Общие основы проектирования в производственной деятельности человека. Виды проектов. Проектирование как вид деятельности и состоавляющая социально культурных технологий Проектирование как вид деятельности

«Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДУКТА И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА 2.2. Разработка продукта и выбор...»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДУКТА

И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

2.1. Проектирование как вид творческой деятельности человека

2.2. Разработка продукта и выбор технологического процесса в производственной сфере

2.3. Проектирование услуг и выбор процесса обслуживания

2.4. Управление качеством производства и обслуживания

2.5. Ускоренная разработка продукта

2.1. Проектирование как вид творческой деятельности человека Понятие «проектирование», как и понятие «проект», не имеет однозначного толкования. Достаточно четко прослеживаются два подхода к определению понятия «проектирование»: инженерный подход и бизнесподход. Инженерный подход связывает проектирование с процессом создания новых объектов и технологических процессов. Бизнес-подход рассматривает процесс проектирования более широко и включает в себя инженерный подход как составную часть .

Существует более 30 определений понятия «проектирование». Дадим краткую характеристику лишь некоторых из них.

Проектирование - это:

Отыскание компонентов какой-либо физической структуры (Александер);

Целенаправленная деятельность по решению задач (Арчер);

2.1. Проектирование как вид творческой деятельности человека

Принятие решений в случае неопределенности с тяжелыми последствиями в случае ошибки (Азимов);



Моделирование предполагаемых действий до их осуществления, повторяемое до тех пор, пока не появится полная уверенность в конечном результате (Буккер);

Определяющий фактор для тех частей изделия, которые вступают в контакт с людьми (Фарр);

Произведение изделия в соответствии с обстановкой при максимальном учете всех требований (Грегори);

Осуществление очень сложного акта интуиции (Джонс);

Оптимальное удовлетворение суммы истинных потребностей при определенном комплексе условий (Мэтчетт);

Выявление и разрешение конфликтов в многомерных ситуациях (Мэтчетт);

Вдохновенный прыжок от фактов настоящего к возможностям будущего (Пейдж);

Творческая деятельность, которая вызывает к жизни нечто новое и полезное, чего ранее не существовало (Ризуик);

Процесс создания модели оптимального качества для несуществующего изделия или явления (Коновалов).

Из приведенных определений видно, что Александер, Фарр и Грегори исповедуют инженерный подход при определении процесса проектирования. Все остальные авторы придают термину «проектирование»

более широкую смысловую нагрузку.

Различают методы коллективного и индивидуального поиска проектных решений, некоторые из них могу быть реализованы с применением информационных технологий. Наиболее распространенным методом коллективного творчества является метод мозговой атаки.

Отбирается группа для генерации идей;

Вводится правило, запрещающее критиковатьлюбую идею, какой бы абсурдной она ни казалась;

Ставится задача получения максимального количества идей;

Участники должны пытаться комбинировать или усовершенствовать идеи, полученные другими;

Идеи фиксируются и оцениваются.

60 Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДУКТА И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА При проведении сеанса мозговой атаки наблюдается цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву: за 15–30 минут генерируется 50–150 идей, в то время как при индивидуальной работе - только 10–20 идей.

Метод мозговой атаки универсален. Он может применяться при решении технических проблем, при решении бизнес-проблем, при планировании военных операций, расследовании преступлений и т. д.

1. Эффективное число участников 5–12 человек. При числе участников менее пяти не всегда выполняются ключевые функции инновационного менеджмента. При числе участников более 12 практически теряется управляемость процесса. Оптимальное число членов команды семь человек.

2. Создаются две подгруппы: ядро («профессионалы») и временные члены («чайники»). «Чайники» могут стать генераторами нестандартных идей, а «профессионалы» не пропустят неверное решение.

3. При реализации метода «прямой» мозговой атаки, когда происходит поиск решения, не допускается участие скептиков и критиканов.

Наоборот, при реализации метода «обратной» мозговой атаки (при оценке проекта) весьма желательна конструктивная критика.

4. Обязательно участие специалистов из смежных отраслей деятельности.

5. Желательно участие женщин. Практика показывает, что в присутствии женщин у мужчин возрастает результативность интеллектуальной деятельности.

6. Желательно участие «людей со стороны» («свежая кровь»).

