Статус при перечислении страховых взносов в. Ндфл: статус составителя в платёжке. Заявление о допущенной ошибке в оформлении платежного поручения

Статус составителя (поле 101) в платежном поручении в 2017 году

На территории Российской Федерации основным способом безналичных расчетов выступает платежное поручение. Указанный инструмент является письменным распоряжением клиента на перечисление банком определенной суммы денег конкретному получателю средств. Также следует помнить, что вышеназванный формуляр заполняется в строгом соответствии с актами законотворчества, предусматривает обязательное указание на статус плательщика, а также отражение иной информации.

Платежное поручение

Центральный Банк Российской Федерации издал Положение от 19.06.2012 N 383-П , которым среди прочего ввел в действие официальную форму платежного поручения . В настоящее время в России применяется и служит основанием для перечисления банком денег специальный документ — платежка, оформленная на утвержденном бланке.

Порядок заполнения формуляра, а также перечень сведений, отражение которых в платежке является обязательным, приведен ЦБ России в вышеуказанном Положении. Среди таких реквизитов поименован статус составителя. В платежном поручении 2017 года описанные данные вносятся с учетом некоторых особенностей.

Как определено в п. 4 Приложения № 1 к Положению от 19.06.2012 N 383-П, раздел 101 платежки следует заполнять при перечислениях денег в бюджет. Если же оплата происходит в пользу частного лица, то обязательного условия отражать показатель статуса в платежном поручении 2017 году вышеописанное Положение ЦБ России не содержит.

Статус плательщика

Как было указано выше, статус плательщика проставляется в соответствующей графе платежного поручения при взаимоотношениях с бюджетом. В иных случаях специальное место в платежке не заполняется и остается пустым. При принятии решения о заполнении соответствующей графы следует учитывать, что:

  • проставлять значение, равное нулю, в поле 101 платежного поручения недопустимо;
  • нельзя его оставлять незаполненным в случае, если получателем средств является бюджет;
  • значение соответствующего раздела платежки должно отвечать разъяснениям Минфина России, изложенным в Приказе от 12.11.2013 N 107н . С конкретными показателями можно ознакомиться в таблице кодов статусов в платежных поручениях в 2017 году по ссылке.

Министерство Финансов Российской Федерации издало Приказ от 12.11.2013 N 107н, Приложением № 5 к которому разработало и ввело в действие список кодов статуса плательщиков, осуществляющих переводы в пользу бюджетной системы России.

Среди указанных министерством показателей нередко используется статус плательщика 09. Данное значение применяется в случае, если индивидуальный предприниматель производит уплату исчисленных налогов в отечественный бюджет. Иные лица указанный шифр использовать не вправе. Игнорирование данного ограничения может повлечь отказ банка в переводе денег или привести к иным неблагоприятным последствиям.

Еще одним широко применяемым кодом является показатель статуса 08 в платежном поручении 2017 года. Данное значение должны отражать все предприятия и индивидуальные предприниматели, производящие отчисления в счет уплаты страховых взносов. Граждане, не являющиеся ИП, но отчисляющие деньги на выплаты в адрес фондов, использовать такой шифр не имеют права.

Для таких лиц Минфин России предусмотрел статус плательщика 24. Данный код указывается гражданами, не состоящими на налоговом учете в качестве предпринимателей, независимо от наличия или отсутствия у них счета в банке. Основным критерием в этом случае, как и при отражении иных шифров, является факт перечислений в доход бюджета.

Если же у гражданина имеется банковский счет, то он применяет статус плательщика 13. Что это такое, указал Минфин России, отметив, что названный шифр используется клиентом банка, не зарегистрированным в качестве ИП.

Полный перечень кодов можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Таблицу кодов статусов

Были внесены изменения Приказом Минфина России от 05.04.2017 № 58н. Действующий порядок заполнения платежных поручений смотрите по .

В порядке, который установлен Минфином России (Приложение № 5 к Приказу ), нет однозначного ответа на вопрос, какой код указывать в поле 101. В СМИ встречалось три варианта заполнения:

  • «01» — «налогоплательщик (плательщик сборов) — юридическое лицо» по аналогии с уплатой налогов и сборов»;
  • «08» — «плательщик — юридическое лицо (ИП, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ»;
  • «14» — «налогоплательщик, производящий выплаты физлицам».

