Регионы банкроты. Российские регионы больше не банкроты. Не надо драматизировать

ТВ сентябре 2013 года в российских СМИ появилась информация, что в ряде субъектов РФ ситуация с долговыми обязательствами их администраций перед кредитными учреждениями приближается к критической. Экспертами был озвучен неутешительный прогноз: уже в 2015 году в нашей стране грозят появиться первые регионы банкроты.

Согласно Федеральному закону от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ, под несостоятельностью (банкротством) в России понимается признанная арбитражным судом неспособность должников (будь то гражданин, индивидуальный предприниматель или юрлицо) в полном объеме погасить денежные обязательства перед своими кредиторами и (или) произвести обязательные платежи. В частности, юридические лица считаются неспособными осуществить вышеуказанные действия, если соответствующие обязательства не исполнены ими в течение 3 месяцев с момента, когда должны быть исполнены обязательства.

Однако в действующем российском законодательстве пока отсутствует понятие несостоятельности целого региона, и вопрос о необходимости его введения остается открытым.

Сложившаяся ситуация в цифрах

Министерство финансов проанализировало ситуацию с государственным долгом субъектов РФ и обнародовало данные по состоянию на 1 августа 2013 г. Ведущие места в сформированном им антирейтинге достались:

  • в ЦФО – Москве, Тверской и Рязанской областям (со 176, 20,8 и 20,7 млрд. рублей непогашенных долгов соответственно);
  • ЮФО – Краснодарскому краю и Волгоградской области (80,9 и 28,9 млрд. руб. соответственно);
  • СЗФО – Вологодской, Архангельской областям, Санкт-Петербургу (28,11, 23, 20,6 млрд. руб.);
  • ПФО – Татарстану, Нижегородской и Саратовской областям (85,5, 42 и 40,8 млрд. руб.);
  • УФО – Свердловской области (18,3 млрд. руб.);
  • СФО – Кемеровской области, Красноярскому краю и Омской области (32,4, 31,4 и 22,9 млрд. руб.);
  • ДФО – Якутии и Амурской области (19,5 и 16 млрд. руб.);
  • СКФО – Ставропольскому краю (13 млрд. руб.).

Как относятся к проблеме на местах?

Вскоре после отчета Минфина руководители сразу нескольких областей сообщили о дополнительных миллиардных займах. Так, по состоянию на 1 сентября 2013 г. Брянская область достигла исторического максимума по госдолгу. За первые 8 месяцев года он вырос почти на 2 млрд. рублей, достигнув отметки в 8,4 миллиарда.

Правительство Нижегородской области в начале октября произвело сразу 9 заимствований (7 займов по 400 млн. рублей, 2 – по 250 и 150 млн.) на общую сумму свыше 3,2 млрд. руб. На начало августа долг региона составил 42 млрд. руб. при запланированных доходах чуть более 108 млрд. Руководство Омской области в тот же период провело 13 аукционов по кредитованию на общую сумму почти 4 млрд. руб.

Для администрации Мурманской области “Сбербанк” в начале сентября открыл кредитные линии на 1,5 млрд. руб. При этом на 2013 год доходы мурманского бюджета были утверждены в размере 41,4 млрд. рублей, расходы – 50,19 миллиарда, дефицит составлял 8,79 млрд. руб. Фактический госдолг региона на 1 июля 2013 г. зафиксирован на уровне 6,1 млрд. руб.

Однако мурманские власти перспектива банкротства региона не пугает. Первый замминистра финансов области А. Уварова заявила, что в этом субъекте РФ не нарушается норма Бюджетного кодекса, предписывающая, чтобы госдолг не превышал собственных доходов региона.Она сообщила, что региональное руководство берет кредиты для погашения кассового разрыва и финансирования расходов бюджета.

Замминистра согласилась с тем, что любой кредит всегда настораживает, и предпочтительнее было бы жить по доходам, но напомнила, что областная администрация вынуждена принимать те расходные обязательства, которые на нее “вешают”. А доходная база в Мурманской области растет далеко не теми темпами, какие наблюдаются у федерального бюджета.

В отличие от мурманских властей, карельские уже забили тревогу. На заседании регионального правительства министр финансов республики И. Усынин отметил, что регион уже не может обходиться без заимствований. Министр предостерег коллег, что при отсутствии изменений в финансово-экономической ситуации и при сохранении существующих темпов заимствования госдолг Карелии к 1 января 2015 года вырастет до 19,3 млрд. руб. и может достичь 100% от собственных доходов республики, что неумолимо приближает ее к статусу региона банкрота.

