Работа по импортозамещению. Что такое импортозамещение: полный обзор понятия. Импортозамещение по отдельным категориям продуктов

Доклад на конференции Московского экономического форума «Российская промышленность, состояние и перспективы» 24 марта 2016 г.

Санкции 2014 года дали толчок импортозамещению, объективные причины необходимости которого созрели уже давно. Ориентация на сырьевую экономику привела к заметной импортозависимости, к тому, что отечественная промышленность оказалась неспособной конкурировать с иностранными товарами как на внешнем, так и на внутреннем рынках. В итоге импортная компонента в производстве и в потреблении стала преобладающей.

Только в розничной торговле доля импорта составляет 46%, превышая по ряду направлений даже 90% (рис. 1).





Рис. 1. Доля импортной продукции в потреблении (по данным ЕМИСС, Отраслевых программ Правительства)

Например, в такой стратегической отрасли как фармацевтическая промышленность доля импорта достигла 70%, из них около 80% - это импорт из стран ЕС, то есть из государств, которые ввели в отношении России санкции. По оценкам премьер-министра доля импорта в станкостроении оценивается приблизительно в 90%, в тяжелом машиностроении - порядка 70%, в нефтегазовом оборудовании - 60%, в энергетическом оборудовании - около 50%, в сельхозмашиностроении в зависимости от категории продукции - от 50 до 90% и т. д. В гражданском самолетостроении импорт также пока носит подавляющий характер - более 80%.

Подобная чрезмерная зависимость от импорта в потреблении готовых товаров затрагивает проблему суверенности страны и способности развиваться в ситуации внешнего экономического принуждения (ограничения в виде санкций). Импортозависимость прослеживается и в доминировании в отечественной промышленности импортного оборудования и комплектующих. По оценкам такие стратегические отрасли экономики, как тяжелое машиностроение и станкостроение, легкая промышленность, радиоэлектроника, фармацевтика и медицина на 80–90% зависимы от импортной продукции. Отсутствие собственных производственных мощностей в условиях сжатия денежно-кредитного предложения, ведущего к дефициту инвестиций, осложняет задачу реализации комплексной программы импортозамещения в том виде, в каком она необходима для обеспечения национальной безопасности.

Необходимость осуществления реальной и комплексной программы развития российской промышленности очевидны. При этом точечные и поверхностные преобразования не смогут содействовать суверенизации страны и трансформации ее в несырьевое государство. Но каковы необходимые объемы финансовых ресурсов и сроки импортозамещения?

ПЕРВАЯ МОДЕЛЬ РАСЧЕТА

Общая сумма дополнительной произведенной продукции в стране должна составить 13,3 трлн рублей (рис. 2). Именно столько составил годовой объем импорта в 2015 г.


Рис. 2. Стоимость реального импортозамещения в отраслевом разрезе (расчет на основе данных ФТС)

Для сельского хозяйства срок выхода на уровень самообеспечения составит 3–4 года при полном объеме финансирования. Для машиностроения в среднем 5–7 лет с учетом необходимости профессиональной подготовки кадров. Объем продукции, которую нужно произвести в машиностроении - 5,96 трлн р, при этом в 2014 году - 8,36 трлн, то есть эта цифра занижена с учетом факта замедления экономического роста в стране. Производство товаров на данную сумму увеличит объем производимого ВВП в стране на 17%. Однако это минимальная оценка, которая не учитывает необходимости создания производственных мощностей, кадров, вложений в оборотный капитал. Однако оценка дает представление о минимальной сумме, достаточной для осуществления программ импортозамещения.

ВТОРАЯ МОДЕЛЬ РАСЧЕТА

Для наращивания производства по секторам объем инвестиций в основной капитал должен вырасти пропорционально доли импорта в потреблении. Иными словами, при данной гипотезе совокупный объем вложения в производственные мощности минимум должен составить 3,4 трлн рублей, это не учитывая степень износа основных фондов. Однако при необходимости обновления основного капитала совокупный объем инвестиций составит 4,3 трлн рублей. Это минимальный объем инвестиций, необходимый для организации производства. При расчете не принимались во внимание объем оборотного капитала, затраты на оплату труда и прочее.


Рис. 3. Цена импортозамещения: инвестиции в основной капитал сектора обрабатывающая промышленность (по данным Росстата)

В расчете исключен вариант достаточности дозагрузки действующих производственных мощностей. Расчет на загрузку без инвестиций в основной капитал не оправдан, так как всех потребностей страны не обеспечит. К примеру, даже если загрузить все производственные мощности по производству сельскохозяйственных тракторов, которые сейчас используются только на 19,3% (2013 г.), объем производства сможет удовлетворить только 45% потребностей и это с учетом, что потребности будут на текущем уровне, хотя они будут значительно возрастать в результате масштабного импортозамещения во всех отраслях.

