Сталинская экономика ссср после войны. снижение цен. рост народного благосостояния. В каком году был восстановлен довоенный уровень промышленного производства? Наиболее крупные промышленные объекты


Хроника Дня. Седьмое послевоенное снижение цен в СССР:

Этот закон стал основой деятельности всех коммунистических партий, строящих социализм и даже правительств некоторых капиталистических стран, стремящихся смягчить последствия экономических кризисов. Об этом речь пойдет дальше.

Сталинское ежегодное снижение цен и повышение зарплаты это — не что иное, как повышение инвестиций рабочих и служащих, пенсионеров и студентов всей огромной страны в ее экономику. Например, если у гражданина увеличивается покупательная способность, он больше тратит денег на питание и, вкладывая этим самим средства в сельское хозяйство, в пищевую промышленность, увеличивает их объем реализации и, естественно, прибыль этих отраслей.

Если у него увеличились доходы, он больше тратит денег на одежду и обувь — выручает легкую промышленность. Если у него хватает денег, он строит себе новое или улучшает существующее жилье, приобретает стройматериалы, делает более прибыльной отрасль строительных материалов и строительных организаций, и так далее.

Если же у гражданина деньги остаются от необходимых покупок или есть необходимость собрать деньги на крупную покупку, он вкладывал деньги в сберкассу и от этого развивался сбербанк. Вкладчик получал проценты, а банк гарантировал ему сохранность денег. Такая экономика обеспечивала постоянное развитие всех отраслей экономики страны без кризисов.

Послевоенное ежегодное снижение розничных цен.

Уже через два с половиной года после окончания Великой Отечественной войны, в декабре 1947 года в СССР была осуществлена денежная реформа, отменены карточки на продовольственные и промышленные товары, введены единые сниженные государственные розничные цены на товары массового потребления.

На этом, первом этапе снижения цен удешевление товаров массового потребления по одной лишь государственной розничной торговле составило в течение года 57 миллиардов рублей. К тому же снижению цен на колхозном и кооперативном рынке были снижены цены на сумму 29 миллиардов рублей. Всего потери бюджета в 1947 году от снижения розничных цен составили 86 миллиардов рублей.

Эта сумма составляла собою чистый убыток для государственного бюджета, который был покрыт благодаря росту производительности труда, увеличению производства товаров массового потребления и снижению себестоимости продукции.

1 марта 1949 года завершился второй этап снижения цен на товары массового спроса в государственной торговле на сумму 48 миллиардов рублей, кроме того, в кооперативной и колхозной торговле — на сумму 23 миллиарда рублей.

В Постановлении Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) указывалось, что «в результате нового снижения цен вновь значительно поднимется покупательная способность рубля и улучшится курс рубля по сравнению с курсом иностранных валют, вновь повысится реальная заработная плата рабочих и интеллигенции и вновь значительно снизятся расходы крестьян по закупке промышленных товаров».

«В этом мероприятии большевистской партии и советского правительства с новой силой проявилась великая забота о трудящихся, об их процветании, о росте благосостояния и культуре» сообщалось в передовице газеты «Правда» 1 марта 1949 года.

Указанным Постановлением СМ СССР и ЦК ВКП (б) были снижены цены в следующих размерах:


  • хлеб, мука и хлебобулочные изделия, крупа и макароны, мясо и колбасные изделия, рыба и рыботовары, масло сливочное и топленое, шерстяные и шелковые ткани, меха, метало-хозяйственные изделия и электротовары, фотоаппараты и бинокли, и ряд других товаров — на 10%;

  • пальто, костюмы, платья и другие швейные изделия из шерстяных тканей — на 12%;

  • платья, сорочки, блузки и другие швейные изделия из шелковых тканей, обувь, головные уборы — на 15%;

  • сыр и брынза, парфюмерные изделия, скобяные и шорные изделия, индивидуальный пошив одежды, посуда и бытовые приборы из пластмассы, мотоциклы и велосипеды, радиоприемники, пианино, аккордеоны, баяны, патефонные пластинки, ювелирные изделия, пишущие машинки — на 20%;

  • телевизоры, водка — на 25%;

  • соль, цемент, патефоны, часы, сено — на 30%.

Этим же Постановлением были снижены цены соответственно: в ресторанах, столовых, чайных и других предприятиях общественного питания. (Газета «Правда», 1 марта 1949 г.)

По всей стране на предприятиях прошли собрания, митинги, на которых было доведено трудящимся Постановление «О новом снижении цен…»

Снижение розничных цен в СССР, особенно после Великой Отечественной войны, при жизни Сталина, производилось ежегодно. Первый послевоенный пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР был выполнен досрочно — за четыре года и три месяца. Значительно выросло производство зерна, мяса, масла, хлопка, льна, шерсти.

