Бюджет ссср. Бюджетная система ссср Бюджетная система ссср

Бюджетная система социалистических стран. В СССР Бюджетная система включает союзный бюджет и государственные бюджеты союзных республик, которые в своей совокупности составляют государственный бюджет СССР. Это обеспечивает финансирование мероприятий, предусматриваемых планом развития народного хозяйства СССР, участие союзных республик в осуществлении планов, имеющих общесоюзное значение, всестороннее развитие экономики и культуры союзных республик и их взаимную помощь. В государственный бюджет СССР включается также бюджет государственного социального страхования, составляемый ВЦСПС и исполняемый профсоюзами. Государственные бюджеты союзных республик объединяют республиканские бюджеты, государственные бюджеты автономных республик и местные бюджеты. Каждый край, область, автономная область, национальный округ, район, город, поселковый Совет и сельский Совет имеют свой местный бюджет, утверждаемый соответствующим Советом депутатов трудящихся. Общее количество бюджетов, объединяемых Бюджетная система СССР, составляет почти 50 тыс.

Построение Бюджетная система СССР, бюджетные права и обязанности органов государственной власти и управления определяются Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик, а также Законом о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, законами о бюджетных правах союзных республик и местных Советов депутатов трудящихся.

Рост бюджетов союзных республик (составляющих в 1970 44,2% государственного бюджета СССР против 24,2% в 1940) свидетельствует о повышении роли союзных республик в хозяйственном и культурном строительстве.

Доходы союзного бюджета образуются с основном за счёт платежей из прибыли предприятий, находящихся в ведении союзных органов, доходов от внешней торговли, взносов государственных предприятий по социальному страхованию, налога с оборота и др. общегосударственных доходов. Доходы республиканских и местных бюджетов состоят из платежей от прибыли предприятий и от др. имущества, находящегося в ведении республиканских и местных органов, а также из отчислений от общегосударственных доходов и налогов, передаваемых в эти бюджеты в порядке их регулирования (см. Бюджетное регулирование ).

Направления и величина расходов различных бюджетов определяются задачами и функциями союзных, республиканских и местных органов власти, закрепленных Конституцией СССР и союзных республик, и др. законодательными актами. Из союзного бюджета СССР финансируются отрасли хозяйства и культуры, находящиеся в подчинении союзных органов и имеющие общесоюзное значение, а также расходы на оборону страны, общесоюзные органы государственной власти и управления. Из государственных бюджетов союзных республик финансируются отрасли, подчинённые республиканским органам, из местных бюджетов - в основном отрасли местного хозяйства и расходы социально-культурных учреждений, обслуживающих население отдельных местностей.

В др. социалистических странах Бюджетная система строится на тех же принципах, что и Бюджетная система в СССР. В 1949/50 в большинстве социалистических стран были проведены бюджетные реформы, в ходе которых осуществлена перестройка Бюджетная система на принципах демократического централизма и ленинской национальной политики. Многочисленные внебюджетные сметы и фонды, существовавшие до революций в этих странах, были объединены с государственным бюджетом, что имело важное значение для укрепления всей системы народно-хозяйственного и финансового планирования. В большинстве социалистических стран Бюджетная системаскладывается из 2 основных звеньев - Центрального бюджета и местных бюджетов [в Болгарии - это окружные (городские) бюджеты и бюджеты общин, в КНДР - бюджеты провинций и уездов (городов), в МНР - аймачные бюджеты и бюджеты сомонов, и т. п.]. В 1968/69 произошёл переход Чехословакии к федеративному государству и бюджетному устройству. Теперь Бюджетная система в этой стране складывается из Центрального бюджета ЧССР, государственного бюджета Чехии, государственного бюджета Словакии, которые состоят, в свою очередь, из Центральных и местных бюджетов. В Югославии Бюджетная система состоит из бюджета федерации, бюджетов отдельных республик (членов федерации) и бюджетов местных органов. В интересах укрепления организации единства Бюджетная система в большинстве социалистических стран местные бюджеты последовательно объединяются между собой и с Центральным бюджетом, образуя единый государственный бюджет. Ведущая роль в государственном бюджете принадлежит Центральным бюджетам, на долю которых приходится в среднем около всех расходов государственного бюджета.

