Индустриальное общество в начале 20 конспект. Индустриальное общество в начале хх века. Характерные процессы в странах с индустриальным обществом

Cлайд 1

Индустриальное общество в начале XX века. Домашняя работа: Параграф 1 читать 7, 9 вопрос письменно Устно все вопросы к таблицам страница 22 Понятия выучить

Cлайд 2

Самостоятельная работа 1 вариант Модернизация Демократизация Традиционное общество Индустриализация 2 вариант Индустриальная революция Гражданское общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество

Cлайд 3

План урока Причины научно-технической революции Характерные черты новой индустриальной эпохи

Cлайд 4

Понятия Трест – одна из форм объединения предприятий, при котором входящие в него предприятия полностью теряют свою коммерческую самостоятельность и подчиняются единому управлению. Корпорация – акционерная компания. Синдикат – объединение осуществляющая общую коммерческую деятельность при сохранении производственной самостоятельности

Cлайд 5

Понятия Картель – объединение, участники которого устанавливают единые цены на продукцию, договариваются об объемах производства, делят рынки сбыта. Инвестиции - денежные средства, которые вкладываются в предприятие с целью участия в управлении, и получения дохода от участия в его деятельности. Акционерное общество – предприятие, капитал которого образуется путем продажи акций

Cлайд 6

Причины научно-технической революции Востребованность новых технологий Конкуренция за массового покупателя новых товаров, не только между производителями, но и странами. Догоняющее развитие стран «третьего эшелона»

Cлайд 7

Характерные черты новой индустриальной эпохи Развитие тяжелой промышленности Ускорение перемен, развитие новых отраслей промышленного производства, новой техники и технологии. Преобладание промышленного производства над сельскохозяйственным

Cлайд 8

Характерные черты новой индустриальной эпохи Отток населения в город Бурный рост городов и городского населения Массовое производство промышленных товаров

Cлайд 9

Характерные черты новой индустриальной эпохи Концентрация производства и капитала Образование финансового капитала В результате этих процессов государство вынуждено было проводить антитрестовую политику, как следствие – участие в экономике государства

Урок 2. Индустриальное общество в начале 20 века

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: дать учащимся представление о мире XX века, его устройстве и основных проблемах, охарактеризовать основные перемены в социально-экономической жизни общества; развивать умение сравнивать состояния общества в разные периоды времени, высказывать собственное мнение по актуальным вопросам.

Прививать интерес к мировой истории, развивать мышление, воспитывать толерантное отношение к различным точкам зрения одноклассников.

Основные понятия: урбанизация, тресты, синдикаты,инвестиции, инфраструктура, милитаризация.

Оборудование: учебник, компьютер, карта мира.

Ход урока:

    Проверка домашнего задания

Проверка заполнения таблицы, заданной на уроке №1

    Мотивация и актуализация.

    Что такое Новейшая история?

    На какие эпохи делится Новейшая история?

    Что такое модернизация и как она может проходить?

    Изучение нового материала.

    Обобщение и систематизация знаний

План новой темы.

    Новая индустриальная эпоха.

    Бурный рост городов и городского населения

    Концентрация производства и капитала

    Антимонопольная (антитрестовская) политика.

    Усиление роли государства в экономической жизни.

    Социальный реформизм в начале века

    Два пути реализации накопленного экономического потенциала.

Новая тема.

    Новая индустриальная эпоха.

В начале 20 века наступил новый этап индустриальной эпохи - вторая промышленно-технологическая революция. Особенность развития в этот период - ускорение перемен .

В 1903 г. в воздух только поднялся первый самолет, а уже в 1919 г. был совершен перелет через Атлантический океан. Новыми бурно растущими отраслями стали автомобильная, электротехническая и нефтехимическая промышленность. Начался век электрических и дизельных моторов, автомобиля и самолета, телефона и телеграфа, радио.

В чем причина таких быстрых перемен в экономическом развитии?

Стремительное и массовое внедрение новых технологий были обусловлены обострившейся конкуренцией не только между предприятиями, но и между странами, которые стремились опередить соперников.

