Для чего выпускаются облигации субъекта российской федерации. Облигации российских регионов остаются хорошей инвестицией. Кредитный рейтинг эмитента

Количество российских регионов, которые выйдут на рынок облигаций для займов, может увеличиться в 2017 году с 22 до 40, согласно ожиданиям министерства финансов. Такую оценку дает в презентации на сайте министерства директор департамента государственного долга и государственных финансовых активов Минфина Константин Вышковский: Также по итогам 2017 года планируется двукратный рост привлечения по ценным бумагам. Сейчас наибольшие объемы привлечения заемных средств регионам обеспечивают банковские и бюджетные кредиты.

В общем и целом выход на рынок долга на любом уровне, от крупного бизнеса до муниципалитетов, хорошая идея, полагает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. Привлечение средств таким образом позволит не «кормить» банки лишними ставками и переплатами, видеть актуальные цены на займы и развиваться таким образом, чтобы размещения были интересны инвесторам.

«Тонкое» место таких размещений для муниципалитетов - очень слабая картина перспективы и возможные перебои с обслуживанием такого долга, считает аналитик. Это можно нивелировать, разработав стратегию развития. Инвесторам нужно понимать, что муниципалитет выходит на рынок долга не за тем, чтобы потом «проесть» привлеченный капитал, а за импульсом для развития. Как только это будет хорошо видно, проблем с привлечением средств таким способом не будет.

Так может и рост получиться

Выпуск облигаций регионами это закономерный шаг, направленный на то, чтобы в целом приучить регионы брать заемные деньги не в виде кредитов, а с помощью эмиссии ценных бумаг, соглашается аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Существует некая негласная градация регионов по степени от наихудшего к наилучшему. Условно, самый слабый регион обладает долгом, который составляет около 100% от размера налоговых доходов за год, и весь этот долг номинирован в кредитах от федерального центра. Это плохо, такие деньги неэффективно расходуются, кредиты - постоянно рефинансируются, относятся к ним, скажем так, небрежно. Это деньги, которые достаются очень легко, и поэтому не ценятся.

В качестве примера он приводит Мордовию, Хакасию, Костромскую и Астраханскую область, Калмыкию, Марий Эл и еще ряд регионов. У них отношение собственного госдолга к доходам собственного бюджета превышает 100%. Получается парадоксальная, демотивирующая управленцев ситуация: слабые регионы вовсю получают бюджетные кредиты, платят по ним невысокий процент, а сильные регионы, у которых мало долгов (Владимирская область, например), финансируют свои растущие расходы. В основном они делают это за счет коммерческих кредитов, платят более высокие проценты по этим долгам, и фактически - дотируют более слабые регионы, потому что слабые получают общие, бюджетные деньги.

То есть, объясняет Кирилл Яковенко, задача минимум - остановить сваливание в долговую яму, а задача максимум - сделать так, чтобы регионы эмитировали облигации и через это финансировали свои расходные статьи. Это будет честный способ, так как покупатель облигаций на бирже считает свои деньги и не заинтересован вкладывать их в регион, который, с его точки зрения, не покажет экономического роста.

Регионам, полагает аналитик, придется работать не только над финансовой, но и над имиджевой составляющей, убеждать инвесторов в том, что они собираются расти и развиваться, придется строить отношения с инвесторами, а не с госчиновниками. Биржа, как инструмент, очень полезна, поэтому Минфин и толкает регионы к самостоятельности, предлагая им занимать через прозрачный механизм эмиссии облигаций. Каждый регион при этом может превратиться в подобие отдельного бизнес-проекта, со своими сильными и слабыми сторонами, и это подтолкнет к экономическому росту страну в целом.

Инвестиции в рынок регионального долга РФ - это не очевидная, но очень перспективная идея, считают эксперты. Каким регионам стоит дать взаймы сегодня, чтобы через год получить хорошую прибыль?

Облигации регионов — не самые ликвидные бумаги на российском рынке, но у них есть хороший потенциал роста. По словам руководителя дирекции анализа долговых инструментов «Уралсиб Кэпитал» Дмитрия Дудкина, региональные (или субфедеральные) бонды отличаются большим сроком обращения по сравнению с корпоративными облигациями. Это значит, что при снижении доходности цены на эти бумаги будут расти значительно быстрее, говорит он.

