Бюджетно-налоговая (фискальная) политика и её виды. Кредитно-денежная политика, её инструменты. Лекции для студентов Инструменты стимулирующей фискальной политики

3.5.1. Понятие и содержание фискальной политики. Типы и инструменты фискальной политики

Фискальная политика – это политика, которая предполагает использование возможностей правительства: взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня в условиях деловой активности и решение различных социальных задач.

Это политика государства в области государственных расходов и налогов.

Эту политику проводят законодательные органы власти , т.к. они контролируют налогообложение и государственный бюджет.

Основные цели фискальной политики:

1. Сглаживание колебаний экономического цикла.

2. Стабилизация темпов экономического роста.

3. Достижение высокого уровня занятости.

4. Снижение темпов инфляции.

Основные инструменты:

1. Государственные расходы.

2. Налоги.

Фискальная политика оказывает воздействие на национальную экономику через товарные рынки. Изменение государственных расходов и налогов отражается на совокупном спросе и через него влияет на макроэкономические цели.

Главная задача фискальной политики – сбалансированность макроэкономической системы. В целом, фискальная политика направлена на сбережение полной занятости и производство неинфляционного валового национального продукта. Обычно фискальная политика проводится в определении инструментов дискреционного и недискреционного характера (в виде «фискальной смеси») и дает максимальный эффект в краткосрочном периоде.

Фискальная политика бывает двух типов:

Дискреционная

Это политика активная.

Это сознательное манипулирование налогами и государственными расходами. Проводится в долгосрочном периоде.

Основные инструменты:

1. Государственная программа занятости (финансовые биржи труда, размещение государственных заказов на частных предприятиях).

2. Разработка различных социальных программ.

3. Программа общественных работ (производство общественных товаров – общественный транспорт, связь, благоустройство парков, скверов).

Изменение налоговых ставок – основной инструмент.

Политика встроенных стабилизаторов пассивная политика. Она основана на том, что налоговые поступления и значительная часть государственных расходов автоматически вызывает изменение в относительном уровне налогов и бюджетных расходов.

Основные инструменты:

Подоходный налог;

Пособия по безработице;

Социальные выплаты;

Индексация доходов.

В период спада действует стимулирующая фискальная политика (фискальная экспансия) – складывается из:

Увеличение государственных расходов;

Уменьшение налогов;

Сочетание роста государственных расходов со снижением налогов.

Это приводит к дефицитному финансированию, но обеспечивается сокращение падения производства.

В условиях инфляции сдерживающая политика .

Она называется фискальная рестрикция :

Уменьшение государственных расходов;

Увеличение налогов;

Сочетание сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.

Такая политика ориентируется на положительное сальдо бюджета, которое вызывает сокращение производства.

Политика встроенных стабилизаторов (пассивная) – экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких–либо шагов со стороны правительства.

Основные стабилизаторы – изменение налоговых поступлений.

В период экономического подъёма налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательской способности и сдерживание экономического роста.

В период экономического спада налоговые поступления сокращаются, и происходит постепенное увеличение покупательной способности, сдерживает экономический спад.

Предыдущая

Бюджетную политику называют фискальная политика. Это один из инструментов макроэкономического регулирования экономики с помощью государственных расходов и налогов.

Бюджетно-налоговая политика: цели и инструменты

Целями фискальной политики, как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, то есть стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, являются поддержание:

– стабильного экономического роста;

– полной занятости ресурсов;

– стабильного уровня цен.

Дискреционная фискальная политика – это сознательное манипулирование государственными расходами и налогами с целью достижения макроэкономической стабильности.

Государственные расходы – компонент AD, поэтому при их увеличении – расходы увеличиваются, при этом устанавливается новый, более высокий уровень равновесного производства.

Стимулирующая фискальная политика (фискальная экспансия) направлена на стимулирование производства, борьбу с безработицей и спадом. При этом налоги снижаются, государственные расходы увеличиваются либо применяется и то, и другое. Т.к. государственные расходы являются компонентом совокупного спроса, стимулирующая фискальная политика вызовет увеличение совокупного спроса AD (снижение налогов вызовет еще и рост инвестиций и потребления). Результатом такой политики может быть увеличение производства и занятости. Проблемой – рост цен.

