В автобусах меняют валидаторы, чтобы смартфоны оплачивали проезд без сбоев. В симферопольских автобусах появились валидаторы Виды валидаторов в автобусах как работает

Валидаторы в автобусах — новшество, которое постепенно внедряют в России с целью перехода на новый формат оплаты проезда в общественном транспорте. С помощью валидаторов пассажиры имеют возможность расплачиваться за проезд безналичным способом — банковской картой или через смартфон. В Москве с 1 сентября 2018 года в наземном общественном транспорте турникеты отойдут на второй план, а вместо них появятся новейшие валидаторы.

Валидатор — механическо-электронное устройство, которое предназначено для проверки и отображения документов. Преимуществом валидаторов в общественном транспорте считается высокий уровень контроля над потоком пассажиров и невысокая комиссия за обслуживание.

Впервые валидаторы появились в России в 2001 году. В рамках эксперимента по внедрению автоматизированной системы контроля проезда устройство протестировали в Зеленоградской области. Результаты эксперимента оказались удовлетворительными — безбилетников стало меньше. Однако большинство россиян настороженно отнеслись к нововведению, посчитав внедрение валидаторов излишней мерой.

В 2018 году у современных пассажиров увеличилась потребность в использовании валидаторов. Наличие у устройства POS-терминала T2100 позволяет расплачиваться за проезд не только с помощью Mifare-карт, но также с использованием бесконтактных банковских карт PayPass и PayWave.

Пассажиры могут без проблем оплатить проезд в транспорте с помощью смартфона, не прибегая к снятию наличных средств. Учитывая то, что безналичный метод оплаты пользуется среди жителей России особой популярностью, данное новшество многим позволило бы сэкономить время и деньги.

Как работает валидатор в автобусе

Валидаторы в России бывают разных видов. Самые распространенные из них — поддерживающие оплату с помощью карт «Тройка», «Единый» и «Стрелка». Принцип работы валидаторов в автобусах достаточно прост: устройство считывает информацию с карты путем идентификации NFC-метки.

Перечисленные валидаторы могут работать в режиме онлайн и оффлайн. Первый режим работы валидатора подразумевает моментальное снятие средств с карты пассажира путем соединения с сервером, после чего распечатывается билет. Во втором случае, когда соединение с сервером отсутствует, владелец карты все равно может получить билет и отдать средства во время последующего использования. Не редко такие устройства соеденены с турникетами.

Самые новые валидаторы для автобусов разработаны на базе бесконтактного терминала T2100. Они способны дистанционно загружать банковские мастер-ключи и автоматически распознавать различные документы.

В частности, к оплате принимаются:

  • проездные билеты;
  • банковские карты;
  • социальные карты;
  • чипы в смартфонах.

Увеличение цен на проезд в общественном транспорте из-за валидаторов

С 1 сентября 2018 года в Москве валидаторы появятся во всех городских автобусах и троллейбусах. Пресс-служба московской мэрии сообщила о приобретении 6 тыс. валидаторов. Отмечается, что турникеты в общественном транспорте будут упразднены.

Эксперты считают, что нововведение повлечет за собой увеличение цен на проезд в наземном городском транспорте. Вывод был сделан на основании стоимости подключения валидаторов к системе обслуживания, которая в среднем оценивается в 1,5 тыс. руб. в месяц.

Минимальная стоимость валидатора – 18,5 тыс. руб. По подсчетам специалистов, расходы на установку валидатора в один автобус составляют 771 руб. в месяц.

© Общественное достояние

В Петербурге кондуктор автобуса решила выгнать «безбилетника», не попытавшись разобраться, почему валидатор не считывает оплату проезда с банковской карты пассажира. В таких, казалось бы, рядовых ситуациях, люди делятся на две категории: те, кто будет отстаивать свои права и ругаться с кондуктором, и те, кто выйдут на следующей остановке. «Форпост» попытался разобраться кто прав, кто виноват.

Утром в пятницу, 1 июня петербуржец Максим Уставщиков дождался на остановке «Бульвар Свободы» в Колпино автобуса №327. Как обычно, он решил оплатить проезд картой Сбербанка, однако в этот раз валидатор решил не считывать её и не «взял» с него деньги. Наличных у местного жителя с собой не было.

Со слов пассажира, кондуктор не стала разбираться в ситуации и решила выставить молодого человека за дверь на следующей же остановке.

