Финансы. Финансовая система. Финансовая система Звенья финансово-кредитной системы

Понятие "финансовая система" (или "система финансов") является развитием более общего понятия "финансы".

Финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых создаются и используются различные фонды денежных средств.

Необходимость выделения отдельных звеньев финансовой системы вызвана различием в участии многочисленных субъектов экономических отношений (государство, хозяйствующие субъекты, население) в образовании, распределении и перераспределении ВВП и национального дохода, формировании и использовании фондов денежных средств.

Каждое звено играет свою роль. Каждому звену финансовой системы присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных доходов и фондов.

Система финансов страны состоит из двух укрупненных подсистем:

  • o централизованных финансов;
  • o децентрализованных финансов.

Финансовую систему современной России в наиболее общем виде можно представить в виде структурной схемы, изображенной на рис. 3.1 (в учебной и научной литературе содержатся и другие, более детализированные представления о финансовой системе).

Рис. 3.1.

Каждое звено выполняет свои задачи, имеет свою организационную структуру, а в совокупности все они образуют единую финансовую систему страны.

Взаимодействие подсистем, звеньев и подзвеньев финансовой системы осуществляется при посредничестве учреждений банковской системы, первым (верхним) уровнем которой является ЦБ РФ, а вторым (нижним) уровнем - коммерческие банки и другие кредитные учреждения.

Как известно, финансы тесно связаны с деньгами. Такая же тесная связь существует между финансовой и денежно-кредитной системами страны.

Государственные финансы (синонимы: государственные и муниципальные финансы, общественные финансы, финансы властных структур, публичные финансы) - это система денежных отношений по формированию и использованию денежных фондов, необходимых государству для выполнения его функций.

Основное звено государственных финансов - бюджетная система. Современная бюджетная система России приближена к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеративное устройство. Она включает три независимых звена: федеральный бюджет, региональные и местные бюджеты.

Вторым звеном государственных финансов являются внебюджетные фонды. Они имеют строго целевое назначение. Различают внебюджетные фонды социального назначения (социальные внебюджетные фонды) и внебюджетные фонды отраслевого и межотраслевого характера (экономические внебюджетные фонды).

В настоящее время на федеральном уровне функционируют социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; до 2000 г. (включительно) действовал также Государственный фонд занятости населения, который был упразднен, а расходы, связанные с содержанием органов по трудоустройству временно неработающих граждан, теперь финансируются из территориальных и местных бюджетов.

В субъектах Федерации и в муниципальных образованиях сохранена практика создания экономических и социальных внебюджетных фондов, но и на этих уровнях за последние годы количество их уменьшилось, а соответствующие расходы стали финансироваться в рамках территориальных и местных бюджетов.

В качестве самостоятельного звена государственных финансов выступает государственный кредит, который представляет собой особую сферу финансовых отношений, где государство выступает главным образом в качестве заемщика денежных средств, а юридические и физические лица - в качестве инвесторов (вкладчиков) в государственные ценные бумаги.

Государство осуществляет заимствования у населения и хозяйствующих субъектов своей страны (внутренние заимствования) и в зарубежных странах, а также у международных финансово-кредитных организаций (внешние заимствования).

Государственные займы осуществляются с разными целями:

Государство может выступать также в качестве инвестора, когда позаимствованные денежные средства направляются на капитальные вложения и в ценные бумаги (так называемые портфельные или финансовые инвестиции).

Государство нередко выступает в качестве гаранта, т.е. выдает гарантии юридическим и физическим лицам (безусловно, за определенную плату).

Финансы хозяйствующих субъектов являются основой финансовой системы государства. Государственные финансы опираются на финансовый потенциал хозяйствующих субъектов. В то же время финансы организаций (предприятий) являются объектом регулирования со стороны государственных органов власти и управления.

В условиях административно-командной системы управления в бывшем СССР вся экономическая, в том числе финансовая, деятельность регламентировалась государством.

В современной России государственное регламентирование деятельности хозяйствующих субъектов присутствует, но оно несравненно меньше, чем в дореформенной экономике.

Определяя правило поведения на рынке, государство не вмешивается в деятельность коммерческих организаций. В условиях рыночной экономики они обладают финансовой независимостью, самостоятельно устанавливают цены на свою продукцию, распределяют доходы от ее реализации, по своему усмотрению распоряжаются чистой прибылью, формируют денежные фонды для производственного и социального развития, изыскивают средства для инвестирования в свои активы, используя при этом ресурсы финансовых рынков.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов происходит в момент их учреждения, когда образуется уставный капитал за счет денежных и имущественных взносов учредителей и участников.

