Мир праху твоему, довсе. Довсе: больше чем договор, или к вопросу об обоюдном доверии Договор об обычных вооружениях в европе довсе

План
Введение
1 Ограничения
2 Развитие ДОВСЕ
2.1 Будапештское соглашение
2.2 Ташкентское соглашение
2.3 Фланговый документ
2.4 Соглашение об адаптации ДОВСЕ

3 Мораторий
Список литературы

Введение

Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) был подписан 19 ноября 1990 в Париже полномочными представителями шестнадцати государств-участников НАТО (Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция и Франция) и шести государств-участников Организации Варшавского договора (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия) и вступил в силу 9 ноября 1992.

Договор устанавливал равновесие сил государств - участников двух военно-политических союзов на более низком уровне, одновременно ограничивая возможности размещения их обычных вооружений вдоль линии соприкосновения между блоками и препятствуя, таким образом, созданию потенциала для внезапного нападения и ведения крупномасштабных наступательных действий в Европе.

1. Ограничения

Согласно Договору, в пределах района его применения (от Атлантического океана до Уральских гор, реки Урал и Каспийского моря, включая островные территории) обеим группам государств-участников Договора разрешалось иметь равное количество обычных вооружений и боевой техники, при этом их суммарное количество не должно было превышать:

· 40 000 боевых танков;

· 60 000 боевых бронированных машин;

· 40 000 артиллерийских единиц калибра 100 мм и выше;

· 13 600 боевых самолётов;

· 4000 ударных вертолетов.

Ограничению подвергалось также число танковых мостоукладчиков, БМП и БТР, учебно-тренировочных самолётов, вертолётов боевого обеспечения, невооружённых транспортных вертолётов, вертолётов Ми-24К и Ми-24Р.

Договором накладывались ограничения и на количество обычных вооружений и боевой техники, которые позволялось иметь одной отдельно взятой стране, а также устанавливались процедуры и временны́е рамки для осуществления сокращения численности вооружений и техники до указанных пределов.

Договором, помимо прочего, ограничивалась численность боевой техники в четырёх зонах. В том числе на флангах (Болгария, Румыния, Закавказский, Ленинградский, Северо-Кавказский, Одесский военные округа СССР для ОВД; Греция, Исландия, Норвегия и Турция для НАТО) каждой стороне разрешалось размещать 4700 танков, 5900 бронемашин и 6000 артиллерийских систем.

2. Развитие ДОВСЕ

В ходе подготовки ДОВСЕ и в последующие годы его участниками, в связи с изменениями военно-политической обстановки в Европе, в первую очередь связанными с распадом ОВД и СССР, было принято множество документов технического характера и четыре международных договора.

2.1. Будапештское соглашение

Соглашение о максимальных уровнях для наличия обычных вооружений и техники, подписанное Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией в Будапеште 3 ноября 1990 и вступившее в силу одновременно с ДОВСЕ, имело целью распределение установленных ДОВСЕ групповых уровней обычных вооружений и техники между государствами ОВД.

2.2. Ташкентское соглашение

Соглашение о принципах и порядке выполнения ДОВСЕ, подписанное между Россией, Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Молдавией и Украиной в Ташкенте 15 мая 1992, имело целью распределение прав и обязательств бывшего СССР по ДОВСЕ между Россией и семью другими государствами - участниками Договора. Квота России составила 6400 танков, 11480 бронемашин, 6415 артиллерийских систем, 3450 самолетов и 890 вертолетов.

Соглашение ратифицировано Россией в 1992 году, но не вступило в силу. Азербайджан и Грузия не ратифицировали Соглашение. Латвия, Литва и Эстония отказались присоединяться к ДОВСЕ.

2.3. Фланговый документ

Приложение к Итоговому документу первой конференции по рассмотрению действия ДОВСЕ (Вена, 15-31 мая 1996), подписанное по инициативе России и вступившее в силу 15 мая 1997, представляет собой промежуточное компромиссное решение проблемы фланговых ограничений ДОВСЕ, возникшей после распада СССР. По Договору, России разрешалось иметь в Ленинградском и Северо-Кавказском военных округах в общей сложности до 700 танков, 580 бронемашин и 1280 артсистем, а с началом войны в Чечне эти ограничения оказались нарушены. В соответствии с Приложением, границы фланговых зон после неоднократных требований России были пересмотрены, и из них были исключены Псковская, Волгоградская, Астраханская области, восточная часть Ростовской области и коридор на юге Краснодарского края.

2.4. Соглашение об адаптации ДОВСЕ

Соглашение об адаптации ДОВСЕ, подписанное 19 ноября 1999 на Стамбульском саммите ОБСЕ, было вызвано военным дисбалансом, возникшим из-за расширения НАТО за счёт бывших стран ОВД и постсоветских государств.

Документом вместо блоковой системы квот введены национальные и территориальные лимиты (последние предполагают размещение на территории государств боевой техники других стран, но не выше оговоренного уровня). Квота России соответствовала Ташкентскому соглашению - 6350 танков, 11280 бронемашин, 6315 артсистем, 3416 самолётов и 855 вертолётов. Одновременно фланговые квоты РФ (на северо-западе Европейской части России и на Северном Кавказе) были увеличены до 1300 танков, 2140 бронемашин и 1680 артиллерийских систем.

Общая квота НАТО на момент подписания документа составляла 19096 танков, 31787 бронемашин, 19529 артиллерийских систем, 7273 самолёта и 2282 вертолёта (по состоянию на середину 2007, с учётом расширения блока они составляют 22424 танков, 36570 бронемашин, 23137 артсистем, 8038 самолётов и 2509 вертолётов).

Соглашение было подписано 30 государствами (страны НАТО, Ташкентского соглашения, а также Болгария, Румыния и Словакия). Ратифицировано оно было лишь Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной и так и не вступило в силу. Грузия и Молдавия отказались приступить к процессу ратификации, требуя исполнения Россией обязательств о выводе войск с их территории, взятых Россией на себя в Стамбуле. На этом основании страны НАТО также блокируют процесс ратификации Соглашения. Позиция России состоит в том, что соглашения с Грузией и Молдавией, подписанные в Стамбуле, носят двусторонний характер и не имеют отношения к ДОВСЕ, а потому не должны являться препятствием для ратификации Соглашения другими странами.

Прибалтийские государства (Латвия, Литва и Эстония) и Словения не присоединились к адаптированному договору.

