Что значит постановление о возбуждении исполнительного производства. Порядок возбуждения исполнительного производства. Повторное возбуждение исполнительного производства

В постановлении о возбуждении исполнительного производства можно условно выделить три части:

    Вводную , в которой указывается:

наименование подразделения судебных приставов и его адрес, дата вынесения постановления, должность, фамилия и инициалы судебного пристава-исполнителя, вынесшего постановление, вид и дата поступления исполнительного документа, послужившего основанием для возбуждения исполнительного производства.

    Мотивировочную , где судебный пристав-исполнитель делает ссылку на закон (ст. 30 Закона), на основании которого совершается процессуальное действие, и мотивы, по которым он считает необходимым возбудить исполнительное производство. При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника иных ограничений, предусмотренных законом, судебный пристав-исполнитель указывает здесь же мотивы такого отказа.

    Резулятивную , содержащую непосредственно само решение о возбуждении исполнительного производства.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства по первично представленному к исполнению исполнительному документу судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в этом документе требований, предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий. Этот срок не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Минимальный срок на добровольное исполнение законом не ограничен и устанавливается на усмотрение судебного пристава-исполнителя. Однако если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Здесь же разъясняется порядок обжалования в порядке подчиненности должностному лицу службы судебных приставов и оспаривания в суде.

Постановление о возбуждении исполнительного производства подписывается судебным приставом-исполнителем, и его копия направляется не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Это постановление может быть оспорено в суде в десятидневный срок . При этом заявление об оспаривании постановления о возбуждении исполнительного производства по исполнительным документам, выданным арбитражными судами, подается в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, в районе деятельности которого судебный пристав-исполнитель выполняет свои обязанности, а в остальных случаях - в суд общей юрисдикции.

2. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом . Взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

2.1. Заявление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительных документов, указанных в частях 1 , , и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее шести месяцев после дня окончания исполнительного производства либо ранее указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника. Заявление о возбуждении исполнительного производства на основании других исполнительных документов, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее двух месяцев после дня окончания исполнительного производства либо до истечения указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника.

3. Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

4. Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению - в день их получения.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Запрос центрального органа о розыске ребенка направляется центральным органом, назначенным в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации, в структурное подразделение судебных приставов-исполнителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов по последнему известному месту жительства или месту пребывания лица, с которым может находиться ребенок, или по местонахождению имущества этого лица либо по последнему известному месту пребывания ребенка.

6. Основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам в случае прекращения исполнительного производства в соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

7.1. Заявление взыскателя и исполнительный документ, содержащий требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, либо запрос центрального органа о розыске ребенка передаются судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем их поступления в подразделение судебных приставов.

8. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

9. При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.

10. Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия - другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

11. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных и настоящего Федерального закона.

12. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом .

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:

2) при последующих предъявлениях исполнительного документа;

3) по исполнительному документу о конфискации имущества;

4) по исполнительному документу об отбывании обязательных работ;

5) по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению;

6) по исполнительному документу о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

7) по запросу центрального органа о розыске ребенка;

8) по исполнительному документу, выданному судами общей юрисдикции и арбитражными судами в отношении иностранного государства.

(см. текст в предыдущей редакции)

14.1. Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащих ему имущества , доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога.

14.2. Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает должника об установлении в отношении его временных ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при неисполнении в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе. статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