ТРЕТЬЯ МОДЕЛЬ РАСЧЕТА

Оценить необходимые объемы инвестиций также можно на основе открытых данных по объявленным инвестиционным проектам, которые нуждаются в инвесторе. Совокупно на текущий момент промышленность нуждается в средствах на сумму 80 трлн рублей! И это только по зарегистрированным проектам, то есть созданным преимущественно стихийно без разработки специальных карт, на которых отражались бы пробелы российской промышленности (табл.1).


Таблица 1

Необходимость осуществления реальной и комплексной программы развития российской промышленности очевидна. Точечные и поверхностные преобразования не смогут содействовать суверенизации страны и трансформации ее в несырьевое государство. Но насколько эффективны уже принятые меры правительства, соотносятся ли они с задачами импортозамещения?

В марте в СМИ появилась информация, что в письме с итогами реализации политики импортозамещения в 2015 году, направленном в Правительство, фактически констатируется провал политики импортозамещения. Доля отечественных производителей на рынке радиоэлектроники за 2015 год выросла лишь на один процентный пункт, доля импорта в этом сегменте составляет 80%. Изначально в План импортозамещения в радиоэлектронной отрасли было внесено 534 проекта. На момент подписания плана их осталось всего 173. На конец 2015 года реализовалось 33 проекта, 7 были приостановлены из-за отсутствия денежных средств. Предполагается, что из требуемых на импортозамещение средств 41% выделит государство. 42% - это заемные средства, что сомнительно с учетом высоких ставок ЦБ. И 16,5% - это собственные средства предприятия, а в условиях кризиса это еще более проблематично.

На рисунке 3 видно, что за годы проведения так называемой кампании по импортозамещению в России не только не выросло производство, но оно в большей степени упало! И это при том, что промышленность и так не отвечала задачам обеспечения потребностей страны.


Падение производства связано в первую очередь с тем, что не был включен механизм оздоровления российской экономики, который жизненно был необходим в условиях кризиса. Меры, предпринятые государством, оказались недостаточными. Рассмотрим главные решения в данной сфере.

Антикризисный план ориентирован на спасение банковского сектора. Предлагается докапитализировать банки на сумму 1 трлн р, предоставить гарантии под кредиты на сумму 30 млрд р. В отношении импортозамещения в плане предлагается выделить 20 млрд рублей (всего) на субсидирование процентной ставки по кредитам - той самой ставки, которую при прежнем уровне в 5,5% можно было бы рационально субсидировать. В отраслевом разрезе план предусматривал финансирование свыше 1,7 трлн рублей на спасение банков, которые пострадали в результате ошибочной политики ЦБ. На поддержку промышленности были выделены весьма скромные суммы: меры по импортозамещению и поддержке несырьевого экспорта - 4 млрд р, поддержка малого и среднего предпринимательства - 5 млрд, сельское хозяйство - до 50 млрд, промышленность и топливно-энергетический комплекс - 17 млрд. Реальному сектору экономики Антикризисный план не помог, деньги были направлены на тушение рукотворного пожара в банковском секторе.

Системообразующие предприятия: это формальный список предприятий, которые могут рассчитывать на государственную поддержку, но не обязательно ее получат. Их включили формально. В список попали не нуждающиеся в господдержке предприятия розничной торговли. Около треть предприятий - это компании с иностранным капиталом (офшорная юрисдикция), в то же время из списка вычеркнуты полностью целые отрасли промышленности: станкостроение, радиоэлектронное оборудование, авиастроение, двигателестроение, судостроения и др. Сокращено число компаний фармацевтической промышленности, агробизнеса. Вспоминая опыт 2008-2009 гг. , когда из 295 предприятий в итоге реальную поддержку получили всего 40, говорить об эффективности и результативности данной меры не приходится. Данный список является декларацией и не представляется механизмом государственной политики в части импортозамещения.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

Российская властная элита продолжает целенаправленно сокращать государственные расходы. Отрасли импортозамещения не попали в список неприкосновенных расходов, поэтому в целом их объем будет сокращен на 10%.

По структуре расходов в разрезе государственных программ стоит выделить, что из общей совокупности программ на долю тех, которые могут отвечать задачам импортозамещения, приходится только 6% от всех расходов (рис. 5).


Рис. 5. Доля финансирования программ в общем объеме расходов федерального бюджета на Государственные программы, 2015 г.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

К ним стоит отнести новую редакцию государственной программы России «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», в которой прописана цель по снижению импортозависимости к 2020 году. В 2015 году Минпромторгом, Минкомсвязью, Минтрансом и Минэнерго России было разработано 20 отраслевых программ импортозамещения в гражданских отраслях промышленности. В рамках этих программ планируется реализовать в общей сложности примерно 2,5 тысячи проектов. Выделение средств для поддержки импортозамещения происходит в форме субсидирования и софинансирования исследований, а также предоставления грантов и преференций при государственных закупках.

