Методы денежно кредитной политики. Основные методы и инструменты денежно-кредитной политики. Принципы регулирования экономики

Рыночная экономика - механизм, в достаточной мере саморегулируемый. Но в большинстве современных государств есть властные институты, которые периодически вовлекаются в управление хозяйственными процессами в силу того, что это нужно делать в целях поддержания стабильности национального рынка. Данные учреждения осуществляют денежно-кредитную политику. В чем специфика данного вида деятельности государственных структур? Какие методы они применяют при этом?

Что представляет собой денежно-кредитная политика?

Под субъектом денежно-кредитной политики, которая иногда именуется также монетарной, в общем случае принято понимать государство. Таким образом, данный вид активностей представляет собой работу органов власти, посредством которой осуществляется управление механизмом оборота денежных средств в национальном хозяйстве. Целью денежно-кредитной политики государства является сдерживание цен, обеспечение занятости граждан и стимулирование роста экономики в целом.

Главное учреждение, которое осуществляет данные активности в РФ - Центральный банк России. В узком смысле под денежно-кредитной политикой может пониматься деятельность любого экономического субъекта. Например - предприятия или муниципалитета, целью которой является повышение эффективности управления капиталом. Но чаще всего, конечно, инструменты денежно-кредитной политики задействуют государственные органы. Рассмотрим основные задачи, которые решает в данном направлении деятельности ЦБ РФ.

Задачи банка в части денежно-кредитной политики

Итак, главным субъектом, задействующим различные инструменты денежно-кредитной политики, является ЦБ России. Данному учреждению предстоит решать следующий спектр задач:

  • регулирование инфляции;
  • снижение безработицы;
  • поддержание курса национальной валюты;
  • обеспечение стабильности платежного баланса государства;
  • обеспечение функционирования банковской системы;
  • поддержание работы платежных механизмов в экономике;
  • установление адекватных процентных ставок в сфере кредитования.

Классификация принципов монетарной политики

Центральный банк может применять несколько стратегий монетарной политики. Эксперты выделяют две основные - жесткую и гибкую. В чем их специфика?

При жестком методе управления финансовыми потоками выбираются те инструменты денежно-кредитной политики, которые направлены на обеспечение оборота в экономике конкретного объема денежной массы. Гибкая модель же предполагает задействование тех подходов, что предполагают регулирование, главным образом, кредитных механизмов - чаще всего, посредством увеличения или уменьшения процентной ставки. В случае с ЦБ РФ регулируется величина ключевой ставки, которая является определяющим фактором условий выдачи кредитов частных банков своим клиентам.

Есть и иные критерии классификации монетарной политики. Так, Центробанк может практиковать стимулирующий подход. Он предполагает, что будут выбираться инструменты денежно-кредитной политики, которые стимулируют деловую активность хозяйствующих субъектов и - как следствие - рост экономики, появление новых рабочих мест.

Есть, в свою очередь, и сдерживающий подход. Он предполагает, что инструменты денежно-кредитной политики ЦБ будет выбирать те, что направлены на снижение предпринимательских активностей. Данный подход применяется прежде всего в целях противодействия инфляции. Основные инструменты денежно-кредитной политики стимулирующего типа:

  1. облегчение требований по резервам для частных банков;
  2. снижение ключевой ставки;
  3. активная покупка ЦБ государственных облигаций.

Данные меры предполагают стимулирование активностей сразу в 3 сегментах экономики - банковской сфере, бизнесе в реальном секторе, а также на фондовых рынках.

Основные инструменты денежно-кредитной политики сдерживающего типа:

  1. ужесточение требований по резервам для частных банков;
  2. увеличение ключевой ставки;
  3. продажа Центробанком ценных бумаг, которые эмитированы государством.

Аналогично эффект от задействования перечисленных инструментов наблюдается сразу в нескольких сегментах бизнеса.

Методы монетарной политики

Итак, мы рассмотрели сущность понятия «денежно-кредитная политика», инструменты денежно-кредитной политики. Но есть еще ряд нюансов, характеризующих активности, о которых идет речь. В частности, полезно будет рассмотреть то, какие методы монетарной политики могут применяться государством. Есть несколько способов их классификации. Так, распространен подход, в рамках которого выделяют прямые и косвенные методы. Изучим их сущность подробнее.

Что представляют собой прямые методы монетарной политики?

Прямые методы монетарной политики властей предполагают, что ЦБ будет задействовать главным образом административные инструменты регулирования кредитно-денежной политики. Это может быть применение лимитов на предоставление займов или же размещение депозитов частными банками. Данный подход позволяет Центробанку повлиять прежде всего на величину денежного предложения в экономике и, как следствие, получить возможность регулировать инфляцию. Главное преимущество соответствующих методов - возможность получения оперативного результата.

