Экономика и экономическая наука. Возникновение и развитие экономической науки Появление экономики как науки

Экономика считается одной из самых древних наук. Так, уже первобытные люди владели основами экономических знаний, имели определенные представления о ведении хозяйства, об отношениях, складывающихся между членами общины в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами. Однако эти представления еще не выделялись в самостоятельную область знаний, существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, являлись составной частью мировоззрения людей вообще.

В процессе становления и развития экономической науки можно выделить несколько крупных периодов.

Зарождение экономической мысли относится к доиндустриальному периоду истории, охватывая древние цивилизации Востока, Грецию, Римскую империю (IV тысячелетие до н.э. — V в. н.э.). В это время для экономической мысли была характерна ее недифференцированность от религиозной идеологии и политико-правовых взглядов. Зафиксированные в письменных источниках экономические воззрения касаются в основном проблем функционирования и рациональной организации хозяйства и труда, системы государственного управления, ответственности за собственность. Это социально-философские трактаты отдельных лиц, своды законов, договоры, тексты Ветхого и Нового Завета, позже — Корана.

Считается, что в эпоху Античности древнегреческий мыслитель Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.) впервые предложил название «экономика» («домостроительство», «домострой») , то есть учение об искусном ведении домашнего хозяйства в своём трактате трактата «Ойкономия», где было описано ведение хозяйства в представлении древних греков. Этот трактат охватывает все стороны быта того времени (от религиозных ритуалов и распределения обязанностей в доме до ведения сельского хозяйства). Это связано с тем, что хозяйства были натуральными, т. е. сами обеспечивали себя всем необходимым.

Дальнейшее развитие экономической мысли происходило в эпоху Cредневековья , которая также охватывает большой исторический период (в Западной Европе — с V в. до буржуазных революцией XVII-XVIII вв., в России — с IX в. до реформы 1861 г.; в ряде стран Азии и Африки феодальные отношения сохранялись и в XX в.) В это время формируются взгляды по проблемам сословного положения, владения землей и распределения доходов, отношений корпоративного типа (соседские общины, городские коммуны, ремесленные цеха, купеческие гильдии, монастырские и рыцарские ордена и т.д.). Политическая власть находилась в руках светских и церковных феодалов (собственников земли), огромную роль играли традиции и господствовало религиозное мировоззрение. Еще одна особенность — повышенный интерес к товарно-денежным отношениям. Основными теоретиками были схоласты, экономические идеи черпались также из ересей (например, — равенство, обязанность трудиться, осуждение продажи индульгенций), требований крестьянских восстаний, раннеутопических социалистических идей.

В условиях разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений возникла первая школа политической экономии — меркантилизм (середина XV в. — середина XVIII в.). Именно с этого периода (XVI-XVII вв.) можно говорить об экономической теории как самостоятельной науке, так как появилась первая система экономических взглядов , в центре которой оказалась проблема богатства.

Меркантилисты (Т. Мен в Англии, А. Монкретьен и Ж.Б. Кольбер во Франции) считали, что доход создается в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах — золоте и серебре. Поэтому они ставили цель экономической политики государства — всеми способами привлекать в страну эти металлы. Источником богатства, по их мнению, являлась внешняя торговля.

Меркантилизм возник в преддверии и во время великих географических открытий, захвата колоний, роста влияния городов и делился на ранний и поздний (первый — до середины XVI в., второй — середины XVII — начало XVIII в.). Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса, направленная на увеличение количества золота и серебра в стране законодательным путем. В целях удержания денег запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранные купцы были обязаны истратить на покупку местных товаров. Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивался путем вывоза национальных товаров за рубеж. При этом выдвигалось требование: вывозить больше, чем ввозить.

Расцвет меркантилизма в России пришелся на времена Петра I, причем он имел свою специфику, отразившуюся во взглядах Ивана Посошкова, Юрия Крижанича, Афанасия Ордин-Нащокина. Они, в отличие от зарубежных представителей, особое внимание уделяли развитию промышленности, сельского хозяйства, т.е. не ограничивались рационализацией внешней торговли.

Меркантилизм для своего времени был прогрессивным явлением, поскольку способствовал развитию производительных сил, становлению капиталистического способа производства. Однако, занимаясь анализом лишь процесса обращения, меркантилисты не смогли вскрыть глубинных закономерностей экономического развития.

Политика протекционизма была выгодной для многих стран, где были развиты идеи меркантилизма (Англия, Франция и др.), но к концу XVII — началу XVIII в. привела к ограничениям в торговле, конфликтам, ухудшению дел в отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Меркантилизм вступил в противоречие с потребностями экономического развития. Ему на смену пришла классическая буржуазная политическая экономия.

Разложение меркантилизма и зарождение классической буржуазной политической экономии относится к XVII в. В этот период на базе промышленного переворота происходит буржуазная перестройка производства, господство торгового капитала сменяется господством промышленного капитала.

Классическая политическая экономия придала экономической теории подлинно научный характер:

  • Во-первых, она сделала предметом своего анализа внутренние закономерности сферы производства материальных благ, открыв в нем реальный источник общественного богатства.
  • Во-вторых, она не ограничилась лишь описанием экономических явлений, процессов, а перешла к выявлению их глубинной сущности и законов развития, которые рассматривались как объективные, естественные. В систему экономического анализа был введен метод научной абстракции.
  • В-третьих, одним из главных достижений стало создание ее представителями трудовой теории стоимости.
  • В-четвертых, в трудах ее представителей представлена практически современная система экономических категорий (товар, деньги, заработная плата, рента, процент и др.), раскрыто их экономическое содержание.

В классической политэкономии образовались две школы: английская и французская. Первым представителем в Англии считают Уильяма Петти (1623-1774), главными фигурами — Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823), а завершителем — Джона Ст. Милля (1806-1873). Двое первых жили в эпоху мануфактурного производства, а два последних — в эпоху промышленного переворота. В работах Смита и Рикардо особенно четко показана роль труда как созидателя богатства, его всесторонние характеристики (разделение труда, производительность, характер труда и т.д.). Выработаны основные понятия экономической науки (особенно стоимость, капитал, продукт и его структурные части, рента и т.д.). Сама экономическая теория впервые предстала как цельная система и как особая отрасль знаний.