«Хотел узнать правоту кондуктора в автобусе, заставила меня выйти, так как оплата по карте не прошла. Написан был отказ на валидаторе. Я ей показал баланс, что карта рабочая. В таком случае чьи это проблемы, мои или перевозчика? Платить же я не отказывался. Мог бы ехать дальше», - спросил совета Уставщиков в одном из городских пабликов.

В беседе с «Форпостом» петербуржец уточнил, что бейджа с именем и фамилией на кондукторе не оказалось, а государственный знак автобуса он, к сожалению, не запомнил.

«Все молчали, пока я не спросил у кого есть «Сбербанк онлайн», тогда студент мне дал денег, а я ему перевёл. А то высадить меня хотели сразу на следующей остановке на улице труда в Колпино», - объяснил «Форпосту» Уставщиков.

Местный житель не стал выяснять отношения с сотрудницей автобуса и портить себе настроение, но неприятный осадок остался.

Автобус №327, двигавшийся по маршруту «Заводской проспект» – «улица Чернова» - на балансе СПб ГУП «Пассажиравтотранс», в пресс-службе которого «Форпосту» сообщили, что будут разбираться в этой ситуации. Однако оперативного комментария по ситуации «Форпосту» получить не удалось.

Член петербургской коллегии адвокатов Данил Степочкин рассказал, что перевозчик сам определяет должностные обязанности кондуктора.

«Согласно тому, какие перевозчик прописал обязанности своему кондуктору, исследуется вопрос о правомерности/неправомерности его действий во время служебной проверки в соответствии с инструкциями и должностными обязанностями. Если в них по его трудовой функции записан именно такой порядок в верификации пассажира: валидатор + контрольное устройство и этого достаточно для принятия решения о высадке пассажира или о прекращении дальнейшей его перевозки, то тогда он права. Если этого недостаточно и нужно было иными способами проверить, пройдёт оплата или нет, а кондуктор этого не сделал, то он совершил нарушение дисциплинарного характера. Со стороны пассажира всё понятно, если у него никак не проходит оплата на всех устройствах, которые есть в автобусе, значит у карты есть какой-то дефект и тут он не виноват», - объяснил «Форпосту» адвокат.

Подобные случаи происходили не только в Петербурге. Часто контролёры высаживают «безбилетников»-детей. Например, в ноябре 2016 года в Челябинске и Екатеринбурге кондукторы не разрешили школьникам доехать до нужной им остановки. Выяснилось, что девятилетняя девочка потеряла свой школьный проездной, а у 10-летнего мальчика не нашлось нужной суммы. Так, в мороз детям пришлось добираться до дома пешком.

В Уголовном кодексе РФ есть 238 статья (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей), под которую такие кондукторы попадают. Однако не всегда эта статья применима.

Пока в российском законодательстве нет чёткого определения, кто прав, а кто виноват в ситуации с «безбилетниками», некая вольность кондукторов «хочу и ворочу» будет присутствовать. Ну а как разрешится ситуация с петербургским «зайцем», ещё предстоит выяснить.

Большинство пассажиров наземного общественного транспорта уже смирились с двойным контролем: сперва ты прикладываешь «Подорожник» к валидатору, затем - к считывающему устройству в руках недоверчивого кондуктора, который приговаривает, как мантру: «Поездки повторно не снимаются!» Но зачем вообще нужны кондукторы, если большинство автобусов, троллейбусов и трамваев оборудованы валидаторами? Мы адресовали этот вопрос в Комитет по транспорту и эксперту движения «Город и транспорт».

Тамара
Смирнова

пресс-секретарь Комитета по транспорту

Кондукторы сейчас дублируют валидаторы, потому что кто-то должен собирать разовую выручку, то есть выручку от продажи разовых билетов. Есть Постановление Правительства РФ № 112, которое предусматривает наличие разового проездного билета, и город ему следует.

До 2017 года Комитет планирует постепенно перейти к электронной системе оплаты проезда, более цивилизованной и современной. Комитет рассматривает различные способы оплаты проезда без использования труда кондукторов: автоматы по продаже билетов, турникеты, павильоны на остановочных пунктах, оплата через интернет, через банковскую карту, даже при помощи мобильного телефона - вариантов много.