7. Приветствуется непринужденная обстановка: фантазии, шутки, смех.

8. Полная продолжительность сеанса не более 1,5–2 часов. Связано это с утомляемостью человеческого мозга.

9. Проблему желательно ставить за 2–3 дня до проведения сеанса, чтобы включилось «подкорковое мышление».

10. Из психологических соображений нельзя проводить заседание в кабинете директора.

11. Результативность атаки повышается, если заранее будет объявлено о награде (гонораре).

2.1. Проектирование как вид творческой деятельности человека В основе фундаментального метода Мэтчетта лежит системный подход. Цель метода - научиться понимать и контролировать свой образ мыслей и соотносить его со всеми аспектами проектной ситуации.

В частной школе Мэтчетта (Великобритания) проходят подготовку специалисты ведущих компаний мира самого различного спектра профессиональной деятельности. Как правило, после прохождения курса обучения результативность специалистов резко возрастает.

Технология обучения является закрытой по двум причинам:

а) коммерческая тайна;

б) в процессе обучения используются психологические методы воздействия, что небезопасно для здоровья человека при их неправильном применении.

Специалистов обучают освоению следующих режимов мышления:

Мышление стратегическими схемами;

Мышление в параллельных плоскостях;

Мышление «образами»;

Мышление в основных элементах.

Цель метода исследование потребителей.- собрать информацию, известную только потребителям данного класса изделий или систем. Различают три разновидности применения метода: интервью потребителей, анкетный опрос, исследование поведения потребителей.

При проведении устного опроса (интервью потребителей) принципиально важно:

Получить разрешение на проведение интервью у опрашиваемого, его непосредственного начальника и руководителя предприятия;

Побудить человека ответить на поставленные вами вопросы;

Организовать течение беседы в нужном направлении;

Из полученной информации сделать соответствующие выводы.

При проведении анкетного (письменного) опроса необходимо иметь в виду, что точность полученной информации находится в квадратичной зависимости от количества респондентов.

Определить объекты и категорию опрашиваемых лиц;

Составить и распространить пробную анкету (~ 10 экземпляров);

62 Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДУКТА И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

По результатам ответов на пробную анкету составить и распространить массовым тиражом основную анкету;

Провести статистическую обработку информации.

Исследование поведения потребителей проводят в случае проектирования, производства и продажи сложных объектов и систем, реакция на использование которых труднопрогнозируема. Например, автомобилестроительные компании создают опытные образцы новых моделей автомобилей и тестируют их на потенциальных покупателях.

По результатам тестирования вносятся соответствующие коррективы в конструкцию серийных моделей автомобилей.

Метод поиска границ - это скорее экспериментальный, чем логический метод. Цель метода - найти пределы, в которых лежат приемлемые решения. Поиском границ целесообразно заниматься фирме, которая рассчитывает занять ключевые позиции на рынке и на 1–2 года обойти конкурентов, либо фирме с независимым финансированием.

При реализации метода используется следующая последовательность действий:

Определить полное описание основных требований, предъявляемых к объекту или системе:

Максимально точно определить интервал значений, в котором заключена неопределенность;

Создать действующую модель, позволяющую регулировать основные параметры в интервале неопределенности;

Провести эксплуатационные испытания объекта или системы.

Например: определение верхнего и нижнего размеров классной доски;

определение толщины ножек стула, изготавливаемого из полимерного материала. В перечисленных примерах в неявной форме присутствует такой параметр, как комфорт, рассчитать который практически невозможно.

Цель кумулятивной стратегии Пейджа - аккумуляция ресурсов в одном направлении; исключение необходимости разрабатывать плохие проекты.

Вероятность достижения поставленных целей проекта во многом зависит от количества вариантов предлагаемых проектных решений. Если предложен только один вариант решения, то статистика показывает, что вероятность благоприятного исхода - 60%; два варианта решения - 80%;

три варианта решения - 90% и т. д. Однако следует помнить о том, что чем больше вариантов, тем больше расходов будет нести заказчик проекта. Отсюда следует вывод о том, что в определенный момент времени необходимо сделать экспертную оценку преимуществ и недостатков

2.1. Проектирование как вид творческой деятельности человека предлагаемых вариантов, выбрать к дальнейшей проработке один из них, направив на его реализацию все имеющиеся в наличии ресурсы.