Губернатор Смоленской области А. Ост­ровский тоже честно признал: его регион находится на грани банкротства. Он пояснил, что более не намерен продолжать политику кредитования и наращивать госдолг области. Для этого должна вырасти доходная часть бюджета за счет налоговых поступлений либо, если этого не удастся добиться, регион будет обращаться к федеральному центру, включая руководство “Единой России”.

Реакция федеральных властей

Проблему госдолга регионов уже не раз обсуждали на различных уровнях власти, в частности, аудиторы Счетной палаты поднимали ее наиболее активно. К примеру, А. Филиппенко на правительственном часе в Госдуме во время весенней сессии 2013 г. высказал опасение, что субъектам РФ вряд ли удастся выполнить все социальные обязательства, отметив, что снижение экономической активности зафиксировано даже в наиболее успешных регионах.

По словам аудитора, доля средств, направляемых на развитие территорий, с 22% в 2012 г. снизилась до 13% в 2013-м. Он подчеркнул, что инициатива и ответственность остаются, конечно, за самими регионами, однако для изменения ситуации необходимо задействовать и федеральные ресурсы, укрепляя экономическую базу территорий, формируя для них систему поддержки.

Плачевным состоянием региональных бюджетов озаботились наконец и в федеральном правительстве. Осенью глава Минэкономразвития А. Улюкаев констатировал: ситуация в экономике является наихудшей с 2008 года, такой неблагоприятной обстановки, по его мнению, в России не было за последние 5 лет с начала мирового кризиса. Однако в причинах такого состояния экономики, фактически приводящего к банкротству регионов, в правительстве разбираться не стали. Зато быстро нашли “крайних” и меры воздействия на них.

На расширенной коллегии Минфина А. Силуановым было предложено отправлять в отставку глав тех субъектов, где происходит , а администрации не могут вовремя погашать свои финансовые обязательства. По словам министра, доведение губернатором своего региона до банкротства является серьезным основанием для его отставки.

Ведь в целом сложившаяся в стране система межбюджетных отношений, по его мнению, соответствует международным базовым требованиям. Но проблема в том, что они не всегда соблюдаются, и в последние годы наблюдается их размывание. Также Силуанов признал, что увеличилось количество принимаемых на федеральном уровне решений, которые приводят к росту расходов субъектов.

Позднее замминистра финансов Л. Горнин сообщил, что пока не видит каких-либо субъектов РФ, к которым необходимо применять жесткие санкции. Он назвал ситуацию управляемой, т.к. центральная власть и регионы находятся в диалоге. Горнин пояснил, что федеральный центр оказывает отдельным регионам поддержку в виде бюджетных кредитов для . По его мнению, говорить о чрезвычайном положении преждевременно, поскольку долг находится в управляемом положении. И хотя по отдельным регионам вопросы есть, в среднем по России уровень долга в них составляет 24% от собственных доходов.

Экспертное мнение

Заявление Улюкаева было прокомментировано многими экспертами. Так, аналитик компании “Альпари” А. Кокорева отметила, что замедление темпов роста отечественной экономики стало явным еще в конце 2012 года. Тем не менее, меры по стимулированию экономики правительство начало принимать только осенью 2013-го, поскольку приоритетной задачей для него было снижение коэффициента инфляции, а факторы, до последнего времени обеспечивавшие рост ВВП (цены на нефть, потребительское кредитование, приток иностранного капитала, рост внутреннего совокупного спроса), практически перестали работать. Глава аналитического департамента United Traders М. Крылов считает: банкротство регионов является следствием не роста размера задолженности, а суженного потенциала ее рефинансирования.

В частности, в Москве имеется определенный прогресс в сфере новых проектов, но парадоксальным образом наименее удачными из них оказываются те, которые окупаются лучше всего, к примеру, новые поезда московского метрополитена. Крылов указал на то, что в наихудшем положении оказываются регионы без отраслевой специализации, например, Тверская область. Но риск банкротства велик в регионах, сохраняющих зависимость от отдельных предприятий. В пример аналитик привел Вологодскую область, чье благополучие напрямую связано с Череповецким металлургическим комбинатом.

По мнению аналитика компании AForex Н. Авакяна, регионы просто вынуждены брать на себя слишком много, поскольку федеральный центр переложил почти все социальные обязательства на местные бюджеты, и это, с одной стороны, разумно, т.к. они в меньшей степени нефтегазовые. Но, с другой стороны, управление во многих регионах недостаточно профессиональное, поэтому эффективно исполнять указанные обязательства у руководства не получается.

