Сталинские высотки история и мифы. Легенды московских «высоток»…. Главное здание МГУ на Воробьёвых горах

Эпоха послевоенного восстановления Москвы характеризуется невероятными архитектурными решениями и грандиозными стройками. Сталинские высотки в Москве стали символом этого строительства. Идея Сталина о превосходстве Советского Союза над всеми капиталистическими странами запечатлелась в архитектурном стиле того времени. Все Сталинские высотки в Москве были построены за десять лет (1947-1957 гг.). Всего построили семь Сталинских высоток в Москве:

Сталинские высотки Адрес Период строительства Архитекторы Высота
МИД на Смоленской площади Смоленская-Сенная пл., д. 32/34 , м. Смоленская 1948-1953 гг. В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус 27 этажей, 172 м
Гостиница «Ленинградская» Каланчевская улица, д. 21/40 , м. Комсомольская 1949-1954 гг. Л.М. Поляков, А.Б. Борецкий 17 этажей, 136 м
Дом на Баррикадной Кудринская площадь, д. 1 , м. Баррикадная 1948-1954 гг. М.В. Посохин, А.А. Мндоянц 24 этажа, 156 м
Гостиница «Украина» – «Radisson Royal Hotel» Кутузовский проспект, д. 2/1 стр. 1 , м. Киевская 1953-1957 гг. А.Г. Мордвинов, В.К. Олтаржевский 34 этажа, 206 м
Административное строение возле «Красных ворот» Садовая-Спасская улица, д. 21 , м. Красные ворота 1947-1952 гг. А. Н. Душкин, Б.С. Мезенцев 24 этажа, 138 м
Котельническая набережная, д. 1/15 , м. Таганская 1948-1952 гг. Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский 26 этажей, 176 м
Главное здание МГУ им. Ломоносова Воробьевы горы, д. 1 , м. Университет 1949-1953 гг. Б.М. Иофан, Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев, другие 32 этажа, 240 м

В начале 20-го века американские небоскребы были символом свободы и эпохи зарождающихся рыночных отношений. Манхэттен, Эмпайр-стейт-билдинг, улицы и авеню, пересекающиеся строго под прямым углом, и сейчас являются символом капитализма. Москва в 20-е годы с каменными аристократическими особняками, деревянными купеческими домиками, бараками и хитровским рынком совсем не подходила на роль столицы молодого советского государства.

Власть, к началу 30-х годов отчетливо понимала, что новому государству нужен новый прогрессивный город, отражающий как политическое устройство страны, так и отвечающий всем потребностям строителей коммунизма. Все это привело к началу масштабного строительства высотных строений в Москве, которые получили название «Сталинские высотки».

Сколько Сталинских высоток в Москве должно было быть

Однозначно ответить на вопрос, сколько Сталинских высоток было запланировано построить, сложно. Исторически установлено Иосиф Сталин хотел, чтобы в Москве были сооружены восемь грандиознейших высотных сооружения, символизирующих 800-летие города героя. Осенью 7 сентября 1947 г. в 13.00 в разных местах Москвы приступили к закладке “первого камня” в основания восьми советских небоскребов.

Дата была выбрана не случайно. По астрологическим прогнозам именно эти дата и время сулило сооружения особую энергетику. Однако, возвели только семь. Работы над восьмой Сталинской высоткой было решено остановить сразу после смерти вождя, а на уже возведенном фундаменте в районе Зарядье позднее появилась Гостиница Россия, демонтированная в 2007 г.


Городские легенды гласят, что московские высотки – это только часть мечты Сталина о городе будущего, с величественными административно-жилыми комплексами и идеально ровными гранитными набережными. Эти легенды подтверждаются конкурсными проектами разных архитекторов. Глядя на эти макеты с трудом можно представить, что именно так могла бы выглядеть Москва.

Сталин хотел сделать из Москвы «пионера», а после все остальные города приняли бы аналогичный облик. Таким образом, выражение «Сталинские высотки» могло стать популярным во всем мире и олицетворять всю силу и мощь Советского Союза.

Проект строительства восьми небоскребов в Москве являлся частью грандиозного плана по возведению монументальных сооружений во всех областных центрах и столицах республик СССР. Самым значимым, из уже запланированных архитектурных объектов, должен был стать Дворец Советов , так называемая девятая высотка, строительство которого стартовало еще в 1939 г. вместо разрушенного до основания Храма Христа Спасителя.

Дворец Советов планировался как самое высокое строение своего времени (415 м + 100 м высота статуи Ленина) и должен был стать центром всего Советского государства. К сожалению или к счастью, но Сталинские высотки появились ограниченной партией и далее не получили должного развития.


Сталинки в других городах

Возведенный в эпоху сталинского ампира, Главный корпус Челябинского Южно-Уральского государственного университета, часто относят к числу Сталинских небоскребов. К памятникам советского могущества во всей восточной Европе относят и высотки, построенные другими государствами, входившими в состав советского союза: Рижская академия наук, Дворец культуры и науки в столице Польши Варшаве, Гостиница «Украина» и жилой небоскреб на Крещатике Киева, пражская гостиница «Crowne Plaza», Дом свободной прессы в Бухаресте.

Проектирование небоскребов было начато еще в конце 30-х годов. В тяжелейшие годы Великой отечественной войны грандиозные стройки были остановлены. Сталинские высотки в Москве продолжили строить практически сразу после окончания войны. Вождь еще принимал парад победы на Красной площади, а архитекторы уже вели подготовительную работу над проектами новых сооружений.

Использованные архитектурные решения получили название «сталинский ампир», иногда называемый «ампир во время чумы». Задача перед архитекторами стояла одновременно очень простая и очень сложная: превзойти американские небоскребы – по величию и грандиозности. Как показывает история, с задачей справились!


Архитекторы Сталинских высоток

В конкурсе, проводимом для отбора проектов, участвовало немало известных и заслуженных архитекторов. Победителями же стали молодые, талантливые архитекторы, задачу перед которым ставил лично И. Сталин.

Как позднее писали современники, ему нужна была команда градостроителей готовых беспрекословно выполнять его пожелания и реализовывать самые амбициозные замыслы. О причинах такого внимания со стороны вождя к проектам небоскребов Москвы до сих пор спорят историки.

Архитекторами Сталинских высоток были очень разные люди, их судьбы сложились по-разному. Наиболее странной была судьба одного из первых архитекторов Главного здания МГУ на Воробьевых горах, Бориса Иофана (ему же принадлежит авторство других не менее известных проектов сооружений Москвы).

Борис учился в римском институте изящных искусств и после его окончания спроектировал не мало советских сооружений, но и итальянских. К слову сказать, именно итальянские зодчие спроектировали Московский Кремль .

