Какую страну можно назвать индустриальной. Смотреть страницы где упоминается термин индустриальные страны. Предпосылки появления НИС

Введение

Мировая экономика - многоуровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений. Основой мировой экономики служат развитые страны.

В настоящее время развитые страны переходят от индустриального развития к постиндустриальному. Другими словами, основной целью экономического развития этих государств является переориентация материало-, ресурсо-, трудоемких производств в наукоемкие. В мире, не считая индустриально развитых и развивающихся государств существует группа государств, занимающая промежуточное положение меж ними.

Эти страны объединяют в НИС, они проявили впечатляющие темпы экономического роста и роста сферы услуг.

Итак, что такое НИС, который в последнее время все больше и больше привлекает к себе внимание людей, а иногда и отдельных стран? Новые индустриальные страны - это группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой. Это происходило так быстро, что многие, наверное, им завидовали, так как сейчас они конкурируют с США, Японией и Европейским Союзом. В этих странах увеличилась доля грамотных людей, образование стало бесплатным и общедоступным. Валовой внутренний доход, исходя из расчета на душу населения, составляет около 15000 $, а его ежегодный прирост стабилизировался и установился на уровне 7%. Исходя из всего этого, можно заключить, что быстрое экономическое развитие стран НИС беспокоит многие страны, и вопрос об этом является актуальным на сегодняшний день.

Для всех «новых индустриальных стран» характерно огромное многообразие условий, и было бы наивно представлять, что их социально-экономическое развитие происходит без трудностей и сбоев, и именно поэтому я считаю своей обязанностью раскрыть причины их, показать, как решаются назревшие проблемы, что поучительного можно почерпнуть из этого богатейшего арсенала для реформ нашей страны.

Опыт экономического развития НИС актуален для России, так как на данный момент РФ по многим секторам экономики не конкурентоспособна, а развитие сферы услуг дает шанс неценового соперничества российских товаропроизводителей с иностранными, повышения экономического потенциала.

Понятие, сущность, основные черты НИС

К новым индустриальным странам (НИС) относят ряд стран Азии и Америки, что характеризуются высокими темпами экономического роста. НИС выделились из стран, которые развиваются, в 60-х годах ХХв. В формировании НИС можно выделить 4 этапа. На первом четыре страны Юго-восточной Азии (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея) и три страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Мексика) достаточно быстро достигли больших социально-экономических сдвигов и практически уравнялись с государствами, которые имели стабильно высокие темпы экономического роста. На втором этапе к этим странам добавились еще Малайзия, Таиланд и Индия. На третьем этапе в группу НИС начали включать Кипр, Тунис, Турцию и Индонезию, на четвертом - Филиппины и Китай. Появились целые регионы, которые можно объявить индустриальными, стабильно растущими.

Критерии, за которыми те или другие государства относят к НИС (за методикой ООН):

1. размер валового внутреннего продукта на душу населения;

2. среднегодовые темпы его прироста;

3. удельный вес отделочной промышленности в ВВП (она должна быть большей 20%);

4. объем экспорта промышленных изделий и их часть в общем вывозе;

5. объем прямых инвестиций за рубежом.

Привлекают внимание и такие характеристики новых индустриальных стран, как высокие темпы роста, динамические макроэкономические и внутриотраслевые структурные сдвиги, рост профессионального уровня рабочей силы, интенсивное участие в международном разделении труда, широкое использование иностранного капитала.

Основной упор перестройки экономики НИС сделан:

· на индустриализацию на основе новейших научно-технических достижений с ориентированием на внешний рынок;

· на общедоступность и высокий уровень образования внутри страны;

· на максимальное использование иностранного капитала.

Факторы, которые обусловили появление НИС, условно можно разделить на внешних и внутренних.

Внешними факторами является:

1. Страна очутилась в сфере особенных политических или экономических интересов промышленно развитых стран, прежде всего США и Японии. Следовательно, для нее будет делаться все возможно, чтобы обеспечить высокую стабильность и высокую лояльность ее населения к экономической системе капитализма. Так США действовали после Второй мировой войны - оказывали разнообразную помощь и поддержку Западной Германии и Японии с целью превращения их в главные центры противодействия распространению социализма на Западную Европу и Юго-восточную Азию. США, объявляя зоной особенных национальных интересов Южную Корею и Тайвань, хотели превратить их в главные страны, которые бы противостояли коммунистическому влиянию со стороны КНР, Корейской Народно-демократической республики и Социалистического Вьетнама. Южной Корее и Тайваню предоставлялась огромная экономическая помощь и военная поддержка. За период 1950-1990 лет Тайвань получил свыше 24 миллиардов долларов США иностранных капиталовложений. Во время финансового кризиса 1998 года США и другие развитые страны через международные финансовые организации предоставили Южной Корее ссуды объемом почти 70 миллиардов долларов США. В сферу экономических и политических интересов США попали также отдельные страны Латинской Америки, и прежде всего Мексика. В 1995 году для поддержки финансовой стабильности США выделили Мексике 50 миллиардов долларов, Причем 20 миллиардов поступило из специального президентского фонда стабилизации. Страны Юго-восточной Азии были и являются сферой особенных экономических и политических интересов США, Японии.

2. Структурная перестройка экономики, которая началась в промышленно развитых странах благодаря научно-технической революции в 50-60-х годах. Транснациональные корпорации промышленно развитых стран быстро освоили производство автомобилей, полупроводников, вычислительной техники, бытовой электроники не только в пределах страны базирования, но и в странах, которые развиваются. 80-х годах прямые инвестиции в экономику НИС составляли свыше 40% всех прямых капиталовложений, что их осуществляли промышленно развитые страны в экономику стран, которые развиваются.

Основными внутренними факторами, которые повлекли экономический рост так называемых НИС, является:

1. Относительная политическая стабильность и лояльные к развитым капиталистическим странам политические режимы. Руководство стран было готово осуществлять политические и экономические реформы, направленные в интересах капиталистических стран, в частности полное гарантирование безопасности их инвестиций, дистанционирования от социалистической теории и практики, поддержки действий развитых стран в международных организациях. Страны, которые развиваются, нормировали свои правовые акты таким образом, что они позволяли ТНК из США, Японии и их союзников практически беспрепятственно использовать дешевую рабочую силу, дешевое сырье и достаточно вместительные внутренние рынки и так же беспрепятственно экспортировать выработанную продукцию.

2. Производительная с точки зрения достижения конечного результата экономическая стратегия, которая состояла из нескольких этапов. На первом этапе страны постепенно замещали отечественной продукцией импорт аналогичных изделий из-за границы и тем самым экономили валютные средства и в то же время насыщали внутренний рынок основными потребительскими товарами. На втором этапе создавался экспортный потенциал и наращивалась мощность базовых отраслей экономики. При этом НИС Юго-восточной Азии создавали предприятия из выпуска преимущественно трудоемкой продукции массового потребления, в то время как латиноамериканские отдавали преимущество развитию высокотехнологических капиталоемких отраслей, таких, как отделочная и добывающая промышленность. Третий этап внедрения экономической стратегии характеризуется созданием собственной научно-исследовательской базы и развитием наукоемких отраслей, включением страны в процесс экспорта капитала. Причем большую часть капиталов восточноазиатские страны пытаются инвестировать в отделочную промышленность и сферу услуг стран Северной Америки и Западной Европы, стремясь таким образом получить доступ к новейшим технологиям.

3. Развитие производительных сил, то есть средств производства и человека как главной производительной силы общества. НИС Юго-восточной Азии сделали огромные капиталовложения в обновление средств производства в традиционных отраслях экономики и создали новые, раньше отсутствующие производства на базе новейшей техники и технологии. Причем инвестиции в физический капитал они осуществляли за счет высокой нормы внутренних сбережений, которая составляла свыше 30% валового внутреннего продукта. В то же время НИС Юго-западной Азии инвестировали средства в начальное и среднее образование, развитие научно-технического потенциала и переподготовку кадров, потому местная рабочая сила оказывалась готовой к высокоэффективной работе со сложной наукоемкой техникой.