Особенно это актуально для тех субъектов, где высок так называемый коррупционный налог. И регионам приходится влезать в долги. При этом дотационные регионы оказываются не в состоянии вовремя погашать свои обязательства, вследствие чего им приходится занимать все больше денег. Порочный круг замыкается, и в конечном итоге они становятся банкротами.

Не надо драматизировать

Руководителю филиала DS Law в С.-Петербурге Н. Рясиной представляется очевидным, что если сумма долговых обязательств региона превышает общий доход местного бюджета, это по своей сути означает его несостоятельность, поскольку такой вывод логически следует из положений Бюджетного кодекса РФ. И в данном случае можно ставить вопрос о введении режима временной администрации.

При этом часть движимого и недвижимого имущества, находящегося в собственности региона, подлежит реализации временной администрацией в рамках процедуры банкротства, а поступившие от продажи средства должны быть направлены на погашение долгов.

Однако та же Рясина считает, что в сложившейся экономической ситуации говорить о банкротстве регионов преждевременно, т.к. всегда существует возможность с помощью модернизации производства и ориентации на рыночные условия экономики увеличить инвестиционный поток в проблемные регионы. Схожего мнения придерживается и Н. Авакян, чей комментарий был приведен выше. Он призывает не драматизировать ситуацию, поскольку таких регионов пока относительно немного и в общей структуре ВВП они занимают меньше 5%. Т.е. про общенациональный масштаб проблемы в данном случае говорить рано.

Глава Международного института политической экспертизы Е. Минченко тоже считает, что взятые регионами кредиты еще не самые большие. Он с сожалением отмечает, что к внешним заимствованиям вынуждены прибегать многие субъекты РФ, в частности, тяжелая ситуация сложилась в Мордовии, очень большой долг у Московской области, доставшийся Воробьеву в наследство от Громова. Эксперт видит 2 составляющих этой проблемы, которые в сочетании и обеспечивают приближение к статусу региона банкрота:

  1. Тяжелая экономическая ситуация в конкретном регионе.
  2. Специфика местного финансового менеджмента.

Чего не сказал Улюкаев

Лишь немногие эксперты решились высказать то, что общественность услышала от профессора Высшей школы экономики А. Скопина (кафедра региональной экономики и экономической географии). Главной причиной роста долгов регионов он назвал увеличение их социальных обязательств по бюджету. Улюкаев, по мнению Скопина, не сказал главного: почему страна оказалась в такой ситуации. Если заглянуть в корень проблемы, все становится на свои места: причина кризиса кроется в сырьевом характере отечественной экономики.

Эксперт считает, что надо менять всю систему управления и территориями, и бизнесом, и в целом страной. В пример он привел Саудовскую Аравию, располагающую, как и Россия, большими запасами нефти, имеющую жесткую вертикаль власти, но занимающуюся диверсификацией своей экономики. По словам Скопина, это арабское государство активно развивает сельское хозяйство, сервис, вкладывает средства в инфраструктуру. Эксперт с сожалением отметил, что в России этого пока не происходит.

Банкротство регионов предполагает невыполнение денежных обязательств в поставленные сроки в достаточном объёме. Это также касается долгов по облигациям. Что происходит касательно банкротства в РФ на данный момент? Всё больше и больше областей находятся на грани кризисного положения.

Ситуация с регионами на сегодняшний день

Проблема с увеличением долгов со стороны регионов перед банковскими учреждениями актуальна. Финансовые обязательства всё растут. Объяснение понятия несостоятельности . На данный момент миллиардные займы имеет Нижегородская, Мурманская, Омская область, Карельский регион. Рассмотрим подробнее ситуацию с каждой областью:

  • Карельский регион . Область имеет обширный государственный долг, из-за чего ей пришлось брать много займов. В итоге объём заимствований превысил 50%. Объясняется это положение текущими тенденциями в экономической сфере.
    Пресс-служба региона объясняет кризисное положение тем, что это область средней экономической развитости. Однако она оказалась выброшена из современной экономики. Для дальнейшего развития требуются новые идеи и стратегии, которых, на данный момент, нет.
  • Нижний Новгород . Область также имеет множество займов (более 3,2 млрд. рублей). Количество займов обусловлено имеющимся государственным долгом, превышающим 42 млрд. рублей.
  • Омская область . Регион также является кандидатом в банкроты. В планах администрации есть взятие большого количества займов, что повышает .
  • Брянская область . Государственный долг региона достиг максимума в исторической перспективе. В прошлом году он увеличился на 2 млрд. рублей и составлял 8,4 млрд. рублей.
  • Мурманская область . Для этого края сравнительно недавно были выделены обширные кредитные линии. Следовательно, у него также будут иметься немалые займы. Однако министерство финансов области это не беспокоит, так как размеры государственного долга не так велики. Согласно норме, размер имеющихся обязательств не может превышать доходы края. Займы требуются для компенсации имеющегося разрыва.
    Администрация Мурманской области уверена в том, что взятые обязательства не станут причиной развития кризисного положения и их удастся вовремя оплатить.