Покупка субфедеральных облигаций особенно актуальна для инвесторов, которые ждут дальнейшего замедления инфляции и снижения ставки ЦБ, считает Дудкин. Он называет выгодными вложениями в некоторые выпуски облигаций Волгоградской («ВолгОбл-12») и Нижегородской («НижгорОбл-9») областей, Красноярского края («КраснЯрКр-9») и Ханты-Мансийского автономного округа («ХМАО-9»). Эти облигации характеризуются большими доходностями (выше 11%), превосходящими размер ключевой ставки ЦБ, и спекулятивными рейтингами от агентств S&P, Moody’s и Fitch, которые свидетельствуют о неплохой кредитоспособности регионов-эмитентов.

По данным УК «Уралсиб Кэпитал», в отчетности Волгоградской области за 2015 год отношение долга к операционному доходу составляло 40%, а дефицит бюджета был равен 9% дохода — это соответствует средним цифрам для российских регионов. В Красноярском крае отношение долга региона к операционному доходу было на уровне 37%, а дефицит бюджета — примерно 11% дохода, в Нижегородской области — 47 и 9% соответственно.

А вот в ХМАО ситуация на порядок лучше: в 2015 году отношение долга региона к операционному доходу составляло лишь 5%, а дефицит бюджета был равен 2,3% дохода. Это один из немногих субъектов РФ с относительно устойчивым балансом бюджета.

Замдиректора департамента управления активами УК «Альфа-Капитал» Евгений Кочемазов признает, что в его портфеле региональные облигации занимают небольшую долю из-за их низкой ликвидности. Однако финансист также склонен считать, что такие вложения интересны для частных инвесторов: ожидаемое снижение инфляции и ключевой ставки ЦБ — повод обратить внимание на региональные бонды.

«Ликвидность на этом рынке достаточно ограничена, но если ориентироваться на долгосрочные вложения, я бы советовал присмотреться к облигациям ХМАО и Москвы, особенно к выпуску «Москва-48», — говорит Кочемазов. Он обращает внимание, что доходность рублевых облигаций Москвы уже сейчас выше доходности ОФЗ в 1 п.п. ​

По данным рейтингового агентства S&P, сейчас на долю российской столицы приходится 25% рынка субфедеральныхбондов. На 2016 год бюджет города предусматривает увеличение долга еще на 40 млрд руб., а в 2017 году и 2018 году власти Москвы надеются обойтись без эмиссии новых долговых бумаг.

Если столичное правительство продолжит наращивать капитальные расходы на фоне снижения доходов — дефицит бюджета окажется больше запланированного, и Москве придется выпускать облигаций на 100 млрд руб. в год, а их ликвидность вырастет, пишет S&P в своем отчете. В декабре 2015 года международное рейтинговое агентство Moody"s Investors Service изменило прогноз рейтинга Москвы с «негативного» на «стабильный».

Ведущий экономист ГК «Финам» Тимур Нигматуллин отдает предпочтение облигациям Самарской («СамарОбл-10») и Ярославской («ЯрОбл-13») областей. Эти ценные бумаги отличаются высокими доходностями (11-12%) и купоном в 10% годовых. «Эти бонды очень интересны. Они, как и большинство бумаг в субфедеральном секторе, малоликвидны, но инвестор может купить их не только из-за высоких купонных выплат, но и чтобы сыграть на понижении ключевой ставки ЦБ», — подчеркнул Нигматуллин. Впрочем, финансист считает, что субфедеральные облигации являются привлекательным активом скорее для крупных институциональных инвесторов, чем для частных.

Самарская область входит в число крупнейших эмитентов госдолга, по версии агентства S&P, занимая долю на этом рынке в 6%. В мае-июне 2016 года регион собирается выпустить облигации для населения на 510 млн руб. со сроком обращения от одного года до 30 лет. Вырученные деньги областные власти намерены направить на инфраструктурные проекты, включая реконструкцию центра Самары.

Ярославская область, в свою очередь, последовательно сокращает дефицит бюджета. Несмотря на то что региону не удастся выйти в плюс в 2016 году, как это планировалось прошлой весной, правительство ожидает нехватку средств в этом году на уровне 744 млн руб. Для сравнения: в 2015 году дефицит бюджета составил 3,63 млрд руб.

