Как называется проверка бухгалтерской отчетности. Методика аудиторской проверки достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. Как это экспресс-аудит

Если нужно вовремя найти и исправить ошибки учета и отчетности или проверить квалификацию бухгалтера проведите аудит бухгалтерской финансовой отчетности. А мы расскажем, в чем заключается проверка, каковые ее цели, и что предпринять по результатам.

Бухгалтерская финансовая отчетность содержит итоговые показатели работы компании. Эта информация нужна целому ряду пользователей:

  • Руководству компании – для принятия управленческих решений,
  • Учредителям – для выводов об эффективности управления компанией,
  • Инвесторам – для принятия решения о вложении средств,
  • Кредитным организациям – для принятия решения о выдаче кредита,
  • Подразделениям Росстата – для формирования макроэкономических показателей,
  • Налоговикам – для сопоставления данных с налоговой отчетностью и поиска расхождений, проведения предпроверочного анализа.

Полезность информации определяется ее достоверностью. Чем меньше в отчетности искажений, чем эффективнее принимаемые решения. Из-за чего возникают искажения? Причина может заключаться в недостаточной квалификации бухгалтера. Или в недостатках выстроенной системы документооборота. Возможны и преднамеренные искажения. Например, для дезинформации банка при получении кредита. Или налоговых органов для предотвращения выездной проверки.

Цели аудита бухгалтерской финансовой отчетности

Цель проведения аудиторской проверки – сформулировать мнение о:

  • Достоверности отчетности,
  • Соответствии порядка ведения бухгалтерского учета требованиям законодательства.

Для достижения этой цели аудитор должен выполнить ряд задач. В договоре на проведение аудита заказчик может сформулировать свои собственные задачи. Но основные задачи оговорены нормативными актами:

  • Проверить, соответствует ли отчетность требованиям законодательства и принятой учетной политике,
  • Выяснить, есть ли в компании система внутреннего контроля,
  • Проверить полноту и своевременность отражения операций в бухучете,
  • Сверить данные бухгалтерского учета и отчетности,
  • Сопоставить показатели разных форм финансовой отчетности между собой и с данными бухгалтерского учета,
  • Выявить ошибки бухучета и выдать рекомендации по их исправлению,
  • Составить аудиторское заключение.

Аудитор может использовать разные методы работы, основными являются следующие три:

Обязательный аудит бухгалтерской финансовой отчетности

Есть два вида аудита бухгалтерской финансовой отчетности:

  • Обязательный,
  • Инициативный.

Обязательный аудит

Организации, которые должны проводить у себя обязательный аудит, перечислены в ст. 5 закона от 30.12.2018г. № 307-ФЗ:

  • Акционерные общества,
  • Компании, чьи ценные бумаги обращаются на организованных торгах,
  • Кредитные компании,
  • Бюро кредитных историй,
  • Профессиональные участники рынка ценных бумаг,
  • Страховщики,
  • Клиринговые компании,
  • Негосударственные фонды, например, пенсионные,
  • Инвестиционные фонды,
  • Управляющие компании паевого инвестиционного или пенсионного фонда,
  • Компании, у которых объем выручки за предыдущий год превысил 400 млн. руб. или остаток основных средств на конец предыдущего года больше 60 млн.руб.,
  • Холдинги, составляющие консолидированную отчетность,
  • Компании, перечисленные другими законами.

Обязательный аудит имеет свои особенности:

  • Он проводится минимум один раз в год. Но не запрещено проводить проверку и чаще,
  • Аудит проводится только сторонними специалистами, не из числа собственных сотрудников,
  • Обязательный аудит не запрещает одновременно проводить внутренний инициативный контроль.

Аудиторское заключение по итогам обязательного аудита прилагается к ежегодной бухгалтерской отчетности. Отчет аудитора отправляется в ФНС и Росстат в те же сроки, что и годовая отчетность. Или в течение 10 дней со дня выдачи заключения. Штрафы предусмотрены как за отсутствие аудиторского заключения, так и за непредставление его в Росстат:

Важно : данные штрафы применяются только к компаниям, обязанным проходить обязательный ежегодный аудит.

Инициативный аудит

Все остальные компании могут проводить проверку по своей инициативе, отсюда и название «инициативный». Такой контроль могут проводить как приглашенные специалисты, так и свои собственные сотрудники. Внутреннюю проверку целесообразно проводить в случаях:

  • Обращения за банковским кредитом,
  • Участия в тендерах, торгах, госзакупках,
  • Привлечения инвесторов,
  • Перед составлением налоговой отчетности для уменьшения риска проверок,
  • Для периодического мониторинга состояния бухгалтерского учета, своевременного выявления и исправления ошибок.

В отличие от обязательного, заключение инициативного аудита не отправляется ни в ФНС, ни в Росстат. Оно предназначено для внутренних пользователей. А из внешних пользователей ее получают банки и инвесторы.

Какие документы проверяют аудиторы

Конкретный перечень документов, которые понадобятся аудитору, зависит от вида проверки. Например, в ходе анализа бухгалтерской отчетности будет сделан акцент на учетные документы. А если заказчику понадобится аудит управленческого учета, аудитор запросит управленческие регистры.

Стандартный набор документов включает:

  • Учредительные документы,
  • Организационно-распорядительную документацию,
  • Лицензии, если деятельность компании подлежит лицензированию,
  • Бухгалтерскую отчетность,
  • Налоговую отчетность,
  • Первичные учетные документы,
  • Регистры бухгалтерского и налогового учета.

В документах аудитор проверит:

  • Соответствие форм, если для документа предусмотрены обязательные унифицированные бланки,
  • Наличие обязательных реквизитов, если в компании применяются формы собственной разработки,
  • Соблюдение порядка заполнения, наличие необходимых сведений и подписей ответственных лиц,
  • Полнота и своевременность отражения документов в учете,
  • Соответствие порядка отражения операций учетной политике и т.д.