Как правило, те инструменты денежно-кредитной политики государства, что задействуются в подобных сценариях, приводят к быстрым изменениям в национальном хозяйстве. Однако их воздействие, как правило, не носит фундаментального характера. Поэтому достижение краткосрочного эффекта от применения прямых методов монетарного управления экономикой чаще всего требует применения ЦБ последующих мер, закрепляющих полученный результат.

Сущность косвенных методов в монетарной политике

Специфика косвенных методов в том, что их применение характеризуется задействованием, главным образом, рыночных механизмов. Например, внедрение обновленных регламентов деятельности частных банков, которые могут повлиять на политику определения ими приоритетов в выстраивании бизнес-модели.

Главное преимущество методов рассматриваемого типа - в их фундаментальности, несмотря на относительно невысокую оперативность получения результатов их применения. Можно отметить, что эксперты также классифицируют методы монетарной политики на общие и селективные. Первые, в принципе, схожи с косвенными, механизмы реализации вторых подобны тем, что характеризуют задействование прямых методов.

Итак, мы рассмотрели то, что представляет собой денежно-кредитная политика, инструменты денежно-кредитной политики, основные ее методы также были описаны. Полезно будет теперь изучить ряд практических аспектов их применения.

Практика монетарной политики: участие ЦБ в рыночных операциях

В достаточной мере эффективным и распространенным инструментом кредитно-денежной политики является участие Центробанка в рыночных операциях. Рассмотрим то, каким образом оно может осуществляться.

Активности ЦБ в сфере рыночных операций могут заключаться прежде всего в покупке или же продажи резервных активов, используя собственные резервы. Еще один распространенный вид деятельности ЦБ в рассматриваемом направлении - управление золотовалютными резервами государства. Данный вид активностей позволяет, прежде всего, осуществлять эффективное управление долговой политикой государства, а также влиять на инвестиционную привлекательность экономики страны. Еще один способ участия ЦБ в рыночных операций - участие в валютных торгах. Чаще всего оно осуществляется в виде интервенций, представляющих собой сессии продаж или покупки национальной или зарубежной валюты в целях корректировки уровня ее спроса или предложения.

Практика монетарной политики: управление учетной ставкой

Следующий практический инструмент монетарной политики - управление учетной ставкой. Его сущность в определении величины процента, который частные банки уплачивают ЦБ в обмен на денежные средства, которые занимают у него в целях использования в структуре собственного капитала. Если ЦБ снижает учетную ставку, то частные кредитные структуры, как правило, начинают занимать у ЦБ активнее - равно как и предлагать своим клиентам различные финансовые услуги.

Конечно, снижается и процент по займам для клиентов - и это является дополнительным стимулирующим фактором роста оборотов капитала в кредитно-финансовой организации. В свою очередь, повышение учетной ставки сопровождается, как правило, противоположным эффектом, но в то же время, как мы отметили выше, позволяет противодействовать инфляции.

Специальные методы монетарной политики

Центробанк и другие финансовые учреждения также могут применять и специальные методы монетарной политики. В числе таковых - стимулирование экспорта национальной продукции, технологий, капитала, различных сервисов. Данные методы реализуются посредством активизации кредитования предприятий, готовых осуществлять соответствующие поставки, подписания контрактов, по которым ЦБ гарантирует обеспечение различных инвестиционных программ. Еще один способ стимулирования экспорта - корректировка пошлин, изменение величины различных квот.

Приоритеты государства в выборе приоритетов монетарной политики зависят от многих факторов - внутренних, внешних. Часто они относятся к категории политических, то есть, не имеют прямого отношения к функционированию механизмов спроса и предложения на рынке. Компетенции ЦБ и других финансовых учреждений может оказаться недостаточно для адекватного воздействия на экономические процессы в условиях чрезмерного влияния в экономических факторов - поэтому, к регулированию хозяйственных процессов могут подключаться иные институты власти. Вопросы экономического характера могут стать приоритетными для правительства страны и высших органов власти в целом, хотя в общем случае они находятся в компетенции в достаточной мере ограниченного круга финансовых институтов.

Инструменты монетарной политики Банка России

Изучим теперь то, каковы основные инструменты денежно-кредитной политики Банка России. В соответствии с положениями законодательства, к таковым следует относить:

  • определение величины процентных ставок по собственным операциям,
  • установление нормативов резервов,
  • которые вносятся на депозиты в ЦБ РФ,
  • осуществление транзакций на открытом рынке,
  • осуществление рефинансирования кредитно-финансовых учреждений,
  • проведение валютных интервенций,
  • управление критериями роста денежной массы,
  • установление количественных ограничений,
  • осуществление эмиссии ценных бумаг.

