К принципам организации налично денежного обращения относится. Принципы организации безналичного и наличного денежного оборота. Денежный оборот и его структура

1.2 Принципы организации наличного денежного обращения

1. Принцип номинала (ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)», ст.27).

Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.

Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных сурагатов запрещаются.

2. Принцип необязательности обеспечения (фидуциарная эмиссия) (ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)», ст.28).

Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.

3. Принцип монополии и уникальности (ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)», ст.29).

Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятие из обращения на территории РФ осуществляется исключительно Банком России.

Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством платежа на территории РФ. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

4. Принцип безусловной обязательности (ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)», ст.30).

Банкноты и монета являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ.

5. Принцип неограниченной обмениваемости (ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)», ст.31).

Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного платежа), если не установлен достаточный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена.

При обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет.

6. Принцип правового регулирования (ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)», ст.33).

Совет директоров принимает решение о выпуске и обращении новых банкнот и монеты и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в СМИ.

Решение по этим вопросам в порядке информирования направляется в Правительство РФ.

1.3 Организации эмиссионных операций

Денежное обращение (оборот) - это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Денежный оборот подразделяется на две сферы: наличную и безналичную. Между налично-денежным и безналичным оборотом существует тесная взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму банкнот на депозит в банке, и наоборот. Обращение безналичных денег и наличных в совокупности образует единый денежный оборот страны.

Структура совокупного денежного оборота по мере развития форм товарного обмена и платежно-расчетных отношений постепенно претерпевала изменения. До середины Х1Х века наибольший удельный вес в совокупном объеме денежного оборота составляли наличные деньги, причем до двух третей - золотые и серебряные монеты. В результате внедрения кредитных форм обращения и, прежде всего, системе безналичных расчетов, доля наличного денежного компонента значительно снизилась. В современных условиях в структуре совокупной денежной массы наличный компонент имеет меньший удельный вес по сравнению с безналичным. Как правило, это соотношение составляет 20 и 80%, в некоторых странах даже 5 и 95%, что свидетельствует о высокой степени развитости современных банковских технологий.

Наличными деньгами производятся расчеты предприятий, организаций и учреждений с населением, между отдельными группами населения и в ограниченных размерах между юридическими лицами.

Выпуск наличных денег - основа контроля расширения всей денежной массы, включая средства на счетах коммерческих банков. Монопольное положение центрального банка в общехозяйственном денежном кругообороте дает ему возможность держать денежное обращение под косвенным контролем и на последующих ступенях развития денежных средств в форме текущих счетов или средств безналичного расчета. Банкноты центрального банка сохраняют свою ключевую роль только при условии, если их количество ограничено.

Наличные деньги, обращающиеся на территории РФ, являются кредитными деньгами. Выпуск денег в обращение должен осуществляться в порядке кредитования хозяйства. Что это означает?

Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, государства и увеличении золотовалютных резервов. Механизм эмиссии предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот. Эмиссия банкнот при кредитовании банков обеспечена векселями, ценными бумагами и другими банковскими обязательствами; при кредитовании государства - государственными обязательствами, а при покупке золота и иностранной валюты - собственно золотом и иностранной валютой. Иначе говоря, обеспечением банкнотной эмиссии служат активы центрального банка. В этом, в частности, проявляется взаимосвязь пассивных и активных операций центрального банка. Размеры пассивной операции центрального банка - «эмиссия банкнот» - зависит от его активных операций: ссуд банкам, казначейству (Министерству Финансов), покупки иностранной валюты и золота. В данном случае можно сказать, что перечисленные активные операции центрального банка первичны по отношению к его пассивным операциям.

Осуществление кредитной эмиссии (эмиссии банкнот) центральным банком является показателем его независимости. Всякое покрытие денежного дефицита, государственных расходов выпуском денег со стороны центрального банка (так называемая «бюджетная эмиссия») ограничивает его независимость в проведении денежно-кредитной политики. Если деньги выпускаются под дефицит бюджета, то речь идет собственно о «печатании денег» независимо от того, в наличной или безналичной форме они выпускаются. Такая эмиссия имеет сильное инфляционное воздействие.

Закон о Центральном банке хоть и запрещает Банку России предоставлять кредиты Правительству РФ для покрытия бюджетного дефицита, однако оставляет в этом вопросе «лазейку» (ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)», ст.22). В случае принятия Государственной Думой РФ соответствующего закона о бюджете, Банк России обязан предоставить средства для финансирования дефицита бюджета. Например, ФЗ от 29.12.98 № 192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» была предусмотрена покупка Банком России в сентябре - октябре 1998 года ОФЗ-ПД на общую сумму 10,5 млрд. руб. на вторичном рынке (через Сбербанк РФ) и ОФЗ-ПД на общую сумму до 25,2 млрд. руб. при их первичном размещении. Таким образом, в четвертом квартале 1998 года Банк России вынужден был прокредитовать Правительство РФ на общую сумму 35,7 млрд. руб. В законе «О федеральном бюджете на 1999 год» в качестве одного из источников покрытия дефицита бюджета также были предусмотрены средства от покупки Центральным банком ОФЗ-ПД в размере 32,7 млрд. руб. В 1999 году эмиссионные операции банка России в пользу федерального бюджета на 90% определяли динамику и уровень инфляции.

В ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» также предусмотрено Банком России государственных ценных бумаг при их первичном размещении на сумму 30 млрд. руб.

Однако не всякая ссуда Центрального банка кредитной системе или государству связана с новым выпуском банкнот. Такие кредиты могут зачисляться на счета коммерческих банков и казначейства (Министерства Финансов), открытие в Центральном банке. В этом случае происходит не банкнотная (налично-денежная), а депозитная эмиссия Центрального Банка.

Депозитная эмиссия представляет собой увеличение Центральным банком своих кредитных вложений путем выдачи ссуд, повышающих остатки на счетах, т. е. на депозитах. Банкнотная эмиссия происходит, когда деньги из забалансовых хранилищ учреждений Банка России приходуются на баланс, то есть перемещаются из резервных фондов в оборотные кассы.

По оценкам специалистов, налично-денежная эмиссия составляет только 15-20% всей эмиссии Центрального банка. Однако следует отметить, что в современных условиях полностью отделить безналичную и наличную денежную эмиссию на практике не представляется возможным. Как известно, золотовалютные резервы пополняются за счет поступлений от государственных экспортных операций, налогов, государственных займов и эмиссионной деятельности. За счет указанных резервов осуществляются валютные интервенции, во время которых происходит продажа как иностранной, так и национальной валюты. В этих пределах центральный банк может также эмитировать для собственных нужд. Эмиссия рублевой денежной наличности для скупки излишней валюты может приводить к ее увеличению. Подобная эмиссия имеет 100%-ное покрытие в валюте. Эмиссия рублевой массы для скупки излишней валюты означает подкрепление американским долларом поставляемой в российскую экономику ликвидности. Для уменьшения отрицательных последствий подобной эмиссии внедряются дополнительные механизмы связывания инвертируемой денежной массы.

В развитых странах мира обычно не пишут на банкнотах, что они обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и прочими активами центрального банка, но это отражается в публикуемых балансах центрального банка. Обеспечением выступает актив центрального банка, основными статьями которого являются золотовалютные резервы, портфель государственных и ценных бумаг. Вопрос обеспечения банкнотной эмиссии имеет юридическую основу, нередко законодательством определен характер обеспечения и, следовательно, косвенные пределы эмиссии. Иногда оговаривается не имеющий практического значения предел фидуциарной (основанной на доверии) эмиссии. Поэтому эмиссионная монополия для центрального банка нужна, прежде всего, для исключения злоупотреблений и содействия проведения единой государственной денежно-кредитной политики. Монополия, как дарованная государством привилегия, означает для центрального банка право выпускать беспроцентные векселя, привлекательность которых объясняется исключительно закрепленным законом статусом единственного платежного средства в данной стране.

По мере увеличения кредитных вложений и инвестиций центрального банка происходит рост его кредитных ресурсов. Отличие центрального банка от других кредитных институтов состоит в том, что он сам создает для себя ресурсы кредитования. Остальные банковские учреждения в процессе своих кредитно-расчетных операций, в основном, перераспределяют созданные центральным банком денежные средства.