Как проходит аудит бухгалтерской финансовой отчетности

Аудиторская проверка включает несколько стадий. Они, конечно же, зависят от специфики проверяемой компании. Но можно выделить несколько основных этапов:

Этап

В чем заключается

Предварительный – постановка задачи и заключение договора

Руководство проверяемой компании и аудиторская фирма обсуждают задачи, сроки и условия проведения аудита. Формулируются условия и оформляется договор на проведение проверки. Напомним, что к базовым задачам заказчик может добавить свои

Подготовительный – планирование работы

Аудитор изучает особенности компании и составляет план проверки. Составляет запрос с перечнем документов, необходимых для аудита

Основной – проведение проверки

В ходе проверки аудитор проводит анализ ведения учета и бухгалтерской финансовой отчетности. В этот период решаются задачи и используются методы, о которых мы рассказали выше

Руководству проверенной компании выдается аудиторское заключение. В нем приводится подробное описание хода проверки, выявленные ошибки, рекомендации по их устранению и другая информация, полезная для проверенной компании

Заключение по итогам аудита бухгалтерской финансовой отчетности

Конечная цель проверки – выдача аудиторского заключения. Унифицированной формы этого документа нет. В ст.6 закона от 30.12.2018г. № 307-ФЗ перечислены обязательные пункты. В их числе – сведения о работе, проведенной аудитором. Раскрытие этого пункта составляет основной объем заключения:

Аудиторское заключение

Обязательная информация

  • Название документа «Аудиторское заключение»,
  • Название адресата (акционеры, учредители и т.д.),
  • Реквизиты аудируемого лица,
  • Реквизиты аудиторской организации или индивидуального аудитора,
  • Перечень проведенных отчетных форм с указанием периода, за который они составлены,
  • Сведения о проведенной работе ,
  • Заключение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности,
  • Результаты других аудиторских проверок этой же отчетности за этот же период,
  • Дата заключения
  • Перечень проверенных учетных документов,
  • Использованные методы,
  • Полученные результаты,
  • Выявленные искажения и недочеты. Типичные ошибки:
    • Неправильное отражение доходов и расходов,
    • Неправильный расчет налоговой базы и сумм налогов,
    • Противоречие данных бухгалтерского учета и отчетности,
    • Арифметические ошибки,
    • Отсутствие первичных документов, их неправильное заполнение, отсутствие подписей ответственных лиц и т.д.
  • Рекомендации по устранению недочетов,
  • Предложения путей корректировки отчетности,
  • Другие моменты, которые находятся в поле зрения аудитора и могут быть полезными для организации

Обзор последних изменений по налогам, взносам и зарплате

Вам предстоит перестроить свою работу из-за многочисленных поправок в Налоговый кодекс. Они коснулись всех основных налогов, включая налог на прибыль, НДС и НДФЛ.

Аудит бухгалтерской отчётности - это проверка соответствия финансовой отчётности организации или фирмы законодательным требованиям. Это серьёзное мероприятие, требующее предварительной подготовки и досконального подхода к проведению. Какие организации закон обязывает проводить аудит и каким образом правильно организовать эту процедуру? С рекомендациями и советами можно ознакомиться в данной статье.

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия - процедура, в ходе которой выявляются ошибки составления бухгалтерских документов, проверяется точность отражения в них обязательных финансовых показателей, активов и обязательств. Для многих компаний и предпринимателей такие проверки являются требованием закона.

Важно понимать, что аудит - это независимая проверка , а значит для неё необходимо приглашать специалистов из профильных аудиторных компаний. Иногда различают так называемую «внутреннюю» разновидность аудита, когда проверка происходит внутри компании силами штатных сотрудников.

Но очевидно, что даже квалифицированный бухгалтер не в состоянии адекватно и объективно проверить собственную работу . Более того, он может быть заинтересован в сокрытии допущенных нарушений. По этой причине проведение аудита предпочтительнее доверить профильной и не заинтересованной в фальсификациях независимой компании.

Аудит бухгалтерской отчётности - это проверка соответствия финансовой отчётности организации или фирмы законодательным требованиям

Для чего проводят проверки

Главная цель аудита - объективная оценка законности, правильного ведения бухгалтерии компании, а также точности отражения в ней всех финансовых показателей. Для этого специалисты последовательно решают следующие задачи:

  1. Проверка бухгалтерской отчетности, регулярности и корректности ведения всей предписанной законом документации.
  2. Анализ полноты отображения всех необходимых положений, в том числе затрат, прибыли и финансовых результатов работы компании.
  3. Выявление финансового резерва, объёма заёмных средств и поиск путей лучшего применения денег.

Законодательная база

Главным законодательным актом, на которой основывается работа аудиторов, является федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года. Термин «аудит» раскрыт в статье 7 указанного акта. Кроме того, в тексте закона можно узнать, что аудит является обязательным, когда выполняется ряд юридически предписанных условий .

С текстом этого закона обязательно нужно ознакомиться всем предпринимателям и бизнесменам, которые сталкиваются с необходимостью проводить данную процедуру. В конце 2017 года в федеральный закон были внесены изменения. Помимо этого акта, порядок проведения проверок регламентируют федеральные стандарты деятельности аудиторов, отдельные нормы законодательства и правила профессиональных аккредитованных сообществ .

Аудит является обязательным, когда выполняется ряд юридически предписанных условий

Какие организации обязаны проходить аудит

Предпринимателю или владельцу фирмы важно знать, подлежит ли его бизнес обязательной проверке финансовой отчетности организации. Чтобы выяснить данное обстоятельство, нужно обратиться к 5 статье указанного выше федерального закона. Статья довольно объёма и содержит очень подробный перечень направлений. Например, все государственные корпорации обязаны проходить данную процедуру ежегодно . Относительно частных фирм и компаний можно резюмировать, что только несколько разновидностей подлежит обязательному аудиту:

  • Разновидности АО (ОАО, ЗАО, ПАО).
  • Кредитные организации (в том числе микрофинансовые).
  • НПФ (негосударственные пенсионные фонды).
  • Жилищные накопительные кооперативы.
  • Организаторы азартных игр.
  • Объединение туроператоров и отдельные туроператоры, работающие в сфере выездного туризма.
  • Политические партии.
  • Саморегулируемые организации (НКО, объединяющие предпринимателей в определённой отрасли производства).
  • Инвестиционные фонды.
  • Страховые фонды.

Кроме того, аудит будет обязателен, если компания не относится к указанным выше категориям, но объём её выручки за прошлый год превысил 400 миллионов рублей или ценные бумаги фирмы оказались допущены к организованным торгам.

Для большинства компаний, подлежащих обязательным ежегодным проверкам, предусмотрена публичность бухгалтерской отчетности. Так называют опубликование финансовых показателей организации в средствах массовой информации или отдельным тиражом.

Нюанс состоит в том, что публикация признаётся законной только когда подготовлена по итогам аудиторской проверки. Законодательство требует обязательной публикации в печатных изданиях (газетах или журналах) или распространения буклетов и брошюр. Публикации отчёта в интернете недостаточно.

Такие компании обязаны ежегодно проходит аудит, по контракту, заключенному с профильной фирмой, отобранной по результатам открытого конкурса. Для компаний, не попадающих под указанные в данной статье характеристики, законом не предусмотрен обязательный аудит.

Однако круг организаций, нуждающихся в аудите, не ограничивается перечисленными категориями. Проведение аудита полезно большинству предприятий , например, чтобы оценить качество работы бухгалтеров, выявить возможные нарушения и скорректировать подход к финансовой политике.

