Структура затрат государства — куда и на что идут налоги. От подданных к гражданам: почему люди должны сами платить налоги На какие цели идут налоговые поступления

Большинство россиян честно платит налоги. Система налогообложения России в весьма лояльна по сравнению с другими странами. Ставка подоходного налога (НДФЛ) в США может достигать 41,9%, в Великобритании и Японии – 50%, в развитых европейских странах населению приходится отдавать государству в среднем 25-35% от своих доходов, но порой дело доходит и до 60% - столько, например, платят датские миллионеры. И даже в развивающихся странах ставка НДФЛ порой составляет 15-20%: например, в Индии – 10-30%, в Мексике – до 28%, в Бразилии – 15-27%.

Данная статья является справочно-информационным материалом, вся информация в ней представлена в ознакомительных целях и носит исключительно информационный характер.

В России же ставка подоходного налога - 13%. Гражданин, имеющий в собственности, квартиру, дачу и машину, также платит налог на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги. А работодатели отчисляют за нас средства в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования: эти платежи, конечно, не уменьшают зарплату, но возможно, она была бы выше, не будь этих пошлин.

А с 2014 года власти собираются ввести новый налог на недвижимость. Реально, правда, он, заработает не раньше 2015 года. Налог будет исчисляться с кадастровой стоимости недвижимости, которая более приближена к рыночной.

Ориентировочно ставка по жилым помещениям составит 0,1%. Таким образом, если сегодня за обладание стандартной московской двушкой приходится платить примерно 600-1000 руб. в год, то после введения новых правил налог достигнет 5-8 тыс. руб. в год. По сравнению с другими странами это не так уж и много. Например, в Германии ставка налога на имущество составляет от 1 до 2,1%, в Швеции - от 0,5 до 1,3%, в Японии и США – 1,4% (правда, в США налог исчисляется с суммы, равной 75% от стоимости недвижимости), а в Испании, где налог на имущество считается щадящим, – 0,3-0,4%.

По идее, налогоплательщики должны рассчитывать на то, что государство окажет им всевозможные услуги, к примеру, обеспечит страну хорошими дорогами, а нашу молодежь - бесплатным высшим образованием. В принципе, можно отдавать и половину своего дохода, если за это получать бесплатную качественную медицину, благоустроенные города, льготы на покупку жилья, достойную пенсию. Во многих странах с высоким уровнем налогов все это есть, в России же расходование бюджетных средств из года в год вызывает большие сомнения и мало кто отчетливо понимает, куда идут наши налоги.

Чтобы выяснить, знают ли граждане, как будет меняться налог на недвижимость, на какие цели он будет расходоваться, и как вообще расходуются налоги, « » решил провести социологическое исследование.

На вопрос «Знаете ли вы, на какие нужды идут налоги, которые вы платите?» 48,6% опрошенных ответили утвердительно и только 22,3% признались, что не имеют об этом никакого понятия:

Любопытно, что довольно высок процент затруднившихся с ответом, он составляет 29,1%: в целом люди представляют себе, на какие цели должны направляться налоги, но точно ли они используются по назначению, им неизвестно.

Несколько удивил результат ответа на следующий вопрос – о том, что знают ли люди, что будет введен рыночный налог на недвижимость . Несмотря на то, что активные разговоры об этом ведутся как минимум пару последних лет (а обсуждается тема лет эдак 15), 76,7% респондентов ответили, что слышат об этом впервые, и только 20,4% опрошенных заявили, что слышали об этой инициативе:

Но при этом даже те граждане, которые слышали о введении рыночного налога на недвижимость, оказались не очень осведомленными. Лишь чуть более половины из них (около 10% от общего числа опрошенных) – в курсе того, что будущий налог собираются направлять на нужды муниципального образования, где живут налогоплательщики. То есть, на благоустройство дворов, освещение, озеленение, строительство и модернизацию местных дорог, ремонт больниц, школ и т.д.