Возможности коммерческих банков самостоятельно создавать денежные средства ограничены, поскольку они могут осуществлять безналичные платежи, предоставлять кредиты и получать наличные деньги только в пределах остатков средств на своем корреспондентском счете в центральном банке. Вместе с тем, зачастую коммерческие банки сами участвуют в «создании депозитов». Несмотря на имеющиеся возможности банковские учреждения сдерживают свою депозитную эмиссию, опасаясь возможности повышения риска ликвидности и банкротства. Со своей стороны центральный банк контролирует депозитную эмиссию коммерческих банком посредством установления различных нормативных показателей (косвенными методами).

Несоответствие фактических остатков наиболее ликвидных (наличных) денежных средств у коммерческих банков объему эмитированной ими безналичной денежной массы создает угрозу падения уровня ликвидности банковской системы. Поддержание процентного отношения между наличными и безналичными денежными средствами достигается, в частности, пропорциональной эмиссией наличности со стороны центрального банка при поощрении им депозитной экспансии.

Любая национальная валюта в настоящее время является только бумажной (не обеспеченной золотом). В принципе рубли могли бы выпускаться банком России в неограниченном количестве, поскольку прямые законодательные ограничения отсутствуют. Они определяются задачами, которые поставлены перед Центральным банком. Именно исходя из косвенных ограничений, Банк России предоставляет коммерческим банкам свои деньги лишь в ограниченном количестве.

Предоставление банкнот для платежного оборота является для Центрального банка технически сложным процессом, который начинается с планирования банкнотной серии и заканчивается уничтожением непригодных банкнот.

Выпуск наличных денег происходит ежедневно (ежечасно) на территории отдельного государства в пределах сумм, изымаемых из обращения.

Эмиссия наличных денег осуществляется сверх сумм, изъятых из обращения, и в этом смысле становится фактором денежно-кредитного регулирования со стороны Центрального банка.

Эмиссионное регулирование, т. е. регулирование выпуска и изъятия денег из обращения, означает следующее:

Определение эмиссионного результата как по отдельным регионам, так и в целом по стране (эмиссионный результат может быть с «полюсом», когда происходит выпуск денег в обращение, или с «минусом», когда производится изъятие денег из обращения);

Правильное документальное оформление всех эмиссионных операций.

Руководство эмиссионным регулированием осуществляет Департамент эмиссионно-кассовых операций (ДЭКО). В территориальных учреждениях Банка России создаются управления (отделы) эмиссионно-кассовых операций. Основными направлениями деятельности этих подразделений являются:

Организация кассовой работы;

Учет эмиссионных операций;

Анализ и обеспечение платежного оборота денежной наличностью;

Вопросы технической укрепленности кассовых узлов;

Организация экспертизы денежных знаков;

Механизация кассовых операций.

Работники управления (отдела) эмиссионо-кассовых операций проверяют работу каждого расчетно-кассового центра не реже одного раза в год и осуществляют контроль за устранением недостатков в работе проверенного РКЦ.

Для осуществления эмиссионного регулирования в территориальных учреждениях, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных билетов и монеты. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, поскольку они включаются в общую массу денег, находящуюся в обращении.

Банк России утверждает лимит оборотной кассы территориальным учреждениям. В пределах этого лимита руководитель территориального учреждения устанавливает лимит оборотной кассы для каждого подчиненного РКЦ. При утверждении лимита территориальное учреждение исходит из:

Необходимости обеспечения своевременного удовлетворения потребностей клиентов в наличных деньгах;

Объема налично-денежного оборота.

Если количество денег в оборотной кассе превышает лимит, то излишние деньги передаются из оборотной кассы в резервные фонды. До 1 января 1999 года выпуск наличных денег в обращение (т. е. перечисление их из резервных фондов в оборотную кассу) производился на основании эмиссионного разрешения - документа, дававшего право подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов. Эмиссионные разрешения выдавались Центральным Банком РФ территориальным учреждениям на основании заявок на подкрепление оборотной кассы. Это давало право руководителям территориальных учреждений Банка России выдавать подчиненным расчетно-кассовым центрам разрешение на перечисление денег из резервных фондов в оборотную кассу в пределах сумм, указанных в разрешениях.

Начиная с 1 января 1999 года в соответствии с решением Совета Директоров Банка России (протокол от 30.11.1998 №74) порядок перечисления наличных денег из резервных фондов в оборотную кассу был усовершенствован. В частности, перечисление денег с письменного распоряжения начальника РКЦ., в котором указывается сумма перечисленных банкнот и монеты. Это и означает выпуск наличных денег в обращение. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией, хотя в целом в стране эмиссии наличных денег может и не произойти. При осуществлении эмиссии одним РКЦ, другой РКЦ может в то же время изъять аналогичную сумму наличных денег, поэтому общая масса денег в обращении не изменится. Сведениями о том, произошла или не произошла в данный день эмиссия, располагает только Центральный банк, где составляется ежегодный эмиссионный баланс.

Территориальные учреждения Банка России получают от РКЦ дебетовые и кредитовые авизо, которые за тем отправляют в Департамент эмиссионно-кассовых операций. РКЦ ежемесячно представляют территориальным учреждениям банка России подтверждения оборотов вложенных и изъятых из резервных фондов банкнот и монеты в повалютной разбивке, а территориальные учреждения после сверки выводят окончательные остатки резервных фондов по индексам валют по состоянию на первое число нового месяца. Подтверждения оборотов вложенных и изъятых из резервных фондов банкнот и монеты в повалютной разбивке за месяц высылаются ДЭКО, который в свою очередь осуществляет свод кассовых оборотов в целом по РФ.

Анализ состояния и развития наличного денежного оборота в России

Анализ состояния и развития наличного денежного оборота в России

Рассмотрим условия функционирования наличного денежного обращения. Текущее состояние национальной экономики России является удовлетворительным, поскольку, несмотря на некоторые улучшения экономических условий хозяйствования...

Анализ состояния и развития наличного денежного оборота в России

В целях обеспечения устойчивости налично-денежного обращения в России необходимо: - гибкого регулировать денежную массу путем воздействия на денежный мультипликатор; - восстанавливать функции рубля как средства обращения...

Бюджетная система России

Безналичное денежное обращение - списание денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачисление ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме...

Денежное обращение и денежный оборот

В экономике России, как и в экономике любой другой страны, рост объема денежной массы является объективной величиной, обеспечивающей потребности экономики страны при росте ВВП и уровне доходов...

Исследование наличного денежного обращения в Республике Беларусь

Макроэкономическое регулирование денежного обращения финансовых рынков

Налично-денежный оборот - это процесс непрерывного движения наличных денежных знаков в сфере обращения и выполнения ими функций средств платежа и обращения. Несмотря на то...

Организация безналичного денежного оборота в Российской Федерации

Безналичный платежный оборот в стране организуется на основе определенных принципов. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности...

Задача центрального банка при организации наличного денежного оборота -- обеспечить его устойчивость, эластичность и экономичность...

Организация налично-денежного оборота

Правовое регулирование обращения наличных денег осуществляется в целях разработки и нормативно-правового закрепления системы мер, которая способна обеспечить экономический рост и занятость, сдержать инфляцию, выравнивать платежный баланс...

Особенности денежного обращения

Экономика любой страны не может обойтись без наличных денег. Даже самые развитые и продвинутые в области передовых технологий государства по-прежнему уделяют значительное внимание наличной составляющей денежной массы...

Признаки платежеспособности государственных денежных знаков

денежный платежеспособность кассир валюта В каждой стране исторически сложилось своя денежная единица, имеющая соответствующее наименование и деление. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль...

Современные тенденции развития денежных систем

Все выполняемые платежи могут быть условно разделены на три группы: 1) микро- и мини-платежи на сумму от нескольких центов до 20 - 30 долларов (от нескольких рублей до 1000 рублей)...

