Приказ об учетной политике нко образец. Приказ об учетной политике некоммерческой общественной организации. Что необходимо отразить в учетной политике

факс (095) 937-3451 /

В соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет в некоммерческой организации должен вестись на основании учетной политики , сформированной в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года №60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98» (далее ПБУ 1/98).

При формировании учетной политики бухгалтеру общественной организации следует исходить из того, что в ней в первую очередь должны найти отражение все способы ведения бухгалтерского учета , применяемые в данной организации, по тем вопросам, по которым законодательство предусматривает несколько возможных вариантов ведения учета либо по которым способы ведения бухгалтерского учета на нормативном уровне вообще не установлены.

Учетная политика предприятия является основным внутренним документом, который регулирует порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности в общественной орга низации.

Общественным организациям следует помнить, что учетная политика должна быть представлена, как документ , позволяющий снизить налоговое и бухгалтерское бремя сегодняшнего дня.

Учетная политика общественного объединения формируется в
соответствии с ПБУ 1/98. ПБУ 1/98 определяет основные принципы формирования и раскрытия учетной полити ки организации.

Согласно статье 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика разрабатывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается приказом или распоряжением руково дителя общественного объединения .

При этом утверждается:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета , необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля хозяйственных операций;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности;
  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
  • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
  • отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
  • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики , применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики , относятся способы начисления износа основных средств, оценки материальных запасов, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы.

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  • существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и тому подобным.

Не считается изменением учетной политики учреждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникших впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется приказом (распоряжением) руководителя.

Разработка приказа по учетной политике должна осуществляться с учетом специфики деятельности каждого общественного объединения .

При формировании учетной политики организации по конк ретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета, осуществляется выбор одного из нескольких спосо бов, допускаемых законодательными нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерско го учета в Российской Федерации. Если указанная система не уста навливает способа ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то организации вправе самостоятельно разработать спо собы ведения бухгалтерского учета соответствующие Положению об учетной политике .

С момента введения в действие части второй НК РФ все организации, являющиеся налогоплательщиками, обязаны дополнительно разрабатывать учетную политику для целей налогообложения.

Статьей 313 НК РФ установлено, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, а порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Таким образом, на уровне федерального закона устанавливается обязанность включения в учетную политику организации дополнительного раздела, касающегося налогообложения, или разработки и утверждения отдельного аналогичного документа.

Учетная политика для целей налогового учета должна формироваться исходя из требования НК РФ, в соответствии с которым данные налогового учета должны отражать:

Порядок формирования суммы доходов и расходов;

Порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

Сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

Порядок формирования сумм создаваемых резервов;

Сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль .

Формы первичных учетных документов и аналитических регистров налогового учета.

Разработку учетной политики для целей налогообложения следует производить исходя из того, какие налоги платит некоммерческая организация , как формируется налоговая база по отдельным видам налогов, а также из принятой в организации схемы документооборота.

Общественные объединения обязаны раскрывать в учетной по литике избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского и налогового учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.

Создание некоммерческих организаций в их современном понимании началось в конце 80-х начале 90-х годов.

ГК РФ определил общие нормы деятельности некоммерческих организаций и некоторые их формы.

Принятые затем законы о некоммерческих и благотворительных организациях расширили виды их организации и развили принципы их деятельности.

Появление новой формы организации стало учитываться и в налоговом законодательстве.

Отрицательные разницы:

Дебет 86/1 «Целевое финансирование/уставная деятельность»

Кредит 52 «Валютный счет»;

2. для некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью:

– положительные разницы:

Дебет 52 «Валютный счет»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы»;

Отрицательные разницы:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит 52 «Валютный счет».

Предложенные выше схемы учета лишь построены на основании бюджетной системы счетов и не являются их точной копией.

Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, на наш взгляд, как база для разработки методики отражения операций в некоммерческих организациях вполне подходит. Конечно потребуется значительная доработка с точки зрения особенностей некоммерческих организаций, форм их организации и целей деятельности.

При этом наиболее важной частью будет разработка методики отражения операций по счету 86 «Целевого финансирования».

Учет средств целевого финансирования

В соответствии со статьей 26 Закона о некоммерческих организациях источником финансирования имущества некоммерческой организации могут являться:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  • другие не запрещенные законом поступления.

Для учета поступающих средств Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 86 «Целевые финансирования и поступления».

Расход целевых поступлений должен производиться в соответствии с целями и задачами некоммерческой организации.

Основной вопрос, который не имеет сегодня однозначного решения: это выбор метода отражения операций по счету 86 «Целевое финансирование» - кассовый метод или метод начислений.

Обширная практика применения некоммерческими организациями классического счета 86 «Целевое финансирование» сочетает в себе два способа:

Кассовый метод учета поступлений денежных средств,

Совмещение методов при расходовании средств. Так денежные расходы списываются по факту, а расходы на заработную плату методом начисления.

Действующими нормативными документами прямо не регламентировано применение того или иного метода в отношении формирования счета 86 «Целевые финансирования». В комментариях или указаниях используются формулировки «поступившие средства», то есть косвенно предусматривается применение кассового метода учета.

Если обратиться к международной практике, то международные стандарты предусматривают максимально возможное использование метода начисления для отражения операций на счетах учета.

В качестве примера можно привести международный стандарт финансовой отчетности МСФО 20, касающийся учета правительственных субсидий.

Стандарт предусматривает два подхода для отражения поступлений:

Если поступление не предусматривает расходы (как правило это субсидии в виде актива), в отношении их может применяться кассовый метод (например, некоммерческой организации передан автобус , такая операция подлежит отражению в учете после совершения);

Если поступление предусматривает расходы или покрытие уже произведенных расходов (как правило, это субсидии в виде денежных средств), то следует применять принцип начисления.

Однако данный метод может быть применен только в случае:

  • если существует обоснованная уверенность получения таких субсидий;
  • если организация удовлетворяет условиям выдачи таких субсидий.

Эти положения международного стандарта можно распространить и на учет целевых средств некоммерческих организаций. То есть, при формировании счета 86 «Целевое финансирование» можно применить метод начисления, если на отчетную дату организация располагает фактами, подтверждающими выделение ей средств из соответствующего источника.