Во Франции основателем классической школы является Пьер Буагильбер (1646-1714), после которого она была представлена школой физиократов (дословно — «власть природы»). Представители школы физиократов (Ф. Кенэ, А. Тюрго) видели источник прироста богатства нации в земледелии, сельскохозяйственном производстве, промышленность же определялась как «бесплодная» сфера, не создающая «чистого продукта». Кроме того, физиократы в лице Ф. Кенэ (1694-1767) сделали гениальную попытку анализа общественного воспроизводства. Для этого они установили баланс пропорций между натуральными и стоимостными потоками и частями совокупного общественного продукта и субъектами производственных отношений — классами общества.

В XIX в. экономическая теория приобретает уже довольно сложный характер, порождая направления и школы как внутри классической буржуазной политэкономии, так и ее антипода — «пролетарскую политэкономию».

В самый канун XIX в. разразилась французская буржуазная революция, затем в первой его трети произошел скачок производительных сил на базе парового двигателя и ткацкого станка. В период промышленного переворота налаживалось массовое производство материальных благ, начался расцвет металлургии, горного дела, станкостроения. Вместе с этими сдвигами шло появление инженеров как массовой профессии, формирование промышленного пролетариата, его первых классовых битв (1830, 1848), создание тред-юнионов (профсоюзов). Начались (с 1825 г.) кризисы перепроизводства, произошли масштабные колониальные завоевания, стали формироваться национальные государства, прогремели наполеоновские войны.

Все это привело к появлению нескольких новых самостоятельных (обособленных) течений в экономической мысли:

  • во-первых, более умеренного, чем классики, крыла так называемых «буржуазных», или «вульгарных» (по определению К. Маркса), экономистов (Ж.-Б. Сэй, Ф. Бастиа, Т.Р. Мальтус, Дж. Мак-Куллох, Дж. Милль), развивавших учение классиков;
  • во-вторых, к критике капитализма с мелкобуржуазных позиций (С. де Сисмонди, П.Ж. Прудон) — выработке направлений его видоизменения путем реформ;
  • в-третьих, к появлению утопического социализма в его классической форме (А. Сен-Симон и Ш. Фурье во Франции и Р. Оуэн в Англии) — учению о справедливом устройстве общества на социалистических началах;
  • в четвертых, к появлению марксизма (пролетарского направления) — радикальной экономической теории, трактовавшей ход истории как классовую борьбу, обосновывавшей экономическую необходимость устранения эксплуатации человека человеком, экспроприации экспроприаторов,

Сегодня с учетом современного развития экономической науки требуется углубленное изучение взглядов всех этих экономистов. Особого внимания заслуживает наследие К. Маркса и Ф. Энгельса, в произведениях которых дана оригинальная трактовка многих принципиальных проблем экономической науки — предмета и метода политической экономии, системы экономических отношений капитализма, закономерностей перехода от одной формации к другой, классовых взаимоотношений пролетариата и буржуазии. В дальнейшем марксистская политическая экономия развивалась в трудах В.И. Ленина, Г.В. Плеханова, К. Каутского, Р. Гильфердинга, Е.С. Варги, Б.Ф. Поршнева и других ученых-марксистов.

В немарксистской политической экономии с конца XIX в. по настоящее время сложился ряд признанных научных экономических школ и направлений:

  • Австрийская школа (К. Менгер, Ф. Фон Визер, Е. Бем-Баверк) — поставили в центр своего анализа человека с его потребностями, привнесли в экономику «метод робинзонад». Особая заслуга — формулирование теории предельной полезности. Идеи австрийской школы внесли весомый вклад в формирование неоклассического направления в экономической науке.
  • Неоклассическое направление объединяет сразу несколько школ — кембриджскую (А. Маршалл, А. Пигу), лозаннскую (Л. Вальрас, В. Парето) и американскую (Дж. Б. Кларк). Общая особенность — широкое применение математических методов, методологии маржинализма (анализа предельных величин) в экономике.
  • Институционализм (Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл) — характеризуется критикой монополистического капитализма, защитой интересов «среднего класса» на основе проведения экономических реформ.
  • Кейнсианство (Дж. М. Кейнс) — в целях решения проблемы безработицы и кризисов предложена теория «регулируемого капитализма» на основе управления спросом.
  • Неоконсерватизм — (монетаризм, теория предложения, теория рациональных ожиданий) — защита идей свободного предпринимательства и принципа саморегулирования рыночной системы. Рынок признается наиболее эффективным способом организации хозяйства, роль государства сводится к обеспечению условий для свободной конкуренции.

Современная экономическая мысль Запада характеризуется углублением представлений о механизмах экономического роста, денежно-финансовой политики, возрастанием удельного веса глобальных теорий «открытой экономики», увеличением числа специальных теорий — экономики благосостояния, региональной экономики, теории развития и др.

Таким образом, экономическая теория прошла длительный исторический путь становления и развития. На протяжении этого времени человечество накапливало знания об экономике. Впервые термин «экономика» появился в эпоху Античности, но только в Новое время сформировалась экономическая наука. В результате её дальнейшего развития и дифференциации отдельных областей возникла экономическая теория как самостоятельная научная дисциплина , имеющая собственный предмет и метод исследования.

Возникновение экономической науки.
На основе анализа многочисленных отечественных и зарубежных работ по вопросам экономической теории можно выделить 3 этапа ее развития: экономия, политическая экономия, экономикс.

Первый этап - экономия. Экономическая наука сначала возникла как наука про экономию, умелое ведение домашнего хозяйства. Ее целью было воспитание у граждан рационально вести свое хозяйство (этот термин встречается еще в трудах Аристотеля в эпоху рабовладельческого строя). В эпоху феодализма экономическая наука трактовалась с позиций Священного писания. В библейских текстах ⌠справедливая цена ⌠ на товар рассматривалась, например, с точки зрения христианских норм морали, а ростовщичество осуждалось как противоестественное обогащение и как явление, которое ⌠губит человеческую душу¦.

Экономическая теория как наука (т.е. систематизированное знание о сущности экономики) возникла в 17-18 вв. в период становления капитализма.

Меркантилизм.
В Англии, Италии, Франции и др. Странах первоначально возникла теоретическая школа - МЕРКАНТИЛИЗМ (от итал. ⌠мерканте¦ - торговец, купец). Она считала, что богатство людей - это золото, деньги, за которые все можно купить. Такие представления были не случайны. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности - международной торговле, приносящей большие доходы. Здесь прирост богатства был очевиден. В то время товары в одной стране покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким. Меркантилисты советовали государству расширять торговлю и накапливать золото в стране.

