Инвентаризация обязательств организации. Общие правила проведения инвентаризации имущества и обязательств организации

Проводить периодические инвентаризации наличия имущества и состояния расчетов является обязанностью каждой компании. Как правило, процедура эта осуществляется перед составлением годовой финансовой отчетности. Разберемся в нюансах этого процесса, довольно трудоемкого, но необходимого для грамотной организации учета фирмы и контроля сохранности активов и расчетных операций.

Инвентаризация имущества и финансовых обязательств: подготовка и документальное оформление

Необходимость проведения инвентаризаций предусмотрена ст. 11 закона «О бухучете» от 06.12.2011№ 402-ФЗ. Правила проведения инвентаризации имущества и финобязательств установлены Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина от 13.06.1995 № 49.

Проверке в плановом порядке подвергаются все активы и обязательства, имеющиеся в компании.

К имуществу относят:

  • ОС и НМА;
  • финансовые вложения;
  • производственные запасы – материалы, топливо, сырье;
  • готовую продукцию;
  • инвентарь;
  • деньги и прочие активы.

Обязательства фирмы обычно представлены:

  • задолженностью перед кредиторами – поставщиками, бюджетом, банками, персоналом, фондами;
  • дебиторской задолженностью;
  • сформированными резервами.

Порядок и сроки осуществления инвентаризации имущества и финансовых обязательств устанавливается руководителем фирмы, кроме ситуаций, когда проводится проверка, инициированная следственными органами, вышестоящими организациями и т.п. Обязательными считаются инвентаризации, проводимые перед составлением годовой бухотчетности, а также по какому-либо поводу – например, при смене материально-ответственных сотрудников , злоупотреблениях ответственных или должностных лиц, при передаче активов в аренду или при их продаже, после стихийных бедствий или хищений.

Процедура инвентаризации начинается с распоряжения руководителя (приказа об инвентаризации), в котором:

  • определяется перечень видов имущества, подлежащих инвентаризации;
  • назначается инвентаризационная комиссия с перечислением должностей и ФИО участвующих (для каждой из групп проверяемых активов или расчетов). Подобные постоянно действующие комиссии создаются на предприятии приказом администрации, в их состав входят специалисты разных отделов – технологи, финансисты, инженеры, при необходимости – независимые аудиторы. При проведении инвентаризации обязательным является присутствие всех членов комиссии;
  • определяется круг лиц, ответственных за оформление и подготовку документов по инвентаризации;
  • назначаются сроки проведения проверок и представления оформленных результатов.

Проведение инвентаризации любых активов предваряется выведением их учетных остатков на дату проверки. Процедура инвентаризации представляет собой сравнение имеющихся в наличии активов с данными бухучета.

Инвентаризация финансовых обязательств

Необходимость проведении проверки финобязательств продиктована нормами Положения по ведению бухучета (утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н), которое исключает наличие в учете фирмы несогласованности по расчетам с контрагентами и расхождения в оперируемых суммах. Согласно письму Минфина РФ № 07-02-18/01 от 09.01.2013 плановые проверки состояния расчетов проводятся на 31 декабря, т. е. непосредственно по окончании года. А вот реорганизация компании потребует внеплановой инвентаризации , дата которой назначается в соответствии с планом преобразующих мероприятий.

Проверка расчетов с кредиторами и дебиторами проводится сравнением учетных данных по остаткам задолженностей с данными актов сверки с контрагентами. В них указывается сумма задолженности, момент ее образования, промежуточные расчеты, размер долга на определенную дату. Составляется акт в 2-х экземплярах (по одному каждой стороне), и становится правомочным документом при заверении его обеими сторонами.

Аналогично сверке расчетов с контрагентами, проводятся инвентаризации по остальным обязательствам – резервам, расчетам с сотрудниками и др. Проверки по видам обязательств проводятся в отдельности по каждому из них и в разрезе по позициям.

Оформление документов по итогам инвентаризации

Информация о наличии активов и достоверности учитываемых обязательств фиксируется в инвентаризационных описях или актах инвентаризации. Заполняют их по определенным правилам: на каждой странице подсчитывают число проверенных позиций и их суммарный итог в натуральных и денежных значениях. Пустые строки обязательно прочеркиваются.

Установленные расхождения фактических данных от учетных записываются в сличительных ведомостях. На основе полученных объяснений ответственных лиц руководитель принимает решение о способах списания недостач. Излишки имущества приходуются.

Для оформления итогов проверки разных категорий имущества могут применяться унифицированные формы документации по инвентаризации активов и обязательств (инвентаризационные описи по основным средствам № ИНВ-1, по ТМЦ № ИНВ-3, акты инвентаризации ТМЦ отгруженных № ИНВ-4, наличных денег № ИНВ-15, расчетов с контрагентами № ИНВ-17 и другие). Результаты проверок по группам активов и обязательств обобщаются в ведомости № ИНВ-26. В ней отражаются сведения о расхождениях и порядок их устранения в соответствии с распоряжением руководителя

Инвентаризация обязательств организации проводится для установления и бухучета. В процессе сверки специалисты определяют наличие и состояние долгов.

Порядок, сроки, периодичность (даты) инвентаризации устанавливает руководитель компании. Он также определяет обязательства для проверки. Методику закрепляют в учетной политике. Основным руководством для определения правил является Приказ МФ РФ № 49 от 13 июня 1995 года в редакции Приказа Минфина от 8 ноября 2010 года № 142н.