Теории денег и денежного обращения

Современная организация процессов наличного денежного обращения диктует новые стандарты и решения по всему циклу обращения наличных денег, начиная от их производства и заканчивая уничтожением...

Принципы организации безналичного и наличного денежного оборота представляют собой основополагающие условия их функционирования и ориентированы на определение основных подходов к установлению взаимоотношений между участниками расчетных отношений.

Существуют общие (основополагающие) принципы организации денежного оборота для безналичного и наличного денежного оборота.

К первому основополагающему принципу совокупного денежного оборота следует отнести концентрацию руководства всего денежного оборота в едином эмиссионном центре (в России это ЦБ РФ). Это предполагает, что на всей территории страны действуют правила (соответствующие законы, положения и инструкции) по проведению безналичных расчетов и платежей наличными деньгами, установленные Банком России в соответствии с ГК РФ и другими федеральными законами.

Наряду с этим имеются определенные различия в организации и функционировании безналичного и наличного денежных оборотов. Исходя из этого, вторым принципом организации совокупного денежного оборота является законодательное разграничение областей действия безналичных расчетов и наличных платежей.

При этом следует иметь в виду, что между безналичным и наличноденежным оборотами в экономической практике существуют взаимосвязи и взаимозависимости, в процессе функционирования деньги переходят из одной сферы денежного обращения в другую.

В странах с рыночной экономикой преобладающую часть совокупного денежного оборота составляет безналичный оборот (90-95%), в России в последние годы - более 60%.

Функционирование безналичного денежного оборота происходит посредством проведения расчетов по счетам участников безналичного денежного оборота. Банк России в соответствии с законодательством является главным организатором денежного оборота, который должен обеспечить бесперебойное и эффективное функционирование системы расчетов по всей стране.

Исходя из этого, ЦБ РФ устанавливает правила, стандарты и сроки проведения расчетов в экономике на основе принятых принципов.

Первый принцип - правовой режим проведения расчетов и платежей. Юридической базой проведения расчетов и платежей являются федеральные законы, нормы гражданского законодательства и множество подзаконных актов: ГК РФ, ч. 1-2 (ст. 140, 861-885), Закон о Банке России, Закон о банковской деятельности, Федеральный закон от 11.03.1997 № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» и др.

Второй принцип - проведение безналичных расчетов осуществляется только по банковским счетам, имеющимся у поставщиков, плательщиков и получателей. По правилам, для расчетного обслуживания между каждым банком и его клиентами - юридическими и физическими лицами - заключается типовой договор банковского счета, представляющий собой двухсторонний гражданско-правовой договор.

В соответствии с Законом о банковской деятельности в данном договоре должны быть указаны стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, порядок возможного расторжения договора и другие условия. Следует отметить, что клиенты коммерческих банков имеют право открывать необходимое им количество депозитных, расчетных и других счетов в различных банках.

Третий принцип - поддержание ликвидности и платежеспособности участников расчетных отношений, обеспечивающее бесперебойное проведение платежей. Все участники расчетных отношений (предприятия, учреждения, банки) обязаны иметь необходимые средства для выполнения своих обязательств в определенные договором сроки.

Четвертый принцип - получение согласия (акцепта) плательщика на платеж. Этот принцип в практике безналичных расчетов реализуется применением специальных платежных документов (см. параграф 4.4) - векселей, чеков, платежных поручений, инкассо и др.

Наряду с этим законодательством предусмотрено несколько случаев бесспорного (без согласия плательщика) списания средств. К ним относятся следующие:

  • списание на основе исполнительных листов судебных органов;
  • списание средств по неуплаченным налогам и другим обязательным платежам;
  • безакцептное списание, в ряде случаев, платежей за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие платежи.

Пятый принцип - контроль участников расчетов по выполнению установленных сроков и правильности проводимых расчетов. Следует отметить, что имеются особенности в осуществлении контроля со стороны банков и предприятий. Этот принцип взаимосвязан с имущественной ответственностью за невыполнение условий договоров. Нарушение договорных обязательств в области расчетов одной из сторон влечет применение правовой ответственности по возмещению убытков в виде уплаты неустоек, пеней, штрафов.

Шестой принцип - срочность платежа. Объективным условием функционирования рыночной экономики должно быть полное и своевременное выполнение платежных обязательств всеми участниками денежного оборота. Это относится и ко времени выполнения различных расчетных операций коммерческими банками, и к периоду оплаты предприятиями счетов за различную продукцию и услуги.

Ответ:

Организация денежного обращения – это поддержание оптимального соотношения между наличным и безналичным оборотом, упорядочение и достижение необходимой непрерывности процессов, связанных с движением наличных денег. Эффективная организация денежного обращения предполагает установление строго порядка эмиссии денежных знаков в обращение.

Денежное обращение организуется на основе следующих принципов:

1. Централизация организации и регулирования денежного обращения. Центральный банк имеет исключительную прерогативу по организации и регулированию движения наличных денег по всем каналам обращения и между всеми субъектами. Такая централизация позволяет достичь устойчивости денежного обращения, осуществлять ее в тесной связи с обеспечением общей устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности.

Эластичность и экономичность денежного обращения. Наличные и безналичные деньги имеют единое кредитное основание и поэтому находятся в тесной взаимосвязи, легко переходят друг в друга. Такая взаимосвязь позволяет сдвигать границы между наличным и безналичным денежными оборотами, и позволяет достигать экономии за счет замены дорогих наличных денег более дешевыми безналичными.

3. Комплексность организации денежного обращения. Призвана сделать управление денежным обращением более экономичным и удобным.

4. Регулярность и бесперебойность обеспечения хозяйствующих субъектов и населения наличными деньгами в соответствии с их реальными экономическими потребностями.

5. Регламентация процедур выполнения операций с наличными деньгами. Регламентации подлежат кассовые операции следующих хозяйствующих субъектов: а) банков и иных кредитных организаций; б) российских юридических лиц, в том числе предприятий связи; в) российских юридических лиц, принимающих денежные платежи непосредственно от населения; г) нерезидентов Российской Федерации.

Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 518 | Нарушение авторского права страницы

Тема 1.2 Денежный оборот и денежное обращение

  1. Денежный оборот и его структура
  2. Безналичное денежное обращение, его виды
  3. Денежная масса, ее структура
  4. Законы денежного обращения

1 Денежный оборот и его структура

Денежное обращение – это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Объективной основой его является товарное производство. С помощью денег осуществляется процесс обращения товаров, движение ссудного и фиктивного капитала.

Денежный оборот представляет собой совокупность всех платежей в наличной и безналичной формах, выступая в функции средства обращения и средства платежа за определенный период времени. Он включает товарный оборот, нетоварный оборот и перераспределительные операции, распределялись по нескольким денежным потокам: товарным, трудовым, финансовым и кредитным

Денежный оборот подразделяется на налично-денежный и безналичный оборот. Налично-денежный оборот осуществляется с помощью различных видов наличных денег: банкнот, металлических денег, других кредитных инструментов (векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек.) Эмиссию наличных денег осуществляет Центральный банк. Наличные деньги используются для кругооборота товаров и услуг, для расчетов по выдаче заработной платы, пособий, пенсий, при оплате ценных бумаг, платежей населения за коммунальные услуги.

Безналичный денежный оборот находит выражение в безналичных расчетах, совершаемые путем записи по счетам банка. Безналичную (депозитную) эмиссию осуществляют коммерческие банки. на верх

2 Безналичное денежное обращение и его виды

Безналичные расчеты — это платежи, осуществляемые путем документооборота в виде письменных документов и электронных средств.

Принципы организации безналичных расчетов:

  • осуществляются только по банковским счетам;
  • расчеты ведут только с согласия плательщика (акцепт, в письменной форме);
  • расчеты выполняются только при наличии денежных средств на счете;
  • осуществляется контроль со стороны со стороны всех участников;
  • срочный характер платежа;
  • свобода выбора субъектами форм безналичных расчетов и закрепления их в договорах.