Проведение аудита полезно большинству предприятий

Разновидности аудита

Есть несколько подходов к классификации аудита. Например, зачастую выделяют «внешний» и «внутренний» аудит . Данная формулировка в строгом смысле не является корректной. Под «внешним» при таком подходе понимается аудит, выполняемый привлечённой независимой компанией.

«Внутренний» - это скорее проверка внутри фирмы, организованная собственными силами. Нет гарантии, что в её результате будут выявлены ошибки и действительные нарушения, так как проверяющая сторона вполне может быть заинтересована в подделке результатов анализа документации.

Также аудит часто разделяют на:

  1. Специальный . Цель - исследование конкретных документов или вопросов деятельности, соблюдения компанией предписанных законом процедур.
  2. Аудит финансовой отчётности . Это масштабный анализ всего объёма финансовых документов компании за отчётный период, например, годовой бухгалтерской отчетности.

Часто в качестве критерия классификации выступает регулярность. Например, выделяют «первоначальный» аудит - первый для компании - и «согласованный» - проводящийся регулярно. В экономической литературе можно встретить и иное деление аудиторских процедур.

Отдельно стоит выделить такое направление проверок как «экспресс аудит». Так называют быстрый и выборочный анализ документов, поводом для которого часто становятся какие-либо экстренные обстоятельства. Например, неожиданно возникшая кризисная ситуация в компании или появившиеся у собственника подозрения в нарушениях работы фирмы.

Методика экспресс аудита предполагает устную беседу с ответственным лицом компании (как правило, с главным бухгалтером) и выборочную проверку документов. Этот способ достаточно хорош для оперативного поиска нарушений и недочётов, но не даёт комплексного представления о состоянии фирмы.

Экспресс-аудит хорош для оперативного поиска нарушений и недочётов

Какие документы нужно подготовить для аудиторской проверки

Список документации, которую будут изучать проверяющие специалисты, весьма обширен. К обязательному минимуму относятся:

  • уставные документы компании, в том числе учредительный договор (при наличии);
  • выписка о внесении в ЕГРЮЛ;
  • свидетельство о постановке на учёт в налоговой службе;
  • лицензии и сертификаты;
  • сведения о банковских счетах;
  • налоговая и бухгалтерская отчётность за анализируемый период;
  • договоры с контрагентами;
  • акты, накладные, карточки учёта средств;
  • штатное расписание и документы отдела кадров;
  • расчёты по распределению косвенных расходов;
  • регистры налогового учёта;
  • аудиторский отчёт за предыдущий период (при наличии).

Из каких этапов состоит аудит

Проверка бухгалтерской и финансовой отчётности занимает продолжительное время. Как правило, вся процедура длится не менее 1 недели , а в случае, если объемы продаж компании достигают 100 миллионов рублей - работа аудиторов займёт 3-4 недели.

Аудит включает следующие этапы:

  1. Подготовка планирование. На данном этапе формируется состав аудиторской группы, с проверяемой стороной согласуется порядок работы, решаются организационные вопросы, определяются задачи и разрабатывается план проверки. Стоит знать, что в случае самой первой или особо сложной проверки в состав группы нередко включают юриста.
    Его задача - оценить учредительные документы организации, заключенные контракты и договоры, оценить порядок утвержденных внутри компании процедур (например, аукционов). Также юрист принимает участие в составлении итогового отчёта по результатам всей проверки.
  2. Непосредственно проверка документации. Специалисты работают с бумагами, а также взаимодействуют с главным бухгалтером и отдельными работниками, ответственными за те или иные направления работы. Аудиторы вправе задавать устные вопросы и направлять письменные запросы.
    Аналогичное право есть и у проверяемой стороны: аудиторам можно задавать вопросы на протяжении всего времени работы, как устно, так и в письменной форме.
  3. Подведение итогов , составление отчёта и направление его руководству проверявшейся организации. Традиционно аудиторские фирмы готовят два документа: аудиторское заключение и пояснительную записку, где характеризуются все значимые материалы проведенной проверки. Ошибки и недочеты, указанные в пояснительной записке подлежат оперативному расследованию, анализу и устранению.

Компания может получить положительное заключение с мнением, не являющимся безоговорочно положительным

Если в ходе исследования не выявлено никаких нарушений, а компания шла навстречу проверяющим специалистам, предоставляя все необходимые бумаги и отвечая на все запросы, аудиторы выдают безусловное положительное заключение с положительным мнением.

В аналогичной ситуации, когда недочетов не найдено, но отсутствовал какой-либо документ или не поступи ответ на запрос, компания может получить положительное заключение с мнением, не являющимся безоговорочно положительным или с отказом от выражения мнения .

Однако проверка может пройти не так гладко, и как вариант, организация получит отрицательное заключение. В случае, когда какое-либо нарушение в работе компании будет указано в отчёте или пояснительной записке, но не будет устранено компанией до следующей проверки, руководитель фирмы рискует получить отрицательное аудиторское заключение и штрафные санкции со стороны контролирующих органов.

Сколько стоит проведение аудита

Стоимость проведения независимой оценки бухгалтерской и финансовой отчётности напрямую зависит от вида проверки (полная или специальная) и масштаба компании (чем больше документации предстоит оценить специалистам, тем больше придётся заплатить). Цена на аудит начинается от 50 тысяч и может доходить до нескольких миллионов рублей.

Некоторые компании оценивают стоимость проверки в аудиторских часах , то есть цена напрямую будет зависеть от времени, которое специалисты проработают с документами фирмы. Цены за час варьируются в границах от 2000 до 10000 рублей. Некоторые организации привлекают клиентов более низкими ценами (вплоть до 200 рублей за час), однако необходимо проверить, не мошенничество ли это.

Заключение

Аудиторская проверка - это сложная процедура, предполагающая привлечение независимой профессиональной фирмы для проведения проверки корректности ведения бухгалтерской и финансовой документации. Для некоторых организаций ежегодный аудит является требованием законодательства. Перечень категорий таких организаций установлен в 5 статье федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Бухгалтерская отчетность государственных (муниципальных) учреждений является объектом пристального внимания как органов государственного (муниципального) финансового контроля, так и органов власти, выполняющих функции учредителя данных учреждений. В статье рассмотрена методика проверки правильности составления форм бухгалтерской отчетности.

Заполненные бюджетными и автономными учреждениями формы бухгалтерской отчетности подлежат проверке:

  • работниками органа исполнительной власти, выполняющим функции учредителя (далее – учредитель) в рамках проведения камеральной проверки, при принятии квартальных, годовых форм отчетности в сроки установленные учредителем;
  • в рамках проведения мероприятий внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) контроля, а также ведомственного контроля проводимого учредителем.