В начале 30-х годов он был автором грандиозного проекта Дворца Советов и считался «придворным» архитектором Иосифа Сталина. Однако, его проект здания МГУ, возведение которого было запланировано на Ленинских (Воробьевых) горах вызвал жесткую критику.

По официальной версии, И. Сталина не устраивало выбранное Б. Иофаном место для будущего здания МГУ из-за нахождения в этом месте объектов правительственной связи. По другой версии, предложенное Б. Иофаном место не вписывалась в концепцию, основанную на магнитных полях, что должно было связать все восемь сооружений.

Сейчас достоверно невозможно установить в чем была суть конфликта между вождем и архитектором, но МГУ сместили на несколько сотен метров от запланированного, а Б. Иофана сместили с поста главного архитектора. Предложенный и реализованный проект МГУ основан на чертежах Б. Иофана, но его имя по указанию И. Сталина вычеркнули со всех документов.

Сталинские высотки в Москве, мистика и легенды

Легенды вокруг высоток начали появляться еще на этапе проектирования, начиная с самой идеи их строительства и заканчивая изображением древних символов на фасадах: масонских, языческих и христианских. Закладка фундамента всех московских небоскребов по приказу вождя происходила ровно в 13.00 7 сентября 1947 г., дата и время были основаны на астрологических прогнозах. В этот день в Москве, также по указанию сверху, были запрещены все строительные работы.

Архитектурные формы сооружений скрывают под собой пирамиды, пропорции которых аналогичны египетским пирамидам. Пирамида, как известно, символизирует превосходство, власть, знание, энергию и силу.

Сталинские высотки в Москве отличаются особо прочным металлическим каркасом. И большинство эзотериков сходятся во мнении, что наличие металлических арматуры и шпилей предполагает использование зданий как грандиозных передатчиков энергии.

В рассекреченных архивах КГБ практически нет фотографий хода строительства высоток, так как строили их заключенные, и публично данный факт афишировать не стоило. Жильцы этих домов, хорошо знали о том, кто и каким трудом возводил эти стены, но предпочитали эту тему не обсуждать.

Существует множество легенд и слухов о технологиях заморозки грунта, которые к тому времени действительно активно применялись, но только для строительства метро. Большинство таких легенд похожи на главы из романов будущего: про использование для заморозки грунта жидкого азота, который кстати, превращает металл и бетон в пыль, про 3-й подвал МГУ, где находятся громадные холодильные установки, которые поддерживают грунт под зданием в твердом состоянии, и если их отключить, то МГУ сползет в Москву-реку за одну неделю. А еще истории о том, что все сооружения имеют прямой выход к туннелям метро.


Квартиры в Сталинских высотках Москвы и их жильцы

Заселение строений часто происходило по прихоти судьбы. Квартиры получали как известные политические деятели, так и звезды кино, художники, писатели и доктора наук. Одной из примет времени было то, что получившие квартиру в высотке, нередко, меняли это роскошное жилье на камеру в застенках КГБ или койку в лагерном бараке на севере.

Жильцам роскошных квартир Сталинских небоскребов в Москве запрещалось менять или передвигать мебель без особого на то разрешения надлежащего органа, так как могла пострадать аппаратура, установленная для прослушивания и записи разговоров.

Подвалы и бункеры под Сталинскими высотками до сих пор будоражат фантазию как профессиональных историков, так и любителей экстремальных путешествий. Никто доподлинно не знает куда ведут туннели за ржавыми металлическими дверями в подвалах, замки которых открыть даже специальной техникой не всегда возможно.

Сколько Сталинских высоток в Москве

В планах советского правительства было возведение одного дома высотой 32 этажа, двух домов высотой 26 этажей и пяти домов высотой 16 этажей. Самым высоким зданием, согласно первоначальному проекту, должна была стать гостиница для трудящихся на Воробьевых горах. Главным зданием МГУ, с высотой в 36 этажей, она стала позднее. Никаких парков, фонтанов и смотровой площадки также не предполагалось, добавлены в архитектурный ансамбль они были также позднее.

Все Сталинские высотки в Москве были возведены по единой концепции: широкое основание, ступенчатая пирамида, остроконечные шпили и мотивы кремлевских башен. Участки под строительство советских небоскребов выделялись огромные, что ощутимо отличало их от американских, где плата за аренду участка под строительство не просто большая, а очень большая и пирамидальное постройка, в условиях рыночных отношений, считалось непозволительной роскошью.

Некоторые из архитектурных решений были продиктованы не только эстетикой, но и особенностями Московского грунта. Если Манхеттен стоит на скалистой и твердой местности, то Москва стоит на холмах и болотах. Следствием этого, и стали удивительные технологии, использованные при строительстве сталинских небоскребов.

Еще одной проблемой для архитекторов была категоричная позиция вождя по вопросу выбора мест под строительство. В его кабинете все строящиеся небоскребы были отмечены на карте, и предложения архитекторов перенести здания в другое более благоприятное место для сооружения отвергались.

Сталинская высотка на Смоленской площади

Первой была возведена высотка на Смоленской площади для Министерства иностранных дел. Архитектура здания МИД отличается сдержанностью и является единственной Сталинской высоткой, на которой отсутствует пятиконечная звезда, так как непрочный шпиль здания не смог бы выдержать ее вес и ветровые нагрузки на 172-ух метровой высоте.


Сталинская высотка на Комсомольской

Следом появилась самая маленькая Сталинская высотка – Гостиница «Ленинградская», дополняющая концепцию Комсомольской площади. Ее внутреннее убранство было исполнено в стиле московского барокко. Архитектурная роскошь “Ленинградской” в последующие годы очень критиковалась со стороны Н. Хрущева. Сталинских наград были лишены архитекторы гостиницы.


Сталинская высотка на Котельнической набережной

Затем архитектурный облик Москвы дополнился Сталинской высоткой на Котельнической набережной. Здание гармонично вписалось в ландшафт на стрелке Москвы-реки и Яузы. За счет примыкания к зданию возведенного ранее жилого дома общее количество квартир достигло 700. Высотка на Котельнической разместила в себе кинотеатр, почта, парикмахерская, множество кафе и магазинов.


Сталинская высотка на Баррикадной

Сталинка на Кудринской площади в Москве получила прозвище «Гастроном». Здесь также, как и в здании на Котельнической, разместились магазины, кинотеатр, гаражи. Фасад здания в декорирован множеством скульптур и барельефов.


