Погрузочно-разгрузочные работы на строительной площадке. Погрузочно-разгрузочные работы. Особенности учета Использование привлеченных машин и механизмов

Транспортировка строительных грузов включает погрузку на месте отправления и разгрузку на месте прибытия. Процессы погрузки-разгрузки в настоящее время полностью механизированы, для этих целей используют машины и механизмы общего и специального назначения.

По принципу работы все механизмы для погрузочно-разгрузочных работ подразделяют на две группы работающие независимо от транспортных средств и механизмы, являющиеся частью конструкции транспортных средств.

  • 1. К первой группе механизмов относят все типы кранов, погрузчики цикличного и непрерывного действия, механические лопаты, передвижные ленточные конвейеры, пневматические разгрузчики и др.
  • 2. Во вторую группу входят автомобили-самосвалы, транспортные средства с саморазгружающимися платформами, автономные средства для саморазгрузки и погрузки и т. п.

Краны стреловые автомобильные, на пневмоколесном и гусеничном ходу, башенные, козловые, мостовые, кран-балки широко используют при погрузке и разгрузке железобетонных и металлических конструкций, оборудования, материалов, перевозимых в пакетах, контейнерах и т.п. Краны, оборудованные специальными захватными приспособлениями и грейферами, применяют при погрузке и разгрузке лесоматериалов, щебня, гравия, песка и других сыпучих и мелкокусковых материалов. Для подачи к месту производства работ бетонной смеси используют краны, оборудованные специальными бункерами-бадьями.

Погрузчики нашли широкое распространение в строительстве. С их помощью выполняют значительный объем погрузочно-разгрузочных работ благодаря их высокой мобильности и универсальности. Наиболее широко в строительстве используют универсальные одноковшовые погрузчики, многоковшовые погрузчики и автопогрузчики.

Одноковшовые самоходные погрузчики оборудованы ковшом для погрузки и выгрузки сыпучих и кусковых материалов. В качестве навесного и сменного оборудования они могут быть снабжены вилочными подхватами, челюстным захватом, бульдозерным отвалом, рыхлителем, экскаваторным ковшом обратной лопаты. Одноковшовые погрузчики выпускают с передней разгрузкой ковша, разгрузкой на сторону и разгрузкой назад. На строительных площадках погрузчики используют для выгрузки и перемещения грузов на небольшие расстояния, перемещения их к подъемно-транспортным механизмам, для загрузки приемных бункеров растворных и бетонных узлов, для различных вспомогательных работ.

Многоковшовые погрузчики (механизмы непрерывного действия) предназначены для погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов в автосамосвалы и другие транспортные средства. Это самоходная машина, на раме которой укреплены черпающий механизм - питатель и элеватор или конвейер. Такие машины выпускают нескольких типов они отличаются конструкцией питателя - подгребающие винты зачерпывающая шаровая головка, загребающие лапы и др.

Автопогрузчики в качестве рабочего органа имеют телескопический подъемник с вилочным захватом; в качестве сменного оборудования используют крановую стрелу, ковш, зажимы для штучных грузов и другие приспособления.

Находят широкое применение погрузчики с телескопической стрелой, которые можно назвать универсальными, так как они способны грузить сыпучие строительные материалы, контейнеры, могут использоваться и как подъемники с платформой для рабочих. Поднимаемые грузы достигают (у разных производителей) 3,2...4,5 м, высота подъема - до 13 м. Конструктивное решение универсальной тележки на пневмоколесном ходу позволяет легко и быстро менять и присоединять навесное оборудование, в том числе укосину, удлиняющую стрелу, разнообразные ковши, крановый крюк, бадьи для бетона. Скорость перемещения погрузчиков достигает 25 км/ч. Привод на два или четыре колеса, гидростатическая трансмиссия и поворот задней оси на 90° обеспечивают высокую мощность и маневренность. Достоинством такого типа погрузчиков является полный подъем и опускание стрелы в пределах 10 с, выдвижение и втягивание - соответственно до 14 с Телескопический погрузчик может быть использован благодаря этому как управляемый ленточный конвейер для перемещения грузов через проемы в помещения и из него. Когда погрузчик работает с подъемной платформой, все функции управления механизмом и стрелой можно переключить на платформу.

К саморазгружающимся транспортным средствам помимо самосвалов и цементовозов относят автомобили с устройствами для бескрановой саморазгрузки длинномерных конструкций или автономные крановые устройства. строительный жилой помещение

Массовое применение на строительных площадках-мелкоштучных материалов и изделий привело к пакетированию - формированию и скреплению в укрупненную единицу таких грузов, обеспечивающих при доставке в установленных условиях их целостность, сохранность и позволяющих механизировать погрузочно-разгрузочные и складские работы. Применяют специальные технические средства - пакеты, контейнеры универсальные и специальные, предназначенные для перевозки определенного вида грузов.

В строительных работах задействовано множество сложнейших машин, механизмов, подъемного и прочего оборудования. Какие нюансы необходимо принимать во внимание при учете погрузочно-разгрузочных работ и транспортных перевозок? Можно ли данные затраты включить в состав налоговых расходов? Ответы - в нашей статье.

Организация работ

Транспортные средства и оборудование, которые применяются для погрузочно-разгрузочных работ, должны соответствовать характеру перемещаемого груза.

Площадки для данных работ планируются таким образом, чтобы они имели уклон не более 5 градусов, а их размеры и покрытие соответствовали проекту производства работ.

Движение автомобилей на территориях стройплощадок и подъездных путях к ним следует регулировать общепринятыми дорожными знаками и указателями.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ должны быть соблюдены требования законодательства о предельных нормах переноски тяжестей и допуске работников к выполнению этих работ. Следует учитывать, что переносить материалы на носилках по горизонтальному пути можно только в исключительных случаях и на расстояние не более 50 метров, а осуществлять переноску материалов на носилках по лестницам и стремянкам строго запрещено. К работам по погрузке (разгрузке) опасных и особо опасных грузов работники допускаются только по результатам медицинского освидетельствования. Кроме того, указанные работники должны пройти специальное обучение по технике безопасности труда с последующей аттестацией. А также знать и уметь применять приемы оказания первой доврачебной помощи.

Порядок учета работ, а также отражения транспортных расходов и затрат на погрузочно-разгрузочные работы зависит от того, какими - собственными или арендованными машинами и механизмами пользуется строительная организация.

Аренда транспорта и оборудования

Отношения, возникающие в связи с договором аренды, регулируются главой 34 Гражданского кодекса РФ. По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. Обязанность арендодателя по содержанию транспортного средства установлена статьей 634 Гражданского кодекса РФ.