4. В экономике оптимально объединились рыночный механизм и государственная регуляция. Хотя экономическая роль государства в каждой из НИС разная, в целом она была достаточна для того, чтобы дополнить рыночные механизмы там, где они объективно несостоятельные были обеспечить высокие темпы экономического развития. Именно благодаря государственной регуляции внешне экономических отношений Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Сингапур в течение длительного времени имели позитивное сальдо платежных балансов. Правительства азиатских стран контролировали мероприятия по поддержанию макроэкономической стабильности, избегая высокой инфляции и безработицы. В Южной Корее все ведущие отрасли материального производства имеют ярко выраженный экспортно ориентированный характер. Доходы от внешней торговли составляют основную часть бюджетных поступлений.

5. Эффективная, противоположная традиционной, политика доходов. Правительства Южной Кореи, Сингапура, Гонконга и Тайваня проигнорировали традиционные западные теории, согласно которым неравенство в доходах вроде бы нужно для стимулирования экономического роста, поскольку богатые склонны к сбережению в большей мере, чем бедные. Чем больше богатых, утверждают традиционные теории, тем более сбережение и тем большие возможности для инвестиций в экономическое развитие. Восточноазиатские страны пошли путем обеспечения более справедливого распределения, преодоления неравенства в доходах, что усилило мотивацию непосредственных производителей - главной производительной силы общества.

Следовательно, появление НИС обусловила не сама по себе экономическая система капитализма, а ее оптимальное приспособление к современным глобальным процессам. Это приспособление происходит по линии производительных сил, производственных отношений и хозяйственного механизма. Причем оно происходит в значительной степени путем использования способов, методов, принципов социализма.

Новые индустриальные страны (НИС). Общие черты

Новые индустриальные страны (НИС) - это группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошел качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой, со всеми присущими последней чертами. К ним относятся следующие:

  • o ПИС "первой волны": Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг (их также называют "азиатские тигры" или "драконы");
  • o НИС "второй волны": Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили, Уругвай ("латиноамериканские пумы");
  • o НИС "третьей волны": Малайзия, Таиланд, Индия, Кипр, Тунис, Турция, Индонезия;
  • o НИС "четвертой волны": Китай, Филиппины, Вьетнам.

Отметим, в анализе все эти страны (исключая НИС "первой волны") входят в состав PC. В процессе развития этих групп стран выявились две континентальные модели.

Первая - это азиатская модель: развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок на базе заимствованных технологий, с сильной государственной поддержкой.

Вторая - это латиноамериканская модель: развитие национальной экономики с ориентацией на импортозамещение на базе привлечения американских TНK и ТНБ. При этом все эти новые индустриальные страны выявили некоторые характерные особенности в развитии, в частности следующие.

Они демонстрируют самые высокие темпы экономического развития (8% в год у НИС первой волны), а в период глобального кризиса в большинстве из них не произошло глубокого спада, наблюдалось лишь падение темпов роста.

Ведущей отраслью в этих странах является обрабатывающая промышленность.

Во всех этих странах действует экспортоориентированная стратегия, отсюда - повышенное значение внешних рынков.

Эти страны вовлечены в активную региональную интеграцию (ЛАИ, МЕРКОСУР, АСЕАН и др.)

В ряде этих стран происходит процесс динамичного образования собственных ТНК, успешно конкурирующих с ТНК ведущих стран мира.

Большое внимание в НИС уделяется образованию и науке, развитию современных технологий и в целом наращиванию человеческого потенциала.

В этих странах необычайно эффективно развивается использование высоких технологий на базе кластерного подхода и отчасти аутсорсинга.

Все эти страны весьма привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового секторов и создания в них благоприятного "делового климата".

Главная отличительная черта, служащая своего рода визитной карточкой этих стран, - производство бытовой техники и компьютеров, одежды, обуви, игрушек, причем в крупных объемах для экспорта на мировые рынки.

Все эти страны ускоренно развивают международную туристскую индустрию, включающую элементы деловых и коммерческих услуг.

Страны с переходной экономикой. Общие черты

Страны с переходной экономикой - это государства, появившиеся в результате распада: во-первых, восточноевропейского сегмента мирового социализма, а это страны - участницы СЭВ; во-вторых - СССР; в-третьих - Югославии.

В настоящее время к их числу относится группа из 28 государств: Албания, Армения, Азербайджан, Болгария, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Венгрия, Грузия, Молдавия, Македония, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Польша, Россия, Румыния, Сербия, Словения, Словакия, Черногория, Чехия, Хорватия, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан, Эстония (ранее мы отметили, что в докладе МВФ-2010 Чехия включена в состав развитых стран).

Переходная экономика представляет собой такое особое состояние, которое свойственно национальной экономике на этапе смены (заучены) существующих общественно-экономических отношений на другие, качественно противоположные первым, т.е. это трансформационный процесс, когда социалистическая экономическая система стала заменяться капиталистической экономической системой. При этом следует отметить, что по уровню социально-экономического развития почти все эти страны (за исключением Албании) к началу перехода относились к среднеразвитым странам и многие из них (по качеству факторов производства) мало уступали некоторым членам Европейского союза (например, Испании, а тем более Португалии и Греции); они были более развиты, чем, например, Кипр или Мальта. И, очевидно, можно было рассчитывать на относительную безболезненность переходной стадии с точки зрения сохранения уровня жизни населения в период этого трансформационного процесса. В основном это были индустриальные и индустриально-аграрные страны с высоким уровнем развития человеческого капитала.

Однако многие из них (с конца 1980-х - начала 1990-х гг.), избрав своей целью переход к капитализму, но не имея о нем представления и конкретных этапных задач на пути продвижения к ней, осуществили откат назад (деиндустриализацию ). Почти все они оказались в короткие сроки крупными должниками западных банков и банковских пулов при сравнительно небольших валютных резервах. Для большинства этих стран стало характерным резкое сокращение государственных расходов на здравоохранение, образование, культуру и науку, в целом на социальные цели. В результате снижения уровня рождаемости и сокращения жизни значительно сократились темпы роста трудоспособного населения; во многих из этих стран высока безработица. Отсюда - высокий уровень международной миграции рабочей силы; особенно это характерно для ряда стран СНГ (Армении, Грузии, Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Молдавии, отчасти Украины). В новых членах ЕС высока доля оттока трудоспособного населения в "старые страны", в частности из Румынии, Прибалтики, Полыни и Венгрии

В рассматриваемой группе стран имеются значительные особенности, и они достаточно рельефны, что позволяет условно разделить всю эту группу на две подгруппы:

Своеобразие первой группы обусловлено тем, что, во-первых, история восточноевропейского социализма началась сравнительно поздно, после Второй мировой войны, а предшествовавший период их капиталистического развития оставил глубокие корневые основания. Это способствовало более удачным подходам в современной капиталистической их трансформации в 1990-е гг. Во-вторых, эта группа стран оказалась в зоне повышенного внимания со стороны Евросоюза, страны которого оказали существенное влияние на их экономическую политику в благоприятном направлении и с позитивными результатами, а также серьезную финансовую помощь.

Другая ситуация сложилась в бывших союзных республиках СССР, и в частности в группе Содружества (СНГ). Это - "классические" социалистические страны, индустриальное развитие которых всецело пришлось на эпоху СССР; большинство из них сумели сделать громадный шаг от феодальных отношений к современной индустриальной эпохе благодаря исключительно СССР и в его составе.

Определяющую роль в трансформационном процессе в них в 1990-х гг. играла Россия: либертарианские методы экономической политики, применяемые российской исполнительной властью, подчас бездумно включались их правительствами в осуществляющиеся преобразования (за редкими исключениями). Отсюда - указанный выше откат назад, процессы деиндустриализации , сопровождавшиеся в некоторых новых государствах как внутренними вооруженными конфликтами, так и межгосударственными локальными войнами на всем протяжении 1990-х гг. и даже в начале первого десятилетия XXI в.