Просто и быстро формируйте в системе интернет-отчетности Контур.Экстерн платежные поручения по требованиям об уплате налогов, сборов и взносов:

  1. После получения требования уведомьте об этом ФНС, нажав на кнопку «Отправить в ФНС квитанцию о приеме».
  2. Перейдите по ссылке «Создать платежку» и введите наименование своего банка и расчетный счет, остальные данные из требования система подставит сама.
  3. Выберите, по какому типу задолженности делать платежку, и при необходимости измените сумму платежа.
  4. Создайте платежку в формате Word и распечатайте либо скачайте специальный текстовый файл, чтобы потом загрузить его в интернет-банк.

Кроме порядка заполнения платежного поручения, в письме ФНС, ПФР и ФСС рассмотрены и другие вопросы. Среди них:

  • сроки уплаты страховых взносов;
  • формы для представления отчетности (первичной и уточненной);
  • передача сальдо расчетов и предоставление справок о состоянии расчетов по страховым взносам;
  • передача решений от ПФР и ФСС в ФНС.

Если вы уже оплатили взносы в ФНС и указали код «01» или «08», это не означает, что платеж непременно «затеряется», а у страхователя возникнет недоимка. На практике инспекторы засчитывают платежи с верно указанным , даже если в них стоит «неправильный» статус плательщика. Чтобы предотвратить все возможные вопросы со стороны налоговиков, уточните свой платеж в соответствии с п. 7 ст. НК РФ.

Какой статус плательщика указывать в поле 101 платежного поручения на уплату страховых взносов с 2017 года? Действительно ли код 08 больше не нужно использовать? Можно ли применять код 01? Что делать, в случае неправильного заполнения поля «статус плательщика»? Давайте разбираться.

Форма платежного поручения в 2017 году

С 2017 года произошло огромное количество налоговых и бухгалтерских изменений. См. « ».

Однако в целях уплаты налогов и страховых взносов в 2017 году следует, как и раньше, применять привычные всем бухгалтерам бланки платежных поручений. Форма платежки, номера и названия его полей приведены в приложении 3 к Положению, утвержденному Банком России от 19.06.2012 383-П. Форма платежного поручения предусматривает, что в нем нужно указывать статус плательщика.

Статус плательщика – это поле 101 платежки. В это поле списывают специальный код, который состоит из двух цифр. Этот код указывает на то, кто именно и какой платеж осуществляет.

Статус плательщика указывают в платежном поручении, если перечисляются налоги, страховые взносы или другие обязательные платежи. Если оплата производится в пользу контрагента, то поле 101 не заполняется.

Правила заполнения платежных поручений в 2017 году

Правила заполнения платежных поручений на уплату налогов и страховых взносов утверждены Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Эти правила продолжают действовать и в 2017 году.

Однако с 2017 года вместо налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов налоги и взносы могут уплачивать третьи лица: организации, ИП или обычные физические лица (п.1 ст. 45 НК РФ). При заполнении платежек третьи лица также обязаны следовать правилам, утвержденным Приказом Минфина России от 12.11. 2013 № 107н. См. « ».

Статус плательщика: что указывать в 2017 году

Коды статуса плательщика утверждены приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н (приложение 5 к этому приказу). Согласно этому приказу до 2017 года при уплате всех видов страховых взносов в поле 101 платежного поручения нужно было указывать код 08.

Вместе с этим, в 2016 году Минфин России обнародовал проект приказа «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 года № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации». Этот документ был разработан, в частности, в связи с тем с 2017 года налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. См. « ».

Названный проект приказа Минфина, в том числе, предусматривает, что при перечислении в 2017 году страховых взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование за сотрудников вместо кода 08 нужно показывать код 01. То есть, платежки по страховым взносам с 2017 года нужно оформлять так же, как и по налогам. Разница только в КБК и назначении платежа.

Спорный момент

Теперь коснемся главного спорного момента, связанного с изменениями в кодах статуса плательщика с 1 января 2017 года. Итак, как мы уже сказали, обозначенные изменения основаны на проекте приказа Минфина «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 года № 107н. Однако, по нашей информации, по состоянию на 1 января 2017 года этот проект так и не был утвержден, официально опубликован и, соответственно, не вступил в силу. А если так, то никаких изменений в заполнении поля 101 платежных поручений «Статус плательщика» не произошло и можно сделать следующие выводы:

  • даже после 1 января 2017 года при уплате всех видов страховых взносов в качестве статуса плательщика, по-прежнему, нужно указывать код 08;
  • при уплате страховых взносов за декабрь 2016, а также за месяца, относящиеся к 2017 году (январь, февраль, март и т.д.) статус плательщика нужно указывать как 08;
  • указание кода 08 при перечислении страховых взносов не влечет за собой возникновения недоимки по взносам;
  • банки не вправе требовать, чтобы при уплате страховых взносов организации с 1 января 2017 года в качестве статуса плательщика указывали код 01.