Операции по реализации услуг на территории России на основании статьи 146 Налогового кодекса РФ признаются объектом обложения НДС. Таким образом, организация-арендодатель обязана выписать строительной организации-арендатору счет-фактуру на услуги по аренде. Сумма НДС, предъявленная арендодателем, учитывается по дебету счета и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» . На основании выставленного арендодателем счета-фактуры и после отражения услуг по аренде на балансе сумма НДС принимается к вычету. В бухгалтерском учете при этом делается запись по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» .

Комплект документов при аренде машин и механизмов включает в себя:

Акт об оказании услуг;

Счет-фактуру.

Машины и механизмы, арендованные организацией, учитываются на забалансовом счете «Арендованные » в сумме, указанной в договоре аренды.

В целях бухгалтерского учета плата за аренду строительной техники является для организации расходом по обычным видам деятельности. При формировании налоговой базы по налогу на прибыль плата за аренду строительной техники включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 10 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Использование привлеченных машин и механизмов

Строительная организация может привлекать для работы специализированные организации по договорам на оказание услуг.

КАК ОФОРМИТЬ РАБОТЫ?

Работа привлеченных машин и механизмов должна оформляться в специализированной организации сменными рапортами и путевыми листами по типовым межотраслевым формам.

Выполнение работы машиной (механизмом) подтверждается подписью и штампом строительной организации на сменном рапорте (формы № ЭСМ-1, № ЭСМ-3) или путевом листе (форма № ЭСМ-2). Расчеты со специализированными организациями за выполненные работы (услуги) осуществляются по справке типовой формы № ЭСМ-7. Она выписывается отдельно на каждый рапорт (). Необходимо строго соблюдать порядок оформления указанных выше справок, следить за наличием в них всех необходимых подписей и печатей. Выполненные работы (услуги), отраженные в справках, должны относиться к конкретным объектам строительной организации.

Как правило, организация-генподрядчик все работы по строительству объекта или основную их часть выполняет силами субподрядных организаций. При этом, согласно условиям договоров субподряда, генподрядчик может принять на себя обязанность по обеспечению строительства соответствующими машинами и механизмами, привлекая для этого специализированные организации (управления механизации).

ЕСЛИ ДЛЯ РАБОТЫ НЕОБХОДИМ АВТОТРАНСПОРТ

Для участия в технологическом процессе строительства может привлекаться транспорт по договорам, заключенным с автотранспортными организациями. В них должны быть обязательно определены существенные условия договора. Так, если в договорах не зафиксированы условия грузоперевозок, их объемы и километраж, вид автотранспорта, то в соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ такие договоры не могут считаться действительными. Работа привлеченного автотранспорта оформляется путевыми листами типовых межотраслевых форм: № 4-С - при оплате работы автотранспорта по сдельным расценкам; № 4-П - при оплате по повременному тарифу. Они утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78.

Форма № 4-П путевых листов содержит отрывные талоны. Их оборотная сторона заполняется строительной организацией как заказчиком транспорта и служит основанием для предъявления организацией - владельцем автотранспорта счета заказчику.

Работы ведутся с использованием собственного имущества

Для учета работы строительных машин (механизмов) используется журнал по типовой межотраслевой форме ЭСМ-6. Журнал учета заполняется прорабом.

По данным журнала устанавливается, на каких строительных объектах работали машины и механизмы, количество времени их работы (машино-часов, машино-дней), правильность начисления заработной платы рабочим. Кроме того, по актам о приемке выполненных работ (форма № КС-2) определяются виды работ и правомерность их выполнения с применением машин и механизмов. Для оформления и учета выполнения задания на сдельные работы, измеряемые в натуральном выражении, применяется «Рапорт - наряд о работе строительной машины (механизма)» (форма № ЭСМ-4). Он является основанием для начисления заработной платы обслуживающему персоналу. Рапорт заполняется в одном экземпляре уполномоченным лицом и выдается машинистам на весь период выполнения работы. При использовании документа в организациях, имеющих машины (механизмы) на балансе, выполненные работы подтверждаются лицом, ответственным за их выполнение.

Учитываем расходы...

Затраты на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов, а также автотранспорта учитываются в составе расходов.

В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Указанные затраты учитываются строительными организациями на счете 25 «Общепроизводственные расходы» .

Для того чтобы обеспечить достоверное отражение затрат по видам строительных машин и механизмов, к счету следует открыть субсчет «Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования». На нем отражают:

Стоимость МПЗ, использованных на содержание и эксплуатацию строительной техники, в том числе запасных частей, ГСМ, а также различных видов энергии;

Расходы, связанные с эксплуатацией машин и механизмов;

Расходы, связанные с техническим обслуживанием, здесь же отражаются отчисления на создание ремонтного фонда;

Заработную плату работников, занятых управлением и эксплуатацией машин и механизмов, а также ЕСН и взносы на пенсионное и социальное страхование;

Расходы на монтаж и демонтаж строительных машин и механизмов;

Расходы на содержание и ремонт подъездных и подкрановых путей;

Оплату услуг сторонних организаций, предоставляющих

в аренду специализированную строительную технику;

Прочие затраты.

В конце месяца указанные затраты распределяются на другие счета учета (20, 23, 29). Порядок их распределения устанавливается в учетной политике организации. Чаще всего базой распределения указанных затрат выступает количество машино-смен или машино-часов.

В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ

В целях исчисления налога на прибыль затраты организации на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также затраты на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями организации относятся к материальным расходам (подп. 6 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

Кроме того, расходы по оплате услуг, связанных с осуществлением погрузочно-разгрузочных работ, оказываемых сторонними организациями, могут быть приняты в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу, уплачиваемому организацией в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Об этом сказано в письме Минфина России от 8 июня 2007 г.

№ 03-11-04/2/163.

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТ?

Безопасность при выполнении транспортных и погрузочно-разгрузочных работ на строительной площадке обеспечивается выполнением требований норм и правил СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования». Они утверждены постановлением Госстроя России от 23 июля 2001 г. Кроме того, при проведении данных работ должны соблюдаться правила по охране труда на автомобильном транспорте, межотраслевые правила по охране труда и государственные стандарты.

Погрузочно-разгрузочные работы


Под организацией погрузочно-разгрузочных работ понимается комплекс мероприятий, которыми определяются место, состав, последовательность и продолжительность выполнения погрузочно-разгрузочных операций, род перерабатываемых грузов, способы их складирования и строповки, типы применяемых грузоподъемных и транспортных средств и способы их установки относительно друг друга и перемещаемого груза, а также состав звена рабочих, принимающих участие на погрузочно-разгрузочных работах.

Места, где производятся погрузочно-разгрузочные работы, называют пунктами грузопереработки. Каждый такой пункт отличается грузопотоком. Грузопоток характеризуется видом груза, направлением его перемещения и количеством груза, проходящего через данный пункт в единицу времени.