О методике правильности составления форм бухгалтерской отчетности мы поговорим в этой статье.

Контрольные мероприятия, проводимые в отношении форм бухгалтерской отчетности схематично, можно отобразить так:

Цель проверки бухгалтерской отчетности

При проверке форм бухгалтерской отчетности проверяющие обычно ставят перед собой следующие цели:

Подготовка к проведению внешней проверки

Подготовка к проведению внешней проверки включает в себя:

  • сбор и изучение законодательных актов РФ, в соответствии с которой проверяемое учреждение выполняет свою финансово-хозяйственную деятельность и ведет совершаемых операций;
  • разработку программы внешней проверки;
  • подготовку рабочего плана внешней проверки, который должен содержать сроки проведения внешней проверки и ответственных исполнителей;
  • направление исполнителей для проведения проверки.

Предмет проверки

Проверка форм отчетности может проводиться в камеральной и (или) выездной формах. Камеральная проверка отчетных форм обычно осуществляется учредителем при принятии у подведомственного учреждения форм, составленных на отчетную дату, в сроки, установленные учредителем. Предметом камеральной проверки являются:

  • представление отчетности не позднее срока, установленного учредителем;
  • соблюдение учреждением при заполнении форм бухгалтерской отчетности требований Инструкции № 33н;
  • соблюдение контрольных соотношений в представленных отчетных формах.

Относительно предмета проведения проверки форм бухгалтерской отчетности в ходе выездной проверки отметим следующее. Проверка бухгалтерской отчетности в ходе данной проверки обычно осуществляется в рамках проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения. При такой проверке контролерами запрашиваются:

  • годовые формы бухгалтерской отчетности;
  • главная книга, регистры бухгалтерского учета, первичные учетные и иные документы;
  • план финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
  • учреждения;
  • отчет о выполнении государственного (муниципального) задания;
  • отчет о суммах использованных целевых субсидий;
  • сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению.

Предметом проведения выездной проверки являются:

  • соблюдение учреждением правил хранения первичных документов, учетных регистров и других бухгалтерских документов текущего года и за прошлые годы;
  • выполнение главным бухгалтером обязанности по организации бухгалтерского учета и контролю за обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей;
  • соответствие показателей бухгалтерского учета в учетных регистрах на начало года данным за предыдущий год;
  • своевременность составления первичных учетных документов и отражения их в бухгалтерском учете;
  • соответствие итогов остатков по каждой группе аналитических счетов оборотных ведомостей итогам остатков этих субсчетов главной книге и показателям финансовой отчетности;
  • установление достоверности показателей, отраженных в отчетности;
  • выполнение контрольных соотношений между формами отчетности;
  • оформление представленных форм отчетности требованиям Инструкции № 33н;
  • оценка эффективности и результативности использования учреждением средств, выделенных ему в проверяемом периоде из бюджета.

Методика проведения проверки бухгалтерской отчетности

Единой методики осуществления проверки форм отчетности не существует. Ревизоры при наработке опыта в проведении проверок вырабатывают последовательность действий, которыми пользуются, выполняя свою работу. Ниже мы предложим свой вариант последовательности действий, которой можно воспользоваться при проведении проверки и при разработке программ проверок.

I. Изучение устава учреждения и учетной политики учреждения . Из устава контролер узнает свод правил, по которым проверяемое учреждение осуществляет свою деятельность, его структуру, устройство, виды деятельности, отношения с другими лицами и государственными органами, права и обязанности. На основании учетной политики проверяющий делает вывод о способах организации и ведения бухгалтерского учета, используемых учреждением при отражении хозяйственных операций.

II. Анализ показателей форм бухгалтерской отчетности . Ниже на схеме вашему вниманию представлены основные приемы финансового анализа, который могут проводить проверяющие.

В ходе анализа показателей форм бухгалтерской отчетности проверяющий изучает результаты деятельности учреждения, сформированные по итогам отчетных периодов, по которым можно судить:

  • об имущественном положении учреждения;
  • о характере, осуществляемой деятельности;
  • о соотношении средств по их видам в составе активов;
  • о наличии дебиторской и кредиторской задолженности и ее изменении и т. д.

III. Проверку достоверности показателей, отраженных в отчетных формах, представленных для проверки , которая включает в себя несколько этапов:

1. Инвентаризация нефинансовых активов. По итогам проверки устанавливается фактическое количество нефинансовых активов, которое сравнивается с данными бухгалтерского учета, отраженными в отчетных формах (балансе (ф. 0503730), справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, сведениях о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768)). Также осуществляется проверка проведения учреждением обязательной инвентаризации, перед составлением годовых отчетных форм. Как показывают результаты проверки, не все учреждения перед составлением годовых отчетных форм проводят инвентаризацию нефинансовых активов и расчетов с бюджетом, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, другими дебиторами и кредиторами и денежных средств, денежных документов. В результате соответствие учетных и фактических данных (наличие, состояние и оценка обязательств) подтверждено не было, достоверность данных бухгалтерского учета не обеспечена.

2. Выявление соответствия плановых показателей, указанных в плане финансово-хозяйственной деятельности показателям, отраженным в отчетных формах (в отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737)). Напомним, что в силу норм п. 19 Требований в план финансово-хозяйственной деятельности можно вносить изменения неограниченное количество раз. Показатели плана должны отражать фактические данные по доходам и расходам учреждения, которые отражаются в отчете (ф. 0503737).

3. Проверка подтверждения финансово-хозяйственных операций первичными документами, оформленными с соблюдением требований законодательства РФ и принятых к учету своевременно. Согласно нормам п. 7 Инструкции № 157н основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству РФ правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в п. 7 Инструкции № 157н. Записи в регистры бухгалтерского учета (журналы операций, иные регистры бухгалтерского учета) вносятся по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа – как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов (п. 11 Инструкции № 157н). Ревизор, совершая проверку достоверности показателей отчетных форм, может выборочным методом проверить журналы операций с приложенными к ним первичными учетными документами на предмет:

  • соответствия первичных документов нормам законодательства РФ;
  • своевременности принятия первичных документов к бухгалтерскому учету;
  • правильности формирования журнала операций.

4. Анализ соответствия бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (данные синтетического и аналитического учета должны быть увязаны как между собой, так и с документами, являющимися основанием для осуществления операций).

5. Проверка соблюдения учреждением норм законодательных актов, которые могут повлиять на содержание отчетности (например, норм инструкций № 33н, 157н, 174н, Указаний № 65н).