В некоторых случаях проверку проводят обязательно, а именно при:

  • преобразовании унитарного предприятия,
  • подготовке годовой бухгалтерской отчетности,
  • смене материально ответственных лиц,
  • реорганизации (ликвидации) компании и в иных случаях, предусмотренных законами РФ.

Инвентаризация обязательств предприятия охватывает проверку расчетов по следующим пунктам:

  • кредиты, займы,
  • налоги, сборы,
  • социальное страхование,
  • поставки товаров, выполнение работ или услуг,
  • заработная плата.

Назначается инвентаризационная комиссия, которая оценивает правомерность бухгалтерского учета, в том числе задолженности по своевременной оплате кредитов и процентов, соответствие сумм в соглашениях и финансовой отчетности. Проверка затрагивает налоговую отчетность — суммы, записанные на субсчета, должны отвечать информации, отраженной в декларациях.

В ходе определения долгов перед фондами сверяют перечисления денежных cумм, ищут задолженности. Оплата труда сотрудников рассматривается по каждому работнику для установления недоплаты или переплаты.

Расчеты с покупателями, поставщиками и подрядчиками анализируют по срокам оплаты платежных документов, предоставления авансов и оформлению отчетов.

Под инвентаризацией финансовых обязательств понимается подтверждение аналитических остатков по следующим счетам бухгалтерского учёта:

расчёты с поставщиками и подрядчиками,

расчёты с покупателями и заказчиками,

расчёты с кредитно-финансовыми организациями,

расчёты с прочими дебиторами и кредиторами.

Инвентаризация финансовых обязательств проводится путём осуществления сверки взаиморасчётов со всеми контрагентами, то есть сличения данных о задолженности на текущую дату в учёте одной и второй организации. При этом составляется акт сверки взаиморасчётов за подписями руководителей и главных бухгалтеров обеих организаций, где фиксируется сумма задолженности. В случае разногласий по этой сумме, акт составляется в более подробной форме, где отражаются все операции по возникновению, погашению и изменению суммы задолженности. Эти данные проверяются по учёту каждой стороны - за период с даты предыдущей сверки взаиморасчётов. Таким образом находится ошибка в учёте одного из контрагентов, ошибка исправляется и акт сверки подписывается в урегулированном виде.

Задача инвентаризации – определение реального состояния расчетов и выявление задолженности, не реальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников либо к списанию ее с учета.

1. Последовательно анализируется каждый вид инвентаризируемого расчета:

Расчеты по кредитам и займам (балансовый счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», балансовый счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»)

Проверяются кредиты, выданные организации банками и другими кредитными учреждениями по каждому кредитному учреждению и кредитному договору.

Проверяется правомерность их учета в составе краткосрочных (со сроком погашения не более 12 месяцев) или долгосрочных (со сроком погашения более 12 месяцев) обязательств в соответствии с договором.

Займы, привлеченные путем выпуска и размещения облигаций, учитываются обособленно.

Кредиты и займы, не оплаченные в срок, учитываются обособленно.

Учет расчетов с кредитными организациями, заимодавцами и векселедателями в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется обособленно.

Проверяется правильность и своевременность начисления к уплате причитающихся процентов по полученным кредитам и займам.

Начисленные суммы процентов учитываются обособленно;

Расчеты по налогам и сборам (балансовый счет 68)

Проверяется соответствие сумм, отраженных на соответствующих субсчетах, налоговым декларациям по каждому виду налога.

Проверяется своевременность расчетов с бюджетом по исчисленным налогам.

Проверяются акты сверки с бюджетом по налогам.

Выявляется задолженность перед бюджетом и дата ее образования;

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению (балансовый счет 69)

Проверяется соответствие сумм, отраженных на соответствующих субсчетах, налоговым декларациям по каждому виду страхования (социальное страхование, пенсионное обеспечение и обязательное медицинское страхование).

Проверяется своевременность расчетов с бюджетом и Пенсионным Фондом по страховым взносам.

Проверяются акты сверки с бюджетом и Пенсионным Фондом.

Выявляется задолженность перед бюджетом и пенсионным фондом и дата ее образования;

Расчеты с покупателями и заказчиками (балансовый счет 62)

Аналитика ведется в разрезе задолженности за поставленные товары (работы, услуги) и авансов полученных по каждому покупателю (заказчику).

Данные аналитического учета за поставленные товары (работы, услуги) должны обеспечивать возможность получения необходимой информации:

По покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

По покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;

По векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;

По векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;

По векселям, денежные средства по которым не поступили в срок;

По покупателям и заказчикам в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность.

Проверяются акты сверок с покупателями и заказчиками. Акты должны быть подписаны обеими сторонами. Суммы, отраженные в акте, сверяются с данными бухгалтерского учета.

Задолженность, подтвержденная дебиторами;

Задолженность, не подтвержденная дебиторами;

Проверяется обоснованность списания безнадежной задолженности. Задолженность списывается при наличии письменного обоснования и приказа руководителя. Списание безнадежной задолженности возможно:

По истечении срока исковой давности. Срок исковой давности составляет 3 года с момента возникновения задолженности;

При неплатежеспособности должника. Суммы списанной задолженности сопоставляется с суммами, отраженными на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» (задолженность учитывается за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников).

Данные инвентаризации заносятся в опись по каждому покупателю (заказчику).