Одна из главных ошибок правительств СНГ заключалась в демонтаже социальной политики, уровень и качество которой в целом были серьезным достижением, она в свое время послужила опытом для стран ЕС при создании ими государства всеобщего благоденствия. С начала XXI в. ситуация стала медленно, но постепенно улучшаться почти во всех странах региона. В Центральной Азии и на Кавказе были прекращены вооруженные конфликты (конфликт между Арменией и Азербайджаном), капиталистические экономические отношения в целом пробивали себе дорогу через джунгли бюрократических препятствий; заработали рынки товаров, услуг, денежные (валютные) рынки и т.д. В России, Казахстане, Азербайджане, Туркмении позитивные сдвиги в определяющей мере были связаны с огромными потоками нефтедолларов (и доходами от нефти и газа) как следствие повышения цен на мировых рынках на эти стратегические товары. Белоруссия сумела не допустить существенного спада и нарастила потенциал развития. В результате в 2001-2008 гг. страны - члены СНГ добились лучших с начала переходного периода коллективных экономических результатов. Во всех странах - членах СНГ (кроме Киргизии и Таджикистана) был зарегистрирован положительный рост, что объяснялось, как отмечено выше, главным образом повышением цен на нефть и газ, а это сказалось и на межреспубликанской хозяйственной динамике; интенсификацией торгового обмена между ними и формированием достаточно устойчивых связей с разными центрами мировой экономики (Россия, Украина, Грузия, Молдавия - со странами ЕС, центральноазиатские участники СНГ - с Россией, Китаем, Японией, Ираном, арабскими странами, Турцией, Белоруссия - с Россией и другими участниками СНГ).

Темпы роста в этих странах в 2001-2008 гг. (до развертывания в них глобального кризиса) были достаточно высокими (свыше 5%), отмечались определенные признаки укрепления промышленного производства. В более общем плане экономический рост опирался на некоторое повышение внутреннего спроса, сохраняющийся приток ПИИ и связанных с ним инвестиций и дальнейшее перемещение в этот регион производственных мощностей Западных стран, Японии и Китая (связанных, в том числе, с ТЭК). Почти все эти государства тесно связаны с мировой экономикой и поэтому оказались в тяжелом положении, когда с осени 2008 г. были втянуты в глобальный кризис. При этом наибольший спад производства и рост безработицы были характерны для России, Украины и Казахстана, поскольку их экономики были особенно тесно вплетены в ткань новых схем международного разделения труда при доминировании могучих западных ТИК и ТНБ.

Важной чертой стран с переходной экономикой, в том числе субъектов СНГ, является то, что объектом государственного регулирования выступает вся экономическая система независимо от того, какие лозунги провозглашались (например, "уход государства из экономики"). Это регулирование осуществлялось в широком диапазоне: в одних странах его объектом выступает, как подчеркнуто выше, вся система хозяйства, в других - отдельные отрасли или конкретные жизненно важные компании или сферы, которые без участия государства принципиально не могут быть созданы, либо сам модернизационный процесс. В целом же можно выделить следующие общие черты, свойственные переходному периоду:

  • o переходная экономика представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность переходной экономики - это своеобразная "смесь", сочетание административно-бюрократических начал и капиталистической рыночной системы с их зачастую противоречиво функционирующими элементами. Если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности;
  • o такое положение, являющееся кризисным для сложившейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики. Сохранение и воспроизводство в течение относительно длительного времени неустойчивости и неравновесия системы имеют свои причины: это трансформация в другую систему для достижения лучших экономических и социальных результатов. Но это - теоретически, в практике же отдельных стран основной задачей правящих элит выступает сохранение целостности политической системы , которая обеспечивает их присутствие во власти. Задачи же улучшения материального положения населения и модернизации экономики рассматриваются как второстепенные;
  • o переходная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В странах - участницах СНГ, в том числе в России, оставшиеся "по наследству" структурные элементы предыдущей системы, в частности государственные предприятия в промышленности, сельском хозяйстве, предприятия торговли, кооперативы и пр., оказались разрушенными, но полноценных "заменителей", в том числе массового развития частных мелких предприятий, не появилось. Тем не менее в этих странах формируются новые структуры: крупные компании, причем не как следствие успешного развития мелких частников, а как результат произвольного наделения избранных лиц факторами производства; коммерческие банки, промышленные монополии, а также фермерские хозяйства, которые, однако, получили повсюду слабое развитие. Отсюда - множество дисбалансов, слабая отраслевая диверсификация и повышенное значение импорта;
  • o переходной экономике свойственны качественные изменения системных общественных отношений, прежде всего отношений собственности, причем в достаточно короткое время. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей формирующихся отношений капиталистической системы. Однако последние еще носят неустойчивый характер и их плотность слабая, а часто они проявляются в деформированных формах - отражая ошибки и непродуманность решений властей. Последние часто неизбежны, если проявляются в рамках в целом адекватной экономической политики, но приобретают устойчивость и масштабность, если такая политика ошибочна в долгосрочном плане. Она не формирует базу для сбалансированного и устойчивого роста, движима субъективными или идеологическими мотивами, стремлением немедленно перескочить в стадию развитого капитализма;
  • o отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина идущих преобразований, они захватывают основы существующего строя. При этом ясно и то, что эти отношения должны соответствовать интересам общества. Но в России (и ряде других стран СНГ) интересы общества по большей части не совпадали с реформаторскими преобразованиями высшей исполнительной власти, которая не учитывала мнения большинства населения страны. В частности, такая политика привела к масштабной дифференциации общества, когда незначительная его часть (менее 3%) сконцентрировала в своих руках большую часть национального богатства, а большинство населения не получило ничего и по-прежнему, как при социализме, надеется исключительно на всесильное государство - левиафан и вождей наций;
  • o характерный признак переходной экономики - институциональная неполнота, отсутствие или слабое, недоразвитое состояние институтов рынка. В большинстве участников СНГ это прежде всего отсутствие реального конкурентного рынка, слабое развитие фондового рынка и всей инфраструктуры рынка в целом, тотальная коррупция, мощная бюрократия, использующая административные методы власти для обогащения, рэкет местных властей, правоохранительных органов и организованной преступности. Отсюда - слабое развитие мелкого предпринимательства, его "неплотность", в то время как в развитых странах это предпринимательство - мощная платформа, на которой стоят средние и крупные предприятия. Мелкое предпринимательство - это фундамент современного капитализма, если этот слой узок, то сама новая капиталистическая экономика в целом носит неустойчивый характер (в силу слабости "фундамента").

Все эти и другие глобальные процессы привели к новой конфигурации в расстановке международных глобальных игроков в мировой экономике и международных экономических отношениях.

Тема 24. Новые индустриальные страны: региональные особенности развития.

Новые индустриальные страны (НИС) – группа развивающихся стран, достигших значительных успехов в индустриализации, в создании отдельных наукоемких производств, активно включающихся в международное разделение труда и международную торговлю, развивающих экспортно-ориентированное производство промышленной продукции и сектор услуг.

К группе НИС в настоящее время относят 8 стран: Малайзию, Индонезию, Таиланд и Филлипины (в Юго-Восточной Азии) и Мексику, Бразилию, Аргентину, Чили (в Латинской Америке).

Выход НИС на передовые позиции в темпах экономического роста правомерно связывают с их последовательной индустриализацией.

Индустриализацию в НИС можно условно разделить на три этапа: первый (50-е – середина 60-х годов) – развитие импортозамещающих отраслей; второй (середина 60-х – начало 80-х годов) – создание экспортного потенциала; третий (80-е – 90-е годы) – развитие наукоемких отраслей. Вместе с тем в азиатских и латиноамериканских НИС эти этапы имели разные временные рамки.

На первом этапе были созданы отрасли легкой промышленности, призванные в условиях нехватки иностранной валюты насытить внутренний рынок.

На втором этапе создание и развитие отраслей промышленности, ориентированных на внешний рынок, во многом было обусловлено активным перемещением в НИС из развитых капиталистических стран трудоемких и материалоемких производств. В НИС постепенно формировалась стабильная экономическая структура, способная быстро адаптироваться к постоянно меняющейся конъюнктуре мирового капиталистического хозяйства.

