Если свернуть с Тверской в Настасьинский переулок, что напротив Английского клуба, то совсем скоро можно увидеть нарядное здание со множеством декоративных деталей на фасаде. Не включить его в мою коллекцию просто невозможно. Тем более, что удалось снять его целиком, хотя переулок довольно узкий. Дом этот выглядит совершенно сказочно, ничего похожего в самом центре Москвы нет. Формально в оформлении здания используются мотивы русского зодчества, так называемый неорусский стиль, но присутствуют и элементы других стилей. Левое и правое крылья здания напоминают терема с лазурными стенами. Углы здания облицованы рельефной кладкой, под названием бриллиантовый руст. Прекрасный образец эклектичного стиля...
1. Надпись на фронтоне здания "Российская ссудная казна" говорит о его назначении, указаны и годы строительства. Здание было построено по проекту архитекторов В.А. Покровского и Б.М. Нилуса в 1913-1916 годах, до этого спроектировавших здание Госбанка в Нижнем Новгороде. Здание стало своеобразным памятником 300-летию Дома Романовых, а проект был лично одобрен императором.
2. Здание симметричное, ось симметрии проходит через высокую шатровую башню, венчающую крышу здания, и фигурный золоченый шпиль над входным крыльцом. Изначально на шпиле красовался двуглавый орел, но всех двуглавых орлов на фасаде сбили после революции и восстановили только после 1991 года, кроме орла на шпиле.
3. Ссудной казной в дореволюционное время называли кредитное учреждение. Казна давала ссуды суммой до тысячи рублей на время 12 месяцев с 6% в год. В залог можно было отдать золото, серебро или ценные вещи.
4. Теперь рассмотрим подробно живописные детали здания.
5. Верх здания украшен резным орнаментом, рельефами гербов России и Георгия Победоносца.
6. Бриллиантовый руст и полуциркульные окна напоминают об итальянском ренессансе.
7. По краю фигурной кровли крыши - двуглавые орлы с коронами.
9. На фасаде под годом постройки и надписью расположены оригинальные восьмиугольные оконца - отсыл к барокко.
11. Капители колонн шатрового крыльца.
12. Окна первого этажа.
13. Окна второго этажа с "гирькой" - русский стиль.
14. Чердачные окна.
17. После революции ссудная касса была закрыта, и здание занял Наркомат внутренних дел. По окончании гражданской войны в доме разместился Гохран (Государственное хранилище ценностей Наркомфина), куда из национализированных поместий и особняков свозились на хранение не только ювелирные изделия и драгоценные металлы, но и прочие ценности того времени. С 1941 года в доме находится Госбанк, в XXI веке - Центробанк. Но уже рассматриваются проекты создания здесь своеобразного музея истории денег.
Росписью интерьеров занимался художник И.Я. Билибин, один из крупнейших мастеров национально-романтического направления в русском варианте стиля модерн. Далее
Настасьинский пер., 31913-1914, арх. В.А. Покровский и Б.М. Нилус
Обидно, когда ты, москвич, не можешь сходу назвать точное местоположение дома в районе Тверской. Вдвойне обидно, если тебя спрашивает девушка. Да ещё жительница Петербурга, которая свой город ззнает весьма неплохо! Хорошо, что есть гугл и прочие современные примочки.
Так, отвечая на вопрос из Питера, я узнал про здание Ссудной казны в Настасьинском переулке. "Ну и что, что до этого не знал, - успокаивал я себя, - всё равно я не большой любитель петровской архитектуры!"
Впоследствии мне как будто специально стали попадаться картинки с изображением Ссудной казны, и стало понятно, что это никакая не петровская эпоха. Видимо, неоруский стиль.
А ведь чуть больше года назад, гуляя по Нижнему Новгороду и обнаружив местный , я восторженно бегал вокруг него и повторял, что в Москве ничего подобного нет. Да и про архитектора В.А. Покровского я тогда ничего не знал. Не знал, что он чуть ли не самый плодовитый романтик неорусского стиля. Не знал, что он строитель сказочных храмов и теремов общественных зданий. Наконец, не знал, что палаты Ссудной казны в Настасьинском тоже проектировал он. Правда, совместно с Б. Нилусом.
Я не случайно причислил казну к памятникам петровского времени. Всё-таки именно на основе переработки московско-ярославского наследия XVII в. возникла та ветвь неорусского стиля, в которой банковские здания проектировал Покровский. Образ и элементы декора казны в Настасьинском переулке стилизуют храмы нарышкинского барокко и отчасти - хорошо известную церковь в Дубровицах.
Неорусский стиль часто считают национально-романтическим ответвлением модерна. Действительно, существуют неорусские здания, несущие в себе все стилеобразующие черты модерна и являющиеся своеобразной сказочной импровизацией на тему древнерусского искусства. Однако многие постройки начала XX в., возведенные с использованием русских традиций, тяготели к более привычному русскому стилю и лишь внешне использовали некоторые приемы и декоративные элементы модерна. Зачастую наследие древнерусского зодчества, русский стиль и модерн сочетались в неорусском стиле в самых различных пропорциях и комбинациях.