Пример: «новый курс» Рузвельта во время Великой депрессии. Широкое осуществление общественных работ, финансируемое государством (строительство плотин, дорог и т.д.) в те годы – яркая иллюстрация стимулирующей функции государственных расходов для поддержания высокого уровня национального дохода, а точнее, стремления вывести экономику из состояния застоя и депрессии с высоким уровнем безработицы.

При этом государство организовывало именно общественные работы , а не строительство новых заводов и фабрик. В условиях перепроизводства товаров, сопровождавшего Великую депрессию, важно было создать дополнительный платежеспособный спрос и сократить безработицу, а не выбрасывать на рынок новые партии товаров.

Пример: План совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Республики Казахстан по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 гг. В экономику Казахстана было направлено 4 млрд.долларов США по первому стабилизационному плану и 14,7 млрд.дол. - по второму плану. Так, согласно второго плана, средства были распределены по направлениям: стабилизация финансового сектора – 4 млрд.дол. США (480 млрд. тг.); развитие жилищного сектора – 3 млрд.дол. США (360 млрд. тг.); поддержка малого и среднего бизнеса – 1 млрд.дол. США (120 млрд. тг.); развитие агропромышленного комплекса – 1 млрд.дол. США (120 млрд. тг.); реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов – 1 млрд.дол. США (120 млрд. тг.).



В рамках программы «Дорожная карта» было направлено 600 млрд.тг. с целью обеспечения занятости для 350 тыс. человек. Основные направления программы:

- реконструкция и модернизация коммунальных сетей, таких как объекты и сети водоснабжения, теплоснабжения, энергетики и канализации;

Строительство, реконструкция и ремонт автомобильных дорог местного значения, а также обновление социальной инфраструктуры, прежде всего школ и больниц;

- благоустройство и озеленение объектов местного значения, таких как ремонт дорог, клубов по усмотрению местных властей;

Расширение социальных рабочих мест и организация молодежной практики.

Сдерживающая фискальная политика (фискальная рестрикция)используется в борьбе с инфляцией. При этом налоги на доходы увеличиваются (косвенные налоги снижаются, т.к. напрямую влияют на уровень цен), государственные расходы снижаются либо применяется и то, и другое. При сокращении государственных расходов и увеличении налогов (инвестиции и потребление сокращается), кривая AD сдвигается влево, реальный равновесный объем производства в данном случае сокращается. Проблемой может быть сокращение занятости, поэтому эффективно использовать на вертикальном отрезке кривой AS.

Пример: рестриктивная фискальная политика (в совокупности с монетарной политикой) Казахстана в 1993-1995 гг. в рамках политики макроэкономической стабилизации. Осуществлялись: упразднение налоговых льгот, стимулирующих производственную деятельность, сокращение государственного аппарата и расходов на образование, медицинское обслуживание и т.д. При этом резко сократилась численность работающих в производственной сфере кооперативов, ТОО и малых предприятий. В результате темпы инфляции сократились (см. таблицу).

Год
ИПЦ (%) 2265,0 1258,3 160,3

Недискреционная фискальная политика – это автоматическое достижение макроэкономической стабильности без вмешательства государства за счет встроенных стабилизаторов. Автоматические (встроенные) стабилизаторы - принятые, действующие в экономике правила, нормы, позволяющие автоматически, без вмешательства правительства реагировать на отклонения от устойчивого положения и приводить экономику в стабильное состояние. К ним относят: прогрессивное налогообложение, социальные пособия по безработице и т.д. Например, прогрессивное налогообложение означает, что при уменьшении доходов автоматически снижается величина налога, взимаемого с дохода. Если люди потеряют работу, правительство выплачивают пособие по безработице. При наступлении определенного возраста автоматически возникает право на получение пенсии и т.д.

То, что при спаде налоговые поступления снижаются и при подъеме растут, вызывает дефицит государственного бюджета при спаде, профицит - при подъеме, т.к. обычно государственные расходы стабильны и не зависят от ВВП. При спаде превышение государственных расходов (с учетом и мультипликатора М) будет способствовать увеличению ВНП, а при подъеме (когда из-за инфляции растет номинальный ВНП) - превышение налогов воздействует на снижение ВНП.