В 2014 году была принята программа поддержки инвестпроектов, реализуемых в России на основе проектного финансирования. В рамках программы финансируются только отобранные в результате конкурса проекты, реализуемые до 2018 года в определенных секторах экономики: сельское хозяйство; обрабатывающая промышленность; химическое производство; машиностроение; жилищное строительство; транспорт; связь и телекоммуникации; энергетика. Деятельность на бумаге по импортозамещению развели бурную, но статистика говорит за себя об эффективности этой деятельности: инвестиции в основной капитал в 2015 году упали на 8,4%! Производство в секторе обрабатывающая промышленность - на 5,4%! ВВП просел на 3,69%.

ФОНД РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Совокупный объем фонда составил всего 20 млрд рублей. Фонд кредитует проекты под ставку в 5%. На 2016 год фонд выделил средства только на 20 млрд рублей, а объем заявок составил 454 млрд рубл, потребность в инвестициях значительно выше. Чем готовность власти помочь с инвестированием! Из 1311 заявок, поданных в Фонд, одобрено было всего 74 - это менее 6% от поданных заявок. Однако общие объемы финансирования явно недостаточны даже для развития одной отрасли обрабатывающей промышленности.
Фонд национального благосостояния

Средства фонда, формируемого за счет нефтедоходов, предполагалось в конце 2013 года направить на развитие инфраструктурных проектов. Однако за 2014 год финансирование проектов из фонда не осуществлялось. В конце 2014 года в качестве основного претендента на получение финансовой помощи называли Роснефть, то есть по факту помощь вновь оказывается не обрабатывающей промышленности, а сырьевым гигантам. В декабре 2014 года был принят закон, по которому до 10% средств Фонда национального благосостояния (это 394 млрд р) может быть направлено в банки с капиталом не менее 100 млрд руб. То есть средства фонда будут адресованы для поддержки сырьевого сектора и докапитализацию банков.

СТАВКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

Главная причина обострения ситуации - это процентная политика Банка России. Со ставки в 5,5% на начало 20014 года он поднял ставку до 17%, тем самым превратил кредитование в недоступный механизм инвестирования. В последствии ставка была снижена до 11%, но в условиях резкой девальвации рубля инвестиционные проекты оказались нерентабельными: кредиты дорогие, а оборудование, которое до сих пор в России не производится, для нужд импортозамещения увеличилось в цене пропорционально обесценению рубля. При уровне заемных средств в оборотном капитале в среднем в 60–70%, а в некоторых отраслях свыше 90%, повышение ставки привело к росту издержек производства, то есть увеличению цен.

Долгосрочное кредитование для реализации инвестиционных проектов (инвестиции в основной капитал) оказалось практически приостановленным, поскольку надежды на снижение процентной ставки вынуждают производителей приостанавливать программы инвестирования в основные фонды. Ситуация, созданная ЦБ, может быть охарактеризована только как рукотворный кризис, в результате которого в первую очередь пострадали показатели экономического роста.

ОТТОК КАПИТАЛА И ДЕФИЦИТ ВНЕШНИХ ИНВЕСТИЦИЙ

В 2014 году в результате действий Банка России из страны было вывезено $153 млрд, что при текущем курсе составило 9,2 трлн рублей. Это около 13% ВВП или 65,5% расходов федерального бюджета 2014 года. В 2015 году отток капитала составил $56,9 млрд - 5,1% ВВП страны. Это колоссальные средства, которые могли служить задачам развития отечественной промышленности. И это при том, что было объявлено о принятии антиоффшорного закона. Из страны ежегодно вывозятся огромные суммы, как в виде непосредственного оттока капитала, так и под предлогом инвестиций за рубеж, которые преимущественно направляются в оффшорные зоны.

Но на что тогда надеется правительство? На отмену санкций, но это возможно лишь в случае возврата Крыма. На восстановление цены на нефть? Но даже при возврате к прежней цене экономика будет пребывать в состоянии рецессии.

И вопрос - а где же взять деньги? Запустить тот самый эмиссионный механизм постепенной подкачки средств в реальный сектор экономики, доведя за 7 лет уровень денежной массы до 100% от ВВП. Это позволило бы уже в следующем году получить 6,3 трлн рублей на нужды развития экономики.

Итак, какие меры необходимы для проведения импортозамещения?

1. Пересмотр денежно-кредитной политики: отказ от либеральной парадигмы, снижение процентной ставки, превращение кредитования для реального бизнеса в доступный источник инвестирования.

2. Перестройка системы образования: формирование государственного заказа на подготовку специалистов, необходимых для проведения импортозамещения. Текущая система образования готовит преимущественно специалистов гуманитарного профиля и управленцев - 58,9% от всех выпускников. В то время как на естественнонаучные и технические специальности отводится минимальное количество бюджетных мест, в коммерческих ВУЗах такая подготовка не осуществляется. В то же время для задачи импортозамещения нужны как специалисты с высшим образованием, так и выпускники средне-специальных учебных заведений.