В дальнейшем источниками поступлений финансовых ресурсов являются:

В экономической литературе под финансами населения понимаются финансы домашних хозяйств, которые ведутся одним или несколькими лицами, проживающими совместно или имеющими общий бюджет.

В отличие от финансов хозяйствующих субъектов, имеющих решающее значение в создании, первичном распределении и использовании ВВП и НД, финансы населения играют подчиненную, но в то же время важную роль в общей системе финансовых отношений.

Источниками финансовых ресурсов населения являются:

  • o собственные средства, заработанные членами семьи, - заработная плата, доход от подсобного хозяйства, прибыль от предпринимательской деятельности, дивиденды, проценты;
  • o средства, полученные в форме кредита у кредитных организаций.

В составе денежных доходов населения заметное место занимают

государственные социальные выплаты - пенсии, пособия, стипендии.

В целях регулирования оплаты труда и социальной защиты населения в июне 2000 г. был принят Федеральный закон № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", в соответствии с которым с 1 июня 2011 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составляет 4611 руб. в месяц. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-Φ3 "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. В IV квартале 2011 г. величина прожиточного минимума для трудоспособного населения составила 6710 руб. в месяц, для пенсионеров и детей - 4902 руб. и 5993 руб. соответственно. Дополнительно отметим, что стоимость минимального набора продуктов питания в потребительской корзине в IV квартале 2011 г. составила 2263 руб. в месяц.

В соответствии с действующим законодательством, если среднедушевой доход семьи меньше величины прожиточного минимума, установленного в конкретном субъекте РФ, такая семья считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи в порядке, установленном Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Показателем бедности в экономической литературе считается удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума. По данным Росстата, в 2011 г. численность населения в России с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляла 18,1 млн человек, т.е. около 13% общей численности населения страны.

Большую роль в экономике страны играют расходы населения. Используя свои денежные доходы, население тем самым обеспечивает формирование и функционирование рынка товаров и услуг, а сбережения и денежные накопления населения являются по существу инвестиционными ресурсами страны. В России в 2011 г. в структуре использования денежных доходов населения около 74% приходится на покупку товаров и оплату услуг, немногим более 10% - на оплату обязательных платежей и взносов и 10,3% составляют сбережения.

Денежные доходы населения нашей страны в 2011 г. составили 35 192,6 млрд руб., в их общей сумме на долю оплаты труда, включая скрытую заработную плату, приходилось 67,1%, социальные выплаты - 18,2, на долю доходов от предпринимательской деятельности и от собственности - 9,1 и 3,6% соответственно. Представленные показатели отражают высокую степень зависимости финансов населения от состояния финансов организаций и государства и низкую степень предпринимательской активности населения.

Финансы составляют целостную, определенную систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов). Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы охватывают своим воздействием многообразные потребности общества, всю экономику и социальную сферу страны. Под финансовой системой понимают:

совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;

совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Каждое государство имеет свою финансовую систему, характеризующуюся определенными признаками, а именно:

все институты финансовой системы способствуют образованию и использованию соответствующих денежных фондов;

в зависимости от задач государства элементы финансовой системы могут видоизменяться (возможно появление новых институтов или прекращение действующих);

объем каждого элемента может варьироваться в зависимости от экономической и финансовой политики государства;

взаимосвязь элементов обусловлена постоянным движением денежных средств не только внутри каждого из них, но и между ними. При этом движение денежных средств в финансовой системе не хаотичное, а строго урегулированное;

В финансовой системе должен поддерживаться определенный баланс денежных фондов, так как нехватка или переизбыток средств в каком-либо звене приводит к тому, что начинает «лихорадить» систему в целом.

Финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:

государственные финансы;

местные финансы;

финансы хозяйствующих субъектов;

фонды страхования;

кредит (государственный и банковский).

В более широком смысле финансовую систему государства можно определить как основанную на экономико-правовых отношениях совокупность бюджетной системы, системы финансов предприятий, страховой и кредитной системы.