Грузы, перерабатываемые автомобильными кранами, по способу образования грузового места разделяются на штучные, пакетированные и перемещаемые в емкостях или таре.

Классификация материалов, изделий и конструкций по способу образования грузового места

Схемы движения грузов зависят от организации их доставки к месту потребления. В строительстве грузы доставляют на объект по схеме, предусматривающей четыре пункта грузопереработкй: завод по производству материалов и изделий - базисный склад-сборочная площадка конструкций - приобъектный склад. На ряд объектов, например в жилищном и культурно-бытовом строительстве, грузы с высокой степенью заводской готовности доставляют, минуя базисный склад, сборочную площадку и приобъектный склад.

Грузы из первого пункта грузопереработкй ко второму доставляют железнодорожным и автомобильным транспортом, а к сборочной площадке и от нее на приобъектный склад - автомобильным транспортом.

При такой схеме образуется четыре грузопотока по направлению движения грузов: – погрузка материалов на железнодорожный или автомобильный транспорт и выгрузка с него на базисный склад или перегрузка материалов с железнодорожного транспорта на автомобильный; – выгрузка материалов с автомобильного транспорта на приобъектный склад; – перегрузка материалов с одного места складирования на другое в процессе строительства объекта.

Операций, составляющие погрузочно-разгрузочные работы, разделяются на основные и вспомогательные. К основным операциям относятся захват груза и подача его на транспортное средство или к месту складирования. К вспомогательным операциям относятся операции, которые не входят в процесс перемещения груза: закрепление и освобождение стропующих устройств, наводка грузов или укладка их в требуемое положение, передача сигналов машинисту, подготовка транспортных средств, мест складирования, подкладок, прокладок и т. п.

На погрузочно-разгрузочных работах должны быть обеспечены рациональные условия и методы выполнения вспомогательных операций: наивыгоднейшие трудовые приемы ручных работ, слаженность совместных действий звена рабочих, рациональные конструкции приспособлений (например, грузозахватных устройств, прокладок, подкладок лестниц).

Основной формой организации труда на погрузочно-разгрузочных работах является специализированное звено, состоящее из машиниста крана, стропальщика, такелажника.

Погрузка и выгрузка грузов состоит из ряда последовательных трудовых приемов. По сигналу стропальщика машинист поворачивает кран к месту, где находится груз, опускает крюк с траверсой для строповки груза. Убедившись в надежности петель и заценив за них крюки стропа, такелажник подает сигнал машинист на подъем груза. При необходимости рабочий, прикрепив оттяжю к грузу, сопровождает его до места укладки, где по сигналу такелажника наводит и опускает груз на место.

Состав звена, содержание операций и продолжительность вьиН полнения каждой из них зависят в основном от рода груза нн условий работ. Например, погрузку и разгрузку плит перекрытия выполняет звено, состоящее из машиниста автомобильного крана (5-го разряда), стропальщика (4-го разряда) и такелажника (3-го разряда).

Количество груза, проходящего через данный пункт грузопере-работки в единицу времени (час, смена, сутки и т. д.), зависит от объемов работ на объекте, расположения места, куда следует груз, темпов возведения объекта, уровня организации работ, применяемых на нем типов машин.

Автомобильные краны, используемые на погрузочно-разгрузоч-ных работах, должны иметь грузоподъемность, соответствующую массе грузового места. Как правило, автомобильными кранами перерабатывают грузы, масса которых указана или на грузовом месте, или в сопроводительной технической документации. При погрузке и разгрузке грузов неизвестной массы заранее определяют массу одного грузового места. Примерная масса одного места наиболее распространенных грузов приведена в табл. 14.

Вылет А и высоту подъема Я крюка автомобильных кранов определяют в зависимости от размеров транспортных средств и складов с учетом рациональной схемы установки крана на пункте грузопереработки (рис. 156) по формулам.

Рис. 156. Схемы для определения вылета и высоты подъема крюка при погрузке и разгрузке материалов с железнодорожного (а) и автомобильного (б) транспорта в штабель, с железнодорожного транспорта в автомобильный транспорт (в), из одного штабеля в другой {г),

Формулы для подсчета высоты погрузки автомобилей (у - объемная масса груза, т/м3)

Показатели, входящие в состав приведенных формул, определяют из различных источников: действующих ГОСТов, нормативной и технической документации на габариты транспортных средств, грузов и стропующих устройств, а также в соответствии с нормами складирования грузов и правилами безопасного ведения при этом подъемно-транспортных работ.

Высоту погрузки транспортных средств hn и высоту строповки грузов Ас+г определяют расчетом. Высота погрузки автомобилей К зависит от их грузоподъемности и объемной массы груза. При Данной грузоподъемности автомобиля высота его погрузки тем больше, чем меньше объемная масса груза.
Установка крана относительно транспортных средств и мест Укладки грузов должна обеспечивать полное или максимальное использование его грузоподъемности на всех участках рабочей

зоны при минимальном радиусе вращения поворотной платформы. При этом необходимо учитывать минимально допустимые приближения грузоподъемных машин к транспортным средствам, складам, зданиям и принятую последовательность заполнения склада материалами.

Схема размещения грузов на пункте грузопереработки определяется размерами склада, типом и способом хранения на нем материалов, изделий и конструкций. На приобъектном складе схема) размещения грузов зависит, кроме того, от технологии возведения зданий и сооружений.

Рис. 157. Схемы размещения железобетонных изделий на складе:
1 - колонны, 2 - плиты, 3 - балки, 4 - кран, 5 - фермы, 6 - фундаментные подушки

Размеры склада и число штабелей на его территории устанавливают с таким расчетом, чтобы создать запас материалов для производства строительно-монтажных работ на объекте в течение 5-7 суток. Размеры штабеля зависят от габаритов груза, а число рядов в штабеле по горизонтали и вертикали определяется его устойчивостью и несущей способностью основания. На приобъектном складе штабеля располагают в зоне действия монтажного крана с учетом удобства разгрузки транспортных средств. Длинную сторону штабеля располагают параллельно подъездным путям, по которым доставляют материалы и конструкции на склад, что позволяет сократить вылет крюка.

Каждый штабель должен находиться в зоне действия основного монтажного крана и содержать число элементов, достаточное для обслуживания всей рабочей зоны монтажного крана. Между табелями на складе необходимо устраивать проезды и проходы шИриной соответственно 3,5 и 1,5 м. Одна из возможных схем размещения железобетонных элементов при их хранении на складе приведена на рис. 157.

Способы укладки грузов в штабель зависят от их назначения, методов строповки и монтажа. Положение и способ опирания грузов не должны вызывать перенапряжение материала (табл. 18, рис. 158 и 159). При укладке плашмя железобетонных элементов рабочая арматура должна быть обращена вниз. Грузы на складе размещают так, чтобы их маркировка легко читалась со стороны прохода или проезда, а монтажные петли были обращены кверху. Каждый элемент груза должен опираться на две инвентарные подкладки, которые располагаются поперек элемента. По вертикали эти подкладки должны быть строго одна над другой.