Французский меркантилист Антуан де Монкретьен (1575-1621 гг.) дал экономической теории название ⌠политическая экономия¦ (где определение ¦политическая¦ образовано от греческого ⌠политика¦ - искусство управлять государством), что означало: наука государственного управления экономикой. Этим подчеркивалось активное участие государства в хозяйственной деятельности.

Физиократы.
Другое направление экономического учения, возникшего как реакция на меркантилизм, было представлено в трудах ФИЗИОКРАТОВ (от греч. физио - природа, и крат- власть), Основатель этого направления - Кенэ. Примечательным для этого учения явилось то, что они перенесли исследование происхождения прибавочного продукта из сферы обращения в сферу производства, но ограничили ее только сферой земледелия. Промышленность они считали непроизводительной отраслью.Классическая политическая экономия.
Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал. Ему на смену пришла КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ. Это направление экономической теории признавало действительным источником богатства производство материальных благ. Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства, распределения обмена и потребления полезных вещей. Классическая политическая экономия перешла к исследованию сущности экономических явлений (напр., обмена товаров на деньги) и законов хозяйственного развития.

Выдающимся основоположником английской классической политической экономии является Адам Смит (1723-1790 гг.). Он впервые систематизировал научные знания и изложил их в книге ⌠Исследование о природе и причинах богатства народов¦. После этого экономическая теория стала преподаваться в высших учебных заведениях.

В эпоху, когда в Европе царил феодальный гнет и произвол, А.Смит смело выступил за торжество нового общественного устройства, в котором развитие хозяйства идет в соответствии с объективными законами экономики. ⌠Естественным порядком ⌠ в области экономической жизни он считал господство частной собственности, свободную конкуренцию и свободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Классическая политическая экономия создала свое учение о богатстве общества. Она установила, что природа, образно говоря, ⌠мать¦ богатства. Она снабжает людей средствами жизни (рыба, плоды, руды и т.д.) ¦Отцом¦ богатства был провозглашен труд (англ. экономист Петти) . Он явился зачинателем трудовой теории стоимости.

Идеи А.Смита в последующем были развиты другим английским экономистом Д.Рикардо (1772-1823 гг.) В работе ⌠Цена золота¦ он заложил основы количественной теории денег, где он с критических позиций излагал свои суждения по теории стоимости, ЗП, капитала, земельной ренты и т.д.

Близким к представителям классической политической экономии является англ. экономист Милль (1806-1876 гг.). Он считал, что законы производства не зависят от социально-экономического строя, тогда как распределение можно регулировать. Стоимость он сводил только к издержкам производства, был сторонником реформ, сдерживающих рост народонаселения.

Английская политэкономия создала трудовую теорию стоимости. В ней утверждалось, что труд работников, производящий товары, создает их стоимость. Последняя соизмеряет между собой товары и деньги. Применяя трудовую концепцию стоимости к изучению капиталистической экономики, А.Смит основал теорию прибавочной стоимости. Он считал, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Последняя лишь частично достается им - (ЗП), остальную часть - прибавочную стоимость - присваивают капиталисты.

Французский экономист Ж.Б. Сей (1767-1832 гг.) - основной труд - ⌠Трактат политической экономии¦. В нем он полностью отошел от трудовой теории стоимости, отождествив последнюю с полезностью вещи. В ее создании участвуют 3 фактора: труд, капитал, природа, приносящие социальные доходы, ЗП, прибыль и земельную ренту. Следует заметить, что эту теорию широко используют современные экономисты на Западе. Ж. Сей трактовал производство как чисто технический процесс, не признавал неизбежности экономических кризисов, был сторонником свободной торговли.

Марксизм.
Учение английских классиков по новому продолжил К.Маркс (1818-1883гг.) . В своем главном труде ⌠Капитал¦ над которым он работал 40 лет, он глубоко и всесторонне разработал теорию прибавочной стоимости и теорию стоимости, опираясь на фактический материал о развитии капитализма в Англии. Маркс стремился поставить политическую экономию на службу интересов рабочего класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности ряда высказанных им положений.

В конце 19 столетия сама хозяйственная жизнь продемонстрировала определенную ограниченность классического направления политэкономии.

Во-первых, это не соответствовало историческим особенностям Англии периода 17-19вв. (господство единоличной формы капитала, свободной конкуренции и невмешательства государства в экономику.)

На рубеже 19-20 веков экономика сильно преобразилась (в ней стали преобладать крупные акционерные общества, которые стремились подавить конкурентов, государство стало активно вмешиваться в хозяйственную жизнь). Во-вторых- при разработке учения о рыночной цене английские классики и К.Маркс глубоко раскрыли ее зависимость главным образом от производства, от предложения товаров на рынке. Однако такой взгляд был односторонним. Не было в должной мере изучено воздействие спроса покупателей на цену.

Продолжателем идей К.Маркса и его сподвижника Ф.Энгельса в области экономической теории явился В.И.Ленин (1870-1924 гг). В многочисленных трудах он конкретизировал учение К.Маркса применительно к новой исторической обстановке, развил теорию воспроизводства, доказал, что в капиталистически развивающейся стране происходит расслоение мелких собственников на богатых и бедных и др. вопросы.

Неоклассическое направление.
В последней трети 19в. В Австрии, США, Англии произошел подлинный переворот в экономической теории: возникло НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ (по греч. неос - новый). Основу неоклассической теории составили разработки 3-х научных школ: австрийской- К.Менгер, Э. Бем-Баверк и Ф. Визер; кембриджской - А. Маршалл и лозаннской - Л. Вальрас.

Сторонников неоклассического направления объединяет представление о том, что рыночная экономика будет функционировать наилучшим образом, если представить каждому из ее субъектов мах экономическую свободу. В этом смысле неоклассики - прямые последователи А. Смита. Они были и остаются защитниками традиционных ценностей капиталистической экономики - то есть частной инициативы и свободы частного предпринимательства, отсутствие государственного регулирования. Эти ценности, с их точки зрения, есть главные условия эффективности всей общественной системы. В центре внимания неоклассической теории - отдельная фирма, отдельный потребитель, мах прибыли и минимальные затраты, т.е. микроэкономика.