Если в статусе плательщика ошибка

Предположим, что изменения в заполнении «Статуса плательщика», все же, произошли. Если так, то в начале 2017 года возможна путаница: одни бухгалтеры при уплате страховых взносов в статусе плательщика, как и раньше, будет указывать 08, другие – 01. Не исключено, что один из этих вариантов налоговики расценят ошибочным. И тогда может возникнуть недоимка по страховым взносам. Дело в том, что платежи по платежным поручениям, в которых указаны разные статусы плательщика, ИФНС разносят на разные лицевые счета. То есть, платеж со статусом 08 налоговики могут принять как «другие обязательные платежи», а не страховые взносы. Может получится, что по «другим платежам» возникнет переплата, а по страховым взносам – задолженность. А на сумму недоимки налоговая инспекция, как известно, может начислить пени и штрафы (ст. 75, 122, 123 НК РФ). Чтобы избежать этого, в инспекцию следует подать заявление об уточнении платежа (письмо ФНС России от 10.10.2016 г. № СА-4-7/19125). К заявлению приложите копию платежного поручения. Такое заявление будет основанием для переноса перечисленной суммы в счет страховых взносов. Приведем пример заявления об уточнении статуса плательщика в 2017 году.

Как заполнять платежки по страховым взносам в 2017 году

Одна из самых больших трудностей, с которыми столкнулись бухгалтеры в наступившем году — это заполнение платежного поручения на уплату страховых взносов. Причина в том, что с января 2017 года контроль над взносами перешел от фондов к налоговикам, что, в свою очередь, повлекло за собой типичные сложности переходного периода. В частности, устарели правила указания информации в поле 101, предназначенном для статуса плательщика. При этом необходимые поправки до сих пор не внесены. К тому же для взносов утверждены новые КБК, которые существенно отличаются от прошлогодних. Мы заострили внимание на наиболее важных моментах, чтобы предотвратить возможные ошибки.

Код бюджетной классификации (поле 104)

В 2017 году при перечислении взносов следует использовать коды бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России от 07.12.16 № 230н. Этот документ внес изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Минфина от 01.07.13 № 65н (см. «Утверждены КБК для уплаты страховых взносов в 2017 году »).

Первые три цифры КБК

Очень важный нюанс — это первые три цифры (разряды) КБК, которые обозначают код главного администратора доходов бюджетов. С 2017 года для страховых взносов (здесь и далее речь идет обо всех взносах, кроме взносов «на травматизм») главным администратором теперь является ФНС России. Поэтому, начиная с января, первые три цифры КБК должны принимать значение «182». Это подчеркнули специалисты налогового ведомства в письме от 01.12.16 № ЗН-4-1/22860@ (см. « »). Напомним, что в 2016 году и ранее первые три цифры КБК для взносов принимали значение «392».

Коды для взносов, начисленных за периоды до 2017 года

Для всех без исключения взносов предусмотрены «переходные» коды. Их нужно указывать в случае, когда в 2017 году перечисляются взносы, начисленные за 2016 год и более ранние периоды. В частности, «переходные» коды необходимо использовать, если в 2017 году страхователь платит взносы за декабрь 2016 года.

«Переходные» значения отличаются от «постоянных» кодом подвида доходов, то есть цифрами 14-17. Например, для пенсионных взносов по основному тарифу в «переходном» КБК разряды 14-17 принимают значение «1000», а в «постоянном» КБК — «1010» (см. табл. 1).

Таблица 1

«Переходные» КБК, которые применяются при уплате в 2017 году взносов, начисленных за 2016 год и более ранние периоды

Вид страховых взносов

«Переходный» КБК

Взносы на обязательное пенсионное страхование по основному тарифу

182 1 02 02010 06 1000 160

Взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

182 1 02 02090 07 1000 160

Взносы на обязательное медицинское страхование

182 1 02 02101 08 1011 160

Взносы на пенсионное страхование ИП «за себя» (с дохода до 300 тыс. руб.)