Способ организации монтажных работ определяется типом! объекта, местом, способом укладки в проектное положение и типом! монтируемых конструкций, содержанием, последовательностью и продолжительностью выполнения монтажных операций, применяемыми машинами и схемами их расположения относительно здания и склада, составом звена рабочих. Монтаж конструкций на объекте производится в определенной последовательности, обеспечивающей подготовку соответствующих участков под послемонтажные работы.

Конструкции, монтируемые на объектах, разделяются по роду материала, функциональному назначению, принципу образования монтажной единицы и способу монтажа. Наиболее распространенными в практике монтажных работ являются конструкции, изготовленные из железобетона, бетона, проката металлов, листового металла, дерева и синтетических материалов. Монтажной единицей могут быть штучные элементы (прогоны, ригели, колонны, плиты), крупноразмерные детали заводского изготовления (панели на одну или две комнаты, санитарно-технические кабины и блоки), а также элементы, прошедшие предварительную укруп-иительную сборку.

Способы монтажа конструкций зависят от типа монтажных единиц и последовательности их установки в проектное положение.

По степени укрупнения конструкций различают три способа монтажа: отдельными элементами, блоками конструкций и сооружениями в целом. Наибольшее распространение получил первый способ. Он используется при монтаже фундаментных блоков, колонн, балок, плит, ферм и т. д.

В зависимости от последовательности установки монтажных единиц в проектное положение различают дифференцированный (раздельный) и комплексный методы монтажа.

При дифференцированном методе монтаж начинают с укладки фундаментных блоков и подушек, установки колонн, затем последовательно осуществляют монтаж элементов стен, балок, плит перекрытия, ферм, элементов кровли. При таком способе монтажа кран может передвигаться вдоль пролета (посередине или краю), поперек пролета, вне возводимого здания по его периметру. Путь перемещения крана выбирают в зависимости от его грузоподъемности, вылета и высоты подъема крюка, конструктивно-планировочных решений зданий, массы монтажных единиц. Перемещаясь по середине пролета, кран может устанавливать с одного места до четырех и более колонн, что сокращает число его перемещений. При больших пролетах технические возможности крана часто оказываютея недостаточными для установки смежных колонн и в этом случае он перемещается по краям пролета, работая на минимальном вылете. ТакиМ образом, число его перестановок увеличивается. При движении поперек пролета рабочий путь крана оказывается значительно короче, чем в случае его перемещения вдоль пролета, но увеличивается общее время на перестановку крана из одного пролета в другой. Наиболее эффективным является перемещение крана вне здания или сооружения вдоль его одной, двух или всех сторон, но эту схему можно применять только при монтаже одноэтажных жилых зданий и зданий культурно-бытового назначения, а также небольших отдельно стоящих сооружений шИриной, соответствующей полезному вылету крюка.

При комплексном методе одновременно монтируют разноименные конструкции в пределах рабочей зоны крана. Наиболее часто этот метод применяют при монтаже сборных зданий, когда кран одновременно укладывает фундаментные блоки, устанавливает наружные стеновые панели и внутренние панели перегородок, а затем укладывает на них плиты перекрытия.

Рис. 160. Возможная схема перемещения крана при монтаже конструкций здания сельскохозяйственного назначения

Данные о принятом методе монтажа конструкций содержатся в проекте производства монтажных работ, который составляют по рабочим чертежам на строительство зданий и сооружений в соответствии с «Инструкцией о порядке составления и утверждения проектов организации строительства и проектов производства работ» (СН 47-67). Типовые проекты производства монтажных работ в каждом конкретном случае должны быть привязаны к местным условиям, исходя из данных о наличии кранов, расположении мест складирования монтируемых конструкций.

Например, требуется выбрать схему перемещения и тип крана для дифференцированного метода монтажа фундаментных блоков и колонн при следующих исходных данных: тип здания - одноэтажное сельскохозяйственного назначения; число пролетов - 3; ширина пролета - 8 м; шаг колонн - 6, высота колонны - 6 м; длина здания по осям крайних колонн -42 м; масса фундаментного блока - 2, колонны - 1,2 т; расположение места складирования блоков и колонн - в зоне действия крана.

Рис. 161. Схема организации рабочего места при монтаже под» земной части жилого дома: М, М2, М3 - монтажники,
1 - ящик для песка, 2 - склад блоков, 3 - кран, 4 - монтируемый блок, 5 - подштопка, 6 - монтажный ломик, 7 - нивелир, 8 - ящик для инструмента, 9 - лопата, 10 - смонтированвые блоки, 11 - откос

При выборе крана для монтажа колонн на уложенные фундаментные блоки необходимо одновременно с вылетом крюка определить высоту его подъема. С учетом длины стропов 1 м высота подъема крюка при установке колонны в проектное положение составляет 4,5 м, что соответствует техническим возможностям кранов грузоподъемностью более 4 т.

Монтажные работы выполняет комплексная бригада рабочих, состоящая из монтажников, стропальщиков, такелажников и машинистов крана. С целью наиболее полного использования кранов по времени в течение суток монтажные работы организуют в две-три смены. Бригада разбита на звенья, которые работают посменно. Звеньями, в которых бригадир не работает, руководит звеньевой.

В течение первой й второй смен выполняют непосредственно монтаж конструкций, в.третью смену -разгружают прибывающие на приобъектный склад детали и подают материалы на этажи для работы внутри здания. При монтаже «с колес», когда необходимость в выполнении погрузочно-разгрузочных операций отпадает, монтажные работы ведут в течение всех трех смен.

На отдельных этапах возведения зданий и сооружений организация работ может быть изменена: например, в первую смену выполняют санитарно-технические работы или устанавливают технологическое оборудование, а в течение двух последующих монтируют конструкции.

Возможный вариант передовой организации труда показан (рис. 161) на примере монтажа автомобильным краном подземной части жилого дома из сборных элементов.

Рабочим местом монтажников является монтажная захватка, размеры которой установлены проектом производства работ, исходя из необходимости обеспечения параллельного ведения санитарно-технических и электротехнических работ с соблюдением правил техники безопасности.

Звено (трое рабочих 4, 3, 2-го разрядов и машинист 6-го разряда) монтирует элементы фундамента на заранее подготовленное основание. Вначале укладывают подушки, по ним - угловые и маячные блоки. Промежуточные блоки начинают укладывать с наиболее отдаленной от крана захватки, находящейся в зоне его работы. Далее монтаж продолжают на участках установки стеновых панелей подвального этажа, где работы ведет звено из четырех монтажников 5, 4, 3, 2-го разрядов, машиниста 6-го разряда и электросварщика 5-го разряда. Монтаж панелей стен и перегородок начинают с подготовки их к строповке. За это время два монтажника на месте установки панели устраивают постель из раствора, после чего машинист подает туда панель, а трое монтажников при помощи монтажных ломиков устанавливают ее на место по отмеченным рискам.