3. Пересмотр стратегических планов развития страны. Разработка детальной программы импортозамещения во всех отраслях. Отказ от разработки сценария развития России при сырьевой модели, который в итоге всегда оказывается базовым.

4. По примеру Ирана предлагается реализовывать программы импортозамещения в отдельных отраслях силами государства. То есть провозгласить отрасли стратегическими, создать государственные предприятия, выполняющие как государственный заказ, так и частный, а также ориентированные на экспорт продукции и расширение мировых рынков сбыта. Стратегическими отраслями должны стать как сектор тяжелой промышленности, так и легкой. Исключение могут быть сделаны только по группе товаров, производство которых в России нерентабельно (например, некоторые виды ткани, продукции сельского хозяйства). Но в первую очередь страна должна полностью себя обеспечивать в секторах: фармацевтическая промышленность (как лекарства, так и медицинское оборудование), станкостроение, авиа и судостроение, машиностроение, автомобилестроение, пищевая промышленность, текстильное производство, производство бытовой техники. При этом необходим четкий контроль качества, чтобы отечественные аналоги не уступали зарубежным.

5. Пересмотр обязательств, взятых Россией при вступлении в ВТО. Это может быть как приостановление членства, так и выход из организации до тех пор, пока отечественная обрабатывающая промышленность не станет конкурентоспособной с иностранной. В рамках ВТО Россия не сможет реализовать программы импортозамещения.

Итак, предложенная программа выходит за рамки декларированных основ политики импортозамещения, сосредоточенных исключительно на финансовом аспекте. Риски срыва импортозамещения крайне велики. Но если оно не состоится, Россию ждет в будущем Россия текущего момента - сырьевой придаток с сокращающимися расходами на социальную сферу, с доминирующим капиталом крупнейших ТНК, подчиненная навязанным Западом правилам поведения. Итоги первых лет уже доказывают, что власти заняли выжидательную стратегию - ждать, пока конъюнктура на нефтегазовом рынке не улучшится, а тогда уже возможным будет вновь восседать на лаврах легкого роста за счет нефтекотировок.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Санкции, введенные против России в 2014 году, поставили под вопрос экономическое состояние страны. Стратегия импортозамещения, выбранная властями, предполагает сокращение зависимости производства и промышленности от ввозимых зарубежных товаров.

10. Машиностроение и обработка металла


Эта отрасль является фундаментом всей экономики, и очень печально, что именно в машиностроении у нас импортной продукции более 80%, а значит и вся экономика увязана на товарах из других стран и прямо от этого зависит. Сейчас уже можно констатировать, что расширяется имеющаяся база машиностроения, возобновляют свою работу заводы, которые не работали до этого.

Так, например, в Саратове откроют завод, производящий тяжелые зуборезные станки. ООО «Черновские центральные электромеханические мастерские » стали производить кузова и ковши для горной техники, а «» запускает выпуск новейших гидравлических экскаваторов.

9. Легкая промышленность


В легкой промышленности импорт колеблется в районе 30-50% на разных группах производств. Основная проблема : мало заводов, которые бы вырабатывали ткани и шили одежду, и слишком мало предложений на первичную продукцию типа льна и хлопка.

В рамках импортозамещения открываются новые производства: в Тульской области открылась модернизированная трикотажная фабрика «БТК Трикотаж », в Кабардино-Балкарской Республике построили одно из крупнейших предприятий в России по производству текстильного полотна «Текстиль Индустрия ».

Идут поиски новых сортов хлопка, которые можно выращивать в более холодных российских регионах, так в Волгоградской области уже дважды собрали урожай, и тем самым расширили первичный хлопковый рынок.

8. Производство и переработка рыбной продукции


Несмотря на то, что рынок рыбной продукции был импортным в меньших объемах, чем другие отрасли, но и в этой сфере наметился существенный прогресс с участием большого количество инвестиций. В Мурманске начала свое действие новая рыбообрабатывающая фабрика «Полярное море+ » проектной мощностью в 10 тысяч тонн в год, компания производит замороженную треску, с помощью технологий суперохлаждения.

В Астраханской области запустят завод по выращиванию рыбы тилапии, полностью ввозимой из-за рубежа в Россию. Объем продукции должен быть в районе 1 тысячи тонн в год. А в Хабаровском крае на базе старых цехов строят рыбоперерабатывающее производство.

7. Туристическая индустрия


В туризме началось активное развитие во многих регионах России, которые раньше никак не привлекали отдыхающих из-за отсутствия сервиса, маршрутов или природных достопримечательностей. Власти и инвесторы ищут выходы в брендировании регионов, историческом туризме, разработкой таких туров и маршрутов, которые направлены не только на созерцание и активный отдых, но и на развитие интеллекта, расширении знаний, новых методик лечения, создают рукотворные памятники и достопримечательности.

