Удивительно легкий способ обучения ребенка устному счету. Удивительно легкий способ обучения ребенка устному счету Можно ли развить в детях предпринимательскую жилку

Пока молодой
- Мы стараемся научить детей не сложным формулам, а привить им экономическое мышление. Вся экономика выросла из того, что наши ресурсы ограничены. Мы учим детей делать обдуманный выбор, - пояснила она.
Самое главное - привить детям понимание, что есть СЕЙЧАС и есть ПОТОМ, которое зависит от того, как ты поступишь в данный момент. Можно махнуть рукой и пойти играть с друзьями, но тогда ты не выучишь уроки, получишь двойку, и родители не поведут тебя в цирк и не купят то, что обещали. Многие взрослые могут удивиться, но такую причинно-следственную связь способны понять и первоклашки, важно только подать им это в игровой форме, в “красивой обертке”.
Секрет вкусного варенья
В первом классе ученики Ольги Завьяловой, например, вырезают из листа, на двух сторонах которого нарисованы разные фрукты, то, что им больше всего нравится. Вырезал грушу - значит, испортил нарисованное на обороте яблоко. Получается, что нужно выбирать: или одно, или другое. Во втором и третьем классе ребята изучают, в частности, что такое себестоимость. Благодаря своим познаниям в математике они считают, во сколько обойдется белочке варенье. Смеются над хитрым лисенком, который решил сэкономить на сахаре, и от этого его варенье скисло. Четвероклассники изучают, что такое таможня, биржа. Сложные понятия они постигают с помощью новой лесной сказки. Белочке для упаковки ее товаров нужны камыши, которые растут далеко за болотом. Но филин перегородил дорогу, требует плату...
- Ко мне в школу экономики ходит много детей, чьи родители - бухгалтеры, экономисты, представители высшего руководства предприятий, - объясняет Ольга Завьялова. - Эти взрослые и сами многое знают, но понимают, что никто лучше, чем учитель-профессионал, не расскажет о сложных понятиях в доходчивой, игровой форме.
Вместо жвачки - мобильник
Нехватка денег у многих взрослых отчасти объясняется неумением правильно ими распоряжаться. Чтобы приучить детей к бережливости, советует Ольга Завьялова, можно, например, узнать у ребенка, что ему хотелось бы купить (в разумных пределах), и выдать на все это деньги, но только с небольшим привеском. Эта добавка будет стимулировать к сбережению. У ребенка появится выбор: потратить все сейчас на некое дополнительное количество фишек, жвачек или откладывать и в будущем приобрести что-то более существенное, например простенький мобильник.
Нередко приходится слышать, что экономика - это деньги, а деньги - это зло, призналась преподаватель. Но деньги - это лишь инструмент, который в зависимости от умения его использовать может быть и добром, и злом. Рано или поздно ребенок вырастет, начнет зарабатывать. Так пусть он будет подготовлен, будет умело ими распоряжаться.
Дайте выбор!
В младших классах, в которых преподает Ольга Завьялова, в неделю только один урок экономики, в пятых-восьмых - два, в самых старших - два раза по два урока.
И этого, считает преподаватель, вполне достаточно. Не нужно делать экономику обязательным для всех предметом. Достаточно на параллели и одного такого профильного класса: ведь некоторые из родителей считают те же ритмику, хореографию более важными занятиями. Однако нужно на уровне Министерства образования предоставить программы для преподавания экономики. С этим, особенно в начальной школе, сегодня большие проблемы. Нужно школам, родителям, ученикам дать выбор. И тогда они уже сами решат, учить экономику или нет.

В тему Скорее жива, чем мертва

В редакцию обратилась учительница начальных классов из Гомеля, которая назвалась Тамарой Ивановной. Экономику она преподает по российской программе, которая не “стыкуется” с белорусским курсом математики. С удовольствием перешла бы на отечественные разработки, вот только никак не может их найти.
В управлении общего среднего образования Министерства образования сообщили, что экономика не относится к обязательным школьным предметам. Вводить ее изучение школы могут как дополнительную дисциплину. Но при этом все равно необходимо опираться на программы, утвержденные Минобразования.
В Национальном институте образования рассказали, что такая программа есть для старших классов, а для начальных - нет. Таким образом, насколько удалось понять из объяснений, изучение экономики в начальных классах некоторых школ не имеет требуемой методической базы и поэтому носит полулегальный характер.
Между тем, высказала обеспокоенность заместитель директора одной из минских школ, где также изучают экономику, в последние годы в Беларуси количество классов, где есть такая дисциплина, стремительно сокращается. Из-за бюрократических преград уходят из этой сферы многие опытные преподаватели. А это значит, если через какое-то время экономике и объявят “амнистию”, то учить детей, вполне возможно, уже будет некому.