На третьем этапе наиболее динамично начинают развиваться наукоемкие отрасли промышленности: химическая, металлообрабатывающая, электронная, электротехническая. Характерной чертой этого этапа является рост государственных и частных ассигнований на НИОКР. Постоянно происходит определенная переориентация с выпуска массовой потребительской продукции на наукоемкие отрасли.

Экономическое развитие НИС на всех этапах индустриализации проходило при активном участии иностранного капитала и ТНК ведущих капиталистических стран.

Во всех рассматриваемых странах важнейшим субъектом преобразований выступало государство, которое в рамках структурной политики решало многообразные задачи, и среди них основные:

    целесообразность развития отдельных отраслей и производств;

    последовательность осуществления структурных преобразований;

    контроль за затратами и результатами.

Региональные группы НИС имеют особенности геополитического, социально-экономического и культурного порядка.

В Юго-Восточной Азии после второй мировой войны активно шли процессы освобождения от английского колониального господства. В 1945 г. была провозглашена Республика Индонезия; в 1946 г. независимыми от США стали Филлипины; в 1948 г. независимой стала Бирма. Продолжительная конфронтация с Англией закончилась предоставлением Малайзии независимости 31 августа 1957 года. В 1963 году по инициативе Малайзии была создана Малазийская Федерация в составе Малайи, Сингапура, Серавака, Северного Борнео. В 1959 году Сингапур добился самоуправления в рамках Британского Содружества, а в 1965 году стал независимым государством. Одновременно «холодная война» в регионе между капиталистической и социалистической системами привели к расколу прежде единых государств – Кореи (в ходе войны между Севером и Югом в 1950 – 1953 гг.) на КНДР и Южную Корею, Китая (1947-1949 гг.) на КНР и Тайвань. В аренде на 99 лет у Англии оставался Сянган (Гонконг) по договору от 1898 года. В 1951 г. Португалия провозгласила Аомынь (Макао) своей «заморской провинцией» с широкой финансовой, экономической и административной автономией. Вместе с тем, капитулировавший вместе с Японией её союзник Таиланд, пережив с 1947 года несколько военных переворотов смог избавиться от американского военного присутствия только в 1976 году.

В 1950-е годы вслед за деколонизацией в странах региона началось реформирование отсталого монокультурного (производство риса) сельского хозяйства. Происходила конфискация крупных земельных владений, раздел земли, высвобождение многочисленной дешевой рабочей силы. Реформа сельского хозяйства стала серьезной предпосылкой для индустриализации, а ее базой во многих странах региона следует считать первоначально крайне отсталое текстильное производство.

Накопление средств для индустриализации за счет сельского хозяйства стимулировалось довольно успешными аграрными реформами, проводившимися отчасти на средства США, ищущих геополитических выгод в ЮВА. Такие реформы были проведены в 1949-1953 гг. на Тайване, в 1949-1952 гг. в Республике Южная Корея, в 1972 г. на Филлипинах, в 1975 г. в Таиланде.

Проводимые аграрные реформы имели своим результатом пополнение государственного бюджета, продуктивное совершенствование форм земельной собственности, индустриализацию сельского хозяйства, диверсификацию сельскохозяйственного производства, преодоление монокультурности, разукрупнение сельского производства, ослабление проблемы аграрного перенаселения.

На Тайване, например, постепенно шел процесс перехода от крупного государственного и частного землевладения к системе более продуктивного для ЮВА мелкого семейного землевладения. Выкуп, направляемый крупным земельным собственникам, не превышал стоимости урожая за 2,5 года, при этом 70% стоимости земли крупный землевладелец получал рисом, а 30% - акциями государственных промышленных предприятий.

На начальной стадии индустриализации происходил перелив ресурсов в промышленность различными способами: так, на Тайване это был экспорт государством сельскохозяйственной продукции, перевод денежных накоплений фермеров в промышленность через кредитно-финансовую систему, «скрытый рисовый налог». Однако к концу 50-х гг. на Тайване и в Южной Корее, а к началу 70-х гг. и в Малайзии, Таиланде и на Филлипинах эффективность импортозамещения резко снизилась, поскольку структурные преобразования здесь, - ориентированные на внутренний рынок, - столкнулись с ростом противоречий воспроизводства. Усилилась инфляция, возросли безработица и масштабы бедности.

Начало 70-х годов отмечается появлением государственных программ и планов с усиленной социальной ориентацией: «Нового порядка» в Индонезии; «Нового общества» на Филлипинах; «Новой экономической политики» в Малайзии. Одновременно в большинстве азиатских стран в этот период происходит переориентация от трудоемких производств на капиталоемкие. Приоритетными отраслями в промышленной политике государств ЮВА последовательно становятся: текстильное и стекольное производство (50-е гг.); производство цемента, минеральных удобрений, переработка нефти, сталелитейная промышленность, производство синтетических тканей (60-е гг.); судостроение, производство инвестиционных товаров и предметов длительного пользования (оборудование, автомобили и т.д.) (70-е гг.).

Причинами последних изменений стали: увеличение спроса на оборудование, рост цен на нефтепродукты, возможность использовать прямые инвестиции ТНК и поставляемые ими современные технологии.

Благодаря «заинтересованной» помощи базирующихся в США ТНК и выверенной (по приоритетам и расходам) политике государственного регулирования экономического развития уже в 80-е гг. в экспорте Тайваня преобладала промышленная продукция (около 90%). В 1989 г. доля обрабатывающей промышленности в ВВП Тайваня составила 45,4%; Южной Кореи – 45,2%; Гонконга – 28,2%.

Важную роль в промышленной стратегии азиатских стран в 80-е гг. играло совершенствование НИОКР. В короткие сроки были созданы сети НИИ, вузов, лабораторий по прикладным проблемам. Основными отраслями в этот период становятся электротехника, телекоммуникации, информатика (80-е гг.); производство новых материалов и технологий, изделий аэрокосмической промышленности (90-е гг.).

Расходы на НИОКР в Южной Корее за 1960 – 1980 гг. увеличилось с 0,25% до 0,58% от ВВП, к 1991 г. эта доля составила 2,5% и в 1995 г. достигла 3%, что находится на уровне ведущих западных стран.

Для ТНК в таких условиях становится выгодным перенесение производства продукции в НИС на этапе НИОКР из-за высокой научной квалификации работников, сохранения высокой доли накопления, которая может быть использована для расширения инвестиций. Кроме того, емкость внутреннего рынка НИС по сравнению с 70-ми годами увеличилась в несколько раз, возросла и покупательная способность населения.

Начиная с 70-х гг. широкое распространение получили так называемые «новые формы инвестирования». К ним относятся смешанное предпринимательство и различные формы финансирования, сопровождающего услуги по передаче технологий (предоставление права использования собственности, оказание управленческих и консультационных услуг, техническое содействие, связанное со строительством, поставками и монтажом оборудования).

В соответствии с избранным курсом на либерализацию инвестиционных режимов НИС пошли на заметное ослабление ограничений в области регламентации деятельности иностранных компаний. Практически везде была заметно увеличена предельная норма иностранного участия в акционерном капитале, а в приоритетных областях – высокотехнологичных и ориентированных на экспорт – она достигла 100%. В ЮВА поощрение притока инвестиций проводилось предоставлением особого статуса «пионера» (нового предприятия), в соответствии с которым вводился льготный режим налогообложения доходов компании. В частности, в Сингапуре освобождалось от налогов 40% доходов компании.

Начиная с 70-х гг. появилась также возможность пользования кредитами зарубежных банков.

Активное использование заемных средств и выросшие масштабы иностранных инвестиций с неизбежностью поставили многие страны азиатско-тихоокеанского региона перед проблемой дефицита платежных балансов. У Индонезии, Филиппин и Таиланда при этом сократились золотовалютные резервы, возникли проблемы жесткой экономии валюты. С другой стороны, Тайвань во второй половине 80-х гг. стал одним из самых богатых государств мира.

