Налогообложение субсидий для малого предпринимательства. Особый порядок налогообложения субсидий на развитие бизнеса. Субсидии на покупку основных средств

Этот вопрос интересует множество людей, включая и специалистов, которые сталкиваются с необходимостью учета общего налога. Однако грамотные специалисты сферы финансов могут подробно ответить на все вопросы, связанные с налоговым учетом субсидий на возмещение затрат.

Субсидия – это помощь невозвратная и безвозмездная, призванная компенсировать затраты, доходы, которые не были дополучены по тем или иным причинам.

Она отмечается отдельным порядком при ОСНО и УСН, в любом случае эти средства учитываются и фигурируют в документах. Субсидии могут назначаться по множеству причин, среди которых стоит отметить:

  • работу с региональными программами;
  • создание рабочих мест;
  • способствование занятости населения.

Как малые предприниматели, так и крупный бизнес может пользоваться теми возможностями, что открываются государствам в рамках целевых программ и прочих мероприятий.

Бюджетные средства принимаются в бухгалтерские записи на момент их предоставления, то есть, фактического поступления на счет, либо на момент выделения, который фигурирует в документах.

Налогообложение при ОСНО


При покупке имущества на средства, представленные в виде субсидии, организации на ОСНО платят налог на прибыль. А если на данной системе работает предприниматель, он платит НДФЛ.

Если речь идет об амортизации, она начисляется ежемесячно, и это должно отражаться в документах соответствующим образом.

При УСН Доходы – расходы

Упрощенный вариант налогообложения не требует учета тех доходов, которые указываются в ст. 251 НК РФ, и в перечень не подлежащего учету в данном случае входит целевое финансирование. Субсидии, которые предоставляются автономным организациям и бюджетным учреждениям, а также гранты, относят к этой категории, как и ряд других поступлений.

Не подлежат учету в рамках данной системы также и поступления целевого характера, те средства, которые перечисляются на ведение деятельности, содержание компании некоммерческого типа.

Важно! В этом перечне не указаны коммерческие организации и их субсидирование, направленное на перекрытие их расходов. Следовательно, с выплатами в этом случае столкнуться придется.

При ЕНВД

Субсидии отражаются не на момент их перечисления, а по мере использования средств, и сумма фигурирует сразу и в расходах, и в доходах. Но при ЕВНД фигурирует только доход, а не расход. В рамках данного варианта налогообложения не учитываются только субсидии на самозанятость, на развитие малого бизнеса, а все прочие поступления облагаются налогом.

Учет в Налог на доходы физических лиц


Если организация работает в рамках общего режима налогообложения, налог на прибыль может формироваться кассовым методом или методом начисления.

При использовании метода начисления субсидия обозначается как доход на дату расходов, в которых использована эта сумма.

Но использование кассового метода предполагает отражение дохода в сумме расходов, которые были оплачены.

Важно! Новые изменения в законодательстве, вышедшие в текущем году, позволяют не выделять из субсидии сумму на уплату налога, и потому открывается возможность использования всех средств на бизнес и его развитие без исключения.

Общий режим выплаты налогов предполагает кассовый учет, и субсидии фигурируют как расходы, оплаченные на дату появления. При покупке основного средства путем задействования субсидий, сумма будет фигурировать на протяжении срока начисления амортизации, то есть, отмечаться будет ежемесячно.


Кассовый метод обеспечивает возможность начисления амортизации в той ситуации, когда основное средство полностью прошло по оплате.

И частный предприниматель тоже может поступить только аналогичным образом – провести амортизацию после полностью прошедшей оплаты, и амортизация у частника может проходить только линейным образом.

Более сложным образом ситуация будет выглядеть в случае, если речь зайдет о покупке дорогостоящего средства, которое потребует выплаты не только субсидии, но и средств предпринимателя, организации. Учет в этом случае может проходить двояко.

Можно как определить долю субсидии в стоимости средства, чтобы указывать ежемесячный доход с присутствием этих средств, так и признавать как доход только субсидию до тех пор, пока амортизация не сравнится с ее суммой. Второй вариант считается более удобным и предпочтительным.

При продаже средство, которое не было амортизировано до конца, но было куплено за счет предоставленной субсидии, нужно указать в документах в день продажи прибыль от продажи и размер субсидии в рамках остаточной стоимости.