Затем респондентов спросили, какие бы они хотели получать услуги от государства, как налогоплательщики.

17,5% опрошенных высказались за хорошую медицину : «в первую очередь нужны качественные медицинские услуги», «необходима бесплатная медицина» и «квалифицированное лечение».

В такой же по численности группе - 17,5% сказали, что были бы рады, если бы их налоги пошли на благоустройство города : «нужно делать больше нормальных тротуаров», «нужны скамейки для пожилых», «надо тратить деньги на дороги и укладку шумопоглощающего асфальта», «необходимы средства на строительство и благоустройство школ и детских садов», «на ремонт детских площадок», «на небольшие магазины шаговой доступности и развитие общественного транспорта», «важно обеспечение безопасности, чтобы детей не страшно было отпускать гулять», «хочется, чтобы были чистые дворы, чтобы они не напоминали автостоянки, чтобы было чисто в подъездах и все функционировало».

9,7% опрошенных хотели бы видеть благополучной социальную сферу : «детское образование», «адекватные детские пособия», «пенсии», «детские дома», «зарплаты учителям».

41,7% - не смогли решить, на что стоит тратить поступающие в бюджет средства, признав вопрос очень сложным, а себя недостаточно компетентными.

Но конечно, среди опрошенных были и недовольные граждане, они составили группу 7,8%. Эти люди сомневались в том, что налоги тратятся честно, даже издевательски замечали, что «конечно, налоги должны идти в карман чиновников». Но отмечали, что главное – чтобы налоги дошли до цели в сохранности: «если деньги не будут разворовываться, то все будет, как положено».

Говорили и о том, что не стоит вводить рыночный налог на недвижимость, «потому что знаю, как много воруют».

А 3,9% опрошенных вообще признались, что лучше бы налогов не было вообще: «чем меньше налогов, тем лучше», «ничего не хочу получать от этого государства и ничего не хочу давать».

Итак, половина опрошенных в целом представляют, на что тратятся средства, собираемые от налоговых поступлений. В числе главных услуг, которые должно предоставлять государство налогоплательщикам, люди назвали качественную медицину, создание комфортного городского пространства и благополучную социальную сферу.

При этом лишь каждый пятый знает, что власти собираются вводить рыночный налог на недвижимость, и только 10% в курсе, что налог на недвижимость должен идти в местный бюджет и тратиться на создание комфортной среды для людей, проживающих в данном муниципальном образовании (районе). То есть по сути, это и есть то самое удобное городское пространство, которое люди хотели бы видеть, и которое может быть сформировано именно благодаря налогу на недвижимость.

Не слишком блестящая осведомленность граждан о грядущих изменениях в налоговое законодательство, возможно объясняется тем, что разговоры о налоге на недвижимость ведутся давно, а воз и ныне там. Поэтому явно присутствует усталость от данной темы. При этом чувствуется раздражение людей, это легко отследить по тону и содержанию их комментариев. Они не слишком верят в добрые намерения государства, особенно когда речь идет об общественном благе.

Данные журнал получил с помощью телефонного опроса, проведенного по репрезентативной выборке. Она позволяет отразить мнение населения сколь угодно большого города и выдержать соотношение по полу и возрасту респондентов в зависимости от численности населения в . В опросе участвовали жители города трудоспособного возраста.

Кто платит, тот и заказывает музыку

Обратим внимание на то, что все эти налоги платим не мы: их государству отчисляет работодатель, а работники зачастую не подозревают, сколько составляет их зарплата до выплаты налогов. Совсем иным образом дело обстоит в развитых странах, например в США. Inсome tax, налог на доходы физических лиц, там варьируется от 10 до 39%, и об этом граждане прекрасно знают, понимая, сколько отдают собственных денег. В частности, потому, что в стране очень высок процент бизнесменов и индивидуальных предпринимателей.