Старший аналитик по облигациям в компании «Атон» Яков Яковлев подчеркивает, что при инвестициях в региональный сектор долгового рынка следует ориентироваться на баланс между хорошим кредитным качеством ценных бумаг и их доходностью. По этому параметру наиболее привлекательными выглядят облигации Нижегородской области и Республики Коми (выпуск «Коми-11), отмечает финансист.

Доходность облигаций выпуска «Коми-11» превышает размер ключевой ставки ЦБ. Сегодня эти облигации торгуются с премией 2 п.п. к ОФЗ. Кроме того, по объему доходов регионального бюджета на одного жителя Республика Коми входит в число лидеров среди российских регионов и является одним из немногих доноров федерального бюджета.

Яковлев из «Атона» отмечает, что по мере роста числа размещений на рынке субфедерального госдолга ситуация с ликвидностью будет улучшаться, поэтому эти бумаги могут представлять интерес для долгосрочного инвестора.

Ранее аналитики агентства S&P спрогнозировали рост объема рынка облигаций региональных и муниципальных органов власти к концу 2017 года в два раза, до 800 млрд руб. По их оценкам, регионы и муниципалитеты будут ежегодно выпускать облигации объемом около 300 млрд руб. В 2015 году субъекты РФ выпустили бондов на 95 млрд руб. — это на 12% меньше, чем в 2014 году. Объем рынка субфедерального долга составил 460 млрд руб.

Российские регионы стали активнее занимать средства у инвесторов. По данным Reuters, с начала этого года региональные и муниципальные власти выпустили рублевые облигации на сумму 60,5 млрд рублей по номинальной стоимости. При этом, как отмечает портал Cbonds, предельный объем эмиссии долга, заявленный разными регионами в 2017 году, превышает 300 млрд рублей - это в два раза больше, чем в 2016 году.

Всего в ближайшие три квартала на долговой рынок планируют выйти 35 субъектов федерации, среди них - пять регионов-дебютантов, которые впервые привлекут финансирование таким способом - Республика Бурятия, Алтайский край, Тюменская, Курская и Челябинская области. Наибольший объем средств в этом году намерены занять Санкт-Петербург, Красноярский край, Москва и Московская область, а также Нижегородская область и Ямало-Ненецкий АО - по оценкам Cbonds, речь идет в общей сложности о 184,1 млрд рублей.

Осенние займы

Традиционно пик активности регионов на долговом рынке приходится на осень - субъекты занимают деньги в соответствии с принятыми законами о бюджетах, объясняет портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Евгений Жорнист. Так, 22 сентября Ярославская область доразместила выпуск своих десятилетних облигаций на 2,5 млрд рублей по цене 101,7% от номинала, с доходностью 8,33% годовых. 26 сентября на долговой рынок выходит Кемеровская область, которая предложит инвесторам облигации на 9 млрд рублей со сроком обращения семь лет и ставкой купона 8,2% годовых.

28 сентября занимать средства у инвесторов на Московской бирже будет Новосибирская область - она намерена разместить пятилетние облигации на 5 млрд рублей с ориентировочной ставкой купона 8-8,3% годовых. Наконец, 10 октября планируется дебютное размещение облигаций Курской области на 1,3 млрд рублей со сроком обращения в 8 лет и прогнозной доходностью 8,56-8,77% годовых.

Долговые бумаги регионов будут пользоваться высоким спросом со стороны широкого круга инвесторов, убежден главный аналитик долговых рынков БК «Регион» Александр Ермак. Он объясняет это тем, что субфедеральные облигации предлагают более привлекательную доходность, чем ОФЗ. При этом, как и в случае с федеральным долгом, инвестору не придется платить НДФЛ 13% на купонный доход от этих бумаг.

«Премия к федеральным облигациям в настоящее время составляет 0,3-0,5 п.п. по облигациям регионов с наиболее высоким кредитным рейтингом и 0,6-1 п.п. по ценным бумагам регионов с более низким уровнем кредитных рейтингов»,- отмечает эксперт.

По его словам, небольшой разброс ставок по облигациям регионов с разными кредитными рейтингами связан с положительной историей платежей на этом рынке - отсутствием задержек и дефолтов. Кроме того, инвесторы доверяют регионам-заемщикам, поскольку они уверены в том, что в случае крайней необходимости все эмитенты получат поддержку со стороны федерального центра, добавляет Ермак.