При этом остаточная стоимость переходит также в расходы.

При ликвидации недоамортизированного средства, купленного за счет государственных средств, пишут остаточную стоимость на момент ликвидации, и этот же ценовой показатель фиксируется в пункте внереализационных доходов.

Эта мера избавляет от уплаты налогов.

В НДС

Вопрос с НДС вызывает больше всего вопросов, и здесь необходимо принять во внимание мнение специалиста. Субсидии для малого и среднего бизнеса на убытки в связи с приобретением товаров или услуг с НДС не входят в налоговую базу, поскольку здесь не идет речи об оплате реализованных услуг, товаров. И потому вычету эти суммы не подлежат. Вариантов и подводных камней в этом вопросе фактически не существует, и единственной проблемой становится неосведомленность по данной теме даже в узких кругах.

Субсидирование бизнеса в целом, равно как и работа с предоставленными субсидиями – это непростые, многогранные задачи, в нюансах которых могут ошибиться даже специалисты. А между тем, это исключительно важная тема, и ошибка в таких вопросах может привести к серьезным проблемам с бизнесом.

Заключение

Налогообложение субсидий – это сложная тема, которая постоянно подлежит изменениям, поскольку в законодательстве РФ ежегодно появляются новые нюансы и аспекты по этому поводу.

В связи с активным внедрением субсидионных программ, призванных поддержать бизнес в условиях экономического кризиса и прочих проблем современности, развитие идет в сторону снятия лишних налогов и обременений, увеличения доступности субсидий, расширения возможности использования этих средств для нужд бизнеса, с целью обеспечения его процветания.

В ряде случаев субсидии приходится учитывать, и соответственно, уплачивать с них налоги, но в других ситуациях этого делать не нужно. И даже если из налоговой приходит требование в совершении той или иной выплаты по субсидиям, всегда стоит рассматривать ситуацию как можно внимательнее, потому как из-за постоянных нововведений в законодательство, не всегда высокой компетенции кадров, требования порой приходят и неправомерные.

Собственные знания в этой сфере помогут избежать досадных недоразумений, обеспечат возможность рационального использования предоставленных средств.

    Бюджетные субсидии, предоставленные коммерческим организациям и предпринимателям на УСН, не удов­летворяют указанным требованиям. На основании статьи 346.15 Налогового кодекса РФ они должны включаться в состав налогооблагаемых доходов в день поступления денежных средств организации (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

    Исключение из общего правила

    Если коммерческая организация, применяющая УСН, относится к категории малых или средних предприятий, ей может оказываться финансовая поддержка из регионального или местного бюджета, в том числе и в виде субсидий (ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», далее – Закон № 209-ФЗ).

    Как вы знаете, к субъектам малого предпринимательства относятся хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, за исключением указанных в части 5 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", если они соответствуют критериям, указанным в части 1.1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, а именно:

    среднесписочная численность сотрудников за предшествующий календарный год - до 100 человек (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ);

    «налоговый» доход от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год по всем видам деятельности и всем налоговым режимам не превышает 800 млн рублей (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 265);

    выполняется хотя бы одно из требований, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 1 части 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, в том числе по доле участия в уставном капитале АО или ООО государства, общественных, религиозных и благотворительных организаций и иных фондов, иностранных юридических лиц или юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Субсидии, полученные малыми предприятиями в соответствии с Законом № 209-ФЗ, включаются в состав налогооблагаемых доходов, но для них пунктом 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ предусмотрен льготный порядок налогообложения.

Как учесть полученную субсидию

Льготный порядок налогообложения субсидии малому предприятию заключается в том, что средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за ее счет, не более двух налоговых периодов (календарных лет) с даты получения (абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Если по окончании второго налогового периода полученная сумма не будет израсходована, то ее остаток отражается в составе доходов этого налогового периода.

Доход признается на дату оплаты расходов в сумме оплаченных расходов при условии ведения учета израсходованных сумм. Какой объект налогообложения применяется - «доходы минус расходы» или «доходы» - значения не имеет.

Налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения « доходы», в графе 5 Книги учета доходов и расходов (далее – Книга) отражает фактически осуществленные расходы за счет средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Законом № 209-ФЗ. То есть учет субсидий – это один из случаев обязательного ведения учета расходов «упрощенцами» с объектом «доходы».

Пример. Налогообложение полученной субсидии.