Перегрев ускоренного экономического развития в ряде случаев сопровождался синдромом «экономики пузыря», т.е. уходом финансовых средств в сферу спекуляций на рынках ценных бумаг и недвижимости, ростом просроченных и необеспеченных внутренних долговых обязательств, снижением экспорта и ростом дефицита торгового и платежного балансов. В условиях чрезмерного притока иностранных инвестиций на фондовые рынки и перенасыщения займами на выгодных финансовых условиях (уже не соответствовавших реальным экспортным возможностям) последовавшая в 1997 г. «коррекция рынков» была неизбежной. После потрясений на биржах Нью-Йорка и Гонконга 23-27 октября 1997 г. (снижение фондовых индексов на 12-13%) за состоянием неустойчивости последовало падение – массовый уход инвесторов с «молодых» рынков в более надежные старые. Процесс сопровождался банкротством ряда промышленных предприятий и банков.

Самая крупная страна ЮВА Индонезия стала крупнейшим должником с внешним долгом в 125 млрд. долл. В 1998 году валютно-финансовый кризис здесь вступил в новую стадию ввиду невозможности обслуживания внешнего долга частного сектора (73 млрд. долл.). В итоге оказалась подорванной финансовая устойчивость реального сектора экономики, ВВП сократился на 16%, курс рупии скачкообразно менялся, резко ухудшилось материальное положение основных групп населения.

В таких условиях были приняты меры по оздоровлению банковской системы, ее реструктуризации. Особое внимание в условиях коррумпированности управленческого аппарата уделялось мерам по доведению финансовых средств, выделяемых на оздоровление экономики, до конкретных получателей.

В Малайзии причинами полномасштабного экономического кризиса стали: снижение уровня частных и государственных инвестиций, падение внутреннего производства и спроса, ограничение востребованности продукции передовых отраслей на внешнем рынке ввиду усиления конкуренции со стороны Японии и Южной Кореи. Ответом на это стало ужесточение валютного регулирования и введение фиксированного курса национальной валюты к доллару.

Таиланд, меньше всего пострадавший в ходе кризиса благодаря оперативно разработанной антикризисной программе («план Миядзава»), также имеет внутренние и внешние долговые обязательства общим объемом 200% ВВП. Антикризисная программа предусматривала существенное улучшение условий деятельности иностранных инвесторов (отмена ограничений на покупку земли, создание производственных мощностей; упрощение контроля за банками и финансовыми компаниями); структурную перестройку в экономике (обеспечение финансовых потребностей сеьского хозяйства, сдвиги в пользу перспективных отраслей машиностроения, проведение образовательной реформы).

Реальные результаты антикризисных мер в странах ЮВА неоднозначны. Девальвация местных валют привела к удешевлению экспортных товаров стран ЮВА и соответственно повышенного спроса на них на внешних рынках, стимулировала скупку иностранными партнерами подешевевших и разрешенных к продаже активов, в том числе и банков. Эти меры способствовали временному улучшению текущих платежных балансов. Но достигнутый таким путем приток внешних ресурсов использовался в основном для стимулирования продукции внутреннего потребления, покупок импортных товаров. В целом эффект девальвации не стал действенным фактором устранения последствий кризиса путем улучшения качества продукции через дополнительные инвестиции.

В целом азиатская модель НИС, демонстрировавшая на протяжении нескольких десятилетий свои преимущества, имеет и существенные ограничения.

Во-первых, декларируемые действия «государства развития» не совпадали с реальностью: во многих случаях государство перехватывало права гражданского общества и тогда торговля и индустриальная элита попадали под руководство государства. Это приводило к возникновению неэффективного кланово-олигархического капитализма. Доля госсектора в азиатских странах НИС за период с 50 – 60-х гг. неуклонно нарастала. Это отразилось в перекосах в тенденции концентрации производства и капитала. Возникшие в ходе индустриализации в Южной Корее предприятия-конгломераты (чоболы) превысили к середине 90-х гг. разумные пределы диверсификации производства, что привело к утрате эффекта от масштаба производства, распылению финансовых средств, утрате конкурентных преимуществ, развалу и банкроству предприятий. В Индонезии 30% частного долга, образовавшегося после кризиса 1997-1998 гг. падали на 20 крупнейших финансово-промышленных групп, пользующихся покровительством правящего клана Сухарто и огосударствлением основных отраслей в стране.

Вместе с тем государство уделяло недостаточное внимание развитию традиционного для региона семейного малого бизнеса, образующего развитые сети.

Наибольшего развития сфера малого бизнеса получила на Тайване, где отношения с государственными организациями поддержки строятся строго на принципе добровольности. Финансовая и организационная помощь малым и средним предприятиям направлялась через созданные в середине 70-х гг. Банк малого бизнеса, Кредитно-гарантийный фонд малого и среднего бизнеса, Центр помощи малому бизнесу.

Медленное развитие малого бизнеса в Индонезии и на Филиппинах можно отчасти объяснить высокими издержками производства. Мелкое производство в этих странах присутствует в основном в отраслях, тесно связанных с сельским хозяйством, изготовлением предметов личного потребления и использованием традиционной техники.

Тем не менее в 70 – 80-е гг. в азиатских государствах произошел существенный рост общей численности мелких предприятий и их продуктивности: доля в экспорте малых предприятий Гонконга составила 60%, Таиланда 35%. Этому процессу способствовала децентрализация производства, широкое распространение системы субподрядов. Мелкие предприятия создавались также при содействии международных компаний, которые поставляли им сырье и материалы и организовывали сбыт произведенной продукции.

Во-вторых, экспортная ориентация экономики может завести в тупик при отсутствии спроса на внешнем рынке и узости внутреннего рынка, при массовом заимствовании иностранного капитала без должной отдачи. Национальная экономическая, да и политическая стабильность в таком случае становится слишком зависимой от действий внешних факторов.

К примеру, экспортная направленность и зависимость от конъюнктуры мировых рынков вынудили пострадавшие от кризиса 1997-1998 гг. азиатские НИС принять жесткие условия предоставления помощи МВФ, которые в итоге сводились к следующему:

    реорганизации всех секторов финансовой системы, с существенным сокращением государственного финансирования инвестиционных проектов и убыточных предприятий;

    использованию широкого арсенала средств рестриктивной денежной политики, включающей повышение ставки рефинансирования, норм обязательного банковского резервирования, выкупа просроченной задолженности (неплатежей) и ее реструктуризации во внутренний государственный долг, использование гибкой валютной политики (свободно плавающий курс);

    проведение активной демонополизации и приватизации.

В отдельных пунктах предложенные меры подвергают сомнению проводимые в азиатских НИС мероприятия государственного регулирования и дают дополнительные возможности для действия ТНК на поле национального капитала.

В-третьих, порочно целеполагание азиатской модели развития НИС, делающей упор на финансирование темпов экономического роста любой ценой. При этом оставляются в стороне от рассмотрения внутренние источники роста.

Кроме того, при несомненных успехах, азиатские НИС не сумелм преодолеть разрыв в уровне научно-технического и технологического развития, отделяющий их от промышленно развитых западных стран. А это означает, что успехи НИС ЮВА в значительной степени связаны с действием экстенсивных факторов роста к концу 90-х гг. уже исчерпавших себя. Например, при производительности труда, несколько отстающей от индустриально развитых стран, интенсивность труда в азиатских странах очень высока. Так, продолжительность рабочей недели в Южной Корее составляла 47-50 часов против 38-40 в западных странах. Кроме того, стремясь сократить этот разрыв в производительности труда, азиатские НИС увеличивали норму производственного накопления: в Сингапуре она составляет от 20 до 40%, тогда как в промышленно развитых странах колеблется в пределах 13 – 15%.

В целом экономика этого наиболее динамично развивающегося региона на рубеже веков вступила в своеобразный переходный период, характеризующийся попытками занять оптимальную нишу в международном разделении труда.

Среди азиатских НИС следует выделить две группы: страны-«тигры» (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Ю.Корея) и страны-«драконы» (Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филлипины). Первые уже достигли основных стандартов западных экономик, вторые быстро к ним приближаются и являются сейчкас «истинными» азиатскими НИС. По классификации У. Ростоу Индонезия и Филлипины находятся на третьей, а Малайзия и Таиланд на четвертой стадиях роста, по определению же М.Портера ступень их нахождения – это стадия, движимая инвестициями.