В данном случае боярские палаты должны были маскировать деловое предназначение здание. Большие теремные окна служили для освещения пространства операционного зала. Как отмечают искусствоведы, "это находилось в противоречии с принципами модерна, где выявление реальной струкутры играло бо льшую роль в достижении выразительности архитектурного образа".
Кому-кому, а В.А. Покровскому в выразительности не откажешь. И конечно, здание Ссудной казны - один из ярких примеров национально-романтического направления московского зодчества наравне с малютинским домом Перцова, васнецовской Третьяковкой, кузнецовским подворьем Саввино-Сторожевского монастыря. И я рад, что знакомая из Петербурга открыла для меня этот памятник.
Сначала казначейства работали при воспитательных домах, не для обогащения воспитательного дома, но человеколюбия ради, к помоществованию терпящим нужду.
Собственных капиталов у этих заведений не было - источником ссуд служили капиталы сохранной казны под 5% годовых. При этом Московская ссудная казна выдавала ссуды на сумму до 1 000 рублей сроком на 12 месяцев под 6% годовых и под залог золота, серебра или ценных вещей. Так зарождалась привычная нам банковская система.
Здание ссудной казны в Настасьинском переулке в Москве стало памятником 300-летию Дома Романовых. Его построили в 1913-1916 годах мастера исторической стилизации В.А. Покровский и Б.М. Нилус.
Путеводитель по архитектурным стилямСреди архитекторов иногда упоминают Владимирова. Проект здания утверждал лично император. Зодчие использовали во внешнем убранстве ссудной казны мотивы русского зодчества второй половины XVII века.
Фасад облицован гладким и алмазным рустом с декоративной резьбой. Венчает постройку башенка со шпилем. На ней раньше размещался двуглавый орел. Вход в здание ссудной казны украшает шатровая сень. Симметричная композиция повторяет принцип, который В.А. Покровский использовал для аналогичного здания в Нижнем Новгороде.
Внутреннее оформление соответствовало внешнему: операционные залы, парадная лестница и вестибюль украсили лепнина и роспись по эскизам Ивана Билибина. А билибинского двуглавого орла с коронами не только многократно повторили в декоре интерьеров и фасада здания, но и сделали символом Госбанка. Он до сих пор присутствует на денежных знаках России.
Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементамЗдание в Настасьинском строили для ссудной кассы, но в Советское время здесь разместилось Государственное хранилище ценностей (Гохран). Сюда свозили конфискат. Привозимое не успевали описывать и размещать. И многое быстро и дешево продавали за границу.
Мы остановились у большого пятиэтажного дома. Я вошел в него... действительность сразу куда-то ушла, и ее место заступила сказка. Я вдруг перенесся в детство, в то счастливое время, когда няня рассказывала мне своим мерным, спокойным голосом сказки о разбойниках, хранивших награбленные ими сокровища в глубоких подвалах... И вот сказка встала передо мной... Я бродил по громадным комнатам, заваленным сундуками, корзинами, ящиками, просто узлами в старых рваных простынях, скатертях... Все это было полно драгоценностей, кое-как сваленных в этих помещениях... Кое-где драгоценности лежали кучами на полу, на подоконниках. Старинная серебряная посуда валялась вместе с артистически сработанными диадемами, колье, портсигарами, серьгами, серебряными и золотыми табакерками... Попадались корзины, сплошь наполненные драгоценными камнями без справы... Были тут и царские драгоценности... Валялись предметы чисто музейные... и все это без всякого учета. Правда, и снаружи, и внутри были часовые. Был и заведующий, который не имел ни малейшего представления ни о количестве, ни о стоимости находившихся в его заведовании драгоценностей...
Здание ссудной казны используется для банковских нужд и сейчас - здесь, в самом большом несгораемом хранилище в Москве, размещается хранилище Центробанка.
Запоминающееся здание в Настасьинском переулке было выстроено в 1913-1916 годах для Ссудной казны по проекту выдающегося архитектора В.А. Покровского, одного из основоположников неорусского стиля. Его архитектурное решение близко к решению здания Государственного банка в Нижнем Новгороде, выстроенного Покровским незадолго до этого (также совместно с Б. Нилусом, много строившим для банков).
Московская Ссудная казна была учреждением, фактически выполнявшим функции ломбарда: она выдавала краткосрочные ссуды на сумму до 1 тыс. руб. сроком на 12 месяцев из 6% годовых под залог золота, серебра или ценных вещей.
Стилистику здания определило широко отмечавшееся в 1913 г. 300-летие дома Романовых. Архитектор создал узнаваемый образ, стилизуя (и иногда почти напрямую цитируя) образы архитектуры нарышкинского стиля с характерными белокаменными деталями - к ним отсылают наличники второго этажа с висячими гирьками, «лежачие» окна и белокаменные гребни, завершающие аттик, украшенный двуглавыми орлами, чередующимися с московским гербом. Алмазный руст на фасаде, вероятно, цитирует знаменитую церковь Знамения в Дубровицах, однако общая симметрия фасада создает образ репрезентативного общественного здания. Эффектный силуэт здания формируют также венчающая его небольшая башенка со шпилем и шатровая сень над входом, особенно интересные в ракурсах, открывающихся со стороны Тверской ул. Под окнами на центральной части фасада расположена стилизованная надпись «Российская ссудная казна» и даты постройки - 1913-1916.