Как правило, задачей Центральных бюджетов является финансирование общегосударственных, хозяйственных и социально-культурных мероприятий и обороны страны. Местные бюджеты обеспечивают развитие местного хозяйства и социально-культурное и бытовое обслуживание населения. В последние годы расширяются права местных органов в области хозяйственного и культурного строительства, что ведёт к быстрому росту их бюджетов и повышению их доли в едином государственном бюджете.
Конституция 1918 г. установила федеративное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройства государства. Принцип централизации всех финансов выразился в установлении единства государственного бюджета и всей финансовой системы Российской Федерации, включении государственных доходов и расходов в общегосударственный бюджет. Вместе с тем в Конституции предусматривалось разделение государственного и территориальных бюджетов (автономных республик и областей), т.е. разделение государственных и территориальных доходов и расходов. Государственные бюджеты Украинской и Белорусской Соц. Респ. существовали отдельно.

В 1923 г. бюджетная система воссоздается вновь. Отныне она стала включать в себя два уровня: союзный бюджет и государственные бюджеты союзных республик

С образованием в 1922 г. СССР был образован Госбюджет СССР, в который вошли бюджеты союзных республик. В основе формирования бюджетов лежал принцип подведомственности: предприятия распределялись по уровням власти и вносили отчисления в соответствующий бюджет. Т.е. предприятия союзного подчинения вносили платежи в союзный бюджет и т.д. Финансирование осуществлялось по тому же принципу. Понятие «консолидированный бюджет» отсутствовало – бюджеты были автономны друг от друга.

С 1927 г. началось формирование местных бюджетов регионов (до этого развитие местного хозяйства финансировалось из бюджетов союзных республик). В 1930 г. бюджетная система СССР приобрела форму бюджетной системы федеративного государства: состояла из трех уровней и включала в себя автономные союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты. В соответствии с Конституцией 1936 г. проведена очередная бюджетная реформа: бюджетная система стала строиться на основе единства всех звеньев и видов бюджетов. В 1937 г. впервые был сформирован единый консолидированный государственный бюджет СССР.


Бюджетная система СССР 20-х годов

Бюджетная система СССР просуществовала более шестидесяти лет. За это время она прошла несколько этапов развития. После установления Советской власти в России первые полугодовые и годовые бюджеты составлялись как единые. Такая централизация бюджетной системы была вызвана крайне тяжелой экономической и политической ситуацией в стране. Порядок составления единого бюджета сохранился и после объединения советских республик.
Образование в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик послужило основанием для создания новой бюджетной системы государства. В нее вошла широко разветвленная сеть бюджетов местных Советов, которая была наделена собственными источниками доходов, получала надбавки, дотации на покрытие разницы в доходах и расходах, а также субвенции при долевом участии собственных средств. Организация различных видов бюджетов и порядок их составления регулировались законодательными актами государства.
Бюджетное устройство, состоящее из союзного бюджета, финансирующего общегосударственные потребности, бюджетов союзных республик и местных бюджетов, зафиксированное в первой Конституции СССР 1924 г., было коренным образом изменено только в 1991 г. Особое значение в тот период имели взаимоотношения между союзным бюджетом и бюджетами союзных республик. Не все союзные республики располагали достаточными для сбалансирования их бюджетов источниками доходов, поэтому бюджетное законодательство было пересмотрено в целях устойчивого закрепления за союзными республиками доходных источников, достаточных для того, чтобы обеспечить необходимыми средствами все расходы бюджетов союзных республик.
Положением о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, утвержденным ЦИК и СНК СССР 25 мая 1927 г. для придания устойчивости бюджетам союзных республик за ними закреплялось 99% доходов от сельскохозяйственного, промыслового и подоходного налогов, поступивших на территории данной республики. За союзными республиками были также закреплены: доходы от недр; 50% доходов от прибылей предприятий общесоюзного значения, находящихся в ведении республиканских органов: 50% доходов от концессий общесоюзного значения, доходы от реализации всех государственных фондов, как общесоюзных, так и республиканских (кроме госфондов местного значения, доходы от которых принадлежали местным бюджетам); доходы от возврата всех ссуд, в том числе выданных предприятиям и организациям республиканского значения из общесоюзных источников.
Такое распределение доходных источников повысило заинтересованность республик в поступлении общесоюзных доходов и способствовало росту их собственных доходов. Союзные республики имели право устанавливать минимальный перечень доходов и расходов, включаемых в местные бюджеты, а также порядок их составления, рассмотрения и утверждения.
Основными доходными источниками государственного бюджета того периода были поступления от общественного хозяйства и привлеченные средства населения, которые поступали через систему налогообложения и покупку займов. По итогам выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР 74,9% всех доходов единого финансового плана составили средства общественного хозяйства, привлеченные средства населения - 17,9% и прочие доходы - 7,2%.
Понятие «единый финансовый план», в отличие от государственного бюджета, охватывало все денежные накопления общественного хозяйства (прибыль, налог с оборота, начисления на заработную плату, амортизация); привлеченные средства населения (налоги, займы, паи, вклады в сберкассы и т.д.) и все расходы: на капитальные вложения, на прирост оборотных средств в производстве и обращении, на культуру и управление.
Основными статьями расходов бюджета были расходы на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия. Эта тенденция в развитии расходов бюджета сохранилась и в дальнейшем. Всего за первую пятилетку через бюджетную систему СССР было мобилизовано и перераспределено 82,8 млрд руб. или 69% всех ресурсов единого финансового плана. Остальная часть ресурсов частично перераспределена через кредитную систему, но в основной массе непосредственно распределялась между отдельными отраслями народного хозяйства.