См. рисунок ниже: экономика «сама» достигает равновесного уровня Y1. При спаде экономики (Y2) производство расширяется, при подъеме (Y3) производство снижается.

Рассмотрим на примере, исходя из данных графика. Пусть государственные расходы постоянны при любом уровне производства и равны 100 у.е. При уровне производства Y2 в экономике наблюдается спад уровня производства и ВВП. Автоматически налоговые поступления падают до 80 у.е.

1. Если учесть, что государственные расходы являются частью совокупных расходов в экономике, они стимулируют производство на величину +∆Y=∆G* М=+100 у.е.*М.

2. Налоги способствуют снижению совокупных расходов, это «утечки», они сокращают производство на величину -∆Y=∆Т* М=-80 у.е.*М g ,

3. Общий итог : Y=(+100 у.е.*М) - (80 у.е.*М) = +20у.е.*М

Объем производства Y вырастет до равновесного уровня Y1.

И наоборот при подъеме. При уровне производства Y3 в экономике наблюдается рост уровня производства и ВВП (скорее всего, сопровождаемый инфляцией). Автоматически налоговые поступления растут до 120 у.е.

1. Государственные расходы стимулируют производство на величину +∆Y=∆G* М=+100 у.е.*М.

2. Налоги способствуют снижению совокупных расходов на величину -∆Y=∆Т* М=-120 у.е.*М.

3. Общий итог : Y=(+100 у.е.*М) - (120 у.е.*М) = -20у.е.*М

Объем производства Y снижается до равновесного уровня Y1.

Влияние общей ставки налогов на производство в стране и налоговые поступления в бюджет показывает кривая Лаффера , о которой речь шла в предыдущей лекции. Сторонники теории экономики предложения считают, что высокая налоговая ставка не стимулирует производство, которое «уходит в тень», как и слишком низкая ставка неэффективна, т.к. в обеих ситуациях сокращаются налоговые поступления в бюджет. В рамках модели «AD-AS» совокупное предложение AS из-за высокой ставки налогов сокращается (сдвигается влево), что приводит к сокращению уровня производства и занятости и повышению уровня цен. Поэтому необходимо установить оптимальную общую ставку налогов (30-50%), тогда произойдет повышение уровня производства и занятости и снижение уровня цен.

Однако проблема состоит в том, что такие изменения происходят в долгосрочном периоде, а в краткосрочном периоде налоговые поступления в бюджет снижаются из-за снижения ставки налогов.