Кому нужны долги регионов

Евгений Жорнист, впрочем, считает региональные облигации скорее инструментом для институциональных инвесторов - управляющих и страховых компаний, а также негосударственных пенсионных фондов. Именно крупные игроки скупают большую часть новых выпусков регионального долга.

«Для некоторых типов институциональных клиентов, таких, например, как пенсионный фонды, существуют законодательные ограничения, делающие инвестиции в облигации субфедеральных заемщиков привлекательными», - подчеркивает финансист. Региональный долг прекрасно вписывается в инвестиционные стратегии фондов и компаний, которые привыкли играть в долгую, соглашается Александр Ермак. Чаще всего субъекты федераций выпускают долгосрочные облигации (со сроком обращения 5-10 лет), поэтому высокий спрос на эти активы со стороны институциональных инвесторов абсолютно логичен.

Однако здесь есть и подводные камни: повышенное внимание крупных игроков приводит к крайне низкой ликвидности субфедерального долга. Это увеличивает расходы держателя региональных облигаций как при покупке, так и при продаже на вторичном рынке, предупреждает Жорнист. Частный инвестор, вложившийся в эти бумаги, далеко не всегда сможет реализовать их хотя бы по цене покупки.

Тем не менее для консервативного участника рынка, который не намерен спекулировать и придерживается стратегии «купи и держи», субфедеральные облигации являются хорошим решением, полагает начальник отдела торговли облигациями «Атон» Константин Глазов. В пользу инвестиций в эти бумаги говорят снижающиеся ставки по рублевым депозитам и растущее недоверие к банковской системе на фоне санации крупнейших частных банков «Открытие» и Бинбанк.

«Клиенты, у которых истекают сроки рублевых депозитов со «старыми» высокими ставками ищут замену вкладам. Облигации субъектов федерации для таких клиентов – неплохая альтернатива депозитам и ОФЗ», -говорит финансист. Он также напоминает, что у многих выпусков региональных облигаций предусмотрена амортизация (выплата «тела» долга в период обращения бумаги) - для многих инвесторов это дополнительный аргумент в пользу покупки.

По соотношению риск-доходность субфедеральные облигации вполне соответствуют качественным корпоративным бумагам, отмечает аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. Риск дефолта этих бумаг отчасти покрывается государством, которое следит за бюджетной дисциплиной и должно оказать поддержку региону, если у того возникнут какие-либо трудности с обслуживанием долга. В то же время наметившееся восстановление экономики в стране будет способствовать повышению кредитоспособности регионов-эмитентов, заключает эксперт.

Как выбирать «доходные субъекты»

По словам Константина Глазова, при покупке субфедеральных облигаций необходимо ориентироваться в первую очередь на кредитный рейтинг эмитента. «На мой взгляд, уровень «ВВ» и выше -вполне приемлемое кредитное качество», -подчеркивает он. Тимур Нигматуллин, в свою очередь, считает более значимой динамику макроэкономических показателей региона (валовой региональный продукт, потребительская инфляция, уровень занятости) и состояние его бюджета - опираясь на эти критерии, можно точнее оценить надежность субъекта федерации как заемщика.

Выбирая бумаги на рынке регионального долга, лучше отдавать предпочтение долгим выпускам, советует Ермак из БК «Регион». «В связи с вероятным сохранением тенденций к снижению уровня процентных ставок на рублевом рынке, наиболее интересными для вложения являются субфедеральные облигации со сроком обращения порядка 4-8 лет, которые в зависимости от соотношения риск/доходность предполагают доходность в размере 7,9-8,6% годовых (спрэд к ОФЗ в пределах 0,36-1,07 п.п.)», – комментирует аналитик.

Опрошенные финансисты сходятся во мнении, что наилучший способ инвестировать в региональные облигации – это купить их при первичном размещении. «Как правило, на первичных размещениях есть небольшая премия к доходности», – поясняет Глазов.

Александр Ермак добавляет, что покупка при размещении необходима в силу ограниченного предложения на рынке субфедерального долга. «На текущий момент на Московской бирже обращается 117 выпусков 45 субъектов федерации и муниципальных образований на общую сумму порядка 462 млрд руб., что составляет около 2,8% от всего рынка рублевых облигаций. В связи с этим субфедеральные облигации приобретаются при первичном размещении и хранятся в портфелях инвесторов обычно до погашения», - рассказывает он.