Форма безналичных расчетов это совокупность следующих элементов:

  1. Расчетные документы:
  • Схема документооборота.
  • Способ платежа:
    • плановый – осуществляет перечисления в определенное время;
    • прямой — по платежному документу;
    • гарантированный – при наличии денежных средств на счете в банке.

    Согласно Положению 2П (от 03.102002г. в ред. от 22.01.2008г.) «О безналичных расчетах в РФ», безналичный расчет осуществляется в следующих формах: расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, по инкассо.

    Расчеты платежными поручениями.

    Платежное поручение – это распоряжение владельца счета банка, в котором ему открыт счет, о списании с него денег и зачислении их на счет получателя в оплату товаров или услуг.
    Рисунок 1 — Расчеты платежными поручениями

    2- выписка платежного поручения своему банку;

    3- списание денежных средств со счета покупателя;

    4- уведомление о списании денежных средств со счета;

    5- перечисление денежных средств на счет поставщика;

    6- зачисление денежных средств на счет поставщика;

    7- уведомление о зачислении денежных средств на счет.

    Платежное поручение по расчетам за полученный товар принимаются банком к исполнению при наличии денежных средств на счете плательщика.

    Преимущества: простой документооборот, низкие транзакционные издержки.

    Недостатки: при получении продукции поставщику не гарантирована своевременная оплата за нее.

    Расчеты чеками.

    Чек – письменное распоряжение плательщика своему банку оплатить со счета чекодержателю указанную денежную сумму. Чеки бывают следующих видов: а) денежные; б) расчетные;
    Рисунок 2 — Расчеты чеками

    1- подача заявления на открытие чекового счета;

    2- открытие чекового счета;

    3- выдача чековой книжки;

    4- получение товара или услуг;

    5- передача чека в оплату товаров или услуг;

    6- передача чека в банк поставщика;

    7- передача чека в банк покупателя для идентификации;

    8 – перечисление денежных средств на счет чекодателя;

    9 – уведомление поставщика о получении средств.

    Преимущества: нет риска неоплаты; сближает момент получения товара и получение денег; низкие трансакционные издержки

    Недостатки: возможность подделки чеков.

    Расчеты аккредитивами

    Аккредитив – это обязательство банка плательщика произвести по поручению клиента и за его счет платежи определенному физическому или юридическому лицу в пределах суммы указанной в поручении.

    Аккредитивный счет может быть открыт в банке поставщика или плательщика. Аккредитив открывается за счет собственных средств или за счет кредита. Для открытия аккредитива покупатель представляет обслуживающему его банку заявление. Если аккредитив принят к исполнению, то средства покупателя бронируются на специальном счете, и банк эмитент ставит об этом в известность исполняющий банк. Депонирование средств плательщика для расчетов с определенными поставщиками гарантирует последнему своевременность оплаты за отгруженные товары и оказанные услуги.

    Виды аккредитивов:

    • отзывной аккредитив может быть аннулирован по указанию плательщика);
    • безотзывной — не может быть отменен без согласия получателя;
    • возобновляемый (револьверный) при окончании денег на счете, они дополняются постоянно;
    • не возобновляемый при использовании денежных средств, он не возобновляется.

    Рисунок 3 — Расчеты аккредитивами

    1- передача в банк заявления на открытие аккредитива;

    2- снятие средств с расчетного счета покупателя;

    3 — перевод средств в банк поставщика и зачисление их на счет «Аккредитивы»;

    4- сообщение поставщику об открытии аккредитива;

    5- поставка товаров и оказание услуг;

    6- предъявление расчетных документов в банк;

    7- сообщение банку покупателя об использовании аккредитива;

    8 — сообщение об использовании аккредитива покупателю.

    Достоинства: гарантированы своевременные платежи поставщику.

    Недостатки: выставление аккредитива связано с отвлечением средств из оборота в течение длительного срока и может привести к временным финансовым затруднениям; задержка грузооборота; ослабление контроля покупателя за соблюдением поставщиком условий поставки.

    Расчеты по инкассо.

    Инкассо банковская операция, посредством которой банк берет на себя обязательство получить от имени и за счет клиента и (или) акцепт платежа от третьего лица по представленным на инкассо документам. В основе инкассовых операций согласно праву большинства стран лежит договор поручения.

    Различают несколько видов инкассовых операций:

    Простое (чистое) инкассо — операций, по ней банк обязуется получить деньги с третьего лица на основании платежного требования, не сопровождаемого коммерческими документами и выставленного клиентом через банк. Оно применяется при расчетах неторгового характера.

    Документарное (коммерческое) инкассо — операция, в результате которой банк должен предъявить третьему лицу полученные от своего клиента документы, как правило, товарораспорядительные, и выдать их этому лицу только против платежа наличными (в течение 30 дней от даты представления документов).

    Основные принципы организации денежного обращения

    Расчеты по инкассо осуществляют на основании платежного требования оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится в безакцептном порядке.

    Расчеты по инкассо с использованием платежных требований.

    Платежное требование представляет собой расчетный документ, содержащий требование кредитора к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.
    Рисунок 4 — Расчеты платежными требованиями

    1- отгрузка продукции с сопроводительными документами;

    2- передача платежного требования в банк;

    3- отправка платежного требования в банк покупателя;

    4- отправка требования для акцепта;

    5- получение акцепта;

    6- списание денежных средств со счета покупателя;

    7- перевод денежных средств в банк поставщика;

    8 – зачисление денежных средств на счет поставщика;

    9– сообщение клиенту о поступлении денежных средств на его счет.

    Достоинства: покупателю обеспечивается возможность оперативно контролировать выполнение условий договора в части поставок и расчетов; покупателю нет необходимости отвлекать денежные средства из оборота для заблаговременного обеспечения платежа;

    Недостатки: при этой форме оплаты наблюдается ущемление интересов поставщика, отсутствует гарантия платежа; длительный процесс расчетов (до 10-15 дней). на верх

    3 Денежная масса

    Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса.

    Денежная масса — это совокупный объем наличного и безналичного денежного оборота.

    Денежная масса включает в свой состав разнообразные платежные и покупательные средства, которые обладают высокой степенью ликвидности. Денежная масса делится на активную и пассивную часть.

    Активная часть – это наличные и безналичные деньги, участвующие в платежах.

    Пассивная часть — это средства находящиеся у населения и не участвующие в обращении.

    Денежная база — это сумма наличных денег в обращении, т.е. банкноты и монеты, находящиеся у населения и в кассах банков, денежные средства КБ, депонированные в ЦБ в форме обязательных резервов, и остатки на корреспондентских счетах КБ в Центральном банке.

    Для оценки соотношения налично-денежного оборота и безналичного используется коэффициент наличности , который определяется делением наличной денежной массы М0 на денежный агрегат М2:

    К1 = М0/М2, (1)

    Коэффициент монетизации:

    К2 = М2/ ВВП, (2)

    Величина этого коэффициента призвана характеризовать относительную обеспеченность оборота платежными инструментами.

    Для анализа и количественной оценки объема денежной массы используют различные денежные агрегаты:

    М0 – наличные деньги в обращении (монеты, бумажные деньги, остатки денежных средств в кассах предприятий и организаций);

    М1 = М0 + средства на трансакционных счетах (средства на расчетных счетах, корреспондентских и текущих счетах);

    М2 = М1 + депозиты граждан и юридических лиц;

    М3= М2 + депозитные сертификаты, и облигации государственного займа;

    М4 = М3 + средства в иностранной валюте физических и юридических лиц.

    Основой денежного обращения страны является товарное обращение, чем больше развиты рыночные отношения в стране, т.е. ВНП, который приводит в движение денежную массу страны. на верх

    4 Законы денежного обращения

    Денежное обращение должно быть устойчивым, а для этого деньги должны сохранять свою покупательскую способность длительное время и должны иметь устойчивый валютный курс.

    Для металлического денежного обращения К. Маркс сформулировал закон, который гласит:

    Количество денег, необходимое для обращения, рассчитывается как сумма цен на товары, деленная на оборачиваемость денег.

    КД = ∑ Ц товаров / V, (1)

    КД = ∑ Ц товаров + П – В –К/ V, (2)

    где П — платежи по обязательствам;

    В — взаимопогашающие платежи;

    К – товары, проданные в кредит.