Ведь кто в России оказывается наиболее политически и граждански активен? Именно предприниматели, знающие, сколько на самом деле отдают государству собственных, «персональных» налогов. Эти же персональные налоги они платят и за своих работников.

И наоборот: граждане, которые сталкиваются только со скрытыми налогами, то есть не сталкиваются вовсе, требуют бесплатной медицины, бесплатного проезда и прочего бесплатного, не понимая, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а ударит она в итоге все равно по ним.

Именно поэтому граждане США, привыкшие платить именно персональные налоги, так протестовали против Obamacare, реформы здравоохранения, понимая, что ничего бесплатного от государства не бывает: на самом деле реформа оплачивалась за их счет.

Вернемся к нашим, российским, реалиям. Еще одну часть средств государство забирает через потребление нами различных услуг, тут уже бухгалтерия вашего предприятия ни при чем. Все акцизы, все повышения тарифов ЖКХ, традиционно опережающие инфляцию, НДС (продукты в магазине) — все это форма скрытых налогов, которые мы платим, сами того не замечая. Здесь точные суммы посчитать уже куда труднее: каждый из нас потребляет по-разному. Но вывод очевиден: по факту государство забирает у нас большую часть доходов. И его аппетиты только растут — несмотря на то, что заветные 13% остаются неприкосновенными, наши кошельки все худеют.

А вот тут мы и подходим как раз к сути необходимой налоговой реформы.

Налог или дань?

Когда гражданин сам не знает, что государство живет за его счет, он вряд ли может считаться гражданином. Источником власти в такой стране является не он сам, а чиновник, правящая партия, первое лицо — кто угодно, только не он сам. Такого гражданина куда уместнее называть «подданным». Дословно: под данью. Можете ли вы контролировать цели, на которые уходит уплаченная дань? Вряд ли. Именно так у нас дело и обстоит.

Я же предлагаю следующее: наши налоги по большей части должны стать персональными, то есть мы должны получать на руки не остатки зарплаты, а всю ее целиком. После этого налоги мы будем платить уже сами, чувствуя, что это не абстрактные, а именно наши деньги.

А после нам регулярно будет приходить отчет: на что потрачены именно наши средства. Здесь можно сослаться, к примеру, на опыт американской Флориды, где гражданам регулярно приходит отчет об использовании их налогов. На федеральном уровне там указаны общие статьи бюджета, а на муниципальном можно увидеть данные о конкретной школе или больнице. И именно в них житель, скажем Майами, имеет право приоритетно учиться или лечиться. Понятно, что в таком случае за качество услуг он спрашивает по полной программе.

Появись сходная система в России, наши граждане смогли бы увидеть, что это именно их деньги были закопаны в песок или неэффективно потрачены. Тогда они активно включались бы в общественную жизнь и политику: своя копейка ближе к телу. Чиновники говорят, что отремонтировали дорогу? И где она? Или, наоборот, разве я просил каждый год перекладывать под окнами асфальт? Такие наглядные примеры просто-таки вынуждают человека начать контролировать власть, постепенно становясь настоящим гражданином, а не подданным. Тогда и партии начнут выдвигать не абстрактные лозунги, а говорить о том, как и на что, а, пройдя в парламент, предложат тратить наши налоги: по этому принципу за политиков и будут голосовать.

Возможный контраргумент — а как же администрировать такую сложную систему? Я говорил с сотрудниками ФНС, и, на их взгляд, она вполне реализуема. С должниками же по налогам можно бороться теми же методами, которыми сейчас государство борется с должниками по ЖКХ или автоштрафам. Методы те же самые, ничего необычного здесь нет.

Если мы на самом деле станем платить персональные, а не скрытые налоги, то не сразу, постепенно, но придем к пониманию важных вещей — в частности, того, что с власти можно требовать ответа, как она поработала на наши деньги. Почему подземный переход, ремонт которого я оплатил из собственного кармана, уже год стоит закрытым? Почему в больнице, на которую пошел процент моей зарплаты, нет лекарств?