Национальный доход в последнем году пятилетки вырос, по сравнению с 1940 годом, на 64%, за последний год — на 12%. Передовая статья газеты «Правда» за 1 апреля 1952 г. отмечала:

«Товарищ Сталин учит, что существенными чертами основного экономического закона социализма является обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники».

Эта сталинская политика обеспечила развитие экономики СССР без кризисов на протяжении многих десятилетий.

С 1 апреля 1952 года, на основе мощного подъема промышленности и сельского хозяйства, было произведено пятое послевоенное снижение цен на общую сумму 53 миллиарда рублей, вызвавшее всеобщее ликование населения.

На сколько были высоки темпы роста промышленности в годы сталинских пятилеток говорят такие данные:

«Произведенный национальный доход в 1950 году, по сравнению с 1913 годом увеличился в 8,8 раз, вся продукция промышленности — в 13 раз, производство средств производства (группа А) — в 27 раз, производительность общественного труда — в 8,4 раз». (Народное хозяйство СССР за 60 лет. С.12. М. 1977 г.)

После смерти Сталина, и даже после осуждения культа его личности, осуществлялась политика регулярного повышения зарплаты, цены оставались неизменными.

С прекращением снижения розничных цен стали снижаться и темпы роста национального дохода. В 1980-85 годах он составлял, в среднем за год только 3%. ХХУ11 съезд КПСС поставил задачу повысить темп роста национального дохода в 1986-90 годах до 5% в среднем за год. (Материалы ХХУ11 съезда КПСС. С. 228, М. 1987 г.) Напомним, в сталинский период темп роста национального дохода составил 9-12 % в год.

Фрагмент из книги Председателя Всеукраинского объединения «ЗУБР» Елены Мазур и Николая Лативок «1932-1933 годы: голод в Европе и Америке. 1992-2009 годы: геноцид в Украине. Факты и документы. Анализ. Серия «За Союз Украины, Беларуси и России».

Елена Мазур, Николй Лативок

Советский Союз вышел из войны с огромными людскими и материальными потерями. Было разрушено 1710 городов, свыше 70 тысяч сел и деревень, 32 тысячи промышленных предприятий. Прямой ущерб, нанесенный войной, превышал 30% национального богатства.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял четвертый пятилетний план. Намечалось не только восстанавливать народное хозяйство, но и превзойти довоенный уровень производства промышленной продукции на 48%. В народное хозяйство планировалось вложить 250 млрд. руб.. Как и в годы индустриализации эти средства были получены за счет населения страны, главным образом крестьянства.

В годы войны вся экономика была перестроена на военный лад, выпуск товаров был фактически прекращен. На руках населения отложилась огромная масса денег, не обеспеченных товарами. Чтобы снять давление этой массы на рынок, в 1947 г. была проведена конфискационная денежная реформа. Деньги, находившиеся на руках населения, обменивались в отношении 10:1. Более щадящий режим предусматривался для средств, хранившихся на личных счетах в сберкассах. Но эта льгота коснулась лишь немногих, ибо сумма вкладов была в 15 раз меньше годового фонда зарплаты рабочих и служащих, иначе говоря - скудные сбережения граждан хранились тогда в «кубышках» дома. И все же реформа помогла в короткий срок пресечь инфляцию и стабилизировать расстроенную войной финансовую систему. Еще большее значение имела одновременная с денежной реформой отмена карточного распределения товаров, превратившегося в своеобразный символ военного лихолетья. После этого правительство приступило к постепенному повышению зарплаты рабочим и служащим, а также к регулярному снижению розничных цен на товары широкого потребления: оно проводилось ежегодно с 1948 по 1954 г. Правда, в то же самое время реализовывались программа принудительного распространения облигаций госзаймов, на покупку которых уходило в среднем 1-1,5 месячной зарплаты в год. Это заметно обесценивало выигрыш населения от снижения цен. Тем не менее размер реальной заработной платы рабочих и служащих медленно повышался. Если в 1944 г. он составлял 64% от уровня 1928 г., в 1948 г. - 59%, то в 1952 г. - уже 94%, а в 1954 г. - 119%. Были восстановлены отпуска и 8-часовой рабочий день, улучшено лечебное и санаторное обслуживание трудящихся. В 1948 - 1950 гг. около 5,5 млн. рабочих и служащих получили путевки за счет профсоюзов в санатории, профилактории и дома отдыха.

После реформы была упразднена карточная система, введенная в годы войны. Однако цены на продукты и предметы потребления были в среднем в 3 раза выше довоенных. Как и в годы индустриализации, проводились принудительные государственные займы у населения. Эти жесткие меры позволили оздоровить экономику.

