Организация бухгалтерского учета, контроля и анализ расходов бюджетного учреждения. Организация бухгалтерского учета, контроля и анализ расходов бюджетного учреждения Счет 401.50 в бюджетных учреждениях проводки

Тема 8.Финасовый результат учреждения.

План лекции

8.1. Порядок отражения финансового результата на счетах.

8.2. Определение финансового результата бюджетного учреждения.

Мы уже говорили с вами о том, что и бюджетные учреждения постепенно переходят на «рыночные рельсы». Перед бюджетным учетом стоит задача четкого отражения финансовых показателей бюджетных организаций.

В Теме 6 мы рассматривали финансовые результаты бюджетной организации по итогам ее предпринимательской деятельности. Однако к основным признакам субъектов сектора государственного управления относится нерыночность их хозяйственной деятельности.

Конечно, по сути все бюджетные организации «убыточны». В особенности те, кто не имеет дополнительных «вливаний» в виде выручек от предпринимательской деятельности. Однако размер «убытков» не менее важен, чем контроль за использованием бюджетных ресурсов.

Для отражения по методу начисления результатов финансовой деятельности учреждения сопоставляются суммами начисленных расходов учреждения с суммами начисленных доходов учреждения. Другими словами, мы сравниваем сколько потратило бюджетное учреждение на свою основную (бюджетную) деятельность, сколько на свои расходы оно получило из средств целевого финансирования, и какой объем расходов не «вошел» в установленные бюджетом лимиты – т.е. сколько бюджетное учреждение осталось должно своим контрагентам по результатам его бюджетной деятельности за год.

Еще раз подчеркиваем предпринимательская деятельность (расходы связанные с предпринимательством, доходы, уплаченные налоги и т.д.) в данном случае во внимание не принимается и не учитывается МЫ определяем результат финансовой деятельности интитуциональной единицы сектора государственного управления.

Используемые счета:

Раздел IV Плана счетов «Финансовый результат».

Счет 0 401 01 200 «Расходы учреждения»

Счет 0 401 03 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»



а также счет 0 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов».

Счет 0 401 01 200 «Расходы учреждения» - счет активный и «итоговый», так как все расходы в зависимости от их экономической классификации списываются на счета 0 401 01 210, 0 401 01 211 и т.д. (операции отражаются и по Д-ту и по К-ту одного счета, а не как обычно двух)

Счет 0 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов».

Обратите внимание: последние три цифры Счетов 0 401 01 000 и 0 304 05 000 совпадают. Например:

счет 0 401 01 222 «Расходы на транспортные услуги».

счет 0 304 05 222 «Расчеты по платежам из бюджетов, по оплате транспортных услуг».

Вот одно из преимуществ метода начисления: мы с вами наглядно видим: сколько за год потратило бюджетное учреждение на транспортные расходы и сколько в течение этого же года государство выделило бюджетных средств на их покрытие.

Т.е. по Дебету счета 0 401 01 000 мы группируем – «собираем» все расходы, а по Кредиту счета 0 304 05 000 мы видим сколько и в разрезе каких статьей данные расходы нам удалось «покрыть» за счет бюджетных средств.

Счет 0 401 03 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

Счет предназначен для учета финансовых результатов учреждения прошлых отчетных периодов.

Все проводки делаются в конце года, и выведенный остаток, по сути, является уже результатом не отчетного, а прошлого года.

Начисления по Дебету и Кредиту счета 0 401 03 000 могут совпасть в конце года, а могут и не совпасть.

Вариант 1 . Е1 = Е2. – Это говорит о том, что все расходы бюджетного учреждения были покрыты за счет финансирования, и никаких долгов перед контрагентами (кредиторские задолженности) по результатам бюджетной деятельности у учреждения на конец года нет.

