Погрузочно-разгрузочные работы в строительстве. Погрузочно-разгрузочные работы Специальные виды транспорта

Для создания оптимальных условий безопасного и высокопроизводительного труда рабочих, занятых на погрузочно-разгрузочных работах, планируют площад­ки приема материалов с уклоном не более 5%, укрепляют их покрытия, обеспе­чивают стоки поверхностных вод, организуют возможность свободного въезда и выезда автотранспорта преимущественно по кольцевой схеме.

В соответствую­щих местах устанавливают знаки: «Въезд», «Выезд», «Разворот» и др. Грузы, подъемные механизмы и транспортные средства размещают с учетом минималь­ного расстояния переноса груза с места захвата до места установки или укладки.

Для механизации погрузочно-разгрузочных работ используется значительный парк общестроительных и специальных машин и механизмов. Однако их трудо­емкость сохраняется еще высокой. На погрузочно-разгрузочных работах занято около 10% общей численности рабочих в строительстве.

При разгрузке кирпича вручную с соблюдением всех необходимых правил предосторожности потери составляют около 7%, нередко бой кирпича достигает 10-12%, причем для разгрузки 1 т кирпича требуется затратить 1 чел.-ч. Приме­нение для данной операции вилочных погрузчиков позволяет сократить время разгрузки до 0,037 чел.-ч, при этом потери кирпича составляют не более 1 %.

Для механизации малообъемных, рассредоточенных строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ в условиях строительной площадки целесообраз­но использовать одноковшовые колесные погрузчики как наиболее маневренные и мобильные. К их достоинствам можно отнести способность самостоятельного на­бора и транспортировки грузов, высокую маневренность в зоне выполнения ра­бот, что особенно важно при плотной городской застройке, реконструкции.

На внутри объектных и меж объектных перевозках сыпучих, кусковых и жид­ких материалов используются самосвальные мототележки вместо более дорогих автосамосвалов.

Переработка штучных грузов выполняется практически механизированным способом и составляет около 30% общего объема погрузочно-разгру-зочных работ в строительстве, а по трудоемкости - менее 2% всех затрат труда рабочих, занятых на выполнении этого вида работ.

Удельный вес мелкоштучных грузов в общем объеме перевозок строительных грузов составляет 4%. Но на выполнение транспортно-грузовых операций при т перевозках приходится свыше 30% трудозатрат. Причем это преимущественно ручной, тяжелый, малопроизводительный труд. Поэтому задача механизации руч­ного труда при перевозке таких грузов является чрезвычайно актуальной. Меха: низания транспортно-грузовых операций с мелкоштучными грузами возможна лишь при их укрупнении с помощью средств контейнеризации и пакетирования

Для хранения, перемещения и складирования грузов (при массе брутто 0,251 и более) используется несущая тара, как многооборотное средство пакетирова­ния при межзаводских и междуведомственных перевозках. Она может быть склад­ной, каркасной, стоечной, ящичной (в том числе с открываемой или отсутству­ющей стенкой), сетчатой, конической.

В качестве несущей тары с вместимостью более l м 3 используются грузовые контейнеры многократного применения, служащие для перевозки и временно­го хранения грузов без промежуточных перегрузок. Грузовые контейнеры с мас­сой брутто 10т более являются крупнотоннажными, от 2,5 до 10т - среднетоннажными, менее 2,5 т - малотоннажными. Для штучных грузов широкой номенклатуры, укрупненных грузовых единиц и мелкоштучных грузов в основном используются универсальные контейнеры; для газов, жидких и сыпучих грузов - контейнеры-цистерны; для других специфических грузов - специализирован­ные контейнеры (индивидуальные, групповые, изотермические).

Выгрузка вязких нефтепродуктов из железнодорожных вагонов - довольно сложная технологическая операция. Известно множество способов разогрева застывшего и загустевшего нефтепродукта, например острым паром.

→ Cтроительные работы

Погрузочные и разгрузочные работы


К числу грузов, погрузка и разгрузка которых осуществляется преимущественно вручную, относятся тарно-штучные строительные грузы. При этом портится большое количество строительных материалов.

Основными направлениями развития народного хозяйства и повышения эффективности транспортных и по-грузочно-разгрузочных работ в строительстве предусматривается: – значительно улучшить структуру парка транспортных расширить производственную базу, обеспечивающую поддержание транспортных средств в исправном состоянии; – улучшить структуру и организацию управления строительным транспортом в целях массового внедрения централизованных перевозок; – совершенствовать методы механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ; – создать сеть механизированных складов цемента, внедрить инвентарные металлические силосы для приобъектных складов; – развить перевозки строительных материалов с применением контейнеров, поддонов, пакетирования и предварительной комплектации грузов.

Перевозка мелкоштучных грузов и кирпича с обязательным применением контейнеров, пакетов и поддонов позволит почти полностью механизировать погрузочно-разгрузочные операции на автотранспорте, сократить непроизводительные расходы и число грузчиков, занятых на этих операциях.

В строительстве должен найти широкое применение специализированный автотранспорт повышенной производительности с обогревом кабины водителя и разогревом двигателя. Для строительства в труднодоступных районах целесообразно расширить применение вертолетов.

В целях сокращения тяжелого физического труда на погрузочно-разгрузочных работах и повышения выработки рабочих намечается: – значительно увеличить применение универсальных погрузчиков взамен использования на погрузочно-разгрузочных работах экскаваторов;
внедрить наиболее прогрессивные пневмоколесные погрузчики с комплектами сменного рабочего оборудования, позволяющими расширить возможности применения погрузчиков; – значительно расширить применение захватных устройств и другой оснастки к различным видам кранов (башенных, пневмоколесных, гусеничных и др.).

В целях механизации работ по внутриобъектному транспортированию материалов целесообразно применять мототележки грузоподъемностью 0,3-1 т и другие машины. Особое внимание должно быть обращено на создание и внедрение средств для транспортирования материалов по перекрытиям сооружаемых зданий.

Погрузочно-разгрузочные средства. В процессе транспортирования строительных грузов наиболее трудоемкими операциями являются погрузка и разгрузка. Механи- , зация последних осуществляется путем использования1 саморазгружающихся таранспортных средств (автосамосвалов, полувагонов-хопперов, думпкаров и т. п.) и специальных погрузочно-разгрузочных машин и приспособлений.

В настоящее время для производства погрузочно-разгрузочных работ на строительных площадках используются краны, одноковшовые экскаваторы, автопогрузчики, универсальные одноковшовые погрузчики, погрузчики и разгрузчики непрерывного действия (многоковшовые), механические и пневматические разгрузчики и др.

На погрузке и выгрузке сборных железобетонных изделий, металлических конструкций, оборудования, материалов, перевозимых в пакетах и контейнерах, широко используют специальные погрузочно-разгрузочные краны и обычные краны, предназначенные для строительно-монтажных работ (кран-балки, краны мостовые, козловые, кабельные, башенные, стреловые на пневмо-колесном и гусеничном ходу, автокраны и др.). Краны могут быть использованы также для погрузки и выгрузки щебня, гравия, песка и других сыпучих материалов. Для этих целей они оборудуются специальными захватными приспособлениями и грейферами.