6. Проверка исполнения государственного (муниципального) задания, утвержденного учредителем, выявление причин неисполнения задания учредителя, своевременного возврата остатка сумм субсидий в бюджет в случае неисполнения учреждением государственного задания.

Отметим, что Минфин в своем Письме от 05.02.2016 № 02-01-09/5870 рекомендовал главным распорядителям средств федерального бюджета при определении остатков субсидии на выполнение государственного задания, образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), учитывать нормы действовавшего в 2015 году Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671, основываясь на значениях нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) и невыполненного объема государственного задания по каждой государственной услуге (работе).

При этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений, вправе в установленном порядке в течение срока выполнения государственного задания при необходимости внести в него изменения, в том числе уточнив показатели, характеризующие объем государственных услуг (выполняемых работ).

Согласно п. 33 Постановления Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 № «О мерах по реализации Федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год» федеральные бюджетные и автономные учреждения до 01.07.2016 обеспечивают возврат в федеральный бюджет средств в объеме остатков субсидий на выполнение государственного задания, предоставленных им в 2015 году, образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), на основании отчета о выполнении государственного задания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений.

При этом названным постановлением не определен источник средств, за счет которого федеральными бюджетными и автономными учреждениями осуществляется возврат в федеральный бюджет указанных остатков субсидии на выполнение государственного задания.

По мнению Минфина, изложенному в Письме от 12.04.2016 № 02-01-09/20629, возврат в федеральный бюджет указанных остатков субсидии на выполнение государственного задания можно осуществлять как за счет образовавшихся у федеральных бюджетных и автономных учреждений остатков субсидий на выполнение государственного задания, так и за счет других не запрещенных законом поступлений учреждениям, за исключением средств, предоставленных федеральным бюджетным и автономным учреждениям в соответствии со ст. 78.2 БК РФ на иные цели.

Необходимо отметить, что согласно законодательству РФ, если государственное задание выполнено (в том числе если достигнуты показатели, установленные в государственном задании, с учетом их возможного отклонения, в пределах которых государственное задание считается выполненным), образовавшиеся в отчетном финансовом году остатки субсидии на выполнение государственного задания могут использоваться учреждением в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения, утвержденным в установленном порядке.

7. Соответствие форм, представленных учреждением в составе отчетности, формам, установленным Инструкцией № 33н. Иногда в ходе проверки выявляется, что бухгалтеры заполняли и представили учредителю форму без учета внесенных в ее изменений, следовательно, не применявшуюся на момент составления отчетности.

8. Наличие в формах отчетности всех необходимых подписей. Необходимость наличия подписей главного бухгалтера и руководителя учреждения установлена и п. 5 Инструкции № 33н. Формы бухгалтерской отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, также подписываются руководителем финансово-экономической службы (при наличии ее в структуре учреждения).

9. Наличие всех форм отчетности, обязательных для включения в ее состав, и правильность их заполнения. Согласно нормам п. 10 Инструкции № 33н в случае, если все показатели, предусмотренные формой бухгалтерской отчетности, не имеют числового значения, такая форма отчетности не составляется и в бухгалтерской отчетности за не представляется. При наличии числовых данных показатели отчетности должны быть заполнены. Например, в ходе проверки может быть выявлено отсутствие оборотов у учреждения в течение года по счету 0 104 00 000 «Амортизация основных средств» при наличии основных средств. Это говорит о неначислении амортизации в течение года, нарушении методологии учета и искажению показателей отчетности. Или, скажем, в форме 0503769 «Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности» и в балансе (ф. 0503730) указывается отсутствие задолженности на конец отчетного периода. Однако по данным главных книг у учреждений имеются остатки по счетам 0 205 00 000, 0 206 00 000, 0 208 00 000, 0 302 00 000, 0 303 00 000, 0 304 00 000. Акты сверок с контрагентами для проверки не представлены. Иными словами, бухгалтерская отчетность дает недостоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, а также о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.

Для облегчения работы по соответствию показателей, отраженных в отчетных формах и в главной книге, проверяющие могут разработать и применять в работе аналитические таблицы. Например, такую:

Сравнительная таблица данных главной книги проверяемого учреждения и показателей,отраженных в отчетности (тыс. руб.)

10. Проверка согласованности показателей форм отчетности (соблюдение контрольных соотношений). На сайте www.roskazna.ru регулярно размещаются (по мере внесения изменений в Инструкцию № 33н) контрольные соотношения показателей как внутри форм бухгалтерской отчетности, так и между формами бухгалтерской отчетности. Данные контрольные соотношения применяются и разработчиками программных продуктов, используемых для составления отчетных форм. Контролеры могут воспользоваться данными контрольными соотношениями и проверить их соблюдение в формах, представленных для проверки учреждением, в отношении которого ведется проверка.

Оформление результатов проверки

По итогам контрольных действий на объекте контрольного мероприятия оформляется акт, который обычно имеет следующую структуру:

  • основание для проведения контрольного мероприятия;
  • предмет контрольного мероприятия;
  • проверяемый период деятельности объекта контрольного мероприятия;
  • перечень вопросов, которые проверены на данном объекте;
  • срок проведения контрольного мероприятия на объекте;
  • краткая характеристика объекта контрольного мероприятия (при необходимости), объем которой не должен превышать двух-трех страниц печатного текста;
  • результаты контрольных действий по каждому вопросу программы (рабочего плана).

К акту прилагаются перечень законов и иных нормативных правовых актов, исполнение которых проверено в ходе контрольного мероприятия, а также – при необходимости – таблицы, расчеты и иной справочно-цифровой материал, пронумерованный и подписанный составителями.

При выявлении на объекте контрольного мероприятия нарушений и недостатков они отражаются в акте, при этом указываются:

  • наименования, статьи законов и пункты иных нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
  • виды и суммы выявленных нарушений, при этом суммы указываются раздельно по годам, видам средств (средства бюджетные и средства, полученные от осуществления приносящей доход деятельности), а также видам объектов государственной собственности и формам их использования;
  • причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;
  • принятые в период проведения контрольного мероприятия меры по устранению выявленных нарушений и их результаты.

При составлении акта должны соблюдаться:

  • объективность, краткость и ясность при изложении результатов контрольного мероприятия на объекте;
  • четкость формулировок содержания выявленных нарушений и недостатков;
  • логическая и хронологическая последовательность излагаемого материала;
  • изложение фактических данных только на основе материалов соответствующих документов, проверенных работником, проводящим проверку.

Акт по результатам контрольного мероприятия представляется для ознакомления и подписания руководителю и (или) иному ответственному должностному лицу проверяемого учреждения. В случае несогласия ответственных должностных лиц объектов контрольного мероприятия с фактами, изложенными в акте, им предлагается подписать акт с указанием на наличие замечаний.