"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2013, N 8

Формирование учетной политики экономического субъекта является одним из основных сложных вопросов организации бухгалтерского учета, в том числе и для некоммерческих организаций (НКО).

В современных условиях реформирования российского законодательства присутствует достаточная и полноценная нормативно-правовая база, определяющая существование НКО, в том числе порядок их регистрации, деятельности и ликвидации. Тем не менее нормативное регулирование бухгалтерского учета НКО несовершенно. Эта проблема поднимается достаточно давно. Так, Н.Т. Лабынцев и Л.В. Егорова писали, что все положения по бухгалтерскому учету разработаны только для коммерческих организаций и практически стопроцентно не подходят для НКО. По мнению авторов, данное высказывание не совсем верно.

В настоящее время бухгалтер НКО при формировании учетной политики должен ориентироваться на следующие документы:

  • Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете);
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н);
  • Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н);
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки" (утв. Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н).

При этом необходимо помнить, что Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, ПБУ 1/2008 и МСФО (IAS) 8 предназначены в большей степени для формирования учетной политики коммерческих организаций.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику.

В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ не содержится определения учетной политики, однако присутствует ее упоминание.

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 трактует учетную политику как конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практику, принятые предприятием для подготовки и представления финансовой отчетности.

Согласно п. 2 ПБУ 1/2008 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета:

  • первичного наблюдения;
  • стоимостного измерения;
  • текущей группировки;
  • итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

В табл. 1 представлен анализ понятия "учетная политика организации" в нормативных документах, проведенный Т.Ю. Дружиловской и Т.Н. Коршуновой .

Таблица 1

Определение понятия "учетная политика" в российских бухгалтерских стандартах

N
п/п
Название нормативного документа Определение понятия
"учетная политика"
1 Федеральный закон от 06.12.2011
N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Определяет понятие "учетная

не раскрывает экономического
содержания способов
2 Положение по ведению
бухгалтерского учета и
Не содержит определения понятия
"учетная политика", но включает
перечень тех аспектов, которые
должны утверждаться при принятии
учетной политики
3 ПБУ 1/2008 "Учетная политика
организации"
Определяет понятие "учетная
политика" через понятие "способы
ведения бухгалтерского учета", но
перечень раскрываемых способов
не является исчерпывающим и
отличается от перечня Положения
по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в РФ
4 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность
организации", ПБУ 5/01 "Учет
материально-производственных
запасов", ПБУ 6/01 "Учет основных
средств", ПБУ 9/99 "Доходы
организации", ПБУ 10/99 "Расходы
организации", ПБУ 14/2007 "Учет
нематериальных активов", ПБУ 18/02
"Учет расчетов по налогу
на прибыль организаций", ПБУ 19/02
"Учет финансовых вложений",
ПБУ 21/2008 "Изменения оценочных
значений", ПБУ 22/2010
"Исправление ошибок
в бухгалтерском учете и
отчетности", ПБУ 23/2011 "Отчет
о движении денежных средств"
Включают понятие "учетная
политика", но не приводят его
определения

Как отмечают Т.Ю. Дружиловская и Т.Н. Коршунова, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ включает перечень способов, которые должны быть утверждены при принятии организацией учетной политики:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета .

К способам ведения бухгалтерского учета в ПБУ 1/2008 относятся способы:

  • группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;
  • погашения стоимости активов;
  • организации документооборота;
  • инвентаризации;
  • применения счетов бухгалтерского учета;
  • организации регистров бухгалтерского учета;
  • обработки информации.

Таким образом, в отличие от Закона о бухгалтерском учете в ПБУ 1/2008 не только приводится определение понятия "учетная политика" через понятие "способы ведения бухгалтерского учета", но и раскрываются сами эти способы. Сравнивая приведенный в ПБУ 1/2008 перечень способов ведения бухгалтерского учета с тем перечнем, который должен утверждаться при формировании учетной политики согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, нельзя не признать, что эти перечни не совпадают. Оценивая оба перечня, следует обратить внимание, что ни тот ни другой не охватывают всех аспектов ведения учета, которые должны включаться в учетную политику .

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 не раскрывает содержания принципов, основ, соглашений, правил и практики, которые следует отразить в составе учетной политики. Вместе с тем п. 7 МСФО (IAS) 8 регламентирует, что "когда конкретный МСФО применяется к операции, прочему событию или условию, учетная политика или ее положения, применяемые к этой статье, должны быть определены путем применения настоящего МСФО" .

Таким образом, при формировании учетной политики экономического субъекта, в том числе и НКО, лицо, ответственное за ее формирование, должно исходить из своего профессионального суждения и видения основ некоммерческой деятельности. Так, по мнению авторов, верно следующее утверждение Н.Т Лабынцева и Л.В. Егоровой: "Выбранные бухгалтером некоммерческой организации способы ведения учета должны отвечать общепринятым правилам и максимально точно отражать уставную и предпринимательскую деятельность организаций, предоставляя полную, объективную и достоверную информацию об их деятельности" .

В настоящее время в экономической литературе различными авторами предлагается большое количество разнообразных вариантов по составлению учетной политики экономических субъектов, в том числе и НКО. Стоит отметить, что до сих пор нет единой методики, поэтому каждый экономический субъект волен самостоятельно разработать положения, включаемые в учетную политику организации.

Кроме того, нет и однозначного понимания того, что такое учетная политика для экономического субъекта. Один нормативно-правовой документ или совокупность документов, объединяемых под общим названием "учетная политика экономического субъекта", т.е. совокупность внутренних для экономического субъекта стандартов ведения бухгалтерского учета? По нашему мнению, учетная политика - это совокупность внутренних стандартов ведения бухгалтерского учета, в которых подробно рассмотрены и обоснованы способы и методы ведения бухгалтерского учета.

Однако, применяя для формирования учетной политики принцип экономности, необходимо отметить, что для экономических субъектов, имеющих малые размеры (критерии отнесения экономических субъектов к субъектам, имеющим малые размеры, не определяются в данной статье, так как это требует дальнейших исследований), разработка нескольких нормативных документов может быть необоснованной. Поэтому для такого рода субъектов учетная политика может быть представлена исключительно одним документом, как это и делается в практике большинства организаций, в том числе и НКО. В дальнейшем как для одного документа, так и для комплекса документов, определяющих выбранные НКО способы ведения бухгалтерского учета, будем использовать понятие "учетная политика".