К началу Первой мировой войны для нескольких ведущих индустриальных стран ускоренное развитие тяжелой промышленности как основы индустриализации завершилось .

Технологической зрелости в начале 20 в . достигли несколько передовых стран - Великобритания, Германия, Франция, США, Бельгия.

На путь ускоренной индустриализации встали Россия, Швеция, Италия, часть Австро- Венгрии, Канада, Япония .

Остальные страны индустриализацию осуществлялис отставанием, это называлось догоняющее развитие .

    Бурный рост городов и городского населения

В начале века в передовых странах промышленное производство уже преобладало над сельскохозяйственным.

Процесс увеличения занятости в промышленности и сокращение работников в сельском хозяйстве был характерен для всех стран, в которых происходило формирование индустриального общества.

Так как городское население быстро увеличивалось, количество городов также возросло. В 1880 г. в Европе насчитывалось 8 городов с населением свыше 1,5 млн человек, а в 1914 г. их число увеличилось до 29 .

Быстрый рост городов в начале 20 в. ( урбанизация ) происходил потому, что из села шел огромный отток населения в города. Выходцы из деревни пополняли ряды рабочих.

В начале 20 в. начинается массовое производство промышленных товаров. Раньше было массовым только производство продуктов питания и одежды. В начале века появляется поточное производство и первые конвейерные линии. Первый конвейер по выпуску автомобилей был запущен Генри Фордом в 1914 г. Изменился сам характер труда: он становится монотонным, изнуряющим.

Наиболее важными чертами развития индустриального общества стало начало массового производства промышленных товаров, концентрация производства и капитала, усиление регулирующей роли государства в экономике и особенно расширение социальных функций государства.

Массовое промышленное производство меняло быт и условия жизни людей. В домах рабочих в Англии появляются газовые плиты, в многоэтажных домах - лифты, массовым становится производство швейных и пишущих машинок. Телефоны появляются не только в конторах, но и в квартирах.

Америка была охвачена бумом строительства небоскребов . В Лондоне, Нью-Йорке, Бостоне, Париже, Будапеште и других крупных городах массовым видом транспорта становится метрополитен . Миллионными тиражами издаются газеты . На улицах, уже освещаемых электрическими фонарями, появляется все больше трамваев и автомобилей .

    Концентрация производства и капитала

В начале 20 в. усилились процессы концентрации производства и капитала. Укрупнение промышленных предприятий, вплоть до их слияния и централизованного управления, отвечала задачам массового производства стандартной однотипной продукции.

В США это были корпорации и тресты, в Германии синдикаты и картели.

    Тресты, корпорации - объединение небольших предприятий в единое целое.

    Синдикаты, картели – совместный сбыт однотипной продукции большого числа независимых предприятий.

В начале 20 в. усилились процессы концентрации банковского капитала. Появились гигантские акционерные банки , способные обслуживать крупнейшие предприятия, которые требовали больших инвестиций - вложений в производство.

Слияние промышленного и банковского капитала привело к формированию финансового капитала. Банки уже не просто предоставляли ссуду предприятию, но и становились держателями пакетов акций предприятий и участвовали в управлении производством. Так формировался финансовый капитал .

    Антимонопольная (антитрестовская) политика.

Процессы концентрации в экономике сопровождались попытками установить цены по сговору, ограничить конкуренцию и получить дополнительные доходы.

Антимонопольное законодательство было создано для регули рования конкуренции, создания возможностей для состязания между крупными корпорациями, а также обеспечение возможности доступа на рынок новых поставщиков.

    Усиление роли государства в экономической жизни.

К началу 20 столетия исчерпал себя частно-хозяйственный вариант рыночного саморегулирования. Постепенно (с конца 19 в.) стала складываться смешанная рыночно-государственная экономика . При содействии или активном участии государства формировалась инфраструктура индустриального общества , т. е. базовые системы ,

транспортная система - дороги,

финансовая система - стабильная национальная валюта,

энергетическая система - производство электроэнергии,

социальная система - социальное страхование, образование, медицина.