Высотка на Красных воротах

Выход из метро «Красные Ворота» расположен в еще одной высотке, возведенной на Садовом кольце. В советские годы это здание занимало министерство транспортного строительства. В Сталинской высотке находились как рабочие кабинеты работников министерства, так и жилые квартиры. Три корпуса дома не связаны ни наземными переходами, ни чердаками, общим для них является только подвал.


Сталинская высотка на Кутузовском

Московская высотка гостиница «Украина» расположилась в начале Кутузовского проспекта. Место для строительства небоскреба выбрано очень удачное: начало проложенного как раз в послевоенные годы Кутузовского проспекта, и набережная Москвы-реки с причалом. Стратегическое расположение гостиницы делало ее крайне привлекательной для гостей столицы, а интерьер поражал своим великолепием.


Сталинская высотка на Воробьевых горах

Самая высокая среди Сталинских высоток – главное здание Московского государственного университета на Воробьевых горах. Силуэт МГУ виден на большом расстоянии и стал одним из символов Москвы. Парки, фонтаны и смотровая площадка привлекают на Воробьевы горы как горожан, так и туристов. Экскурсия по высоткам в Москве неизменно привлекает массу слушателей. Многое из истории проектирования и строительства московских небоскребов послевоенной эпохи остается тайной и сейчас.


Тайны Московских высоток

Мы можем только догадываться какой могла быть Москва, если бы Сталин сумел реализовать свой грандиозный план по возведению всех высоток и других сооружений. Но мы можем с уверенностью говорить, что облик Москвы был бы навсегда изменен.

Сталин приказал архитекторам построить пирамиды и скрыть их под архитектурной «шелухой». Все генеральные планы и координаты Сталинских высоток были строго засекречены. По сути, это были такие же пирамиды как и в древнем Египте, которые должны были стать своего рода энергетическими накопителями.

Говорят, эти пирамиды (Сталинки) могли бы концентрировать огромное количество энергии, что в итоге могло открыть путь к бессмертию. Возможно это слухи, а может и нет. Восемь пирамид (высоток) должны были замыкаться на девятой, центральной (самой высокой среди них) пирамиде, что позволило бы вырабатывать огромную жизненную энергию. Месторасположение каждого сооружения Сталин определял лично, но странное дело – все Сталинские высотки в Москве стоят на геологических разломах.

Почему 9 высоток в Москве

Всего должно было быть 9 небоскребов, ровно столько планет в солнечной системе. Каждая олицетворяет определенную планету. К примеру, сооружение на Котельнической может быть соотнесено с планетой Венера (красота). Венера означает, что это может быть одно из самых красивых зданий и эстетически выдержанных и, что там могут жить представители искусства, как оно действительно и происходит.

Здание на Кудринской площади соотносится с планетой Марс (эмоции). Здание МИДа соотносится с Юпитером (энергия двигательная). Здание МГУ имеет отношение к планете Меркурий (образование). Таким образом, Сталинские высотки представляют собой пирамиды и у каждой свое предназначение.

Где пересекаются все высотки

Здания имеют пересечение в одном месте, именно там, где должна была быть девятая высотка (Дворец Советов), сейчас находится Храм Христа Спасителя. Пересечение всех линий создает знак, очень похожий на знак в пустыне Наска в Перу.

Дворец Советов начали строить в конце 30-х годов. Был залит огромный бетонный фундамент, сделан металлический каркас, построено несколько этажей, внизу был готов зал заседаний политбюро и, конечно же, к этому сооружению проходили ряд туннелей, но началась Великая Отечественная война и строительство заморозили, а каркас разобрали на производство танков.

Пожалуй, стройка высоток была единственной, строителей которых не торопили, а станции метро, к примеру, в то время, обязаны были вводить к каждой красной дате. Было всего лишь два ограничения по строительству – запрещалось передвигать стройку даже на один сантиметр и каждая высотка должна иметь шпиль.

Давно отгремели звуки революционных взрывов, запечатлевших на страницах нашей истории рождение первого рабоче–крестьянского государства. Ударная волна советских преобразований раз и навсегда перевернула московскую жизнь. Обрушив стены православных храмов, Москва взметнула ввысь идеи новых вождей. В вихре грядущих перемен закружились литераторы и музыканты, художники и архитекторы. Последние ударно выплеснули на развороченные улицы столицы архитектурные шедевры нового формата. В нём не осталось места для затейливо прихотливых узоров и нежных лиц античных муз. На смену буржуазным формам спешили монументальные фигуры дебелых комсомолок и мускулистых красноармейцев, сжимавших в могучих руках серпы, молоты, автоматы и прочую символическую атрибутику пролетарских кругов. Расположились все эти элементы пролетарской символики на самых видных местах грандиозных сталинских высоток, возведенных по желанию И.В. Сталина в местах особой силы, дарованной взорванными православными храмами, кровавыми баррикадами первых, ещё при царе проходивших стачек, у дорог, ведущих на запад и восток, на сакральных столичных холмах, коим средневековый летописец отводил силу «Третьего Рима».

На увлекательной автобусной экскурсии по сталинским высоткам в Москве Вы узнаете множество интересных и захватывающих исторических фактов о строительстве этих величественных зданий, а именно:

  • кто спроектировал сталинские высотки, придав их внешнему виду столь грандиозное великолепие и непоколебимую мощь;
  • как сложились судьбы архитекторов, работавших над воплощением сталинских идей;
  • почему Л. Берия приказал украсить шпилем уже построенное здание МИДа;
  • кто участвовал в строительстве сталинских высоток, и чьи имена навсегда запечатлены на страницах российской истории;
  • где проживали знаменитые люди страны советов – Фаина Раневская, Майя Плисецкая, Галина Уланова и многие другие.
На автобусной экскурсии по московским сталинским высоткам Вы также получите ответы на следующие вопросы:
  • как КГБ осуществляло слежку за жителями дома, расположенного на Котельнической набережной;
  • что скрывают клумбы и фонтаны, расположенные рядом со сталинскими высотками;
  • где расположена система наблюдения за посольством США;
  • как устроены входы в Метро–2, и где они располагаются;
  • зачем в сталинских высотках устроены подземелья и морозильные камеры;
  • почему фонят счетчики Гейгера у МГУ им. М.В. Ломоносова;
  • где замурована статуя И.В. Сталина, отлитая для пьедестала на башню МГУ.
Вместе с нашим профессиональным экскурсоводом попробуйте раскрыть все эти мистические тайны, развенчать мифы и узнать все секреты легендарных сталинских высоток!

Внимание! Автобусная экскурсия по сталинским высоткам ориентирована на публику старше 12 лет.

Источник фотографий: фотобанк «Лори»

Уважаемые экскурсанты!
Уведомляем Вас, что в период с 20 декабря 2018 г. по 13 января 2019 г. окончание автобусной экскурсии «Легенды и мифы сталинских высоток» будет осуществляться у станции метро Краснопресненская.