Всегда ли взятые финансовые обязательства обозначают приближение кризиса в крае? По словам экспертов, данный признак не является критичным. Заимствования - это обычная процедура для регионов и она довольно распространена. К примеру, большие внешние обязательства имеет Московская область. Также на грани кризисной ситуации находится Мордовия.

Особенности кризисного положения регионов-банкротов

Проблема имеет несколько граней:

  • Сложное экономическое положение в крае, которое обусловило необходимость во внешних заимствованиях.
  • Особенности финансового управления в определённой области.

Несмотря на множество регионов с аналогичной проблемой, в каждом ситуация складывается особым образом. Всё зависит от особенностей конкретной области. Кризисное положение, связанное с внешними займами, актуально и часто обсуждается на самых высоких уровнях. Особенно обострилась ситуация в связи с российским кризисом.

Представители Счётной палаты заявили, что темпы экономического развития сократились даже в тех областях, которые считались относительно преуспевающими. Уменьшился объём средств, выделяемых на развитие. К примеру, ранее этот объём составлял 22%. Сейчас уровень снизился до 13%.

По словам экспертов, для изменения ситуации требуется работа по трём направлениям:

  1. Инициатива со стороны администрации области, личные попытки изменения положение, взятие ответственности.
  2. Укрепление финансовой базы края;
  3. Создание системы для повышения эффективности работы территорий.

Несостоятельность регионов является закономерным следствием общего финансового кризиса. По словам главы Минэкономразвития, экономическое положение РФ, относительно кризиса 2008 года, очень плохое. Уменьшаются темпы ВВП.

Другие эксперты считают, что увеличение долговых обязательств обусловлено повышением социальной ответственности по бюджету. Для изменения ситуации необходима разработка более эффективной системы территориального менеджмента.

Однако проблема значительно шире. Корень её кроется в сырьевом типе экономики. Для изменения ситуации требуется предпринять действия в нескольких направлениях:

  • Изменения в системе управления;
  • Перемены в управлении территорией страны;
  • Перестройка в области бизнеса.

Особенно обострилась ситуация в связи с российским кризисом.

Для примера эксперты приводят Саудовскую Аравию. В данном государстве, как и в РФ, есть обширные нефтяные запасы и вертикальное управление. Однако правительство страны предпринимает усилия по перемене положения. В частности, вкладываются средства в формирование сервиса, инфраструктуры, сельское хозяйство.

Комментарии экспертов

Чего ждать жителям несостоятельных областей? Как сложиться дальнейшая ситуация касательно несостоятельности областей?

Эксперты утверждают, что кризисное положение коснётся всех. Несостоятельность региона - процедура с особой спецификой. Процедура банкротства имеет аппарат, схожий с аналогичным процессом, касающимся предприятия. Информация о введении процедуры банкротства . У края также есть движимое и недвижимое имущество. При признании несостоятельности оно подлежит продаже.

Ответственность правительства заключается не только в покрытии долгов, но и в социальной поддержке населения. Все выплаты, связанные с социальной сферой, должны быть выполнены.

Первые звоночки об ухудшении темпов развития экономики прозвучали ещё в 2012 году, а с ними стали проявляться и регионов. Однако никаких глобальных мер по изменению ситуации не было предпринято. Меры по , снижающие рост кризиса, предпринимаются только сейчас. Ранее силы правительства были направлены на уменьшение инфляции. изложены в прошлой статье.

Ранее на увеличение объёма ВВП влияли следующие факторы:

  • стоимость нефтяного ресурса;
  • приток зарубежного капитала;
  • кредитование потребителей;
  • повышение внутреннего совместного спроса.

На данный момент все эти направления перестали справляться со своей задачей и не стимулируют нормальное увеличение ВВП.

Что происходит после признания несостоятельности?