Финансовая система - это «кровеносная» система государства, по которой осуществляется движение денежных средств, способствуя жизнеобеспечению всего государственного организма. Каждый институт финансовой системы подразделяется на пединституты в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в структуру государственных финансов входят бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды. Местные финансы включают в себя средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги. Институт финансов хозяйствующих субъектов объединяет как финансы коммерческих предприятий и организаций, так и финансы учреждений, некоммерческих и общественных организаций. В сфере страхования действуют такие пединституты, как личное, имущественное страхование, страхование ответственности, перестрахование, а также такой элемент, как инвестирование части страхового фонда. Институт кредитования представляет государственный кредит и отношения по поводу привлечения и размещения денежных средств кредитными организациями. При этом пединститут финансовой системы - государственный кредит - включает в себя такие элементы, как внутренние и внешние займы, образующие государственный долг. Государственный кредит применяется в первую очередь при дефиците бюджета. Банковский кредит - многосторонняя деятельность специально созданных организаций, кото-рые, привлекая средства юридических и физических лиц для создания соответствующих фондов, перераспределяют их другим хозяйствующим субъектам.

Как совокупность государственных органов финансовая система Российской Федерации представляет собой специальную груп-пу финансовых органов и кредитных организаций. Во главе финан-совых органов стоит Министерство финансов Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности. Систему кредитных организаций возглавляет Центральный банк Российской Федерации, осуществляющий единую государственную денежно- кредитную политику.

Таким образом, финансовая система государства - это совокупность взаимосвязанных элементов и звеньев, представляющих финансовые институты и инструменты, создающих необходимые условия для финансовых процессов и формирования финансовых ресурсов.

Финансовая система в широким смысле слова представляет собой совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной экономической формации, в узком смысле слова - это система финансовых учреждений, социально-экономическое содержание, функции и структура которых определяются политикой государства, включающая в себя финансовые организации и все структурные подразделения государственной налоговой службы.

Финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения. В целом финансовая система представлена на рис.1.

Рис.1.Схема финансовой системы

Поскольку финансы являются носителем распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, выделяются три основные сферы (не считая домашних хозяйств):

  • -- Финансы предприятий, учреждений, организаций. Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по расширенному производству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих;
  • -- Страхование. Значительная часть финансовой системы, связанная с перераспределением денежных средств, поступающих от юридических и физических лиц. Такая деятельность связана с наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, влекущих за собой нанесение ущерба, который впоследствии «раскладывается» между участниками страхования;
  • -- Государственные финансы. Представляют собой денежные отношения по поводу распределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.

Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений. Доходы субъектов экономических отношений подразделяются на первичные и конечные.

Источником первичных доходов и накоплений является валовой внутренний продукт, который выступает в форме: (а) заработной платы наемных работников; (б) прибыли и амортизационных отчислений у хозяйствующих субъектов; (в) налоговых и иных платежей, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), у государства, органов местного самоуправления.

Первичные доходы служат источником для дальнейшего перераспределительного процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределение прибыли и т. п. Результатом такого перераспределения являются конечные доходы, которые выступают в качестве собственных финансовых ресурсов экономических субъектов. Конечные финансовые ресурсы также являются объектом последующего распределительного и перераспределительного процесса для использования по их целевому назначению.

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя обособленные сферы финансовых отношений, позволяющие формировать собственные финансовые ресурсы у хозяйствующих субъектов, наемных работников, государства и органов местного самоуправления.

Финансовый механизм представляет собой «систему организации, регулирования и планирования финансовых отношений, способов формирования и использования финансовых ресурсов».

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств).

Финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно: (а) у хозяйствующих субъектов, (б) у населения, (в) у государства и органов местного самоуправления.

В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.

Существующие различия, как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений: (1) финансы организаций (хозяйствующих субъектов); (2) публичные финансы (государственные и муниципальные финансы); (3) финансы домашних хозяйств (домохозяйств).

Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов. Состав и классификация финансовой системы России по сферам, подсистемам и звеньям приведены в приложении1.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые, прежде всего на инвестиционные цели.

Несмотря на многообразие типов финансовых посредников, они выполняют общую функцию: приобретают и продают различные «финансовые продукты», обеспечивая эффективное перемещение финансовых ресурсов к их конечным потребителям.

Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.

Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имуществом и т. п.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. В Бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

Федеративное устройство России включает три уровня управления: федеральный уровень, уровень субъектов Федерации и местный уровень (органов местного самоуправления). Каждый из них предполагает наличие собственных представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, а также наличие собственного бюджета. Бюджеты являются финансовой основой управления государственных и муниципальных органов власти.