Вилочный автопогрузчик - погрузочно-разгрузочная машина общего назначения, предназначен для механизации перегрузочных и подъемно-транспортных работ преимущественно на площадках с твердым покрытием. Основным рабочим органом является телескопический подъемник с вилочным подхватом; в качестве сменного оборудования могут служить ковш, зажимы для штучных грузов, крановая стрела и другие приспособления. Выпускаются такие машины грузоподъемностью 0,5; 1; 2; 3,2 и 5 т.

Универсальные одноковшовыесамоход-ные погрузчики оборудуются ковшом для погрузки и выгрузки сыпучих и кусковых материалов, кроме того, вилочными подхватами, челюстным захватом, бульдозерным отвалом, рыхлителем, экскаваторным ковшом (обратная лопата) и др.

Одноковшовые погрузчики выпускаются с передней разгрузкой ковша, с разгрузкой на сторону поворотом стрелы (полуповоротные) и с разгрузкой назад»

В городском строительства универсальные погрузчики могут быть использованы для выгрузки и перемещения материалов на небольшие расстояния, подачи их к подъемно-транспортным машинам, загрузки приемных устройств растворных и бетонных узлов, а также и для различных вспомогательных работ.
Грузоподъемность погрузчиков 0,3; 0,5; 0,8; 1,25; 2; 3,2 и 5 т.

Погрузчики непрерывного действия (многоковшовые) предназначаются для погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов в автосамосвалы и другие транспортные средства. Многоковшовый погрузчик является самоходной машиной, на раме которой укреплен зачерпывающий орган-питатель и ковшовый элеватор или транспортер. Такие машины выпускаются нескольких типов, отличающихся в основном конструкцией зачерпывающего органа (подгребающие винты, зачерпывающая шаровая головка, загребающие лапы и др.).

Механические разгрузчики (скребковые лопаты) применяются для выгрузки из вагонов и барж цемента, извести, песка, гравия и т.д. Для разгрузки цемента и других порошкообразных материалов целесообразнее использовать пневматические (всасывающие) разгрузчики, исключающие возможность пыления разгружаемого материала.

Доставка цемента, извести и гипса на объекты строительства должна осуществляться автоцементовозами с автоматической загрузкой их из бункерных складов и пневматической выгрузкой у потребителя.

В целях сокращения затрат на погрузочно-разгрузочные работы необходимо мелкоштучные материалы доставлять на объекты в контейнерах или на поддонах с разгрузкой механизированным способом и подачей непосредственно на рабочее место без дополнительной перегрузки.

Погрузочно-разгрузочные работы в строительстве

Операции погрузки-разгрузки основных материальных элементов строительных процессов (нерудных материалов, строительных конструкций, лесоматериалов, металла и др.) в настоящее время почти полностью механизированы. Для механизации погрузочно-разгрузочных работ используют

общестроительные и специальные машины и механизмы. По принципу работы все машины и механизмы, осуществляющие погрузочно-разгрузочные операции, подразделяются на следующие группы: работающие независимо от транспортных средств и являющиеся частью конструкции транспортных средств. В первую группу входят специальные погрузочно-разгрузочные и обычные монтажные краны, погрузчики цикличного и непрерывного действия, передвижные ленточные конвейеры, механические лопаты, пневматические разгрузчики и др. Ко второй группё относятся автомобили-самосвалы, транспортные приборы саморазгружающимися платформами, средства для саморазгрузки и др. Специальные погрузочно-разгрузочные и обычные краны (кран-балки, мостовые краны, козловые, башенные, стреловые на пневмоколесном и гусеничном ходу, автокраны и др.) широко используют на погрузке, и разгрузке железобетонных и металлическнх конструкций, оборудования, материалов, перевозимых в пакетах, контейнерах и др. Краны, оборудованные специальными захватными приспособлениями и грейферами, могут работать на погрузке и разгрузке лесоматериалов, щебня, гравия, песка и других сыпучих мелкокусковых материалов.

Погрузчики в строительстве получили большое распространение. Широкое применение погрузчиков в строительстве объясняется их высокой мобильностью и универсальностью. Наиболее широко в строительстве используют универсальные одноковшовые погрузчики, автопогрузчики и многоковшовые погрузчики.

Многоковшовые погрузчики (непрерывного действия) предназначены для погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов в автосамосвалы и другие транспортные средства.

Автопогрузчики являются погрузочно-разгрузочными машинами общего назначения. Они служат для механизации перегрузочных и подъемно-транспортных работ на площадках преимущественно с твердым покрытием. Основным рабочим органом является телескопический подъемник с вилочным подхватом.

Виды грунтов, их технологические свойства.

В строительном производстве грунтами называют породы, залегающие в верхних слоях земной коры. Свойства и качество грунта влияют на устойчивость земляных сооружений, трудоемкость разработки и стоимость работ. Для выбора наиболее эффективного способа производства работ необходимо учитывать следующие основные характеристики грунтов; плотность, влажность, сцепление, разрыхляемость и угол естественного откоса. Плотностью называется масса 1 м3 грунта в естественном состоянии (в плотном теле). Влажность характеризуется степенью насыщения грунта водой, которую определяют отношением массы воды в грунте к массе твердых частиц грунта и выражают в процентах. При влажности более 30% грунты считаются мокрыми, а при влажности до 5% - сухими. Сцепление определяется начальным сопротивлением грунта сдвигу. От плотности и сцепления между частицами грунта в основном. зависит производительность землеройных машин. Классификация грунтов по трудности их разработки в зависимости от конструктивных особенностей используемых землеройных машин и свойств грунта приводятся в ЕНиР. Так, для одноковшовых экскаваторов грунты подразделяются на шесть групп, для многоковшовых экскаваторов и скреперов - на две и для бульдозеров и грейдеров - на три группы. При разработке грунтов вручную их делят на семь групп. Строительными нормами и правилами установлены значения крутизны откосов для постоянных и временных-, земляных сооружений в зависимости от их глубины или высоты. Откосы насыпей постоянных сооружений делают более пологими, чем откосы выемок. Более крутые откосы допускаются при устройстве временных котлованов и траншей.

Из-за того, что некоторые процессы, выполняемые при производстве земляных работ, связаны с пропусканием через грунт электрического тока (осушение электроосмосом, Оттаивание током), имеет практическое значение также и электропроводность грунта. Так как минеральные частицы, входящие в состав грунта, обычно не являются проводниками, электропроводность грунта зависит от степени насыщения его влагой. В процессе производства земляных работ приходится сталкиваться с явлениями замерзания и оттаивания грунта, причем эти процессы могут быть естественными и искусственными. Поэтому имеют значение и теплофизические характеристики грунтов - их теплоемкость и теплопроводность. Они также в большей степени зависят от влажности грунта, так как соответствующие значения для воды значительно выше, чем для минеральных частиц.

