Функции бюджетов. Государственный бюджет и его функции Бюджет имеет следующие главные функции

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции. Авторы большой части учебников по финансовой теории выделяют всего две основные функции бюджета: распределительную и контрольную. Однако мне представляется целесообразным выделить как основные не две, а три функции бюджета: распределительную, контрольную, и функцию по обеспечению существования государства (см. рис. 1.1).

Рис. 1.1 «Функции бюджета государства».

1) Проявление распределительной функции обусловлено тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного распределения и перераспределения является чистый доход, получаемый в обществе. Между тем, это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта (подоходный налог с граждан), а иногда и национального богатства. Благодаря распределительной функции бюджета происходит концентрация денежных средств в руках государства и их дальнейшее использование с целью удовлетворения общественных потребностей. Распределение и перераспределение денежных средств происходит между отдельными отраслями и сферами деятельности, между отдельными слоями населения, между некоторыми видами услуг. В результате распределения и перераспределения осуществляется формирование различных фондов денежных ресурсов  государственного и местных бюджетов, фондов социального страхования, фондов пенсионного обеспечения, фондов занятости населения, фондов социальной защиты инвалидов, фонда, предназначенного для ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, инновационного фонда.

Распределительная функция бюджета используется также для вмешательства государства в процесс общественного производства  регулирования хозяйственной деятельности предприятий, ускорения темпов экономического роста, усиления хозяйственной активности предпринимателей. Посредством бюджета государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на его производство, накопление денежных средств, сферу потребления, процессы демонополизации экономики и обобществление производства, а также его разгосударствление.

Существенно, что содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых средств между различными подразделениями общественного производства и слоями населения. Важно отметить, что ни одно из звеньев финансовой системы не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (республиканский, областной, городской бюджет и др.) перераспределения денежных средств, как бюджет.

2) Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно (через формирование и использование денежных средств государства) отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. При формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных видов налогов, мобилизации других источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании бюджетных средств контролируются эффективность их использования, их соответствие целевому назначению.

Финансовый контроль осуществляется за производством, распределением и потреблением совокупного общественного продукта и национального дохода, за пропорциями, складывающимися в процессе перераспределения национального дохода.

3) Функция обеспечения существования государства ставит своей задачей создание материально-финансовой базы функционирования государства; содержание аппарата управления страной, президентской власти, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и таможенных органов, налоговой службы. Важное значение имеет также осуществление внешнеэкономической деятельности Украины, как то: содержание за счет бюджета дипломатических представительств Украины за рубежом, взносы в международные организации, членом которых является Украина, и т.д.

Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:

Общественные функции:

1. Контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах - со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации и др. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение отводится общественному контролю, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

2. Информационная функция. Бюджет - это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

3. Институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.

Данная функция бюджета в разных странах реализуется по-разному. Она зависит от того, насколько развиты процедуры участия граждан и их представителей в разработке закона о бюджете и контроле за его исполнением. Важное значение имеет установленный порядок бюджетного процесса, степень реального участия в нем органов представительной власти, а также контроль избирателей за действиями выборных органов.

4. Регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.

Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей экономики обеспечивается производство общественно-значимых товаров и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов-доноров осуществляется поддержке депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций.

Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.

Названные функции бюджета носят объективный характер и имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических институтов и характера государственной экономической политики. Некоторые из них могут противоречить друг другу. Например, для успешной реализации контрольной и информационной функции бюджет должен быть стабильным, а регулирующая функция, наоборот, предполагает его изменение в зависимости от текущих условий социально-экономического развития. Выбор между стабильностью или гибкостью бюджета определяется задачами политики государства, сложившимися традициями и общественными предпочтениями, а также рядом других факторов.

Функции государственного бюджета как экономической категории:

1. Распределительная (перепаспределительная). Благодаря распределительной функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республикан-ский, краевой, городской т.д.) перераспределения средств, как бюджет.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

2. Контрольная функция. Позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Функции государственного бюджета как финансового плана:

1. Перераспределение ВВП. Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней распределяется до 50% ВВП;

2. Государственное регулирование и стимулирование экономики. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

3. Финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства. Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения, а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

4. Контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств. В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

Таким образом, функции государственного бюджета условно можно разделить на 3 категории: общественные функции (контрольная, информационная, институализация общественных предпочтений, регулирующая), функции государственного бюджета как экономической категории (распределительная и контрольная), функции государственного бюджета как финансового плана (перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства, контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств).