При признании края банкротом он имеет ограничения в своей деятельности:

  • Невозможность финансирования масштабных инвестиционных проектов и замыслов.
  • Невозможность прибегнуть к помощи долговой отрасли для обеспечения финансирования.

Очевидно, что после процедуры экономический рост области значительно ухудшиться. Вероятно, его упадок будет критическим. В итоге, может возникнуть финансовая нестабильность в стране. Банкротство даже одного региона может негативно повлиять на всю страну в целом.

Банкротство одного региона может также негативно повлиять на соседние области, так как все территориальные части страны объединены друг с другом. Это может повлечь за собой цепь дефолтов.

Как коснётся данное событие населения? Рядовой гражданин не испытает катастрофических лишений, однако уровень жизни заметно снизится.

Однако не все эксперты поддерживают негативный сценарий развития событий. Некоторые аналитики утверждают, что мнения по поводу критичной ситуации в областях преувеличены. Однако ситуация с долговыми обязательствами действительно актуальна, объёмы займов растут. Всё это сказывается на общем состоянии страны.

Прогнозируется ухудшение роста ВВП, а также уменьшение промышленного производства. На фоне данной ситуации падает спрос на продукцию. Это делает тяжёлым положение в сегменте бизнеса. Предприниматели получают меньше средств, что влечёт за собой сокращение отчислений налогов. Соответственно, уменьшается государственный бюджет.

Наблюдается также отток иностранного капитала, что провоцирует сокращение инвестирования регионов. Отток вызван несколькими причинами:

  1. В некоторых краях не были предприняты меры, которые сделали бы производство конкурентоспособным. Оно не перестроилось по законам современного рынка и стало менее эффективным;
  2. Оборудование на предприятиях устаревает и также снижает эффективность.

Банкротство даже одного региона может негативно повлиять на всю страну в целом.

Последствия банкротства

После признания несостоятельности области можно ожидать следующих последствий:

  • Ущерб банковским учреждениям, кредитным организациям.
  • Потери, по уровню достигающие сотен миллионов рублей.
  • Ущерб регионам, соседствующим с банкротом.
  • Ущерб областям, имеющим деловые связи с должником.
  • Сокращение сотрудников бюджетных сфер.
  • Уменьшение или задержка зарплат.
  • Потеря инвестиционного потенциала области.
  • Смена местного административного состава.

Эксперты замечают, что крайнее кризисное положение никогда не наступает резко. Это постепенный процесс и местная власть может приостановить его или подготовиться к банкротству. Данная процедура отличается тем, что касается она не только конкретного края, но и близлежащих областей.

По мнению некоторых экспертов ситуация с регионами ещё сложнее. Смотрите видео:

В перспективе, регионы банкроты негативно сказываются на общем положении страны. Аналитики имеют множество вариантов развития ситуации. Однако о том, что долговые обязательства растут, убеждены все.


Максим Калашников
Откроем сайт Минфина РФ и узнаем, что если на 1 мая 2012 года, до майских указов-разорителей долги регионов составляли 1161 млрд. руб, а долги муниципалитетов - 194 млрд. руб, то к 1 февраля 2015 года они выросли соответственно до 2092 и 306,5 млрд – то есть в 1,8 и 1,6 раза! Вы можете представить, как выплатить 2,4 триллиона рублей, если годовые доходы типичного региона-должника - Костромский области - всего 13 млрд?
Первые полгода 2015-го - по данным Минфина РФ, суммарный объем государственного долга всех регионов РФ вырос за первые шесть месяцев текущего года на 1.5% и составил 2.121 триллиона рублей.

Вот сейчас бы деньги, что угробили на Сочи, пригодились бы на решение кризиса региональных бюджетов. А еще пригодились бы не менее бессмысленные затраты на саммит АТЭС во Владивостоке – 13 млрд. долларов. Или на грядущие футбольные игрища 2018 г. – там еще не менее 20 млрд. долларов затрат из казны всех уровней и кредитов госбанков. Ибо ежу понятно, что эти олимпийско-футбольные затраты никогда не окупятся.

