Издержки безработицы и направления. Экономические и внеэкономические издержки безработицы. Роль закона Оукена в экономическом анализе. Современные проблемы и регулирование рынка труда Причины и экономические издержки безработицы

Экономические издержки безработицы состоят в недоиспользовании трудовых ресурсов общества, в недополучении значительной части товаров и услуг, уменьшении объема валового национального продукта. Согласно закону Оукена, 1% прироста безработицы сверхъестественного уровня приводит к 2,5%-му увеличению отставания ВНП. Не менее значимы социальные, издержки, хотя они не всегда поддаются учету. По свидетельству американских специалистов, потеря работы связана с психической травмой, уступающей по уровню стресса только смерти ближайшего родственника или заключению в тюрьму. Для человека, потерявшего работу, - это всегда личная драма: резко падает материальное благосостояние семьи, меняется социальный статус (быть безработным - непрестижно), начинаются нелады в семье, растет количество разводов, психических заболеваний, самоубийств, ухудшается криминогенная ситуация. Итак, социальные и экономические издержки безработицы исключительно велики. Однако можно ли вообще ликвидировать безработицу, то есть добиться 100%-й занятости? В свое время эта задача была одним из главных лозунгов социалистических партий и профсоюзов. Экономика, в которой одновременно занято все трудоспособное население, больше проигрывает, чем выигрывает. Во-первых, добиться такого положения можно только с помощью внеэкономического принуждения по отношению к гражданам, в том числе работодателям. Ограничение же экономической свободы ведет к худшему использованию ресурсов страны, замедлению роста благосостояния граждан, подрывает саму основу нормального функционирования рыночного механизма. Во-вторых, в такой экономике резко замедлится перестройка структуры производства, обусловленной изменениями спроса и внедрением достижений НТР. Для блага страны полезно наличие в ней небольшой безработицы, масштабы которой называются естественным уровнем безработицы. Естественный уровень безработицы - сложившийся в данной стране как средний за многие годы суммарный уровень фрикционной и структурной безработицы. Положение дел на рынке труда не должно вызывать беспокойство, если некоторая часть трудоспособных людей временно не работает потому, что переходит с одного места работы на другое без изменения профессии и отрасли. Это нормально, если часть людей не работает, потому что вынуждены поменять профессию или место работы. Итак, если безработица неизбежна, то задачей государства является минимизация ее отрицательных последствий, ограничение ее масштабов и продолжительности. Меры государственной поддержки безработных сводятся к двум основным направлениям: социальной защите людей, оставшихся без работы, и содействие трудоустройству. Социальная защита безработных осуществляется в основном в форме выплаты пособия по безработице. Как правило, его получают лица, зарегистрированные на бирже труда, имеющие стаж работы и вносившие определенное время взносы в фонд занятости. И, наконец, еще одной формой социальной защиты является поддержание минимального прожиточного уровня; она применяется в тех случаях, когда человек не работает и не может по какой-то причине получать пособие или помощь по безработице или уже заканчивается срок их получения. Другое направление - содействие трудоустройству лиц, потерявших работу или еще не приступавших к ней, - выступает в форме организации и постоянного совершенствования системы информации, создания новых рабочих мест в госсекторе и организации общественных работ, льготного поощрения работодателей, создающих новые рабочие места, особенно для граждан, остро нуждающихся в социальной защите, обеспечения деятельности бирж труда. Биржи труда (службы, центры занятости) создаются для реализации государственной политики занятости населения. Биржи ведут учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, информируют граждан и работодателей соответственно о возможности получения работы и об обеспеченности рабочей силой, оказывают людям помощь в выборе подходящей работы, в профессиональной ориентации, организуют профессиональную подготовку и переподготовку населения в специальных учебных центрах. Именно биржа занимается регистрацией безработных и выдает им пособия по безработице. Признавая значительные возможности государства в регулировании занятости, надо все же заметить здесь наличие мощною лимитирующего фактора: увеличивая занятость до определенного уровня, государство может этим спровоцировать усиление инфляции.

Повышение уровня безработицы означает, что общество фактически отказывается от всех тех товаров и услуг, которые могли бы произвести безработные. Потери в периоды высокой безработицы - это самые большие документируемые убытки в современной экономике. Они во много раз больше, чем потери на микроуровне вследствие, например, появления монополии.