В завершение статьи заметим, что грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ). Повторное совершение такого административного правонарушения влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 рублей или их дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимаются, в частности:

  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;
  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Никто не застрахован от ошибок, тем более в расчетах. Даже при наличии высококвалифицированного бухгалтера есть вероятность технических сбоев и ошибок как системных, так и со стороны сотрудников. Для выявления таких моментов и предназначена аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия.

Основные моменты

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Бухгалтерские отчеты представляют собой упорядоченный систематизированный комплекс сведений об имеющихся активах и обязательствах предприятия, а также о результатах его деятельности в финансовом выражении.

Функции бухгалтерских отчетов:

  • информационная, то есть давать сведения об общем финансовом положении субъекта;
  • контрольная, то есть обеспечивать возможность сверки бухгалтерских показателей с фактическим положением дел.

Положениями по бухгалтерскому учету предусмотрено несколько классификаций отчетности:

  • В соответствии с временным критерием она бывает годовой и периодической (полугодовой, квартальной, месячной и т.п.).
  • В зависимости от полноты представленной информации ее делят на внутреннюю (для собственных нужд) и внешнюю (для сторонних пользователей).
  • По степени агрегирования показателей отчетность может быть первичной и сводной. Первая строится на основе первоисточников (накладных, счет-фактур и прочей документации). Вторая компонуется на основе первичной путем объединения и обобщения представленных показателей.

Что такое аудит?

Аудит бухгалтерской отчетности представляет собой проверку всей документации на предмет достоверности отображенных в ней сведений.

Нормативные основания проверки

Аудит годовой бухгалтерской отчетности проводится независимой сторонней организацией.

Ее основанием служат:

  • о деятельности аудиторов;
  • распорядительный акт руководства предприятия.

Также регулирование этого процесса осуществляется на основании иных норм российского законодательства, разработанных в соответствии с Федеральным законом в отрасли лицензирования деятельности аудиторов.

Цели и задачи

Главной целью такого независимого контроля является оценка достоверности информации, отраженной в отчетности, и соответствие технологии ведения дел законодательным актам.

Задачи аудита:

  • определить степень соответствия значений отчетности внутренним нормам и законодательству;
  • сравнить фактические и отчетные значения показателей;
  • проверить полноту охвата всех операций предприятия;
  • оценить эффективность внутреннего контроля.

Когда является обязательным?

В соответствии с государственными нормами в некоторых случаях должен проводиться обязательный аудит.

Его проходят:

  • крупные предприятия, выручка которых за прошедший год превысила 400 млн. или объем их активов свыше 60 млн.;
  • компании, чьи акции участвуют в торгах;
  • организации, занимающиеся кредитованием, страхованием, а также клиринговые учреждения, кооперативы, казино.

Кто обязан проводить?

Данную проверку может проводить как независимая специализированная организация, так и частные эксперты, имеющие соответствующие лицензии. Дополнительно они консультируют руководство новых предприятий на счет того, подлежит ли обязательному аудиту бухгалтерская отчетность организации или нет.

В некоторых случаях проверку уполномочены осуществлять только аудиторские фирмы.

Это касается:

  • государственных учреждений;
  • пенсионных фондов;
  • компаний, чей уставной капитал хотя бы на четверть состоит из государственных активов;
  • компаний, генерирующие сводную отчетность;
  • организаций, основное направление деятельности которых кредитование или страхование;
  • предприятий, чьи ценные бумаги котируются на фондовом рынке.

Любое учреждение, занимающееся независимым исследованием отчетности, должно быть членом саморегулируемого союза аудиторов.

Виды

Проверки могут проводиться с разной степенью детализации.

Современной практикой предусмотрен сплошной и выборочный аудит бухгалтерской финансовой отчетности:

  • Сплошной. Изучению подлежит вся первичная документация. На нее требуется масса времени, поэтому цены таких услуг высокие.
  • Выборочный. В этом случае рассмотрению подлежит не весь массив документации, а лишь его часть, представляющая выборку. Данный вариант не такой затратный, но в ходе его проведения существует вероятность пропуска ошибок.

Эксперт может оценивать как весь спектр деятельности предприятия (комплексный аудит), так и его отдельные направления (тематическая проверка).

  • Помимо этого, аудит может быть внутренним, когда в роли проверяющего выступает сотрудник предприятия, и внешним, проводимым сторонними экспертами:
  • Инициированная аудиторская проверка. Осуществляется по решению администрации компании. Она проводится для выявления ошибок в отчетной документации, анализа финансового состояния фирмы и разработки рекомендаций для улучшения эффективности.
  • – обязательный аудит, проводимый для проверки бухучета финансовой отчетности компании либо ИП.

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия в 2020 году

В 2020 году российским законодательством предусмотрено как проведение обязательного, так и инициативного аудита годовой бухгалтерской отчетности.

Если в первом случае его проведением могут заниматься лишь специализированные организации, то во втором к ней допускаются индивидуальные аудиторы.

Кем осуществляется?

От того, насколько квалифицированным является эксперт, зависят результаты проверки. Поэтому к его выбору нужно подходить основательно.

Это следует делать в несколько этапов:

  • Изучение имеющихся об аудиторе сведений (отзывы бывших клиентов, членство в СРО, наличие публикаций в авторитетных изданиях, наличие сертификата качества, оформленная страховка ответственности).
  • Согласование стоимости услуг.
  • Непосредственное знакомство с аудитором, выяснение того, как проводится проверка в рядовых случаях.

Чаще всего причинами проведения инициативного мониторинга являются: требование банка при выдаче кредита, инициатива руководства, одно из условий участия в тендерах — необходимость отчета перед потенциальным инвестором.

Какие документы проверяют?

Независимо от вида проверки, эксперт изучает определенный перечень документов:

  • сводная годовая бухгалтерская отчетность (баланс, отчет о движении денежных средств и отчет о прибылях и убытках);
  • первичные документы, подтверждающие факт финансовых сделок;
  • учредительные документы;
  • налоговые декларации;
  • патенты, разрешения и др.

