Отчет по практике в пенсионном фонде. История развития, Основные виды деятельности, Организационная структура Пенсионного фонда РФ. Основные направления деятельности пенсионного фонда Одним из основных направлений деятельности пфр является

В России основным субъектом пенсионной системы является Пенсионный фонд РФ.

Правовой основой функционирования Пенсионного фонда РФ как государственного внебюджетного фонда являются Конституция РФ и Бюджетный кодекс РФ.

Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность государства проводить такую социальную политику, которая гарантировала бы каждому россиянину необходимый жизненный уровень, а также закрепляет основные направления этой политики. Среди них: назначение и выплата государственных пенсий и социальных пособий.

Бюджетным кодексом Российской Федерации определены общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов, их доходы и расходы, а также органы, осуществляющие контроль за их деятельностью.

Помимо этих законодательных актов, в настоящее время правовую основу деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, а также негосударственных пенсионных фондов как основных субъектов пенсионной системы, составляют следующие федеральные законы:

· Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» - устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, определяет правовое положение его субъектов – в частности, пенсионных фондов в качестве страховщиков, а также порядок формирования их средств за счет страховых взносов, регламентирует учет средств специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц;

· Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - регулирует условия и нормы предоставления трудовых пенсий Пенсионным фондом РФ;

· Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» - устанавливает условия и нормы предоставления государственного пенсионного обеспечения Пенсионным фондом РФ за счет средств федерального бюджета военнослужащим, федеральным государственным служащим, «чернобыльцам», лицам, которые не приобрели право на трудовую пенсию;

· Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» - устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных гражданах в Пенсионном фонде РФ;

· Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» - устанавливает правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также основы государственного регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

· Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1 «Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)» - определяет цели, задачи и функции Пенсионного фонда России; источники формирования средств Фонда и направления их расходования; организационно-управленческие основы функционирования Пенсионного фонда России.

Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

1. фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;

2. денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

3. формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

4. страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

5. на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;

6. денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

7. расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

На рис.1.1. представлена общая схема организационной структуры Пенсионного фонда Российской Федерации

Рис.1.1. Структура Пенсионного фонда РФ

Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) появились в соответствии с указом Президента РФ от 16 сентября 1992 года №1077 «О негосударственных пенсионных фондах» и серии последующих постановлений Кабинета Министров РФ. В настоящее время правовой основой деятельности НПФ является закон № 75-ФЗ от 7 мая 1998 года «О негосударственных пенсионных фондах» (с изменениями и дополнениями).

Основополагающий нормативный документ современной системы пенсионного законодательства – Закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В нем определены условия предоставления застрахованным в Пенсионном фонде Российской Федерации гражданам прав на государственное пенсионное обеспечение, порядок установления и размеры различных видов трудовых пенсий.

Данным законом определено, что трудовые пенсии по старости и по инвалидности могут состоять из трех частей - базовой, страховой и накопительной.

Выплата базовой части пенсии в установленном размере гарантируется государством, и величина ее должна постепенно приближаться к размеру прожиточного минимума пенсионера. Выплата страховой части пенсии зависит от объема поступивших средств, уплаченных с доходов застрахованного лица. Установление накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Таким образом, выплата накопительной части трудовой пенсии зависит также и от объемов доходов, полученных от инвестирования пенсионных накоплений.

Застрахованные лица имеют право беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в бюджет Пенсионного фонда России.

Пенсионный фонд Российской Федерации обязан обеспечивать режим ведения специальной части индивидуального лицевого счета в соответствии с требованиями, установленными законодательством, в том числе обеспечивать своевременный учет в соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счета поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, размера начисленной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений, периодически информировать застрахованное лицо о состоянии его индивидуального лицевого счета.

В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд России является государственным страховщиком по обязательному пенсионному страхованию.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Важно заметить, что с самого начала функционирования государственных внебюджетных фондов не был принят федеральный закон, регламентирующий порядок их создания, деятельности и ликвидации. В настоящее время, к примеру, Пенсионный фонд РФ функционируют на основе Положения о нем, которое было утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1.

Согласно пункту 2 этого Положения денежные средства Пенсионного фонда РФ находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат. Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Базовым нормативно-правовым актом по инвестированию средств накопительной части трудовой пенсии является Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Им установлены правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определены особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников этих отношений, а также основы государственного регулирования контроля и надзора. Согласно этому Закону средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджеты всех уровней, не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств собственника указанных средств и субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также других участников процесса инвестирования средств пенсионных накоплений.

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами. Особенность учета средств пенсионных накоплений в Пенсионном фонде Российской Федерации состоит в том, что сумма денежных средств, составляющая страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии, ежегодно отражается в доходной части Пенсионного фонда в порядке, установленном бюджетным законодательством, а в расходной части должно предусматриваться направление на последующее их инвестирование.

Необходимо отметить, что система нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность пенсионных фондов, требует дальнейшего совершенствования и развития. Так, проектом Федерального закона «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» намечается создание профессиональных пенсионных систем для работников, занятых на работах с особыми условиями труда.

С принятием поправок к закону «О негосударственных пенсионных фондах» законом от 10 января 2003 года № 14-ФЗ также были внесены изменения в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 32-ФЗ от 11 марта 2003 года, которым и предусматривается введение дополнительного вида лицензируемой деятельности - по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Закон № 14-ФЗ внес существенное изменение в деятельность негосударственных пенсионных фондов: с 1 января 2004 года они могут осуществлять функции страховщика по обязательному пенсионному страхованию, наряду с Пенсионным фондом РФ.

Следующим этапом реформирования пенсионной системы должно стать рассмотрение и принятие следующих проектов федеральных законов: «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации»; «Об обязательных профессиональных пенсиях в Российской Федерации», направленных на урегулирование отношений, связанных с реализацией права работника на льготную пенсию в связи с особыми условиями труда.