К основным экономическим издержкам безработицы причисляют:

Прямые потери в личных доходах и снижение уровня жизни населения (а точнее, конкретных людей, ставших безработными, а также членов их семей);

Сокращение доходной части федерального бюджета (сказываются уменьшения налоговых поступлений и снижение выручки от реализации товаров и услуг);

Недополученный выпуск продукции (это отклонение фактического ВВП от потенциального в результате неполного использования совокупной рабочей силы; чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВВП);

Рост затрат общества на защиту работников от потерь, вызванных безработицей (сюда относят выплату пособий, реализацию программ по стимулированию роста занятости, профессиональную переподготовку и трудоустройство безработных и т.д.).

Безработица по сути своей является не просто отсутствием работы, а серьезной экономическая проблемой, оказывающей довольно сильное воздействие на каждого человека и влияющей на его экономическое, социальное и психологическое состояние. Потеря работы для человека, как правило, означает снижение уровня жизни, а также наносит серьезную психологическую травму. Как писалось выше, потеря работы провоцирует личность на стресс, т.к. воспринимается человеком как своего рода «указание» на его бесполезность, - он становится маргиналом, не приносит пользы обществу, не может обеспечить себя и свою семью, а, в силу мизерного размера пособия по безработице, не живет, а выживает на средства от государства. Безусловно, столкновение с безработицей сказывается на средней продолжительности жизни и состоянии здоровья (причём, далеко не в лучшую сторону), и, как следствие, на уровне смертности. К тому же, потеря работы ведёт потере самоуважение, возникновению различной степени сложности заболевания на нервной почве (депрессии), появлению ощущения безнадежности и пристрастия к алкоголю, в котором человек стремится «утопить горе». Это и будет социальными или внеэкономическими издержками безработицы. К ним можно причислить:

Маргинализацию общества, потерю квалификации и уверенности в себе, снижение уровня самоуважения у людей, оставшихся без работы;

Падение морали в обществе, а как следствие - распад семей, рост преступности;

Ухудшение физического и психологического здоровья, увеличение количества психических и сердечно-сосудистых заболеваний, рост алкоголизма и попыток суицида;

Обострение социальной напряженности, общественные беспорядки;

Экономические издержки безработицы безусловно велики, но и внеэкономические просто огромны. Никакими материальными благами не выразить масштабы тех социально-психологических бедствий, которые происходят в периоды высокой и устойчивой вынужденной безработицы. Результаты научных исследований, проведенных в последние годы, подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы. Ученые обнаружили связь между безработицей и тюремным заключением. Изучение уголовных дел показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, а рецидивы объясняются отсутствием работы (о нежелании работодателей трудоустраивать бывших заключённых писалось выше). Во время безработицы работникам и их семьям приходится жить на сбережения, продавать вещи, жить на пособие по социальному обеспечению. В связи с этим появилось новое определение в экономике - “порог терпимости” (когда члены семьи безработного еще сохраняют способность заботиться друг о друге). Есть основания считать, что стресс, связанный с безработицей, снижает этот порог, в результате чего подростки сбегают из дома, иждивенцев помещают в приюты, семья отторгает тех, кого считает обременительными.

Не вызывает сомнений, что в данной ситуации необходимы государственные меры, направленные на снижение уровня безработицы. И такие меры существуют. 22 Декабря 2009 г. в здании «ИТАР-ТАСС» в режиме он-лайн была проведена пресс-конференция с участием заместителя Руководителя Федеральной службы по труду и занятости Вовченко Алексея Витальевича. Тема конференции называлась «О ходе реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в субъектах Российской Федерации». На конференции А.В.Вовченко отвечал на вопросы о государственной программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда, утверждённой постановлением правительства РФ №289 от 31 декабря 2008 года. Вышеупомянутая программа предусматривает финансирование за счет федеральных средств региональных программ субъектов Российской Федерации, направленных на сокращение числа безработных. Прежде всего, это 4 основных блока:

Опережающее обучение;

Общественные временные работы;

Содействие в переезде в другую местность;

Содействие в самозанятости безработных граждан.