Расчеты с поставщиками и подрядчиками (балансовый счет 60)

Аналитика ведется в разрезе задолженности за поставленные товары (работы, услуги) и авансов выданных по каждому поставщику (подрядчику).

Данные аналитического учета должны обеспечивать возможность получения необходимых данных о расчетах с поставщиками (подрядчиками):

За полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п.;

По доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

За товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);

По излишкам товарно-материальных ценностей, выявленным при их приемке;

За полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.

Проверяется обоснованность отражения задолженности по авансам выданным (в соответствии с условиями договора и платежными документами).

Проверяются акты сверки с поставщиками и подрядчиками. Акты должны быть подписаны обеими сторонами. Суммы, отраженные в акте, сверяются с данными бухгалтерского учета.

На основании данных аналитического учета и актов сверок выявляется:

Задолженность, подтвержденная кредиторами;

Задолженность, не подтвержденная кредиторами;

Задолженность с истекшим сроком исковой давности.

Проверяется обоснованность списания кредиторской задолженности. Задолженность списывается при наличии письменного обоснования и приказа руководителя.

Данные инвентаризации заносятся в опись по каждому поставщику и подрядчику;

Расчеты с подотчетными лицами (балансовый счет 71)

Аналитический учет ведется по каждой сумме, выданной под отчет.

Выявляются подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки. Предприятия выдают наличные деньги под отчет в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Проверяется правомерность выдачи наличных денег под отчет. Круг лиц, имеющих право на получение денежных средств в подотчет, устанавливается приказом руководителя.

Проверяется соблюдение порядка выдачи наличных денег под отчет:

выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу;

передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому лицу запрещается;

Расчеты с персоналом по оплате труда (балансовый счет 70)

Аналитический учет ведется по каждому работнику организации.

Сопоставляются данные расчетной (расчетно-платежной) ведомости с регистрами бухгалтерского учета.

Выявляются невыплаченные суммы заработной платы, подлежащие перечислению на счет депонентов.

Выявляются суммы и причины возникновения переплат работникам;

Расчеты с персоналом по прочим операциям (балансовый счет 73)

Аналитический учет ведется по каждому виду расчета (расчеты по предоставленным займам, расчеты по возмещению материального ущерба и др.).

Проверяется обоснованность расчетов с работниками (договоры займа, товарного кредита, акты об установлении факта хищения, акты обнаружения недостач, брака, приказы);

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (балансовый счет 76)

Данные аналитического учета должны обеспечивать возможность получения необходимой информации по каждому дебитору и кредитору о расчетах:

По имущественному страхованию;

По личному страхованию;

По страхованию предпринимательских рисков и гражданской ответственности;

По претензиям;

По суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов;

По договорам аренды, поручения, комиссии, цессии и др.

Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете обособленно.

Проверяются акты сверок с дебиторами и кредиторами. Акты должны быть подписаны обеими сторонами. Суммы, отраженные в акте, сверяются с данными бухгалтерского учета;

Внутрихозяйственные расчеты (балансовый счет 79)

Аналитический учет ведется по каждому филиалу, представительству, отделению или другому обособленному подразделению организации, выделенному на отдельный баланс, а расчеты по договорам доверительного управления имуществом - по каждому договору.

Проверяются расчеты по выделенному имуществу, по взаимному отпуску материальных ценностей, по продаже продукции, работ, услуг, по передаче расходов по общеуправленческой деятельности, по оплате труда работникам подразделений и т.п.

2. Данные инвентаризации заносятся в приложение к форме № ИНВ-17 «Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами». Справка составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета.

3. На основании справки заполняется форма № ИНВ-17. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается в комиссии.

Недостачи и потери от порчи ценностей (балансовый счет 94)

1. Проверяется обоснованность возникновения недостач и потерь от порчи ценностей (акты об установлении факта хищения, акты обнаружения недостач).

Недостачи и потери от порчи материальных и иных ценностей (включая денежные средства) могут возникать в процессе их заготовления, хранения и продажи.

2. Проверяется правильность формирования учетной стоимости потерь и недостач:

По недостающим или полностью испорченным товарно-материальным ценностям - их фактическая себестоимость с учетом восстановленного налога на добавленную стоимость;

По недостающим или полностью испорченным основным средствам - их остаточная стоимость (первоначальная стоимость за вычетом суммы начисленной амортизации) с учетом восстановленного налога на добавленную стоимость;

По частично испорченным материальным ценностям - сумма определившихся потерь с учетом восстановленного налога на добавленную стоимость и т.п.

3. Проверяется обоснованность списания недостач и порчи ценностей:

На себестоимость продукции (в пределах норм естественной убыли);

На виновное лицо (сверх норм естественной убыли и в соответствии со статьями 246-248 ТК РФ);

На прочие доходы и расходы (при отсутствии конкретных виновников, а также недостач товарно-материальных ценностей, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности исков);

На убытки отчетного года как некомпенсированные потери от стихийных бедствий (по потерям ценностей, возникшим в результате стихийных бедствий).

Целевое финансирование (балансовый счет 86)

1. Проверяются расходование средств на цели, предусмотренные целевыми программами и сметами расходов.

Целевое финансирование – это финансирование целевых программ за счет поступлений от других организаций и лиц, ассигнований из бюджета и других источников.

Данные аналитического учета должны обеспечить возможность получения необходимой информации по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления их.