Как считают эксперты, российский Центробанк акцентирует свои действия на применении главным образом косвенных методов управления денежными потоками в экономике. Но законодательство РФ допускает, что инструменты кредитно-денежной политики РФ будут применяться те, что классифицируются как прямые. В частности, в виде количественных ограничений, которые могут выражаться в утверждении лимитов на операции по рефинансированию или же проведение кредитно-финансовыми структурами отдельных транзакций.

В общем случае Центробанк РФ действует как независимый субъект монетарной политики. Прежде всего это обусловлено тем, что данная структура имеет юридическую независимость от государственных органов власти. Однако, в ряде случаев его активности должны согласовываться с правительством РФ.

Банк России достаточно редко практикует меры прямого воздействия на работу частных кредитно-финансовых организаций - но вполне может определять для них те или иные рекомендации. Например, они могут быть связаны со снижением объемов иностранных активов в целях пресечения оттоков капитала. Также Центробанк РФ может определить для частных кредитных структур рекомендации по величине процентных ставок в рублях в целях обеспечения оптимальной ликвидности в банках.

Резюме

В РФ выстраивается рыночная экономика. Поэтому, инструменты кредитно-денежной политики России адаптированы к механизмам свободного формирования спроса и предложения в национальном хозяйстве. Возможно, этим и объясняется задействование ЦБ РФ преимущественно косвенных методов регулирования денежного оборота в экономике. Но теоретически главная кредитно-финансовая организация РФ может применить весь спектр тех инструментов монетарной политики, что рассмотрены нами выше - законодательство не запрещает этого.

Центральный банк, как главный субъект монетарного регулирования национальным хозяйством, может выбирать те инструменты и методы денежно-кредитной политики, что наилучшим образом адаптированы для текущей экономической ситуации. Если они будут прямые - то ЦБ РФ вправе ожидать оперативного, но в достаточной мере поверхностного результата, требующего дальнейшего вмешательства в экономические процессы. Косвенные методы вмешательства Центробанка в экономику не всегда дают быстрый результат, но характеризуются фундаментальным воздействием на процессы, которые проходят в национальном хозяйстве.

В ряде случаев содействие в осуществлении монетарной политики Центробанку могут оказывать другие государственные структуры. Это может быть обусловлено тем, что компетенции ЦБ может оказаться недостаточно для решения проблем, появившихся вследствие влияния факторов, не имеющих прямого отношения к экономическим процессам. Кроме того, Центробанк может иметь обязательство совещаться с другими госструктурами в силу того, что применяемые им методы могут затрагивать иные сферы, за развитие которых отвечают соответствующие структуры власти.

Денежно-кредитная (или монетарная) политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

Денежно-кредитное регулирование - это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть - денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

Методы денежно-кредитной политики - совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

    Прямые методы - административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги - это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.

    Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают общие и селективные методы:

    Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

    Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

Операции на открытых рынках.

Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

Изменение минимальной резервной нормы.

Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

Изменение учетной ставки.

Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

Политика дешёвых денег

Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег

Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

Он может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

"Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования*(247) обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров. (Статьи 36-37 Федерального закона).

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.

Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.*(248)

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается в соответствии с нормативными актами Банка России". (Статья 38 Федерального закона).

В ст. 39 Федерального закона говорится, что под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

В ст. 40 сказано, что "под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.

Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России".

В ст. 41 приводится понятие валютной интервенции Банка России. Под валютными интервенциями понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке в целях воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

В ст. 42 сказано, что "Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики".

Банк России вправе устанавливать прямые количественные ограничения. Это означает установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

При этом он вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени, касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации. (Статья 43 Федерального закона).

Статья 44 Федерального закона предоставляет право Банку России выпускать свои облигации. В ней говорится, что "Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов".

Для того чтобы денежно-кредитная политика была эффективной, необходимо в процессе ее разработки и реализации учесть множество разнообразных социально-экономических, политических, государственно-правовых, международных, психологических и других общественных факторов, которые детерминируют процессы развития или, наоборот, спада в функционировании денежной и кредитной систем.

1.2. Методы денежно-кредитной политики

Методы денежно-кредитной политики – это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики – Центральный банк, как государственной орган денежно-кредитного регулирования, и коммерческие банки, как «проводники» денежно-кредитной политики – воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.