Сейчас в городе работают 1 900 кондукторов ГУП «Пассажиравтотранс» (автобусы), 2 488 - «Горэлектротранса» (троллейбусы и трамваи), ещё сколько-то у негосударственных перевозчиков. Всего в городе порядка 4 500 человек. Валидаторами оборудован весь подвижной состав ГЭТа и ПАТа.

Расходы на оплату работы кондукторов сейчас составляют порядка 1 миллиарда 700 миллионов рублей в год, расходы на наземный транспорт в целом равны 15,6 миллиарда рублей. Соответственно, на кондукторов уходит почти 11 % от всех затрат. Бескондукторная система оплаты проезда позволит тратить всего 700 тысяч рублей в год на проверяющий персонал.

Владимир
Валдин

эксперт движения «Город и транспорт»

Кондуктор сегодня - это фактически государственный чиновник. А любому чиновнику вы платите из своего кармана и, очевидно, хотите знать, за что. Так вот, подумайте, нужен ли вам этот человек на борту автобуса? Готовы вы ли за это платить? Кондукторная система сбора выручки - это каменный век, от неё надо было давно отказаться. Следует копировать то, как это работает в цивилизованных странах: за редкими исключениями там нет кондукторного сбора выручки. Кондукторов могут себе позволить содержать богатые и махрово-социалистические страны типа Швеции. Иногда за рубежом проездную плату принимают и водители, но это скорее дополнительная услуга перевозчика пассажиру, и услуга недешёвая. Например, в Праге вы никогда не купите билет у водителя трамвая - но сможете купить у водителя автобуса, причём стоить это будет значительно дороже, чем если приобретать в киоске. И это нормально: не работа водителя - продавать билеты.

Почему мы не можем отказаться от кондукторов в Петербурге? Мы загнали себя в тупик законодательством: абсолютно на всё требуются инструкции, и здравый смысл просто отменён - этакая хроническая итальянская забастовка в национальном масштабе. Сейчас Постановление Правительства РФ № 112 не позволяет даже при наличии системы валидаторов отказаться от кондукторов и заняться более пристальным контролем оплаты проезда - организовать бригады контролёров, в том числе при участии полиции. Закон нужно менять в соответствии со здравым смыслом.

Есть также проблема в том, что только сотрудник полиции имеет право предпринимать какие-то действия по отношению к зайцу. У нас смешной штраф за безбилетный проезд - 500 рублей. На самом деле штраф должен быть равен стоимости месячного билета. А потом представьте себе: что тётенька-кондуктор может предпринять против зайца? Да ничего, если заходит здоровенный пьяный амбал, который просто отказывается платить. При той обстановке, которая у нас сейчас существует в обществе, пассажирам этот амбал будет безразличен или они начнут его защищать.

Если мы хотим всё делать по инструкции и на каждый чих ждём очередной государев закон, то так и будем ездить с кондукторами и валидаторами одновременно. Но самое печальное, что мы все за это платим посредством налогов. В итоге наши налоги уходят на содержание не транспорта, а армии людей, которые не создают ни товаров, ни действительно нужных услуг.

Иллюстрация : Настя Яровая

В некоторых московских автобусах сняли валидаторы в начале и в конце салона. На это обратили внимание в соцсетях, убедились в этом и журналисты The Village.

В итоге оплатить проезд можно только около центральных дверей, к которым не всегда получается пробраться из-за большого числа пассажиров. В Мосгортрансе нам ответили, почему отключили считывающие устройства.

Мосгортранс

«Мы увеличиваем число валидаторов, принимающих оплату банковскими картами и смартфонами с функцией бесконтактных платежей - обновляем программное обеспечение на новых устройствах, заменяем валидаторы старого образца».

По утверждению ведомства, валидатор может отсутствовать только у одной из дверей - и менее чем в 5 % всех городских автобусов. На деле же из трех валидаторов чаще всего оставляют только один, в центре.

После обслуживания считывающие устройства вернут на место. В Мосгортрансе обещают, что валидаторы будут работать у всех дверей в автобусах уже в начале 2020 года. Оплатить проезд теперь можно будет не только проездным, но также картой или смартфоном. Эта функция есть и сейчас, но работает с перебоями.

Как вы знаете, помимо предложений по улучшению автомобильного движения, у нас есть несколько программ по улучшению общественного транспорта:
удобное метро , парадоксы общественного транспорта и . Я не всегда успеваю (иногда забываю) своевременно публиковать их для обсуждения в ЖЖ. Решил наверстать упущенное и представить уже не совсем новую, но актуальную программу с предложениями по улучшению общественного транспорта .