На региональном уровне в состав правовой базы пенсионного обеспечения входят нормативные акты органов власти субъектов Российской Федерации. Так, в Республике Татарстан принят Закон «О первоочередных мерах по реализации в Республике Татарстан федеральных законов о реформировании пенсионной системы».

В целях приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным принят закон «О государственной гражданской службе», содержащий детализированные положения на основе Федерального закона 166-ФЗ, а также внесены изменения в нормы, касающиеся порядка назначения, перерасчета и выплат пенсий за выслугу лет государственным служащим Республики Татарстан, доплат к государственным пенсиям за заслуги перед Республикой Татарстан.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 379 от 30 июня 2003 года накопительная часть трудовой пенсии может быть инвестирована в финансовые инструменты – государственные облигации, облигации субъектов РФ, муниципальные облигации, корпоративные облигации, акции открытых акционерных обществ.

Пенсионный фонд РФ возглавляет председатель, который назначается и освобождается Президентом РФ. При Фонде образовано правление, являющееся коллегиальным совещательным органом. В состав правления Пенсионного фонда России входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор Фонда, а также управляющие несколькими отделениями Фонда. В состав правления Фонда могут входить представители общественных, религиозных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ и его региональных органов образована контрольно-ревизионная служба. Для решения поставленных задач сформирована трехуровневая структура управления Пенсионным фондом.

На федеральном уровне управление пенсионной системой обеспечивается правлением Пенсионного фонда и его исполнительным органом – исполнительной дирекцией.

Управление органами Пенсионного фонда в республиках, краях, областях, национально-территориальных образованиях осуществляется региональными отделениями, которые являются юридическими лицами. Далее следуют межрайонные центры персонифицированного учета, районные отделения и отделы по назначению и выплате пенсий. При такой структуре каждый объект получает управляющее воздействие от соответствующего вышестоящего уровня и, в свою очередь, управляет определенным объектом нижестоящего уровня. Информация о состоянии и характере функционирования подчиненных объектов передается в обратном порядке.

К многочисленным функциям управления центрального аппарата Пенсионного фонда РФ относятся: формирование и оперативная корректировка бюджета Фонда; прогнозирование и аналитические исследования движения его денежных средств; перераспределение финансовых ресурсов между территориями; бухгалтерский учет и отчетность, экономический анализ; актуарное прогнозирование развития пенсионной системы. В связи с широким набором функций и большим объемом информации, поступающей в центральный аппарат, для ее обработки создана высокоразвитая организационная структура, которая включает департамент экономии формирования бюджета Пенсионного фонда, главные управления, управления и ряд отделов, выполняющих отдельные основные функции.

Основные процедуры обработки информации и принятия решений о назначении и выплате пенсии проводятся в подразделениях центрального аппарата и его региональных отделениях.

На уровне субъектов Федерации во всех регионах действуют региональные отделения Пенсионного фонда, включающие аппарат отделения и службы по назначению, выплате и доставке пенсий, учету и проверке пенсионных прав застрахованных. Основной задачей регионального отделения является организация персонифицированного учета застрахованных граждан, финансирование выплат пенсий и их доставки.

Территориальные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в своей деятельности тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными организациями, стремясь привлечь к важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести нужную информацию. В арсенале работы - консультационные пункты, клиентские службы, единые юридические службы, общественные пункты сбора вопросов населения, «горячие линии».

Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда и его региональных органов образуется ревизионная комиссия Фонда.

Исходя из вышесказанного, можем схематично изобразить структуру Пенсионного Фонда Российской Федерации.

В процессе финансово-хозяйственной деятельности Пенсионный фонд РФ взаимодействует со следующими организациями и учреждениями:

Налоговой службой, отделения которой осуществляют контроль за сбором и перечислением в Фонд платежей через специальный счет Фонда в казначействе;

Центробанком России, через расчетно-кассовые центры которого Пенсионный фонд осуществляет основной объем финансовых операций и в отделениях у которого имеет свои счета;

Федеральной службой почтовой связи, через отделения которой осуществляется выплата большинства видов пенсий;

Центральными и региональными органами Федерального казначейства, с которыми Фонд взаимодействует в процессе аккумуляции и перераспределения средств своего бюджета на выплату пенсий.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

1. Учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

2. назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;

3. назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

4. персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

5. взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

6. выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

7. управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

8. реализация Программы государственного софинансирования пенсии.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 "Об организации Пенсионного фонда РСФСР" для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.

Изначально основной функцией ПФР был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации". Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В 1997 году вступил в силу федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования". В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе ПФР был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет ПФР через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.

Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года ПФР финансируются социальные программы в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в 2009 - 1,2 млрд рублей.

С 2005 года на ПФР также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача - выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности ПФР существенно расширилась.

В первую очередь, ПФР провел валоризацию пенсий. Валоризация - это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой "советский" трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%.

Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.

Еще одно важное нововведение 2010 года - единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в ПФР, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.

Таким образом, в настоящее время ПФР осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

  • ·учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • ·назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;
  • ·назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.
  • ·персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
  • ·взаимодействие с плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
  • ·выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
  • ·управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
  • ·реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. По состоянию на апрель 2010 года в Программу вступили свыше 2 400 000 россиян.

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным внебюджетным фондом, денежные средства которого не входят в состав федерального бюджета, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат.

Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляет Правление, которое возглавляет Председатель Правления. Координацию деятельности ПФР осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации - это 81 региональное отделение, а также отделение в г. Байконуре (Казахстан). Свыше 2 400 территориальных управлений ПФР ведут работу с населением и работодателями. В системе ПФР работаем более 133 тысяч сотрудников.

Вопреки привычному мнению, Пенсионный фонд Российской Федерации
занимается не только выплатой пенсий. Сегодня ПФР - крупнейшая федеральная система оказания социальных услуг в России, которая фактически сопровождает человека от самого рождения.

В сферу деятельности Пенсионного фонд Российской Федерации входят:

Установление и выплата пенсий почти 40 000 000 российских пенсионерам и осуществление социальных выплат 18 000 000 ветеранам, инвалидам, Героям Советского Союза, Героям России и др.;
Среди них – твои родные, бабушки и дедушки твоих друзей!