Последовательность действий при применении кумулятивной стратегии Пейджа:

Определяются существенные цели проекта;

Устанавливаются критерии, позволяющие однозначно судить о приемлемости проектного решения;

Проводятся испытания с отбраковкой проектных вариантов;

Все силы сосредоточиваются на выбранном проектном решении.

Следует отметить, что кумулятивная стратегия Пейджа в основных позициях хорошо согласуется с системной технологией вмешательства.

Кумулятивная стратегия Пейджа удачно реализована при создании единого европейского самолета (компания Airbus). После Второй мировой войны ни одна страна Европы была не в состоянии составить конкуренцию США (Boeing). Путем объединения ресурсов нескольких стран удалось создать компанию, разрабатывающую и производящую самолеты мирового уровня.

Сущностью функционально-стоимостного анализа.является проведение анализа для оценки функций объекта или системы и снижения всех излишних затрат.

Метод реализуется в такой последовательности:

Определяются функции элементов изделия или системы;

Оценивается стоимость выполнения каждой функции;

Выявляются «недостающие», «лишние» функции и функции с чрезмерными затратами на реализацию;

Включаются элементы с нужными функциями, исключаются элементы с ненужными функциями и выбираются наиболее рациональные решения элементов с чрезмерными затратами;

Внедряются результаты функционально-стоимостного анализа (ФСА).

При проектировании новых изделий и технологий;

При модернизации освоенных в производстве изделий;

При реконструкции фирм;

При снижении затрат основного и вспомогательного производства, сырья, топлива, материалов и энергии;

Для экономии людских ресурсов.

64 Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДУКТА И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА Метод ФСА активно применялся в нашей стране в масштабах Министерства электротехнической промышленности с 1977 г. При проведении ФСА следует помнить, что основные элементы (функции), составляющие 5% от общего числа элементов, имеют долю в общей стоимости системы, равную 75%. Именно на эту группу элементов и необходимо в первую очередь обратить внимание.

Погрешность итоговой калькуляции при проведении ФСА должна быть на порядок меньше объема снижения себестоимости.

Характерные ошибки при проведении ФСА: слабое привлечение специалистов других служб; отвлечение на одну из первых идей; получение избытка или недостатка информации.

Метод эвристических приемов.нашел широкое применение при проектировании технических объектов. Эвристический прием содержит краткое предписание или указание, «как преобразовать имеющийся прототип» или «в каком направлении нужно искать». Основные эвристические приемы (табл. 2.1) систематизированы в группы.

Таблица 2.1 Группы и число эвристических приемов

–  –  –

Метод морфологического анализа и синтеза проектных решений разработан швейцарским астрономом Ф. Цвики в 30-х гг. прошлого столетия.

Метод основан на комбинаторике и заключается в следующем:

Выбирается группа основных признаков рассматриваемого объекта или системы;

Для каждого признака выбирается множество альтернативных вариантов;

Комбинируя варианты, получают множество решений.

Примеры использования метода: проектирование нового вида бизнеса, проектирование индивидуального строительства и др.

2.1. Проектирование как вид творческой деятельности человека Эффективность применения метода повышается при использовании компьютерных технологий.

Различают пять методов исследования структуры проблемы: матрица взаимодействий, сеть взаимодействий и трансформация системы, проектирование нововведений путем смещения границ, проектирование новых функций.

Матрица взаимодействий обеспечивает систематический поиск взаимосвязей элементов в рамках данной проблемы. Примером матрицы взаимодействий может быть описание основных функций, выполняемых подразделениями или отдельными сотрудниками предприятия, анализ матрицы взаимодействий позволяет выявить скрытые резервы.

Сеть взаимодействий - это матрица взаимодействий, изображенная в виде графа, блок-схемы, поточной схемы. Примером сети взаимодействий может быть схема организационной структуры управления предприятием. Для описания бизнес-процессов и построения сетей взаимодействия созданы специальные алгоритмы и языки программирования, например ARIS.

Трансформация системы - это определение новых типов компонентов системы, которые способны ликвидировать ее недостатки. Примером может быть внедрение системы автоматизированного управления предприятием.