Малое предприятие на УСН в марте текущего года получило субсидию в размере 150 000 рублей, а израсходовало ее часть только в июне - в сумме 70 000 рублей.

На дату получения субсидии запись в Книгу вносить не нужно. В июне на дату осуществления расхода в графе 4 раздела I «Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» нужно отразить доход в размере 70 000 рублей, а в графе 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» - расход в той же сумме. В результате налогооблагаемый доход по итогам девяти месяца и календарного года в целом равен нулю.

В июне следующего года предприятие израсходовало еще 70 000 рублей из средств субсидии. По итогам полугодия налогооблагаемый доход также равен нулю.

Неизрасходованной осталась часть субсидии в размере 10 000 рублей (150 000 - 70 000 – 70 000). По итогам второго календарного года эту сумму нужно включить в доходы.

Субсидии от государства предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения затрат или недополученных доходов. Это следует из статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий организациям, должны определять:

  • категории и критерии отбора предприятий, имеющих право на получение средств;
  • цели, условия, порядок их предоставления и другое.

Например, коммерческие организации могут получать субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и создание дополнительных рабочих мест. Такое предоставляется на определенных условиях в соответствии с региональными программами, предусматривающими мероприятия по снижению напряженности на рынке труда.

Зачастую организации, применяющие упрощенную относятся к малому предпринимательству. Поэтому они имеют право на финансовую поддержку из бюджета в виде субсидий (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

Бухгалтерский учет субсидий на УСН

Бухгалтерский учет субсидий на УСН, так же как субвенций и бюджетных регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Ведь организации, применяющие «упрощенку», обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. И никаких исключений для них Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ не содержит.

Для целей учета подразумевают, что средства выделяются на финансирование:

Рассмотрим бухгалтерские записи для обоих вариантов.

Бюджетные средства могут приниматься к учету либо на дату их выделения (то есть возникновения финансирования и дебиторской задолженности), либо по мере их фактического поступления. Это следует из пункта 7 ПБУ 13/2000. Второй вариант на практике применяется чаще.

Субсидии на покупку основных средств

Если за счет бюджетного финансирования приобретаются основные средства, то в бухгалтерском учете делают следующие записи:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
- отражены расходы на покупку основного средства;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
- введены в эксплуатацию основные средства;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98
- отражено целевое использование бюджетных средств;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02
- начислена амортизация.

Одновременно с этим записывают:
ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91
- списываются доходы будущих периодов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты как прочие доходы.

Субсидии на текущие расходы

При получении средств на текущие расходы делают следующие проводки:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86
- получены средства из бюджета;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
- приобретены материалы;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
- отражена оплата поставщику;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10
- отпущены в производство материалы.

Кроме того, бухгалтер записывает:
ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
- отражена субсидия в составе прочих доходов.

Налоговый учет субсидий на УСН

Организации на «упрощенке» при определении налоговой базы не учитывают доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ). В частности, сюда входит целевое финансирование, к которому относятся субсидии бюджетным и автономным учреждениям, гранты и другое (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Также не учитываются целевые поступления (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Это средства на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Как видим, субсидии коммерческим организациям для покрытия их расходов не перечислены.

В письме от 24 мая 2013 г. № 03-11-06/2/18694 в очередной раз разъяснил, что субсидии, полученные предприятием из бюджета для возмещения затрат на приобретение материально-производственных запасов, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и учитываются при определении налоговой базы при применении «упрощенки». Об этом также сказано в письмах Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 03-11-06/2/193, от 2 марта 2010 г. № 03-11-06/2/24 и других.

В то же время компания вправе уменьшить полученные доходы на расходы в виде оплаты товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств (письмо Минфина России от 28 декабря 2009 г. № 03-11-06/2/267).

Для целей налогообложения субсидии учитываются в особом порядке. Так, в частности, средства, полученные в соответствии с Законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», отражаются в составе доходов пропорционально фактическим расходам, но не более двух налоговых периодов с даты предоставления.

Если по окончании этого срока сумма полученной финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, то разница между ними в полном объеме входит в состав доходов (п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ).

Если финансовая помощь получена на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест, то она учитывается в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих расходов. Такие средства, не израсходованные вовремя, отражаются в доходах того налогового периода, в котором истек срок их предоставления.