Плиты перекрытия укладывают четыре монтажника, которые ранее были заняты на монтаже элементов фундамента и панелей. При укладке детали в проектное положение машинист должен опускать ее плавно, используя посадочные скорости механизма подъема груза.

К атегория: - Организация работы автомобильных кранов

Для обеспечения безопасных условий труда при погрузоч-но-разгрузочных работах необходимо, в первую очередь, максимально механизировать трудоемкие процессы, оснастив все пункты разгрузки вспомогательными грузоподъемными устройствами и приспособлениями.
Погрузочно-разгрузочные работы выполняют в соответствии с ГОСТ 12.3.009—76* и требованиями СНиП Ш-4-80, правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором СССР.
Необходимо также соблюдать ГОСТ 12.3.020—80 и ведомственные правила.
Погружают и выгружают материалы на оборудованных площадках или пунктах, которые систематически очищают от мусора, грязи, а в зимнее время - от снега и льда. Проходы и рабочие места посыпают песком или шлаком. Ночью площадки хорошо освещают.
Погрузочно-разгрузочные работы выполняют при помощи кранов, погрузчиков и средств малой механизации. Механизированный способ ведения работ обязателен при весе грузов более 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 3 м. Механизированным способом, как правило, необходимо погружать и разгружать пылевидные материалы (цемент, известь, гипс). При малом объеме пылящих материалов в исключительных случаях разрешается работать вручную, но обязательно в пыленепроницаемой одежде, в брезентовых рукавицах, респираторах и пылезащитных очках. Категорически запреща ется разгружать цемент ручным способом при температуре + 40 °С н выше.
Во время погрузки сборных железобетонных конструкций их очищают от снега, льда, грунта, в случае необходимости выправляют монтажные петли.
Все погрузочно-разгрузочные работы и перемещение грузов следует осуществлять под руководством административно-технического, который обязан инструктировать грузчиков и обучать их безопасным приемами работ, а также обеспечить исправными механизмами и приспоблениями. Всех рабочих, поступающих в строительные организации в качестве грузчиков, в течение трех месяцев обучают безопасным методам труда по 6...8-часовой программе; получившим положительные оценки выдают удостоверения на право ведения по-грузочно-разгрузочных работ. Грузчик выполняет только ту работу, которая записана в его наряде.
Погрузочно-разгрузочные работы обеспечивают специальным инвентарем и инструментом, отвечающим требованиям безопасности их производства. Во время выполнения таких работ с использованием средств железнодорожного или автомобильного транспорта необходимо соблюдать Правила по технике безопасности и производственной санитарии при по-грузочно-разгрузочных работах на железнодорожном транспорте, утвержденные МПС, и Правила техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта.
При подаче состава на складские подъездные пути скорость движения не должна превышать 10 км/ч. Платформы и вагоны, стоящие на путях погрузки и разгрузки, должны быть сцеплены, заторможены и закреплены тормозными башмаками или подкладками. Пребывание людей на железнодорожных путях запрещается.
Открывать люки полувагонов, двери вагонов и борта платформ необходимо специальными рычагами, что обеспечивает нахождение рабочих вне зоны возможного падения груза, борта люка. Не разрешается находиться в полувагоне с открытыми люками при разгрузке сыпучих и мелкоштучных материалов.
К работам разрешается приступать только после окончания маневров и закрепления вагонов на месте тормозными башмаками. Открывая или закрывая дверь вагона, следует находиться за ее полотном, чтобы избежать ушиба грузом. При открывании борта платформы рабочие должны стоять у его концов. Оставлять борт закрытым на один крюк категорически запрещается. Для проезда тележек и перехода грузчиков из вагона в вагон применяют мостики шириной 1 м, изготовляемые из досок толщиной 0,05 м, скрепленных снизу железными или деревянными планками через 0,5 м. Для закрепления за дверной рельс вагона мостики оборудованы крюками.
На погрузочно-разгрузочных работах используют слеги, катальные доски, носилки и переносные лестницы. Их изготовляют из здоровой древесины, а продольные бруски — из цельного материала.
На канатах, применяемых на погрузочно-разгрузочных работах, должны быть бирки с указанием допускаемой нагрузки. Пользоваться неисправным такелажем, инструментами и приспособлениями запрещается.
Погрузка и выгрузка мешков, ящиков, бочек. При разгрузке грузов в мешках (например, цемент) допускается укладка их по высоте в шесть рядов. Но если необходимо выше, то после шестого ряда делают прокладку из досок. Поднимать груз выше седьмого ряда разрешается только по сходням с набитыми на них поперечными планками, на 10-й ряд — с помощью подменного рабочего. Грузы в вагонах или пакгаузах следует укладывать в устойчивые штабеля.
Во время погрузки и разгрузки бочек, барабанов, круглого леса, труб применяют слеги и покаты, которые изготовляют из древесины твердых пород диаметром не менее 150 мм в тонком конце, длиной 4...6 м. К верхним концам слег крепят крючья из полосовой стали толщиной не менее 15 мм; нижние концы слег клинообразной формы должны быть окованы металлом. Парные слеги и покаты скрепляют между собой двумя-тремя поперечными стяжками.
Катно-бочковые грузы в большинстве случаев при весе до 35 кг выгружают и погружают вручную перекатыванием, если полы вагона и склада находятся на одном уровне, и по слегам с помощью веревок, если полы вагона и склада на разных уровнях.
В вагонах грузы укладывают рядами с прокладкой досок. Бочки с жидкими грузами укладывают пробкой вверх.
Рабочим запрещается переносить катно-бочковые грузы на спине, независимо от их веса, и находиться впереди скатываемого груза. Место рабочих — по бокам перемещаемого груза. Во избежание ранения рук о предметы, находящиеся на пути перекатываемого груза, запрещается перекатывать его толканием за края. Кислоты и другие грузы разрешается выгружать в специальные пакгаузы, пол которых находится на одном уровне с полом вагона. У места работы должна быть вода для немедленной промывки места, обожженного кислотой или щелочью. Если во время погрузочно-разгрузочных работ разбилась тара с кислотой или едким веществом, рабочие в противогазах нейтрализуют их известковым молоком, а это место посыпают песком и осторожно убирают смесь лопатой.