2. Проверяется наличие документов (отчеты об использовании средств с приложенными первичными документами), подтверждающих целевое использование бюджетных средств, т.е. сопоставляются произведенные расходы с соответствующей экономической статьей расходов бюджетных назначений.

3. Выявляются суммы превышения расходов по соответствующим статьям бюджетного финансирования.

Проверяется наличие документов, подтверждающих целесообразность и правомерность расходов сверх утвержденной сметы.

4. Инвентаризационные описи заполняются в разрезе источников финансирования.

Доходы будущих периодов (балансовый счет 98)

1. Проверяется правомерность отнесения полученных доходов к доходам будущих периодов.

К доходам будущих периодов относятся:

Доходы, полученные в счет будущих периодов (доходы от аренды, абонентская плата, выручка от перевозки пассажиров по месячным и квартальным билетам и др.);

Стоимость активов, полученных безвозмездно;

Предстоящее поступление задолженности по недостачам, выявленным в отчетном периоде за прошлые годы и признанным виновным лицом или присужденным судом;

Разница между подлежащей взысканию с виновных лиц суммой за недостающие материальные и иные ценности и их учетной стоимостью.

2. Проверяется правильность формирования оценки доходов будущих периодов. При принятии к учету доходов будущих периодов их оценка производится в следующем порядке:

Доходы, полученные в счет будущих периодов, принимаются к учету в сумме фактически поступившей оплаты (в соответствии с договором);

Стоимость активов, полученных безвозмездно, оценивается по рыночной стоимости на дату оприходования;

Задолженности по недостачам прошлых лет, выявленные в отчетном году, принимаются к учету по рыночной стоимости на дату признания недостачи виновником или на дату вынесения судом соответствующего решения;

Сумма разницы в оценке недостач, взыскиваемых с виновных лиц, определяется как разница между рыночной стоимостью недостающих ценностей и их учетной стоимостью.

3. При инвентаризации, проводимой на конец года, проверяется обоснованность наличия остатков, числящихся на следующих субсчетах:

Субсчет «Доходы, полученные в счет будущих периодов» - должны быть отражены только доходы, относящиеся к следующему отчетному году;

Субсчет «Безвозмездные поступления» - рыночная стоимость безвозмездно полученного имущества в части, относящейся к недоамортизированной стоимости (по амортизируемому имуществу), или рыночная стоимость МПЗ, не списанных на счета учета затрат на производство;

Субсчет «Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы» и субсчет «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» - рыночная стоимость имущества или разница в его оценке, относящиеся к непогашенной части задолженности по недостачам.

4. Проверяется правильность списания сумм, учтенных на счете по безвозмездно полученному имуществу. Списание сумм производится в корреспонденции со счетом 91.2 «Прочие расходы» в следующем порядке:

По безвозмездно полученным основным средствам - по мере начисления амортизации;

По иным безвозмездно полученным материальным ценностям - по мере списания на производство (расходов на продажу).

Учет расчетов с бюджетом.

В Российской Федерации все налоги подразделяются на 3 группы:

1) федеральные налоги;

2) региональные налоги;

3) местные налоги.

К федеральным относятся:

а) налог на добавленную стоимость;

б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

в) налог на прибыль организаций;

г) налог на доходы физических лиц и др.

К региональным налогам относятся:

а) налог на имущество организаций;

б) налог на игорный бизнес;

в) плата транспортный налог.

К местным относятся:

а) налог на имущество физических лиц;

б) земельный налог

Для учета расчетов с финансовыми органами по платежам в бюджет предусмотрен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»

При журнально-ордерной форме синтетический и аналитический учет совмещен в журнале-ордере № 8.

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации.

Налог на имущество организаций исчисляется со стоимости имущества, находящегося на ее балансе и представляющего со­бой совокупность основных, оборотных средств и финансовых активов.

Уплата налога производится по квартальным расчетам в пя­тидневный срок со дня, установленного для представления бух­галтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десяти­дневный срок.

Акцизы представляют собой косвенные налоги, включаемые в цену това­ра и оплачиваемые покупателем. Налогообложение подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья осуществляется по единым на территории Российской Федерации налоговым став­кам (Сумма акцизов определяется плательщиками самостоятельно исходя из объема реализованных товаров и установленных ставок.

Налог на прибыль организаций представляет собой форму уп­латы в бюджет части валовой прибыли, без налога на добавленную стоимость и акцизов, по установленной для плательщика ставке 24%.

Плательщиками земельного налога являются предприятия, объе­динения, организации и учреждения независимо от их организа­ционно-правовых форм и форм собственности, а также граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без граж­данства, которым предоставлена земля в собственность, владение или пользование.

Суммы начисленного земельного налога включаются в издер­жки производства и обращения организаций. При этом составля­ется бухгалтерская запись:

Учет страховых взносов в государствен­ные внебюджетные фонды:

Пенсионный фонд РФ;

Фонд социального страхования РФ;

фонды обязательного медицинского страхования РФ.

Отчисления в государственные внебюджетные фонды РФ диф­ференцированы в зависимости от:

· организационно-правовой основы налогоплательщика;

· налоговой базы каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года.

Отчисления производятся ежемесячно, т.е. одновременно с начислением заработной платы производят отчисления в указан­ные фонды России в соответствующем проценте от суммы начис­ленной заработной платы

Для учета расчетов по единому социальному налогу в Плане счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Инвентаризация денежных средств и расчетов с деби­торами и кредиторами.