Немало мы говорим о том, что детей с раннего возраста желательно учить тому, чего стоят деньги, откуда они берутся, и на что уходят. Так они будут понимать, что не каждый их каприз можно выполнить (купить ту или иную игрушку, например), если денег нет или не достаточно. Повзрослев, воспитанный в таком ключе ребенок будет осознавать, что карманные деньги хорошо откладывать, а чтобы заработать нужно потрудиться. Но сейчас мы поговорим именно о том, как привить малышам понимание того, что такое денежки, и как их нужно считать.

Если вашему чаду 3-5 лет, это самый что ни на есть подходящий возраст для такого обучения. Есть некоторые приемы, используя которые, вы не только объясните ценность и значение денег, но и научите ребенка считать: складывать, отнимать и даже умножать.

Для начала можно поработать с простыми цифрами. Когда дитя уже умеет считать до ста, нужно задавать вопросы вроде «Что больше: 2 или 8?» или «Что меньше: 55 или 70?» Это простое понятие «больше-меньше» поможет понять ребенку, что разные товары отличаются по цене. Например, жвачка будет стоить меньше, чем велосипед.

Разделять число на части (то есть обучать дробям) тоже можно в этом же возрасте. Например, во время приготовления пищи вы продемонстрируете, что в бульон добавляется два стакана воды или четыре раза по полстакана. Тот же маневр проделайте и с любимыми сладостями малыша: просто спросите, сколько маленьких пакетиков M&M’s можно купить на те же деньги, что и один большой. Пусть малыш посчитает цену разных пакетиков и поймет, сколько маленьких упаковок стоит столько же, сколько и одна большая.

Микроволновая печка, оказывается, тоже отличный помощник в счете. Пусть ваше чадо считает секунды в обратную сторону, когда вы ставите продукты на разморозку или разогрев. Во-первых, малыш научится считать наоборот. А во-вторых, вы можете остановить процесс и спросить, сколько секунд уже прошло, а сколько осталось из установленного вами времени.

Берите мелочь и учитесь считать не только по копейкам, но и по пятачкам и монеткам более крупного номинала. Благодаря этому приему ребенок будет уметь подсчитывать разные количества мелочи (а далее и более крупных купюр). Он поймет, сколько копеек составляет пятачок, а сколько пятаков будет в, скажем, монетке в 25 копеек.

Отличная игра в магазин. Будьте продавцом, а малыш покупателем. Или наоборот. Используйте настоящие деньги так нагляднее, и продавайте друг другу игрушки, или карандаши, или что-нибудь еще. Во время такой игры можно научиться и рассчитывать свои средства, и сдачу считать, и прикидывать, что дитя себе позволит, а чего не получится купить.

Далее, в более старшем возрасте вы будете прививать детям понимание того, что средства получаются не с потолка, что их нужно заработать. Потом пойдут первые уроки бережливости. А вот счет полезен и сейчас и способность анализировать и чувствовать ответственность разовьется, да и со сдачей в магазине никто не обманет кроху.

Недавно я наблюдал очень нудную ситуацию. Девушка-кассир пыталась разобраться с покупателем, правильно ли была выдана сдача. Разговоры в таких случаях абсолютно беспросветны, поэтому им пришлось «снимать кассу», то есть пересчитывать всю имеющуюся наличку. Дело было ближе к вечеру, поэтому и выручки накопилось немало. И вот стоит вся эта поникшая компания: продавец, посетитель магазина, администратор, их недовольные носы и хмурые брови. Они бы и рады быстрее закрыть недоразумение, но медленное перелистывание кучи купюр грозит затянуться на десятки минут.

Я покинул торговую точку, а через несколько дней увидел одно крайне завораживающее видео, на котором нежные женские пальцы магически притягательно расправлялись с деньгами. Вот они.

Как вам? Очередь в магазине просила бы растянуть такое удовольствие!

Я пересматривал ролик много раз, но никак не мог насытиться этой ловкостью. В голове постоянно витала мысль о том, сколько же зарплаты нужно принести такой жене, чтобы занять супругу хоть на пару минут? :)

Немного сбавим обороты и посмотрим на более распространённую технику. Видео снято куда лучше, и вам не составит труда разобраться в нюансах движения всех пальцев. А их тут задействовано чуть больше, чем кажется на первый взгляд.

В детстве я наблюдал такое волшебство на вещевом рынке, где постоянно кучковались нелегальные валютные менялы. Был у них и ещё один профессиональный навык - моментальное растворение в толпе.

Хорошего понта много не бывает. Об этом знает каждый житель постсоветского пространства. Конечно, не все используют такой принцип в жизни, но кое-кто любит прохвастаться своим состоянием. Деньги веером, и поехали!

Разумеется, здесь нельзя усердствовать, чтобы не спровоцировать криминальное поведение у ребят с района.