  • История развития экономического правосудия в России
    • Развитие торгового судопроизводства и законодательства в России в XVII-XVIII вв.
    • Судопроизводство в коммерческих судах России в XIX - начале XX в.
    • Развитие арбитражного судопроизводства в России в XX в.
  • Сущность арбитражного процесса. Основные понятия
    • Арбитражный процесс в Российской Федерации: понятие и задачи
    • Арбитражный процесс как отрасль юридической науки
    • Арбитражный процесс как отрасль российского права
  • Источники арбитражного процессуального права
    • Нормы права в общей системе законодательных актов
    • Понятие и значение источников арбитражного процессуального права
    • Классификация источников арбитражного процессуального права
  • Субъекты арбитражного процесса
    • Арбитражные суды в Российской Федерации
    • Компетенция арбитражных судов Российской Федерации
    • Участники арбитражного процесса
    • Участие прокурора в арбитражном процессе
  • Принципы арбитражного процесса
    • Общие судоустройственные принципы арбитражного процесса
    • Общие судопроизводственные принципы арбитражного процесса
  • Доказательства и доказывание в арбитражном суде
    • Понятие и виды доказательств в арбитражном процессе
    • Доказывание в арбитражном процессе
  • Обеспечительные меры в арбитражном процессе
    • Понятие и значение обеспечительных мер в арбитражном процессе
    • Виды обеспечительных мер в арбитражном процессе
  • Процессуальные документы, сроки и расходы
    • Понятие и виды процессуальных документов в арбитражном процессе
    • Понятие и виды процессуальных сроков в арбитражном процессе
    • Понятие и виды процессуальных расходов в арбитражном процессе
  • ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
  • Иск и право на иск в арбитражном процессе. Иск и исковое производство
    • Понятие и виды иска в арбитражном процессе
    • Особенности искового производства в арбитражном процессе
  • Производство в арбитражном суде первой инстанции
    • Порядок возбуждения дел в арбитражных судах
    • Условия принятия искового заявления в арбитражном суде
  • Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном суде
  • Судебное разбирательство
    • Состав арбитражного суда и судебное заседание
    • Судебные извещения и вызовы в арбитражном процессе
    • Примирительные процедуры арбитражного суда
    • Приостановление производства по делу в арбитражном суде
    • Оставление искового заявления без рассмотрения. Прекращение производства по делу в арбитражном суде
    • Протокол судебного заседания арбитражного суда
  • Решения и определения арбитражного суда
    • Решения арбитражного суда
    • Определения арбитражного суда
    • Проверка законности и обоснованности решений и определений арбитражного суда
  • Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений
  • Особенности производств в арбитражном суде по отдельным категориям дел
  • Производство в арбитражном суде апелляционной инстанции
    • Срок подачи, форма и содержание апелляционной жалобы в арбитражном суде
    • Порядок производства в арбитражном суде апелляционной инстанции
  • Производство в арбитражном суде кассационной инстанции
    • Сроки, форма и содержание кассационной жалобы в арбитражном суде
    • Порядок производства в арбитражном суде кассационной инстанции
  • Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора
    • Понятие и задачи производства по пересмотру судебных актов в порядке надзора
    • Порядок производства по пересмотру судебных актов в порядке надзора в арбитражном процессе
  • Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам
    • Понятие и задачи производства по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам
    • Порядок производства по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам
  • Производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов
    • Судебные акты и исполнительные листы в арбитражном процессе
    • Участники исполнительного производства
    • Порядок исполнительного производства
    • Исполнительные действия и меры принудительного исполнения
    • Особенности применения отдельных мер принудительного исполнения
    • Защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительских действий
  • Разрешение экономических споров третейскими судами
    • Понятие и значение разрешения экономических споров третейскими судами
    • Порядок производства по разрешению экономических споров третейскими судами
  • Рассмотрение арбитражным судом дел об административных правонарушениях
    • Понятие и значение производства по рассмотрению арбитражным судом дел об административных правонарушениях
    • Порядок производства по рассмотрению арбитражным судом дел об административных правонарушениях
  • Производство по делам с участием иностранных лиц
    • Понятие и значение арбитражного производства по делам с участием иностранных лиц
    • Порядок арбитражного производства по делам с участием иностранных лиц
  • Производство в международных коммерческих арбитражах
    • Компетенция и состав международных коммерческих арбитражей
    • Деятельность международных коммерческих арбитражей в Российской Федерации
    • Организационные основы судебного разбирательства в МКАС
    • Порядок производства в МКАС

Порядок исполнительного производства

Арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

Установленные законом общие правила исполнительного производства действуют как при обращении взыскания на имущество граждан, так и на имущество организаций, как при исполнении исполнительных документов по спорам имущественного, так и неимущественного характера.

Исполнительное производство развивается по этапам (стадиям):

  • возбуждение исполнительного производства;
  • совершение исполнительных действий;
  • окончание исполнительного производства.