  • 6. Рынок, его назначение и функции, классификация рынка
  • 7. Спрос и величина спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Способы задания функции спроса. Детерминанты спроса. Эластичность спроса.
  • 8. Предложение и величина предложения. Закон предложения. Способы задания функции предложения. Детерминанты предложения. Эластичность предложения.
  • 9. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное ценообразование. Рыночный дефицит и излишек. Излишек покупателя и рента продавца.
  • 10. Вмешательство государства в рыночное равновесие: прямые и косвенные способы воздействия на рынок.
  • 11. Кардиналистский подход в теории потребительского выбора. Первый закон Госсена. Спрос и полезность. Закон равных предельных полезностей.
  • 12. Ординалистский подход в теории потребительского выбора. Предпочтения потребителя. Кривые безразличия. Карта безразличия.
  • 13. Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения. Парадоксы Гиффена и Веблена.
  • 14. Понятие фирмы и её цели. Классификация фирм: по основным целям, по размерам, по формам собственности.
  • 15. Продукт, доход и прибыль фирмы. Условия максимизации прибыли. Экономическая прибыль.
  • 16. Равновесие фирмы-конкурента в краткосрочном периоде (графич. Решение)
  • 17. Издержки производства. Внутренние и внешние издержки. Постоянные и переменные издержки. Нормальная прибыль.
  • 18. Общие, средние и предельные издержки. Правило минимизации издержек.
  • 19. Износ и амортизация основного капитала. Методы расчета амортизации.
  • 20. Классификация рыночных структур. Рынок совершенной конкуренции.
  • 22. Рынок несовершенной конкуренции, его модели. Общая характеристика рынка несовершенной конкуренции.
  • 23. Монополия, её характеристика. Естественная монополия. Оптимальный объем выпуска монополиста (графическое решение). Ценовая дискриминация.
  • 24. Антимонопольное регулирование: цели и методы воздействия. Индекс концентрации власти
  • 25. Монополистическая конкуренция: характеристика, дифференциация продукта, неценовая конкуренция.
  • 26. Олигополия: характеристика, стратегия поведения фирмы.
  • 27. Рынок труда и его особенности. Спрос и предложение труда. Номинальная и реальная заработная плата. Формы и системы заработной платы.
  • 28. Рынок земли. Цена земли, земельная рента.
  • 29. Кривая Лоренца. Показатели изменения неравенства доходов
  • 30. Проблемы рыночной экономики. Фиаско рынка.
  • 31. Предмет макроэкономики. Макроэкономические агенты. Макроэкономические рынки.
  • 32. Система национальных счетов. Ввп. Способы измерения ввп в системе национальных счетов. Реальный и номинальный ввп. Дефлятор ввп.
  • 33. Совокупный спрос и факторы, определяющие изменение величины совокупного спроса. Детерминанты совокупного спроса.
  • 34. Совокупное предложение в долгосрочном и краткосрочном периодах. Детерминанты совокупного предложения.
  • 35. Макроэкономическое равновесие. Последствия изменения совокупного спроса и совокупного предложения.
  • 36. Экономический рост: способы графического задания, показатели, типы. Цикличность экономики. Фазы и виды циклов. Причины экономических циклов.
  • 37. Безработица: понятие, показатели и виды. Естественный уровень безработицы. Последствия безработицы. Государственная политика борьбы с безработицей.
  • 38. Инфляция, её показатели и виды. Последствия инфляции.
  • 39. Денежный рынок. Спрос на деньги. Функции денег. Денежные агрегаты.
  • 40. Предложение денег. Банковская система. Функции Центрального банка. Активы и пассивы цб.
  • 41. Коммерческие банки: цель, функции. Банковский мультипликатор.
  • 42. Сущность и цели монетарной политики. Её инструменты, виды.
  • 43. Налоговая система: классификация налогов, функции налогов. Кривая Лаффера.
  • 44. Фискальная политика: цели, инструменты, виды.
  • 45. Основные виды расходов и доходов государственного бюджета. Виды состояний госбюджета. Дефицит госбюджета и способы его финансирования. Государственный долг, его виды и последствия.
  • 46. Международные экономические отношения. Государственное регулирование международной торговли – политика протекционизма и фритредерства. Таможенные пошлины, квоты, лицензии, субсидии, демпинг.
  • 47. Валютные системы. История развития международных валютных систем. Основные черты современной (ямайской) валютной системы.
  • 44. Фискальная политика: цели, инструменты, виды.

    Фискальная политика представляет собой меры правительства по стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета.

    Целями фискальной политики как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются:

      обеспечение стабильного экономического роста;

      обеспечение полной занятости трудовых ресурсов - решение проблемы безработицы;

      обеспечение стабильного уровня цен - решение проблемы инфляции.

    Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки; налоги; трансферты (это выплаты, не связанные с покупкой товаров и услуг).

    В зависимости от режима функционирования инструментов фискальной политики ее подразделяют на недискреционную и дискреционную политику. Недискреционную политику называют политикой «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются: прогрессивная система налогообложения, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. При этом, размеры поступлений и выплат автоматически изменяются в случае изменения ситуации в экономике.

    Дискреционная политика – это сознательное изменение налогов и правительственных расходов законодательной властью для обеспечения макроэкономической стабильности, достижения макроэкономических целей. Основными инструментами дискреционный фискальной политики являются:

      изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов или изменения налоговой ставки;

      осуществление за счет средств государственного бюджета программ занятости, ставящих своей целью обеспечение занятости безработным;

      реализация социальных программ, которые включают в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование и т.д. Эти программы позволяют поддерживать совокупный спрос и стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы и обостряется нужда.

    В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика делится на :

      стимулирующую, осуществляемую с целью преодоления спада и предполагающую увеличение государственных расходов и снижение налогов;

      сдерживающую, призванную ограничить циклический подъем и предполагающую сокращение государственных расходов и увеличение налогов.