Вариант 2 . Е1 # Е2. Причины:

1. Незакрытая в конце года кредитная задолженность. Подчеркну, что на счете 0 401 01 200 учитываются начисленные, т.е. фактические расходы учреждения. Однако, даже если учреждение потребило указанную услуг (например электричество), данная услуга буде покрыта из бюджета только в пределах лимита, установленного на покрытие данного вида расходов. Если лимит меньше фактических расходов, а у бюджетного учреждения нет иных источников финансирования (нет предпринимательской деятельности, не было безвозмездных поступления и т.д.), то у бюджетного учреждения образуется долг перед контрагентом (Кредиторская задолженность).

Вывод по итогам результатов хозяйственной деятельности учреждения: недофинансирование.

2. Фактические расходы не превысили выделенного бюджетом финансирования, однако Е1#Е2. Данная ситуация может возникнуть тогда, когда были приобретены материальные запасы из средств бюджета, но в течении года эти запасы использованы были не полностью.

Пример. Е2 (по статье материальные запасы) = 50. Т.е. на бюджетные средства учреждением были приобретены материалы на 50 денеж. единиц. В процессе хозяйственной деятельности было использовано материалов Е1 (по статье материальные запасы Дебет счета) на 30 денежных единиц. Т.е. фактические расходы составили 30. Е1#E2, 30#50.

Вывод по итогам хозяйственной деятельности бюджетного учреждения: остались на следующий год неиспользованные материалы.

3. Фактические расходы не превысили выделенного бюджетом финансирования, однако Е1#Е2. Данная ситуация возникает при учете основных средств. Бюджетное учреждение приобретает основное средство в текущем году, но стоимость ОС переносится на расходы не полностью, а частично в пределах норм амортизации. Пример. Приобретено основное средств за 30.000 рублей. Годовая норма амортизации составляет 2200 рублей. Т.е. Е2 (средства выделенные из бюджета на покупку основного средства) = 30.000, а Е1 (начисленные расходы в текущем году в виде арендного платежа) – 2200.

Вывод по итогам хозяйственной деятельности бюджетного учреждения: в текущем году были приобретены ОС, которые перенесли свою стоимость на расходы в пределах начисленной амортизации.

Расходы будущих периодов. Счет 401 50 (для госсектора)

Одним из принципов бухгалтерского учета и отчетности является принцип соответствия доходов и расходов, согласно которому все доходы и связанные с ними расходы должны отражаться в бухгалтерской отчетности в том временном промежутке, когда они произошли.

Плата за сертификат ключа электронной цифровой подписи;

Плата за пользование исключительными правами (программными продуктами, сайтами, электронными справочными системами и т.п.).

Примечание

Расходы на оплату подписки на газеты и журналы не относятся к расходам будущих периодов. Указанные расходы следует учитывать как авансовые платежи и и отражать на счете 206 00 "Расчеты по выданным авансам" (п. 202 Инструкции N 157н, см. также решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 19.01.2017 по делу N А74-13404/2016).

Расходы, относящиеся к будущим отчетным периодам, принимаются к учету по дебету счета 401 50 "Расходы будущих периодов", а порядок их отнесения на финансовый результат текущего финансового года устанавливается учреждением в учетной политике (см. образец).

Примечание

Признание расходов на осуществление капитального ремонта расходами текущего финансового года может осуществляться на основании информации (сведений) о проведенном ремонте, предоставленных банком, в котором открыт спецсчет, и владельцем спецсчета, либо региональным оператором. Для этого учреждение - балансодержатель жилого помещения может оформлять соответствующие запросы (письмо Минфина России от 25.01.2016 N 02-05-11/2678).

Учет расходов будущих периодов осуществляется в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (планом ФХД) учреждения, по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), соглашениям.

Аналитические счета учета расходов будущих периодов установлены п. 124 Инструкции N 162н, п. 159 Инструкции N 174н и п. 187 Инструкции N 183н соответственно для казенных, бюджетных и автономных учреждений. В рамках формирования учетной политики учреждение вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету расходов будущих периодов, в том числе с учетом отраслевых особенностей деятельности учреждения, а также требований налогового законодательства Российской Федерации о раздельном учете расходов (выплат) учреждения.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на июнь 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.