Государство, путем принятия законов и создания специальных органов государственного управления, стало активно регулировать экономические отношения, устанавливая правила поведения на рынке для коммерческих банков и корпораций, мелкого бизнеса и индивидуальных предприятий, поставщиков и потребителей.

Таким образом, государственное регулирование становится одним из важнейших факторов развития капиталистической экономики.

    Социальный реформизм в начале века

Государство начинает активно участвовать в разрешении конкретных трудовых конфликтов между бастующими рабочими и капиталистами.

Инициатором социальных реформ стала Германия. В 1880-е гг. правительство Бисмарка начало осуществлять план социального страхования . К 1914 г. во всех европейских странах были приняты законы о компенсации за производственный травматизм, различные системы страхования и вспомоществования (по случаю болезни, инвалидности и др.). Был введен 8-часовой рабочий день для отдельных категорий рабочих. Во многих европейских государствах в начале века был запрещен детский труд , были приняты законы о пенсиях по старости для рабочих. Государственная обязательная светская школа с бесплатными завтраками стала общим явлением для развитых стран Европы.

Основные социальные реформы в начале 20 века. Социальное страхование в случае травмы, болезни инвалидности, запрещение детского труда, пенсии по старости, 8-часовой рабочий день, создание государственных обязательных школ.

    Два пути реализации накопленного экономического потенциала.

В начале 20 в. определились два пути реализации накопленного экономического потенциала.

    Один путь - социальные реформы ,

(Перераспределение части производимого богатства на социальные цели для преодоления негативных последствий урбанизации, ликвидации контрастов богатства и нищеты, оздоровления окружающей среды)

    Другой путь -милитаризация

(Подготовка к войне. Такой путь избрали Германия, Япония).

Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.

Вопросы для беседы:

    Назовите главные черты развития индустриального общества.

    Какие страны достигли технологической зрелости к началу XX в., а какие встали в это же время на путь ускоренной индустриализации?

    Какие два пути были возможны для стран при реализации накопленного экономического потенциала?

Подведение итогов урока.

На этом уроке мы познакомились со вторым этапом промышленно-технологической революции, узнали его причины и последствия как в экономическом, так и в социальном плане.

Домашнее задание:

    учебник: § 1. Индустриальное общество в начале XX в, прочитать стр. 8-16.

    В тетради письменно ответить на вопросы №1,4,6,8 на стр. 16 учебника.

Тема: «Индустриальное общество в начале 20 века».

Задачи: 1. Изучить периодизацию новейшей истории и процессы присущие периодам новейшей истории;

2. сформировать первоначальное представление о масштабах, достижениях и проблемах 20 века;

3. выявить причины важнейших перемен в экономике стран Европы;

4. сформулировать основные черты индустриального общества;

5. развивать умение группировать исторические факты по предложенным критериям и делать обобщающие выводы.

Оборудование: карта «Мир в конце 19 – начале 20 века».

Ход урока.

    Организационный момент.

20 век – близкая история. Изучение которой будет строится не только на материале учебника, но на документах, воспоминаниях участников событий, материалах СМИ.

    Изучение нового материала.

а/ работа с линией времени:

Посмотрите форзац учебника, познакомьтесь с датами 20 века;

Отметьте на линии времени даты: 1917г, 1945г, 1989г.

Какое событие связано с каждой из этих дат. Согласны ли вы с мнением участников европейского семинара учителей, что эти даты являются ключевыми в истории 20 века?

б/ работа с таблицей:

какие технические достижения и открытия имели место в период первой технической революции?

Первая промышленная революция 18-19 вв.

Вторая промышленно- технологическая революция конец19- пер. пол. 20 века.

Третья промышленно-технологическая революция с 70-х гг. 20 века.

Век парового двигателя, машиностроения, домен, ткацкого станка, железной дороги.

Век самолётов, радио, электричества, телефона, автомобиля.

Век микроэлектроники, биотехнологий, информационных технологий.

в/ работа с понятиями, схемами:

Что такое модернизация (работа со словарём учебника).

Не все страны одновременно вступили в процесс модернизации. Назовите наиболее развитые государства.