Восстановление разрушенной промышленности шло чрезвычайно быстрыми темпами. В 1946 г. наблюдался определенный спад, связанный с конверсией, а с 1947 г. начался устойчивый подъем. В 1948 г. довоенный уровень промышленного производства был превзойден, а к концу пятилетки он превысил уровень 1940 г. на 70%, вместо запланированных 48%. Это было достигнуто за счет обновления производства на территориях, освобожденных от фашистской оккупации. Восстановленные заводы оснащались оборудованием, произведенным на заводах Германии и поставленными в счет репараций. Всего в западных районах было восстановлено и вновь пущено 3200 предприятий. Они производили мирную продукцию, оборонные же предприятия остались там, куда были эвакуированы,- на Урале и в Сибири.

Развитие послевоенной экономики было однобоким. Основной упор делался на развитие тяжелой индустрии, в ущерб легкой промышленности и сельскому хозяйству. Капиталовложения в промышленность на 88% направлялись в машиностроение. Производство потребительских товаров увеличивалось крайне медленно, ощущалась нехватка самого необходимого. Резко отставал транспорт, особенно строительство дорог. По существу не велось строительство государственного жилья - фактически правительство переложило эти заботы на плечи самих граждан.

Особенно тяжело сложились дела в сельском хозяйстве. На его развитие в четвертой пятилетке направлялось лишь 7% общего объема ассигнований. Они шли главным образом на строительство тракторных заводов. С помощью машин проводилась лишь вспашка полей и уборка зерновых - все остальное делалось вручную. Деревня не была электрифицирована. В 1953 г. только 15% колхозов получали электроэнергию.

Основная тяжесть восстановления легла на деревню. Государство изымало в виде налогов и обязательных поставок свыше 50% продукции колхозов и совхозов. Закупочные цены на сельхоз продукцию не менялись с 1928 г., тогда как на промышленную продукцию выросли за это время в 20 раз. По трудодням колхозник получал в год меньше, чем рабочий зарабатывал в месяц. Практически колхозники работали в колхозе бесплатно и жили за счет приусадебных участков.

В конце 40-х гг. были обложены и высокими налогами и приусадебные участки. Крестьяне стали избавляться от скота, вырубать фруктовые деревья, так как платить налоги им было не по карману. Уехать из деревни крестьяне не могли, так как не имели паспортов. Тем не менее сельское население сокращалось - крестьяне вербовались на стройки, на заводы, на лесозаготовки. В 1950 г. сельское население сократилось по сравнению с 1940 г. вдвое.

Была ликвидирована последняя самостоятельность колхозов. Райкомы партии снимали и назначали председателей, диктовали что, где и когда сеять. Их главной задачей было изъять максимум сельхоз продукции.

К концу четвертой пятилетки наметился некоторый подъем жизненного уровня в городах. Стало практиковаться ежегодное снижение цен. К 1950 г. реальная заработная плата достигла уровня 1940 г., но не следует забывать, что этот уровень всего лишь равнялся 1928 г., то есть фактически роста не было.

После смерти И. В. Сталина новым руководителям страны досталось крайне тяжелое наследство. Деревня была развалена, над страной нависла угроза голода. Новый Председатель Совета Министров Г. М. Маленков заявил о том, что теперь надо увеличить выпуск потребительских товаров, направить больше капиталовложений на развитие легкой промышленности, в кратчайший срок обеспечить население достаточным количеством продуктов питания. В первую очередь надо было остановить деградацию деревни.

В 1953 г. была проведена налоговая реформа, вдвое уменьшены налоги с приусадебных участков. Теперь налог взимался только с земли, а не со скота и деревьев. В сентябре 1953 г. прошел пленум ЦК, посвященный развитию сельского хозяйства. Были значительно (в 3 - 6 раз) повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, в 2,5 раза снижен налог с колхозников. Была расширена самостоятельность колхозов и совхозов, они избавлялись от мелочной опеки райкомов партии. 1953 год был поворотным годом в истории советской деревни. Она перестала рассматриваться только как источник средств и ресурсов для промышленности.

Зерновая проблема в стране стояла остро, требовались немедленные чрезвычайные решения. Возникла мысль резко увеличить производство зерна за счет введения в оборот дополнительных земель на востоке страны (в Сибири, Казахстане). В стране имелся избыток трудовых ресурсов и необрабатываемые плодородные земли.

Восстановление и развитие промышленности в 1946-1959 гг.

Экономический ущерб от войны был огромным. Правда, объем промышленного производства сократился ненамного - всего на 9%. Но нужно учитывать, что основную массу продукции составляла военная. А мирные отрасли сильно уменьшили выпуск продукции. Предметов потребления к концу войны производилось вдвое меньше, чем до войны.