Современная система методов денежно-кредитной политики столь же разнообразна, как и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам.

- Прямое и косвенное регулирование денежно-кредитной сферы

В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и косвенного регулирования денежно-кредитной сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля ЦБ за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка.

В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

- Общие и селективные методы денежно-кредитного регулирования

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер. Их назначение связано с решением частных задач, таких, например, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, Центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов. Подобные функции несвойственны Центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.

Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм. Поэтому Центральные банки стран с развитой рыночной экономикой практически отказались от прямых методов денежно-кредитной политики и прибегают к ним в исключительных случаях, когда необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического кризиса.

Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана «чисто» денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.

1.3. Инструменты денежно-кредитной политики

Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В статье 35 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации» определены основные инструменты денежно-кредитной политики:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Рассмотрим более подробно основные инструменты денежно-кредитной политики Российской Федерации.

- Операции на открытом рынке.

Политикой открытого рынка называют куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложения на ценные бумаги, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков.

Политика открытого рынка представляет собой орудие быстрого и гибкого воздействия. При продаже и покупке ценных бумаг Центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществить управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Особенно эффективно это используется в период кризиса. В период высокой конъюнктуры Центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к экономике и к населению.

Проводить такую политику Центральный банк может двумя путями. Во-первых, он может определить объем купли-продажи уровень и процентных ставок, по которым банки могут покупать у него ценные бумаги. Курс продажи ценных бумаг устанавливается дифференцированно, в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным. Во-вторых, Центральный банк может установить процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги.

Успех политики открытого рынка зависит от многих факторов. Коммерческие банки приобретают ценные бумаги у Центрального банка только при малом спросе на кредиты со стороны предпринимателей и населения, а также когда Центральный банк предлагает бумаги открытого рынка на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.

Когда необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, а соответственно и их кредитную активность, Центральный банк выступает покупателем на открытом рынке. В этом случае широко используются перекупочные соглашения, по которым Центральный банк обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с тем условием, что последние через определенный период времени осуществят обратную сделку, т.е. обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой - так называемые обратные операции (операции РЕПО). Эта скидка может быть фиксированной или плавающей, установленной между двумя границами. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок и поэтому являются более гибким методом регулирования.

- Рефинансирование банков.

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального Банка. ЦБ может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный Банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

В случае повышения Центральным Банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. То есть, изменение ставки рефинансирования прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики Центрального Банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в Центральном Банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования Центральный Банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, то есть кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты, а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые Центральными Банками.

- Процентная политика или регулирование официальной процентной ставки.

Традиционной функцией Центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента или ставкой рефинансирования. Изменяя эту ставку, Центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению или предприятиям. В зависимости от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или удешевление кредита вообще и тем самым создаются условия ограничения или расширения денежной массы в обращении. Коммерческие банки самостоятельно определяют размер надбавки к официальной ставке рефинансирования Центрального банка в зависимости от финансового состояния заемщика, рентабельности работы, перспективности и приоритетности кредитуемого объекта.

В современных условиях денежно-кредитная политика является наиболее значимой формой государственного регулирования экономики. Денежно-кредитную политику можно рассматривать в широком и в узком смысле.

С позиции расширенного подхода под денежно-кредитной политикой понимается часть единой государственной макроэкономической политики, предполагающей целенаправленное воздействие на денежно-кредитную систему путем применения преимущественно рыночных инструментов с целью создания условий для экономического роста в стране.

В узком понимании денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мероприятий Центрального банка в области денежного обращения и кредита, направленных на поддержание темпов экономического роста, сдерживание уровня инфляции и уровня безработицы.

Правовой основой проведения денежно-кредитной политики в России является Конституция РФ и Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В данном Законе определены полномочия Банка России по разработке и проведению единой государственной денежно-кредитной политики во взаимодействии с Правительством РФ.

Совет директоров Банка России во взаимодействии с Правительством РФ ежегодно разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и ее основные направления на предстоящий год. Эти документы представляются для рассмотрения в Национальный банковский совет, в Правительство РФ, а также Президенту РФ и затем они поступают в Государственную Думу.

В развитой экономике выделяют две группы институтов, осуществляющих на практике реализацию денежно-кредитной политики:

  • институты, основным назначением которых и является проведение денежно-кредитной политики от имени государства (почти во всех странах мира это центральный банк, в том числе и в России);
  • институты, косвенно участвующие в процессе проведения денежно-кредитной политики (лишь в случаях сочетания выполнения своих прямых обязанностей с элементами денежно-кредитной политики - Министерство финансов, Казначейство, Федеральная служба по финансовым рынкам, Агентство по страхованию вкладов и др.).