Учетная политика НКО утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации, при этом утверждаются следующие ее разделы:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Последовательность изложения указанных разделов устанавливается НКО самостоятельно исходя из логического представления нормативного документа (документов) и профессионального мнения лица, ответственного за составление учетной политики.

Заслуживает внимания последовательность составления учетной политики, которая изложена Н.Т. Лабынцевым и Л.В. Егоровой , предпринявшими попытку составить собственную методику, опираясь на результаты работы других экономистов. Данная методика приведена в табл. 2 (с учетом нашей авторской переработки в соответствии с действующими в настоящее время законодательными и нормативными документами).

Таблица 2

Методика составления учетной политики некоммерческой организации

N
п/п
Составляющая
часть учетной
политики
Содержание
1 Организационная
часть
Общая информация об организации, включающая указание
ее формы, вида и целей уставной деятельности, наличие
структурных подразделений и дочерних организаций.
Структура управления организацией.
Механизм контроля за результатами ее уставной
деятельности.
Методика распределения косвенных затрат.
Источники финансирования.
Структура доходов.
Структура расходов.
Оценка деятельности.
Изменения политики
2 Часть,
определяющая
бухгалтерские
стандарты
некоммерческой
организации
Рабочий план счетов.
Формы первичных учетных документов.
Методика ведения раздельного учета.
Порядок проведения инвентаризации активов и
обязательств.
Методы оценки активов и обязательств.
Правила документооборота.
Порядок контроля за хозяйственными операциями.
Порядок учета основных средств и нематериальных
активов.
Методики износа основных средств и нематериальных
активов.
Учет продаж.
Учет оказанных услуг в рамках уставной деятельности.
Учет оплаты труда.
Расчеты с подотчетными лицами.
Нормы командировочных расходов.
Ведение кассовых операций.
Учет банковских операций.
Учет членских, вступительных, спонсорских взносов и
других целевых средств.
Учет пожертвований (анонимных и личных).
Направления распределения прибыли.
Учет коммерческих доходов и расходов.
Исчисление себестоимости.
Другие решения, необходимые для организации
бухгалтерского учета
3 Часть,
определяющая
учет для целей
налогообложения
некоммерческой
организации
Порядок формирования сумм доходов и расходов.
Порядок определения доли расходов в текущем периоде.
Порядок создания резервов.
Суммы задолженностей бюджету по налогу на прибыль
организаций.
Перечень лиц, ответственных за ведение налогового
учета, за его организацию, за график
документооборота.
Формы первичных документов.
Регистры налогового учета

Представленная методика достаточно полно отражает специфику формирования учетной политики НКО и может успешно ими применяться.

При формировании учетной политики НКО необходимо учитывать, что отдельные положения по бухгалтерскому учету могут не применяться для целей ведения бухгалтерского учета. В табл. 3 представлена характеристика возможности применения положений по бухгалтерскому учету в НКО.

Таблица 3

Характеристика применения положений по бухгалтерскому учету в некоммерческих организациях