Еще до окончания войны началась демобилизация промышленности, т. е. предприятия, переведенные на военное производство, возвращались к выпуску мирной продукции. Этот процесс неизбежно сопровождался общим сокращением производства: сначала прекращался выпуск военной продукции, производилась частичная смена оборудования, а уже после этого налаживался выпуск новой продукции. Поэтому в 1946 г. производство оказалось ниже довоенного уже не на 9, а на 23%.

В отличие от процесса восстановления после гражданской войны теперь не надо было восстанавливать всю промышленность. Стоимость основных фондов промышленности в 1946 г. была равна довоенной: на востоке страны за войну было построено столько же, сколько разрушено на западе. Поэтому восстановление теперь сводилось к трем процессам: восстановлению разрушенного в районах, подвергшихся оккупации, демобилизации части промышленности и возвращению на старые места части эвакуированных предприятий. Впрочем, многие предприятия, смонтированные на новых местах, там и оставались.

По официальным данным, довоенный уровень промышленного производства был восстановлен в 1948 г., а в 1950 г. промышленность произвела продукции на 70% больше, чем в 1940 г. Впрочем, по расчетам некоторых современных исследователей, довоенный уровень национального дохода был восстановлен только в 1950 г., да и официальные цифры динамики промышленного производства за это время нуждаются в уточнении.

Восстановление сопровождалось некоторым повышением материального уровня жизни людей. В 1947 г. были отменены карточки на продовольствие, а затем в течение нескольких лет понижались цены. Это было реальностью. В 1947 г. средний уровень цен был втрое выше, чем в 1940 г., а снижение цен понизило их уровень в 2,2 раза, так что все-таки и после снижения они оставались несколько выше довоенных. К тому же снижение цен сопровождалось изъятием у населения части заработанных денег в виде обязательных займов. Таким образом, материальный уровень жизни людей в 1946-1950 гг. повысился, но лишь приблизился к уровню 1940 г., не достигнув этого уровня.

50-е годы иногда называют “золотым веком” административной системы. К этому времени, используя накопленный опыт, хозяйственные руководители страны добились определенной сбалансированности массы денег в обращении и массы товаров. Предприятия по инерции увеличивали производство. Национальный доход увеличивался в среднем за год на 9%. Производительность труда в промышленности за 50-е годы выросла на 62%, а фондоотдача - на 17%. Очевидно, одной из причин этого было относительное обновление основных фондов в ходе послевоенного восстановления. В это время стабилизировались оптовые цены и понизились розничные.

Однако именно в это время, время относительного благополучия, были сделаны первые попытки “исправить” хозяйственный механизм, преодолеть недостатки административной системы. Поскольку экономическая наука в то время еще твердо стояла на прежних принципах, выработанных для обоснования административной системы, задача перехода к экономическим методам хозяйствования пока не ставилась. Пока очевидным стало лишь то, что невозможно административными методами только из центра регулировать хозяйственные пропорции, что необходимо увеличить хозяйственную самостоятельность местных руководителей. Было решено перенести основные функции управления из центра на места. В 1957 г. страна была разделена на экономические административные районы во главе с совнархозами. Совнархозы и стали главными органами управления. Им были переданы функции промышленных министерств, а сами министерства были ликвидированы. Таким образом, вопрос решался просто: поскольку носителями основных недостатков административной системы были центральные органы, они и были механически устранены. Совнархозы стали и органами планирования: каждый совнархоз планировал развитие своего экономического района.

Реформа оказалась неудачной. Она не изменила методов управления. Она заменила центральные органы местными, но тоже административными. Но при этом единое хозяйство страны раздробилось на части. Руководители каждого совнархоза создавали замкнутое на себя хозяйство экономического района, стараясь в его рамках наладить производство всего, что нужно было для жизни района. Получилось что-то вроде феодальной раздробленности.

Эта разобщенность мешала планировать производство в масштабах страны, регулировать его структуру. Она препятствовала специализации предприятий, потому что в стремлении все необходимое производить у себя дома руководители совнархозов загружали специализированные предприятия дополнительной продукцией. Она стала тормозить технический прогресс, потому что научно-технические учреждения каждого совнархоза действовали несогласованно, и в разных экономических районах конструировались свои марки одних и тех же изделий. Поэтому в 1965 г. при проведении экономической реформы были ликвидированы совнархозы и восстановлены промышленные министерства.

Война уничтожила часть экономического потенциала, что составля­ло около одной трети всего национального богатства страны . Было разрушено огромное число фабрик и заводов, шахт, железных дорог и других промышленных объектов.

Восстановительные работы начались еще в ходе Великой Отече­ственной войны, сразу после освобождения части оккупированных территорий .

В августе 1943 г. было принято специальное постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР «О неотложных мерах по восстанов­лению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». К концу войны в результате титанических усилий наших тружеников удалось воссоздать часть промышленного производства.