Эшелоны модернизации:

1 эшелон: страны передовые, индустриальные;

2 эшелон: страны «догоняющего развития»;

3 эшелон: традиционные страны.

Как вы понимаете термин «догоняющее развитие»?

Объясните понятие «традиционные страны».

Назовите страны 1, 2, 3, эшелонов.

В результате промышленно – технологических революций 20 века в обществе произошёл переход от индустриального общества к постиндустриальному.

- дайте определение понятиям: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное.

Вторая промышленно- технологическая революция.

Сущность.

Ускоренное развитие новых отраслей промышленного производства, техники, технологии. (машиностроение, автомобильная промышленность, электротехническая, нефтехимия).

Причины.

Исчерпаны возможности повышения эффективности производства в рамках прежних научно-технических изобретений. Фундаментальные открытия и изобретения.

Особенности.

Быстрое внедрение новых достижений науки и техники, развитие новых отраслей промышленности.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА:

1.начало массового производства промышленных товаров;

2. концентрация производства и капитала.

3. усиление регулирующей роли государства в экономике.

4. расширение социальных функций государства.

г/ работа в группах:

Отметить особенности развития каждой страны;

К чему может привести неравномерное экономическое развитие?

3. итог урока. Домашнее задание. П.1-2, ответить на вопросы к статистическим таблицам на с.22.

Подробное решение параграф § 1 по истории для учащихся 9 класса, авторов Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. 2016

  • Гдз рабочая тетрадь по Истории за 9 класс можно найти

1. Назовите причины важнейших перемен в экономическом развитии в начале XX в.

1. Завершение создания системы мировой торговли и почтовой связи.

2. Вторая промышленно-технологическая революция - ускоренное развитие новых отраслей промышленного производства, новой техники и технологии.

3. Увеличение числа людей занятых в промышленности и сокращение работников в сельскохозяйственном производстве.

4. Бурное развитие машиностроения, в том числе автомобильной, электрической и нефтехимической промышленности.

5. Конкуренция, которая способствовала внедрению новых технологий.

2. Какие страны достигли технологической зрелости к началу XX в., а какие встали в это же время на путь ускоренной индустриализации?

Технологической зрелости достигли Великобритания, Германия, Франция, США, Бельгия.

На путь ускоренной индустриализации стали Россия, Швеция, Италия, часть Австро-Венгрии, Канада, Япония.

3. Как процессы увеличения занятости в промышленности проходили в различных странах?

Число занятых в промышленности в Великобритании, а затем в США и Германии уже в начале XX в. превысило численность работающих в сельском хозяйстве. Великобритания была впереди всех - 9% населения было занято в сельском хозяйстве в 1911 г. Этот важнейший показатель степени индустриализации страны был иным для Франции и Италии, где большая часть населения продолжала работать в сельском хозяйстве (43% населения во Франции). Около 80% населения России жило сельскохозяйственным трудом.

4. Почему в начале XX в. быстро росли города?

Развитие промышленности требовало большого количества рабочих рук. Начал происходить отток населения из сельской местности в города.

5. Назовите основные черты развития индустриального общества. Обсудите, какие из них были главными и как они были связаны между собой.

Начало массового производства промышленных товаров, концентрация производства и капитала, усиление регулирующей роли государства в экономике и особенно расширение социальных функций государства стали в начале века наиболее важными чертами развития индустриального общества.

Развитие промышленности способствовало урбанизации. Конкуренция способствовала развитию и внедрению новых технологий. Основными потребителями промышленных товаров были жители города. Для удовлетворения спроса начинается массовое производство промышленных товаров. Массовое производство привело к концентрации производства, что приводило к производству стандартизированной унифицированной продукции. Крупные банки обслуживали промышленные предприятия, которым были необходимы инвестиции. Государственное регулирование появилось в результате концентрации производства: руководители корпораций и трестов искусственно завышали цены, ограничивали конкуренцию для получения большей прибыли. Государство путем принятия соответствующих законов начинает регулировать отношения в экономике, участвовать в разрешении конфликтов между рабочими и нанимателями.