Ведение персонифицированного учета пенсионных прав более 100 000 000 участников системы обязательного пенсионного страхования;
Ты тоже обязательно станешь участником этой системы!

Формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений – (накопительной части будущей пенсии) более 70 000 000 человек, а также взаимодействие с 57 управляющими компаниями (включая государственную управляющую компанию Внешэкономбанк), специализированным депозитарием и 105 негосударственными пенсионными фондами;
У тебя тоже будут формироваться пенсионные накопления!

Реализация программы государственного софинансирования пенсии, участие в которой дает возможность россиянам увеличить свою будущую пенсию при финансовой поддержке государства;
В Программе сможешь участвовать и ты!

Администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а это тесное взаимодействие с более чем 10 000 000 работодателей (плательщиков страховых взносов);
В том числе – и с твоими будущими работодателями!

Выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала и выплата средств материнского капитала. Уже выдано свыше 2 700 000 сертификатов на получение материнского капитала.
Возможно, у твоей семьи есть такой сертификат.

Когда ты молод, полон сил и планов на будущее, кажется, что слова «пенсия», «пенсионер» не имеют к твоей жизни никакого отношения. Ты думаешь, что с тобой это случится нескоро, и нечего об этом беспокоится сейчас. Но старость неизбежна, а с ней неизбежна и пенсия.

Мы живем в XXI веке, когда пенсия формируется по иным правилам, чем у наших бабушек и дедушек. О будущей пенсии нужно думать смолоду, самому активно участвовать в ее формировании. Так живут люди во всех экономически развитых странах мира. Страховая пенсионная система, возможность инвестирования пенсионных накоплений, негосударственное пенсионное страхование теперь дают молодым россиянам возможность сделать свою будущую пенсию достойной.

Через несколько лет ты выйдешь на первую в своей жизни работу и начнешь создавать собственную пенсионную историю. Чтобы познакомить тебя с открывающимися перед тобой возможностями, написано это учебное пособие.

На вставку - В данном учебно-методическом пособии пенсионная система Российской Федерации рассматривается с точки зрения действующего пенсионного законодательства. В случае его изменения ПФР обязуется подготовить новую редакцию пособия.

История пенсионного обеспечения в России

Не зная прошлого, невозможно понять

подлинный смысл настоящего и цели будущего.

М. Горький

Первые упоминания о государственном пенсионном обеспечении на территории современной России относятся к древним временам. Как отмечается в летописях, князья и воеводы славянских дружин заботились не только о пропитании и вооружении своих подданных, но и об обеспечении их в случае ранения и по достижении старости. Постепенно забота о раненых и престарелых ставится на все более регулярную основу.

Уже в 1663 г. при царе Алексее Михайловиче раненым назначались “лечебные” денежные выплаты, размер которых зависел от тяжести полученных увечий. Распространенными формами социальной поддержки военных, ушедших со службы по ранению, являлось предоставление поместья или прибавки земель к уже имеющимся владениям.

Во времена Петра I внимание к увечным, раненым и престарелым воинам усилилось. Их стремились устроить так, чтобы они имели источник существования. Законодательные акты Петра I содержали в себе обязательство государства оказывать помощь раненым и инвалидам за счет государственного бюджета.

В дальнейшем такие традиции продолжались и развивались. Екатерина II определила денежное содержание из государственной казны отставников военной службы. Размеры пенсий также были увеличены.

Но в основном пенсионное обеспечение распространялось на государственных служащих и военных. Только во второй половине XIX в. системное пенсионное обеспечение стало распространяться на частное предпринимательство. Вошел в силу закон, обязывающий владельцев частных железных дорог создавать кассы для выдачи пособий по болезни и уходу с работы по инвалидности. Их основу составляли отчисления от заработной платы работников, которые накапливались на их личных счетах. При получении увечья или профессиональной болезни из накопленных на этих счетах средств выплачивались пособия. Эту систему назвали страховой, так как взносы, уплаченные работником, были его страховкой на случай его нетрудоспособности.

Радикальные преобразования в пенсионном обеспечениистали осуществляться после социалистической революции. В 1917 г. вышло Постановление «О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно-увечных». В 1918 г.Постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся». В 1924 г. было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей рабфаков. А в 1925 г. установлены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ. Размеры пенсий зависели от размера среднемесячного заработка, условий труда, состава семьи.

Тогда же, в 1920-х гг., система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования, которая работала по принципу: все организации отчисляли государству налоги, из которых формировался бюджет страны. Из этого бюджета производились расходы на все государственные нужды: строительство дорог, заводов и выплату пенсий гражданам…

Эта система сохранялась вплоть до распада СССР. Однако в 1991 г. после перехода от централизованного планового руководства народным хозяйством к рыночным методам она исчерпала свои возможности. Даже самая большая пенсия не могла превышать трех установленных законом минимальных размеров пенсии, к тому же в стране резко снизилась рождаемость. В то же время цены быстро росли, что снижало уровень обеспечения пенсионеров. Расчеты показывали, что в 2010-2020 гг. может возникнуть проблема нехватки денег для выплаты пенсий, так как число людей, выходящих на пенсию заметно превысит число начинающих работать.

Решить эти проблемы можно было только путем увеличения доходов пенсионной системы. Для этого необходимо было разработать систему, в которой был бы стимул к уплате отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Стимулом в таком случае служит уверенность работающих граждан, что взносы, которые платит их работодатель или они сами на пенсионное обеспечение, без потерь вернутся к ним, когда они будут выходить на пенсию. И чем больше будет таких пенсионных отчислений, тем выше будет размер пенсии.

Правительство приняло решение о проведении в России пенсионной реформы. Цель ее - формирование многоуровневой пенсионной системы для улучшения пенсионного обеспечения граждан. В 2001 г. была внедрена новая модель, которая включила в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование.