Их решили построить восемь, - восемь громадных жилых, гостиничных и административных многоэтажных зданий высотой от 130 до 240 метров. В правительственном постановлении было сказано, что они должны стать «вертикальными архитектурными доминантами города». Официальный старт строительства был дан во время празднования 800-летия Москвы в сентябре 1947 года. Сама строительная эпопея растянулась на долгий период. «Высотка №7» - гостиница «Украина» в Дорогомилово была готова лишь в 1957-м, а «номер восьмой» - 250-метровая громадина Совета Министров СССР, ради которой снесли несколько кварталов старой застройки в Зарядье, и вовсе не была возведена.

Немецкие гастарбайтеры

В качестве рабочей силы на строительстве высотных зданий использовали в том числе и бригады, состоявшие из немецких военнопленных (в том числе из солдат сдавшейся под Сталинградом армии Паулюса). Когда подошел срок их освобождения и отправки в Германию некоторым из этих «строителям поневоле» устроили экскурсии по советской столице и среди прочих достопримечательностей показали уже достроенные высотки.

Министерская рокировка

Многоэтажная махина на Смоленской площади первоначально планировалась в качестве жилого дома для сотрудников Министерства трудовых резервов СССР, однако затем это здание решили оборудовать для размещения в нем Министерства иностранных дел.

Полк «последней надежды»

В проекте начатого постройкой, но затем разобранного высотного здания Совмина в Зарядье предусматривалось сооружение многоэтажного подземного бункера. Верхний его ярус располагался в стилобатной части высотки, которую успели соорудить. По некоторым сведениям, это огромное подземное помещение первоначально предназначалось для размещения танкового полка «последней надежды». Данное спецподразделение должно было в случае возникновения какого-либо форс-мажора - восстания, государственного переворота, военной провокации,.. - обеспечить прикрытие эвакуации кремлевских «вождей» из столицы в безопасное место. Впоследствии в стилобате так и не построенной сталинской высотки был оборудован кинотеатр «Зарядье».

Шпиль в эндшпиле

«Фирменный знак» сталинских высоток - венчающие их шпили. Однако в первоначальных вариантах такое архитектурное украшение было не у всех из семи высотных зданий. Зодчие, проектировавшие многоэтажки на Смоленской площади и у Красных ворот, сперва вовсе не собирались украшать свои творения остроносыми шатрами. Однако «правильной архитектуре» их научил сам товарищ Сталин.

Вот что довелось услышать в свое время корреспонденту «МК» от участника проектирования высотки у Красных ворот архитектора Александра Федоровича Стрелкова:

«Здание МИДа построили больше похожим на американские небоскребы с плоским верхом. В его кабинеты уже переехали сотрудники этого внешнеполитического ведомства. Но однажды «вождь народов», проезжая в своем лимузине по Арбату мимо громадной многоэтажки, вдруг спросил находившегося в салоне секретаря Поскребышева: «Когда это здание достроят?» «Оно уже достроено, товарищ Сталин!» «Как? А где же шпиль?» Той же ночью Иосиф Виссарионович, в телефонном разговоре с архитекторами, проектировавшими здание МИДа, велел увенчать его надстройкой со шпилем. Задача оказалась не простой: ведь конструкция верхней части этой высотки не была рассчитана на дополнительную нагрузку от такой архитектурной добавки, а кроме того все работы по сооружению надстройки нужно было выполнить, не выселяя из здания работавшее там министерство! Выход был найден: на многоэтажку «надели» сверху декоративную башенку (естественно, со шпилем!), выполненную из металла - стальной каркас, обшитый снаружи металлическими листами, покрашенными «под камень». Чтобы поставить эту «шапку» на здании, пришлось останавливать МИДовские лифты, работавшие в верхних ярусах. Сотрудники поднимались и спускались пешком по лестницам, а в лифтовых шахтах рабочие монтировали конструкции для новой шпилевой части высотки и потом поднимали их домкратами.

Сталинское категорическое требование, чтобы все высотки были со шпилями, коснулось и нашей архитектурной бригады. Здание у Красных ворот тогда еще только достраивалось, узнав о «разгоне», устроенном вождем строителям МИДа, главный архитектор нашего проекта, известный зодчий Алексей Николаевич Душкин срочно вызвал к себе на совещание всех своих помощников. Его ночной телефонный звонок разбудил и меня: «Срочно берите такси и приезжайте в мастерскую!» На фотомонтаже, изображающем будущую высотку, - это была специально подготовленная «картинка» для показа в различных руководящих инстанциях, - мы соскоблили прежде спроектированную кубическую верхушку и вместо нее подрисовали завершение со шпилем. Именно в таком виде вариант внешнего оформления здания на следующее утро был отправлен товарищу Берии, который затребовал сведения о всех строящихся высотных зданиях для доклада Сталину. Потом под этот эскиз пришлось в экстренном порядке перерабатывать проект верхней части здания. К нашему счастью, работы по ее возведению еще не начались, так что ничего ломать и перестраивать не пришлось.»

Кому быть над университетом?

Поначалу не собирались строить шпиль и над новым зданием МГУ на Ленинских горах. В планах архитекторов было увенчать эту многоэтажку огромной скульптурой. Узнав о таком замысле, скульптор Вера Мухина предложила украсить университетскую высотку своим знаменитым творением - скульптурой «Рабочий и колхозница». Однако от такого варианта отказались. Вместо мухинской скульптуры на демонстрационных эскизах здания сперва изобразили фигуру человека с задранной к небу головой и широко раскинутыми в стороны руками (видимо, такая поза должна символизировать тягу к знаниям). Однако во время показа этого варианта товарищу Сталину, ему вполне явственно намекнули, что исполинская скульптура может получить портретное сходство с любимым вождем. Иосиф Виссарионович подобные перспективы обсуждать не стал и распорядился соорудить вместо статуи шпиль, чтобы здание университета было таким же «востроносым», как и другие высотки, строящиеся в столице.

Самая высотная зона

В газетных репортажах с ударной стройки здания на Ленинских горах сообщалось, что высотку возводят 3000 комсомольцев-стахановцев. Однако, в действительности здесь работало гораздо больше народа. Причем основная часть строителей «очага мировой культуры» была - в традициях того времени - зеками. Специально «под университет» в конце 1948 года был подготовлен приказ об условно-досрочном освобождении из лагерей нескольких тысяч заключенных, имевших строительные специальности. Этим счастливчикам предстояло «мотать» остаток срока на сооружении высотки МГУ, - жили в бараках, питались баландой, но зато ходили без конвоя.