Бюджетная система Российской Федерации также включает три уровня: 1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 2) бюджеты субъектов Российской Федерации (региональныебюджеты) и бюджеты региональных (территориальных) государственных внебюджетных фондов; (3) бюджеты органов местного самоуправления (местные, муниципальные бюджеты).

Бюджеты субъектов Российской Федерации включают: (а) 21 бюджет республик в составе Российской Федерации; (б) 6 бюджетов краев; (в) 49 бюджетов областей; (г) бюджет автономной области; (д) 10 бюджетов автономных округов; (е) бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.

Бюджеты органов местного самоуправления Российской Федерации включают: (а) 1867 бюджетов районов; (б) 1091 бюджет городов; (в) 329 бюджетов городских районов и округов; (г) 1922 бюджета поселков городского типа; (д) 24 444 бюджета сельских администраций.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и принимаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов утверждают в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в соответствии с правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фонды, которые представляют фонды денежных средств, образуемые за счет целевых источников, используемых по отдельной смете. Средства целевых бюджетных фондов находятся под контролем фискальных органов власти и не могут быть использованы на цели, не соответствующие их назначению.

Финансовые ресурсы, аккумулируемые в бюджетах, имеют строго целевое направление их расходования. Структура бюджета (т. е. соотношение отдельных статей доходов и расходов бюджета), его размеры позволяют судить об уровне экономического развития страны, в том числе о материальном положении основной части населения.

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляются консолидированные бюджеты. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Государственные внебюджетные фонды -- это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. В первой половине 90-х годов общее число только федеральных внебюджетных фондов составляло около сорока.

Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и экономического назначения. Начиная с 1999 г. многие фонды, прежде всего экономического назначения, были консолидированы с бюджетами (федеральные внебюджетные фонды с федеральным бюджетом, региональные внебюджетные фонды с региональными бюджетами). Основной причиной ликвидации фондов и консолидации их средств в бюджеты разных уровней, как правило, указывается «слабый контроль за использованием средств этих фондов». Вряд ли эту причину можно признать убедительной, учитывая негативные последствия ликвидации ряда внебюджетных фондов. Так, например, ликвидация отраслевых внебюджетных фондов НИОКР практически исключила возможность государственного финансирования ряда важнейших для народного хозяйства России научных исследований и проведения опытно-конструкторских работ в отдельных отраслях экономики. Следует иметь в виду, что во всех промышленно развитых странах мира в последние три десятилетия внебюджетные фонды экономического назначения активно развиваются и роль их в экономике возрастает.

В качестве самостоятельного звена в системе государственных и муниципальных финансов выделяют государственный и муниципальный кредиты. Необходимо сразу отметить, что такое отнесение является достаточно условным. Государственный (муниципальный) кредит как экономическая категория находится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита. Соответственно она несет в себе черты обеих категорий.

Государственный и муниципальный кредиты обслуживают функционирование и использование средств бюджета и внебюджетных фондов и выступают как (а) способ финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов и (б) средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджетов внебюджетных фондов.

Государственный и муниципальный кредиты отличаются от классических финансовых категорий. Прежде всего они носят, как правило, добровольный характер. Далее, для государственного и муниципального кредитов характерными признаками являются возвратность и платность. В классических формах финансов движение финансовых ресурсов происходит в одном направлении.

В то же время государственный и муниципальный кредиты существенно отличаются от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения выступают конкретные ценности, то при государственном и муниципальном займах таким обеспечением выступает все имущество, находящееся в собственности того или иного уровня власти (федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности). Кроме того, федеральные заимствования не имеют конкретного целевого характера.

Государственный и муниципальный кредиты представляют собой денежные отношения между государством, муниципалитетами, от имени которых выступают органы исполнительной власти федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантии.

Государственные и муниципальные органы исполнительной власти Российской Федерации преимущественно выступают в качестве заемщика и гаранта. Если предоставление кредита или получение займа сразу влияют на величину финансовых ресурсов централизованных денежных средств, то гарантия приводит к их изменению только в случае несвоевременного выполнения заемщиком своих обязательств.

Государственные и муниципальные займы -- это денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как заемщиков или гарантов.

Государственные и муниципальные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов и у иностранных государств.