Учитывая глубокий бюджетный кризис, продолжавшийся с 1985 до 1999 г., начавшийся, по распространенному мнению, из-за экономических реформ, может сложиться впечатление, что до 1985 г. с бюджетом было все в порядке и что бюджетный кризис – следствие реформ.

На самом деле это не так, и чтобы убедиться в этом, надо хорошо представлять себе разницу между советским бюджетом и нынешним.

Во-первых, госсектор в СССР охватывал практически всю экономику, и финансовый баланс государства, разрабатывавшийся Госпланом в составе баланса народного хозяйства, был по сути балансом госсектора, включая все доходы и расходы госпредприятий.

Во-вторых, налоговой системы практически не было. Львиная доля доходов государственного бюджета складывалась из двух источников – налога с оборота и отчислений от прибыли предприятий. Основа налога с оборота – разница между заниженными государственными оптовыми ценами (отпускными ценами госпредприятий) и государственными же розничными ценами (или так называемыми ценами промышленности, равными отпускной цене плюс налог с оборота, в случаях, когда налог с оборота взимался не в розничном звене). Отчисления от прибыли производились индивидуально, в соответствии с планами предприятий.

В-третьих, бюджет отличался высокой степенью централизации. Хотя существовало разделение бюджета на союзный, республиканские, областные и т.д., реально все доходы зачислялись в единый государственный бюджет и оттуда распределялись. Даже тени бюджетного федерализма не было. Конечно, на практике существовала известная степень децентрализации, за местными бюджетами были закреплены определенные виды доходов, например подоходный налог с населения, но это только от незначительности поступлений. Кстати, потом советская традиция низкого налогообложения населения и оставления подоходного налога местным бюджетам серьезно осложнит жизнь государственным финансам новой России. Но в СССР бюджетный централизм давал государству еще одну степень свободы.

Все это означало, что в бюджет можно было собрать практически любую наперед заданную сумму. Стоило, например, увеличить плановые отчисления от прибыли и взимать их в плановых суммах, даже если на предприятиях убытки. В этом случае предприятие утрачивало оборотные средства, но они замещались крайне дешевым (2–3%) также плановым банковским кредитом. Кредитные ресурсы пополнялись эмиссией, но она не вызывала открытой инфляции, так как все цены были государственными. Правда, при этом рос товарный дефицит. Но к нему привыкли как к бесплатному приложению к "преимуществам социализма", степень которого не поддается измерению, а потому как бы всегда неизменному.


Конечно, в сказанном есть некоторая доля преувеличения, но лишь в том смысле, что у произвола плановых и финансовых органов все же были ограничения. Так, нельзя было отказаться от доходов, поступающих от государственной торговли алкоголем. А когда это произошло в 1985 г., то в бюджете буквально немедленно образовался дефицит.