3. Мораторий

26 апреля 2007 российский президент Владимир Путин в своём обращении к Федеральному собранию заявил о возможном объявлении моратория на исполнение Россией условий договора в связи с американскими планами по размещению объектов ПРО в Чехии и Польше. Помимо прочего, Путин обосновал это намерение тем, что некоторые члены НАТО не присоединились к договору, другие члены НАТО не ратифицировали его и не выполняли его условий. По словам Путина, Россия придерживалась условий договора только в одностороннем порядке. Однако его слова разошлись с реальным военным потенциалом РФ по отношению к предусмотренным договорённостям. Ряд аналитиков указывал на факт, что на момент приостановления действия договора в распоряжении РФ находилось 21 820 боевых танков при предусмотренной квоте в 6350 единиц,а, для сравнения, Федеративная Республика Германия имела 2560 единиц при допустимом максимуме в 3444. Тот факт, что нератифицировавшая договор Германия содержит меньше боевых танков, чем предусмотрено договором, а ратифицировавшая договор Россия более чем втрое превышает максимальную планку, был использован как предлог для заявлений о пропагандистском ходе Путина накануне выборов, направленном прежде всего на внутреннюю аудиторию. Однако при этом умалчивалось, что Россия содержит «внеквотовые» танки за пределами европейской части России, то есть полностью выполняет условия договора.

28 мая Россия официально обратилась к стране-депозитарию ДОВСЕ - Нидерландам - с запросом о созыве чрезвычайной конференции государств - участников ДОВСЕ, которая и состоялась 12-15 июня 2007 года в Вене.

На конференции российские представители указали на условия, которые, по их мнению, способны «восстановить жизнеспособность режима ДОВСЕ». Среди них:

1. присоединение к ДОВСЕ Латвии, Литвы и Эстонии;

2. понижение суммарного уровня численности вооружений и техники стран НАТО для компенсации потенциала, приобретённого в результате расширения блока;

3. отмена фланговых ограничений для территории России;

4. вступление в силу или, по крайней мере, начало временного применения Соглашения об адаптации не позднее 1 июля 2008 года.

Западные государства, однако, саботировали предложенный Россией план восстановления жизнеспособности договора. В качестве оправдания было повторено требование вывода российских войск из Грузии и Молдавии. В результате на конференции не удалось даже согласовать итоговый документ.

Уже в июне представителям ВС Венгрии и Болгарии было отказано в инспекции российских воинских частей, а сама Россия отказалась от участия в совместных учениях США, Румынии и Болгарии.

13 июля 2007 года Владимир Путин подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров».

В сопровождающей указ справке указывается, что решение российского руководства было вызвано «исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации». К таковым, в частности, отнесены:

1. Превышение государствами - участниками ДОВСЕ, присоединившимися к НАТО, «групповых» ограничений ДОВСЕ в результате расширения альянса;

2. Невыполнение странами НАТО принятого в 1999 году в Стамбуле политического обязательства об ускоренной ратификации Соглашения об адаптации;

3. Отказ Латвии, Литвы и Эстонии, вступивших в НАТО, от участия в ДОВСЕ и, в результате, появление на северо-западной границе РФ территории, «свободной» от ограничений на размещение обычных вооружений, в том числе и вооружений других стран;

Опубликовано 10.03.15 21:33

Представитель МИД подчеркнул, что Москва полностью остановит действие ДОВСЕ с 11 марта 2015 года.

Россия решила приостановить участие в заседаниях Совместной консультативной группы (СКГ) по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), сообщает «Лента.Ру» со ссылкой на заявление руководителя российской делегации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Антона Мазура.

По его словам, Москва полностью остановит действие ДОВСЕ с 11 марта 2015 года. Кроме того, дипломат заявил, что Россия просит Беларусь представлять ее интересы в СКГ.

Также представитель МИД подчеркнул, что инткббэч этот шаг не означает отказа Москвы от дальнейшего диалога о контроле над обычными вооружениями в Европе (КОВЕ), «если и когда для него созреют наши партнеры». «Мы по-прежнему готовы к совместной работе над новым режимом KOBE, отвечающим интересам как России, так и других европейских государств», — заявил он.

Среди причин такого шага, Мазур напомнил, что по настоянию стран НАТО диалог о будущем KOBE был остановлен в 2011 году и с тех пор не возобновлялся. «Западные партнеры регулярно используют эту площадку для обращений к российской стороне с ритуальными и не имеющими отношения к действительности призывами вернуться к соблюдению ущербного для нас старого ДОВСЕ», — подчеркнул дипломат.

Он также отметил, что «в этих условиях продолжение участия в заседаниях СКГ, как правило, сводящихся к зачитыванию повестки дня, становится для Российской Федерации бессмысленным с политической и практической точек зрения и неоправданно затратным — с финансово-экономической».

Напомним, что в ноябре 2014 года о смерти ДОВСЕ заявил глава российского МИД Сергей Лавров. Он добавил, что Москва не намерена к нему возвращаться.

ДОВСЕ был подписан 19 ноября 1990 года в Париже и вступил в силу в 1992-м. Изначально подписи под ним поставили представители 16 государств НАТО, а также шести государств-участников Варшавского договора. Соглашение устанавливало ограничения на размер обычных вооруженных сил и определяло предельные численности обычных вооружений, развертываемых сторонами в Европе.

Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) подписан в Париже 19 ноября 1990 г. Вступил в силу 9 ноября 1992 г. Депозитарий – Нидерланды.

Являлся достаточно эффективным для начала 90-х гг. инструментом укрепления европейской безопасности. Его первоначальными участниками стали шесть государств, подписавших Варшавский договор 1955 г., и шестнадцать государств, подписавших или присоединившихся к Брюссельскому договору 1948 г. (Западноевропейский союз – ЗЕС) или Вашингтонскому договору 1949 г. (НАТО). По факту участия в этих военно-политических союзах были сформированы две группы государств - участников Договора.

На сегодняшний день участниками ДОВСЕ являются 28 государств Европы (Армения, Азербайджан, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Люксембург, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия , Румыния, Словакия, Турция, Украина, Франция и Чехия), а также США и Канада.

Договор ограничивает численность пяти основных категорий обычных вооружений и техники (боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем калибра 100 мм и выше, боевых самолётов и ударных вертолётов) вооружённых сил тридцати государств - участников в районе применения (территория Европы от Атлантического океана до Уральских гор). В соответствии с ним предусматривался обмен информацией и широкая инспекционная деятельность.