6. Нефтяная и газовая промышленность


В РФ именно нефть и газ являются главными поставщиками денежных поступлений. «Газпром » в числе первых начал активное содействие стратегии импортозамещения и заключил договор с заводом «Трубодеталь » для производства специальных шаровых кранов, использующихся в газовой промышленности.

Завод «Промприбор », благодаря большой инвестиционной программе в рамках импортозамещения, на своей базе выпускает оборудование, которое используется от скважины до перерабатывающего производства, а ОАО «Буланашский машиностроительный завод » изготавливает новейшие буровые установки, не имеющие аналогов в мире.

5. Медицинская и фармацевтическая промышленность


Эта отрасль активно занимается изобретением принципиально новых препаратов и медицинского оборудования, а также изготовлением русских аналогов зарубежных лекарств. В Казани уже начали выпуск дженериков, которые были в основном импортными.

В Архангельской области развивается производство интеллектуальных детских протезов, а в Иркутской области изобрели новейшие препараты от атеросклероза и туберкулеза. Во многих регионах развивается кластерная фармацевтическая , которая помогает объединить научные разработки и широкое производство.

4. Транспортная промышленность


В производстве основных деталей и узлов в транспортной сфере велика роль импорта. Благодаря стратегии импортозамещения, некоторые транспортные комплексы перешли уже на 93% отечественных комплектующих. Это происходит, благодаря расширению наших производств.

Так, например, на базе ОАО «Транспневматика » будет производится новейшие тормозные системы для поездов, в Кургане выпустили в эксплуатацию офшорные танк-контейнеры для «Газпрома », Улан-Удэнский ЛВРЗ расширяет производство комплектующих для тепловозов, которые импортировались из Украины.

3. Компьютерное программное обеспечение


Основной проблемой в России является активное использование зарубежного софта в больших компаниях, корпорациях, а также в системе государственного управления. Одной из задач импортозамещения является содействие переходу ключевых компаний и госорганов на отечественное программное обеспечение.

Была образована интеграционная платформа «Циркон », на базе которой возможно создание различных автоматизированных защищенных систем для множества отраслей. Заработал Единый реестр отечественного программного обеспечения. Начались разработки в области мобильных операционных систем. Многие российские компании, такие как «РЖД », «Сбербанк », «Ростелеком » уже отказались от зарубежного ПО.

2. Химическая промышленность


Для российских химиков стоит задача найти такие материалы, которые продвинут промышленность в целом вперед. В Татарстане открылся завод современной упаковки, который пока единственный в России. В Омске на «Омском каучуке » возрождают производство латекса. В Нижнекамске производят полиэтилен для производства оболочки кабелей, который заменит импортные материалы.

1. Сельскохозяйственное производство


Под санкции попало в большей мере продукция сельского хозяйства. Отечественные аграрии за несколько лет импортозамещения провели колоссальную работу по поиску альтернативных вариантов производства сыров, овощей, фруктов, элитных семян и многое другое. Примеров в этой отрасли огромное количество : в Алтайском крае расширяют производство мраморной говядины.

В Дагестане заложили более 1500 га земли под садовые культуры, в Липецкой области открылся новый птицеводческий комплекс, в Тюмени построили тепличный комбинат и так далее. ведется во всех направлениях сельского хозяйства.

24.05.2016


По общему правилу при осуществлении государственных и муниципальных закупок к товарам, происходящим из иностранного государства, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). Аналогичное правило установлено для работ и услуг, выполняемых и оказываемых иностранными лицами.

Однако в той же ст. 14 Закона № 44-ФЗ предусматривается право Правительства РФ и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти устанавливать ограничения допуска иностранной продукции. Правительство РФ имеет право устанавливать соответствующие ограничения допуска или даже запет на допуск в тех случаях, когда это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей (ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). Минэкономразвития России по поручению Правительства РФ имеет право устанавливать условия допуска иностранной продукции (ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ), в том числе и заградительные условия.

Для реализации вышеописанных полномочий Правительство и Министерство экономического развития установили запреты и ограничения при закупке следующих категорий товаров:

  1. оборудование для нужд обороны и безопасности;
  2. продукты питания;
  3. товары машиностроения;
  4. товары лёгкой промышленности;
  5. медицинские изделия и лекарственные средства;
  6. программное обеспечение.

По каждой из названных категорий подзаконными актами были установлены исчерпывающие перечни номенклатуры продукции, закупка которой для государственных и муниципальных нужд ограничена или запрещена, для того, чтобы обеспечить её поставку из стран ЕАЭС - ведь в настоящее время импортозамещение реализуется в России не на национальном, а именно на союзном уровне. При этом стоит отметить, что в отдельных из рассмотренных ниже постановлений Правительства РФ указаны не все страны ЕАЭС.