Тем не менее основное отличие советского бюджета от бюджета страны с рыночной экономикой состояло в том, что первый играл подчиненную роль и выводился так, как требовалось. Главными были натуральные пропорции и балансы, плановые задания в натуре. По ключевым позициям решения принимало Политбюро ЦК КПСС и отдавало директиву Минфину: изыскать финансовые ресурсы. И они всегда находились, выдающиеся советские минфины Зверев и Гарбузов знали, как это делать.

Структура государственного бюджета СССР приводится в табл. 12.2 в сопоставлении со структурой консолидированного бюджета Российской Федерации.

Таблица 12.2. Структура доходов и расходов государственного бюджета СССР за 1990 г. в сопоставлении со структурой консолидированного бюджета Российской Федерации за 1999 г. (основные статьи), % к бюджету

Советская бюджетная система прошла несколько этапов развития начиная с 1922 г., когда был образован Союз ССР. Принятая в 1924 г. Конституция СССР предусматривала образование государственного бюджета. В его состав входили союзный бюджет, а также бюджеты союзных республик. Формирование доходной части бюджетов основывалось на принципе подведомственности. Все предприятия и организации были распределены между различными уровнями власти и вносили отчисления от прибылей в соответствующий бюджет. Таким образом, предприятия союзного подчинения, т. е. находившиеся в ведении союзных ведомств, вносили свои платежи из прибыли в союзный бюджет, а предприятия республиканского, областного, городского подчинения - в соответствующие бюджеты. Местные бюджеты, к которым относились бюджеты автономных республик, краевые, областные, городские, районные и сельские бюджеты, не включались в состав государственного бюджета СССР.

Положением о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, утвержденным ЦИК и СНК СССР 25 мая 1927 г., для придания устойчивости бюджетам союзных республик за ними закреплялось 99 % доходов от сельскохозяйственного, промыслового и подоходного налогов, взимаемых на территории данной республики. Кроме того, за республиканскими бюджетами были закреплены: доходы от недр; 50 % доходов от прибылей предприятий общесоюзного значения, находящихся в ведении республиканских органов; 50 % доходов от концессий общесоюзного значения; доходы от реализации всех государственных фондов (как общесоюзных, так и республиканских); доходы от возврата всех ссуд, в том числе выданных предприятиям и организациям республиканского значения из общесоюзных источников. Союзные республики в свою очередь имели право устанавливать минимальный перечень доходов и расходов, включаемых в местные бюджеты, а также порядок их составления, рассмотрения и утверждения.

Основными доходными источниками государственного бюджета того периода были отчисления от общественного хозяйства и привлеченные средства населения, которые поступали через систему налогообложения и размещение займов. По итогам выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР 74,9 % всех доходов единого финансового плана составили средства общественного хозяйства, привлеченные средства населения - 17,9 % и прочие доходы - 7,2 %. Основными статьями расходов бюджета были расходы на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия. Эта тенденция в развитии расходов бюджета сохранилась и в дальнейшем. Всего за первую пятилетку через бюджетную систему СССР было мобилизовано и перераспределено 82,8 млрд руб., или 69% всех ресурсов единого финансового плана.

В дальнейшем бюджетная система СССР также основывалась на общности источников доходов. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 21 декабря 1931 г. «О республиканских и местных бюджетах» предусматривалась передача в территориальные бюджеты части государственных доходов, в частности налога с оборота, поступлений от реализации государственных займов и др. Передача этих средств осуществлялась в виде процентных отчислений от общегосударственных налогов и доходов.

Окончательное формирование советской бюджетной системы связывается с Конституцией СССР 1936 г., в которой нашло отражение усиление централизованного начала в управлении народным хозяйством и финансами государства. В ст. 14 определялось, что к ведению союзных органов власти относилось не только утверждение государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.

В соответствии с Постановлением СНК СССР от 10 июля 1938 г. в государственный бюджет СССР были включены и местные бюджеты, а затем и бюджет государственного социального страхования.