    45. Основные виды расходов и доходов государственного бюджета. Виды состояний госбюджета. Дефицит госбюджета и способы его финансирования. Государственный долг, его виды и последствия.

    Государственный бюджет - документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

    Доходы государственного бюджета:

      Налоги на доходы юридических и физических лиц

      Поступления от реального сектора (налог на прибыль)

      Поступление косвенных налогов и акцизов

      Пошлины и неналоговые сборы

      Региональные и местные налоги

    Расходы государственного бюджета:

      Промышленность

      Социальная политика

      Сельское хозяйство

      Государственного управление

      Международная деятельность

    • Правоохранительная деятельность

      Здравоохранение

    Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

    1) когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное , что соответствует излишку (или профициту ) государственного бюджета

    2) когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю , т.е. бюджет сбалансирован

    3) когда доходыбюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное , т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

    Источники финансирования бюджетного дефицита

    Внутренее финансирование :

    выпуск и продажа ценных бумаг (облигации и векселя)

    бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней

    использование средств центрального банка

    Внешнее финансирование :

    продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке

    кредиты иностранных банков и междунароных финансовых организаций

    кредиты иностранных правительств.

    Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов,скорректированную на величину бюджетных излишков.

    Различают два вида государственного долга: 1) внутренний, который возникает в результате выпуска государством ценных бумаг (облигаций); 2) внешний, образующийся в результате займов у других стран и международных финансовых организаций. Оба видагосударственного долга были рассмотрены выше. Наличие значительногогосударственного долга, во-первых, снижает эффективность экономики, поскольку предполагает отвлечение средств из производственного сектора как на обслуживание, так и на выплатудолга; во-вторых, перераспределяет доход от частного сектора кгосударственному; в-третьих, обусловливает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что вдолгосрочной перспективе может привести к сокращению запаса капитала и уменьшению производственного потенциала страны, к валютному кризису и высокой инфляции; в-четвертых, возлагает бремя выплатыдолга на будущие поколения, что может способствовать снижению уровня их благосостояния.

    Бюджетно-налоговая политика (фискальная) - политика государства в области налогообложения и государственных расходов, направленная по замыслу на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВНП.

    Целями фискальной политики являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста ; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

    Фискальную политику проводит правительство.
    Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты (перераспределительные платежи и поступления текущего характера, осуществляемые в одностороннем порядке без получения или передачи взамен каких-либо товаров, услуг или активов (текущие налоги и доходы, имущество, отчисления на соцстрахование, соцпо-собия, страховые премии и страховые возмещения,)

    Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую . Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики . В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объемов выпуска в большинстве случаев. Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева экономики»(чрезмерное финансирование экономического роста, "перекредитование", избыточное вложение государственных средств в экономику , угрожающее чрезмерным дефицитом государственного бюджета и инфляцией). В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать ее высоких темпов в случае экономического Фискальную политику экономисты также подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую . Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие какпроцент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия . Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике.


    Денежно-кредитная политика - политика правительства и центрального банка страны, направ­ленная на изменение денежного предложения (денежной массы) и процентных ставок. В рамках кредитно-денежной политики государство стремится оказать определенное, заранее рассчитан­ное воздействие на воспроизводственный процесс, используя в качестве передаточного механизма различные факторы денежной сферы.

    Достижение основных целей денежно-кредитной политики осуществляется посредством общих и селективных инструмен­тов. Общие инструменты кредитно-денежной политики влияют на рынок ссудных капиталов в целом. Селективные инструменты кредитно-денежной политики регулируют конкретные виды кре­дита или кредитование отдельных отраслей, крупных фирм и т. д.

    Общими инструментами регулирования выступают:

    1. Учетная политика. Одна из функций центрального бан­ка - предоставление ссуд коммерческим банкам. По этим ссудам взимаются процентные платежи по определенным ставкам. Став­ка, по которой центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, называется учетной ставкой (если кредиты предоставля­ются в форме учета векселей) или ставкой рефинансирования (при других формах кредитования). При повышении учетной ставки коммерческие банки сокращают размеры заимствований у цен­трального банка, повышается величина процента по кредитам, выдаваемым коммерческими банками. Все это приводит к сокра­щению кредитования бизнеса и населения, уменьшению денеж­ного предложения. Снижение учетной ставки действует в обрат­ном направлении.

