К показателям открытости национальной экономики не относятся. Показатели открытости национальной экономики. Влияние внешнего сектора на основные макропоказатели

Закрытая экономика (в чистом виде) - экономика, которая не включена в международное разделение труда, не экспортирует и не импортирует товары и услуги, не участвуй в международном движении факторов производства, стоит вне междуна­родных финансовых отношений. Она представляет собой такую экономическую систему, в которой все деловые операции осу­ществляются внутри страны и расчеты совершаются нацио­нальной валютой. В условиях закрытой экономики внешнеэко­номические связи страны либо вовсе отсутствуют, либо строго дозированы, и внешнеэкономическая политика носит ярко вы­раженный ограничительный характер. Можно сказать, что за­крытая экономика - экономика, развитие которой определяется исключительно внутренними тенденциями и не зависит от тен­денций, имеющих место в мировом хозяйстве. Подобную эко­номику еще называют автаркия. Автаркия - экономическое обособление данной страны от других стран, создание само­удовлетворяющегося замкнутого хозяйства в рамках отдельного государства. В чистом виде автаркия проявлялась только в усло­виях натурального хозяйства в докапиталистических формациях. В современную эпоху страна может оказаться в состоянии ав­таркии или в силу внешних обстоятельств (проведение в отно­шении нее экономической блокады, введение экономических санкций), или за счет проведении государством политики автар­кии (например, в условиях подготовки к войне, что предполага­ет создание всякого рода препятствий развитию экономических связей с другими странами). Так, Германия, стремившаяся в 1930-е гг. накопить материальные ресурсы с целью создания экономической базы для ведения агрессивных войн, официаль­но провозгласила автаркию своей экономической политикой. Ввиду экономической блокады после Октябрьской революции и гражданской войны СССР оказался в положении вынужденной автаркии, ориентируясь на самообеспечение основными видами товаров. При таких обстоятельствах экономические связи стра­ны с другими национальными хозяйствами были минимальны, а все внешнеэкономические сделки осуществлялись только че­рез государственные внешнеэкономические организации. После окончания «холодной» войны, когда автаркия порождалась по­литической изоляцией страны от внешнего мира, после распада социалистического лагеря закрытый тип экономики фактически себя изжил.

Модель открытой экономики предполагает свободу эконо­мической деятельности как внутри страны, так и за ее преде­лами. Открытая экономика - экономика, где все субъекты экономических отношений могут без ограничений совершать операции на международном рынке товаров, услуг, капиталов и прочих факторов производства. В отличие от закрытой экономики здесь наблюдается свобода внешнеторговых сделок, устанавливается свободный валютный курс, а регулирование про- исходит через валютные резервы и нормативы. Открытая эко­номика означает, что страны активно участвуют в МРТ, экспортируют и импортируют значительную долю выпускаемых товаров и услуг, экспортируют факторы производства (труд, капитал, технологию) и свободны для их импорта, что страны получают и предоставляют кредиты на мировых финансовых рынках и включены в систему международных финансово-эко­номических отношений. Мировой опыт свидетельствует о том, что страны с закрытой экономикой в конце концов становятся беднее, чем те, которые участвуют в мирохозяйственных свя­зях, поскольку первые изолированы от новых идей и техноло­гий, от иностранных инвестиций, информации и т. п. Специ­фической чертой внешнеэкономической политики в открытой экономике является максимальное использование преимуществ внешнеэкономической деятельности для достижения наиболь­шей эффективности функционирования национальной эконо­мики. Открытая экономика исключает государственную моно­полию в сфере внешней торговли и требует активного исполь­зования различных форм совместного предпринимательства, организацию зон свободного предпринимательства, а также подразумевает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, инфор­мации и рабочей силы.

Степень открытости экономики во многом зависит от обес­печенности природными ресурсами, от численности населения, от емкости внутреннего рынка и от платежеспособного спроса населения. Кроме того, степень открытости экономики будет определяться воспроизводственной и отраслевой структурой на­циональной экономики. Как показывает практика, чем больше в структуре промышленности удельный вес базовых отраслей (ме­таллургии, энергетики), тем меньше относительная вовлечен­ность страны в международное разделение труда, тем меньше степень открытости ее экономики. Можно сказать, что степень открытости экономики страны тем выше, чем более развиты в ней экономические отношения, чем больше в ее отраслевой структуре отраслей с углубленным технологическим разделением труда, чем меньше ее обеспеченность собственными природны­ми ресурсами.

По степени открытости экономики страны можно разделить на следующие группы: страны с относительно зарытой экономи­кой (доля экспорта менее 10 % ВВП); страны с относительно от­крытой экономикой (доля экспорта более 35 % ВВП); страны, располагающиеся между первыми двумя. Исходя из этого крите­рия, странами с наиболее открытой экономикой являются Гон­конг, Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария, с наименее от­крытой - Северная Корея, Куба.

Однако доля экспорта в ВВП - это не единственный инди­катор открытости экономической системы. В качестве показате­лей, используемых для измерения степени открытости экономи­ки, чаще всего применяются:

1. Показатели, характеризующие активность страны в миро­вой торговле:

Коэффициент внутриотраслевой международной специали­зации:

Показатель колеблется от -100 до +100 (в первом случае страна является исключительно импортирующей тот или иной товар, во втором - исключительно экспортирующей тот или иной товар). Показатели, располагающиеся между крайними точками, характеризуют степень вовлечения страны во внутриот­раслевую международную специализацию;

Экспортная квота - показатель, характеризующий значи­мость экспорта для экономики в целом и отдельных отраслей по тем или иным видам продукции:

Увеличение экспортной квоты свидетельствует как о воз­растающем участии страны в международном разделении труда, так и о росте конкурентоспособности производимой ею про­дукции;

Импортная квота характеризует значимость импорта для народного хозяйства и отдельных отраслей по различным видам продукции:

Внешнеторговая квота определяется как соотношение сово­купной стоимости экспорта и импорта, деленной пополам, к стоимости ВВП в процентах:

Структура экспорта, т. е. соотношение или удельные веса экспортируемых товаров по видам и степени их переработки. Так, высокий удельный вес продукции обрабатывающих отрас­лей в экспорте страны, как правило, свидетельствует о высоком научно-техническом и производственном уровне отраслей, про­дукция которых идет на экспорт;

Структура импорта, особенно соотношение объемов ввози­мых в страну сырья и готовой конечной продукции. Этот пока­затель наиболее ясно характеризует зависимость экономики страны от внешнего рынка и уровень развития отраслей нацио­нальной экономики;

Сравнительное соотношение доли страны в мировом произ­водстве ВВП (ВНП) и ее доли в мировой торговле: чем выше значения их показателей, тем значительнее вовлечена страна в международные экономические отношения.