Начнем с набирающих популярность 900-х полуэкспрессных маршрутов. При всех достоинствах автобусов ЛИАЗ 5292.21 (низкопольность, наличие кондиционера), работающих на этих линиях, они обладают одним существенным недостатком: в них всего 20 мест для сидения.

Это катастрофически мало для автобусов, которые предназначены для доставки пассажиров на большие расстояния. Поскольку поездка длится 30-40 минут, значительной части пассажиров приходится все это время ехать стоя. Как вы понимаете, это совершенно не комфортные условия для людей. А пока общественный транспорт будет продолжать оставаться неудобным для пассажиров, мы не только не пересадим автомобилистов в него, но и будем стимулировать отток людей в сторону использования личного транспорта.

Мы предлагаем закупить и использовать на 900-х маршрутах подвижной состав со значительно большим числом сидячих мест. Хорошей моделью является ГолАЗ-6228 (уже эксплуатируется в Москве). Наиболее оптимальными представляются автобусы большей вместимости с количеством сидячих мест не менее 37.

Целесообразным является установка в этих автобусах Wi-Fi модулей. Это привлечет активную часть горожан в общественный транспорт. И начнет менять его имидж с на транспорт для креативных, продвинутых и современных людей.

Но главное - это...

разрешить посадку в автобус через все двери!
Дело в том, что на экспрессных маршрутах отключен турникет (с безбилетниками борются бригады контролеров). Это сделано для увеличения привлекательности данного вида транспорта. Но, при этом, по какому-то досадному недоразумению или по упрямству некоторых несознательных граждан из Мосгортранса, посадка осуществляется по-прежнему через переднюю дверь. Абсурд! Парадокс! Его надо срочно устранить.

А как же валидация билетов, спросят некоторые. Сейчас валидатор находится только у передней двери, поэтому и запускают пассажиров в автобус через один вход. Решение очевидно: нужно поставить дополнительно в салоне еще 2-3 валидатора, как это сделано в европейских странах.

Сравните, кстати, размер данного девайса в Праге (фото сверху) и в Москве (снизу). Где Чубайс со своими нанотехнологиями? Опять наши микропроцессоры самыми большими в мире получаются... Наверняка еще и самыми дорогими. Наше предложение к Департаменту транспорта: закупить нормальные валидаторы адекватного размера!

Мы уже выступали с предложением о . Установка нескольких валидаторов в экспрессных маршрутах - это первый шаг на пути к этой большой цели. Потому что унижаться турникетами больше совсем не хочется.

Спустимся под землю.
По метрополитену мы регулярно выступаем с конкретными предложениями, а сейчас коснусь двух общих и взаимосвязанных вопросов.

1. Попрошайничество. В каждом переходе и составе "работают" бригады по выманиваю денег у пассажиров. Конечно, нормальным людям жалко безногих инвалидов или малолетних детей и им дают деньги. Не давайте себя обмануть! Это самая настоящая мафия или фирма "Друг нищего" (читайте Брехта). Когда я сфотографировал этого субъекта, он мне сообщил, что так делать нельзя, ибо придут старшие и будет нехорошо.

2. Незаконные мигранты.
На нескольких станциях Московского метрополитена (Проспект Мира, Комсомольская, Курская, Таганская) уже несколько лет работают настоящие "биржи труда", устроенные приезжими из стран Центральной Азии.

фото mr_quietest

Новоприбывшие мигранты могут тут приобрести фальшивые документы, разрешение на работу и прочее. Поговаривают, что свои могут купить в метро оружие и наркотики. Короче, московская подземка все больше напоминает не транспортную систему, а притон для нелегалов и криминальных элементов.

Мы требуем наведения порядка в метро с помощью совместных рейдов полиции и миграционной службы. Пока на станциях и в вагонах творится такое безобразие, о решении транспортных проблем столицы даже говорить смешно.

UPD: Было у нас и еще одно предложение. Поставить автоматы по продаже билетов на ОТ. Однако сейчас появился электронный кошелек "тройка" (который скоро можно будет пополнять всеми возможными способами). Поэтому автоматы по продаже билетов уже не так необходимы. Что думаете?