Ежегодно должна проводить инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности. Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. При этом в ходе инвентаризации расчетов выявляются суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, указано, что суммы дебиторской и креди­торской задолженности по истечении срока исковой давности (три года) списыва­ются на финансовые результаты организации.

Основным способом бухгалтерского наблюдения является документация, но она не исключает возможности расхождения учетных записей и фактических остатков.

Определение 1

Инвентаризация (от лат. inventarium –опись имущества) – это сверка фактического наличия имущества, кредиторской задолженности предприятия с данными бухгалтерского учета. Данный способ это единственная возможность выявить не подтвержденные документально и не отраженные в учета хозяйственные операции (или их результат). Первичные документы несут информацию, а инвентаризация подтверждает правильность и полноту отражения в учете.

Правила проведения инвентаризации определены приказом Минфина.

Порядок проведения, количество, объем инвентаризаций устанавливается руководителем, кроме случаев обязательного проведения инвентаризаций.

Случаи обязательного проведения инвентаризаций

  1. при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже
  2. перед составлением годовой отчетности
  3. при смене материально ответственных лиц
  4. при выявлении фактов порчи или хищения
  5. в случае стихийного бедствия, аварии, пожара, наводнения и т.д.
  6. при ликвидации предприятия, перед составление ликвидационного баланса
  7. в ряде случает при коллективной ответственности.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа 450 руб.
  • Реферат Инвентаризация имущества и финансовых обязательств 260 руб.
  • Контрольная работа Инвентаризация имущества и финансовых обязательств 190 руб.

Цели инвентаризации

    проверка правильности данных текущего учета, выявления отклонений;

    отражение неучтенных операций;

    контроль по сохранности имущества;

    контроль за расчетами;

    проверка условий хранения товара;

    выявление устаревших товаров, оборудования;

    проверка принципов материальной ответственности;

    проверка состояния учета и организация движения запасов товаров;

    проверка отражения всех операций в учете.

Виды инвентаризаций

    по объему – полная или частичная. Полная – проводится перед составлением годового отчета, аудиторской проверке. В нее включаются все материальные ценности, денежные средства, расчеты. В полную инвентаризацию включается и то, что числиться на забалансовых счетах. При частичной - в ходе инвентаризации охватывается только часть средств.

    по методу проведения – выборочная или сплошная. Инвентаризация каждого материально-ответственного лица проводится выборочной инвентаризацией. Сплошная – одновременно по всем подразделениям предприятия.

    по назначению – плановая, повторная, внеплановая, контрольная. Руководителем предприятия утверждается график проведения плановых инвентаризаций, он не подлежит разглашению. Внеплановая проводится в ряде случаев, при необходимости. Повторная назначается если есть сомнения об итогах первичной инвентаризации.

Порядок проведения инвентаризации

На предприятии создается комиссия, которая действует постоянно. Персональный состав утверждает руководитель. В нее входят представители от администрации, бухгалтерии, другие специалист. Отсутствие любого члена комиссии служит причиной признания инвентаризации недействительной. Фактическое наличие определяется путем пересчета, взвешивания, измерения. Проверка происходит при участии материально ответственных лиц. Документальное оформление инвентаризации.

Руководитель предприятия излает приказ о проведении инвентаризации. Фактическое наличие и учетные данные оформляются инвентаризационной описью или актом в двух или более экземплярах.

Проведение инвентаризации основных средств, денежных средств, товарно-материальных ценностей, бланков строгой отчетности, расчетов имеет свои особенности.

На те объекты, на которые выявлены отклонения, составляются сличительные ведомости. В них получают отражение итоги инвентаризации, расхождения в фактических данных и данных бухгалтерского учета. Суммы недостачи или излишка указываются по их стоимости в бухгалтерском учете. Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности за тот месяц, когда инвентаризация была закончена, по годовой – в годовом бухгалтерском балансе.

Выявленные в ходе инвентаризации отклонения регистрируются:

    излишки – оприходуются и зачисляются на финансовый результат предприятия,

    недостача – списывается по распоряжению руководителя, на затраты (в пределах нормы), за счет материально-ответственных лиц.

Пример корреспонденции счетов по результатам инвентаризации

Дт 10 «Материалы» – Кт 91 «Прочие доходы и расходы» - сумма излишков Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - Кт 10 «Материалы» - сумма недостачи По решению руководителя сумма в пределах нормы списывается на издержки основного производства. Дт 20 «Основное производство» - Кт 23 «Вспомогательное производство» - сумма в пределах нормы

Недостача сверх нормы относится на материально-ответственных лиц:

Дт 73 « Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» - Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Инвентаризация - периодическая проверка наличия и состояния материальных ценностей (основных и оборотных фондов) в натуре, а также денежных средств.

При осуществлении практической деятельности хозяйствующим субъектом возникает необходимость периодической проверки фактического наличия имущества, сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, регулярной проверки полноты отражения в учёте обязательств.

Перечисленные задачи достигаются посредством проведения инвентаризаций.