Но были на Ленгорах и «стопроцентные» зеки. В системе ГУЛАГа здесь существовало «Строительство №560», преобразованное в 1952-м в Управление ИТЛ Особого района (так называемый «Стройлаг»), контингент которого был занят на сооружении университетской высотки. Курировал стройку лично генерал Комаровский, начальник Главного управления лагерей промышленного строительства. Численность заключенных в «Стройлаге» достигала 14000 человек. Практически все они сидели по «бытовым» статьям: везти в Москву «политических» побоялись. Зону со сторожевыми вышками и колючей проволокой построили в нескольких километрах от места самого строительства - рядом с деревней Раменки (это район нынешнего Мичуринского проспекта). Когда возведение высотного здания подходило к концу, лагерное начальство решило «максимально приблизить места проживания и работы заключенных». Новый лагерный пункт был оборудован прямо на верхотуре - на 24 и 25 этажах строящейся башни. Такое изобретение руководителей «Стройлага» позволяло сэкономить и на охране: не надо ни сторожевых вышек, ни колючки, - все равно зекам деваться некуда!

Роскошь лауреату помеха

Интерьеры сталинских высоток оформлялись с поистине дворцовой роскошью. Самым богатым было убранство парадных помещений гостиницы «Ленинградская» у площади трех вокзалов. В смете расходов на ее отделку были заложены очень внушительные суммы, поэтому главный архитектор проекта Л. М. Поляков не стеснялся в художественных изысках. Для отделки интерьеров использовали ценные породы камня и дерева, бронзу, позолоту, по стенам развесили картины известных русских и советских художников... За представленный ими на предварительной стадии эскизный проект чудо-высотки создателей «Ленинградской» наградили Сталинской премией, однако всего несколько лет спустя, после смерти «вождя народов» и прихода к власти Н. С. Хрущева взгляд на то, какой должна быть советская архитектура радикально поменялся. С подачи нового «хозяина страны» началась борьба против «архитектурных излишеств и украшательства». В результате Полякова и его коллег по работе над «Ленинградской» звания лауреатов лишили.


В последний день лета мы решили выбраться на одну из интереснейших и популярных экскурсий по сталинским высоткам. Это автобусная экскурсия, которая длится четыре часа, и за это время вы получаете колоссальный объем информации, который совсем не просто переварить. Но я все же попробую это сделать и рассказать об всем том, что мы увидели и услышали, потому что все это, на мой взгляд, действительно интересно и важно знать, особенно москвичам.

У меня лично была обрывочная информация о тех или иных высотках, поэтому теперь благодаря экскурсии мне удалось систематизировать представление по данному вопросу.

Сразу обращу ваше внимание, что всего высоток сейчас в Москве семь. Восьмая, которая должна была располагаться в Зарядье, неподалеку от Варварки, так и не была построена (об этом ниже).

Есть такая легенда или мнение (кому как удобно), что все высотки должны были установлены особым образом, по типу египетских пирамид, чтобы энергия, которые они аккумулируют, подпитывала мавзолей с Владимиром Ильичом Лениным, дабы дух коммунизма вернулся однажды на землю. Так это или нет, но высотки изначально задумывались Сталиным как демонстрация всему миру силы и мощи советского государства и красоты Москвы, которую восстановили после войны буквально за несколько лет! Так, благодаря такому стремлению к некой показушности перед остальным миром, мы имеем в Москве довольно интересные с архитектурной точки зрения высотные здания, всегда считавшиеся элитными.

Наша экскурсия началась в погожий денек возле памятника Кириллу и Мефодию, что расположен в Ильинском сквере на Славянской площади. Мы погрузились в автобус и на пути к первой высотке немного проехали по центру.

Когда мы проезжали мимо Храма Христа Спасителя на Волхонке, экскурсовод поведал нам кое-что о его истории. Храм Христа Спасителя (архитектор К. Тон) был возведен как память в честь русских воинов, погибших во время войны с Наполеоном. И строили его долго: около 44 лет, собирая пожертвования на строительства всем миром по крупицам. Его первоначальное архитектурное исполнение отличается от нынешнего, которое уже считается новоделом.

Сталин хотел построить на месте храма Дворец Советов высотой 315 м, а сверху стояла бы еще 100-метровая вращающаяся статуя Ленина, как символ победы коммунизма. Строительство такого дворца выиграло проектное бюро под руководством Бориса Иофана. Все помнят, что он также проектировал Дом на набережной ?типи 5 декабря 1931 года приступили к сносу храма. Но сделать это оказалось непросто. Его взрывали 3 раза, и после первого раза он устоял, чем поверг в шок всех очевидцев этого события!..

То была стройка века... Для строительства Дворца Советов на заводах даже выплавляли специальную прочную сталь под названием СДС. Дворец должен был стать самым большим сооружением в мире, но его строительству помешала война.

фото из Википедии

После начала войны дворец разбирают для обороны Москвы. Впоследствии продолжить строительство не позволил бюджет, построить какое-то здание с инженерной точки зрения здесь также было непросто, т.к. на месте фундамента образовалась яма с водой. Поэтому приняли решение сделать на месте бывшего храма бассейн "Москва", куда, кстати, ходил еще мой отец. Кстати, станция метро Кропоткинская, которая смотрит прямо напротив Храма Христа Спасителя ранее называлась "Дворец Советов" (до 1957 года). Архитектор этой и еще многих других станций - Алексей Душкин. Храм восстановили всего за 4 года с 1994 по 1997, и, конечно, он отличается от своего первоначального варианта, причем не в лучшую сторону. Скажем, ранее не использовались бронзовые горельефы. Но даже это не главное. На мой взгляд, невозможно за 4 года построить что-то так, чтобы оно потом простояло века... 13 января 1947 года выходит постановление о строительстве высотных зданий к Москве. В 1947 году 7 сентября (в день 800-летия Москвы) в один день и в один час закладывается фундамент 8 высотных зданий Москвы, поэтому именно в этот день мы празднуем День города.

Первым высотным зданием на нашем пути стала Высотка на Швивой горке или Дом работников искусств на Котельнической набережной .

К уже стоящему здесь "чекистскому" жилому корпусу присоединили высотку, удачно вписав ее в общий архитектурный ансамбль.