    V = ВВП / М = PQ / M, (3)

    где ВВП — валовой внутренний продукт;

    М- масса денег в обращении.

    где V- скорость обращения денег;

    M — масса денег в обращении;

    P- стоимость выпущенных товаров;

    Q — количество выпущенных товаров.

    При золотом стандарте, когда в обращении были золотые монеты, закон количества денег необходимых для обращения функционировал стихийно и лишние деньги покидали сферу обращения уходя в сокровища. Если товарное обращение расширялось, то слитки переплавлялись в монеты и возвращались в сферу обращения. В условиях, когда появились банкноты разменные на золото, то их покупательная способность зависела от количества золотых денег, которые они представляли. на верх

    Основные понятия и термины: денежное обращение, денежный оборот, безналичный оборот, наличный оборот, аккредитив, инкассо, чек, платежное поручение, денежная масса, денежный агрегат.

    1.2 Принципы организации наличного денежного обращения

    Составитель: А.Ю.Казанская
    Финансы и кредит
    Учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям (в вопросах и ответах).
    Таганрог: ЮФУ, 2007

    2. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА

    На основе каких базовых принципов организуется денежное обращение?

    Денежное обращение организуется на основе следующих базовых принципов.

    1. Централизация организации и регулирования денежного обращения. Центральный банк имеет исключительную прерогативу по организации и регулированию движения наличных денег по всем каналам обращения и между всеми субъектами. Такая централизация позволяет достичь устойчивости денежного обращения, осуществлять ее в тесной связи с обеспечением общей устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности.

    2. Эластичность и экономичность денежного обращения. Наличные и безналичные деньги имеют единое кредитное основание, и поэтому находятся в тесной взаимосвязи, наличные средства легко переходят в безналичные и наоборот. Такая взаимная обращаемость позволяет эластично сдвигать границы между наличными и безналичными денежными оборотами в зависимости от потребностей экономики и населения в денежных средствах того или иного вида и достигать реальной экономии за счет замены дорогостоящего налично-денежного обращения значительно более дешевым безналичным оборотом. Кроме того, постепенное вытеснение наличных денег безналичными позволяет более точно регулировать денежный оборот и прогнозировать его динамику.

    3. Комплексность организации денежного обращения. Единство денежного оборота и эластичность денежного обращения определяет необходимость комплексного подхода к организации денежного обращения в единстве с организацией и регулированием движения безналичных средств.

    4. Регулярность и бесперебойность обеспечения хозяйствующих субъектов и населения наличными деньгами в соответствии с их реальными экономическими потребностями. Для этого Центральный банк регулирует и регламентирует деятельность коммерческих банков, иных кредитных организаций и предприятий связи, т. е. всех организаций, вовлеченных в обслуживание указанных лиц.

    5. Регламентация процедур выполнения операций с наличными деньгами.

    Денежный оборот (Money Circulation, Money Turnover) движение денег в наличной и безналичной форме, обслуживающее кругооборот товаров и услуг в процессе расширенного производства. В современных условиях деньги поступают в оборот через механизм банковского кредитования экономических субъектов. Обслуживая различные акты купли-продажи товаров и другие платежи, деньги постоянно удаляются от того места, где они вступили в сферу обращения, переходят от одного экономического субъекта к другому. Безналичные деньги изымаются из обращения при погашении банковских займов, а наличные учреждениями центрального банка после их износа.

    Денежный оборот классифицируют по следующим признакам:

    1. По форме денег: наличный и безналичный.
    2. По субъектам экономической деятельности:
    3. между хозяйствующими субъектами в связи с платежами за товары и услуги;
    4. между хозяйствующими субъектами и учреждениями денежно-кредитной системы в связи с кредитными и финансовыми операциями;
    5. между хозяйствующими субъектами и учреждениями денежно-кредитной сферы, с одной стороны, и центральным банком с другой, в связи с денежно-кредитными операциями;
    6. между юридическими и физическими лицами по платежам и кредитным операциям;
    7. между всеми юридическими и физическими лицами, с одной стороны, и финансовыми органами (местным и государственным бюджетом) с другой, в связи с распределением, перераспределением и использованием ВВП (нетоварные платежи, пенсии, субсидии, дотации и т.п.);
    8. между физическими лицами по товарным, кредитным и личным операциям (наследование, дарение, выплата алиментов).
    9. По субъектам денежно-кредитной системы:
    10. между коммерческими банками (межбанковский оборот);
    11. между центральным и коммерческими банками;
    12. между коммерческими банками и их клиентами (банковский оборот).
    13. В зависимости от характера отношений, которые обслуживает денежный оборот, его делят на денежно-расчетный, денежно-кредитный и денежно-финансовый оборот.

    Денежный оборот обслуживает реализацию товаров и услуг, нетоварные операции, а также частично движение ссудного и фиктивного капиталов. В зависимости от функций, которые выполняют деньги, в структуре денежного оборота выделяют денежный и платежный оборот.

    Платежный оборот совокупность всех платежей с использованием денег как средства платежа. Он охватывает безналичный денежный оборот. Наличный денежный оборот входит в состав платежного оборота не полностью, а только в той части, в которой наличные функционируют как средство платежа.

    Роль и особенности организации денежного оборота оказываются в:

    • обеспечении устойчивости денежного оборота;
    • согласованности хозяйственного оборота и платежно-расчетной системы;
    • обеспечении сбалансированности спроса и предложения на товарном рынке;
    • характере и степени влияния денежной массы на инфляцию и обеспечении экономического роста;
    • обеспеченности субъектов рынка денежными средствами.

    Основными принципами организации денежного оборота являются:

    1. Комплексность организации денежного оборота совокупность мероприятий по организации и прогнозированию размеров эмиссии наличных, определению объемов денежной массы в обращении, осуществлению безналичных платежей, установлению порядка использования денежных средств в расчетах по обязательствам субъектов хозяйствования, а также по разработке процедур осуществления безналичных расчетов в рамках денежной системы страны.
    2. Регулирование денежного оборота на основе регламентации центральным банком операций с наличными, реализации мероприятий по обеспечению стабильности национальной денежной единицы, регулированию и организации безналичных расчетов и функционированию платежных систем.
    3. Непрерывность денежного оборота, предусматривает регулярность и бесперебойность обеспечения субъектов экономической деятельности денежными средствами в соответствии с их потребностями.
    4. Эффективность денежного оборота. Осуществление расчетов и платежей должно происходить с минимальными затратами, обеспечивая переход денежных средств из одной формы в другую в зависимости от потребности экономики, финансовой системы и субъектов хозяйствования в наличных или безналичных средствах, а также поддерживая стабильность всей денежной системы страны.

    Важнейшей характеристикой денежного оборота является его непрерывность.

    Непрерывность движения денег определяется их внутренним единством, что позволяет одновременно выполнять различные функции и переходить из одной формы в другую, обеспечивая субъектов хозяйствования необходимыми денежными средствами.

    18.Наличный денежный оборот и принципы его организации.

    Исходя из формы, в которой существуют деньги, денежный оборот подразделяют на наличный и безналичный.

    Наличный денежный оборот это движение наличных в процессе выполнения ими функции средства обращения и частично средства платежа. Он может обслуживаться банкнотами, разменной монетой и казначейскими билетами.

    Безналичный денежный оборот обслуживает движение стоимости без участия наличных денег и осуществляется путем перечисления денежных средств со счетов (на счета) субъектов хозяйствования, открытых в банковских учреждениях, на основе учета взаимных обязательств с помощью платежных требований, чеков, векселей, кредитных карточек и других платежных инструментов.

    Между наличным и безналичным денежным оборотом существует взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной формы оборота в другую.