Помимо предстоящих размещений облигации Кемеровской и Новосибирской областей, аналитики рекомендуют обратить внимание и на уже обращающиеся бумаги, которые входят в Ломбардный список Банка России. Например, на облигации Москвы с погашением в 2022 году.

Глава Минфина Антон Силуанов доложил премьеру Дмитрию Медведеву о проблемах региональных бюджетов. Фото РИА Новости

Нехватку денег в региональных бюджетах можно будет покрывать не только банковскими кредитами, федеральными субсидиями, но и деньгами населения. Пока опыт займов у граждан через выпуск специальных облигаций есть только в Томской области. Вчера местные власти сообщили, что продали томичам облигаций на 6 млн руб. Дефолта по этим бумагам пока не было. Но в стране около десятка регионов уже находятся на грани банкротства.

Еще в декабре 2015 года департамент финансов Томска начал размещение трехлетних облигаций для населения со ставкой купонного дохода 12% годовых. Общий объем выпуска - 100 млн руб., номинальная стоимость одной облигации – 1 тыс. руб., купонный доход выплачивается ежеквартально. Томская область – единственный регион где размещают такие облигации. За последние 14 лет было выпущено облигаций на 5 млрд руб. При этом ставки по купонам варьировались в пределах 8,5–16% годовых.

«Мы понимали, что для населения Томска очень сложно определить, какие облигации муниципальные, а какие областные. Поэтому у нас основные условия одинаковые – ставка 12%. Разница в том, что у (областного. – «НГ») департамента финансов облигации двухлетние, а у нас – трехлетние», – цитирует Интерфакс начальника департамента финансов Томска Ирину Ярцеву.

Чиновник отметила, что доходность региональных облигаций на 1 процентный пункт превышает максимальные ставки по рублевым депозитам в банках для населения. Кроме того, доход от муниципальных ценных бумаг не облагается НДФЛ в отличие от доходов от депозитов кредитных организаций. Гарантом же выполнения долговых обязательств является бюджет города Томска, то есть облигации защищены муниципальным имуществом.

Условия размещения, со слов Ярцевой, выгодны не только населению, но и муниципалитету, поскольку банки готовы предоставлять кредиты городу только по более высоким ставкам. «Нам приходится занимать для обслуживания муниципального долга средства на рынке. Занимать можно двумя способами – брать кредиты или размещать облигации. Сегодня ставка на рынке у кредитных организаций – от 13 до 15% – достаточно высокая», – отметила она.

Летом облигации для населения может выпустить и Самарская область. «Схема выпуска облигаций, условия эмиссии, ее стоимость – все эти детали уже проработаны. Осталось принять принципиальное решение по стоимости облигаций и процентной ставке», – говорил министр управления финансами Самарской области Сергей Кандеев. Власти региона планируют сделать плавающую процентную ставку по облигациям, чтобы она была ориентирована на текущую инфляцию в стране и корректировалась по мере необходимости. Эмиссией облигаций займется Корпорация развития Самарской области, на базе которой будет создан залоговый фонд, который выступит гарантом займов для населения. Предполагается также, что следить за использованием заемных средств будет специально созданный совет из держателей облигаций.

В Минфине РФ подобные действия регионов в целом поддерживают. Так, замминистра финансов Леонид Горнин положительно оценивал опыт Томской области. В частности, он напомнил, что этот регион – единственный из субъектов РФ, осуществляющей региональные облигационные займы для населения, и рекомендовал другим субъектам изучить и использовать эту практику. И, что удивительно, в Минфине уверены, что сегодня использовать такой механизм может большинство регионов. Определенные ограничения же, по мысли Горнина, могут быть лишь у тех, чей уровень госдолга более чем в два раза выше собственных доходов. «Есть определенные субъекты, в которых уровень госдолга выше собственных доходов. В этих субъектах не следует рисковать и использовать доверие граждан как источник финансирования дефицита бюджета», – цитирует его ТАСС.