В контрактной системе специфика нормативного регулирования оставляет возможность для применения различных ограничительных и запретительных мер для гибкого стимулирования импортозамещения. Кроме того, особая важность приобретения качественных товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд обуславливает необходимость особенно вдумчивого подхода к реализации политики импортозамещения в рамках контрактной системы: ведь невозможность приобрести качественную продукцию в этом случае может сделать невозможным полноценное выполнение той или иной государственной функции.

Сегодня в контрактной системе используются следующие меры по стимулированию импортозамещения:

  1. Преференции производителям ЕАЭС при осуществлении закупок.
  2. Запрет на импорт определённой в соответствии с нормативным правовым актом Правительства РФ продукции, если из стран ЕАЭС поступили по крайней мере два предложения о поставке такой продукции.
  3. Полный запрет на импорт определённой продукции из стран, не входящих в ЕАЭС, если эта продукция производится в ЕАЭС.
  4. Полный запрет на импорт определённой продукции из стран, не входящих в ЕАЭС.
  5. Полный запрет на импорт определённой продукции, если она производится в России.

Как видно, первые из названных мер являются самыми мягкими по отношению к иностранным поставщикам, тогда как последние предусматривают наиболее жёсткие ограничения. Кроме того, по кругу субъектов соответствующие запреты могут распространяться как только на федеральном уровне контрактной системы, так и на все закупки за бюджетный счёт. Заказчик, на которого распространяется соответствующая норма, обязан отразить это ограничение в своей закупочной документации. Если же его эта норма не касается, то по собственной инициативе устанавливать в документации запрет на импорт он не имеет права.

При грамотном использовании названный инструментарий позволяет по мере реализации политики импортозамещения учитывать степень развитости и объём национальных производств, дабы производить исключительно на внутреннем рынке закупки лишь тех товаров, которые этот рынок в данный момент может произвести. Это позволит плавно и с минимальными издержками для экономики увеличивать долю закупки отечественной продукции за бюджетный счёт. Ниже в логике приведённого перечня мы рассмотрим, как именно инструментарий импортозамещения реализован в действующих российских нормативных актах, регулирующих контрактную систему.

Преференции отечественным производителям при рассмотрении их заявок на участие в закупке предусмотрены в случае закупок широкой номенклатуры продукции - от продуктов питания до ядерных реакторов - в качестве обязанности и государственных, и муниципальных заказчиков Приказом Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 года № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Приказ Минэкономразвития). Этим приказом не предусмотрен запрет на участие в такой закупке иностранных поставщиков, однако при одинаковом качестве продукции закупку будет проще выиграть производителю из ЕАЭС, даже если его продукция немного дороже. Эти преференции касаются в том числе поставщиков овощей и фруктов, посуды, металлопроката, лекарственных средств, компьютеров и периферийных устройств к ним, литейных машин и прессов, труб и уже упомянутых ядерных реакторов, а также иных товаров, включенных в Приказ Минэкономразвития.

Пунктом 3 Приказа Минэкономразвития предусмотрено, что при осуществлении закупок участникам из стран ЕАЭС предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15%: при осуществлении закупок путем проведения конкурса, запроса предложений или запроса котировок рассмотрение и оценка заявок по критерию «цена контракта» производятся с применением к предложенной в указанных заявках цене контракта понижающего 15-процентного коэффициента; при осуществлении закупок путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приказе Минэкономразвития, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из ЕАЭС, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 % от предложенной цены контракта.

Согласно п. 6 этого же Приказа в случае, если несколькими участниками закупки представлены одинаковые условия исполнения контракта с учетом предоставления преференции, контракт заключается именно с участником закупки, имеющим право на предоставление преференции, т.е. опять же с союзным поставщиком. Таким образом, импортные продукты могут быть приобретены за бюджетные деньги лишь в том случае, если они не уступают по качеству отечественным, но при этом дешевле более чем на 15%, либо если в соответствии с условиями закупочной документации условиях их поставки несравненно выгоднее, чем у поставщиков ЕАЭС.

В п. 9 Приказа Минэкономразвития для его целей реализации заказчику рекомендуется устанавливать в документации о закупке:

  • требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона или запроса предложений в заявке на участие в закупке страны происхождения поставляемого товара;
  • требование об указании в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений цены за единицу товара по каждой предлагаемой участником закупки позиции;
  • положение о том, что ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе предложений, несет участник закупки.

Такой либеральный подход к импортозамещению подходит в первую очередь для отраслей, в который уже имеются развитые отечественные производства, которые при минимальном стимулировании уже способны успешно конкурировать с зарубежными поставщиками. Остальные нормативные акты, направленные на стимулирование импортозамещения в рамках контрактной системы, предусматривают более жесткие запреты для импортных товаров.

Запрет на импорт продукции, если из стран ЕАЭС поступили по крайней мере два предложения о поставке такой продукции , установлен в случае закупки медицинских изделий - например, медицинской одежды, электрокардиографов, томографов, некоторых хирургических инструментов, а также реагентов. Полный перечень попавшей под это ограничение продукции установлен Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 года № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 102).