Пошаговая инструкция выбора аудитора

При выборе аудитора для проверки бухгалтерской документации следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Нужно выяснить, как долго работает аудиторская компания. Большой срок их деятельности говорит о стабильности организации.
  • Узнать об опыте компании в предоставлении требуемой вам услуги. Необходимо ознакомиться с тем, как о деятельности организации отзываются клиенты.
  • Оценить величину страховки в полисе аудитора. Деятельность каждой фирмы-аудитора страхуется. И чем больше размер страховки, тем больше будет страховое возмещение при наступлении страхового случая.
  • Проверить наличие свидетельства и сертификата, который позволяет осуществлять аудиторские услуги: свидетельство госрегистрации юр.лица; свидетельство о включении в Реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов; диплом АССА; свидетельство о соответствии системы контроля качества; сертификаты аудиторов, трудоустроенных в этой аудиторской компании.
  • Узнать количество аттестованных работников , а также то, трудоустроены они в аудиторской компании либо являются сторонними специалистами, привлеченными из другой компании. Поскольку в последнем случае цена за услуги увеличивается, а качество снижается.
  • Выяснить, имеются ли в штате фирмы юристы. Они могут потребоваться, если возникнут вопросы со стороны налоговых органов.
  • Узнать деловую репутацию компании. Для этого следует обратить внимание на имеющиеся у нее награды, дипломы, благодарности, предоставленные государственными структурами.

Методы проведения

При анализе документации эксперт может использовать различные методы проведения аудита.

Как правило, применяется не одна методика, а все они в комплексе:

  • документальное (визуальное) изучение (проверка формы и содержания бумаг);
  • фактический мониторинг (инвентаризация, наблюдение, экспертное заключение);
  • аналитические расчеты, основанные на статистике и технологии экономического анализа.

Уведомление

Обязательная аудиторская проверка не должна быть внезапной.

Перед началом ее проведения организация получает соответствующее уведомление. Обычно оно высылается за 1 или 2 недели до начала мероприятия.

Это делается для того, чтобы сотрудники успели к ней подготовиться, сгладить незначительные неточности. Но успеть за данный период устранить серьезные нарушения невозможно.

Перечень услуг

Аудиторские компании уполномочены предоставлять несколько видов как аудиторских, так и сопутствующих услуг.

Министерством финансов определен их перечень:

  • комплексный аудит сводной и первичной финансовой отчетности;
  • проверка части консолидированной и первичной финансовой отчетности;
  • комплексная оценка систематизированной финансовой отчетности;
  • оценка части систематизированной финансовой отчетности;
  • аудит прочих документов;
  • сопутствующие услуги, в том числе консультационного характера.

Этапы

Традиционно аудиторская проверка проходит в несколько этапов:

  • Предварительная подготовка, в ходе которой заключается договор на оказание услуг, изучается деятельность предприятия и делается запрос необходимых сведений.
  • Аналитика предоставленных документов, на основе которой делается заключение.
  • Доведение результатов проверки до руководства предприятия.

Выявление нарушений

Выявление нарушений происходит путем оценки исходной информации. В ходе нее аудитор пытается обнаружить нехарактерные для предприятия взносы, нерациональное списание активов, или их продажу по заниженной стоимости.

Кроме этого, задача проверки состоит в поиске моментов, свидетельствующих о нерациональных закупках, имевших место на предприятии, или оплате несуществующих счетов, а также расходовании средств предприятия в личных целях.

При выявлении таких свидетельств отметка о них ставится в аудиторском отчете.

Результаты и подготовка заключения

Результаты проверки отражаются в заключении аудитора. Оно предоставляется в той форме, которая была оговорена на стадии составления договора.

Передается только лицу, с которым он был заключен.

Отчет раскрывает информацию о методах проведения проверки, предложения по оптимизации учетной политики, выявленные ошибки.

Типичные ошибки

Чаще всего в ходе аудиторского контроля выявляются следующие типичные ошибки:

  • расхождения отчетных показателей;
  • инвентаризационные и арифметические ошибки;
  • неверное заполнение реквизитов;
  • ошибки в расчетах налоговых платежей;
  • неправильный расчет доходов и расходов;
  • несовпадение фактического и отраженного в учредительных документах размера уставного капитала.

Помимо перечня установленных ошибок, аудитор дает рекомендации по их устранению в будущем.

Образец заключения

Документ, который выдает аудитор, содержит следующие сведения:

  • для кого составлен;
  • объект проверки;
  • перечень проверенных бумаг;
  • заключение о достоверности полученной информации;
  • итоги проверки;
  • дата написания заключения.

Стоимость

Стоимость проведения аудиторской проверки зависит от ее сложности. При ее расчете учитываются такие факторы как сложность бизнеса, уровень детализации проверки и квалификации аудитора.

Название услуги Цена
Обязательная аудиторская проверка от 60 000 рублей
Аудиторская проверка в производственной сфере от 70 000 рублей
Аудиторская проверка в сфере торговли от 60 000 рублей
Аудиторская проверка в сфере общественного питания от 60 000 рублей
Аудиторская проверка в сфере услуг и маркетинга от 60 000 рублей
Аудиторская проверка в строительной сфере от 90 000 рублей
Аудиторская проверка в сфере внешнеэкономической деятельности от 70 000 рублей

Итоговая цена согласовывается на стадии заключения договора.

Вопросы

Также необходимо прояснить следующие основные вопросы.

Что собой представляет экспресс-аудит?

Это независимая проверка, проводимая на основе бухгалтерской отчетности, состояния бухучета, бухгалтерского баланса предприятия. Как правило, осуществляется главным бухгалтером или руководством.

Мероприятие проводится для оценки совокупного влияния обнаруженных и возможных ошибок на отчетность в целом.

Допускается ли онлайн-проверка?

Допускается, но она не считается полной и не освобождает от обязательного аудита с фактическим присутствием эксперта на предприятии.

Подобный аудит осуществляется в онлайн режиме. Отчетная документация пересылается через интернет специалистам, которые проводят ее проверку.

Нужно ли оформлять договор на проведение?

Оформить договор на проведение необходимо, так как только в этом случае результаты проверки могут иметь юридическую силу и признаются действительными.


Когда руководству предприятия необходимо проверить документацию, касаемую его деятельности, на достоверность и соответствие требованиям, указанным в законодательстве, проводится независимая проверка — аудит. Для некоторых компаний это обязательная процедура, проходить которую нужно ежегодно.

Аудиторская деятельность в РФ регулируется ФЗ от 30.12.2008Г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»).

Цели и задачи аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

Цель данного аудита — сформировать мнение специалиста по аудиту о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы и, кроме того, выяснить, соответствует ли ведение бухучета нормам законодательства нашей страны.

Выделяют следующие задачи аудита бухотчетности:

  • выяснить, соответствуют ли отчетность и ее показатели нормам законодательства и учетной политике компании;
  • выяснить, насколько полно отражаются в документации все хозяйственные операции;
  • проверить, как организованы и функционируют системы внутреннего контроля компании;
  • проверить, во всех ли формах бухгалтерской отчетности показатели совпадают и соответствуют реальным.