Проектирование нововведений путем смещения границ можно рассмотреть на примере создания судна на подводных крыльях: крылья, традиционно используемые для полета, применили для перемещения в воде.

Наибольшую сложность представляет проектирование новых функций. Цель применения метода - создание радикально новой конструкции или системы, способной привести к новым моделям поведения и спроса.

Примерами могут быть: создание персонального компьютера, сотового телефона, частные полеты в космос и др.

При реализации метода переключения стратегии используется такая последовательность действий:

1. Приступить к работе по стратегии, которая соответствует поставленной задаче.

2. Действуя в соответствии со стратегией, записывать спонтанные мысли.

66 Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДУКТА И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

3. Проанализировать каждую спонтанную мысль на предмет ее приемлемости в проекте.

4. Сопоставить направления, в которых идут плановая стратегия и спонтанные мысли.

5. Оценить, нельзя ли их взаимно увязать с целью усиления.

Метод переключения стратегии был успешно применен при создании принципиально нового устройства для чтения слепых, основанного на преобразовании изображения в звук с использованием сканера и компьютера.

Системотехнический подход.к проектированию позволяет добиться внутренней совместимости между элементами системы и внешней совместимости между системой и окружающей средой.

При реализации системотехнического подхода применяется иерархия задач проектирования, например:

Уровень общественных групп (в частности, проектирование городского хозяйства в целом);

Уровень производственных систем (в частности, проектирование предприятия);

Уровень подсистем (в частности, проектирование дорог);

Уровень объектов (в частности, проектирование конкретного здания).

Системотехнический подход необходимо применять также при проектировании систем «человек - машина». В этом случае принципиально важными вопросами являются: определение функций, которые возлагаются на людей и на машины; определение необходимых методов обучения, вспомогательных устройств, конструкций средств коммуникаций между человеком и машиной; обеспечение совместимости между человеком, машиной и средой.

Связь процесса проектирования с другими видами человеческой деятельности представлена графически на рис. 2.1.

Из рисунка следует, что проектирование является сложным видом деятельности и находится на перекрестке различных путей: от достижений науки через технические дисциплины (слева направо); от возможностей производства через достижения технологии (справа налево); от политики через социологию, психологию и экономику (сверху вниз); от искусства через техническую эстетику и архитектуру

Регистрационный No 94–0603 ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ Инструкция по применению Учреждения-разработчики: Белорусский государственный медицинский университет, Витеб...» _специальности_ (специальности/профессии) 38.02.07 "Банковское дело"_углубленная _подготовка _. (код и наименование специальности или профессии) Авторы: _ ученая...»

Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: Учеб. пособие; Казан. гос. технол. ун-т

. –– Казань, 2004. – 212с.

Введение

Динамика изменения требований общественного производства к специалисту диктует необходимость формирования у него творческого подхода при использовании профессиональных умений и навыков. Решение этой проблемы требует смещать акцент в обучении с усвоения готовых знаний на развитие нестандартного мышления, творческих способностей и качеств личности. Последнее возможно при переходе от репродуктивно–информационного обучения, которому присуща дисциплинарная модель обучения, к продуктивно-творческому с проектно-созидательной моделью.

Технология вариативного проектирования, которая ныне становится универсальной компонентой современной инженерной деятельности в различных сферах, требует эффективного творческого самовыражения, состоящего в генерировании рациональных вариантов проектного решения. Процесс проектирования только тогда результативен, когда проектировщику присуща ориентация на новизну, стремление выйти за рамки известных концепций. Но для этого специалист должен обладать творческим интеллектом, признаками которого служат: гибкость ума, широта мышления, целеустремленность, самостоятельность и критичность. Указанные признаки формируются в процессе воспитания творческой личности.

Воспитание творческой личности требует от преподавателя понимания методологических и психолого-педагогических аспектов учебной, научно-исследовательской и трудовой деятельности, логики учебных действий по развитию продуктивных способностей личности. Преподавателю необходимо понимание сущности и закономерностей деятельности специалиста, которого он готовит, так и сущности и логики собственной профессионально-педагогической деятельности по подготовке и воспитанию такого специалиста.

Таким образом, преподаватель должен обладать методологической культурой, позволяющей ему ориентироваться, понимать и управлять деятельностью, преобразовывать ее в целях более эффективной реализации стоящих перед ним задач.

