Урок истории мировой экономический кризис 1929 1933

Существует ряд теорий на этот счёт, но, по всей видимости, в возникновении экономического кризиса сыграла свою роль совокупность факторов.

    Кейнсиа́нское объясне́ние - нехватка денежной массы. В то время деньги были привязаны к золотому запасу, это ограничивало денежную массу. В то же время производство росло, на рубеже веков появились такие новые виды товаров, как автомобили, самолёты, радио. Количество товаров, как валовое, так и по ассортименту, увеличилось многократно. В результате ограниченности денежной массы и роста товарной массы возникла сильная дефляция - падение цен, которое вызвало финансовую нестабильность, банкротство многих предприятий, невозврат кредитов. Мощный мультипликативный эффект ударил даже по растущим отраслям.

    Монетари́зм - кризис вызвала денежная политика ФРС. Сергей Мошенский предполагает, что основной причиной Великой депрессии были попытки сохранить нежизнеспособную систему золотого стандарта вместе с глобальным дисбалансом золотых запасов (переизбыток в США и дефицит в Европе

    Марксизм - очередной кризис перепроизводства, присущий капитализму.

    Биржевой пузырь; инвестиции в производство сверх реальной необходимости.

    Стремительный прирост населения; большое количество детей в семье было характерным для прежнего аграрного способа производства (в среднем 3-5 детей на семью), однако в связи с прогрессом медицины и временным повышением уровня жизни серьёзно сократилась естественная убыль из-за болезней.

    Одним из факторов, подстегнувших наступление Великой депрессии, называют принятиеЗакона Смута - Хоули в 1930 году, вводившим высокие таможенные пошлины на импортные товары. Пытаясь таким образом защитить внутреннего производителя,правительство протекционистскими

    мерами повысило цены на ранее дешёвый импорт. Это, в свою очередь, снизило покупательную способность населения, а также вынудило другие страны применить контрмеры, навредившие американским экспортёрам. Лишь в середине 1930-х годов после вступления в силу Закона о соглашениях о взаимной торговле, существенно снизившего таможенные пошлины, международная торговля начала восстанавливаться, оказывая позитивное влияние на мировую экономику. (Эта версия противоречит объяснению Кейнса.)

    Первая мировая война также послужила одной из причин великой депрессии - американская экономика была сначала «накачана» военными заказами правительства, которые после окончания Первой Мировой резко сократились, что привело к рецессии в ВПК страны и в смежных секторах экономики.

    Маржинальные займы. Суть займа проста - можно приобрести акции компаний, внеся всего 10 % от их стоимости. Например: акции стоимостью 1000 долларов можно приобрести за 100 долларов. Этот тип ссуды был популярен в 1920-е годы, потому что все играли на рынке акций. Но в этом займе есть одна хитрость. Брокер в любой момент может потребовать уплаты долга и его нужно вернуть в течение 24 часов. Это называется маржевое требование и обычно оно вызывает продажу акций, купленных в кредит. 24 октября 1929 нью-йоркские брокеры, которые выдавали маржевые займы, стали массово требовать уплаты по ним. Все начали избавляться от акций, чтобы избежать уплаты по маржевым займам. Необходимость оплаты по маржевым требованиям вызвала нехватку средств в банках по сходным причинам (так как активы банков были вложены в ценные бумаги и банки были вынуждены срочно продавать их) и привело к краху шестнадцати тысяч банков, что позволило международным банкирам не только скупить банки конкурентов, но и за сущие копейки скупить крупные американские компании. Когда общество было полностью разорено, банкиры Федерального резерва США решили отменить золотой стандарт США. С этой целью они решили собрать оставшееся в США золото. Так под предлогом борьбы с последствиями депрессии была проведена конфискация золота у населения США.