В целом все эти меры направлены именно на тех работников, которые находятся или находились под угрозой увольнения (находящиеся в режиме сокращенной рабочей недели либо работающие с выданными на руки уведомлениями о предстоящем высвобождении). Меры направлены на то, чтобы поддержать доходы этих людей, перенацелить их на другую работу посредством мероприятий по опережающему обучению, стимулировать уже существующих безработных на открытие собственного дела, на развитие малого и среднего предпринимательства, либо на переезд в другую местность с целью поиска другой работы. За время реализации программ в субъектах в общей сложности в Российской Федерации приняло участие более 2 миллионов человек. По данной программе более 10 000 человек воспользовались возможностью переезда для работы в другую местность. И за счет средств программы были компенсированы им расходы на проезд, расходы на проживание в течение первых трёх месяцев в этом новом месте и суточные расходы.

На протяжении реализации всего комплекса мер по программе, конечно, возникали вопросы, не всегда представители субъектов РФ понимали, как конкретно то или иное мероприятие надо реализовывать. Были опасения, востребованы ли будут эти средства, действительно ли их достаточно, в достаточном объеме они заложены. Но практика реализации 2009 года показала, что, в большинстве своём, и прогнозы, и расчеты, и технология реализации были сделаны верно, программа принесла свои плоды: сохранённые рабочие места, повышенная квалификация, диверсификация трудовых навыков, самозанятость. Следовательно, в настоящее время через региональный орган занятости населения можно попасть под действие данной государственной программы, стать её активным участником и получить непосредственную государственную помощь.

Можно заключить, что экономические и социальные издержки безработицы несомненно важны. Безработица оставляет свой след не только на материальном, но и на психико - эмоциональном состоянии людей. В настоящий момент наше государство реализовывает комплексные программы, направленные на снижение уровня безработицы. И, стоит отметить, данные программы показывают довольно неплохие результаты.

Безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Безработица - это временная незанятость экономически активного населения.

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.

В экономической теории используется два показателя, которые могут обрисовать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда. Это уровень безработицы и средняя ее продолжительность.

Показатель уровня безработицы используется для измерения масштабов безработицы и измеряется как доля официально зарегистрированных безработных к численности занятых в производстве.

Продолжительность безработицы характеризует среднее время перерыва в работе.

Различают безработицу фрикционную, структурную, институциональную, циклическую, добровольную.

Фрикционная безработица отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, места жительства. Среди совокупной рабочей силы какая-то часть постоянно находится в движении, перемещаясь на новые рабочие места. Этот тип безработицы включает в себя людей, которые незаняты в связи с переходом с одной работы на другую и в течение недели рассчитывают приступить к работе на новом месте, а также работников в тех отраслях, где временные увольнения являются нормой без влияния на общий уровень дохода людей, например, в строительстве. В период внедрения новых достижений технического прогресса, такое движение становится не только неизбежным, но и более интенсивным. В какой-то мере эта безработица является желательной т.к. многие рабочие переходят с низкопродуктивной, малооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший реальный объем реального национального продукта.

Структурная безработица по существу является углублением фрикционной. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, увеличивается. Возникает безработица, т.к. рабочая сила реагирует на это изменение медленно и ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест.

Разница между структурной и фрикционной безработицей весьма неопределенная. Существенное различие состоит в том, что у "фрикционных" безработных есть навыки, которые они могут продать, а структурные безработные не могут сразу получить работу без переподготовки. Фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная более долговременная и поэтому считается более серьезной проблемой.

Циклическую безработицу вызывает спад производства во время промышленного кризиса, депрессии, спада, т.е. фаза экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. С переходом к оживлению и подъему число безработных обычно становится меньше.

Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость - нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие "полная занятость" не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы.

Экономические и внеэкономические издержки безработицы.

Высокая безработица - это и экономическая, и социальная проблема. Экономической проблемой она является, поскольку приводит к растрачиванию ценных ресурсов. Социальной - поскольку она служит источником неисчислимых страданий, испытываемых безработными, пытающимися свести концы с концами. В периоды высокой безработицы экономические неудачи сказываются на эмоциональной сфере людей, на их семейной жизни.

Экономические издержки безработицы

Когда уровень безработицы повышается, это означает, что общество фактически отказывается от всех тех товаров и услуг, которые могли бы произвести безработные, как если бы автомобили, дома, одежду и другие блага попросту топили в океане.

Потери в периоды высокой безработицы -это наибольшие документируемые убытки в современной экономике. Они во много раз больше, чем потери на микроуровне вследствие появления монополии или чем убытки, связанные с введением тарифов и квот.