Однако основные восстановительные процессы происходили уже после победоносного завершения войны, в период четвертой пятилет­ки (1946-1950).

Считалось, что советская экономическая модель выдержала суро­вую и тяжелую проверку в военное лихолетье и поэтому не только оп­равдала себя, но и являлась весьма перспективной.

Как и в годы пер­вых пятилеток, акцент в развитии промышленности был сделан на про­изводство средств производства (группу «А»), т.е. на тяжелую промышленность, причем удельный вес производства этой сферы в общем объеме промышленности был выше, чем до войны:

- в 1940 г. он состав­лял 61,2%,

- в 1945 г. - 74,9%,

- в 1946 г. - 65,9%,

- в1950 г. - 70%.

Восстановление и развитие народного хозяйства:

Четвертая пятилетка (1946-1950) - восстановление и развитие экономики СССР

- восстановление и строительство 6.200 промышленных предприятий.

Наиболее крупные промышленные объекты:

восстановлены: построены:

1) Днепрогэс; Коломенский завод тяжелого транспортного машиностроения;

2) «Запорожсталь»; Калужский турбинный завод;

3) Донецкий угольный Газопровод Саратов - Москва

Достижение довоенного уровня промышленного производства (1948 ).

Акцент на прирост показателей по производству металла, топлива и промышленного сырья в ущерб производству товаров народного потребления.

Денежная реформа и отмена карточной системы на основные товары народного потребления (декабрь 1947 ).



Серьезное отставание сельского хозяйства. Довоенный уровень сельскохозяйственного производства достигнут только в начале 1950-х гг.

Промышленность перестраивалась на мирный лад, увеличивался вы­пуск продукции гражданского назначения. Уровень довоенного про­мышленного производства удалось достичь, согласно официальным дан­ным, к 1948 г. Всего было восстановлено и построено вновь 6200 круп­ных предприятий, в том числе такие гиганты, как Днепрогэс и «Запорожсталь», Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Ко­ломенский завод тяжелого транспортного машиностроения, газопровод Саратов - Москва и др.

Сельское хозяйство в четвертой пятилетке не успело достичь дово­енного уровня. Это удалось сделать только в следующей пятилетке.

Вместе с тем страна сталкивалась с огромными трудностями и про­блемами. В 1946 г. в ряде регионов разразился голод, ставший след­ствием:

- засухи,

- традиционной политики государства в отноше­нии сельского

Хозяйства.

Деревня еще с периода коллективизации ис­пользовалась им в качестве сегмента, из которого брались ресурсы и средства для:

Развития промышленности;

Обеспечения внешнеполитических задач (в частности, в 1946-1947 гг. Советский Союз экспортировал 2,5 млн. тонн зерна в Европу по льготным ценам ).

Голод, как обычно, на официальном уровне не признавался, а власть лишь усилила административно-репрессивные меры. Летом и осенью 1946 г. были приняты два партийно-государственных постановления:

- «О мерах по обеспечению сохранности хлеба, недопущения его разба­заривания, хищения и порчи» и

- «Об обеспечении сохранности государ­ственного хлеба».

Главным средством разрешения продовольственной проблемы в них объявлялись учет и контроль, а не производство зер­на. Следствием этих решений стали массовые репрессии в отношении председателей колхозов и других сельскохозяйственных руководи­телей.

Война и ее последствие - карточная система снабжения населения - расстроили финансовую систему страны. Критическая ситуация на по­требительском рынке, расширение натурального обмена, инфляционные процессы ставили под угрозу срыва программу восстановления народ­ного хозяйства, поэтому встал вопрос о денежной реформе.

Как вспоминал тогдашний нарком финансов А. Г. Зверев, она гото­вилась тщательно и архисекретно. Предлагалось также совместить ее с отменой карточной системы, что должно было продемонстрировать в целом успехи советской экономики не только для населения страны, но и на международной арене.

И. В. Сталин считал, что эту акцию необходимо провести раньше, чем она произойдет в других европейских странах, вынужденных тоже во время войны прибегнуть к нормированному снабжению населения (Англия, Франция, Италия, Австрия). В итоге так и получилось. С 16 декабря 1947 г. в СССР началось:

- осуществление денежной рефор­мы,

- отменялись карточки на продовольственные и промышленные то­вары.

В обращение были выпущены деньги, которые обменивались в те­чение недели (до 22 декабря 1947 г.) на имевшуюся старую налич­ность в соотношении 1:10 (т.е. 10 старых рублей приравнивались к одному новому рублю).

Вклады и текущие счета в сберкассах переоце­нивались следующим образом: 1:1 (до 3 тыс. рублей); 2:3 (от 3 тыс. до 10 тыс. рублей) и 1:2 (свыше 10 тыс. рублей).