    Кризис эффективности капитала. По мнению Михаила Хазина, кризис 1930-33 года представлял собой дефляционный шок, вызванный началом очередного (второго) кризиса падения эффективности капитала, который связан с невозможностью эффективного развития разделения труда в рамках тех воспроизводственных контуров, которые сложились в мировой экономике на тот момент. Фактически, инвестиционный процесс стал активно замедляться, поскольку частный спрос перестал обеспечивать возврат инвестиций, что, к тому же, было усугублено крахом финансовых пузырей (1927 год - земля, 1929 год - фондовая биржа), которые косвенным образом стимулировали частные доходы

Последствия

    уровень промышленного производства был отброшен к уровню начала XX века, то есть на 30 лет назад;

    в индустриальных странах с развитой рыночной экономикой насчитывалось около 30 млн безработных;

    ухудшилось положение фермеров, мелких торговцев, представителей среднего класса. Многие оказались за чертой бедности;

    резко снизилась рождаемость. По всей территории США от 25 до 90 % детей страдали от недоедания

    возросло количество сторонников как коммунистических, так и правоэкстремистских (фашистских) партий (например, в Германии пришла к власти Национал-социалистическая немецкая рабочая партия).

Конспект урока для 11 класса.

Мировой экономический кризис.

Цели : рассмотреть Мировой экономический кризис, познакомиться с причинами, особенностями и последствиями МЭК 1929-1933 гг.

Развивающая цель : развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию.

Задачи : показать предпосылки мирового экономического кризиса, его мировой характер, проявление кризиса в разных странах мира, изучить пути выхода из кризиса на примере «Нового курса» Рузвельта в США, формулировать выводы и обобщения, развивать навыки работы с текстом и документами.

Тип урока: изучение нового материала с элементами самостоятельной работы.

Средства обучения: презентация, учебник О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.»

План урока.

  1. Особенности развития капиталистических государств после Первой мировой войны.
  2. Причины и особенности мирового экономического кризиса (экономический кризис в США)
  3. Выход из кризиса в США
  4. Особенности эконом. кризиса в странах Запада

Ход урока

I. По первому пункту плана необходимо раскрыть причины стабилизации послевоенного развития стран запада в 1920-е гг.

Причины стабилизации послевоенного развития Запада:

  1. революционные движения подавлены
  2. расширение рынков сбыта продукции
  3. выплата репараций
  4. отмена ограничений военного времени
  5. сокращено государственное регулирование экономики

В результате Первой мировой войны экономическим лидером становится США.

США не пострадало во время Первой Мировой войны, извлекло выгоды от торговли с воюющими странами, одновременно предоставляя им займы.

В 1920-е годы наблюдается процветание в Странах Запада. США выходят на первое место в мире по экономическому развитию. Свою роль в этом сыграл и план Дауэса. США предоставляла займы Германии, чтобы та могла расплатиться по репарациям. Бывшие союзники, получив репарации, могли вернуть долги США. В результате экономика Европы стабилизируется, роль США увеличивается.

  1. Основой промышленного развития стало массовое производство предметов домашнего обихода. Оно бурно развивалось благодаря изобретению конвейера Г. Фордом. Производство автомобилей для рядовых потребителей, изготовление радиоприемников, телефонов, холодильников и т.д.
  2. Экономическое процветание сопровождалось быстрым ростом стоимости акций целого ряда компаний. Многие американцы спешили вложить деньги в ценные бумаги. Но когда деньги вкладываются в акции, которые не обеспечены реальным производством, тогда игра на бирже этими акциями становится спекуляцией и превращается в финансовую «пирамиду»

Задание 1. на странице 90-91 учебника О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.» прочитайте и выпишите несколько фактов, которыми можно подтвердить бурное развитие экономики. (Слайд № 4)

II. Причины и особенности мирового экономического кризиса:

  1. Стабилизация, экономический бум, массовое производство (конвейер), однако большинство людей не были достаточно обеспеченными - нет массового потребления.
  2. Нерегулируемый рынок (экономический либерализм государственной политики).
  3. Финансовые спекуляции и грандиозные финансовые «пирамиды» ¢ деньги вкладывались в акции, не обеспеченные реальным производством.
  4. Зависимость мировой экономики и финансов от США.

С четверга 24 до вторника 29 октября 1929 г. крах на Нью-Йоркской бирже. В пятницу владельцы акций бросились продавать их, но цены падали каждую минуту, вместе с ними «испарялись» огромные состояния и уже к полудню доселе процветающие собственники были разорены. За несколько «черных» дней американцы лишились 40 млн. долларов.

Так начался финансовый кризис в США, вскоре ставший мировым.