Что такое финансовый крах двадцати регионов? Это – угроза массовых невыплат жалованья бюджетникам, капец местному здравоохранению, катастрофа с ЖКХ и отопительными сезонами. Это угроза бунтов как минимум части страны с населением под 30 миллионов душ. Это означает, что Кремлю придется вводить внешнее управление регионами и искать на их содержание огромные деньги. В дополнение к содержанию Крыма, а также убыточных автономий Северного Кавказа, Абхазии, Южной Осетии. К неизбежным затратам на спасение разрушенного Донбасса – от них никуда не денешься. Причем на фоне падения мировых цен на нефть и санкций Запада, что уже лишили РФ 2,6 трлн. рублей доходов федерального бюджета на 2015 год. Остается только коллективные моления у сочинских стадионов устраивать: может, из них средства посыплются?
полный текст -
http://www.apn-spb.ru/publications/article20583.htm

Обстановка на конец лета-2015.
На начало июля 2015 года количество регионов, в которых объем государственного долга превышает объем собственных доходов увеличилось до четырнадцати. В начале 2015 года таких регионов было десять.
Данные "РИА-рейтинг"
http://riarating.ru/regions_rankings/20150728/610664922.html
Итак, тут вырисовалась десятка лидеров в гонке к разорению.
Это Республика Мордовия, где отношение госдолга к собственным доходам бюджета составило 173%, Северная Осетия – 119,8, Костромская область - 115,9%, Смоленская область – 110,4%, Республика Карелия – 108,9%, Чукотский АО – 108,3%, Республика Хакасия – 108,1%, Карачаево-Черкесская Республика – 107%, Забайкальский край – 105,6%, Астраханская область – 105%, Удмуртская Республика – 101,4%, Белгородская область – 101,3%, Саратовская область – 101,2% и Республика Марий Эл – 100,4%.
В Краснодарском крае, даже несмотря на сокращение долговой нагрузки на 2.2 п.п до 90.5%, ситуация остается напряженной.
Хотя "РИА-рейтинг" и отмечает, что долги регионов коммерческим банкам уже не растут, растут в основном долги регионов федеральному центру.Если на конец 2014 года самая ощутимая доля (42.5%) приходилась на коммерческие кредиты, то к 1 июля 2015 года она сократилась до 37.7%. А вот доля, приходящаяся на бюджетные кредиты, наоборот, за полгода выросла с 31% до 36.9%. Государственных ценных бумаг в суммарном объеме госдолга регионов на фоне неблагоприятной конъюнктуры фондового рынка стало меньше – их доля снизилась с 21.2% до 19.5%, а государственных гарантий – немного больше (их доля выросла с 5.3% до 5.9%).
По итогам первого полугодия 2015 года в 51-ом российском регионе уровень государственного долга на 50% превышает объем годовых налоговых и неналоговых доходов бюджета, среди них у 33-х он выше 70% объема собственных доходов. В начале 2015 года таких регионов было 46 и 26 соответственно.

Низкий уровень долгового бремени – ниже 10% объема налоговых и неналоговых доходов – наблюдается только у девяти российских регионов. Их состав за прошедшие полгода почти не изменился. Это Ненецкий автономный округ и Сахалинская область, которые не имеют государственного долга, Тюменская область, г. Санкт-Петербург, Алтайский край, Ханты-Мансийский округ – Югра и г. Москва. К ним присоединились два новых региона: г. Севастополь, который не имеет государственного долга, и Республика Крым, имеющая небольшой долг.
По мнению экспертов Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», во второй половине года темпы прироста государственного долга регионов РФ на фоне стагнирующей экономики и проблем с наполняемостью бюджетов налогами ускорятся, и по итогам года не всем из них удастся сохранить текущие позитивные изменения. Структура госдолга будет постепенно меняться за счет увеличения доли бюджетных кредитов и сокращения заимствований через долговые инструменты и коммерческие кредиты. Впрочем, в силу ограниченности бюджетного финансирования, вряд ли следует ожидать полного замещения коммерческих кредитов. Эксперты РИА Рейтинг ожидают, что по итогам года суммарный государственный долг может вырасти на 25-30%. У ряда регионов ситуация с долговой нагрузкой может существенно ухудшится. В то же время драматизировать последствия высокой долговой нагрузки несмотря на всю тяжесть положения того или иного региона не стоит. Во-первых, долг распределен во времени. Во-вторых, регионы в критической ситуации всегда смогут рассчитывать на помощь федерального центра. В то же время нельзя исключать отдельных технических задержек платежей.
Оценка "Стандарт энд Пурз" на начало лета:
"...Под «сверхвысокой» понимается объем выплат по долгам, который превышает средний показатель, то есть 33,5% доходов региона.

В 47 регионах объем долга превышает половину всех поступлений. Жизнь без долгов могут позволить себе только регионы с огромной нефтегазовой рентой - Тюменская, Сахалинская области, Ненецкий автономный округ.
Эксперты отмечают, что региональные власти будут вынуждены резко сокращать социальные расходы, чтобы платить по долгам. При этом объявлять региональные дефолты не позволит федеральный центр по политическим соображениям..."