    2. Проведение операций на открытом рынке. В настоящее вре­мя основным инструментом регулирования денежного предло­жения в развитых странах являются операции на открытом рын­ке. Так, операции с ценными бумагами представляют собой ос­нову регулирующей деятельности Федеральной резервной системы США. На эти сделки приходится примерно 4/3 годового оборота ФРС. Операции на открытом рынке - покупка и прода­жа центральным банком государственных ценных бумаг. При продаже центральным банком государственных ценных бумаг сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, воз­можности для кредитования и создания новых денег. Денежное предложение сокращается, а процентная ставка (цена заемных денежных средств) повышается. При покупке центральным банком государственных ценных бумаг идет обратный процесс.

    3. Установление норм, обязательных резервов коммерческих банков. Центральный банк изменяет объем денежного предложения путем регулирования избыточных резервов коммерческих банков. Резервы коммерческих банков - денежный капитал, ко­нторы й может быть отдан в кредит. Обязательные резервы коммерческих банков - часть резервов, которую коммерческие бан­ки должны хранить на специальных счетах центрального банка. От размеров избыточных резервов зависит способность коммер­ческих банков создавать деньги и увеличивать денежное предложение. Норма обязательных резервов - процент обязательных отчислений коммерческих банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в центральном банке. Нормы обязательных ре­зервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются в зависимости от видов вкладов и размеров банка. Эти деньги не могут использоваться для проведения активных операций, и прежде всего кредитования. Обязательные резервы представляют собой минимальный размер резервов, которые должны иметь коммерческие банки. Они, во-первых, должны обеспечивать необходимый уровень ликвидности, наличия де­нежных ресурсов коммерческих банков для выполнения платеж­ных обязательств, а во-вторых, являются инструментом цен­трального банка для регулирования объема денежной массы. Банки могут хранить и избыточные резервы, например для не­предвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Избыточные резервы коммерческих банков - резервы банка минус обязательные резервы. Чем выше устанавливает центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы.

    Селективными методами регулирования являются:

    1. Контроль по отдельным видам кредитов. Этот контроль часто применяется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, ипотечного кредита, потребительских ссуд на по­купку товаров в рассрочку. Здесь центральный банк может дать указание финансовым учреждениям делать специальные депозиты в центральный банк в случае увеличения названных видов кредита.

    2. Регулирование риска и ликвидности банковских предпри­ятий. Существует множество правительственных положений, регулирующих операционную деятельность банков. Основное внимание в этих положениях уделяется риску и ликвидности банковских операций. Риск банковской деятельности определя­ется не через оценку финансового положения должников, а че­рез соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

    3. Предписываемая законом маржа. Фондовая биржа - необходимый институт рыночных экономических отношений. Фондовые биржи представляют собой рынки ценных бумаг компаний. Однако безудержная спекуляция на финансовом рынке доставля­ет экономике серьезные проблемы. Падение курса акций может привести к разорению как предприятий, так и частных лиц, что, в свою очередь, приведет к сокращению инвестиций и потреби­тельского спроса и подтолкнет экономику к спаду. В качестве меры против излишней спекуляции на фондовой бирже исполь­зуют предписываемую законом маржу. Маржа - минимальная пропорция стоимости покупаемых ценных бумаг, которая опла­чивается из собственных средств покупателя. Например, при мар­же в 60 %, приобретая пакет ценных бумаг на сумму в 1 млн долл., покупатель должен своими деньгами заплатить 600 тыс. долл. и только 400 тыс. долл. могут составлять средства, полученные в кредит. Маржа повышается, когда желательно ограничить спеку­лятивную скупку акций, и понижается - для оживления рынка.

    4. Увещевания. Руководящие кредитно-денежные институты могут «настоятельно рекомендовать» коммерческим банкам следовать определенной политике. Например, ограничить ежегодное расширение кредита, поскольку это может иметь негативные последствия для банковской системы и экономики в целом.