Основное место среди названных институтов занимает Центральный банк, так как именно он является координатором практической реализации государственной денежно-кредитной политики.

К основным факторам, определяющим формирование и постановку целей денежно-кредитной политики, относятся:

  • макроэкономические условия;
  • внешнеэкономические факторы;
  • социально-экономическая политика страны;
  • структурные изменения в экономике;
  • состояние бюджетной сферы;
  • информационная неопределенность;
  • уровень развития (глубина) и степень либерализации финансового рынка, его вовлеченность в процессы глобализации. Следует отметить, что развитие и рост национальной экономики

во многом зависят от эффективности проводимой центральным банком денежно-кредитной политики. В свою очередь, эффективность денежно-кредитной политики зависит от правильной постановки цели и выбора соответствующих инструментов для ее реализации.

Под эффективностью денежно-кредитной политики понимается результативность управления сферой денежно-кредитных отношений, которая характеризуется результатами точного и быстрого достижения монетарными властями поставленных целей, действенностью и целесообразностью предпринятых мер, адекватностью принятых управленческих и финансовых решений.

Существующие подходы повышения эффективности денежно-кредитной политики являются предметом больших споров, поскольку сама денежно-кредитная политика может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на состояние национальной экономики. Большинство экономистов рассматривают ее в качестве неотъемлемой части стабилизационной политики государства. Об этом свидетельствуют достоинства денежно-кредитной политики, к которым относятся:

  • гибкость и быстрота. По сравнению с фискальной денежно-кредитная политика может быстро меняться. Применение соответствующей фискальной политики может надолго отложиться из-за обсуждений и утверждения ее в парламенте. Иначе дело обстоит с денежно-кредитной политикой. Центральный банк ежедневно принимает решения об операциях на открытом рынке и о других инструментах и тем самым влияет на предложение денег и процентные ставки;
  • независимость от политического давления. Данное положение позволяет центральному банку легче, чем правительству, принимать непопулярные решения, которые необходимы для оздоровления экономики в долгосрочном периоде. Кроме того, денежно- кредитная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на распределение ресурсов, а налоговые изменения могут иметь и политические последствия. Денежно-кредитная политика действует тоньше и поэтому представляется более приемлемой в политическом отношении. Денежно-кредитное регулирование выступает инструментом проведения денежно-кредитной политики. Под денежно-кредитным регулированием понимается процесс прямого или косвенного воздействия Центрального банка на денежно-кредитную систему (количество денег в обращении, ликвидность банковской системы) с целью достижения поставленных целей.

Конечные цели денежно-кредитной политики:

Для достижения поставленных целей центральные банки могут использовать разные виды и стратегии денежно-кредитной политики.

Выделяют структурную и конъюнктурную денежно-кредитные политики. Структурная денежно-кредитная политика направлена на развитие государством определенных отраслей (например, в условиях кризисной или послевоенной экономик). Современная практика денежно-кредитного регулирования подразумевает воздействие не на конкретных участников рынка, а на рынок в целом - на его конъюнктуру. Конъюнктурная денежно-кредитная политика предусматривает использование в основном рыночных инструментов: процентных ставок (ставка рефинансирования, учетная ставка), операций на открытом рынке, депозитных операций и т.д. Характер применения указанных инструментов определяется выбранной стратегией денежно-кредитного регулирования.

Для достижения стратегических целей Центрального банка выделяют следующие направления денежно-кредитной политики:

Политика денежно-кредитной рестрикции (ограничительная денежно-кредитная политика, политика «дорогих денег») направлена, как правило, на сжатие денежной массы и рассматривается как один из основных компонентов антиинфляционного регулирования экономики. При этом выделяют два варианта такой политики. Денежно- кредитная рестрикция, во-первых, может осуществляться путем непосредственного воздействия на величину денежной массы и кредитного оборота, а во-вторых, является косвенным регулированием масштабов безналичного оборота денег, осуществляемым прежде всего посредством повышения процентных ставок. Речь идет о повышении норм обязательных резервов, учетной ставки и ставки рефинансирования, что закономерно приводит к удорожанию кредита и снижению спроса на заемные ресурсы.

Данная политика имеет как положительное, так и отрицательное влияние на состояние экономики. С одной стороны, она является одним из вариантов антиинфляционного регулирования экономики, а с другой - может оказывать крайне негативное воздействие на экономическое развитие страны: повышение ставки процента в краткосрочном периоде приводит к снижению совокупного спроса и, соответственно, к спаду производственной активности. В этом случае следствием денежно-кредитной рестрикции могут стать падение инвестиций и чистого национального продукта, снижение спроса на деньги и ограничение эффективности стимулирующей денежно-кредитной политики.