В качестве кредитора государство предоставляет внутренние и внешние кредиты из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Предоставление государственных кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать: (а) бюджетные учреждения; (б) государственные и муниципальные унитарные предприятия; (в) российские предприятия и организации, кроме указанных выше и предприятий с иностранными инвестициями; (г) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

Способами обеспечения исполнения по возврату государственного кредита могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Предоставление государственного кредита может осуществляться в форме бюджетного кредита и бюджетной ссуды.

Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов по предоставлению средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Бюджетная ссуда -- это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах, на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Беспроцентные бюджетные ссуды, как правило, предоставляются на покрытие временных кассовых разрывов при исполнении нижестоящих бюджетов.

Финансы - денежные ресурсы, необходимые государству для удовлетворения потребностей, для развития расширения производства, решения социальных и культурных задач, содержания государственного аппарата, правоохранительных и т. д.
Аспекты финансов :
- Материальный (бытовой) - совокупность бюджета, внебюджетных и децентрализованных денежных средств, сосредоточенных в федеральных, региональных и местных органах власти.
- Экономический - система денежно-экономических отношений посредством которых на основе распределения и перераспределения национального дохода образуются вышеуказанные формы бюджета, внебюджетных и децентрализованных денежных средств.
- Правовой - часть отношений по распределению и перераспределения НД урегулированные нормами финансового права.

Функции финансов (основные 2):
- Распределительная - стоимости валового общественного продукта для обеспечения каждого субъекта финансовой системы денежными ресурсами.
- Контрольная - сбор налогов.

Виды финансовых фондов (основные):
1. По отношению к уровню власти:
а) Государственные:
Региональный фонд.
Федеральный фонд.
б) Государственные средства передаются в муниципальную собственность или в распоряжение органов местного самоуправления.
2. По отношению к бюджету:
а) Бюджетные фонды - это фонды денежных средств, организованные на общие нужды.
ДОХОДЫ -> количественный признак.
РАСХОДЫ -> Роспись по направлению на общие нужды.
б) Внебюджетные фонды - создаются ВБФ и носят целевой характер.
в) Децентрализованные (рассредоточенные) фонды – денежные средства, переданные в оперативное управление или хозяйственное веденье государственным (муниципальным) предприятиям или иным хозяйствующим субъектам.

Финансовая система России - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.
Финансовая система РФ включает в себя:
1.Государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;
2. Внебюджетные специальные фонды;
3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к
централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);
4. Фонды страхования (имущественного и личного);
5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ в рамках отнесенных к их компетенции сфер управления. При этом существует система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере, - это система финансово-кредитных органов (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).
Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета.
Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет.
Финансовые институты:
1. Бюджетные фонды (БФ).
2. Внебюджетные фонды ВБФ.
3. Децентрализованные Фонды (ДФ).
4. Страховые фонды.
5. Государственный и муниципальный кредит.
6. Валютно-денежная система (ВДС).


Введение

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг. В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций.

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:

Раскрытие основных звеньев финансовой системы;

Рассмотрение особенностей управления общественными финансами в Российской Федерации;

Рассмотрение финансовой политики на современном этапе.


Общие понятия.

Финансовая система представляет собой совокупность различных звеньев финансовых отношений, каждое из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак - это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако, тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использование фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит; фонды страхования; фондовый рынок; финансы предприятий.

Сравнительная характеристика сфер и звеньев финансовых систем РФ и зарубежных стран.

Рассмотрим финансовую систему на примере России, Германии и Австралии.

Финансовая система России- совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. сферу.
Финансовая система РФ включает в себя:
1.Государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;
2. Внебюджетные специальные фонды;
3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к
централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);
4. Фонды страхования (имущественного и личного);
5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ в рамках отнесенных к их компетенции сфер управления. При этом существует система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере, - это система финансово-кредитных органов (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).
Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета.
Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет.

Финансовая система Германии схожа с российской, ведь в обоих случаях речь идёт о федерациях с аналогичной бюджетной вертикалью.

В финансовой системе Германии на первом месте стоит порядок и чёткость распределения функций и обязанностей. Главный орган финансовой системы– федеральное правительство, затем идут министерство финансов и высшие финансовые дирекции. Германия разделена на финансовые округа, которые формально автономны, но являются частью одной общей финансовой системы.
Общий, или сводный, бюджет Германии включает в себя:
- государственный бюджет – это отражение доходов и расходов всей страны;
- бюджеты 16-ти федеральных земель, естественно, они не одинаковы и зависят от самобытных экономических факторов регионов;
- поместные "сметы", или бюджеты городских и сельских громад.