Внеэкономические издержки безработицы

Безработица - это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность - к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, а также к общественным и политическим беспорядкам.

Экономические издержки безработицы безусловно велики, но и внеэкономические - социальные издержки - просто громадны. Никакие деньги не в состоянии адекватно выразить масштабы тех социально-психологических бедствий, которые происходят в периоды высокой и устойчивой вынужденной безработицы. Потеря работы - это большая личная трагедия.

Несмотря на объективный характер безработицы, социальные потери, которые она порождает, очевидны:

  • 1. Снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата.
  • 2. Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т.д.
  • 3. Безработица не только подрывает материальное положение, но и влечёт за собой тяжёлые социальные явления: преступность, наркоманию, проституцию. Бурно растёт число самоубийств: 32 % смертельных случаев - добровольный уход из жизни.

В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест.

Оценивая работу, как социально-экономическое явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека, оставшегося без работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление - объективная необходимость. Другое дело, что государство должно “амортизировать” её негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы.

Закон Оукена.

Хотя глубокие депрессии теперь, вероятно, перестали быть основной угрозой для стран с развитой рыночной экономикой, высокая безработица по-прежнему продолжает отравлять существование современной смешанной экономики.

Наиболее тягостным последствием любого спада является повышение уровня безработицы. По мере сокращения выпуска, потребность фирм в рабочей силе уменьшается, и поэтому новых рабочих не нанимают, а старых увольняют.

Безработица изменяется заодно с выпуском. Точная природа этой взаимосвязи была выявлена впервые Артуром Оукеном и известна теперь под названием закона Оукена.

Закон Оукена гласит, что на каждые 2% сокращения фактического ВВП, по сравнению с потенциальным ВВП, приходится повышение уровня безработицы на 1 процентный пункт. Так, если вначале фактический ВВП составлял 100% от своего потенциального объема, а затем понизился до 98%, то уровень безработицы должен возрасти на 1 процентный пункт, скажем, с 6 до 7%.

Важным следствием из закона Оукена является то, что фактический ВВП должен увеличиваться с той же скоростью, что и потенциальный, только для того, чтобы уровень безработицы оставался неизменным. Как гласит поговорка: "Ты должен бежать, только чтобы остаться на одном месте". Более того, если вы хотите понизить уровень безработицы, фактический ВВП должен расти быстрее потенциального.

Безработица – экономическое состояние, которое характеризуется тем, что часть взрослого трудоспособного населения не имеет работы и находится в ее поисках.

Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу.

Безработица, как социальное явление, приводит к обеднению населения. Этот процесс может стать устойчивым и перерасти в хроническую бедность или, в случае защитных социальных мер со стороны государства, быть остановленным.

Уровеньбезработицы - количественный показатель, позволяющий сравнить безработицу для разной численности населения. Уровень безработицы рассчитывается как отношение числа безработных к общему числу занятых в хозяйстве или к численности интересующей группы населения.

Выделяют три основных типа безработицы: циклическая, фрикционная, структурная .

Циклическая- безработица, вызванную спадом, то есть той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса.

Фрикционная- безработица, связанная с краткосрочным периодом, необходимым для поисков новой работы, в связи с получение образования, выходом из декретного отпуска, переездом.

Структурная- безработица, вызванная несоответствием профессиональной подготовки рабочей силы структуре производства. Структура производства постоянно изменяется под влиянием научно-технического прогресса, внедрения новых технологий. Потребность в одних видах профессий сокращается, зато появляется спрос на новые, ранее не существовавшие профессии.

Издержки безработицы:

  • недополученный выпуск продукции - отклонение фактического ВВП от потенциального в результате неполного использования совокупной рабочей силы (чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВВП);
  • сокращение доходной части федерального бюджета в результате уменьшения налоговых поступлений и снижения выручки от реализации благ;
  • прямые потери в личных располагаемых доходах и снижение уровня жизни лиц, ставших безработными, и членов их семей;
  • рост затрат общества на защиту работников от потерь, вызванных безработицей: выплату пособий, реализацию программ по стимулированию роста занятости, профессиональную переподготовку и трудоустройство безработных и т. д.

Закон Оукена:

Закон Артура Оукена гласит: “Отставание фактического ВНП от потенциального составляет 2,5%, если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%”.