Функции государственного бюджета осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

— документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

  • Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
  • Легально контролирует действия правительства
  • Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
  • Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 1):

Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 2).

Рис. 1. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:
  • Объем производства
  • Инветиции
  • Реальные доходы

Рис. 2. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета

Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета:

  • Налоги на доходы юридических и физических лиц
  • Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
  • Поступление косвенных налогов и акцизов
  • Пошлины и неналоговые сборы
  • Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

  • Промышленность
  • Социальная политика
  • Сельское хозяйство
  • Государственного управление
  • Международная деятельность
  • Оборона
  • Правоохранительная деятельность
  • Наука
  • Здравоохранение

Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

Расходование средств государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов госвласти. Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам , важнейшим из которых является финансирование государством своих функций : экономической, социальной, оборонной и пр.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
  • содержание органов власти;
  • национальная оборона;
  • финансирование науки;
  • финансирование реального сектора;
  • образование госрезервов;
  • обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);
  • регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).
К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:
  • господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • науку и социально-культурные мероприятия.

Основной принцип разграничения расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.

Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.

По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера .

Текущие расходы — это:

  • содержание органов власти, управления и правоохранительных органов;
  • текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;
  • отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

Расходы капитального характера делятся на:

  • новое строительство;
  • реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

  • социальные расходы;
  • военные расходы;
  • содержание судебной системы;
  • образование и здравоохранение.
  • Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике. Потребности и их классификация. Закон возвышения потребностей.
  • 2.1 Потребности и их классификация. Закон возвышения потребностей.
  • 2.2 Ресурсы и факторы производства, их классификация и характеристика. Труд, земля, капитал и предпринимательские способности.
  • 2.3 Физический капитал. Основной и оборотный капитал. Физический и моральный износ. Амортизация.
  • 4. Экономические блага: виды, основные характеристики. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ.
  • 2.5 Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Фундаментальные вопросы экономического развития общества: что, как и для кого производи
  • 2.7 Эффективность производства и ее показатели. Факторы повышения эффективности производства. Общественное разделение труда и его формы.
  • Доцент, к.Э.Н.,Лебедько е.Е. Тема 3. Экономические системы
  • 3.1. Экономическая система общества: понятие, субъекты, элементы, уровни, классификация.
  • Марксизм
  • Неоклассицизм
  • Институицонализм
  • Эволюция экономических систем
  • 3.2 Собственность в экономической системе, ее типы и формы. Реформирование собственности
  • Собственность в экономическом смысле
  • Собственность
  • 3.3 Способы координации хозяйственной жизни: традиции, команда, рынок. Натуральное и товарное хозяйство.
  • Способы координации хозяйственной жизни
  • Типы экономических систем
  • Тема 4: Рыночная экономика и ее модели
  • 4.1. Рынок: понятие, основные черты и функции
  • 4.2. Конкуренция: понятие, виды
  • 4.3. Структура и инфраструктура рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике
  • 4.4. Фиаско рынка. Роль государства
  • 4.5. Модели рыночной экономики.
  • Тема 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие.
  • Тема 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие.
  • 1. Спрос. Закон спроса. Функция спроса и ее графическая интерпретация. Неценовые факторы спроса
  • 2. Предложение. Закон предложения. Функция предложения и ее графическая интерпретация. Неценовые факторы предложения.
  • 3.Рыночное равновесие и его модели. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену.
  • 4. Излишек потребителя и производителя.
  • Тема 6. Эластичность спроса и предложения.
  • 1.Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Коэффициенты эластичности спроса по цене. Факторы эластичности спроса по цене.
  • 2.Перекрестная эластичность спроса по цене. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене. Эластичность спроса по доходу.
  • 3.Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу.
  • 6.4. Эластичность предложения по цене.
  • 4. Практическое значение теории эластичности.
  • Тема 7. Основы поведения субъектов современной рыночной экономики
  • 7.1. Домашнее хозяйство как экономический субъект. Теория предельной полезности о поведении рационального потребителя на рынке.
  • 7.2. Предприятие как хозяйствующий субъект. Организационно-правовые формы предприятий
  • 7.3. Производственные периоды. Общий, средний и предельный продукты в краткосрочном периоде. Закон убывающей предельной производительности переменного фактора.
  • 7.4. Производственная функция, её графическая интерпретация. Изокванта. Предельная норма технологического замещения.
  • 7.4. Изокоста. Правило минимизации издержек. Траектория роста.
  • 7.6. Понятие и классификация издержек. Внешние и внутренние издержки. Нормальная прибыль. Бухгалтерские и экономические издержки.
  • 7.7. Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки. Общие, средние и предельные издержки. Правило равенства предельных и средних издержек.
  • 7.8. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба. Проблема оптимального размера предприятия.
  • 7.9. Доход и прибыль фирмы. Общий, средний и предельный доход. Нормальная прибыль. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Правило максимизации прибыли.
  • 7.10.Государство как субъект хозяйственной деятельности. Государственное микрорегулирование.
  • Тема 8. Основные макроэкономические показатели
  • § 8.1. Общая характеристика национальной экономики
  • 8.2. Система национального счетоводства
  • 8.3. Формы национального продукта
  • 8.4. Номинальный и реальный ввп. Индексы цен
  • 8.5. Национальное богатство, его состав и структура.
  • Тема 9. Денежный рынок. Денежно- кредитная система
  • Коммерческие банки
  • Тема 10. Финансовый сектор экономики и основы его функционирования.
  • 12.1. Понятие, структура и функции финансовой системы
  • 12.2. Государственный бюджет, его функции и структура
  • 12. 3. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит.
  • 12.4.Налогообложение: сущность, принципы.
  • Тема 11. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения (модель аd-as)
  • 11.1. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса.
  • 11.2. Совокупное предложение. Краткосрочная и долгосрочная кривые совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения.
  • 11.3. Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели ad-as. Изменения в равновесии. Эффект храповика
  • Тема 12. Макроэкономическая нестабильность
  • 2. Безработица
  • Последствия безработицы. Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном, так и на общественном уровне.
  • 3. Инфляция, её сущность, формы, измерение. Причины и виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции
  • Тема 13.Мировая экономика и современные тенденции ее развития.
  • 5. Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей.
  • Содержание
  • 12.2. Государственный бюджет, его функции и структура

    Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Государственный бюджет – централизованный фонд денежных ресурсов, который используется правительством для выполнения соответствующих функций государства на микро- и макроуровнях. Совокупность общегосударственного бюджета и бюджетов административно - территориальных единиц представляет собой бюджетную систему страны. Её структура зависит от государственного устройства. В унитарных странах бюджетная система имеет двухуровневое построение – государственный и местные бюджеты (бюджеты городов, районов областей). В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено – бюджеты штатов, земель, республик. В целом бюджеты различных уровней составляют консолидированный бюджет страны.

    Государственный бюжет выполняет основные функции :

      Распределительную – обеспечивает формирование и расходование денежных средств государства на удовлетворение общенациональных потребностей.

      Контрольную – гарантирует формирование денежных средств и их расходование по предусмотренному назначению.

    Государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей.

    Структура доходной части:

      Налоги с юридических лиц.

      Налоги с физических лиц.

      Государственные займы.

      Прочие доходы:

      неналоговые платежи и сборы,

      поступления от продажи лотерейных билетов,

      поступления от продаж объектов государственной собственности, и т.д.

    Структура расходной части:

      Социально-культурная деятельность.

      Экономическая деятельность.

      Дотации местным бюджетам областей и г. Минска.

      Оборона и гос. управление.

      Пополнение государственных запасов и резервов.

      Внешнеэкономическая.

    К бюджетным средствам относятся внебюджетные фонды , которые количественно не включаются в состав госбюджета, но по принципу распределения и использования равнозначны бюджетным расходам государства. Их наличие обусловлено потребностью в привлечении дополнительных средств на конкретные цели. Внебюджетные фонды находятся в распоряжении центральных и местных органов власти и группируются по целевому назначению.


    12. 3. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит.

    Государственный долг

    Когда государственные расходы превышают доходы, то имеет место бюджетный дефицит , в противном случае – профицит (излишек ).

    Причины бюджетного дефицита :

      Расщирение социально-экономических функций государства.

      Увеличение расходов на управление.

      Увеличение расходов на оборону.

      Периодические спады общественного производства.

    Дефицит госбюджета финансируется за счёт:

      Займов у населения, то есть посредством продажи процентных бумаг, таким образом образуется государственный долг.

      Выпуска новых денег, что является более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов.

    Различают:

      Структурный дефицит государственного бюджета, который представляет собой превышение государственных расходов над налогами в условиях полной занятости (это разность между расходной и доходной частями бюджета в условиях полной занятости).

      Циклический дефицит государственного бюджета – это разница между фактическим бюджетным дефицитом и структурным дефицитом, который возникает в результатн циклического падения производства.