С. Бычков , заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина , заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов , главный редактор объединенной редакции "Бюджетная сфера", руководитель Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков , начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин , зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк , государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский , начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А также специалисты объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева , ведущий редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

А. Суховерхова , ведущий редактор-эксперт, член Союза развития государственных финансов

И. Сапетина , редактор-эксперт

В. Сульдяйкина , редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

О. Левина , эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

Ю. Волгина, эксперт

О. Емельянова , эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

О. Пожидаева, эксперт

И. Салтыкова, эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

О. Монако , редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина , редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

и др.


Перечень сокращений :

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная

В каких случаях бюджетное учреждение для проведения расходов может использовать счет 401 20. Можно ли его использовать для деятельности по заготовке крови и её компонентов, если эта деятельность финансируется за счет субсидии на гос.задание? И обязательно ли использовать счет 109 для учета расходов в рамках программы обязательного медицинского страхования?

Ответ

Все затраты, связанные с оказанием услуг в рамках ОМС, отразите на соответствующих аналитических счетах счета 0.109.00.000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (пункт 134 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Способ калькулирования себестоимости услуг и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования выбирает учредитель или учреждение самостоятельно с учетом отраслевой специфики затрат. Нераспределяемые общехозяйственные расходы спишите на финансовый результат текущего года (счет 401.20). Способ распределения и перечень нераспределяемых общехозяйственных расходов инструкциями по бухучету не установлены, поэтому утвердите их в учетной политике.

Полный перечень расходов бюджетного учреждения, которые относят на счет 0.401.20.000, приведен в пункте 153 Инструкции 174н от 16.12.2010г.

На счет 0 401 20 относятся общехозяйственные расходы, которые невозможно распределить на себестоимость оказываемых работ, услуг; расходы, которые согласно учетной политике учреждения не формируют себестоимость работ,услуг; расходы по содержанию недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовым источником которых являлась субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания.

В бухучете операции по заготовке крови и ее компонентов отражайте в зависимости от того, для каких целей они заготавливаются – для собственных нужд или продажи. Если заготовка крови производится для реализации (передачи другим учреждениям), то все затраты отражайте на соответствующих аналитических счетах счета 0.109.00.000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (п. 134 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, п. 38 Инструкции № 174н). Подробнее- в рекомендации 3.

Вопрос: Обязано ли бюджетное учреждение формировать резерв на оплату отпусков на счете 401 60, если в штате всего семь человек?

Ответ от 22.08.2018

Резервы для оплаты отпусков должны формироваться в любых учреждениях госсектора независимо от штатной численности (письмо Минфина России от 05.06.2017 № 02-06-10/34914). Порядок и периодичность расчета резерва учреждение вправе утвердить в учетной политике (п. 302.1 инструкции , утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н, письмо Минфина России от 20.06.2016 № 02-07-10/36122).

Оценочное обязательство в виде резерва на оплату отпусков за фактически отработанное время может определяться ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) на последний день месяца (квартала или года), исходя из количества дней неиспользованного отпуска по сотрудникам на указанную дату по данным кадровой службой.

Поскольку счет 401 60 предназначен для того, чтобы равномерно относить расходы на финансовый результат, наиболее правильным представляется ежемесячное определение оценочных резервов. Однако, принимая во внимание затраты на сбор и обработку информации, учреждение может установить и иной, приемлемый для себя период.

Учреждение принимает обязательства по зарплате в начале года на всю сумму плановых назначений. Поэтому при принятии в течение года обязательств за счет резерва предстоящих расходов на эту сумму необходимо уменьшить ранее принятые обязательства. В учете следует сделать запись по дебету счета 0 506 10 000 и кредиту счета 0 502 11 000 способом "красное сторно". В противном случае показатели принятых обязательств задвоятся. Разъяснения содержатся в п. 1.2.3 письма Минфина России и Федерального казначейства от 07.04.2017 № 02-07-07/21798, 07-04-05/02-308.