    Система организации денежного оборота предусматривает:

    1. Обязательное хранения денежных средств предприятий, организаций и учреждений, за исключением небольших сумм, в банках на соответствующих счетах на договорных условиях.
    2. Проведение через банки основного объема денежных расчетов в наличной и безналичной формах.
    3. Расходование наличных средств преимущественно на оплату труда и осуществление некоторых товарных закупок.
    4. Ведение банками счетов предприятий, организаций, проведение на их основе безналичных и наличных денежных расчетов с соответствующим контролем, а также прием и хранение денежных сбережений населения, их выдачу по первому требованию в наличной форме или использование для проведения безналичных расчетов.
    5. Во внутрибанковском обороте применяются только расчетные документы установленной формы, а во внебанковском государственные денежные знаки.
    6. Выдача наличности предприятиям на заработную плату и выплаты социального характера, осуществляется в сроки, согласованные с обслуживающими учреждениями банков. В целях равномерного использования кассовых ресурсов и упорядочения выдачи наличных банки ежегодно составляют календарь выдач наличных денег.
    7. Контроль за работой банков по организации наличного денежного оборота осуществляют территориальные управления Национального банка, а контроль за соблюдением предприятиями порядка ведения кассовых операций финансово-кредитные учреждения.

    (См. Денежная единица, Денежная система, Денежные агрегаты).

    Денежное обращение - оборот денег, выполняющий функции наличности и безналичной оплаты в связи покупкой и продажей товаров и услуг, и совершение других платежей: зарплата, уплата налогов, обязательства по кредитам и процентам.

    Сфера оборота денег подразделяется:

    1. безналичное перечисление - банковские счета, отражающие платежи;
    2. наличность - денежные купюры и монеты.

    В сфере денежного обращения участвуют физические лица, различные организации и юридические стороны, учреждения, финансирующиеся из государственного бюджета и находящиеся за пределом банковской системы.

    Денежный оборот заканчивается, если средства привлечены финансовой системой (банки) на некоторое время или находятся в бюджете страны.

    Сферы денежного обращения - различная циркуляция средств. Наличность есть в обороте постоянно, и выбывает из него в случае изнашивания купюр. Безнал циркулирует одноразово при списании денег с одного счета на другой.

    Сферы оборота - разные участники. Наличное движение денег - население, безнал - субъекты с предпринимательской деятельностью.

    Безналичный расчет легче поддается контролю.

    Виды денежного оборота

    Выделяются два вида денежного оборота.

    Обращение связано с постоянной реализацией продукции и расчетами на рынке:

    • торговля;
    • платежи за услуги коммунальных хозяйств, коммерческих учреждений, служб транспорта и другие расчеты;
    • капитальное строительство;
    • купля-продажа на фондовом рынке.

    Оборот возникает при денежных расчетах нетоварного назначения:

    1. заработная плата;
    2. проценты и дивиденды;
    3. налоги, сборы и социальные взносы, выплачиваемые в госбюджет;
    4. денежный оборот операций банка, страховых фирм и других финансовых учреждений.

    Кругооборот денежных средств

    Денежный оборот в экономике происходит по различным оборотам: хозяйственные субъекты и население страны, участвующие в купле-продаже товаров и услуг, платежи за различные ресурсы и другие расчеты.
    Оборот между хозяйственными субъектами - поток ресурсов для изготовления продукции. Ресурсы могут принадлежать населению, обменивающие их у предприятий на готовые услуги и товары. Бартер - посредник при обмене, исключающий применение денежных средств.

    Ресурсы для производства товаров - рабочая сила, материальные ценности, способности к организации у директора компании. Поток ресурсов уравновешивается расходами на зарплату, рентных платежей и дохода по процентам, аренды и другой прибыли.

    Обращение денег между населением - поток готовой продукции, реализуемой предприятиями. Поток уравновешивается суммарными платежами и расходами граждан за приобретаемые товары и услуги.

    Закон и особенности денежного оборота

    Закон о деньгах регулирует количество купюр, находящихся в обращении, необходимое для выполнения функций средств платежей.

    Принципы организации наличного денежного обращения

    Число купюр зависит от факторов:

    • количество реализуемой продукции на рынке;
    • цены на товары и их тарифы;
    • скорость оборота денег.

    Условия производства определяют факторы числа купюр: высокое разделение труда - большой объем реализуемой продукции. Высокая степень производительности труда - низкая стоимость товаров и услуг.

    Закон оборота денег - экономическая взаимосвязь массы выпускаемых товаров, уровнем цен и скоростью обращения купюр.

    На число денег в обороте влияют факторы.

    Объемы товарной продукции - чем выше, тем больше требуется денег. Для совершения обмена необходим ассортимент товара.

    Уровень цен - низкая стоимость ведет к большему числу продукции и денег.

    Скорость денежного обращения - количество оборотов за определенный период. Страны с развитой экономикой - до 3 обращений, В РФ - до 8, а в периоды гиперинфляции (кризис) - до 20 оборотов.

    Регулирование денежного оборота

    Денежный оборот регулируется на законодательном уровне, глава 6 ФЗ «О Центробанке РФ». Создана денежная система, включающая национальную купюру, эмиссию наличности и ее организации в обороте.

    Официальная денежная купюра рубль из 100 копеек. Введение на территории государства других единиц и суррогатов платежных средств запрещено.

    Бумажные банкноты и монеты - обязательства Центробанка, обеспечивающиеся его активами и обязательны к приему на всей территории страны по нарицательной цене.

    В сфере регулирования оборота денег дополнительно выпускать новые купюры и монеты вправе только Центробанк страны, он наделен правом эмиссии наличности.

    Денежная реформа (преобразование системы) и деноминация, замена старых купюр на новые банкноты, помогают регулировать денежное обращение.

    денежная кредитная политика стоимость

    Организация денежного обращения - это поддержание оптимального соотношения между наличным и безналичным оборотом, упорядочение и достижение необходимой непрерывности процессов, связанных с движением наличных денег. Эффективная организация денежного обращения предполагает установление строго порядка эмиссии денежных знаков в обращение. Выпуск денег в обращение, производящий к увеличению находящихся в нём наличных денег, называется эмиссией наличных денег. Выпуск осуществляется ЦБ. Обращению наличных денег присущ ряд особенностей, которые определяют в конечном итоге характер его организации. Денежное обращение организуется на основе следующих принципов: 1. Централизация организации и регулирования денежного обращения. Центральный банк имеет исключительную прерогативу по организации и регулированию движения наличных денег по всем каналам обращения и между всеми субъектами. Такая централизация позволяет достичь устойчивости денежного обращения, осуществлять ее в тесной связи с обеспечением общей устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности. 2. Эластичность и экономичность денежного обращения. Наличные и безналичные деньги имеют единое кредитное основание и поэтому находятся в тесной взаимосвязи, легко переходят друг в друга. Такая взаимосвязь позволяет сдвигать границы между наличным и безналичным денежными оборотами, и позволяет достигать экономии за счет замены дорогих наличных денег более дешевыми безналичными. 3. Комплексность организации денежного обращения. Призвана сделать управление денежным обращением более экономичным и удобным. 4. Регулярность и бесперебойность обеспечения хозяйствующих субъектов и населения наличными деньгами в соответствии с их реальными экономическими.. потребностями. 5. Регламентация процедур выполнения операций с наличными деньгами. Регламентации подлежат кассовые операции следующих хозяйствующих субъектов:

    • а) банков и иных кредитных организаций;
    • б) российских юридических лиц, в том числе предприятий связи;
    • в) российских юридических лиц, принимающих денежные платежи непосредственно от населения;
    • г) нерезидентов Российской Федерации Эмиссия наличных денег осуществляется Банком России совместно с его главными управлениями. Для этого Банком России при его главных управлениях созданы расчетно-кассовые центры (РКЦ). Регулирование денежного обращения государством.

    Объективной необходимостью для экономики является регулирование денежного обращения. Оно предполагает: 1. Определение объёма денежной массы на данный период; 2. Направление потоков денежной массы с учётом решения задач в области общественного производства; 3. Меры по поддержанию устойчивости денежного обращения и повышению покупательской способности денег.