Три уровня пенсионной системы в Российской Федерации

Пенсия - это гарантированная ежемесячная выплата для обеспечения граждан в старости в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.

Пенсионная система в Российской Федерации состоит из трех уровней:

1. Государственное пенсионное обеспечение.

Предоставляется нетрудоспособным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на трудовую пенсию - инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам, мужчинам, достигшим возраста 65 лет, женщинам, достигшим возраста 60 лет, не имеющим страхового стажа; и др.

Также пенсии по государственному пенсионному обеспечению назначаются гражданам для компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной выслуги лет; либо для компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца и в ряде других случаев.

Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации.

3 000 000 человек получают пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

2. Обязательное пенсионное страхование

В рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС) назначается и выплачивается трудовая пенсия.

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат, утраченных ими из-за наступления нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных из-за смерти этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с действующим законодательством.

На вставку - ст. 39, "Конституция Российской Федерации

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Необходимое условие для назначения трудовой пенсии - не менее 5 лет страхового стажа.

Общеустановленный возраст выхода на трудовую пенсию по старости: 60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин.

Страховой стаж - это общая продолжительность периодов работы, в течение которых за работника уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Существуют три вида пенсий по ОПС: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

ОПС осуществляется за счет страховых взносов работодателей за своих работников в Пенсионный фонд Российской Федерации.

36 000 000 человек в России получают трудовые пенсии.

3. Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение

Это дополнительные пенсии, которые выплачивают негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Чтобы получать такую пенсию, гражданин должен заключить договор с негосударственным пенсионным фондом и в течение определенного времени осуществлять собственные добровольные взносы. Кроме самого гражданина, взносы на дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение может делать его работодатель.

6 700 000 человек сегодня принимают участие в программах негосударственного пенсионного обеспечения.

Дополнительная пенсия формируется не только за счет добровольных взносов в НПФ, но и за счет инвестиционного дохода, полученного от инвестирования этих взносов (что такое «инвестирование» и как оно может увеличить будущую пенсию, читай в следующей главе).

Как устроена система обязательного пенсионного страхования

Все работающие молодые люди формируют будущую пенсию в системе обязательного пенсионного страхования. Это предстоит и тебе. Поэтому рассмотрим его подробнее.

Обязательное пенсионное страхование - это отложенная часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая - например, достижении пенсионного возраста. Чем больше денег было направлено в фонд твоей будущей пенсии за всю трудовую жизнь, тем выше она будет.

Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, называются застрахованными лицами.

Застрахованные лица - это граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

Работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера (так работает большинство людей-наемных работников);

Самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

Работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

Являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

Священнослужители.

Ты тоже станешь застрахованным лицом. Подтверждение того, что ты стал участником системы обязательного пенсионного страхования - страховое свидетельство ОПС (обычно это зеленая пластиковая или ламинированная карточка).

Оформить его ты можешь самостоятельно в управлении Пенсионного фонда по месту жительства. С 2011 года Пенсионный фонд Российской Федерации начинает регистрацию в системе ПФР всех россиян независимо от возраста. До 2010 года страховые свидетельства ОПС выдавались только лицам старше 14 лет при обращении их в органы ПФР, либо их выдавал первый работодатель. В свидетельстве будут указаны персональные данные и номер твоего персонального счета в ПФР - СНИЛС.

СНИЛС - страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.

Перед ПФР поставлена задача уже в 2011 г. зарегистрировать в системе ПФР и выдать каждому несовершеннолетнему гражданину РФ СНИЛС. Для этого нужно твое личное участие. Необходимо будет заполнить специальную анкету и передать ее в ПФР.

Это важно, так как СНИЛС становится единственным идентификатором персональных данных граждан во всех федеральных и региональных ведомствах России, идентификатором универсальных карт. С помощью таких карт можно получать разнообразные государственные услуги - от медицинской помощи до льготного проезда в транспорте.

Права и обязанности застрахованного лица

Став застрахованным лицом, ты имеешь право:

Контролировать состояние своего индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде Российской Федерации;

Получать в органах ПФР по месту жительства выписку из индивидуального лицевого счета (также это можно сделать через отделения Сбербанка России ил через сайт государственных услуг);

Получать у страхователя копию сведений о себе, представленных в ПФР, в том числе и информацию об уплаченных за тебя страховых взносах.

Ты обязан:

Получить страховое свидетельство, хранить и предъявлять по требованию страхователя или работников пенсионных органов;

Сообщать в органы ПФР об изменениях сведений, содержащихся в лицевом счете, а также при утере страхового свидетельства;

Предъявлять по требованию органов ПФР необходимые документы для решения вопросов, связанных с обязательным пенсионным страхованием.

100 000 000 человек являются участниками системы обязательного пенсионного страхования - застрахованными лицами.

Основными плательщиками взносов на обязательное пенсионное страхование являются работодатели. В системе ОПС их называют страхователями.

Страхователи - это работодатели (организации, индивидуальные предприниматели, руководители фермерских хозяйств, нотариусы, адвокаты и др.). Они уплачивают страховые взносы с фонда оплаты труда своих работников, которые поступают на их индивидуальные лицевые счета.

Ты также сможешь делать собственные взносы в фонд своей будущей пенсии. Но об этом мы поговорим позже.

ОПС в России осуществляется страховщиком - Пенсионным фондом Российской Федерации.

Страховщик - Пенсионный фонд Российской Федерации, который осуществляет ОПС в России. ПФР постоянно взаимодействует с каждым из 10 000 000 страхователей страны.

Взаимоотношения в системе пенсионного страхования можно представить в виде следующей схемы:



Из чего состоит и как формируется трудовая пенсия

Если Вы будете работать для настоящего, то

Ваша работа выйдет ничтожной;

надо работать, имея в виду только будущее

А. Чехов

Итак, основа твоей будущей пенсии - обязательные страховые взносы работодателей в Пенсионный фонд Российской Федерации с фонда оплаты труда. В 2011 году по закону они составляют 26% от годового фонда оплаты труда работника в пределах 463 тысяч рублей по каждому месту работы.