Общая сумма доходов государственного бюджета составила в 1933-1937 гг. 383,5 млрд руб., из них налог с оборота - 258,4 млрд руб., или 67,4% всех доходов; отчисления от прибыли - 24,2 млн руб. (6,3 %); подоходный налог и другие налоги с предприятий и организаций - 7,1 млрд руб. (1,9 %); налоги и сборы с населения - 18,2 млрд руб. (4,8 %); государственные займы-24,2 млрд руб. (6,4%); средства государственного социального страхования-32,4 млрд руб. (8,5%); прочие доходы- 18,6 млрд руб. (4,7%).

Основная доля расходной части государственного бюджета направлялась на финансирование народного хозяйства, главным образом на капитальные вложения в новые основные фонды; финансовую помощь колхозам; социально-культурные мероприятия; оборону. Доля расходов на управление постепенно снижалась, а расходы на оборону, наоборот, возрастали: в 1940 г. они составили 56,8 млрд руб., или 32,6% всех расходов государственного бюджета СССР.

В годы Великой Отечественной войны бюджетное финансирование приобретает чрезвычайный характер. Значительные средства в бюджет привлекались за счет размещения государственных внутренних займов и проведения денежно-вещевых лотерей; массовыми становятся добровольные взносы населения. Общий объем этих источников доходов составлял около четверти всех бюджетных ресурсов. Был создан Фонд обороны, в который в первые же месяцы войны население внесло более 142 млрд руб.

В послевоенные годы государственный бюджет был подчинен решению важнейшей задачи - ликвидации последствий войны и восстановления разрушенного хозяйства страны. Наибольшая доля расходов направляется на капитальные вложения в промышленность и жилищный фонд и на увеличение оборотных средств предприятий. Кроме того, средства направлялись на дальнейшее укрепление оборонной мощи страны, увеличение государственных резервов и запасов, социально-культурные мероприятия. В 1950 г. расходы государственного бюджета по сравнению с 1940 г. увеличились в 2,4 раза и составили 413,2 млрд руб., из них на народное хозяйство пришлось 157,6 млрд руб., социально-культурные мероприятия - 116,7 млрд руб., оборону - 82,8 млрд руб., содержание органов государственного управления-13,9 млрд руб.

К 70-м годам XX века в науке финансового права и законодательстве утвердилось мнение о том, что бюджет следует рассматривать как финансовый план и финансовый фонд в их органическом взаимодействии. Признанный специалист в области финансового права М. И. Пискотин в своей фундаментальной работе «Советское бюджетное право» (1971) сводил понимание бюджета к распределению и перераспределению национального дохода, создающим общегосударственный фонд денежных средств в целях реализации задач и функций государства. Представление административно-территориальным единицам, как и союзным и автономным республикам, права на собственный бюджет расценивалось им как способ необходимой территориальной децентрализации в области государственных финансов.

В эти годы на развитии государственного бюджета СССР негативно отразилось общее расстройство финансового хозяйства страны. Постепенно доля государственного бюджета в финансовых ресурсах страны снижалась В восьмой пятилетке (1966-1970 гг.) в бюджете аккумулировалось 71,3% всех финансовых ресурсов страны, в девятой (1971-1975 гг.) - 65 % .

В дальнейшем бюджетная система СССР сохранилась практически в неизменном виде вплоть до 1990 г.

Бюджетная Система РФ, устройство которой нам хорошо знакомо, сформировалась относительно недавно. Чтобы лучше понять сущность действующей бюджетной системы нужно углубиться в историю ее формирования.

Целью данной работы является рассмотрение и анализ бюджетной системы СССР.

Для успешного достижения цели нужно решить следующие задачи:

  1. Дать определение бюджетной системы, рассмотреть сущность понятия
  2. Понаблюдать за изменениями в структуре бюджетной системы в выбранный период (СССР)
  3. Выявить достоинства и недостатки бюджетной системы времен СССР

Объект исследования: бюджетная система СССР.

Предмет исследования: бюджетно - финансовые отношения, механизм взаимодействия бюджетов различных уровней.