А дальше возникнут и другие вопросы: с какой стати государство решает, еду из какой страны мне нельзя есть, по какому учебнику должен учиться мой ребенок, куда я могу ездить, а куда нет, какой чиновник, совершенно не интересуясь моим мнением, который год управляет моим городом.

Причем некоторую часть налогов (со временем все большую) могут начать распределять сами граждане.

Источник власти

Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан еще в 2014 году в своей лекции приводил прекрасные примеры реализации подобного пути в мире. В Испании и Италии социальный налог можно платить правительству, а можно — церкви. То же и в Исландии: граждане сами решают, кому отдадут деньги — ученым или священникам. Впрочем, в нашей ситуации мы могли бы пойти дальше, хотя ученые, уверен, были бы не против.

На что тратится в 2016 году большая часть бюджета? 19,2% — национальная оборона. Это на наши деньги бомбят Сирию. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность — 12,7%. В сумме (31,9%) эти две силовые статьи оставляют позади все прочие. На их фоне особенно печально выглядят расходы на медицину (3%), образование (3,6%) и культуру (0,6%) — в сумме 7,2%, то есть в 4 раза меньше. Конечно, последние сферы финансируются и из региональных бюджетов, но сейчас те уже не могут вытянуть эту нагрузку, треща под гнетом кризиса и «майских указов».

Что для граждан важнее — армия с полицией или образование и здоровье? Что первично? Я бы, не сомневаясь, выбрал именно второе и, также не сомневаясь, предпочел своими деньгами поддержать именно эти расходы. Вот в этом и должна заключаться суть реформы: во-первых, мы должны видеть, сколько на самом деле получаем, и за счет этого понимать, что именно мы источник власти в стране, а во-вторых, определять цели, на которые налоги идут, влиять на их выбор как опосредованно, так и напрямую. Интересно, что, согласно социологическому исследованию, которое проводилось в начале десятых годов в России, приоритетами для граждан являются именно медицина и образование, а армия с полицией отстают со значительным отрывом.

Стать гражданами из подданных нелегко и небыстро. Но другого пути в развитый мир не существует. Именно при помощи персональных налогов — при всех необходимых реформах в других сферах, от политики до СМИ, — можно добиться подконтрольности власти обществу.

?» - такие фразы можно нередко услышать в политических спорах, когда речь заходит об ответственности государства перед гражданами. Но, пишет «Слон ру» , в России такое – большая редкость.

Система налогообложения не знакома большей части страны, за исключением и транспорт, которые люди оформляют самостоятельно. Чтобы оценить бремя налогов в России, нужно, во-первых, разобраться, насколько государство действительно зависит от платежей граждан. Во-вторых, нужно представить, что было бы, если бы россияне не платили налоги (получая взамен посредственное медицинское обслуживание и мизерную пенсию), а распоряжались бы этими деньгами на собственное усмотрение.

Какие налоги платят россияне?

Физические лица платят налоги на машину, квартиру, дом, землю. Работающие граждане также платят налог на собственные доходы (НДФЛ). Косвенно на плечи населения ложатся налог на добавленную стоимость товаров и услуг, страховые отчисления работодателя во внебюджетные фонды, акцизы на алкоголь, табак.

Сколько налогов платит официально устроенный работник?

Напрямую – только НДФЛ, который составляет 13% зарплаты. Работник этой выплаты обычно не ощущает, так как налог перечисляет работодатель напрямую государству. Говоря о своей зарплате, человек обычно имеет в виду «чистую» сумму, которая приходит на его банковскую карту или выдается в кассе. Однако на самом деле зарплата – это выдаваемые работнику деньги плюс налог.

Кроме того, работодатель платит за сотрудника страховые взносы в РФ (22% от зарплаты до уплаты налога), Федеральный фонд (5,1%) и Фонд (2,9%). Если работник зарабатывает больше определенной суммы за год, то страховые взносы в ПФР снижаются до 10%, а в ФСС – обнуляются.