Дом выполнен в стиле сталинского ампира, до войны превалировал классицизм, а после войны этот стиль получил название сталинский ампир. Дом отдали творческой интеллигенции. Дом считался элитным, квартплата была высокая, далеко не все могли себе позволить жить в таком доме.В разное время жильцами этого дома считаются: Евгений Евтушенко, Александр Ширвиндт, Галина Уланова , Фаина Раневская, Клара Лучко, Людмила Зыкина, о засолке огурцов и капусты которой в доме слагались легенды! Здесь жили Фадеев, Михаил Жаров, Андрей Вознесенский и Нонна Мордюкова, Никита Богословский, Марина Ладынина с Иваном Пырьевым, Юрий Любимов и многие другие.



Так как на этом месте уже стоял чекистский корпус, то строительство курировало МВД. Прежде здесь были бараки. В 1949 году началось строительство Дома на Котельнической. Строили дом, в основном, заключенные. И они же позировали для скульптур на доме! Дом очень красивый и расположен в очень удачном и красивом месте, это моя самая любимая высотка в Москве!



176 м и 32 этажа. Птица счастья на Швивой горке, как ее называли тогда.



Вторая высотка - это Дом на Красных воротах , 1951 года.

Это административно-жилой дом. Строительство его курировало Министерство путей и сообщений (или коротко МПС), архитектор уже знакомый нам Алексей Душкин (он же строил станцию метро Кропоткинская). Сооружение его было уникальным: перед архитектором стояла задача оставить выход из метро "Красные ворота" (или тогда еще "Лермонтовская"). Для этого заморозили котлован под фундамент, дом сделали с отклонением на 7 градусов, а когда котлован разморозили, дом дал усадку и ушел в противоположную сторону на те же 7 градусов, выровнявшись таким образом. Плита фундамента при этом не треснула. В доме 284 квартиры, все они были предусмотрены для руководства. Ранее на месте этого дома родился и жил М.Ю. Лермонтов, о чем теперь свидетельствует мемориальная табличка на доме. Высота этого здания 130 м, в нем 24 этажа. Это самая высокая точка Садового кольца, которую, собственно и решили отметить сталинской высоткой. Здесь жили актеры Н. Гундарева, Б. Чирков.

Фото из Википедии

Фрагмент дома, кто-то моет окна.

Третья высотка - гостиница "Ленинградская" (теперь Hilton Moscow Leningradskaya).

Строили эту высотку Поляков и Борецкий, а курировало стройку Министерство военного и военно-морского строительства. Высотку возводили как парадный фасад нашего города, в которой, кстати, соединилось древнерусское зодчество и современный стиль. Это было самое роскошное здание по внутренней отделке в те времена. Оснащение его обошлось государству в более чем 21.000 руб за 1 кв. м, по сравнению с высоткой на Котельнической - 5500 руб. Для строительства и внутренней отделки были использованы уникальные породы камня, к примеру, интерьер был украшен огромными люстрами, занесенными в книгу рекордов Гиннесса.

Под зданием, кстати, протекают две речки, поэтому при строительстве использовалась технология вибронабивки свай - на тот момент новаторский вид строительства. Среди сталинских высоток гостиница "Ленинградская" самая маленькая - всего 17 этажей и 136 метров высоты. Высотка расположена рядом с красивейшей Комсомольской площадью трех вокзалов: Ленинградского, Ярославского и Казанского. Кстати, площадь, равно как и одноименная станция метро, ранее называлась Каланчевской, а затем ее переименовали в Комсомольскую в честь тех строителей-комсомольцев, которые погибли во время строительства здесь станции метро. Несколько лет назад гостиница была приобретена владельцем сети отелей Hilton, после чего её капитально перестроили внутри, правда, владельцев попросили оставить часть прежнего названия, поэтому теперь гостиница называется Hilton Moscow Leningradskaya.

Спустя некоторое время после той экскурсии мы специально приехали в гостиницу, чтобы посмотреть на ее роскошный интерьер.

Когда мы подходили к зданию, то не знали еще, сможем ли мы беспрепятственно пройти внутрь. Хоть это и архитектурный памятник, но собственность-то уже частная!


Каждого посетителя на входе встречает вот такая табличка. Трепет и предвкушение!

На входе в гостиницу бдительная охрана естественно поинтересовалась, куда это мы с фотоаппаратом наперевес?.. Мы мяукнули, чтобы хотим дескать посмотреть на уникальные интерьеры гостиницы, т.к. недавно были на экскурсии, и нам настоятельно рекомендовали заглянуть внутрь. Охранник (или метрдотель?) сказал, что, вообще-то, по гостинице проводятся специальные экскурсии, на которые нужно записываться заранее, а так, в частном порядке, далеко и надолго он нас пустить не может. Тогда мы попросили хотя бы осмотреть холл. Он благосклонно выделил нам для этого несколько минут.

Гид еще на экскурсии говорила нам, что в отеле есть примечательный портал, выполненный из уникальных пород мрамора. Судя по всему, это он и есть.

Еще она говорила про огромные люстры, которые спускаются сразу на несколько этажей и занесены в книгу рекордов Гиннесса. Полагаю, речь идет не о тех люстрах, что на фото.

В целом, интерьер не показался мне таким уж роскошным. Но насколько я понимаю, его роскошь была применительна именно к тому времени - к 50-ым годам, когда сюда приезжали первые гости (например, премированные колхозницы после выставки на ВДНХ спали не на кроватях, а на полу в номерах, т.к. просто боялись прикоснуться к этой небывалой роскоши) и удивлялись этому богатству!

Шикарный потолок, отдающим дворцовым налетом.

Кованые двери. На заднем плане монументальный вход.

Скульптуры, характерные для каких-нибудь средневековых замков.



Согласитесь, какая-то "замковость" в этом чувствуется. Монументальность интерьера, обилие гранита, теплые, приглушенные коричневые тона, много золота в отделке...

Ресепшен на первом этаже. Наверное, более основательное впечатление можно сформировать после более детального осмотра, посетив все "достопримечательности" этой гостиницы, заглянув в номера. Поэтому рекомендую взять туда отдельную экскурсию. Я думаю, что и сама гостиница организует нечто подобное, так что лучше посмотреть на их сайте.

Четвертая высотка - Дом авиаторов на Кудринской площади, назывался ранее "Высотка на площади Восстания", т.к. Кудринская площадь прежде называлась Площадью Восстания. Этот дом был построен в 1948 - 1954 годы по проекту архитекторов М. В. Посохина, А. А. Мндоянца и конструктора М. Н. Вохомского.

Здание имеет высоту 156 м, в нем насчитываются 24 этажа и более 450 квартир. Это был также элитный дом, где жили летчики, космонавты и т.д. Он знаменит своим гастрономом № 15, в котором раньше можно было неплохо отовариться. Здесь жили Элина Быстрицкая, Лев Прыгунов, Евгений Вестник. Опущу здесь технические особенности архитектурного облика здания и отмечу лишь, что на первом и цокольном этажах здания изначально находились магазины и кинотеатр "Пламя" (в настоящее время не работает), в подвальном помещении - подземные гаражи. Часть цоколя была переоборудована под казино, прекратившее работу в 2004 году. Подвалы здания стыкуются с системой подземных сооружений, в частности, с бомбоубежищем, выходящим далеко за пределы надземной части здания.