Как известно после революции 1917 года в России сложилась тяжелая ситуация во всех сферах: экономическая, политическая, социальная… Необходимо было установить строгий порядок централизации в финансовой сфере: чтобы появилась возможность эффективно использовать средства, нужно было создать механизм их поступления в бюджет. В дальнейшем, в 1918 году был создан документ - Конституция РСФСР- в котором были сформулированы и зафиксированы основные положения и цели финансовой политики. Основные начала организации бюджетной системы СССР:

  • Государственное устройство на основе ленинско - сталинской политики
  • Широчайший социалистический демократизм
  • Единство бюджетной системы
  • Верховная роль Союза в бюджетной системе

Итак, дадим основные определения:

Государственный бюджет - один из важнейших финансовых документов в стране, который включает источники и размер поступлений в казну, а также расходы, согласно потребностям государства.

Бюджетная система - это совокупность бюджетов всех уровней. Она зависит от политического, а также социально-экономического устройства страны.

При СССР существовал главенствующий союзный бюджет, бюджеты союзных республик, а также местные бюджеты, которые периодически исчезали из бюджетной системы СССР, но в итоге заняли свое почетное место в данном строю.

Весь период СССР можно разделить на несколько этапов в рамках интересующего нас вопроса, при этом каждый этап имеет свои особенности:

Первый период, который начался непосредственно после Октябрьской революции. Бюджетная система России крайне пострадала в связи с общей критической ситуацией в стране: налоговые доходы бюджета, которые всегда играют огромную роль в государстве, практически перестали поступать. Понадобилась жесткая централизация финансов и первые полугодовые и годовые бюджеты составлялись как единые. Чуть позднее правительство структурировало доходы и расходы государственного бюджета с помощью временно действующих правил. Основной статьей поступлений были доходы от государственных предприятий. В статье расходов было множество разных пунктов, таких как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, средства на помощь крестьянству.

В 1920 году изменилась структура государственного бюджета: произошло слияние общегосударственного и местных бюджетов, стали использовать сметное финансирование.

В первые годы бюджеты выполнялись, но с большим дефицитом, и государству приходилось прибегать к эмиссии денежных средств, что также оказало большое влияние на страну - произошел огромный рост денежной массы при колоссальном падении стоимости национальной валюты.

Второй период, который, условно говоря, начался с образования СССР. С 1922 года была принята система, состоящая из множества местных бюджетов, которые дополняли общегосударственный. Также после Съезда партии было принято решение о введении дополнительных налогов, например: подоходно - поимущественны (в дальнейшем подоходный) налог, единый СХ налог, который взимался согласно прогрессивным ставкам. Кроме этого в государстве была создана обширная система неналоговых доходов.

В 1924 году была принята Конституция, согласно которой бюджетная система СССР выглядела следующим образом:

Также появилось новое положение о бюджетных правах, в котором была указана информация о распределении и закреплении конкретных поступлений за бюджетами республик.

В течение следующих семи лет(до 1930 года) были сформированы дополнительные волосные, сельские, поселковые, а также городские бюджеты. Соответственно, снова была пересмотрена система доходов и расходов разных бюджетов, а также система бюджетного регулирования, которая очень похожа на существующий порядок межбюджетных трансфертов.

Третий период, который связан с изменением налогового законодательства - изменился состав доходов бюджета. Продолжали вводиться новые налоги, что имело печальные последствия для населения. В 1936 году согласно новой Конституции местные бюджеты приобрели новый статус составной части бюджетной системы государства. Основной статьей оставался все тот же налог с оборота и отчисления прибыли. Можно сказать, что к предвоенным годам в СССР удалось создать достаточно четкую и жесткую систему перераспределения доходов, а ключевую роль в этом играл союзный бюджет.

В послевоенный период изменилась структура бюджета, были отменены некоторые налоги, но в целом система не претерпела существенных изменений. Основная статья доходов бюджета осталась той же, роль государственного бюджета в распределении ресурсов все так же значительна. Чуть более мягкими стали правила для бюджетов Союзных Республик.

Четвертый период ознаменован хозяйственной реформой: пришел новый порядок распределения прибыли, расширились границы прав местных Советов в области распределения бюджетных ресурсов.

С 80х годов на предприятиях стали внедрять самофинансирование, происходил постепенный отказ от бюджетных ассигнований, предприятия переставали вносить в бюджет различные отчисления.