Существенным недостатком денежно-кредитной рестрикции является увеличение стоимости обслуживания внешнего и внутреннего долга, а также дефицита бюджета вследствие роста реального процента. Кроме того, в условиях высокой инфляции реализация политики денежно-кредитной рестрикции практически невозможна, поскольку она приводит к кризису ликвидности.

Таким образом, анализ негативных последствий денежно-кредитной рестрикции для экономики позволяет сделать вывод о возможности ее использования только в исключительных случаях.

Политика денежно-кредитной экспансии проводится с целью оживления конъюнктуры рынка (увеличения темпов экономического роста, стимулирования деловой активности, достижения оптимального уровня занятости, сглаживания колебаний нормы процента, предотвращения нарастания социальной напряженности и политической нестабильности, предотвращения паники вкладчиков и оттока сбережений из банков). Центральный банк способствует расширению кредитных возможностей банков и снижению процентных ставок в экономике, что обеспечивает расширение денежной массы и повышение инвестиционной привлекательности экономики.

Несмотря на стимулирующий характер воздействия на экономику политики денежно-кредитной экспансии, ее реализация в долгосрочном периоде может оказать и негативное влияние посредством возможности усиления инфляционных процессов в экономике.

Следовательно, как рестрикция, так и экспансия могут иметь негативные последствия. В связи с этим основная задача Центрального банка - выбор оптимальной модели денежно-кредитного регулирования, обеспечивающей достижение конечных целей и не оказывающей разрушительное влияние на экономику.

Выделяют следующие цели денежно-кредитного регулирования:

  • долгосрочные (стратегические) - снижение уровня инфляции, безработицы, равновесие платежного баланса или достижение определенного уровня ВВП;
  • среднесрочные - достижение оптимального объема денежной массы в экономике, поддержание уровня золотовалютных резервов и управление величиной процентной ставки;
  • краткосрочные - сглаживание колебаний ликвидности рынка. Поставленные цели денежно-кредитной политики могут быть

достигнуты при эффективном использовании административных и рыночных инструментов денежно-кредитного регулирования.

К административным методам регулирования экономических процессов относятся такие способы перераспределения денежных средств, которые реализуются путем прямого вмешательства органов государственного управления (как правило, это прямые количественные ограничения кредитной деятельности, установление ориентира роста денежной массы).

Могут применяться и иные ограничения, вызванные потребностями проведения сбалансированной денежно-кредитной политики, направленной на достижение общенациональных задач макроэкономической стабильности.

Экономические методы регулирования экономики предполагают создание таких условий, которые бы стимулировали предпринимательскую деятельность. При этом государством может использоваться широкий набор средств и методов регулирования экономики: от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки.

В современных условиях среди экономистов не существует единого мнения по поводу эффективности административных и рыночных методов денежно-кредитного регулирования. Одни ученые считают административные методы регулирования более эффективными, обосновывая свою позицию тем, что в условиях, когда многие рыночные механизмы работают недостаточно эффективно или вообще не работают, административное воздействие на экономику осуществляется быстрее, чем косвенное, экономическое. Сторонники рыночного подхода, анализируя эффективность и направление денежно-кредитного регулирования экономики, в первую очередь рассматривают экономическую составляющую данного процесса.

Реализация денежно-кредитной политики осуществляется с помощью ее инструментов и методов. Под инструментами денежно- кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка на объекты денежно-кредитной политики. Под методами - совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

Различают рыночные и нерыночные инструменты денежно-кредитной политики с позиции их влияния на экономику.

Крыночным инструментам относятся: учетная ставка и ставка рефинансирования, нормы обязательного резервирования, операции на открытом рынке, депозитные операции. Использование этих инструментов предполагает создание условий для стимулирования предпринимательской активности.

Нерыночные инструменты подразумевают прямое административное воздействие Центрального банка на отдельные параметры деятельности банковской системы. Это означает, что Центральный банк директивным путем регулирует объем денежного предложения и цены на финансовом рынке, что может выражаться в ограничении объемов кредитования, регламентации процентных ставок, отдельных видов ссуд.

По срокам воздействия инструменты денежно-кредитной политики подразделяются на долгосрочные и краткосрочные.