Экономикс.
Неоклассическая теория является одной из 3-х течений современной западной экономической теории (экономикса). Западная экономическая теория в отличие от марксизма, представляет собой не целое, а совокупность различных течений, школ, иногда резко различающихся методами анализа, конечными выводами и рекомендациями в области экономической политики. Отсутствие единства взглядов среди западных экономистов - не следствие слабости науки, а отражение многообразия экономической действительности, ее противоречивости и изменчивости. ⌠Экономикс¦ исходит из того, что научное знание может постичь истину лишь с известной степенью приближения и учитывая происходящие в экономической жизни изменения, уточняет или отбрасывает устаревшие представления, приходит к новым выводам.

Современная экономическая теория развивается в основном в рамках трех основных течений: 1) неоклассическое (о нем было сказано выше), 2) теория регулируемого капитализма, 3) институционализм.

Современная экономическая теория.
Становление и развитие теории РЕГУЛИРУЕМОГО КАПИТАЛИЗМА началось в 30-х годах 20-го века. Ее главная идея состоит в том, что государство должно активно вмешиваться в экономическую жизнь. Это учение отрицает способности рыночного механизма к саморегулированию, т.е. считает, что рыночная экономика не может сама ⌠вылечить¦ себя от таких болезней, как безработица, инфляция, низкие темпы экономического роста, кризисы. По мнению теоретиков этого направления, рыночный механизм должен быть безусловно сохранен (ибо в смысле экономической эффективности ему нет альтернативной замены), но дополнен всесторонним государственным регулированием.

Наиболее признанная школа, предложившая свои рецепты регулирования экономики, связана с работами английского. ученого Джона Мейнарда (1883-1946гг.)

Весьма оригинальное течение в ⌠Экономикс¦ составляет так называемый ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ. Это течение довольно расплывчато, т.к. взгляды его представителей сильно различаются по целому ряду проблем. Однако можно выделить некоторые ведущие идеи этого течения:

      1. институционалисты не замыкаются на анализе чисто экономических отношений, а призывают учитывать все условия, влияющие на хозяйственную жизнь - т.е. формы хозяйственной организации, нормы поведения, юридические законы, обычаи, традиции.
      2. они предлагают изучать не столько как функционирует, сколько как развивается, видоизменяется капиталистическое общество. Причем для них характерно в целом критическое отношение к капитализму и требование расширения социальных программ с помощью государства.
    3. Рынок - это не нейтральный и не универсальный механизм распределения ресурсов. Он стремится не к удовлетворению потребностей людей, а к поддержанию и обогащению крупных предприятий (монополий). Основа власти крупных предприятий - техника, а не законы рынка. Против диктата предпринимателей необходимы совместные действия профсоюзов и государства. Кроме того, государству необходимо взять под свою опеку такие жизненно важные сферы как экология, образование и здравоохранение.

Основоположником институционализма считается американский ученый Т.Веблен

К числу крупнейших экономистов современности, разработавших многие направления экономической теории в Украине, следует отнести И.Лукинова, Ю.Пахомова, В. Черняка, А.Чухно.

Знакомство с основными вехами истории развития экономической теории показывает, насколько это сложный и противоречивый процесс, отражающий сложность и противоречивость самого объекта изучения v экономической жизни общества.

Ни одна из многочисленных теорий, школ, течений не смогла объяснить этот процесс во всей полноте, но каждая из них вносит свою лепту в познание экономических закономерностей.

При изучении последующих тем курса мы ближе познакомимся с основными направлениями экономической теории.

По своей натуре перфекционист. Поэтому люблю все аккуратно оформлять и упорядочивать, складывать по полочкам. Вот, не пропадать же добру, нажитому за четыре кропотливых семестра. Тут я выложил все мои ответы, курсовые, отчеты и некоторые ДЗ. Они могут вам помочь для получения зачета или сдачи экзамена. Если чего-то не нашли в папочках, то попытайте удачу в разделе НЕОТСОРТИРОВАННОЕ на моей страничке, там все 4 семестра разложены по папкам. ГРУППА КТ-43-15. Годы обучения 2015-2019. Коллекция будет пополняться. Что ж, удачки:З Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам. Вуз: Предмет: Файл:

Ответы Экономика (Яковлев) .docx

1. Зарождение и развитие экономической науки. Этапы развития экономики

Истоки экономической мысли уходят своими корнями в глубокую древность. Уже в первобытном обществе люди владели зачатками экономических знаний. Началом ее считают законы вавилонского царя Хаммурапи и экономические заповеди в Библии. Основоположником древнекитайской экономической мысли был Конфуций (6-5 век до н. э.). Ученые античного мира (Древней Греции) Ксенофонт, Платон и Аристотель (5-4 века до н. э.) сформулировали исходные положения экономической теории. В их трудах получила отражение организация домашнего хозяйства и хозяйств рабовладельцев. Таким образом, экономическая теория в период рабовладельческого строя возникла как прикладная наука о ведении хозяйства. Как самостоятельная экономическая наука она сформировалась значительно позже, а именно в период становления рыночной экономики, т.е. в условиях становления капитализма в XVII-XIX вв. В возникновении экономической теории как науки можно выделить три этапа (направления): донаучный этап; этап решения экономической теории как науки в форме классической политической экономии; этап развития экономической теории как науки в виде «Экономикс» и разработки современных теоретических направлений.

На первом этапе экономическая теория возникла как «экономия» (ойкономия). Оно состоит из двух греческих слов: «ойкос» – дом, домохозяйство; «номос» – закон. Следовательно, «экономия» – это наука о домоводстве или о домашнем хозяйстве.

Второй этап развития экономической теории связан со становлением капитализма, когда экономическая теория развивается как классическая политическая экономия. Впервые термин «политэкономия» появился в работе Антуана Монкретьена. Этот термин состоит из трех греческих слов: «политейя» – общество, государственное устройство; «ойкос» – дом, домохозяйство; «номос» – закон. Отсюда следует, что политическая экономия – это наука о государственном управлении экономикой, о закономерностях развития экономических отношений в государстве по поводу производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

Во второй половине XIX в возникает третий этап развития экономической мысли именуемое «экономикс». экономикс» – это наука об экономическом поведении людей в производстве, распределении, обмене и потреблении жизненных благ в целях удовлетворения их потребностей при ограниченных ресурсах. Термин появился в 70-х гг. ХIХ в. в работе А. Маршалла «Принципы экономикс»

2. Теоретические школы экономической науки

В развитии экономической теории как науки различают следующие теоретические школы и направления : меркантилизм, физиократию, английскую политическую экономию, марксистскую экономическую науку, неоклассическое, кейнсианское, институциональное, неолиберальное направления, теорию общественного выбора.

Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского «мерканте» – купец, торговец). Ее представителями в XVI-XVII вв. были: А. Монкретьен, У. Стаффорд, И. Посошков В. Татищев и др. Меркантилисты считали, что богатство общества возникает в торговле (деньги, золото). Они утверждали, что вывоз денег и золота из страны уменьшает ее богатства, а ввоз – увеличивает. Однако, во время торговой сделки не возникает никакого богатства, а происходит лишь обмен денег на товар и наоборот.

Во Франции возникла вторая теоретическая школа – школа физиократов(«физиократия» в переводе с греческого – власть природы). Основоположником этой школы является Франсуа Кенэ. Его последователями были А.Тюрго, Дидро, Руссо и др. Единственным источником богатства они считали природу, а именно труд в сельском хозяйстве. Следовательно, экономическая теория (политическая экономия) должна заниматься изучением сельского хозяйства. Промышленность, на их взгляд, является «бесплодной сферой», т.е. второстепенной отраслью, которая лишь преобразует вещества природы. Однако такой подход является неверным, так как

сама по себе природа (сельское хозяйство) без приложения капитала и труда не может создавать богатство.

Представителями третьей теоретической школы являются англичане В. Петти, А. Смит и Д. Рикардо. Согласно их теории, источником богатства общества является материальное производство (сельское хозяйство, промышленность, строительство и т.д.), а именно труд. Они заложили основы трудовой теории стоимости, доказали, что стоимость любого товара определяется затратами общественного труда, что рост богатства в обществе осуществляется за счет прибыли

Экономика - емкое и многоплановое понятие, разные люди вкладывают в него различное содержание. Раскрыв любой словарь, как энциклопедический, так и экономический, можно встретить множество его трактовок. Для кого-то экономика - хозяйственная деятельность людей, для кого-то - домашнее или национальное хозяйство. Можно говорить об экономике отрас­ли, экономике предприятия, экономике страны. В широком смысле экономика - система жизнеобеспечения страны, решающая задачи производства, распределения и потребления различных благ и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей как отдельного человека, так и фирмы и государства. Человечество может существовать и развиваться лишь благодаря непрерывному возобновлению и повторению производственных процессов. Поэтому экономика - фундамент всякого общества. Экономика возникает вместе с человеком, существует вместе с человеком и во имя человека.

Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы своей жизнедеятельности. Сказанное в полной мере относится и к экономической науке. Экономическая наука - отрасль знаний, посвященная изучению правил, позво­ляющих рационализировать поведение экономического субъекта (человека, фирмы, государства) при решении им своих экономи­ческих проблем.

Экономическое мышление является ровесником человеческого общества, уже в первобытном обществе люди обладали за­чатками экономических знаний. Полная собственность общины на всю пищу, добытую ее членами с последующим ее уравни­тельным распределением (каждый член общины получал часть добытого продукта в силу своей принадлежности к этой общине) не имела отношения к нормам морали и справедливости. На этом этапе развития человеческого общества уравнительное рас­пределение продукта было экономически эффективно, так как давало возможность за счет удач одних членов общины компен­сировать неудачи других и в целом обеспечивать минимальные потребности в пище всех. Это были, пусть и примитивные, но уже экономические отношения людей в обществе. Однако эти экономические знания существовали только в рамках общест­венного сознания.

Древнейшими документами, в которых были зафиксированы нормы и правила экономического поведения, являются законы. Первые законы появились в государствах древнего Востока. Из дошедших до наших времен памятников экономической мысли цивилизаций Древнего Востока наиболее известным является кодекс законов Вавилонии, принятый в VIII в. до н. э. царем Хаммурапи. Интересные и весьма поучительные экономические заповеди имеются в Библии, которая содержит толкование жизни древних евреев и других народов, населявших Палестину во II и I тысячелетиях до н. э. Однако экономические знания все еще не выделялись в виде отдельной формы мышления и экономические взгляды составляли отдельные положения более широких по своему содержанию произведений.

Экономика как наука возникла в античном обществе, ее появление связывают с именами ученых Древней Греции и Рима. Происхождение самого слова «экономика» берет начало от греч. «oikos» - дом, хозяйство и «nomos» - правило, закон. Первоначально экономика рассматривалась как наука о домоводстве, об управлении домашним хозяйством.

В качестве самостоятельной дисциплины экономика сформировалась лишь в XVI-XVII вв. вместе с возникновением капита­листического строя. Развитие и усложнение хозяйственных связей между семьями, внутри предприятий и между теми и другими, формирование местных, национальных и международных рынков, участие государства в экономической жизни общества обу­словили необходимость более широких экономических знаний.

Термин «политическая экономия» появился впервые в XVII в. Его возникновение было связано с выходом в свет книги фран­цузского экономиста Антуана де Монкретьена «Трактат по политической экономии» (1615), в которой автор предлагал устано­вить жесткий правительственный контроль над рынком. Название науки было составлено из трех греческих слов «politeia» - общественное устройство и уже известных «oikos» и «nomos». Политическая экономия рассматривалась как наука об управлении хозяйством, но уже не домашним, а национальным. Политэкономия - это наука хозяйствования в государстве, наука о за­кономерностях развития хозяйства на государственном уровне. Появление нового термина не было случайным, поскольку именно в это время сформировался национальный рынок ряда экономически развитых государств.

В конце XIX в. в научном обороте возникает новый термин - «экономике» , появление которого также было вполне за­кономерным, так как уже с конца XVIII в. стали формироваться разнообразные экономические течения в той или иной форме утверждавшие, что наилучшим для национальной экономики является невмешательство государства в экономические процессы. В результате после выхода в 1891 г. книги Альфреда Маршалла «Принципы экономике», термин «экономике» утверждается в большинстве англоязычных стран.