БОНУС

Простите за Caps Lock в подзаголовке, но я не могу сдерживать свои эмоции. Вашему вниманию - шесть минут умопомрачительного действа с элементами триллера, счастливого конца и, конечно же, незабываемого мастерства! Найдите время, оно того стоит.

Что-то мне подсказывает, что второго такого человека-машину уж не сыскать на белом свете. Гениальные златоручки из числа банкиров и бухгалтеров прошлого века попросту перевелись в эру электронных считалок. Эх, скукота.

Играть любят все дети. А учиться играя, узнавая что-то новое — детям вдвойне интересно. Научится считать можно легко, просто играя в любимые игры. И лучше это успеть сделать до школы.

Как вы думаете, можно ли сегодня в школьном классе из 30 человек спокойно слушать учителя и усвоить тему? Думаю, в 1 классе – это еще возможно, если учитель успевает что-то объяснить и не тратит время на соблюдение тишины.

Долгое сидение, застыв за партой, правда, не проходит бесследно – вырвавшись на волю, первоклашки «взрываются» и выплескивают всю свою накопленную энергию – это наглядно можно увидеть в мультфильме про Машу, где Миша устраивает ей одной уроки на дому. А теперь умножьте энергию одной Маши на всех учеников, вы получите звучание перемены. После перемены снова в класс и сдерживаться до следующей.

Маша идет в школу — на перемене

А ведь чтобы усвоить что-то нужно всего несколько условий: тишина , чтобы сосредоточиться, увлекательные задания , чтобы интерес не пропал и понимающий ребенка, учитель .

Если все это сложить, то получим обучение … дома с мамой . Надо, конечно, чтобы мама могла, а ребенок хотел. Если звезды сошлись, и вы обучаете своих детей дома, то повезло всем в этой жизни.

1. Образовательные мультфильмы

Занимательные уроки Р. Саакаянца — Учимся считать

Удобный вариант, когда у родителей нет время на занятия — какой ребенок откажется от мультиков? Из множества мультфильмов, обучающих счету, выделю особо поучительные уроки Р.Саакянца и один из них, посвященный счету и понятию времени. Кстати, посмотрев эти уроки, мои дети незаметно начали разбираться в цифрах и это помогло быстрее овладеть счетом.

2. Играем в Магазин

Книга-тренажер: Мы играем в магазин

Игра, где будут игрушечные деньги и покупки, поможет имитировать поход в магазин. И даст понятие, как считать деньги, чтобы хватило на все покупки.

3. Копилка для денег

Давая небольшие деньги ребенку, чтобы тот копил на покупку нужной игрушки, постепенно приучаем его к счету и бережливости. При этом важно научиться потерпеть и не потратить их, скажем, сегодня на сладости. А эта Нюша-копилка еще та штучка, ведь при попадании монеты внутрь, она декламирует стихи: «Когда полюбит сердце пылко — спасет любовь твою копилка. Ведь главное в любви конфеты, не пожалей на них монеты» . Этакая копилка с тренажером для силы воли.

4. Считаем на пальцах

Комплект плакатов «Играем и считаем на пальцах». 4 плаката с методическим сопровождением.

Самый надежный и древний способ обучения счету. Удобное и наглядное обучение счету до десяти. И этим можно заниматься везде, ведь руки не забудешь, они всегда при тебе. Болеетого, в дальнейшем можно с их помощью освоить и умножение.

5. Игра-ходилка с кубиком

Пожалуй, одни из самых популярных игр для всей семьи — это бродилки, с кубиком и фишками. А в случае с Путешествием по России — это еще и возможность познакомиться поближе со своей страной, оценить ее размеры. Эти познания пригодятся потом на уроках географии.

6. Домино и

Домино и лото детское — это лишь подготовка к знакомству с классическим вариантом этих древних игр. В классическом домино есть игра под названием «Колбаса», в которой легко научиться считать числа, кратные пяти. Если в домино надо приложить ум, чтобы набрать побольше очков, то в случае с Русским лото придется положиться на удачу и по ходу упражняться в запоминании чисел от 1 до 99.

7. Рэндзю — японские «крестики-нолики»

Рэндзю — японские шахматы

Рэндзю — в переводе с японского означает «нить жемчуга». Эта очень простая игра, напоминающая наши «крестики-нолики», только для победы надо первым построить не три, а пять фишек своего цвета в одну линию. По количеству комбинаций, рэндзю можно приравнять к шахматам (правда начинают игру всегда черные и первую фишку ставят точно по центру поля). А суть игры сводится к созданию вилки, которая и приводит к победе. Играть можно на обычном листе в клетку, даже не обводя поле 15 на 15 клеток и квадрат по центру (он нужен только для 2-го хода, чтобы уравнять шансы игроков). Эта игра настолько увлекательная, что у нас весь класс «резался» в нее. Представьте изумление, когда не было учителя в классе и случайно кто-то из преподавателей заглядывал, — они недоумевали, почему такая тишина стоит. Просто было некогда даже поболтать.