6. Как массовое промышленное производство меняло быт и условия жизни людей в начале XX в.?

В домах рабочих в Англии появляются газовые плиты, в многоэтажных домах - лифты, массовым становится производство швейных и пишущих машинок. Телефоны появляются не только в конторах, но и в квартирах, в США их уже миллионы. Америка была охвачена бумом строительства небоскребов. В Лондоне, Нью-Йорке, Бостоне, Париже, Будапеште и других крупных городах массовым видом транспорта становится метрополитен. Миллионными тиражами издаются газеты. На улицах, уже освещаемых электрическими фонарями, появляется все больше трамваев и автомобилей. В годы Первой мировой войны ежегодное производство автомобилей уже измеряется миллионами штук.

7. Каковы причины процессов концентрации в экономике? Как они протекали в различных странах?

Концентрация производства была вызвана конкуренцией, концентрация капитала – необходимостью финансирования развивающей промышленности.

Концентрация шла неодинаковыми темпами в разных странах и приобретала различные формы. В США это были корпорации, тресты, контролировавшие значительную часть добычи угля, нефти, производства стали. В рамках треста объединялись отдельные предприятия, которые становились держателями части акций единого треста. Так происходила концентрация промышленного капитала. В европейских странах, и прежде всего в Германии, концентрация в экономике проходила в форме создания координирующих структур, определявших общие правила поведения на рынке,- синдикатов и картелей. Синдикаты обеспечивали возможности прежде всего сбыта однотипной продукции большого числа различных предприятий.

В начале XX в. усилились процессы концентрации банковского капитала. Появились гигантские акционерные банки, способные обслуживать крупнейшие предприятия.

Начался настоящий бум создания крупных акционерных обществ. Около трети всех предприятий в США были акционерными обществами. Фондовая биржа, где продавались и покупались акции предприятий, стала регулятором экономического развития.

8. Чем была вызвана к жизни антимонопольная (антитрестовская) политика? Каковы ее цели?

Некоторые тресты начали самовольно завышать цены на свои товары или услуги. Установленные по сговору цены ограничивали конкуренцию.

В США были приняты антитрестовские законы. В результате ряд трестов был расформирован, в том числе и гигантский нефтяной трест Рокфеллера - «Стандарт ойл компани» - в 1911 г. Железнодорожные тарифы не могли быть подняты выше того предела, который отныне устанавливало правительство. Антимонопольное законодательство США имело целью регулирование конкуренции, создание возможностей для состязания между крупными корпорациями, а также обеспечение возможности доступа на рынок новых поставщиков.

9. Почему усилилась роль государства в экономике в начале XX в.? Каковы главные направления государственного регулирования?

К началу XX столетия исчерпал себя частнохозяйственный вариант рыночного саморегулирования. Идеи классического либерализма о невмешательстве государства в экономику пришлось оставить прошлой эпохе. Постепенно (с конца XIX в.) стала складываться смешанная рыночно-государственная экономика.

При содействии или активном участии государства формировалась инфраструктура индустриального общества, т. е. те базовые системы, которые обеспечивают все отрасли экономики и сами условия жизни общества: транспортная система - дороги, финансовая система - стабильная национальная валюта, энергетическая система - производство электроэнергии, социальная система - социальное страхование, образование, медицина и т. д. Важной сферой государственного регулирования становится антимонопольное законодательство и охрана природы.

Государство путем принятия законов и создания специальных органов государственного управления стало активно регулировать экономические отношения, устанавливая правила поведения на рынке для коммерческих банков и корпораций, мелкого бизнеса и индивидуальных предприятий, поставщиков и потребителей. Государство начинает активно участвовать в разрешении конкретных трудовых конфликтов между бастующими рабочими и капиталистами. Таким образом, государственное регулирование становится одним из важнейших факторов развития капиталистической экономики.

10. Расскажите об основных направлениях социальных реформ в начале XX в.