Общие требования к порядку и срокам проведения инвентаризаций определены статьёй 12 Закона о бухгалтерском учёте и пунктами 26 - 28 Положения по ведению бухгалтерского учёта. Детализация требований осуществлена в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждённых приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

В соответствии с перечисленными документами целью инвентаризации является обеспечение достоверности данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности организации. В ходе инвентаризации имущества и обязательств проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

  • 1. при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • 2. перед составлением годовой бухгалтерской отчётности;
  • 3. при смене материально ответственных лиц;
  • 4. при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • 5. в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;
  • 6. при реорганизации или ликвидации организации;
  • 7. в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Объектами проверки при проведении инвентаризации являются:

  • 1. имущество организации, под которым понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы;
  • 2. финансовые обязательства - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

Инвентаризации подлежит всё имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учёте (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтённое по каким либо причинам.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и в присутствии материально ответственного лица.

Количество инвентаризаций в отчётном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливает руководитель организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Для проведения инвентаризации в организации создаётся постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

При большом объёме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.

При малом объёме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на неё.

Порядок работ и объём функций, возлагаемых на постоянно действующую инвентаризационную комиссию, целесообразно установить в специально разработанном и утверждённом положении, которое необходимо закрепить в качестве приложения к учётной политике организации.

При разработке такого положения (или просто при определении функций такой комиссии) следует иметь в виду, что комиссия должна выполнять комплекс работ, который должен, как минимум, включать следующие элементы:

  • 1. выявление фактического наличия имущества организации;
  • 2. проверка документального подтверждения размеров и сроков обязательств организации;
  • 3. сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учёта;
  • 4. документальное оформление фактов несоответствия количества, качества, ассортимента поступающих запасов соответствующим показателям (характеристикам), предусмотренным в договорах (поставки, купли-продажи) и других аналогичных документах;
  • 5. документальное оформление актов сверки взаиморасчетов с дебиторами и кредиторами организации;
  • 6. определение причин списания имущества и возможности использования материалов от такого списания;
  • 7. определение причин возникновения просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;
  • 8. установление сумм стоимости излишествующего имущества и размера недостач;
  • 9. подготовка распорядительного документа о взыскании сумм недостач с виновных лиц или организации либо списании сумм недостач;
  • 10. разработка мероприятий, предупреждающих возникновение инвентаризационных разниц в будущем.

Персональный состав постоянно действующей и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации, о чём издаётся распорядительный документ (приказ, распоряжение и т.п.). Данный распорядительный документ целесообразно утверждать отдельно от положения о комиссии. Это связано с тем, что положение может действовать в течение нескольких отчётных периодов, а состав комиссии персонифицирован, т.е. может меняться в течение года.

В состав указанных комиссий целесообразно включать представителей:

  • 1. администрации организации (одного из заместителей руководителя организации или иного должностного лица, обладающего распорядительными правами);
  • 2. бухгалтерской службы (в крупных организациях целесообразно включать двух работников: бухгалтера, ведущего учёт соответствующего вида имущества и обязательств, и бухгалтера, который по своим функциям с данным участком учёта не связан, - как для обеспечения беспристрастности, так и для того, чтобы повышать эффективность проведения проверки);
  • 3. юридической службы (такой специалист может оказаться незаменимым в случаях, когда речь идёт о недостачах материалов, поступивших от поставщиков, а также тогда, когда принимается решение о привлечении материально ответственных лиц и иных работников к материальной ответственности);
  • 4. инженеров (специалистов, обладающих необходимой квалификацией и опытом для того, чтобы оценить рациональность использования отдельных видов имущества);
  • 5. экономистов;
  • 6. техников;
  • 7. других специальностей, знания и опыт которых позволяет обеспечить эффективность проведения проверок и инвентаризаций.

Кроме того, в состав инвентаризационной комиссии целесообразно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчёты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчётам), с указанием «до инвентаризации на « » (дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учётным данным.

Материально ответственные лица дают расписку в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчётные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтённых финансовых обязательств записывают в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путём обязательного подсчёта, взвешивания, обмера.

Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки: обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой.

Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и вручную. Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой чётко и ясно, без помарок и подчисток.

Наименование инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учёте.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путём зачёркивания неправильных записей и проставления над зачёркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочёркиваются.

На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчёта итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

Для оформления инвентаризации необходимо применять типовые формы первичной учётной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, разработанные и утверждённые Минфином РФ.

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции т.п., где проводилась инвентаризация.

Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризации оформляются соответствующим актом.

В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляют инвентаризационные комиссии по распоряжению руководителя организации.

Основными обязанностями бухгалтерской службы при проведении инвентаризаций и проверок и обработке их результатов являются следующие:

  • 1. Осуществлять контроль за своевременностью и полнотой проведения инвентаризаций. Выполнение данной функции достигается посредством включения соответствующих мероприятий в планы работы бухгалтерии (бухгалтерской службы) на очередной месяц.
  • 2. Требовать сдачи материалов инвентаризаций в бухгалтерскую службу. Для этого при разработке распорядительного документа о проведении соответствующей инвентаризации или проверки необходимо указать сроки, в течение которых результаты проверки должны быть представлены в бухгалтерию организации, и, может быть, меры ответственности за нарушение сроков. Если деятельность постоянно действующей комиссии, создаваемой для проведения инвентаризаций и проверок, регулируется положением (или аналогичным документом), разработанным в организации, указанные элементы целесообразно включить в данное положение.
  • 3. Следить за своевременным завершением инвентаризаций и документальным оформлением их результатов. Эта обязанность является продолжением (развитием) предыдущей и, следовательно, может быть урегулирована соответствующим распорядительным документом.
  • 4. Отражать на счетах бухгалтерского учёта выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учёта. Порядок отражения в бухгалтерском учёте инвентаризационных разниц более подробно будет рассмотрен ниже. Эти разницы необходимо отразить таким образом, чтобы обеспечить своевременное и точное формирование налоговой базы по налогу на прибыль и другим налогам, зависящим от результатов проверок.