Ближе к девяностым годам был опубликован на всеобщее обозрение бюджетный дефицит. Основные изменения происходили с бюджетной системой в 1989-1991 года, когда формировались бюджеты разных уровней. При наступлении переходного периода активно использовалось перераспределение средств бюджета с помощью субвенций, чтобы хоть как-то, по возможности, выровнять уровень развития территорий.

После 1991 года произошло существенное переустройство бюджетной системы, в результате которого появились: союзный бюджет, самостоятельные республиканские, а также местные бюджеты.

Конечно, бюджетная система СССР была не идеальна, она имела как свои недостатки, так и свои достоинства, ниже рассмотрим некоторые из них.

Одним из бесспорных плюсов бюджетной системы СССР явилась ее способность выровнять экономическую и культурную отсталость некоторых республик, областей, районов. При этом на хозяйственное развитие выделялись средства из Союзного бюджета, а на социальное и культурное - из республиканских и местных.

Несмотря на большое количество различных видов бюджетов в СССР удалось создать единый механизм взаимодействия, а не какую-то обособленную систему.

С одной стороны созданная единая бюджетная система достойна похвалы, но с другой - есть и недостаток, заключающийся в беспрекословном следовании народнохозяйственному плану, который не всегда способен учесть интересы отдельных регионов большой страны.

Хочется отметить, что времена СССР для России имеют очень важное значение, так как на основе реформ, происходивших больше 50 лет, в итоге сформировалось наше государство с такой бюджетной системой, которое мы видим в настоящее время.

Часто встречаю обсуждения экономики СССР, её устройства и применения. Чаще всего, конечно, под СССР и его экономикой подразумевают только время с 1985 по 1991 годы, когда полным ходом шло разрушение всего социалистического: анархия производства, уничтожение денежной системы, мечтания о невидимой руке рынка и другие прелести перестройки. Как будто бы не было никакой экономики до этого времени.

Самые ярые антисоветчики, чьи головы промыты перестроечной националистической пропагандой, утверждают, что именно их республика кормила все остальные, что СССР отбирал у них всё, взамен не отдавая ничего. "Как же хорошо, что мы освободились от этого гнёта" - думают они. Даже плачевное состояние их современной экономики не протрезвляет этих людей: "с СССР было бы ещё хуже" - говорят они, - "жили бы с голым задом, пока наше добро разбирают другие республики".

Просвещенные антисоветчики даже показывают некие графики и таблицы, где "наглядно показаны" нахлебники, которые ничего не делали и были пиявками. Вот эта картинка нынче популярна:

Верхняя цифра тут - ВВП на душу населения (как утверждают некоторые), нижняя - непонятно что (ведь такое никто не считал). Совершенно неясно, как именно высчитали ВВП отдельных республик тех лет, почему ВВП СССР (высчитанный по этой таблице) равен 4 трлн. долларов (1989), если в реальности он был около 2,5 трлн. долларов. Но, почему-то, мало кто задаётся подобными вопросами.

Для объективности, я хочу провести собственное расследование.

Бюджет СССР строился из двух составляющих : союзный бюджет и бюджеты союзных республик .

Для начала рассмотрим бюджеты союзных республик , ведь они более конкретно привязаны к территориям. Используем бюджет 1989 года.
Взглянем сначала на доходы/расходы самых "несчастных"/"кровопийц", т.е. РСФРС, БССР, ГССР, УССР, ЭССР:

Доходы РСФСР

Расходы РСФСР

Доходы УССР

Расходы УССР

Доходы БССР

Расходы БССР

Доходы ГССР

Расходы ГССР

Доходы ЭССР

Расходы ЭССР

Как мы можем видеть, республики расходовали столько, сколько и зарабатывали. Все остальные республики, которые я тут не продемонстрировал, тоже имели доходы/расходы в соотношении близком к 1:1. Было так и до 89 года.

Остался союзный бюджет . Но тут сложнее.

Дело в том, что союзный бюджет не принадлежал какой бы то ни было республике, а был общим. В него вкладывались все республики. Тратили эту часть гос. бюджета на общесоюзные нужды, по плану и согласованию со всеми республиками.