При нарушении условий получения субсидий (например, нецелевое использование), они учитываются в доходах того периода, в котором допущено нарушение. Такие же разъяснения дают и (письма Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-11-11/152, от 8 апреля 2011 г. № 03-11-11/87, от 26 августа 2010 г. № ШС-07-3/215@).

Таким образом, при применении упрощенной системы субсидии на содействие самозанятости и создание рабочих мест учитываются для определения налоговой базы, если:

  • по окончании третьего налогового периода средства не израсходованы в полном объеме;
  • нарушены условия их предоставления.

Если предприятие применяет объект налогообложения «доходы», то руководствоваться нужно теми же нормами, что и при объекте «доходы минус расходы».

С. Хвостова ,
заместитель практики ООО Аудиторско-консалтинговая фирма «Экспертный центр “Партнеры”»

На приобретение жилья, его строительство и ремонт граждане страны вправе получать субсидии, предоставление которых предусматривается некоторыми федеральными проектами, программами субъектов РФ и местных органов самоуправления. В статье расскажем про налоговый вычет при использовании субсидии, рассмотрим, каков порядок его оформления, возможные причины отказа.

Понятие имущественных субсидий и требования к их получению

Под субсидиями подразумеваются денежные средства, выделяемые государством гражданам страны безвозмездно для того, чтобы те смогли сделать лучше теперешние жилищные условия. Предоставление подобной помощи зависит от:

  • общей суммы доходов, которыми располагает семья;
  • количества ее членов;
  • факта наличия недвижимости в собственности или отсутствия таковой;
  • цены кв. м жилья в конкретном населенном пункте;
  • площади в расчете на одного члена семьи.

Влияют также такие факторы:

  1. Возможность самостоятельной оплаты первого взноса.
  2. Возраст членов семьи, где они работают или учатся.
  3. Сколько на иждивении детей до 18.

Направления использования налогового вычета

Право на обретение льготы, а именно, частичного возврата денег при приобретении жилья, зафиксировано законодательством. Благодаря возвращенному налогу можно покрыть некоторую часть уплаченных средств на:

  1. Постройку нового дома.
  2. Покупку земли, на которой он стоит.
  3. Приобретение жилой недвижимости или доли в ней.
  4. Оплату процентов по взятым на покупку или строительство жилья займам, кредитам.

Важно! Построенный (купленный) дом или квартира, земля должны располагаться в пределах РФ.

Как рассчитать сумму вычета с учетом субсидии

Вычет рассчитывается по той же ставке, что и НДФЛ – 13%. Основой для его определения выступает:

  • Стоимость жилищного объекта.
  • Затраты на стройматериалы, составление проектов и смет, подключение ко всем коммуникациям или создание собственных (автономных) источников энергии, используемых в современном быту.
  • Затраты на погашение ипотеки (проценты).

Величина налогового вычета не превышает два миллиона рублей. Денежная сумма, которую возможно вернуть, построив жилье или купив его – 260 тыс. руб. (2 млн.·13%). Если недвижимость приобретена парой, находящейся в официальном браке, то на вычет могут претендовать оба супруга. Его сумма, как правило, распределяется пропорционально объему дохода каждого из них. При расчете льготы учитываются только средства собственные, потраченные гражданином. Сумма субсидий вычитается.

Пример 1. В 2016 Лавров С. Ю. выкупил квартиру в новом доме за 3 млн. руб. Его заработок за тот же год составил 600 тыс., уплачено НДФЛ – 78 тыс., выделена субсидия в сумме 180 тыс. руб.

  • Сумма НДФЛ, подлежащая возврату, составляет 260-180 = 80 тыс.
  • За 2016 он сможет получить на свой счет 78 тыс. руб., остаток (2 тыс.) – в 2018.

Причины отказа в налоговом вычете

Претендовать на вычет возможно при соблюдении таких условий:

Рассчитывать на возврат части подоходного налога могут не все. Государственные органы не предоставят вычет по таким причинам:

Причины отказа Пояснение
Покупатель и продавец находятся в близком родстве С точки зрения госорганов, жилье не уходит за пределы семьи. Наличие подобной сделки между взаимозависимыми гражданами рассматривается как попытка неправомерной экономии
Жилье приобретено работодателем В случае вложения несобственных средств в недвижимость вычет невозможен
Использование при проведении покупки сертификата, военной ипотеки, материнского капитала, субсидии При определении льготы не принимаются в расчет суммы, полученные от государства.