Слайды №№ 6, 7, 8

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС – внезапный спад, сокращение производства, сопровождающийся разорением многих предприятий, ростом безработицы, падением заработной платы, курса акций.

Задание 2. на странице 91-92 учебника О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.» прочитайте и выпишите последствия кризиса в США

(Слайд № 9)

Жертвами кризиса стали страны, экономически связанные с Западом. Разрывались международные торговые связи, сокращался уровень мировой торговли.

Последствия кризиса:

  1. Огромные масштабы кризиса
  2. Падение объема производства
  3. Банкротство 130 тыс. предприятий и 20% всех банков страны
  4. Снижение добычи угля на 42% и выплавки стали в 4 раза.
  5. Разорение 897 тыс. фермерских хозяйств.
  6. Безработица (13 мил. человек).
  7. Уменьшение заработной платы на 33%.
  8. Уменьшение доходов фермеров на 50%
  9. Падение уровня жизни населения.

Кризис разразился в 1929-1933 гг. в США, его назвали «Великой депрессией», он существенно отличался от циклических кризисов XIX –н. XX вв. Он возник в то время, когда происходило обновление технической и технологической базы экономики, начало развиваться производство товаров массового потребления.

Экономический кризис охватил весь мир, означал также кризис принципов либеральной экономики.

III. Выход из кризиса в США

Задание 3. на странице 93-95 учебника О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.» прочитайте и ответьте на вопросы:

Кто сумел вывести страну из кризиса?

Чем политика «Нового курса» принципиально отличалась от чисто либеральной концепции развития экономики?

(Слайды №№ 10, 11, 12)

США вывел из кризиса президент Ф.Д. Рузвельт.

Главная особенность политики “Нового курса” – активное вмешательство государства в экономическую и социальную сферу. При этом основные принципы свободной рыночной экономики и демократии пересмотру не подвергались. Не предусматривались и меры, ограничивающие права граждан, в том числе и право частной собственности.

(Слайд № 13, 14)

3) Заполните таблицу: Реформы “Нового курса”

Финансовые

Экономические

Социальные

Временное закрытие всех банков

На финансовый рынок выпустили только “здоровые” банки.

Усиление государственного контроля в банковской сфере.

Все золото скуплено государством, понижено содержание золота в долларе, что привело к росту цен, но и доступности кредитов

Ограничивались спекуляции на бирже.

“Закон о восстановлении национальной промышленности”. Созданы 17 промышленных групп, которые должны были действовать с позиций “честной конкуренции”. Устанавливались объемы производства, правила сбыта и условия труда. Запрещалось продавать товары дешевле определенного уровня цен.

“Закон о регулировании сельского хозяйства”. Сокращение посевных площадей, уничтожение части продукции. Государство давало фермерам дотации за сокращение посевов.

“Закон о трудовых отношениях”. Профсоюзы признаны одной из сторон разрешения трудовых споров.

Создана система социального обеспечения, страхование по старости и безработице

Введен максимальный размер продолжительности рабочего дня и минимальный размер заработной платы.

Организовывались общественные работы

VI. Особенности экономического кризиса в странах Запада.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Заполнение таблицы.

Задание 3.

1) Используя стр. 95 – 98 заполните таблицу: “Особенности экономического кризиса в странах Запада”

Октябрь 1929 года стал точкой отсчета начала масштабного кризиса, охватившего все капиталистические страны.

Октябрь 1929 года стал точкой отсчета начала масштабного кризиса, охватившего все капиталистические страны.

Предпосылки и причины мирового кризиса 1929-1933 гг:

  • Изменение международных хозяйственных связей связанных с Первой мировой войной: в связи с образованием новых государств традиционные экономические связи оказались нарушенными либо прерванными. К этому присоединялись репарации, которые выплачивала Германия и военные долги Англии, Франции и Италии. Советский Союз и вовсе оказался выброшенным из мировой торговли. Все эти моменты сковывали активность на мировом рынке.
  • Резкий подъем экономики в 20-х годах, повлекший разрастание спекуляции и господство монополий в экономике, когда высокие цены монополистов снижали платежеспособность населения (низкий уровень дохода населения при большом объеме товара и высокой цене на него – кризис перепроизводства). При этом мелкие и средние производители разорялись, что оставляло многих людей безработными.
  • Циклический характер экономики в капиталистических странах всегда включал кризис, депрессию, оживление, подъем и снова кризис. Кризис представлял собой главную фазу цикла и с определенной периодичностью повторялся в капиталистических странах с начала 19 века. Таким образом, явления имевшие место в 1929-33 гг. были не случайностью, а закономерностью.