Необходимо отметить, что сегодня экономическая теория преподается под названием, более всего соответствующем нацио­нальному языку и особенностям социально-экономического развития каждой конкретной страны. Например, в Швеции и Турции это «национальная экономика», в Финляндии - «учение о хозяйстве», в Греции - «экономика», во Франции - «политическая экономия». В Россию термин «политическая экономия» проник с Запада и утвердился на долгие годы. После революции политическая экономия в значительной степени превращается в элемент идеологии. Сегодня экономическая теория в нашей стране восстанавливает свой статус и как научной дисциплины, и как базы всех прочих экономических наук. Наиболее распространенное название дисциплины у нас в стране - «общая экономическая теория» или «экономика».

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ РЕАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Когда и как возникла реальная экономика?

2.

3.

4.

5. Пути преобразования производства.

1. Когда и как возникла реальная экономик?

В отечественных и зарубежных учебниках по экономической теории ничего не говорится о том, ко­гда и почему возникла хозяйственная деятельность людей. Некото­рые студенты дают собственный ответ на этот вопрос. Они заявляют, что экономику «открыл» выдающийся ученый Древней Греции Арис­тотель. Но в таком ответе ошибочно отождествляется определение Аристотелем термина «экономика» с практическим процессом со­здания реальной (от лат.Realis - существующего в действительном положении вещей) экономики.

Вместе с тем очень важно получить правильные представления об экономике, существовавшей с самого начала и развивающейся в на­стоящее время. Иначе невозможно определить исторические сроки развития хозяйственной деятельности людей, выяснить качествен­ные изменения в различные периоды экономического развития, включая XXI столетие.

Как определила историческая наука, хозяйственная деятельность людей началась на завершающем этапе «каменного века», который был назван неолит (от греч. neos - новый, litos - камень). Предки человека примерно 2 млн лет назад еще мало отличались от остальных живых существ в поисках пищи - они занимались собирательством «даров природы» и охотой. Такой способ жизнедеятельности позволял людям питаться примерно один раз в три дня. Средняя продолжительность жизни человека составляла 40 лет. В результате усиливалась угроза гибели людей.

Вместе с тем предки современных людей отличались необычными и решающими особенностями: прямохождением на двух ногах, высокой приспособленностью рук к трудовой деятельности. К тому же благодаря наличию у людей высокой организации нервной системы они были способны к полезной интеллектуальной деятельности. Вполне заслуженно человек был отнесен к биологическому виду Homo Sapiens («человек разумный»).

Примерно 10 тыс. лет назад был найден спасительный выход. Состоялся исторически решающий переход от простого собирательства природных продуктов к производству экономических благ. Этот переход многие исследователи назвали «неолитическая революция». Такая революция была связана с изготовлением орудий труда из камня с помощью пиления, сверления и шлифования. Одновременно создавались: кремниевые ножи, наконечники стрел и копий для охоты на диких животных; изделия из кости и рога для рыболовства. Из дерева делали долбленные челны, весла, лыжи, сани. Изготавливалась глиняная посуда и др. Хозяйственная деятельность в первобытных общинах приняла два вида:

1) земледелие (с обработкой почвы с помощью мотыг) и скотоводство;

2) развитие охоты и рыболовства.

Неолитическая революция внесла большие перемены в жизнедеятельность людей: утвердился оседлый образ жизни, резко увеличилась численность населения. Если в начале каменного века плотность населения была очень низкой (менее одного человека на 3 км2), то в неолите она увеличилась примерно в 10 раз.

Для выяснения сущности и роли реальной экономики, необходимо знать ее главную цель и пути ее достижения.

2. Главная цель хозяйственной деятельности людей.

Несомненно, что целью экономики является создание таких благ, которые необходимы для жизнедеятельности людей. Под благом при­нято понимать то, что удовлетворяет потребности человека, отвеча­ет его жизненным задачам. Все разнообразие благ можно подразде­лить на два рода:

а) естественные блага - продукты природы (лес, земля, плоды

Растений и деревьев и т.д.); естественные блага делят­ся на два вида:

- готовые предметы потребления, именуемые «дары природы»;

- природные ресурсы (средства, запасы), из которых создаются средства производства.

б) экономические блага - результат созидательной деятельности

Людей; экономических благ , также подразделяются на два вида:

- средства производства - природные вещества, используемые для изготовления предметов потребления;

- предметы потребления - блага потребительского назначения.

различие между двумя видами благ мате­риального производства указывает на два основных подразделения:

а) производство средств производства;

б) производство предметов потребления.

Сейчас, имея некоторые представления о внутренней структуре и результатах хозяйственной деятельности, мы приступим к важному вопросу о значении главного звена реальной экономики - произ­водства.

3. Значение производства для развития экономики.

Важнейшим принципом (от лат. principium - основа) хозяйствен­ной деятельности является обеспечение ее непрерывности. От этого зависит постоянное поддержание человеческой жизни. В свою очередь, такая жизненная необходимость обеспечивается благодаря без­остановочному развитию производства. Производство служит начальным звеном всей цепочки хозяй­ствования. Возьмем для примера простое крестьянское хозяйство. Производитель сначала выращивает, положим, помидоры. Затем он распределяет их: часть оставляет для своей семьи, а остальное продает. На рынке излишние для семьи помидоры обмениваются на иные нужные в хозяйстве продукты (скажем, мясо, обувь). На­конец, материальные блага доходят до конечного пункта - лично­го потребления. Вся цепочка хозяйственных связей отображена

Из сказанного напрашиваются следующие выводы:

От количества создаваемых благ в решающей степени зависят все другие составные части экономики - сколько продуктов рас­пределяется, обменивается и потребляется;

Объем и качество изготавливаемых на производстве продуктов в первую очередь определяют уровень и качество жизни членов общества.

Учитывая решающую роль производства в развитии экономики, важно разобраться в вопросе: каковы могут быть возможные изме­нения производственной деятельности? В связи с этим предлагается решить следующую задачу.

Такое круговое движение благ означает застойное состояние эконо­мики. На протяжении многих веков это было типично, например, сель­скому хозяйству, где применялся ручной труд. Второй вид графического видоизменения реальной экономики мож­но уподобить спиралевидному движению с уменьшающимися кругами, как те можно увидеть в воронке водоворота. В наши дни подобное положение можно наблюдать в отдельных бедных странах Африки и Азии, а также во время экономического кризиса, падения производства в высокоразвитых странах.