2. Показатели вывоза капитала (международного движения капиталов):

Объем зарубежных инвестиций (активов) данной страны и его соотношение с национальным богатством страны. Как правило, страна с высоким уровнем открытости экономики имеет большие возможности вложения капитала в эконо­мику других стран;

Соотношение объема прямых зарубежных инвестиций дан­ной страны за рубежом с объемом прямых иностранных инвестиций на ее территории. Это соотношение характери­зует развитие международных интеграционных процессов и тесно связано с эффективностью функционирования и уровнем открытости национальной экономики стран - субъектов инвестирования капитала;

Объем внешнего долга страны и его соотношение с ВВП (ВНП) данной страны.

Далее на основе приведенных показателей будет дана оценка степени открытости современной российской экономики, но прежде рассмотрим общие закономерности и тенденции, связанные с формированием экономической системы открытого типа в нашей стране.

1 Понятие современного мирового хозяйства. Субъекты мирового хозяйства 21 века Мировое хозяйство – это совокупность национальных хозяйств и экономических взаимосвязей между ними, или совокупность производственных отношений, функционирующих на национальном и международном уровнях. Структура: 1. Международное разделение труда, 2. Международная торговля товарами и услугами, 3. Международное движение капиталов и зарубежных инвестиций, 4. Междунар. разделение труда, 5. Междунар. валютно-финансовые и кредитные отношения, 6. Междунар. эконом. интеграция.

Мировое хозяйство представляет собой сложную, самоорганизующуюся систему, находящуюся в постоянном неравновесии. В ней отсутствуют жесткие связи и господствует постоянная изменчивость, но она стремится к равновесию. Глобальное хозяйство как самоорганизующаяся система обладает механизмом поддержания внутреннего равновесия и способностью к саморазвитию.

Основной организующей силой мирового хозяйства выступает постоянно растущий мировой рынок, представляющий собой совокупность внутренних, иностранных и международных рынков.

Центральным звеном рынка является конкуренция, способствующая выявлению, распространению и эффективному использованию новых, до сих пор бывших недоступными данных о предпочтениях, средствах, технологиях. Она сопряжена с большим ущербом для одних и выигрышем для других.

В структуру механизма мирового хозяйства входят агенты на двустороннем и многостороннем, региональном и мировом, частном и международном уровнях. Это государства, интеграционные объединения, ТНК и ТНБ, международные картели, межгосударственные организации, союзы предпринимателей.

Современная мировая экономика - это единая глобальная экономическая система, включающая национальные государства, транснациональный капитал (транснациональные корпорации и банки), а также крупные города и мегаполисы, блоки стран, международные организации, оффшоры и отдельных бизнесменов-транснационалов. Субъекты мирового хозяйства. Субъектами мирового хозяйства являются хозяйствующие единицы, обладающие необходимым капиталом, способными организовать производственную деятельность на международном хозяйственном пространстве и обладающие определенными международными правами и обязанностями. Государство - основной субъект мирового хозяйства. Государство представляет собой форму политической и экономической организации общества, отражающую интересы господствующего класса, группы населения.

Национальная экономика обычно представляет собой разветвленный, сбалансированный комплекс, поэтому государство должно защищать пропорциональность хозяйства, сохранять или вновь создавать структурообразующие производства, обеспечивать их защиту от разрушающего внешнего воздействия, способствовать улучшению структуры экономики и повышению ее эффективности.

Транснациональные компании (ТНК) занимают особое место в мировом хозяйстве, оказывая разностороннее влияние на его функционирование, на положение других хозяйствующих субъектов и подсистем.

Международные экономические организации . Международные экономические организации относятся к числу важных субъектов мирового хозяйства. В качестве носителей международной экономической деятельности наибольшее значение имеют Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Последний вместе с созданными им дочерними организациями (Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP) и др.) образует группу Мирового банка (МБ), или Всемирного банка.

Региональные экономические интеграционные группировки. Участниками мирового хозяйства выступают региональные интеграционные объединения. Их насчитывается свыше 20. Они представляют собой межгосударственные экономические образования, ставящие своей целью постепенное объединение их хозяйств путем сближения и изменения хозяйственных механизмов прежде всего во внешнеэкономической сфере.

Региональные интеграционные объединения включат территориально близкие страны с примерно одинаковым уровнем социально-экономического развития. Почти все они находятся на низших уровнях хозяйственного единства. Реальное продвижение к объединению национальных хозяйств происходит в Западной Европе, где складывается экономическая общность в форме Европейского Союза (ЕС), и в Северной Америке (НАФТА).

2Открытая экономика, показатели степени открытости экономики.

Открытая экономика - экономика, где все субъекты экономических отношений могут без ограничений совершать операции на международном рынке товаров, услуг, капиталов и прочих факторов производства. В отличие от закрытой экономики здесь наблюдается свобода внешнеторговых сделок, устанавливается свободный валютный курс, а регулирование происходит через валютные резервы и нормативы. Открытая эко­номика означает, что страны активно участвуют в МРТ, экспортируют и импортируют значительную долю выпускаемых товаров и услуг, экспортируют факторы производства (труд, капитал, технологию) и свободны для их импорта, так же страны получают и предоставляют кредиты на мировых финансовых рынках и включены в систему международных финансово-эко­номических отношений. Открытая экономика исключает государственную моно­полию в сфере внешней торговли и требует активного исполь­зования различных форм совместного предпринимательства, организацию зон свободного предпринимательства, а также подразумевает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, инфор­мации и рабочей силы.

Степень открытости экономики во многом зависит от обес­печенности природными ресурсами, от численности населения, от емкости внутреннего рынка и от платежеспособного спроса населения. Можно сказать, что степень открытости экономики страны тем выше, чем более развиты в ней экономические отношения, чем больше в ее отраслевой структуре отраслей с углубленным технологическим разделением труда, чем меньше ее обеспеченность собственными природны­ми ресурсами.