За счет этих денег будет формироваться твоя трудовая пенсия, которая будет состоять из двух частей - страховой (включающей фиксированный базовый размер) и накопительной.

Страховая часть трудовой пенсии по старости формируется из страховых взносов, которые начисляет страхователь за каждого своего работника, и установленного фиксированного базового размера (ФБР). Этот ФБР гарантируется государством.

2 963 рубля составляет фиксированный базовый размер трудовой пенсии по старости (на 1 февраля 2011 года).

Страховые взносы, которые страхователь начислил за тебя, фиксируются на твоем индивидуальном лицевом счете в ПФР. Но не как реальные деньги на банковском счете, а в виде пенсионных прав, гарантированных государством. А сами деньги идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам.

Такая система называется солидарной - твоя страховая часть пойдет на выплату пенсий нынешним пенсионерам, а страховая часть будущих поколений пойдет на выплату пенсий тебе. При этом твои пенсионные права ежегодно увеличиваются, когда государство проводит индексацию страховой части пенсии.

Накопительная часть пенсии формируется у всех работающих россиян 1967 года рождения и моложе (тоже за счет взносов страхователей). Средства накопительной части - это пенсионные накопления. Они не идут на выплаты текущих пенсий, а сохраняются в специальной части твоего индивидуального лицевого счета. Ты можешь передать их специализированной организации, которая будет вкладывать эти средства в ценные бумаги - акции, облигации и т.п. Для чего? Чтобы получать от этих средств доход и приумножать свою накопительную часть. Такой процесс называется инвестированием пенсионных накоплений.

Инвестирование - это возможность приумножения существующего пенсионного капитала, способ увеличить будущую пенсию.

У 42 500 000 человек сейчас формируется накопительная часть пенсии.

Итак, ты можешь управлять пенсионными накоплениями. Как это сделать? Ты можешь выбрать один из трех способов.

1. Оставить средства в Пенсионном фонде Российской Федерации, выбрав для их инвестирования частную управляющую компанию.

Управляющая компания - это юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Иными словами, организация, которая может осуществлять операции с активами на финансовом рынке.

Управляющая компания обязуется управлять переданным ей имуществом с максимальной выгодой для клиента. Доходы от управления передаются клиенту за вычетом заранее определенной комиссии в пользу управляющей компании.

Это называется доверительное управление твоими пенсионными накоплениями. Доверительное управление - это вид финансовых услуг, при котором собственник какого-либо имущества (денег, ценных бумаг, недвижимости и т.п.), не умеющий или не желающий (или не имеющий права) самостоятельно управлять им, передает это имущество в управление другому лицу на основании договора. Управляющая компания обязана инвестировать средства пенсионных накоплений исключительно в интересах застрахованных лиц - разумно и добросовестно, исходя из необходимости обеспечения принципов надежности и доходности.

Осуществлять доверительное управление средствами пенсионных накоплений имеют право только те управляющие компании, с которыми ПФР заключил договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений. Федеральная служба по финансовым рынкам ежегодно проводит конкурсы по отбору управляющих компаний, с которыми Пенсионным фондом Российской Федерации заключает договоры.

Управляющая компания вправе предложить гражданину несколько инвестиционных портфелей.

Инвестиционный портфель - это определенный набор финансовых активов (ценные бумаги, деньги на счетах в банках), в которые могут быть размещены средства пенсионных накоплений.

Список этих активов ограничен Правительством Российской Федерации. Это делается для того, чтобы твои пенсионные накопления могли вкладываться только в самые надежные ценные бумаги.

Если гражданин выбрал управляющую компанию, он должен подать заявление о своем выборе в Пенсионный фонд России. В этом случае ПФР переведет средства его пенсионных накоплений в эту компанию.
2. Оставить средства пенсионных накоплений в Пенсионном фонде Российской Федерации, не заявляя о выборе частной управляющей компании (не обращаясь с заявлением в ПФР).
В этом случае инвестированием пенсионных накоплений гражданина займется государственная управляющая компания (ГУК). Сейчас это Внешэкономбанк.
ГУК разместит эти средства в один из своих инвестиционных портфелей - расширенный. Список активов этого портфеля ограничен еще больше, чем у частных УК.
У государственной УК есть еще один инвестиционный портфель - консервативный. В этом портфеле средства пенсионных накоплений могут размещаться только в государственные ценные бумаги. Чтобы перевести свои пенсионные накопления в этот портфель, нужно специально подать заявление в ПФР.
3. Перевести средства накопительной части пенсии в негосударственный пенсионный фонд осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию.
НПФ - это некоммерческая организация, специально созданная для пенсионного обеспечения граждан.

В качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию НПФ принимает средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет и выплату накопительной части пенсии.

Если инвестированием твоих пенсионных накоплений занимается НПФ, то именно он впоследствии и будет выплачивать тебе накопительную часть пенсии.

НПФ работают с каждым гражданином персонально: берут на себя обязанности по ведению индивидуального пенсионного счета, регулярно извещают о состоянии этого счета, оказывают консультации по любым пенсионным вопросам.

Для того, чтобы твои деньги инвестировались частной УК или НПФ, надо написать заявление в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Управляющие компании и НПФ ежегодно отчитываются о доходности инвестирования средств своих клиентов. Эта информация в том числе представлена на их веб-сайтах. Анализируя доходность разных компаний, можно принять взвешенное решение о том, кому доверить свои пенсионные накопления. Если работа твоей управляющей компании или НПФ тебя не устраивает, ты можешь их поменять. Это можно сделать один раз в год, обратившись с заявлением в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В отличие от других видов накоплений, пенсионные накопления нельзя снять со своего индивидуального лицевого счета. Их нельзя обратить в наличные деньги или направить на повседневные нужды. Это целевые накопления, которые гарантируются государством и очень пригодятся тебе в будущем, когда по возрасту ты не сможешь или не захочешь продолжать трудовую деятельность.