На собственные вложенные средства, если они использовались как доплата, вычет распространяется

Отдельные категории граждан В вычете откажут:
  • студентам;
  • военнослужащим;
  • сиротам до 24 лет;
  • нерезидентам РФ, которые не платят НДФЛ в казну страны
Квартира подарена Она получена без вложения собственных средств, поэтому вычет неуместен
Недвижимость купили с коммерческими целями Цель покупки – извлечение дохода, а не улучшение условий проживания
Дом или квартира оформляются на безработного Гражданин не платит НДФЛ. Зачем же возвращать то, что не поступило в казну?

Важно! Возвращать НДФЛ разрешено неоднократно. Если сумма уплаченного налога за год не дотягивает до 260 тыс. руб., остаток не сгорает, как было до 2014 года, а перечислится в следующие периоды.

Оформления налогового вычета: порядок

Последовательность действий включает прохождение нескольких этапов:

Этапы Комментарий
I. Уточнение права на получение вычета Не помешает ознакомиться с возможными причинами отказа, чтобы не создавать себе лишних проблем
II. Изучение особенностей льготы, если квартира – новостройка При оформлении соглашения долевого участия необходимо подождать, пока жилье построят, сдадут жильцам, и будет оформлено право собственности. Отправной момент – оформление акта на прием-передачу квартиры
III. Принятие решения о том, как оформить льготу Оформление льготы возможно через:
  • работодателя;
  • налоговую.
IV. Подготовка пакета документов Отправка специалистам налогового органа
Ожидание результата и поступления денег на собственный счет в банковском учреждении

У собственника новенькой, только построенной квартиры, появляется право на получение субсидии и оформление налогового вычета на ремонт. Покупать жилье на первичном рынке можно без опаски, поскольку вычет налогов практически обеспечен (при соблюдении всех остальных критериев, о которых сказано выше).

Способы оформления налогового вычета

Представить документы на получение налогового вычета возможно несколькими способами:

Способы оформления льготы Особенности Плюсы Минусы
Вычет от работодателя Возврат денег по месту работы Сэкономленное время;

Незамедлительное получение денег;

Увеличение дохода ежемесячно на 13%;

Документы рассматриваются в налоговой до 30 дней

Поступление средств частями;

Оформление большего количества документов;

Работа в течение года не на одного работодателя;

Возможность повторного оформления вычета, если за год не возвращена вся сумма

Вычет от налоговой инспекции Предоставление документов лично Единовременное получение годовой суммы уплаченных ранее налогов Ожидание в несколько месяцев;

Рассмотрение представленных документов 3 месяца

Через почту (обычную или электронную) Использование средств связи Отсутствие необходимости личного присутствия в налоговой Морока с получением усиленной электронной подписи в удостоверяющем центре;

Вероятность забыть какой-то документ

Для того, чтобы реально рассчитывать на частичный возврат налога, человек должен сам заплатить за жилье. Это означает, что у него имеется счет в банке, с которого и проводятся все расчеты. Если это невозможно, следует оформить поручение или доверенность на перевод средств. В этом случае представителем налогоплательщика будет юридический держатель денег.

Поручение или доверенность следует представить в налоговую. Возврат НДФЛ возможно получить сразу за три (но не более) года. Важно! Наиболее оптимальным отрезком времени для обращения в налоговую выступает февраль-март. Этот период отличается сравнительно небольшой загруженностью специалистов.

Порядок оформления имущественного вычета

Перечень документов, необходимый для того, чтобы оформить вычет налогов, солидный. Для получения права на льготу нужно подготовить:

  1. Паспорт.
  2. Справка 2-НДФЛ (от всех работодателей, если было несколько рабочих мест).
  3. Документ, подтверждающий покупку.
  4. Акт приема-передачи собственнику дома или квартиры.
  5. Свидетельство регистрации права собственности.
  6. Заявление на получение льготы.

При выплате вычета работодателем, дополнительно необходимо подготовить:

  • Уведомление руководителю.
  • Все реквизиты работодателя.

При предоставления заявления на вычет в налоговую, нужны:

  • Банковские реквизиты и заявление о перечислении на них вычета.
  • Декларация по ф. 3-НДФЛ. Читайте также статью: → « ».