    – это экономические механизмы, с помощью которых достигаются цели, поставленные перед фискальной политикой.

    Набор инструментов фискальной политики включает государственные субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, ) путем изменения налоговых ставок или аккордных налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Например, увеличение аккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит к изменению мультипликатора, в, то время как рост ставок личного подоходного налога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора. Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза - в качестве инструмента воздействия оказывает различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие влияние на экономический рост и эффективность экономики. Важное значение имеет также выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным. Например, среди специалистов в области экономической политики существует мнение, что расходы на оборону обеспечивают меньшую величину мультипликатора по сравнению с другими видами государственных расходов.

    В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, и соответствующего ей вида фискальной политики, инструменты фискальной политики государства используются по-разному.

    Так, инструментами стимулирующей фискальной политики выступают:

    Увеличение государственных закупок;

    Снижение налогов;
    увеличение трансфертов.

    Инструментами сдерживающей фискальной политики являются:

    Сокращение государственных закупок;
    увеличение налогов;
    сокращение трансфертов.

    Немного иной перечень инструментов фискальной политики представлен в учебнике «Экономика» академика Журавлевой Г.П. Согласно этому источнику литературы, инструментами дискреционной фискальной политики являются общественные работы, изменение трансфертных платежей, манипулирование налоговыми ставками.

    К инструментам автоматической фискальной политики автор данного учебника относит изменения в налоговых поступлениях, пособия по и другие социальные выплаты, субсидии фермерам.

    Анализируя источники литературы, можно прийти к выводу, что главными инструментами фискальной политики являются изменение налогов и трансфертных платежей.

    Одним из главных инструментов фискальной политики являются налоги, представляющие собой принудительно изымаемые или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.

    Налоги выполняют три основные функции:

    Фискальную, заключающуюся в сборе для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционировании государства;
    экономическую, предполагающую использование налогов в качестве инструмента перераспределения , воздействия на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности;
    социальную, направленную на поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

    В современной экономике существуют различные виды налогов.

    Прямыми являются налоги на доход или имущество налогоплательщиков.

    В свою очередь, прямые налоги подразделяются на:

    Реальные, которые получили наибольшее распространение в первой половине XIX в., и к которым относятся поземельный, подомовой, промысловый, налог на ценные бумаги;
    личные, включающие подоходный, корпораций, на прирост капитала, на сверхприбыль.

    Косвенные налоги состоят из акцизов, налогов на , с продаж, с оборота, таможенные пошлины.

    В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают государственные и местные налоги. В российских условиях это федеральные, налоги субъектов федерации, местные.

    В зависимости от использования налоги делятся на:

    Общие, предназначенные для финансирования текущих и капитальных , без закрепления за каким-либо определенным видом расходов;
    специальные налоги, имеющие целевое назначение

    В зависимости от характера ставок различают налоги:

    Твердые (фиксированные), устанавливающиеся в абсолютной сумме на единицу налогообложения независимо от различных экономических показателей, связанных с деловой активностью;
    регрессивные, при которых процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода;
    пропорциональные, проявляющиеся в том, что независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки;
    прогрессивные, при которых процент изъятия возрастает по мере увеличения дохода.

    Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога.

    Налоговые ставки устанавливаются в виде процента, определяющего долю изымаемого дохода. До определенного повышения ставки налога доходы растут, но затем начинают снижаться. По мере роста ставки налога стремление предприятий поддерживать высокие объемы производства начнет уменьшаться, снизятся доходы предприятий, а с ними и налоговые доходы предприятий. Следовательно, существует такое значение налоговой ставки, при котором поступления от налогов в достигнут максимальной величины. Государству целесообразно установить налоговую ставку на данном значении. Группа Лэффера теоретически доказала: ставка налога 50% является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов. При более высокой ставке налога резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы перетекают в теневую экономику.

    Однако во многих государствах ставки налогов значительно выше оптимального уровня, и это объясняется действием других факторов, не учитываемых в теоретической модели. Например, в странах, тяготеющих к сильному государственному регулированию, будет преобладать стремление к увеличению бюджета через доходную часть. Налоговые ставки в таких странах высоки. И наоборот, если страна тяготеет к либеральному рыночному устройству, к минимальному государственному вмешательству в экономику, налоговые ставки будут ниже.