1. Возбуждение исполнительного производства (ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено ФЗ «Об исполнительном производстве».

С этой целью взыскатель должен подать заявление вместе с исполнительным документом по месту совершения исполнительных действий. Местом совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения является место жительства, место пребывания или место нахождения имущества должника, если должником является гражданин. Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.

Требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от совершения определенных действий, исполняются по месту совершения этих действий.

Возбужденные в отношении одного должника несколько исполнительных производств имущественного характера, а также возбужденные в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя объединяются в сводное исполнительное производство.

Исполнительное производство может быть возбуждено и без заявления взыскателя:

  1. по инициативе судебного пристава-исполнителя, если взыскиваются расходы по совершению исполнительных действий, исполнительский сбор и штрафы;
  2. в случае исполнения поручения другого судебного пристава-исполнителя;
  3. когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ непосредственно судебному приставу-исполнителю.

После поступления исполнительного документа и заявления взыскателя в службу судебных приставов они в трехдневный срок передаются судебному приставу-исполнителю для возбуждения производства. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

В тех случаях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, он немедленно передается приставу-исполнителю, который должен возбудить исполнительное производство или отказать в возбуждении в течение суток.

Законом об исполнительном производстве (ст. 31) установлены случаи, когда исполнительное производство не возбуждается. Основания для отказа можно подразделить на две группы.

К первой относятся основания, которые позволяют вновь предъявить исполнительный документ после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства.

  • исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем.
  • исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий.
  • истек срок предъявления исполнительного документа, и он не восстановлен судом.
  • документ не является исполнительным либо оформлен с нарушением требований, предъявляемых к исполнительным документам.
  • не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ; исключение составляют случаи немедленного исполнения.

Ко второй группе относятся основания для отказа в возбуждении исполнительного производства, которые не позволяют вновь предъявлять исполнительный документ к исполнению:

  • исполнительное производство уже было ранее прекращено по данному исполнительному документу.
  • исполнительное производство по данному исполнительному документу было окончено ранее.
  • исполнительный документ не подлежит исполнению службой судебных приставов.

Об отказе в возбуждении исполнительного производства пристав-исполнитель выносит постановление.

Когда исполнительное производство возбуждено, должнику дается срок на добровольное исполнение , который не может превышать пяти дней. В соответствии с ч. 2 ст. 15 ФЗ «Об исполнительном производстве» в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Вместе с тем Закон указывает случаи, когда пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения:

  1. при окончании основного исполнительного производства, если судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, о взыскании исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем;
  2. при последующих предъявлениях исполнительного документа:
    • о восстановлении на работе;
    • об административном приостановлении деятельности;
    • о конфискации имущества;
  3. по исполнительному документу об обеспечительных мерах.

В случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, с должника взыскивается исполнительский сбор.

Исполнительский сбор - денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный дня добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (зачисляется в федеральный бюджет).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере 7% подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 500 руб. с должника-гражданина и 5 тыс. руб. с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере 500 руб., с должника-организации - 5 тыс. руб.

Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имуществе иного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на 1/4. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Законодательством (ч. 5 и 10 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве») предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, в которых исполнительский сбор взысканию не подлежит, а также исчерпывающий перечень случаев, в которых взысканный исполнительский сбор подлежит возврату должнику в полном объеме - в случаях отмены: судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ; исполнительного документа; постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 550 утверждены Правила возврата должнику исполнительского сбора.

Копии постановления о возбуждении и отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее следующего дня направляются взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

2. Совершение исполнительных действий . Судебный пристав-исполнитель совершает действия и применяет меры принудительного исполнения в пределах своей территориальной компетенции.

При необходимости совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую его полномочия не распространяются, он вправе поручить совершение этих действий соответствующему судебному приставу-исполнителю.

В соответствии со ст. 35 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительные действия совершаются в рабочие дни с 6.00 до 22.00 по местному времени. Конкретное время совершения исполнительных действий определяется судебным приставом-исполнителем. Взыскатель и должник вправе предложить судебному приставу-исполнителю удобное для них время.