В случае покупки дома или квартиры в общую собственность, необходимы и такие документы:

  • Брачное свидетельство.
  • Заявление о необходимости распределить вычет между супругами.

При оформлении покупки на человека, вышедшего на заслуженный отдых, понадобится пенсионное удостоверение. Возврат налога за ребенка, не достигшего 18, нуждается в предъявлении свидетельства о его рождении и о праве на собственность. Рассчитывая на льготу относительно денежных средств по уплаченным процентам, нужно иметь в наличии:

  • Заверенную копию кредитного договора.
  • Справку (оригинал) об удержанной сумме по процентам за год.

Не исключено, что по требованию налогового инспектора придется представить выписки, чеки, другие документы, подтверждающие величину оплаты кредита.

За какие годы оформляется налоговый вычет в 2018 году

Право на получение льготы сохраняется три года, для пенсионеров – четыре. Недвижимость может быть приобретена и более трех лет назад. Следует учитывать такие нюансы:

  1. Подавать пакет документов позволяется с того года, в котором было оформлено право на выкупленное жилье.
  2. Когда пройдет три года после получения документов собственника, в справке для вычета следует указывать заработки этого периода, а для пенсионеров – доход последних четырех лет.

Форма 3-НДФЛ в 2017 году оформляется за доходами 2014-2016, для пенсионеров (и неработающих, и работающих) – 2013-2016 годы. Бланки 3-НДФЛ меняются ежегодно. Оформление налогового вычета за текущий год станет возможным только в 2018. По заработку за 2017 документы на льготу подаются до 2020 года включительно.

Топ-5 популярных вопросов по вычетам

Вопрос №1. Семья выполнила ремонт в новом доме в 2016 году, а двумя годами раньше она оформила право собственности – в 2014. Насколько реально получить возврат налогов?

Вычет на покрытие стоимости ремонта возможен тогда, когда в соглашении на покупку оговорено, что дом продавался без отделки.

Вопрос №2. Когда подается заявление и остальные документы на возвращение уплаченного налога касательно кредитных процентов? Ежегодно?

Допускается подача документов единожды за несколько лет. Тогда в декларацию включаются все проценты, которые пришлось отдать за эти годы. Так поступать выгодно при полном использовании основного вычета. При этом сумма процентов, которые выплачиваются по ипотеке, сравнительно небольшая.

Вопрос №3. Совершеннолетний ребенок имеет право на то, чтобы писать заявление на получение налогового вычета?

После достижения совершеннолетия человек вправе претендовать на льготу в общем порядке. Как только пройдет год после того, как ребенок начнет получать доход и платить налоги, можно оформлять вычет.

Вопрос №4 . Квартира находится в собственности двоих. Кто вправе получить вычет налога?

Все собственники, купившие долю за личные средства, может оформлять вычет. Его величина зависит от суммы вложенных денег.

Вопрос №5. Квартира новостройке приобретена в 2016 году. Подавать в налоговую декларацию необходимо за какой год?

Форма 3-НДФЛ всегда предоставляется по итогам минувшего года. В данной ситуации ее следует подавать в начале 2017. Вычет, вне зависимости от того, в каком именно месяце сделана покупка, будет предоставлен за весь год.

Современные цены на жилую недвижимость переваливают за семизначные числа. По сравнению с ними величина налогового вычета в 260 тыс. не кажется значительной. Но ее достаточно на частичную оплату ремонта. К тому же, деньги гражданину будут платить налоговые органы. Обычно, они только отбирают.

М. Градов,
налоговый консультант

Федеральным законом от 07.03.2011 N 23-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки" установлен новый порядок налогообложения субсидий, получаемых организациями и индивидуальными предпринимателями в рамках специальных программ финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Об этом читайте в данной статье.

В частности, ст. 223 гл. 23 НК РФ дополнена новым п. 4 ст. 271 и 273 гл. 25 НК РФ - новыми пп. 4.3 и 2.3 соответственно, внесены изменения в подп. 1 п. 5 ст. 346.5 и п. 1 ст. 346.17 НК РФ.

Закон N 23-ФЗ вступил в силу 11 марта 2011 года. При этом в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 23-ФЗ указанные изменения и дополнения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Таким образом, с 1 января 2011 года организациями и индивидуальными предпринимателями применяется новый порядок учета доходов и расходов в отношении субсидий, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств регионального или местного бюджета в соответствии с Федеральным законом от 24.04.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).