Повсеместно:

Снижались цены на хлеб, муку, макароны, крупу, пиво;

Не были изменены цены на мясо, рыбу, сахар, соль, водку, молоко, яйца, овощи, ткани, обувь, трикотаж.

Затоваренные московские прилавки в документальной кинохронике показывали во всех уголках страны, чтобы каждый трудящийся думал о том, как неуклонно растет благосостояние народа. Но совершенно очевидно, что реформа пресле­довала конфискационные цели и «съела» часть накоплений советских людей.

Жизнь народа в первый послевоенный период была нелегкой в ма­териально-бытовом отношении, хотя и привлекательной по эмоцио­нально-психологическому накалу:

Победоносно завершилась война,

Началось мирное строительство,

Появилась надежда на лучшее бу­дущее.

Средняя заработная плата в стране:

В 1947 г. составляла 5 тыс. руб­лей в месяц,

В 1950 г. - 700 рублей (после денежной реформы). Это соответствовало приблизительно уровню 1928 и 1940 г.

Основные розничные цены продовольственных товаров (в рублях) в 1950 г .:

1 кг хлеба высшего сорта стоил 6-7;

1 кг сахара - 13-16;

1 кг сливочного масла - 62-66;

1 кг мяса - 28- 32;

Десяток яиц - 10-11.

Промышленные товары стоили гораздо до­роже. Например, стоимость мужских ботинок составляла 260-290 рублей, а костюма - 1500 рублей.

С 1949 г. началось постоянное снижение цен , но покупательная спо­собность населения была крайне низкой, что создавало иллюзию изо­билия и улучшения жизни.

Материальное положение населения усу­гублялось принудительными займами государства у народа через под­писку и покупку различных облигаций. Но тем не менее все это в силу особенностей человеческой памяти является приятным воспоминани­ем людей старшего поколения.

Немецко-фашистские захватчики нанесли стране колоссальный урон. Оккупанты разрушили и сожгли сотни городов, свыше 70 тыс. посёлков, сёл и деревень, около 32 тыс. промышленных предприятий, 65 тыс. км железнодорожной колеи, разорили и разграбили 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов и 2890 МТС. Война причинила огромный ущерб сельскому хозяйству: на 1/4 сократились посевные площади, ухудшилась обработка полей, снизились урожайность, уровень механизации, сократилась численность трудоспособного населения. В целом материальный ущерб СССР составил 2569 млрд. руб. (в довоенных ценах), включая 679 млрд. - стоимость расхищенных и уничтоженных врагом материальных ценностей. СССР потерял 30% национального богатства.
...
За 4-ю пятилетку восстановлено, построено и введено в действие 6200 крупных промышленных предприятий (восстановлен Днепрогэс, металлургия, заводы Юга, шахты Донбасса). Промышленность по стране к концу 1948 достигла довоенного уровня. Валовая продукция промышленности к 1950 возросла по сравнению с 1913 в 13 раз, а по сравнению с довоенным 1940 на 72% (против плановых 48%). Капитальные вложения в народное хозяйство составили 48 млрд. руб. Из пепла возрождались города, строились новые посёлки и деревни [за пятилетку восстановлено и построено в городах, посёлках городского типа и в сельской местности 201 млн. м2 общей (полезной) площади].
...
Валовая продукция промышленности в 1955 возросла в 24,6 раза по сравнению с 1913, в 3,2 раза по сравнению с 1940. Объём продукции в 1955 по сравнению с 1950 возрос на 85% (плановое задание 70%). Капитальные вложения в народное хозяйство составили 91,1 млрд. руб. Введено в действие 3200 новых промышленных предприятий. ... В результате выполнения 4-й и 5-й пятилеток стоимость всех производственных основных фондов к 1955 выросла в 2 раза по сравнению с 1940, а национальный доход - в 2,8 раза

Источник:
СССР. Эпоха социализма
Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание
http://enc.lib.rus.ec/bse/008/106/977.htm
---