Исключением из этих правил является необходимость совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения в нерабочие дни или в рабочие дни с 22.00 до 6.00. Это допускается в случаях, когда:

  • создается угроза жизни и здоровью граждан;
  • исполнение связано с проведением выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления; когда исполняются требования об обеспечении иска;
  • взыскание обращается на имущество, подвергающееся быстрой порче.

В перечисленных случаях судебный пристав-исполнитель должен получить письменное разрешение старшего судебного пристава, который, в свою очередь, должен незамедлительно уведомить об этом главного судебного пристава субъекта РФ.

Закон устанавливает сроки на совершение исполнительных действий. Как правило, требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

При наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий (болезнь должника, имущественное положение сторон, отсутствие присужденного имущества в натуре и другие заслуживающие внимания обстоятельства), может возникнуть необходимость в отсрочке пни рассрочке исполнения или изменении способа и порядка исполнения.

Вопрос о предоставлении отсрочки и рассрочки или об изменении способа и порядка исполнения решается лицом, выдавшим исполнительный документ. Стороны исполнительного производства или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться к лицу, выдавшему исполнительный документ, с заявлением об отсрочке или рассрочке его исполнения или об изменении способа и порядка исполнения.

Арбитражный суд рассматривает данное заявление по правилам ст. 324 АПК РФ. Вопросы решаются в судебном заседании. Взыскатель, должник, пристав-исполнитель извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не препятствует рассмотрению заявления.

Предоставляя рассрочку или отсрочку, суд, при наличии заявления должника или взыскателя, может решить вопрос об индексации взыскиваемых сумм на день исполнения решения суда.

Определение суда (арбитражного суда) о предоставлении отсрочки, рассрочки, об исполнении способа исполнения решения может быть обжаловано.

Отложение исполнительных действий - это перенос исполнительных действий и мер принудительного исполнения на более позднее число. Судебный пристав-исполнитель может отложить исполнительные действия по заявлению взыскателя или по собственной инициативе и обязан отложить исполнительные действия по определению суда (ст. 38 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Максимальные сроки отложения установлены только для судебного пристава-исполнителя: не более 10 дней. Процессуальным же законодательством предельные сроки отложения не устанавливаются. В связи с этим суд (арбитражный суд) может откладывать исполнительные действия и на более длительные сроки; при этом в судебном акте должна быть указана дата, до которой откладываются исполнительные действия.

Отложение производится при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий. Это может быть, к примеру, временное отсутствие кого-либо из должников.

Законодательством предусмотрено и приостановление исполнительного производства.

Приостановление исполнительного производства это прекращение исполнительных действий на неопределенный срок, на основании случаев, указанных в законе.

Приостановление исполнительного производства регулируется как нормами арбитражного процессуального (ч. 1 ст. 327 АПК РФ) законодательства, так и Законом об исполнительном производстве (ст. 39-42).

При приостановлении никакие исполнительные действия не допускаются в той части, в какой исполнительное производство приостановлено.

Исполнительное производство может быть приостановлено как полностью, так и в части.

Приостановление исполнительного производства может быть произведено как судом (арбитражным судом), так и судебным приставом - исполнителем. Основания для приостановления установлены Законом об исполнительном производстве.

Выделяют обязательное и факультативное приостановление исполнительного производства судом и судебным приставом- исполнителем. Так, обязательные основания для приостановления исполнительного производства судом предусмотрены в ч. 1 ст. 39 Закона об исполнительном производстве, это, например, в случае оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Основания для факультативного приостановления исполнительного производства предусмотрены в ч. 2 ст. 39 Закона об исполнительном производстве, это, например, в случае нахождение должника в длительной служебной командировке и др. Законом об исполнительном производстве также предусмотрены как обязательные, так и факультативные основания для приостановления исполнительного производства судебным приставом-исполнителем (ст. 40).

Главный судебный пристав РФ, главный судебный пристав субъекта РФ и их заместители вправе приостановить исполнительное производство в случае поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных им должностных лиц службы судебных приставов (ч. 3 ст. 40 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Исполнительное производство приостанавливается судом или судебным приставом-исполнителем до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства.

Суд или судебный пристав-исполнитель возобновляет приостановленное исполнительное производство после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.