Преподаватель должен быть готов к любым изменениям. Прогнозируют, что вступающим в жизнь молодым преподавателям в течение профессиональной карьеры придется принять и потом отказаться от 2–3 образовательных парадигм. Поэтому все большее значение приобретает такое качество личности преподавателя как открытость инновациям. Он должен уметь проектировать учебный процесс в условиях быстрых изменений. Эта работа, которой присуща высокая степень неопределенности и новизны, требует анализа предшествующей деятельности, выявления проблем, постановки и конкретизации новых целей, выбора эффективных способов их достижения, а также корректной оценки результатов.

Начало формы

Умения прогнозировать, планировать, проектировать свою деятельность являются одними из важнейших профессионально значимых умений преподавателя. Их необходимо целенаправленно формировать и развивать. Проектирование, по мнению О.С. Газмана, – комплексная деятельность, обладающая признаками автодидактизма. Участники проектирования как бы автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия, новые представления о различных сферах жизни, о производственных, личных, социально–политических отношениях между людьми, новое понимание смысла изменений, которые требует жизнь. Участие в проектировании ставит жизнь людей в позицию творца новых условий жизни. Данное учебное пособие нацелено на формирование проектной культуры преподавателя технического вуза.

Глава I. Проектирование в технических и социальных системах

Вводимые понятия

Краткое введение

Деятельность Планирование Прогнозирование Предвидение Программирование Проектирование Инженерное проектирование Виды проектирования Методы проектирования Системотехническое проектирование Социотехническое проектирование Социальное проектирование Социальные технологии

В данной главе рассматриваются проектирование как универсальная целенаправленная человеческая деятельность и как профессиональная деятельность, ее основные виды – техническое, системотехническое, социотехническое, социальное. Раскрываются общие и специальные характеристики проектирования. Наша цель: раскрыть сущность проектирования как универсальной деятельности, ее виды, содержание, методы для того, чтобы вы смогли: осознать значение проектирования и возможности его использования в различных видах деятельности.

1.1. Проектирование как вид целенаправленной человеческой деятельности

1.1.1. Формы информации о будущем

Существуют различные формы информации о будущем. Различаете ли Вы их? Какие из них вы используете?

Получение информации о будущем – предвидение – разделяется на научное и ненаучное (интуитивное, обыденное, религиозное) (см. рис. 1.1).

Научное предвидение основано на знании закономерностей развития природы, общества, мышления, интуитивное – на предчувствиях человека, религиозное – на вере. Предвидение выражается в двух формах – предсказания и предуказания.

Предсказание подразумевает описание возможных или желательных перспектив, состояния решений проблем будущего.

Предуказание связано собственно с решением этих проблем с использованием информации о будущем для целенаправленной деятельности и общества.

Предсказание выливается в формы предчувствия, предвосхищения, предугадывания, прогнозирования.

Предчувствие (простое предвосхищение) содержит информацию о будущем на уровне интуиции – подсознания. Предугадывание (сложное предвосхищение) несет информацию о будущем на основе жизненного опыта, догадки о будущем, не основанные на научных исследованиях.

Прогнозирование должно означать специальное научное исследование, предметом которого являются перспективы развития явления. Прогнозирование выступает в формах целеполагания, планирования, программирования, проектирования.

Целеполагание – это установление идеально предположенного результата деятельности.

Планирование – проекция в будущее человеческой деятельности для достижения предустановленной цели при определенных условиях, средствах, преобразование информации о будущем в директивы для целенаправленной деятельности.

Программирование – установление основных положений, которые затем развертываются в планирование, либо последовательности конкретных мероприятий по реализации планов.

Проектирование – создание конкретных образов будущего, конкретных деталей разработанных программ.

Рис. 1.1.

1.1.2. Планирование и конструирование как универсальная деятельность

Самыми универсальными целями человеческой деятельности являются создание чего–либо и перестройка сделанного. Они пронизывают все виды человеческой деятельности. Универсальной деятельностью является планирование и конструирование – любая целенаправленная деятельность но решению конкретной (ситуативной) задачи.