N
п/п
Наименование
положения по
бухгалтерскому
учету
Возможность
применения
Характеристика пункта
1 ПБУ 1/2008
"Учетная политика
организации"
Применяется для
формирования учетной
политики
некоммерческими
организациями
Пункт 3. Распространяется
в части формирования учетной
политики на все типы
организаций
2 ПБУ 2/2008 "Учет
договоров
строительного
подряда"
В учетной политике
социально
ориентированным
некоммерческим
организациям
необходимо закрепить
возможность
применения
(неприменения)
данного ПБУ
Пункт 2.1. Положение может
не применяться субъектами
малого предпринимательства,
за исключением эмитентов
публично размещаемых ценных
бумаг, а также социально
ориентированными
некоммерческими
организациями
3 ПБУ 3/2006 "Учет
активов и
обязательств,
стоимость которых
выражена
в иностранной
валюте"
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
-
4 ПБУ 4/99
"Бухгалтерская
отчетность
организации"
Применяется для
формирования
бухгалтерской
(финансовой)
отчетности
некоммерческих
организаций
Пункт 3. Положение
применяется Минфином России
при установлении упрощенного
порядка формирования
бухгалтерской отчетности для
субъектов малого
предпринимательства и
некоммерческих организаций
5 ПБУ 5/01 "Учет
материально-
производственных
запасов"
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
-
6 ПБУ 6/01 "Учет
основных средств"
Предусмотрена
специфика применения
ПБУ в некоммерческих
организациях
Пункт 4. Некоммерческая
организация принимает объект
к бухгалтерскому учету
в качестве основных средств,
если он предназначен для
использования
в деятельности, направленной
на достижение целей создания
данной некоммерческой
организации (в том числе
в предпринимательской
деятельности, осуществляемой
в соответствии
с законодательством РФ), для
управленческих нужд
некоммерческой организации,
а также если выполняются
условия, установленные
в пп. "б" и "в" настоящего
пункта (пп. "б" - объект
предназначен для
использования в течение
длительного времени, т.е.
срока продолжительностью
свыше 12 мес. или обычного
операционного цикла,
если он превышает 12 мес.,
пп. "в" - организация
не предполагает последующей
перепродажи данного
объекта).
Пункт 17. По объектам
основных средств
некоммерческих организаций
амортизация не начисляется.
По ним на забалансовом счете
производится обобщение
информации о суммах износа,
начисляемого линейным
способом
7 ПБУ 7/98 "События
после отчетной
даты"
Не применяется
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает
порядок отражения
в бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций
(кроме кредитных
организаций), являющихся
юридическими лицами
по законодательству РФ,
событий после отчетной даты
8 ПБУ 8/2010
"Оценочные
обязательства,
условные
обязательства и
условные активы"
В учетной политике
социально
ориентированным
некоммерческим
организациям
необходимо закрепить
возможность
применения
(неприменения)
данного ПБУ
Пункт 3. ПБУ может не
применяться субъектами
малого предпринимательства,
за исключением субъектов
малого предпринимательства -
эмитентов публично
размещаемых ценных бумаг, а
также социально
ориентированными
некоммерческими
организациями
9 ПБУ 9/99 "Доходы
организации"
Применяется в части
"предпринимательской
деятельности и иной
деятельности", что
необходимо отразить
в учетной политике,
в том числе и
операции, относимые к
"предпринимательской
деятельности и иной
деятельности"
Пункт 1. Применительно к ПБУ
некоммерческие организации
(кроме государственных
(муниципальных) учреждений)
признают доходы
от предпринимательской и
иной деятельности
10 ПБУ 10/99 "Расходы
организации"
Применяется в части
"предпринимательской
деятельности и иной
деятельности", что
необходимо отразить
в учетной политике,
в том числе и
операции, относимые к
"предпринимательской
деятельности и иной
деятельности"
Пункт 1. Применительно к ПБУ
некоммерческие организации
(кроме государственных
(муниципальных) учреждений)
признают расходы
по предпринимательской и
иной деятельности
11 ПБУ 11/2008
"Информация
о связанных
сторонах"
Не применяется
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает
порядок раскрытия информации
о связанных сторонах в
бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций,
за исключением кредитных
организаций (организаций,
составляющих бухгалтерскую
отчетность)
12 ПБУ 12/2010
"Информация
по сегментам"
Не применяется
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает
правила формирования и
представления информации
по сегментам в бухгалтерской
отчетности коммерческих
организаций (кроме кредитных
организаций), являющихся
юридическими лицами
по законодательству РФ
13 ПБУ 13/2000 "Учет
государственной
помощи"
Не применяется
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает
правила формирования
в бухгалтерском учете
информации о получении и
использовании
государственной помощи,
предоставляемой коммерческим
организациям (кроме
кредитных организаций),
являющимся юридическими
лицами по законодательству
РФ, и признаваемой как
увеличение экономической
выгоды конкретной
организации в результате
поступления активов
(денежных средств, иного
имущества)
14 ПБУ 14/2007 "Учет
нематериальных
активов"
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
-
15 ПБУ 15/2008 "Учет
расходов по займам
и кредитам"
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
-
16 ПБУ 16/02
"Информация
по прекращаемой
деятельности"
Не применяется
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает
порядок раскрытия информации
по прекращаемой деятельности
в бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций
(кроме кредитных
организаций), являющихся
юридическими лицами
по законодательству РФ
17 ПБУ 17/02 "Учет
расходов
на научно-
исследовательские,
опытно-
конструкторские и
технологические
работы"
Не применяется
некоммерческими
организациями
Пункт 1. Положение
устанавливает правила
формирования
в бухгалтерском учете и
бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций,
являющихся юридическими
лицами по законодательству
РФ (за исключением кредитных
организаций), информации
о расходах, связанных
с выполнением
научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и
технологических работ
18 ПБУ 18/02 "Учет
расчетов по налогу
на прибыль
организаций"
В учетной политике
некоммерческих
организаций
необходимо закрепить
возможность
применения
(неприменения)
данного ПБУ, в случае
если организация
является плательщиком
налога на прибыль
организаций
Пункт 2. Положение может
не применяться субъектами
малого предпринимательства и
некоммерческими
организациями
19 ПБУ 19/02 "Учет
финансовых
вложений"
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
-
20 ПБУ 20/03
"Информация
об участии
в совместной
деятельности"
Не применяется
некоммерческими
организациями
Пункт 1. Положение
устанавливает правила и
порядок раскрытия информации
об участии в совместной
деятельности в бухгалтерской
отчетности коммерческих
организаций (кроме кредитных
организаций), являющихся
юридическими лицами
по законодательству РФ
21 ПБУ 21/2008
"Изменения
оценочных
значений"
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
-
22 ПБУ 22/2010
"Исправление
ошибок
в бухгалтерском
учете и
отчетности"
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
-
23 ПБУ 23/2011 "Отчет
о движении
денежных средств"
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями, однако
формы бухгалтерской
отчетности социально
ориентированных
некоммерческих
организаций не
содержат данной формы
отчетности
-
24 ПБУ 24/2011 "Учет
затрат на освоение
природных
ресурсов"
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
-

Отдельные пункты положений по бухгалтерскому учету, предназначенные для коммерческих организаций, в том случае если последние не противоречат специфике деятельности некоммерческого сектора, могут быть использованы в учетной политике НКО и обязательно прописаны в ней. Кроме этого, учетная политика НКО должна содержать раздел, который отражает порядок учета фактов хозяйственной деятельности в части предпринимательской деятельности. При этом принципы учета фактов предпринимательской деятельности НКО должны соответствовать требованиям учета в коммерческом секторе экономики. Указанные требования формируются НКО самостоятельно.

По нашему мнению, помимо специфики деятельности НКО на выбор и обоснование учетной политики влияние оказывают следующие факторы:

  • организационно-правовая форма;
  • виды и масштабы деятельности организации;
  • стратегия развития (долгосрочные перспективы развития организации и т.п.);
  • уровень материальной базы и информационного обеспечения (наличие и уровень компьютерной техники и оргтехники, программного обеспечения, баз данных и т.п.);
  • масштабы управленческой структуры организации (в целом) и бухгалтерии (в частности);
  • уровень квалификации руководства организации, бухгалтерских и экономических кадров.

Для НКО особое значение имеет организация раздельного учета расходов и доходов. Под раздельным учетом доходов и расходов понимается раздельный учет формирования источников финансирования текущей деятельности и формирование доходов от предпринимательской деятельности НКО и расходов, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Учет целевых доходов и расходов относится к наиболее спорным и сложным проблемам в учете НКО. Много вопросов и споров возникает и при отражении в учете операций по использованию средств целевого финансирования . Какие-либо положения по указанному вопросу не разработаны. Как отмечает в своей статье Л.В. Гусарова, неоднократно предпринимались попытки создания стандартов для НКО . В этой связи необходимо отметить, что реализовать какие-либо рекомендации данного участка учета возможно только в учетной политике НКО, учитывая специфику разработок ведущих экономистов и ученых. Данная область (объект) бухгалтерского учета НКО требует дальнейшей проработки.

Для формирования раздела учета доходов и расходов по предпринимательской деятельности, по нашему мнению, необходимо руководствоваться ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации". Аналогичной позиции придерживается и Л.В. Гусарова .

Грамотное разделение учета в учетной политике позволит формировать достоверную информацию как для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, так и для целей налогообложения.