В законодательстве предусмотрены две формы окончания исполнительного производства без реального исполнения:

  1. прекращение исполнительного производства;
  2. возвращение исполнительного документа.

Прекращение исполнительного производства - окончание производства без реального исполнения (полностью или частично) исполнительного документа, при котором взыскатель лишается права на повторное предъявление этого документа к исполнению.

Прекращение исполнительного производства не является исключительной прерогативой суда общей юрисдикции или арбитражного суда: правом прекратить исполнительное производство наделяется и судебный пристав-исполнитель (ст. 327 АПК РФ, ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Исполнительное производство прекращается судом в случаях :

  1. смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;
  2. утраты возможности исполнения документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);
  3. отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;
  4. в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях :

  1. принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;
  2. принятия судом отказа взыскателя от взыскания;
  3. утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;
  4. отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
  5. отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;
  6. прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ.

При прекращении исполнительного производства все назначенные меры по исполнению отменяются судебным приставом-исполнителем. Прекращенное исполнительное производство не может быть возбуждено вновь.

Вопрос о прекращении исполнительного производства решает арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, либо суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель (ч. 1 ст. 45 ФЗ «Об исполнительном производстве», ч. 2 ст. 327 АПК РФ) в десятидневный срок.

Судебным приставом-исполнителем заявление о прекращении исполнительного производства рассматривается в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления. По результатам рассмотрения заявления судебный пристав-исполнитель выносит постановление о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в приостановлении или прекращении исполнительного производства.

Возвращение исполнительного документа взыскателю - окончание исполнительного производства, при котором взыскатель не лишается права на повторное предъявление исполнительного документа к исполнению.

Исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю:

  1. по заявлению взыскателя;
  2. если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена;
  3. при невозможности установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда Федеральным законом «Об исполнительном производстве» предусмотрен розыск должника или его имущества;
  4. если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными;
  5. когда взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное при исполнении исполнительного документа;
  6. если взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа (ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.

Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока предъявления исполнительных документов к исполнению, установленного Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

3. Окончание исполнительного производства . Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (ст. 47) устанавливает основания окончания исполнительного производства.

Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях:

  1. фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;
  2. фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;
  3. возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве»;
  4. возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;
  5. направления исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другое;
  6. ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 ФЗ «Об исполнительном производстве»;
  7. признания должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 ФЗ «Об исполнительном производстве»;
  8. направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;
  9. истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных ч. 9 ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве») независимо от фактического исполнения этого акта.

Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:

  1. взыскателю и должнику;
  2. в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;
  3. в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;
  4. в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.

Все постановления пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства и иными лицами, чьи права и интересы нарушены, в порядке подчиненности или оспорены в суде.

В главе 16 Федерального закона «Об исполнительном производстве» регулирует расходы по совершению исполнительных действий.

Расходы по совершению исполнительных действий - денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.

К расходам по совершению исполнительных действий относятся денежные средства, затраченные на:

  • перевозку, хранение и реализацию имущества должника;
  • вознаграждение за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий, и компенсацию понесенных ими, а также понятыми расходов;
  • перевод (пересылку) взыскателю денежных средств;
  • розыск должника, его имущества, розыск ребенка;
  • проведение государственной регистрации прав должника;
  • совершение других необходимых действий в процессе исполнения исполнительного документа (ст. 116 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Расходы по совершению исполнительных действий возмещаются федеральному бюджету, взыскателю и лицам, понесшим указанные расходы, за счет должника.

В случае прекращения исполнительного производства из-за отмены судебного акта, или из-за отмены или признания недействительным исполнительного документа расходы по совершению исполнительных действий относятся на счет федерального бюджета.

Взыскание с должника расходов по совершению исполнительных действий, отнесение их на счет федерального бюджета в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», а также возмещение расходов лицу, которое их понесло, производятся на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом.

Эффективность судебной защиты и защиты прав, которые осуществляются различными юрисдикционными органами, во многом зависит от исполнительного производства, завершающего стадию гражданского процесса. Именно максимальное обеспечение реального исполнения решений и актов, принимаемых судами и другими органами, создает возможность объективной защиты интересов граждан и организаций. Принятие специального самостоятельного закона об исполнительном производстве - это путь, по которому пошло российское государство после отмены действия Гражданско-процессуального кодекса РСФСР, действовавшего с 1964 года и уже не справлявшегося с реалиями настоящего времени.