A если бы налогов не было?

Наемный работник с ежемесячной зарплатой до в 100 тысяч рублей, обходится своему работодателю почти в 1,5 млн рублей в год: 1 млн рублей из них достается, собственно, работнику и почти 0,5 млн рублей – государству. Из зарплаты в 100 тысяч рублей человек получает примерно 87 000 рублей на руки. Если представить, что государственной медицины и пенсий нет, а также если бы не было подоходного налога, то работник из данного примера получал бы на руки 125 тысяч рублей в месяц и теоретически мог бы тратить 25 000 руб. на свое здоровье и/или откладывать на старость.

Однако мечты о мире без налогов имеют свои ограничения. Если отменить социальные взносы, вряд ли большинство людей станет откладывать деньги из увеличившейся зарплаты. Скорее всего, люди станут тратить «здесь и сейчас», что приведет к росту цен на товары и услуги. Таким образом рост реального благосостояния увеличится незначительно.

Сколько времени люди работают на государство?

На налоги и взносы можно взглянуть и под другим углом: это дополнительное время, проведенное на работе ради их уплаты.

Для зарплат меньше 60 тысяч рублей («на руки»), к которым не применяются «скидки» по уплате социальных взносов, это 33% рабочего времени. То есть каждый рабочий день из 8 часов, проведенных на заводе, в офисе или у прилавка, условный россиянин один час и 21 минуту работает на Пенсионный фонд,48 минут – на региональные и местные власти, а еще полчаса – на фонды ОМС и соцстрахования. За год это почти 80 рабочих дней, которые уходят на уплату налогов и взносов.

Те, чьи зарплаты выше, отдают государству меньшую долю дохода: отношение обязательных платежей к общим расходам работодателя снижается с 33% до 25% для зарплат 600 тысяч рублей в месяц и выше.

Куда идут налоги на физлиц?

Поступления от НДС поступают в бюджет страны, 85% НДФЛ поступает в бюджет субъекта федерации, остальное – в местные бюджеты. Регионам также достается . Акцизы делят между федеральными и региональными бюджетами. Например, акцизы на табак направляются в центр, регионам же поступает большая часть акцизов на алкоголь. и физлиц отходят муниципалитетам.

Страховые отчисления на пенсию, медицину и соцстрахование поступают в соответствующие фонды. Эти деньги идут на выплату пенсий пенсионерам, ФФОМС оплачивает медицинские услуги тем, кто обращается в государственные больницы и поликлиники, а ФСС – платит пособия по временной нетрудоспособности, беременности, родам и уходу за ребенком. С учетом того, что Пенсионный фонд исполняется с большим дефицитом, который приходится компенсировать из федерального бюджета, можно сказать, что на выплату пенсий фактически идут не только взносы работающих россиян, но и прочие федеральные налоги.

Бюджет и налоги: какова созависимость?

Бюджет зависит от налогов очень сильно. В 2015 году налоги вместе со страховыми взносами составили 79% доходов и 71% расходов бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. Вклад налога на доходы физлиц более скромен – около 10% общих доходов за прошлый год. Этого не хватит ни на образование, ни на здравоохранение, ни на оборону, но достаточно для поддержания безопасности и работы правоохранительных органов.

Впрочем, пишет «Слон», такое сравнение весьма условно, потому как НДФЛ идет в бюджеты субъектов, а не в федеральный бюджет. То есть 13% зарплаты идут не столько на развитие оборонки или космических технологий, сколько на как школы и дороги.

Не так давно была у нас беседа с друзьями по поводу налогообложения. Один из них недавно приехал из Европы, и мы проводили сравнительную характеристику. К общему стыду, мы плохо ориентируемся в данных цифрах, поэтому решили более подробно узнать, куда и на что идут налоги, как высчитываются, есть ли изменения в бюджете 2019 года.