Призывая регионы активнее использовать рынок заимствований, власти словно забывают, что некоторые регионы сегодня фактически неплатежеспособны. По оценке рейтингового агентства Standard & Poor’s (S&P), у девяти регионов долги составляют от 80 до 100% от их доходов. Так, в зоне риска оказались Мордовия, Костромская, Астраханская, Смоленская области, Удмуртия, Карелия, Волгоградская, Рязанская и Саратовская области. Причем в Астраханской области и Мордовии долг существенно превышал 100%, подчеркивает S&P. О высокой долговой нагрузке этих регионов в конце прошлого года сообщал премьеру Дмитрию Медведеву и глава Минфина Антон Силуанов.

В половине регионов РФ долг выше 50% доходов. «Сам факт долга – не трагедия, – говорит ведущий кредитный аналитик S&P Карен Вартапетов. – Например, в немецких муниципалитетах он может достигать 200–300% от уровня доходов. Но местные облигации считаются одними из самых ликвидных. В наших же условиях даже уровень долга в 30% уже может стать критичным» (см. ). Однако, по версии Минфина, критичным уровнем госдолга для региона является показатель в два раза выше доходов субъекта.

К тому же, подчеркивают экономисты, каких-либо ограничений для выпуска региональных облигаций сегодня нет. «Однако российские регионы и муниципалитеты считают облигации менее гибкими и более сложными в техническом отношении инструментами, чем банковские кредиты, поэтому лишь некоторые из них размещают выпуски ценных бумаг», – объясняет аналитик S&P Екатерина Ермоленко. Естественным ограничителем для роста региональных долгов пока является сам рынок, говорит управляющий директор компании «БКС Ультима» Станислав Новиков.

По сравнению с 2014 годом в прошлом году рынок облигаций сократился в номинальном выражении. «Объем облигаций, выпущенных российскими регионами и муниципалитетами, снизился, по нашим оценкам, до 95 млрд руб., или на 12%. Общий объем облигаций, находящихся в обращении, сократился на 2% – примерно до 460 млрд руб.», – указывает Ермоленко. При этом половину новых выпусков разместили четыре региона – Красноярский край, Нижегородская область, Республика Коми и Самарская область.

Граждане должны помнить, что у высокой доходности региональных облигаций есть и оборотная сторона. С банковского депозита можно снять деньги в любое время, тогда как вложения в облигации можно будет вернуть только при погашении либо через продажу на фондовом рынке, замечает ведущий специалист компании «Алор+» Павел Хорошилов. В случае банкротства банка население может вернуть часть своих средств через систему страхования вкладов. А при покупке ценных бумаг подобной схемы не предусмотрено.

Впрочем, объявление дефолта по публичному долгу регионов представляется экспертам маловероятным, в том числе и по политическим соображениям. «В случае возникновения проблем с обслуживанием долгов федеральный Центр просто переведет необходимые суммы для погашения текущих обязательств», – уверен Новиков.

Введение

1 Теоретические аспекты функционирования рынка региональных облигаций

1.1 Сущность понятия облигации

1.2 Виды и типы облигаций

1.3 Особенности функционирования рынка облигаций

2. Практическая оценка рынка региональных облигаций

2.1 Оценка рынка региональных облигаций субъектов Российской Федерации

2.2 Оценка регионального рынка корпоративных облигаций

2.3 Оценка регионального рынка муниципальных облигаций

3. Проблемы рынка региональных облигаций и пути их решения

3.1 Предложения по улучшению условий функционирования рынка региональных облигаций

3.2 Предложения по повышению привлекательности облигаций как вида ценных бумаг

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Рынок региональных облигаций является важным элементом фондового рынка и оказывает существенное влияние на эффективность экономической политики государства в целом. Необходимость развития регионального рынка облигаций в современных условиях определяется задачами привлечения инвестиционных ресурсов в регионы для преодоления промышленного спада, сокращения дифференциации российских регионов в уровне социально-экономического развития, повышения жизненного уровня населения. Именно через региональный рынок облигаций возможен приток капиталов в регионы, что позволит решить проблемы финансирования целевых инвестиционных программ, покрытия бюджетного дефицита и повышения контроля за местным финансовым рынком.