Федеральный Закон «Об исполнительном производстве» закрепил общие нормы, которые применяются во всех случаях принудительного исполнения и регулируют специфику, характерную для отдельных видов судебных актов и других постановлений юрисдикционных органов. Согласно ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», оно возбуждается судебным приставом-исполнителем, путем принятия к рассмотрению исполнительного документа, который поступил из суда или иного органа либо от взыскателя.

Ст. 11 ФЗ «Об исполнительном производстве» регламентирует порядок его возбуждения.

Первый этап возбуждения исполнительного производства начинается с принятия к исполнению исполнительного документа судебным приставом-исполнителем. После чего пристав-исполнитель обязан вынести постановление о возбуждении исполнительного производства. При условии первичного поступления исполнительного листа в службу судебных приставов, устанавливается срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований. В обязательном порядке судебный пристав-исполнитель уведомляет должника об установленном сроке добровольного исполнения и о взыскании с должника исполнительного сбора и расходов в случае не выполнения им требований исполнительного листа. После этого копии постановления о возбуждении исполнительного производства направляются должнику, взыскателю и в суд.

Срок добровольного исполнения начинается с момента получения должником постановления от судебного пристава-исполнителя.
Свое заявление и исполнительный лист взыскатель может подавать лично судебному приставу-исполнителю, а так же может воспользоваться услугами почты, отправив необходимые документы заказным письмом. После получения приставом-исполнителем заявления и исполнительного листа он обязан в трехдневный срок возбудить исполнительное производство. Отправка копии постановления о возбуждении исполнительного производства согласно п. 17 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» производиться не позднее дня следующего за днем вынесения постановления.

На сегодняшний день в действующем законодательстве нет определения «исполнительный документ». Основываясь на широком смысле понятия «документ», существующего в уголовно-процессуальном законодательстве, можно сделать вывод что документ - это любое письменное доказательство или технический носитель информации. В ст. 7 ФЗ «Об исполнительном судопроизводстве» дан перечень исполнительных документов, которые являются основание для возбуждения исполнительного производства.

Исполнительные документы:

1. Исполнительный лист, который выдается судами на основании:

  • решений третейских судов и международного коммерческого арбитража;
  • судебные акты, принимаемые судами;
  • решения иностранных арбитражей или судов;
  • решения межгосударственных органов, защищающих права и свободу человека.

2. Соглашения об уплате алиментов (данный документ обязательно заверяется нотариально);

3. Судебные приказы;

4. Удостоверения комиссии по трудовым спорам, которые выдаются на основании ее решений;

5. Постановления должностных лиц или органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях;

6. Требования органов, оформленные в установленном порядке и преследующие исполнение контрольной функции о взыскании денежных средств;

7. Личные постановления судебного пристава-исполнителя;

8. Постановления других органов; (только в тех случаях, что предусмотрены федеральным законом).

Приведенный выше перечень не является исчерпывающим.

В связи с выдачей исполнительного документа сразу по нескольким актам юрисдикции оснований для исполнения существует гораздо больше, чем самих исполнительных документов.

ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», а именно ст. 31 содержит в себе основания для отказа в возбуждении исполнительного производства. Такими основаниями являются:

  • отсутствие заявления или подписи в заявлении взыскателя (исключение: случаи возбуждения исполнительного производства без заявления взыскателя);
  • предъявление документа не по месту совершения исполнительных действий (исключение: случаи, связанные с отсутствием сведений о конкретном подразделении);
  • истекший и не восстановленный судом срок предъявления исполнительного документа;
  • не соответствие исполнительного документа требованиям, которые предъявлены к нему в соответствии со ст. 13 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве»;
  • документ не является исполнительным;
  • повторное предъявление исполнительного документа, исполнительное производство по которому было прекращено;
  • повторное предъявление исполнительного документа, исполнительное производство по которому завершилось фактическим исполнением, заменой или отменой наказания в виде штрафа или в связи со смертью должника;
  • не вступление в законную силу судебного акта или акта другого органа либо должностного лица, являющегося исполнительным документом или на основании которого выдан сам исполнительный документ (исключение: исполнительные документы, подлежащие немедленному исполнению);
  • документ не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов в соответствии с российским законодательством.