Пунктом 2 Постановления № 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в утверждённый данным Постановлением перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан (членство Киргизии в этом документе ещё не отражено и каждая из стран поименована отдельно), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее двух удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:

  • содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан;
  • не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.

Схожие правила установлены Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для закупки лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов 1 . Заказчик отклоняет все иностранные заявки, если на участие в закупке подано не менее 2 заявок от поставщиков из ЕАЭС. При этом такие заявки от союзных поставщиков должны быть поданы независимыми поставщиками и удовлетворять требованиям заказчика.

Подтверждением страны происхождения лекарственного препарата, как и стран происхождения медизделий, является сертификат, выдаваемый по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года. Положения о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 утв. приказами ТПП России от 25.08.2014 № 64 и от 10.04.2015 № 29.

Полный запрет на импорт продукции из стран, не входящих в ЕАЭС , если эта продукция производится в ЕАЭС, предусмотрен для товаров лёгкой промышленности Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2014 года № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд» (далее - Постановление № 791). В перечень запрещенных к импорту товаров, утверждённый этим документом, попали, в частности:

  1. ткани;
  2. канаты, веревки, шпагат и сети;
  3. материалы нетканые и изделия из нетканых материалов;
  4. полотна кулирные и основовязаные трикотажные;
  5. изделия трикотажные чулочно-носочные;
  6. пуловеры, кардиганы и аналогичные изделия;
  7. одежда из кожи;
  8. спецодежда;
  9. одежда верхняя;
  10. белье нательное;
  11. меха и изделия меховые;
  12. кожа;
  13. чемоданы, сумки дамские и аналогичные изделия;
  14. обувь.

Согласно п. 1 Постановления № 791 запрещается закупка для федеральных нужд товаров, включенных в данный перечень, если они происходят из иностранных государств, за исключением государств ЕАЭС. Данный запрет не применяется лишь в том случае, если производство этих товаров на территории ЕАЭС отсутствует. Правила выдачи заключения об отсутствии на территории Российской Федерации производства товаров утверждены приказом Минпромторга России от 10 сентября 2014 г. № 1776.

Полный запрет на импорт определённой продукции из стран, не входящих в ЕАЭС установлен при закупке за счёт бюджетов всех уровней товаров машиностроения. Этот запрет касается импортных бульдозеров, автобусов, троллейбусов, вагонов, грузовиков, экскаваторов, тракторов снегоочистителей и других машин, включенных в перечень Постановления Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Подтверждением страны происхождения является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом Российской Федерации, Республики Белоруссия, Республики Армения или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г.

1 Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год утверждён Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 № 2724-р.

Полный запрет на импорт продукции, если она производится в России был установлен ещё в конце 2013 года при закупке товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2013 года № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее - Постановление № 1224). Этим документом запрещён допуск продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют (п. 1 Постановления № 1224).

Подтверждением отсутствия производства на территории России является включение товаров в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 372 «Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость». Альтернативным вариантом подтверждением отсутствия производства данного товара на территории России является заключение по результатам экспертизы, проводимой Министерством промышленности и торговли России.

Действующей редакцией Постановления № 1224 сделано традиционное исключение для поставщиков из стран ЕАЭС, но лишь в отношении некоторых категорий продукции. Так, они могут поставлять даже для нужд обороны и безопасности России следующие товары:

  1. машины литейные, используемые в металлургии или литейном производстве;
  2. станки для обработки любых материалов путем удаления материала с помощью лазерного или другого светового или фотонного луча, ультразвуковых, электроразрядных, электрохимических, электронно-лучевых, ионно-лучевых или плазменно-дуговых процессов;
  3. водоструйные резательные машины;
  4. центры обрабатывающие, станки агрегатные однопозиционные и многопозиционные для обработки металла;
  5. станки токарные металлорежущие;
  6. станки металлорежущие для сверления, растачивания, фрезерования, нарезания наружной или внутренней резьбы посредством удаления металла;
  7. станки обдирочно-шлифовальные, заточные, шлифовальные, хонинговальные, притирочные, полировальные и для выполнения других операций чистовой обработки металлов или металлокерамики при помощи шлифовальных камней, абразивов или полирующих средств;
  8. станки продольно-строгальные, поперечно-строгальные, долбежные, протяжные, зуборезные, зубошлифовальные или зубоотделочные, пильные, отрезные и другие станки для обработки металлов или металлокерамики посредством удаления материала;
  9. станки для обработки металлов объемной штамповкой, ковкой или штамповкой, станки для обработки металлов гибочные, кромкогибочные, правильные, отрезные, пробивные или вырубные, прессы для обработки металлов или карбидов металлов;
  10. станки для обработки металлов или металлокерамики без удаления материала;
  11. станки для обработки дерева, пробки, кости, эбонита, твердых пластмасс или аналогичных твердых материалов;
  12. измерительные или контрольные приборы, устройства и машины для измерения или контроля геометрических величин.