Таким образом, учетная политика для НКО должна представлять собой совокупность принципов, методов, способов, приемов учета, которые могут варьироваться, отражая специфику деятельности конкретной НКО. Формирование учетной политики НКО имеет свою специфику, так как наряду с основной некоммерческой деятельностью она включает и коммерческую (предпринимательскую, приносящую доход деятельность). Все это следует грамотно, с учетом принципа профессиональной компетентности раскрывать в учетной политике НКО.

Список литературы

  1. Гусарова Л.В. Целевое финансирование и целевые поступления: методология учета // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2011. N 20.
  2. Дружиловская Т.Ю., Коршунова Т.Н. Концептуальные основы формирования учетной политики в системах российских и международных стандартов // Международный бухгалтерский учет. 2012. N 46.
  3. Лабынцев Н.Т., Егорова Л.В. Проблемы формирования учетной политики для некоммерческих организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. N 7.
  4. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки": Приказ Минфина России от 25.11.2011 N 160н.
  5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2012 N 402-ФЗ.
  6. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99): Приказ Минфина России от 06.07.1999 N 43н.
  7. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99): Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н.
  8. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Изменение оценочных значений" (ПБУ 21/2008): Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
  9. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" (ПБУ 11/2008): Приказ Минфина России от 29.04.2008 N 48н.
  10. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация об участии в совместной деятельности" (ПБУ 20/03): Приказ Минфина России от 24.11.2003 N 105н.
  11. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" (ПБУ 16/02): Приказ Минфина России от 02.07.2002 N 66н.
  12. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010): Приказ Минфина России от 08.11.2010 N 143н.
  13. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010): Приказ Минфина России от 28.06.2010 N 63н.
  14. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Отчет о движении денежных средств" (ПБУ 23/2011): Приказ Минфина России от 02.02.2011 N 11н.
  15. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010): Приказ Минфина России от 13.12.2010 N 167н.
  16. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99): Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
  17. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" (ПБУ 7/98): Приказ Минфина России от 25.11.1998 N 56н.
  18. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006): Приказ Минфина России от 27.11.2006 N 154н.
  19. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" (ПБУ 13/2000): Приказ Минфина России от 16.10.2000 N 92н.
  20. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008): Приказ Минфина России от 24.10.2008 N 116н.
  21. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет затрат на освоение природных ресурсов" (ПБУ 24/2011): Приказ Минфина России от 06.10.2011 N 125н.
  22. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01): Приказ Минфина России от 09.06.2001 N 44н.
  23. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007): Приказ Минфина России от 27.12.2007 N 153н.
  24. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01): Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
  25. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (ПБУ 18/02): Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 114н.
  26. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" (ПБУ 17/02): Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 115н.
  27. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008): Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 107н.
  28. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" (ПБУ 19/02): Приказ Минфина России от 10.12.2002 N 126н.
  29. Об утверждении положений по бухгалтерскому учету: Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
  30. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
  31. Трушицына А.Ю. Формирование, изменение и раскрытие учетной политики // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2012. N 7.

О.В.Котлячков

кафедры бухгалтерского учета,

финансов и аудита

Ижевская государственная

сельскохозяйственная академия

Н.В.Котлячкова

кафедры международных

экономических отношений и права

Удмуртский государственный университет

Н.Л.Денисова

Главный бухгалтер

Некоммерческого партнерства

"Удмуртский территориальный

институт профессиональных бухгалтеров"

» от 21.11.96 и в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/2008 (утверждено приказом Минфина РФ от 01.01.2001 г. № 000н).

1.2. Учетная политика НП – это выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов уставной деятельности.

1.3. На бухгалтерский учет и отчетность НП распространяется режим УСН.

2. Организация бухгалтерского учета в НП:

2.1. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в НП и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет Генеральный директор.

2.2. Ведение бухгалтерского учета осуществляет Главный бухгалтер.

2.3. Своевременное предоставление полной и достоверной отчетности осуществляет Главный бухгалтер.

2.4. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором и подчиняется ему непосредственно.

2.5. В случае разногласий между Генеральным директором и Главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций, документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения Генерального директора, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

3. Право подписи первичных учетных документов имеют:

При смене материально ответственных лиц;

При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

В случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;

При реорганизации или ликвидации НП.

4.4 Инвентаризация проводится постоянно действующей инвентаризационной комиссией, ее состав определяется приказом Генерального директора.

5.Оценка имущества и обязательств НП:

5.1 Оценка имущества и обязательств НП производится в суммах, округленных до целого рубля.

7.1 . Малоценные активы, отвечающие критериям основных средств, отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в соответствии с действующим законодательством в составе материально-производственных запасов;

7.2. Лимит стоимости, в рамках которого малоценные активы признаются материально-производственными запасами установить стоимостью не более 20.000 рублей;

7.3. Изменение стоимости основных средств, по которой они были приняты к бухгалтерскому учету, производить без проведения переоценки в добровольном порядке;

7.4. Формирование остаточной стоимости основных средств, при выбытии, производить на отдельном субсчете счета 01.

7.5. По объектам основных средств амортизацию не начислять в соответствии с действующим законодательством.

Обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом производить с применением забалансового счета 010 «Износ основных средств».

Срок полезного использования определять исходя из ожидаемого срока использования объекта, его физического износа .

8. Отчетность НП:

8.1. Отчетным периодом считается период с 1 января по 31 декабря года.

8.2. Отчетность НП утверждается в предусмотренном уставом порядке в сроки:

для годовой отчетности - в течение 90 дней по окончании года,

9.Нормы по некоторым расходам:

Суточные 500 руб. в день;

Проживание и аренда помещение по фактическим затратам, но не более 1500 руб. за сутки.

9.2.Представительские расходы производятся согласно утвержденной смете доходов и расходов.

10.Контроль за хозяйственными операциями:

10.1.Текущий и оперативный контроль за хозяйственными операциями осуществляет Главный бухгалтер и Генеральный директор.

10.2.Проверка бухгалтерского учета и отчетности НП производится в соответствии с законодательством и Уставом НП.

10.3.Контроль бухгалтерского учета и отчетности НП проводится во время ежегодной аудиторской проверки.

11.Заключительные положения:

11.1.Изменения данного положения и вступление их в силу происходят в соответствии с законодательством.

11.2.Дополнения приложений к данному Положению могут вноситься приказами Генерального директора.

11.3.Изменения и дополнения в данное Положение могут вноситься также для устранения ошибок и упущений.