Виды земляных сооружений

По продолжительности использования земляные сооружения могут быть постоянными или временными. Постоянные сооружения являются составными элементами строящихся объектов и предназначаются для нормальной их эксплуатации. К числу таких сооружений относятся каналы, выемки и насыпи автомобильных и железных дорог, дамбы гидротехнических и регуляционных сооружений, скважины на воду и т. п.

Временные земляные сооружения устраиваются при возведении подземной или заглубленной части зданий, инженерных сетей, коммуникаций и т. д. После этого они частично или полностью ликвидируются. Выемки, у которых ширина соизмерима с длиной, но не меньше 1/10 длины, называются котлованами, при ширине менее 1/10 - траншеями. Котлованы вырывают, как правило, при возведении заглубленной части объемных сооружений (фундаментов, подвальных этажей: технических помещений, предназначенных для размещения оборудования санитарно-технических и технологических систем). Траншеи копают при прокладке линейно протяженных коммуникаций, наружных сетей водоснабжения, канализации, газоснабжения, отопления, электроснабжения и др. При устройстве выемок на строительных площадках, не имеющих ограничений по ширине, а также в целях обеспечения максимального уровня механизации земляных работ применяются земляные сооружения с трапецеидальным поперечным профилем. Основными его характеристиками являются глубина (h), ширина по дну (b) и поверху (В), заложение откосов (а), основание откоса, угол откоса. Глубина разработки определяется разницей отметок дневной поверхности выработки (бровки) и дна (основания откоса).

Ширина по дну выемки равняется ширине возводимого в выемке элемента сооружения (А) плюс величина зазоров (с), зависящая от характера обработки внешних поверхностей элемента. Величина уширения дна котлована (с) должна быть не менее 0,6 м. В выемках прямоугольного профиля величина уширения, кроме того, зависит от глубины выемки и вида креплений стенок. Ширина по верху выемки определяется как сумма ширины по дну ее (b) плюс значение двух заложений откосов (а). Под заложением откоса понимается величина проекции линии откоса на горизонталь.

Величина, обратная крутизне откоса, носит название коэффициент откоса (m). Значение т обусловливается видом грунта, степенью его обводненности, продолжительностью использования выемки и ее глубиной. Чем монолитнее грунт и больше его обводненность, тем больше крутизна откоса выемки.При глубине выемок больше 6 м необходимо устройство небольших горизонтальных площадок, называемых бермами. Откосы ниже берм имеют, как правило, меньшую крутизну, чем над бермами. Исключение составляют случаи, когда ниже берм залегают грунты сухие и более прочные, чем в верхних горизонтах. Во временных выемках крутизна откосов принимается больше, чем в постоянных.

ГРУНТА ПРИ ПЛАНИРОВКЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ

Существуют следующие наиболее распространенные методы определения L СР. :

а) аналитический (метод статических моментов);

б) графо - аналитический (способ Кутьинова);

в) графический;

г) на основании шахматной балансовой ведомости;

д) на основе линейного программирования (транспортная задача).

1 Графо - аналитический метод

Основан на построении графиков нарастающих итогов по сторонам строительной площадки. Среднее расстояние перемещения грунта в этом случае находится по формуле

L CP = L x 2 +L y 2 , м

где: L x , L y - соответственно горизонтальная и вертикальная проекция L СР, м.

L x =W x /∑V Bi

где: W x , W y - площадь фигр, ограниченных графиками нарастающих итогов выемки и насыпи вдоль горизонтальной и вертикальной сторон площадки, соответственно, м 3 .

2. Графический метод

после построения графиков нарастающих итогов по сторонам стройплощадки параллельно осям X и Y проводят средние линии, отстоящие от осей на расстоянии V H /2 и V B /2. После чего устанавливают точки пересечения средних линий с графиками нарастающих итогов и сносят их на план площадки. В местах пересечения проекционных линий от точек получаем положение центров тяжести насыпи и выемки, соответственно. В качестве L СР принимается расстояние между полученными центрами тяжести

3. Аналитический метод.

Основан на нахождении центров тяжести выемки и насыпи методом статических моментов пунктов выемки и насыпи относительно осей X и Y по формулам

X В ЦТ =S B y /∑V Bi =∑ V Bi х X Bi /∑V Bi , м

Y В ЦТ =S B x /∑V Bi =∑V В i х X В i /∑V В i , м

X Н ЦТ =S Н y /∑V Н i =∑V Н i х X Н i /∑V Н i , м

Y Н ЦТ =S Н x /∑V Н i =∑V Hi х X Hi /∑V Hi , м
где: S B y , S H y , S B x , S H x - статические моменты выемки и насыпи относительно осей Y и Х, соответственно, м 4 ; V Bi , V Hi - объем i - го пункта выемки или насыпи, соответственно, м 3 ; X Bi , X Hi , Y Bi , Y Hi - коэффициенты центров тяжести i - го пункта выемки или насыпи в координатных осях XOY.

После нахождения центров тяжести выемки и насыпи L СР определяется как расстояние между ними по теореме Пифагора

L CP =(X В Ц.Т. - Х Н Ц.Т.) 2 + (Y В Ц.Т. - Y Н Ц.Т.) 2 , м

4. На основе шахматной балансовой ведомости

Распределение грунта из пунктов выемки в пункты насыпи может производиться следующими способами:

а) по здравому смыслу

б) по наименьшим расстояниям

На заключительном этапе определяются следующие расстояния перемещения грунта:

а) общее среднее расстояние перемещения грунта в пределах строительной площадки L СР

L O CP =(∑V ij х L ij +∑V kj х L kj +åV р j х L р j)/(∑V ij +∑V kj +åV р j) , м

где: V ij , V kj - объем грунта, перемещаемого из пунктов выемки i или “котлован” в пункты насыпи j, м 3 ; L ij , L kj - расстояние перемещения грунта из пунктов выемки i или “котлован” в пункт насыпи j, м.

б) среднее расстояние перемещения грунта из планировочной выемки в планировочную насыпь L CP

L ПЛ СР =∑V ij х L ij /∑V ij , м

в) среднее расстояние перемещения грунта из котлована в планировочную насыпь L CP

L K CP =∑V к j х L kj /∑V kj , м

При определении L O CP объемы грунта резерва и отвала в случае расстояния отвозки или привозки грунта более 3. . .5 км не учитываются.

5. На основе методов линейного программирования

среднее расстояние перемещения

L 0 СР =L ПЛ. СР. м

37 Расчет ЛИУ заключается в определении требуемого количества насосных установок, шага фильтров и глубины их погружения.

S=h гр +0.5+e ; м

где S – требуемое понижение грунтовых вод, м

h гр – высота грунтовых вод

e – высота капилятного поднятия воды, м;

где к – коэффициент фильтрации

где У – напор в расчетной точке, м

Н – мощность водоносного слоя

А=√F u /π ;м

где А – приведенный радиус водопонизительной системы, м

F u – приведенная площадь внутреннего контура иглофильтровой системы, м

R=A+2*S*√k*H ; м

где R – радиус влияния системы, м

Q c =(2*π*k*m*(H-Y))/(lnR/A); м 3 /сут.

