финансовых ресурсов являются национальный доход и частично национальное богатство в случае вовлечения его в хозяйственный оборот и эффективного использования, заемные и привлеченные средства.

Основными источниками финансовых ресурсов предприятий являются прибыль и амортизация, а также заемные и привлеченные средства. Объем децентрализованных финансовых ресурсов зависит от тех же факторов, что и объем централизованных, но на их величину оказывает влияние еще и степень централизации. Возникновение и развитие финансового рынка дает хозяйствующим субъектам новые возможности для расширения состава финансовых ресурсов и увеличения их объема путем выпуска ценных бумаг, использования заемных средств различных кредитных организаций и коммерческого кредита, размещения временно свободных денежных средств на депозитах в коммерческих банках и др.

Формирование и использование финансовых ресурсов может осуществляться не только в фондовой, но и в нефондовой форме. Централизованные финансовые ресурсы формируются и используются преимущественно в форме фондов денежных средств, к которым относятся, например, бюджет, фонд социального страхования, дорожный фонд, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и другие внебюджетные и специальные фонды, консолидируемые в бюджете. На уровне предприятий финансовые ресурсы могут создаваться и использоваться как в фондовой, так и нефондовой форме.

Объемы финансовых ресурсов государства и предприятий находятся в прямой зависимости, так как источником формирования государственных бюджетных и внебюджетных фондов является валовой внутренний продукт, создаваемый хозяйствующими субъектами.

5. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ СОСТАВ И СТРУКТУРА

Финансовые ресурсы государства являются частью финансовых ресурсов народного хозяйства, в состав которых входят финансовые ресурсы производственной и непроизводственной сфер, а также населения. Основными источниками формирования финансовых ресурсов государства являются национальный доход, заемные и привлеченные средства, доходы от внешнеэкономической деятельности государства, частично – национальное богатство. Большая часть финансовых ресурсов государства концентрируется в централизованном фонде денежных средств государства – государственном бюджете, что дает возможность осуществлять финансирование исполнения государством его функций.

В последние годы финансовые ресурсы государства в значительной степени пополнялись за счет государственных заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках. Этот способ увеличения объема финансовых ресурсов можно считать эффективным при условии, что существуют возможности своевременного погашения государственного долга.

Финансовые ресурсы являются материальной базой функционирования государства, и большая их часть создается при распределении национального дохода. Финансовые ресурсы мобилизуются в государственных централизованных фондах денежных средств налоговым и неналоговым методами, причем подавляющая часть аккумулируется государством с помощью налогов.

В состав финансовых ресурсов предприятий входят собственные, заемные и привлеченные средства. К собственным финансовым ресурсам предприятий относятся прибыль, амортизационные отчисления, уставный и добавочный капитал, а также так называемые устойчивые пассивы предприятия, включающие источники финансирования, постоянно находящиеся в обороте предприятия, например резервы, образованные в соответствии с учредительными документами предприятия или законодательством. К заемным средствам относят кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, другие займы. Привлеченные финансовые ресурсы – это средства, привлеченные путем выпуска акций, бюджетные ассигнования и средства внебюджетных фондов, а также средства других предприятий и организаций, привлеченные для долевого участия и на другие цели.

Структура финансовых ресурсов предприятий различается в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, его отраслевой принадлежности и других факторов.

Несмотря на различия в составе и структуре финансовых ресурсов отдельных предприятий, в общем их объеме по производственным предприятиям наибольший удельный вес занимают собственные средства.

Структура финансовых ресурсов изменялась вместе с развитием экономики. В условиях командно-административной экономики удельный вес в составе финансовых ресурсов отечественных предприятий занимали средства государственного бюджета и кредиты Государственного банка СССР, предприятия не имели возможности использовать такие источники финансовых ресурсов, как выпуск ценных бумаг, привлечение иностранных инвестиций, кредиты коммерческих банков. Развитие финансового рынка дает предприятиям новые возможности по расширению состава финансовых ресурсов и увеличению их объема.

6. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК, ЕГО СТРУКТУРА И РОЛЬ

Финансовый рынок – это рынок, на котором осуществляется перераспределение временно свободных денежных средств между различными субъектами экономики путем совершения сделок с финансовыми активами.

В состав финансового рынка разные авторы включают разные составные части. Наиболее часто называют такие секторы финансового рынка, как рынок ценных бумаг и кредитный рынок. Довольно часто в состав финансового рынка включают рынки: валютный, золота, страховой.

При анализе тенденций развития финансового рынка специалисты-практики, как правило, анализируют такие сегменты, как рынок ценных бумаг, кредитный и валютный рынки.

При выделении сегментов финансового рынка исходят из того, что общим для них свойством является перераспределение временно свободных денежных средств, что позволяет объединить эти сегменты под общим названием «Финансовый рынок». Вместе с тем каждый из этих сегментов имеет свои особенности, что выделяет их в отдельные составные части рынка.