Начало и характеристика развития кризиса 1929-33 гг:

Фазы цикличной экономики характеризуются общими моментами и неизменно начинаются и заканчиваются кризисом.

Во время фазы кризиса происходит резкое обострение конкуренции в производстве, ускоряется концентрация и централизация капитала. Сокращение производства вызывает невероятный рост безработных и падение покупательской способности населения. Их положение резко ухудшается, снижается заработная плата, усиливается эксплуатация. Набирают обороты такие явления как массовый голод и нищета.

Фаза депрессии характеризуется тем, что производство в этот период стоит на месте, происходит уменьшение запасов товаров за счет их уничтожения и реализации по сниженным ценам. При этом оборудование, которое дает малый выход товаров, подлежит уничтожению. Постепенно происходит увеличение реализации товаров, снижается падение цен.

В фазе оживления происходит приспособление самых крупных и жизнеспособных предприятий к низким ценам. Они заменяют оборудование на более эффективное. В этот период снижается безработица и повышается зарплата. Это увеличивает спрос на промтовары и ведет к разрастанию производства.

В последней фазе подъема уровень получаемой предприятиями прибыли стабильно идет вверх, отмечается подъем курса акций и ценных бумаг, ими начинают массово спекулировать, в результате чего возникают явления вызывающие новый кризис.

С начала 19 века до середины 20-го капиталистические страны пережили 13 кризисов, самым длительным и масштабным из которых был случившийся в 1929-1933 гг.

Первыми приняли его удар США. 25 октября в Нью – Йорке назван «черным» днем, в который фондовая биржа потерпела полный крах от полного обвала акций. Банки и предприятия массово объявляли о банкротстве. Прекратили существовать 5761 банк, общая сумма вкладов в которые 5 млрд. долларов. Финансовый кризис за короткое время стал экономическим, который сразу же распространился по европейскому континенту.

За 4 кризисных года объемы производства в промышленности и аграрном секторе уменьшились примерно на треть, а во внешней торговле — на две трети. Таким образом, ущерб который понесли за эти годы страны, вовлеченные в кризис, можно приравнять к экономическому ущербу нанесенному 1-й мировой войной.

Особенно сильный урон понесли от кризисных явлений Соединенные Штаты Америки и Германия. В них обеих была весьма высока роль монополий, однако они не имели колоний, куда можно было переправлять для продажи накопившийся «излишний» товар. Значение играл темп производства в США, который был так высок, что рынок мгновенно оказался переполненный товаром. Правительство Германии, выплачивая репарации, ввело огромнейшие налоги.

Именно эти явления обусловили такие высокие цифры падения производства в годы кризиса.

Во время его пика в 1932 году производство промышленности в Германии упало на 54%, а США – на 46% от уровня 1928 года. Безработица в этих странах составила 44% и 32% соответственно. Уровень зарплаты достигал снижения до 50%. Это время в истории принято называть «великой депрессией».

Ущерб Англии от кризиса был намного меньшим. Средний уровень падения производства в промышленности в ней составлял порядка 17%, а безработицы – около 22%. При этом сгладить его последствия этой стране во многом помогли ее колонии в Индии, служившие рынком сбыта товаров и Британское Содружество наций.

Кризисные явления во Франции хотя и не были такими жесткими как в США и Германии, но длились до 1936 года и имели два пика в 1932 и 35 гг. В эти годы снижение производства в промышленности колебалось между 28 — 44%.

Примерно на одинаковом уровне понесли ущерб от кризиса Италия и Япония. Их статистическое снижение в промышленности достигало 30%, а безработными были примерно 12% жителей стран.

Промышленный кризис очень быстро слился с сельскохозяйственным, во время которого разорилось немало фермерских хозяйств.