где Q c – суммарный приток воды, м 3 /сут.

Q c ч = Q c /24; м 3 /час.

где Q c ч - суммарный приток воды в час, м 3 /час.

где m – средняя толщина потока, м.

N y =L кобщ /L пред; шт

где N y – количество насосных установок, шт;

L кобщ – общая длина коллектора, м;

L пред – предельная длина коллектора

L k = L кобщ / N y ; м

где L k – длина коллектора приходящегося на 1 установку, м

Q y =Q c / N y ; м 3 /сут.

где Q y – приток воды к одной установке, м 3 /сут.

Q y ч = Q y /24; м 3 /сут

где Q y ч - приток воды к одной установке в час, м 3 /сут.

n=L k /2*G; шт

где n – требуемое число иглофильтров, шт;

G – шаг иглофильтров, м.

q= Q y ч /n; м 3 /сут

где q – приток воды к каждому иглофильтру.

Предельный дебит одного иглофильтра определяем по графику.

Расстояние от водоупора до пониженного УГВ у иглофильтросяв определяет при различном шаге:

y г ’ =y н -h в +ξ*Q y /(k*h)+1.34*10 -7 *ξ 1 *Q y 2 ; м

где y г ’ - расстояние от водоупора до пониженного УГВ, м;

y н – высота расположения оси насоса над водоупором, м;

h в – расчетная высота всасывания насоса

ξ – величина, зависящая от срока службы установки на объекте

ξ 1 – коэффициент потерь напора во всасывающей системе, сут 2 /м 5 .

Определим условие фильтрации воды:

y г =H-S*(1+2*π*Ф*m ’ /(N*n*ln(R/A)); м

где m ’ – толщина потока на линии иглофильтра, равная у;

Ф – коэффициент фильтрации сопротивления;

По кривой определяем шаг иглофильтров

Схемы движения скрепера

В зависимости от размеров земляного сооружения, расположения выемок, насыпей, кавальеров или отвалов при работе скреперов наиболее часто используют следующие схемы их движения: эллиптическая, "восьмерка", спиральная, по зигзагу, челночно-поперечная и челночно-продольная.

Работа "по эллипсу" (рис. 1, а) и "восьмерке" (рис. 1, б) применима при возведении насыпей из одно- и двусторонних резервов, при устройстве выемок с укладкой грунта в насыпи, дамбы и кавальеры, при планировочных работах в промышленном и гражданском строительстве. При работе "восьмеркой" за один проход скрепер совершает две операции загрузки ковша и две операции его разгрузки, что сокращает путь холостого пробега и, как следствие, повышает производительность скрепера.

Рис.1. Схема движения скрепера

а - по эллипсу; б - восьмеркой; в - по спирали; г - зигзагом; д - по челночно-поперечной схеме; е - по челночно-продольной схеме; прямоугольниками показаны участки загрузки; заштрихованными прямоугольниками - участки разгрузки

Спиральную схему (рис.1, в) используют при возведении широких насыпей из двусторонних резервов или широких выемок высотой или глубиной до 2,5 м. При этом работы ведут без устройства выездов и съездов.

Работу "по зигзагу" (рис.1, г) производят при возведении насыпей высотой до 6 м из резервов при длине захватки 200 м и более.

Челночно-поперечная схема (рис.1, д) применяется чаще при возведении насыпей и дамб высотой менее 1,5 м при работе из двусторонних резервов или при устройстве каналов и выемок до 1,5 м с укладкой грунта в дамбы или кавальеры. Производительность работы скрепера по зигзагу выше на 15 %, а при челночно-поперечной - на 30 % по сравнению с эллиптической схемой.

Челночно-продольная схема движения скреперов (рис.1, е) применяется при возведении насыпей вы сотой 5...6 м с заложением откосов не круче 1: 2° с транспортировкой грунта из двусторонних резервов.

Схему движения для каждого конкретного случая следует выбирать с учетом местных условий так, чтобы пути движения были наименьшими. Наибольшие уклоны землевозных дорог должны составлять для скреперов: в грузовом направлении - при подъеме- 0,12...0,15, а при спуске 0,2...0,25; в порожнем направлении - при подъеме 0,15...0,17, а при спуске 0,25...0,3.

Физические способы бурения.

К основным физическим способам бурения относятся термический и гидравлический. В стадии разработки и производственной апробации находятся электрогидравлический, плазменный, ультразвуковой и некоторые другие способы.

При термическом способе бурения горные породы разрушаются высокотемпературным источником тепла - открытым пламенем. Рабочим органом станка термического бурения является термобур с огнеструйной горелкой (рис. VI. 3,а), из которой со сверхзвуковой скоростью направляется на забой скважины газовая струя с высокой температурой. В камеру сгорания через форсунку подают смесь тонкораспыленного керосина с газообразным кислородом. Образующиеся внутри камеры газообразные продукты горения с температурой до 2000°С под действием давления внутри камеры вылетают со скоростью около 2000 м/с через отверстия в днище горелки и действуют на забой скважины. С помощью воды горелку охлаждают и удаляют из скважины разрушенную породу.

Передвижные станки термического бурения на гусеничном и автомобильном ходу и ручные термобуры имеют в принципе аналогичное устройство. Ручной термобур (рис. VI. 3,б) представляет собой металлическую штангу-кожух диаметром 30 мм, в которой имеется горелка с системой охлаждения. Керосин и газообразный кислород поступают в горелку под давлением 0,7 МПа, а вода для охлаждения - под давлением 1,3 МПа.

Передвижными станками термического бурения можно бурить шпуры и скважины диаметром до 130 мм и глубиной до 8 м, а ручными термобурами - шпуры диаметром 60 мм и глубиной 1,5...2 м.

Разновидностью термического бурения является проходка шпуров с помощью нагретого сжатого воздуха. Этим способом бурят шпуры диаметром 50...70 мм и глубиной до 2 м в мерзлых грунтах. Для бурения используют установку, состоящую из компрессора, калорифера и воздухонагревателя. Из компрессора сжатый воздух по рукавам подается в калорифер через вмонтированные в него воздушные трубки и подогревающую коксовую печь. Струя сжатого воздуха, подогретая в воздухонагревателе до 90°С, по рукаву с перфорированным наконечником направляется в грунт, отогревает его, разрыхляет и выбрасывает из скважины.

Термический способ бурения шпуров по сравнению с механическим является более эффективным, и производительность его в 10...12 раз больше при бурении парод кристаллической структуры.

Гидравлический способ бурения (рис VI. 3, в) используют для разработки скважин в легких суглинках и плывунах. При этом способе воду нагнетают в скважину через колонну труб и специальную стройную насадку, прикрепленную к нижней части колонны. Вода размывает забой, и трубы погружаются в грунт. Гидро масса, образованная размывом грунта, под давлением воды выжимается вдоль наружных стенок обсадной трубы, извлекаемой из грунта лебедкой. С помощью гидравлического бурения можно проходить скважины глубиной до 8 м со скоростью до 1 м/мин.