    Существует 4 варианта целенаправленного действия государства: 1. Прямое воздействие на динамику производства и выпуска на рынок товара; 2. Снижение или увеличение скорости обращения денег; 3. Сокращение или увеличение денежной массы; 4. Прямое (директивное) увеличение денежной массы. Все преобразования в сфере денежного обращения осуществляются государством путём проведения денежных реформ. Денежная реформа представляет собой радикальное устранение недостатков в денежной сфере, предусматривающее переход к применению устойчивой денежной единицы, отличающейся стабильностью покупательной силы, что может способствовать развитию отношений, присущих рыночной экономике, повышению роли денег в развитии народного хозяйства. Денежные реформы осуществляются в соответствии с законодательными актами, направленными на укрепление денежной системы страны. В ходе денежных реформ сымаются из обращения обесцененные бумажные деньги, выпускаются новые, изменяется денежная единица или ее золотое содержание, происходит переход от одной денежной системы к другой. Во всех этих случаях речь идет об изменении денежной единицы как в налично-денежном обороте, так и в безналичных расчетах. При этом необязательно, особенно в современных условиях, изменение золотого содержания денежной единицы, но может измениться курс национальной валюты. Завершение денежной реформы надает гарантии сохранения устойчивости новой денежной единицы в последующем. После проведения денежной реформы необходимо систематическое осуществление определенных мер по сохранению достигнутых результатов. Немалую роль в этом играет обоснованная денежно-кредитная политика, с помощью которой может быть осуществлено необходимое регулирование денежной сферы. Содержание и исторический опыт проведения денежных реформ позволяют выделить три важнейшие предпосылки успешного их осуществления, к числу которых могут быть отнесены: * рост производства, способствующий увеличению объема предложения товаров и ограничивающий возможность роста цен, что имеет первостепенное значение для поддержания устойчивости денежной единицы; * бездефицитность бюджета, позволяющая обойтись без использования денежной эмиссии и привлечения кредита для покрытия расходов бюджета, благодаря чему происходит ограничение платежеспособного спроса и возможного его влияния на рост иен; * наличие достаточных золотовалютных резервов, позволяющих поддерживать стабильность курса национальной валюты, а при необходимости использовать такие резервы для ввоза товаров, увеличивать их предложение на рынке.

    Значение каждого из перечисленных факторов при проведении различных денежных реформ неодинаково, лишь при наличии этих предпосылок, проведение реформы может быть успешным. Так же мерой, призванной устранить негативные последствия снижения устойчивости денежной единицы, является деноминация. Она имеет несравненно меньшее значение и состоит в изменении наименования денежной единицы, как правило, при условии замены прежней денежной единицы по определенному соотношению (например, 10: 1) новой денежной единицей. Подобные меры не приводят к существенному преобразованию денежной системы и сводятся лишь к замене денежной единицы, что имеет в основном техническое значение, поскольку облегчает и упрощает счет, но не ведет к созданию устойчивой денежной единицы. Применяемая терминология для характеристики изменений денежной единицы не всегда достаточно правильно оценивает содержание таких мер. Например, проведение деноминации, как правило, означает уменьшение номинального выражения эмитируемых денежных знаков. Подобная оценка практически приемлема для характеристики деноминаций, проведенных в нашей стране. Это относится к деноминации в 1992 г., когда рубль выпуска 1992 г, заменял 10000 руб. ранее выпущенных денежных знаков, а также в 1923г., когда вновь выпушенные знаки соотносились к знакам образца 1922 г. как 1: 100. Впоследствии в 1996 г. была проведена замена выпущенных ранее денежных единиц по соотношению 10; 1 к единице 1961 г. Такая мера представляла собой деноминацию, которая сводилась к изменению номинального выражения денежной единицы, что имело значение главным образом для денежного оборота внутри страны. Однако одновременно с деноминацией было уменьшено золотое содержание денежной единицы в 4, 5 раза. Оно не могло характеризоваться как деноминация, а представляло собой самостоятельную меру, которая имела отношение в основном к операциям с иностранными государствами. Не вполне точно, по нашему мнению, дается наименование деноминации в Указе Президента РФ от 4 августа 1997 г. «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен». В соответствии с Указом предусматривается деноминация нарицательной стоимости денежных знаков, а не денежной единицы, в то время как деноминация распространяется не только на наличные денежные знаки, но и на деньги безналичного оборота. Мерой стабилизации денежной единицы является также девальвация. В 1998г. в РФ повышенный интерес привлекала к себе девальвация. Этот процесс был обусловлен сложившимся положением в экономике, финансовым кризисом неплатежами, колебаниями курса рубля, что имело значение для расчетов по внешнеэкономическим операциям, а также при обмене рубля на иностранную валюту (доллар и др.) При рассмотрении проблемы девальвации существуют различия в определении ее содержания, причин, вызывающих ее осуществление. В процессе анализа проблемы игнорируются различия в характере денежной единицы и условиях ее функционирования. Действительно, при функционировании полноценной или разменной на золото денежной единицы под девальвацией понималось снижение стоимостной величины денежной единицы, состоявшее в уменьшении ее золотого содержания. Так, в середине ХХ в. как нечто само собой разумеющееся в литературе отмечалось, что девальвация состоит в уменьшении золотого содержания денежной единицы. Например, девальвация франка в 1928 г. заключалась в том, что «его золотое содержание уменьшилось почти в 5 раз по сравнению довоенным», девальвация итальянской лиры (1936 г.), японской иены (1937 г.) «состояла в уменьшении золотого содержания названных денежных единиц».

    В приведенных характеристиках осуществление девальвации не увязывается с изменениями курсов валют, а связывается с изменением золотого содержания денежных единиц. В отличие от ранее существовавших характеристик и девальвации в современных условиях, когда весовое золотое содержание денежной единицы не фиксируется и размен денежных знаков на золото не производится, изменилось понимание девальвации. Сравнительно широко распространена характеристика, которая связывает девальвацию со снижением курса национальной валюты, с необходимостью накопления достаточных золотовалютных резервов, способных обеспечить стабильность ее курса. Недостаточность подобной трактовки состоит в том, что в ней в большей или меньшей степени игнорируются такие важные обстоятельства, влияющие на курс национальной валюты, как соотношение уровней цен на внутреннем и зарубежных рынках, инфляционные процессы. Определенное влияние на курс валюты оказывают состояние торгового и платежного балансов, а также воздействие государства на изменение уровня цен с помощью мер таможенной и налоговой политики. Не следует игнорировать и такие факторы, как изменение стоимости товаров в связи с колебаниями в размере издержек производства, соотношения спроса и предложения товаров, снижения цен на нефть, газ и другие товары на международных рынках. Итак, девальвация - такое изменение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной валюте, которое сопровождается понижением покупательной способности денежной единицы. Необходимо учитывать, что изменение и прежде всего снижение курса рубля сопровождается рядом последствий, в том числе: * повышением заинтересованности в увеличении экспорта, так как за единицу валютной выручки можно получить большую сумму рублей; * ростом цен на внутреннем рынке, особенно по импортируемым товарам, что может отразиться на ухудшении материального положения населения; * снижением ценности рублевых сбережений (наличными деньгами и деньгами, хранящимися в банках) ; * ухудшением условий импорта оборудования и различных приборов. Все это должно послужить побудительным мотивом для осуществления государством определенных мер по устранению негативных последствий снижения курса рубля, как для предприятий, так и для населения. Существуют также такие меры стабилизации, как дефляция (уменьшение денежной массы путём изъятия из обращения излишних бумажных денег) и нуллификация (ликвидация старых и выпуск новых бумажных денежных знаков в меньшем количестве).

    Характеристика законов денежного обращения

    Количество денег, необходимое для выполнения ими своих функций, устанавливается экономическим законом денежного обращения, открытым К. Марксом. Закон денежного обращения определяет: масса денег для обращения прямо пропорциональна количеству проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая), а также уровню цен товаров и тарифов (связь прямая) и обратно пропорциональна скорости обращения денег (связь обратная).

    Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг, а также цены. С появлением и развитием кредитных отношений возникает функция денег как средства платежа, товары продаются в кредит под долговые обязательства. Кредит приводит к сокращению общего количества денег в обращении, поскольку определенная часть долговых обязательств взаимно погашается. Закон, определяющий количество денег в обращении с учетом двух функций - средства обращения и средства платежа, несколько видоизменяется и приобретает следующую форму: КД = (СЦ-К+П-ВП) /О Где КД - количество денег, необходимых в качестве средств обращения и платежа; СЦ - сумма цен реализуемых товаров и услуг; К - сумма проданных товаров и услуг в кредит; П - сумма платежей, по которым не наступил срок; ВП - сумма взаимно погашающихся платежей; О - среднее число оборотов денег как средство платежа и средство обращения. При функционировании действительных денег (золотых) их количество поддерживалось на необходимом уровне стихийно, так как регулятором выступала функция сокровища. Соотношение между массой товара и массой денег поддерживалось относительно точное. Это обеспечивало устойчивость денежного обращения.

    При отсутствии золотого стандарта стал действовать закон бумажно-денежного обращения, в соответствии с которым количество знаков стоимости приравнивалось к оценочному количеству золотых денег, потребных для обращения. При таком положении стабильность денег пошатнулась, стало возможными обесценение.

    Ныне в условиях демонетизации золота, т. е. утраты им своих денежных функций, закон денежного обращения претерпел модификацию. Теперь уже нельзя оценивать количество денег с. точки зрения даже приблизительного их расчета через золото. Оно ушло из обращения и не выполняет функций не только средств обращения и средства платежа, но и меры стоимости.

    Мерой стоимости товара и услуг стал денежный капитал, измеряющий стоимость не на рынке при обмене (как было раньше), а в процессе производства - товара к товару. Всякий товар, обмениваясь на неразменные кредитные деньги, выражает свою стоимость через приравнение его к множеству товаров. В связи с этим товарная сделка, оцененная в определенной сумме неразменных кредитных денег, должна обеспечить предпринимателю такое количество потребительной стоимости, которое позволит ему после реализации потребительной стоимости начать новый производственный цикл. В силу этого деньги приобретают способность всеобщего эквивалента. Хотя стихийный регулятор общей величины денег при господстве знаков стоимости отсутствует, эта роль регулирования денежного обращения переходит к государству. Неразменные кредитные деньги, приобретая черты бумажных денег, вводятся государственной властью, которая наделяет их принудительным курсом. Их эмиссия без учета стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в стране неизбежно вызовет их излишек и в конечном счете приведет к обесценению. В связи с этим большое значение приобретает вопрос о необходимости определения требуемого количества денег для обращения.

    Согласно классической теории А. Маршалла И. Фишера, количество денег определяется зависимостью уровня цен от денежной массы: МY=PQ, где М - масса денег;

    Р - цена товара;

    Y - скорость обращения денег;

    Q - количество товаров, представленных на рынке. Из формулы количество денег, необходимое для обращения определенной массы товаров, равно: цена товара на количество товаров, представленных на рынке. Уровень цен изменяется пропорционально изменению массы денег в обращении.

    В России главная причина увеличения денежной массы - огромный дефицит федерального бюджета, который на 2000 г. предусмотрен в размере 57, 87 млрд. руб., или 1, 08% к ВВП. В течение первой половины 90-х годов он погашался дополнительным выпуском денег в обращении, в то же время товарный оборот реально сокращался из-за сокращения объема производства.

    Росту денежной массы способствует денежный мультипликатор (от лат. умножающий), возникающий с развитием кредитной системы (в условиях двух и более уровней). Суть его в том, что денежная масса в обороте увеличивается в результате расширения кредитных операций банков со своими клиентами за счет получения средств из централизованного резерва Банка России, образованного из обязательных отчислений банков. Теоретически коэффициент мультипликации равен величине обратной ставки обязательных резервов, установленной Банком России для банков страны. Он рассчитывается за определенный период времени, обычно за год, и характеризует, насколько увеличится денежная масса в обороте за этот период. Банк России, управляя денежным мультипликатором, осуществляет денежно-кредитное регулирование в стране.

    Скорость оборота денег - это второй фактор изменения денежной массы. (О первом говорилось в пункте II. 1.) Под «скоростью обращения денег» понимается среднегодовое количество оборотов, сделанных деньгами, которые находятся в обращении и используются на покупку готовых товаров и услуг. Скорость обращения денег равна отношению номинального валового национального продукта к массе денег в обращении: V = U: M, где V - скорость обращения денег;

    U - номинаьный объём ВНП;

    M - масса денег в обращении. Для расчёта скорости обращения денег, т. е. их интенсивного движения при выполнении ими функций обращения и платежа, используются два показателя. 1. Скорость движения денег в кругообороте стоимости общественного продукта или кругообороте доходов: О = ВВП или НД/ Денежная масса (М 1 или М 2) ;

    Этот показатель свидетельствует о связи денежного обращения с процессами экономического развития.

    Денежное обращение возникло вместе с появлением денег. Товарное производство появилось в связи с развитием денежного обращения. Среди характерных черт понятия «денежное обращение» как экономической категории можно выделить следующие: обслуживание кругооборота товаров и услуг, движение при совершении различных платежей, а так же непрерывность процесса движения денег.

    На основании вышеизложенного, можно дать следующее определение денежному обращению - это постоянный процесс кругооборота денег, обслуживающий товары и услуги, а так же проведение расчетов в наличной и безналичной формах, что позволяет свободно им перемещаться из одной формы в другую.

    Безналичный расчет представляет собой движение стоимости без участия наличных денег, т.е. происходит зачисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Развитие кредитной системы и появление средств клиентов на счетах в банках и других кредитных учреждений привели к возникновению современного денежного обращения. Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов.

    Денежное обращение создает непрерывность работы платежной системы страны и стимулирует финансовой системы и положение главных макроэкономических показателей: ВВП, занятость, инфляцию, цены.

    Регулирование денежного обращения принадлежит центральному банку. Основными принципами организации системы денежного обращения являются следующие:

    1. Принцип независимости центрального банка - Центральный банк сам координирует свою работу в пределах полномочий, установленных законом.

    2. Принцип централизации управления - Центральный банк ведет монетарное регулирование в стране независимо от Правительства.

    3. Принцип построения иерархии целей - преемственность целей высшего порядка по отношению к низшим.

    4 Принцип открытости и транспарентности денежно-кредитной политики - проявляется в политической, экономической и процедурной компонентах, находящихся в основных направлениях денежно-кредитной политики.

    Организацией денежного обращения в нашей стране в соответствии со ст. 75 Конституции РФ занимается Центральный банк России.

    Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими денежное обращение в России, выступают нормы Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о Банке России), Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», иные законы, нормативные акты Президента и Правительства РФ, а также подзаконные акты Центрального Банка РФ. Цели, задачи и функции Центрального банка России представлены в приложении 1.

    Расчеты в России осуществляются наличным и безналичным способами. Россия, как и любое другое государство, заинтересовано в уменьшении объема наличного денежного обращения, в связи с чем принят ряд нормативных документов, ограничивающих наличный расчет между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

    Согласно Указанию Банка России от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» наличные расчеты в рублях и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между ЮЛ и ИП, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей.

    Также в соответствии с данным указанием Банка России индивидуальные предприниматели и юридические лица не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные работы и (или) оказанные ими услуги, а также полученные в качестве страховых премий, за исключением следующих целей: выплаты заработной платы, и выплаты социального характера, страховых сумм Кредитные организации вправе расходовать поступающие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации без ограничения целей расходования.

    Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» указывает, что для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег). Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег, руководствуясь Указанием от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег. Юридическое лицо хранит на банковских счетах в банках денежные средства сверх установленного лимита остатка наличных денег, являющиеся свободными денежными средствами Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег кроме выплаты зарплаты, стипендий не допускается.

    В настоящее время согласно Положению о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П) перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов: по платежными поручениями; по аккредитиву; по инкассовыми поручениями; по чекам; расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование); расчетов в форме перевода электронных денежных средств. Для хранения безналичных денег и осуществления расчетов в кредитных организациях открываются различные виды счетов (текущий, расчетный, бюджетный, депозитный и др.).