Во времена до того, как Хрущёв стал генсеком, союзный бюджет был в 3-4 раза больше суммарного бюджета союзных республик, т.е. на общие нужды выделялось гораздо больше денег, чем на частные:

И это понятно, ведь более централизованный подход распределения бюджета гораздо эффективней, чем разделённый. Такое бюджетное устройство естественно для социалистической страны, которая старается развиваться равномерно , ведь не все регионы были одинаково развиты, нужно было поднимать уровень жизни там, где он был очень низок, строя фабрики и заводы, создавая инфраструктуру и многое другое. Бюджеты союзных республик использовались, в основном, для социально-культурных мероприятий и бытовых нужд.

Но, во время правления Хрущёва и после него, союзный бюджет сильно урезали, отдав львиную долю бюджетам союзных республик (в частности, одну из основных доходных статей - налог с оборота):

Бюджетная политика стала менее централизованной, союзные республики начали контролировать больше аспектов деятельности, что стало одной из причин уменьшения темпов развития менее развитых регионов и всей экономики в целом. Также это привело к большей самостоятельности всех республик и отстранённости друг от друга. Со временем, отстранённость увеличивалась, из-за уменьшения значения союзного бюджета. Такой бюджет характерен для капиталистической экономики, но никак не для социалистической.

К чему это привело в итоге, мы знаем, но хотелось бы узнать всё в подробностях. Для этого сделаем то, что обычно никто не делает - высчитаем долю расходов бюджетов союзных республик на душу населения:

И так, что мы видим: в 1950 году многие слабые в промышленном плане республики получали больше средств, чем промышленно развитые. Государство старалось довести их уровень жизни до уровня развитых республик и сделать проживание в этих частях страны более привлекательным, благодаря вливаниям из союзного бюджета. В годы использования такой бюджетной политики, рост экономики СССР опережал все капиталистические страны. Именно от такого социализма Запад и отгородился железным занавесом.

К 1960 году бюджетная политика изменилась. Уменьшив вливания в союзный бюджет, союзные республики получили в распоряжение больше средств, но только те, чья промышленность была уже развита. Слаборазвитые республики стали отставать. Это было началом разъединения экономики. Единственный вопрос - осознанно ли это было сделано?

По данным 1970 года видно, что средства союзного бюджета опять стали тратить на развитие малых республик, но очень избирательно: основные вложения получили западные части союза - Прибалтика и Белоруссия, а также Армения. Видимо, остальные республики, по мнению руководства страны, уже были достаточно развиты.

В 1979-1989 годах наметились лидеры и отстающие. Правительство, почему-то, стало выделять меньше средств почти всем слаборазвитыми кавказским и азиатским республикам. К сожалению, у меня нет данных о конкретных тратах союзного бюджета по отдельным республикам, но есть основание полагать, что отчисления в союзный бюджет шли обратно к тем, кто их отчислял.

Кто-то может подумать, что "была холодная война, деньги на развитие слабых республик не могли идти, так как все средства тратили на вооружение". Как бы не так. Расходы на оборону планомерно снижались с 26% от государственного бюджета в 1950 году, до 4,4% в 1988 году.

На этом фоне у многих мог возникнуть вопрос - "А зачем вообще нужен Союз, если все республики развиваются отдельно друг от друга?". Для системы с такой бюджетной политикой - правильный вопрос и это тот вопрос, к которому подводили те, кто хотел воссоздания на территории Союза капитализма, замалчивая тот факт, что лечение больного отрубанием ему головы – плохое решение.

Абсолютно точно можно сказать, что никакие республики в перестроечные времена никого не кормили, кроме себя самих, а до бюджетных изменений Хрущёва большая часть бюджета была одной для всей страны и его нельзя было приписать какой-то одной республике. Так что миф "о кормлении одной республикой других" можно считать разрушенным.

Бюджетная политика второй половины истории СССР была ущербной и антисоциалистической, способствующей разобщению страны, а не её планомерному и единому развитию. Было ли создание такой политики злым умыслом с целью уничтожения социализма или безграмотным подражанием капитализму (который использует такую модель бюджета), неизвестно, но одно можно сказать наверняка - эта политика была одной из причин замедления развития СССР и его дальнейшей деградации до капитализма.