К 1914 г. во всех европейских странах были приняты законы о компенсации за производственный травматизм, различные системы страхования и вспомоществования (по случаю болезни, инвалидности и др.). Начала складываться система помощи малоимущим. Был введен 8-часовой рабочий день для отдельных категорий рабочих (в Великобритании - для горняков, работающих в ночную смену). Во многих европейских государствах в начале века был запрещен детский труд, были приняты законы о пенсиях по старости для рабочих. Однако возраст для получения пенсий был установлен высокий - с 70 лет, во Франции - с 65 лет. Пенсионное страхование для всего населения страны было введено в 1913 г. только в Швеции. В США реформы, предусматривающие ограничение труда женщин и детей, установление 8-часового рабочего дня, действовали лишь в некоторых штатах.

Важным направлением в социальной политике индустриальных стран стало развитие образования, науки, здравоохранения. В странах с католическими традициями, прежде всего Франции, Италии, Испании, в начале века был ликвидирован контроль церкви над школьным образованием. Государственная обязательная светская школа с бесплатными завтраками стала общим явлением для развитых стран Европы.

11. Какие два пути открывались перед индустриальными странами в начале XX в.?

В начале XX в. определились два пути реализации накопленного экономического потенциала. Один путь - социальные реформы, перераспределение части производимого богатства на социальные цели для преодоления негативных последствий урбанизации, ликвидации контрастов богатства и нищеты, оздоровления окружающей среды и т. д. Другой путь - военная и внешнеэкономическая экспансия, милитаризация. Такой путь избрали Германия, Япония. В канун войны все ведущие индустриальные страны (кроме Швеции, США и др.) были вовлечены в гонку вооружений

ЕДИНСТВО МИРА И ЭКОНОМИКА ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ В НАЧАЛЕ XX в.

Вопросы и задания к таблицам.

1. Как менялось соотношение сил между ведущими индустриальными державами?

В промышленном производстве ведущие позиции к 1913 г. стали занимать США и Германия. Им уступили Англия и Франция, объемы производства которых снизились. Россия незначительно увеличила объемы промышленного производства. Австро-Венгрия и Италия остались на прежнем уровне.

2. Какие страны вышли на первые места в индустриальном развитии в начале XX в.?

США и Германия.

3. Составьте список стран в соответствии с местом, которое они заняли накануне Первой мировой войны по уровню экономической мощи (в порядке убывания).

США, Германия, Великобритания, Россия, Франция, Австро-Венгрия, Италия, Япония.

4. Какие страны стали отставать в своем развитии?

Великобритания, Франция. Незначительно Италия.

5. В каких странах население росло наиболее быстрыми темпами?

США, Россия,

6. В каких странах рост населения замедлился?

Великобритания, Франция, Австро-Венгрия, Италия, Япония.

1. Назовите главные причины формирования единой мировой экономики и мировой торговли в начале XX в.

1. Формирование системы мировой торговли.

2. Вывоз капитала.

3. Действие золотого стандарта.

4. Появление новых средств связи.

2. Почему индустриальные страны, помимо вывоза товаров, приступили к широкому вывозу капитала?

Появление филиалов предприятий в других странах способствовало расширению рынка сбыта производимых товаров. А денежные займы другим государствам увеличивали капитал кредиторов.

3. Какие причины обусловили рывок в экономическом развитии США в начале XX в.?

1. Большой и растущий внутренний рынок, который создавал условия для постоянного увеличения производства промышленных и сельскохозяйственных товаров.

2. Бум рождаемости и огромный приток населения из-за океана.

3. Отсутствие традиций всевластия чиновников и жесткой регламентации экономической и общественной жизни.

4. Сложившаяся традиция причастности населения ко всему, что происходит – от строительства дорого и жилья до формирования структур местной власти и их полномочий.

4. Выделите главные факторы, которые способствовали бурному экономическому росту в Германии.

1. Объединение страны, которые привело к формированию большого внутреннего рынка.

2. Быстрыми темпами росло население.

3. Присоединение Эльзаса и Лотарингии, богатых железной рудой.

4. Курс на милитаризацию и заказ государства на производство вооружений.