Центральными являются положения о максимальных уровнях на ограничиваемые Договором вооружения и технику (ОДВТ) каждой из групп государств-участников в районе применения в целом и в отдельных его регионах. Уровни, установленные в Договоре для групп государств - участников, были распределены ими внутри этих групп.

Целью введения зональных (региональных) ограничений было понижение плотности вооружений в полосах соприкосновения ОВД и НАТО. Выделение в отдельную зону с жёсткими ограничениями т.н. флангового района, включавшего обширные территории на севере и юге Европы, оказалось крайне невыгодным для России, однако в полной мере это стало ясно лишь после прекращения существования Варшавского Договора и СССР.

Принятие ДОВСЕ как бы подводило черту под эпохой межблокового противостояния. Договор устанавливал равновесие сил ОВД и НАТО на пониженных уровнях, ограничивал возможности размещения обычных вооружений двумя союзами вдоль линии их соприкосновения. Он позволил провести быстрое и сбалансированное сокращение большого количества избыточных вооружений и техники, доставшихся странам - участницам в наследство от времён «холодной» войны.

Однако с прекращением существования ОВД, а затем и СССР , выводом советских/российских войск из Центральной и Восточной Европы, Балтии и республик СНГ, возникновением ряда очагов конфликтов и особенно с расширением НАТО, договорные механизмы, предназначенные для поддержания баланса сил между двумя военно-политическими союзами, стали утрачивать своё значение. В первую очередь это произошло из-за того, что блок НАТО в результате расширения превысил установленные для него Договором уровни.

В этих условиях по инициативе России было разработано Соглашение об адаптации Договора об обычных вооружённых силах в Европе (подписано в Стамбуле 19 ноября 1999 г.). На его основе имелось в виду осуществить переход от зонально-блоковой структуры ДОВСЕ к национальным и территориальным предельным уровням ОДВТ для каждого государства - участника, при этом адаптированный ДОВСЕ должен был стать открытым для присоединения любого европейского государства - участника ОБСЕ. Однако Соглашение об адаптации ДОВСЕ было ратифицировано только Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной (последняя не сдала ратификационную грамоту депозитарию) и так и не вступило в силу из-за надуманных претензий к России со стороны натовских стран.

Практически сразу же после подписания Соглашения об адаптации ДОВСЕ они под воздействием США взяли курс на затягивание процесса введения этого документа в действие. Так, начало его ратификации стало увязываться с выполнением Россией не относящихся к контролю над вооружениями условий, связанных, в частности, с выводом российских войск с территории Грузии и Молдавии. Россия, выполнив все относящиеся к ДОВСЕ договорённости, считала эту увязку неправомерной. Кроме того, страны НАТО игнорировали конкретные российские предложения по выводу ДОВСЕ из кризиса (возвращение Латвии, Литвы и Эстонии в договорное поле в сфере обычных вооружений в Европе; понижение суммы разрешённых уровней и наличий обычных вооружений стран НАТО в целях компенсации потенциала, приобретённого альянсом в результате двух волн расширения; принятие политического решения об отмене фланговых подуровней для территории России; разработка общего понимания термина «существенные боевые силы» и проявление соответствующей сдержанности в период до его согласования; вступление в силу или, по крайней мере, начало временного применения Соглашения об адаптации; разработка условий присоединения к ДОВСЕ новых участников и дальнейшая модернизация договора), ограничиваясь обещаниями обсудить их позже, после вступления адаптированного Договора в силу.

Сложившаяся ситуация потребовала приостановления Российской Федерацией применения, выполнения Договора. Реализация соответствующих нормативных актов началась 12 декабря 2007 г. В практическом плане это означало приостановление всей деятельности России по выполнению ДОВСЕ и связанных с ним документов (Будапештского Соглашения и Флангового Документа). При этом мы подчёркивали, что приостановление – не самоцель, а средство борьбы РФ за обновление режима контроля над обычными вооружениями в Европе.

В ноябре 2011 г. страны альянса объявили в рабочем органе по ДОВСЕ Совместной консультативной группе (СКГ), заседания которой проходят в Вене, о приостановке представления российской стороне информации по Договору и приёма российских инспекций на своей территории, мотивируя это «необходимостью отреагировать на действующий с 2007 г. российский мораторий». США, однако, заявили, что намерены в порядке доброй воли информировать Россию о любых значительных изменениях в своих вооружённых силах в Европе.

Россия, в свою очередь, с декабря 2011 г. также перестала представлять краткую обобщённую информацию о наличиях вооружений и техники, которую она добровольно передавала остальным государствам - участникам Договора с декабря 2007 г.

11 марта 2015 г. Россия приостановила своё участие и в работе СКГ (наши интересы в этом органе теперь представляет делегация Белоруссии).

В сентябре 2016 г. в Вене без нашего участия прошла очередная конференция по рассмотрению действия ДОВСЕ. Итоговый документ не был принят.

С учётом нынешних политических реалий возвращаться к выполнению ДОВСЕ Россия не намерена. По нашим оценкам, Договор себя изжил.

Россия выступает за создание принципиально нового режима контроля над обычными вооружениями в Европе (КОВЕ), соответствующего современным потребностям, исключающего возможность силового решения международных проблем и основывающегося на принципах равной и неделимой безопасности, сбалансированности прав и обязательств сторон.

Последние годы не отмечены практическими результатами по выводу из кризиса режима контроля над обычными вооружениями в Европе (КОВЕ). Усилия государств - участников, в первую очередь стран НАТО, были сосредоточены на «домашней работе» над концепцией возможной будущей договорённости по КОВЕ. Однако перспективы её завершения весьма туманны, учитывая, что на Валлийском саммите НАТО (сентябрь 2014 г.) альянс вновь взял курс на «сдерживание» России и военное наращивание на «восточном фланге». Под предлогом «российской военной угрозы» трансатлантические союзники увеличивают силы передового базирования в государствах Балтии, Норвегии и Польше, разворачивают складскую инфраструктуру под тяжелую боевую технику, совершенствуют командно-управленческие структуры, наращивают военную деятельность на Балтике и в Чёрном море.