В результате инвентаризаций и проверок принимаются соответствующие решения по устранению недостатков в хранении и учёте запасов и возмещению материального ущерба, а также по организации бухгалтерского учета и документооборота.

Результатами инвентаризации могут быть излишки (фактическое наличие превышает наличие по данным бухгалтерского учёта) или недостачи. Порядок регулирования инвентаризационных разниц установлен Положением по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности.

Выявленные при инвентаризации излишки имущества приходуются по рыночным ценам, и одновременно их стоимость относится: в коммерческих организациях - на финансовые результаты; в некоммерческих - на увеличение доходов.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учёте и отчётности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой бухгалтерской отчётности. При этом для целей финансового учёта должны быть учтены события после отчётной даты. Материалы инвентаризации используются при создании резерва под обесценение материальных ценностей.

Все эти требования установлены документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учёта и обязательны к исполнению.

Целесообразно перечислить те элементы инвентаризационного процесса, которые могут явиться основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. Такое возможно, если:

  • 1. персональный состав постоянно действующей или рабочей комиссии не утверждён руководителем организации;
  • 2. при проведении инвентаризации отсутствовал хотя бы один член комиссии;
  • 3. последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчёты о движении материальных ценностей и денежных средств не завизированы председателем комиссии;
  • 4. у материально ответственных лиц не отобраны расписки в том, что все приходные и расходные документы проведены по учёту, сданы в бухгалтерию или переданы комиссии;
  • 5. производится сопоставление данных бухгалтерского учёта с фактическим наличием имущества, а не наоборот (данный факт проверяют посредством анализа исполнения инвентаризационных описей: наиболее ярким примером формализма является заполнение всех граф описей машинописным способом, а в случае выявления расхождений исправление вручную);
  • 6. инвентаризационные описи составлены только в одном экземпляре;
  • 7. на последней странице описи отсутствует отметка о проверке цен, таксировки и подсчёта итогов за подписями лиц, производивших эту проверку; кстати, итоги должны быть выведены на каждой странице, при этом записывается (прописью) число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, показанных на данной странице вне зависимости от того, в каких единицах это имущество показано;
  • 8. исправленные ошибки не оговорены или подписаны только одним членом комиссии (а не всеми);
  • 9. в описях после утверждения результатов инвентаризации остались незаполненные строки;
  • 10. на последней странице отсутствует подтверждение материально ответственного лица об отсутствии претензий к членам комиссии и отметка о принятии перечисленного имущества на ответственное хранение;
  • 11. во время перерывов в работе не был закрыт доступ посторонним лицам к помещениям, в которых хранится проверяемое имущество, а также к инвентаризационным описям.

В тех случаях, когда обязательность проведения инвентаризации законодательно не установлена, возникает необходимость определения сроков проведения инвентаризации различных видов имущества и обязательств с таким расчетом, чтобы: во-первых, оптимизировать работу постоянно действующих инвентаризационных комиссий; во-вторых, установить периодичность проведения инвентаризаций, обеспечивающую сохранность имущества и соблюдение сроков погашения обязательств, а реальный эффект - от разработанных мероприятий (по результатам предыдущих инвентаризаций).

В настоящее время не существует нормативного документа, который бы директивно определял сроки начала и окончания инвентаризаций различных видов имущества и обязательств.

Инвентаризацию отдельных видов имущества и обязательств целесообразно проводить в следующие сроки:

  • 1. основных средств - не ранее 1 ноября отчётного года. С 1 января 1999 года допускается проведение инвентаризации объектов основных средств один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. Ежегодное проведение инвентаризации основных средств может быть обусловлено необходимостью уточнить восстановительную (или балансовую) стоимость соответствующих объектов и провести переоценку. Проведение инвентаризации по состоянию на 1 ноября наиболее удобно - у комиссии достаточно времени для обработки результатов инвентаризации и подготовки материалов к проведению переоценки. В эти же сроки целесообразно проводить инвентаризацию долгосрочных финансовых вложений и объектов нематериальных активов;
  • 2. капитальных вложений - не менее одного раза в год перед составлением годовых отчётов и балансов, но не ранее 1 декабря отчётного года;
  • 3. незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки - не ранее 1 октября отчётного года. Инвентаризация в эти сроки проводится для целей бухгалтерской отчётности. Максимально допустимый срок до конца отчётного года здесь обусловлен тем, что в организациях с большой номенклатурой производимой продукции и сложным технологическим циклом, проведение инвентаризации довольно трудоёмко. Чтобы более точно сформировать информацию для годовой бухгалтерской отчётности, срок проведения инвентаризации незавершенного производства следует, по возможности, максимально приблизить к отчётной дате (31 декабря отчётного года). Кроме того, инвентаризация незавершённого производства может проводиться дополнительно и в другие сроки по решению руководителя организации. Считается целесообразным проведение инвентаризации этого вида активов не реже одного раза в квартал;
  • 4. незавершённого капитального ремонта и расходов будущих периодов - но не реже одного раза в год. Из экономического содержания указанных активов явствует, что речь идёт об уточнении остатка ремонтного фонда или резерва на проведение ремонтов и остатка, числящегося на счёте учёта расходов будущих периодов. Такое уточнение должно проводиться по состоянию на 31 декабря (с целью присоединения остатка неиспользованного или неподтверждённого расчетами резерва к валовой прибыли); соответственно, инвентаризацию целесообразно проводить по состоянию на эту дату. Более удобным, однако, представляется проведение инвентаризации по состоянию на 1 декабря - объём расходов, которые будут произведены в декабре, определить нетрудно, а уточнить остатки всегда проще, чем их выверить;
  • 5. молодняка животных, животных на откорме, птицы, кроликов, зверей и семей пчёл, а также подопытных животных - не реже одного раза в квартал. Здесь частота проведения инвентаризаций обусловлена большим движением животных (рождением, переводом в другие возрастные группы и падежом). По некоторым группам животных (например, по свиньям, где перевод в возрастные группы осуществляется через два месяца) целесообразно и более частое проведение инвентаризаций;
  • 6. готовой продукции на складах - не реже одного раза в год перед составлением годовых отчётов и балансов, но не ранее 1 октября отчётного года. При небольшой номенклатуре готовой продукции рационально срок инвентаризации приблизить к концу отчётного года. Следует учитывать, что помимо проверки наличия и состояния готовой продукции такая инвентаризация позволит уточнить финансовое состояние организации и своевременно сформулировать управленческие решения по его улучшению (например, по уценке продукции, которая долгое время не находит спроса);
  • 7. товаров: на складах и базах промышленных товаров - не реже одного раза в год; на складах и базах продовольственных товаров - не реже двух раз в год. Последнее и настоящее время обусловлено тем, что продовольственные товары, как правило, имеют ограниченные сроки хранения;
  • 8. товаров и тары в магазинах и на других предприятиях розничной торговли - не реже двух раз в год; товаров в книжных магазинах - не реже одного раза в год. Проведение инвентаризации товаров в магазинах розничной торговли вдвое чаще, чем на складах, обусловлено большим их движением. Что касается книжной продукции, то здесь более частые инвентаризации существенно ограничиваются номенклатурой продукции;
  • 9. сырья и прочих материальных ценностей, а также малоценных и быстроизнашивающихся предметов - не реже одного раза в год. Так как ежегодное проведение инвентаризации должно быть, как минимум приурочено к составлению отчётности, то проводить инвентаризацию материально-производственных запасов следует не ранее 1 октября. Более точные сроки устанавливаются с учётом номенклатуры имущества: при небольшой номенклатуре инвентаризацию можно проводить по состоянию на 1 декабря, при значительной - по состоянию на 1 октября;
  • 10. нефти и нефтепродуктов - не реже одного раза в месяц. - не реже одного раза в месяц. Ежемесячное проведение инвентаризации данного вида активов автоматически исключает повторное её проведение перед составлением отчётности;
  • 11. драгоценных металлов и алмазов - не менее двух раз в год. В соответствии с Инструкцией о порядке получения, расходования, учёта и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях, утверждённой Министерством финансов 4 августа 1992 г. № 67, и Инструкцией о порядке проведения инвентаризации ценностей государственного фонда РФ, находящихся в Комитете драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов, утверждённой приказом Комитета драгоценных камней 13 апреля 1992 г. № 326, инвентаризация должна проводиться по состоянию на 1 июля и на 1 января года, следующего за отчётным;
  • 12. денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчётности - не реже одного раза в месяц. Инвентаризации кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утверждённым решением Совета директоров Центрального банка от 22 сентября 1993 г. № 40. порядок ведения кассовых операций не устанавливает периодичности проведения таких инвентаризаций; однако, учитывая высокую мобильность данного вида активов, а также значимость их сохранности для финансового состояния организации, следует признать рекомендуемые сроки оптимальными. Инвентаризация кассы должна начинаться внезапно;
  • 13. расчётов с банками (по расчётным и другим счетам, ссудам, полученным из бюджета средствам и т.д.) - по мере получения выписок из банков, а по переданным в банк на инкассо расчётным документам - на первое число каждого месяца. (Этот вид проверки назвать инвентаризацией можно с большой натяжкой - она проводится работниками бухгалтерии каждый раз по получении банковских выписок);
  • 14. расчетов по платежам в бюджет - не менее одного раза в квартал. Проведение инвентаризации в эти сроки обусловлено тем фактом, что налоговые декларации составляются, по меньшей мере, не реже. То же можно отнести и к расчётам с государственными внебюджетными фондами, расчётные ведомости в которые также представляются ежеквартально;
  • 15. расчётов организаций со структурными подразделениями, выделенными на отдельные балансы, - на первое число каждого месяца. Здесь по существу проверяется расшифровка сальдо по счёту учёта внутрихозяйственных расчётов. В сводной бухгалтерской отчётности остатка по этому счёту быть не должно. Для обеспечения этого достаточно проводить инвентаризацию ежеквартально. Однако затраты структурных подразделений, как правило, влияют на уровень себестоимости продукции, работ, услуг как самих подразделений, так и головной организации. Себестоимость формируется ежемесячно, и инвентаризация должна проводиться не реже;
  • 16. расчётов с дебиторами и кредиторами - не менее двух раз в год. Так как инвентаризация данного вида активов связана с большими затратами времени (в том числе и на перемещения в организации-дебиторы (кредиторы)), то целесообразно начинать её не позднее 1 января года, следующего за отчётным.