Ключевые показатели:

Экспортная квота (Эк):

Эк = Э: ВВП ·100%,

где Э – стоимость экспорта за определенный период;

ВВП - стоимость валового внутреннего продукта за определенный период.

Характеризует значимость экспорта для экономики, т.е. показывает удельный вес экспортного производства в ВВП. Может рассчитываться как в целом, так и по отдельным отраслям (товарным группам). Чем больше экспортная квота, тем глубже участие страны в международных экономических связях. Высоким считается показатель, превышающий 30%.

Значительную степень открытости демонстрируют западноевропейские страны.Еще более высокие показатели имеют некоторые развивающиеся страны, тем не менее, в отличие от развитых стран, экономика данных государств почти целиком зависит от экспорта сырья. С другой стороны, мощнейшие государства имеют невысокую экспортную квоту: США - 7%, Япония - 12%.Но это свидетельствует не о низкой степени интегрированности данных стран в мировую экономику, а о больших объемах ВВП и наличии широкого внутреннего рынка.

Импортная квота (Ик):

Ик = И: ВВП ·100%,

где И – стоимость импорта за определенный период.

Показатель импортной квоты обычно высок в развивающихся и умерен или низок в развитых странах. Так, в Гайане он составляет 91%, Свазиленде - 88%, Суринаме - 68%, Йемене - 65%. В то же время во Франции этот показатель равен 23%, Италии - 22%, США - 14%, Японии - 10%.

Комбинация экспортной и импортной квоты дает представление о масштабах связи отдельных национальных экономик с мировым хозяйством.

Доля импорта в объеме национального потребления (Ди):

Ди = И: (ВВП + И – Э) ·100%,

Рост доли импорта в объеме национального потребления может свидетельствовать о расширении ассортимента, увеличении предлагаемых товаров (услуг), стимулирующем влиянии конкуренции. В то же время очень высокое значение данного показателя свидетельствует о сокращении отечественного производства из-за его низкой конкурентоспособности, о возникновении существенной и неоправданной зависимости отдельных отраслей, и экономики в целом, от импорта.

Внешнеторговая квота (ВТк):

ВТк = объем внешнеторгового оборота(ВТО) : ВВП ·100%, ВТО = Э + И,

Внешнеторговый оборот на душу населения (ВТОн/д):

ВТОн/д = ВТО: численность населения,

Показатель международного движения капитала (ПИИн/д):

объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ)н/д = ПИИ: Чн,

3Факторы, влияющие на степень открытости экономики.

Факторы, влияющие на степень открытости экономики:

Величина годового ВВП

Степень участия страны в международной производственной кооперации

Уровень экономического развития страны;

Степень интернационализации страны

государственная политика

Структура общественного производства;

Обеспеченность ресурсами;

Емкость внутреннего рынка.

Заметную роль в формировании открытой экономики сыграло государство. Оно взяло на себя функции стимулирования экспортных производств, поощряя вывоз товаров и услуг, содействуя кооперации с зарубежными фирмами, развитию внешнеэкономических связей. Создавалась правовая основа, облегчавшая приток зарубежных инвестиций, технологий, рабочей силы, информации.

Переход стран к все более открытой экономике был ускорен действиями транснациональных корпораций (ТНК). Стремясь освоить новые рынки, создавая в разных странах многочисленные филиалы, дочерние компании, ТНК обходили протекционистские барьеры чужих государств, интернационализируя международный экономический обмен.

Заметный прогресс во второй половине XX в. транспортных, ин- формационных средств связи также сыграл огромную стимулирующую роль в развитии открытости национальных экономик, увеличении мобильности населения. Постепенно шаг за шагом разрушались торгово-экономические, валютно-финансовые препятствия, в силу которых страны длительное время были отгорожены друг от друга. Либерализация международного обмена облегчила адаптацию национальных хозяйств к внешним условиям и воздействиям, способствовала все более активному их включению в международное разделение труда.

С 60-х гг. процессы открытости начинают распространяться на ряд развивающихся государств. С начала 80-х гг. приверженность политике открытости декларирует Китай. Термин «открытость» вошел в словари многих стран мира, например арабский - «инфитах», китайский - «кайфан».

4Основные этапы развития мировой экономики.

Современное мировое хозяйство возникло после промышленного переворота, в ходе перерастания капитализма в монополистический капитализм.

Номер этапа

Продолжитель-ность

Характеристика

XV-XVII вв.н.э.

Зарождение мирового капиталистического рынка: - великие географические открытия, - появление колоний, - революция цен, - мануфактурный период

XVIII-XIX вв.н.э.

Формирование мирового капиталистического рынка, зарождение и развитие общемирового разделения труда: - промышленный переворот, - буржуазные революции, - переход от мануфактурной к фабричной системе

Конец XIX – первая половина XX в.н.э.

Формирование системы общемирового разделения труда и на этой основе всемирного хозяйства: - электротехническая революция, - двигатели внутреннего сгорания, - экономический раздел мира, - переход к монополистическому капитализму

С 50-х гг. XX в. до настоящего времени

Функционирование системы общемирового разделения труда, усиление взаимозависимости экономик всех стран: - научно-техническая революция, - процессы интернационализации и интеграции

5Теории мировой торговли. Теория абсолютных преимуществ А. Смита.

А. Смит четко сформулировал, что благосостояние наций зависит не столько от количества накопленного ими золота, сколько от их способности производить конечные товары и услуги. Поэтому основная задача состоит не в приобретении золота, а в развитии производства за счет разделения труда и его кооперации. Наилучшим образом это может быть достигнуто в условиях, когда производители абсолютно экономически свободны и могут самостоятельно в рамках существующих законов выбирать род своей деятельности.