Основной источник бюджета являются налоги: федеральный состоит из 0,9 всех налоговых поступлений, региональные – из 0,7, а общинные – из 0,3. В госбюджет включаются доходы немецкого Центробанка и госпредприятий.
Бюджетная особенность финансовой системы Германии – постоянный выпуск внешних займов – выделение государственной помощи на закупку сырья, расширение рынков сбыта, привлечение инвестиций и т.п. Это одна из традиционных статей бюджетных расходов (с 1951-го года).
К слову, по прогнозам экспертов с 2009 по 2013 годы задолженность бюджетов всех уровней – германской федерации, федеральных земель и коммун – увеличится в общей сложности на 509 млрд евро, а суммарный госдолг Германии к 2013 году побьет исторический рекорд – 2 трлн евро. Это означает, что как минимум в течение ближайших четырех лет Германия будет нарушать критерии Маастрихтских соглашений по дефициту бюджета и размерам госзадолженности. Правда не в одиночку – согласно прогнозам Еврокомиссии, из 27 стран Европейского Союза 21 превысила в 2009 году допустимую границу бюджетных дефицитов.

Организационное построение финансовой системы Австралии, соответствующее структуре управления которая имеет три звена, следующее: финансы федерального правительства, правительств штатов и местных органов власти. В свою очередь финансовая систем каждого звена состоит из бюджета и финансов государственных предприятий, принадлежащих администрации соответствующего уровня или контролируемых ею.

В Австралии 97 % средств, мобилизуемых и перерас­пределяемых государством, проходит через бюджета федерального правительства, правительств штатов и местных административных единиц. Здесь отсутствуют распространенные во Франции, Японии и Англии многочисленные внебюджетные фонды, а финансовые ресурсы, проходящие через государственные предприятия, отно­сительно невелики.

На финансы федеральных органов власти Астралии приходится около 80 % получаемых доходов и ими покрывается (за вычетом переводов дотаций штатам и местным органам власти) более 50 % всех расходов.

2. Особенности управления общественными финансами в РФ

Под общим термином «управление» понимается сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта. Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональном их использованием. На решение этой проблемы и направлено управление финансами – сложный процесс, представляющий единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) систем. Управляющая система – «финансовая система» - совокупность финансовых институтов (учреждений), управляемая система – «система финансов» - совокупность денежных отношений. При этом процесс управления финансами не однозначный, он включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.
Финансовая политика – это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов. Она позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления). Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:
- управление финансами с учетом специфики звеньев системы финансов;
- общность функций всех финансовых учреждений;
- общее руководство центром при активном участии всех нижестоящих органов управления.
Основными методологическими принципами проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются (3):
- зависимость от конечной цели;
- макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;
- соответствие интересам всех членов общества;
- использование экономических законов;
- учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.

Целью управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в конечном счете, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
Конкретными методами и формами управления финансами служат (5, 7):
- финансовое планирование;
- прогнозирование;
- программирование;
- финансовое регулирование;
- финансовый контроль;
- принятие финансового законодательства;
- система методов мобилизации финансовых ресурсов.

В результате действия финансовой политики осуществляется перераспределение ВВП, обеспечивающее выравнивание уровней развития субъектов Федерации, сочетание интересов всех хозяйствующих субъектов.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления (12):
- Президент Российской Федерации (администрация Президента) – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Парламентом.
- Парламент Российской Федерации (Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) – устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс).
- Правительство Российской Федерации – рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов Российской Федерации. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в Российской Федерации, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.
- Министерство финансов Российской Федерации:
1. Осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;
2. Организует разработку федерального бюджетного плана;
3. Принимает активное участие (совместно с Министерством экономики Российской Федерации) в разработке баланса финансовых ресурсов страны.

На Министерство финансов Российской Федерации возложены организация исполнения федерального бюджета, проведения мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению. Министерству финансов Российской Федерации предоставлены широкие права:
- получать от министерств, ведомств, предприятий, учреждений материалы, необходимые для составления и исполнения бюджетного плана;
- ограничивать и приостанавливать финансирование, в случае нарушения финансовой дисциплины;
- проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций (9).