Из-за снижения доходов населения в значительной степени страдала внутренняя торговля. Борьба за рынки сбыта (внутренние и внешние) обострилась до предела. Для государств было более важным сбыть на рынке свои товары, а не иностранные. Поэтому на ввоз иностранной продукции устанавливались огромные пошлины. В итоге это разорвало многие торговые международные связи. Поступления в казну государств уменьшились, в результате чего многие отказались обеспечивать свою валюту золотом.

Все эти явления незамедлительно вызвали кризис социальный. Он проявлялся в разорении мелких собственников, ужесточении эксплуатации рабочего класса: зарплаты снижались, а рабочее время увеличивалось. Люди шли на все, чтобы не оказаться совсем без заработка.

Голод и нищета выливались в бесконечные массовые выступления. За кризисные годы по разным странам в общем было зафиксировано свыше 20 тысяч забастовок. В них приняли участие порядка 10 миллионов жителей.

В Соединенных Штатах социальный кризис выражался в виде движения безработных, двух «голодных» походов в Вашингтон, выступлений ветеранов войны в Вашингтоне и т.п.

Преодоление кризиса:

В Соединенных Штатах Америки администрация Гувера попыталась остановить кризис, разработав для этого программу, рассчитанную на 60 дней. Правительство пошло на создание Реконструктивной финансовой корпорации для того, чтобы распределять субсидии и займы, а так же Федеральное фермерское управление для скупки сельхоз товаров. При этом оно вложило в нужды экономики больше 2 млрд. долларов. Но, ни одна из этих мер не оказалась эффективной. Одной из главных причин провала была боязнь Гувера появления деспотии в правительственных органах и разрушения самоуправления. Он не смог отойти от основного принципа либерализма – свободной конкуренции, основанной на невмешательстве государства в деятельность монополий.

Широкомасштабная социальная борьба в США помогла в 1932 году победить на президентских выборах партии демократов, которую возглавлял Франклин Делано Рузвельт. Он предложил «новый курс», суть которого сводилась к социально – либеральным реформам, взятым из трудов англичанина Кейнса. Главной идеей стало регулирование экономики, спроса и предложения товаров и услуг государством. К этому добавлялись мероприятия по увеличению заработной платы и улучшению социального положения граждан. Эти принципы являлись одним из проявлений неолиберализма. Курс выбранный Рузвельтом пришелся по вкусу не всем, однако именно он помог преодолеть кризис.

Великобритания, так же как и США, выбрала в борьбе с экономическим кризисом неолиберальный вариант: поддержку своего производства, проведение валютной реформы, экономию во всех сферах жизни. Но антимонопольной политики и модернизацию промышленности, как в США она не проводила.

Германия, Италия и Япония для преодоления кризисных явлений предпочли тоталитарный вариант, сущность которого сводилась у установлению фашистской диктатуры.

Во Франции затянувшийся кризис был преодолен с помощью третьего, социал-реформистского варианта. Этого же пути придерживалась и Испания. В его основе лежала частичная национализация производства, установления плановой экономики и масштабного реформирования социальной сферы. Этого направления во Франции придерживались лидеры правительства Народного фронта и руководство Рабочего социалистического интернационала.

Последствия кризиса 1929-33 годов:

Явления, связанные с кризисом имели много негативных последствий, но не все из них были таковыми. Самым главным было начало реформирования классического капитализма.

Изменения в экономической сфере:

  • сокращение производства в промышленности на 40%, а в сельском хозяйстве на 30%
  • безработица, нищета, голод
  • началась перестройка в структуре экономики с опорой на последние научные и технические достижения, в то время как ее неэффективные звенья были ликвидированы
  • экономику стало регулировать государство: переход к плановой системе, сочетание крупного капитала с интересами простых людей

Изменения, затронувшие социальную сферу:

  • ее регулирование перешло к государству: была введена социальная система, началось увеличение пенсий, пособий безработным, появились оплачиваемые отпуска, медицинское страхование, увеличилась зарплата

Изменения в политической сфере:

  • обострение межгосударственных отношений из-за неравномерности послекризисного развития стран
  • в странах, где особо остро стояли социальные проблемы, политическая элита привела к власти авторитарных лидеров фашистских партий
  • в Латвии, Эстонии и Греции было осуществлены государственные перевороты
  • система международных отношений (Версальско-Вашингтонская) дала трещину и была близка к разрушению
  • германские репарации сначала снизились, а затем и вовсе оказались отмененными
  • из-за того что ведущие западные страны ослабили свои позиции в Германии, Италии и Японии начало формироваться стремление к внешней экспансии