Материальный ущерб, причиненный Советской стране фашистскими захватчиками, составил 679 млрд. руб. (в ценах 1941 г.) . Из них на долю государственных предприятий и учреждений приходится 287 млрд. руб., колхозов - 181 млрд. руб., сельских и городских жителей - 192 млрд. руб., кооперативных, профсоюзных и других общественных организаций - 19 млрд. руб. В эту сумму, равную 1/3 всего общественного богатства страны, не включены такие потери, как снижение национального дохода от прекращения или сокращения работы государственных предприятий, кооперативов, колхозов, стоимость конфискованных германскими оккупационными войсками предметов продовольствия и снабжения, военные расходы СССР, а также потери от замедления темпов хозяйственного развития страны в результате действий врага на протяжении 1941-1945 гг.
...
В наибольшей степени уменьшились за годы войны размеры сферы потребления, прежде всего объем производства группы "Б", составивший в 1945 г. 59% довоенного уровня, продукции сельского хозяйства и розничного товарооборота, снизившихся соответственно до 60% и 45% .
...
Производство средств производства в промышленности в 1945 г. было выше довоенного уровня на 12%. Это позволило в ходе послевоенной перестройки, в решении задач быстрейшего восстановления и развития всего народного хозяйства опереться на преимущественное развитие производства средств производства, используя для мирных нужд мощности военной промышленности.
...
В ходе Великой Отечественной войны коренным образом изменилась структура общественного производства и национального дохода. В составе национального дохода во время войны удельный вес потребления уменьшился с 74% в 1940 г. до 67% в 1942 г., накопления - с 19 до 4%, а доля военных расходов (не считая личного потребления военнослужащих) увеличилась с 7% в 1940 г. до 29% в 1942 г. . В результате послевоенной перестройки экономики в короткие сроки были восстановлены довоенные соотношения в распределении национального дохода. В 1950 г. для удовлетворения материальных и культурных потребностей населения было направлено 74% национального дохода, а 26% было использовано для расширения производства и на другие общегосударственные и общественные нужды .
...
Задания четвертой пятилетки по производству национального дохода, объему капитальных вложений, валовой продукции промышленности, машиностроения, основным изделиям других отраслей тяжелой индустрии, грузообороту железных дорог были значительно перевыполнены.

Успешное выполнение программы восстановления бывших оккупированных районов, и превышение довоенного уровня промышленного производства дали возможность увеличить национальный доход в 1950 г. на 64% по сравнению с 1940 г., в то время как по пятилетнему плану намечалось превысить довоенный уровень на 38%. Значительный рост производства национального дохода и его распределение в эти годы позволили направить на цели накопления и потребления значительно большую массу национального дохода, чем это предусматривалось пятилетним планом. В результате быстрого роста национального дохода в расходах государственного бюджета возрастали ассигнования на финансирование народного хозяйства и социально-культурное строительство. Государственный бюджет из года в год выполнялся с превышением доходов над расходами.

Достижение и значительное превышение в 1950 г. довоенного уровня по основным показателям народного хозяйства явились результатом высоких темпов расширенного воспроизводства, достигнутых в итоге четвертой пятилетки. Так, производство национального дохода увеличилось к концу пятилетки по сравнению с 1945 г. почти в 2 раза, валовая продукция промышленности - в 1,9 раза, валовая продукция сельского хозяйства - в 1,6 раза, грузооборот всех видов транспорта - в 1,9 раза .

В результате выполнения четвертой пятилетки была значительно расширена материально-техническая база народного хозяйства за счет восстановления, реконструкции и строительства новых предприятий. Пятилетний план по капитальному строительству в народном хозяйстве был выполнен с превышением на 22%. Капитальные вложения государственных, кооперативных предприятий и организаций, колхозов и населения на восстановление и развитие народного хозяйства в 1946-1950 гг. были в 2,3 раза выше вложений довоенных лет третьей пятилетки.

В четвертой пятилетке было построено, восстановлено и введено в действие 6200 крупных промышленных предприятий. Основные фонды народного хозяйства в целом возросли в 1950 г. на 23% по сравнению с 1940 г., в том числе производственные основные фонды - на 34%, из них основные производственные фонды промышленности - на 58% . Среднегодовые темпы прироста валовой продукции промышленности в четвертой пятилетке составили 13,6% против 13,2% за три предвоенных года. При этом производство средств производства (группы "А") ежегодно возрастало на 12,8%, а производство предметов потребления (группы "Б") - на 15,7%. Значительно увеличились среднегодовые абсолютные приросты и темпы роста основных видов промышленной продукции. Так, среднегодовой абсолютный прирост электроэнергии в четвертой пятилетке составил 9,6 млрд. кВт-ч вместо 4,0 млрд. за три предвоенных года, а среднегодовой темп роста электроэнергии повысился с 10,1 до 16,1%. Среднегодовой прирост добычи угля повысился с 12,7 млн. т до 22,4 млн. т, а среднегодовой темп прироста - с 9,1 до 11,8%. Среднегодовой прирост выплавки стали составил 3,0 млн. т против 0,2 млн. т, а среднегодовой темп прироста - 17,4% против 1,1% .

Решающая роль в послевоенном восстановлении и дальнейшем развитии советской экономики принадлежала машиностроению, мощь которого резко возросла в результате переключения предприятий военной промышленности на производство гражданской продукции. В 1950 г. продукция машиностроения превысила уровень 1940 г. в 2,3 раза. За годы пятилетки отрасли машиностроения в основном обновили номенклатуру выпускаемой продукции. Это дало возможность обеспечить необходимую базу для дальнейшего развития всех отраслей народного хозяйства на новой технической основе .