5. Отсутствие колоний, что заставляло сфокусироваться на развитии внутреннего рынка.

6. Патриотический подъем, трудолюбие, дисциплинированность.

5. Почему Великобритания стала отставать от растущей мощи Германии в начале XX в.? Что мешало, а что помогало развитию британской экономики?

Экономика Великобритании зависела от ресурсов колониальной империи и ее внутреннего рынка. Скопившийся капитал был направлен на экспорт, а не на развитие промышленности. А также поступление на внутренний рынок более дешевых товаров из-за границы привели к отставанию экономики страны. Германия сосредоточилась на развитии внутреннего рынка.

Однако, наличие колоний предоставляло доступ к природным ресурсам, что подпитывало экономику Великобритании. Также наличие крепкой валюты способствовало экспорту капитала. Британская экономика была построена на широких взаимосвязях с заморскими рынками.

6. Назовите причины отсутствия динамизма во французской экономике в начале XX в. Обсудите, какие из них были главными.

Главные причины отставания Франции были вызваны спецификой ее экономического развития. Франция в начале XX в. была страной мелких собственников в городе и деревне. Преобладание аграрного населения и медленные темпы формирования широкого слоя покупателей массовых товаров - жителей городов - сказывались на экономическом развитии. Налицо была узость внутреннего рынка. В то же время крупный банковский капитал, имевший давнюю традицию во Франции, был оторван от капитала промышленного. Промышленники руководствовались лозунгом «Производить мало, но дорого». А банкиры предпочитали вкладывать деньги за рубежом в виде займов правительствам различных стран, среди которых была и Россия. Такие вложения считались более надежными по сравнению с вложениями капитала в производство.

7. В чем отличия экономического развития Австро-Венгрии и Италии от других великих держав?

В отличие от других ведущих стран Европы, она была многонациональным государством. Нарастание межнациональных противоречий ослабляло австро-венгерскую монархию. В австрийских, чешских и отчасти венгерских землях начались процессы ускоренной индустриализации. В то же время в сельскохозяйственных районах украинских, словацких, хорватских, румынских земель царили застой и нищета. В отдельных сельских регионах сохранялись полуфеодальные отношения.

8. Почему из Италии и Австро-Венгрии в начале XX в. выезжали миллионы людей?

Разница в развитии регионов: В Италии южные регионы были беднее, в Австро-Венгрии - сельскохозяйственные районы украинских, словацких, хорватских, румынских земель. Царившая в этих регионах нищета заставляла людей выезжать в другие страны. В Австро-Венгрии этому способствовали и национальные притеснения.

Слайд 2

Распределите. Что, по вашему мнению, относится кА) традиционному и Б) индустриальному обществу

Слайд 3

Промышленная революция и изменения в обществе Неравномерность развития капитализма

Слайд 4

1 2 3 Страны старого капитализма – Англия, Франция Страны молодого капитализма – Германия, США, Россия, Италия Отдаленные от центра – Латинская Америка, Испания, Португалия Эшелоны модернизации

Слайд 5

Модернизация – это изменение менее развитого общества, в ходе которого оно приобретает новые качества, свойственны более развитому обществу. Модернизация – это длительный и очень сложный процесс, в его ходе на основе индустриализации изменения охватывают все стороны жизни общества. В XIX веке благодаря завершению промышленного переворота развивается индустриализация. Модернизация

Слайд 6

Пути развития капитализма

Слайд 7

Империализм –капитализм монополистический, «организованный»– это особая стадия в развитии капитализма, при которой он стремится распространить свое господство во всех областях жизни общества – экономической, политической, идеологической, культурной.

В конце XIX в. на смену капитализму свобод-ной конкуренции пришёл монополистический капитализм (империализм).