Как увеличить свою будущую пенсию

Тот, кто не смотрит вперед,

оказывается позади

Г.Уэллс

Теперь ты понимаешь, как формируется твоя пенсия и как управлять ее накопительной частью. Остался самый важный вопрос: что нужно сделать, чтобы твоя пенсия в будущем была максимально высокой, а жизнь на пенсии - яркой.

Европейцы, американцы и японцы на протяжении всей своей трудовой жизни сознательно и упорно откладывают свои личные средства на будущую пенсию, участвуют в государственных и добровольных пенсионных программах. Это позволяет им в старости не только жить безбедно, но и много путешествовать и заниматься хобби.

Такая возможность есть и у тебя, если ты воспользуешься несколькими полезными советами.

СОВЕТ 1: РАБОТАЙ ТОЛЬКО ТАМ, ГДЕ ПЛАТЯТ «БЕЛУЮ ЗАРПЛАТУ»

Чем больше сумма взносов зафиксирована на твоем индивидуальном лицевом счете в ПФР, тем больше будет пенсия. Поэтому важно получать официальную, или как ее называют, «белую» зарплату. Именно с «белой» зарплаты страхователи начисляют взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Нужно избегать работодателей, уклоняющихся от уплаты налогов и взносов или выдающих жалованье «в конверте».

Пример. Ты устроился на работу к добросовестному работодателю за заработную плату в 15 тысяч рублей. Твой приятель «на руки» получает столько же, но на бумаге его зарплата не превышает трех тысяч. Когда вы оба станете пенсионерами, твоя пенсия будет намного больше, чем у приятеля.

СОВЕТ 2: КОНТРОЛИРУЙ, УПЛАЧИВАЕТ ЛИ РАБОТОДАТЕЛЬ ВЗНОСЫ В ПФР

Работодатель может платить «белую» зарплату, но «забывать» платить взносы в ПФР и отчитываться за них. Помни, что периоды работы, когда за тебя не начисляются взносы, не входят в страховой стаж, необходимый для назначения пенсии. А чтобы получить право на пенсию, необходим страховой стаж не менее пяти лет. То есть, если ты честно отработаешь 10-20 лет, но по документам у тебя не наберется пяти лет, в течение которых начислялись страховые взносы, ты не получишь право на получение трудовой пенсии.

Кроме того, если работодатель не платит страховые взносы, не увеличивается накопительная часть твоей пенсии, не формируются твои пенсионные накопления.

В этом случае ты имеешь право обращаться за защитой в трудовую инспекцию и даже в суд.

Узнать, начисляет работодатель за тебя страховые взносы или нет, очень просто. Читай наш следующий совет.

СОВЕТ 3: ВНИМАТЕЛЬНО ИЗУЧАЙ ВЫПИСКУ О СОСТОЯНИИ ТВОЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛИЦЕВОГО СЧЕТА В ПФР

После того как ты станешь участником системы ОПС и начнешь работать, каждый год тебе будет приходить информационное письмо от Пенсионного фонда Российской Федерации, либо ты сможешь сам получать информацию о своем индивидуальном лицевом счете в ПФР через Интернет-портал государственных услуг. В любом случае, в выписке с твоего ИЛС будет указано, сколько начислили твои работодатели на страховую и накопительную части твоей будущей пенсии в предыдущем году.

Сравнивая каждую новую выписку (письмо) с предыдущими, ты сможешь отследить, увеличилась ли сумма твоих накоплений на старость или нет. Если нет, это повод для беспокойства и разговора с начальством.

Внимание! Сегодня ПФР также предоставляет возможность получать выписки о состоянии индивидуального лицевого счета через отделения и банкоматы Сбербанка России по всей стране.

СОВЕТ 4: ОБДУМАННО ВЫБИРАЙ УПРАВЛЯЮЩУЮ КОМПАНИЮ ИЛИ НПФ

Не забывай контролировать работу выбранной тобой управляющей компании или НПФ. Информация о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений управляющей компанией, которую ты выбрал, указывается в выписке о состоянии твоего ИЛС (см. выше).

Если ты в свое время передал свои пенсионные накопления в НПФ, то жди письмо и от него с информацией о результатах инвестирования.

На основании этих данных, а также информации о надежности управляющей компании и НПФ (в т.ч. и из СМИ), ты должен принять решение о продолжении сотрудничества со своим управляющим или его смене.

Чем дольше ты работаешь после достижения общеустановленного пенсионного возраста и не оформляешь пенсию, тем выше будет впоследствии ее размер. С 2036 года устанавливаемый фиксированный базовый размер страховой части пенсии будет увеличиваться на 6% за каждый полный год стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин.

Эта система создана как раз для тебя, ведь твое поколение достигнет пенсионного возраста уже после 2036 года.

СОВЕТ 6: УЧАСТВУЙ В ПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОФИНАНСИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ

Накопи на будущую пенсию вместе с государством!

Ты можешь откладывать на пенсию из личных средств, и государство удвоит эти деньги на твоем пенсионном счете. Такую возможность дает Программа государственного софинансирования пенсии.

Вступить в Программу может любой россиянин с 14 лет, зарегистрированный в системе ОПС.

Если ты вносишь на накопительную часть своей будущей пенсии от 2 000 до 12 000 рублей в год, государство добавит столько же.

Таким образом, обеспечивается доходность, которую не даст ни один банковский вклад: 100% за счет государственного софинансирования + инвестиционный доход. Ведь (как ты уже знаешь) средства накопительной части пенсии инвестируются управляющей компанией или НПФ в разные активы и приносят дополнительный доход.

Вступить в Программу можно до 1 октября 2013 года. Посоветуйся с родителями и прими решение о вступлении!

Более 3 800 000 человек вступили в Программу государственного софинансирования пенсии за 3 года.

Узнать о Программе больше можно на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации.