"История социалистической экономики СССР". Т. 6
"Страна Советов за 50 лет". - М.: Статистика. 1967. С. 32.
"Страна Советов за 50 лет". С. 30
Вознесенский Н. А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. - М.: Господитиздат. 1947. С. 67.
Сообщение Госплана СССР и ЦСУ СССР "Об итогах выполнения четвертого (первого послевоенного) пятилетнего плана СССР на 1946-1950 гг.". - М.: Госполитиздат. 1951. С. 17.
"Страна Советов за 50 лет". С. 30.
"Народное хозяйство СССР". 1956. С. 29, 32; Сообщение Госплана и ЦСУ СССР "Об итогах выполнения четвертого (первого послевоенного) пятилетнего плана СССР на 1946-1950 гг.". С. 10.
"Достижения Советской власти за 40 лет в цифрах". - М.: Госстатиздат. 1957. С. 44-45.
Сообщение Госплана и ЦСУ СССР "Об итогах выполнения четвертого (первого послевоенного) пятилетнего плана СССР на 1946-1950 гг.". С. 7-8.

Источник:
В. Иванченко Н.А. Вознесенский: опыт, вошедший в историю
http://institutiones.com/personalities/668-voznesenskiy.html
---

В результате военных действий, временной оккупации части территории, варварства и зверств германских фашистов нашему государству был нанесен невиданный в истории экономический ущерб и урон в людских ресурсах. Советский Союз потерял около 30% национального богатства и 27 млн. человек. Было разрушено 1710 городов и поселков, более 70 тыс. сел и деревень. Только в промышленности были выведены из строя основные фонды стоимостью в 42 млрд. руб. Общий экономический ущерб, нанесенный нашему государству, составил 2,6 трлн. руб. в довоенных ценах.

После окончания войны, несмотря на усилия советских людей по восстановлению в ходе войны народного хозяйства, разрушения были настолько велики, что по основным показателям довоенный уровень его развития не был достигнут и составил (в %): Объем промышленной продукции - 91 к уровню 1940 г., добыча угля - 90, нефти - 62, выплавка чугуна - 59, стали - 67, выпуск ткани - 41, грузооборот всех видов транспорта - 76, розничный товарооборот - 43, среднегодовая численность рабочих и служащих - 87. Посевные площади сократились на 37 млн. га, а поголовье скота уменьшилось на 7 млн. голов. Под влиянием этих факторов национальный доход страны составил в 1945 г. 83% к уровню 1940 г.

Наиболее тяжело отразилась война на состоянии трудовых ресурсов страны. Число рабочих и служащих снизилось на 5,3 млн. человек, в том числе в промышленности - на 2,4 млн. человек. В сельской местности количество трудоспособного населения уменьшилось на 1/3, трудоспособных мужчин - на 60%.
...
Фашисты разрушили и разграбили более 40% всех колхозов и совхозов. Трудоспособное население в сельской местности сократилось с 35,4 млн. до 23,9 млн. человек. Численность тракторов в сельском хозяйстве составила 59% к довоенному уровню, а количество лошадей снизилось с 14,5 млн. до 6,5 млн. голов. Объем валовой продукции сельского хозяйства уменьшился на 40%. После Великой Отечественной войны уровень сельскохозяйственного производства по сравнению с довоенным оказался ниже, чем уровень после Первой мировой и Гражданской войн.

В первый год послевоенной пятилетки к огромному ущербу, нанесенному сельскому хозяйству войной, прибавилось стихийное бедствие. В 1946 г. Украину, Молдавию, области Центральночерноземной зоны, Нижнее и часть Среднего Поволжья охватила засуха. Это была самая жестокая засуха, поразившая нашу страну за последние пятьдесят лет. В этот год колхозы и совхозы собрали зерна в 2,6 раза меньше, чем до войны. Засуха тяжело отразилась и на животноводстве. В охваченных засухой районах численность только крупного рогатого скота снизилась на 1,5 млн. голов.
...
за годы первой послевоенной пятилетки в результате восстановления промышленного и сельскохозяйственного производства, быстро проведенной конверсии военного производства объем промышленной продукции по сравнению с 1940 г. вырос на 73%, капитальные вложения - в три раза, производительность труда - на 37%, а произведенный национальный доход - на 64%.

В 50-е годы экономика страны динамично развивалась. За 10 лет среднегодовые темпы роста валовой промышленной продукции составили 11,7%, валовой продукции сельского хозяйства - 5,0%, основных производственных фондов - 9,9%, произведенного национального дохода 10,27%, товарооборота - 11,4%.