В условиях повышения финансовой самостоятельности регионов роль региональных органов власти в создании инфраструктуры и контроле за функционированием региональных рынков облигаций достаточно высока. В частности органы власти могут содействовать росту информационной открытости участников фондового рынка, уровню технологического развития торговых и расчетно-депозитарных систем. Одновременно региональные органы власти являются активными участниками фондового рынка, осуществляя эмиссию долговых ценных бумаг.

Облигационные займы являются традиционным и широко распространенным в мире способом заимствования для региональных органов власти. На международных фондовых рынках региональные облигации занимают одно из основных мест, получив особое развитие в федеративных государствах с высокой степенью экономической самостоятельности регионов. Большое значение при этом имеет правильная организация функционирования рынка, позволяющая повысить эффективность используемой системы заимствований и избежать дефолтов.

Под региональными органами власти мы понимаем субфедеральные и муниципальные (местные) органы власти, а именно - администрации субъектов Российской Федерации и органы исполнительной власти муниципальных образований.

Эмиссия региональных облигаций предоставляет возможность снижения стоимости обслуживания внутреннего долга; позволяет эффективно мобилизовать имеющиеся в регионе финансовые ресурсы, а также (при необходимости) привлечь дополнительные средства из других регионов и из-за рубежа; содействует трансформации сбережений населения в инвестиции. Эффективное использование системы облигационных заимствований позволяет региональным органам власти решать проблемы сбалансированности бюджета, финансировать развитие местной инфраструктуры, добиваться эффективного функционирования финансовой системы региона в целом.

Для России, в силу особенностей ее политического устройства и экономического положения, вопрос построения эффективно функционирующей системы региональных облигационных заимствований очень важен. Существующая ситуация обостряет необходимость изучения особенностей и тенденций развития данного сектора рынка ценных бумаг, поиска наиболее оптимальной для современной России формы его организации и построения на ее основе эффективно функционирующего механизма региональных облигационных заимствований.

Среди трудов отечественных авторов, затрагивающих проблематику развития рынка региональных облигаций в России и за рубежом следует выделить работы Алехина Б.И., Колесникова В.И., Рубцова В.В., Торкановского B.C., Шенаева В.Н. Задачи государства и инструменты проведения им экономической политики описаны в трудах таких авторов, как Драгилев М.С., Кузнецов В.И., Осадчая И.М., Рымалов В.В., Фаминский И.П. В работах Ауэрбаха А.Дж., Масгрейва Р., Михайлова М.Н., Романовского М.В., Хатунцева В.М., Тер-Минасяна Т., Шишкова Ю.В. анализируются распределение задач государства между уровнями власти в федеративных государствах, особенности региональных органов власти, региональные аспекты государственной экономической политики, ее инструментарий.

Анализ научной и научно-методической литературы по проблемам региональных облигационных заимствований указывает на дефицит исследований, системно и комплексно увязывающих особенности деятельности региональных органов власти в процессе формирования заемных отношений с учетом специфических российских условий. Эти обстоятельства подтверждают целесообразность и актуальность углубленных исследований в данной области.

Целью настоящей работы является выявление проблем и перспектив рынка региональных облигаций России.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие основные задачи, определившие логику исследования и структуру дипломной работы:

Определить экономическая сущность и способы классификации облигаций;

Провести анализ рынка региональных облигаций Российской Федерации;

Выявить перспективы развития рынка региональных облигаций РФ.

Объектом исследования выступает экономический механизм функционирования рынка региональных облигаций в Российской Федерации.

Предметом исследования являются экономические и организационно-правовые отношения, связанные с функционированием рынка региональных облигаций.

Теоретической, методологической и информационной базой исследования послужили теоретические труды и прикладные разработки российских и зарубежных ученых, статистические материалы Госкомстата, Министерства финансов, кредитно-финансовых институтов и ряда информационно-аналитических служб; законодательные и нормативные документы. В качестве источников данных для анализа моделей регулирования рынка и статистических данных по региональным облигациям различных стран использовались публикации в периодических изданиях «Рынок ценных бумаг», «Эксперт», материалы конференций, статистические данные из годовых и ежемесячных отчетов ЦБ РФ, Госкомстата РФ, Министерства финансов РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, информация профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также исследования научных институтов, специализирующихся на проблематике финансового и фондового рынка.

В ходе исследования автором применялся диалектический метод, способствующий изучению экономических явлений в их развитии, с учетом существующих между ними взаимосвязей, использовались приемы логического и сравнительного анализа и синтеза, а также другие методы научного исследования.