182 1 02 02140 06 1100 160

Взносы на пенсионное страхование ИП «за себя» (с дохода, превышающего 300 тыс. руб.)

182 1 02 02140 06 1200 160

Взносы на медицинское страхование ИП «за себя»

182 1 02 02103 08 1011 160

Коды для пенсионных взносов по дополнительному тарифу

В общем случае доптариф пенсионных взносов за сотрудников, занятых на «вредных» работах, составляет либо 9 процентов, либо 6 процентов (в зависимости от вида работ). Это предусмотрено пунктами 1 и 2 статьи НК РФ (до 2017 года это было закреплено в пп. 1 и 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ).

Однако если по результатам спецоценки, проведенной работодателем, были установлены классы условий труда, то нужно применять другие, более низкие доптарифы. Их значения колеблются от 8 до 0 процентов. Данное правило закреплено в пункте 3 статьи НК РФ (до 2017 года это было закреплено в п.2.1 ст. 58.30 Закона № 212-ФЗ).

В 2016 году и ранее для взносов по доптарифам было предусмотрено только два КБК. Первый — для тех, кто занят на видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи Федерального закона от 28.12.13 № 400-ФЗ (список 1). Второй — для тех, кто занят на видах работ, указанных в пунктах 2-18 части 1 статьи Закона 400-ФЗ (список 2). При этом применение того или иного кода никак не зависело от факта проведения спецоценки.

Начиная с 2017 года, для взносов по доптарифам предусмотрено четыре КБК. Теперь выбор кода зависит не только от вида работ, но и от того, проводилась ли спецоценка условий труда (см. табл. 2).

Таблица 2

КБК для пенсионных взносов по дополнительному тарифу (применяются с 2017 года)

Доптариф не зависит от результатов спецоценки (9 %)

182 1 02 02131 06 1010 160

182 1 02 02131 06 1020 160

Доптариф не зависит от результатов спецоценки (6 %)

182 1 02 02132 06 1010 160

Доптариф зависит от результатов спецоценки

182 1 02 02132 06 1020 160

Коды для пенсионных взносов «за себя»

Размер пенсионных взносов «за себя» зависит от величины дохода плательщиков-предпринимателей, нотариусов и прочих «индивидуалов». Если доход не превышает 300 000 руб. в год, то сумма взносов является фиксированной и составляет МРОТ, умноженный на тариф (26 %) и умноженный на 12. Если доход превышает 300 000 руб. в год, то величина взносов — это указанная выше фиксированная величина плюс 1 процент от суммы превышения. Данное правило закреплено в подпункте 1 пункта 1 статьи НК РФ (до 2017 года оно было закреплено в ч. 1.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).

В 2016 году и ранее для пенсионных взносов «за себя» было предусмотрено два КБК. Первый применялся при перечислении фиксированной части взносов, второй — при перечислении части взносов в размере 1 процента от доходов, превышающих 300 000 руб.

Начиная с 2017 года ситуация изменилась. Существуют «переходные» КБК для пенсионных взносов «за себя», начисленных за 2013-2016 годы. Таких кодов два: первый — для уплаты фиксированной части взносов, второй — для уплаты части взносов в размере 1 процента от доходов свыше 300 000 руб.

Также в 2017 году применяется «постоянный» КБК. Он предназначен для перечисления пенсионных взносов «за себя», начисленных за январь, февраль и последующие месяцы 2017 года. Обратите внимание: «постоянный» код используется как для уплаты фиксированной части взносов, так и для части взносов в размере 1 процента от доходов свыше 300 000 руб. (см. табл. 3).

Таблица 3

КБК для пенсионных взносов «за себя» (применяются с 2017 года)

Фиксированная часть пенсионных взносов «за себя»

Часть пенсионных взносов «за себя» в размере 1% от доходов свыше 300 000 руб.

«Переходные» коды для взносов, начисленных за 2013-2016 годы

182 1 02 02140 06 1100 160

182 1 02 02140 06 1200 160

«Постоянные» коды для взносов, начисленных за периоды с начала 2017 года

182 1 02 02140 06 1110 160

Статус плательщика (поле 101)

Много вопросов вызывает поле 101 платежки, где следует указывать статус плательщика. Правила заполнения данного реквизита даны в приложении № 5 к приказу Минфина России от 12.11.13 № 107н . К сожалению, в действующей редакции данного документа нет ни одного статуса, который бесспорно подходил бы для страхователя, перечисляющего взносы в ИФНС. На сегодняшний день существуют три версии, как правильно заполнить поле 101.