Уплотнение грунтов катками

Укатка выполняется самоходными и прицепными катками на пневматическом ходу. Усилие уплотнения достигается за счет высоких контактных напряжений, создаваемых силой тяжести катка и балластного пригруза на плоскости (линии) качения (до 8 МПа).

Пневмоколесные катки могут быть одноосные (массой 10 - 25 т), двухосные прицепные (массой до 50 т) и полуприцепные (одно-или двухосные массой до 100 т). Легкими катками требуемое уплотнение рыхлых грунтов слоем 20 - 30 см достигается при ширине захвата до 2,5 м. Тяжелые прицепные пневмокатки массой 25 - 50 т обеспечивают уплотнение грунта слоем 35 - 50 см при ширине захвата 2,5 - 3,3 м. Применение полуприцепных пневмокатков наиболее эффективно, они обеспечивают качественное уплотнение связных и несвязных грунтов слоем 40 - 50 см при ширине захвата 2,7 - 2,8 м. Все приведенные выше показатели получают за 4 - 12 проходов катка по одному следу (в зависимости от массы катка). Барабанные катки прицепные и самоходные являются менее эффективными по сравнению с кулачковыми в связи с большой площадью распределения давления.

Для повышения контактного давления на уплотняемый грунт и достижения высоких показателей используются кулачковые или решетчатые катки. Кулачки представляют собой стальные профильные штыри длиной 200 - 300 мм, приваренные по окружности к обечайке барабана. Такие катки применяются для уплотнения только связных грунтов. При уплотнении грунтов из крупнообломочных пород вместо кулачков на поверхность барабанов приваривают стальные решетки из уголка или другого стального профиля. Кулачковые и решетчатые катки обеспечивают уплотнение грунтов слоем 25 - 50 см при ширине захвата 2,7 - 3,3 м за 4 - 10 проходов по следу.

Укатка каждого слоя грунта осуществляется, как правило, по спирально-кольцевой схеме. Длина захватки принимается 250 - 300 м. При уплотнении грунтов на захватках малой ширины (затрудняются повороты катков) применяются главным образом самоходные барабанные катки, перемещающиеся по возвратно-поступательной схеме.

61. Трамбование и виброуплотнение грунтов.

Метод уплотнения грунта трамбованием основан на передаче уплотняемому грунту ударных нагрузок. В отличие от вибрационного и вибротрамбующего методов этот метод обладает значительно большей энергией удара за счет высокой скорости приложения нагрузки в момент соударения рабочего органа с грунтом, благодаря чему этот метод обеспечивает уплотнение

связных и несвязных грунтов слоями большой толщины (практически до 2 м). Метод уплотнения грунта трамбованием нашел наиболее широкое применение в промышленном строительстве при устройстве грунтовых подушек под основание фундаментов зданий и сооружений, технологическое оборудование и полы. Этот метод применяется также для вытрамбовывания котлованов в просадочных грунтах при устройстве столбчатых фундаментов.

Комбинированный метод уплотнения грунтов основан на использовании различного сочетания воздействия на грунт статических, вибрационных, вибротрамбующих и трамбующих нагрузок. Этот метод позволяет уплотнять все виды грунтов и применяется, главным образом, при широком фронте работ.

Метод уплотнения грунта вибрированием основан на передаче механических гармонических колебаний от рабочих органов (вальца, колеса, плиты, вибробулавы) на уплотняемый грунт. Метод вибрирования подразделяется на поверхностный и глубинный. Метод поверхностного виброуплотнения грунта характеризуется тем, что во время работы уплотняющий рабочий орган расположен на поверхности грунта и, совершая колебательные движения, воздействует на него. При глубинном методе уплотняющий рабочий орган во время работы находится внутри грунта.

Поверхностный вибрационный метод нашел применение при уплотнении несвязных и малосвязных грунтов обратных засыпок. Глубинный вибрационный метод можно эффективно использовать при уплотнении песчаных грунтов, особенно находящихся в водонасыщенном состоянии. В зависимости от основных параметров вибрации которыми являются частота и амплитуда колебаний, вибрационные машины для поверхностного уплотнения грунта могут работать также в виброударном режиме. Амплитуда их колебаний значительно больше, а частота колебаний меньше, чем у вибрационных машин, В этом случае вибрационные машины называются

вибротрамбующими, а метод уплотнения вибротрамбованием. Метод уплотнения грунтов вибротрамбованием нашел применение в строительстве при уплотнении обратных засыпок в стесненных местах.

62. Глубинное уплотнение грунтов.

Уплотнение грунтовыми сваими, вытеснение грунта при его радиальном уплотнение в процессе продавливания или пробивки скважин и в последствии их заполнение грунтом и послойном уплотнение

Способы глубинного уплотнения:

Физический

Замачивание

Дренированием (вертик. дренаж)

Механический

Виброуплотнение

Уплотнение грунта сваями

Уплотнение грунта пневмопробойниками

Уплотнение спералевидным рабочим органом

Уплотнение рабочим органом в виде винт-сваи

Комбинированное

Вода+ вибрация

(гидро-виброуплотнитель)

При уплотнении грунта необходимо обеспечить оптимальную влажность, при которой требуются наименьшие энергозатраты.

При последовательном уплотнение работы выполняются в шахматном порядке. Для формирования скважин применяется ударный метод. Продолжительность уплотнения 1 слоя- 30 сек. С нанесением 10-15 ударов. Для насыпных и просадочных грунтов на глубину 5-25 м. Поверхностный(буферный) слой стоит доуплотнять.

Глубинное виброуплотнение – для песчаных водонасыщенных оснований:пески насыпные и намывные.Реализация метода осуществляется путем последовательного погружения в грунт виброштанги при одновременной подачи через внутреннюю полость воды, после погружения виброштанги на требуемую глубинную подача воды прекращается и осуществляется в дополнение 4-5 подъема-опускания насуха. Глубинное уплотнение с предварительным замачиванием- для устройства просадочных свойств сниженных деформативностью и уплотнением грунтов: лессов, суглинков, пылеватых грунтов с высоким коэффициентом фильтрации не менее 0,2м/сут. Процесс уплотнения осуществляется под действием собственной массы грунта при замачивании, является достаточно длительным 2-3 месяца. Сокращение сроков уплотнения грунта до 3-7 суток достигается с применением дополнительного уплотнения за счет комуфлетных взрывов.

63. Контроль качества уплотнения грунтов.