    Государственный долг – это общий размер задолженности государства своим и иностранным физическим и юридическим лицам. Он становится неизбежным при бюджетном дефиците. Количественно государственный долг определяется как разница между накопленными за определённый период времени бюджетными дефицитами и бюджетными излишками. Критический уровень государственного долга по оценкам Всемирного банка составляет 50% ВВП.

    Государственный долг подразделяется на:

      Внутренний – задолженность государства перед своими гражданами. Образуется в результате выпуска долговых обязательств, задолженности по выплате заработной платы и трансфертных платежей.

      Внешний – результат заимствований за пределами государства. Обслуживание государственного долга приводит к следующим экономическим последствиям :

      Снижается уровень потребления для населения данной страны.

      Вследствие роста процентной ставки вытесняется частный капитал, что ограничивает экономический рост.

      Увеличивается уровень налогов, что снижает экономическую активность.

      Перераспределяется национальный доход в пользу держателей государственных облигаций.

    Погашение государственного долга и процентов по нему, то есть управление государственным долгом, осуществляется за счёт:

      Рефинансирования, то есть выпуска новых займов для покрытия задолженности по старым займам.

      Конверсии, то есть изменения условий займа относительно доходности (изменение процентных ставок).

      Консолидации, то есть изменения условий относительно сроков погашения (превращение краткосрочных облигаций в среднесрочные и долгосрочные).

    Бюджет как явление

    Определение 1

    Бюджет – явление сложное, многогранное, которое нужно рассматривать с различных точек. Он представляет план Государства и состоит из двух частей: доходной и расходной. Имеет силу закона и является выражением финансовых отношений, а также несёт на себе функцию фонда денежных средств.

    Значение бюджета определяется отношениями товарооборота в обществе. Его задачей выступает перераспределение денежных средств и их частичное накопление в соответствующих Государственных фондах и покрытие необходимых Государственных расходов.

    Функции бюджета

    Функции бюджета заложены в их сущность и имеют выражение через свойства:

    1. Распределительная функция выражается в формировании и использовании централизованных фондов средств соответствующих различным уровням власти Государственного и местного управления. С помощью бюджета Государство имеет возможность регулировать хозяйственную деятельность страны, развитие территорий и различных отраслей производства, а также социальную сферу. Путём регулирования Государство целенаправленно увеличивает или сдерживает темпы роста производства, увеличивает или снижает темпы роста капиталов, меняет структуру спроса – предложения.
    2. Перераспределительная функция проявляется непосредственно на стадиях образования доходов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе формирования бюджетов происходит изъятие в пользу Государства части ВВП который перераспределяется между нуждающимися областями экономики.
    3. Регулирующая и стимулирующая функции имеют проявление через налоговые доходы и расходы. Они выступают инструментом стимулирования экономики и инвестиций, повышают эффективность производства.
    4. Социальная функция заключается в социальной направленности бюджетных средств. Это проявляется в поддержке общества , в первую очередь наименее защищённых слоёв населения, здравоохранительных учреждений, образования, культуры и жилищного хозяйства.
    5. Функция планирования определяет бюджетную политику, цели, задачи и пути их достижения. Распределяет полномочия между органами власти. Определяет потребности в денежных средствах в целях обеспечения функций возложенных на соответствующие органы для решения поставленных задач. Разрабатывает пути развития бюджетов на основе расчетных и прогнозируемых данных. Разработка проектов бюджетов, а также мероприятий обеспечивающих исполнение бюджета.
    6. Функция организации бюджета предполагает определение устройства бюджета и его классификации, порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджетов. Обеспечивает выбор соответствующих кредитных организаций с позиции обеспечения бюджетов необходимыми средствами. Определяет органы ответственные за разработку нормативов определяющих бюджетные структуры в соответствии с задачами.
    7. Контрольная функция взаимодействует с распределительной и обуславливает возможность и обязательность органов контроля за исполнением бюджетов.

    Необходимость бюджета

    Существования бюджета по своей сути обуславливается существующей системой товарно-денежных отношений, в которой Государство может выполнять свои функции лишь при достаточном финансировании. Бюджет выступает аккумулирующим фондом, в котором за счёт накопления денежных средств всех отраслей экономики образуется и направляется в дальнейшем необходимая для выполнения выполнение функций Государства сумма. Бюджет позволяет обеспечить социальную справедливость в обществе и повышает эффективность использования экономических ресурсов.

    Замечание 1

    В последние годы наблюдается ещё и стимулирующая функция бюджета выражаемая в выделении средств в приоритетные и хорошо развивающиеся отрасли и побуждающая хозяйственные субъекты к эффективному экономическому использованию что способствует мобилизации внутренних экономических средств.