СОВЕТ 7: УЧАСТВУЙ В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ПРОГРАММАХ

Ты можешь стать участником программы негосударственного пенсионного обеспечения. Это дополнительное пенсионное обеспечение, которое предлагают негосударственные пенсионные фонды. Даже если ты формируешь свою накопительную часть пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации, ты все равно можешь участвовать в негосударственном пенсионном обеспечении, заключив договор с любым НПФ. Тогда ты сам начнешь накапливать себе дополнительную пенсию с помощью программы, которую предложит НПФ.

160 негосударственных пенсионных фондов работают сегодня в России!

Программы дополнительного пенсионного обеспечения сейчас предлагают многие социально ответственные работодатели. Когда ты будешь устраиваться на работу, стоит обратить на это внимание.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Государственная управляющая компания (ГУК) - юридическое лицо, уполномоченное Правительством Российской Федерации осуществлять инвестирование переданных ему в доверительное управление Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений граждан, которые не воспользовались правом выбора частной управляющей компании или НПФ, а также тех граждан, которые осознанно доверили управление своими пенсионными накоплениями государственной управляющей компании. В настоящее время функции ГУК выполняет «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк, ВЭБ).

Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений - дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам и банковским депозитам, другие виды доходов от операций по инвестированию средств пенсионных накоплений, чистый финансовый результат от реализации активов, финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля на основе переоценки (в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации).

Инвестирование средств пенсионных накоплений в зависимости от выбора гражданина осуществляет государственная управляющая компания, частная управляющая компания или негосударственный пенсионный фонд.

Застрахованные лица - граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (см. обязательное пенсионное страхование).

Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающее по трудовым договорам, самозанятое население и т.д.

Индексация - увеличение размера пенсий и иных социальных выплат.

Размер увеличения определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен на товары и услуги за соответствующий период, а также исходя из уровня роста доходов ПФР (в части трудовых пенсий).

«Молчуны» (обиходное выражение, не закрепленное в законодательстве) - граждане, не воспользовавшиеся правом выбрать для управления своими пенсионными накоплениями государственную или частную управляющую компанию, либо негосударственный пенсионный фонд. Средства этих граждан по умолчанию инвестируются в составе расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании.

Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на частичную компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до наступления обязательного страхового обеспечения - пенсии. ОПС в России осуществляется страховщиками - Пенсионным фондом Российской Федерации и негосударственными пенсионными фондами.

Страхователи - все юридические лица без исключения, а также индивидуальные предприниматели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой - адвокаты, нотариусы и др., занимающиеся частной практикой, уплачивающие страховые взносы за своих работников (застрахованных лиц) либо за себя лично в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) - номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования. Этот номер обозначен в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования.

Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования - документ, который гражданин получает в территориальном органе ПФР по месту жительства. Гражданин, впервые поступивший на работу, получает страховое свидетельство через страхователя (работодателя).

В страховом свидетельстве указаны СНИЛС, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, дата регистрации в качестве застрахованного лица. Страховое свидетельство предъявляется при устройстве на работу, при заключении трудового договора, при обращении в ПФР по любому вопросу, в том числе за назначением (перерасчетом) пенсии.

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые они получали перед установлением им трудовой пенсии либо которые утратили нетрудоспособные члены семьи человека в связи с его смертью. Право на такую выплату определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом. Существуют следующие виды трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Пенсионный фонд России представляет собой крупнейшую эффективную систему, оказывающую социальные услуги. Благодаря работе фонда становится возможным своевременная выплата пенсий в соответствии с пенсионными правами граждан и действующим законодательством. ПФР относится к внебюджетным фондам государства. Утверждением бюджета Пенсионного фонда занимается Государственная Дума. Главной целью Пенсионного фонда является обеспечение граждан уровнем жизненных благ. Выполняется поставленная задача методами отчислений от заработанных денежных средств.

Его основной задачей является реализация единой стратегии управления пенсионной системой России. Он представлен во всех республиканских, краевых и областных центрах, городах и большинстве районов.

В рамках реализации указанной задачи Пенсионный Фонд выполняет ряд ведущих функций, которые включают в себя:

Установление и выплату пенсий;

Ведение индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных прав участников системы обязательного пенсионного страхования;

Сбор и администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и обязательное медицинское страхование;

Формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений;

Назначение и реализация социальных выплат;

Назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;

Выдача государственных сертификатов на получение материнского капитала и выплата средств материнского капитала;

Реализация программы государственного софинансирования пенсии;

Оказание совместно с региональными органами власти адресной помощи пенсионерам и развитие социальной инфраструктуры.

Структура системы управления организацией - упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Структура системы управления является формой разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение поставленных целей организации.

Элементами структуры являются отдельные работники и службы аппарата управления; отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые могут носить линейный и функциональный характер.

Трудовой коллектив Пенсионного Фонда– это граждане, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудовых договоров, заключенных в соответствии со штатным расписанием. С работниками заключается трудовой договор, который подписывается уполномоченным лицом.

Структура Пенсионного Фонда РФ:

Бюджетное управление

Отдел бюджетного планирования

Отдел финансового обеспечения деятельности Отделения и подведомственных учреждений

Управление казначейства

Отдел бухгалтерского учета и отчетности

Отдел кассового исполнения бюджета ПФР

Управление организации назначения и выплаты пенсий

Отдел организации назначения и перерасчёта пенсий

Отдел организации выплаты пенсий

Отдел назначения пенсий с учетом специального стажа и оценки пенсионных прав застрахованных лиц

Управление организации персонифицированного учёта

Отдел организации взаимодействия c застрахованными лицами

Отдел организации персонифицированного учёта и хранения документов

Управление организации администрирования страховых взносов и взыскания задолженности

Отдел организации администрирования страховых взносов

Отдел организации взыскания задолженности

Отдел внедрения и сопровождения информационных систем и баз данных

Отдел технических общесистемных и телекоммуникационных средств

Отдел организации и учёта процесса инвестирования

Юридический отдел

Отдел социальных выплат

Отдел по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей

Отдел кадров

Административно-хозяйственный отдел.