Латиноамериканские НИС (Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили) имеют в основе своего развития не только избыточные трудовые ресурсы, но и масштабную добывающую промышленность. Дело в том, что крупнейшие страны континента «наделены» значительными и разнообразными полезными ископаемыми: в Бразилии имеется уникальный комплекс минеральных ресурсов (около 50 видов), Чили – крупнейший мировой производитель меди.

Однако серьезные сдвиги в экономике региона начали происходить с переходом в 50-е гг. ХХ в. к импортозамещающей модели стратегии индустриализации.

Ее характерными чертами стали6

    наращивание производства в отраслях тяжелой промышленности;

    увеличение экспорта сырья;

    практическое осуществление протекционизма с целью защиты местных производителей: импорт инвестиционных товаров для промышленности субсидировался государством, а на импорт товаров потребительского назначения были введены высокие таможенные пошлины.

Подобная стратегия развития в 1950 – 1970-е гг. давала странам региона темпы роста 5 – 6 % в год.

Тем не менее, уже к концу 60-х гг. стали заметны серьезные ограничения модели «импортозамещающей индустриализации» в виде: отсутствия отечественного производства промышленных товаров, оставшегося без изменения уровня квалификации рабочей силы, нарастающей проблемы безработицы.

В 1970-е гг. для продолжения экономического роста страны региона начали в массовом порядке импортировать недостающие на внутреннем рынке товары, продолжая инвестировать средства в развитие добывающих отраслей промышленности. Источником финансирования служили внешние займы, и в результате нефтяного кризиса внешний долг региона возрос с 42,5 млрд. долл. в 1975 г. до 176,4 млрд. долл. в 1982 г.

Прирост ВВП в период 60 – 70-х гг. характеризовался следующими данными:

Последствия нефтяного шока в 1979 г. и мировой экономический кризис 1980 – 1982 гг. привели к падению спроса на местные товары, а рост цен на нефть привел к инфляции. Борьба с инфляцией велась через увеличение уровня процентных ставок, что усугубило финансовое положение стран региона в связи с массовым бегством капитала.

Все это потребовало перехода к новой модели развития, которая получила название «креольский либерализм». В основе новой модели лежала ориентация на внешние факторы развития как в НИС ЮВА. При этом становление экспортно-ориентированной экономики и ведущая роль государства в ее создании и регулировании переходят к частному сектору.

Впервые на практике подобная модель была опробована в Чили после военного переворота сентября 1973 года. Неолиберальная модель экономических реформ базировалась на теоретических разработках Чикагской школы во главе с М.Фридманом.

В марте 1975 г. диктатор Пиночет подписал разработанный чилийскими учениками М. Фридмана «План оздоровления экономики».

Основным звеном в реформах, проводимых в интересах национального и американского капитала, была масштабная приватизация государственной собственности. На первой ступени ее осуществления прежним собственникам были возвращены национализированные предприятия, на второй – приватизированы те крупные предприятия, которые составляли основу госсектора. В 1986 г. согласно политике «ультралиберализации» были приватизированы отрасли инфраструктуры, транспорт, телекоммуникации. В результате с начала 70-х до середины 90-х гг. число государственных предприятий сократилось с 600 до 40. Отмечается продуманность сроков и приватизационных мер, особенно в структурообразующей меднорудной промышленности. Приватизация здесь проводилась только по мере укрепления национальных ФПГ и только на тех месторождениях (в основном еще неосвоенных), которые не находились под управлением государственной корпорации CODELCO. Приватизация сопровождалась распродажей акций приватизируемых предприятий занятым на них рабочим и служащим. Впоследствии большие изменения произошли и в трудовых отношениях: законодательно установлена продолжительность рабочей недели в 48 часов, выплата сверхурочных, доплата за ночные смены, за работу в выходные дни, установлен пенсионный возраст. Успешной оказалась и проводимая с 1981 года пенсионная реформа, основанная на конкуренции негосударственных пенсионных фондов за право привлечения средств вкладчиков и поддержанная жесткой государственной гарантией сохранности средств. Это позволило превратить сбережения трудящихся в инвестиции и сделало их мощным внутренним источником роста.

Особенностью налоговой реформы в Чили было установление относительно невысокого налога на прибыль, упор при этом делался на налог с физических лиц и НДС, введенный с 1975 г. Минимальный налог на прибыль предприятий равнялся 15%, а максимальный подоходный – 45%.

В политике совмещения региональной открытости и открытости экономики отдельной страны, проводимой с начала 90-х гг., Чили пошли дальше других стран. С 1991 г. в стране таможенные тарифы сохранились на уровне 11%. Под нетарифные ограничения попали 11,4% импортируемых товаров, в то время как до начала реформ попадало 33,8%. С 1996 г. отменены импортные лицензии практически для всех товаров, кроме оружия, военного снаряжения и ряда медикаментов, что существенно упростило процедуру ввоза зарубежной продукции.

При импорте были освобождены от НДС продовольственные товары, услуги, связанные с образованием и здравоохранением, с государственным коммунальным хозяйством и издательской деятельностью. Отменены обязательная продажа валюты экспортерами, открытие импортных депозитов. Сняты ограничения на ввоз капитала.

Реальными итогами экономических реформ в Чили стали:

    лидирование страны по темпам роста ВВП в регионе (более 7% в год);

    изменение структуры экспорта (доля меди сократилась за период 1990-1995 гг. с 80% до 40%; промышленный экспорт возрос до 42%);

    сократился внешний долг страны;

    возросла открытость экономики: доля экспорта товаров и услуг в ВВП составила к 2000 г. 30%;

    страна «получила» устойчиво положительное сальдо государственного бюджета и положительное сальдо торгового баланса;

    снизился уровень инфляции (к середине 90-х гг. до 8% годовых).

Вслед за Чили экономические реформы были проведены и в других странах региона по «единому сценарию».

В Аргентине в 1989 г. был принят закон, приравнивающий иностранного инвестора к национальному. В результате 28% госсобственности перешло в руки американского капитала, 24% - испанского.

В 1988 г. в Конституцию Бразилии были внесены поправки, позволяющие осуществлять приватизацию в нефтяной промышленности, электроэнергетике, финансовой сфере.

В начале 90-х гг. Мексика по масштабам приватизации и доходам от ее проведения заняла лидирующие позиции в регионе. В программу приватизации были включены крупнейшие предприятия горнорудной промышленности, черной металлургии, авиационного транспорта, связи, крупнейшие банки.

Новые индустриальные страны (НИС) - группа развивающихся стран , в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой.

Модели НИС

Существует две основных модели НИС: Азиатская и Латино-американская

Азиатская модель НИС

Примеры: Республика Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг(сянган).

НИС Азии экспортно-ориентированная политика сочетается с эффективным импорто-замещением, обеспечивая экономический прогресс региона. Нет единой модели развития, есть общие черты. Ориентированы на внешние источники финансирования, мало природных ресурсов.
Характерно:

  • Увеличение темпов экономического роста под воздействием международного фактора- экспансия ТНК развитых стран
  • Создание «мировых фабрик» по производству обуви, одежды, электронных товаров.
  • Активная роль государства стимулирование предпринимательского сектора.
  • Система предпринимательского планирования, стимулирование НТП.
  • Конфуцианство (власть народа, достоинство человекака, стремление к труду, образованию).
  • Растет мощь коммерческого сектора

Латино-американская модель НИС

В 60-х - начале 70-х гг. импортозамещение (вместе с другими факторами) дало возможность Латинской Америке стать одним из самых динамично развивающихся районов мира. С середины 70-х гг. начинается замедление экономического развития. В 80-х гг. Латинскую Америку потряс глубочайший социально-экономический кризис - «потерянное десятилетие», отбросившее назад экономику латиноамериканских стран. В 90-х гг. спад сменился подъемом. Улучшилось экономическое положение многих стран. Одним из катализаторов подъема стала новая для Латинской Америки экспортоориентированная модель индустриального развития. Постепенная интеграция, развитие процессов транснационализации, приватизация ранее убыточных государственных предприятий (работавших ранее в «тепличных» условиях) дали свои результаты. Экспортная ориентация «подстегнула» экономическое развитие.