Контролировать качество уплотнения грунтов можно следующими наиболее распространенными методами: стандартным, режущими кольцами, радиоизотопными, зондированием, вдавливанием штампа, парафинированием, методом лунок.Выбор того или другого метода зависит от оснащенности лаборатории оборудованием, характера сооружения, объема возводимой насыпи и их классности.Методом стандартного уплотнения определяют оптимальную влажность и максимальную стандартную плотность с помощью прибора СоюздорНИИ. Метод режущих колец при определении плотности скелета грунтов в насыпях основан на определении плотности влажного грунта в объеме металлического кольца вместимостью 300…400 см3 (d/h=l), вдавленного в уплотненный слой, и влажности этого грунта.В условиях полевых лабораторий метод режущих колец из-за простоты является наиболее приемлемым и распространенным.В настоящее время получили наибольшее распространение в строительной практике радиоизотопные методы, так как грунтовые полевые лаборатории на крупных земляных сооружениях были оснащены приборами, в которых используется поглощение и рассеяние гамма-излучения и нейтронов.Метод статического и динамического зондирования как один из видов контроля степени уплотнения грунтов в насыпях и обратных засыпках является наиболее оперативным и простым из всех существующих методов контроля.Метод вдавливания штампа применяют для определения прочности грунтовых оснований. В частности, этот метод широко используют для контроля качества уплотнения грунтов оснований под полы промышленных зданий и под фундаменты.Метод парафинирования применяют преимущественно при контроле за уплотнением грунта в зимних условиях.Метод лунок используют при укладке обратных засыпок из щебенистых крупнообломочных грунтов или из грунта с мерзлыми комьями.Качество уложенного в теле насыпи грунта можно считать допустимым, если число контрольных проб с плотностью грунта, отклоняющейся от заданной проектом, не превышает 10% общего числа контрольных проб, взятых на участке, и плотность скелета грунта в пробах должна быть не более чем на 0,5 г/см3 ниже плотности требуемой (минимальной).

64. Закрытая разработка грунтов способом прокола.

Прокол – это образование отверстий за счет радиального уплотнения грунта при вдавливании в него трубы с коническим наконечником. Вдавливание производят гидравлическим домкратом. В котловане укладывают звено трубы с наконечником и после выверки домкратом вдавливают в грунт на длину хода штока. После возвращения штока в начальное положение вводят на его место нажимной патрубок (шомпол), и процесс повторяется. По окончании вдавливания первого звена трубы на полную длину шомпол убирается, в котлован опускается следующее звено, которое приваривается встык к уже задавленному в грунт. Далее задавливают наваренное звено, и цикл повторяется достаточное количество раз до прокола на всю длину участка, который нельзя копать традиционным образом. За каждый цикл происходит продвижение трубы на 150мм. Этот метод практикуется в хорошо сжимаемых грунтах, отверстия «прокалывают» для труб диаметром от 100 до 400 мм на глубине более 3 м. В мало сжимаемых грунтах (песке, супеси) для обеспечения устойчивости стенок дополнительно к горизонтальному усилию необходимо применять поперечное и вибрационное воздействие. При этом выполняют отверстия диаметром до 300 мм.

65. Закрытая разработка грунта способом продавливания.

Метод применяется для прокладки стальных труб диаметром от500 ммдо1800 мм, либо коллекторов квадратного (прямоугольного) сечения на расстоянии до80 м. Технология следующая: в грунт последовательно вдавливают звенья труб, внутри которых грунт разрабатывается и удаляется посредством шнековой установки. В легко размываемых грунтах удаление производят гидромеханическим методом (струей воды размывают грунт внутри трубы и пульпу откачивают насосом). Часто трубы используют как футляры для размещения в них основных трубопроводов. Способ горизонтального бурения при закрытой разработке грунта.

Бурение применяют для прокладки в глинистых грунтах трубопроводов диаметром от 800 до1000 ммна длину до100 м. Конец трубы снабжается режущей коронкой увеличенного диаметра, труба приводится во вращения от мотора, установленного на бровке котлована. Поступательное движение трубе сообщает реечный домкрат с упором в заднюю стенку котлована. Грунт, заполняющий трубу изнутри, может удаляться через прокладываемую трубу с помощью шнековой установки гидромеханическим методом путем размыва грунта внутри трубы струей воды и последующей откачки пульпы насосом (в легкоразмываемых грунтах) или желонками с наращиванием их рукоятки.

Назначение и виды свай.

По способу заглубления в грунт надлежит различать следующие виды свай:

а) забивные железобетонные, деревянные и стальные, погружаемые в грунт без его выемки с помощью молотов, вибропогружателей, вибровдавливающих и вдавливающих устройств, а также железобетонные сваи-оболочки, заглубляемые вибропогружателями без выемки или с частичной выемкой грунта и не заполняемые бетонной смесью;б) сваи-оболочки железобетонные, заглубляемые вибропогружателями с выемкой грунта и заполняемые частично или полностью бетонной смесью;в) набивные бетонные и железобетонные, устраиваемые в грунте путем укладки бетонной смеси в скважины, образованные в результате принудительного отжатия (вытеснения) грунта;г) буровые железобетонные, устраиваемые в грунте путем заполнения пробуренных скважин бетонной смесью или установки в них железобетонных элементов;д) винтовые.По условиям взаимодействия с грунтом сваи следует подразделять на сваи-стойки и висячие.К сваям-стойкам надлежит относить сваи всех видов, опирающиеся на скальные грунты, а забивные сваи, кроме того, на малосжимаемые грунты.К висячим сваям следует относить сваи всех видов, опирающиеся на сжимаемые грунты и передающие нагрузку на грунты основания боковой поверхностью и нижним концом.Забивные железобетонные сваи размером поперечного сечения до 0,8 м включ. и сваи-оболочки диаметром 1 м и более следует подразделять:а) по способу армирования - на сваи и сваи-оболочки с ненапрягаемой продольной арматурой с поперечным армированием и на предварительно напряженные со стержневой или проволочной продольной арматурой (из высокопрочной проволоки и арматурных канатов) с поперечным армированием и без него;б) по форме поперечного сечения - на сваи квадратные, прямоугольные, таврового и двутаврового сечений, квадратные с круглой полостью, полые круглого сечения;в) по форме продольного сечения - на призматические, цилиндрические и с наклонными боковыми гранями (пирамидальные, трапецеидальные, ромбовидные);г) по конструктивным особенностям - на сваи цельные и составные (из отдельных секций);д) по конструкции нижнего конца - на сваи с заостренным или плоским нижним концом, с плоским или объемным уширением (булавовидные) и на полые сваи с закрытым или открытым нижним концом или с камуфлетной пятой.Набивные сваи по способу устройства разделяются на:а) набивные, устраиваемые путем погружения инвентарных труб, нижний конец которых закрыт оставляемым в грунте башмаком или бетонной пробкой, с последующим извлечением этих труб по мере заполнения скважин бетонной смесью;б) набивные виброштампованные, устраиваемые в пробитых скважинах путем заполнения скважин жесткой бетонной смесью, уплотняемой виброштампом в виде трубы с заостренным нижним концом и закрепленным на ней вибропогружателем;в) набивные в выштампованном ложе, устраиваемые путем выштамповки в грунте скважин пирамидальной или конусной формы с последующим заполнением их бетонной смесью.Буровые сваи по способу устройства разделяются на:а) буронабивные сплошного сечения с уширениями и без них, бетонируемые в скважинах, пробуренных в пылевато-глинистых грунтах выше уровня подземных вод без крепления стенок скважин, а в любых грунтах ниже уровня подземных вод - с закреплением стенок скважин глинистым раствором или инвентарными извлекаемыми обсадными трубами;б) буронабивные полые круглого сечения, устраиваемые с применением многосекционного вибросердечника;в) буронабивные с уплотненным забоем, устраиваемым путем втрамбовывания в забой скважины щебня;г) буронабивные с камуфлетной пятой, устраиваемые путем бурения скважин с последующим образованием уширения взрывом и заполнением скважин бетонной смесью;д) буроинъекционные диаметром 0,15-0,25 м, устраиваемые путем нагнетания (инъекции) мелкозернистой бетонной смеси или цементно-песчаного раствора в пробуренные скважины;е) сваи-столбы, устраиваемые путем бурения скважин с уширением или без него, укладки в них омоноличивающего цементно-песчаного раствора и опускания в скважины цилиндрических или призматических элементов сплошного сечения со сторонами или диаметром 0,8 м и более;ж) буроопускные сваи с камуфлетной пятой, отличающиеся от буронабивных свай с камуфлетной пятой тем, что после образования камуфлетного уширения в скважину опускают железобетонную сваю.