Согласно ФЗ при отказе в возбуждении исполнительного производства копии постановления должны быть выданы или отправлены взыскателю в тот же или на следующий день, после вынесения постановления. Обжалование отказа о возбуждении исполнительного производства происходит методом подачи ходатайства взыскателем, или должником в Арбитражный суд. Расположение суда напрямую связано с местоположения судебного пристава-исполнителя. Срок на обжалование: 10 дней с момента получения отказа в возбуждении исполнительного производства.

Если вы заинтересованы тематикой исполнительного производства, советуем прочесть также " арестованное имущество ".

С уважением,
Виктория Демидова, адвокат.

В судебной практике существует такое понятие, как возбуждение исполнительного производства. Конечно, для реализации данной процедуры необходимо наличие конкретных оснований, перечень которых приведен в нормах действующего законодательства. К числу таких оснований можно отнести:

  • представление специального документа, побуждающего возбуждение, например, или инстанции;
  • заявление взыскателя, выражающего желание осуществить судебное разбирательство;
  • непосредственное распоряжение приставов, опирающееся на вышеприведенную документацию.

Само же исполнительное производство - это процесс, определенный конкретными рамками. То есть, для его реализации требуется наличие не только документов, подтверждающих целесообразность дела, но и конкретных сроков на каждой стадии разбирательства. Все это четко описано в соответствующих законодательных актах.

Кроме того, возбуждение исполнительного производства осуществляется пошагово. В связи с этим весь процесс можно разделить на отдельные этапы:

  1. В первую очередь взыскателю необходимо потребовать составление конкретного документа, выступающего основанием.
  2. Затем он выражает требование начать в виде заявления.
  3. Собранная документация передается приставам соответствующего районного подразделения. Причем следует обращаться в инстанцию, находящуюся на территории ответчика. Для удобства граждан допускается передача исполнительного листа и заявления по почте в форме Это значительно облегчает судебные тяжбы для истца, так как обычно это процесс длительный и требует огромного терпения. Ни для кого не секрет, насколько непросто порой бывает общаться с работниками канцелярии и прочими
  4. Возбуждение может быть одобрено или отклонено в течение трех рабочих дней.
  5. После вынесения окончательного решения пристав оповещает в письменной форме всех заинтересованных в деле лиц.
  6. Ответчик имеет право в течение указанного периода времени самостоятельно исполнить свои обязательства по отношению к другой стороне. Как правило, длительность срока не превышает пять рабочих дней. В противном случае должник привлекается к ответственности и обязан выплатить штраф. Обычно сумма штрафных санкций составляет около 7% от величины задолженности.

Отдельно хочется отметить принципы исполнительного производства, так как на них базируется весь процесс разбирательства. Все принципы можно разделить на группы: конституционные, межотраслевые и напрямую влияющие на исполнительное производство. Первая группа считается общей, так как данные принципы распространяются на все сферы жизни общества. К ним можно отнести:

  • абсолютное равноправие всех субъектов гражданского кодекса;
  • преобладание свобод и прав граждан. Это означает, что для государства первостепенным является максимальная защита прав человека и сохранение его свободы, если действия субъекта не противоречат другим законодательным актам;
  • ну и конечно, любому гражданину правительство должно обеспечить юридическую защиту. Особенно остро данный вопрос встает во время судебных тяжб, когда у ответчика нет возможности самостоятельно найти адвоката.

Межотраслевые - это принципы, которые отражают отдельные Хорошим примером такого принципа является требование реализовать судопроизводство на национальном языке.

Возбуждение исполнительного производства в узком смысле подчиняется определенным правилам (принципам). Правило диспозитивности предполагает, что человек имеет полное право распоряжаться принадлежащим ему имуществом по собственному усмотрению, не подчиняясь при этом третьим лицам. При взыскании задолженности в принудительном порядке ответчик имеет право на сохранение имущества или средств в минимальном размере, требуемом для покрытия расходов на содержание семьи.