При инвентаризации перед составлением отчетности суммы резервов могут быть списаны или скорректированы (уточнены) в порядке, установленном учетной политикой.

Для учета результатов финансовой деятельности учреждений за текущий финансовый год и за прошлые финансовые периоды предназначен

счет 0 401 00 000

«Финансовый результат хозяйствующего субъекта», ко

торый включает следующие группировочные счета:

«Доходы текущего финансового года»

«Расходы текущего финансового года»

«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

«Доходы будущих периодов»

«Расходы будущих периодов».

Для определения финансового результата текущего финансового года сумма полученных в течение отчетного года и учтенных на счете 0 401 10 000 доходов сопоставляется с суммой произведенных и учтенных на счете 0 401 20 000 расходов. Если в результате по указанным счетам получен кредитовый остаток, финансовый результат будет положительным; если получен дебетовый остаток, финансовый результат – отрицательный. При этом финансовый результат деятельности учреждений определяется отдельно по основной (бюджетной) и приносящей доход деятельности. Следует подчеркнуть, что отдельного счета по формированию финансового результата текущего финансового года в плане счетов нет.Признание доходов производится по методу начисления. Дата признания доходов определяется по дате перехода права собственности на услугу, готовую продукцию, работу.

2.Учет доходов

Для учета доходов бюджетного учреждения используется счет 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года». К этому счету применяются коды КОСГУ 100 (операции с доходами) и открываются следующие аналитические счета:

0 401 10 100 «Доходы хозяйствующего субъекта»;

0 401 10 120 «Доходы от собственности»;

0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»;

0 401 10 150 «Доходы от безвозмездных поступлений от бюджетов»;

0 401 10 170 «Доходы по операциям с активами»;

0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов»;

0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»;

0 401 10 180 «Прочие доходы» и другие счета в соответствии с КОСГУ доходов.

Начисление отдельных доходов отражается, в частности, следующими бухгалтерскими записями:

– при начислении доходов от сдачи имущества в аренду (не основная деятельность учреждения) Д 2 205 81 560 («Расчеты с плательщиками прочих доходов») К 2 401 10 180 «Прочие доходы»;

– при начислении доходов от продажи товаров, готовой продукции, работ, услуг: Д 2 205 31 560 К 2 401 10 130;

– начисление доходов от продажи основных средств, материальных запасов отражается: Д 0 205 71 560, 0 205 74 560 К 0 401 10 172;

– принятие к учету излишков основных средств, материальных запасов, отражается: Д 0 101 00 310, 0 105 00 340, К 0 401 10 180;

– при принятии к учету материальных запасов, полученных от ликвидации основных средств, оформляется запись: Д 0 105 00 340 К 0 401 10 172

– при начислении доходов в сумме денежных средств, полученных в виде пожертвований и грантов, оформляется запись: Д 0 205 81 560 («Расчеты с дебиторами по прочим доходам») К 0 401 10 180;

– при начислении доходов в сумме полученных субсидий на выполнение государственного задания: Д 4 205 81 560 К 0 401 10 180.

Уменьшение доходов производится в следующих случаях:

– при начислении налогов:

НДС: Д 0 401 10 130, 0 401 10 172 и т. д. К 0 303 04 730; налога на прибыль: Д 0 401 10 130, 0 401 10 172, 0 401 10 180 К 0 303 03 730

– при списании стоимости выбывших, в том числе реализованных не-финансовых активов: Д 0 401 10 172 К 0 101 00 410, 0 105 00 440.

– при списании себестоимости выполненных работ и услуг, готовой продукции: Д 0 401 10 130 К 0 109 60 200 («Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»), 0 105 07 440 («Готовая продукция»). Если суммы уменьшения доходов превысят сумму начисленного дохода, то соответствующий аналитический счет 0 401 10 000 будет иметь дебетовый остаток.