В ходе саммита в Брюсселе 11 - 12 июля 2018 г. страны НАТО, сохраняя приверженность контролю над обычными вооружениями в качестве основного элемента евроатлантической безопасности, заявили о решимости сохранять, укреплять и модернизировать режим КОВЕ на основе таких ключевых принципов, как взаимность, транспарентность и согласие принимающей стороны. В то же время, с учётом сложной ситуации в сфере евробезопасности, подчеркнули готовность к дальнейшим переговорам с Российской Федерацией по данной проблематике.

С инициативой восстановления диалога о КОВЕ в августе 2016 г. выступил бывший мининдел ФРГ Ф.-В.Штайнмайер. Это самостоятельное направление работы в формате сформировавшейся «группы единомышленников», в состав которой входит 21 государство - участник ОБСЕ, практически свелось к «нулю».

На СМИД ОБСЕ в Гамбурге в декабре 2016 г. запущено решение о запуске неформального «структурированного диалога» по вызовам безопасности в регионе ОБСЕ. Его цель Россия видит в деэскалации ситуации, снижении военного противостояния, восстановлении отношений по военной линии.

Российская Федерация продолжает оставаться государством - участником ДОВСЕ, несмотря на приостановление ею в декабре 2007 года действия этого договора.

15 мая 1992 года в Ташкенте было подписано Соглашение о принципах и порядке выполнения Договора об обычных вооружённых силах в Европе («Ташкентское Соглашение», ратифицировано Российской Федерацией в 1992 году, не вступило в силу). Данное Соглашение регулирует распределение прав и обязательств бывшего СССР по ДОВСЕ между Россией и другими его государствами - участниками, являющимися правопреемниками Советского Союза (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Молдавия, Украина). Несмотря на то, что Азербайджан и Грузия не ратифицировали это Соглашение, его участники на протяжении многих лет в целом придерживались его положений.

  • Глава 13. ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА
  • Глава 14. ВОЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ
  • Глава 15. ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • Глава 16. ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ
  • Глава 17. ВОЕННОЕ ПРАВО
  • Глава 18. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ВПК СССР
  • Приложение I. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ
  • Приложение II ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В ОБЛАСТИ РАЗОРУЖЕНИЯ И НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ
    • 1. ДОГОВОР ОБ АНТАРКТИКЕ
    • 2. ДОГОВОР О ЗАПРЕЩЕНИИ ИСПЫТАНИЙ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ В АТМОСФЕРЕ, КОСМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ И ПОД ВОДОЙ
    • 3. ДОГОВОР О ПРИНЦИПЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА, ВКЛЮЧАЯ ЛУНУ И ДРУГИЕ НЕБЕСНЫЕ ТЕЛА (ДОГОВОР О КОСМОСЕ)
    • 4. ДОГОВОР О ЗАПРЕЩЕНИИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ (ДОГОВОР ТЛАТЕЛОЛКО)
    • 5. ДОГОВОР О НЕРАСПРОСТРАНЕНИИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ (ДНЯО)
    • 6. ДОГОВОР О ЗАПРЕЩЕНИИ РАЗМЕЩЕНИЯ НА ДНЕ МОРЕЙ И ОКЕАНОВ И В ЕГО НЕДРАХ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ И ДРУГИХ ВИДОВ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ (ДОГОВОР О МОРСКОМ ДНЕ)
    • 7. КОНВЕНЦИЯ О ЗАПРЕЩЕНИИ РАЗРАБОТКИ, ПРОИЗВОДСТВА И НАКОПЛЕНИЯ ЗАПАСОВ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО (БИОЛОГИЧЕСКОГО) И ТОКСИННОГО ОРУЖИЯ И ОБ ИХ УНИЧТОЖЕНИИ (КБТО)
    • 8. ДОГОВОР МЕЖДУ СССР И США ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СИСТЕМ ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ (ДОГОВОР ПО ПРО)
    • 9. ВРЕМЕННОЕ СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ СССР И США О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ В ОБЛАСТИ ОГРАНИЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ (ДОГОВОР ОСВ-1)
    • 10. ДОГОВОР МЕЖДУ СССР И США ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ПОДЗЕМНЫХ ИСПЫТАНИЙ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ
    • 11. КОНВЕНЦИЯ О ЗАПРЕЩЕНИИ ВОЕННОГО ИЛИ ЛЮБОГО ИНОГО ВРАЖДЕБНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ
    • 12. ДОГОВОР МЕЖДУ СССР И США ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ (ДОГОВОР ОСВ-2)
    • 13. КОНВЕНЦИЯ О ЗАПРЕЩЕНИИ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИИ ПРИМЕНЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ВИДОВ ОБЫЧНОГО ОРУЖИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ СЧИТАТЬСЯ НАНОСЯЩИМИ ЧРЕЗМЕРНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ИЛИ ИМЕЮЩИМИ НЕИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ (КОНВЕНЦИЯ О НЕГУМАННОМ ОРУЖИИ, КНО)
    • 14. ДОГОВОР ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ЮЖНОЙ ЧАСТИ ТИХОГО ОКЕАНА БЕЗЪЯДЕРНОЙ ЗОНОЙ (ДОГОВОР РАРОТОНГА)
    • 15. РЕЖИМ КОНТРОЛЯ ЗА РАКЕТНОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ (РКРТ)
    • 16. ДОГОВОР МЕЖДУ СССР И США О ЛИКВИДАЦИИ ИХ РАКЕТ СРЕДНЕЙ И МЕНЬШЕЙ ДАЛЬНОСТИ (ДОГОВОР РСМД)
    • 17. ДОГОВОР ОБ ОБЫЧНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ В ЕВРОПЕ (ДОВСЕ)
    • 18. ДОГОВОР МЕЖДУ СССР И США О СОКРАЩЕНИИ И ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ (ДОГОВОР СНВ-1)
    • 19. РЕГИСТР ОБЫЧНЫХ ВООРУЖЕНИЙ ООН
    • 20. ДОГОВОР ПО ОТКРЫТОМУ НЕБУ (ДОН)
    • 21. ДОГОВОРЕННОСТЬ МЕЖДУ ПРЕЗИДЕНТАМИ РФ И США О ДАЛЬНЕЙШИХ СУЩЕСТВЕННЫХ СОКРАЩЕНИЯХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ («РАМОЧНАЯ ДОГОВОРЕННОСТЬ»)
    • 22. СОВМЕСТНОЕ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПО ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ЗАЩИТЫ (ГСЗ) ПРОТИВ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ
    • 23. ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЕЙ И США О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОКРАЩЕНИИ И ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ (ДОГОВОР СНВ-2)
    • 24. КОНВЕНЦИЯ О ЗАПРЕЩЕНИИ РАЗРАБОТКИ, ПРОИЗВОДСТВА, НАКОПЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ И О ЕГО УНИЧТОЖЕНИИ (КЗХО)
    • 25. КОНВЕНЦИЯ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 26. ВАССЕНААРСКИЕ ДОГОВОРЕННОСТИ (ВД) ПО ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ ЗА ОБЫЧНЫМИ ВООРУЖЕНИЯМИ, ТОВАРАМИ И ТЕХНОЛОГИЯМИ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
    • 27. ДОГОВОР О БЕЗЪЯДЕРНОЙ ЗОНЕ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (БАНГКОКСКИЙ ДОГОВОР)
    • 28. ДОГОВОР О СОЗДАНИИ В АФРИКЕ ЗОНЫ, СВОБОДНОЙ ОТ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ (ДОГОВОР ПЕЛИНДАБА)
    • 29. ДОГОВОР О ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕМ ЗАПРЕЩЕНИИ ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ (ДВЗЯИ)
    • 30. КОНВЕНЦИЯ О ЗАПРЕЩЕНИИ ПРИМЕНЕНИЯ, НАКОПЛЕНИЯ ЗАПАСОВ, ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕДАЧИ ПРОТИВОПЕХОТНЫХ МИН И ОБ ИХ УНИЧТОЖЕНИИ (ОТТАВСКАЯ КОНВЕНЦИЯ)
    • 31. ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЕЙ И США О СОКРАЩЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ (ДОГОВОР СНП)
    • 32. ДОГОВОР О ЗОНЕ, СВОБОДНОЙ ОТ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ, В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (СЕМИПАЛАТИНСКИЙ ДОГОВОР)
    • 33. КОНВЕНЦИЯ ПО КАССЕТНЫМ БОЕПРИПАСАМ
    • 34. ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЕЙ И США О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОКРАЩЕНИЮ И ОГРАНИЧЕНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ (ДОГОВОР СНВ-3)
    • 35. ПОСЛЕДСТВИЯ ОДНОСТОРОННЕГО ВЫХОДА США ИЗ ДОГОВОРА ПО ПРО 1972 Г. ГЛОБАЛЬНАЯ ПРО США И ПОЭТАПНЫЙ АДАПТИВНЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРО В ЕВРОПЕ
  • Алфавитный указатель
  • Договором предусматривались коллективные уровни вооружений для каждой из групп государств , входивших в НАТО и ОВД:

    1. Региональные ограничения:

    – Центральная Европа (на стороне НАТО – Германия, страны Бенилюкс; на стороне ОВД – Польша, Венгрия, Чехословакия);

    – расширенная Центральная Европа (Центральная Европа с включением на стороне НАТО Франции, Великобритании, Италии, Дании, а на стороне ОВД – военных округов .СССР – Прибалтийского, Белорусского, Прикарпатского, Киевского). При этом устанавливались ограничения на общее количество вооружений в Киевском военном округе;

    – расширенная Центральная Европа с включением тылового района (расширенная Центральная Европа с включением на стороне НАТО Испании и Португалии, а на стороне ОВД – Московского и Приволжско-Уральского военных округов .СССР);

    – фланговые районы (НАТО – Норвегия, Исландия, Турция, Греция; ОВД – Болгария, Румыния, Ленинградский, Одесский, Северо-Кавказский, Закавказский военные округа СССР).

    2. Предельные уровни вооружений (уровни достаточности) для одного государства в составе каждого союза.

    5. Морская авиация наземного базирования .

    6. Вооружения в полувоенных формированиях (КГБ СССР, МВД СССР, ДОСААФ).

    Вооружения и техника, ограничиваемые Договором в других видах ВС , в общий уровень ограничений по Договору не включались, но по ним государств .-участницы Договора обменивались информацией.

    Договором определялась периодичность обмена информацией, порядок подсчета вооружений и квоты инспекций.

    Предполагалось, что сокращения осуществляются в 3 этапа. К концу первого этапа (через 16 мес. после вступления Договора в силу) каждое государство должно ликвидировать 25% излишествующих вооружений и техники, к концу второго этапа (через 28 мес.) – 60%, к концу третьего (через 40 мес.) – все остальные вооружения и технику.

    Рассматривая Договор как важнейший инструмент поддержания военно-политической стабильности в Европе, Россия принимала самое активное участие в переговорах по его модернизации (1996-1999 гг.), которые проводились по ее инициативе. В целях обеспечения нормального функционирования ДОВСЕ и поддержания его жизнеспособности в меняющейся военно-политической обстановке в Европе государствами -участниками Договора на стамбульском саммите ОБСЕ 19 ноября 1999 г. было подписано Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе. К настоящему времени его ратифицировали лишь Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина (для вступления в силу адаптированного Договора необходима его ратификация всеми государствами -участниками).

    Соглашение об адаптации трансформировало зонально-групповую основу Договора (по признаку членства в военно-политических союзах) в систему национальных (для всех категорий ограничиваемых Договором вооружений и техники) и территориальных (для наземных сил) уровней для каждого государств .-участника.

    Параллельно с подписанием указанного Соглашения и в связи с ним на встрече ОБСЕ на высшем уровне в г. Стамбуле был принят Заключительный акт Конференции государств .участников Договора (не требует ратификации). К нему приложены заявления 4 центрально-европейских государств – Венгрии, Польши, Чехии и Словакии о будущем понижении их территориальных предельных уровней (ТПУ), а также Белоруссии, Германии и Украины – об отказе от использования механизмов, позволяющих увеличивать свои ТПУ, России – относительно сдержанности и использования договорных гибкостей в Калининградской и Псковской областях, Молдовы – об отказе принимать на своей территории иностранные обычные вооружения на условиях временного развертывания. К Заключительному акту прилагается также российско-грузинское заявление, фиксирующее в том числе обязательства России относительно сокращения излишков ограничиваемых Договором вооружений и техники, (договором вооружения и техника">ОДВТ), и вывода (утилизации) ОДВТ, находящихся на российских военных базах в городах Вазиани, Гудауте и на ремонтных предприятиях в г. Тбилиси. Эти обязательства Российской Федерацией полностью выполнены. В Заключительном акте зафиксированы также обязательства РФ вывести (уничтожить) к концу 2001 г. российские договором вооружения и техника">ОДВТ, находящиеся на территории Молдовы.