Максим Калашников: чтобы избежать социальных взрывов, Москве придется списывать долги регионов перед Минфином РФ. Ибо эти долги - ее вина, последствия ее политики. В противном случае - как бы нас ни успокаивали - возможны региональные социально-экономические коллапсы.
С падением Рейтинга Самого...

Пока экономика РФ устремилась вослед падающей экономике Украины...

Российские регионы наращивают миллиардные долги, кроме того, продолжают занимать деньги. Учитывая эти факторы, многие регионы могут стать банкротами уже к 2015 году, пишет в четверг газета “Известия” .

По данным Минфина на 1 августа, лидеры по госдолгу среди регионов России
ЦФО:
Москва - 176 млрд рублей
Тверская область- 20,8 млрд рублей
Рязанская область - 20,7 млрд рублей
СЗФО:
Вологодская область - 28,11 млрд рублей
Архангельская область - 23 млрд рублей
Санкт-Петербург - 20,6 млрд рублей
ЮФО:
Краснодарский край - 80,9 млрд рублей
Волгоградская область - 28,9 млрд рублей
СКФО:
Ставропольский край - 13 млрд рублей
ПФО:
Татарстан - 85,5 млрд рублей
Нижегородская область - 42 млрд рублей
Саратовская область - 40,8 млрд рублей
УФО - Свердловская область - 18,3 млрд рублей
СФО:
Кемеровская область - 32,4 млрд рублей
Красноярский край - 31,4 млрд рублей
Омская область - 22,9 млрд рублей
ДФО:
Якутия - 19,5 млрд рублей
Амурская область - 16 млрд рублей

Эксперты рассказали , что будет с регионами-банкротами и как обернется ситуация для людей, которые там живут.

“От банкротства субъекта РФ пострадают практически все, но в разной степени. Конечно, регион не является предприятием, но у него также есть движимое и недвижимое имущество, которое подлежит продаже при прохождении через процедуру банкротства, - Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга “ФИНАМ”. - Также стоит помнить, что на субъекте РФ лежит социальная ответственность за жителей региона, должны выполняться все запланированные бюджетом выплаты”.

Замедление темпов роста российской экономики стало очевидно еще в конце 2012 года, но предпринимать меры по стимулированию экономики правительство стало только сейчас, поскольку приоритетной задачей было снижение инфляции, считает аналитик “ФИНАМ”. Дело в том, что факторы, которые помогают ВВП расти, а это - цены на нефть, приток иностранного капитала, потребительское кредитование, рост внутреннего совокупного спроса - перестали работать, отмечает эксперт.

В случае объявления банкротства, регион не сможет развивать масштабные проекты, пользоваться долговым рынком для финансирования. Именно поэтому этого темпы экономического роста региона могут катастрофически упасть, объясняет аналитик. “Во-вторых, банкротство одного региона существенно скажется на его соседях и стране в целом, может развиться цепочка дефолтов, что привет к экономической нестабильности в РФ. Так что, такое развитие событий, действительно, является негативным для экономики и простых граждан в частности. Жители региона почувствуют на себе это событие, конечно не так уж и сильно, но все равно болезненно. В первую очередь, это может вылиться, как я уже говорил выше, в заморозку крупных инвестиционных проектов”, - резюмировал аналитик “Финам”.

Анна Кокорева, аналитик компании “Альпари” настроена более оптимистично. “На мой взгляд, говорить о дефолте регионов преждевременно и текущая ситуация несколько преувеличена, - считает она. - Между тем, проблема растущих долгов существует и прогрессирует. Долговая нагрузка регионов растет по многим причинам. Российская экономика стагнирует, это, безусловно, сказывается на финансовой ситуации во всех частях страны. Правительство ожидает замедления темпов роста ВВП до 1,8% и сокращение промышленного производства до 0,7%. Спрос на продукцию падает, а значит, госпредприятия и частный бизнес недополучаю прибыль. Меньше прибыль, меньше налоговые поступления в бюджет”.

Тем временем, отмечает эксперт, в регионы не поступают инвестиции, напротив - в России наблюдается отток капитала, который по итогам года может составить 70 млрд долларов. Есть две причины: некоторые области просто не смогли переориентироваться на рыночные условия экономики, кроме того, производство на многих предприятиях устарело и не модернизируется, а значит, выпускаемая на нем продукция теряет конкурентоспособность.