Министерство по налогам и сборам Российской Федерации и Федеральная служба налоговой полиции осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.
Министерство государственного имущества РФ организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества).
Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.
Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной и финансовой политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.
Для контроля за выполнением финансового законодательства создан специальный контрольный орган – Счетная палата Российской Федерации, ее основным назначением является контроль за федеральными денежными средствами. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному Собранию. Возглавляет Счетную палату председатель, назначаемый Государственной Думой на 6 лет.
Проведение финансовой политики в субъектах федерации, их административно-территориальных и муниципальных образованиях осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

2. Финансовое планирование и прогнозирование

В экономической литературе планирование представляют как деятельность по принятию решений, ориентированную на будущее. Можно подвести понятие «планирование» под более общее определение через «планомерность», которая означает объективную необходимость и возможность согласования деятельности хозяйствующих субъектов. А именно, планирование – это практическая реализация планомерности, т.е. осознанная деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности (1). Применительно к финансовому планированию – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.
Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на показателях плана социально-экономического развития, направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы. Относительная обособленность отдельных звеньев системы финансов предопределяет необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих (4):
- особенности форм и методов образования и использования денежных фондов;
- отраслевое и территориальное перераспределение финансовых ресурсов.

Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов (отношения), получающие в плане своего количественного выражения. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражается движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура доходов и расходов.
Движение внебюджетных фондов отражается соответственно в финансовых планах (сметах) доходов и расходов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ. В доходной части отражаются обязательные и добровольные взносы юридических и физических лиц. Размер страховых взносов установлен в процентах от фонда оплаты труда. Во внебюджетные фонды частично поступают бюджетные средства, при недостатке средств допускается заимствование средств внебюджетных фондов друг у друга. Таким образом, внебюджетные фонды тесно связаны между собой и с бюджетным фондом.
Страховой фонд необходим для возмещения потерь в масштабе всего общества, отдельных регионов, муниципальных образований и граждан. Для учета потребностей всех субъектов страховой фонд формируется и используется в плановом порядке. В доходной части плана отражаются взносы предприятий, организаций, отдельных граждан, поступления средств из других фондов (бюджетного направления), в расходной – возмещение убытков от стихийных бедствий, выплаты страховых сумм страхователям. План образования и использования страхового фонда позволяет более маневренно и эффективно использовать средства.
Важное место в обеспечении пропорциональности и сбалансированности общественного воспроизводства, регулировании денежного обращения занимает Сводный финансовый баланс государства (баланс финансовых ресурсов – БФР), а также балансы доходов и расходов каждого субъекта Федерации. Эти документы разрабатываются Министерством экономики РФ при активном участии Министерства финансов РФ и других подразделений финансовой системы. В балансе отражается формирование и использование ресурсов, планируемых в составе бюджетного фонда, внебюджетных фондов, страхового фонда, кредитного фонда, денежных фондов предприятий и организаций, денежных средств граждан. Балансовый метод позволяет выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе страны, субъектов федерации, местных администраций; эффективно и обоснованно перераспределить средства между всеми хозяйствующими субъектами. Сводный финансовый баланс объединяет в единую систему все финансовые планы, его показатели принимаются за основу при составлении бюджетного и кредитного планов и других финансовых планов.
Непосредственно взаимосвязанным со сводным финансовым балансом является другой синтетический баланс – баланс денежных доходов и расходов населения. В нем отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной форме (4):
- заработная плата;
- доходы от индивидуальной трудовой деятельности;
- пенсии и пособия;
- стипендии;
- доходы от обмена товарами между группами населения;
- оплата товаров и услуг;
- налоги и добровольные взносы;
- сбережения во вкладах и займах.

Баланс определяет пропорции между доходами и расходами населения, отражает рост оплаты труда и пенсионного обеспечения, увеличение объемов товарного предложения. В связи с этим баланс денежных доходов и расходов населения имеет большое значение для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется по стране в целом и субъектам федерации Министерством экономики РФ с участием Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ и других органов финансовой системы.
Показатели финансовых планов являются исходным материалом для анализа финансового положения государства, информационно основой (базой) перспективного планирования. Система финансовых планов позволяет выявить объективные взаимосвязи и долговременные тенденции изменения структуры источников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а также факторы, определяющие развитие этих тенденций в будущем.
Финансовое прогнозирование – предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть среднесрочными (5-10 лет) и долгосрочными (более 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой на определенный период развития общества. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики (2, 6).