Отойдя от кризисных явлений 1933 — 1936 года многие капиталистические страны всего через несколько лет (в 1937 г.) оказались в новом экономическом кризисе. Кризисные явления 1937-1938 годов не затронули Германию и Италию, однако привели к обострению англо – германских отношений, а Япония и Италия в это время начали прямую агрессию, что и стало главными предпосылками разыгравшейся чуть позже 2-й мировой войны.

Мировой экономический кризис, который поразил ведущие мировые державы в период с 1929 по 1933 год, до сих пор считается самым тяжелым в истории. Его последствия были очень тяжелыми и носили глобальный характер.

Причины мирового кризиса экономики

Причины мирового экономического кризиса заключались сразу в нескольких факторах. Первый – это кризис перепроизводства, когда промышленность и сельское хозяйство производили больше, чем могли потребить люди. Второй – это отсутствие регуляторов финансового рынка, что привело к мошенничеству на рынке ценных бумаг, а в конечном итоге – к биржевому обвалу.

Начало мирового экономического кризиса

Началось все с Соединенных Штатов, после этого кризис распространился на страны Латинской Америки. Из-за высоких ввозных пошлин (правительство надеялось таким образом поддержать отечественного производителя) Америка “экспортировала” его в Европу. Финансовые взаимосвязи между странами ослабли из-за многочисленных торговых споров. Франция смогла избежать кризиса в 1929 году, когда он пришел в большинство европейских стран, но уже в 1930 сложное время наступило и для нее.

Какие страны больше всего пострадали в период мирового экономического кризиса

Итак, первый удар пришелся на США – 25 октября 1929 года на нью-йоркской фондовой бирже произошел полный обвал акций. После этого проявления кризиса стали нарастать, как снежный ком: за кризисные годы закрылось более пяти тысяч банков, объемы промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции сократились почти на треть, демографическое положение тоже было плачевным – прирост населения прекратился. Эти годы вошли в историю под названием “Великая депрессия”.

Сильнее всего от Великой депрессии пострадали афроамериканцы, так как их сокращали с рабочих мест в первую очередь.

Рис. 1. Афроамериканский рабочий.

Сильно пострадала от кризиса экономики и Германия – как и у Америки, у этой страны не было колоний, куда можно было сбывать излишки товара. В 1932 году, на который пришелся пик мирового кризиса, ее промышленность упала на 54%, а безработица составила 44%.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Именно на фоне кризисных явлений в экономике в политике и общественной жизни немцев усилилось влияние национал-социалистической партии под руководством Адольфа Гитлера, который впоследствии развязал Вторую мировую войну.

Рис. 2. Адольф Гитлер.

Другие мировые державы – Англия, Франция, Италия и Япония – пострадали от кризиса меньше, но все же удар по их экономике был нанесен существенный.

Все государства вынуждены были искать свои пути выхода в данной ситуации, в основном они заключались в усилении влияния государства на экономику и регулировании финансовых институтов.

Последствия мирового экономического кризиса 1929-1933 годов

Несмотря на то, что преодоление кризисных явления во всех мировых державах началось довольно рано, процесс все же затянулся на 4 года и имел достаточно тяжелые итоги.

Рис. 3. Рынок в Германии в период экономического кризиса.

Сократилось промышленное производство и производство продукции в сельском хозяйстве, около половины трудоспособного населения осталось без работы, что повлекло за собой нищету и голод. Также обострились межгосударственные отношения, сократились объемы мировой торговли. К тому же этот первый экономический кризис вскоре породил и второй, хотя и менее масштабный.

Что мы узнали?

В статье по истории для 11 класса мы поговорили кратко о мировом экономическом кризисе 1929-1933 годов, а также о том, какие у него были особенности и последствия он имел для великих держав, кто из них пострадал сильнее всего и к чему это привело в результате.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 833.

Тема урока: Мировой экономический кризис (1929-1933 г.г.). Пути выхода.

Тип урока : комбинированный.