Помимо экономических потерь, безработица оказывает негативное влияние на работника. Социальными издержками безработицы являются: потеря квалификации, утрата чувства самоуважения, упадок моральных устоев, распад семьи, общественные и политические беспорядки и др.

В рыночных условиях безработицу исключить невозможно. К.Маркс

Последствия безработицы

Последствия безработицы

Снижение доходов

Проблемы с психическим здоровьем

Потеря квалификации

Экономические последствия (потеря ВВП)

Ухудшение криминогенной ситуации

Наличие циклической безработицы представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, служит проявлением макроэкономической нестабильности, свидетельством неполной занятости ресурсов.

Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне.

Неэкономические последствия безработицы - это психологические и социальные и политические последствия потери работы.

На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы состоят в том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, то это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалу семьи. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение.

На уровне общества это, в первую очередь, означает рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов. Не случайно американский президент Франклин Делано Рузвельт, объясняя причину разработки и проведения им политики «Нового курса» для выхода из Великой Депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица (в США в этот период безработным был каждый четвертый), писал, что тем самым он хотел «предотвратить революцию отчаяния». Действительно, военные перевороты и революции связаны именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности. Кроме того, социальными последствиями безработицы являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности.

К издержкам безработицы следует отнести и те потери, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить.

1. недополученный выпуск продукции - отклонение фактического ВВП от потенциального в результате неполного использования совокупной рабочей силы (чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВВП);

2. сокращение доходной части федерального бюджета в результате уменьшения налоговых поступлений и снижения выручки от реализации благ;

3. прямые потери в личных располагаемых доходах и снижение уровня жизни лиц, ставших безработными, и членов их семей;

4. рост затрат общества на защиту работников от потерь, вызванных безработицей: выплату пособий, реализацию программ по стимулированию роста занятости, профессиональную переподготовку и трудоустройство безработных и т. д.



Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).

Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового внутреннего продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы (когда фактический уровень безработицы превышает ее естественный) означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов). Отставание (разрыв) фактического ВВП от потенциального ВВП (GDP gap) рассчитывается как процентное отношение разницы между фактическим и потенциальным ВВП к величине потенциального ВВП:

где Y – фактический ВВП, а Y* - потенциальный ВВП.

Зависимость между отставанием объема выпуска (в то время ВВП) и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел экономический советник президента Дж.Кеннеди, американский экономист Артур Оукен (A.Okun). В начале 60-х годов он предложил формулу, которая показывала связь между отставанием фактического объема выпуска от потенциального и уровнем циклической безработицы. Эта зависимость получила название «закона Оукена».

В левой части уравнения записана формула разрыва ВВП. В правой части u – это фактический уровень безработицы, u* - естественный уровень безработицы, поэтому (u - u*) – уровень циклической безработицы, b - коэффициент Оукена (b > 0). Этот коэффициент показывает, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным (т.е. на сколько процентов увеличивается отставание), если фактический уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, т.е. это коэффициент чувствительности отставания ВВП к изменению уровня циклической безработицы. Для экономики США в те годы, по расчетам Оукена, он составлял 2.5%. Для других стран и других времен он может быть численно иным. Знак «минус» перед выражением, стоящим в правой части уравнения, означает, что зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы обратная (чем выше уровень безработицы, чем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным).

Отставание фактического ВВП любого года можно подсчитать не только по отношению к потенциальному объему выпуска, но и по отношению к фактическому ВВП предыдущего года. Формулу для такого расчета также предложил A.Оукен:

где Y t – фактический ВВП данного года, Y t - 1 – фактический ВВП предыдущего года, т.е. в левой части уравнения записана формула отставания ВВП по годам, u t – фактический уровень безработицы данного года, u t – 1 - фактический уровень безработицы предыдущего года, 3% - темп роста потенциального ВВП, обусловленный: а) ростом численности населения, б) ростом капиталовооруженности и в) научно-техническим прогрессом; 2 – это коэффициент, показывающий на сколько процентов сокращается фактический ВВП при росте уровня безработицы на 1 процентный пункт (это означает, что если уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, фактический ВВП сокращается на 2%). Этот коэффициент был рассчитан Оукеном на основе анализа эмпирических (статистических) данных для американской экономики, поэтому для других стран он может быть иным.