Слайд 8

Предпосылки обновления производства: 1. Изобретение промышленного электродвигателя привело к значительному росту производительности труда во всех отраслях промышленности. Томас Эдисон и его лампочка Первая в мире электростанция в Нью-Йорке, построенная по проекту Эдисона

Слайд 9

2. Появление автомобиля сформировало целую индустрию автомобилестроения

Слайд 10

Использование газа. Плакат 1892 года. 3. На смену углю пришел новый источник энергии – нефть и газ. Появляется дизельный двигатель (создан Рудольфом Дизелем в 1896г.), которым оснащают подводные лодки, автомобили, танки, самолеты. Нефтепромыслы в районе Баку

Слайд 11

Первый тяжёлый английский танк 1915 г. Французский самолёт – истребитель 1915 г.

Слайд 12

4. Революцией в организации труда явился сборочный конвейер, сделавший возможным поточное, серийное производство Ленточный конвейер на автомобильном заводе Генри Форда

Слайд 13

Неизбежными стали экономические кризисы перепроизводства, которые вели к росту безработицы и усилению нищеты рабочих. 1825 г. – первый кризис перепроизводства в Англии. 1836 – 1837 г.г. – кризис в Англии, Франции, США. 1847 г. – кризис на всём европейском континенте. 1858 г. – мировой экономический кризис. Фабрика ↓ Машинное производство ↓ Уменьшение числа работников ↓ Падение покупательной способности ↓ Перенасыщение внутреннего рынка товарами

Слайд 14

Кризисы перепроизводства Последствия кризисов Экономические последствия Социальные последствия Сокращение производства Разорение мелких и средних соб-ственников Концентрация производства и капитала Образование монополий Сокращение зар. платы Рост без-работицы Ухудшение положения населения Социальные потрясения

Слайд 15

Нефтяной король Д.Рокфеллер поглощаетмировой рынок. Признаки империализма 1. Концентрация производства и капиталов и появление монополий Формы монополий: картели – определяли цены и объем производства; синдикаты – занимались совместным сбытом продукции через общую для всех контору; тресты – полностью объединяли собственность для совместного производства, подчинялись единому управлению; концерны – объединение трестов или предприятий различных отраслей хозяйства, находящихся под единым управлением.

Слайд 16

к.18- н.19вв. к.19- н.20вв. монополия анархия, конкуренция Монопольно- высокая цена Монополия– промышленная или финансовая корпо-рация, сосредоточившая в своих руках господство в какой-либо отрасли хозяйства.

Слайд 17

к.18- н.19вв. к.19- н.20вв. Финансово-промышленные группы 2. Слияние банковского и промышленного капитала, образование финансовой олигархии.

Слайд 18

к.18- н.19вв. к.19- н.20вв. метрополия товар колония метрополия колония капитал ПРИБЫЛЬ 3.Преобладание вывоза капиталов над вывозом товаров

Слайд 19

к.19- н.20вв. 4.Создание международных монополистических союзов, которые делят мир на сферы влияния.

Слайд 20

к.19- н.20вв. 5. Закончен территориальный раздел мира, началась борьба за его передел.

Слайд 21

Социальные последствия индустриализации

Численность наемных работников значительно увеличилась. Среди наемных работников выделился слой руководителей, инженеров, специалистов, получающих сравнительно высокую заработную плату. Среди рабочего класса сформировалась «рабочая аристократия» - квалифицированные обученные рабочие, мастера. Большую группу рабочих составляли работники с низким уровнем квалификации (грузчики, уборщики и т.д.), которые активно участвовали в митингах и забастовках. Появились новые женские профессии (телефонистки, машинистки, секретари). Возникли первые женские организации, выступавшие за равноправие женщин.Слайд 24

Вопросы и задания для самоконтроля

Какие новые черты появились в развитии капиталистического производства в Европе в середине XIX в.? Назовите причины и последствия экономических кризисов перепроизводства, определите их влияние на жизнь различных слоёв населения. Докажите, что капиталистическое развитие стран шло неравномерно. Сравните «американский» и «прусский» путь развития капитализма. Какой путь является предпочтительным для динамичного развития страны? Расскажите о развитии «организованного» капитализма. Какие причины лежали в основе этого процесса? Расскажите о новых изобретениях в технике, продолживших цепь открытий, сделанных в XVIII в. Как влияли технические изобретения на повседневную жизнь человека XIX – XX в.в.?

Посмотреть все слайды