    Все названные политические обязательства являются частью пакета, формирующего единый режим обновленного Договора.

    Вводимая в обновленном Договоре жесткая система национально-территориальных ограничений устанавливала потолок для размещения ограничиваемых Договором наземных вооружений и техники и четкие временные и количественные рамки возможных изменений этого потолка без подрыва общей и региональной стабильности в районе применения (ограничение воздушного компонента договором вооружения и техника">ОДВТ должно было осуществляться в рамках национальных уровней государств .участников Договора и заявления НАТО о неразмещении на постоянной основе существенных боевых сил альянса на территориях его новых членов).

    Вступление в силу Соглашения об адаптации Договора не влекло за собой понижения обороноспособности России. Российские уровни договором вооружения и техника">ОДВТ соответствовали параметрам предыдущего Договора: по танкам – 6350 ед., по боевым бронированным машинам – 11280 ед., по артиллерийским системам – 6315 ед., по боевым самолетам – 3416 ед., по ударным вертолетам – 855 ед. Более того, увеличивалась российская квота вооружений для регулярных частей.

    В соответствии с фланговым режимом адаптированного Договора Россия получала возможность иметь в новой фланговой зоне (ЛенВО – без Псковской области, СКВО – без Волгоградской, Астраханской и восточной части Ростовской областей) почти в четыре раза больше ББМ: 2140 вместо 580 ед. в регулярных частях по действовавшему Договору. По танкам и артиллерии России разрешалось использовать право на дополнительное временное развертывание (153 танка и 140 артсистем). Россия сохраняла возможность переброски вооружений и техники из северного района в кризисный южный район фланговой зоны.

    Обновленный Договор позволял сохранить присутствие российских вооружений и техники в Армении и на Украине. В рамках двусторонних договоренностей в контексте адаптированного Договора было получено согласие Грузии на сохранение на ее территории российских ОДВТ в параметрах базового временного развертывания (153 танка , 241 ББМ, 140 артсистем). Что касается Молдовы, то в соответствии с ее Конституцией на молдавской территории запрещено присутствие иностранных вооруженных сил , что нашло отражение в стамбульских решениях ОБСЕ .

    С учетом «пронатовских» устремлений Болгарии и Румынии, а также неустойчивой ситуации в Грузии, Азербайджане и Молдове, принципиальное значение имел запрет на чрезвычайные временные развертывания (ЧВР) 459 танков , 723 ББМ и 420 артсистем во фланговом районе. Не допускались ЧВР также в Греции, Турции и Норвегии. Дополнительной гарантией против дестабилизирующей концентрации обычных вооружений и техники во фланговом районе являлось положение Договора, согласно которому перераспределение там национальных и территориальных уровней вооружений было возможно только между фланговыми государствами .

    Режим адаптированного Договора создавал основу для формирования широкой зоны стабильности в Центральной и Восточной Европе. Он ограничивал возможности развертывания в этом регионе обычных вооруженных сил государств .членов НАТО. Польша, Венгрия, Чехия и Словакия взяли обязательства до конца 2002 г. (Польша – до конца 2003 г.) сократить свои территориальные и национальные уровни по сравнению с существующими на 595 танков , 665 ББМ и 440 артсистем. Территориальные уровни этих государств , а также Германии не должны были пересматриваться в сторону повышения. Взяли обязательства дополнительно сократить свои уровни Германия (по государств . Такое размещение должно было осуществляться с явно выраженного согласия принимающего эти силы государств .-участника Договора. Оно имело право на подобное размещение как в счет заполнения зазора между своим ТПУ и реальным наличием собственных вооружений и техники, так и путем временного превышения ТПУ на фиксированные величины базового и, в случае кризисных ситуаций, чрезвычайного временного развертывания. Осуществление обоих видов временных развертывании подлежало контролю и подпадало под дополнительные меры транспарентности.

    В случае временного развертывания с превышением ТПУ более чем на 153 танка , 241 ББМ и 140 артсистем был предусмотрен и политический ограничитель – безотлагательный созыв конференции государств .участников, на которой принимающие и осуществляющие развертывание государств .-участники должны были объяснить его причины. Задействовался механизм ОБСЕ – об итогах конференции информировался Постоянный совет ОБСЕ , который мог принять необходимые политические меры для урегулирования ситуаций, связанных с этим развертыванием.

    При рассмотрении вопроса о ЧВР новые члены НАТО – Польша, Венгрия и Чехия, а также Словакия зарезервировали за собой право принимать на своей территории ЧВР сверх своих ТПУ. В то же время, поскольку они обязались при этом понизить уровни своих сил, осуществление потенциальных ЧВР не привело бы к дестабилизации обстановки в Центральной Европе.

    Принципиально новым качеством обновленного Договора явился охват ограничительным, инспекционным и информационным режимами динамических изменений количества договором вооружения и техника">ОДВТ. Помимо ЧВР, подлежали уведомлению и контролю все значимые в военном отношении (30 танков , 30 ББМ и 10 артсистем) трансграничные перемещения наземных договором вооружения и техника">ОДВТ. Договор ограничивал также транзитные переброски вооружений и техники по времени – как совокупному для всех государств , так и по сроку пребывания транзитных вооружений на территории одного государств .-участника.

    Качественно были модифицированы информационный и контрольный механизмы Договора за счет положений, позволяющих более оперативно отслеживать изменения в количестве вооружений, структуре и дислокации обычных вооруженных сил государств .участников в районе применения Договора. Обновленный режим инспекций позволял составить более полное представление о масштабах мероприятий, в рамках которых осуществляется развертывание дополнительного количества вооружений, и о динамике передислокаций существенных в военном отношении группировок войск.

    Последовавшая в начале 2000-х гг. трансформация геополитической обстановки, связанная с массовым вступлением бывших стран ОВД в НАТО и затянувшийся отказ западных государств ратифицировать адаптированный ДОВСЕ, оправдывавшийся якобы неполным выполнением Россией стамбульских политических обязательств в отношении Грузии и Молдавии, привели к тому, что Россия настояла на созыве Чрезвычайной конференции по ДОВСЕ, которая состоялась в Вене 12-15 июня 2007 г. На ней российская делегация выдвинула ряд предложений, направленных на восстановление жизнеспособности режима ДОВСЕ: присоединение к адаптированному Договору Латвии, Литвы и Эстонии; понижение общего уровня численности ОДВТ стран НАТО для компенсации дисбаланса, возникшего в связи с расширением альянса; отмена фланговых ограничений для территории России и пр.