В соответствии с воззрениями А. Смита:

Правительствам следует не вмешиваться во внешнюю торговлю, поддерживать режим открытых рынков и свободы торговли;

Нации, так же как и частные лица, должны специализироваться на производстве тех товаров, в производстве которых у них есть преимущества, и торговать ими в обмен на товары, преимуществом в производстве которых обладают другие нации;

Внешняя торговля стимулирует развитие производительности труда путем расширения рынка за пределы национальных границ;

Экспорт является положительным фактором для экономики страны, ибо обеспечивает сбыт излишка продуктов, которые не могут быть проданы на внутреннем рынке;

Субсидии на экспорт являются налогом на население и ведут к повышению внутренних цен и поэтому должны быть отменены. Теория абсолютных преимуществ - страны экспортируют те товары, которые они производят с меньшими издержками (в производстве которых они имеют абсолютное преимущество), и импортируют те товары, которые производятся другими странами с меньшими издержками (в производстве которых преимущество принадлежит их торговым партнерам).

А. Смит придавал большое значение внешней торговле. По теории абсолютных преимуществ Смита, стране следует покупать те товары, которые другие страны предлагают по более дешевой цене, чем она сама может его изготовить. В обмен следует предлагать некоторую часть продукта своего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой имеется некоторое преимущество. Таким образом, по Смиту, при определении международной специализации страны, т.е. что производить и что продавать за границей, следует выбирать те товары, которые данная страна делает дешевле других.

6Теории мировой торговли. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо.

Давид Рикардо был сторонником свободной торговли и придавал большое значение развитию торговых связей с другими странами. Развивая идеи Смита, Рикардо доказал, что любая страна может участвовать с выгодой для себя во внешней торговле, а не только страны с абсолютными преимуществами. Даже если страна не имеет абсолютных преимуществ, она всегда имеет сравнительные преимущества, т.е. всегда есть что-то, что она делает лучше и дешевле, чем все остальное. Согласно теории Рикардо, каждая страна должна производить и вывозить товары с относительно меньшими издержками, хотя они могут быть выше, чем в других странах.

Экономическая безопасность

феномен открытости экономики с позиции угроз национальной безопасности страны*

Н. Н. КАУРОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента Е-mail: Kaurova. Natalia@gmail. com Финансовый университет при Правительстве РФ

В статье рассматривается влияние трансформационных процессов, происходящих в мире и характеризуемых повышением уровня открытости национальных экономик. Акцентируется внимание на сложности, однородности и неопределенности поведения глобальной финансово-экономической системы на уровень угроз национальной безопасности страны. Высказываются предположения о причинах подобных трансформаций и необходимости радикальных структурных реформ всей системы финансово-экономических отношений и общественного устройства как неотъемлемой части человеческого бытия.

Ключевые слова: открытая экономика, кризис, безопасность, управление, богатство, самоорганизация.

На протяжении последних тридцати лет - с усилением глобализационных процессов, интернационализации производства и международного разделения труда вопрос сущности и влияния уровня открытости национальных финансово-экономических систем на качественное развитие национальных рынков и степень угроз национальной безопасности страны является дискуссионным и важным как в мировом, так и в национальном

* Предположения, высказанные в данной статье, являются исключительно личным мнением автора и не отражают точку зрения Финансового университета при Правительстве РФ.

масштабах. Все большее значение приобретают проблемы распутывания сложного комплекса отношений и причинности, которые могут привести к кризису или повышению стабильности и служат угрозой национальным интересам.

Понятие «открытая экономика» характеризует порядок взаимодействия между национальными и глобальными макроэкономическими системами, реальными процессами и их (положительным и/ или отрицательным) влиянием на различные уровни - граждан, общество, мир.

Открытость экономики следует рассматривать в качестве неотъемлемой характеристики макроэкономической системы, обусловленной философией ее развития. С течением времени национальные экономики и мир в целом, в соотвествии с общими тенденциями к открытости торговли, движению капитала, ресурсов (в том числе трудовых) становятся все более и более открытыми.

Экономическая глобализация и открытость национальных систем, рассматриваемые как динамические процессы, создают как угрозы и вызовы для благополучия народов мира, так и позволяют отдельным системообразующим странам в условиях открытости мировых финансовых и экономических рынков реализовывать новую модель своего экономического роста посредством международной дискриминационной перераспределительной политики.

Частые международные дискуссии о природе «нового мирового порядка» начали проходить с момента окончания «холодной войны» в 1989 г., распада СССР в 1991 г., начала нового курса Восточной Европы. В результате этих глобальных подвижек относительно простая и стабильная модель биполярного послевоенного мира, используемая для стимулирования экономического роста и сохранения финансово-экономического паритета, была серьезным образом ослаблена и заменена на хаотичный, многополярный мир из пяти или более крупных держав, характеризуемый все более сложными формами интенсивного этнического, политического и экономического конфликта.

Проводимая крупнейшими мировыми державами (США, Японией и странами ЕС) политика по созданию всеобъемлющей финансово-экономической системы, в которой они определяют правила игры и осуществляют контроль за национальными и международными финансовыми рынками, при ключевом положении на рынках финансовых ресурсов и их решающем значении в мировой экономике должна была позволить данным странам избежать финансово-экономической нестабильности. Международные финансовые рынки стали ключевым средством реализации их социальных и экономических целей, а управление мировой финансовой системой - основным аспектом распределения ресурсов в интересах ведущих мировых экономик.

Многонациональные финансовые учреждения, имеющие абсолютное конкурентное преимущество в отношении главных расчетных иностранных валют, международных финансов, а также производных финансовых инструментов, монополизируя финансовые рынки, не заинтересованы в обеспечении реализации долгосрочных целей развития принимающих стран и сохранении сбалансированного развития мировой экономики. Вся их деятельность направлена исключительно на перераспределение богатства и экономических выгод из развивающихся стран в интересах крупнейших мировых держав. Подобное перетекание международного капитала часто приводит к крупномасштабным оттокам богатства из развивающихся стран, становясь причиной их экономического спада. При этом данная деятельность сопровождается усугублением неопределенности потоков капитала, передачей в страну - получателя капитала значительного количества угроз и рисков, нарушающих макроэкономическую стабильность.

Проведение подобной политики должно было позволить крупнейшим мировым державам сохранять финансовую стабильность и богатство в своих пределах без риска потери финансового суверенитета, что в свою очередь укрепляло бы их экономическую, политическую и военную безопасность.

Примат сформировавшейся (благодаря монопольной роли бумажной национальной валюты США в качестве общемировой единой резервной валюты) однополярной модели, основанной исключительно на интересах безопасности самих Соединенных Штатов и «союзнического взаимодействия», привел мир к нивелированию политических границ и высокой степени взаимозависимости мировой экономики.