Раздельное бетонирование

Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы. Погрузочно-разгрузочные работы с мелкоштучными стеновыми материалами

Погрузочно-разгрузочные работы с мелкоштучными стеновыми материалами

Лица, выполняющие погрузку, выгрузку и подъем пакетов мелкоштучных стеновых материалов к рабочим местам каменщиков, должны иметь удостоверение стропальщика.


Все грузозахватные приспособления, применяемые при доставке мелкоштучных стеновых материалов, подлежат осмотру и испытанию грузом, на 25% превышающим их номинальную грузоподъемность, с выдержкой под нагрузкой в течение 10 мин.


При погрузке и выгрузке пакеты должны поднимать над бортами автотранспорта или грузами не ниже чем на 0,5 м и не выше чем на 1,5 м. Допускается перемещать поднятые на указанную высоту пакеты по горизонтали без применения ограждающих устройств в пределах 10 м. Нельзя поднимать пакеты на поддонах к рабочим местам каменщиков грузозахватными приспособлениями без ограждающих устройств. Категорически запрещается выгружать и поднимать пакеты на строящееся здание стропами.


При подъеме пакетов на поддонах трехстеночными подхватами-футлярами угол наклона задней стенки к вертикали должен составлять не менее 12°. После подъема на высоту не более 1 м стропальщик должен осмотреть открытую сторону пакета и убрать неустойчиво лежащие кирпичи и их обломки.


При подъеме пакетов без поддонов с помощью самозатягивающихся захватов необходимо убедиться в том, что при подъеме исключена возможность выпадения кирпичей. Челюсти предохранительного устройства должны быть сомкнуты. Если челюсти не сомкнуты, захват с грузом следует опустить на площадку и до устранения неисправностей работу прекратить. При пользовании штыревыми подхватами необходимо после поднятия пакета на высоту 0,5 м снизу подвести предохранительное устройство.


При выполнении погрузочно-разгрузочных работ не допускается нахождение посторонних лиц в кузовах подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта, а также в зоне действия грузоподъемных машин.

Погрузочно-разгрузочные работы со штучными строительными грузами

При производстве работ с тарно-штучными грузами следует использовать контейнеры, средства пакетирования, а также специализированные грузозахватные приспособления, исключающие выпадение грузов. Крыши контейнеров, устройства для их строповки и крепления к транспортным средствам должны быть очищены от посторонних предметов, льда и снега.


Погрузочно-разгрузочные и складские работы с контейнеризованными и пакетированными грузами должны выполняться в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.


Контейнеры и средства пакетирования, подаваемые под загрузку, должны быть технически исправны, иметь маркировку с указанием номинальной массы брутто и массы тары.


Контейнеры и средства пакетирования должны загружаться материалами, изделиями и конструкциями до полной вместимости, но не выше их грузоподъемности (равной разности номинальной массы брутто и массы тары).


Грузы в контейнерах и средствах пакетирования должны размещаться в соответствии со схемами их загрузки, которые должны исключать возможность перемещения грузов внутри контейнеров и средств пакетирования при перевозке и обеспечивать равномерную нагрузку на пол и давление на стенки.


При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с контейнеризованными и пакетированными грузами не допускается: нахождение посторонних лиц в кузовах автотранспортных средств и на контейнерных площадках в зоне действия грузоподъемных машин; загрузка и разгрузка контейнеров и средств пакетирования без снятия их с транспортного средства; перемещение стропальщиков по контейнерам и пакетам. В кузовах автотранспортных средств допускается перевозка контейнеризованных и пакетированных грузов при условии исключения взаимных повреждений.


Перевозка людей в автотранспортных средствах совместно с контейнеризованными и пакетированными грузами не допускается.

Погрузочно-разгрузочные работы с порошкообразными строительными материалами

Погрузочно-разгрузочные операции с пылевидными материалами (цементом, известью, гипсом) необходимо выполнять механизированным способом. Штабели сыпучих грузов должны иметь откосы крутизной, соответствующей углу естественного откоса для грузов данного вида, или должны быть ограждены прочными подпорными стенками.


Ручные работы по разгрузке цемента при температуре воздуха 40 °С и более не допускаются . Рабочие должны быть обеспечены спецодеждой, респираторами и противопыльными очками.


В зоне работы оборудования склада цемента и транспортных средств запрещается находиться посторонним лицам.


Несчастные случаи во время разгрузки железнодорожных вагонов происходят при неправильном открывании дверей крытых вагонов, бортов железнодорожных платформ и т. п.


При погрузочно-разгрузочных работах железнодорожный вагон должен быть заторможен стояночным тормозом или под колеса должны быть подложены башмаки. Запрещается во время погрузки и выгрузки вагона проводить ремонтные работы, ремонтировать кузов и бункер загруженного вагона, ходить по крыше вагона при наличии на ней снега или льда.


В местах погрузки и выгрузки цемента на эстакадах должны быть предусмотрены ограждения для безопасной работы на крыше вагона. Категорически запрещается находиться внутри вагона во время его разгрузки.


Открывать верхний люк у вагона-цементовоза с пневморазгрузкой и у автоцементовозов всех типов разрешается только при отсутствии давления в емкости. При ручном открывании нижних люков полувагонов, а также открывании дверей вагонов и бортов платформ необходимо применять специальные рычаги. Запрещается находиться в зоне возможного падения груза, борта или крышки люка. Категорически запрещается находиться в приемном устройстве и кузовах подвижного состава во время работы разгрузочных машин всех типов.


При работах на повышенных путях и эстакадах под загрузочными бункерами должны быть указаны опасные зоны. Запор борта платформы необходимо открывать ломом в первую очередь в середине, а затем у торцов платформы. Рабочий при этом должен находиться на расстоянии не менее 1 м от борта платформы. Люки вагонов должны закрываться с помощью люкоподъемников. При отсутствии их люки полувагонов закрывает вручную бригада в составе не менее трех человек: двое из них на ломах поднимают крышку люка, после чего третий заводит лом в проушину и прижимает к раме полувагона; крышка фиксируется, и устанавливаются предохранительные секторы.