Черты НИС:

1) Высокие темпы экономического развития до 8% ВВП в год

2) Ведущие являются не добывающие, а перерабатывающая отрасль экономики

Большинство стран Восточной и Юго-Восточной Азии перешли на экономическую модель сбалансированного роста, которая предполагает: во-первых, последовательный переход в приоритетах развития от сельского хозяйства к легкой промышленности, а затем к тяжелой промышленности и, наконец, к точным технологиям; во-вторых, переход от трудоемкого к капиталоемкому, а затем к наукоемкому производству; в-третьих, переход от политики импорта замещения к политике экспортной экспансии; в-четвертых, стимулирование рыночных отношений на всех этапах реформирования экономики.
Для всех НИС характерны: довольно разнообразная отраслевая структура экономики; широкое распространение индустриальных форм труда; большой удельный вес в промышленном производстве средств производства; экспорт изделий обрабатывающей промышленности.

НИС "второй волны": Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили, Уругвай ("латиноамериканские пумы");

НИС "третьей волны": Малайзия, Таиланд, Индия, Кипр, Тунис, Турция, Индонезия;

НИС "четвертой волны": Китай, Филиппины, Вьетнам.

Самой могущественной из которых была первая индустриальная держава мира - Великобритания. Европейцы освоили почти весь мир, превратили остальные страны в колонии, рынки сбыта своих товаров.

К началу XX века число индустриальных стран увеличилось. При этом возрастающую роль в мировых делах начали играть неевропейские страны - США и вступившая на путь индустриального развития Япония.

В целом, из общей численности населения мира в 1680 млн. человек в индустриальных , индустриально-аграрных и аграрно-индустриальных странах в начале XX века проживало около 700 млн. человек. Около 600 млн. проживали в колониях (в том числе, примерно, 400 млн. - в британских).

Особое место занимала группа государств с общей численностью населения около 380 млн. человек, которые формально являлись независимыми, но фактически находились в положении полуколоний великих держав. К ним в начале века относились Китай, Персия (Иран), Турция, Сиам, Египет, Корея, ряд других. Признаками полуколонии выступали, как правило, принятие ее властями неравноправных условий торговли, предоставление особых привилегий иностранным гражданам, включая их неподсудность местным властям в случае совершения преступлений. Полуколониями становились страны, неспособные в силу военно-технической отсталости, слабости цен-тральной власти противостоять колониальным империям, но в то же время избежавшие полного завоевания. Это происходило из-за конкуренции индустриальных держав, создававших помехи друг другу, особого геополитического положения полуколоний, затруднявшего их завоевание.

§ 1. Индустриальные страны: Обострение противоречий

К началу XX века важнейшей характеристикой мирового развития стало не только увеличение числа индустриальных стран, но и разделение их на две группы, первой и второй волны модернизации, или органичного и догоняющего индустриального развития.

Страны первого эшелона индустриального развития .

Для этой группы стран, к которым относились Великобритания , Франция, США, а также ряд средних и небольших государств Европы (Бельгия, Голландия, государства Скандинавии), было характерно постепенное овладение индустриальным типом производства. Промышленный переворот, затем переход к Массовому, крупносерийному конвейерному производству происходили поэтапно, по мере вызревания соответствующих социально-экономических и культурных предпосылок. К их числу относились следующие.

Во-первых, зрелость товарно-денежных отношений, большая емкость внутреннего рынка, его готовность к поглощению больших объемов промышленной продукции.

Во-вторых, высокий уровень развития мануфактурного производства, которое в первую очередь и подвергалось модернизации .

В-третьих, наличие многочисленного слоя неимущих, людей, не имеющих иных источников к существованию, кроме продажи своей рабочей силы, а также - слоя предпринимателей, аккуму-лировавших капитал и готовых вложить его в производство.

Так, в Англии промышленный переворот начался в конце XVIII века. Тяжелая индустрия, ма-шиностроение, как самостоятельная отрасль, начали развиваться с 20-х гг. XIX века. Вслед за Англией промышленный переворот начался в северных штатах США, не обремененных пережитками феодальных отношений благодаря притоку эмигрантов из Европы, обладающих ресурсами свободной рабочей силы. Однако в полной мере индустриализация развернулась в США после гражданской войны 1861-1865 гг. между Севером и Югом, покончившей с плантационной системой земледелия южных штатов, основанной на рабстве, укрепившей единство внутреннего рынка страны. Франция , где традиционно существовало мануфактурное производство, обескровленная наполеоновскими войнами, вступила на путь промышленного развития после революции 1830 г.

Страны второго эшелона модернизации .

Германия, Россия, Италия, Япония, Австро-Венгрия задержались с приобщением к индустриальному обществу по разным причинам. Для Германии и Италии, со старейшими в Европе традициями мануфактурного производства, уже сложившимися в XIX веке центрами промышленности, главной проблемой была раздробленность на мелкие королевства и княжества, затруднявшая формирование достаточно емкого внутреннего рынка. Лишь после объединения Италии (1861) и Германии под главенством Пруссии (1871) темпы их индустриального развития ускорились. В России, Японии, Австро-Венгрии помехами индустриализации выступали сохранение докапиталистических отношений в деревне, различных форм личной зависимости крестьянства от землевладельцев, ограниченность внутренних финансовых ресурсов, преобладание традиции вложения капитала в сферу торговли, а не в промышленность.

Стимул к преобразованиям в Германии и Италии исходил от правящих кругов, стремящихся к дальнейшему укреплению позиций своих государств на международной арене, мечтавших о создании обширных колониальных империй.

В России одной из причин перехода к реформам стало поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. показавшей ее военно-техническое отставание от Великобритании и Франции.

В Японии модернизации предшествовала выявившая ее беззащитность угроза бомбардировки ее портов эскадрой американских кораблей адмирала Перри в 1854 г. Вынужденное принятие неравноправных условий торговли и отношений с иностранными державами означало превращение Японии в зависимую страну. Это вызвало недовольство многих феодальных кланов, самураев (рыцарства), торгового капитала, ремесленников. В результате начавшейся революции Япония стала парламентской, централизованной монархией во главе с императором, вступила на путь реформ и индустриализации.

При большом многообразии стран второго эшелона индустриального развития выявился ряд общих, сходных черт, главной из которых была особая роль государства в период осуществления модернизации. Так, в 1913 г. в США государство распоряжалось лишь 9% валового национального продукта (ВНП), в то время как в Германии - 18%. Особая роль государства объяснялась следующим.

Во-первых, именно государство было главным инструментом осуществления реформ, призванных создать предпосылки модернизации. Реформы должны были расширить сферу товарно-денежных отношений, сократить число малопроизводительных натуральных и полунатуральных хозяйств в деревне и тем самым обеспечить высвобождение свободных рабочих рук для использования в растущей индустрии.

Во-вторых, в условиях, когда потребность в промышленных товарах на внутреннем рынке ранее удовлетворялась за счет их импорта из более развитых стран, модернизирующиеся государства вынужденно прибегали к протекционизму, введению повышенных таможенных пошлин на импортную продукцию для защиты лишь набирающих силу отечественных товаропроизводителей.

В-третьих, при ограниченности внутренних ресурсов для модернизации, слабости отечествен-ного капитала государство непосредственно финансировало и организовывало строительство же-лезных дорог, создание фабрик и заводов. В России, а особенно в Германии, наибольшая поддержка оказывалась военной промышленности и обслуживающим ее отраслям. Типичным было создание смешанных компаний и банков с участием государственного, а иногда и иностранного капитала. Роль зарубежных источников финансирования модернизации в различных формах (прямые инвестиции, участие в смешанных компаниях, приобретение ценных государственных бумаг, предоставление займов) была особенно велика в Австро-Венгрии, России, Японии, меньше - в Германии и Италии.