Дискриминационная поддержка и «приоритет», как правило, носящие спекулятивные геополитические мотивы со стороны США по отношению к своим западным «союзникам», не только не устраняют сформировавшуюся однополярность, но еще в большей степени усиливают хаос во всей мировой финансово-экономической системе. Это происходит и в связи с тем, что создаваемый либеральный мировой экономический порядок имеет чрезвычайно низкое общественное понимание и поддержку, в том числе по ключевым вопросам функционирования рыночной системы, создания и распространения богатства.

В результате растущей экономической однопо-лярности управляемая экономическая глобализация сталкивает интересы национальных обществ и международного сообщества. При этом не только актуализируются вопросы национальной безопасности стран, но и постепенно смещаются механизмы решения конфликтных вопросов с уровня традиционной парадигмы национальной безопасности, финансовой, экономической политик и политических интересов стран на уровень глобальной, региональной и трансрегиональной безопасности.

В стожившихся условиях проблемы и угрозы безопасности не детерминированы исключительно национальными границами и определяются «новой многоуровневой территориальностью» - многоуровневым взаимодействием структурных образований в системе международных отношений, выходящим за рамки государственно-центричного подхода. Структура и роль данного взаимодействия в трансформации принципа территориального суверенитета как основополагающего в системе международных отношений весьма хорошо описываются

теорией сетей. Государство является лишь элементом глобальной сети, при этом далеко не всегда выполняя функцию контроля за поведением данных сетей. Таким образом, более реалистичен сценарий влияния сетевых структур на государство, а не наоборот. Это коренным образом меняет и усложняет обеспечение национальной безопасности, ослабляя не только роль государства в данном процессе, но и сокращая механизмы эффективного контроля и реализации соответствующих стратегий.

При этом, несмотря на пропаганду американской экономической и политической системы, ставшей моделью для всего мира, возвращение к свободному рынку и свободной конкуренции не способствует процветанию, эффективному международному сотрудничеству и миру во всем мире.

Современная мировая финансово-экономическая модель, сформированная в интересах ключевых мировых экономик, вышла из-под их контроля (в первую очередь из-под контроля США) Она стала хаотической системой, представляющей значительную угрозу их собственным национальным экономическим интересам.

Действительно, произошедшие за последние десятилетия эволюционные процессы наднационального масштаба также повлекли за собой увеличение связности на межстрановом уровне посредством сложной сети взаимных требований и обязательств, международной структуры собственности, инструментов хеджирования риска и участия в общих глобализованных рынках. При этом финансово-экономическая сеть стала заметно более плотной и сложной.

До 2007 г. большинство участников международных финансово-экономических отношений рассматривали стремительное развитие сети как неизбежный побочный продукт технического прогресса в области финансов, а возрастающую сложность и однородность сети - как неотъемлемые условия ее стабильности. Подтверждением общепринятого мнения служили и математические модели финансирования, указывающие до недавнего времени на стабилизирующее воздействие плотности и размера финансовой сети. В частности, им посвящены работы Ф. Аллена и Д. Гайла.

В то же время в любой неэкономической дисциплине (физика, биология и пр.) сложность и однородность вовсе не означают стабильность, а напротив, являются показателями хрупкости системы. И только после того, как финансовая система

в результате череды волн мирового финансового кризиса проявила свойства невозобновляемос-ти, а весь финансовый мир пришел в состояние постоянной повышенной неопределенности всей системы в целом, в экономических кругах стали появляться сомнения в верности общепринятой парадигмы развития и управления финансовыми и экономическими рынками. К таким выводам, в частности, пришли в своих исследованиях С. Моррис и Х. Шин, П. Кругман.

В результате данные страны не только не имеют возможности управлять поведением системы в условиях, пограничных хаосу и полной неопределенности, но и являются, по сути, очагами «инфекции», которая стремительно распространяется по всему миру, еще больше дестабилизируя всю глобальную финансово-экономическую систему.

Для выявления механизмов влияния на усиливающиеся негативные глобальные тенденции и поиска возможностей управления появляющимися угрозами необходимо понять первопричину стремительного роста открытости и связности национальных экономик и их трансформации в хаотическое состояние.

Повышению уровня открытости мировой экономики, появлению новых производственных мощностей, а также глобальному экономическому спаду способствовали значительные излишки производственных мощностей в ряде отраслей промышленности. Это согласуется с теориями перепроизводства и недопотребления таких ученых, как Т. Мальтус, Ж. Сисмонди, Дж. Гобсон, К. Маркс, Дж. Кейнс, Э. Хансен, Ф. Хайек и др. При этом зачастую существенно меньше внимания теоретическая экономическая мысль уделяет диспропорциональностям потоков капитала и их стоимости (часто выражаемой в учетной ставке ссудного процента)1.

Многие ученые пытались доказать первенство тех или иных факторов (кризиса перепроизводства, недопотребления и пр.) в обосновании негативной динамики развития экономики, забывая зачастую о необходимости сбалансированности развития и устранения причин, вызывающих дисбалансы в развитии сферы производства, потребления и рынков капитала. К примеру, теории недопотреб-

1Хансен и Хоутри доказывали взаимосвязь циклического развития экономики с экспансией и ограничением банковского кредита и движением учетной ставки.

ления, исследуя роль недопотребления населением конечных продуктов, не учитывают ключевых причин подобного недопотребления: социального расслоения в обществе и роста числа реципиентов социальной политики государства.

По сути, мировой финансовый кризис и формирующие его финансовые рынки в силу чрезвычайной мобильности денег явились первой «зоной поражения» модели самоуничтожающего человеческого бытия в целом и финансово-экономической системы в частности. Проблема же лежит намного глубже - в самой сути человеческого бытия и формирующих его способов производства и потребления материальных ценностей. При этом

имеются внутренние противоречия, обусловленные разной природой источников их формирования и заключающиеся в невозможности синхронизации и обеспечения необходимых темпов роста мирового производства и общественного потребления.