Согласно первой версии организации в данном поле должны ставить «01», а предприниматели — «09». Эти значения предназначены для налогоплательщиков — юридических лиц и налогоплательщиков-предпринимателей (ИП) соответственно. Многие специалисты придерживаются именно первой версии. Они рассуждают таким образом: раз страховые взносы переведены под контроль налоговиков, то плательщики взносов по сути приравнены к налогоплательщикам. Значит, статусы «01» и «09» можно применять при уплате не только налогов, но и страховых взносов. Тем не менее, такой вариант нельзя назвать идеальным, поскольку в НК РФ понятия «налогоплательщик» и «плательщик страховых взносов» разделены.

По второй версии в поле 101 надо указывать статус «08». Он предназначен для плательщиков (как организаций, так и ИП), осуществляющих перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ. Этот статус использовался при перечислении взносов до 2017 года. Сейчас, по мнению некоторых экспертов, его по-прежнему можно ставить в поле 101. Такого рода рекомендации дают, в числе прочего, некоторые ведущие банки. Существенным минусом данной позиции является то, что её не разделяют налоговики.

По третьей версии в поле 101 необходимо указывать значение «14», которое предназначено для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам. Хотя на первый взгляд эта формулировка не годится для страхователей, инспекторы «на местах» зачастую советуют выбрать именно этот вариант.

Добавим, что Минфин России планирует внести изменения в приказ № 107н (проект поправок размещен на сайте данного ведомства). Если это произойдет, то значение «08» будут использовать плательщики, осуществляющие «иные платежи» в бюджетную систему. Иными словами, из определения, приведенного для значения «08» исчезнет упоминание о страховых платежах. Однако в определениях других значений оно не появится. Таким образом, даже ожидаемые поправки, по всей видимости, не внесут полной ясности.

У фондов есть собственнаая точка зрения. Она изложена в совместном письме ФНС, ПФР и ФСС от 26.01.2017 г. № БС-4-11/1304@/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П. Там говорится, что работодатель, перечисляющий взносы за работников, должен указывать статус плательщика «14», а предприниматель, перечисляющий взносы «за себя» должен ставить «09» (см. «ФНС, ПФР и ФСС сообщили, какой статус плательщика нужно указывать в платежках на перечисление страховых взносов"). Однако, финансовое ведомство до сих пор не обозначило свою позицию относительно того, действительно ли данные значения являются правильными.

Резюмирую все вышесказанное, можно сделать следующий вывод: какое бы значение ни поставил страхователь в поле 101, вероятность ошибки остается. Но это не означает, что платеж непременно «затеряется», а у страхователя возникнет недоимка. На практике инспекторы засчитывают платежи с верно указанным кодом бюджетной классификации, даже если в них стоит «неправильный» статус плательщика. Но чтобы предотвратить все возможные вопросы со стороны налоговиков, можно дождаться прояснения данного вопроса (например, официальных разъяснений Минфина), и уточнить платеж в соответствии с пунктом 7 статьи НК РФ.

Реквизиты получателя (поля 61, 103 и 16)

В связи с тем, что с 2017 года страховые взносы платятся не в фонды, а в ИФНС, в качестве получателя в платежном поручении нужно указывать налоговую инспекцию. Так, в поле 61 «ИНН» и в поле 103 «КПП» следует проставлять идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет налоговой инспекции — так же, как при уплате налогов.

В поле 16 «Получатель» надо указывать сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках — сокращенное наименование инспекции. Например, УФК по г. Москве (ИФНС России № 16 по г. Москве). Соответствующие разъяснения дала Федеральная налоговая служба в письме от 01.12.16 № ЗН-4-1/22860@ (см. «С 1 января 2017 года при заполнении платежек на уплату взносов нужно будет указывать реквизиты налоговых органов »).

Таблица 4

Другие реквизиты платежки по взносам в 2017 году

Поле 106 «Основание платежа»

Для взносов за январь, февраль и последующие месяцы 2017 года указывается «ТП»

Поле 107 «Период»

Для взносов за январь, февраль и последующие месяцы 2017 года указывается «МС.01.2017», «МС.02.2017» и т.д.