    Итоговый документ Конференции, однако, согласовать не удалось в связи с отсутствием у целого ряда стран политической воли к поиску взаимоприемлемых решений, и 13 июля 2007 г. Президент России подписал указ о приостановлении Российской Федерацией действия ДОВСЕ (вступил в силу 13 декабря 2007 г.) до тех пор, пока страны НАТО не ратифицируют Соглашение об адаптации и не начнут добросовестно выполнять этот документ.

    Состоявшаяся в конце первого десятилетия 21 века «перезагрузка» в российско-американских отношениях, подписание и ратификация Россией и США нового Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) создали предпосылки для обсуждения в 2011 г. рамочного документа, который позволил бы возобновить переговоры о контроле над обычными вооружениями в Европе.


    1992 года .

    Договор устанавливал равновесие обычных вооружённых сил государств-участников двух военно-политических союзов на пониженном уровне, одновременно ограничивая возможности размещения их обычных вооружений вдоль линии соприкосновения между блоками и препятствуя, таким образом, созданию потенциала для внезапного нападения и ведения крупномасштабных наступательных действий в Европе.

    Договор являлся бессрочным. Каждое государство-участник имело право выйти из ДОВСЕ при условии заблаговременного (минимум за 150 дней) уведомления всех остальных государств-участников об этом решении .

    Согласно Договору, в пределах района его применения (от Атлантического океана до Уральских гор , реки Урал и Каспийского моря , включая островные территории) обеим группам государств-участников Договора разрешалось иметь равное количество обычных вооружений и боевой техники, при этом их суммарное количество не должно было превышать:

    • 40 000 боевых танков ;
    • 40 000 артиллерийских единиц калибра 100 мм и выше;
    • 13 600 боевых самолётов ;

    Ограничению подлежало также количество танковых мостоукладчиков , боевых машин пехоты (БМП) и бронетранспортёров (БТР), учебно-тренировочных самолётов , вертолётов боевого обеспечения, невооружённых транспортных вертолётов , вертолётов Ми-24К и Ми-24Р .

    Договором накладывались ограничения и на количество обычных вооружений и боевой техники, которые позволялось иметь одной отдельно взятой стране, а также устанавливались процедуры и временны́е рамки для осуществления сокращения численности вооружений и техники до указанных пределов.

    Договором, помимо прочего, ограничивалась численность боевой техники в четырёх зонах, в том числе на флангах (Болгария, Румыния, Закавказский , Ленинградский , Северо-Кавказский , Одесский военные округа ВС СССР для ОВД ; Греция, Исландия, Норвегия и Турция для НАТО) каждой стороне разрешалось размещать 4 700 танков, 5 900 бронемашин и 6 000 артиллерийских систем.

    Квоты по государствам

    • Бельгия - 334 танка, 1 099 ББМ , 320 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 232 боевых самолёта, 46 ударных вертолётов.
    • Великобритания - 1 015 танков, 3 176 ББМ, 636 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 900 боевых самолётов, 384 ударных вертолёта.
    • Германия - 4 166 танков, 3 446 ББМ, 2 705 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 900 боевых самолётов, 306 ударных вертолётов.
    • Голландия - 743 танка, 1 080 ББМ, 607 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 230 боевых самолётов, 69 ударных вертолётов.
    • Греция - 1 735 танков, 2 534 ББМ, 1 878 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 650 боевых самолётов, 18 ударных вертолётов.
    • Дания - 353 танка, 336 ББМ, 553 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 106 боевых самолётов, 18 ударных вертолётов.
    • Испания - 794 танка, 2 047 ББМ, 1 310 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 310 боевых самолётов, 80 ударных вертолётов.
    • Италия - 1 348 танков, 3339 ББМ, 1 955 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 650 боевых самолётов, 142 ударных вертолёта.
    • Канада - 77 танков, 263 ББМ, 32 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 90 боевых самолётов, 13 ударных вертолётов.
    • Норвегия - 170 танков, 275 ББМ, 527 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 100 боевых самолётов, 24 ударных вертолёта.
    • Португалия - 300 танков, 430 ББМ, 450 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 160 боевых самолётов, 26 ударных вертолётов.
    • США - 4 006 танков, 5 372 ББМ, 2 492 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 784 боевых самолёта, 518 ударных вертолётов.
    • Турция - 2 795 танков, 3 120 ББМ, 3 523 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 750 боевых самолётов, 103 ударных вертолёта.
    • Франция - 1 306 танков, 3 820 ББМ, 1 292 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 800 боевых самолётов, 352 ударных вертолёта.

    Соглашение об адаптации ДОВСЕ

    Соглашение об адаптации ДОВСЕ, подписанное 19 ноября 1999 года на Стамбульском саммите ОБСЕ , было разработано для урегулирования военного дисбаланса, связанного с произошедшими масштабными военно-политическими изменениями - расширением НАТО и вступлением в него ряда бывших стран ОВД и постсоветских государств.

    Этим Соглашением вместо зонально-групповой системы квот (по признаку членства в военно-политических союзах времён «холодной войны») вводились национальные и территориальные лимиты для каждого государства-участника (последние предполагали возможность размещения на территории государств боевой техники других стран, но не выше оговорённого уровня). Предполагалось, что режим адаптированного ДОВСЕ будет способствовать укреплению безопасности каждого государства-участника независимо от его принадлежности к военно-политическим союзам .

    Соглашение об адаптации ДОВСЕ было подписано 30 государствами (страны НАТО, Ташкентского соглашения, а также Болгария, Румыния и Словакия). Ратифицировано оно было лишь Белоруссией , Казахстаном , Россией и Украиной и так и не вступило в силу. Грузия и Молдавия отказались приступить к процессу ратификации, требуя исполнения Россией обязательств о выводе войск с их территории, которые Россия взяла на себя в Стамбуле. На этом основании страны НАТО также блокировали процесс ратификации Соглашения. Позиция России состояла в том, что соглашения с Грузией и Молдавией, подписанные в Стамбуле до подписания Соглашения об адаптации ДОВСЕ, носили двусторонний характер и не имели отношения к ДОВСЕ, а потому не должны были являться препятствием для ратификации Соглашения другими странами.