Большинство стран, осуществлявших ускоренную модернизацию, не имело ей альтернативы, поскольку им угрожало превращение во второразрядные, зависимые государства. Так, Япония лишь в 1911 г. избавилась от всех навязанных ей ранее неравноправных договоров. В то же время ускоренное развитие стран второго эшелона индустриализации было источником обострения многих противоречий как на международной арене, так и внутри самих модернизирующихся государств.

Обострение противоречий мирового развития.

Одной из причин роста противоречий было увеличение числа индустриальных стран, поскольку промышленный капитал каждой из них стремился отвоевать себе место на национальном и мировом рынках. Даже когда Англия была основной «промышленной мастерской мира», в 1825, 1836, 1847 гг., она сталкивалась с кризисами перепроизводства. Все открытые ей рынки не могли поглотить произведенной ею продукции. В 1857 г. разразился первый общемировой промышленный кризис, поразивший не только Великобританию, но и другие страны, вступившие на путь индустриального развития. Между промышленным капиталом этих стран обострилась борьба за внешние рынки, от обладания которыми зависело благополучие становящихся индустриальными стран.

Емкость мировых рынков постепенно возрастала. Во-первых, это было связано с повышением уровня жизни в индустриальных странах (особенно емким и динамичным в начале века считался внутренний рынок США). Во-вторых, с эрозией натурального и полунатурального хозяйства колоний и зависимых стран, развитием на их территориях товарно-денежных отношений, что ускоряло формирование общемирового рынка, расширяло потребительский спрос. В то же время развитие мировых рынков постоянно отставало от возрастающих возможностей производства продукции, что обусловливало углубление экономических кризисов. Кризисом ознаменовалось на-ступление нового, XX, века. Сползание к кризису наметилось накануне первой мировой войны 1914-1918 гг.

Кризисы ускоряли концентрацию и централизацию капитала, содействовали разорению слабых и малоэффективных предприятий и, с этой точки зрения, способствовали повышению конкурентоспособности экономики. В то же время, вызывая рост безработицы, обострение социальных отношений, они создавали серьезные проблемы для индустриальных стран.

Наиболее болезненно социальные последствия кризисов сказывались в странах второго эшелона модернизации. В странах, позже остальных вступивших на путь капиталистического индустриального развития, социальные конфликты между трудом и капиталом сочетались с нерешенностью аграрного вопроса, продолжающейся борьбой крестьянства за завершение или более справедливое осуществление аграрной реформы. В странах же первого эшелона модернизации аграрный вопрос был так или иначе решен.

В государствах, где противоречия между предпринимателями и наемными работниками дали о себе знать еще в прошлом веке, обострялись постепенно, был накоплен опыт проведения гибкой социальной политики. Борьба трудящихся за улучшение условий труда и повышение зарплаты велась в рамках, определенных законом, на основе торга и компромиссов между профсоюзами и предпринимателями. При этом сохранение стабильности в обществе во многом зависело от ресурсов, которые могли быть выделены на снижение остроты социальных проблем. Там, где наемным работникам гарантировалось пенсионное обеспечение, вводилась система страхования от несчастных случаев, создавались приемлемые условия доступа к медицинскому обслуживанию, образованию и т.д., у трудящихся не возникало стимула к выражению социального протеста.

В странах второго эшелона модернизации государство не только не имело опыта и средств для решения социальных проблем, но и, неся большие расходы на поддержку отечественного производства, вынужденно шло на непопулярные меры, повышая налоги, изыскивая иные меры пополнения казны за счет населения.

Показательно, что именно Россия, располагавшая намного меньшими ресурсами для социального маневра, чем другие индустриальные страны, пережила в XX веке наибольшие потрясения. Так, производство национального дохода на душу населения в 1913 г. в России (в сопоставимых ценах 1980 г.) составляло лишь 350 долл., в то время как в Японии - 700 долл., в Германии, Франции и Великобритании - по 1700 долл., в США - 2325 долл.

Важнейшим источником решения внутренних проблем для стран первой волны модернизации, особенно Англии и Франции, были колониальные империи. Самую обширную в мире колониальную империю удалось создать Великобритании. В ее владениях проживало более четверти населения мира, их территория превысила площадь метрополии почти в 100 раз. Второй колониальной державой мира стала Франция, поставившая под свой контроль Северную и Экваториальную Африку, Индокитай.

Богатства, вывозившиеся из колоний, возможности монопольно распоряжаться их рынками, получая сверхприбыли, обогащали как правящую элиту, так и широкие слои населения метрополий. Бедняки, безработные, не находя работы в метрополиях, эмигрировали в колонии. Этому способствовали возникающие алмазные и золотые лихорадки, раздача земель на льготных условиях. Постоянный отток избыточной рабочей силы снижал уровень социальной напряженности. Колонии были стабильным, гарантированным рынком сбыта продукции, что отчасти смягчало остроту кризисов для метрополий.

Оборотной стороной процветания стала постоянная утечка капиталов. Высокий уровень жизни вел к удорожанию рабочей силы, что делало невыгодным вложение средств в экономику собственно метрополий. Для ее развития не было и стимулов, поскольку рынки колоний оказались не слишком требовательны к ассортименту и качеству продукции. Британские банкиры предпочитали вкладывать деньги в колонии, доминионы (колонии, населенные преимущественно выходцами из метрополии и получившие возможности самоуправления, Канада - в 1867 г., Австралия - в 1901 г., Новая Зеландия - в 1907 г.), а также в экономику США. Французский капитал вклады-вался в государственные займы тех стран, где можно было быстро получить высокие прибыли, в частности России.

Так, в экономике прежде наиболее развитых стран мира наметились тенденции к застою, она утратила динамизм, темпы ее роста замедлились. Напротив, у государств, не создавших обширных колониальных империй, таких, как Германия, США, Япония, большая часть капитала направлялась на развитие национальных экономик. Позднее вступив на путь индустриального развития, они оснащали создававшуюся промышленность самой передовой технологией, и это обеспечивало им преимущества в борьбе с конкурентами. Это обусловило возникновение несоответствия, противоречия между уровнями развития индустриальных стран и распределением колоний и сфер влияния между ними.

Попытка решения этого противоречия в начале XX века в условиях, когда первичный раздел мира уже завершился, приняла форму борьбы за передел колоний, рынков сбыта товаров. Первой войной новой эпохи за передел мира была испано-американская (1898), в итоге которой США захватили у Испании Филиппины, острова Пуэрто-Рико и Гуам, предоставили Кубе независимость. Второй - англо-бурская (1899-1902), в результате которой Англия установила полный контроль над Югом Африки, захватив республики Трансвааль и Оранжевую, основанные выходцами из Голландии.

Наибольшую активность и агрессивность в колониальной политике в начале века проявляли Германия, Япония и Италия. По мере обострения конкурентной борьбы на мировых рынках активизировалась колониальная политика, усиливалось соперничество ведущих держав на мировой арене.

Возрастающую остроту стали приобретать противоречия между метрополиями и народами колониальных и зависимых стран. С развитием в этих странах товарно-денежных отношений, возникновением прослойки национальной буржуазии, интеллигенции, получившей европейское образование, усиливались движения протеста против колониального статуса. Антиколониальные движения нередко поддерживались извне странами, стремившимися к переделам мира, расширению собственных сфер влияния. Так, США накануне войны с Испанией проявляли солидарность с освободительным движением на Филиппинах и Кубе, что, однако, не помешало им после победы включить эти страны в орбиту собственного влияния. В Японии был популярен лозунг «Азия для азиатов», подразумевавший, что страны Азии должны освободиться от господства белых колонизаторов и войти в японскую сферу влияния.

Таблица 1 .
Изменение удельного веса ведущих индустриальных стран в мировом промышленном производстве, 1860-1913 гг.

Таблица 2.""
Численность населении колониальных владений (в млн. чел.), 1875-1914 гг.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные группы стран мира по уровню их индустриального развития в начале XX века. Какое место среди них занимала Россия?

2. Какие черты были присущи странам первого эшелона индустриализации?

3. Что отливало страны второго эшелона модернизации от наиболее развитых индустриальных государств?