Некоммерческие организации: особенности бухгалтерского учета и учетная политика

Non-profit organizations: accounting and accounting policy

Черкасова Галина Владимировна,

к.э.н., доцент

С [email protected]

Заикина Оксана Петровна

к.э.н., доцент

ФГБОУ ВО Оренбургский государственный аграрный университет

[email protected]

Аннотация. Представлены результаты изучения особенностей организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях. Разработаны рекомендуемые элементы учетной политики некоммерческих организаций для целей бухгалтерского и налогового учета.

Ключевые слова. Бухгалтерский учет некоммерческой организации при осуществлении уставной и предпринимательской деятельности , элементы учетной политики некоммерческой организации для целей бухгалтерского и налогового учета.

Abstract. Presents the results of studying the peculiarities of accounting in non-profit organizations. Developed the recommended elements of the accounting policy of non-profit organizations for the purposes of accounting and taxation.

Keywords. Accounting non-profit organization in the exercise of statutory and business, the accounting policies of the nonprofit organization for the purposes of accounting and taxation.

В современных условиях некоммерческие организации (НКО) могут создаваться для достижения различных целей, направленных на создание общественных благ. Деятельность НКО обусловлена принципами: общественно полезный и неприбыльный характер деятельности; расходование прибыли на обеспечение и развитие уставных функций; использование строго определенных источников при формировании имущества; разнообразие в предоставлении общественных благ. НКО классифицируют: по форме собственности; правам учредителей (участников) в отношении некоммерческих организаций или их имущества; наличию института членства; присутствию иностранного элемента; территориальной сфере деятельности.

Согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью с обязательным соблюдением требований: деятельность должна служить достижению уставных целей; характер деятельности должен соответствовать этим целям.

Особенности формирования капитала; процедуры создания юридического лица; порядка осуществления хозяйственной деятельности; права собственности на имущество; порядка распределения прибыли; порядка управления юридическим лицом; объема и порядка ответственности по своим обязательствам перед третьими лицами; порядка ликвидации юридического лица обуславливают особенности ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности в НКО.

Следует отметить, что методология бухгалтерского учета НКО представляет одну из современных проблем реформирования бухгалтерского учета в РФ. Интерес к проблеме обусловлен тем, что не разработаны нормативные документы, регламентирующие бухгалтерский учет в НКО. НКО используют нормативные документы по бухгалтерскому учету для коммерческих организаций, что не совсем правомерно, так как невозможно перенести все положения бухгалтерского учета коммерческих организаций на НКО. Проблемам бухгалтерского учета в НКО уделено большое внимание в работах Гусаровой Л.В. , Джамаловой Г.Г. , Мякининой Л.Н. , Семенихина В.В. , Ягудиной Г.Г. и других, но единого мнения по ряду вопросов бухгалтерского учета нет. Учитывая многообразие форм и видов некоммерческих организаций, с точки зрения организации бухгалтерского учета целесообразно разделить их на две группы, к первой относят организации, которые получают и распределяют целевые средства, но не ведут коммерческую деятельность, ко второй - организации, которые, помимо уставной, занимаются коммерческой деятельностью. Расширение сферы деятельности некоммерческих организаций обуславливает особенности бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет НКО ведут на основании учетной политики, сформированной в соответствии с ПБУ 1/2008 , в которой отражают все способы ведения бухгалтерского учета, по тем вопросам, по которым законодательство предусматривает несколько возможных вариантов ведения учета либо по которым способы ведения бухгалтерского учета на нормативном уровне вообще не установлены. Проведенное исследование системы бухгалтерского учета в НКО позволило выявить и обобщить особенности бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности при осуществлении уставной и предпринимательской деятельности (таблица 1).

Таблица 1 - Особенности организации бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности в НКО

Особенности

1.Нормативное регулирование бухгалтерского учета в НКО

1.Организация бухгалтерского учета

осуществляется в соответствии с федеральным законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

2. Учетная политика

формируется в соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

3. План счетов бухгалтерского учета

применяется План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению утвержденная Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н

4. Положения по бухгалтерскому учету

Применяются с учетом специфики деятельности НКО

5. ПБУ, не применяемые НКО

ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»,

ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»,

ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности»

6. ПБУ, которые НКО могут не применять

23/2011 «Отчет о движении денежных средств»,

2/2008 Учет договоров строительного подряда»,

7/98 «События после отчетной даты»,

8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»,

12/2010 «Информация по сегментам»,

16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»,

17/02 «Учет расходов на НИОКР»,

18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль»

7.Формирование бухгалтерской отчетности

осуществляется в соответствии с ПБУ 4/99, приказом Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» и Информации Минфина РФ «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческой организации» (ПЗ-1/2011)

8. Формируемые группы отчетности

бухгалтерская отчетность, налоговая отчетность, статистическая отчетность, отчетность перед государственными внебюджетными фондами;

специальная отчетность;

9.Годовой комплект бухгалтерской отчетности

включает бухгалтерский баланс; отчет о финансовых результатах; отчет о движении денежных средств; отчет о целевом использовании полученных средств; пояснительную записку

Организация бухгалтерского учета НКО

10.Учет целевых средств по уставной и предпринимательской деятельности

ведется с применением счета 86 «Целевое финансирование»

11.Учет целевых поступлений в бухгалтерском учете

осуществляется в момент фактического получения финансирования

12.Счет 86 «Целевое

финансирование» детализируется по видам поступлений

86.1 «Поступления по уставной деятельности»;

86.2 «Поступления по предпринимательской деятельности»

13. К счету 86 открывают субсчета второго порядка

для детализации источников финансирования по видам целевых программ

14. Учет расходов

ведется с применением счетов 20 «Основная деятельность», 26 «Общехозяйственные расходы»

15.Выделение субсчетов к счетам 20, 26

1 – расходы по уставной деятельности

2 – расходы по предпринимательской деятельности

16.Способ распределения косвенных расходов

закрепляется в учетной политике - исходя из удельного веса поступлений на программу

17.Учет доходов по предпринимательской деятельности

осуществляется в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» , ведется с применением счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы»

18.Финансовый результат от предпринимательской деятельности

отражается на счете 99 «Прибыль (убыток)»

19. Использование чистой прибыли

Прибыль от предпринимательской деятельности учитывается как источник осуществления уставной деятельности

20.Расходы за счет целевых средств

осуществляются в рамках сметы

21. Учет расходов по предпринимательской деятельности

осуществляется в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации»

22. Учет расходов по кредитам и займам

осуществляется в соответствии с ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»

23. Прочие поступления от непредпринимательской деятельности: -штрафные санкции; - выбытие основных средств и прочие

отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы»

24. Учет основных средств

осуществляется в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств»

25.Активы, стоимостью ниже 40000 руб.