Работа изложена на 65 страницах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка использованной литературы, который содержит 40 источников. Построение глав дипломной работы обусловлено поставленными целями и задачами. Работа иллюстрирована 6 таблицами и 7 рисунками

1 Теоретические аспекты функционирования рынка региональных облигаций

1.1 Сущность понятия облигации

Одним из самых важных объектом торговли на рынке ценных бумаг являются облигации. Облигация - ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим ее (заемщиком). Облигация, как эмиссионная ценная бумага закрепляет право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Следовательно, облигация - это долговое свидетельство, которое непременно включает два главных элемента:

Обязательство эмитента вернуть держателю облигации по истечении оговоренного срока сумму, указанную на титуле (лицевой стороне) облигации;

Обязательство эмитента выплачивать держателю облигации фиксированный доход в виде процента от номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.

Как отмечает Килячков А.А., принципиальная разница между акциями и облигациями заключается в следующем. Покупая акцию, инвестор становится одним из собственников компании-эмитента. Купив облигацию компании-эмитента, инвестор становится ее кредитором. Кроме того, в отличие от акций облигации имеют ограниченный срок обращения, по истечении которого гасятся. Облигации имеют преимущество перед акциями при реализации имущественных прав их владельцев: в первую очередь выплачиваются проценты по облигациям и лишь затем дивиденды; при делении имущества компании-эмитента в случае ее ликвидации акционеры могут рассчитывать лишь на ту часть имущества, которая останется после выплаты всех долгов, в том числе и по облигационным займам. Если акции, являясь титулом собственности, предоставляют их владельцам право на участие в управлении компанией-эмитентом, то облигации, будучи инструментом займа, такого права, не дают [Килячков, с.157].

Облигации выступают главным инструментом мобилизации средств правительствами, различными государственными органами и муниципалитетами. К организации и размещению облигационных займов прибегают и компании, когда у них возникает потребность в дополнительных финансовых средствах.

Выпуск облигаций содержит ряд привлекательных черт для компании-эмитента: посредством их размещения хозяйственная организация может мобилизовать дополнительные ресурсы без угрозы вмешательства их держателей-кредиторов в управление финансово-хозяйственной деятельностью заемщика. Однако облигационные займы компаний следует рассматривать как дополнение к заемным средствам, получаемым в виде банковских кредитов. Даже в странах с развитым фондовым рынком посредством выпуска облигаций компании покрывают далеко не всю потребность в заемных средствах. Поскольку облигационный займ выражает отношения по поводу возвратного движения ссуженной стоимости, то он по своей сути и назначению схож с банковской ссудой. В этой связи следует заметить, что право на эмиссию облигаций может быть предоставлено только таким компаниям, которые отвечают требованию кредитоспособности.

Порядок выпуска облигаций акционерными обществами регламентируется Федеральным законом "Об акционерных обществах". В соответствии с названным Законом при выпуске облигаций акционерными обществами должны быть соблюдены следующие дополнительные условия:

Номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала общества либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для целей выпуска;

Выпуск облигаций допускается после полной оплаты уставного капитала;роль в ее хозяйственной жизни играли кня­зья. Мощным инструментом их воздействия на экономику ... облигации и выставляла их для продажи на европейском денежном рынке . По облигациям ...

  • Цикличность развития российского фондового рынка

    Курсовая работа >> Экономика

    Этого отечественный рынок не оказывает существенного регулирующего воздействия на экономику страны, ... роль объединении профессиональных участников рынка , депозитарно-регистрационная сеть рынка ликвидировала прежнюю раздробленность региональных рынков ...

  • Мировые рынки капитала

    Реферат >> Экономика

    Особенно велико их воздействие на экономику малых развитых стран... региональные и даже муниципалитеты). Кредиторами на этом рынке ...) – краткосрочные облигации , а также евроакции... их продано на несколько миллиардов долларов. На российском фондовом рынке роль ...

  • Поведение домашних хозяйств в национальной экономике России

    Дипломная работа >> Экономика

    ... на финансовых рынках фактически так и не преодолён. Рынок облигаций ... , но ключевую роль в экономике все еще играет... от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, ... мер, максимизация их воздействия на экономику возможны только при...