“Если регионы все-таки объявят себя банкротами, то в первую очередь пострадают кредиторы, банки и другие кредитные организации. Потери будут исчисляться сотнями миллионов рублей. Пострадают и те, кто имел тесное сотрудничество с обанкротившимися регионами, так как вряд ли местные власти смогут выполнять свои обязательства в прежнем объеме. Пострадают и жители этих регионов. Однако для них это не станет сюрпризом, так как такие вещи не происходят резко и не приходят из неоткуда. Дефолт регионов может привести к сокращению работников - это бюджетники, государственные служащие, а также к снижению или задержке заработной платы. - говорит Кокорева. - Сами регионы, после дефолта окончательно потеряют инвестиционную привлекательность. Также можно ожидать полной смены состава представителей местной власти”.

Федеральное казначейство впервые в российской истории ввело внешнее финансовое управление в регионах.

Федеральное казначейство взяло под контроль расходы Хакасии.

Федеральное казначейство впервые в российской истории ввело внешнее финансовое управление в регионах. Одним из двух субъектов федерации, попавших под эту инновацию, оказалась Хакасия. Об этом в интервью ТАСС сообщил руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин. «Решение принято в отношении отдельных субъектов. Это республика Хакасия и Костромская область»,- сказал чиновник.

Источник:

Причиной перевода регионов на казначейское сопровождение стали чрезмерные долги, значительно превысивших годовой доход. Предполагается, что Казначейство теперь будет контролировать расходы Хакасии и следить за их соответствием бюджетным обязательствам.

В конце 2017 года министр финансов России Антон Силуанов называл одним из самых проблемных регионов по управлению финансами. «Есть ряд регионов с достаточно сложной ситуацией, во многом это происходит от низкого качества управления государственными финансами. Назову все-таки два региона: это Мордовия и Хакасия, которым надо серьезно заниматься своими управленческими решениями, с тем чтобы не доводить финансы регионов до ручки»,- приводил ТАСС слова министра.

На конец 2017 года госдолг Хакасии составлял 24,65 млрд руб. Доходы республики в нынешнем году запланированы на уровне 26,37 млрд руб., расходы - 27,68 млрд руб., а дефицит - 1,31 млрд руб.

За последние 15 лет количество регионов-доноров в стране сократилось с 20 до 13. Еще меньше муниципалитетов и субъектов, кто мог бы похвастаться профицитом бюджета по итогам прошлого года (в их числе Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Тюменская область, Сахалин). Политика межбюджетных отношений Министерства финансов приводит к тому, что субъектам становится не выгодно развиваться. Куда легче получать финансовую помощь напрямую из федеральной казны, нежели увеличивать долю собственных доходов: расширять налоговую базу и стремиться к росту экономических показателей.

Диспропорция региональных бюджетов напрямую влияет на качество жизни и перекрывает россиянам доступ к таким базовым социальным услугам, как бюджетные места в вузах, жилищные субсидии. По мнению первого зампреда Госдумы по бюджету и налогам Валентина Шурчанова, поляризация регионов произошла из-за того, что российская экономика базируется исключительно на природных ресурсах – нефти и газе. Остальное реальное производство попросту не работает: машиностроение, легкая промышленность сегодня в загоне. Регионы, у которых нет большой металлургии, нефти и газа стали реципиентами. «Каким образом страна может быть единой, если, к примеру, все пенсионеры (не ветераны труда, а просто пенсионеры) Москвы бесплатно пользуются трамваем, автобусом, троллейбусом, метро и даже, если не ошибаюсь, транспортом пригородного сообщения. А возьмите любой другой регион: не только рядовые пенсионеры, но и ветераны не имеют никаких льгот. Ты живешь в Москве – значит, счастливый человек. А в регионах работай не работай – все равно будешь жить плохо. Эту ситуацию мы должны выровнять», – убежден депутат.

По данным на 1 июля 2017 года объем государственного внутреннего долга всех субъектов России составляет 2,23 трлн рублей, и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года эта сумма уменьшилась примерно на 2% или на 50 млрд рублей.

Основная масса долга приходится на бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы России. Таких долгов у регионов - 48%, или примерно 1,06 трлн рублей. Второй по величине вид долгов - кредиты от кредитных организаций и международных финансовых организаций, таковых чуть более четверти (28%), на сумму 619 млрд рублей. Еще 20% (453 млрд рублей) приходится на государственные ценные бумаги. Государственные гарантии составляют 4% долгов регионов, а прочие долги - примерно 0,3%.