Поле 108 «Номер документа»

Поле 109 «Дата документа»

Для взносов за январь, февраль и последующие месяцы 2017 года ставится ноль («0»)

Поле 110 «Тип платежа»

Ставится ноль («0»), либо поле не заполняется

Заметим, что при заполнении платежек на уплату взносов наиболее комфортно чувствуют себя те, кто формирует платежные поручения с помощью веб-сервисов. Все необходимые обновления, включая новые КБК и реквизиты получателя, своевременно устанавливаются в них без участия пользователя. При заполнении платежки нужные значения подставляются автоматически. Если же бухгалтер допускает какую-то ошибку в КБК или других реквизитах платежки, сервис сообщает об ошибке и подсказывает, как следует заполнить данное поле.

Материал предоставлен порталом «Бухгалтерия Онлайн»

При формировании платёжных поручений все предприниматели сталкиваются с необходимостью заполнения поля 101, где указывается статус плательщика. В данной статье мы рассмотрим статусы плательщика в платежном поручении и что делать при совершении ошибки в указании статуса.

Статусы плательщика в платежном поручении: что указывать в статусе?

При заполнении поля 101 платёжного поручения необходимо руководствоваться Приказом Министерства Финансов России от 12.11.2013 №107-Н, где указаны все коды статуса плательщика:(нажмите для раскрытия)

Код статуса Пояснение
01 Налогоплательщик – юридическое лицо
02 Налоговый агент
03 Организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица
04 Налоговый орган
05 Федеральная служба судебных приставов и её территориальные органы
06 Участник внешнеэкономической деятельности – юридическое лицо
07 Таможенный орган
08 Юридическое лицо (индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации
09 Индивидуальный предприниматель
10 Нотариус, занимающийся частной практикой
11 Адвокат, учредивший адвокатский кабинет
12 Глава крестьянского (фермерского) хозяйства
13 Иное физическое лицо – клиент банка (владелец счёта)
14 Налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам
15 Кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платежное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков – физических лиц
16 Участник внешнеэкономической деятельности – физическое лицо
17 Участник внешнеэкономической деятельности – индивидуальный предприниматель
18 Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей
19 Организации и их филиалы (далее – организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника – физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке
20 Кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица
21 Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков
22 Участник консолидированной группы налогоплательщиков
23 Органы контроля за уплатой страховых взносов
24 Плательщик – физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации
25 Банки-гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции
26 Физлица, юрлица по погашению требований к должнику

Дело в том, что в случае ошибок может быть зафиксирован факт неперечисления платежа получателю , а в данном случае получателем выступает бюджет. Таким образом, даже если списание денежных средств со счёта плательщика было произведено – на счёт получателя зачисление не происходит. В соответствие с Налоговым Кодексом в данном случае налог считается неуплаченным, что чревато для налогоплательщика определёнными санкциями.

Во избежание недоразумений с ИФНС налогоплательщику необходимо выполнить следующее (ст.45 НК РФ):

  • внимательно проверить платёжное поручение на предмет ошибок;
  • в случае обнаружения ошибки написать заявление в налоговый орган, в котором необходимо уточнить статус плательщика. К заявлению необходимо приложить копию платёжного документа;
  • желательно провести сверку с налоговым органом по уплаченным налогам, по окончании которой составляется акт сверки, подписанный как налогоплательщиком, так и представителем ИФНС.

Как налоговые органы должны поступить в случае обнаружения плательщиком ошибки в статусе?

Налоговый орган после получения от налогоплательщика заявления с просьбой уточнить статус, основываясь на ст.45 НК РФ, предпримет следующие действия:

  • потребует от банка копию платёжного поручения, на основании которого было произведен перевод денежных средств. В данном случае банк не имеет права отказать в предоставлении данного документа в 5-дневный срок;
  • после проведения проверочных мероприятий будет принято решение об уточнении даты платежа;
  • в 5-дневный срок после принятия решения ИФНС оповестит о нём налогоплательщика.

Особенности статуса плательщика для ИП

Необходимо чётко понимать, что в платёжном поручении в разделе 101 указывается статус юридического или физического лица, оформлявшего данный документ. Что касается индивидуальных предпринимателей, то в приказе № 107-Н, которым необходимо руководствоваться при заполнении платёжки, фигурирует 2 кода – 09 и 14.