учитываются в составе материальных запасов

26.Амортизация основных средств не начисляется

Износ начисляется на забалансовом счете 010 линейным способом

27.Учет материальных ценностей

осуществляется в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»

28.Списание материальных ценностей

осуществляется по одному из способов: себестоимости каждой единицы; по методу «ФИФО»; по средней себестоимости

29. Ведение кассовых операций

30. Инвентаризация имущества и обязательств

проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности

Налогообложение НКО

уплачиваются: налог на прибыль; НДС

32. При наличии объекта налогообложения

уплачиваются транспортный налог, налог на имущество организаций, земельный налог

33. В рамках осуществления деятельности по упрощенной системе налогообложения

Уплачивается налог по УСН

34. В рамках осуществления деятельности по ЕНВД

Уплачивается единый налог по ЕНВД

Проведенное исследование показало, что в НКО применяются документы бухгалтерского учета, регулирующие учет в коммерческих организациях, несмотря на специфику учета. Известно, что учетная политика формируется путем индивидуального выбора способов ведения бухгалтерского учет и ввиду того, что для НКО они не установлены стандартами, организация имеет право самостоятельно разрабатывать соответствующие элементы, руководствуясь требованиями законодательства и нормативных актов. При этом отмечается, что не все важные аспекты нашли отражение в учетной политике. Выделим наиболее важные рекомендации, которые разработаны в ходе исследования для включения в качестве элементов в учетную политику НКО для целей бухгалтерского и налогового учета (таблица 2).

Возможности

1. Открыть к счету 86 «Целевое финансирование» субсчета первого порядка, осуществив подробную детализацию по видам поступлений

86.1 «Вступительные членские взносы»;

86.2 «Ежегодные членские взносы»;

86.3 «Добровольные взносы»;

86.4 «Целевые поступления от юридических лиц»;

86.5 «Целевые поступления из бюджета»;

86.6 «Доходы от прочих операций»;

86.7 «Поступления от предпринимательской деятельности»

Детализация позволяет контролировать вид поступлений и увязать их с осуществляемыми расходами

2. Открыть субсчета второго порядка к счету 86 «Целевое финансирование»

по каждой программе

86.4.1 «Целевые поступления от юридических лиц - на проект 1»;

86.4.2 «Целевые поступления от юридических лиц на проект 2» и т.д.

Позволит формировать информацию об использовании источников финансирования и контролировать поступления по каждой целевой программе

3.К счету 20 по уставной и предпринимательской деятельности для детализации прямых затрат по программам и проектам открыть субсчета второго порядка

По уставной деятельности:

20.1.1 «Материальные затраты»;

20.1.2 «Расходы на оплату труда»;

20.1.3 «Отчисления на социальные нужды»

Детализация статей прямых затрат позволяет отражать на счетах бухгалтерского учета информацию о видах затрат

4.Открытие субсчетов третьего порядка к счету 20 позволяет отразить информацию о статьях прямых затрат

По уставной деятельности:

20.1.1.1 «Материалы»;

20.1.2.1«Оплата труда за отработанное время»;

20.1.3.1«ПФР» и тд.

Детализация статей прямых затрат позволяет отражать на счетах бухгалтерского учета информацию о выделенных статьях затрат

5. Счет 26 «Общехозяйственные расходы» дополнить субсчетом 26.3 – «Общие общехозяйственные расходы по уставной и предпринимательской деятельности»

На счет 26.3 относят расходы, подлежащие распределению между уставной и предпринимательской деятельностью

Позволяет распределять на уставную деятельность по программам данные субсчета 26.1, на предпринимательскую деятельность по программам данные субсчета 26.2

6.Выделить следующие статьи затрат к счетам 26.1 «Общехозяйственные расходы по уставной деятельности»,

26.2 «Общехозяйственные расходы по предпринимательской деятельности»,

26.3 «Общие общехозяйственные расходы по уставной и предпринимательской деятельности»

1.Услуги: 1.1 Услуги сторонних организаций по видам;

2.Затраты на оплату труда:

2.1 Оплата за отработанное время;

2.2. Оплата на неотработанное время

3.Отчисления на социальные нужды:

3.1 ПФР;

3.2 ФСС;

3.3 ФФОМС;

3.4 Страхование от НС и ПЗ

4. Командировочные расходы;

6.Консультационные расходы;

7.Издательские расходы;

8.Почтовые расходы, расходы на канцелярские принадлежности, копировальные работы для нужд офиса;

9.Расходы на проведение общих собраний;

10.Расходы на аренду;

11.Налоги;

12.Расходы по проведению аудита

13.Расходы по подготовке кадров, повышению квалификации

Выделение статей затрат на счете 26 по субсчетам позволит отражать в учете информацию о статьях затрат

7.Порядок отражения перерасхода целевых средств

Возможны 2 варианта:

1.Затраты со счетов 20, 26, списываются в дебет счета 86 в пределах имеющихся целевых поступлений. Счет 86 закрывается без остатка, а счет 20 имеет сальдо на отчетную дату, которое будет отражено в активе бухгалтерского баланса по строке «Запасы».

2. Перерасход отражается на счете 86 как дебетовое сальдо. В отчетности отражают по статье «Целевое финансирование» в круглых скобках.

Выбирают один из вариантов

8.Создание резервов:

На гарантийный ремонт;

На оплату отпусков;

По сомнительным долгам

1. формируются в соответствии с требованиями;

2. не формируются

Выбирают один из вариантов

Для целей налогового учета

9.Создание резерва на ремонт основных средств

1.при создании резерва предельная сумма не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся в организации за последние три года;

2.резерв не создается

Выбирают один из вариантов (ст. 260, ст. 324 НК РФ)

10.Резерв на оплату отпусков

1.при создании резерва расчет производят исходя из предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов с таких расходов.

2. резерв не создается

Выбирают один из вариантов (ст. 324.1 НК РФ)

11.Резерв по сомнительным долгам

1.при создании резерва его величина не может превышать 10 процентов от выручки за отчетный (налоговый) период.