Под долгосрочными инструментами подразумеваются такие способы воздействия на объекты денежно-кредитной политики, реализация которых может осуществляться в период от одного года до нескольких десятилетий. К краткосрочным, т.е. реализуемым в срок менее года, относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются среднесрочные цели денежно-кредитного регулирования.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О Центральном банке (Банке России)» к основным инструментам и методам денежно-кредитной политики ЦБ РФ относятся:

  • процентные ставки по операциям Банка России;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование кредитных организаций;
  • валютные интервенции;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения;
  • эмиссия облигаций от своего имени.

Вместе с тем в данном Законе в перечень инструментов денежно- кредитной политики не включены депозитные операции Банка России, которые являются действенным инструментом абсорбирования (поглощения) свободной ликвидности банков.

Преимущества и недостатки отдельных инструментов денежно- кредитной политики представлены в табл. 11.1, а закономерности их изменения при проведении мероприятий денежно-кредитной политики - в табл. 11.2.

Таблица 11.1

Преимущества и недостатки отдельных инструментов денежно-кредитной политики

инструмента

Достоинства

Недостатки

Обязательное резервирование

Воздействие на денежную базу и объем денег, поставляемых банками в процессе кредитования. Стерилизация избыточной рублевой массы. Ограничение давления ее на валютный и товарный рынки

Внеэкономическое вмешательство в оперативную деятельность банков, форма дополнительного налога (повышение стоимости ресурсов, затруднение равноправной конкуренции - уменьшение конкурентоспособности банков по сравнению с другими финансовыми посредниками)

Операции с ценными бумагами

Покрытие внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами федерального бюджета. Финансирование погашения внутреннего госдол- га. Сглаживание конъюнктурных избытков ликвидности

Альтернатива вложению денег в реальный сектор экономики

Депозитные

операции

Мгновенная нейтрализация возможного давления свободных средств на валютный рынок

Невыполнимость из-за высокой ликвидности инструмента

иностранной

Пополнение валютных резервов, сохраннее относительно стабильного курса национальной валюты

Осуществляется за счет необеспеченных денег - создание избыточной ликвидности

Таблица 11.2

Источник: Федорова Л.Е. Организация деятельности Центрального банка Российской Федерации: Учеб, пособие. Екатеринбург: АМБ, 2009.

Закономерности изменения ряда индикаторов при проведении мероприятий денежно-кредитной политики

Индикатор

Взаимосвязь

Рост (снижение) ставки рефинансирования

Оценивается взаимосвязь между данными показателями. Очевидно наличие обратно пропорциональной связи. Две величины полностью противоположны. При росте индикатора (ставки рефинансирования) уменьшается значение результата (снижается объем кредитования экономики)

Увеличение (снижение) резервных требований

Снижение (рост) кредитования реального сектора экономики

Между показателями наличие обратно пропорциональной связи. Когда величина резервных требований идет вверх, то объем кредитования реального сектора экономики - вниз

Индикатор

Достигнутый результат вследствие изменения индикатора

Взаимосвязь

Увеличение (сокращение) объема денежной массы

Рост (сокращение) инвестиций, рост (снижение) национального дохода

Отмечается наличие сильной прямо пропорциональной связи. При увеличении объема денежной массы происходит рост объема инвестиций и национального дохода

Рост (снижение) процентных ставок

Снижение (рост) спроса на кредиты

Между этими показателями обратно пропорциональная связь. В условиях роста процентных ставок деньги становятся дорогими, спрос на кредиты падает

Повышение (снижение) ликвидности кредитных институтов

Повышение (снижение) предложения кредитов

Между этими показателями довольно сильная прямо пропорциональная связь: при росте ликвидности кредитных организаций, предложение кредитов увеличивается

Рост (сокращение) объемов кредитования

Увеличение (снижение) величины денежной массы в обращении

Наличие сильной прямо пропорциональной связи между этими двумя величинами, т.е. значение объемов кредитования движется почти синхронно в одном направлении со значением величины денежной массы в обращении. При увеличении объемов кредитования увеличивается величина денежной массы в обращении

Одним из наиболее эффективных инструментов денежно-кредитной политики в странах с развитой рыночной экономикой является рефинансирование. Кредитование Банком России кредитных организаций осуществляется на уровне ставки рефинансирования. Изменяя ее величину, ЦБ РФ может влиять на ликвидность банковской системы и денежное предложение в целом.

Сегодня ставка рефинансирования ЦБ РФ является инструментом, с помощью которого Банк России воздействует на стимулирование кредитной активности банков, на процентные ставки по депозитам юридических и физических лиц, а также на замедление годовой инфляции в среднесрочной перспективе.