Третий вид графического видоизменения производства и потребления выглядит как спиралевидное движение с расширяющимися оборотами. Это свидетельствует о прогрессе (от лат. progresus - движение вперед) - развитии реальной экономики к более совершенному и передовому состоянию.

После сопоставления трех вариантов возможных изменений со­стояния производства можно легко найти самое предпочтительное изменение. Им является прогрессивное развитие производственной деятельности. Что означает этот прогресс?

4. Новые потребности как движущая сила экономики.

Теперь нам предстоит рассмотреть такое неотъемлемое звено ре­альной экономики, которое входит в механизм его движения. Речь идет о потребностях людей. Потребности - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности чело­века, социальной группы и общества в целом.

Современная цивилизация (нынешняя ступень развития матери­альной и духовной культуры общества) знает множество различных потребностей. Они подразделяются на следующие виды:

- физиологические потребности (в пище, одежде, жилье и др.);

- потребность в безопасности (защите от внешних врагов и пре­ступников, помощи при болезни и т.п.);

- потребность в социальных контактах (общении с людьми, име­ющими те же интересы; в дружбе и др.);

- потребность в уважении (уважении со стороны других людей, приобретении определенного общественного положения);

- потребность в саморазвитии (совершенствовании всех возмож­ностей и способностей).

Весьма характерной чертой человеческих потребностей является их эластичность (гибкость, растяжимость). Это предопределяет их быструю и значительную изменчивость. Важно также отметить: что касается верхнего предела роста всех нужд и запросов, человек по­разительно отличается от любого животного, у которого конечное желание - удовлетворить только естественные биологические по­требности. У людей такого ограничителя нет. При благоприятных хозяйственных и других условиях потребно­сти более всего способны к возвышению - безграничному росту в количественном и качественном отношении. Каждому человеку свойственны в определенные периоды его жиз­ни тенденции к возвышению потребностей.

При спиралевидном движении производства и потребления начинается процесс возвышения потребностей людей по вертикали (подъем их в качественном отношении) и по горизонтали (необходимом расширении производства новых поколений экономических благ).

Возвышение потребностей происходит в двух направлениях: по вертикали и по горизонтали.

Возвышение потребностей по вертикали означает переход от одного - более низкого по качеству - вида запросов к более высокому виду.

Возвышение потребностей по горизонтали связано с расширением потребления все более широкими слоями населения продуктов более высокого качества.Такое изменение становится тем заметнее, чем более продолжительным является изучаемый период времени. Подтверждение тому мы находим в табл. 1.

Та б л и ц а 1. Обеспеченность населения России товарами длительного пользования (на 100 семей, штук)

Товары

1970 г.

1980 г.

1990 г.

2008 г.

Телевизоры

Холодильники и морозильники

Стиральные машины

Легковые

автомобили

Однако при таком подъеме уровня потребностей общества обнаруживается, что достигнутый ранее уровень производства не в состоянии удовлетворить новые общественные потребности. В результате возникает и обостряется основное противоречие реальной экономики, т.е. углубляется несоответствие между новым состоянием потребностей и устаревшим производством. Совершенно очевидно, что для разрешения такого противоречия требуется коренным образом перестроить производство. Как осуществить это преобразование экономики?

5. Пути преобразования производства.

Некоторые авторы учебников по экономической теории своеобразно определяют производственные возможности общества. Они утверждают, что потребности людей растут безгранично, но хозяйственные ресурсы всегда ограниченны. Выход из такого тупикового состояния они видят в следующих изменениях. При появлении новых потребностей надо перераспределять ресурсы: сокращать выпуск прежних благ, чтобы создавать новые продукты. Верно или ошибочно такое суждение?

Уровень реальной экономики в первую очередь зависит от количества и качества применяемых в производстве факторов (от лат. factor - дела­ющий, производящий).

Первый фактор - человеческий. Для производства всегда нужны люди, имеющие необходимые знания и практические навыки. Отсюда первостепенной созидающей силой является труд. Рассмотрим труд в материальном производстве.

Труд в материальном производстве - это целесообразная деятель­ность, в которой люди с помощью созданных ими средств приспосабли­вают предметы природы для удовлетворения своих потребностей. В этой деятельности на предприятиях участвуют работники разных профессий, а также управленческий персонал, организующий их совместную дея­тельность.

Второй фактор (вещественный) - средства труда. К ним относятся те материальные вещи, с помощью которых люди создают блага. В состав средств труда входят естественные условия труда (например, водопады, используемые для хозяйственных целей). Главное же место здесь занимает техника - искусственные, созданные человеком средства труда. В свою очередь, они включают орудия труда (инструменты, маши­ны, оборудование, аппараты химического производства и т.п.), благода­ря которым исходное природное вещество преобразуется в полезные блага, а также общие материальные условия труда (производственные зда­ния, каналы, дороги и т.д.).

Третий фактор (вещественный) - предметы труда. Это вещь или со­вокупность вещей, которые человек видоизменяет с помощью средств труда. Предметы труда подразделяются на природное вещество, к которо­му не применялся труд (например, угольный пласт в шахте, руда в руднике) и на сырье (сырые материалы), которое претерпело воздействие труда человека (отбитые из пласта уголь и руда, направляемые для дальнейшей переработки).

После выяснения ответа на интеллектуальное задание мы можем понять, что и как следует изменять при преобразовании экономики. В зависимости от роли факторов производства в развитии экономики их можно подразделить на: традиционные и прогрессивные. Традиционными являются возникшие в предыдущие периоды времени и все более устаревающие условия хозяйственной деятельности. Прогрессивными являются такие условия, которые многократно превосходят слабо изменяющиеся факторы и в качественном, и в количественном отношениях.

Из истории реальной экономики известно, что с момента ее возникновения и в течение примерно девяти тысячелетий традиционными для производства и преобладающими были физический труд людей и орудия ручного труда, применявшиеся для освоения природных богатств. И только в XVI-XVIII вв. наступила новая эра в развитии факторов производства. Человечество во все больших мас­штабах стало использовать творческую силу качественно совершен­но нового фактора прогресса - достижения науки и техники. Наука и техника породили революционные перемены в производ­ственных процессах, которые стали осуществляться путем примене­ния машин, химических и других методов. Ограниченные возмож­ности человеческой силы заменялись силами природы, рутинные способы работы - сознательным применением естествознания. В ре­зультате резко ускорились качественные преобразования в соответ­ствии с вновь возникающими потребностями общества. Такие пре­образования впервые получили количественное измерение в особых экономических показателях. Ими стали показатели производитель­ности труда и эффективности производства. Производительность труда измеряется количеством продукции, созданной за определенное время работником. Характерно, что если в начальный период существования сельского хозяйства один работ­ник мог создать продуктов для двух человек, то в XX в. в наиболее развитых странах один работник создавал продукты питания для 20 человек.