По сомнительной задолженности со сроком возникновения:

– свыше 90 календарных дней – в полной сумме задолженности;

– от 45 до 90 календарных дней (включительно) – в размере 50 процентов задолженности;

– до 45 дней – резерв не создается.

2. не создается

Выбирают один из вариантов (ст. 266 НК РФ)

12.Порядок признания доходов и расходов для целей налога на прибыль

1.используется метод начисления (ст.271 НК РФ)

2. используется кассовый метод (ст. 273 НК РФ)

Выбирают один из вариантов

13.Авансовые платежи по налогу на прибыль

1.квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода (ст. 286 НК РФ)

2. месячные авансовые платежи

(ст. 286 НК РФ)

Выбирают один из вариантов

14. В случае совмещения системы налогообложения в виде ЕНВД и общей системы налогообложения

Организация раздельного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций

(п. 9 ст. 274 НК РФ)

16. В целях исчисления НДС

Организуется раздельный учет облагаемых и не облагаемых операций

(п. 4 ст. 170 НК РФ)

17. Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам

отражаются в отчетности отдельной статьей как расходы будущих периодов

Эти расходы списываются в течение срока, к которому они относятся равными долями.

Таким образом, использование предложенной детализации счетов по учету затрат и поступлений может быть полезным при организации бухгалтерского учета в любых НКО, при этом необходимо принимать во внимание особенности их деятельности.

П орядок разработки учетной политики организации некоммерческого сектора экономики зависит от особенностей ее деятельности и это необходимо учитывать. Принимая во внимание вышеизложенное, а также результаты анализа различных способов учетной политики, применяемых в НКО, авторами статьи разработаны элементы учетной политики, которые необходимо включить в учетную политику. При составлении авторами исследования были взяты элементы методик коммерческих организаций и разработаны собственные полученные в результате практических исследований.

Библиографический список

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 27.06.2012) - URL: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/ (дата обращения: 29.03.2015)
  2. Гусарова Л.В. Целевое финансирование и целевые поступления: методология учета // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2011. N 20. С.36-44
  3. Джамалова Г.Г. Учет в некоммерческих организациях // Практическая бухгалтерия. 2012. N 2 - URL: (дата обращения: 20.03.2015)
  4. Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»ПБУ1/2008»- URL: http : //base.consultant.ru /cons/cgi/online.cgi?req = doc; base = LAW; n=142566 / (дата обращения: 20.03.2015)
  5. Семенихин В.В. Особенности формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2012. N 3. С.11-18
  6. Указание ЦБ РФ от 11 марта 2014 г. N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства - URL:
  7. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013) - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156037 (дата обращения: 22.03.2015)
  8. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 07.03.2014) - URL: http://www.consultant.ru/popular/nekomerz (дата обращения: 20.03.2015)
  9. Ягудина Г.Г. Учет имущества некоммерческих организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2012. N 7. С. 30-37.

Федерального закона № 129-ФЗ обязует любую компанию, независимо от ее организационно-правового статуса, вести учетные записи. Как учетная политика некоммерческой организации поможет избежать спорных ситуаций при финансовом отчете 2017 года, разбираемся ниже.

Терминология

НКО – это организация, ориентированная не на получение прибыли, а на достижение бескорыстной социально-общественной цели. Относятся к ней следующие виды объектов (ст. 2 Федерального закона № 7-ФЗ):

  • Общественные или религиозные объединения.
  • Общины коренных малочисленных народов РФ.
  • Казачьи общества.
  • Некоммерческие партнерства.
  • Ассоциации и союзы.
  • Благотворительные и социальные фонды.

Достижение цели НКО невозможно без грамотно составленной учетной политики. Под данным термином понимаются такие способы и методы бухгалтерского учета, которые, по мнению руководства, соответствуют условиям функционирования некоммерческой организации и наилучшим образом отвечают за контроль ее финансового положения.

Общие положения

Учетная политика коммерческих организаций составляется в соответствии с Приказом Минфина РФ № 106н , и трудностей с бухгалтерской отчетностью практически не бывает. Но в отношении НКО законом не предусмотрено никакого нормативного документа, адекватно излагающего порядок ведения учетных записей. Поэтому на деле многие сотрудники, ссылаясь на различные положения Федерального закона «О бухгалтерском учете» , решают спорные вопросы самостоятельно.

Так, согласно ст. 6 Приказа Минфина РФ № 106н, ответственность за наличие и ведение бухучета целиком и полностью лежит на руководителе. Он должен не только определить рациональную систему организации хозяйственных операций, но и своевременно проверять ее отражение в финансовом отчете, даже несмотря на то, что подобные функции входят в обязанности главного бухгалтера.

Учетная политика НКО допускает ведение бухучета без использования двойной записи и требует решения следующих вопросов (ст. 4 Приказа Минфина РФ № 106н):

  • Наличие рабочего плана счетов.
  • Правила документооборота и методы обработки информации.
  • Требования к проведению инвентаризации активов и обязательств НКО, а также способы их оценки.
  • Порядок контроля за хозяйственными операциями.
  • Формы первичных документов и регистров.

Применяется учетная политика с начала нового отчетного года. Для НКО, существующих не первый год, но нуждающихся в изменениях и дополнениях учетной политики, достаточно внести поправки до этого периода. В случае НКО оформляет избранную систему учетной политики не позже 90 дней со дня госрегистрации юрлица.

Применяется учетная политика с начала нового отчетного года.

Что касается финансового отчета, то для НКО лучше разделить учет имущества на синтетический и аналитический, определив для каждого отдельный источник финансирования: или доходы от предпринимательской деятельности. Также в учетной политике НКО должны быть прописаны:

  • Методы начисления и списания средств.
  • Виды имущества и порядок контроля за ним.
  • Стоимостный лимит отнесения имущества к объектам основных средств.
  • Резервы на ремонт (при необходимости).
  • Перечень оказываемых платных услуг с определением их себестоимости.
  • Общехозяйственные расходы.
  • Оценка запасов.
  • Налоговая политика.

Поскольку учетная политика НКО – основополагающий критерий существования некоммерческой организации, то и подойти к составлению нормативного документа необходимо с полной ответственностью. Важно, чтобы и сам руководитель понимал суть финансовых и учетных процедур.