Планировать – значит организовывать некоторые действия, которые должны быть выполнены в будущем. Выработка плана подсказывается нуждами и устремлениями или несовершенством существующих систем, требующих изменений. В этом смысле – конструировать – значит формировать план или схему работы, представлять и организовывать, размышлять. Держать план в голове – значит иметь в виду цель, намерение, систему или решение, отвечающее важным потребностям.

Проектирование – это создание идеального описания будущего объекта, предшествующее его реализации. Методология проектирования в последние десятилетия получила большое развитие, впитав в себя совокупность процедур постановки задачи, генерации вариантов, выбора, оптимизации, принятия решений и других. В настоящее время общепризнанно, что почти любая преобразующая и(или) созидательная деятельность человека может и должна опираться на методологию проектирования или ее отдельные процедуры.

В настоящее время любая научно–исследовательская деятельность связана с выполнением различных проектов. Проекты разрабатываются практически во всех сферах деятельности. Перед необходимостью преобразовывать ситуации, создавать искусственные объекты и структуры, разрабатывать алгоритмы действий, планировать этапы достижения определенных целей стоит любой человек! По существу мы проектируем всякий раз, когда разрабатываем способы превращения данной ситуации в другую, более приемлемую.

"

1.2.1. СУЩНОСТЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

Очевидно, что техническое развитие производства принципиально не может протекать как стихийный процесс (по произволу производителей, проектировщиков) ни в техническом, ни в социально-экономическом аспектах.

Напротив, таковое развитие возможно лишь на основе тщательно проработанных научно-, технически-, экономически- обоснованных и должным образом оформленных и изложенных технических решений. Выработка таких решений на основании практического опыта, научных изысканий, социально-экономических анализов и прогнозов, комплексной научно-технической и экологической экспертизы данных и результатов составляет сущность и содержание проектирования как вида инженерной деятельности.

Def . Проектирование. – Инженерная деятельность, связанная с выработкой и надлежащем в техническом и правовом отношении оформления технических решений.

По существу проектирование суть процесс переработки опытно-эмпирической, а также экспериментальной и теоретической научной информации в новые технические решения и изготовления соответствующей технической и технологической документации (в электронной форме, либо на иных носителях).

Проектирование играет в научно-техническом прогрессе громадную роль. Именно эта сфера соединяет результаты научных исследований и накопленный опыт с живой практикой во всех областях техносферы. Поэтому исследователям и инженерам-практикам, управляющим производством, следует знать и владеть хотя бы основами проектирования, а хороший проектировщик непременно должен знать производственную практику и понимать суть научной работы в своей специальности.

Всю производственную техносферу с известной долей условности можно разделить на три области:

    Строительство – производство долговременных зданий и сооружений.

    Машино- и приборостроение – производство подвижных средств техники

    Технологические отрасли – производство веществ и материалов, а также энергии. Сюда относят-

ся все отрасли, основанные на химических и биотехнологиях; в т.ч. химико-фармацевтическая.

При этом во всех означенных областях можно выделить две тесно связанных, но относительно самостоятельных специфических сферы деятельности (буквально – две ипостаси).

1. Создание (разработка, дизайн ) самих предметов труда: веществ и материалов; машин, механизмов, аппаратов приборов, строительных конструкций; зданий, дорог, мостов и т.д.

2. Разработка методов получения, изготовления предметов труда – т.е. технологии производства в

самом широком смысле слова.

Техническая (проектная, конструкторская, технологическая, эксплуатационная) документация должна обеспечить людям возможность выполнения работ и достижения целей, в ней отражённых. Это возможно только при применении чётких, ясных единообразных норм и правил, касающихся требований к содержанию; построению; терминологии и языку; порядку разработки, согласования и утверждения технической документации. По существу это необходимость применения Систем документации. Такие системы существуют в большинстве развитых стран.

В нашей стране это следующие Системы, относящиеся к основным областях техносферы.

Проектирование — очень разнообразная и неоднозначная сфера деятельности, влекущая множество вопросов для специалистов разных областей. В данной статье мы рассмотрим проектирование, как вид деятельности, с учетом авторских прав.