Список использованной литературы:

1. Нормативные документы Управления Пенсионного Фонда.

2. Конституция РФ.

3. Бюджетный кодекс.

Краткое описание

Актуальность исследования проблем деятельности Пенсионного фонда в российской пенсионной системе обусловлена необходимостью формирования механизмов и форм социальной защиты, адекватных современным социально-экономическим условиям, новому соотношению интересов работника, предприятия, государства.

Введение
1. Пенсионный Фонд в системе пенсионного обеспечения РФ
1.1. Организационные особенности деятельности Пенсионного Фонда в пенсионной системе РФ
1.2. Структура ПФ
1.3. Основные направления деятельности Пенсионного Фонда в пенсионной системе РФ
1.4. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ
Заключение
Список литературы

Содержимое работы - 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Центр дистанционного образования

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: Введение в экономику

Тема: «Организационная структура и основные направления деятельности Пенсионного фонда РФ»

Исполнитель: студентка

Группа: ГМФ – 13КБ

Долгай-оол Айдана

Май- ооловна

Екатеринбург

Введение

1. Пенсионный Фонд в системе пенсионного обеспечения РФ

    1. Организационные особенности деятельности Пенсионного Фонда в пенсионной системе РФ
    2. Структура ПФ
    1. Основные направления деятельн ости Пенсионного Фонда в пенси онной системе РФ
    2. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исследования проблем деятельности Пенсионного фонда в российской пенсионной системе обусловлена необходимостью формирования механизмов и форм социальной защиты, адекватных современным социально-экономическим условиям, новому соотношению интересов работника, предприятия, государства.

Пенсионное обеспечение, к проблемам которого в настоящее время приковано пристальное внимание не только в России, но и во многих странах, является одной из основных составляющих системы социальной защиты населения. Повышенный интерес к пенсионным системам объясняется рядом причин, главная из которых - радикальные изменения демографической структуры населения в большинстве экономически развитых стран, выражающиеся в постарении населения, что меняет соотношение экономически активного населения и пенсионеров в пользу последних, сокращая число участвующих в создании национального дохода страны.

В настоящее время акценты в исследовании пенсионных систем постепенно сместились от анализа целей и моделей пенсионного обеспечения, пенсионных формул, методов индексаций пенсий, выявления их недостатков и путей совершенствования к анализу возможностей использования накоплений пенсионных фондов для инвестиций, способствующих экономическому росту и повышению эффективности деятельности пенсионных фондов в целом.

Вопрос формирования механизма перераспределения финансовых ресурсов в рамках пенсионного фонда для пенсионных выплат увеличивающемуся числу получателей является на сегодняшний день одним из наиболее сложных, потому что в нем фокусируются социальные, экономические и политические аспекты. Пенсионный фонд вынужден маневрировать в узком пространстве между социальной допустимостью изменений и их экономической эффективностью.

Деятельность пенсионного фонда в рамках пенсионной системы должна основываться на достаточно ясном представлении о том, какой хотелось бы ее видеть в будущем и какие последовательные меры необходимо принимать для осуществления задуманного с учетом стартовых социально-экономических условий.

Кроме того, прежде чем осуществлять какие-либо перемены в деятельности пенсионного фонда в рамках системы пенсионного обеспечения, необходимо тщательно проанализировать все возможные в будущем социальные, финансовые и экономические последствия, чтобы избежать "отложенной" неплатежеспособности системы и связанных с этим социальных катастроф.

Объектом исследования является деятельность Пенсионного Фонда РФ в условиях проведения пенсионной реформы.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе пенсионного обеспечения в рамках деятельности Пенсионного Фонда РФ

Целью исследования является изучение особенностей Пенсионного Фонда РФ.

Задачи исследования определены в соответствие с целью:

  • определить значение Пенсионного Фонда в системе пенсионного обеспечения,
  • проанализировать деятельность Пенсионного фонда РФ в условиях пенсионной реформы

Глава 1. Пенсионный Фонд в системе пенсионного обеспечения РФ

Пенсионные системы большинства развитых стран имеют сложную структуру и включают в себя большое количество участников. Россия не является исключением. В ее пенсионную систему входят: Пенсионный фонд России

1.1 Организационные особенности деятельности Пенсионного Фонда в пенсионной системе РФ

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица - «государственное учреждение».

Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:

  1. центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);
  2. отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;
  3. управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).

Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) осуществляет Правление ПФР, которое также утверждает положения о территориальных органах Фонда, являющихся юридическими лицами.

1,2 Структура ПФР

В структуре Пенсионного фонда - 7 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

В организации деятельности Пенсионного фонда РФ существуют до сих пор не решенные проблемы. Так, в настоящее время Пенсионный фонд действует на основании одного нормативно-правового документа - положения о Пенсионном фонде, принятое Верховным Советом РСФСР. В нем до сих пор записано, что председатель Пенсионного фонда назначается Президиумом Верховного Совета РСФСР. Как известно, сегодня такого органа не существует. В 1994 году Виктор Черномырдин, занимавший в это время пост премьер-министра, взял на себя функции президиума. Насколько полномочным было это решение, трудно сказать, но кто-то должен был назначать руководителя Пенсионного фонда. До недавнего времени зампреды Пенсионного фонда назначались решением правительства, а последние заместители были назначены министром здравоохранения и социального развития. Каким образом они наделены полномочиями - вопрос. Но если им придется в судах отстаивать позиции Пенсионного фонда, подтверждение полномочий безусловно потребуется.

1.3 Основные направления деятельности Пенсионного Фонда в пенсионной системе РФ

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.

Изначально основной функцией ПФР был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В 1997 году вступил в силу федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования». В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе ПФР был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет ПФР через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.

Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года ПФР финансируются социальные программы в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в 2009 - 1,2 млрд рублей.

С 2005 года на ПФР также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача - выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности ПФР существенно расширилась.

В первую очередь, ПФР провел валоризацию пенсий. Валоризация - это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%.