В результате возникает и со временем неизбежно экспоненциально нарастает ряд глобальных дисбалансов, выражающихся в постоянно увеличивающихся «разрывах»:

Между способностью общества производить и способностью потреблять произведенное. Скорость потребления все больше отстает от скорости мирового производства, необходимого и достаточного для поддержания достигнутых уровней развития;

Между объемом товарного и финансового рынков и их ролью в обеспечении экономического роста;

Между стоимостью ресурсов и финансовых активов (в первую очередь денег) и их ценой и т. п.

Тем самым обусловливается все большая неравномерность распределения богатства в мире. При этом все данные разрывы являются частями единого глобального цивилизационного процесса, диссонирующего с общим «космическим порядком».

В процессе развития общества неуклонно нарастающие дисбалансы приводят любую общественно-экономическую систему к критическому состоянию, воспринимаемому как «мировой кризис». Он может продолжаться бесконечно, а попытки его регулирования в рамках сложившейся идеологии неизбежно усиливают критическое состояние системы.

В отношении финансово-экономических отношений критическое состояние системы выражается в увеличении указанных дисбалансов, к примеру, в сокращении до минимального уровня прироста накоплений населения при одновременном увеличении до максимальных значений кредитной нагрузки и т. п.

Проводимая в последнее время антикризисная политика при сохранении сложившейся системы хозяйствования еще в большей степени обостряет имеющийся экономический конфликт как на национальном, так и на международном уровнях. Она лишь усиливает нисходящую тугую спираль диспропорциональностей, при которой увеличение диспропорциональностей приобретает необратимый процесс:

Невозможность обеспечивать необходимые темпы потребления сокращает производство, а

сокращение производства приводит к невозможности поддерживания необходимых темпов потребления;

Отказы экономики и сокращение темпов производства увеличивают разрыв с долей финансового сектора;

В финансовом секторе в силу сокращения количества и качества потенциальных и реальных заемщиков растут риски, способные в свою очередь посредством эффектов каскада весьма быстро перейти в системные, обусловливая тем самым уменьшение иммунитета и еще более скорый переход самой системы в критическое состояние, и т. п.

Локальное управление (на уровне государства) открытостью национальной экономики, установление границ открытости, определяемое уровнем развития страны, в условиях современных товарно-денежных отношений практически нереализуемы и лишены экономического смысла. Данная парадигма управления, применяемая в том числе и в России в целях обеспечения национальных интересов в рамках политики национальной безопасности, характеризуется предельно упрощенным восприятием реальности в сознательном ее отражении. Она не соответствует состоянию современной финансово-экономической системы.

В условиях сложившейся сложной открытой сети мировых финансово-экономических отношений локальная реализация точечных стимулирующих или заградительных мер не сможет обеспечить ни должного уровня национальной безопасности страны, ни достижения целей необходимых кардинальных преобразований.

Ограничения открытости могут грозить стране не только ослаблением ее конкурентоспособности на мировой арене, изоляцией от передовых научно-технических разработок и пр. Вследствие проведения изоляционной политики государство может еще в большей степени уменьшить роль своих финансовых и экономических рынков в мировой системе, увеличив тем самым уязвимость от коллективной динамики финансово-экономической сети, формируемой преимущественно ее ключевыми игроками.

При этом рост открытости мировой экономики неизбежно усиливает диспропорциональность всей мировой финансово-экономической системы (производя больше проигравших, чем победителей), обостряя противоречия и борьбу между отдельными странами, экономическими классами и

влиятельными группами и увеличивая тем самым системную уязвимость и негативную коллективную динамику.

Попытки нивелирования или сокращения системных угроз на фоне продолжающейся глобальной борьбы за долю рынка и технологическое превосходство в ближайшее время могут быть воплощены в выделении конкурирующих региональных блоков, борющихся за экономическое и политическое господство, в которых доминирует та или иная крупнейшая экономическая держава. Межгосударственное сотрудничество и интеграция в сфере безопасности на региональном уровне, в данном случае основанная на усилении эндогенной открытости и союзничества между геоэкономическими странами-партнерами, при одновременном ослаблении международной открытости являются потенциально наиболее простой, перспективной в реализации и эффективной стратегией безопасности.

Данный сценарий развития событий видится более реалистичным, но при этом менее эффективным в стратегическом аспекте развития. Подобная жесткая регионализация мировой финансово-экономической системы может нивелировать внешние кризисные проявления. Но, не устранив их первопричину, она лишь на время уменьшит имеющиеся проявления хаоса. Интенсивность этнических и националистических конфликтов на фоне обостряющихся диспропорциональностей международных экономических отношений при региональной модели мирового устройства со временем будет становиться все более острой.

Единственным действенным инструментом преодоления, недопущения скатывания в стадию неуправляемой кардинальной перестройки, при которой система перейдет в принципиально новое состояние, иную стадию развития, являются глобальные преобразования системы общественного производства и потребления, роли капитала в данном процессе и самое главное - формирование ценностно ориентированной культуры общественно значимых финансово-экономических отношений и человеческого бытия. То есть посредством построения новой модели и принципов управления экономикой и обществом, основанных на новых общественно-экономических устоях и справедливой перераспределительной когерентной межнациональной политике в целях достижения относительно устойчивого состояния мировой системы в интересах всех стран-участниц.

Описываемые кризисные проявления и динамика их развития являются не результатом ошибочного регулирования международных и национальных финансово-экономических систем в связи с непониманием со стороны правящей элиты ее текущего уровня сложности. Они порождаются самой сутью современной финансово-экономической системы, основанной на капиталистическом способе производства материальных ценностей и распределения богатства в мире, являясь одной из первопричин развития и распространения кризиса в мире.

Не усиливающаяся мобильность денег в мире, а именно возрастающая дипропорциональность между способностью мирового сообщества производить и потреблять лежит в основе мирового кризиса. В силу того, что источники формирования данных показателей различны, по мере развития мировой финансово-экономической системы разрыв между способностью системы производить и ее способностью потреблять произведенное будет только усиливаться. Уже сейчас во многих крупнейших мировых державах наблюдаются критические разрывы между сведением накоплений населения до минимального предела (к примеру, в США - 0 %, ЕС - 10 %, Японии - 1,9 %) и величиной кредитов, выданных населению, достигших максимальных пределов (превышающих уровень дохода человека в течение всей его жизни).