Чтобы не возвращаться к написанному ранее, отметим, что проектирование, как вид деятельности, затрагивает многих участников процесса. Прочитать, проанализировать и даже изучить некоторые наши рекомендации, задевающие проектирование со всех сторон, в том числе с точки зрения правого аспекта, можно в «Энциклопедии строительства». Кроме того, на сайте есть специальная рубрика «Проектирование», где собраны все информационные материалы, начиная от обычаев делового оборота в области проектирования, заканчивая взаимоотношениями между сторонами договора подряда, с учётом действующего законодательства РФ.

Проектирование как вид деятельности имеет очень важное значение для строителей, так как от качества проекта зависит эффективность работы будущего объекта строительства. Строительство может быть капитальным, когда происходит создание, реконструкция или расширение действующих производственных, промышленных, офисных, спортивных, торговых, коммерческих и других зданий и сооружений. А может быть — некапитальным, с меньшими денежными вложениями, не предусматривающее различные виды общестроительных работ. Как правило, проектирование, как вид деятельности, включает в себя целый комплекс мероприятий, а также пакет технической и экономической документации. Поэтому проектированию того или иного объекта капитального или некапитального строительства предшествует технико-экономическое обоснование (ТЭО) и расчеты.

Расчеты — это не только сметы, но еще схемы, чертежи, графические изображения, на которых отображен будущий объект строительства, в соответствии с технико-экономическим обоснованием. Кроме того, проектирование, как вид деятельности нуждается в документальном обосновании, то есть пока не будут собраны все документы, подтверждающие целесообразность и эффективность намеченного строительства, проект не будет утвержден.

В связи с чем сразу же рассмотрим, проектирование, как вид деятельности, с правовой точки зрения. В процессе проектирования важны три составляющие:

  • подрядные отношения, возникающие между заказчиком и проектировщиком, результатом которых будет являться материальный объект (или материальный носитель) - то есть полностью разработанная проектная документация;
  • авторские отношения между заказчиком и автором чертежей, в результате чего появляется интеллектуальный объект, охраняемый авторским правом (рисунок, чертеж, модель и т.д.);
  • права собственности к заказчику проектной документации переходят в определенное время и в определенном объеме прав. Например, если не передать исключительные права на документацию, то заказчик не будет являться законным владельцем проекта, и не сможет совершить с ним никаких действий.

Проектирование как вид деятельности нуждается в грамотных услугах по ведению авторского надзора. Обратившись в нашу компанию, вы получите точные расчётные, экономические, технические, эксплуатационные показатели по строительству капитальных и некапитальных объектов. Сразу заметим, что самым трудным участком проектирования считается проектирование промышленного предприятия. В таком проекте, помимо всего вышеуказанного необходимо установить номенклатуру выпускаемой продукции, рассчитать производственную мощность промышленного предприятия, обследовать участок строительства, определить технологию производства, провести расчеты сырьевой, топливной и энергетической базы, проанализировать техническую оснащенность проектируемого предприятия, с учетом экономических показателей, условиями и сроками эксплуатации сооружаемого промышленного объекта.

О том, как происходит проектирование промышленных предприятий вы можете узнать на этом сайте или у наших специалистов по телефону 209-09-40! Звоните! Мы найдем оптимальные проектные решения для каждой вашей задумки!

Создание новых предметов и новых объектов обусловлены по-требностями человека. Проектирование как вид деятельности используют во всех сферах жизни: строительстве, бизнесе, из-готовлении одежды, предметов интерьера и т.п. Следовательно, каждый технологический процесс предусматривает создание про-екта. Спроектированные изделия могут иметь разные формы, должны удовлетворять фантазии и потребности людей, которые пользуются ними. Такие изделия должны соответствовать своему назначению, современным стандартам и требованиям.

На предприятиях для создания красивых, полезных и качест-венных изделий в разработке проекта принимает участие боль-шое количество специалистов - дизайнеры, конструкторы, тех-нологи, врачи, экономисты и др.

Рис. 126. Творческая работа дизайнеров и конструкторов

Проектирование изделия состоит из таких этапов:

  • Определение назначения будущего изделия.
  • Определение требований к будущему изделию.
  • Анализ возможных вариантов моделей изделия.
  • Разработка эскиза будущего изделия.
  • Выполнение расчетов, уточнение формы и конструкции из-делия.
  • Создание рабочей документации.

Проектирование (с лат. projectus - заранее придуманный замысел) - процесс создания проекта будущего объекта и способов его изготовления.