Серьезным инструментом денежно-кредитной политики ЦБ РФ являются операции на открытом рынке, которые включают в себя приобретение и продажу ценных бумаг с целью увеличения или сокращения объемов средств, находящихся в распоряжении финансовых институтов. Этот инструмент позволяет регулировать экономические отношения хозяйствующих субъектов.

Операции Центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом в рамках применяемых косвенных методов денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу высоколиквидные ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны, за свой счет на открытом рынке. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Особенность операций на открытом рынке заключается в том, что Центральный банк может оказывать рыночное воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения Центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг на открытом рынке.

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» «под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки».

К операциям на открытом рынке относят операции РЕПО. Банк России проводит их в соответствии с положениями ЦБ РФ от 25.03.2003 г. № 220-П «О порядке заключения и исполнения сделок РЕПО с государственными ценными бумагами Российской Федерации», от 28.11.2008 г. № 329-П «Об условиях совершения Банком России сделок прямого РЕПО с российскими кредитными организациями на Фондовой бирже ММВБ», а также от 04.03.2010 г. № 357-П «Об условиях совершения Банком России сделок прямого РЕПО с российскими кредитными организациями на рынке государственных ценных бумаг». Эта операция включает продажу и последующую покупку ценных бумаг через определенный срок по заранее установленной цене. Разница между ценой продажи и ценой покупки составляет стоимость заимствований с помощью указанной операции.

До 2004 г. Банком России применялись операции обратного модифицированного РЕПО, используемого как инструмент абсорбирования банковской ликвидности. Сегодня используются только операции прямого РЕПО, связанные с предоставлением ликвидности банковской сфере под обеспечение в виде установленного перечня ценных бумаг.

В обеспечение по операциям прямого РЕПО с Банком России принимаются ценные бумаги, допущенные к публичному обращению в Российской Федерации и включенные в Ломбардный список ЦБ РФ. Указанный список достаточно обширен. Так, на конец февраля 2012 г. он включал 217 эмитентов. В табл. 11.3 приведены финансовые инструменты, образующие Ломбардный список, и примеры таких эмитентов.

Таблица 11.3

Ломбардный список Банка России

Финансовый инструмент

  • 1. Облигации, выпущенные от имени РФ
  • 1.1. Облигации, размещенные на внутреннем финансовом рынке
  • 1.2. Облигации, размещенные на международном финансовом рынке

Минфин РФ

2. Облигации субъектов РФ и муниципальных образований

Белгородская область, г. Москва, Республика Саха (Якутия] и т.д.

  • 3. Облигации ипотечных агентств и агентств по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов
  • 3.1. Облигации ипотечных агентств
  • 3.2. Облигации агентств по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов

Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК)

Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК)

4. Облигации с ипотечным покрытием

Банк «ВТБ 24» - ипотечный агент МБРР, ИСО «ГПБ-Ипотека» и т.д.

  • 5. Облигации юридических лиц - резидентов РФ
  • 5.1. Облигации кредитных организаций и Внешэкономбанка
  • 5.2. Облигации некредитных организаций, имеющих рейтинг по международной шкале, соответствующий требованиям Банка России
  • 5.3. Облигации организаций, включенных в Перечень системообразующих организаций, утвержденный Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики

АКБ «Абсолют Банк», Банк «ВТБ 24», Внешэкономбанк, ОАО КБ «Восточный» и т.д.

АЛРОСА, Газпром, Лукойл и т.д.

ТГК-1, ТГК-4, Мираторг Финанс и т.д.

6. Облигации международных финансовых организаций

Евразийский банк развития,

Европейский банк реконструкции и развития

7. Долговые эмиссионные ценные бумаги, выпущенные юридическими лицами - нерезидентами РФ за пределами РФ

АВН Financial Limited, Dresdner Bank AG, GAZ Capital S.A. и т.д.

Методы денежно-кредитной политики -- совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей .

На рисунке 1 представлена классификация методов кредитно-денежной политики.

Рисунок 1. Классификация методов кредитно-денежной политики

Прямые методы -- административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги -- это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают общие и селективные методы (рисунок 2).


Рисунок 2. Общие и селективные методы кредитно-денежной политики

Операции на открытом рынке. Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а, следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью .

Изменение минимальной резервной нормы. Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

Изменение учетной ставки. Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

Политика дешёвых денег. Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег. Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

Таким образом, методы денежно-кредитного регулирования принято делить на общие и селективные. Общие методы позволяют воздействовать на рынок ссудных капиталов в целом, а селективные методы предполагают прямое регулирование конкретных видов банковских операций и кредитование отдельных секторов экономики.