Погрузка и разгрузка каменных материалов. Камни весом до 50 кг переносят носилками или перевозят тачками. Камни большого веса грузят и разгружают кранами и другими механическими устройствами. При разгрузке тяжелых камней из вагонов или платформ запрещается сталкивать их руками. Следует пользоваться ломами, сталкивая груз по трапу или катку.
Выгрузка лесоматериалов. При выгрузке бревен из вагонов необходимо придерживаться такой последовательности: стойки со стороны, противоположной фронту выгрузки, подпирают рычагами, после чего разрезают верхнюю увязку у всех этих стоек, срезают среднюю увязку со стороны выгрузки у средних стоек, вынимают их и заменяют стойками длиной 1,5 м; устанавливают две пары слег со стороны выгрузки, одну пару — на выгружаемые бревна, а вторую — на платформу; спиливают две оставшиеся со стороны выгрузки стойки до уровня второго сверху ряда бревен; выгружают верхний ряд бревен, для чего двое рабочих, находящиеся на платформе, при помощи ломов согласованными одновременными движениями сваливают бревно за бревном на слеги. Каждое бревно сбрасывают после того, как со слег убрано предыдущее и рабочий, находящийся внизу, подал условный сигнал.
В отдельных случаях бревна перевозят на платформах без прокладок, тогда их выгружают следующим образом. Со стороны выгрузки открывают борт платформы и устанавливают слеги, рубят одну крайнюю стойку и срезают среднюю проволочную увязку. Конец отрубленной стойки выбирают из стоечного гнезда платформы и заменяют специальной стойкой, скрепляемой легкой увязкой с противоположной. После замены таким же образом второй крайней стойки и удаления средних открывают предохранительные стаканы, тогда рабочие, находящиеся с боковой стороны платформы, при помощи веревок, привязанных к рычагам стакана, откидывают предохранители, и бревна под напором штабеля разваливаются.
При выгрузке пиломатериалов также строго соблюдают правила безопасной работы. Перед загрузкой надо позаботиться о том, чтобы крайние стойки с обеих сторон платформы подпирались подпорными рычагами, после чего среднюю снимают и срезают примерно на полметра крайние. Разгрузив часть платформы, подпорки-рычаги передвигают ниже и снова срезают крайние стойки. И так до полной разгрузки платформы. Во избежание обвала груза выгрузку надо выполнять горизонтальными рядами.
Контейнеры, рольганги, электрокары и аккумуляторные погрузчики. В целях обеспечения безопасности ведения погрузочно-разгрузочных работ запрещается ставить груженые или порожние контейнеры в два яруса на наклонной плоскости, а также поднимать краном с захватом менее чем за четыре конца. Наклонные и винтовые спуски в целях безопасности ограждают с боков по всей длине, чтобы исключить возможность выпадения груза.
При эксплуатации аккумуляторных погрузчиков и электрокаров запрещается курить и зажигать огонь около заряжающих аккумуляторных батарей, прикасаться к оголенным токо-ведущим частям. Машинисту при подъеме или опускании груза необходимо внимательно осматривать место разгрузки и соблюдать правила инструкции движения. Пути движения электрокаров и погрузчиков всегда должны быть освещены.
Для перевозки грузов широко применяют автомобильный транспорт. Каждый автомобиль перед выпуском на работу должен быть технически освидетельствован. К работе могут быть допущены только технически исправные автомобили, снабженные декументами ГАИ.
При укладке в кузов автомобиля или прицепа груза навалом его необходимо размещать в кузове не выше бортов, штучный, уложенный выше уровня бортов, следует увязывать прочными веревками или мягкими канатами.
При перевозке оборудования и других грузов в сопровождении грузчиков необходимо принять меры, предупреждающие падение людей из кузова. Материалы при этом равномерно размещают по всей площадке кузова автомобиля, а штучные грузы — чтобы исключить возможность произвольного смещения их в пути. Прицеп, предназначенный для перевозки длинномерных грузов, оборудуют поворотным приспособлением (турникетом), погрузочная высота которого должна быть на одном уровне с полом автомобиля.
Автомобили-самосвалы при разгрузке на насыпях, а также при засыпке выемок следует устанавливать не ближе I м от бровки естественного откоса. Загрузка с эстакад, не имеющих защитных (отбойных) брусьев, запрещается. Погрузка грузов в бортовые автомобили навалом допускается только до уровня бортов кузова.
Автомобили, в которых перевозят баллоны со сжатым газом, оборудуют специальными стеллажами с обитыми войлоком выемками по диаметру баллонов.
Взрывчатые, ядовитые, легковоспламеняющиеся и другие опасные грузы перевозят в соответствии с инструкциями, согласованными в установленном порядке, и органами надзора.
Поднятые кузова автомобилей-самосвалов рабочие, находясь на земле, очищают скребками или лопатами с удлиненной рукояткой.
Не разрешается перевозить длинномерные груяы на автомобилях-самосвалах, в том числе и с прицепами.
Перемещение грузов вручную. При ручной погрузке и разгрузке лесоматериалов необходимо применять прочные слеги, лебедки, ломы и другие приспособления. Не рекомендуется погружать и разгружать катучие грузы ручным способом. Однако в строительных организациях в исключительных случаях эти работы разрешается вести вручную. При этом рабочие, стоящие на земле или площадке, должны находиться сбоку от поднимаемого или опускаемого груза, который необходимо поддерживать канатом с противоположной стороны. Не разрешается находиться сзади поднимаемого или спереди опускаемого груза.
Балки, рельсы, трубы и другие длинномерные материалы переносят только специальными захватами в виде стальных клещей. Переносить их на черенках лопат п ломах запрещается. Предельный вес груза, который можно переносить по горизонтальной поверхности, кг:

Для мужчин старше 18 лет............ 50
Для женщин » » » ............ 15
Для подростков в возрасте от 16 до 18 лет..... 16,6
То же, женского пола............... 10,25

Подъем грузов вручную на высоту более 3 м не допускается.
Кислоты, каустики разгружают и погружают только в стеклянной таре, помещенной в плетеные корзины. Запрещается переносить бутылки с кислотами, баллоны с газами на спине или плечах. Последние первозят только в тележках или переносят вручную двое рабочих в плетеных корзинах на специально оборудованных носилках.
Хранение материалов. Легковоспламеняющиеся и горючие материалы необходимо хранить в специальных помещениях в закрытой таре (бочках, бидонах) с герметически закрывающимися крышками или пробками.
Ядовитые вещества хранят в отдельных помещениях, удаленных от жилья, а также от мест ведения каких-либо работ. Места их хранения следует ограждать, вывешивая предупреждающие надписи как внутри помещения, так и снаружи. Пустую тару из-под ядовитых и легковоспламеняющихся веществ нужно хранить в специально отведенных местах.
Различные кислоты хранят в специальной таре (оплетенных бутылях) в закрытых помещениях. На каждой бутылке должна быть бирка с названием кислоты и указанием ее концентрации.
Не разрешается хранить на строительной площадке негашеную известь, гашеную хранят в известковых ямах, закрытых щитами из досок, с люками и ограждениями высотой до 1 м или в специальной таре.
Взрывчатые вещества следует хранить, использовать и учитывать в соответствии с действующей «Инструкцией о порядке хранения, использования и учета взрывчатых материалов».
Динитрофенол и динитрофенолят натрия следует хранить во влажном состоянии в плотно закрываемых бочках.
Баллоны со сжатыми газами и кислородом хранят в специальных закрытых проветриваемых помещениях, изолированных от источников открытого пламени.
Хранение в одном помещении барабанов с карбидом кальция и баллонов с кислородом, баллонов с ацетиленом или коксовым газом запрещается.
Строительно-монтажные пистолеты и патроны к ним хранят на складе в отдельно опечатываемых (пломбируемых) стальных шкафах.
Складирование специальных строительных материалов. Организация правильного хранения и размещения материалов как на складах, так и на строительных площадках имеет большое значение для нормального и безопасного ведения всех строительных работ. На территории, отведенной для складирования, строительные материалы размещают так, чтобы они не закрывали окон, дверей, пожарных проездов.
Материалы завозят на стройплощадку в небольшом количестве. Размещают их так, чтобы проходы между штабелями были не менее 1 м, ширина проездов устанавливается в зависимости от габаритов транспортных средств.
Кирпич, доставляемый без контейнеров, укладывают в клетки плашмя высотой 25 рядов, а на ребро— 13 рядов. Кирпич в контейнерах складывают в один ряд, а в пакетах на поддонах — в два яруса.
Бутовый камень, асбестоцемент ные и гипсолитовые плиты укладывают штабелями на высоту 1 м. Жслсзнобетонные ригели, перемычки и колонны штабелируют высотой до 2 м с деревянными прокладками между рядами. Железобетонные плиты перекрытий и настилы укладывают штабелями до 10...12 рядов, но не выше 2,5 м. Фундаментные блоки и блоки стен подвалов штабелируют с прокладками не более четырех рядов высотой до 2,5 м. Длинномерные строительные материалы (стальные балки, трубы больших диаметров) укладывают высотой 1,2 м с прокладками между рядами и укрепляют упорами, чтобы не раскатывались.
Сыпучие пылевидные материалы (цемент, гипс, алебастр, мел) хранят на складах или под навесами в мешках, которые укладывают штабелями до 3 м по высоте. При укладке штабелей выше 1,5 м необходимо устраивать удобные стремянки с перилами. Если сыпучие материалы поступают не в мешках, их хранят навалом в закрытых ларях на стройплощадке, а на складах — в бункерах. Закрома делают размером 1X1 м. Загрузочные отверстия бункеров (силосов) при глубине бункера 1,5 м и более следует закрывать решетками. Песок, гравий и щебень хранят насыпью с учетом угла естественного откоса или устраивают прочные подпорные стенки.
Круглый лес (бревна) укладывают штабелями высотой 2 м с прокладками между рядами. Чтобы бревна не раскатывались, с двух сторон устраивают упоры в виде стоек с подкосами. Доски укладывают штабелями или клетками. Их можно укладывать параллельно друг другу с прокладками через пять рядов высотой не более половины ширины штабеля. Направление укладки досок можно менять после каждого ряда, достигая высоты не более ширины штабеля. Бочки со строительными материалами складывают не более чем в два ряда по высоте с прокладками, а в лежачем положении — с прокладками и падежными упорами, чтобы они не раскатывались.
Радиаторы укладывают: отдельные секции штабелями высотой не более 1 м, а в собранном виде — в один ряд.

Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы в строительстве имеют большой удельный вес, на них приходится свыше 42% всей трудоемкости строительно-монтажных работ. Поэтому очень важно при выполнении этих работ как можно шире применять механизацию и в ряде случаев комплексную механизацию.

Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ. предполагает механизированную погрузку и разгрузку грузов и контейнеров с минимальным числом перегрузок, с наименьшей стоимостью и трудоемкостью при обязательном сохранении первоначального качества грузов в пути.

Транспорт по отношению к строящемуся объекту делится на внешний и внутрипостроечный; последний используют в пределах стройплощадки для доставки материалов и конструкций на рабочие места (в зону работы крана).

Для производства погрузо-разгрузочных работ применяют механизмы: краны башенные и стреловые (гусеничные и пневмоколесные), автопогрузчики, универсальные ковшовые погрузчики и др. Эффективно применение комплексной системы контейнеризации и пакетирования грузов, а также доставка сборных конструкций укрупненными единицами с помощью специального автотранспорта в строгой технологической последовательности их монтажа.

Подъемно-транспортное оборудование, применяемое для погрузо-разгрузочных работ, должно отвечать требованиям ГОСТов, а грузозахватные средства должны иметь клеймо с указанием предельной грузоподъемности. Организации, разрабатывающие грузозахватные устройства, должны иметь специальные разрешения со стороны надзирающих органов (Госгортехнадзор и др.).

Погрузо-разгрузочные работы относятся к категории наиболее трудоемких, что побуждает широко применять различные средства механизации, сокращающие численность рабочих, уменьшающие простой транспортных средств и предохраняющие грузы от произвольного падения. Сборные железобетонные конструкции для их захвата, подъема и подачи к месту разгрузки оснащены грузозахватными петлями или специальными устройствами (отверстиями; выступающими консолями и др.).

Специализированный автотранспорт применяют для перевозки длинномерных конструкций или конструкций, которые необходимо укладывать и укреплять при транспортировании специальными способами: фермы, балки, панели, плиты покрытий, сантехкабины и др. Чаще всего в состав автопоезда входят седельный тягач и специализированные полуприцепы-роспуски.

Стеновые панели транспортируют на хребтовых, кассетных и платформенных панелевозах. Пространственный несущий каркас хребтовых панелевозов имеет трапециевидное поперечное сечение и небольшую погрузочную высоту. Более универсальными являются кассетные панелевозы. Стропильные и подстропильные фермы перевозят полуприцепамифермовозами. Плиты перекрытий и покрытий, как правило, перевозят на полуприцепах плитовозах; балки соответственно на балковозах.

Конструкции и изделия, размеры которых превышают допустимые габариты (ширина - 2,65 м, высота от уровня проезжей части дороги - 3,8 м), считаются негабаритными и транспортируются по специальным правилам, с разрешения ГИБДД.