Например: Индивидуальный предприниматель Бартенев Артём Олегович при уплате страховых взносов формирует 2 платёжных поручения:

  • платёжное поручение с указанием статуса 09 (уплата страховых взносов лично за себя);
  • платёжное поручение с указанием статуса 14 (уплата страховых взносов за сотрудников, работающих на его предприятии).

Статус 01, 08, 09, 14

В 2017 году страховые взносы переданы налоговым органам, которые будут регулировать их исчисления и уплаты. В связи с этим у руководителей и бухгалтеров возник вопрос, касающийся заполнения раздела 101 платёжного поручения.

Если до 2017 года при уплате страховых взносов указывался код 08, то при заполнении платёжки с 1 января 2017 года ФНС рекомендует указывать следующие статусы: (нажмите для раскрытия)

Таким образом, в 2017 году при формировании платёжного поручения в разделе 101 код 08 не указывается.

Что со статусом 08

Заполненный образец платёжного поручения со статусом

0401060
Поступ. в банк плат. Списано со сч. плат.
02
ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ № 18 11.03.2017
Дата Вид платежа
Сумма
прописью
Три тысячи сто рублей 08 копеек
ИНН 663312345 КПП 663301001 Сумма 3100-08
ООО «АБВ»
Сч. № 40702810094000009876
Плательщик
ПАО «УБРиР» БИК 044030002
Сч. №
Банк плательщика
Северо-Западное ГУ Банка России г. Санкт-Петербург БИК 044030001
Сч. №
Банк получателя
ИНН 7820027250 КПП 782001001 Сч. № 40101810200000010001
УФК по г. Санкт-Петербургу
Вид оп. 01 Срок плат.
Наз.пл. Очер.плат. 5
0
Получатель Код Рез.поле
18210102010011000110 40307000 ТП МС.02.2017 0 0
НДФЛ за февраль 2017 года.
Назначение платежа
Подписи Отметки банка
Иванова
М.П.
Петрова

Распространённые ошибки при определении статуса

Несмотря на достаточно понятное пояснение к заполнению раздела 101 платёжного поручения, всё же ошибки допускаются.

Ошибка Пояснение Как правильно?
При перечислении НДФЛ за сотрудников указывается код 01 В случае уплаты НДФЛ за наёмных работников организация выступает в роли налогового агента Указывается код 02
При уплате страховых взносов за наёмных работников индивидуальный предприниматель указывает код 09 В данном случае предприниматель выступает в качестве лица, выплачивающего доход физическим лицам. Если уплата страховых взносов «на травматизм», то указывается код 08, во всех остальных случаях – 14
Индивидуальные предприниматели через запятую указывают коды 09, 14 Заполнение платёжного поручения регламентировано нормативно-правовыми актами, а именно Положением №383-П и Приказом Министерства Финансов России от 12.11.2013 №107-Н Необходимо указывать только один код: 09 или 14. Формируются две платёжки.

Вопросы и ответы

Вопрос №1 . Как можно узнать о том, что в платёжном поручении допущена ошибка?

Ответ: В действительности ошибка обнаруживается несколькими путями:

  • при внимательном изучении платёжки ошибку можно обнаружить самостоятельно;
  • платёжное поручение может вернуться из банка неисполненным;
  • пришло письмо из налогового органа или какого-либо фонда, содержащее в себе требование об уплате.

Вопрос №2 . Какой срок установлен налоговому органу для принятия решения после получения заявления налогоплательщика о допущенной ошибке в платёжном поручении?

Ответ: К сожалению, законодательством такой срок не установлен, но, как правило, для вынесения решения налоговому органу требуется не более 5 дней.

Вопрос №3. Я являюсь индивидуальным предпринимателем, но у меня работают люди. Какой код в разделе 101 платёжки при уплате НДФЛ мне необходимо проставлять?

Ответ: Вы являетесь налогоплательщиком, производящим выплаты физическим лицам (заработную плату), поэтому при формировании платёжного поручения в разделе 101 ставится код 14, но при условии, что Вы формируете платёжное поручение для уплаты НДФЛ для своих сотрудников.

Вопрос №4. Какой статус необходимо указать при оплате земельного налога?

Ответ: Если земельный налог уплачивает организация, то указывается статус 01, если индивидуальный предприниматель, использующий землю для ведения своей предпринимательской деятельности, – 09, если физическое лицо, не использующее земельный участок в качестве средства получения прибыли – 13.