8. Нарды и шашки

Древнейшая игра, которая была известна еще 5 тысяч лет назад. Особенно популярна на Востоке. И обратите внимание, как навык быстрого счета и перебора комбинаций помогает в торговых делах. В отличие от игр-ходилок с одним кубиком, здесь участвует два, а значит и счет до 12 доводится до автоматизма. А если использовать «куб удвоения», то ставки многократно увеличатся. В этом наборе доска двухсторонняя и перевернув ее, можно для разнообразия поиграть и в шашки.

9. Детские часы

В течение дня постоянно приходится смотреть на часы, чтобы везде успеть вовремя.А если перестать это делать, то легко опоздать в садик, школу, на кружок, в кино, на встречу с друзьями. Если не проявлять инициативу, то дети сами рано или поздно попросят объяснить, куда должны смотреть стрелки. Причем этапы на лицо — сначала до 12, затем до 24 часов, а там и до минут с секундами близко. Так что в плане изучения чисел, часы очень полезная вещь.

-интеллектуальная игра

Этой замечательной игре для всей семьи более 50 лет. Это не только прекрасный способ с пользой провести время, но и возможность расширить свой словарный запас, заработав при этом очки на своей эрудиции. А принцип соединения слов, как в кроссворде. Стоит только пару раз поиграть, как захватывает азарт и желание обязательно набрать побольше очков, придумав что-нибудь эдакое.

Как только вы начнете уважать деньги, так сразу они ответят вам полной взаимностью и начнут уважать вас! Именно с этого простейшего действия (уважения к деньгам) я рекомендую начинать налаживание своей финансовой жизни. Для этого следует фиксировать (записывать) каждое движение своих денег – к вам в кошелек и из него.

Скрупулезный учет (фиксация) каждого движения ваших личных (семейных) финансов является одним из самых важных элементов финансовой грамотности. Именно это простое действие гарантированно приведет вас к вашему финансовому благополучию. Однако мало кто решается сделать этот шаг – даже те, кто не раз слышал (читал) про это простейшее правило обращения с деньгами.
Причин НЕделания достаточно много:
– элементарная забывчивость – люди попросту забывают записывать (учитывать) свои расходы и доходы;
– желание «казаться» богатым – я что, нищий на паперти, собирающий милостыню-мелочь?
– застенчивость – кому-то очень сложно (стыдно, некомфортно) прилюдно считать деньги или делать записи о своих расходах;
– банальная лень, за которой прячется НЕпонимание важности фиксации каждого движения денег.
Эту ситуацию хорошо иллюстрирует реплика из фильма «Форсаж»: – Ты же миллионер, а все шаришься, мелочь собираешь.
– Ну, я же хочу остаться миллионером.
И еще одна причина: «глаза разбегаются, не знаю, что выбрать» – так можно трактовать вопрос, который неизбежно возникает при ведении учета своих денежных потоков.
Вопрос заключается в техническом моменте – как выбрать программу по учету личных финансов? Все ищут простой и понятный интерфейс, хороший функционал, желательно с установкой на любой девайс. Мой ответ прост: воспользуйтесь любым удобным (привычным) для вас способом!
Рекомендую для начала использовать самый обычный EXEL:
Шаг 1 – создайте таблицу с несколькими столбцами;
Шаг 2 – фиксируйте-записывайте крупные категории расходов (питание, воспитание, одежда, коммунальные и бытовые расходы, транспорт, развлечения и т.п.);
Шаг 3 – введите формулы (например, сумма расходов за месяц). При желании, в Интернете (или на своем гаджете) вы найдете огромное количество различных программ-приложений по ведению учета личных (семейных) финансов. Выбирайте любую, они мало чем отличаются друг от друга по функционалу! Не важно как вы это делаете, важно что вы это делаете на постоянной основе.
Завершу этот материал напоминанием, какие плюсы несет выполнение этого правила финансовой грамотности – «вести учет своих личных финансов»: Вы начинаете уважать деньги (а не отмахиваться от них). Вы привыкаете проявлять заботу и внимание к финансовым вопросам на постоянной основе, даже не задумываясь об этом, на уровне автоматических рефлексов-привычек. Вы четко видите и понимаете, откуда к вам приходят деньги (источники доходов) и куда они уходят от вас (основные статьи расходов: постоянные и спонтанные). Вы тренируете свою целеустремленность (тем самым значительно ускоряя свое движение к финансовой свободе). Вы гордитесь собой (за еще один сделанный шаг навстречу своей Мечте). Что бы вы еще добавили в этот список?
P.S. Ведение учета личных финансов – это всего лишь один из 50 шагов, которые помогут вам повысить уровень своего благосостояния. Начните движение, дальше будет проще…