При этом ст. 69 Бюджетного кодекса РФ предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий организациям и индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг.

Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии организациям и индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

***

С 1 января 2011 года организациями и индивидуальными предпринимателями применяется новый порядок учета доходов и расходов в отношении субсидий, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств регионального или местного бюджета.


***

Ранее НК РФ не предусматривалось никаких особенностей учета для целей налогообложения получаемых организациями и индивидуальными предпринимателями в рамках специальных программ финансовых средств, поэтому такие денежные средства учитывались в полном объеме в составе налогооблагаемых доходов в том налоговом периоде, в котором были получены. В результате такого "пробела" в законодательстве о налогах и сборах часть сумм полученных субсидий фактически возвращалась в бюджет в виде уплаченных организациями и индивидуальными предпринимателями налогов. В этой связи эффективность финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства существенно снижалась, что приводило к возникновению споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Таким образом, денежные средства в виде субсидий, полученные организациями и индивидуальными предпринимателями до 1 января 2011 года, на основании Закона N 209-ФЗ подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Кроме того, необходимо учитывать, что субсидии, выделяемые из бюджетной системы Российской Федерации индивидуальным предпринимателям, в т.ч. применяющим специальные налоговые режимы в порядке, предусмотренном гл. 26.1, 26.2 и 26.3 НК РФ, следует классифицировать как иные доходы, полученные налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями в результате осуществления ими деятельности в Российской Федерации, которые на основании ст. 208 и 209 НК РФ являются объектом обложения НДФЛ в порядке, установленном гл. 23 НК РФ (соответствующие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27.07.2010 N 03-11-09/65, доведенном ФНС России до налоговых органов).

Перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ, установлен ст. 217 НК РФ.

Субсидии, выделяемые индивидуальным предпринимателям из бюджетной системы Российской Федерации на реализацию предпринимательских проектов и возмещение произведенных в связи с этим затрат, не включены в перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ. В этой связи полученные налогоплательщиками до 1 января 2011 года субсидии подлежат обложению этим налогом в общеустановленном порядке по налоговой ставке 13%.

***

Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные индивидуальными предпринимателями, применяющими общий режим налогообложения, а также специальные налоговые режимы отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но в течение не более двух налоговых периодов со дня получения субсидий.


***

С учетом вышеизложенного у таких индивидуальных предпринимателей на основании подп. 1 п. 1, пп. 2-4 ст. 228 и п. 1 ст. 229 НК РФ возникает обязанность в срок до 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представить в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию по НДФЛ и уплатить в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, исчисленную с полученной субсидии сумму НДФЛ.

В случае неисполнения налогоплательщиком в установленный Кодексом срок обязанности по уплате налога на неуплаченную сумму налога начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ.

С 1 января 2011 года порядок учета полученных субъектами малого и среднего предпринимательства субсидий существенно изменен.

В частности, согласно новому п. 4 ст. 223 гл. 23 НК РФ средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные индивидуальными предпринимателями, применяющими общий режим налогообложения, а также специальные налоговые режимы отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но в течение не более двух налоговых периодов со дня получения субсидий.

Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, то разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

***

В случае приобретения за счет средств финансовой поддержки объектов амортизируемого имущества данные средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов по мере признания расходов на приобретение объектов амортизируемого имущества в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.


***

Вместе с тем указанный порядок учета средств финансовой поддержки не распространяется на случаи приобретения за счет средств субсидий амортизируемого имущества.

В случае приобретения за счет средств финансовой поддержки объектов амортизируемого имущества данные средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов по мере признания расходов на приобретение объектов амортизируемого имущества в порядке, установленном гл. 25 НК РФ. Таким образом, установленное ограничение (не более двух налоговых периодов со дня получения субсидий) на такие случаи не распространяется.

Аналогичный порядок установлен и для организаций, применяющих общий режим налогообложения, а также для субъектов малого и среднего предпринимательства, уплачивающих ЕСХН и единый налог в связи с применением УСН. Кроме того, указанный порядок учета полученных субсидий применяется налогоплательщиками, перешедшими на применение УСН с объектом налогообложения "доходы", при условии ведения ими учета полученных сумм финансовой поддержки.