Методы, которыми пользуются специалисты при аудите бухгалтерской отчетности, аналогичны методам аудиты в целом. К ним относятся:

  • фактический контроль (наблюдение, инвентаризация, экспертные оценки);
  • документальный (изучение важных бумаг компании по форме и содержанию);
  • расчетно аналитический (статистические расчеты, экономический анализ).

Какие компании должны проходить аудит обязательно

Аудит бухгалтерской отчетности может быть обязательным и инициативным. Первый может быть только внешним, то есть проводиться независимыми экспертами фирм, специализирующихся на аудите, или индивидуальными аудиторами, не работниками аудируемой компании.

Фирмы, которые должны подвергаться процедуре обязательного аудита, названы в ФЗ от 30.12.2008г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»). К данным предприятиям относятся:

  • компании с организационно-правовой формой ОАО;
  • компании, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
  • фирмы с определенным видом деятельности (сюда относятся кредитные, клиринговые, страховые, компании-участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые, СРО, кооперативы, организаторы азартных игр и т.д.);
  • компании, которые имеют объем выручки свыше 400 млн рублей или сумму активов больше 60 млн рублей (за год, предшествующий отчетному) и т.д.

Подробный список можно увидеть в ст. 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности».

Инициативный аудит может осуществляться в определенных случаях, таких как: кредитование в банках, необходимость принятия участия в тендерах, желание руководителей фирм уменьшить налоговые риски, проверка квалификации бухгалтерского отдела, подготовка отчета для потенциального инвестора.

Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности

Аудит проходит в несколько этапов:

  1. Традиционно первый этап — это планирование и подготовка к проверке. Аудитор изучает деятельность компании, составляет план работы, запрашивает необходимые документы. На этом же этапе между аудиторской фирмой и объектом проверки заключается договор.
  2. Далее начинается сбор доказательств и анализ данных, полученных для проверки. Изучается список всех запрошенных документов. Если это необходимо, то опрашиваются сотрудники компании, иногда и в письменной форме. Данные группируются, подвергаются систематизации. Аудитор делает заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.
  3. Руководителю аудируемой компании сообщается заключение — мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности. Формируется и выдается на руки заключение аудитора, что и является непосредственной целью проверки. Кроме того, некоторые фирмы составляют аудиторский отчет, где в подробностях описывают ход проверки, все выявленные недочеты и другую информацию, которая может пригодиться руководству проверяемой компании для улучшения качества работы бухгалтерского отдела.

Какие документы проверяют

В ходе проверки аудиторы запрашивают большой список документов, в который входят:

  • бухотчетность (к ней относятся 2 важных бумаги: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах компании, но они сопровождаются массой других документов — последние указаны ниже);
  • налоговые декларации;
  • уставные документы;
  • разрешения, лицензии и многое другое.

Проверяется, правильно ли заполнены бумаги, соответствуют ли они утвержденным формам, соблюдены ли сроки подачи (деклараций), заверены ли документы подписями главного бухгалтера и руководителя и т.д.

К СВЕДЕНИЮ! Если проводится аудит по спецзаданию, то в такой ситуации проверяется только та документация, которая относится к конкретной задаче.

Результат

Итак, в конце проверки компания получает отчет и аудиторское заключение. Форма, в которой будет предоставляться информация, а также ее получатели, должны быть прописаны заранее в договоре с аудиторской фирмой. Отчет, он же письменная информация, — документ конфиденциальный. Как правило, он содержит следующую информацию:

  • методы, которыми аудитор пользуется при проверке;
  • рекомендации по изменениям в учетной политике, которые могут повлиять на финансовую отчетность организации;
  • предложения по корректировке отчетности компании;
  • другие моменты, на которые руководителю организации нужно обратить внимание (сюда можно отнести ошибки в ведении внутреннего контроля, ситуации необоснованных действий руководства).

В отчете прописываются выявленные нарушения и возможные варианты их исправлений. Как правило, это оформляется в виде сводной таблицы.

ВНИМАНИЕ! К отчету должны быть обязательно приложены копии бухгалтерской отчетности за текущий год и самое главное — заключение аудитора.

Заключение аудитора

Это официальный документ, который содержит мнение эксперта-аудитора о достоверности бухотчетности проверяемой компании. Именно его следует предоставлять в органы статистики вместе с бухгалтерской отчетностью.

О структуре и информации, которая должна быть внесена в заключение аудитора, подробно написано в ст. 6 ФЗ №307, упомянутого ранее.

Коротко о том, что должен содержать документ:

  • название «Аудиторское заключение»;
  • сведения о том, кому адресован документ (акционеры АО, участники ООО и т.д.);
  • информацию об аудируемом лице;
  • информацию об аудиторе, проводящем проверку;
  • список документов (бухотчетности), который проверялся аудитором, с обозначением срока, когда они были составлены;
  • мнение аудитора о достоверности информации, указанной в проверенных документах;
  • результаты проверки;
  • дату, когда было составлено заключение.

Заключение может предоставляться только тому лицу, с кем был заключен договор.

Типичные ошибки и нарушения

Приведем список распространенных нарушений, которые могут быть выявлены в течение проверки:

  • расходы и доходы отражены неправильно;
  • реквизиты бухгалтерской отчетности заполнены неверно или не полностью;
  • неверно рассчитаны суммы налогов;
  • показатели разных форм отчетности противоречат другу;
  • размер уставного капитала отличается от того, что прописан в уставе;
  • арифметические ошибки при расчетах;
  • формальное проведение инвентаризации, проведение ее с ошибками и др.

Ответственность за непроведение

Хозяйствующие субъекты, перечисленные ранее, должны проходить процедуру аудита бухгалтерской отчетности каждый год, а также направлять заключение в органы статистики. Сдача заключения должна осуществляться вместе со сдачей отчетности. Если не получается отправить документ в срок, то можно предоставить его в течение 10 дней со дня выдачи, но не позже 31 декабря того года, который идет за отчетным. Об этом сказано в ФЗ от 06.12.2011 №402 (закон «О бухучете»), а именно во 2 его статье.

Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.

Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание. Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.

Инициатор штрафа Причина Статья Штраф
ФНС При выездной проверке обнаружилось отсутствие аудиторского заключения на протяжении необходимых сроков хранения (от 5 лет). Ч.1. ст. 15.11 КоАП РФ От 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц.
Росстат Если в данный орган на протяжении необходимого периода не было предоставлено аудиторское заключение. 19.7 КоАП РФ От 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс. рублей до 5 тыс. рублей — для юрлиц.
Банк России В течение необходимого срока на сайте АО не было выложено аудиторское заключение. Ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ От 30 тыс. до 50 тыс. рублей или отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц. Для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн рублей.

Сумма штрафа может быть снижена по решению суда, если имели место какие-либо исключительные обстоятельства, повлекшие за собой административное правонарушение.