Фото из Википедии

Пятая высотка - здание МИДа на Смоленской-Сенной площади. Оно было построено в 1948 - 1953 годах архитекторами В. Гельфрейхом и М. Минкусом.

Центральная часть имеет 27 этажей, высота здания 172 м.

Интересно, что первоначальный проект здания не имел шпиля, но впоследствии план был доработан. Причина изменений точно неизвестна, но, согласно распространённой легенде, речь идет о личном указании Сталина. Расчеты показали, что здание не выдержит каменную надстройку, поэтому шпиль был сооружен из листовой стали и окрашен охрой (поэтому заметно было, что цвет шпиля отличается от цвета отделки здания). В настоящее время шпиль перекрашен и практически не отличается по цвету от основного объёма здания. Распространена также история, что после смерти Сталина архитектор Минкус написал письмо Хрущеву с просьбой демонтировать шпиль, на что якобы Хрущёв ответил: "Пусть шпиль останется памятником глупости Сталина". Здание МИД является единственной из семи высоток, чей шпиль не увенчан пятиконечной звездой. Вероятной причиной этого является то, что шпиль здания оказался очень хрупким и не мог выдержать веса звезды.

Шестая высотка - гостиница "Украина" , расположенная по адресу Кутузовский пр., 2/1.

Эта высотка была построена в 1953-1957 годах, т.е. уже при Хрущеве, который и назвал ее в честь своей любимой Украины. Строили ее архитекторы Мордвинов и Олтаржевский. Центральная часть здания - это гостиница, боковые флигели - жилые, там расположены квартиры. 28 апреля 2010 года гостиница "Украина" открылась после серьёзной реставрации под новым названием Рэдиссон Ройал (Рэдиссон-Московская), т.к. была выкуплена данной сетью отелей. Боковые флигели, кстати, выкупить не удалось, потому что жильцы вовремя приватизировали свои квартиры. Примечательно, что в гостинице находится интереснейший экспонат, который может посмотреть каждый: это макет Москвы 1977 года.



На макет (или по-другому, диораму) мы пришли посмотреть также отдельно спустя некоторое время.

Потолок вестибюля.

Вестибюль. В гостиницу можно пройти без проблем, если вы скажете, что хотите посмотреть диораму.

Роскошная отделка, глянцевые гранитные полы, много ковров и золота.

Диорама находится прямо от выхода.

Диорама представляет собой макет Москвы 1977 года, который подсвечивается, и можно бесплатно прослушать небольшой рассказ, надев при этом наушники, о тех или иных экспонатах диорамы, об истории ее создания, о многочисленных наградах международных выставок. Очень рекомендую!

Во время рассказа о той или ином объекте, он подсвечивается для удобства его идентификации на макете.

Макет, конечно, уникальный. Все выполнено очень ювелирно, максимально правдоподобно.

Ощущение, что ты рассматриваешь реальную Москву сверху.

Макет имеет ширину 16 м, высоту 6 м и глубину 9,5 м. Диорама отображает Москву, а точнее ее исторический центр, в масштабе 1:75.

Диорама была выполнена по заказу МИДа специально для Национальной выставки 1977 года в Америке и уже тогда вызвала вокруг себя большой ажиотаж.

Не поленитесь и обязательно сходите в гостиницу, чтобы посмотреть на этот уникальный макет.

Соборы Кремля и колокольня Ивана Великого.



Общий вид диорамы.



Некоторые детали интерьера.

Очень красиво и в меру пафосно.



Ну и, наконец, седьмая высотка в Москве - это здание МГУ (Московского государственного университета) на Воробьёвых горах. Когда-то это было самое высокое здание в Москве: высота 240 м, этажность центрального объёма - 36. Оно было построено в 1949-1953 годах архитекторами Л. В. Рудневым, С. Е. Чернышёвым и др.). Здание является центром огромного комплекса Московского университета, первоначально уже насчитывавшего 27 зданий.

В Главном здании размещены механико-математический, геологический и географический факультеты, администрация, научная библиотека, музей, актовый зал на 1500 че-ловек. В боковых флигелях - жилая зона (общежитие для студентов, квартиры профессорско-преподавательского состава). Как и другие высотки административно-жилого характера, оно было задумано как дом с замкнутой коммунально-бытовой инфраструктурой (кинотеатр, почта, предприятия бытового обслуживания и т.д.)

Первоначальный проект здания не имел шпиля, на крышу вместо него должны были поставить памятник Ломоносову. Архитекторы, показывая чертежи Сталину, намекнули, что скульптура может получить портретное сходство с вождём. Однако тот распорядился соорудить вместо статуи шпиль, чтобы верхняя часть здания МГУ была похожа на остальные семь высоток, строящихся в столице.

Здание также окутано несколькими легендами, о том, что якобы неподалеку находится бункер, где может прятаться на случай ядерной войны партийная элита, о том, что территория возле здания "фонит" из-за находившегося здесь прежде ядерного реактора и т.д. Так или иначе, сегодня МГУ - один из важнейших вузов страны и наша с мужем несбывшаяся мечта.

А памятник Ломоносову установили сбоку от главного корпуса. Теперь он временно на реставрации.

Административное здание в Зарядье было последним, восьмым , из сталинских небоскребов, заложенных в день восьмисотлетнего юбилея Москвы. Его должен был строить архитектор Дмитрий Чечулин. Но здание не достроили - помешала смерть Сталина. Впрочем, работы по сооружению стилобата к весне 1953 года успели практически завершить. Под стилобатом скрывался технический этаж, а под ним двухъярусный бетонный бункер, который, вероятно, планировалось использовать в качестве бомбоубежища. В восьмой высотке хотели разместить Наркомат тяжелого машиностроения СССР. Но стройку законсервировали, а 1954 год уже внес ясность в дальнейшие планы высотного строительства. В 1964-1967 годах на уже имевшемся стилобате была построена гостиница "Россия", которая теперь "благополучно" снесена.

Сейчас на этом месте планируется построить огромный парк и развлекательную зону, которые могли бы функционировать и летом, и зимой. Проект пока на стадии разработки, но мэр обещает все закончить к 2017 году. Поживем - увидим! ;)

Не только в древности и Средневековье формировалась эзотерическая и сакральная карта столицы. Это продолжалось и при Советской власти. Сталин, как известно, не был чужд оккультных знаний. Говорят, что он планировал перестроить Москву в виде планетной системы.