В итоге нарастающие дисбалансы приведут систему к «критическому уровню». Вся общественно-экономическая система трансформируется в принципиально новое состояние, иную стадию развития, при которой сложившаяся система производства рушится. Новое состояние общественно-экономической системы, переживаемое в настоящее время и воспринимаемое как «глобальный кризис», может продолжаться бесконечно, усиливаясь со временем.

Преодоление сложившейся ситуации возможно только вследствие изменения способа управления финансами, экономикой и обществом.

торое в современных условиях экспоненциального развития технологий становится лавинообразным (экспоненциальным). Пропагандируемая идеология потребления, власти денег, диктата псевдодемократических ценностей и государственных устройств уничтожает все, что мешает наращиванию темпов потребления.

Отсутствие понимания того, что подобное поведение в отношении конечных ресурсов Земли не только приводит к бесконтрольному расходованию самих ресурсов, но и противостоит единому «космическому порядку», формирующему эволюционное движение всего сущего и являющемуся единым универсальным законом развития, единообразно описывающим эволюцию любых систем (как биологических, так и небиологических), проявляется в кризисе всей системы нашего бытия. Происходит рост социальной напряженности, продолжаются этнические и религиозные войны, финансовые и экономические конфликты и т. п., ускоряя приведение всей системы к критическому состоянию и закономерному самоуничтожению.

Стратегия выхода из сложившегося кризиса и переход мировой финансово-экономической системы в принципиально новое состояние, в иную стадию развития возможны только в случае поэтапного глобального преобразования системы общественного производства и финансовых отношений как неотъемлемой части всего человеческого бытия.

Требуемые в связи с этим радикальные структурные реформы всей системы финансово-эконо-

мических отношений и общественного устройства должны основываться на принципе эффективного управления открытыми финансово-экономическими системами - контроле за недопущением подобных дисбалансов производства-потребления и денежных потоков:

Сверхдоходов;

Сверхпотребления;

Сверхбедности;

Недопотребления;

Расточительной траты мировых ресурсов в интересах меньшинства и т. п.

Эти реформы необходимо дополнить системной трансформацией человеческого бытия.

Это является единственным путем к преодолению сложившейся критической ситуации в мире и нивелированию угроз национальной безопасности России, вызванных открытостью и повышенной уязвимостью ее экономики.

Список литературы

1. КругманПол. Возвращение Великой депрессии?: перевод с англ. М.: Эксмо. 2009.

2. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537.

3. Сорос Дж. Новая парадигма финансовых рынков: перев. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2008.

4. Allen F. and Gale D. Journal of Political Economy. 108(1):1-33. 2001.

5. Allen F. and Gale D. Systemic risk and regulation. NBER in a volume on the Risks of Financial Institutions edited by M. Carey and R. Stulz. 2005.

6. Boccaletti S., Latora V., Moreno Y., ChavezM., Hwang D.-U. Complex networks: structure and dynamics Physics Reports 424. 175-308. 2006.

7. Carmi S., Wu Z., Liopez E., Havlin S. and Stanley H. E. Transport between multiple users in complex networks Eur. Phys. J. B 57. 165-174. 2007.

8. Krugman P. The Return of Depression Economics and the Crisis of 2008. Norton. New York. 2009.

9. Kim and Mauborgne. Blue Ocean Strategy. Harvard Business School Press. 2005.

10. Morris S. and Shin H. Financial regulation in a system context. Brookings Panel on Economic Activity. September. 2008.

11. Soros G. New Paradigm for Financial Markets. Trans. with Engl. MA: Publisher: Mann, Ivanov and Ferber. 2008.

12. Zhenhua Wu, Lidia A. Braunstein Shlomo Havlin and Eugene Stanley H. Transport in Weighted Networks: Partition into Superhighways and Roads. Physical review letters prl. 96. 148702. 2006.

Для характеристики степени участия той или иной страны в системе международных экономических связей или степени открытости национальной экономики используется целый ряд показателей. Среди них следует назвать прежде всего экспортную (К эксп) и импортную (К имп) квоты, удельный вес стоимости экспорта (импорта) в стоимости ВВП (ВНП):

где и - стоимость соответственно экспорта и импорта.

Другим показателем является объем экспорта, приходящийся на душу населения ():

где Ч н – численность населения страны.

Экспортный потенциал страны оценивается той долей произведенной продукции, которую может продать страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики, внутреннего потребления:

где Э п – экспортный потенциал (коэффициент имеет только положительные значения, нулевое значение указывает на границу экспортного потенциала); Д д.н. – предельно допустимый доход на душу населения.

Другим показателем является соотношение доли страны в мировом производстве ВВП (ВНП) и ее доли в мировой торговле. Данный показатель позволяет сопоставить вклад страны в мировое производство благ и ее интегрированность в мировую торговлю. Подобного рода расчеты могут проводиться и в отношении отдельных отраслей производства с учетом их участия в международном обмене. Однако, обращаясь к данному показателю, необходимо быть осторожными в оценках.

Крупные страны обладают огромным внутренним рынком и поэтому, как правило, несмотря на значительные абсолютные объемы экспорта, их доля в мировой торговле может быть не столь значительна. Еще в большей степени это верно в отношении доли экспорта в ВВП (ВНП). Напротив, небольшие и средние страны, для которых внешние рынки являются неотъемлемым атрибутом налаживания крупномасштабного производства, как правило, «проигрывают» по доле в мировом производстве, и «выигрывают» по доле своего участия в мировой торговле. У таких стран и наиболее высокие показатели доли экспорта в ВВП (ВНП).

Внешнеэкономическая политика: протекционизм и либерализм

Осознавая факт возможного существенного воздействия участия страны в мировой торговле на национальную экономику в целом и на отдельные ее сектора, государственные органы разрабатывают внешнеэкономическую политику адекватно сложившейся ситуации как внутри страны, так и на мировых рынках. В связи с этим условно можно выделить два подхода к регулированию внешнеэкономических связей и прежде всего торговли: протекционизм и либерализм.

Политика протекционизма означает осуществление системы мер по защите того или иного сектора экономики или ее в целом от внешних конкурентов. Классическим видом является торговый протекционизм, который предполагает введение импортных пошлин или таможенных

тарифов с целью защитить отечественную промышленность, сельское хозяйство от наплыва дешевых товаров из-за рубежа. Введение пошлин на импортируемые товары позволяет поднять цены на них до уровня цен на аналогичную отечественную продукцию. Таможенные пошлины - это процентные надбавки к цене ввозимых товаров.