Так, на рынке ценных бумаг совершаются сделки с таким специфическим товаром, как ценные бумаги, путем их купли-продажи или осуществления других гражданско-правовых сделок. Эмитент посредством эмиссии бумаг привлекает дополнительные денежные средства, а инвестор, приобретая эти бумаги, ожидает получить доход или преследует другие цели (например, при покупке обыкновенных акций – приобрести право голоса при управлении компанией). При этом инвестор может продать эти ценные бумаги на рынке.

На кредитном рынке не осуществляются акты купли-продажи, и, заключив кредитный договор, ни кредитор, ни заемщик не могут его продать. Кредитные организации привлекают временно свободные денежные средства, а затем выдают их в кредит, осуществляя таким образом их перераспределение. Отличительной особенностью этого рынка является тот факт, что перераспределение в данном случае осуществляется на принципах кредитования, т. е. возвратности, срочности и платности и через посредников, главным образом через банки. Хозяйствующие субъекты могут кредитовать друг друга и напрямую, минуя банки, но в этом случае они должны иметь между собой хозяйственные связи, а кредитование осуществляется при поставке товаров (коммерческий кредит).

На валютном рынке осуществляются операции с валютными ценностями. К валютным ценностям относятся: иностранная валюта и ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте. Это самый ликвидный рынок. Объектом валютного рынка являются любые финансовые требования, выраженные в иностранной валюте, а субъектами – финансовые и инвестиционные институты. Субъекты валютного рынка осуществляют следующие виды операций: хеджирование (страхование открытых валютных позиций), арбитраж процентных ставок, куплю-продажу валюты путем осуществления кассовых (спот) и срочных (форвард) сделок, а также свопов(одновременное осуществление операций покупки и продажи с разными сроками исполнения).

Финансовый рынок и особенно рынок ценных бумаг, или фондовый рынок, являются не только средством перераспределения финансовых ресурсов в хозяйстве, но они в своей совокупности составляют очень важный индикатор состояния всей финансовой системы и экономики в целом.

7. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ЗВЕНЬЕВ

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система России включает следующие звенья финансовых отношений: 1) общегосударственные финансы (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит); 2) фонды страхования; 3) финансы предприятий различных форм собственности.

Вышеперечисленные звенья принято разделять на централизованную и децентрализованную сферы финансовых отношений.

Общегосударственные финансы – это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Страховыми звеньями финансовой системы применяются другие формы и методы образования и использования денежных фондов, для которых характерны процессы децентрализации.

Финансы предприятий представлены также децентрализованными фондами денежных средств хозяйствующих субъектов различных форм собственности, образующихся из денежных доходов и накоплений самих же предприятий.

Финансовая система является единой системой, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев. Объединяющей основой единой финансовой системы являются финансы предприятий.

Главную роль в общегосударственных финансах играет государственный бюджет, который представляет собой централизованный денежный фонд и обеспечивает выполнение государством присущих ему функций. Главным и основным источником формирования государственного бюджета являются налоги с предприятий и населения.

Помимо государственного бюджета, в любой экономике формируются и используются внебюджетные фонды, где сосредоточиваются средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. По экономическому содержанию внебюджетные фонды делятся на две группы – социальные и экономические внебюджетные фонды. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений.

Важным элементом общегосударственных финансов является государственный кредит. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, отдельными гражданами, юридическими и физическими лицами, а также зарубежными государствами, международными организациями по поводу формирования и использования ссудного фонда.

Государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Фонды страхования обеспечивают социальную защиту общества, возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.

Особое место в финансовой системе занимают финансы предприятий и организаций, которые являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Их экономическое состояние определяет степень обеспеченности централизованных фондов денежных средств финансовыми ресурсами.

8. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА: ТИПЫ И ЗАДАЧИ

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

2) создание адекватного финансового механизма;

3) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления. Задачи финансовой политики направлены:

1) на обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2) установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3) организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработку финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5) создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Главная цель государственной финансовой политики – наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и повышение эффективности их использования для социально-экономического развития общества.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма.

В качестве важнейших направлений государственной финансовой политики выступают: бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная, таможенная политика.

Бюджетную политику государства в первую очередь необходимо рассматривать как совокупность мероприятий по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней. Главной задачей в бюджетной политике было и остается укрепление государственных финансов, снижение бюджетного дефицита, создание благоприятных финансовых условий для развития отраслей народного хозяйства.

Налоговая политика представляет собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по принудительному изъятию части доходов, получаемых экономическими субъектами и населением, в целях формирования доходной части соответствующих бюджетов.

Инвестиционная политика представляет собой комплекс мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России.

Социальная финансовая политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ. В настоящее время социальная финансовая политика охватывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт товаров и услуг из страны.

Финансовая политика предприятия представляет собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса.

9. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм – это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся финансовые ресурсы, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует.

Такие отношения имеют большое значение для реализации либо всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одной из сторон этих отношений – агента государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.