Для этого были спроектированы кольцевая линия метрополитена с 12 станциями и 9 высотками в качестве планет. ВДНХ и Останкинская башня должны были представлять собой пояс астероидов. Кстати, высотки и кольцевая линия метро были построены одновременно.

Постановление № 53 Совета Министров СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий» было подписано И.В. Сталиным 13 января 1947 г., в год празднования 800-летия столицы.

Осенью 7 сентября 1947 г. в 13.00 в разных местах Москвы приступили к закладке «первого камня» в основания восьми советских небоскребов. Дата была выбрана не случайно. По астрологическим прогнозам именно эти дата и время сулило сооружения особую энергетику.

Сталинских высоток изначально должно было быть не семь, а девять. Восьмую высотку планировали построить в Зарядье. Там должен был размещаться Наркомат тяжелой промышленности. Но впоследствии вместо Наркомтяжпрома возвели гостиницу «Россия».

Центральное место среди высотных зданий предстояло занять Дворцу Советов, который строился на месте... взорванного храма Христа Спасителя, в свою очередь, построенного на месте бывшего Алексеевского монастыря. С этим связана любопытная легенда. Вот что пишет И.М. Любимов в книге «Малознакомая Москва»:

«...Инокини Алексеевского монастыря закончили последнее богослужение. Монастырская утварь погружена на подводы, а настоятельница монастыря, игуменья, все не появлялась. И вдруг, неожиданно выйдя из кельи, приказала приковать себя цепями к дубу. Заранее подготовленные, верные ей инокини желание игуменьи немедленно исполнили.

Отказ игуменьи покинуть монастырь власти расценили как бунт, как неповиновение указу Николая I. Поэтому настоятельницу освободили от пут и насильно выдворили за ворота. Обернувшись, она произнесла: “Стоять здесь ничего не будет”...»

Дворец Советов так и не достроили... Позднее здесь более 30 лет размещался бассейн «Москва», а ныне вновь стоит храм.

Фундаменты всех девяти высоток заложили в один день. Почти все они строились вдоль Садового кольца, как бы обрамляя исторический центр столицы. В 1950 г. Сталин отдал приказ — каждую из башен должен венчать шпиль со звездой. Тогда и появились в народе названия «семь пирамид» и «московская корона».

Квартиры в жилых высотках получали только самые «заслуженные» — в основном крупные военные и партийные работники. Причем чем выше был ранг жильца, тем выше был этаж, на котором располагалась его квартира.

О «московских пирамидах» ходило немало слухов и легенд. Они начали появляться еще на этапе проектирования, начиная с самой идеи их строительства и заканчивая изображением древних символов на фасадах: масонских, языческих и христианских.

Архитектурные формы сооружений скрывают под собой пирамиды, пропорции которых аналогичны египетским пирамидам. Пирамида, как известно, символизирует превосходство, власть, знание, энергию и силу.

Сталинские высотки в Москве отличаются особо прочным металлическим каркасом. И большинство эзотериков сходятся во мнении, что наличие металлических арматуры и шпилей предполагает использование зданий как грандиозных передатчиков энергии.

В рассекреченных архивах КГБ практически нет фотографий хода строительства высоток, так как строили их заключенные, и публично данный факт афишировать не стоило. Жильцы этих домов, хорошо знали о том, кто и каким трудом возводил эти стены, но предпочитали эту тему не обсуждать.

Проект Дворца Советов

Существует множество легенд и слухов о технологиях заморозки грунта, которые к тому времени действительно активно применялись, но только для строительства метро.

Большинство таких легенд похожи на главы из романов будущего: про использование для заморозки грунта жидкого азота, который кстати, превращает металл и бетон в пыль, про 3-й подвал МГУ, где находятся громадные холодильные установки, которые поддерживают грунт под зданием в твердом состоянии, и если их отключить, то МГУ сползет в Москву-реку за одну неделю. А еще истории о том, что все сооружения имеют прямой выход к туннелям метро.

О здании МИДа говорили, что его верхний ярус — не каменный, а фанерный. И что каждый год 31 декабря туда поднимаются рабочие и подкрашивают стену. А все дело в том, что неправильно подсчитали затраты на строительство и на последний ярус денег не хватило. Вот и построили его из фанеры... По другой версии, Сталин увидел здание без верха и велел срочно его «достроить», чтобы не походило на немилые его сердцу небоскребы Нью-Йорка.

Подвалы и бункеры под Сталинскими высотками до сих пор будоражат фантазию как профессиональных историков, так и любителей экстремальных путешествий. Никто доподлинно не знает куда ведут туннели за ржавыми металлическими дверями в подвалах, замки которых открыть даже специальной техникой не всегда возможно.

Все Сталинские высотки в Москве были возведены по единой концепции: широкое основание, ступенчатая пирамида, остроконечные шпили и мотивы кремлевских башен. Участки под строительство советских небоскребов выделялись огромные, что ощутимо отличало их от американских, где плата за аренду участка под строительство не просто большая, а очень большая и пирамидальное постройка, в условиях рыночных отношений, считалось непозволительной роскошью.

Мы можем только догадываться какой могла быть Москва, если бы Сталин сумел реализовать свой грандиозный план по возведению всех высоток и других сооружений. Но мы можем с уверенностью говорить, что облик Москвы был бы навсегда изменен.

Сталин приказал архитекторам построить пирамиды и скрыть их под архитектурной «шелухой». Все генеральные планы и координаты Сталинских высоток были строго засекречены. По сути, это были такие же пирамиды как и в древнем Египте, которые должны были стать своего рода энергетическими накопителями.

Говорят, эти пирамиды (Сталинки) могли бы концентрировать огромное количество энергии, что в итоге могло открыть путь к бессмертию. Возможно это слухи, а может и нет. Восемь пирамид (высоток) должны были замыкаться на девятой, центральной (самой высокой среди них) пирамиде, что позволило бы вырабатывать огромную жизненную энергию.

Месторасположение каждого сооружения Сталин определял лично, но странное дело — все Сталинские высотки в Москве стоят на геологических разломах.

Высотки

Главное здание МГУ на Воробьёвых горах
Жилой дом на Котельнической набережной
Гостиница «Украина»
Здание Министерства иностранных дел
Жилой дом на Кудринской площади
Административно-жилое здание возле «Красных Ворот»
Гостиница «Ленинградская»

Непостроенные высотки

Дворец Советов
Проект высотки в Зарядье

По материалам интернета, а также книги "Тайные коды и послания шедевров мирового искусства" (автор Ирина Шлионская)