Цели: дать понятие экономического кризиса; познакомить с особенностями экономического кризиса 1929-1933 г.г и путями выхода из него.

Оборудование: учебник О.С.Сороко-Цюпа «Новейшая история зарубежных стран XX -начало XXI века». М., «Просвещение», 2005.; С D «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». 2003.

Предварительная подготовка: определение целей и задач урока; подбор учебной и дополнительной литературы к уроку.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Проверка д/з. Тестирование по теме «Капиталистический мир в 20-е годы».

Переход к изучению нового материала.

Итак, мы с вами на предыдущих уроках рассмотрели события и явления, которые были вызваны рядом проблем конца 20-х г.г. Что же это за явления?

+ Спад, сокращение производства.

+ Разорение многих предприятий.

+ Рост безработицы.

+ Падение заработной платы.

+ Падение курса акций.

Хорошо. Подумайте, применимы ли данные характеристики к сегодняшнему дню. Как вы думаете, все эти явления в экономической и социальной жизни общества к чему ведут? О чём же мы будем сегодня вести речь.

+ Об экономическом кризисе.

II. Стадия «Осмысление».

1. Работа по теме урока.

На слайде 1 учитель размещает название и план, с которым дети ознакомлены в начале урока.

Слайд1:

· Причины и начало мирового экономического кризиса.

· Великая депрессия.

· «Новый курс» Франклина Рузвельта.

· Экономический кризис в странах мира.

Слайд 2 : Характеристика и развитие кризиса.

Экономический кризис – внезапный спад, сокращение производства, сопровождающееся разорением многих предприятий, ростом безработицы, падением заработной платы и курса акций.

    Производство товаров переходит границу, поставленную узкими рамками платёжеспособного спроса населения, экономический кризис приобретает характер всеобщего перепроизводства товаров и перенакопления капитала.

    Рыночная экономика развивается циклически:

Подъём.

Спад.

Кризис.

Оживление.

Подъём.

(Слайд 2 учитель показывает учащимся после того, как они сами сформулируют определение понятия «экономический кризис»)

2. Продолжение работы по теме урока.

Работа с учебником.

Открываем учебник.

Задание всему классу : прочитать параграф и заполнить кластер на листочках, которые лежат перед вами на партах.

(На листочках: по центру кластера записана тема урока, от центра идут четыре луча)

Самостоятельная работа.

Дети работают с учебником, заполняют кластеры.

Проверяем. Что у вас получилось?

(Обсуждая результат самостоятельной работы учащихся на доске постепенно заполняется кластер, приемлемый для дальнейшей работы:

1. Мировой экономический кризис (1929-1933 г.г.)

а) особенности мирового экономического кризиса;

б) причины мирового экономического кризиса;

в) последствия мирового экономического кризиса;

г) пути выхода из кризиса.)

Работа в группах.

А теперь разделимся на 4 группы:

Задание:

1 группа продолжает заполнять кластер об особенностях мирового экономического кризиса;

2 группа: выясняет причины м. эк. к.;

3 группа: работает над последствиями м. эк. кризиса;

4 группа: берёт пути выхода из мирового эк. кризиса.

Самостоятельная работа.

(каждая группа, работая с учебником, продолжает заполнять кластер)

Посмотрим, что у нас получилось. (Выступают представители от каждой группы)

Кластер (продолжение)

2. Особенности мирового экономического кризиса.

а) глубина (значительное сокращение производства, резкий рост безработицы);

б) масштаб (кризис стал глобальным);

в) продолжительность (1929-1933 г.г.. но экономика до начала Второй мировой войны так и не достигла прежнего уровня)

3. Причины мирового экономического кризиса.

а) первая мировая война и действия держав – победительниц (нарушение традиционных хозяйственных связей, зависимость мировой экономики от стабильности американской экономики);

б) кризис перепроизводства (переход американской промышленности на технологии массового производства, низкий уровень потребления населением товаров);

в) биржевой кризис 1929 г. (резкое падение курсов ценных бумаг);

г) финансовый кризис (сокращение налоговых поступлений, бюджетный дефицит)

4. Последствия мирового экономического кризиса:

а) массовая безработица;

б) рост контрастов богатства и бедности;

в) голодные бунты;

г) социальные движения протеста;

д) падение нравов и нравственности;

е) рост преступности.