Схожий тотальный запрет установлен для импортного софта Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 1236).

Исключение из этого запрета предусмотрено лишь для следующих случаев:

а) в реестре российского ПО отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу, что и ПО, планируемое к закупке;

б) ПО, сведения о котором включены в реестр, по своим функциональным, техническим или эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к закупаемому ПО.

Правила ведения реестра российского ПО установлены тем же Постановлением № 1236.

Импортозамещение – это отличная альтернатива развить определённую ветвь производства, увеличив тем самым товарооборот в России. Список товаров и протокол заседания правительства для малого бизнеса можно пересмотреть на официальном сайте, однако с уверенностью можно сказать что на данный момент программа импорт замещения официально начала свою работу.

Правительственная комиссия провела презентацию, на которой представила пути решения проблемы поставок того или иного товара. Специализированная стратегия поможет вывести страну на иной уровень соотношения импорта и экспорта. Перспективы развития видны уже в настоящий момент.

Период экономического кризиса дал новый толчок и возможность изменить отношения с другими странами, завоевав успех на рынке иных государств. Доля импорта на рынке в России всегда занимала главенствующую позицию. В Санкт – Петербурге, Челябинской области, в Алтайском крае, в Тюменской области, активно происходит развитие производства. Андрей Рогачев активно это подтверждает.

Импортозамещение постановление правительства РФ

В первую очередь, импортозамещение как фактор стимулирования отечественного производства был создан еще в начале 2000 годов. Это привело к расширению товаров и услуг, которые ранее не были замечены на территории РФ. Крокус экспо в машиностроении занимает не последнее место. Уральские пельмени выпустили ряд роликов, которые демонстрируют ситуацию в стране. Области, которые затронуло постановление и кластерная комиссия:

  • 1. В туризме
  • 2. В сельском хозяйстве
  • 3. Газпром
  • 4. В радиоэлектронной области и тематике
  • 5. В строительстве
  • 6. Ленэкспо
  • 7. Тяжелая промышленность.

По каждой из указанных категорий правительство приняло особое решение согласно правилам и вычетам. Импорт в производстве замещал основную ветвь реализации товаров. Санкции наложили некоторые запреты на те или иные виды продукции. Но с уверенностью можно сказать, что отличная мотивация стимулирования отечественного производства.

Политика, государственная программа

Государственная программа включает в себя несколько этапов, среди которых есть свои плюсы и минусы. Реализация лекарственных средств российского изготовления началась уже в начале текущего года. Локализация центра импорта происходит также в самом центре столицы. Конечно, если брать в учет регионы, то там ситуация крайне тяжела. Импорт носит деструктивный характер. Самым важным решением в реализации данной проблемы, было поддержка различных предприятий, а именно внедрение особых мер, которые смогли сопутствовать поднятию российского изготовления продукции. На сегодняшний день государство активно пользуется данной программой и выводит основные подпункты, которые необходимы в первую очередь. Товары и примеры иностранных услуг давно не пользуются спросом. Это и выведет рынок РФ на качественно другой уровень. По мнению некоторых специалистов, планомерное соблюдение этапов программы в дальнейшем сможет уменьшить потребление товаров из других стран, значительно снизив зависимость.

Импортозамещение в России 2018 список товаров

В результате импорт замещения в России был выведен список продуктов, которые по словам экспертов вполне могут вытеснить импортное производство:

  • 1. Мясо – свинина и говядина. За исключением птицы, данный вид продуктов питания занимает второе место среди поставок. Заменив львиную долю потребляемого продукта на отечественный продукт, страна сможет поддерживать потребительский спрос, снизив затраты на импорт их других стран
  • 2. Различные виды масел. На сегодняшний момент размер поставок из-за границы составляет около 20 процентов. Это внушительная цифра, сократив которую можно значительно снизить затраты, решения и идеи.
  • 3. Сыр и молочная продукция. К 2020 году по специальной программе прогнозируется полный отказ от импортной продукции данного вида потребления.

Импортозамещение в сельском хозяйстве

Условия замещения импорта затронули и сельское хозяйство. Таким образом, увеличены отечественные поставки зерновых культур, а также планируется выводить на импорт продукции данной отрасли в расширенном объеме. Это также позволит активно снизить затраты и повысить доход. Кроме этого нельзя не заметить повышение количества рабочих мест. В перспективе замещение продукцией отечественного производства на 80 процентов.

В машиностроении

Если затрагивать такую область как машиностроение, здесь не все так радужно. Развитие происходит значительно медленнее, но верными и грамотными путями. В начале необходимо закупить оборудование, которое позволит производить модели улучшенного качества и коррупции. По прогнозам правительства, данное улучшение ждут нас уже к концу текущего года. После этого можно будет говорить о крупномасштабном производстве.

Импортозамещение программного обеспечения в России 2018