    Прибалтийские государства (Латвия, Литва и Эстония) и балканские страны (Словения, Албания и Хорватия), вступившие в НАТО в 2004 и 2009 годах, отказались присоединяться к ДОВСЕ.

    Мораторий и приостановление действия Договора

    28 мая Россия официально обратилась к стране-депозитарию ДОВСЕ - Нидерландам - с запросом о созыве чрезвычайной конференции государств-участников ДОВСЕ, которая и состоялась 12-15 июня в Вене.

    На конференции российские представители указали на условия, которые, по их мнению, способны «восстановить жизнеспособность режима ДОВСЕ». Среди них:

    Западные государства, однако, саботировали предложенный Россией план восстановления жизнеспособности Договора. В качестве основания было повторено требование вывода российских войск из Грузии и Молдавии. В результате на конференции не удалось даже согласовать итоговый документ.

    В сопроводительной справке МИД указывалось, что решение российского руководства было вызвано «исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации»:

    Объявление моратория означало прекращение взаимного военного инспектирования и предоставления партнёрам по Договору информации о перемещении воинских частей и боевой техники в европейской части страны, а также отказ России считать себя связанной количественными ограничениями. Уже в июне представителям ВС Венгрии и Болгарии было отказано в инспекции российских воинских частей, а сама Россия отказалась от участия в совместных учениях США, Румынии и Болгарии.

    В декабре 2007 года односторонний российский мораторий на исполнение ДОВСЕ вступил в силу. В то же время, российская сторона с учётом обращений ряда государств-участников ДОВСЕ приняла решение в порядке исключения продолжить участие в работе Совместной консультативной группы по ДОВСЕ, рассчитывая, что эта площадка будет задействована для разработки нового режима контроля над обычными вооружениями. 10 марта

    Страны НАТО:

    • Бельгия - 106 танков, 229 ББМ, 133 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 77 боевых самолётов, 31 ударный вертолёт.
    • Болгария - 524 танка, 738 ББМ, 1 161 артиллерийская система калибра 100 мм и более, 57 боевых самолётов, 19 ударных вертолётов.
    • Великобритания - 337 танков, 1 353 ББМ, 305 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 411 боевых самолётов, 187 ударных вертолётов.
    • Венгрия - 155 танков, 599 ББМ, 30 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 50 боевых самолётов, 23 ударных вертолёта.
    • Германия - 1 048 танков, 2 050 ББМ, 734 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 301 боевой самолёт, 153 ударных вертолёта.
    • Голландия - 134 танка, 725 ББМ, 258 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 93 боевых самолёта, 21 ударный вертолёт.
    • Греция - 1 620 танков, 2 178 ББМ, 1 722 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 595 боевых самолётов, 30 ударных вертолётов.
    • Дания - 60 танков, 299 ББМ, 56 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 62 боевых самолёта, 12 ударных вертолётов.
    • Испания - 510 танков, 988 ББМ, 387 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 174 боевых самолёта, 28 ударных вертолётов.
    • Италия - 1 178 танков, 3 091 ББМ, 1 436 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 434 боевых самолёта, 107 ударных вертолётов.
    • Норвегия - 76 танков, 218 ББМ, 67 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 56 боевых самолётов, 0 ударных вертолётов.
    • Польша - 900 танков, 1 492 ББМ, 1 048 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 118 боевых самолётов, 84 ударных вертолёта.
    • Португалия - 224 танка, 424 ББМ, 165 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 89 боевых самолётов, 0 ударных вертолётов.
    • Румыния - 1 098 танков, 1 594 ББМ, 1 287 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 99 боевых самолётов, 23 ударных вертолёта.
    • Словакия - 69 танков, 352 ББМ, 122 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 23 боевых самолёта, 15 ударных вертолётов.
    • США - ~6900 танков, 701 ББМ, 204 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 185 боевых самолётов, 48 ударных вертолётов.
    • Турция - 2 543 танка, 2 528 ББМ, 3 239 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 335 боевых самолётов, 25 ударных вертолётов.
    • Франция - 776 танков, 2 735 ББМ, 666 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 424 боевых самолёта, 254 ударных вертолёта.
    • Чехия - 166 танков, 494 ББМ, 244 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 38 боевых самолётов, 25 ударных вертолётов.
    • Канада, Исландия и Люксембург не имеют в Европе боевой техники, ограничиваемой ДОВСЕ .

    Всего НАТО (22 государства-участника ДОВСЕ) - 18 424 танка, 22 788 ББМ, 13 264 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 3 621 боевой самолёт, 1 085 ударных вертолётов.

    Албания, Латвия, Литва, Словения, Хорватия и Эстония не присоединились к ДОВСЕ. Из них информацию, адаптированную к требованиям ДОВСЕ, предоставили Литва и Эстония.

    • Литва - 0 танков, 146 ББМ, 179 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 0 боевых самолётов, 0 ударных вертолётов.
    • Эстония - 0 танков, 90 ББМ, 277 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 0 боевых самолётов, 0 ударных вертолётов.

    Постсоветские государства:

    • Азербайджан - 750 танков, 1100 ББМ, 469 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 79 боевых самолётов, 84 ударных вертолётов.
    • Армения - 110 танков, 140 ББМ, 239 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 16 боевых самолётов, 15 ударных вертолётов.
    • Белоруссия - 1 469 танков, 2 270 ББМ, 1 265 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 128 боевых самолётов, 22 ударных вертолёта.
    • Грузия - 200 танков, 878 ББМ, 400 артиллерийская система калибра 100 мм и более, 27 боевых самолётов, 6 ударных вертолётов.
    • Молдавия - 0 танков, 208 ББМ, 148 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 0 боевых самолётов, 0 ударных вертолётов.
    • Украина - 2 522 танка, 3 855 ББМ, 3 149 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 517 боевых самолётов, 147 ударных вертолётов.
    • Россия - 3 660 танков, 7 690 ББМ, 4 634 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 1 542 боевых самолёта, 365 ударных вертолётов.
    • Казахстан не имеет в Европе боевой техники, ограничиваемой ДОВСЕ.

    В 2019 году согласно обязательствам по договору Армения утилизировала 21 единицу боевой бронетехники.