Прежде чем обсудить тему, куда и на что расходуются наши с вами «кровно» заработанные, уточним, сколько же на самом деле в 2019 году выплачивается налогов, и какие они.

Налоговая инспекция внимательно следит за тем, чтобы компании вовремя и в полном объеме платили налоги. Если этого не происходит, то предусматривается штраф (например, за занижение дохода 20% от неуплаченной суммы согласно ст. 123 НК РФ).

Подоходный налог

  • НДФЛ высчитывается работодателем из зарплаты сотрудника ежемесячно. По этой причине на руки все получают сумму, меньшую от той, которая оговаривалась при подписании трудового договора.
  • В 2019 году расчет налога остался таким же как и в прошлом, 2018.
  • Высчитывается он просто. Если есть право на вычет у сотрудника, например, детский, то его высчитывают из зарплаты, а затем умножают на цифру налога.
  • в 2019 году 13% — подоходный налог (НДФЛ) назначен для резидентов, специалистов высокой квалификации которые работают в РФ по патенту и для иностранцев из ЕАЭС.
  • 30% — подоходный налог для нерезидентов.

Какие еще взносы выплачиваются

Абсолютно все компании и работодатели обязаны платить страховые взносы в ФНС, тариф которых установлен ст. 426 — 429 НК. Высчитываются они также с выплат, начисляемым работникам, а еще тем, кто работает по гражданско — правовым договорам.

  1. Общий взнос составляет 30%.
  2. Некоторые компании оплачивают заниженные страховые взносы, если это предусмотрено законодательством.
  3. В 2019 году несть изменения, и многие компании и предприниматели лишены льгот.
  4. В ФСС также перечисляются страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных болезней. В нынешнем году изменений нет.
  5. Платятся взносы не позднее 15 числа каждого месяца.

Налог на роскошь в 2019 году решено не вводить (только поправки — если есть машина с мощностью выше 410 лошадиных сил, то взимаются дополнительные средства).

Дополнительные (косвенные) налоги

  1. НДС — налог на добавленную стоимость выплачивают все компании, которые производят какие — то товары или оказывают любые услуги. Конечная цена для обычного покупателя уже включает данный сбор, составляющий 7% — для продтоваров, 9% — непродовольственных, 50% — водка и более 25% — бензин.
  2. Один раз в год платятся в ФНС земельный, транспортный и имущественный налоги.
  3. С 2019 года введены еще 3 — экологический, туристический и налог на самозанятых граждан.

По данным PricewaterhouseCoopers россиянин в среднем выплачивал 47,4% (данные на 2016 год) государству, а в МГУ была выведена более точная сумма — 48%. То есть половина доходов отдается государству. Куда она расходуется?

Куда и на что идут налоги в государстве

НДФЛ остается в том же регионе, где работает сотрудник, то есть где официально зарегистрирован работодатель. Из общей суммы 85% подоходного налога под свое ведомство получают региональные власти, а только 15% остается на месте и распределяется на нужды.

По закону эти деньги должны уходить на ремонты, строительство дорог и поддержание их в нормальном состоянии, ремонт школ, на нужды ЖКХ, пожарную безопасность, общественный порядок.

Пенсионный, Социальный Фонды и Медицинское Страхование организованы так: все средства собираются в одном месте, а оттуда распределяются на пенсии, социальные выплаты и медицинское обслуживание.

НДС идет весь в Федеральный бюджет. Распределяются средства правительством (составляется ежегодно бюджет) на такие отрасли:

  • полиция;
  • содержание госаппарата;
  • армия;
  • образование;
  • наука и прочие важные отрасли для всего государства.

Налоги нужны для того, чтобы государство имело возможность реализовывать социальные цели, к которым относятся качество жизни граждан, здоровья, уровня образованности и благосостояния.

Когда мы отдаем часть своих доходов в бюджет, то принимаем участие в создании благоприятной жизни. По сути мы инвестируем в строительство дорог, образование, национальную безопасность и программы с бедностью.