Эффективность производства (Эп) может быть измерена с по­мощью показателя: Эп = В/Р,

где В - объем выпуска продукции (на предприятии, в стране);

Р - величина затраченных ресурсов.

Из всего сказанного очевидными являются следующие выводы. Если в обществе возникают новые потребности, то они становятся мощным побудителем технического прогресса. В свою очередь, про­гресс техники и технологии вызывает вполне естественную эконо­мию ресурсов в расчете на единицу продукции, или рост эффектив­ности производства.

Однако этой причинно-следственной зависимости противостоит совершенно иная тенденция. Дело в том, что, во-первых, возвыше­ние потребностей в течение определенного времени завершается, когда достигается какой-то предельный уровень. Потребности пере­стают развиваться по вертикали и по горизонтали. Во-вторых, начав­шийся технический прогресс развивается неравномерно и за опре­деленный период исчерпывает свои возможности. Все это вновь ведет к обострению основного противоречия практической эконо­мики. Так исторически назревает необходимость перехода производ­ства экономических благ на более высокую орбиту. За всю экономическую историю возникли три стадии развития производства (возникли три орбиты их движения). Их отличия друг от друга можно видеть в следующем:

Первая стадия производства

1. Техническая революция, породившая стадию - Неолитическая революция (орудия нового каменного века) - 10 тыс. лет назад

2. Новая сфера хозяйства - Сельское хозяйство (2/3 работников) и ремесло

3. Использование достижений науки - Зачатки науки никак не связаны с производством

4. Источники энергии в производстве - Ручной труд людей

5. Передача информации - В устной и рукописной форме.

10 тыс. лет назад произошла неолитичес­кая (свойственная новому каменному веку) революция, а вместе с ней аграрная (сельскохозяйственная) революция. Люди научились хорошо отшлифовывать каменные орудия и с их помощью создавать разнообразные изделия из кости и дерева. Аграрная революция основывается на двух великих открытиях - земледелии (вначале в виде примитивной обработки почвы и посевов зерна) и скотоводстве (приручение диких животных и разведение их как домашнего скота). Позже продукты питания создавались с помощью более производи­тельных металлических технических средств (были изобретены плуг и колесо).

Производящая экономика благоприятствовала резкому увеличе­нию численности населения. В эпоху неолита темпы роста населения Земли возросли почти втрое. В Новое время еще более ускорился рост населения, повысился уровень его потребностей. Это пришло в резкое противоречие с теми ограниченными возможностями, ко­торые свойственны производству с применением ручного труда. Та­кое противоречие было преодолено на второй стадии производства

Вторая стадия производства

1. Техническая революция, породившая стадию - Промышленный переворот (60-е гг. XVIII в. - 60-е гг. XIX в.)

2. Новая сфера хозяйства - Промышленность (2/3 работников)

3. Использование данных науки - Научные основы переворота возникли в XVN-XVШ вв. (задолго до промышленности)

4. Источники энергии в производстве - Энергетическая революция: на первом этапе - паровая техника (паровозы, пароходы) - XVIII в., на втором этапе (рубеж XIX - XX вв.) - электроэнергия, двигатели внутреннего сгорания (автомобили, самолеты и др.)

5. Передача информации - На бумажных носителях (изобретение книгопечатания в XV в.) и радио

Для второй стадии производства характерны следующие каче­ственно новые процессы:

Главным является машинизированное промышленное произ­водство;

Промышленность на основе машинной техники преобразует другие важнейшие отрасли хозяйства;

Быстрый рост городов: в них проживает до 2/3 всех жителей стра­ны;

Важным был переход к новым источникам энергии (от паровой техники к использованию электричества и двигателей внутрен­него сгорания).

С новой стадией экономики связан новый большой рост населе­ния: численность населения мира (составлявшая в 1650 г. 650 млн человек) выросла в семь раз.

Однако достижения индустриальной экономики явно недоста­точны для современного этапа развития потребностей. Ведь при ме­ханизированном труде работник зачастую управляет одной машиной. И он не в состоянии постоянно обеспечивать высокое качество из­делий, без чего нельзя создавать новейшую технику. Промышленно развитые страны все более остро стали испытывать нужду в природ­ном сырье и энергоносителях. В итоге сложилось глубокое противо­речие между сравнительно ограниченными производственными возможностями и совершенно новым - в количественном и каче­ственном отношении - уровнем потребностей.

Это противоречие разрешается в ходе начавшейся в 40-50-х гг. XX в. грандиозной на­учно-технической революции (НТР), которая открыла необычайно перспективную эпоху хозяйственного развития. Взамен традицион­ных природных веществ и топлива она создала множество новых (не имеющих аналогов в биосфере) видов материалов и энергоносителей.

Третья стадия производства

1. Техническая революция, породившая стадию - Начало НТР с 40-50-х гг. XXв. Первый этап - ведущая отрасль - электронная. Второй этап (1970-е гг. - начало XXI в.) -микроэлектронная информационная революция

2. Новая сфера хозяйства - Услуги (2/3 работников)

3. Использование данных науки - Слилось воедино научные и технические революции

4. Источники энергии в производстве - Новый источник электроэнергии - АЭС (атомные)

5. Передача информации - На первом этапе - большие ЭВМ. На втором этапе - микроэлектронные (персональные компьютеры, Интернет)

Третья стадия производства отличается следующими признаками:

Наибольшее развитие получает сфера услуг, где занято 60-70% всех работников;

Наука становится непосредственным фактором производства. На основе ее достижений создаются блага, которые не суще­ствуют в природе;

Во всех отраслях хозяйства и в быту широко внедряются дости­жения информатики и вычислительной техники. Это позволяет резко повысить значение информации в жизни общества, а также автоматизировать физический и умственный труд;

Научно-техническая революция в конце XX в. и начале XXI в. перерастает во второй этап своего развития, когда начинаются информационная революция и совершенно новое инновационное развитие экономики. Об этом подробно говорится в теме 15.