    Кроме того, стремление иметь социально ориентированную экономику и направлять значительную часть бюджетных ассигнований на социальную помощью не позволяет сильно снижать налоговые ставки - во избежание недостатка бюджетных средств для социальных нужд. Высокие налоговые ставки в российской экономике обусловлены, прежде всего, бюджетным дефицитом, нехваткой государственных средств для осуществления социально-экономических программ и слабой надеждой на то, что снижение налоговых ставок приведет к росту производства и подъему экономики. Чтобы как-то смягчить налоговый пресс для отдельных налогоплательщиков, применяются налоговые льготы - форма снижения налоговых ставок или, в предельном случае, освобождение от уплаты налогов. Иногда налоговые льготы используются как средство стимулирования, основанное на том, что уменьшение налога адекватно предоставлению налогоплательщику дополнительных средств на величину, равную сумме снижения. Проблема выбора и назначения рациональных налоговых ставок стоит перед любым государством.

    Очевидно, чем выше налоги, тем меньшим доходом будет располагать субъект, а значит меньше покупать и сберегать. Поэтому разумная налоговая политика предполагает всесторонний учет тех факторов, которые могут стимулировать либо тормозить и благосостояние общества.

    Такой инструмент фискальной политики государства как налоги тесно связан с другим инструментом бюджетно-налоговой политики – государственными расходами. Средства, изымаемые в виде налогов, идут в государственный бюджет, впоследствии расходуясь на различные цели государства. В условиях действующего законодательства РФ основная часть бюджета наполняется за счет платежей налогоплательщиков – юридических лиц.

    В настоящее время получила распространение точка зрения о необходимости дополнительного существенного сокращения налоговых ставок по основным налогам. В обоснование этого авторы указывают, что, несмотря на временное падение объема налоговых поступлений, в долговременной перспективе улучшаются условия , увеличится производство товаров и услуг, повысится занятость населения и, вследствие роста налогооблагаемой базы, начнут расти доходы государства.

    Под государственными или правительственными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг.

    Государственные закупки товаров и услуг могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета школ, медицинских учреждений, дорог, объектов культуры до закупки сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.

    Государство увеличивает свои закупки в период спада и кризиса и сокращает во время подъема и инфляции в целях поддержания стабильности производства. В то же время эти действия направлены на регулирование рынка, поддержания на нем равновесия между спросом и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших макроэкономических функций государства.

    Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Отсюда они объективно необходимы и в то же время превышение ими разумных пределов может привести к финансовой нестабильности в , чрезмерному дефициту государственного бюджета.

    Государственные расходы выступают в форме:

    Государственного заказа, который распределяется на конкурентной основе;
    строительства за счет ;
    расходов на оборону, управление и т.д.

    Основная часть государственных расходов проходит через госбюджет, включающий в себя бюджеты федерального правительства и местных властей.

    Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия (доходов). В современных условиях бюджет является также мощным рычагом , воздействия на хозяйственную , а также осуществления антикризисных мероприятий.

    Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций.

    Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований и выполняют функции политического, социального и экономического регулирования. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое предполагает возвратный характер кредита. Надо заметить, что безвозвратность предоставления финансовых ресурсов не означает произвольности в их использовании. Всякий раз при применении финансирования государство разрабатывает порядок и условия использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизни населения.

    Структура государственных расходов в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.

    Государственные трансферты, являясь одним из инструментов фискальной политики, представляют собой выплаты государственных органов, не связанные с движением товаров и услуг. Они перераспределяют доходы государства, полученные от налогоплательщиков, через пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию и т.д. Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определенным группам населения. Социальные трансферты (пенсии, стипендии, различные пособия) входят в средний доход, и эти выплаты позволяют увеличить бюджет семьи на 10-12% .

    Инструменты фискальной политики по-своему влияют на экономическую ситуацию, помогая достичь целей, поставленных перед фискальной политикой. Основными инструментами фискальной политики государства являются изменение налогов и трансфертных платежей. Инструменты фискальной политики взаимосвязаны и их роль в реализации той или иной политики государства велика.