При выгрузке материала подошва штабеля груза должна отстоять от ближайшего рельса не менее чем на 2 м.


Для перехода грузчиков с грузом с платформы транспортного средства в склад и обратно должны применяться мостики, сходни, трапы, прогиб настила которых при максимальной нагрузке не должен превышать 20 мм (рис. 4.3.1). При длине трапов, мостиков более 3 м под ними должны устанавливаться промежуточные опоры. Мостики и сходни должны быть изготовлены из досок толщиной не менее 50 мм и снизу скреплены жесткими планками с интервалом не более 0,5 м. Сходни должны иметь планки сечением 20x40 мм для упора ног через каждые 300 мм. Металлические мостики должны изготавливаться из рифленого листового металла, толщиной не менее 5 мм.


Рис. 4.3.1. Сходни для разгрузки железнодорожных вагонов


Цистерну на опорные стойки необходимо ставить только на ровную поверхность и твердый грунт или специальные прокладки. Сцепку, расцепку можно производить только при заторможенной цистерне и малой скорости тягача. Запрещается производить сцепку, расцепку на скользкой поверхности.


В процессе эксплуатации контейнера необходимо: при загрузке контейнера порошкообразным материалом на складе обязательно применять очистительную сетку, установленную на горловине загрузочного люка, и фильтр-пылегаситель; при погрузке контейнеров на железнодорожный и автомобильный подвижной состав не допускается нахождение людей между контейнерами, а закрепление контейнеров между собой продеванием петли в петлю следует производить сверху, используя для этих целей лестницу контейнера; контейнеры, установленные на железнодорожной платформе, разгружать только с торца (из середины ряда вытаскивать контейнеры запрещается).


Во время работы пневматического разгрузчика пылевидных материалов подходить к его заборному устройству ближе 1 м не разрешается. При ликвидации зависания цемента в силосах нахождение человека в емкости запрещается.


Для подачи сыпучих грузов на небольшое расстояние или высоту используются ленточные конвейеры (транспортеры). Барабаны и ленты конвейеров должны иметь сплошное ограждение. Передвижные ленточные конвейеры не должны перемещаться на строительной площадке на большое расстояние пли по неровной поверхности. При передвижении должны быть отсоединены токопроводящие провода. Проходы и проезды, над которыми находятся конвейеры, должны быть защищены навесами, выходящими за габариты конвейера не менее чем на 1 м.


Запрещается работать на конвейере при поднятой или висящей на канате ферме, а также оставлять ферму на весу без установки ее на фиксаторы. Запрещается также работать на конвейере при перекосе ленты или при внезапной ее остановке, очищать движущуюся ленту и производить уборку под транспортерной лептой и барабанами при работающем конвейере. Во время работы конвейера запрещено ремонтировать, перемещать и изменять положение фермы.


Для перехода работающих по сыпучему грузу, имеющему большую текучесть и способность засасывания, следует устанавливать трапы или настилы с перилами на всем пути передвижения. Для прохода (подъема) на рабочее место должны быть предусмотрены тротуары, лестницы, мостики, трапы, отвечающие требованиям безопасности.


Территория склада цемента и других порошкообразных материалов должна удовлетворять следующим требованиям техники безопасности:


Территория должна содержаться в чистоте, не иметь рытвин и ям. Проезды и проходы должны быть освещены в ночное время (не менее 2 лк на площадь 4 м2);

Проходы должны быть ограждены от проездов;

Проезды и проходы должны иметь твердые покрытия и водостоки. Подмостки и площадки для обслуживания склада цемента, расположенные от уровня земли на 1 м и выше, а также рабочие лестницы и приямки ограждаются перилами высотой 1 м.


Местное освещение в производственных помещениях и переносные ручные лампы оборудуются светильниками напряжением 12-36 В и обеспечиваются исправным шнуром и безопасным выключателем.


Закрытые помещения склада, а также рабочие места у разгрузчиков, пневмовинтовых подъемников, шнеков и другого оборудования должны быть обеспечены выполненной в соответствии с проектом вентиляцией или устройствами, предупреждающими распыление цемента.

/

Перед осуществлением погрузочно-разгрузочных работ необходима их четкая организация, под которой подразумеваются место, последовательность, продолжительность и количество рабочих.

На местах грузопереработки происходят такелажные работы. Каждый пункт отличается от других определенным грузопотоком, обусловленный направлением перемещения определенного вида груза за временную единицу.

Перерабатываемые кранами грузы разделяются на несколько разновидностей: штучные, перемещаемые и пакетированные в различных емкостях .

Операции погрузочно-разгрузочных работ в настоящее время механизированны. Для этого используется автоматическое оборудование: механизмы и машины. В зависимости от работы все агрегаты подразделяются на два вида: работающие самостоятельно и зависящие от каких-либо транспортных средств. К первой можно отнести монтажные краны, пневматические разгрузчики, передвижные конвейеры и другие. В состав второго подразделения входят грузовики, самосвалы, средства для саморазгрузки .

Погрузочно-разгрузочные или такелажные работы по-прежнему остаются трудоемкими в плане поднятия различных видов грузов с целью транспортировки в определенный географический объект. Это происходит двумя методами: вручную и с использованием специфической техники (погрузчика или подъемного крана). На погрузочно-разгрузочных работах занято порядка 10% рабочих страны . Для максимально удобной работы необходимо придерживаться ППР, в которых представлены все правила и рекомендации осуществления такелажных работ.

Осуществляются в специально отведенных местах с прочным, а главное, ровным покрытием из бетона, досок. Кроме того, в осуществлении этих работ важно соблюдение техники безопасности. Возможно осуществление этих работ на подготовленных площадках, способных выдержать нагрузку погрузочно-разгрузочных работ любой сложности.

Стоит отметить, что выполнение погрузочно-разгрузочных работ должно быть механизированным. В этом процессе участвует обширное разнообразие техники. В зависимости от выполняемой работы они классифицируются на машины, в которых присутствует непрерывное пневматическое действие, и машины, предназначенные для работы с материалами на железной дороге, как правило, сыпучими. Именно с ними способны полноценно и качественно работать устройства циклического действия. К ним относятся одноковшовые экскаваторы, универсальными погрузочными ковшами, электропогрузчиками и другим оборудованием.

Для безопасного выполнения работ необходимо соблюсти несколько требований . Во-первых , техника должна быть исправна и допущена к эксплуатации. Во-вторых , ни в коем случае не допускается перемещение грузов в жилых пространствах, где велика вероятность нахождения людей или животных. В-третьих , во время перемещения между конструкцией и перемещающей ее техникой должно быть расстояние не менее 950 миллиметров по вертикали и 1000 миллиметров по горизонтали. Помимо всего, запрещается опускание груза на автомобили. Поднятие груза строго запрещается в присутствии простых людей.