По своим размерам таможенные пошлины могут быть максимальными, минимальными и льготными (преференциальными). Максимальные пошлины, как правило, устанавливаются на товары, ввозимые из стран, с которыми отсутствуют регулярные торгово-экономические отношения. Минимальные пошлины, взимаются с товаров тех стран, с которыми экономические отношения носят традиционный характер. Преференциальные пошлины используются с целью поддержания импорта данных видов продукции из тех или иных стран.

Кроме того, довольно часто страны прибегают и к таким нетарифным ограничениям, как лицензирование, соблюдение национальных и межгосударственных стандартов качества, безопасность поставок, а также введение различного рода сложных бюрократических таможенных процедур. В последние десятилетия в практике внешних экономических отношений получили относительно широкое распространение так называемые добровольные экспортные ограничения.

Протекционистская внешнеэкономическая политика несет в себе как положительные, так и негативные моменты для национальной экономики и общества. К положительной ее стороне необходимо отнести следующие функции протекционизма: защита отечественных товаропроизводителей от зарубежных конкурентов; поддержка развития зарождающихся производств и отраслей; создание дополнительных рабочих мест в стране; обеспечение экономической и национальной безопасности государства; недопущение переориентации потребительского спроса с отечественной продукции на

импортную; формирование государственных доходов; поддержание на требуемом уровне торгового баланса страны.

Негативные аспекты политики протекционизма можно свести к следующим последствиям: замедление научно-технического прогресса; нейтрализация фактора внешней конкуренции; обособление структурных сдвигов в национальной экономике; повышение цен не только на импортные, но и на аналогичные товары отечественного производства; перераспределение доходов потребителей в пользу государства.

Либерализм (политика свободной торговли, или фритредерство) - это политика на устранение барьеров на пути международного обмена. В основе либерализации внешней торговли заложены принципы сравнительных издержек и преимуществ, а также свободной конкуренции. При этом предполагается, что в результате открытости национальных экономик непременно все страны - участницы мировой торговли выигрывают.

Однако, как свидетельствует исторический опыт, призыв к фритредерству исходит исключительно от тех стран, которые добились наиболее крупных успехов в своем развитии, конкурентоспособности подавляющей части секторов национальной экономики. Оно же ведет к неизбежному использованию протекционистской политики теми странами, у которых оказывается недостаточный уровень промышленного развития и конкурентоспособности отечественной продукции на внешних рынках.

Обращает на себя внимание и тот факт, что страны, проповедующие политику свободной торговли, под различными предлогами выступают с угрозами о принятии протекционистских мер или вводят их, как только та или иная отрасль их экономики начинает испытывать давление со стороны производителей других стран.

Нельзя абстрактно рассуждать, оценивая протекционистскую или либеральную внешнюю экономическую политику той или иной страны, требуется войти в ее положение. То, что является неприемлемым и вредным

для одной страны, может оказаться благоприятным и необходимым для другой. Следует помнить, что в международном обмене нет чисто экономических критериев (хотя и теоретически, и практически они могут быть использованы), так как на него накладывают отпечаток внешняя политика страны и ее место в международном сообществе, состояние хозяйственных и социальных проблем внутри страны, ее геополитическое положение.

Основной чертой открытой экономики является свободная конкуренция, ей не свойственна монополия. Внутренний рынок доступен для зарубежных компаний, трудовых ресурсов, иностранного капитала. В то же время субъекты хозяйствования могут свободно выходить на внешние рынки.

Признаки открытой экономики

При открытой экономике происходит распределение мирового капитала, обмен знаниями, технологиями, квалифицированными кадрами. Это приносит пользу обществу, а также государству в целом.

Открытой экономике присущи следующие признаки:

  • специализация экономики ориентирована не только на внутренний рынок, но и внешний;
  • происходит сопоставление цен на отечественные и зарубежные товары, что в конечном итоге приводит к снижению стоимости для потребителей;
  • часть операций отечественных субъектов хозяйствования ориентирована на экспорт;
  • при организации производства, разработке технологий, учитываются зарубежные тенденции;
  • международные договора и обязательства находятся в приоритете.

Следует отметить, что абсолютно открытой экономики не существует, так как определенные ограничения все же присутствуют. Притом в каждой стране эти ограничения разные и связаны в большей степени с защитой внутренних интересов страны и поддержкой отечественных субъектов хозяйствования. Мера открытости определяется внешнеэкономической политикой государства. В зависимости от этого, принято различать два типа открытой экономики:

  • Большую — характеризуется высокой степенью открытости и глобализации национальной экономики. Многие субъекты хозяйствования работают на внешних рынках и способны оказывать на него существенное влияние
  • Малую — характеризуется невысокой степенью открытости. Хотя такую экономику закрытой назвать нельзя, так как доступ к внешним рынкам она имеет и представлена на них, но это присутствие слабое и не оказывает на него влияния.

Степень открытости экономики не может полностью регулироваться государством. На нее влияют другие факторы:

  • обеспеченность страны всеми необходимыми ресурсами;
  • структура национального производства;
  • насыщенность внутреннего рынка;
  • степень развития национальной экономики.

Преимущества и недостатки

Модель открытой экономики достаточно актуальна в эпоху глобализации. Она предусматривает интеграцию многих процессов в международные отношения. Это дает положительный эффект и создает благоприятные условия для развития национальной экономики. К преимуществам открытой экономической модели можно отнести:

  • международная кооперация производства;
  • углубление международной специализации;
  • обмен передовым опытом;
  • получение инновационных технологий;
  • доступ к дешевым финансовым ресурсам.

Несмотря на очевидные преимущества, открытая экономика имеет и определенные недостатки:

  • финансовая и технологическая зависимость от других государств;
  • риск спада отечественного производства;
  • изменение структуры отечественной экономики.

Чтобы нивелировать негативные последствия интеграции отечественной экономики в мировую, государство предпринимает комплекс мер по защите отечественного производителя и поддержке его при выходе на внешние рынки, разработке и внедрении инноваций.