5. Пути выхода из мирового экономического кризиса.

а) невмешательство государства в экономическую жизнь (так считали сторонники свободной рыночной экономики с традиционной либеральной точкой зрения) ;

б) жёсткое государственное регулирование (использование опыта мобилизации экономики периода Первой мировой войны);

в) установление социалистического централизованного планового хозяйства и распределения (коммунисты и многие социалисты видели в этом единственный выход, считая, что наступил крах капитализма);

г) кейнсианство (массовому производству соответствует массовое потребление).

(То, что написано в скобках в кластер не пишется – об этом говорят представители каждой группы, либо учитель направляет их в данное русло)

Проблемный вопрос:

Посмотрите внимательно на кластер. Почему кризис поставил на повестку дня проблему государственного регулирования рыночной экономики?

К чему приводит выбор решения по данному вопросу?

(Учащиеся высказывают свои мнения, дискутируют. Сообща приходят к выводу, что речь идёт о характере политического режима.)

Скажите, какие типы политических режимов вы знаете? (перечисляют)

Для стран Европы XX века, действительно, характерны демократический, тоталитарный и авторитарный режимы. Сейчас мы проведём сравнительный анализ этих режимов.

Работаем в тетрадях . (Использование приёма «Сводная таблица»).

Подумайте, какие линии сравнения вы можете рассмотреть. Работаем в парах. Запишите.

Заполните таблицу, используя материал учебника на стр. 87-90.

3. Закрепление изученного . Проверим. Что у вас получилось?

(Заслушиваются ответы нескольких учащихся, ребята вносят дополнения, корректируют друг друга)

III. Рефлексия.

Над чем же мы сегодня работали?

Сейчас вы выберите вопрос любого типа из «Ромашки вопросов» и, учитывая оставшееся время урока, сформулируйте и задайте свой вопрос конкретному ученику? (Использование приёма «Ромашка Блума»)

А сейчас вернёмся к первому слайду. Что вы скажете?

Да, действительно из всех пунктов, мы разобрали только первый. Над следующими пунктами плана нам предстоит поработать на следующих уроках.

Молодцы. Тему урока вы усвоили. А теперь оцените работу ваших одноклассников, обоснуйте свою оценку.

Дома, изучая параграф 10, поразмыслите над пройденным материалом, так как на следующем уроке мы с вами постараемся ответить на такие вопросы как:

- Почему экономический кризис по-разному отразился на странах мира?

- Почему эти страны выбрали разные пути выхода из кризиса?

- Как повлиял кризис на дальнейшее политическое, социальное, культурное развитие ведущих держав мира?

Подумайте о дополнениях в кластере, который мы составили на уроке.

(Одному ученику предлагается подготовить сообщение о Франклине Рузвельте)

Страна

Особенности проявления кризиса

Меры, предпринятые для преодоления кризиса

Великобритания

страна меньше других пострадала от кризиса, так как перед ним был меньший подъем

пик кризиса – 1932 г.

начало кризиса – в период нахождения у власти лейбористов (рабочая партия).

Борьба с безработицей, сокращение лиц, получающих пособия, рост налогов, снижение зарплаты. Финансового кризиса удалось избежать, но эти меры вызвали недовольство населения и лейбористов сменили консерваторы

Протекционистские меры по защите английской экономики.

Франция

Кризис – более поздний. 1091 – 1935 гг.

Нестабильность властей на фоне кризиса привела к тому, что власть попытались захватить фашисты. (1934 г)

Для борьбы с угрозой фашизма были вынуждены объединиться все антифашистские силы. Представители социалистов, коммунистов и радикалов (либералы) объединились в т.н. Народный Фронт во главе с Л. Блюмом.

Усиление роли государства в экономике и социальной сфере.

Под контроль государства поставлен французский банк,

Национализированы важные предприятия военной промышленности и железной дороги

Обладатели крупных налогов стали платить большие налоги

Для мелких предприятий созданы льготы в налогах и кредитах

Повышение зарплаты, 40 часовая рабочая неделя, вводились оплачиваемые двухнедельные отпуска

Запрет фашистских организаций.

В 1938 г. деятельность Народного фронта была прекращена.