Федеральный бюджет в 2019 г.

Государственный бюджет — основной экономический документ (проект), который принимается правительством РФ, чтобы представить ход экономического развития на предстоящий год. Он состоит из нескольких частей — открытой и закрытой.

Рассматривая открытую часть бюджета, мы можем увидеть структуру расходов на разные сферы жизни граждан. А уж по ним нетрудно проанализировать, улучшиться или ухудшиться уровень зарплат, пенсионного обеспечения и общий социальный уровень.

  1. 63,4$ — цена за баррель нефти (марка Юралс).
  2. 63,9 руб. — стоимость 1$ США.
  3. 4,3% — уровень инфляции.
  4. 19,948 трлн. руб. — часть бюджета доходная. В нынешнем году она больше на 4,766 трлн. руб., чем в 2018.
  5. 18,063 трлн. руб. — расходная часть. В сравнении с прошлым годом она больше почти на 1,5 трлн. руб.
  6. 1,885 трлн. руб. — профицит, что составляет 1,8 %ВВП. Также профицитным был 2011 г. Затем все года были дефицитными.
  7. 1,3% — рост за 2019 г. Обоснован, в основном, за счет взимаемых налогов, в том числе увеличения НДС с 18% до 20%.
  8. 3 трлн. руб. уходят на секретные расходы и повышенно секретные в общем бюджете.
  9. 35,1 млрд. будет выделено на науку.
  10. 12,6 млрд. — на культуру.
  11. 512 млрд. руб. — выделяется на улучшение демокграфической ситуации (рост численности населения, повышение продолжительности жизни).
  12. 70 млрд. — помощь онкобольным.
  13. За 1 л бензина — около 50 руб.
  14. Больше 65% направлено на Нацоборону (закрытая часть).
  15. 11280 руб. федеральный МРОТ.
  16. 453026- материнский капитал, который проиндексирован не будет, как и в 2018 г.

Министерство финансов предупреждает, что ожидается высокая волатильность финансового рынка РФ. Это связано с новыми санкциями США по отношению к России, а также с колебаниями зарубежных рынков.

Дефицит бюджетов в регионах составит 0,1%, а федеральное субсидирование будет снижено.

Государственный долг продолжает расти и увеличится с 16,209 триллиона рублей (15,3% ВВП) до 18,138 триллиона (16,4% ВВП). При этом сумма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности будет повышаться.

Почему не хватает денег на социальные выплаты и прочее?

Картина в целом такая: около 80% регионов получают больше федеральных денег, чем отдают в бюджет. Причины есть такие.

  1. Слабая развитость бизнеса, спад общественного производства.
  2. Хотя тенденция улучшается больше в 2019 году, ФНС методом агрессивного планирования борется с компаниями — «однодневками», уклоняющихся от уплаты налогов.
  3. Бюджет абсолютно полностью зависит от нефтегазовой отрасли, которая уже и дала (единственная) больший доход в 2019 на 18,9%. Можно еще добавить один основной источник доходов России — таможенные пошлины. Они вместе составляют половину федерального бюджета, остальное — НДС.
  4. Возросшие затраты на оборону.
  5. Рост «теневого» сектора экономики.

Регионам выдается дотация на выравнивание бюджета, но она не перекрывает расходов, а государственный долг растет. Львиная доля его (70%) — долг коммерческих структур. А долги в госбюджет с каждым годом отдавать все сложней.

Заключение

  • Планы на 2019 г и дальнейшие амбициозные. Финансирование в сумме 1,7 трлн. руб. направлено на улучшение жизни граждан и выведение России в Топ — 5 экономик мира. Планируется снизить уровень бедности в несколько раз.
  • Также в приоритете развитие 13 национальных проектов, основная цель которых выровнять социальное обеспечение, улучшить уровень жизни, повысить показатели демографические.
  • Немалую роль отводят ускорению технологического развития и внедрение цифровых технологий.