Конструкции, как правило, имеют две точки опоры, под которые укладывают деревянные подкладки прямоугольного сечения. Конструкции с односторонним армированием (плиты и балки) транспортируют в рабочем (проектном) положении - рабочая арматура находится внизу. Панели, не рассчитанные на работу в горизонтальном положении, а также изделия из легких бетонов толщиной менее 200 мм, транспортируют в вертикальном положении ("на ребро"). Колонны перевозят в горизонтальном положении - плашмя. Фермы длиной 18 и 24 м перевозят в вертикальном (проектном) положении, а длиной 30 м - в наклонном положении: их опирают на деревянные подкладки и крепят в узлах верхнего пояса. Стеновые панели без рабочей арматуры опирают на подкладки, расположенные с шагом 0,5 м. Их транспортируют в вертикальном положении, закрепляют с двух сторон; панели в наклонном положении закрепляют с одной стороны.

Применяемые погрузочно-разгрузочные механизмы подразделяются на работающие независимо от транспортных средств (самоходные автомобильные и пневмоколесные краны - погрузчики, пневмоколесные и гусеничные экскаваторы с крановым оборудованием, универсальные погрузчики, передвижные и переставные ленточные конвейеры, пневматические или шнековые разгрузчики, навесные механические лопаты и т.д.) и входящие в состав фанспортных средств (автомобили-самосвалы, транспортные средства с самозагружающимися платформами, средства с приспособлениями для саморазгрузки и т.д.).

Наибольшее практическое применение получили в строительстве погрузчики. С их помощью сейчас выполняется до 15-20% всех объемов погрузочно-разгрузочных работ, что объясняется их универсальностью и высокой мобильностью. Широко применяются универсальные одноковшовые погрузчики, автопогрузчики и многоковшовые погрузчики. Погрузчики бывают фронтальные, полуповоротные и полноповоротные. На погрузочно-разгрузочных работах чаще всего используют фронтальные погрузчики, оснащенные быстросъемными ковшами, крановым оборудованием, вилочными подхватами, челюстными ковшами и другими рабочими органами. Благодаря своей универсальности, мобильности и высокой проходимости одноковшовые погрузчики эффективно используются в малообъемном рассредоточенном строительстве, а также на подъемно-транспортных работах в пределах строительной площадки (перевозка и подача пакетов, стеновых материалов, бадей и бункеров с бетоном, раствором и т.п.). Многоковшовые погрузчики применяют для погрузки сыпучих и мелокосыпучих материалов.

Автопогрузчики, как и строительные погрузчики, оснащены сменными рабочими органами (безбалочной стрелой, ковшом, челюстным захватом и пр.), но используются, в основном, на площадках с твердым покрытием - на приобъектных складах или предприятиях стройиндустрии. Передвижные ленточные конвейеры применяются для погрузки сыпучих, кусковатых и мелкотоннажных грузов. Для выгрузки пылевидных и сыпучих материалов из крытых вагонов применяют механические лопаты, работающие по принципу Подтягивания скребков, а для разгрузки цемента - пневматические разгрузчики.

Саморазгружающиеся транспортные средства оснащены устройствами для бескрановой саморазгрузки длинномерных грузов, контейнеров и гидравлически управляемыми стреловыми кранами. Применение таких средств особенно эффективно для обслуживания рассредоточенных объектов при небольших объемах строительных работ, что, в частности, характерно, например, для сельскохозяйственного строительства. К саморазгружающимся средствам относятся также цементовозы, состоящие из автотягача, цистерны и всасывающего разгрузочного устройства.

Разгрузка цистерны основана на свойстве аэрированного цемента (насыщенного воздухом) течь подобно жидкости.

Трубы из полувагонов выгружают либо на склад, а затем - на трубовоз, либо сразу на трубовоз, что более эффективно. Трубы разгружают автомобильными и пневмоколесными кранами необходимой грузоподъемности. При разгрузке труб на трубовозы последние устанавливают параллельно пути напротив вагона, а кран - между ними. При разгрузке труб из полувагонов используют торцевые захваты, состоящие из двух и более канатов с крюками по концам. Во избежание повреждения кромок труб крюки снабжают губками из мягкого материала. Для временного складирования труб организуют прирельсовые, притрассовые и базисные склады, которые бывают высокорядными и низкорядными, высотой соответственно до 8 и 3 м.

Более эффективны высокорядные, так как при них обеспечивается более высокий уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ, уменьшается площадь складирования и повышается качество хранения труб.

При погрузке и разгрузке изолированных труб и секций необходимо принимать меры для обеспечения сохранности изоляционного покрытия. Нельзя допускать удары трубы о трубу, о стойки прицепов, сбрасывание на поверхность труб такелажных приспособлений и др. Для их строповки следует применять мягкие захватные устройства (полотенца и др.), а стрелы кранов - трубоукладчиков обертывать амортизирующими резиновыми прокладками толщиной не менее 20 мм.

Схемы комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ могут быть следующие. Автомашины с готовыми деталями, конструкциями, контейнерами и пакетами подают под крюк крана с передачей их на место установки или в зону, где эти материалы или полуфабрикаты будут использованы. Сыпучие грузы в карьере или на складе загружают в автосамосвал универсальным или фронтальным одноковшовым погрузчиком. Автосамосвал разгружает заполнители в склад построечного бетонного завода, откуда скреперной установкой подаются к дозаторам. Цемент на площадку обычно доставляют цементовозами вместимостью до 60 м 3 , разгружаемыми специальным аэроустройством с помощью сжатого воздуха.

Крытые вагоны и полувагоны разгружают винтовыми пневматическими разгрузчиками производительностью до 90 т/ч, подающими цемент в люк автомобиля - цементовоза грузоподъемностью от 10 до 22 т. Выгружаемый из них цемент по трубопроводу подают в силосы для хранения, а затем к дозаторам бетоносмесителей.

Для организации перевозок массовых строительных грузов следует применять специализированные контейнеры и средства пакетирования технологического назначения, обращаемые в замкнутой системе: поставщик - объект строительства. Номенклатура грузов для доставки в контейнерах и пакетах довольно обширна - это кирпич, парапетные плиты, оконные и дверные блоки, трубопроводные заготовки внутренних сантехсистем, паркет и доски, пергамин, рубероид, электроматериалы, стекло, теплоизоляционные материалы, облицовочные изделия, краски и т.д. (более 70 наименований).

Погрузку контейнеров и пакетов производят накатыванием груза с разгрузочной платформы автомобиля или погрузчиками с вилочным подхватом, снабженными комплектом сменного рабочего оборудования, в том числе захватами для труб и рулонных материалов. Контейнеризация и пакетирование позволяют резко снизить трудоемкость погрузочноразгрузочных работ, улучшить использование средств механизации и обеспечить лучшую сохранность перевозимых грузов. Контейнеры и пакеты можно также разгружать специальными саморазгружающимися транспортными средствами. Склады заводов ЖБИ, центральных трубосварочных или трубоизоляционных баз обычно оборудуют козловыми или мостовыми кранами, разгружающими автомашины и вагоны.

Выбор более рационального варианта комплексной механизации погрузочно - разгрузочных работ производится по удельным показателям технико-экономической эффективности.