Интерьеры здания, в настоящее время недоступные для посещения, расписаны по эскизам Ивана Билибина. Нарисованный им двуглавый орел с коронами, многократно повторенный как в росписях интерьеров, так и в белокаменном оформлении фасада, стал одним из символов Государственного банка и печатался на денежных купюрах.
В 1920 г. на базе Московской ссудной казны декретом СНК было создано Государственное хранилище ценностей (Гохран), в целях создания единого аппарата для учета и хранения ценностей вещного характера, изъятых из ликвидированных торговых предприятий (производивших торговлю ими), из банков (где ценности находились в виде вкладов на хранении или в сейфах), из частных городских и казенных ломбардов.
Украшавшие здание двуглавые орлы были сбиты (их восстановили только в постсоветский период).
О жизни здания в это время сохранилось красочное свидетельство Г.А. Соломона, привлеченного к реализации национальных ценностей: «Мы остановились у большого пятиэтажного дома. Я вошел в него, и... действительность сразу куда-то ушла, и ее место заступила сказка. Я вдруг перенесся в детство, в то счастливое время, когда няня рассказывала мне своим мерным, спокойным голосом сказки о разбойниках, хранивших награбленные ими сокровища в глубоких подвалах... И вот сказка встала передо мной... Я бродил по громадным комнатам, заваленным сундуками, корзинами, ящиками, просто узлами в старых рваных простынях, скатертях... Все это было полно драгоценностей, кое-как сваленных в этих помещениях... Кое-где драгоценности лежали кучами на полу, на подоконниках. Старинная серебряная посуда валялась вместе с артистически сработанными диадемами, колье, портсигарами, серьгами, серебряными и золотыми табакерками... Все было свалено кое-как вместе... Попадались корзины, сплошь наполненные драгоценными камнями без оправы... Были тут и царские драгоценности... Валялись предметы чисто музейные... и все это без всякого учета. Правда, и снаружи, и внутри были часовые. Был и заведующий, который не имел ни малейшего представления ни о количестве, ни о стоимости находившихся в его заведовании драгоценностей...»
С 1941 года здание занимает Госбанк , ныне Центробанк .
Если свернуть с Тверской в Настасьинский переулок, что напротив Английского клуба, то совсем скоро можно увидеть нарядное здание со множеством декоративных деталей на фасаде. Не включить его в мою коллекцию просто невозможно. Тем более, что удалось снять его целиком, хотя переулок довольно узкий. Дом этот выглядит совершенно сказочно, ничего похожего в самом центре Москвы нет. Формально в оформлении здания используются мотивы русского зодчества, так называемый неорусский стиль, но присутствуют и элементы других стилей. Левое и правое крылья здания напоминают терема с лазурными стенами. Углы здания облицованы рельефной кладкой, под названием бриллиантовый руст.
1. Надпись на фронтоне здания "Российская ссудная казна" говорит о его назначении, указаны и годы строительства. Здание было построено по проекту архитекторов В.А. Покровского и Б.М. Нилуса в 1913-1916 годах, до этого спроектировавших здание Госбанка в Нижнем Новгороде. Здание стало своеобразным памятником 300-летию Дома Романовых, а проект был лично одобрен императором.
2. Здание симметричное, ось симметрии проходит через высокую шатровую башню, венчающую крышу здания, и фигурный золоченый шпиль над входным крыльцом. Изначально на шпиле красовался двуглавый орел, но всех двуглавых орлов на фасаде сбили после революции и восстановили только после 1991 года, кроме орла на шпиле.
3. Ссудной казной в дореволюционное время называли кредитное учреждение. Казна давала ссуды суммой до тысячи рублей на время 12 месяцев с 6% в год. В залог можно было отдать золото, серебро или ценные вещи.
4. Теперь рассмотрим подробно живописные детали здания.
5. Верх здания украшен резным орнаментом, рельефами гербов России и Георгия Победоносца.
7. По краю фигурной кровли крыши - двуглавые орлы с коронами.
9. На фасаде под годом постройки и надписью расположены оригинальные восьмиугольные окна.
11. Капители колонн шатрового крыльца.
12. Окна первого этажа.
13. Окна второго этажа.
14. Чердачные окна.
17. После революции ссудная касса была закрыта, и здание занял Наркомат внутренних дел. По окончании гражданской войны в доме разместился Гохран (Государственное хранилище ценностей Наркомфина), куда из национализированных поместий и особняков свозились на хранение не только ювелирные изделия и драгоценные металлы, но и прочие ценности того времени. С 1941 года в доме находится Госбанк, в XXI веке - Центробанк. Но уже рассматриваются проекты создания здесь своеобразного музея истории денег.
Росписью интерьеров занимался художник И.Я. Билибин, один из крупнейших мастеров национально-романтического направления в русском варианте стиля модерн. Далее